Содержание

Нужно уметь давать человеку надежду / Интервью / Патриархия.ru

23 августа 2019 г. 13:58

Один из старейших по хиротонии иерархов Русской Православной Церкви, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, глава Воронежской митрополии, в августе отмечает 70-летие со дня рождения. В интервью «Журналу Московской Патриархии» владыка делится с читателями воспоминаниями о своем жизненном пути, работе в международных христианских организациях за границей, организации и становлении деятельности Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности, а также рассказывает о современной жизни Воронежской митрополии. Интервью опубликовано в  № 8, 2019 (pdf-версия).

— Владыка, Вы родились в послевоенные, тяжелые годы. Каким Вам запомнилось ваше детство?

— Детство было трудным, как и у всех тогда. Продуктовые карточки отменили за два года до моего рождения, но и два года спустя было голодно. Но этих трудностей мы, дети, тогда не замечали, детские годы для меня были счастливыми, несмотря ни на что.

Мы жили тогда в Краснозаводске, маленьком городке в 15 километрах от Сергиева Посада (тогда Загорска), и все его существование зависело от военного завода. Он был и кормилец, и поилец. Быт был заводской, можно сказать, спартанский. На этом заводе работали и мои родители. Сами они — из крестьян, выходцы из деревень Ярославской и Владимирской областей. Как это всегда было в советское время, город притягивал крестьянское население, и в силу обстоятельств им пришлось перебраться в город и перейти из крестьян в рабочий класс.

— Ваши родители смогли сохранить веру?

— Да, родители были верующими, в доме хранился молитвослов, тоненькая книжка, отпечатанная в военное время, но это и все. А вот у дедушки были и Библия, и Новый Завет. Жил он в Краснозаводске, от нас километрах в трех, и я часто бегал к нему в гости. Там, у деда, я научился церковнославянскому языку. Еще дошкольником, за руку с мамой, я ходил в храм. Лет с десяти приезжал в Троице-Сергиеву лавру один, оставался ночевать в храме, чтобы утром молиться за Литургией. К 6-му классу я уже решил, что стану священником.

— Знали ли об этом в школе?

— Бывало, мне как верующему и бойкоты ­объявляли, выставляли на общую линейку, отчитывали, торжественно снимали крестик с шеи. Но не выбрасывали его, а отдавали родителям. Такие мероприятия проводились постоянно. Но, правда, я всегда чувствовал поддержку своих друзей.

Конечно, мне было обидно и насмешки выслушивать, и на школьных линейках стоять. Нехватку понимания я восполнял в разговорах со своим дядей. Он прошел всю войну, был на Ленинградском фронте, чудом остался жив.

Мне помогали примеры, которые были перед глазами. Моим духовным отцом был архиманд­рит Тихон (Агриков), известный подвижник, молитвенник, духовник, к которому всегда шли люди — на исповедь, за советом. С ним было непросто видеться, потому что его всегда окружали люди, искавшие у него духовной поддержки. А советская власть отца Тихона не жаловала. Травили его как могли: то подсылали к нему каких-то сумасшедших женщин-кликуш, то устраивали другие скандалы, лишь бы выжить из Лавры, в которой он, кстати, был доцентом духовной академии. Так и выжили. В конце 1990-х годов отец Тихон скончался в Мытищах, прожив бо́льшую часть жизни под наблюдением милиции. Чем не мученическая судьба? Знаете, это ведь особая тема — бескровные мученики Церкви в позднесоветские годы. В лагеря их уже не ссылали, не расстреливали, но и дышать не давали…

— В 1967 году Вы стали учиться в Московской духовной семинарии. В советские годы это требовало особой целеустремленности. Насколько сложно было туда поступить?

— Надо было получить справку от священника. И не просто от одного из монахов Лавры, а от священника, который был бы известен и состоял бы у властей на хорошем счету. Тогда я пришел в Ильинскую церковь, где меня очень хорошо знали, ведь там я и вырос как верующий человек. Клирики этого храма обратились за по­мощью к настоятелю — отцу Тихону Пелеху, старцу преклонных лет, широко известному своей прозорливостью. У отца Тихона Пелеха было особое положение. Он уже столько натерпелся на своем веку и был на таком счету, что все разговоры с ним в «органах» считали ­бесполезными. И все-таки даже он поначалу колебался и боялся дать мне характеристику. Но все же согласился, написал.

С этого времени я оказался в центре внимания светских властей, только на этот раз более высокого уровня. Я был для них неудобный юнец, который портит район­ную отчетность по атеистическому воспитанию населения. До сих пор удивляюсь, как я мальчишкой мог противостоять их натиску. При поступлении в семинарию самым «страшным» из экзаменов была медицинская комиссия. У членов комиссии был на руках список абитуриентов, которых надо было «срезать». Медкомиссию я не прошел вместе с двумя бывшими военными летчиками-испытателями. Для меня оставался единственный выход: записаться на прием к ректору. Он вошел в мое положение и предложил следующий вариант: мы допускаем тебя до экзаменов, ты их сдаешь, но потом, по договоренности с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым), едешь учиться в Ленинградскую духовную семинарию. Экзамены я сдал, будучи в отдельном списке, и оказался по набранным баллам первым среди абитуриентов. Теперь все решал Ученый совет, на котором владыка Филарет без обиняков рассказал мою историю. До сих пор не знаю, кто именно из Ученого совета сказал, что никуда меня отсылать не надо — Московской духовной семинарии самой нужны способные студенты. Так я остался в Загорске.

— Вы не только учились, но и приняли монашеский постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. Какие чувства Вас связывают с этой обителью?

— Лавра, под сенью которой возрождалась Московская духовная академия, была уголком святости, оазисом чистого духа. Мне вспоминается один весьма поучительный случай и очень хороший урок, который преподал мне отец Тихон (Агриков), мой духовник, человек поистине прозорливый. Как-то во время беседы отец Тихон стал рассказывать о насельниках Лавры, об их жизни: и прежней мирской, и нынешней монашеской. Он говорил о каждом из них с чистым сердцем, искренне радуясь всему хорошему, что в них есть, и объясняя, каких порой трудов и мучений стоило этим людям сохранить, сберечь в себе искру Божию. После разговора с отцом Тихоном у меня абсолютно изменился взгляд на людей: я понял, что в каждом человеке надо искать лучшее, а не судить о нем по его ошибкам и недостаткам. Кроме того, я понял: нельзя делать ничего такого, что смущало бы других людей, и вообще надо всеми силами стремиться к жизни святой, безгрешной. Помню, как отец Тихон, подводя итог нашей беседы, сказал: «Не забудь, что у нас вся братия святая».

— Ваше пастырское служение началось в Праге в качестве представителя Русской Православной Церкви при Христианской мирной конференции. А после Вашей хиротонии во епископа Солнечногорского, викария Московской епархии, в 1985 году Вы вновь были направлены за границу — уже в Женеву. Расскажите, как проходило Ваше служение за рубежом?

— В Праге мне доводилось служить с блаженнейшим Дорофеем, митрополитом Пражским и всея Чехословакии. Он был святым человеком и, надо сказать, чурался пышности архиерейского служения. Думаю, его образ жизни объяснялся еще и тем, что храмы в Праге были невелики, священнослужителей там пребывало немного, да и верующих тоже. Так что блаженнейший часто служил сам иерейским чином. Я очень обрадовался, когда блаженнейший Дорофей благословил меня служить в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. Это кладбище русской славы, там похоронены жертвы Первой и Второй мировых войн, солдаты и офицеры Русской императорской и Советской армий. Церковь на Ольшанах построили наши эмигранты в 1924 году по благословению Святейшего Патриарха Тихона. Этот небольшой храм, выдержанный в русском стиле, сразу же стал центром жизни русской эмиграции первой волны.

Я видел надгробные памятники, читал имена, выбитые на них, и понимал, что передо мной история эмиграции. Когда-то в Праге бурлила русская жизнь — научная, культурная, деловая. Потом все стихло и растворилось среди европейских народов, и к моменту моего приезда в эту страну в ней оставались единицы, кто помнил как единое целое старую Россию, Белое движение, да и саму русскую диаспору в Европе. Мне в этом смысле повезло: я еще успел застать тех людей, которые по-прежнему считали центром духовной жизни маленькие православные храмы Праги, тянулись к ним и не покидали их.

В Чехословакии я сформировался как священник и понял одну, в общем-то, простую вещь: кичиться в этой жизни нам, людям, абсолютно нечем. Нужно внимательно относиться к каждому человеку, с которым Бог благословил встретиться. Тогда я усвоил для себя правило: старайся работать с человеком, пока не найдешь с ним общего языка, и никогда не настаивай на своей абсолютной правоте. Всякий человек — это целый мир, уникальный и очень хрупкий, и если задеть его нетерпимостью, диктатом, можно разрушить и жизнь, и семью, и дружбу. Долг священника не сокрушать, а сохранять этот мир и, если потребуется, подправлять его. Но подправлять терпеливо, не спеша, собственным примером, всегда руководствуясь евангельскими истинами и ценностями.

Женевский же приход сформировался в годы Второй мировой войны по той причине, что в зарубежном храме служили молебны за победу германского оружия и стали собирать подписи под обращением к Гитлеру, чтобы тот вернул русским эмигрантам их имущество, экспроприированное в ходе революции, — дома, фабрики, «пароходы». Те, кому это было противно, и образовали общину Московского Патриархата.

Общий язык можно было находить лишь с теми людьми из первой русской эмиграции (священниками и мирянами), кто искал общения с Матерью-Церковью без всяких условий, кто хотел воссоединиться со своим народом, забыв прежние обиды и претензии.

Подлинная история революций 1917 года и Гражданской войны не написана по сей день — в ней еще слишком много белых пятен. Будучи в Женеве, я имел редкую возможность заглянуть в ту эпоху благодаря воспоминаниям своих прихожан, каждый из которых являлся представителем целого пласта былого русского общества.

— Вы вернулись в Советский Союз в 1991 году, когда Вам было поручено возглавить Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Как Вам удалось наладить его работу? Ведь тогда государственное законодательство запрещало Церкви заниматься социальными вопросами и благотворительностью…

— Святейший Патриарх Алексий II поставил тогда перед нами задачу, чтобы отдел сущест­вовал на самофинансировании. Нужно было выживать и искать какие-то дополнительные источники дохода. Но поскольку я работал при Всемирном Совете Церквей, у меня осталось немало связей, необходимых для подобной деятельности. Нашлись помощники — хорошие, добрые христиане, правда, из-за границы, — и с их помощью мы открыли в Москве две пекарни. Благодаря этому удавалось содержать довольно большой коллектив нашего отдела. Постепенно восстановили храмы во имя преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия, митрополита Московского, реставрировали здание бывшей богадельни в Черкизове, переданное нам московскими властями.

Для детей из неблагополучных семей в Мос­кве была открыта школа-интернат имени преподобного Сергия Радонежского, где ребята воспитывались в духе христианской нравственности и патриотизма. Это был первый опыт подобного рода в Москве, за который несли ответственность и государство, и Церковь.

В ведении отдела находилась Центральная клиническая больница Московского Патриархата во имя святителя Алексия, митрополита Мос­ковского (5-я градская больница). С по­мощью зарубежных христианских Церквей и благотворительных организаций мы снабдили ее оборудованием и лекарствами. Обследование и лечение проводились бесплатно.

Отдел получал и распределял по всем епархиям нашей Церкви гуманитарную помощь из-за рубежа, что являлось школой для возрождения благотворительности на приходах. Было проведено много обучающих семинаров в епархиях по многим сферам благотворительности.

— Что важнее в благотворительности: материальная или духовная поддержка?

— Я считаю, что благотворительность надо начинать с души человека, и для этого не обязательно иметь большие деньги: если один человек будет внимателен к другому, это уже благотворительность. К этому я и призываю. В сегодняшнем мире очень много боли. Но главная болевая точка — душа человека. И наша благотворительность в первую очередь обращена к ней. Ведь человеку можно помочь не только одеждой, обувью, продуктами питания, но и теплым словом, ласковым взглядом, участием, советом. Для меня образцом подлинно христианского милосердия является доктор Фридрих Иосиф Гааз, в России ставший Федором Петровичем, которого часто называли безудержным гуманистом, фанатиком добра… Призыв «Спешите делать добро!» стал не только девизом, но и содержанием всей его жизни.

— Эпоху выстраивания новых отношений Церкви и государства Вы встретили на посту управляющего делами Московской Патриархии. Какие воспоминания у Вас оставило то время?

— Святейший Патриарх Алексий II поручил мне подготовить Архиерейский Собор 1997 года. События происходили важные и интересные: образовывались новые епархии, епархиальные архиереи должны были адаптироваться к новым условиям. Все это было сложно, и моей задачей было «навести мосты» между местной властью и епархиальными архиереями. Бывало, что местная власть не входила в положение епархии. Слава Богу, приезжая на места, мне удавалось урегулировать эти вопросы.

Тогда впервые в рамках Министерства образования стали обсуждаться вопросы преподавания школьного курса основ православной культуры. И мы стали добрыми соработниками с министром и его заместителями.

Будучи управляющим делами Московской Патриархии, я получил очень много добрых наставлений и уроков от Святейшего Патриарха Алексия II, наблюдая за ним в самых разных ситуациях с разными людьми. Эти встречи, на которых я присутствовал, формировали мой опыт. Святейший был очень интересным собеседником. К нему приходили самые различные люди — от мэра Москвы и до президента. Я благодарю Бога, что Он сподобил меня общаться с таким мудрым человеком.

— В 2003 году Вы возглавили Воронежскую епархию — первую для Вас в статусе правящего архиерея. Какая задача стала для Вас первоочередной на новом месте?

— На момент моего вступления на кафедру в Воронеже не хватало около 100 священнослужителей. Моим долгом было сделать так, чтобы в каждом приходе был свой священник, чтобы он стал для верующих своего прихода по-настоящему близким человеком. Для этого потребовалась постоянная и кропотливая работа с самими священнослужителями, чтобы они воспринимали церковное послушание с пламенным желанием служить Церкви, Богу и ближнему, ради спасения своей души и вверенных им пасомых, чтобы не было у них равнодушия к духовным нуждам своих прихожан.

Первый епископ Воронежской земли святитель Митрофан здесь встретился с теми проблемами, которые существуют и сегодня. И святитель Митрофан все делал для того, чтобы воцерковить народ. Мы знаем, что и во времена святителя Тихона Задонского здесь еще сохранялись остатки язычества, и святитель Антоний (Смирницкий) положил много трудов для укрепления Православия на Воронежской земле.

Слава Богу за все! За то, что мне выпал жребий служить в Воронежской митрополии, быть наследником великих святителей — Митрофана, Тихона и Антония; новомучеников и исповедников Воронежских. Благодарю Бога за молитвенный подвиг наших предшественников, многие из которых засвидетельствовали верность Хрис­ту своей жизнью. Думаю, что по их молитвам Господь дал мне возможность благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла служить в Воронеже. С духовной ра­достью я совершаю богослужения в освященном Его Святейшеством Благовещенском кафедральном соборе, где почивают мощи святителей Воронежских Митрофана и Тихона, а также принесенные из Соловецкой обители в 2009 году мощи священномученика Петра (Зверева), пребывают и многие другие святыни, к которым из разных концов России приезжают за благодатной по­мощью тысячи паломников.

—  Владыка, какие духовные проблемы современного общества Вам представляются наиболее опасными? В чем сложность архиерейского служения сегодня?

— К сожалению, в нашей православной стране, во всех ее регионах, проводится усиленная работа, направленная против религиозности личности и, в частности, против Православия. Парадоксально, но никто не видит в этом ущемления конституционных свобод человека. Создается лжекультура, основанная на грехе, провоцирующая развитие животных инстинктов и препятствующая духовному развитию. Осмеиваются духовные ценности, в театральных постановках и кинофильмах искажаются нравственные ориентиры, заложенные в произведениях классиков. Интернет-ресурсы и социальные сети зачастую становятся площадками, где человек легко может найти оправдание и даже одобрение своих самых низменных наклонностей. Люди перестали прощать друг друга, разучились видеть в своем соседе что-то доброе и хорошее. В такой ситуации голос Церкви очень важен. Мы должны неустанно проповедовать Христа, нести миру свет Его Евангелия; вопросы миссии и катехизации остаются первостепенными в нашей жизни. Таким образом, цели деятельности священника и епископа остаются неизменными: как в атеистическом обществе времен СССР, так и сегодня мы должны быть «островками» святости.

Если же епископ не переживает за свою паству, не ставит во главу угла жизни цель быть по-евангельски «слугой» для своего ближнего (Мф. 20:26), то он обречен на неуспех. Подвиг епископского служения состоит н

СЕРГИЙ (КОПЫЛОВ) — Древо

Епископ Сергий (Копылов). Фото с сайта Борисоглебской епархии

Сергий (Копылов) (род. 1983), епископ Борисоглебский и Бутурлиновский

В миру Копылов Виктор Николаевич, родился 21 августа 1983 года в городе Грязи Липецкой области в семье служащих.

В 1998 году окончил 9 классов Грязинской общеобразовательной средней школы № 66, в 2003 году — Усманский педагогический колледж с отличием по специальности «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области социально-гуманитарных дисциплин».

В 2003-2008 годах обучался в Воронежской духовной семинарии.

28 марта 2008 года пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобноисповедника Сергия (Сребрянского). Постриг совершил митрополит Воронежский Сергий (Фомин).

2 июля того же года назначен нести церковно-приходское послушание в Воронежской духовной семинарии [1]. Состоял преподавателем курсов «История Русской Православной Церкви», «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Актуальные вопросы церковного управления» и старшим помощником проректора по воспитательной работе.

21 сентября 2008 года был рукоположен в сан иеродиакона в Воронежском Успенском семинарском храме [2] митрополитом Воронежским Сергием.

17 ноября того же года назначен штатным клириком Успенского семинарского храма [3]. С того же года исполняющий обязанности заведующего иконописного отделения Воронежской духовной семинарии [4].

22 декабря 2008 года назначен членом епархиального суда Воронежской епархии в должности секретаря [5].

17 сентября 2009 года рукоположен в сан иеромонаха в Воронежском Успенском семинарском храме [6] тем же архиереем. 23 октября того года был назначен штатным клириком Успенского семинарского храма [7].

В 2014 году окончил курс обучения в Московской духовной академии на заочном секторе [8].

25 июля 2014 года избран епископом Борисоглебским и Бутурлиновским [9].

3 августа того же года возведён в сан архимандрита митрополитом Воронежским Сергием (Фоминым) [10].

Иером. Сергий (Копылов)

12 августа 2014 года освобождён от должности исполняющего обязанности заведующего иконописного отделения Воронежской семинарии [11].

22 октября 2015 года назначен на вновь образованную викарную Семилукскую кафедру.

3 декабря 2015 года был наречён, а 19 декабря — хиротонисан во епископа Семилукского, викария Воронежской епархии. Хиротонию в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Ему сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков); митрополит Воронежский и Лискинский Сергий (Фомин); архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков); епископ Солнечногорский Сергий (Чашин); епископ Россошанский и Острогожский Андрей (Тарасов); епископ Валуйский и Алексеевский Савва (Никифоров) [12].

3 июня 2016 года был назначен правящим епископом на Борисоглебскую кафедру [13].

Награды

Использованные материалы

  • Биография на сайте Русской Православной Церкви:
  • Биография на официальном сайте Борисоглебской епархии:


[1]  Указ № 81 от 02.07.2008, официальный сайт Воронежской епархии, http://www.vob.ru/eparchia/oficioz/ukaz/2008/81.htm

[2]  «Хиротонии 2008 г.», официальный сайт Воронежской епархии, — http://www.vob.ru/eparchia/oficioz/hirotonii/arhives.htm

[3]  Указ № 130 от 17.11.2008, официальный сайт Воронежской епархии, http://wwww.vob.ru/eparchia/oficioz/ukaz/2008/130.htm

[4]  И.О заведующего иконописной школой, официальный сайт ВПДС, http://www.vpds.ru/prepodavateli/45

[5]  Указ № 147 от 22.12.2008, официальный сайт Воронежской епархии, http://www.vob.ru/eparchia/oficioz/ukaz/2008/147.htm

[6]  «Хиротонии 2009 г.», официальный сайт Воронежской епархии, — http://www. vob.ru/eparchia/oficioz/hirotonii/arhives.htm

[7]  Указ № 198 от 23.10.2009, официальный сайт Воронежской епархии, http://www.vob.ru/eparchia/oficioz/ukaz/2009/130.htm

[8]  Выпускники заочного сектора приглашаются на выпускной акт, официальный сайт Московской духовной академии, http://www.mpda.ru/events/text/2388514.html

[9]  «Журнал № 69», Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 июля 2014 года, сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/3695943.html

[10]  В день празднования собора новомучеников Воронежских митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил в Благовещенском кафедральном соборе Божественную Литургию, сайт Воронежской митрополии, — http://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=7827&gr

[11]  «Указ N 201 от 12 августа 2014 года», официальный сайт Воронежской митрополии, 12 августа 2014, — http://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=8128&nm=20&gr=20040&ci…s=a

[12]  В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря и возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Копылова) во епископа Семилукского, сайт Русской Православной Церкви, 19 декабря 2015,- http://www. patriarchia.ru/db/text/4299592.html

[13]  «Журнал № 37», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 3 июня 2016 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 3 июня 2016, http://www.patriarchia.ru/db/text/4486294.html

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил торжественные мероприятия, посвященные 5-летию образования Воронежской митрополии / Россошанская епархия

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил торжественные мероприятия, посвященные 5-летию образования Воронежской митрополии

  25 Декабря 2018
 | 
  1147


Торжества, по случаю пятилетнего юбилея образования Воронежской митрополии начались в кафедральном соборе во имя пророка Божия Илии Божественной литургией.


Праздничное богослужение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского совершил Глава Воронежской митрополии, Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, в сослужении епископа Россошанского и Острогожского Андрея, епископа Борисоглебского и Бутурлиновского Сергия.


Архипастырям сослужили секретарь Воронежского Епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, секретарь Россошанского Епархиального управления протоиерей Илия Безруких, секретарь Борисоглебского Епархиального управления иерей Павел Приступ, духовенство Воронежской, Россошанской и Борисоглебской епархий.


За богослужением молились игумения Костомаровского Свято-Спасского женского монастыря Елена (Золотухина), главы администраций районов Воронежской области, руководство городского поселения г. Россошь, благочинные церковных округов Россошанской епархии, духовенство епархий Воронежской митрополии.


По завершении Божественной литургии было совершено славление почитаемому сегодня святителю Спиридону Тримифунтскому, чьи мощи были принесены в ковчеге из Белогорского Воскресенского монастыря.


После вознесения молитв святителю со словом приветствия к высокому гостю, Высокопреосвященнейшему митрополиту Воронежскому и Лискинскому Сергию обратился глава Россошанской епархии, епископ Россошанский и Острогожский Андрей. Он выразил признательность за возможность молитвенного общения с Его Высокопреосвященством: «Сегодня мы свидетельствуем о единстве нашей веры, нашего совместного труда, который совершается на Воронежской земле. Мы благодарим Бога за то, что Господь дал нам такого мудрого, молитвенного, доброго сердцем Архипастыря и отца в Вашем лице… Верим, что в наше сложное для всех время Господь не оставит нас Своей милостью и в будущие дни нашего служения. Если мы будем выполнять послушание каждый на своём месте, исполняя заповедь Божию, то Господь будет посреди нас и будет укреплять нас. Мы верим, что предстательство Царицы Небесной не будет оставлять нас по молитве святителя Христова Митрофана».


В знак этого молитвенного залога Царицы Небесной Владыка Андрей преподнёс Его Высокопреосвященству, митрополиту Сергию, образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Одигитрии, которая именуется «Тихвинская», с пожеланием: «Пусть нам всем Пречистая Богородица будет доброй Путеводительницей в наших путях и служениях и не оставляет нас без Своего покрова».


Митрополит Сергий поблагодарил за слова приветствия, поздравил с «маленьким  5-летним юбилеем» создания Воронежской митрополии владык, глав епархий, а также отметил: «Разделение области на епархиальные части очень много дает для насыщения церковной жизньи, возрождения Православия. Все три епархии как ветви одного корня, взаимодействуют, и никакое разделение не входит в наши сердца и наши дела. Мы всегда свидетельствуем наше единство, прежде всего, со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Мы его благодарим за его благословение, за мудрость.



Обращаясь к вам, дорогие отцы, братья и сестры, хочется сказать, что в наше, очень непростое время, каждый из людей, каким бы маленьким и незначительным сам себе он ни казался, должен созидать великое дело личного спасения, чтобы в сердце каждого из нас жил Христос. Если мы обеспечим в своём сердце место обитания Святого Духа, то ничто злое не войдёт в наши души, а через нас будет освящаться, оздоравливаться жизнь нашего общества»
. Высокопреосвященнейший Сергий поблагодарил епископов за труды по устройству епархиальной жизни, за отеческое отношение ко всем проблемам и нуждам, тем вопросам, которые задают благочестивые миряне, выразил пожелание, чтобы единство нашей Церкви было залогом единства государства, в котором мы живём, единства нашего во Христе бытия. В завершение своего архипастырского наставления Владыка митрополит преподал всем Божие благословение.


Праздничные мероприятия в честь пятилетия образования епархии продолжились в Молодёжном центре «Олимп» г. Россоши. Гостям была представлена фотовыставка, отражающая разнообразие епархиальной жизни.


В фойе состоялся пресс-подход, в ходе которого представители СМИ могли пообщаться с высокими гостями, задать вопросы архипастырям.


В ходе торжественной части от имени главы региона, губернатора Воронежской области Александра Викторовича Гусева с пятилетним юбилеем собравшихся поздравил представитель администрации Воронежской области Сергей Анатольевич Соколов.


Празднование завершилось концертом, подготовленным духовенством Россошанской епархии, при участии детского хора Свято-Ильинского кафедрального собора г. Россоши, творческого коллектива «Созвездие» Подгоренского благочиния. 



 Фоторепортаж


 Последние новости раздела
В Неделю 24-ю по Пятидесятнице Глава Воронежской митрополии возглавил служение Божественной литургии и совершил диаконскую хиротонию


В Неделю 24-ю по Пятидесятнице, празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежско. ..


В праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию и поздравил паству с престольным праздником и 245-летием первого освящения храма


Храм во имя Архистратига Божия Михаила был построен и освящен в 1775 году в предместье г. Острогожска — слободе Пески, на том месте, где первоначально (с 1699 года…


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий поздравил главу воронежских спасателей с юбилеем и вручил епархиальную награду


После Божественной литургии, совершенной в Благовещенском кафедральном соборе в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, временно …


Глава Воронежской митрополии совершил диаконскую хиротонию за воскресным богослужением в Благовещенском кафедральном соборе


В Неделю 23-ю по Пятидесятнице, память святых мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними пострадавших, митрополит Воронежский и Лис. ..


В Неделю 22-ю по Пятидесятнице Глава Воронежской митрополии совершил Литургию в Благовещенском кафедральном соборе


В Неделю 22-ю по Пятидесятнице, день памяти св. великомученика Димитрия Солунского, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, време…


Вернуться в раздел с новостями

«Никогда не раскаивался в том, что избрал именно такой путь – он непростой, но очень интересный»

Главная Эксклюзив РЕЙТИНГ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: «Никогда не раскаивался в том, что избрал именно такой путь – он непростой, но очень интересный»

08.04.2016, 15:03

Воронеж. 08.04.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – В юности мы все мечтаем о разном: кто-то видит себя космонавтом, кто-то хочет стать врачом или полицейским. А кто-то выбирает совсем другую, несветскую жизнь и посвящает себя служению Богу. Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, рассказал в интервью «Абирегу», каким был его путь к Богу, почему служение в Церкви оказалось сложным, но интересным, а также о различиях церковной жизни в России и на Западе.

– Владыка, сразу по окончании средней школы Вы поступили в Московскую Духовную семинарию. Какие события, произошедшие с Вами ранее, помогли Вам выбрать этот путь?

– Может быть, это сегодня покажется неправдоподобным, но примерно к шестому классу – тогда мне было около 13 лет – в моей душе сложилось твердое убеждение, что я должен стать священником. Шел 1962 год, период хрущевских гонений: известно, какое тогда было отношение к Церкви. Закрывались храмы, монастыри, предпринимались насильственные действия в отношении монахов и священников… Все это происходило на моих глазах и пробуждало сочувственное настроение. Мы жили недалеко от Троице-Сергиевой лавры, и мне очень нравились монастырские богослужения. Многое открыли беседы с монахами – насельниками лавры. Все это и сформировало мой выбор: я искренне полюбил Бога и решил посвятить свою жизнь служению Церкви.

Поскольку мои родители были людьми небогатыми, то, естественно, я не хотел сидеть на их шее. В 17 лет, после окончания школы, начал работать на заводе учеником слесаря. Еще в школе нас учили заводским профессиям: кто-то становился токарем, кто-то фрезеровщиком, а я попал в группу слесарей, и у меня уже были небольшие успехи. Очень быстро получил третий разряд, трудился по своей специальности. Когда окончательно решился поступать в семинарию, то обратился в комиссию по трудоустройству, потому что работодатели не имели права уволить несовершеннолетнего. Немного слукавил: сказал, что буду поступать в высшее учебное заведение, а они даже не предположили, что это может быть духовное учебное заведение. Вручили мне соответствующую справку, и я стал готовиться к экзаменам. С момента поступления в семинарию начался мой путь в Церкви.

– Не пожалели?

– Скажу откровенно: никогда не раскаивался в том, что избрал именно такой путь – он непростой, но очень интересный.

– Исполняя ответственные церковные послушания, Вы многие годы провели за границей. В частности, жили в Праге и Женеве. Каким был этот опыт?

– Еще молодым человеком (мне было тогда около 28 лет) в сане игумена я был командирован за границу для самостоятельной, ответственной работы в международной организации – Христианской мирной конференции. Так моя судьба оказалась связана с внешней деятельностью нашей Церкви. Позже руководил штабом по подготовке Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни». Стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений, был направлен в Женеву на шесть лет. Как человек и как священник я состоялся именно в Праге и в Женеве. У меня было очень интересное окружение. Например, в Праге я застал дореволюционных русских священников, старую эмиграцию, которая уже практически вымирала. Это были люди, которые выехали из страны после революции 1917 года: они были живой историей и очень много сделали для развития культуры Чехии. Среди них были и профессора вузов, и музыканты, и инженеры – и все они жили церковной жизнью. В Женеве я познакомился с русскими эмигрантами другого круга. Некоторые из них лично знали покойного императора, императрицу, были знакомы с дореволюционной богемой – с Шаляпиным, Дягилевым. Общение с этими людьми духовно обогащало и стало для меня уникальной школой. По возвращении в Россию мне было поручено создать Отдел по церковной благотворительности, и почти 20 лет я был председателем этого отдела.

Важным также был период, когда Святейший Патриарх Алексий определил мне быть его ближайшим помощником – назначил на пост управляющего делами Московской Патриархии. Я учился у него разрешать сложнейшие вопросы различного характера – не только сугубо церковные, но и в сфере взаимоотношения с государством. Это были годы, когда отношения только начинали налаживаться. Я активно включился в подготовку закона «О свободе совести», который впоследствии был принят в 1997 году. Погрузился в атмосферу работы с епархиями, по церковным вопросам – с Думой и правительством, с Администрацией президента. Таким образом, как-то незаметно для себя самого, достиг зрелого возраста.

– Чем религиозная жизнь западного человека отличается от нашей?

– Религиозность вообще на каждом континенте своеобразна. Совершение мессы носит отпечатки местных культур – скажем, в Африке вас встретят барабанным боем, Римско-католическая Церковь это допускает. В США наблюдал более глубокую, искреннюю веру, чем в Западной Европе, где люди приходили в храмы только на Рождество и на Пасху. Уже тогда там почти невозможно было увидеть такого внутреннего преображающего действия веры, которое одухотворяет православного человека у нас, в России. В странах Восточной Европы в то время также притеснялась религия – конечно, в меньшей степени, чем в Советском Союзе. Но именно это и усиливало атмосферу духовности: костелы в Восточной Европе все были полны верующих людей, несмотря на атеистическую пропаганду. И я видел, с каким пониманием и доброжелательностью высокопоставленные государственные чиновники занимались вопросами Церкви. В Чехии, например, с большим уважением относились к епископам – и при деловых разговорах, и в повседневном общении. У нас в Советском Союзе все было иначе.

– В чем же отличие?

– Государственные служащие вынуждены были скрывать доброе отношение к Церкви. Например, когда стало возможно, председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР Владимир Алексеевич Куроедов говорил: «А я всю жизнь верующим человеком был!» Часто вспоминал, как он в детстве колядовал на Рождество. И тет-а-тет к Патриарху обращался: «Ваше Святейшество». Но официально всегда говорил: «Уважаемый Сергей Михайлович».

Или, скажем, его первый заместитель Петр Власович Макарцев позже, в 90-х годах, часто бывал на моих богослужениях в Москве. Сначала это меня настораживало, предполагал даже, что он следит за мной – функционер все-таки, связи все прежние… Однажды пригласил его попить чайку. Говорю: «Петр Власович, почему Вы ездите за мной?». Он отвечает: «Владыка, мне интересно, как Вы службу совершаете, как проповедь говорите». – «Но Вы же всю сознательную жизнь проработали в КГБ, курировали Русскую Православную Церковь в Совете по делам религий, церковную жизнь контролировали…» Он говорит: «Да я всю жизнь верующим был. Но исполнял свой служебный долг».

А в странах социалистического содружества Восточной Европы в то время отношения между государственным аппаратом и духовенством были более конструктивные. Чувствовалось понимание проблем, которые стоят в Польше или в Чехии, или перед Римско-католической Церковью и протестантскими конфессиями. Это отражалось на церковном сознании.

– Мы живем сейчас в непростое время. Как человеку не отчаиваться под воздействием внешних факторов?

– Хотелось бы пожелать, чтобы мы были мудрыми людьми. Вспомните, какую огромную роль сыграл святитель Митрофан в жизни царя Петра: он показал ему красоту православия, красоту духовной жизни; умел строить отношения и со старообрядцами, и с людьми, придерживающимися языческих традиций… Когда же духовное начало в обществе теряет свою силу и перестает быть основой, тогда жизнь направляется по другому вектору.

В этот период, когда трудно правительству, трудно народу, мы должны просто оглянуться на историю и понять, что нужно немного потерпеть. Духовная, культурная традиция нашей веры способна объединить общество, избежать хаоса, подобного тому, который был после октября 1917 года. Ключ к пониманию нашего времени – в уроках истории ХХ века, когда Россию захлестнула волна неразумных, нежизнеспособных идей и преобразований. Через это наши предки прошли, все это пережили, и мы об этом не должны забывать!

Наш народ исторически является носителем христианской культуры миротворчества, доброжелательства – и наша задача сохранять духовную традицию, завещанную нам нашими предками. Поэтому не будем спешить обвинять правительство в неправильных действиях. Нужно нам самим учиться строить свою жизнь по правде – и в свое время все придет в соответствие.

Анастасия Вендеревских

(473) 212-02-88

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение в Ильинском соборе

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил богослужение в Ильинском соборе

23 сентября, в неделю 18-ю по Пятидесятнице, центр Россошанской епархии, г. Россошь, посетил глава Воронежской митрополии, Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский.

В этот день Божественную литургию в Cвято-Ильинском кафедральном соборе г. Россоши возглавил Высокопреосвященнейший Сергий вместе с епископом Россошанским и Острогожским Андреем. Архипастырям сослужили секретарь Россошанской епархии прот. Ильч Безруких, блаочинный Россошанского церковного округа иер. Алексий Кувалдин, благочинные Монастырского ЦО иеромонах Илья (Ждамиров), Верхнемамонского ЦО иеромонах Тихон (Жданов), Острогожского ЦО иерей Алексий Курганский, настоятель кафедрального собора г. Россоши иер. Василий Гайков, духовенство собора. Богослужебные песнопения исполнял детский хор Свято-Ильинского собора под руководством Николая и Наталии Мирских.
Проповедь по запричастном стихе произнёс иеромонах Илья (Ждамиров), который разъяснил смысл сегодняшнего евангельского чтения, то, какие уроки мы должны извлечь из услышанных слов.
В завершение божественной литургии Владыка митрополит, Владыка Андрей с духовенством пропели молитвы перед образом Рождества Пресвятой Богородицы, молитвы святым, поминаемым сегодня. Затем Преосвященнейший Андрей, епископ Россошанский и Острогожский, сказал приветственное слово высокому гостю, Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию.

СЛОВО ЕПИСКОПА АНДРЕЯ
Ваше Высокопреосвященство, дорогой и многочтимый Владыко митрополит, примите в сегодняшний день приветствие от духовенства, монашествующих и мирян, верующих Россошанской епархии, г. Россоши в связи с Вашим визитом в Россошанскую епархию. Мы очень счастливы, что Вы имеете такую возможность – посетить церковную жизнь вверенной вам епархии на юге митрополии, уделяете этому особое время, особое внимание. Для нас это большая радость! Вы посмотрите на богослужебную жизнь, жизнь монашествующих, посмотрите на наши начинания, связанные с развитием церковной миссии. Мы надеемся на ваши молитвы, ваши отеческие наставления, которые помогут наши начинания привести ко Славе Господней. Мы просим Вас, дорогой Владыка, благословить наш верующий народ с тем, чтобы мы едиными усты и единым сердцем славили Господа в добром исповедании веры, в добром христианском настроении Духа Христова. Сегодня за Божественной литургией мы вместе молились и возносили Господу благодарение за то, что Господь дал возможность и счастье молиться под Вашим омофором. Благодаря Господа, мы молим Его о том, чтобы год, в который мы вспоминаем Ваше пострижение в монашество (45-летие), 35-летие архиерейской хиротонии, 15-летие пребывания на Воронежской земле – мы отмечали эти даты недавно, 17 сентября, в день Воронежских святых. Прошло немного времени, и мы имеем честь сегодня с Вами разделять радость и благодарение Богу о том. Чтобы Господь укрепил Вас в добром здравии, даровал свою помощь, чтобы Ваше правление в Слове Христовой истины было к пользе и спасению многих вверенных Вам чад, которые составляют Воронежскую митрополию. Доброго Вам здравия, крепости сил! Кланяемся Вам, сердечно Вас благодарим и приветствуем на Россошанской земле!
СЛОВО МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ
Спасибо вам, владыка Андрей за приветствие. Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с нынешним воскресным днём. Сегодня – памятный день и для россошанской, и для Липецкой земли, потому что мы празднуем сегодня память священномучеников, которые служили здесь и пострадали в 1938 году за веру Христову. Это нам пример и залог того, что мы должны душу свою полагать за то, что здесь, на земле, была правда. Когда хотят изменить неважно кто: политическая ситуация, обстоятельства жизни или просто житейская выгода изменить наш пусть маленький, обуреваемый препятствиями, но курс ко спасению, мы должны твёрдо, уповая на Бога, выбрать путь спасения, чтобы Господь всегда был с нами и был бы нашим Кормчим. Я хотел бы пожелать и вам, владыка, потому как вы неделю назад отметили 7-летие хиротонии – вашего архиерейства, чтобы Господь всегда был с вами, чтобы вы полагали душу свою за паству Россошанской епархии, вверенной вам священноначалием нашей Церкви, и чувствовали живой отклик, на уровне общения души с вашими пасомыми, которые видели бы в вас отца, видели бы пример молитвы, поста, воздержания, разумения о Боге, мудрости о Боге, чтобы это всё они черпали не только из житий святых, но и обращали бы внимание на вашу жизнь, ваше стояние за Правду Божию.
Мы живём в очень уникальное время, когда люди уже не имеют возможности выбрать свой путь. Им задают вектор пути, создают совершенно безотносительно из воли и участия тот вектор поведения, которым они должны руководствоваться, тот путь, который они должны пройти. При этом есть очень много всяких искушающих моментов в жизни. Во-первых, с самого младенчества человеку внушают то, что он совершенно достойный, что он очень умный, человек, которому принадлежит всё. Человек с этим растёт, воспитывается. Качества, которые в нём закладываются, ничего ему не дают, кроме эгоизма. С этим эгоизмом он вступает на путь взрослой жизни. Представьте себе: мы, христиане, следуем христовым заветам, знаем, что путь совместной жизни вместе с человеком – это пример маленького ребёнка, которого Христос поставил среди своих апостолов и сказал: «Если не будете как дети, ничего у вас не получится». Что ребёнок представлял из себя во времена Христа? Незлобие, доверие, благожелательность, стремление помочь кому-то. Это закладывалось в душу ребёнка. Этими качествами должен обладать каждый человек. Они должны быть для каждого человека целью. Надо стремиться не растерять то, что мать с отцом закладывали, а чтобы приумножить это всё в своей жизни. Если мы, любя друг друга, уважаем друг друга, умеем выслушать, помочь, обратиться к другому человеку так, чтобы не обидеть его, тогда действительно всё будет в нашей жизни успешно, всё будет так, как Господь нам советует и благословляет, как учит Евангелие. Но если принципы эгоизма встречаются друг с другом, то чего бы ни касалось, не могут ужиться люди. Ведь каждый воспитан так, что считает, что ему должны все, а не он, что надо радоваться самому его существованию. Но это не работает. Отсюда исходят всякие несчастья в жизни. Каждый человек должен ценить другого. Святые отцы учат, что даже случайный попутчик для нас не просто стечение обстоятельств. Мы должны воспринять эту встречу как урок Божий, должны присмотреться к человеку и сделать какой-то вывод для себя, чтобы взять от него что-то доброе и полезное. Только так мы исполним завет Христов. Ведь святые отцы, наш любимый многими преподобный Серафим Саровский, видели в каждом человеке, каким бы он ни был, отблеск промысла Божия, благодати Божией. Каждого преподобный Серафим встречал как святого, даже самого последнего грешника. Каждого приветствовал со смирением, каждому давал образец, чтобы люди могли подтянуться, каждому говорил: «Чадо, Христос Воскресе!» Этим возгласом он говорил: «Опомнись, куда идёшь! Посмотри на Христа, Который за тебя пролил Свою драгоценную кровь. Верь Ему, изменись, иди по пути жизни, с радостью творя добрые дела».
Я хотел бы пожелать каждому человеку, чтобы в наше время, которое очень опасно, мы не забывали бы Евангелие Христово, не забывали бы любовь Христа к нам и любовь, которая должна быть между нами.
Вам, владыка, желаю, чтобы вы чувствовали любовь своей паствы, а она чувствовала бы вашу любовь. Чтобы это было единение ваших дух и сердец в вере во Христа, чтобы вы шли по пути спасение, несмотря ни на какие трудности, испытания. Чтобы вы всегда представляли собой одну семью, которая горит любовью к Богу, которая делает великое дело, освещая мир, озаряя его, претворяя пресную скучную жизнь в живую творческую идею спасения.
Храни вас всех Господь.
***
Далее общение священноначалия, духовенства, клира собора, сотрудников епархиального управления продолжилось в трапезном зале воскресной школы собора.
Затем Владыки согласно плану визита посетили строящийся духовно-просветительский центр во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Ассоциация ученых-православных |

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ: ЧИТАТЕЛИ И АВТОРЫ!

Наш журнал адресован исследователям и читателям, которые озабочены вопросами нравственности и духовного развития в современной России и могут использовать результаты научных исследований для формирования ориентиров подрастающему поколению. Публикуем для людей, которым небезразлична судьба Отечества и будущее российской науки и образования.

Идея изданий, связанных мировоззренческими и методологическими принципами современной науки, и позиции православной религии, которые использовались на международных научных конференциях исследователей, членов Ассоциации православных ученых (общества, основанного в 2012 г. с. Отрадное Воронежской области при церкви Покрова Пресвятой Богородицы).

Редакция «Международного научного бюллетеня (Журнал Ассоциации православных ученых)» надеется на публикацию статей не только православных ученых и исследователей иных конфессий, понимающих ответственность за свою деятельность.Критерии отбора включают актуальность материалов, научную новизну, креативность, основанную на человеческой этике и религиозных ценностях. Журнал назван международной силой в международном составе редакционной коллегии и экспертного совета, а также — за счет развития научных идей без границ.

Журнал является многопрофильным, поскольку членам ассоциации представляется разумным синтез науки и использование научных результатов некоторых других областей.

Ждем ваших статей и отзывов о нашей совместной работе!

протоиерей Геннадий Заридзе (Г.В.Заридзе),
Председатель Ассоциации Православных Ученых

И.И. Косинова, Док. Геол.-мин. Наук,
Профессор, научный руководитель Ассоциации православных ученых.

Л.В. Шульгина, Док. Экон. Наук,
Профессор, главный редактор «Международного научного вестника (журнала Ассоциации православных ученых)».

Алексий, епископ и священномученик Воронежский и с ним 2 из 5

Вся история в одном файле
| Страница
1

3

4

5

Архимандрит Нектарий, в миру Николай Дмитриевич Бенедиктов, родился в 1876 году в селе Бурлак Тамбовской губернии в семье священника.В 1905 г. за участие в забастовке был уволен с работы. До 1917 года работал приказчиком на Юго-Западной железной дороге. В апреле 1924 года постриг в монашество в Новом Афоне. До июня 1927 года служил в церкви Покроводевичского монастыря в Воронеже. Он был арестован 20 июня 1927 года, а 23 сентября был сослан на три года в Среднюю Азию. Умер в ссылке 7 октября 1929 года.

18 марта 1928 года епископа Алексия посетил епископ Майкопский Варлаам (Лазаренко) на Северном Кавказе, незаконно проживавший в горах, руководя антисергианскими христианами Майкопского, Черноморского и Армавирского районов.По пути в Воронеж епископ Варлаам объединил целый ряд приходов в Полтавской, Харьковской и Южно-Курской губерниях, в частности группу в Сумском уезде во главе с священником о. Василий Подгорный. Поскольку епископ Варлаам не мог сам руководить этими приходами, он передал их духовному руководству епископа Алексия. Более того, познакомившись с епископом Алексием, он решил поставить и себя под его духовное руководство. Таким образом, большая часть приходов на юге России попала под омофор епископа Алексия.

Весной и летом 1928 года движение истинно-православных христиан распространилось на другие епархии Центрального Черноземья. В Козловском (Мичуринском) районе, где ранее служил епископ Алексий, к Истинной Православной Церкви присоединилась церковь Св. Никиты в городе Козлов, а также церковь в селе Избердей. В Тамбове к Истинной Православной Церкви присоединилась кладбищенская церковь Святых Петра и Павла.

17 марта 1928 года в Воронеж прибыл посланник духовенства г. Ельца священник о.Сергий Александрович Бутузов, родившийся в 1896 году в Москве. Он закончил 7-ю Петроградскую среднюю школу, а в 1916 году окончил Московскую духовную академию. В том же году рукоположен в сан. С 1918 по январь 1928 года служил в Орловской губернии. В 1924 году арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей, но оправдан судом. С февраля по сентябрь 1928 г. настоятель Владимирской церкви в Ельце. Вернувшись в Ельц после встречи с епископом Алексием, он основал свой приход св.Владимирская церковь под его омофором. Когда второй священник покинул храм, епископ Алексий послал игумена Питирима (Шумских) поддержать о. Сергий. Он помог организовать монашескую общину при Владимирской церкви; Позднее он был переведен в Ельц-Знаменский монастырь, оставленный митрополитом Сергием. 21 июля 1928 года он был арестован в Ельце и 12 сентября выслан из Ельцкого района, хотя вышел из тюрьмы лишь за полторы недели до этого. С сентября по декабрь 1928 года жил в Воронеже.Епископ Алексий прислал о. Сергия в Вознесенский храм в Воронеже, но его не приняли туда, потому что храм уже был занят сергианами. Итак, 2 января 1919 г. о. Сергий стал настоятелем церкви в селе Нижний Искорец Лискинского района. Он оставался там до 2 ноября, когда был приглашен архиепископом Димитрием (Любимовым) в Петроград. Там он жил на станции Всеволожская с 6 ноября, а с начала декабря служил в церкви Святого Моисея.Арестован 19 марта 1930 г. и отправлен в Воронеж. В ходе расследования он подробно изложил позицию Церкви, суть разногласий с митрополитом Сергием, движения иосифитов и характеры многих епископов и священников. 6 июля 1930 г. он написал раскаявшееся письмо в ОГПУ с просьбой обнародовать его. 28 июля 1930 года он был приговорен к пяти годам лагерей. Он был на Соловках с 12 сентября 1930 года.

Архимандрит Порфирий Дмитриевич Шумских родился в 1885 году в селе Жерновец Старооскольдского уезда Воронежской области.Как игумен, он был одним из ближайших помощников епископа Алексия и его личным секретарем с 1928 г. до середины 1929 г. Он служил в Воронеже до марта 1928 г., а затем в Ельце до начала 1929 г. В июне 1929 г. уехал. к архиепископу Димитрию (Любимову) в Петрограде, а затем в Новомосковске к епископу Иоасафу (Попову), который в июле возвысил его в сан архимандрита. Он был арестован в феврале 1930 года в Воронеже и 28 июля приговорен к десяти годам лагерей. С 12 сентября 1930 г. находился на Соловках, но к 1937 г. был переведен в лагерь Беломорканала.Там его арестовали и 9 сентября 1937 года приговорили к расстрелу. Его застрелили под Медвежьегорском.

В мае 1928 года в Петрограде состоялось собрание руководителей Истинно-Православной Церкви. В результате епископ Алексий формально стал управляющим всех иосифитских приходов на юге России, исполняя обязанности экзарха Украины. Епископ Димитрий (Любимов) передал епископу Алексию ранее подчинявшееся ему духовенство Кубани и Ставрополя.Известие об этом событии летом 1928 года привело к массовому перемещению сергианских приходов на Украине и Юге России к епископу Алексию: в городе Елизаветграде (Зиновьевске), Купянском районе, городе Ейске, различных городах. районы Кубани и др. В мае ОГПУ запретило епископу Алексию жить в Воронеже, поэтому 20 мая, сразу после возвращения из Петрограда, он переехал в Ельц.

Fr. Сергий Бутузов засвидетельствовал во время допроса в 1930 году: «После переезда епископа Алексия в Ельц [летом 1928 года] с ним поднялась волна людей.Моя квартира стала своеобразным общежитием для странников, так как каждый день в ней ночевали два-три священника. Большинство этих людей было из Сумского района, и епископ Алексий рукоположил несколько десятков священников для этого района ».

При переезде в Ельц епископ Алексий назначил своим представителем в Воронеже протоиерея Александра Васильевича Палицына, родившегося в 1852 году в селе Никольское Ранненбургского уезда Рязанской губернии. Окончил Духовную академию, служил в церквях Воронежа.Он был арестован 25 сентября 1919 года, но вскоре освобожден. Он был одним из лидеров иосифианцев в Воронеже. Он умер в октябре или ноябре 1928 г. и был заменен на посту епархиального благочинного его помощником о. Иоанн Стеблин-Каменский ..

Еще одним «буевецким» опорным пунктом был Задонский район, где главной фигурой был архимандрит Никандр Алексеевич (Стуров). Он родился в 1865 году в селе Малинино Хлевенского уезда Воронежской губернии. В 1920-е годы был настоятелем Богородицкого монастыря в Задонске.Патриарх Тихон дал ему право принять и объединить в Православие всех раскольников. Он присоединился к епископу Алексию в 1928 году, а в сентябре сам епископ Алексий отправился в Задонск и сумел укрепить там Истинную Церковь. По его инициативе Задонское благочиние с 6 августа 1929 г. перешло под омофор архиепископа Димитрия (Любимова). 28 сентября 1929 г. арестован, 26 декабря приговорен к десяти годам концлагерей. Он был заключен в Ухтпечлаге. 4 апреля 1933 года он был освобожден и сослан на север до конца срока.Жил в Вологде. 8 июня 1933 г. освобожден из ссылки. С 1943 по 1955 год тайно жил в Воронеже. Умер в 1955 году в Воронеже.

Весной и летом 1928 года к епископу Алексию присоединилась значительная часть приходов Старо-Оскольского уезда во главе с благочинным протоиереем Афанасием Шигалевым, а также церкви в деревнях Дроново и Теребрино в Белгороде. район и другие в Курском районе.

Всего в «Буевецкую» ветвь Истинно-Православной Церкви входило около 40 районов Центрального Черноземья.

Согласно одному (сомнительному) источнику, епископ Алексий подписал акты так называемого «Кочевого совета» Катакомбной церкви в 1928 году и был членом «Рабочей группы».

Весной 1929 г. власти предприняли новые репрессивные меры, в том числе в связи с только что начавшейся коллективизационной кампанией. 21 февраля / 7 марта 1929 г. епископ Алексий был арестован в Ельце (по другому источнику, в Москве), а 4/17 мая приговорен к трем годам лагерей по статье 58 УК РФ. был отправлен на Соловки, куда прибыл 9 июня.Он больше не вернулся к своей пастве.

После ареста епископа Алексия митрополит Сергий назначил архиепископа Захария (Лобова) главой Воронежской епархии. Однако духовенство не приняло его, а считало его не лучше обновленца, и для управления епархией была сформирована тайная коллегия священников, верных епископу Алексию. В эту коллегию входили протоиерей Иоанн Стеблин-Каменский (президент), священники о. Сергий Гортинский, Евгений Марчевский, Иоанн Житяев и Федор Яковлев, архимандрит Игнатий (Бирюков).

Fr. Евгений Самсонович Марчевский родился в 1882 году в селе Горотань Новгород-Волынской губернии. В начале 20-х годов служил на Украине. В 1924 году он был арестован и приговорен к трем годам ссылки. С 1927 по 1930 год он жил в Воронеже и служил в церкви Покров Девичьего монастыря (до мая 1929 года), а затем в церкви Алексеевского монастыря. В мае 1928 года он вошел в состав епархиального благочинного комитета, а весной 1929 года — в «священнический совет». Он был арестован в феврале 1930 года и 28 июля приговорен к пяти годам лагерей.

Fr. Иоанн Георгиевич Житяев родился в сентябре 1892 года в селе Сосновка Петровского уезда Саратовской губернии в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе, с 1916 года пел в иерархическом хоре Воронежа. Он был чтецом с 1918 г., и в том же году был рукоположен в диаконы. В 1922 году был рукоположен в сан и назначен настоятелем Пятницкого храма в Воронеже, а затем настоятелем храма Алексеевского монастыря.С весны 1929 г. он стал членом «Священного совета». В августе 1929 года он был арестован, был освобожден на время, а затем снова арестован в декабре и приговорен к двум годам каторжных работ по сфабрикованному обвинению в «краже церковного имущества». Работал на рубке леса в Карелии. Освободился в октябре 1931 года и вернулся в Воронеж, где служил тайно. 4 февраля 1932 года он прибыл в Петроград и незаконно поселился в здании Иоанновского монастыря. Он был арестован вместе с монахинями монастыря 17 февраля 1932 года, а 22 марта приговорен к пяти годам лагерей.

Fr. Федор Михайлович Яковлев родился в 1897 году в Петербургской губернии в семье крестьянина. Во время гражданской войны работал начальником местного отделения полиции. В 1920-е годы служил во Владимирской церкви в Воронеже. С весны 1929 года он был секретарем Священного совета, руководившего епархией, а после ареста о. Иоанн Стелбин стал настоятелем Алексеевского монастыря. Он был арестован 11 февраля 1930 г., а 28 июля приговорен к расстрелу.Приговор был приведен в исполнение 2 августа 1930 года.

Архимандрит Игнатий, в миру Иоанн Адрианович Бирюков, родился в 1865 году в селе Буденное Острогожского уезда Воронежской губернии. До 1926 г. он был настоятелем Успенского Валуйского монастыря Воронежской губернии. Он был руководителем монастырского хора с 14 лет, и ввиду своего роста был вынужден стоять на табурете. Он помог архиепископу Петру познакомить всех людей с воспеванием во время службы.Когда Валуйский монастырь был закрыт в 1926 году, он переехал в Воронеж и присоединился к Алексеевскому монастырю, прибыв туда 5 января 1926 года. Он был исключительно благородным и добрым пастырем, был епархиальным духовным отцом и фактическим руководителем епархиальных монахов. Он входил как в совет епархиального благочиния (с мая 1928 г.), так и в «собор священников» (с весны 1929 г.). 30 января 1930 г. (по другому источнику — 2 февраля) он был арестован в связи с воронежским отделением Истинно-Православной Церкви и, несмотря на преклонный возраст и туберкулез, 28 июля приговорен к пяти годам лишения свободы. лагеря 28 июня.Он был сослан в Среднюю Азию. 5 апреля 1931 года он был привлечен к расследованию Московского отделения Истинно-Православной Церкви, а 20 мая его приговор был продлен до десяти лет, что было заменено на тот же период ссылки в Казахстане, где он скончался в сентябре. 14/27, 1932 г.

Деятельности «буевцев» мешало отсутствие епископа. Вначале, после ареста епископа Алексия, с марта по май 1929 года ими руководил епископ Максим (Жижиленко), который отправил в Воронеж письмо об этом.В «буевецких» храмах начали поминать епископа Алексия на обычных службах, а архиепископа Димитрия и епископа Максима — в горячей молитвенной ектении.

Однако 24 мая был арестован и епископ Максим. После этого среди воронежского духовенства возникли разногласия. В июле большую часть епархии начал обслуживать епископ Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов), проживавший в городе Новомосковске Екатеринославской губернии. Епархиальный духовный отец архимандрит Игнатий (Бирюков) «с братством» подал заявление о переходе под его омофор.Но глава Задонского уезда архимандрит Никандр (Стуров) подал соответствующее заявление архиепископу Димитрию и получил от него письменное согласие на управление уездом. Когда архимандрит Никандр уехал в Ленинград, архиепископ Димитрий предложил принять хиротонию в епископаты, но о. Никандр отказался по причине болезни. Архиепископ Димитрий служил Задонскому уезду до своего ареста в ноябре 1929 года. В июле к нему из Воронежа приехали для хиротонии игумен Питирим (Шумских) и иеродиакон Мельхиседек, но им было отказано из-за сомнений относительно некоторых фактов их личных биографий.Затем они пошли к епископу Иоасафу и были возведены им в сан архимандрита и иеромонаха соответственно.

Так как Новомосковск был значительно ближе Ленинграда, большинство воронежского духовенства волей-неволей вынуждено было служить епископу Иоасафу, иногда даже против их воли. Таким образом, о. Феодор Яковлев высказался за присоединение к архиепископу Димитрию и переписывался с ним, но в августе все же согласился с циркуляром епископа Иоасафа о том, что делами епархии теперь будут управлять он сам и о.Сергий Гортинский. Епископ Иоасаф считался правящим епископом Воронежа и де-факто служил большинству «буевцев» до массовых арестов в начале 1930 года. Так, 5 марта благочинный Бобровского протоиерей Александр Архангельский направил ему письмо с просьбой назначает священников в шести сельских церквях района. 7 марта 1930 года епископ Иоасаф написал послание духовенству и мирянам города Тамбова и отправил его вместе с рукоположенным им священником о. Георгий Никитин.

Сначала деятельность малоизвестного епископа Иоасафа вызвала подозрения и опасения в руководстве Иосифа. Согласно одному источнику, архиепископ Димитрий даже рассматривал возможность запрета воронежского духовенства, узнавшего его. Однако этот конфликт был урегулирован. Из лагерей епископ Алексий передал управление епархией епископу Иоасафу, что было санкционировано архиепископом Димитрием. Но по свидетельству о. Сергия Бутузова многие воронежские клирики еще отправляли к архиепископу Димитрию, который был «хорошо известен на всю Россию своей стойкостью в Православии».Пт. Сам Сергий получил предложение от архиепископа Димитрия принять место под его руководством и 6 ноября 1929 года переехал в Ленинград. Архиепископ Димитрий хотел прислать о. Сергия в Вятку или Серпухов, но прихожанам Моисеевской церкви на Пороховых удалось оставить его для своей церкви, где он был арестован 19 марта 1930 года по «буевецкому» делу.

Основным поводом для нападения ОГПУ на Буевцев были беспорядки в деревне с началом коллективизации 1929-1930 годов.Эти волнения якобы были организованы церковно-монархической организацией на юге России во главе с епископом Алексием и координировались в Алексеевском монастыре периодическими собраниями буевецкого руководства. Во время одного из них, в декабре 1929 г., о. Сообщается, что Федор Яковлев сказал: «Духовенство и верующие сейчас страдают от жестокого насилия со стороны Советской власти. Церкви закрываются, священников арестовывают, а крестьян насильно загоняют в колхозы.Архимандрит Тихон сказал, что коллективизация — это способ изгнания крестьян из их церквей, которые тогда были закрыты. Так и произошло на самом деле. Сообщается, что игумен Иосиф (Яцк) сказал: «Теперь наступили времена антихриста. , поэтому все, что Советская власть пыталась навязать крестьянству: колхозы, кооперативы и т. д., должно быть отвергнуто ».

Если верить отчетам ОГПУ, в начале 1930-х годов воронежское крестьянство в нескольких местах восстало против насильственной коллективизации.Так, только в Острогожском районе с 4 января по 5 февраля демонстрации прошли в двадцати селах: Нижний Икорец, Песковатка, Копанище, Подсередное, Платава, Казацкое, Урыв, Диевица, Годлаевка, Троицкое, Драконово, Машкино, Бадьеево, Селяево и др. В то же время демонстрации прошли в соседних районах Усманского района, откуда они переместились в Козловский, Елецкий, Белгородский и другие районы, всего охватив более сорока районов. В ОГПУ посчитали, что эти демонстрации прошли под влиянием «буевцев».

21-22 января в г. Нижний Икорец несколько сотен крестьян, в основном женщины, разрушили сельсовет, сорвали красное знамя, сорвали портреты «вождей» и пошли по улицам с черным флагом. с криками: «Долой колхозы! Долой антихриста коммунистов!»

Активным участником этого события была инокиня Макрина (Масловская), которая на допросе сказала: «Я проповедовала Христа везде … [призывала] граждан бороться с отступниками от Бога, которые являются эмиссарами антихриста. , и [я призывал] крестьян не ходить в колхозы, потому что, войдя в колхозы, они отдали свои души антихристу, который скоро появится… В селе Нижний-Икорец верующие не ходят и в колхоз не пойдут … В 1929 году я объехал много мест и везде проповедовал против коммунистов . .. »

В феврале-марте 1930 года ОГПУ провело расследование в связи с этими беспорядками у 492 человек, из которых 134 были арестованы. Раскрытая ими антисоветская организация «Стая» предположительно состояла из 22 лидеров и 470 сторонников, в том числе 4 офицера, 8 дворян, 33 торговца, 8 милиционеров, 13 членов «Союза русского народа» 81. священников, 75 монахов, 210 кулаков, 24 середняка и 2 нищих.134 человека были арестованы, из них некоторые были освобождены, дела по другим переданы в вышестоящие инстанции, а некоторые умерли во время следствия (широко известны насильственные методы получения признательных показаний в 1930-е годы). У одного из обвиняемых, Владыцкой М.А., были обнаружены фотографии архиепископа Петра (Зверева) и епископа Алексия вместе с записями об их судьбах. Это считалось доказательством вины.


Конец 2 части

Вся история в одном файле
| Страница
1

3

4

5

СЛЕДУЮЩИЙ

Мы с уверенностью рекомендуем нашего поставщика веб-услуг, «Православные Интернет-услуги»: отличное персональное обслуживание клиентов, быстрый и надежный сервер, отличная фильтрация спама и простая в использовании комплексная панель управления.

Воронежский государственный университет / О нас / Город Воронеж / Что посмотреть

Главная улица города, проспект Революции, богата историческими зданиями, а также барами, ресторанами, сувенирными магазинами и кинотеатрами.

Воронежский каменный мост (Каменный мост) — одна из главных достопримечательностей города. Он расположен на пересечении улиц Карла Маркса, Орджоникидзе и Чернышевского. Мост довольно небольшой (не более 10 метров в длину), но это традиционное место паломничества молодоженов, иногда его называют «мостом влюбленных».Вы можете сделать прекрасные фотографии на мосту, который, согласно свадебной традиции, «переносят» большинство невест.

Адмиралтейская набережная, построенная в ознаменование 300-летия Военно-морского флота России, прекрасное и красивое место для прогулки по городу со старой церковью, в которой Петр Великий крестил новые корабли, и прекрасным видом на левый берег. водохранилища.

Корабль-музей «Гото Предестинация» представляет собой воссоздание первого русского линейного корабля, построенного в 1700 году в Воронеже первым императором России Петром Великим.

Площадь Ленина — главная площадь города с памятником Владимиру Ленину в центре. Каждую зиму на площади ставят огромную новогоднюю елку, и вы можете принять участие в церемонии зажигания или покататься на коньках на зимнем катке под открытым небом.

Парк Кольцовский Сквер — это центральная зеленая зона, где жители города любят проводить время. Это не только красивое место, но и культурный центр города и одна из его главных артерий.Сюда можно приехать, чтобы прогуляться по тропинкам, полюбоваться танцующим фонтаном, увидеть памятник великому русскому поэту Алексею Кольцову.

Памятники таким писателям и поэтам, как Кольцов, Никитин, Мандельштам, Есенин, Пушкин, Платонов, Бунин, отражают богатую культурную историю Воронежа.

Парк Петровский Сквер знаменит памятником первому российскому императору Петру Великому.

Офис Юго-Восточной железной дороги (Ю-ВЕ-ЖЕ-ДЕ), архитектурно похожий на всемирно известные «Семь сестер Москвы», спроектированный в сталинском стиле, является одной из самых известных достопримечательностей и памятников архитектуры. настоящая изюминка города.

Благовещенский Кафедральный собор, построенный в 2009 году, является четвертым по высоте православным храмом в мире, его венчает самый большой крест в Европе.

Акатовский женский монастырь, отреставрированный женский монастырь, основанный в 1674 году, расположен у реки на красивой территории, включающей крошечное кладбище, окруженное красочными однобокими домиками. Внутреннее убранство монастыря полностью покрыто фресками.

Памятник Псу по кличке Белый Бим Черное Ухо, герою пронзительного романа воронежского писателя Г.