Содержание

«Через болезнь детей Господь стучит в сердце родителей» — о.Петр Семащук, 6 лет опекающий онкобольных детей

Древние старцы говорили о тех, кто будет жить в более поздние времена: неспособные на подвиги, они будут спасаться терпением скорбей и болезней. И те, которые по-христиански понесут недуги, войдут в Царство Небесное. Наши болезни и скорби, даже при всем неприятии их, большинству из нас понятны. Но часто болеют дети, даже совсем маленькие, болеют очень тяжело. Почему болеют безгрешные малыши, как можно им помочь? И как жить взрослым, чтобы уменьшить детские страдания? — рассказывает отец Петр Семащук, настоятель храма во имя прп. Феодора Освященного.

КРАТКАЯ СПРАВКА: Ежегодно в Украине фиксируют около 1000 онкобольных детей — это 11-12 случаев на 100 тыс. населения детского возраста (до 18 лет).

Злокачественные новообразования детского возраста занимают 7 место в структуре детской инвалидности. По показателям смертности от злокачественных новообразований детей Украина занимает 5 место в Европе (5 случаев на 100 тыс. населения).

— Как давно вы опекаете  онкобольных детей, и почему выбрано именно это направление работы у вас в храме?

— После того, как здесь начали возрождать храм, начали богослужебную деятельность, к нам очень скоро  пришли волонтеры из онкогематологического отделения областной больницы, которая расположена неподалеку от храма.  На территории  больницы  недавно построили Варваринский храм, и теперь наша общая помощь детям, надеюсь, будет возрастать.  Но когда мы пришли сюда шесть лет назад, было непросто. Одной из причин, почему к нам обратились волонтеры, хотя они были людьми далеко не церковными, это беспокоившая их проблема в отделении – туда часто приходили «свидетели иеговы», разные протестантские проповедники, и ребята подспудно понимали, что на самом деле никакой пользы пациентам подобные «миссионеры» не приносят.  Тогда они решили эту нишу заполнить — и пришли к нам.  Предложили сотрудничать, и мы, конечно, согласились. И вот уже шесть лет совместно опекаем детей.

Если в прошлые годы мы приглашали артистов для проведения праздника, то в этом году бывшие пациенты провели… рок-концерт

— В чем заключается ваше сотрудничество?

— Каждое воскресенье и во все большие праздники мы ходим причащать деток. На Крещение окропляем все отделение водой, на Рождество идем с детьми воскресной школой с вертепом, и на Пасху, конечно, приходим. Хотя сам режим отделения не позволяет бывать там часто, некоторые  дети находятся на специальном режиме — им противопоказан близкий контакт, но выбираем формат, время и приходим.

Буквально три года назад у нас появилась еще одна традиция – по-особому отмечать праздник Сретения. Это — Всемирный день борьбы с окозаболеваниями, в который мы устраиваем выставки, проводим концерты, презентации. 

 

Цель этих мероприятий – привлечь внимание общественности, а также собрать средства на лечение детей. Вот у нас в зале представлена выставка этого года – рисунки и поделки. Отдельно на одной из стен представлены работы детей, которые успешно вылечились.

Если в прошлые годы мы приглашали артистов, разных известных людей, то в этом году на празднике в основном были бывшие пациенты, которые провели рок-концерт. Приходят, конечно, и известные люди. Скажем, Ани Лорак, не афишируя, всегда приходит, делает подарки, общается с детьми, целый день посвящает ребятам.

Болели бы сами родители, возможно, никогда не обратились к Богу, а через детей приходят к Господу. Мы наблюдаем титанические изменения родителей

— Как вы считаете, почему так тяжело болеют дети, ведь онкозаболевание –  страшная болезнь, особенно тяжело переносят её малыши. Нам понятно, когда болеет взрослый, согласны даже, что есть за что, а маленькие — ведь они  нагрешить еще не могли, даже не успели понять, если что плохое и сделали.

— Это глубокий, сложный вопрос, так сразу на него и не ответишь. Есть несколько объяснений. Первое – дети болеют за грехи родителей, но не в том смысле, что они напрямую отвечают за те или иные действия родителей. Но так же, как и физическое тело несет в себе ту или иную наследственность, так и душе передаются определенные наклонности. Это какие-то нераскаянные грехи, безбожие, нежелание ходить в церковь. Все накладывается на поколения, и через болезнь детей Господь стучит в сердце родителей. Вот вы сказали: «Почему дети болеют, они ведь не понимают?» Именно поэтому — болезнь детей очень сильно трогает сердце и душу родителей, болели бы сами родители, они, возможно, никогда не обратились к Богу, не задумались бы над духовными вопросами, а через детей приходят к Господу. Это очень сильный повод задуматься о своей жизни. Мы по своей практике наблюдаем титанические изменения родителей – люди приходят к Богу, люди просят, молятся, несут свой крест и выходят из этих обстоятельств, уже по-другому оценивая себя и свою жизнь.

Второе. Есть такое мнение, в частности у митрополита Антония Сурожского: именно через болезнь невинных детей Господь избирает из человеческого общества самое лучшее. Мы все несем свой крест, и этот крест — отражение Креста Христова. Христос пострадал безвинно, добровольно за наши грехи. Когда нам кажется, что крест очень тяжелый, это как раз указывает, что Господь избрал именно этого ребенка для особой миссии, для несения этого креста и для исполнения Его воли в этой жизни.

99% родителей понимают, что если их дети лечатся, то все это не случайно. Все от Бога

— Все ли родители больных деток обращаются к Богу, становятся верующими?

— Скажу так – я не встречал в больнице родителей, которые враждебно относились к церкви, священникам. Как минимум, они  не препятствуют приходить к детям. В разной степени, конечно. Кто-то быстрее отзывается и понимает, что будет, если он обратится к Богу, и Бог дарует исцеление. На самом деле, 99% — это родители, которые понимают, что если их дети лечатся, то все это не случайно. Кроме того, у них там каждый день чудеса происходят, и родители видят это. Представьте себе, разве не чудо, когда ребенку, которому нужна срочная операция, и на нее необходимо 100 тысяч долларов, а таких денег у родителей нет – и  вдруг эти средства находятся. И подобные чудеса происходят постоянно, в любое время – кризис, не кризис, в любой ситуации.  Всегда находятся люди, готовые помочь. Многие волонтеры не афишируют свою деятельность,  помогают тайно, движимые бескорыстным желанием помощи. Поэтому родители, каждый день встречаясь с чудесами милосердия, понимают, что такое под силу только Богу.

Когда болеют дети, родители приходят к Богу, получают такие силы, что сбить их с пути, нарушить  веру – сложно

— А бывают случаи, когда родители тяжко горюют,  говорят – мы молились, просили, а Господь все равно забрал? Их отчаяние можно понять.

— Такое бывает редко. После ухода детей люди становятся верующими, церковными. Это тяжело на первых порах, может появиться и ропот…

— …как же так — почему Бог одной рукой дает, а другой забирает?

— Православный человек в воле Божией сомневаться не должен. Может такое случиться, но временно. На самом деле мы понимаем, что все продиктовано Божественной любовью, а если мы не поняли или нам тяжело это принять, то только потому, что мы не доросли  до нужного уровня. Господь не дает испытаний выше наших сил, больше, чем мы можем понести. Я скажу так – за период, когда болеют дети, родители, благодаря тому, что они  приходили к Богу, молились, получали такие силы, что как-то их сбить с пути, нарушить  веру – сложно.

Маленькие дети понимают, что больны, скорее седрцем, чем умом. Им нравится, что мы совершаем молитвы, что их причащают, раздают просфоры… Они ждут это с радостью

— А как дети переносят такие испытания? Ведь в больницу попадают также детки из неверующих семей. Как они начинают понимать, что есть Бог, есть Ангел-Хранитель, есть какие-то неведомые ранее силы, что жизнь так или иначе привела его сюда?

— Маленькие дети на каком-то традиционном или бытовом уровне воспринимают это. Скорее сердцем, чем умом.  Им нравятся те обряды, которые мы совершаем, молитвы, им нравится, что их причащают, раздают просфоры, святую воду. Они ждут это с радостью. К определенному времени приносят с собой чашки, так как в отделении особая гигиена. А старшие  в тяжелые моменты задают вопросы священнику, обращаются к волонтерам. Мы проводим с ними и их родителями беседы. Взрослые дети  больше понимают, они больше прожили, у них были друзья, привязанности, а тут их вырвали из привычной среды, изолировали – поэтому и вопросов больше, больше знания и понимания.

Хочется отметить, что наше общество не пассивно к этим детям. Более того, многие люди постоянно пребывают в заботе о них. Благо, есть волонтерское движение людей неравнодушных. Понятно, что большой группе людей сложно прийти в больницу.  Поэтому волонтеры выбирают: кто о ком уже постоянно заботится, звонят, договариваются, решают проблемы, связанные с лечением.

В отделении есть игровая комната, где дети между собой общаются, есть разные кружки. Наши выставки проходят благодаря тому,  что есть кружок арттерапии. Его ведет профессиональная художница Екатерина Сапожкова, довольно известная личность – у нее проходят выставки и у нас, и за границей. Она для себя решила, что должна помогать таким детям и очень успешно это делает – дети рады. Надеюсь, дети не чувствуют себя обделенными. Да, бывает тяжело, бывают разные периоды, но каждый, кто приходит, старается им помочь.

— В этой больнице находятся дети из Киевской области, а сколько лечится с онкозаболеваниями?

— Все время по-разному, где-то 40-50. Есть такие, которые приезжают на короткий период. Потом бывают наездами, по мере необходимости лечения.

— Как часто, по вашим наблюдениям, дети излечиваются полностью?

— Могу судить из сообщений волонтеров — они приходят туда чаще. По их наблюдениям,  где-то  процентов 60-70 пациентов, о которых с уверенностью можно сказать, что болезнь — отступила. Тем более, что медицина развивается. Да и в наших условиях всегда есть возможности помочь. Если болезнь выявлена на раннем этапе, диагностирована на ранних стадиях, большая вероятность, что ребенок совершенно выздоровеет.

Сказать, что у этих детей детство было – ничего не сказать. Они все — мученики… Смотришь на них и понимаешь: никаких проблем у тебя нет

— А как дети переносят смерть своих товарищей по палате, больнице?

— Это в любом случае — шок. В такие моменты в отделении даже воздух депрессивный, болезненный. Представьте себе, они все понимают. Им нелегко: ведь вчера их товарищ был жив, они играли вместе, но еще они понимают, что сами тоже могут уйти. Вообще эти дети особенные. Сказать, что у них детство было – ничего не сказать. Они все — мученики, потому что все в чем-то ограничены – и болью, и передвижением.

Даже нам бывает непросто, что о них говорить. Я часто наблюдал — есть тяжелые недели, как с понедельника началось – все какие-то трудности. Под конец недели уже думаешь – все, нет сил.  А в воскресенье приходишь в отделение, смотришь на детей и понимаешь, что на самом деле никаких проблем у тебя нет. Еще это хорошо понимаешь, когда возвращаешься домой. У меня своих двое детей, и когда они на тебя прыгают, кувыркаются, радостно встречают папу, то видишь, как они свободны в своих движениях, эмоциях. А дети в отделении, можно сказать, привязаны, они же почти постоянно с системами. Они ходят и на занятия с капельницами, катетерами, и когда мы приходим причащать их, то большинство детей выходит  с такими специальными стойками, от которых более чем на полтора-два метра нельзя отойти.

— Как же они приходят в храм, если в отделении строгая стерильность?

—  Есть разная степень лечения, есть т.н. интенсив, когда они не могут покидать палату, и к ним тоже нельзя заходить, они изолированы практически полностью, хотя и к таким мы приходим по вере и просьбе родителей.  Практически все отделение поделено на две неравные части — меньшая, где очень сложные дети,  большая часть, где дети на стационаре, но они имеют возможность выйти в игровую комнату, в коридор, даже на улицу выходят, ну и к нам в храм приходят.

— За эти шесть  лет, в течение которых вы опекаете пациентов больницы, больше или меньше стало детей с таким тяжелым заболеванием?

— Можно сказать, стабильно одинаково, особого всплеска не было, но, к сожалению, и меньше не становится.

Мы должны не только приводить к Богу детей, но и сами приходить, не только  причащать детей, но и сами причащаться

— Что бы вы могли посоветовать родителям здоровых детей. Ведь каждый переживает за своего ребенка,  волнуется, чтобы, не дай Бог, ничего подобного не случилось. Как заботиться о своих детях?

— Прежде всего, через заботу о себе и своем духовном состоянии, это касается всех родителей, дети ведь болеют разными болезнями. В отделении мы акцентируем внимание родителей  на том, что они должны не только  приводить к Богу детей, но и самим приходить, не только  причащать детей, но и самим исповедоваться и причащаться. Где-то я читал, что если у тебя есть какие-то греховные наклонности, и ты не хочешь, чтобы их повторяли твои дети – искорени их в самом себе. Хочешь передать более чистую духовную природу — наведи порядок в своей душе. С себя нужно начинать.  И уже как следствие,  как результат —  дети будут здоровее.

Приводить людей к Богу, потому что чем больше мы укореняемся в церковной,  духовной жизни, тем чаще мы соизмеряем свою жизнь с волей Божией. И тогда мы растем  духовно, растут определенные знания, мы в состоянии понять промысел Божий  и соизмерять свою жизнь с Богом.   Даже тогда, когда человек достигает такого уровня,  в его жизни случаются те или иные трудности. Но в таком случае он понимает, для чего это, почему, и соответственно реагирует. Для него это не становится шоком, он не впадает в депрессию, не замыкается, а принимает все как волю Божию, как определенную горькую пилюлю, для того чтобы стать лучше, стать совершеннее.

Пример для нас – преподобный Пимен Многоболезненный, который с детства тяжко болел. Но благодаря тому, что смиренно все переносил  и благодарил Бога, он достиг таких высот, что по его молитвам люди исцелялись. Он даже воскрешал мертвых. Однажды братия стала ему говорить: «Пимен, ты уже достиг  таких высот, что можешь попросить у Бога исцеления для себя». Он отвечал: «Нет, наоборот, я  прошу, чтобы Господь удержал эту болезнь, так как хочу, чтобы через нее и через несение этого креста  достичь большего совершенства». Святые, когда заболевали, говорили: «Господь посетил». Теоретически, конечно, легко рассуждать, но с другой стороны – когда Господь посылает испытания, то дает и силы, чтобы нести их, преодолевать.

Эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя ее растратить на водку, сигареты…

— Вы говорили, что те дети, которые исцелись, сейчас приезжают  к больным. А они  становятся верующими, укрепляются в вере?

— На  последнем концерте, на Сретенье, было интересно  слушать этих детей, их выступление. Я скажу так: по крайней мере, эти дети понимают ценность жизни, понимают, что  нельзя жизнь растратить на водку, сигареты, гулянки, наркотики, а ее нужно  использовать для чего-то полезного, нужного. Потому, что они столкнулись лицом к лицу  со смертью, чувствовали дыхание смерти. Что значит «верующий человек»? Я бы не сказал, что это тот, который  поклоны бьет в храме – это необязательно, потому что можно выйти из храма и вести себя, как будто в храме и не был. Главное, чтобы человек правильно жил, а если он будет правильно жить, будет настоящим человеком, то у него нет другого выхода, как придти к Богу и стать христианином.

В этом мире  все продиктовано не чьей-то злой волей, а именно — Божественной любовью

— Что Вам дает силы нести такое служение, каждый раз видеть тяжело больных детей?

— Бывают разные моменты, периоды… Иногда  в воскресенье причащается 10 детей, бывает и один ребенок. Правда, почти никогда не бывало, что никого нет.  Там, в отделении, есть специальный зал, в углу — иконы, аналой. Часто родители просят прийти в палаты.  Несколько раз было, когда я думал: «Может, и не стоит сейчас идти…» Но Господь всегда  подавал верные знаки.  

Однажды, когда думали, что уже в последний раз идем, вдруг видим – «свидетели  иеговы»  оккупировали отделение. Ну, как можно допустить, чтобы людей ввели в соблазн или обманули!  Или, например, приходим и видим полный зал людей, они благодарят и говорят, что мы их сильно поддерживаем, укрепляем. В любом случае мы видим, что это нужно, они нас ждут.  Дети ждут, спрашивают: где батюшка, приходят к тому времени.  Я понимаю, что, может быть, мы что-то не успеваем, что-то не доделываем. Планируем в ближайшее время более плотно заняться опекой над детьми. Может, определить какой-то день в середине недели, чтобы священник приходил и общался с родителями не только в воскресенье, чтобы осмысление происходящего было более глубоким и комплексным. Да, мы приходим постоянно, это востребовано, это нужно, но это порционно, возможно, что некоторые родители до конца и не поняли всю глубину и значение церковных Таинств.  Надо, чтобы была возможность поговорить со священником чаще, особенно тем, кто только попал в больницу.

Самая необходимейшая мысль и осознание: в этом мире  все продиктовано не чьей-то злой волей, а именно — Божественной любовью. Наверное, поэтому верующему человеку легче переносить испытания, без веры в них нет никакого смысла. А если есть  смысл, если ты понимаешь, что это от Бога, то ты готов терпеть хоть сто, хоть двести лет, потому что ты понимаешь  —  это от Бога. Господь ничего не дает просто так, это не слепой случай. Повторюсь: все в мире продиктовано Божественной любовью.

 

Задать вопрос православному священнику

Вопрос: Зачем Бог создает таких людей, которые не способны ко многим функциям, чтобы полноценно жить? Если это испытание, то не только родителям, но и детям. Для чего так сурово наказывать детей, если это результат греха родителей? Почему сами родители не могут за него сполна ответить?

Отвечает священник Максим Каскун:
— Не господь наказывает, а мы сами себя наказываем тем, что при отпадении Адама и Евы от Господа наша природа приняла в себя грех, который нашу природу повредил, испортил и внес великую дестабилизацию психофизических процессов в нашей душе. И поэтому, те дети, которые рождаются с отклонениями – это не всегда факт наказания Бога. Или как принято говорить: — Господь это все попустил. Это факт, испорченности нашей природы грехом. Наказание за грех – смерть, а всякая болезнь приводит к смерти. Поэтому, когда рождаются такие дети, они рождаются такими, не потому что их родители грешат, а потому что природа человеческая дает сбой. Есть и священники, у которых дети инвалиды. И просто нормальных, благочестивых людей, у которых тоже рождаются дети инвалиды: — Не пьянчужки, у которых рождаются нормальные дети. Хотя казалось бы: — За грехом, следует наказание? Все зависит от тайны промысла Божьего. Есть фильм о человеке, который всю свою жизнь имеет парализованное тело, но он стал христианином, и благодарит Бога, говорит: — Спасибо, Богу, за то, что он дал мне такое больное тело, зато здоровую душу. Поэтому то, что Господь попускает, он это попускает во спасение каждому из нас. Если нам кажется, что та или и на болезнь человека оскверняет, то перед вечностью важно другое: — Важно спасение души. Если мы посмотрим глазами христианина, глазами нашей души, то мы увидим: — Что человек не чем от нас не ущерблен, только своей плотью. Поэтому когда человек несет такой крест, то конечно, ему надо помогать, ничем не обижать, не проходить мимо. Важно понимать, что все мы имеем греховную плоть, которая болеет и иногда, дает такие сбои: — Такое может случиться с каждым. Здесь нет никакого автоматизма, если грешны родители, значит у них больной ребенок. Господь, конечно, может взыскать с человека и взыскивает. Но даже в Ветхом Завете говорится, что не всегда дети будут страдать за вину отца, хотя это тоже бывает. Сегодня идет общечеловеческий сбой, таких детей рождается все больше и больше. Чем больше человечество грешит, тем больше оно в себе накапливает греховные гены, от чего и рождаются такие люди.

Как православному христианину относиться к болезням?. Православная энциклопедия «Домашний доктор» в вопросах и ответах

Православие о болезнях и болеющих

1. Вопрос: Как православному христианину относиться к болезням?

Нет человека на Земле, лишенного болезней и скорбей. Грех прародителей изменил то высокое положение, которое Господь даровал людям. И, потеряв Эдем, человек приобрел… тление и смерть. Но милость Божия не оставляет нас, грешных и недостойных. Болезни и скорби – и тяготы нам, и вразумление, и награда от Бога. Ими мы, перенося их безропотно, очищаемся от грехов, возрастаем духовно и приуготовляемся к вечности. Смирение и терпение, упование на Господа и Его благую волю – вот есть истинно христианский настрой.

Если поведение таково, то оно укрепляет болеющего нравственно, вменяется ему в подвиг. В этом случае человек перед лицом скорбей и недугов являет победу духа над плотью, добра над злом. Спаситель наш преподал нам пример величайшего терпения, любви и кротости, перенося крестные страдания и молясь за своих распинателей.

Болезнь – это время самопроверки, время размышлений, время покаяния. Будем же помнить, что все от Бога: и болезнь, и здоровье. А все, что от Бога, то нам во благо. Посему не будем унывать. Милосердный Господь не пошлет каждому из нас искушений паче меры, ибо, по словам апостола, верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). Будем хранить в сердце и то, что многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22).

Напротив, ропот, протест, озлобленность на всех и вся разоряют внутренний мир, усугубляют страдания, а главное – умаляют или уничтожают тот духовный плод, ради которого они посылались. Плод этот – наше спасение. Понять и осознать это нам порой мешают маловерие, беспечное отношение к себе и другое тому подобное.

Годы атеизма не прошли бесследно. Выросло почти три поколения людей, не знавших Бога и Его святую Церковь. В своей практической врачебной деятельности я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда болящий или скорбящий человек не понимает духовного смысла страдания (имею в виду крещеных православных), очень тяготится своим самочувствием, полон уныния и печали. Бывает и того хуже: отчаяние, тоска, желание смерти…

Есть и другая проблема, которая не может оставить равнодушным ни одного верующего врача. Бездуховность, царившая последние семьдесят с лишним лет в обществе, естественно, поразила и медицину со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как тут не вспомнить дореволюционные больницы. Иконы, возженные лампады, сестры милосердия, священник – исповедывающий, причащающий, соборующий. Все это было… Радует, что ныне по милости Божией эта традиция понемногу возрождается. Пока не повсеместно, но воссоздаются и освящаются больничные храмы, в клиниках служатся молебны. В глазах больных людей появляются искры веры и надежды. В душах водворяются отрада и утешение. Хочется верить, что Господь даст нам время и силы, чтобы покаяться и исправиться.

***

Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение.

Св. Иоанн Лествичник

Болезнь есть вразумление нам Божие, и служит к преспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? И терпение привело его наконец к беспримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни) и узришь славу Божию (Ин. 11, 40). А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания, и вменяется вместо поста, – и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнию. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе.

(Больному унывающему). Облобызай страдания Спасителя нашего, – как бы и ты вместе с Ним терпел поношения, раны уничижения, оскорбление через оплевание, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчию, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, – и заимствуй из сего отраду болезням твоим. Господь не оставит вотще труда твоего. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы ты не чужд был святых, когда увидишь их в оный час носящими плоды терпения скорбей и прославленными, но был сообщником их и Иисуса, имея дерзновение пред Ним со святыми. Не печалься же; Бог не забыл тебя, но печется о тебе, как об искреннем Своем сыне, а не как о прелюбодейчище.

Свв. Варсонофий и Иоанн

***

Все от Бога, – и благое и скорбное, но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. По благоволению, когда живем добродетельно; ибо угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству, когда, впадая в прегрешения, бываем вразумляемы; по попущению же, когда и вразумляемые не обращаемся. Опять домостроительно Бог наказует нас согрешающих, чтоб не были мы осуждены с миром, как говорит Апостол: судимы от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1 Кор. 11, 32). В сем разуме – несть зло во граде еже Господь не сотвори (Амос. 3, 6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению от грехов. Попускает же Бог и совершенно оставляет тех, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе. Тогда Бог предает их в неискусен ум, т. е. попускает их свободе творити неподобная (Рим. 1, 28).

Св. Ефрем Сирин

***

Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою, и переносит; враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если б находился в другом положении, и старается убедить его, что если бы был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько пользы принес бы и себе и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближним, и т. п. Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их в ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление, что связан по рукам и ногам болезнию.

Мало-помалу, при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение таким образом расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого.

Доведши до сего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления, и оставляя одно желание здоровья, как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь, не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел его расстроить.

Точь-в-точь таким же образом расстраивает враг бедного, терпеливо переносящего участь свою, рисуя ему, какими добрыми делами украсился бы он, если бы имел состояние.

От всех таких искушений избавляется легко, кто имея опытного руководителя, советника и собеседника, с смиренною покорностию следует их указаниям. А кто лишен почему-либо такого блага, тот да внимает себе и строго учится различать доброе от худого по началам христианским, коими должна устрояться жизнь всех нас. Если случаи, мешающие, как нам кажется, развернуться шире нашему доброделанию, не от нашей воли, а посылаются Богом, то принимай их с покорностию и не слушайся никаких внушений, отклоняющих тебя от сей покорности. Послав такой случай, Бог ничего от тебя не ожидает, кроме того, чтобы ты держал себя и действовал так, как требует и как дает возможность посетивший тебя случай.

Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего кроме терпения Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро, или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового человека дела добрые идут с промежутками. Почему желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?

Св. Никодим Святогорец

***

От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, – и самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь; терпи, благодари; за вольные сласти в юности – невольные болезни в старости.

Страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). Вот почему страдания, крест необходимы для христианина: без страданий, без удручения плоть наша дурит, беснуется, грешит, Бога гневит, себе и душе напасти творит. О плоть окаянная, многострастная, из-за которой все беды в человечестве! О сердце многострастное, скверное! Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 20-23). Вот где источник зла в человеке – в сердце!

Св. Иоанн Кронштадтский

***

Авва Пимен Великий говорил: «Равны следующие три: когда кто безмолвствует правильно; когда болен и благодарит Бога; когда кто находится в нелицемерном послушании. У этих трех одно делание».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Если Бог есть, почему умирают невинные люди и дети, особенно дети?

Батюшка, у меня такой вопрос. Мне 16 лет и в моём окружении и вообще в наше время молодые люди теряют веру в бога, очень много молодых людей, и главной отправной точкой является их вопрос:
-Если Бог есть, почему умирают невинные люди и дети, особенно дети?
И разные подобные вопросы.
Хочу услышать ваше мнение и как бы Вы ответили на этот вопрос.

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Действительно, многих волнует проблема существования зла, страданий, особенно – невинных. Православное Христианство отвечает на эти вопросы следующим образом.

 

1.Бог – Свят, то есть Сам Он не является источником греха и зла. Зло не существует и помимо Бога. Оно не обладает каким – то вечным, самостоятельным и автономным от Бога бытием. В этом Христианство разительно отличается от дуалистических религий (например, Зороастризма), полагающих, что зло и добро – это два вечных начала. Отцы Церкви говорят, что зло – безсущностно. Так же, как ржавчина, в чистом виде в природе не встречается. Она образуется на железе, и разрушает его. Бог Библии не является творцом зла: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2: 23 – 24). Тогда где источник зла? – Он кроется в неправильном произволении свободно – разумных существ: ангелов и людей. И те, и другие, наделены способностью самоопределения по отношению к Богу. Неправильный выбор, именуемый грехом, нарушающий установленные Богом духовные и нравственные законы их существования, и порождает зло. Именно грех Денницы (падшего ангела), а так же прародителей рода человеческого – Адама и Евы, стал причиной появления в мире зла, страданий и смерти. Всё человечество, как потомки падшего Адама, унаследовали состояние его повреждённой грехом природы: стали страстны (склонны более к греху, чем к добродетели), тленны (подвержены болезням, старению), и смертны (физически умирают).

 

2.Отсюда и становится понятным, почему люди страдают и умирают? – Они несут в совей природе: в теле и душе, глубокое повреждение, именуемое первородным грехом. Именно для того Сын Божий и приходил на землю две тысячи лет назад, чтобы Свей Искупительной Жертвой дать всему человечеству лекарство от греха, проклятия и смерти.

 

3.Итак, одной из важнейших причин страданий и смерти является сама человеческая природа, повреждённая в Адаме. Другой причиной является неправильный выбор, делаемый каждым потомком Адама: предпочитая путь греха, то есть нарушения объективных нравственных законов, человек страдает сам, и заставляет страдать других, в том числе, и своих детей. Например, алкоголик, зачиная своего ребёнка в пьяном угаре, обрекает его тяжелым наследственным болезням. Родители, подверженные страстям, передают склонность к ним, в виде, так называемого, родового греха, своим детям.

 

4.Но почему Бог попускает эти страдания, если – Всемогущ, и Он – есть Любовь? — Бог не желает лишать людей дара свободной воли, ибо это – величайший дар, способный сделать человека Богоподобным: «стать причастником Божеского естества» (2 Пет. 1:4). Отнять свободу, значит лишить людей возможности достичь своего предназначения, значит совершить насилие над ними. Итак, Бог, не отнимает у людей свободы, хотя и предупреждает о последствиях неправильного выбора: а это — болезни, страдания, душевные и физические. Но Он включает последствия злых человеческих поступков в Свой Промысел, обращая их к благу самого человека. Пример. Война, как считает подавляющее большинство людей, это средоточие максимального зла. Но, например, Великая Отечественная война, для многих русских людей, пришедших к тому времени в безбожие, стала поводом возвращению к вере, к обретению Бога. Сколькие, недавние неверующие, перед лицом смерти обращались к Нему в молитвах, каялись в грехах, а после войны становились священниками, монахами и старцами.

 

5.Наличие невинных страданий – это школа любви, необходимая каждому человеку, чтобы заботясь о больных и страдающих он смог стать Человеком.

 

6.И наконец, невинные страдания скорее подтверждают бытие Бога, нежели опровергают его, и вот почему. Если – бы не было Бога, не было – бы жизни после смерти, вся земная деятельность человечества обратилась – бы в бессмыслицу, а смерть – в величайшую трагедию: умер человек, и навсегда исчез. И не понятно, для чего он родился и рос, учился, чего – то добивался в жизни, строил, растил детей, познавал окружающий мир, добывал материальные блага, если смерть мгновенно и навсегда отбирает всё это у него? Особенно обессмысливаются детские, невинные страдания: они превращаются в слепую игру сил природы, или злого человеческого произволения. И только существование Бога, вечной жизни и посмертного воздаяния, наполняет детские страдания и смерть смыслом. С этой точки зрения оказывается, что путь этого ребенка не обрывается смертью, а страдания, понесенные в земной жизни, сменятся радостью Богообщения в жизни вечной.

 

Хочу порекомендовать Вам, Артемий, для более детального знакомства с аргументами Христианства в защиту бытия Божия, и ответами на возражения атеистов, интересный цикл лекций православного публициста Сергея Худиева: «Бог есть!» http://gorenka.org/index.php/lektsii-propovedi/12095-sergej-khudiev-bog-est-kurs-lektsii-po-obshcheniyu-s-ateistami , а так – же еженедельную передачу с его участием: «Сто вопросов атеиста» http://teos.fm/show/100-voprosov-ateista

Православное воспитание детей в семье: традиции, проблемы, особенности

На чтение 5 мин.

Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.

 

О православном отношении к болезни

«Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим»

Пс. 89: 10

 

 

Средство исправления грехов

Телесное здоровье для человека, безусловно, благо, и мы призваны его сохранять. «Прежде болезни заботься о себе…» (Сир. 18, 19).  Наряду с этим в православном понимании и болезнь является благом, ибо может послужить спасению души человека, совершив в нем нравственный переворот, обратив его к Богу.

Болезнь может служить духовному росту человека, но только тогда, когда она становится вольным страданием — подвигом, в котором больной человек сознательно, в соответствии с Божественной волей соглашается переносить страдания. Тем самым человек обнаруживает добродетель терпения, смирения и послушания, которая не остается без награды:

— во-первых, Господь по молитвам болящего и его близких облегчает страдания больного вплоть до чуда исцеления;

— во-вторых, Господь посылает врача.

По слову преп. Ефрема Сирина «Причина болезни — грех, своя собственная воля, а не какая-либо необходимость». Причем, именно персональные грехи болеющих людей, являются таковыми причинами: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30:150).  Известно, что и святые имели болезни, часто неизлечимые. Апостол Павел, например, пишет: «… дано мне жало в плоть… удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор. 12:7). Некоторые святые молили Бога, чтобы им была послана болезнь как испытание, дающее возможность совершения сугубого духовного подвига.

Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов.

Однако, далеко не всегда болезни являются наказанием за грехи.  «Неужели, скажешь, все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности… Случаются болезни и для нашего испытания в добре» — говорит св. Иоанн Златоуст.

Апостол Петр, высказывает мысль о том, что болезнь часто уводит человека от грехов:

«Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью: ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией»

Болезнь не позволяет зарождаться страстям.  Св. Тихон Задонский пишет «Всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного и не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас».

Болеем мы и для нашего смирения и недопущения к злым и гибельным поступкам. Однажды Иисус Христос шел с учениками, и апостолы увидели человека, безногого от рождения. Он сидел у дороги и просил милостыню. Ученики спросили: «Почему у него нет ног?» Христос ответил: «Если бы у него были ноги, огнем и мечем прошел бы он всю землю».

Болезнь нередко вменяется терпеливому страдальцу вместо подвига, по словам Серафима Саровского: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более».

Болезнь имеет силу смягчать наши сердца и заставляет осознать свою немощь.  Зачастую, только через собственную тяжелую болезнь, находясь в немощном и беспомощном состоянии, страдая, мы в полной мере начинаем оценивать человеческое сострадание, сочувствие и заботу.

«Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших», — писал преп, Макарий Оптинский

Вспоминая историю праведного Иова, свят. Иоанн Златоуст говорит: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив».

Православное понимание болезни шире медицинского. «Болезную, братие, вместе с вами, – говорит св. Киприан – Нисколько не утешает меня в болезнях моих то, что я сам здоров и невредим. Ибо пастырь уязвляется в язве своего стада…»

Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл. «Тогда недугом «поражается плоть, чтобы исцелилась душа» — говорил св.Василий Великий. Преп. Иоанн Лествичник свидетельствует: «Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от страсти душевной». По слову преп. Ефрем Сирин нередко бывает, что «когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа»  

Чтобы малой неприятностью избавить нас от большей «посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин» — поучает св. Феофан Затворник. Принимая своею болезнь с кротостью и терпением, видя в ней волю Божию, человек как бы берёт на себя начало крестоношения, т.е. добровольного следования за Христом в страдании. И тогда болезнь, ужасающая и бессмысленная для обыденного мира, становится осмысленным подвигом, направленным на становление души, на обретение духовного здравия.

Таким образом, исходя из христианских подходов, можно выделить следующие причины болезней:

— Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества

— Болезнь как наказание и кара за грех

— Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни

— Болезнь как испытание в верности

— Болезнь как искупительная жертва.

 

Об исцелении

Само по себе желание человека выздороветь и избавиться от болезни вполне естественно, и грехом не является. По словам св. Игнатий Брянчанинова: «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху»

Ещё Ветхий Завет содержит хвалу медицине: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Для того Он (Бог) и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли…В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38: 1-14).

Господь Иисус Христос ходил по Галилее «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4: 23). И не только Сам исцелял, но и, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть… врачевать всякую болезнь» (Мф. 10: 1)И не только дал власть, но и повелел: «Исцеляйте… больных» (Лк. 10: 9), и апостолы исполняли это повеление (Деян. 19: 12; 28: 9).

Благим делом, согласно Писанию, является «естественное» врачевание, медицина:

«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 39: 1–2, 4).

Многие святые были врачами, в том числе и евангелист Лука: «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14).   Церковью были особо прославлены в лике святых врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский и другие.

Итак, ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для христианина не возбраняется. Однако, необходимо избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры.

По словам св. Василия Великого «как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообра

Состояние здоровья детей | Респираторные заболевания

Проблемы с легкими и дыхательной системой

Дыхательная система восприимчива к ряду заболеваний, а легкие — к широкому спектру нарушений, вызванных загрязнителями в воздухе.

Наиболее частые проблемы дыхательной системы:

Астма . Более 20 миллионов человек в Соединенных Штатах страдают астмой, и это причина №1 того, что дети часто пропускают школу.Астма — это хроническое воспалительное заболевание легких, при котором дыхательные пути сужаются и сужаются. Приступ астмы, часто вызываемый раздражителями в воздухе, например сигаретным дымом, связан с сокращением мышц и отеком слизистой оболочки крошечных дыхательных путей. В результате сужение дыхательных путей мешает воздуху течь должным образом, вызывая хрипы и затрудненное дыхание, иногда до такой степени, что это угрожает жизни. Борьба с астмой начинается с плана ведения астмы, который обычно включает в себя предотвращение триггеров астмы и, иногда, прием лекарств.

Бронхиолит . Не путать с бронхитом, бронхиолит — это воспаление бронхиол, мельчайших ветвей бронхиального дерева. Бронхиолит поражает в основном младенцев и детей младшего возраста и может вызывать хрипы и серьезное затруднение дыхания. Обычно это вызвано специфическими вирусами в зимнее время, включая респираторно-синцитиальный вирус (RSV).

Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). ХОБЛ — это термин, который описывает два заболевания легких — эмфизему и хронический бронхит:

  • Длительное курение часто вызывает эмфизему , и, хотя оно редко поражает детей и подростков, оно может иметь свои корни в подростковом и детском возрасте.Разговор с детьми о курении — ключевая часть профилактики заболеваний, связанных с курением. При эмфиземе легкие производят чрезмерное количество слизи, и альвеолы ​​повреждаются. Становится трудно дышать и получать достаточно кислорода в кровь.
  • При бронхите , распространенном заболевании взрослых и подростков, воспаляются оболочки, выстилающие большие бронхи, и выделяется чрезмерное количество слизи. У человека появляется сильный кашель, чтобы избавиться от слизи.Курение сигарет — основная причина хронического бронхита у подростков.
  • Другие условия

    Простуда . Простуда, вызываемая более чем 200 различными вирусами, вызывающими воспаление в верхних дыхательных путях, является наиболее распространенной респираторной инфекцией. Симптомы могут включать легкий жар, кашель, головную боль, насморк, чихание и боль в горле.

    Кашель . Кашель — это симптом болезни, а не сама болезнь.Существует много разных типов кашля и множество разных причин, от не очень серьезных до опасных для жизни. Некоторые из наиболее частых причин, поражающих детей, — это простуда, астма, синусит, сезонная аллергия, круп и пневмония. Среди наиболее серьезных причин кашля — туберкулез (ТБ) и коклюш (коклюш).

    Муковисцидоз (МВ) . Муковисцидоз, поражающий более 30 000 детей и молодых людей в Соединенных Штатах, является наиболее распространенным наследственным заболеванием, поражающим легкие.Поражая в первую очередь дыхательную и пищеварительную системы, муковисцидоз приводит к тому, что слизь в организме становится чрезмерно густой и липкой. Слизь может закупорить дыхательные пути в легких и сделать человека более уязвимым для бактериальных инфекций.

    Рак легких. Рак легких, вызванный аномальным ростом клеток в легких, является основной причиной смерти в США и обычно вызывается курением сигарет. Он начинается в слизистой оболочке бронхов и развивается долго, поэтому обычно это заболевание у взрослых.Симптомы включают продолжительный кашель, который может вызывать кровь, боль в груди, охриплость голоса и одышку. Воздействие газообразного радона (газ, который встречается в почве и камнях) также может вызвать рак легких. Радон чаще встречается в определенных частях Соединенных Штатов. Вы можете проверить уровень радона в своем доме с помощью набора для радона, доступного в местном магазине товаров для дома или в хозяйственном магазине.

    Пневмония . Это воспаление легких обычно возникает из-за бактериальной или вирусной инфекции.Пневмония вызывает лихорадку и воспаление легочной ткани и затрудняет дыхание, потому что легким приходится работать тяжелее, чтобы переносить кислород в кровоток и удалять углекислый газ из крови. Обычными причинами пневмонии являются грипп (грипп) и инфицирование бактерией Streptococcus pneumoniae .

    Легочная гипертензия. Это когда артериальное давление в легочных артериях аномально высокое, а это означает, что сердцу приходится усерднее работать, чтобы перекачивать кровь против этого высокого давления.Легочная гипертензия может возникнуть у детей из-за врожденного (присутствующего при рождении) порока сердца или из-за состояния здоровья, такого как ВИЧ-инфекция.

    Болезни органов дыхания новорожденных

    Несколько респираторных заболеваний могут повлиять на новорожденного, только впервые начинающего дышать. Недоношенные дети подвержены повышенному риску таких заболеваний, как:

  • Респираторный дистресс-синдром новорожденного. У недоношенных детей может не хватать сурфактанта в легких. Сурфактант помогает держать альвеолы ​​ребенка открытыми; без сурфактанта легкие разрушаются, и ребенок не может дышать.
  • Апноэ недоношенных (АОП) . Апноэ — это медицинский термин, который означает, что кто-то перестал дышать. Апноэ недоношенных (АОП) — это состояние, при котором недоношенные дети перестают дышать на 15-20 секунд во время сна. АОП обычно происходит от 2 дней до 1 недели после рождения ребенка.Чем ниже вес ребенка и уровень недоношенности при рождении, тем больше вероятность, что у ребенка будут периоды АОП.
  • Хотя некоторые респираторные заболевания невозможно предотвратить, многие хронические заболевания легких и респираторных заболеваний можно предотвратить, отказавшись от курения, избегая контакта с загрязнителями и раздражителями, часто мыть руки, чтобы избежать заражения, и регулярно проходить медицинские осмотры.

  • Бронхолегочная дисплазия (БЛД) . БЛД включает аномальное развитие легочной ткани.Иногда это заболевание называют хроническим заболеванием легких или ХЗЛ. Это заболевание у младенцев, характеризующееся воспалением и рубцеванием легких. Чаще всего он развивается у недоношенных детей, рожденных с недоразвитыми легкими.
  • Аспирация мекония . Аспирация мекония — это когда новорожденный вдыхает (аспирирует) смесь мекония (первые каловые массы ребенка, обычно выделяемые после рождения) и околоплодных вод во время схваток и родов. Вдыхаемый меконий может вызвать частичную или полную блокировку дыхательных путей ребенка.
  • Стойкая легочная гипертензия новорожденных (PPHN). В матке кровообращение ребенка идет в обход легких. Обычно, когда ребенок рождается и начинает дышать воздухом, его или ее тело быстро адаптируется и начинает процесс дыхания. PPHN — это когда организм ребенка не переходит от кровообращения плода к кровообращению новорожденного. Это состояние может вызывать такие симптомы, как учащенное дыхание, учащенное сердцебиение, респираторный дистресс и цианоз (кожа с синим оттенком).
  • Преходящее тахипноэ новорожденных (ТТН) . Учащенное дыхание у доношенного новорожденного (более 60 вдохов в минуту) называется преходящим тахипноэ.

Процедуры

Хотя некоторые респираторные заболевания невозможно предотвратить, многие хронические заболевания легких и респираторных заболеваний можно предотвратить, отказавшись от курения, избегая воздействия загрязняющих и раздражающих веществ, часто мыть руки, чтобы избежать заражения, и регулярно проходить медицинские осмотры.

% PDF-1.6
%
825 0 объект
>
endobj

xref
825 86
0000000016 00000 н.
0000005329 00000 н.
0000005467 00000 н.
0000005631 00000 н.
0000005693 00000 п.
0000006002 00000 н.
0000006366 00000 н.
0000006403 00000 п.
0000006451 00000 п.
0000006517 00000 н.
0000007122 00000 н.
0000007509 00000 н.
0000007901 00000 н.
0000010572 00000 п.
0000013353 00000 п.
0000013502 00000 п.
0000013806 00000 п.
0000026718 00000 п.
0000026912 00000 п.
0000048655 00000 п.
0000048842 00000 н.
0000063075 00000 п.
0000063261 00000 п.
0000063333 00000 п.
0000063499 00000 п.
0000063585 00000 п.
0000063642 00000 п.
0000063733 00000 п.
0000063790 00000 п.
0000063980 00000 п.
0000064066 00000 п.
0000064123 00000 п.
0000064202 00000 п.
0000064342 00000 п.
0000064428 00000 п.
0000064485 00000 н.
0000064563 00000 п.
0000064732 00000 п.
0000064810 00000 п.
0000064867 00000 п.
0000064945 00000 п.
0000065150 00000 п.
0000065215 00000 п.
0000065272 00000 п.
0000065434 00000 п.
0000065499 00000 п.
0000065556 00000 п.
0000065729 00000 п.
0000065794 00000 п.
0000065851 00000 п.
0000066020 00000 п.
0000066178 00000 п.
0000066234 00000 п.
0000066358 00000 п.
0000066456 00000 п.
0000066512 00000 п.
0000066610 00000 п.
0000066666 00000 п.
0000066755 00000 п.
0000066811 00000 п.
0000066900 00000 п.
0000066955 00000 п.
0000067012 00000 п.
0000067069 00000 п.
0000067126 00000 п.
0000067183 00000 п.
0000067240 00000 п.
0000067297 00000 п.
0000067388 00000 п.
0000067445 00000 п.
0000067502 00000 п.
0000067559 00000 п.
0000067659 00000 п.
0000067716 00000 п.
0000067773 00000 п.
0000067830 00000 п. Λ 냷 RBu [_J˜j ث u-Ql0m *! J> s7JO
«6}; rzUZ.q ꁭ7

Детская шизофрения — Симптомы и причины

Обзор

Детская шизофрения — это необычное, но тяжелое психическое расстройство, при котором дети неправильно интерпретируют реальность. Шизофрения включает в себя ряд проблем с мышлением (когнитивными), поведением или эмоциями. Это может привести к некоторой комбинации галлюцинаций, заблуждений и крайне беспорядочного мышления и поведения, которые ухудшают способность вашего ребенка функционировать.

Детская шизофрения, по сути, такая же, как шизофрения у взрослых, но возникает в раннем возрасте и оказывает глубокое влияние на поведение и развитие ребенка.При детской шизофрении ранний возраст начала представляет собой особые проблемы для диагностики, лечения, образования, а также эмоционального и социального развития.

Шизофрения — хроническое заболевание, требующее пожизненного лечения. Выявление и начало лечения детской шизофрении как можно раньше может значительно улучшить долгосрочные результаты вашего ребенка.

Симптомы

Шизофрения включает в себя ряд проблем с мышлением, поведением или эмоциями.Признаки и симптомы могут быть разными, но обычно связаны с бредом, галлюцинациями или неорганизованной речью и отражают нарушение функциональности. Эффект можно отключить.

Симптомы шизофрении обычно проявляются в середине или конце 20-х годов. Детям редко ставят диагноз шизофрения. Ранняя шизофрения возникает в возрасте до 18 лет. Шизофрения с очень ранним началом у детей младше 13 лет встречается крайне редко.

Симптомы со временем могут различаться по типу и степени тяжести, с периодами обострения и ремиссии симптомов.Некоторые симптомы могут присутствовать всегда. Шизофрению бывает трудно распознать на ранних стадиях.

Ранние признаки и симптомы

Самые ранние признаки детской шизофрении могут включать проблемы развития, такие как:

  • Задержки на языке
  • Позднее или необычное ползание
  • Поздняя ходьба
  • Другое ненормальное двигательное поведение — например, раскачивание или взмахивание руками

Некоторые из этих признаков и симптомов также характерны для детей с повсеместными нарушениями развития, такими как расстройство аутистического спектра.Так что исключение этих нарушений развития — один из первых шагов в диагностике.

Симптомы у подростков

Симптомы шизофрении у подростков аналогичны симптомам у взрослых, но в этой возрастной группе распознать заболевание труднее. Это может быть частично связано с тем, что некоторые из ранних симптомов шизофрении у подростков являются обычными для типичного развития в подростковом возрасте, например:

  • Уход от друзей и семьи
  • Падение успеваемости в школе
  • Проблемы со сном
  • Раздражительность или подавленное настроение
  • Отсутствие мотивации
  • Странное поведение
  • Использование психоактивных веществ

По сравнению с симптомами шизофрении у взрослых, подростки могут быть:

  • Меньше заблуждений
  • Более вероятны зрительные галлюцинации
Поздние признаки и симптомы

По мере взросления детей, больных шизофренией, начинают появляться более типичные признаки и симптомы расстройства.Признаки и симптомы могут включать:

  • Заблуждения. Это ложные убеждения, не основанные на реальности. Например, вы думаете, что вам причиняют вред или преследуют; что определенные жесты или комментарии адресованы вам; что у вас есть исключительные способности или известность; что другой человек влюблен в вас; или что вот-вот случится крупная катастрофа. Бред случается у большинства людей с шизофренией.
  • Галлюцинации. Обычно они связаны с тем, что мы видим или слышим то, чего не существует.Тем не менее, для человека, страдающего шизофренией, галлюцинации обладают всей силой и воздействием нормального опыта. Галлюцинации могут проявляться в любом из чувств, но слышать голоса — самая распространенная галлюцинация.
  • Неорганизованное мышление. Неорганизованное мышление возникает из неорганизованной речи. Эффективное общение может быть нарушено, а ответы на вопросы могут быть частично или полностью несвязанными. В редких случаях речь может включать составление бессмысленных слов, которые нельзя понять, что иногда называют словесным салатом.
  • Крайне дезорганизованное или ненормальное двигательное поведение. Это может проявляться по-разному, от детской глупости до непредсказуемого волнения. Поведение не сосредоточено на цели, что затрудняет выполнение задач. Поведение может включать сопротивление инструкциям, неподходящую или причудливую позу, полное отсутствие реакции или бесполезные и чрезмерные движения.
  • Симптомы отрицательные. Означает ограниченную способность или отсутствие способности нормально функционировать. Например, человек может пренебрегать личной гигиеной или казаться лишенным эмоций — не смотрит в глаза, не меняет выражения лица, говорит монотонно или не добавляет движений руками или головой, которые обычно происходят при разговоре.Кроме того, у человека может быть сниженная способность участвовать в деятельности, например потеря интереса к повседневной деятельности, социальная изоляция или отсутствие способности испытывать удовольствие.
Симптомы трудно интерпретировать

Когда детская шизофрения начинается в раннем возрасте, симптомы могут нарастать постепенно. Ранние признаки и симптомы могут быть настолько расплывчатыми, что вы не можете распознать, что случилось, или вы можете отнести их к фазе развития.

Со временем симптомы могут стать более серьезными и заметными.В конце концов, у вашего ребенка могут развиться симптомы психоза, включая галлюцинации, бред и трудности с организацией мыслей. По мере того как мысли становятся более дезорганизованными, часто происходит «разрыв с реальностью» (психоз), часто требующий госпитализации и лечения с помощью лекарств.

Когда обращаться к врачу

Может быть трудно понять, как справиться с неопределенными поведенческими изменениями у вашего ребенка. Вы можете бояться спешить с выводами, которые навешивают на вашего ребенка ярлык психического заболевания.Учитель вашего ребенка или другие сотрудники школы могут предупредить вас об изменениях в поведении вашего ребенка.

Обратитесь за медицинской помощью, если ваш ребенок:

  • Имеет задержку в развитии по сравнению с другими братьями и сестрами или сверстниками
  • Перестал соответствовать повседневным ожиданиям, например, купание или одевание.
  • Больше не хочет общаться
  • Снижается успеваемость
  • Имеет странные пищевые ритуалы
  • Выказывает чрезмерную подозрительность к другим
  • Показывает отсутствие эмоций или демонстрирует эмоции, не соответствующие ситуации
  • Странные идеи и опасения
  • Путает сны или телевидение к реальности
  • Имеет странные идеи, поведение или речь
  • Имеет агрессивное или агрессивное поведение или агитацию

Эти общие признаки и симптомы не обязательно означают, что у вашего ребенка детская шизофрения.Они могут указывать на фазу, другое расстройство психического здоровья, такое как депрессия или тревожное расстройство, или состояние здоровья. Обратитесь за медицинской помощью как можно скорее, если вас беспокоит поведение или развитие ребенка.

Суицидальные мысли и поведение

Суицидальные мысли и поведение распространены среди людей с шизофренией. Если у вас есть ребенок или подросток, которому угрожает попытка самоубийства или который совершил попытку самоубийства, убедитесь, что кто-то остается с ним или с ней.Немедленно позвоните в службу 911 или на местный номер службы экстренной помощи. Или, если вы считаете, что можете сделать это безопасно, отвезите ребенка в ближайшее отделение неотложной помощи.

Причины

Неизвестно, что вызывает детскую шизофрению, но считается, что она развивается так же, как и взрослая шизофрения. Исследователи полагают, что сочетание генетики, химии мозга и окружающей среды способствует развитию расстройства.Непонятно, почему у одних шизофрения начинается так рано, а у других — нет.

Проблемы с некоторыми естественными химическими веществами мозга, включая нейротрансмиттеры, называемые дофамином и глутаматом, могут способствовать шизофрении. Нейровизуализационные исследования показывают различия в структуре мозга и центральной нервной системе людей с шизофренией. Хотя исследователи не уверены в значимости этих изменений, они указывают, что шизофрения — это заболевание мозга.

Факторы риска

Хотя точная причина шизофрении неизвестна, некоторые факторы, по-видимому, повышают риск развития или спровоцирования шизофрении, в том числе:

  • Имеют семейный анамнез шизофрении
  • Повышенная активация иммунной системы, например, при воспалении или аутоиммунных заболеваниях
  • Старший возраст отца
  • Некоторые осложнения беременности и родов, такие как недоедание или воздействие токсинов или вирусов, которые могут повлиять на развитие мозга
  • Прием изменяющих сознание (психоактивных или психоактивных) препаратов в подростковом возрасте

Осложнения

При отсутствии лечения детская шизофрения может привести к серьезным эмоциональным, поведенческим проблемам и проблемам со здоровьем.Осложнения, связанные с шизофренией, могут возникнуть в детстве или позже, например:

  • Самоубийство, попытки самоубийства и мысли о самоубийстве
  • Самоповреждение
  • Тревожные расстройства, панические расстройства и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • Депрессия
  • Злоупотребление алкоголем или другими наркотиками, включая табак
  • Семейные конфликты
  • Неспособность жить самостоятельно, посещать школу или работать
  • Социальная изоляция
  • Здоровье и проблемы со здоровьем
  • Быть жертвой
  • Правовые, финансовые проблемы и бездомность
  • Агрессивное поведение, но нечасто

Профилактика

Раннее выявление и лечение могут помочь контролировать симптомы детской шизофрении до того, как разовьются серьезные осложнения.Раннее лечение также имеет решающее значение для ограничения психотических эпизодов, которые могут быть чрезвычайно пугающими для ребенка и его или ее родителей.