Православие ⛪ определение, история возникновения, виды, особенности вероисповедания, основные положения и учения, отличие от других ветвей христианства

Принципы и законы


Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.


Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.


Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.


Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:

  1. Милосердие: оказание помощи нуждающемуся в ней, облегчение страданий несчастного. Милосердный человек совершает угодное Господу дело.
  2. Прощение: не менее важная сторона жизнь. Речь идет не о забвении обиды, а о предоставлении Богу права самому наказывать обидчиков. Без прощения всех, кто обижал христианина, тот не сможет попасть после смерти в рай.
  3. Стойкость: человек исполнен веры и надежды на помощь Бога, доводит до конца любое дело и не унывает. Это необходимо для распространения добра и веры.
  4. Бодрствование: речь идет об открытости для добрых дел и служения Господу. Душа и совесть человека не должны спать, когда кому-то требуется помощь. Является важным ресурсом для верующего.
  5. Церковь: является «проводником» учения от Бога к человеку. Она играет важную роль в жизни верующего: сюда приходят на исповедь и причащение, Церковь помогает запутавшимся и учит тех, кто хочет узнать, что значит быть православным человеком.
  6. Исповедь: чистосердечный рассказ о своих грехах, раскаяние в них и получение прощения. Является одним из таинств, обязательных к исполнению. Если человек не успеет исповедаться, он не сможет попасть в Рай.
  7. Воскресенье: день, когда верующий должен отринуть житейские заботы и подумать о душе и Господе. В это время принято посещать храм и молиться.


Кроме того, на жизнь верующего влияют 10 заповедей, образование которых приписывается Моисею. Они составляют основу всего христианства и не различаются в разных ветвях.

Догмы учения


Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.


Православие основывается на нескольких догмах:

  1. Только истинно верующие будут спасены.
  2. Для прощения грехов необходимо креститься.
  3. Бог представлен в трех лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Они равны между собой, поклоняться необходимо всем трем в равной степени.
  4. Бог принимает образ и подобие человека.
  5. Иисус единороден Богу. Он жил всегда, но пришел на Землю через рождение от Девы Марии.
  6. Святой Дух равен Богу. Он исходит от Бога и связывает его с Христом.
  7. Иисус является Главой верной православной Церкви.
  8. Воскресение Иисуса истинно. Люди должны быть благодарны ему за принесенную жертву и ожидать второго пришествия Христа.


На Четвертом соборе был принят запрет на внесение изменений в действующие догмы. Он исполняется до сих пор.

Появление названия


Само название «православие» буквально переводится с греческого как «правильное прославление» или «правильное мнение». В богословской литературе термин обозначает учение, одобренное кафолической церковью, его противоположностью является «гетеродоксия» или «инославие», то есть взгляды еретиков или те, что отвергала Церковь.


Само слово «православие» упоминается уже во II веке в текстах апологетов (преемников апостолов), например, у Климента Александрийского. В качестве термина оно закрепилось в III веке у историка и епископа Евсевия Кесарийского, впервые официально записано в середине V века в актах IV Вселенского Собора. Начиная с VI столетия православие начало обозначать религиозные взгляды, которые точно соответствуют учению Церкви и Евангелию.


На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:

  1. В повести Временных лет в составе Лаврентьевской летописи (1377 год).
  2. В раннем списке (копии) «Слова о законе и благодати» (начало XI века) митрополита Илариона. Копия была сделана во второй половине XV столетия.


Интересный факт: в русском языке термины «православие» и «ортодоксальный» являются синонимами и не используются одновременно, как, например, в иудаизме.

История религии


До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.


Для православия значение имели следующие Соборы:

  1. 325 год — Первый (Никейский). Был составлен Никейский Символ веры (признаны единосущными все 3 ипостаси — Бог Отец, Сын и Святой Дух), осуждены верования, которые отрицали его.
  2. 381 — Второй. Утверждено равенство всех трех ипостасей, оформлена окончательная редакция Никейского Символа.
  3. 431 — Третий (Ефесский). Дева Мария начала именоваться Богородицей, осуждены ереси Пелагия и Нестория.
  4. 451 — Четвертый (Халкидонский). Принят догмат о том, что Христос — истинный Бог и человек, подобный людям, но без греха. Осуждены некоторые ереси.
  5. 553 — Пятый. Осуждены ряд учений и их учителей, а также некоторые ученые, в том числе последователи Александрийской богословской школы (Платон, Ориген и другие).
  6. 680 — Шестой. Осуждены ереси. Из-за усиления упадка дисциплины и благочестия одновременно был созван еще один собор, который принял 102 канона для Церкви на Востоке. Оба Собора заседали в одном месте (дворцовой зале со сводами — трулле), из-за чего их объединили в один Трулльский Собор.
  7. Середина VIII — не нумерован. Созван ради «Точного изложения Православной веры» — первой систематизации учения, которую составил Иоанн Дамаскин.
  8. 787 — Седьмой. Иконопочитание вновь возвращено. Принято, что поклоняющиеся иконе поклоняются личности, которая изображена на ней. Это поклонение переходит к написанному святому.
  9. Март 843 — Торжество православия. Церковные торжества, состоявшиеся после Константинопольского Собора, на котором было восстановлено почитание икон. На сборе еретики преданы анафеме.
  10. 879 — Восьмой (Поместный). На патриарший престол вновь возвращен патриарх Фотий I, осуждены любые изменения в Символе веры.


В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Сегодня православные священники не признают никаких Соборов, созванных после раскола, даже если там присутствовали православные патриархи.


Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.

Некоторые различия


Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.


Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.













Положения

Католицизм

Протестантство

Православие

Отношение к светской власти

Глава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властью

Стремятся сотрудничать

За все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения

Отношение к людям

Важна индивидуальность

Вмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуются

Все люди — братья и сестры

Душа после смерти

Душа проходит Чистилище и очищается

Христос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важны

Душа попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел

Крест Господень

Имеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лица

Не признают ни Крест, ни иконы

Имеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир

Крещение

Крещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окропление

Могут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выбор

Креститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание

Службы

Священники наделены от Бога особой силой

Не нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизнь

Священник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе

Брак

Не поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачия

Развод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующим

Разводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться

Богородица

Непорочна, без греха

Считают Деву Марию обычным человеком

Является человеком, совершившим первородный грех

Святой Дух

Исходит от Отца и Сына

В равной мере исходит от Отца и Сына

Исходит от Отца и передается Сыну

Священное Писание и Священное Предание

Имеют равное значение

Не имеют авторитета

Писание является частью Предания


Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.


Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.


Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.


Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.

в чем разница, основные отличия

Христианство многолико и является одной из трех главных религий мира вместе с буддизмом и исламом. Православные все являются христианами, но не все христиане придерживаются православия. Христианство и православие — в чем разница? Этим вопросом я задалась, когда знакомая мусульманка поинтересовалась отличием православной веры от баптистской. Я обратилась к своему духовному отцу, и он мне объяснил разницу вероисповеданий.

христианство и православие в чем разницахристианство и православие в чем разница

Христианство

Христианская религия образовалась более 2000 лет назад в Палестине. После воскресения Иисуса Христа в иудейский праздник кущей (пятидесятница) Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени. Этот день считается днем рождения церкви, так как во Христа уверовало более 3000 человек.

Однако не всегда церковь была единой и Вселенской, так как в 1054 году произошел раскол на православие и католицизм. На долгие столетия воцарились вражда и взаимные упреки в еретицизме, главы двух церквей предали друг друга анафеме.

Единство внутри православия и католицизма тоже не удержалось, так как от католической ветви откололись протестанты, а у православной церкви появились свои раскольники — староверы. Это были трагические события в истории некогда единой Вселенской церкви, которая не удержала единомыслия по заветам апостола Павла.

чем отличается христианство от православиячем отличается христианство от православия

Православие

Чем отличается христианство от православия? Православная ветвь христианства официально образовалась в 1054 году, когда Константинопольский Патриарх демонстративно растоптал пресный хлеб для причастия. Конфликт назревал давно и касался обрядовой части богослужений, а также догматов церкви. Противостояние закончилось полным расколом единой церкви на две части — православную и католическую. И только в 1964 году обе церкви примирились и сняли друг с друга взаимные анафемы.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.

Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Тем не менее обрядовая часть в православии и католицизме осталась без изменений, и догматы веры тоже. Это касается основополагающих вопросов символа веры и проведения богослужений. Даже на первый взгляд можно заметить существенные различия между католиками и православными во многих вещах:

  • одежде священников;
  • чину богослужений;
  • убранству церкви;
  • способу наложения креста;
  • звуковому сопровождению литургий.

Православные священники не бреют бороду.

Отличием православия от христианства иных конфессий является восточный стиль богослужений. Православная церковь сохранила традиции восточной пышности, во время богослужений не играют музыкальные инструменты, принято зажигать свечи и кадить кадилом, а крестное знамение кладут справа налево щепоткой пальцев и совершают поясной поклон.

Православные христиане уверены, что их церковь берет начало от распятия и воскресения Спасителя. Крещение Руси произошло в 988 году по Византийской традиции, которая сохраняется и поныне.

Основные положения православия:

  • бог приедин в ликах Отца, Сына и Святого Духа;
  • Святой Дух равен богу Отцу;
  • Иисус является единородным Сыном бога Отца;
  • Сын Божий вочеловечился, принял образ человека;
  • воскресение истинно, как и Второе пришествие Христа;
  • главой церкви является Иисус Христос, а не Патриарх;
  • крещение освобождает человека от грехов;
  • верующий человек будет спасен и обретет жизнь вечную.

Православный христианин верит, что после смерти его душа обретет вечное спасение. Всю жизнь верующие посвящают служению богу и выполнению заповедей. Любые испытания воспринимаются безропотно и даже с радостью, ведь уныние и ропот почитаются за смертный грех.

христиане и православные в чем разницахристиане и православные в чем разница

Католицизм

Эта ветвь христианской церкви отличается своим подходом к вероучению и богослужению. Главой римско-католической церкви является Папа Римский, в отличие от православного Патриарха.

Основы вероучения католиков:

  • Святой Дух нисходит не только от бога Отца, но и от бога Сына;
  • после смерти душа верующего попадает в чистилище, где проходит испытания;
  • Папа Римский почитается прямым приемником апостола Петра, все его действия считаются непогрешимыми;
  • католики верят, что Дева Мария была вознесена на небеса, не увидев смерти;
  • широко развито почитание святых;
  • индульгенция (искупление грехов) является отличительной особенностью именно католической церкви;
  • причастие совершается пресным хлебом.

Богослужение в католических храмах называется мессой. Неотъемлемой частью костелов и церквей является орган, на котором исполняют боговдохновенную музыку. Если в православных церквях поет смешанный хор на клиросе, то в католических храмах песнопения исполняют только мужчины (хор мальчиков).

Но самым главным отличием католического вероучения от православного является догмат о непорочности Девы Марии.

Католики уверены, что она была зачата непорочно (не имела первородного греха). Православные утверждают, что Богоматерь была обычной смертной женщиной, которую избрал бог для рождения богочеловека.

Также особенностью католического вероучения являются мистические медитации на муки Христа. Это иногда приводит к тому, что у верующих на теле появляются стигматы (раны от гвоздей и тернового венка).

Поминовение усопших проводится на 3, 7 и 30 день. Миропомазание проводится не сразу после крещения, как у православных, а после достижения совершеннолетия. Причащать детей начинают после семи лет, а в православии — с младенчества. Иконостас в католических храмах отсутствует. Все священнослужители дают обет безбрачия.

отличие православия от христианстваотличие православия от христианства

Протестантизм

В чем разница между христианами протестантами и православными? Это течение возникло внутри католической церкви как протест против авторитета Папы Римского (он считается наместником Иисуса Христа на земле). Многим известна трагическая Варфоломеевская ночь, когда во Франции католики массово вырезали гугенотов (местные протестанты). Эти страшные страницы истории навсегда останутся в памяти людей как пример бесчеловечности и безумия.

Протесты против авторитета Папы Римского прокатились по всей Европе и выливались даже в революции. Гуситские войны в Чехии, лютеранской движение — это всего лишь малое упоминание о широком размахе протеста против догматов католической церкви. Жесткое гонение на протестантов вынудило их бежать из Европы и найти пристанище в Америке.

В чем отличие протестантов от католиков и православных? Они признают только два церковных Таинства — крещение и причастие. Крещение необходимо для присоединения человека к церкви, а причастие способствует укреплению веры. Протестантские священники не пользуются беспрекословным авторитетом, а являются братьями во Христе. В то же время, протестанты признают апостольскую преемственность, но относят ее к духовному действу.

Протестанты не отпевают умерших, не поклоняются святым, не молятся иконам, не возжигают свечи и не кадят кадилом. У них отсутствует Таинство венчания, исповедь и священство. Протестантская община живет как одна семья, помогает нуждающимся и активно проповедует евангелие людям (миссионерство).

Богослужения в протестантских церквях проходят особенным образом. Сначала община прославляет бога песнями и (иногда) танцами. Затем пастор читает проповедь на основе библейских текстов. Заканчивается богослужение тоже прославлением. В последние десятилетия образовалось множество современных евангельских церквей, состоящих из молодежи. Некоторые из них признаны сектами в России, но в Европе и Америке эти движения разрешены официальными властями.

В 1999 году состоялось историческое примирение католической церкви с лютеранским движением. А в 1973 году состоялось евхаристическое единство реформаторских церквей с лютеранскими. XX и XI век стал временем примирения между всеми христианскими течениями, что не может не радовать. Вражда и анафемы ушли в прошлое, христианский мир обрел покой и мир.

Итог

Христианин — это человек, который признает смерть и воскресение богочеловека Иисуса Христа, верует в посмертное существование и вечную жизнь. Однако христианство не однородно по своей структуре и делится на множество различных конфессий. Православие и католицизм являются ведущими христианскими вероучениями, на базе которых были сформированы иные конфессии и течения.

В России от православной ветви откололись староверы, в Европе образовалось значительно больше разных течений и конфигураций под общим названием протестантов. Кровавые расправы над еретиками, ужасавшие народы долгие века, ушли в прошлое. В современном мире между всеми христианскими конфессиями царит мир и согласие, однако, различия в богослужениях и догматах сохранились.

У православных начался Великий пост: рассказываем, что нельзя есть

Сегодня, 2 марта, у православных верующих начинается Великий пост. 

В этот период церковь предписывает уделять больше времени молитвам, как можно чаще посещать службы в храмах, сосредоточиться на своем духовном развитии. 

свечи

Великий пост завершится одним из важнейших для православных праздников – Светлым Христовым Воскресением, или Пасхой. 

Великий пост является самым строгим и длительным из всех постов православной церкви. Его продолжительность составляет 7 недель. 

Состоит он из непосредственно 40-дневного поста (Четыредесятницы), символизирующего сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне, а также из поста Страстной седмицы.

В 2020 году Великий пост начинается 2 марта, а заканчивается 18 апреля. Наиболее строгими считаются первая и последняя недели.

В субботу шестой недели церковь вспоминает одно из самых необыкновенных чудес, совершенных Спасителем, – воскрешение Лазаря. 

Далее идет Вербное воскресение, которое является началом Страстной седмицы. В эту последнюю неделю поста верующие вспоминают страдания Христа. 

Отметим, что пост именуют Великим не столько из-за его строгости и длительности, сколько из-за значимости для православных. В этот период верующие усиленно молятся, раскаиваются в совершенных грехах, отрекаются от мира чувственной суеты. 

Кстати, меняется и порядок проводимых церковью служб, что объясняется днями «сокрушения и сетования». 

 Так, прекращается ежедневное проведение Божественной литургии – ее служат по субботам и воскресеньям. В течение всего Великого поста на утренних и вечерних службах читают книги Ветхого Завета.

В день, предшествующий Пасхе, именуемый Великой Субботой, верующие приходят в храмы на молитву. Во время службы вспоминают пребывание Спасителя во гробе. 

В этот день на утрене священники выносят из храма Плащаницу – вместе с верующими ее обносят вокруг храма, таким образом вспоминая сошествие Христа в ад и победы его над адом и смертью.

В Великую Субботу люди приносят в православные храмы для освещения еду. Далее расскажем, что, согласно церкви, нельзя есть во время Великого Поста.

Запрещены продукты животного происхождения, то есть мясо, яйца, рыба и молоко. А с понедельника по пятницу (если на эти дни не выпадает какой-либо праздник) предписывается отказаться и от растительного масла. 

По средам и пятницам (дни сухоядения) только овощи разрешено есть вареными. По воскресеньям в небольших количествах позволяется выпить некрепкое вино. 

А вот рыбу в период Великого Поста можно отведать всего два раза – на Благовещение и в Вербное воскресенье. 

Конечно же, далеко не все люди в силу физического и психологического состояния и здоровья могут соблюдать настолько строгий пост. Для них допускаются послабления. Например, более щадящий режим предусмотрен для больных и пожилых граждан, беременных женщин, тех, чья работа связана с тяжелым трудом. 

К слову. Немало верующих в первые три дня Великого поста вообще не принимают никакой пищи. 

По мнению богословов, ошибочно ассоциировать Великий пост с модными нынче диетами и тем более рассматривать его как одну из разновидностей таковых. 

Прежде всего Великий пост – это концентрация усилий христианина на духовном совершенствовании, поэтому ключевую роль играют молитвы, размышления о Боге, жизни, душе, добре и зле. 

В период Великого поста церковь рекомендует отказаться от посещения увеселительных заведений или проведения подобного рода мероприятий, не курить и не употреблять алкогольные напитки. 

Не стоит поддаваться таким чувствам, как обида и гнев, следует бороться с желанием осуждать кого-либо и что-либо, учиться умению быть смиренным и умиротворенным, иными словами – идти к достижению духовной чистоты.  

Фото: © Белновости

Иоанн Богослов 2020: что за праздник, история и традиции, что нельзя делать 9 октября

Иоанн Богослов — один из наиболее чтимых всеми конфессиями христианских святых. Он один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Иоанн — единственный из апостолов, умерший естественной смертью, согласно преданию, дожив до глубокой старости.

История Иоанна Богослова

Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, которая в евангельских источниках названа дочерью Иосифа Обручника (супруга Богоматери). Иоанн и его брат Иаков, как и их отец, были рыбаками. Братья были призваны Иисусом в число апостолов на Генисаретском озере. Услышав призыв, Иоанн и Иаков оставили своего отца в лодке и последовали за Иисусом.

Иоанн Богослов считается первым учеником Иоанна Крестителя. В Евангелии упоминается, что Иисус называл Иоанна и его брата Иакова «сынами грома».

После окончания земной жизни и Воскресения Иисуса Иоанн Богослов вместе с братом и апостолом Петром стали свидетелями Преображения Господня на горе Фавор. Затем Иоанн продолжил служение, став одним из главных евангелистов в истории христианства.

Апостол подвергся гонениям во времена ненавистника христиан римского императора Нерона. Не сумев убить непокорного евангелиста, которого не брал ни яд, ни пламя, Нерон велел сослать Иоанна на остров Патмос. Там евангелист написал одно из главных богословских произведений христианства — Откровение Иоанна («Апокалипсис»). Богослова часто изображают с орлом, который символизирует высокий полет христианского учения.

Иоанн скончался в третий год правления императора Траяна, примерно в 100 году, оставшись к тому времени единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа в земной жизни. Считается, что апостол Иоанн прожил около ста лет.

Память этого евангелиста Русская православная церковь чтит трижды — в мае, июне, а также осенью — 9 октября (26 сентября по старому стилю).

Иоанн Богослов в народной традиции

На Руси Иоанна почитали как покровителя иконописцев (богомазов) и художников, а также странников. Поскольку Иоанн, согласно евангельским источникам, считается любимым учеником Христа, его называют апостолом любви. Иоанна также почитают все, кто имеет отношение к книгам и книгоиздательству. Кроме того, считается, что молитва этому святому спасает от отравления, поскольку на евангелиста яд не действовал.

Согласно народной традиции, день памяти Иоанна Богослова обязательно нужно провести в мире и согласии, помянув усопших близких. В 2020 году праздник в честь этого святого приходится на пятницу, по православным правилам — постный день. Поэтому поминовение близких и обильную поминальную трапезу лучше отложить до Покровской родительской субботы, 10 октября.

На Иоанна Богослова на Руси молились о тех, кто умер насильственной смертью, не успев принять исповедь, а также о мертворожденных или умерших сразу после родов младенцах, которых не успели окрестить.

Что нельзя делать 9 октября

Поскольку Иоанн считается апостолом любви, в день его памяти под строжайшим запретом ссоры, скандалы, споры, выяснения отношений. Обида, нанесенная в этот день ближнему, может горько аукнуться обидчику.

На Руси на Иоанна Богослова запрещалось использовать режущие предметы, чтобы ненароком не «порезать» того, кого любишь. Согласно приметам, если резать в этот день овощи, весь собранный осенью урожай сгниет в закромах.

На Богослова на Руси была запрещена тяжелая работа, согласно суеверию, это могло навлечь беды или стать причиной холодной вьюжной погоды. День считался важным для неспешной подготовки к зиме.

Упоминание в литературе

Самое известное упоминание народного праздника Иоанн Богослов — в стихотворении Марины Цветаевой 1916 года, где есть такие строки:

«Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни колоколов. День был субботний — Иоанн Богослов».

Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви | Религия | Общество

Вычитал, что Константинопольский патриарх — главный среди православных. Как же так? У него и паствы-то почти нет, ведь в Стамбуле живут в основном мусульмане. И вообще как в нашей церкви всё устроено? Кто кого главнее?

С. Петров, Казань

Всего насчитывается 15 автокефальных (независимых.-Ред.) православных церквей.

Константинопольская

Её статус как православной церкви № 1 был определён в 1054 г., когда Константинопольский патриарх растоптал приготовленные по западному обычаю хлеба. Это стало поводом к расколу христианской церкви на православную и католическую. Константинопольский престол был первым православным, и его особое значение не оспаривается. Хотя паства нынешнего Константинопольского патриарха, носящего гордое звание Патриарх Нового Рима и Вселенский, немногочисленна. 

Александрийская

Согласно церковному преданию, Александрийская церковь была основана святым апостолом Марком. Второй из четырёх древнейших православных патриархатов. Каноническая территория — Африка. В III в. именно в ней впервые появилось монашество.

Антиохийская

Третья по старшинству, основана, по преданию, Петром и Павлом около 37 г. Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Оман, также арабские приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии.

Иерусалимская

Древнейшая церковь, занимающая 4-е место в автокефальных церквях. Имеет имя матери всех церквей, ведь именно на её территории происходили все важнейшие события, описываемые в Новом Завете. Первым епископом её стал апостол Иаков, брат Господень.

Русская

Не будучи старейшей, при учреждении сразу получила почётное пятое место среди церквей. Самая крупная и влиятельная автокефальная православная церковь. 

Грузинская

Одна из древнейших церквей в мире. По преданию, Грузия является апостольским жребием Божией Матери.

Сербская

Первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг.). 

Румынская

Имеет юрисдикцию на территории Румынии. Имеет государственный статус: жалованье духовенству выплачивается из государственной казны.

Болгарская

В Болгарии христианство начало распространяться уже в I в. В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа.

Кипрская

10-е место среди автокефальных поместных церквей. 

Одна из ­древнейших поместных церквей Востока. Основана апостолом Варнавой в 47 г. 

В VII в. попала под арабское иго, от которого полностью освободилась только в 965 г.

Элладская (греческая)

Исторически православное население нынешней Греции входило в пределы юрисдикции Константинопольской православной церкви. Автокефалия провозглашена в 1833 г. Главой церкви был назван король. Имеет государственный статус.

Албанская

Основная часть паствы проживает в южных районах Албании  (в центре и на севере преобладает ислам). Основана в X в. как часть Константинопольской, но затем в 1937 г. получила независимость.

 

Польская

В современной форме была учреждена в 1948 г. До этого долгое время 80% верующих церкви составляли украинцы, белорусы и русины. 

Чешских земель и Словакии

Основана на территории Великоморавского княжества в 863 г. трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 14-е место среди церквей. 

Американская

Её не признают Константинопольская, а также ряд других церквей. Возникновение восходит к созданию в 1794 г. монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского.

Что не так с Православной Церковью?

Мирянам нелегко расшифровать различия между церквями христианской веры. Когда две недели назад Константинопольский Патриарх Варфоломей выразил свою поддержку автономной Украинской Православной Церкви (термин автокефальный), ему бросил вызов ужасный взрыв со стороны Московского Православного Патриархата, от которого в некоторых отношениях зависит Украинский Патриархат. способами.

Московский Патриархат по сути обвинял Патриарха Варфоломея в превышении своих полномочий, пытаясь предоставить «независимость» другому патриархату, тогда как в православных церквях такой властью наделяется Православный Вселенский Собор.Решение в Стамбуле было «незаконным и канонически бесполезным», — сказал епископ Иларион, представляющий Московский Патриархат. Он добавил, что «Русская православная церковь не принимает эти решения, она не будет им следовать». Вместе с этим протестом прозвучала очень прямая угроза, запрещающая всему духовенству, находящемуся под властью Московского Патриархата, иметь какие-либо экуменические отношения с Константинопольским Патриархатом, включая массы.

На самом деле в Украине есть три разных православных церкви, только одна принадлежит Московскому православному патриархату.Это отделение Украинской православной церкви было расценено российскими властями как политический шаг, что и объясняет их гнев.

Из трех основных христианских церквей Православная церковь, возможно, не принимает у себя больше всего в общине, но во всем мире насчитывается около 200 миллионов ее приверженцев. Православие в основном коренится в России и Восточной Европе.

Разделение с Католической церковью восходит к 1054 году, когда после Никейского собора произошел большой раскол.Из четырех главных и сильных церквей того времени — Рима, Константинополя, Антиохии и Александрии — три осудили богословие Рима. Хотя это был скорее постепенный процесс, чем внезапный разрыв, разрыв между Римом и Константинополем фактически был разделением между латиноязычными западными церквями и грекоязычными восточными церквями.

Папа, епископ Рима, был отвергнут, и была утверждена «ортодоксия» (правильный путь) церкви. Семь Вселенских соборов основывают Православную Церковь на авторитетном толковании Священных Писаний.

Католическая и Православная церкви оставались без каких-либо официальных отношений в течение тысячи лет до исторической встречи Папы Павла VI и Вселенского Патриарха Афинагора в 1964 году.

Было бы правильно сказать, что католическая церковь основана на непогрешимости Папы, протестантская церковь — на Библии, а Православная церковь — на толковании писаний. Однако различия между католиками и православными носят структурный характер. Во-первых, католическая церковь стала после падения Западной Римской империи в 476 г.D., независимая, хорошо структурированная и богатая организация. В отсутствие сильной центральной власти католическая церковь процветала, получив монополию на грамотность, дипломатию и веру. В период феодализма и средневековья он мог собирать налоги независимо. Он оставался в основном единственным органом, способным открывать больницы, хосписы и семинары. Монашеская система в Западной Европе помогла католицизму установить полное господство над интеллектуальной жизнью, над большинством финансовых сетей и коммуникациями.

Папа приобрел светскую и светскую власть, католическая церковь была высоко централизована и иерархически организована. Лишь после лютеранской реформации католическая церковь подверглась сомнению в своем господстве, однако контрреформация и чрезвычайно децентрализованный характер реформированной протестантской церкви помогли Риму восстановить свою власть. Совокупность 18-го и 19-го веков полна конфликтов, противостоящих светской власти папства против монархий и возникающих современных государств.

С другой стороны, Православная Церковь никогда не имела свободы действий католической церкви, потому что она всегда находилась под властью сильных центральных держав, Восточной Римской Империи, а затем Российской Империи. Три главные церкви Константинополя, Антиохии и Александрии постепенно переходили под власть нехристианского королевства, Османской империи. Таким образом, Православная церковь оставалась централизованной, политически зависимой и очень бедной по сравнению с великолепием католической церкви.

Стоит отметить, что Православная Церковь пострадала больше, чем любая другая церковь при разных режимах. С исчезновением и расчленением Османской империи огромное население Анатолии было уничтожено или депортировано; в начале 20 века происходили многочисленные смены населения. Поэтому сегодня в регионах, где были основаны первоначальные церкви, проживают лишь крошечные меньшинства.

Во время большевистской революции 1917 года православная церковь получила самый большой удар; он находился под крайним давлением при откровенно атеистическом и антиклерикальном режиме.Ее влияние и организация в России и после Второй мировой войны в Центральной и Западной Европе снизились до минимума. Лишь после распада Советского Союза и исчезновения социализма советского типа Православная церковь вернула себе часть своего древнего блеска. Церковь в Украине находится под юрисдикцией Русской православной церкви с конца 1600-х годов, но призывы к независимости усилились после аннексии Москвой Крымского полуострова в 2014 году.

Православие было единосущным с современными народами, как в Греции, так и в России.С приходом Путина Русская православная церковь получила новую роль в политических делах. Он остается под руководством политического авторитета Путина, как это было до большевистской эры. И все-таки почему так резко противодействуют отделению Украинской церкви?

Владимир Путин хотел бы оценить российскую власть над бывшей советской сферой более изощренно, чем советская. Он много раз повторял, что русские и украинцы составляют единый народ, что не нравится большинству украинцев.Аннексия Крыма и фактическая оккупация Донбасса встретили стойкое сопротивление на Украине, которое активно поддерживали две основные державы ЕС, Германия и Франция.

Это не военный конфликт; никто не стремится воевать против российской армии или ее вспомогательных сил на украинской земле. Тем не менее, введенное в отношении России эмбарго глубоко беспокоит Владимира Путина. Новый шаг к тому, чтобы подтолкнуть российский режим к новому повороту, был сделан на совершенно неожиданном фронте — Вселенском Патриархате Константинополя.

Патриарх Варфоломей, обычно очень осторожный в дипломатических делах, является Primus Inter Pares, первым среди равных в отношении Православных Патриархов. Он по-прежнему пользуется огромным моральным авторитетом среди духовенства этой очень децентрализованной Православной церкви. Реакция Московского Патриархата — хрестоматийный пример политического подчинения Русской Православной Церкви. Это было вызвано еще одним светским, земным политическим шагом со стороны Вселенского Патриархата. Были ли какие-то «советы» Вселенскому Патриархату из кругов ЕС? Была ли это всего лишь христианская солидарность с автономной церковью, желающей стать автокефальной? Мы, вероятно, пока не узнаем, но это отделение Украинской церкви от Москвы во многом связано с политическими спорами и не имеет ничего общего с теологическими разногласиями.Это также пощечина российскому режиму, которая не сулит ничего хорошего на будущее.

.

Что такое Греческая Православная Церковь?

Вопрос: «Что такое Греческая Православная Церковь?»

Ответ:


Греческая православная церковь (ГПЦ) — это ветвь восточного православия, которая формально порвала с Западной (или Римско-католической) церковью в 1054 году нашей эры. Хотя Греческая православная церковь отделена от католицизма, многие из ее практик схожи, например почитание святых. Термин ортодоксальный означает, что они верят, что придерживаются правильного мнения об истинном христианстве.Греческая православная церковь утверждает, что ведет свои корни к апостолам и отцам ранней церкви, называя себя «Материнской церковью христианского мира». Хотя они действительно придерживаются многих основополагающих истин христианства, таких как Троица, они также добавили множество практик и верований, расходящихся с библейским христианством.

Многие Греческие Православные Церкви проводят воскресную службу, называемую Божественной литургией, на греческом языке, что является проблемой для любого, кто не говорит по-гречески. Их структура больше напоминает католицизм, чем протестантизм.Богослужения наполнены формальностями, ритуалами и хоровой музыкой. В течение типичного 75-минутного богослужения они зажигают свечи по разным причинам, встают на колени в тандеме, целуют иконы и совершают «крестное знамение», хотя они повторяют этот жест в обратном порядке, как это делают католики. Соблюдение Евхаристии играет центральную роль в их служении и в продолжении их «процесса» спасения.

Вот несколько практик греческой православной церкви, которые отличаются от евангельского христианства:

1.Причастие . Только крещеные православные верующие могут приобщиться к элементам Святого Причастия, которые, по их мнению, станут фактическим Телом и Кровью Христа, веры, называемой «пресуществление», хотя некоторые православные богословы возражают против этого термина. Нет твердого библейского основания для веры в то, что хлеб и питье стали физическим телом и кровью Иисуса. Такая концепция намекает на каннибализм, о котором в Писании говорится только как о наиболее отвратительном отчаянном акте (Левит 26:29; Второзаконие 28: 53–57; Иеремия 19: 9; Плач 2:20; 4:10; Иезекииль 5: 10).Греческая Православная Церковь считает, что причастие помогает гарантировать их спасение.

2. Почитание святых — Греческая православная церковь утверждает, что их практика преклонения колен перед изображениями Марии и умерших святых или их целования — это способ проявить почтение к их воспоминаниям, а не поклоняться им. На их веб-сайте говорится: «Православная церковь поклоняется одному Богу. Тем не менее, она предлагает почитание людям, которые были важными человеческими инструментами Бога в истории спасения.Среди столь почитаемых — Мария, Богородица, Богородица ».

Евангельские христиане считают включение святых в богослужение нарушением 1 Тимофею 2: 5, в котором говорится: «Ибо один Бог и один посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус». В Священном Писании также записано несколько ответов людей или ангелов, когда кто-то преклонялся перед ними (Откровение 22: 9; 19:10). В Деяниях 10: 24–25 говорится: «Когда Петр вошел в дом, Корнилий встретил его и пал к его ногам в благоговении.Но Питер заставил его встать. «Встань, — сказал он, — я всего лишь человек». Настойчивое сосредоточение на прославлении умерших святых отвлекает внимание от Иисуса и поэтому не согласуется с тем, что ставится в центре внимания Писания. В Откровении 5:13 описывается сцена на небе: «И я слышал всякую тварь на небе и на земле, под землей и на море, и все, что в них, говорящее:« Сидящему на престоле и Агнец да будет хвала и честь, слава и сила во веки веков! »

3.Спасение — Греческая православная церковь утверждает, что спасение дается верой во Христа. Однако они отличаются от евангельской концепции веры тем, что добавляют: «Православные христиане на протяжении всей своей жизни получают спасение и обновление через веру, дела и таинства Церкви». Они учат, что цель смерти и воскресения Христа заключалась в том, чтобы мы могли стать божественными, как Он божественен.

На их веб-сайте говорится, что «Святой Дух является средством обожествления, задача которого — включить нас в жизнь Святой Троицы.Они верят, что именно крещение «вводит верующего в жизнь Царства»; поэтому они крестят младенцев, заявляя, что «святое помазание или миропомазание дает дар Святого Духа для роста по образу и подобию Божьему».

Однако это противоречит учению Нового Завета о том, что дар Святого Духа предназначен для тех, кто слышит и верит «весть истины, Евангелие» (Ефесянам 1:13). Младенцы и маленькие дети не могут понять послание или принять решение «отречься от себя, ежедневно брать свой крест и следовать за Иисусом» (Луки 9:23).Хотя Греческая Православная Церковь утверждает, что верит в спасение по вере, они добавляют следующее: «По словам апостола Павла, не только добрые дела, но и таинства крещения (Рим. 6: 1–11) и Евхаристии (1 Кор 10: 16–22; 11: 23–32) имеют решающее значение для спасения ». К сожалению, многие из тех, кто вырос в традициях Греческой Православной Церкви, никогда не слышали настоящего Евангелия благодати через веру (Ефесянам 2: 8–9), либо потому, что все службы проводились на греческом языке, либо потому, что истинное послание было потеряно во всей пышности. .

4.Священное Писание — Греческая Православная Церковь использует Священное Писание, но включает в себя двенадцать апокрифических книг без вдохновения. Наравне с Писанием находится их «Священное Предание», которое включает «писания, учения и деяния апостолов, святых, мучеников и отцов Церкви, а также решения Вселенских соборов». На их веб-сайте говорится: «Вся эта коллективная мудрость и опыт на протяжении веков объединены, чтобы сформировать второй великий источник священного авторитета». Хотя мудрость, передаваемая на протяжении веков, может иметь ценность, верующие в Библию христиане не считают никакие другие писания или откровения равными 66 книгам Библии.Опасно рассматривать человеческий опыт и «коллективную мудрость» людей как «источник священного авторитета».

5. Жизнь после смерти — Доктрина греческой православной церкви о жизни после смерти расплывчата. Они утверждают, что не поддерживают католическую идею чистилища, но заявляют, что «частичный суд устанавливается сразу после нашей физической смерти, что ставит нас в промежуточное состояние частичного блаженства (для праведников) или частичного страдания (для праведников). неправедные).Они верят, что «изменения возможны во время этого промежуточного состояния и стадии», и поэтому включают молитвы за умерших, а также раздачу милостыни от их имени. Это противоречит библейскому учению о том, что после смерти никакие изменения невозможны (см. К Евреям 9:27). Это также не согласуется с описанием Иисусом того, что происходит сразу после смерти в Его рассказе о богаче и Лазаре (Луки 16: 19–31).

6. Праздники и святые дни — Греческое Православие напоминает древний иудаизм в обозначении святых дней, праздников и празднований памяти.Хотя празднование особых дней и праздников не является неправильным, Греческая православная церковь граничит с законничеством в своей жесткой приверженности религии, как и фарисеи времен Иисуса (Матфея 23:23; Луки 7:30). Чрезвычайное внимание к традициям, ритуалам, повторениям и формальностям создает среду для ложного понимания того, что значит иметь спасительные отношения с Иисусом. Хотя, возможно, и не намеренно, такое внимание к внешним проявлениям может создать впечатление, что угодить Богу равносильно строгому послушанию традициям Греческой Православной Церкви.Римлянам 14: 5 дает христианам свободу в отношении дней: «Один человек считает один день более священным, чем другой; другой считает каждый день одинаковым. Каждый из них должен быть полностью убежден в своем собственном уме ».

Человечество всегда было склонно создавать внешнюю религию из всего духовного. В каждой деноминации есть элементы более традиционные, чем библейские. Люди чувствуют себя комфортно с рутиной и традициями и могут приравнять любимые традиции к благочестию. Однако Писание предостерегает от этого.Иисус сказал: «Два человека пошли

.