Содержание

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 01 Октябрь 2020

    4 октября, в Воскресенье, в 11.30  в Воскресной школе для взрослых храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоятся новые лекции Аркадия Малера:

    11.30 «Миссия апостола Павла» (курс «Священное Писание»)

    12.30 «Философия Константина Леонтьева» (курс «Христианская философия»)

    Вход свободный.

  • 30 Август 2020

    Дорогие братья и сестры!
    Начиная с 01 октября 2020 года возобновляется работа Воскресной школы нашего храма. Всем желающим записаться на обучение просим обратиться к директору Воскресной школы священнику Сергию Звереву.
    Тел.+7 (905) 588-46-00

  • Все новости

Торжество Православия: в чём оно?

сайт Горловской и Славянской епархии

Каждая неделя Великого поста имеет своё значение. Праздник, отмечаемый в воскресный день, даёт название и всей седмице: неделя Торжества Православия, неделя святителя Григория Паламы, Крестопоклонная неделя… На что стоит обратить внимание? О чём читают и поют в храме? Что означает каждая седмица для современного человека? Особенности первой недели Великого поста изучил настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра священник Олег Кручинин.

Если не знать истории появления праздника, как победы над ересью иконоборчества, а исходить только из названия, то можно подумать, что его идея достаточно проста: в мире есть Православие, то есть учение о правильном прославлении Бога, и оно торжествует.

Действительно, можно привести немало примеров того, как Православие торжествует в отдельно взятом населенном пункте, храме или в семье. В городе или в селе построили храм? Это торжество Православия. В храме на Пасху собрались прихожане, чтобы прославить Воскресшего Иисуса Христа? Это радость и торжество Православия. В семье после слёзных молитв жены муж бросил пить и обратился к Богу? Бесспорно, это немалое торжество Православия.

Но если от частного перейти к общему и попытаться найти такую страну или континент, где бы Православие окончательно восторжествовало, то окажется, что этого сделать нельзя.

Мы видим, что православные храмы отбирают, их закрывают или сжигают, православных преследуют, да и внутри самого православия периодически возникают ереси и расколы. Более того, в мире число православных христиан меньше числа католиков или протестантов. Так где же и в чём Торжество Православия?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим историю праздника, его литургические особенности и богословский смысл.

ИСТОРИЯ: кому мешали иконы?

В VIII-IX веках в Византийской империи господствовало движение иконоборчества. Начиная с 730 года по указу императора Льва III Исавра были уничтожены тысячи икон, фресок, мозаик, закрашены или сбиты изображения святых на стенах храмов. Через четверть века — в 754 году — при поддержке императора Константина V Копронима начался ещё более суровый период гонений на рукотворные святыни. Основываясь на ветхозаветных законах «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5), иконоборцы называли изображения святых идолами, а почитателей икон — идолопоклонниками.

Нужно сказать, что повод для таких обвинений давали и сами христиане. Вот что об этом пишет протопресвитер Александр Шмеман: «В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием… Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т. д. … Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христологической основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, — они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодовлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество».

Помимо этого, у иконоборчества была и политическая причина: императорам было выгодно сблизить христиан с мусульманами и иудеями, чтобы их всех подчинить своей безраздельной власти. Именно фактор почитания православными икон сдерживал такое сближение. Еще одна причина — слишком заметный рост активности Церкви, неподчинение её государству. Это и привело к уничтожению икон и гонениям на Церковь.

Даже в условиях гонений преданных учению Церкви священнослужителей и мирян оставалось немало. В 787 году был созван Седьмой Вселенский собор, который восстановил и утвердил иконопочитание, а также осудил еретиков-иконоборцев. В 843 году, в царствование императрицы Феодоры и в патриаршество святителя Мефодия, верующие с иконами в руках открыто вышли на улицы. Это случилось в первое воскресенье Великого поста. В честь этого и был установлен праздник, который позже назвали Торжеством Православия.

Шли годы и столетия, но вокруг Православия и внутри него по-прежнему возникали ереси и проблемы. Взять хотя бы прекращение общения между христианами Востока и Запада в 1054 году. Именно тогда параллельно с Православной Церковью на Востоке стала независимо существовать Римско-Католическая Церковь на Западе. В XVI веке некогда единая апостольская Церковь подверглась ещё одному дроблению — на Западе появился протестантизм.

После этого служба Торжества Православия была значительно дополнена за счёт включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Теперь эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В ней утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.

БОГОСЛУЖЕНИЕ: «Тебе, Бога, хвалим»

Отличительная особенность богослужения воскресенья первой недели Великого поста — воспевание Торжества Православия. В субботу вечером богослужение совершается по Октоиху и Постной Триоди. На всенощном бдении поются стихиры, в которых славится Христос и прославляется иконопочитание.

«От нечестия к благочестию перейдя и светом познания просветившись, будем согласно псалму рукоплескать, благодарственно хвалу Богу принося, и на стенах, и досках, и священных сосудах начертанным священным образам Христа, и Пречистой, и всех святых, с почтением поклонимся, отвергая нечестивую бесславных веру, — ибо честь, воздаваемая образу, как говорит святой Василий, на первообраз переходит, — и прося по ходатайствам пречистой Твоей Матери, Христе Боже наш, и всех святых, даровать нам великую милость».

Тропарь праздника — тропарь Нерукотворному образу Спаса.

«Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: „Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!“».

Канон праздника написан Феофаном Начертанным, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.

Утром после Божественной литургии святителя Василия Великого служится особый молебен. На аналое полагают иконы Иисуса Христа и Богородицы, перед которыми провозглашается вечная память всем защитникам веры православной и возносятся молитвы о Церкви. В древности на нем ещё и предавали анафеме различные ереси.

Слова молитвы священника звучат так:

«Святая Троице, сих прослави и утверди даже до конца в правоверии, отвращающих же ся святыя и спасительныя православныя веры и Христовы Церкве обрати и сотвори, да вси приидут в познание вечныя Твоея истины, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых».

БОГОСЛОВИЕ: торжественная встреча со Христом

Символично, что всего неделю назад — в Прощёное воскресенье, накануне Великого поста, мы вспоминали изгнание Адама из рая, его удаление от Бога, а уже в первый воскресный день поста радуемся Торжеству Православия. Два настолько полярных события разделяет только неделя. Но зато какая неделя!

Первая неделя Великого поста даёт возможность почувствовать себя монахом даже человеку, живущему в гуще мирской суеты. Торжественные и неторопливые ежедневные службы; убранство храма с преобладанием тёмных тонов; Распятие или икона «Иисус в терновом венце» в центре храма; земные поклоны с молитвой Ефрема Сирина; чтение Великого покаянного канона Андрея Критского; неповторимая литургия Преждеосвященных Даров; возможность более частой исповеди и причастия наполняют душу человека особой радостью. Радостью встречи с Богом!

Не зря же в первые дни поста, здороваясь друг с другом, принято с ним поздравлять. «С постом вас!», — говорят. Посещая все или большинство богослужений, ты уже не думаешь о гастрономическом аспекте поста, ведь отказ от определенных видов пищи — это не цель, а всего лишь средство. Главная же цель — отказ от страстей и пороков. А это можно сделать только с Богом и только в Церкви.

В течение только одной недели поста мы становимся участниками сразу трёх разных литургий: Преждеосвященных Даров (в среду и пятницу), святителя Иоанна Златоустого (в субботу) и святителя Василия Великого (в воскресенье). Вот где действительно проявляется Торжество Православия и духовное ликование от встречи с Господом!

И тут ты понимаешь, что путь от падшего Адама до воскресшего Христа — это не только исторический путь Церкви, а то генеральное направление, по которому должна идти твоя душа. Это главная задача Святой Четыредесятницы. Истинное Торжество Православия, прежде всего, должно возникнуть в нашей душе.

«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), — говорит нам Господь.

«Радостью Ты наполнил всё, Спаситель наш, пришедший спасти мир!» — отвечаем мы. В этом и состоит смысл праздника — в торжественной встрече со Христом и пребывании с Ним в Церкви Христовой.

Священник Олег Кручинин

Торжество Православия — Православный журнал «Фома»

протоиерей Александр Степанов

Первая седмица Великого поста завершается праздником Торжества Православия. Об истории и смысле этого дня в Церкви, а также о его духовном значении для современных христиан «Фоме» рассказал главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов.

История праздника и чин Торжества Православия

Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.

Читайте также

7 недель Великого постаПримерно к XI веку в Церкви сложился и особый чин Торжества Православия. В его богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями, повторяются постановления семи Вселенских соборов, а также произносится анафема на тех, кто перед Православной Церковью совершил тяжелые грехи*. В этом чине также утверждается истинное прославление Бога, согласное учению Церкви.

Конечно, и сейчас есть реальные исповедания, которые мы можем назвать еретическими, родившиеся в отделении от Церкви в силу иных догматических, богословских представлений их создателей. Но, очевидно, что на сегодняшний день спор с ними для православной Церкви особой актуальности уже не имеет. В свое время эти ереси были внутри Церкви и представляли для нее вполне реальную опасность, а сегодня это уже не так, они существуют вне Церкви. И прежде бывшей опасности нет. Таким образом, поминовение ересей в неделю Торжества Православия, скорее всего, несет в себе именно историческое значение, но не практическое. Церковь напоминает верующим, что в ее истории были периоды, когда внутри нее шла интенсивная, напряженная полемика, связанная, прежде всего, с работой человеческой мысли. Сегодня, как свидетельствует окружающий нас мир, мысль в этом направлении не работает, поэтому и появление новых серьезных ересей маловероятно.

Личное Торжество

Если говорить о духовном смысле праздника для нас, простых верующих, для нашей духовной жизни то, конечно, Торжество Православия можно понимать несколько шире, не только в догматически-богословском смысле. Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь, как раз, торжество-то веры и начинается.

Конечно, мы можем просто на словах декларировать свою православную веру, но постоянная жизнь во Христе, та ревность, с которой многие приступают к Великому посту (и которой, к сожалению, не всем хватает на весь пост) – вот это и можно считать, своего рода, личным Торжеством Православия.

Это уже определенный опыт человека, а не только воспоминание о событиях и догматических спорах в Церкви почти тысячелетней давности.

В современных реалиях Торжество Православия надо также понимать как некий личный подитог начала Великого поста, когда верующий человек, действительно, старается жить так, как должен жить христианин, в максимально возможную для себя меру. Прежде всего, человек больше молится, ходит на службу, на покаянный канон Андрея Критского… И все эти усилия в итоге приводят к торжеству личной жизни во Христе. Именно на этом, как мне кажется, и стоит делать сегодня акцент, а не на догматических определениях, которые при этом, несомненно, утверждают этот праздник.

Взаимосвязь ведущая ко Христу

Мы помним, что праздником Торжества Православия завершается первая и одна из самых строгих седмиц Великого поста. Это не случайно, так как и в целом христианская жизнь приводит человека к радости.

Единственный и главный итог не только первых дней поста, но и всей жизни христианина – это радость и мир во Святом Духе. Если мы прошли этот этап хорошо, больше молились и меньше грешили, постарались воздержаться от трений со своими ближними и, наоборот, проявили свои добрые качества по отношению к ним, то итогом этого всего будет подлинная радость. Тогда и сам праздник, в известном смысле, мы можем назвать личным Торжеством Православия.

Ну и, конечно, стоит помнить о том, что все седмицы и недели Великого поста имеют между собой определенную взаимосвязь. Весь пост определенным образом драматически выстроен. В нем есть своя фабула, которая постоянно развивается. Каждый проповедник может по-своему раскрыть логику Великого поста, но, однозначно, что она есть. Это логика заключается в духовном восхождении человека навстречу Светлой Пасхе, навстречу Самому Воскресшему Христу.

[*] Тяжелые грехи человека перед Церковью – ересь, вероотступничество, хула на Бога, поругание и насмешка над святынями и прочее. 

Читайте также:
Икона: образ Первообраза
Торжество Православия: во что мы верим?
Недели Великого поста
Зачем нужны догматы?
АНАФЕМА: вынесение за ограду Церкви, а не проклятие

 

На заставке фрагмент фото Flickr.com/stas_porter

 

История праздника Торжества Православия — Храм Торжества Православия в Алтуфьево

Празднование в первое воскресенье Великого поста

    Празднование Торжества Православия (фото 1. Икона «Торжество Православия».) было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами Православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, возникшая в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

    После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

    В 843 году Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Вот как один из византийских летописцев описал это событие.

   «Царица (Фото 2. Царица Греческая Феодора) предложила святейшему патриарху Мефодию собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого поста. 

    Когда бесчисленное множество народа собралось, пришел и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом. Соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами, честным крестом и Святым Евангелием и пошли с литией до ворот дворца. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания «Господи, помилуй» возвратились во святой храм для совершения Божественной таинственной Литургии с великой радостью».

    Таким образом были восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Они одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя.  

    Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием, митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне.

    В XII и XIV веках служба, совершаемая в этот день, была значительно дополнена за счет включения текстов, изображающих главные догматы Христианства.

    Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов.

    Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема (в переводе с греческого – «да будет отлучен») провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

    В России чин Православия введен в XIV веке. Он совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.

    Чин содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

    Предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

    Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благий́,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:// ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 6

    Неопи́санное Сло́во О́тчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь,/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́,/ но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом сие́ вообража́ем.

___________

При составлении статьи были использованы материалы с сайтов:

  1. http://days.pravoslavie.ru/
  2. https://ru.wikipedia.org/
  3. http://pravznak.msk.ru/
  4. http://www.clir.ru/

Неделя торжества Православия в Великий пост

Неделя торжества Православия

Православие немыслимо без икон. Сегодня нам кажется, что так было всегда. Однако в истории Православия был тяжелый период иконоборчества. Полтора века, на протяжении VIII — IX веков, длился спор между византийскими императорами о возможности иконописного изображения Исуса Христа, Богородицы, святых. Спор принимал форму жестоких гонений и убийств тех, кто почитал иконы. Этот драматический период церковной истории завершился Торжеством Православия, которое христиане ежегодно отмечают в первое воскресенье Великого поста. Возникновение празднования связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой, чтобы восстановить иконопочитание в Византийской империи.

 

Содержание

История праздника торжества Православия

Началом эпохи иконоборчества принято считать 730 год, когда император Лев III Исавр (717-741 гг.) издал закон, запрещающий поклонение иконам. Его сын и преемник Константин V Копроним (т.е. тезоименитый гною, навозу, калу — так называли его сторонники иконопочитания) в 754 году созвал иконоборческий собор. Мозаики, фрески, иконы в Византии были уничтожены. Многие иконопочитатели были подвергнуты гонениям. Священные изображения сравнивались с идолами, а почитание икон — с идолопоклонством, ссылаясь на вторую Ветхозаветную заповедь:

Не сотвори себе кумира… (Исх. 20: 4-5).

Иконоборчество распространилось по Византии, не затронув западной Церкви. Римские папы, обращаясь к Византийским императорам, осуждали иконоборчество. Будущий христианский святой, богослов Иоанн Дамаскин (ок.675-ок.753 (780) гг.), в своих трудах (в частности, «Три защитительных слова против порицающих святые иконы») критиковал иконоборцев.     

После смерти следующего императора Льва IV Хазара (75-780 гг.) его вдова, императрица Ирина (ок. 752-803 гг.), соправительница своего сына Константина VI (771-797/805 гг.), в 786-787 годах созвала новый церковный собор, вошедший в историю Церкви как Седьмой вселенский.

Неделя торжества ПравославияСв. Царица Ирина с сыном Константином на Седьмом Вселенском Соборе. Фреска Дионисия, XV век

Этот собор восстановил почитание иконописных образов. Но ересь иконоборчества в это время прочно укоренилась в умах людей. Изначально собор созывался в Константинополе, но заседание пришлось отложить, потому что ворвались воины столичного гарнизона — убежденные иконоборцы. Позднее Собор все-таки был созван, но в небольшом городе — Никее. Так закончился первый период иконоборчества.

Неделя торжества ПравославияСедьмой Вселенский Собор. Миниатюра Лицевого летописного свода Ивана Грозного

Как говорилось выше, число сторонников иконоборческой ереси было немалым. Спустя некоторое время на Византийском императорском престоле вновь оказался иконоборец. С этого периода начался второй период иконоборчества (814-842 гг.). Окончательное восстановление почитания икон состоялось в 842 году при императрице Феодоре (815-867 гг.) — вдове императора Феофила (813-842 гг.) и регентши при малолетнем сыне Михаиле (840-867 гг.).

Неделя торжества ПравославияЦарица Феодора с сыном Михаилом. Миниатюра Лицевого летописного свода Ивана Грозного

 


Еще по теме:

Оригинал Лицевого Свода Ивана Грозного
в Библиотеке Русской веры

Царство Михаила и Феодоры, которые утвердили поклонение честным иконам. Читать онлайн →
 


Императрица Феодора и патриарх Мефодий, сменивший иконоборца Иоанна VII, созвали собор, на котором были подтверждены все постановления Седьмого вселенского Собора. Борцы с иконами были отлучены от Церкви. В Константинополь были торжественно принесены мощи святых, которые пострадали в иконоборческие годы, среди них Феодор Студит (759-826 гг.) и патриарх Константинопольский Никифор (ок. 758-828 гг.). Тогда же был составлен и впервые совершен Чин торжества Православия — всем защитникам православия возглашалась «Вечная память», а еретикам — «анафема».

Церковное предание сообщает, что императрица Феодора происходила из семьи почитателей икон. Она даже в императорском дворце продолжала тайно поклоняться святым образам.

Феодора же была верующей и православной, как и муж ее, когда он был жив. Она втайне почитала святые иконы и целовала их. Частью от себя, частью научением Феоктиста, патрикия, каниклия и логофета, царица Феодора повелела изгнать из церкви и из города патриарха Иоанна (Грамматика), иконоборца, бесов и волхвов начальника, а не патриарха, и послала в изгнание в один из монастырей в место, называемое Кночь… Христианского же проповедника Мефодия возводит на патриарший престол. Как свечу в подсвечник ставит, чтобы он отогнал тьму еретическую. И тех, кто был в изгнании и тюрьмах, всех молитвенников созвав, на свободе им жить повелел (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Всемирная история, книга 9).

Неделя торжества ПравославияИмператор Феофил. Хроника Иоанна Скилицы

Синаксарь, который читается за вечерней службой на праздник торжества Православия, повествует о том, что император Феофил в конце жизни тяжко заболел. Тогда он уразумел, что это ему наказание от Господа за иконоборчество. Император покаялся, приложившись к иконе, которая была у одного из придворных, и вскоре преставился. После его смерти  императрица Феодора усердно молилась за упокой души супруга, прося у Господа простить императору грехи. В то время патриарх Мефодий подготовил список имен борцов с иконами, чтобы во время службы возгласить им «анафему», и оставил  его в церкви. На следующий день он увидел, что имя императора Феофила чудесным образом исчезло из рукописи. Это означало, что Господь простил покаявшегося перед смертью правителя.

С крестами и со святыми образами пришли в Великую церковь, чтобы возвратить ей красоту иконную, и чтобы стало известно новое чудо, которое произошло с Феофилом царем. И тогда все собрались со свечами, и царица пришла с сыном своим Михаилом, и молитвы там возносили об укреплении истинной веры. Наутро же в первую неделю святого поста патриарх, и все епископы, и священники, и все множество народа дошли со святыми иконами, и с честными крестами, и со святыми евангелиями до места, называемого Поприще, взывая: «Господи помилуй». И вновь вернулись в церковь, и божественную службу совершили, божественным мужам и всем благочестивым людям божественную память провозгласили, нечестивых же иконоборцев и всех еретиков проклятию предали, поклоняться же и почитать божественные образы заповедали и утвердили, и церкви даровали прежнюю красоту. И всем рассказали о новом Божием чуде. И постановили святые отцы такой праздник праздновать в первую неделю святого поста на славу Бога. Этот собор и сейчас прославляем и празднуем, и совершаем для прославления святых и честных икон, для проклятия же безбожных еретиков (Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Всемирная история, книга 9).

Неделя торжества ПравославияМиниатюра Лицевого летописного свода Ивана Грозного

 

Чин торжества Православия

К XI веку сложился особый чин торжества Православия, называемый Вселенским Синодиком. К XIV веку он был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.

Неделя торжества ПравославияЧин торжества Православия из книги «Чины разные», начало XVII века. Собрание Троице-Сергиевой Лавры

На Руси чин торжества Православия известен в XI веке. Его возникновение связывают с именем преподобного Феодосия Печерского, который вводил в своей обители ктиторский устав по образцу типика Алексеевского монастыря (один из уставов Студийской группы) в Константинополе. Сперва в него были добавлены имена почивших князей, святителей, монахов, а позже и имена русских еретиков. Чин не раз подвергался изменениям, его рукописные списки в разных регионах отличались друг от друга. Первое печатное издание было осуществлено на Украине (в составе Речи Посполитой) в 1627 году в составе Триоди Постной при известном церковном и культурном деятеле архимандрите Захарии Копыстенском (вторая половина XVI — 1627 г.).

Неделя торжества ПравославияВ Постной Триоди, напечатанной в Москве в 1650 году, нет указания совершения Чина торжества Православия

В 1656 году патриарх Никон включает Вселенский Синодик в Постную Триодь, при этом немного изменив киевский текст.

Неделя торжества ПравославияВ Постной Триоди, изданной при патриархе Никоне в 1656 году, перепечатан Чин торжества Православия из Триоди киевского издания 1627 года

В 1801 году чин был сокращен, в нем сохранилось перечисление имен еретиков, а имена государственных преступников, внесенных в Синодик, значительно сократились. В 1869 году из текста чина были убраны имена государственных преступников. К 1917 году чин включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания конкретных имен. В Советский период было принято не провозглашать анафемы. В 1990 годы XX века провозглашение анафем было разрешено только на архиерейском богослужении. Но из соображений политкорректности и во избежание религиозных конфликтов анафемы фактически не произносятся либо значительно сокращены. Старообрядцы пользуются богослужебными книгами и Уставом дораскольных изданий. В них отсутствует Вселенский Синодик, потому и старообрядческая служба в Неделю торжества Православия совершается обычным порядком, как в любой другой воскресный день. Известно, что в настоящее время Чин торжества Православия совершается только в одном старообрядческом согласии, в общине г. Спас-Клепики (ДЦХ БИ). 

 

Торжество Православия. Богослужение

Канон торжеству Православия был написан Феофаном Начертанным. В XIV веке церковный историк, монах Софийского монастыря в Константинополе Никифор Каллист Ксанфопул (ум. ок.1350 г.), написал Синаксарь в Неделю Православия. В Синаксаре кратко рассказано об истории иконоборчества и о покаянии императора Феофила. Синаксарь входит в богослужение всенощного бдения в Неделю торжества Православия  и читается после шестой песни канона на утрени.

Тропарь, глас 2:

Пречcтому ти2 џбразу поклонsемсz бlгjи, просsще прощeніz прегрэшeніємъ нaшымъ, хrтE б9е, в0лею бо бlгоизв0лилъ є3си2 взhти нA кrтъ, да и3збaвиши и4хже с0здалъ є3си2 t раб0ты врaжіz. тёмъ бlгодaрьственw вопіє1мъ ти2, рaдости всz и3сп0лнивыи сп7се нaшъ, пришeдыи спасти2 мjръ.
 

Кондак, глас 8:

Неwпи1санное сл0во џ§еє, и3зъ тебE бцdе написaсz пл0тію, и3 њсквeрньшіисz џбразъ, в8 дрeвнюю красотY б9eственою добр0тою смэси2. но и3сповёдающе спасeніе, дёломъ и3 сл0вомъ сіE воwбражaемъ.


Библиотека Русской веры
Канон в неделю торжества Православия →

Читать онлайн


Торжество Православия. Иконы

Иконография торжества Православия сложилась к XIV — XV векам. Византийская икона (Лондон, Британский музей) XIV века — самое раннее дошедшее до нашего времени изображение торжества Православия и почитания икон.

Неделя торжества ПравославияИкона торжества Православия. Современная икона

Икона торжества Православия знаменует завершение периода иконоборчества. В центре иконописного изображения — икона Богородицы «Одигитрия», что означает «Указующая Путь». В период борьбы с иконопочитанием, говоря об иконе, имели в виду Образ Спасителя, но к XIV веку, когда складывается иконография торжества Православия, такой главной иконой Византии стала икона Девы Марии. Говоря об особенностях иконописного изображения торжества Православия, стоит отметить, что размещение иконы Богородицы на престоле напоминает о молебне перед этой иконой, который был совершен Константинопольским патриархом Мефодием (788/800 – 847 гг.), императрицей Феодорой, ее сыном Михаилом и всеми верующими христианами 11 марта (в первое воскресенье Великого поста) 843 года в храме Святой Софии. Молебен завершился крестным ходом по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах.

Икона торжества Православия разделена на два ряда. Вверху, слева от иконы Богородицы, — благочестивая императрица Феодора с сыном Михаилом.

Неделя торжества ПравославияИкона Торжества Православия. Фрагмент: императрица Феодора и император Михаил III. Византия, первая половина XV века

Справа от Престола — святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря, автор многочисленных трудов в защиту иконопочитания. Даже будучи заключен императором-иконоборцем Львом Армянином (813-820 гг.) в тюрьму, он продолжал в посланиях выступать в защиту иконопочитания.

В нижнем ряду иконы, в центре, изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (ок. 760-818 гг.) и Стефан Новый, держащие икону Христа.  Феофан Исповедник был участником Седьмого Вселенского собора. Когда иконоборчество возобновилось, императором Львом Армянином он был отправлен в ссылку, где умер в заточении. Стефан Новый был монахом с Авксентиевой горы, наставником всего Константинопольского монашества, он призывал не поддаваться ереси иконоборцев, советуя слабым скрываться там, где нет гонений. Справа от Феофана Сигрианского и Стефана Нового изображен Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия (ок. 730 — 806 гг.), который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора.

Далее изображены два брата, Феодор и Феофан Начертанные (вторая половина VIII века — первая половина IX века). Такое название святые братья получили потому, что на их лицах по приказу императора Феофила раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи.

Неделя торжества ПравославияФеофан и Феодор Начертанные

Слева от Престола изображена мученица Феодосия (VIII век) с иконой Христа-Эммануила в руках. Феодосия не позволила солдату сбросить медный образ Исуса Христа с ворот Константинополя. За это Феодосия была убита. Фигуры монахов между Феодосией и Феофаном исследователям идентифицировать не удалось из-за сильно поврежденных надписей.

В нижнем ряду изображены святые, имеющие отношение к защите икон и иконопочитания, жившие ранее, в VIII веке. Их подвиги и труды являются как бы фундаментом торжества Православия. 

Торжество Православия. 1-е Воскресенье Великого Поста

24.2/8.3 (в 2020 г.). — ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. 1-е Воскресенье Великого Поста.

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Торжество Православия. 1-е Воскресенье Великого ПостаВ первое воскресенье Великого Поста отмечается Неделя Торжества Православия. Этот праздник был установлен в Византии в IX веке в память о победе над иконоборческой ересью. Сегодня трудно представить себе Православный храм без икон. Однако в VIII веке под влиянием врагов Церкви (каковые встречаются и поныне в виде разных сект) появились противники икон, считавшие, что почитание изображений святых, Иисуса Христа и Девы Марии – это «идолопоклонство». Иконоборцы увлекли на этот богопротивный путь императора Льва III Исаврянина (717–741), который стал преследовать верных христиан силою государственной власти.

Спор между сторонниками и противниками икон продолжался более 100 лет. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну. Спасая иконы, христиане рисковали жизнью. (Так в эти годы благочестивой женщиной города Никеи была спасена икона Божией Матери, которую женщина, во избежание поругания,  пустила по морю и образ Богородицы прибыл на св. гору Афон в Иверский монастырь – сегодня мы чтим эту икону как чудотворную Иверскую.)

В столь трудном положении смуты и гонений в 787 г. при  покровительстве Царицы Ирины в Никее собираются отцы Церкви на VII Вселенский Собор, чтобы восстановить идущее от начала христианства православное почитание священных образов. Однако и после этого еще в течение долгого времени (особенно при императоре Льве V Армянине, 813–820) верующие временами подвергались гонениям до тех пор, пока почитание икон не было торжественно утверждено благочестивой св. Царицей Феодорой (память ее 11/24 февраля; она была супругой императора-иконоборца Феофила и регентшей малолетнего сына императора Михаила III) на специальной службе в Софийском соборе в первое воскресенье Великого Поста в 843 г.; а иконоборчество было официально признано ересью.

Так, после столь трудной борьбы и победы над опасными еретиками-богохульниками, появился особый праздничный чин Торжества Православия. Он служится в первое воскресенье Великого поста в память о победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Известно, что царица Феодора, восстановившая иконопочитание, объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!». С этим связано введение в эту службу чина анафематствования (отлучения от Церкви). Он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы различным еретикам и врагам Церкви и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

В греческом переводе Библии для еврейского понятия «херем» было использовано слово анафема в качестве обозначения чего-то проклятого, отверженного людьми. В этом значении слово «анафема» употреблено в 1-м послании апостола Павла Коринфянам: «Кто не любит Господа Иисуса Христа – анафема…» (1 Кор. 16:22). Однако в церковном понимании  анафема – это не проклятие, а отлучение от Церкви чуждых ей лиц, мысли и действия которых угрожают чистоте вероучения и единству Церкви. Это не столько осуждение отлученного человека, сколько установление его отхода от церковной истины и способ оградить остальных верующих от общения с ним и возможного соблазна пойти по внецерковному, неистинному пути. В то же время у человека, преданного анафеме, всегда есть возможность вернуться обратно в лоно Церкви через особый чин покаяния.

Чин Торжества Православия в России постепенно подвергался изменениям соответственно появлению новых еретиков и врагов Церкви. В конце XV века в него были включены «жидовствующие». Анафеме позже предавали государственных преступников: Гришку Отрепьева, Стеньку Разина, Мазепу и др., имена их позже были заменены словами о «дерзающих на бунт» против «православных Государей».

Отлучению от Церкви был совершенно справедливо предан писатель Л.Н. Толстой, впавший в гордыню создания собственной религии протестантского толка. Через сто лет после этого события правнук писателя обратился к патриарху МП с письмом, в котором просил снять с прадеда эту анафему. Однако отлучение не было и не могло быть снято, ибо даже перед смертью Лев Николаевич не покаялся в своих антиправославных заблуждениях.

Анафема Толстого – свидетельство Церкви о том, что если человек по собственной воле выбрал внецерковный путь жизни, Церковь не может насильно заставить его вновь следовать по христианскому пути. То есть свобода выбора быть или не быть с Церковью сохраняется за человеком и Церковь лишь констатирует его выбор.

Также и большевики и их пособники, преданные анафеме Патриархом Тихоном 19.1/1.2.1918 г., по сей день остаются вне Церкви. Изданный 5 февраля декрет Совнаркома об «отделении Церкви от государства», лишивший Церковь всего имущества, созданного за предыдущее тысячелетие нашими предками, и вызвавший массовые грабежи храмов и расстрелы сопротивлявшихся верующих также был встречен анафемой. В воскресенье 11 марта (ст. ст.) в храме Христа Спасителя по совершении литургии, собором архиереев во главе с Патриархом и сонмом прочего духовенства, включая членов Поместного Собора, «с выдающейся торжественностью был совершён «чин в неделю Православия»»; во время которого «протодиак. Розов, став на возвышенную кафедру, помещённую впереди архиерейского амвона близ солеи, прочитал исповедание веры и провозгласил анафему еретикам, богоотступникам, хулителям святой веры, а также «глаголющим хульная на святую веру нашу и возстающим на святые храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим и убивающим священников Господних и ревнителей веры отеческия»» («Московскія Церковныя Ведомости». 1918, № 6).

Чин анафематствований в неделю Торжества Православия

Последняя дореволюционная редакция чина Торжества Православия включала в себя следующие 12 анафематизмов:

1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мір сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: Анафема! (трижды).

2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: Анафема! (трижды).

3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святаго Духа не единого быти Бога: Анафема! (трижды).

4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мір Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: Анафема! (трижды).

5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: Анафема! (трижды).

6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: Анафема! (трижды).

7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: Анафема! (трижды).

8. Отмещущим безсмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: Анафема! (трижды).

9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: Анафема! (трижды).

10.  Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: Анафема! (трижды).

11.  Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: Анафема! (трижды).

12.  Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: Анафема! (трижды).

При советской власти после Патриарха Тихона чин анафематствования в Церкви был отменен. В Русской Православной Церкви за границей анафема провозглашалась по дореволюционному чину с добавлением еще нескольких анафематизмов:

13. Теософом и прочым еретиком, дерзающым глаголати и пребезумне учити, яко Господь наш Иисус Христос не единожды на землю сниде и воплотися, но множицею воплощашеся, такожде и отрицающым, яко истинная премудрость Отчая есть Сын Его единородный и вопреки Божественному Писанию и учению святых Отец ищущым иныя премудрости: Анафема! (трижды).

14. Масоном, оккультистом, спиритом, чародеем и всем, иже не Единому Богу веруют, но бесов почитают, и не Богу смиренно жизнь свою предают, но чародейным бесов призыванием грядущее ведети тщатся: Анафема! (трижды).

15. Отступающым от Православныя веры и приемлющым иныя исповедания на соблазн братиям нашим и отпадающым в расколы: Анафема! (трижды).

16. Богопротивным человком злым, дерзнувшым даже и на убиение Помазанника Божия святаго Царя Мученика: Анафема! (трижды).

17. Гонителем Христовыя Церкви, нечестивым отступником, подъявшим руки на священнослужителей Божиих, попирающым святыни, разрушающым храмы Божии, истязующым братию нашу и осквернившым Отечество наше: Анафема! (трижды).

18. Нападающым на Церковь Христову и учащым, яко Она разделися на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающым Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и онем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеют ко спасению; и онем, иже имут общение с сими еретики или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема! (трижды).

Так что пост – это не только смиренное покаяние в личных грехах, но и воинствующее обличение зла и его носителей. В более широком смысле праздник Торжества Православия является напоминанием нам, что и человек, созданный по образу Божию, должен раскрывать его в себе как икону Божества, это должно побуждать нас к благоговейному отношению друг к другу – мужа к жене, детей к родителям, священника к пастве. Пусть помогут нам в этом все святые Православной Церкви и все святыни, хранимые Православной Церковью.


 

Референдум о сохранении СССР
« Предыдущая запись

День Парижской коммуны
Следующая запись »

Торжество Православия / Православие.Ru



Имя
первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит,
что и не сведущий в истории праздника человек ощущает
прикосновение к великому смыслу. Вот у Платонова в
«Чевенгуре» два чудака ищут самую настоящую
партию, чтобы туда записаться и быть полезными для
истории и приближения земного блаженства.

«Нигде ему точно не сказали про тот день, когда
наступит земное блаженство. Одни отвечали, что счастье
– это сложное изделие, и не в нем цель человека, а в
исполнении исторических законов. А другие говорили, что
счастье состоит в сплошной борьбе, которая будет длиться
вечно.

– Вот это так! – резонно удивился Захар
Павлович. – Значит, работай без жалованья. Тогда это
не партия, а эксплуатация. Идем, Саш, с этого места. У
религии и то было торжество православия».

«Торжество православия», которое «было у
религии» ощутимое даже для самых простых душ
различие между принятием мира Божьего, предложенным
религией, и коренным переустройством мира, предложенным
новым мировоззрением. Новое мировоззрение тогда предлагало
борьбу, такую же «сплошную» и бесконечную, как
и ньютоновское пространство. Нынешнее новое мировоззрение
предлагает накопительство товаров, услуг и впечатлений,
столь же бессмысленное и бесконечное, как и классовая
«сплошная борьба». А религия предлагает для
созерцания уже покоренные сияющие вершины. У веры есть
достигнутые цели, есть одержанные победы, которыми могут
наслаждаться все, живущие одной верой.

Внутри понятия «Торжество Православия»
существует множество понятий, необходимых для уяснения.
Бегло пройдем по ним или просто их поименуем.

Бог стал человеком, Невидимый изобразился. Потерял смысл
ветхозаветный запрет на священные изображения. Раз Слово
стал Плотью, а Плоть видима, то возможна икона, как
выражение веры в Воплощение.

Внутренний благодатный опыт есть не у всех. «Не во
всех вера». Для ума, озаренного частично, возникает
соблазн: «Не идол ли икона?» Соблазн
перерастает в полемику, полемика – в войну.

Иконоборцы и православные собирают свои Соборы, взаимно
друг друга анафематствуя, богословски обосновывают свое
отношение к писанному образу. Часто льется кровь, тюрьмы
полны исповедников.

Богословие иконоборцев еретично, оно не от Духа, но от
плохо понятой буквы Ветхих Писаний.

Идут десятилетия, скапливаясь в столетия, а война не
утихает. Наконец созывается Седьмой Вселенский, на котором
иконопочитание торжествует. Вместе с иконой торжествует
Церковь во всеоружии истины. Праздник становится символом
и занимает свое место в иерархии непогрешительных смыслов.

Все это нужно знать. Но даже если этого не знать, или
сделать вид, что не знаешь, у выражения «Торжество
Православия» достаточно внутренней красоты, чтобы ею
наслаждались и простецы, и книжники.

С точки зрения количественной Православие в мире не
торжествует. Оно не самое многочисленное исповедание в
христианском мире. Значит не в количестве торжество. И
грехов с ошибками у нас хватает. Значит не в нашей личной
святости торжество. Многое не сделано, многое не понято,
кое-где еще конь не валялся. При желании можно и
похвалиться, но лучше сдержаться. Человеческая похвала
лукава и сиюминутна, самохвальство вовсе порочно. Нужно
сначала заслужить, а потом дождаться настоящей, от Бога,
то есть, похвалы. Но Торжество-то празднуется сейчас,
прежде окончательной награды! Почему?

Оно празднуется потому, что в нем не только триумф победы
над ложью, но и ободрение всем исповедующим православную
веру. В этом празднике – трезвая оценка тяжелого
исторического пути Церкви. Церкви всегда было тяжело, но
Церковь жива! Зная, что она вытерпела, слова о том, что
она жива, есть доказательство того, что она непобедима!
Церковь неуничтожима ради Истины, исповедуемой Церковью,
ради Христа, создавшего и возглавившего Ее. Если к Церкви
подмешивается ложь, и золото учение смешивается с соломой
человеческих добавок, то Бог проводит Церковь через огонь.
Там в огне сгорают трава, сено и солома, а остаются
золото, серебро, драгоценные камни. Как только поймешь
это, тотчас же приобщишься к Торжеству Православия.

У этого достойного словосочетания может быть бесчисленное
количество маленьких, но драгоценных воплощений. Критики
много. Ропота много. Но есть ведь и благодарные тихие
речи. Есть скромный подсчет больших и маленьких добрых
дел, которые совершались и совершаются верующими людьми во
имя Бога и Его же силою.

«У нас в селе долго не было храма, а теперь уже
пятый год, как построили и освятили. С каждым годом все
больше прихожан» – это Торжество Православия.

«В больницах города волонтеры православного
молодежного движения за год убедили триста женщин
отказаться от аборта» – это Торжество
Православия.

«С тех пор, как в нашем исправительном учреждении
открылся храм и заключенные стали активно его посещать,
процент возвращения освобожденных обратно за решетку очень
заметно упал» – и это Торжество Православия.

На тайский язык перевели Закон Божий, а в Пакистане
появился первый в истории этой страны православный
священник. Разве это не вселенское измерение и проявление
того же празднования?

Пишутся книги, снимаются фильмы, венчаются пары, рождаются
дети, которых на пороге жизни встречает Крещение Церковь
Христова. Разве это не Торжество Православия?

При всех проблемах, при всей расслабленности и
запутанности современного человека, многие люди жаждут
монашества, принимают постриг, ищут и находят обители, в
которых желают окончить дни. Разве само существование
монашества не как бегства от мира, а как принесения себя в
жертву Христу не есть то же самое Торжество Православия?
Любой творческий труд во славу Воплотившегося Господа,
любое терпеливое страдание и стояние за Истину есть
Торжество Православия.

Дело только в том, чтобы таких маленьких, но драгоценных
Торжеств было как можно больше. Чтобы Церковь
торжествовала не только с амвона в праздничные дни, но и в
повседневности. Пусть с амвона Она торжествует при помощи
протодьяконов. Но пусть в повседневности она торжествует в
каждом православном христианине через исполнение Христовых
заповедей.

Праздник дает силы и ставит задачи.

Задачей для всякого крещеного человека является труд ради
Христа. На том маленьком кусочке Вселенной, за который ты
отвечаешь, наведи порядок во славу Господа. Расчисть это
место (главным образом оно – в душе твоей) и ты
приготовишь это место для того, чтобы на нем появилось и
укрепилось, крепко стало знамя Торжествующей Церкви, ее
хоругвь – Крест Господень, Непобедимая Победа!

History of Easter (The History Channel) — [Мультимедиа-англ. Видео]

Пасха — самый священный день христианского календаря. Празднование воскресения Иисуса Христа из мертвых. Так какое отношение имеет это чудо к кролику, доставляющему крашеные яйца? Ответ кроется в сотнях поколений ритуалов и обычаев.

Согласно Евангелиям Нового Завета, Иисус Христос и его апостолы вошли в Иерусалим, чтобы отметить Пасху, священное время для евреев, которое празднует освобождение евреев из рабства.После пасхального ужина Иисус был арестован, а в то, что сейчас называется Страстной пятницей, был распят. Через два дня он воскрес из мертвых. Евреи по происхождению были первыми, кто праздновал воскресение, вероятно, как новый аспект праздника Пасхи.

Фактически празднование Пасхи называлось «пасхой». Оно происходит от слова «песах», еврейского перевода Пасхи. Первоначально Пасха праздновалась через два дня после Пасхи, поэтому она приходилась на любой день недели. Но пасхальная среда казалась неправильной.В 325 году нашей эры римский император Константин и Никейский собор постановили, что Пасха должна приходиться только на воскресенье, в день воскресения Христа. Пасхальное воскресенье будет первым воскресеньем после полнолуния после весеннего равноденствия. Это могло произойти где угодно между 22 марта и 25 апреля.

Примерно в это же время христиане начали один из первых записанных ритуалов современного празднования Пасхи: зажигание пасхальной свечи. Его пламя, напоминание о воскресении Христа: свет из тьмы.Также во время этой службы прихожане поместили под алтарь ягненка для благословения. Агнец играл жертвенную роль во время Пасхи, поэтому ранние христиане изображают Иисуса как Агнца Божьего.

По мере распространения христианства по Европе различные языческие обычаи смешивались с праздниками. Фактически, настоящее слово «Пасха» могло произойти от Эостре, богини весны и плодородия, что подводит нас к пасхальному яйцу.

Яйца были мифологическим символом рождения на протяжении тысячелетий.Христиане приняли яйцо как пасхальный обычай примерно в 13 веке. Желток внутри скорлупы олицетворял выход Христа из гробницы. Яйца были окрашены в красный цвет, чтобы символизировать кровь Христа, пролитую на кресте.

Красочное пасхальное яйцо вскоре породило свои собственные традиции. Популярным было катание яиц
В 1876 году Конгресс запретил детям играть на территории Капитолия, поэтому президент Резерфорд Б. Хейс открыл лужайку Белого дома для маленьких роликов. После этого пасхальный рулет в Белом доме стал традицией.

Так когда же на сцене появился пасхальный кролик? Плодовитый кролик долгое время был символом новой жизни в европейских языческих праздниках. Примерно в 16 веке родители говорили детям, что если они будут вести себя хорошо, накануне Пасхи придет «остерхаза» и откладывает разноцветные яйца.

Дети строили в своих домах гнезда, чтобы соблазнить кролика посетить их, и так начали обычаи охоты за пасхальными яйцами и пасхальной корзины. Чтобы заполнить эти корзины, европейские шоколатье XIX века начали делать шоколадные конфеты в форме яйца.Сладкий тренд быстро распространился по миру. Сегодня на пасхальные конфеты ежегодно тратятся миллиарды долларов.

Пасха — это радостный день, когда христиане празднуют воскресение. За две тысячи лет были добавлены обычаи — духовные и забавные. Но Пасха — это также время, когда семьи собираются вместе и приветствуют весну, когда после глубокой зимы зарождается новая жизнь.

.

История 7 традиций пасхи: седер, без хлеба, еще

Пасха почти наступила, а это значит, что миллионы соблюдающих евреев во всем мире избавятся от квасного хлеба в своих кладовых и будут готовиться к седеру, а может и двум.

В 2020 году Песах начинается с наступлением темноты 8 апреля и заканчивается 16 апреля. В центре еврейского праздника — пересказ библейской истории об освобождении еврейского народа из рабства в Египте.В каждой семье есть свои пасхальные ритуалы, которые могут отражать семейные традиции или деноминацию иудаизма (некоторые из них более ортодоксальны, другие менее традиционны).

Если вы новичок в этом празднике — может быть, вас пригласили на свой первый пасхальный седер или ваша церковь решила провести его перед Пасхой — вот букварь по пасхе для всех ваших вопросов, включая историю, стоящую за ним, что седер — это и почему люди не едят квасный хлеб во время праздника.

Почему празднуется Пасха?

Песах напоминает библейскую историю Исхода, когда Бог освободил израильтян из египетского рабства. Празднование Пасхи предписано в книге Исход в Ветхом Завете (в иудаизме первые пять книг Моисея называются Торой). Праздник часто отмечается в течение восьми дней (семь дней в Израиле) и включает в себя темы весны, еврейской родины, семьи, памяти о еврейской истории, социальной справедливости и свободы, включая признание тех, кто все еще подвергается угнетению сегодня.Все эти аспекты обсуждаются, если не представлены символически, во время пасхального седера.

Произошел ли Исход на самом деле, остается неясным, и это продолжает оставаться загадкой, которая до сих пор сбивает с толку как библеистов, так и археологов.

Илон Гилад, пишущий об истории и языке, рассказал Haaretz , что традиции пасхи на самом деле являются результатом слияния двух древних праздников весны, одного кочевого происхождения и другого деревенского.

«Наш современный седер не только сильно отличается от древней Пасхи: в период античности праздник претерпел радикальные изменения», — пишет Гилад.

Когда наступает Песах?

Пасха проходит ранней весной в еврейский календарный месяц Нисан, как предписано в книге Исход. Исход 12:18 повелевает праздновать Пасху: «с четырнадцатого дня месяца вечером ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня месяца.”

Поскольку еврейский календарь не совпадает с григорианским календарем, дата Пасхи (наряду с другими еврейскими праздниками) меняется каждый год. В 2018 году Песах будет проходить с заката 8 апреля до заката 16 апреля.

Даты пасхи в 2021 году — с 27 марта по 4 апреля.

Что такое Агада?

Агада — это книга, которую читают во время седера, в ней рассказывается история Пасхи.Еврейское слово «Хаггада» означает «рассказ», и, согласно «Моим еврейским знаниям», Аггадот восходит к средневековью.

В современных празднованиях Пасхи в седер включены соответствующие темы политической и социальной справедливости. Например, раввин Артур Васков опубликовал «Седер свободы» в 1969 году, в котором обсуждалось движение за гражданские права и движение женщин. И хотя есть бесчисленное множество Хаггадот, из которых можно выбрать почти все религиозные, возрастные, политические или даже сатирические потребности, пересказ Исхода является ключевым элементом Агады, наряду с чтением 10 казней, просьбой четыре вопроса и объяснение различных пасхальных ритуалов, некоторым из которых 2000 лет, согласно Моему еврейскому учению.

Что такое история Пасхи?

В (самой) основной сюжетной линии Пасхи фараон опасается, что в Египте будет жить слишком много евреев, поэтому он вводит рабство и требует, чтобы еврейские младенцы мужского пола были убиты. Младенца Моисея спасает его мать, которая спускает его в корзине по реке Нил, где его находит и усыновляет дочь фараона. Убив рабовладельца, Моисей бежит в пустыню и встречает горящий куст Бога, открывающего себя Моисею.Бог велит Моисею пойти к фараону и вывести евреев из рабства.

Моисей идет к фараону и просит его отпустить евреев из Египта. Каждый раз, когда фараон говорит «нет», Бог посылает на Египет чуму (тьма, вши, нарывы, болезни крупного рогатого скота и т. Д.). Десятая и последняя казнь — самая жестокая: убийство первенцев так называемым ангелом смерти. Чтобы защитить своих первенцев, израильтяне отметили свои двери кровью ягненка, чтобы ангел смерти прошел над ними.Отсюда и название «Пасха», что на иврите означает «песах». В конце концов, израильтяне были освобождены от рабства и 40 лет бродили по пустыне, прежде чем попасть в землю обетованную.

Что такое седер?

Еврейское слово «седер» переводится как «порядок», а пасхальный седер — это домашний ритуал, сочетающий религиозные ритуалы, еду, песни и рассказывание историй. Семьи проводят седер в первую, а иногда и во вторую ночь Пасхи.

По сути, это религиозная служба, проводимая за обеденным столом, где порядок, в котором участники едят, молятся, пьют вино, поют, обсуждают текущие вопросы социальной справедливости и рассказывают истории, предписан центральной книгой, называемой Хаггадой.

Какие ключевые символы пасхального седера?

На столах пасхального седера вы можете увидеть разделенную тарелку, содержащую небольшое количество определенной пищи.

Это тарелка для седера, и каждая еда является символом аспекта Пасхи: жареная кость голени представляет жертву Песках, яйцо представляет весну и круг жизни, горькие травы представляют горечь рабства, харосет (яблочное пюре- как смесь с вином, орехами, яблоками и т. д.) представляет собой ступку, которую использовали евреи в Египте, карпа (или зелень, часто петрушку) для обозначения весны.

Также на столе лежат три куска мацы — пресного хлеба, похожего на крекер, — который символизирует хлеб, который израильтяне взяли с собой, когда бежали из Египта, и соленая вода, символизирующая слезы рабов. На своем месте вы можете увидеть определенный бокал для вина (или детскую чашку). Тора повелевает выпить (по крайней мере) четыре символических чашки вина во время пасхального седера.

На вашем столе также может быть одна или две дополнительные детские чашки: Одна — это чаша с вином для пророка Илии, дух которого посещает пасху. В некоторых семьях Мириам, сестре Моисея, ставят чашку с водой. Эта новая феминистская традиция символизирует колодец Мириам, который давал воду израильтянам в пустыне; он также символизирует важность женщин во время Исхода.

На стульях можно увидеть подушки. Это потому, что на Пасху вы должны откинуться за столом, как символ свободы.

Не волнуйтесь, если вы не можете все исправить. Поскольку Пасха — это пересказ истории новым поколениям, и благодаря установленному порядку проведения седера, Агада довольно хорошо объясняет многие ключевые элементы и символы, пока вы читаете. Есть даже специальный раздел седера, называемый четырьмя вопросами, где самый молодой человек за столом спрашивает о различных символах Пасхи, а старейшины объясняют.

Что такое традиционные пасхальные блюда?

В дополнение к еде, представленной на тарелке седера (за исключением баранины, которую не едят), подается пасхальная трапеза, которая разделяет две половины седера.

Меню блюд будет отличаться в зависимости от семейных традиций. Традиционные блюда включают суп из мацы, рыбу гефилте, говяжью грудинку, курицу и картофель. Традиционные сефардские (средиземноморские и испанские) пасхальные блюда отражают средиземноморский оттенок пасхального ужина.

Почему евреи не едят квасный хлеб во время Пасхи?

Во время трапезы не используются закваски из зерна, известные как «хамец». Хамец запрещен во время пасхи, поэтому вы не найдете на седере макарон, печенья, хлеба или хлопьев.(Более традиционные евреи полностью уберут из дома любую пищу, содержащую хамец.)

Это связано с историей Пасхи: после убийства первенца фараон согласился отпустить израильтян. Но в спешке покинуть Египет израильтяне не могли позволить своему хлебу подняться, поэтому они принесли пресный хлеб. Это особое диетическое требование сформулировано в Исходе 12:14: «Ничего квасного не ешьте; во всех жилищах ваших ешь пресный хлеб.”

В память об этом евреи не едят квасный хлеб в течение восьми дней. В то время как все евреи обязаны воздерживаться от хамеца, евреям-ашкеназам также запрещено есть рис, кукурузу или бобовые — известные как «китнийот». в то время как сефардские евреи едят китнийот во время Пасхи.

Любая похожая на хлеб субстанция (пирожные, клецки и т. Д.), Обнаруженная во время седера, будет приготовлена ​​путем смешивания мацы, какого-то жира и яиц, чтобы оставаться кошерной на Пасху.

Если вы хотите привезти что-нибудь для хозяина, возьмите продукт в кошерном отделении для пасхи в вашем супермаркете или возьмите бутылку кошерного вина или цветы.

Получите наш информационный бюллетень о здоровье. Подпишитесь, чтобы получать последние новости о здоровье и науке, а также ответы на вопросы о здоровье и советы экспертов.

Спасибо!

В целях вашей безопасности мы отправили электронное письмо с подтверждением на указанный вами адрес.Щелкните ссылку, чтобы подтвердить подписку и начать получать наши информационные бюллетени. Если вы не получите подтверждение в течение 10 минут, проверьте папку со спамом.

Свяжитесь с нами по [email protected]

.

церковного года | Определение, история, праздники и традиции

Религиозные времена и времена

Церковный год имеет глубокие корни в первобытном человеческом стремлении отмечать определенные моменты сакральным значением и ритуальным соблюдением. Это времена, когда сознательное внимание уделяется таинственным силам, которые окружают все живые существа и вовлекают их в естественные и неумолимые циклы света и тьмы; труд и отдых; рождение, рост, распад и смерть.

Два взаимосвязанных цикла сыграли решающую роль в формировании религиозных календарей.Один из них космический: фазы луны и солнечные равноденствия и солнцестояния. Другой — периодическая смена времен года в природе, определяющая время сева и жатвы. Оба цикла говорят о тайне рождения, смерти и возрождения, а также о зависимости человека от плодородия жизни, данной в естественном творении.

Еврейский религиозный год, основанный на Божественно открытом Законе Еврейской Библии, стал основанием для церковного года христиан. Это календарь на лунные месяцы, восходящий к первобытной кочевой жизни евреев, с его главным праздником в первое весеннее полнолуние, позже известное как Пасха.После поселения еврейских племен в Палестине в этот календарь были перенесены сельскохозяйственные праздники — зависящие от «ранних и поздних дождей» — первых плодов на Пасху, первого урожая на Шавуот, или Праздника недель, и осеннего урожая на Суккот, или праздник кущей или шалашей.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Неизвестно происхождение, но до монархического периода (11-6 века до н.э.) евреи соблюдали семидневную неделю, из которых последний день, или суббота, был праздником и днем ​​отдыха.Какова бы ни была его первоначальная цель, он превратился в священный день, посвященный Яхве, единому Богу евреев, и все более и более окруженный ограничениями на любую деятельность, кроме поклонения. Во времена Иисуса (I век н. Э.) «Свято чтить день субботний» было основным признаком приверженности иудаизму.

Замечательным аспектом еврейского религиозного года было его преобразование в последовательных кодификациях Торы в серию исторических памятных событий, связанных с деянием Бога в творении и в искуплении Божьего народа.Сначала суббота была связана с Исходом, освобождением евреев из Египта в XIII веке до н. Э. (Второзаконие 5:15), а позднее — с кончиной Бога по завершении Сотворения мира (Исход 20: 8–11). ; Бытие 2: 2–3). Три сельскохозяйственных праздника стали чередой воспоминаний об Исходе из Египта и паломничестве через пустыню в обетованную землю (Исход 12: 1–20; Левит 23; Второзаконие 16: 1–17). Благодаря этим ежегодным праздникам евреи вновь пережили спасительные события прошлого и ожидали окончательного избавления народа Божьего в грядущем веке.Раббан Гамалиил, современник Иисуса, сказал: «В каждом поколении человек должен так считать себя, как будто он сам вышел из Египта…» (из Мишны, Песахим 10: 5).

Год образования церкви

В своей земной жизни Иисус подчинялся законам субботы, праздника и поста, предписанным в еврейской Библии, но его служение и учение указали на новую эпоху, грядущее Царство Божье, когда Закон будет исполнен. Следовательно, он был озабочен не столько внешним соответствием законам, сколько духом их соблюдения.«Суббота для человечества, а не человек для субботы» (Марка 2:27). Он был арестован, предан суду и казнен во время празднования Пасхи с учениками.

Ранние христиане верили, что новая эпоха, обещанная Иисусом, началась с Его Воскресением, «в первый день недели» (Матфея 28: 1; Марка 16: 2; Луки 24: 1; Иоанна 20: 1). Этим событием Закон был исполнен. Теперь каждый день и время считались святыми для празднования и памятования победы Иисуса над грехом и смертью.Хотя многие из его учеников продолжали соблюдать особые времена и сезоны иудейского закона, новообращенные нарушили этот обычай, потому что считали его ненужным или ненужным. Св. Павел, сам добросовестно соблюдающий Закон, считал соблюдение святых дней делом безразличия, при условии, что поклонение совершается «в честь Господа» (Римлянам 14: 5–9). Он предупредил своих новообращенных не судить друг друга относительно «праздников, новолуний и суббот» (Колоссянам 2:16).

С самого начала церковь переняла из иудаизма семидневную неделю.Перед концом апостольской эпохи (I век н. Э.), Когда церковь стала преимущественно языческой по членству, первый день недели, или воскресенье, стал нормативным временем, когда христиане собирались для своих отличительных актов поклонения в ознаменование Воскресение Господа (Деяния 20: 7; 1 Коринфянам 16: 2). В течение первых двух столетий греко-римский мир в целом принял планетарную семидневную неделю астрологов.

христианских писателя 2-го века стали рассматривать воскресенье, «день Господень», как символ христианства в отличие от иудаизма.Большинство церквей решили отмечать Господню Пасху (Пасху) всегда в воскресенье, после того, как еврейский праздник закончился. Кроме того, местные церкви начали отмечать годовщины смерти своих мучеников, названные «днями рождения в вечности», поскольку они также считались свидетелями торжества воскресения Христа в Его последователях. Еженедельное воскресенье и ежегодное соблюдение 50-дневной Пасхи от Пасхи до Пятидесятницы (еврейский праздник урожая, который также ознаменовал откровение Закона Моисею), таким образом, были основными рамками церковного года до IV века — напоминанием о новая эпоха, которую принесет Христос при Его пришествии в славе в конце времен, когда истинные верующие войдут в свое наследие вечной радости и пиршества со своим Искупителем и Господом.

Утверждение христианства как государственной религии после обращения императора Константина (312 г.) принесло новые события. Пасхальный сезон совпал с более длительным периодом подготовки (Великого поста) для множества новых кандидатов на крещение на пасхальных церемониях, а также для дисциплины и покаяния тех, кто за тяжкие грехи был отрезан от церковного общения.

Новый центр празднования в ознаменование рождения Христа, Спасителя мира, был учрежден во время древних зимних солнцестояний (25 декабря и 6 января в Северном полушарии), чтобы конкурировать с языческими праздниками в честь рождения нового века. авторства «Непокоренное Солнце.Позже западные церкви создали подготовительный сезон к рождественскому празднику, известному как Адвент. В список юбилеев мучеников постепенно добавлялось много новых дней, чтобы почтить память выдающихся лидеров, освящение зданий и святынь в честь святых и передачу их мощей.

.

Хэллоуин | Определение, история и факты

Хэллоуин , сокращение от Канун Всех Святых , праздник, отмечаемый 31 октября, вечером накануне Дня всех святых (или всех святых). Празднование отмечается за день до западного христианского праздника Всех Святых и открывает сезон Всех Святых, который длится три дня и завершается Днем всех душ. В большинстве стран Европы и Северной Америки празднование Хэллоуина в значительной степени нерелигиозно. Хэллоуин отмечается в субботу, 31 октября 2020 года.

Хэллоуин Дети в костюмах Хэллоуина. © Comstock Images / Jupiterimages

Британская викторина

Хэллоуин

В этот день празднуют Хэллоуин:

Хэллоуин берет свое начало от праздника Самайн у кельтов древней Британии и Ирландии.Новый год, как полагали, начинался в день, соответствующий 1 ноября в современных календарях. Эта дата считалась началом зимнего периода, датой возврата стада с пастбищ и возобновления землевладения. Считалось, что во время праздника Самайн души умерших возвращаются в свои дома, а те, кто умер в течение года, отправлялись в потусторонний мир. Люди разводили костры на вершинах холмов, чтобы разжечь костры своих очагов на зиму и отпугнуть злых духов, и иногда они носили маски и другие маскировки, чтобы их не узнали призраки, которые, как считается, присутствовали.Таким образом, такие существа, как ведьмы, хобгоблины, феи и демоны, стали ассоциироваться с этим днем. Этот период также считался благоприятным для гаданий на такие вопросы, как брак, здоровье и смерть. Когда римляне завоевали кельтов в I веке нашей эры, они добавили свои собственные праздники Фералии, посвященные кончине мертвых, и Помоны, богини урожая.

Хэллоуин Праздник Хэллоуина в Лондондерри, Ольстер, Северная Ирландия. Брайан Моррисон / Туризм Ирландия

В VII веке н. Э. Папа Бонифаций IV учредил День всех святых, первоначально 13 мая, а в следующем столетии, возможно, в попытке заменить языческий праздник христианским соблюдением, его перенесли. до 1 ноября.Вечер накануне Дня Всех Святых стал священной, или освященной, канун и, таким образом, Хэллоуин. К концу средневековья светские и священные дни слились. Реформация фактически положила конец религиозным праздникам среди протестантов, хотя в Великобритании, особенно Хэллоуин, продолжали отмечаться как светский праздник. Наряду с другими праздниками, празднование Хэллоуина было в значительной степени запрещено среди первых американских колонистов, хотя в 1800-х годах были разработаны фестивали, которые отмечали сбор урожая и включали элементы Хэллоуина.Когда в середине 19 века большое количество иммигрантов, в том числе ирландцев, отправились в Соединенные Штаты, они забрали с собой свои обычаи Хэллоуина, и в 20 веке Хэллоуин стал одним из основных праздников США, особенно среди детей.

Узнайте, как резьба по тыкве стала традицией Хэллоуина, созданной кельтскими и римско-католическими корнями. Узнайте, как тыква стала символом Хэллоуина. Encyclopædia Britannica, Inc. Посмотрите все видеоролики к этой статье

Как светский праздник, Хэллоуин стал ассоциироваться с рядом мероприятий.Один из них — это обыкновенно безобидные розыгрыши. Знаменитости носят маски и костюмы для вечеринок и для угощений, которые, как считается, произошли от британской практики, позволяющей бедным просить еду, называемой «тортами души». Обманщики ходят от дома к дому с угрозой уловить трюк, если не получат угощения, обычно конфет. Хеллоуинские вечеринки часто включают в себя игры, такие как подпрыгивание яблок, возможно, происходящее из римского празднования Помоны. Наряду со скелетами и черными кошками, праздник объединил в себе страшных существ, таких как призраки, ведьмы и вампиры.Другой символ — это фонарь из тыквы, выдолбленная тыква, первоначально представлявшая собой репу, вырезанную в виде демонического лица и освещенную свечой внутри. С середины 20 века Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) пытается сделать сбор денег для своих программ частью Хэллоуина.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

См. Также статью Britannica Classic о Хэллоуине, которая появилась в 13-м издании Encyclopdia Britannica .

.