Содержание

О Кресте, его видах и пропорциях: max_fedosov — LiveJournal

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции — оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку…

Крест — символ Бога — Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека. 

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения — человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618. 

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре. 
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста — деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня. 

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест — древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» — на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста.  Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1), по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2); барочный крест (рисунок 3).

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки — металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы. 

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя — на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая — вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад. 

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 — 0,618 = 0,382;
2) 0,382 : 2 = 0,191 (см. рис.2). 

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана). 

Барочный крест

Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля — «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом. 

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины — 1,000 : 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины — цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3 ). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента. 

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен — стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут — в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай — дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда: http://www.yarseminaria.ru/publications_archive.php?id=52

Пропорции русского восьмиконечного креста — Познавательно — С миру по нитке

Крест на могиле христианина является обязательным элементом. С точки зрения веры, он освящает место последнего покоя человека и становится залогом бессмертия его души. В последние десятилетия даже на старых захоронениях советских времен большинство светских памятников дополнили или заменили православными крестами. Да, если вы мастер на все руки, то крест можно сделать и своими руками, но что делать тем, кому не дано? Можно  обратиться на данный сайт:  http://metallveka.ru/kresty Тут помогут определиться с выбором, а так же качественная работа обеспеченна.

Интересный факт, что крест, не собирается так просто как выглядит, вот один из первых этапов: Собирается крест из длинной вертикальной перекладины и 3-х более коротких горизонтальных. Пропорции рассчитываются в соотношениях элементов. Прежде всего желаемую высоту будущего изделия нужно разделить на 3.

Почему же крест такой формы?

Пропорции русского восьмиконечного креста определены правилом «золотого (или Божественного) сечения», которое впервые применил еще гениальный древнегреческий скульптор Фидий. Оно соотносится с безупречными параметрами человеческого тела и определяет идеальные соответствия между единым целым и всеми его частями. Пропорции русского восьмиконечного креста определены правилом «золотого (или Божественного) сечения», которое впервые применил еще гениальный древнегреческий скульптор Фидий. Оно соотносится с безупречными параметрами человеческого тела и определяет идеальные соответствия между единым целым и всеми его частями.

Но всё же, если вы хотите сами заняться изготовлением, то сварка один из лучших вариантов работы. Нужно подобрать правильный материал, чаще всего советует профильные трубы, учесть все украшения, таблицы, вычитать как правильно что с чем совмещать и только лишь тогда приниматься за работу. Следующим этапом будет покраска, чем бы вы не красили крест, не стоит забывать что покраску нужно будет обновлять, ведь если этого не делать, то проступит ржавчина, которая  испортит внешний вид. Последняя стадия, стадия монтажа. Но если вам не по плечу или же просто не по силам данная работа, то можно  выбрать каменный крест, он более долговечный и за ним не требуется особого ухода, но всё же не стоит забывать то, что есть профессионалы которые помогут вам в выборе и изготовлении любой вашей прихоти, а так же подскажут выгодные предложения.

О Кресте, его видах и пропорциях

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции — оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку…

Крест — символ Бога — Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения — человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста — деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест — древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» — на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста.  Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1), по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2); барочный крест (рисунок 3).

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки — металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя — на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая — вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 — 0,618 = 0,382;
2) 0,382 : 2 = 0,191 (см. рис.2).

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).

Барочный крест

Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля — «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины — 1,000 : 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины — цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3 ). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен — стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут — в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай — дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда: http://www.yarseminaria.ru/publications_archive.php?id=52

Подробное обоснование размеров и пропорций крестов

Стремясь найти закон определения размеров и пропорций крестов, автор сайта «Помочь» обратился к древнерусской системе мер длины, возвращенной из забвения в 1950-х годах академиком Б.А. Рыбыковым. Исследования по применению древнерусской системы мер длины в архитектуре Древней Руси (до 17 века) проводил, в частности, А.А. Пилецкий. Опираясь на работы Б.А. Рыбыкова и А.А. Пилецкого автор составил несколько проектов крестов в древнерусской системе мер длины и сравнил их с крестами сохранившимися в Архангельской области. Сравнение проектов с наиболее древним из сохранившихся крестов 1637 года дало очень обнадеживающий результат: размер большой перекладины креста проекта только на 4 см. отличается от размера большой перекладины древнейшего из сохранившихся крестов. А пропорции проекта и сохранившегося креста полностью совпадают. Надо подчеркнуть, что проект разрабатывался до обмера древнего креста. Это доказывает верность принятого метода. Но расскажу все по порядку.

Первое, что было сделано, это систематизирована информация о древнерусских мерах длины, приведенная в упомянутых работах Б.А. Рыбыкова и А.А. Пилецкого. При этом сажени, близкие по размерам, помещены в одни строки (смотрите таблицу № 1). Этой таблицей очень удобно пользоваться при проектировании: надо выбирать размеры только из таблицы. Напомним, А.А. Пилецкий показывается, что в древнерусской системе мер длины, достигалось такое разнообразие размеров и пропорций, к которому сейчас только подходят современные архитекторы с использованием ЭВМ. Таким образом, таблица № 1 составляет типовой размерный ряд для проектирования сооружений в древнерусской традиции. 

Таблица № 1.

Виды саженей Сажень (в см.) 1/2 сажени 1/4 сажени (локоть) 1/8 сажени (пядь) 1/16 сажени;
Церковная (18 век) [1] 186,4 93,2 46,6 23,3 11,7
Трубная [2] 187 93,5 46,7 23,3 11,7
Греческая (17 век) [1] 230,4 115,2 57,6 28,8 14,4
Великая (18 век) [1] 244 122 61 30,5 15,2
Великая косая [2] 249,46 124,73 62,36 31,18 15,6
Царская (17 век) [1] 197,4 98,7 49,35 24,68 12,34
Сажень без чети [2] 197,2 98,6 49,3 24,6 12,3
Сажень (без названия) [1] 176 88 44 22 11
Мерная маховая [2] 176,4 88,2 44,1 22 11
Сажень (без названия) [1] 142,4 71,2 35,6 17,8 8,9
Сажень (без названия) [1] 150,8 (150-152) 75,4 37,7 18,9 9,45
Сажень простая, прямая или народная [2] 152,76 76,38 38,19 19,9 9,9
Сажень (без названия) [1] 217,6 108,8 54,4 27,2 13,6
Сажень косая, казенная (19 век) [2] 216 108 54 27 13,5

Примечания к таблице:
1. Можно заметить что сажени Церковная — Трубная , Царская — Сажень без чети и некоторые другие (все такие пары помечены одним номером) очень блицки по размеру. Причем автор [1] относит сажени Церковную и Царскую к 17 и 18 векам. В тоже время автор сайта и предлагаемых проектов крестов использует именно эти сажени, реконструируя древние размеры креста. Думается, здесь нет противоречия, эти сажени имеют свои парные аналоги (того же размера), которые уже не отнесены только к 17, 18 векам. Если авторы [1, 2] абсолютно правы датируя сажени Царскую и Церковную 17, 18 веками, то из этого следует, что эти же сажени использовались в более ранние века под другими названиями. А в 17 веке названия этих саженей получили переосмысление. 
2. В [1] отмечается, что последняя из приведенных в таблице саженей (косая, казенная) в древне русской архитектуре использовалась редко, а к 19 веку стала главной в размере 213,36 см. = 7 английским футам.

Закономерности

При определении габаритных размеров крестов на основании Таблицы № 1 автор исходил из трех ключевых закономерностей использования древнерусской системы мер длины в архитектурном проектировании: 
Закономерность 1. В постройках сажени выбирались не только, исходя из их размеров, но, прежде всего, исходя из их названий. Название имело глубоко символическое значение. Так в [2] показывается, что храмы обмерялись по вертикали следующим образом: нижний ярус с использованием простой прямой или народной сажени, средний ярус — с использованием церковной сажени, а верх храма — с использованием царской сажени. 
Закономерность 2. В закон построения последовательности разных саженей согласно [1] положено отношение диагонали квадрата к его стороне, равное как известно корню квадратному из 2 (далее будет использовано обозначение:sqrt(2) = 1,41. 
Закономерность 3. В одном сооружении использовались не все сажени, а только 2-3 каких-либо и их целые доли.

 

Построение проектов

При разработке проектов крестов хотелось учесть все эти закономерности. Названия базовых саженей были выбраны, исходя из Закономерности 1: царская, церковная и народная сажени. Рассматривались 3 варианта: 
Таблица № 2.

№ варианта Размер большой перекладины Размер центральной оси
1 Царская сажень = 197,4 см. Царская + Народная сажени = 339,4 см.
2. Церковная сажень = 186,4 см. Церковная + Народная сажени + 339,4 см.
3. Церковная сажень = 186,4 см. Царская + Народная сажени = 350,2 см.

Относительные параметры

Расчитаем два основных относительных параметра: отношение высоты креста к длине большой перекладины (H/A) и отношение расстояния от большой перекладины до земли е длине большой перекладины (B/A) для всех трех вариантов креста, представленных в Таблицы № 1. Расчеты будем вести для современной схемы и для древней схемы 
Для современной схемы расположения перекладин естественным является соотношение: 
D1=D2=D3=D4=D5=D6=D . (1) 
Для древней схемы расположения перекладин естественным является соотношение: 
D1= 3D; D3=D4=D5=D . (2)

Проведем расчеты для Варианта № 1 креста из Таблицы № 2: большая перекладина = царская сажень, высота креста = церковная + народная сажени. 
Сначала расчитаем расстояние от большой перекладины до земли (B) для современной схемы 
Таблица № 3.

Di B для современной формы креста B для древней формы креста
Dнародной = 19,9 Cцерковная + (Cнародная — Cнародная/2) = 263 Cцерковная + (Cнародная-Cнародная*3/8) = 279
Dцерковной = 23,3 Cцерковная + (Cнародная — Cцерковная/2) = 245 Cцерковная + (Cнародная — Cцерковная*3/8) = 269
Dцарской = 24,68 Cцерковная + (Cнародная — Cцарская/2) = 240 Cцерковная + (Cнародная — Cцарская*3/8) =265

После этих предварительных расчетов можно определить основные относительные размеры Варианта № 1 проекта креста (большая перекладина = царская сажень, высота креста = церковная + народная сажени), для которого получаем H/A = 1,72 
Таблица № 4.

Di B/A для современной формы креста B/A для древней формы креста
Dнародной 1,33 1,41
Dцерковной 1,24 1,36
Dцарской 1,21 1,34

Проведя аналогичные расчеты для двух оставшихся вариантов Таблицы № 2 получаем следующие результаты: 
Таблица № 5. Основные относительные размеры Варианта № 2 проекта креста (большая перекладина = церковная сажень, высота креста = церковная + народная сажени), для которого получаем H/A = 1,82

Di B/A для современной формы креста B/A для древней формы креста
Dнародной 1,46 1,55
Dцерковной 1,37 1,50
Dцарской 1,34 1,48

 

Таблица № 6. Основные относительные размеры Варианта № 3 проекта креста (большая перекладина = церковная сажень, высота креста = царская + народная сажени), для которого получаем H/A = 1,87

Di B/A для современной формы креста B/A для древней формы креста
Dнародной 1,41 1,49
Dцерковной 1,31 1,44
Dцарской 1,29 1,42

 

Предварительный анализ

Из вышеприведенных таблиц видно, что для большинства вариантов отношение расстояния от бльшой перекладины до земли к длине большой перекладины (B/A) близко или точно равно отношению диагонали квадрата к его высоте. Причем для крестов древней формы эта тенденция проявляется в большей мере. 
Отношение высоты креста к длине его большой перекладины тоже находится в достоточно узком диапазоне.

Сравнение с крестами 19-20 вв.

При рассмотрении крестов, сохранившихся в Архангельской области, необходимо учитывать следующие обстоятельства: 
1. Сохранились кресты в основном 19 века. К этому времени традиция использования древнерусской системы мер была полностью утрачена. И со времен Петра Великого, когда эта система мер была упразднена, образцы могли постепенно исказиться. 
2. Кресты по мере их подгнивания закапывались все глубже в землю, поэтому их первоначальные пропорции могут быть не видны. 
3. Рассматриваемые ниже кресты автор обмерял по фотографиям, поэтому точность таких обмеров не высока. 
В архиве Архангельского государственного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры автором были проанализированы все имеющиеся там фотографии сохранивших в области крестов. При этом рассматриватся ряд параметров. 
Таблица № 7.

Местоположение креста H/A B/A B/C C/A D/A Выписки из комментариев картотеки
1. с. Купростров, д. Заплыва Поклонный крест 19 в.   0,95 2,26 0,42 0,15 Основание новое. Затесан только с фасада. Резьба и надписи не сохранились.
2. д. Снопа 2,41       0,14 Крест могильный на погосте 18-20 вв. Крест первой половины 20 века.
3. д. Кимжа 2,11 1,53 2,12 0,72 0,15 Высота креста 5 метров
4. д. Мосеево 1,98       0,17 Крест обетный. Высота креста 4,8 м. Диаметр основания 47 см.. Сечение 42?23 см. В надписях есть ошибки.
5. д. Усть-Няфта (2,33)         Высота 4,1 м., но крест зарыт в землю больше, чем первоначально. Брус 30?24 см.
6. д. Печище 2,96     1,11 0,2 Старообрядческий. Высота 5,74 м. Диаметр основания 46 см. Брус 37?26 см. Фон белый. Надписи синие с отдельными красными буквицами.
7. д. Елкино 2,55         Высота 4,5 м. Сечение 38?28 см.
8. д. Печище 1,8 1,49   0,75   Крест Е.В. Яриной, 1914 года
9. д. Быковская 1,84       0,12 Обетный. Диаметр основания 40 см. Сечение 38?25 см.
10. д. Кильце 1,79     0,64   Высота 4,5 м.
11. д. Кольшин 2,71         Высота 4,5 м. Круглый ствол диаметром 36 см. на высоту 67 см., далее прямоугольник 33?27 см.
12. Б. Кондратьевка (0,83)         Ранее нахходился в часовне. Сейчас установлен, частично находится в земле.
13. д. Хорнема 2,17       0,17  
д. Чучепала             Высота 4,10 см., диаметр основания 42 см., сечение 36?24 см.

В таблице № 7 для двух крестов есть явное указание, что они заглублены в землю в большей мере, чем первоначально, поэтому жля них пропорции указаны в скобках. 
Из рассмотрения автора статьи к сожалению выпали кресты, хранящиеся в музее деревянного зодчества «Малые Карелы». 
Из таблицы № 7 видно, что ни один из приведенных крестов не имеет линейных размеров, совпадающих с древнерусской системой мер длины. Что и не удивительно, поскольку в 19 веке и в первой половине 20 века эта традиция была полностью утрачена. Древнерусскую систему мер длины открыл заново в 1950-х годах Б.А. Рыбаковым. В то же время по относительным размерам (пропорциям) разработанные проекты вполне вписываются в ряд сохранившихся традиционных крестов.

Сравнение с крестом 1637 года.

Поскольку все кресты, сохранившиеся в Архангельской области, относятся к 19 — 20 векам, особый интерес представлял обмер креста патриарха Никона 17 века, хранящийся в храме СЕРГИЯ Радонежского в Крапивинском переулке Москвы. Этот крест относится к эпохе, когда древнерусская система мер длины использовалась на Руси. Он был установлен на Кий острове в Белом море в память о спасении Никона во время шторма. Особо подчеркнем, что обмер креста патриарха Никона был произведен после разработки проектов крестов с использованием древнерусской системы мер и после их реализации на практике в течение нескольких лет.

Результаты обмеров оказались очень радостными. Крест 1637 года практически совпал с проектом креста, в котором в качестве большой перекладины используется царская сажень, а ось составляет сумму церковной и народной саженей! 
Действительно: 
1) Большая перекладина креста Никона равна 193,5 см. Это только на 4 см. меньше величины царской сажени, приведенной в [1] и использованной при составлении проектов. При рассмотрении проектов и чертежа патриарха Никона надо учесть, что проекты предусматривают изготовление крестов из бревен с вытесыванием верхней части оси и перекладин на брус. А крест Никона сделан из толстых досок. 
2) Высота креста Никона от Голгофы составляет 309,5 см. Точная высота первоначальной Голгофы не известна. Если положить ее равной 20 см., то высота креста Никона с Голгофой точно совпадает с высотой креста проекта(тоже с Голгофой). 
3) Ширина перекладины креста Никона равна 21,5±0,3 см., что наиболее близко одной пяди мерной маховой сажени. В проектах автора сайта этот размер предлагается брать как пяди от базовых саженей: царской, церковной и народной. Следовательно, в кресте 1637 года использовалась, по-видимому, четвертая базовая сажень — мерная маховая.

При анализе полученных результатов надо учитывать следующие обстоятельства: 
1) Размеры древнерусских саженей определялись в [1, 2] на основании обмеров многочисленных сооружений. Причем в основном больших сооружений — церковных зданий. А при обмерах больших сооружений погрешности неизбежно большие, чем при обмерах относительно небольших сооружений, таких как крест. Оценки размеров саженей в [1, 2] имеют неизбежно оценочный характер, при этом оценка погрешности полученных результатов не дается. Из этого можно предположить, что или номинал значения царской сажени, приведенный в [1] требует коррекции, или проведение расчета погрешности оценок величин саженей [1, 2] даст допуск порядка 4 или 5 см., снимающий различие между 197,4 и 193,5. 
2) Любой крест при установке уходит в землю чуть больше или чуть меньше, чем планировалось. Голгофа из валунов складывается тоже без использования миллиметровки. 
3) Существуют и производственные погрешности. Наметил, например, сделать перекладину шириной 23,3 см., а после разметки бревна, затески топором, зачистки скобелем можешь получить и 22 см. При этом на разных сторонах перекладины размеры всегда хоть немного, но различаются. Кстати, производственная погрешность по ширине перекладин на кресте патриарха Никона составляет около 0,6 см. 
Следовательно, некоторое расхождение размеров крестов (которые даже не переносились с места на место) совсем не говорит, что они изготовлялись по разным проектам. Перенос креста на другое место (как случилось с крестом патриарха Никона) неизбежно изменяет его размеры. 
Интересно, относительные параметры проектов и креста 1637 года практически совпадают: 
Таблица № 8.

  H/A B/A D/A
Крест 1637 г. 339,4/193,5=1,75 274,9/193,5=1,42 21,5/193,5=0,11
Проекты (старинная схема)      
Dнародная=19,9 см. 1,72 1,41 19,9/197,4=0,1
Dцерковная=23,3 см. 1,72 1,36 23,3/197,4=0,12
Dцарская=24,68 см. 1,72 1,34 24,68/197,4=0,13

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что проекты крестов точно совпадают с древнейшим из сохранившихся крестов 1637 года. Поскольку проекты разрабатывались на основании древнерусской системы мер длины без использования обмеров креста Никона, можно с большим основанием надеяться, что проекты крестов приближаются к Божественному Закону. Одновременно можно с большой долей уверенности считать, что раскрыт метод, которым пользовались древние мастера при проектировании креста Никона и, по-видимому, и других подобных крестов. 
Учитывая, что наши предки значительно более ревностно следовали традициям, можно предположить, что на кресте именно таких размеров был распят Спаситель.

 

Правило определения размеров крестов

Можно сформулировать следующее правило проектирования крестов: 
При определении габаритных размеров крестов надо использовать 2-4 сажени из таблицы № 1. Между большой перекладиной (A) и расстоянием от большой перекладины до земли (B) должно выполняться соотношение B = sqrt(2)* A. Наилучшим набором саженей является церковная, царская, народная. Именно этот набор саженей использовался при проектировании храмов. 
Важно отметить, что в таком кресте оказывается зашифрованной формула, спасительная для России: «Православие, Самодержавие, Народность».

РАЗМЕРЫ КРЕСТОВ, ПРОПОРЦИИ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ, УСТАНОВКА НА МОГИЛУ

Перед тем, как сделать металлический крест на могилу, нужно узнать его точные размеры. Нельзя подходить к этому легкомысленно и делать «на глаз». Религиозные атрибуты выполняют по строгим пропорциям, размерам, которые недопустимо нарушать.

На могиле верующего принято устанавливать крест, который указывает на то, кем человек был при жизни: христианином, католиком, старообрядцем. Принадлежность к той, или иной конфессии видна с одного взгляда на памятник, потому что он имеет свою религиозную символику.

КАКИЕ РАЗМЕРЫ КРЕСТА НА МОГИЛУ

Следует подробно коснуться правил создания крестов для различных вероисповеданий и купить ритуальный венок. Так как надгробные сооружения православных и католиков разные по форме и размерам.

ПРАВОСЛАВНЫЕ

Посещая старые, дореволюционные кладбища, с сохранившимися памятниками с крестами – можно увидеть образец правильных пропорций и размеров. В дореволюционной России мастера строго следовали традициям, исполняли Божественный закон. А при проектировании креста применялся принцип Божественного сечения (Золотого сечения).

Сейчас на кладбищах установлены кресты, разных размеров и пропорций, их уже мало кто соблюдает. Нет тех жёстких рамок, которые были больше века назад.

Однако, если вы хотите сделать правильный православный знак, то следует знать основные Божественные пропорции. Эти пропорции позволяют создать красивый, гармоничный символ спасения. Каждый христианин, увидев его молитвенно помянет тех, кто лежит под его сенью, в могиле.

Этот православный символ получается в рост человека, размеры можно уменьшить, но не нарушая указанных пропорций. Согласно церковным канонам, высота надмогильного знака допускается от 400 до 1200 мм. Стандартные габариты в миллиметрах: 700х400х50, 1200х600х80.

Наша компания «Постамент.ру» выполняет заказы по изготовлению религиозных крестов на могилу. Мастера строго соблюдают пропорции.

Материал для изготовления:

  • Деревянный, из ценных пород, обработанных защитными составами;
  • Железный, сварной из стальных профильных труб;
  • Кованый мастером вручную или изготовленный аппаратным методом;
  • Каменный, сделанный из гранита, мрамора или других, природных камней.

Религиозный символ можно нанести на каменный надгробный памятник в виде рисунка, резьбы, барельефа kievritual.com.ua.

КАТОЛИЧЕСКИЕ

У католиков символ воскрешения отличается от православного знака количеством перекладин и гвоздей. Он четырёхконечный из двух частей: основной столб и одна перекладина на расстоянии 1/3 от верхнего конца. То есть, разделите столб на 3 части и на первой отметке от верха крепите перекладину. Каждая из поперечных перекладин равна третьей части от размера столба.

Ширина перекладин и столба выбирается произвольно. Для того, чтобы конструкция была целостной, выглядела красиво, то лучше всё сделать одинаковым по ширине.

КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ КРЕСТ НА МОГИЛУ

Самостоятельно можно сделать любой надгробный знак. Однако, даже зная точные размеры, сложно получить красивое изделие. Для этого нужен опыт, навыки, хороший материал и сложное оборудование.

Мы уже более 20 лет делаем памятники с классическими православными, католическими, старообрядческими и армянскими (Хачкар) крестами. В работе мы строго придерживаемся религиозных канонов и не отступаем от общепринятых стандартов.

Здесь мы собрали фото таких надгробных памятников – это отличная иллюстрация образцов религиозных постаментов на могилы верующих разных конфессий. Также, по заказу можно сделать гравировку или скульптурную резку любого ритуального символа. Изображение наносят несколькими способами: лазером, пескоструйным аппаратом, или гравируют вручную.

Памятники с религиозными знаками заказывают как для одного человека, так и для группы лиц. На этой странице вы можете посмотреть фото наших работ – одинарных, двойных, семейных на трёх и более человек. А на этой странице вы найдёте разные модели с символом спасения.

описание, установка, традиции и интересные факты

Геометрическая конфигурация креста скрывает в себе древнюю тайну. Символ тесно взаимосвязан с жизнью всего человечества, её возникновением и смертью. Отголоски поклонения кресту в многообразии своих форм находят по всей планете мира. Чем же так притягивал к себе интерес людей этот загадочный многофункциональный символ?

Несомненно, поклонный крест изначально не являлся христианским или античным изобретением. Его возникновение нельзя сопоставить ни с одним историческим этапом или народностью. Среди многих версий существует предположение, объясняющее космическое происхождение креста. Ещё в доисторические времена в Солнечной системе произошла колоссальная катастрофа, после чего сместились планетарные полюса, исказился наклон земной оси.

Сама же планета перешла на новую орбиту. Иными словами, люди обнаружили, что светило на небе стало передвигаться по более широкому радиусу. До катастрофы круг, описываемый Солнцем, соответствовал экваториальной плоскости. Впоследствии разделившийся круг стал её пересекать в точках осеннего и весеннего равноденствия, сформировывая крест. Позднее этот процесс астрономы назвали эклиптикой.

Знамение небесного креста

Согласно многовековому мифу, катастрофа погубила таинственную «третью расу», которая освободила пространство планеты Земля для человека. Знамением этого грандиозного явления стал образовавшийся на небе крест, увиденный людьми. Американские исследователи утверждают, что подобное столкновение вполне могло повлечь такое явление, как небесный крест! Уже давно подтвердили, что почти 250 млн лет назад действительно произошёл «конец света» из-за столкновения нашей планеты с кометой или крупным астероидом. В то время погибло приблизительно две трети живых существ, пребывавших не только на суше, но и в океане.

В соответствии с доисторическим пониманием, человечество пребывает в общей информационной матрице, имеющей свой источник во Вселенной. Она словно живой организм сотворила множество личных проекций по своему подобию. Поскольку человек тоже является прообразом Вселенной, то совместно с ней он имеет нераздельную энергоинформационную конструкцию.

Энергетическая матрица креста

Универсальный символ креста представлен следующим образом. Центральная прямая, расположенная вертикально, является гравитационным полем. Укорочённая верхняя прямая в горизонтальном положении представляет созидательную энергию. Ниже расположена ещё одна более длинная горизонтальная прямая — электромагнитное поле. Находящаяся под ней косая линия — угловые торсионные поля.

Все энергии независимы. Во время взаимодействия они образуют энергоинформационную конструкцию человека. Стабильность системы обусловлена устойчивостью помещённых в неё сведений. Решающий момент — торсионные поля в качестве информационных носителей. В них помещена программа «Человек», а сознательная энергия — это контролирующая сущность.

Появление первых поклонных крестов

Что такое поклонный крест? Это духовная защита даже от невидимых врагов. Это символ признательности, надежды. Существует мнение, что изначальное появление крестов около поселений тесно связано с татаро-монгольским игом. Будто бы самые отважные жители, прятавшиеся от нападений в лесах, возвращались на разорённые территории, устанавливая кресты на возвышенностях в знак благоговения перед Богом. В то же время такие символы служили своеобразным ориентиром для других спасшихся, сообщая, что лихо миновало.

Первые основательные кресты возникли в апостольские времена. К примеру, летописец Нестор ещё в «Повести временных лет» описывает установление крестов святым апостолом Андреем Первозванным. Прямым прообразом миссионерского символа можно считать тот, который установила Ольга на берегу реки Великой рядом с Псковом около 1000 лет назад. Святая княгиня и её спутники заметили три небесных луча, встречающихся на земле. Воздвижение креста было ознаменовано увиденным.

Разнообразие форм

В основном православные поклонные кресты изготовлены из дерева, реже встречаются четырёхконечные каменные, литые. Причём могут быть разные окончания креста — как округлые, так и заострённые (треугольные). Подобная древнерусская форма креста является обозначением Троицы Живоначальной.

Также излюбленной формой была утренняя Звезда. Кузнецы декорировали лучевое сияние, струящееся из центральной части креста, звёздами. Между прочим, задача визуализации жизненного духовного света была решена благодаря именно этим линиям. Кроме перечисленного выше на кресты наносились и другие изображения. Голубь и виноградная лоза с гроздями отражали Святой Дух. Изображение цветов символизирует прославление силы животворящей.

Восьмиконечный крест

Самые распространённые православные поклонные кресты в России — восьмиконечные. Над главной вертикальной перекладиной расположены две укороченные, и одна из них косая. Верхний край направлен к северу, нижний — к югу. Небольшая верхняя перекладина содержит надпись INRI. Она сделана на трёх языках по приказу Понтия Пилата: «Иисус Назорей Царь Иудейский».

Нижняя перекладина являет подножие Христа, показанное в обратной перспективе. В основании креста принято размещать камни таким образом, чтобы вышла небольшая возвышенность, символизирующая гору Голгофу, где распяли Иисуса. Конфигурация такого изделия как нельзя лучше соответствует реальному, на котором распяли Иисуса. Вот почему оно является не только знамением, но и образом Христова Креста.

Поклонный крест — символ Небесного Царства

Восемь окончаний на кресте знаменуют равное количество главных исторических этапов в развитии всего человечества. Восьмое является жизнью будущего столетия, Царством Небесным. Конец, указывающий вверх, символизирует путь в это Царство, открытый Иисусом Христом. Скошенная перекладина говорит о нарушенном равновесии после прихода Сына Божия для всех тех, кто погряз в грехе. Начался новый этап духовного возобновления человечества, выход из тьмы в свет. Косая перекладина отражает именно это передвижение.

Семиконечный крест

Семь окончаний на кресте с одной верхней перекладиной и скошенным подножием имеют довольно глубокое мистическое значение. Ещё до появления Иисуса Христа священнослужители приносили жертву на золотом пьедестале, присоединённом к освящённому престолу. К примеру, как это сегодня происходит у христиан, через миропомазание.

Следовательно, подножие под крестом символизирует жертвенник Нового Завета. Подобное сходство мистическим образом указывает на священнодействие Спасителя, сознательно заплатившего своими муками, смертью за человеческие грехи. Поклонный крест, состоящий из семи концов, встречается обычно на иконах северного написания, схожие символы в России часто устанавливались на куполах.

Шестиконечный крест

Шесть окончаний со скошенной перекладиной внизу — это одна из старинных версий поклонного креста. Для каждого мирянина он является мерилом совести, души. Так происходило и во время распятия Иисуса между двумя злодеями. В период проведения казни один из преступников бранил Христа. Другой разбойник утверждал, что сам он справедливо наказан, а Иисус казнён без вины.

На искреннее раскаяние преступника Христос поведал, что грехи ему отпущены, и уже сегодня он займёт место в раю совместно с Богом. Это символизирует верхний конец креста. Нижний конец скошенной перекладины говорит об ужасной тяжести греха нераскаявшегося разбойника, увлекающего во тьму.

Где устанавливают памятные кресты?

Традиция устанавливать поклонные кресты возникла ещё испокон веков. На Руси они сооружались на специальных памятных местах, перекрёстках, недалеко от деревень, сёл, а также на возвышениях, в месте соединения рек, источников. Существует несколько разновидностей размещения поклонных крестов. Это зависит от различных причин.

Памятные (обетные) кресты устанавливают в благодарность Богу о каком-нибудь знаменательном событии. Это может быть освобождение от врагов, всяческих бед, болезней, дарование наследника и т. п. Описываемый символ освящает не только жизнь человека, он способен благословлять православного верующего и после смерти. Соответственно, поклонный крест на кладбище — это символ надежды, а не страданий или скорби.

Придорожные кресты

Межевые, придорожные кресты ставят у дорог. Такие сооружения устанавливались, чтобы странствующие или входящие в селение люди могли вознести благодарственную молитву Богу, небесным покровителям. Сегодня стало традиционным освящение особо тревожных участков автодорог.

Ранее подобными крестами обозначали не только въезд в селение или город, но и межи (границы) земледельческих угодий. Русская традиция одарила придорожные кресты своеобразной «крышей», состоящей из двух планок. Иногда они оснащались киотом, содержащим икону и лампадку или свечу изнутри, называвшимися «голубцами».

Заместители

Кресты, замещающие храм, ставят на месте разрушенного, сгоревшего строения. Как вариант — помечают камнем то место, где находится основание будущей церкви. Множество подобных крестов возникло после торжества в честь тысячелетия русского христианства.

Где ставят поминальные кресты?

Поминальный крест не соответствует месту погребения человека. Он устанавливается на месте непредвиденной смерти. Довольно часто такие символы можно встретить вдоль дорог. На кресте размещают имя того человека, об упокоении души которого просят помолиться.

Несомненно, поклонный крест выступает в качестве ориентира, повышающего внимание как водителя, так и пешехода. Довольно часто на нем можно увидеть венки, рули. Совершенно некстати укреплять на таких крестах всевозможные непричастные к молитве вещи.

Подсказка путникам

Приметные кресты предназначались в качестве ориентира для мореплавателей, поэтому их высота доходила до 12 метров. В Древнем Новгороде установка таких поклонных символов положила начало поморскому обычаю. Скорее всего, нигде в России не ставили такого количества крестов, как в прибрежной зоне около Белого моря.

Потомки новгородцев, поселившиеся в этой местности в VIII-IX столетиях, сберегли многие пропорции поклонного креста, а также традиции, поверья домонгольской России. Обычно эти изделия изготавливались из дерева, потому что в северной стороне оно долго стоит. Крест возводился в качестве ориентира на видимых островках, мысах, в месте ловли рыбы.

Пропорция золотого сечения

Когда Творец всего сущего создавал, Он использовал общую пропорцию золотого сечения. Это правило нашло своё применение во многих творениях людей, в том числе и в классической музыке. Пропорции человеческого тела также подчинены этой системе. Поклонный крест, размеры, пропорции которого определены телосложением нашего Спасителя, — удивительно гармоничный символ.

К примеру, соотношение человеческого роста и расстояния от пупка до пяток идентично последовательному соответствию параметров фаланг между каждым пальцем. Впервые Божественное сечение применил древнегреческий скульптор Фидий. Такое универсальное соответствие эквивалентно 1:0,618.

Принципы построения креста

Основываясь на золотом правиле, мы увидим, что соотношение габаритов размаха рук и человеческого роста фактически одинаково. Поэтому размер горизонтальной балки, расположенной в центре православного креста, приравнивается к вертикальной длине от средней до нижней перекладины. Основываясь на этих простых принципах построения, несложно найти прочие пропорции.

Рассмотрим, какие имеет поклонный крест размеры. Если взять за высоту восьмиконечного креста 1,0 м, то расстояние от самой крайней точки конструкции до перекладины, расположенной по центру, а также длина верхней балки составляет 0,382 м. Размер промежутка от средней до верхней перекладины равен 0,236 м. Расстояние от верхней части креста до ближайшей перекладины — 0,146 м. Расстояние от подножия конструкции до нижней перекошенной перекладины приравнивается к 0,5 м. Элементы, расположенные вертикально, вытягивались в связи с высотой сооружения или визуального созерцания креста с земли.

Изготовление деревянных крестов

Скорее всего, уже всем известно, что наш Господь Иисус Христос был распят на кресте из дерева. В связи с этим для изготовления поклонных крестов преимущественно используется именно этот материал. Осуществление самого процесса выполняется двумя, а то и тремя мастерами одновременно. В зависимости от габаритов креста длительность рабочего процесса порой может затягиваться до шести месяцев.

Основное правило — это правильный подбор древесины, а также пропорций в отношении высоты к окружности самого бруса. Чем выше поклонные кресты, изготовление которых выполняется опытными мастерами, тем тоньше должен быть брус. Это необходимо для регулярного воздушного круговращения, для быстрой просушки после выпадения разнообразных осадков.

Чем выше поклонный крест, тем крепче должен быть использованный материал. Применяются преимущественно уже испытанные породы древесины: морёный и обычный дуб, осина, тиковое дерево, ироко, кипарис, сосна. Порой крест может состоять из нескольких пород одновременно. На фронтальной части конструкции воспроизводят имена господа: Царь Славы, Сын Бога, Иисус Христос и т. п. Тыльная часть поклонного креста предназначена погибшим за Слово Божие, а также преданным приверженцам Иисуса, потерявшим свою жизнь из-за верности Богу.

Чин освящения поклонного креста

Воздвижение поклонных крестов — общехристианский обычай, которому много сотен лет. Эксперты утверждают, что на территории Древней Руси их устанавливали на перекрёстках дорог, возле сёл, городов ещё до татаро-монгольских нападений. Что представляет собой поклонный крест? Основания для его установки могут быть многообразными, но суть одна — благодарственная молитва Господу. К примеру, нужно освятить какое-то знаменательное событие, но строительство храма или даже небольшой часовенки неосуществимо. Тогда устанавливают крест, чтобы всякий желающий мог здесь помолиться.

Воздвижение креста осуществляется только после благословения епископом либо уполномоченным им лицом. Этой персоной может оказаться даже священник прихода. В мероприятии также могут участвовать и верующие. Впрочем, освящение поклонного креста обязательно должно осуществляться в присутствии священнослужителя. Имеется особый чин освящения. На крест изливается святая вода, читаются молитвы. Поклонные кресты не устанавливаются там, где их запросто могут осквернить. Они воздвигаются для православных верующих. Суть веры в Господа — спасение души, а не прислуживание дьяволу.

Сегодня крест устанавливается на пространствах, отведённых под будущий храм, а также на въезде в город или выезде из него. Обычно встречаются деревянные кресты, каменные или литые высотой до нескольких метров. Их могут украшать резьба и орнаменты.

Православный крест | Русский крест | Восточный православный крест

Средняя и самая длинная перекладина из трех перекладин православных крестов — это, конечно же, кусок, который руки Христа были протянуты до предела, прибиты, а затем подвешены. Это перекладина общего с латинским крестом, наиболее почитаемым католической церковью и наиболее часто используемым протестантами («Христианский крест»). В один из самых захватывающих моментов всех служб, которые посещают православные христиане во время Страстной недели (недели, предшествующей Пасхе), мы поем:

«Сегодня Тот, Кто повесил землю над водами, повешен на дереве.

Король ангелов украшен терновым венцом.

Тот, кто окутывает небеса облаками, окутан пурпурным издевательством.

Тот, кто освободил Адама в Иордане, получил пощечину.

Жених церкви прикреплен к кресту гвоздями.

Сын Девы пронзен копьем.

Мы поклоняемся страстям Твоим, Христос.

Покажи нам также славное воскресение Твое… »

(15-й Антифон в Страстную пятницу).

Нижняя перекладина из трех перекрестных перекладин, возможно, наиболее незнакома христианам-протестантам, и именно поэтому она получила свое название как« Крест св. Андрей. «Наиболее очевидно, что нижняя полоса изображает подставку для ног, которая поддерживала тело Христа, когда Он висел в течение нескольких часов.» Жестокая смерть от распятия произошла не из-за потери крови, а из-за недостатка кислорода: истощенный, человек не больше может стоять прямо на упоре для ног, тело провисает, воздух уже не втягивается »(« Почему православный крест »).Часто эта нижняя планка наклонена, а правая сторона (с точки зрения Христа) приподнята. Это стало традицией по многим причинам. Один, с записями, относящимися, по крайней мере, к VI веку, заключается в том, что просто считается, что во время Его агонии на кресте, непосредственно перед тем, как Он «отказался от Духа», когда «занавес был разорван надвое», гробницы открывшись «и» сотрясаясь «, опора для ног, на которой стояли ноги Христа, наклонилась (Сондерс, Матфея 27: 50-52). Еще одна причина, по которой нижняя перекладина православного креста с тремя перекладинами была наклонена, а правая сторона приподнята, — это напоминание о подражании «добром вору» св.Дисмас («Отбрось вора»). Этот разбойник был по правую руку от Христа, Который раскаялся и исповедал Его в последний момент, и поэтому сейчас он несомненно с Господом в раю. Вор слева от Христа не раскаялся и поэтому следует по левой стороне нижней перекладины, прочь от Бога и рая («Крест с тремя перекладинами», Луки 23:43).

Мэтт Свагерти

Восточно-православный крест часто имеет три перекладины, и немногие за пределами православия знают почему. «Что с крестиком из трех полос на всех твоих кольцах?» Это один из первых вопросов, который я ожидал от моих друзей-протестантов, когда основал православную ювелирную компанию (orthodoxRings.com). Что ж, простой ответ заключается в том, что мы являемся православной ювелирной компанией, и кресты на наших кольцах представляют собой три полоски, потому что высокий процент православных крестов — это три полоски креста. Хорошо, но «Почему самый известный восточно-православный крест представляет собой крест с тремя перекладинами?» «Есть ли смысл в этом уникальном кресте, который используют протестанты?» Это просто русский крест? »Поскольку большинство моих друзей-протестантов слышали мою историю« Наша Церковь была основана апостолами », я подумал, что придумаю что-то более острое, касающееся давнего защитника Церкви, троих штанга православный крест.

В православном мире, где проживает почти 300 миллионов человек, увидеть крест с тремя перекладинами — вполне естественное явление, и не только в России. Это на многих наших церквях, алтаре, украшениях, вы называете это… Это даже в нашем поклонении. Вот стих из Великой вечерни главного праздника Креста в Православной Церкви, 14 сентября, Воздвижение или Возвышение Креста:

«О трехветвленный Крест Христов,

ты моя сильная защита.

Освятите меня своей силой,

, чтобы я мог почитать и прославить вас верой и любовью! »

(« Вселенское Возвышение (Возвышение) »)

Давайте посмотрим на каждую из трех полос. православного креста и как они приближают нас к событию, которое произошло на кресте, и, в конечном итоге, к Богочеловеку, умершему там за нас. крест в передней части церкви, обычно православный крест некоторой вариации, а часто крест с тремя перекладинами.

Вот стих Православная Церковь поет, также во время Великой вечерни Воздвижения Креста, воспетой в ночь перед праздником, о нашем желанном подражании раскаявшемуся разбойнику:

«О Христос, Бог наш , мы, грешники, почитаем недостойными устами Твой драгоценный Крест,

, который когда-то прообразил в себе Моисей, когда он сверг Амалика и обратил его в бегство; и который псалмопевец Давид повелел почитать как подножие Твоих. Мы громко взываем к Тебе, который был

доволен быть распятым на нем.Господи, с разбойником сочти нас достойными Царства Твоего »

(« Великая вечерня 13 сентября »).

Трехстержневой крест так же часто называют крестом Святого Андрея или русским православным крестом, хотя его использование задолго до христианизации России, в 988 году нашей эры (Сондерс, «Трехплавный крест», Восточно-православный крест »). Очень ранние изображения распятия, даже из Египта, обычно показывают крест с тремя перекладинами («Крест с тремя перекладинами»). Есть два события, наиболее характерных для того, чтобы его называли крестом св.Андрей и русский православный крест. Во-первых, святой Андрей, как говорят, предсказал евангелизацию славян, проповедуя на юге России, и, согласно русской традиции, он нес крест с тремя перекладинами («Восточно-православный крест»). Затем, через тысячу лет, когда Россия была обращена в христианство и в конечном итоге перенесла свой центр из Киева в Москву, она приняла святого Андрея своим покровителем. Когда он это сделал, он начал в основном с использования трех перекрестий с наклонной нижней полосой, которая создавала X-образную форму, напоминая всем о Св.Андрея, их покровителя, который сам был распят на кресте Х-образной формы (Сондерс, «Русская Православная Церковь»).

Назовем ли мы его крестом Святого Андрея, русским православным крестом, восточно-православным крестом или просто православным крестом, мы помещаем его на наши православные украшения на сайте orthodox.Rings.com, потому что крест с тремя перемычками напоминает Мы живо рассказываем о том, что произошло во время страстей Христовых, и одновременно бросая нам вызов относительно нашей реакции на это. В праздник Воздвижения Креста Господня Православная Церковь поет этот удивительный стих, суммирующий дар Христа через крест:

«Придите, все народы, падем в поклонении перед благословенным Древом»,

которым вечная справедливость свершилась! Ибо обманувший Адама деревом

пойман крестным соблазном; и тот, кто держал под своей тиранией

существо, наделенное Богом царским достоинством, падет стремительным падением.

Яд змея смывается кровью Бога, и проклятие справедливого осуждения

снимается, когда Справедливый осуждается несправедливым судом.

Ибо было подобающим, чтобы Древо было исцелено деревом, и

Страсти бесстрастного Бога, сотворенные на Древе, должны уничтожить страсти человеческие,

осужденных. Но слава Твоему устроению ужаса ради нас, о Христос Царь,

, через который Ты спас всех нас, ибо Ты добрый и Любящий человечество! »

(«Вселенское Возвышение»)

Мы помним, что наш Господь — Царь, что Он повесился на дереве ради нас и что мы должны следовать за Ним, исповедовать Его и покаяться.Если мы вообще откликнемся на Его любовь, независимо от того, насколько мы испорчены и сколько бы мы ни ждали, мы можем сосредоточить свой взор на нижней перекладине трехстержневого православного креста и усердно молиться одной из ежедневных молитв Всевышнего. Православная Церковь:

«О Христос Боже, в девятый час вкусил Ты смерть во плоти за нас:

умертви мятеж нашей плоти и спаси нас!

Среди двух разбойников, Твой Крест был явлен как балансир праведности.

Ибо, в то время как один был уведен в ад бременем богохульства,

другой был облегчен в своих грехах к познанию божественного.

О Христос, Бог наш, слава Тебе! »(« Ежедневный цикл »)

Ссылки:

  • « Объяснение традиционного русского православного креста с тремя перекладинами ». Synaxis.Info. Http: //www.synaxis.info/old-rite/0_oldbelief/instructional_eng/cross_symbolism.html. 4 апреля 2013 г.
  • «Христианский крест». http://en.wikipedia.org/wiki/Christian_cross. Википедия. 4 апреля 2010 г.
  • «Ежедневный цикл или часы молитвы в церкви». Ежедневная молитва. http://www.orthodoxprayer.org/Hours.html. 4 апреля 2013г.
  • «Отбрось вора». Православная вики. http://orthodoxwiki.org/Dismas_the_thief. 7 апреля 2013 года.
  • «Великая вечерня 13 сентября Воздвижения Креста Господня». Антиохийская православная архиепископия Северо-Американской епархии Лос-Анджелеса и Запада.http://www.antiochianladiocese.org/files/service_texts/great_feasts/lord_holycross/Sept-13-VESP.pdf. 13 сентября 2013г.
  • «Русская Православная Церковь». Википедия. http://en.wikipedia.org/wiki/Russian_Orthodox_Church. 4 апреля 2013 г.
  • Saunders, Fr. Уильям. «Восточный крест». http://catholiceducation.org/articles/religion/re0204.html. 7 апреля 2013 года.
  • «Восточно-православный крест». Seiyaku.com. http: // www.seiyaku.com/customs/crosses/eastorth.html. 4 апреля 2013 г.
  • «Православная Библия». Луки 23:38 Комментарий. США. Томас Нельсон, 2008.
  • «Вселенское Возвышение Драгоценного и Животворящего Креста». Православная Церковь в Америке. http://oca.org/liturgics/service-texts. 13 сентября 2013г.
  • «Крест трехбалочный». Православная Церковь в Америке. http://oca.org/questions/liturgicarts/three-bar-cross.4 апреля 2013 г.
  • «Почему у православного креста три перекладины?» Справочник по православным иконам. http://iconreader.wordpress.com/2010/07/20/the-cross/. 4 апреля 2013 года.

Мэтт Сваджерти является соучредителем orthodoxRings.com , интернет-православной компании, занимающейся предоставлением православных колец и обручальных колец из драгоценных металлов людям древней христианской веры. по всему миру.
.

Восточно-православный крест

Крестовина, однобокая по форме, прямая по смыслу

Восточный православный крест

, также известный как византийский, греческий православный, македонский, русский, славянский, славянский или украинский крест

Восточный православный крест имеет три перекладины и сильно отличается от других христианских крестов.

Глубокий символизм и традиции икон сохранились от Византии через христианскую империю, созданную ею в России.(См. Также Крест Безанта). Византия была столицей христианской Византийской империи, позже переименованной в Константинополь, а ныне Стамбул. Культура местности представляет собой богатое сочетание различных традиций иконописи.

Александр Роман сообщает нам, что на Востоке, и в частности в России, крест с тремя перекладинами носил священнослужители низшего сана; привилегия, предоставленная российским императором Павлом I (1754-1801). Кресты с одной перемычкой носили высшее духовенство, например митрополиты и игумены.На Западе все было наоборот — дополнительные решетки означали более высокое церковное или иное значение. Двухстержневые кресты на Западе обозначали важные христианские центры, то есть патриархальные центры. Крест с тремя стержнями был только у папы. (См. Также Папский крест)

Верхний луч, также видимый на Патриаршем кресте, представляет собой мемориальную доску с надписью Понтия Пилата «Иисус Назореянин, Царь Иудейский» (см. INRI). На латыни такая табличка называется titulus , что дает название этой форме: Titulus Cross.На верхнем луче редко бывает надпись; это просто символ титула. Однако этот крест часто украшают аббревиатурой IC XC NIKA . (См. Также ICXC Cross)

Крест Василия Блаженного
Пожалуй, наиболее фотографируемые восточные кресты находятся на луковичных куполах собора Покрова Пресвятой Богородицы на рву (он же Собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

Нижняя балка представляет собой опору для ног ( suppedaneum ) и начала появляться в восточно-христианском искусстве в 6 веках.Предназначение суппеданеума — поддерживать вес тела. Мы не знаем, существовало ли такое устройство на кресте Иисуса. (См. Крест Суппеданеума)

Суппеданеум на крестах, характерных для греческой православной церкви и украинской католической церкви, почти всегда горизонтален, тогда как на других восточных крестах он обычно диагонален.

Популярное толкование наклонного суппеданеума — символ весов, показывающих, что добрый разбойник Святой Дисмас, приняв Христа, вознесется на небеса, а вор, насмехавшийся над Иисусом, спустится в ад.При этом Крест — это весы правосудия. Подобный нижний луч встречается и на Патриаршем кресте другой формы, где верхний луч только один.

Другое объяснение наклона отражает половину X-образного креста Святого Андрея, который был первым христианским миссионером в России.

История гласит, что, когда Андрей проповедовал на юге России, он использовал большой крест с тремя перекладинами в качестве наглядного пособия. Все три перекладины были параллельны, и, рассказывая о Страстях, он наклонил нижнюю подставку для ног, чтобы показать, что те, кто по правую сторону от Христа, поднимется на небо, а те, что слева, соскользнут в ад.(См. Также Ключи к небу и Правая сторона Бога.)

Впервые встретив этот крест с наклонной нижней балкой, можно простить, что он думает, что это Трехмерный Крест. Его сходство с ключом — удобное напоминание о том, что крест — это не только ключ к прощению, но и ключ к жизни.

.