Н.Е. Пестов о воспитании детей

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию главу из книги Николая Евграфовича Пестова «Православное воспитание детей».

Н.Е. Пестов (1892-1978 гг.) – богослов, историк Церкви, писатель, доктор химических наук, профессор.

Совершенно утратив в юности, в предреволюционные годы, религиозное чувство, он стал атеистом, вступил в Коммунистическую партию, трудился начальником Управления Всевобуча Приуральского военного округа, в этой должности неоднократно встречался с Троцким и даже заслужил его расположение, о чём впоследствии говорил с горечью…

Духовный переворот, происшедший с Николаем Евграфовичем в почти тридцатилетнем возрасте, перевернул всю его жизнь. «В ту ночь, – вспоминал Пестов об этом моменте, – Господь вошел в моё сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня».

Отец троих детей (старший сын погиб в 1943 году на фронте, дочь Наталья стала матушкой, а впоследствии и матерью трёх известных ныне священников, автором книги «Под кровом всевышнего»), Николай Евграфович, несмотря на большую занятость, был очень внимателен к своей семье, к воспитанию её младших членов, к введению их через церковь малую – семью – в Церковь Вселенскую. Этому глубокому взаимодействию родителей и детей в Господе и посвящена книга «Православное воспитание детей».

О том, какой путь ко Христу прошёл в течение жизни сам Н.Е. Пестов, свидетельствуют не только его многочисленные богословские труды, но и вот эти краткие, составленные им формулировки-девизы для духовной жизни:

  • Богу – трепет, ожидание смерти, страшного суда, непрестанная молитва.
  • Людям – любовь, приветливость, ласковость, неосуждение, и быть всем слугой.
  • Молитве – тщательность.
  • Поступкам – волю Господню.
  • Словам – большую осторожность.
  • Мыслям – беседу с Господом (непрестанную молитву) и память о смерти.
  • Телу – суровость.
  • Пище – умеренность.
  • Внешности – бодрость, жизнедеятельность и услужливость.
  • Душе и памяти – плач о грехах.
  • Времени – бережливость.
  • Труду – тщательность и усердие.
  • Деньгам и материальным благам – щедрость.
  • Просьбам – внимание и выполнение.
  • Своим личным интересам – забвение.
  • Обидчикам и укорителям – благодарение.
  • Похвалам – молчание и внутреннее самоуничижение.
  • Соблазнам – бегство.
  • Смеху – воздержание.
  • Памяти – бездну грехов совершённых.
  • Отношению к окружающим – терпение.
  • Болезням – терпение с благодарением. У христиан нет слова «несчастье», но «воля Божия».
  • Слава Богу за все!

 

Н.Е. Пестов. Молитва родителей о детях – залог успеха воспитания

«Просите и дано будет вам» (Лк. 11, 9).

Глубокий знаток духовной жизни св. Исаак Сириянин основным условием для успеха всякого дела человека считал нижеследующее: «Всякую вещь, малую и великую, должно ему в молитве испрашивать себе у Создателя своего».

Итак, первым условием успеха воспитания детей является усиленная молитва о них родителей. А если мы чувствуем слабость и невнимательность нашей молитвы, то, по учению святых отцов, качество нашей молитвы мы должны, как говорилось выше, восполнять количеством её. Так советовал преподобный Серафим. Он рекомендовал родителям не ограничиваться в своей молитве обычными правилами, но, подражая инокам, вставать на молитву и в полунощный час.

Примеры усиленной молитвы за своих детей мы видим еще у праведников Ветхого Завета. Так, Иов, «вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех детей своих, говоря: «Может быть, сыновья мои согрешили», и так делал Иов во все дни» (Иов. 1,5). В своей молитве за детей Иов был близок духу Христову – духу посредничества между Богом и людьми.

Как и всякая молитва, молитва родителей за детей может быть разумной и неразумной. Ап. Иаков говорит: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4, 3). О чём же прежде всего должны молиться родители в отношении детей? Очевидно, что основное стремление родителей должно быть направлено к воспитанию ребёнка живым членом воинствующей Церкви Христовой. И молитву об этом Господь исполнит в своё время. Но когда придёт это время, нам не дано знать; бывали случаи, что Господь вёл юношей не прямым путем, но, спасая их от гордости, допускал временно уклонения их с прямого пути и падения. Пусть в таких случаях не отчаиваются родители, но ещё прилежнее умоляют Всемогущего («утомляют своею молитвою Неутомимого»).

Надо помнить в таких случаях пример горячей молитвы Моники за своего сына – блаженного Августина. Последний в юношеские годы попал в дурную среду, стал вести порочную жизнь и присоединился к ереси манихеев. Всё, что могла, – всё сделала Моника для исправления сына. Она не только увещевала его, но одно время даже лишила его общения с собою, удалив из своего дома, несмотря на безграничную любовь к нему. Моника оплакивала своего сына, как мертвеца, и непрестанно молилась о его возвращении к истинной вере. Обращение его случилось не скоро, но до этого Господь не оставил её без утешения, и в одном сновидении она видела ангела, предсказавшего ей о будущем обращении сына. Не оставляя своих увещеваний, она просила одного епископа повлиять на сына. Епископ, однако, отказался от этого, учитывая, очевидно, безнадёжность такой попытки при том состоянии духа, в котором был тогда Августин. Он посоветовал Монике не уговаривать его более, а лишь усердно молиться о нём Богу. Вместе с тем, видя силу её горя, он как бы предсказал ей: «Не может быть, чтобы погиб сын таких слёз».

Действительно, Августин был спасён этими горячими слезами и молитвами и стал впоследствии в ряды великих учителей Церкви. И, упоминая значение в его жизни молитв матери, его часто называют «сыном слёз».

Св. отцы говорят: «Осторожно молитесь о внешних судьбах жизни христианина». Это относится и к молитве родителей и, в частности, к тому случаю, когда родители молятся о выздоровлении смертельно болящего ребенка. Случается, что Господь спасает родителей от будущего горя тем, что отнимает у них детей в раннем возрасте. Поэтому родителям нужна в этих случаях смиренная покорность всеблагому Промыслу Божию, и молитва их о болящем, как бы горяча она ни была, всегда должна кончаться словами Господа в Гефсиманском саду: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). В таких случаях надо помнить рассказ о том, как с отчаянием молилась одна мать о выздоровлении двух своих сыновей, лежавших в смертельной горячке. В тонком сне Господь открыл ей будущее её сыновей на земле. Она видит их взрослыми за разгульной пирушкой в кабаке. В ссоре они бросаются друг на друга и ножами наносят друг другу смертельные раны.

Очевидно, не с матери этих двух сыновей надо брать пример родителям, а с матери Людовика Французского (католического святого), которая говорила ему: «Мне легче видеть тебя умирающим на моих глазах, чем совершающим смертный грех».

Поэтому нельзя предаваться отчаянию при смертельной болезни ребенка, но следует брать пример с царя Давида при болезни его сына. Неделю молился царь и ничего не ел, говоря: «Кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?». Но когда дитя умерло, то Давид успокоился и стал есть, так объясняя своё поведение окружающим: «Теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Цар. 12, 22-23).

Конечно, помимо случаев, когда по воле Божией дети умирают, несмотря на мольбы родителей, имеется ещё более случаев, когда усердная молитва родителей чудесно спасала смертельно заболевшее дитя. Надо помнить, что молитва родителей за детей имеет перед Богом особую силу: горячая любовь движет и горячую молитву. А горячая молитва не останется не услышанной Богом.

Я слышал такой рассказ из жизни наших дней. Родители отпускали своего сына от себя на три года в среду, полную опасности и для его тела, и для его духа. «Сын наш, – сказал ему отец, – где бы ты ни был, в 12 часов ночи всегда вспоминай, что твои родители в это время молятся за тебя преподобному Серафиму». И в полунощный час, когда всё затихало, сын вспоминал своих родителей. Он знал, что родители свято исполняли свое обещание и в это время возносили свою ночную молитву за него к преподобному. Будучи во многих опасностях, он всегда чувствовал охранительную силу родительских молитв. И когда он вернулся через три года разлуки, то первыми его словами своему отцу были: «Папа, преподобный Серафим спас меня вашими молитвами».

Сила родительской молитвы такова, что бывают случаи, когда Господь не отказывает родителям даже тогда, когда им следовало бы отказать. Свидетельством этому является случай из рода московского купца Азурина. За страшный грех – клятвопреступление – был наказан не только сам Азурин, но и его потомство: всё мужское поколение Азуриных постигало или самоубийство, или сумасшествие. На этом роду оправдались слова Священного Писания: «Я – Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня; и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6). Одна из Азуриных при смертельной болезни ребёнка всю ночь в исступлении молилась и рыдала перед образом святого, особо почитаемого семьей, умоляя спасти сына. Под утро в полусне она видит, что святой вышел из иконы и сказал ей: «Неразумна твоя молитва, ты не знаешь, кем будет ребёнок. Но если ты так просишь, то пусть будет по твоей просьбе». Сын выздоровел, вырос, и жизнь его стала проклятием для его матери.

Как к тяжкой, так и ко всякой болезни ребёнка родители должны относиться спокойно. «Здоровье есть дар Божий», – говорил преподобный Серафим. Но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставляет одумываться, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям. О болезнях последних так пишет в одном письме старец Амвросий Оптинский: «Не должно забывать и мудрёного настоящего времени, в котором и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят, и от того, что слышат, и поэтому требуется очищение, которое без страданий не бывает; очищение же душевное по большей части бывает через страдания телесные… Посмотрите – и самые грудные младенцы не без болезней ли или страданий переходят в будущую жизнь?»

Тяжело видеть страдание детей. Но знаем ли мы, что в некоторых случаях виновниками этих страданий бываем мы сами?

Однажды к старцу Амвросию подошёл крестьянин, на руках у которого бился бесноватый мальчик, и попросил старца об исцелении ребенка. «Чужое брал?» – строго спросил старец. – «Брал, грешил, батюшка», – отвечал крестьянин. – «Вот тебе и наказание», – сказал старец и отошёл от несчастного отца, оставив его без помощи в беде.

Точно так же в житии преподобного Аммона (память 4 октября) рассказывается про отрока, укушенного бешеной собакой в наказание родителям за их грех – кражу вола. Смерть сына царя Давида последовала также как наказание за вину отца (2 Цар. 12, 14).

Страдания невинных детей так объясняются св. Нифонтом, епископом Кипрским (память 23 декабря): «Многие живущие в мире… в грехах своих не каются и о душах своих попечения не имеют. По этой-то причине Господь наказывает как детей, так и самих родителей различными бедами, чтобы болезнью детей очистить родительские беззакония и возбудить самих родителей к принесению покаяния и тем оправдать их на Страшном Суде Своём… Знай, что младенцы без греха страдают для того, чтобы им за напрасную их смерть получить жизнь нетленную, а родителям их удостоиться за их страдания целомудрия истинного покаяния».

Поэтому при страдании ребёнка нам следует спрашивать свою совесть: не покарал ли Господь за мой грех моего ребёнка? Может быть, часто единственным средством, служащим для выздоровления ребенка, является покаяние его родителей.

Здесь, как и ранее, мы приходим всё к тому же основному выводу, который должен глубоко запасть в наше сердце – сердце родителей: судьба, счастье, спасенье наших детей зависят прежде всего от нас – их родителей. Поэтому с полным самоотвержением и любовью, трудясь «в поте лица» и идя «узким путём», путём «безумной» мудрости (1 Кор. 3, 18), постараемся спасти себя покаянием и «стяжанием Духа Святого Божия», а через это мы спасём и наших детей. Прежде всего на деле докажем нашу действительную деятельную любовь к ним и прибегнем к тёплой, постоянной, усердной молитве к Богу за наших детей и о даровании нам мудрости в важнейшем для нас деле – в деле их духовного воспитания. Ибо, по словам псалмопевца, «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126, 1).

Книги Николая Пестова

Книги Николая Евграфовича Пестова стали настольными для многих верующих людей. Написанные в годы советской власти, в период, когда духовную литературу достать было очень сложно, они печатались в самиздате и расходились большими тиражами среди людей, желающих найти свой путь к Богу. Почему же они сохраняют свою значимость и актуальность и сегодня?

Николай Евграфович Пестов, ученый­ химик, специалист в области производства минеральных удобрений, профессор, преподаватель престижных советских вузов, автор многих научных работ и изобретений, кавалер ордена Ленина. В своих книгах он основывается на личном опыте, на собственном пути к вере, который был не из легких. В 1914 году, поступив в военное училище, Пестов отправился на войну. После Октябрьской революции вступил в Коммунистическую партию, работал во Всевобуче (Всеобщее военное образование), получил звание военного комиссара и даже заслужил расположение Троцкого.

Духовное перерождение началось в 1921 году со сна, в котором Николаю Евграфовичу явился Христос. «В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня», ­ говорил он позднее. Действительно, Николай Пестов прошел долгий и сложный путь: от участия в христианском студенческом кружке при МВТУ до написания богословских трудов. Когда Николай Евграфович отказался вести антирелигиозную пропаганду в ВУЗе, его уволили. Свои последние годы он посвятил воспитанию внуков и общению с многочисленными людьми, в том числе, молодежью, которые приходили к нему за советом и за духовной литературой. Николай Пестов воспитал два поколения истинных христиан. Его дочь стала женой протоиерея Владимира Соколова, два его внука ­ священниками, один ­ монахом и затем архиереем, две внучки ­ регентами церковных хоров. Но еще сотни люди стали воспитанниками и учениками Николая Евграфовича, познакомившись с его книгами.

Самый значительный его труд ­ двухтомник «Современная практика православного благочестия». Эту книгу можно назвать учебником православной веры. Свою роль сыграл огромный педагогический опыт: всю свою жизнь Николай Евграфович был преподавателем, правда, специализировался он в области технологии производства химических удобрений. Н. Е. Пестов пишет так, будто беседует с учениками ­ не заваливает огромным массивом сложной информации, а разъясняет, ведет постоянный диалог с читателем. В книге очень много цитат ­ из Евангелия, из трудов Святых отцов, но все они органически вплетены в текст. Цитаты либо поясняют и аргументируют слова самого Николая Пестова, либо же становятся предметом анализа и объяснений автора.

Читателям того времени эта книга предоставляла редчайшую возможность познакомиться со святоотеческими текстами хотя бы в таком выборочном варианте. Но самое главное ­ эта книга открывала и по­прежнем открывает читателям дверь в мир Православия. Николай Евграфович действительно старается дать ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у человека, идущего к Богу. Это та книга, к которой хочется обращаться снова и снова. Разделенная на небольшие главки, она может прийти на помощь в любой ситуации.

Еще одно значимое произведение Николая Пестова ­книга «Жизнь для вечности». Она была написана после того, как семья Пестовых получила трагическое известие о смерти старшего сына Коли на фронте в 1943 году. Эта книга ­ рассказ о жизни «Колюши» с раннего детства, когда закладывался его характер, до ранней смерти на поле боя. Николай Евграфович выбирает отдельные фрагменты из жизни сына, отдельные диалоги с ним. Из этой мозаики воспоминаний и моментов перед нами предстает юноша, который в свои 19 лет обладал зрелой мудростью и смирением, сильной верой в Бога и покорностью перед промыслом Божьим. Коля не стремился к подвигам, но, когда ему предоставился выбор ­ идти в зенитную или полевую артиллерию, то он выбрал полевую, более опасную. Почему? «…его совесть не позволяла ему уклониться от опасностей: ему казалось стыдным трусливо выбирать более безопасную службу. Он ждал избавления не от своей изворотливости, а от воли своего Творца», ­ пишет Николай Пестов, анализируя решение сына.

Пестов Николай. Основы православной веры

 
   Человек наделен от Бога великим могуществом разума. Он постигает законы природы, парит в воздухе выше птиц, проник в космос и глубины моря, умеет разговаривать через десятки тысяч километров и заставляет силы природы служить своим целям. Прогресс цивилизации развивается неудержимо и сулит человечеству еще большие чудеса техники в будущем. Таковы ли успехи духовной культуры человечества? Становится ли оно благороднее духом, любвеобильнее, добрее, правдивее и милостивее к ближнему? И если человек все более комфортабельно умеет строить свою внешнюю жизнь, то научился ли он, наконец, совершенствовать и свою внутреннюю жизнь, изучил ли ее и знает ли ее законы? После тысячелетий культурной жизни знает ли он, наконец, зачем он живет — какова цель его существования и в чем состоит идеал духовной культуры?
   Можно твердо сказать, что громаднейшее большинство людей не сумеет дать ответ на последние вопросы и чаще всего даже не задается ими. Оно живет «как живется», имея не осознанные, а подсознательные цели своего существования. Эти цели у большинства людей не простираются выше того, чтобы накормить, одеть и согреть свое тело и удовлетворить свои животные потребности. Живя так, человечество по существу ничем не отличается и не возвышается над бессловесной тварью, составляя из себя породу наиболее развитых животных, научившихся применять свои «науку и технику» в значительной мере для наиболее эффективного взаимного истребления. Более того, человек при этом не только не возвышается над животными, но упал ниже их, так как нарушил предвечные законы своего естества и не идет к возвышенной цели своего предназначения.
   Лишь малая часть людей будет способна осмысленно ответить на вопрос о цели своего существования. Но их ответы, в большинстве случаев, будут примитивны и исполнены эгоизма, если только они будут искренни.
   Так, одного талантливого юношу спросили — какую цель он ставит себе в жизни?
   – Я буду прилежно учиться и завоюю себе хорошее положение в обществе, — ответил юноша.
   – А потом?
   – Потом я постараюсь сблизиться с известными и умными людьми, буду путешествовать, буду наслаждаться всеми культурными радостями жизни.
   – А потом?
   – Я обзаведусь семьей, у меня будут дети, под старость буду отдыхать и играть со своими внучатами.
   – А потом?
   – Потом… — И юноша задумался.
   – Вы правы, — сказал юноша, как бы отвечая на невысказанные мысли собеседника. — Все, к чему я стремлюсь, имеет мало цены, так как потом придет смерть. И все эти радости мимолетны и ничто перед значением и неизмеримым величием вечности и не будут иметь для нее ни малейшего значения.
   Только у сравнительно очень малого количества людей имеются и более высокие и идеальные стремления — такие, как служение искусству и науке или задачам социального переустройства общества.
   Значение науки и искусства в жизни человечества никто не может оспаривать. Но ни наука, ни искусство не могут стать для человека самоцелью. Они ничто сами по себе, если человек не идет через них к наивысшей цели своего существования. Наука может вести ко благу, как, например, прививка от укуса бешеных животных, сделанная Пастером. Но она же может сеять и смерть и ужас, в виде бомб, сбрасываемых на массы беззащитных детей и женщин. Стали бы супруги Кюри, Эйнштейн и др. работать в области изучения распадения атомного ядра, если бы они могли предвидеть, какие ужасы несет их работа человечеству, в виде атомных взрывов, отравляющих всю землю в мирное время и сулящих невиданные еще на земле бедствия людям — в военное? Поэтому при оценке научных достижений современности нельзя не согласиться с поэтом, который пишет:

 
История дошла до роковых страниц,
И к неожиданным приводит заключеньям:
Наука сделалась прислужницей убийц,
А чудо техники — самоуничтоженьем.
Бог для земли дарует солнце,
Дожди благословенья,
А люди — смертоносный стронций
И дождь уничтоженья.
Чем выше, взлетают ракеты,
Тем дальше от Бога сердца,
Чем ближе до дальней планеты,
Тем явственней чувство конца.
 

А. Солодовников

 
   Отсюда понятно и мнение оптинского старца Варсонофия, который говорил, что «новейшие изобретения, имея как бы и добрые стороны, всегда оказываются вредными более, нежели полезными, и даже можно сказать, суть просто — зло». И «ученые, если только они и ограничились научными знаниями, ничего не делают полезного для души своей и тогда они зарыли свой талант в землю».
   А вот как пишет про опасности заблудиться в современной науке о. Павел Флоренский. «Не наукою, а науками, и даже не науками, а дисциплинами занято человечество. Случайные вопросы, как внушенное представление, въедаются в сознание и, порабощенное своими же порождениями, оно теряет связь со всем миром. Специализация, моноидеизм, — губительная болезнь века, — требует себе больше жертв, нежели чума, холера и моровая язва».
   Итак, можно ли гордиться человеку наукой и техникой?! Вместе с тем, как говорит архиеп. Иоанн, — «научные открытия и все возрастающая техника не открывают царственности человека. Наоборот, они обнаруживают все большее убожество того, кто нуждается в стольких материальных протезах».
   Также и искусство: оно может звать к наивысшим идеалам (например, с полотен Васнецова, Нестерова) или же губить чистоту человеческих душ отсутствием нравственного чувства.
   Точно так же обстоит дело и с социальными реформами. Они могут быть направлены к достижению истинного блага общества, когда разум создающего их будет просвещен светом истины, или ввергать общество в несчастье при следовании законодателями своим ложным идеям. Поэтому и здесь служение человечеству может начаться у законодателя лишь с просвещения своего разума истиною. Но повторяем, что таких людей, которые ставят себе высшие цели служения человечеству, очень мало. И обычно, несмотря на величие человеческого разума, жизнь человека жалка, пуста, бесцельна и наполнена суетою и заботами о теле, подобно животным.
   О глубокой порче современного человечества так пишет о. Павел Флоренский («Общечеловеческие корни идеализма»). «Распались начала внутренней жизни: святыня, красота, добро, польза не только не образуют единого целого, но даже и в мыслях не подлежат теперь слиянию. Современная святыня робка и жмется в затаенный, ни для чего более не нужный, уголок души. Красота бездейственна и мечтательна, добро — ригористично; польза — пресловутый кумир наших дней, — нагла и жестока. Жизнь распылилась».
   А архиепископ Иоанн пишет: «Затормошенные и оглушенные суетой люди уже не способны думать об истинах великих и вечных, для постижения которых нужна хотя бы минута Божественного молчания в сердце, хотя бы мгновение святой тишины». Поэтому жизнь и была определена Соломоном, как «суета сует» (Еккл. 1:2). И тогда нет у человека ответа на вопрос Премудрого —

«что пользы человеку от всех трудов его?»

(Еккл. 1:3). Но не ради такого жалкого положения был создан человек. И не «суета сует» была предназначена ему в удел по предначертанию Творца Вселенной. Он создан был по «образу и подобию» Самого Бога, наделен могуществом разума, поставлен владыкой над животным миром и царем над природой и, наконец, человеку даровано было наивысшее благо — бессмертие его души.
   Как пишет о. Иоанн С. — «человек есть чудное, величественное, премудрое, художественное произведение совершеннейшего Художника — Бога».
   А архимандрит (впоследствии патриарх) Сергий говорит: «Как образ и подобие Божие, человек наделен Богоподобными свойствами и бесконечными стремлениями. Он не удовлетворяется одной видимостью явлений, одной показной стороной жизни, он ищет ее оснований и, таким образом, доходит до последнего основания, т. е. ищет Бога и Богообщения».
   По словам прп. Серафима, первый человек Адам был таков, что «ни вода его не топила, ни огонь не мог жечь, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни повредить каким бы то ни было, ныне во вред сущим нам своим действием, и все покорено ему было, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари, и все любовались на него, как на всесовершенный венец творений Божиих, превосходящий всю сущую на земле, и на водах, и в воздухе тварь Божию».
   Грех — преслушание воле Божией, — привел человека к смерти тела и к опустошению, разложению души. Но, по милосердию Божию, человечество было спасено явлением на землю Сына Божия — Иисуса Христа и искуплено Его Кровию. Бог снова принимает людей, как «Своих чад» (Ин. 1:12), как Своих «сынов» (Рим. 8:19), как «друзей» (Ин. 15:14). Человеку вновь возвращается Богом его высокое достоинство, которое определяется, по словам апостола Петра, как

«род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»

(1 Петр. 2:9).
 

* * *

   Какова же истинная цель жизни человека на земле в этом новом его, «после искупления», состоянии? Поищем ответ на этот важнейший для человечества вопрос в источниках предвечной истины — в Священном Писании и у святых отцов, разум которых был просвещен Духом Святым.
   В Евангелии мы найдем указание Господа о цели стремлений в искании человека.

«Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его»

(Мф. 6:33). При этом Господь разъясняет нам, что это Царство находится не во вне человека, а внутри его:

«Ибо вот Царствие Божие внутрь вас есть»

(Лк. 17:21). Это определение можно дополнить словами апостола Павла, который определяет цель жизни ученика Христова, как стремление

«к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе»

(Фил. 3:14). Это высшее звание достигается по словам апостола, когда христиане «живут уже не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего». Если обратиться к святым отцам, то обычное определение ими цели христианской жизни формулируется как «Спасение души», понимая под этим очищение души человеческой от греха, порока, страстей и пристрастий, путем молитвы, покаяния, смирения, дел милосердия и развитие в душе христианских добродетелей. «Жизнь — это громадная мастерская, в которой души готовятся на небо», — писал епископ Буго. Наконец, прп. Серафим определяет цель жизни христианина, как «стяжание» (т. е. собирание, постепенное приобретение) «Духа Святаго Божия» через покаяние, молитву и другие подвиги, «ради Христа делаемые». При этом — как говорил Симеон Новый Богослов: «Если у нас нет искания Духа Святого, то напрасен всякий труд и суетно всякое делание наше, бесполезен путь, не ведущий к сему».
   Преподобный же Антоний Великий считал за назначение души христианской «восхождение ее к богоподобию».
   Более подробно о последнем говорит о. Александр Ельчанинов: «Человек, отвергающий свое родство Богу, отказывающийся от сыновства Ему, — не настоящий человек, ущербный, только схема человека, так как это сыновство не только дается нам как дар, но и задается, и только в выполнении этого задания, в сознательном облечении себя во Христа и Бога и может быть полное выявление и расцвет каждой человеческой личности».

Как НЕ делать антиправославных апологетик

Источник

На пути к лучшему протестантско-православному диалогу

Недавнее обращение Хэнка Ханеграафа в православие вызвало бурную реакцию, особенно среди протестантов. Неудивительно, что протестанты критиковали Православие. Однако тревожит плохая логика, использованная в их критике Православия. Ниже приведены некоторые примеры плохой аргументации, часто встречающейся в протестантской критике православия.Цель здесь не в защите г-на Ханеграафа, а в том, чтобы указать на некоторые неуклюжие попытки антиправославной апологии в надежде на улучшение диалога между протестантами и православными.

1. Поспешные обобщения — Часто общие выводы делаются на основе недостаточных или необъективных доказательств. Хороший пример — такой комментарий: «Ах, православные свечи зажигайте! Свечи зажигают и католики. Значит, православие похоже на католицизм ». Она взяла один маленький акт преданности и расширила его до целой религиозной системы!

2. Ложная эквивалентность или Неверная аналогия — Протестанты часто делают ошибку, приравнивая Православие к католицизму, например: «Православие — это католицизм без Папы». Протестанты, видя сходство между православием и римским католицизмом, предполагают, что у них одинаковые доктрины, поэтому они применяют стандартные протестантские аргументы против римского католицизма к православию. Есть различия в том, как Православие изучает богословие, подходит к поклонению, понимает спасение во Христе и понимает Деву Марию по сравнению с римским католицизмом.Аргументы, относящиеся к римскому католицизму, не обязательно подходят для православия.

3. Внешние ожидания — Многие протестанты жалуются: « Где проповедь? Почему мы должны стоять? Почему священник должен идти за эту стену картин? Зачем им ладан и свечи? »За жалобами на то, что Православие не похоже на протестантизм, лежит предположение, что должно, делать вещи, подобные протестантам. Но почему Православие должно соответствовать протестантизму? Что делает протестантизм эталоном? Разве Писание не должно быть ориентиром? Посещение богослужения в православном храме похоже на поездку в чужую страну.Посетители-протестанты должны иметь мышление туриста, открытого для изучения чего-то нового, и не ожидать, что все будет как дома.

Более тонкая форма заблуждения внешних ожиданий заключается в том, что апологет сравнивает верования и практику православия с протестантизмом. Они поднимут такие вещи, которые приведут в замешательство их протестантскую аудиторию, например, почитание икон, Священное Предание, Марию как Богородицу, богословие и т. Д. Невысказанное предположение состоит в том, что ориентиром для оценки Православия является протестантизм.Но разве Священное Писание не должно быть ориентиром и для Православия, и для протестантизма? Неужели Православие не может лучше читать Священное Писание? Необходимо обсудить библейскую основу обеих традиций.

Еще одно нереалистичное ожидание состоит в том, что православное богословие должно иметь сложную формулировку, как Вестминстерское исповедание реформатской традиции. Это стремление к богословской точности отражает корни протестантизма в средневековой схоластике.

4. Critiques На основе эмоций — Протестантский посетитель православного богослужения может пожаловаться на то, что пение звучит странно или что запах ладана вызывает у него зуд в носу. Выражение личного дискомфорта — это нормально, но важнее оценка, основанная на Священном Писании. Посетитель-протестант может спросить себя: «Что в Библии говорится о том, чтобы сидеть на скамьях во время воскресного богослужения, или читать проповедь на каждой воскресной службе, или об использовании ладана в богослужении?»

5. Ложная дихотомия / исключенное среднее — Когда дело доходит до основной доктрины протестантизма sola fide (оправдание только верой), протестантские апологеты часто занимают позицию: «Если вы не верите в sola fide , то это означает, что вы верите в спасение делами, как это делают католики ». На этом основании они затем применяют стандартную протестантскую полемику против католицизма к православию. Однако понимание спасения православием отличается как от католицизма, так и от протестантизма.Например, Православие считает, что вера без дел — мертвая вера, и что наше спасение во Христе требует взаимодействия между Богом и людьми. Однако православные никоим образом не верят, что добрые дела заслуживают спасения. Библия представляет спасение по-разному. Протестантская традиция имеет тенденцию ограничивать спасение почти исключительно судебно-медицинским оправданием. Помимо оправдания, Православие учит единению со Христом, подражанию Христу, исцелению души, просветлению, нашему превращению в подобие Христово.

Исторически такие термины, как «христианин» и «христианство» определялись в соответствии с христологией. Затем, в 1500-х годах, понятие «христианин» было объединено с sola fide Лютера, и эти термины претерпели отличительное протестантское определение re . Предпосылка здесь заключается в том, что если ваша церковная группа не придерживается доктрины спасения «только по благодати, только через веру», вы не являетесь истинным христианином и являетесь частью еретической секты. Проблема с этой протестантской дихотомией заключается в том, что православие имеет древнее и историческое понимание веры, дел и спасения, которое предшествует и значительно отличается как от католицизма, так и от протестантизма.

6. Нагруженные или уничижительные термины — это слова, наполненные эмоциями. Это могут быть пугающие слова, такие как «ересь», «идолопоклонство» или «мертвая религия», или утешительные слова, такие как «здравый смысл», или приятные слова, такие как «могущественные истины» или «основанные на Библии». Большая часть православия будет чуждой протестантам, поэтому важно, чтобы они определили такие термины, как «поклонение мертвым» или «институциональная религия» своим православным друзьям, и спросили, согласны ли они со своим впечатлением. Определение должно допускать эмпирическую проверку и быть применимо к обеим сторонам.

Когда протестанты называют sola fide «фундаментальной верой», они используют силовых слов , слов, наполненных положительными эмоциями. Однако то, что может иметь для вас основополагающее значение, может не иметь принципиального значения для исторической Церкви. Исторический анализ важности доктрины и того, насколько широко она была принята, может помочь нам определить, является ли она общепризнанной догмой или отклоняющимся мнением меньшинства.

С другой стороны, протестанты часто имеют сильные эмоциональные реакции на слова, обычно используемые среди православных.Они возмущаются утверждением Православия о том, что оно является «истинной церковью», и приходят к выводу, что это признак высокомерия или культа. Другими словами, которые могут вызвать сильную реакцию, являются: «синергия», «традиция», «теозис», «евхаристия» и т. Д. Ключевым моментом здесь является осознание сильных эмоций, которые могут сорвать протестантско-православный диалог. Можно выразить свои эмоции, сказав: «Я очень беспокоюсь или чувствую тревогу, когда слышу, как православные произносят это« слово »». Выкладывание своих чувств на стол помогает очистить воздух, способствуя дружескому и откровенному диалогу между реформатами и православными. .

Разговоры друг с другом

7. Семантический эквивалент ошибка — Это часто происходит, когда две стороны понимают один и тот же термин совершенно по-разному, что приводит к тому, что они разговаривают друг с другом. Термин sola scriptura часто понимался по-разному. Кейт Мэтисон в книге The Shape of Sola Scriptura оказал огромную услугу, проведя различие между классической Реформацией sola scriptura , которая учитывает символы веры, отцов церкви и причину для информирования нашего чтения Писания, и более поздней версией sol o. сценарий , который их избегает.Многие евангелисты, не зная классической теологии Реформации, думают, что они защищают sola scriptura , тогда как на самом деле они защищают sol o scriptura , которые возникли в 1800-х годах. Некоторые протестанты введут фразу « prima scriptura » (сначала отрывок). Хотя это звучит как более мягкая и мягкая версия sola scriptura , это может привести к значительной двусмысленности и путанице. Если его нельзя отличить от классического Protestant sola scriptura , его лучше избегать.

Ошибка семантического эквивалента часто возникает, когда протестанты слышат, как православные христиане говорят о Традиции и предполагают, что это относится к римо-католическим практикам, таким как индульгенции, статуи Марии, рождественские елки или розарии. Похожая проблема возникает, когда протестанты читают критику Иисусом еврейской традиции в Евангелии от Матфея 15 и применяют ее к Традиции, которой придерживается Православие. Тот факт, что слово «традиция» встречается в двух разных контекстах, не обязательно означает, что они относятся к одному и тому же.К сожалению, многие протестанты не понимают, что Священное Писание использует слово «традиция» по-разному — или что протестантские переводчики Библии часто не разъясняют это.

Иногда апологеты протестантов указывают на православную веру в обожествление (теозис) и упоминают, что мормоны также верят в теозис. Здесь мы имеем дело с объединением ошибки семантического эквивалента с ошибкой отвлекающего маневра. Хотя они оба могут использовать одно и то же слово, эти две группы имеют очень разные значения этого слова.В заблуждении о отвлекающем маневре человек «выигрывает» в дебатах или набирает очки, уводя внимание от спора к другой теме.

Терминологическая неграмотность — Связанная с этим проблема — протестантское незнание православных терминов. Некоторые бросят на вас пустой взгляд, если вы скажете: «Евхаристия», «Литургия», «Символ веры» или «Вселенский собор». Прежде чем может начаться серьезный диалог, обе стороны должны знать терминологию и ориентиры друг друга. К счастью, недавний приток новообращенных протестантов означает, что у Православия есть «двуязычные» члены, которые могут со знанием дела преподносить Православие протестантам.

8. Анахронизм — Это заблуждение обычно относится к идее, событию или человеку, потерянным во времени. Одним из примеров является предположение, что sola fide и sola scriptura были частью ранней церкви, а не протестантскими доктринами, которые возникли в 1500-х годах. Другой пример — это предположение, что значение теологических терминов остается неизменным с течением времени. Например, протестантское понимание sola scriptura со временем изменилось.Поэтому в диалоге часто важно отметить, используется ли исходное значение термина или более позднее понимание этого термина.

Связанная с этим историческая ошибка состоит в том, чтобы предположить, что притязания Православной церкви на то, чтобы быть той же самой Церковью, что и ранняя Церковь, означает, что не было никаких изменений в ее богослужении, структуре или богословии, и что исторические изменения сделают недействительными ее утверждения. Здесь внешние формы смешиваются с внутренним смыслом. Например, в то время как литургия развивалась в первые века, Церковь твердо придерживалась реального присутствия в Евхаристии.Православие стойко придерживалось этого понимания, в то время как протестантизм отказался от этого фундаментального убеждения.

Персональная атака

9. Сосредоточение внимания на моральных недостатках — это одна из форм заблуждения ad hominem , когда человек нападает на человека, а не на его аргументы. Более тонкая форма — это вывод о сомнительных мотивах или эмоциональном расстройстве при обращении человека в Православие. С этим связана ошибка , отравляющая колодец . Здесь нерелевантная неблагоприятная информация о цели заранее предоставляется аудитории с целью дискредитации всего, что они могут сказать.Эта тактика отвлекает от важной задачи уважительного обсуждения верований и обычаев, а также от представления доказательств своей позиции обеими сторонами.

Неправильное обращение с источниками

10. Сбор вишни Православные источники — В каждой религиозной традиции есть номинальные члены, которые очень мало знают о своей вере. И есть люди, которые оставили веру, были вовлечены в скандал или трагически покончили с собой. Использование их в качестве источников или примеров неуместно.Лучше сосредоточиться на том, чему учат протестантские и православные традиции, чем на грязном белье.

11. Сбор вишни Ранние отцы церкви — Часто протестантские апологеты упоминают идиосинкразические мнения, такие как вера Иринея Лионского в то, что Иисус дожил до 50 лет, Епифаний Саламинский, срывающий занавес с изображением Христа, или Синод Эльвиры с его якобы иконоборческим правлением. Для Православия важен святоотеческий консенсус.Именно этот консенсус помогает нам понять, что составляет историческую христианскую веру или традицию с заглавной буквой «Т». Например, отцы церкви повсеместно утверждали Троицу, божественность Христа, Марию как Богородицу, реальное присутствие тела и крови Христа в Евхаристии и христианскую веру как нечто «переданное» от апостолов.

12. Подтверждение, отправленное по тексту отцам церкви — Часто протестантский апологет приводит цитату одного из первых отцов церкви, которая, кажется, поддерживает доктрину протестантизма: sola scriptura или sola fide .Часто они не могут предоставить важную информацию об источнике, такую ​​как название, номер главы и раздела или номер страницы. Это ставит исследователя в невыгодное положение, когда он не может самостоятельно проверить цитату. Часто изучение цитаты показывает, что отрывок был вырван из контекста или идиосинкразического мнения этого человека.

Протестантские помещения

13. Протестантизм непогрешим. — Часто апологеты придерживаются мнения, что основные протестантские доктрины, такие как sola scriptura или sola fide , не должны подвергаться сомнению.Более того, они настаивают на том, что их следует использовать в качестве отправной точки для диалога. Эта непоколебимая, беспрекословная позиция вызывает похолодание в реформатско-православном диалоге. Рассмотрение sola scriptura и sola fide как аксиом или неоспоримых предпосылок может работать в протестантских кругах, но не в диалоге между протестантами и православными. В таких диалогах отправной точкой должно быть Священное Писание. Обсуждение Священного Писания должно быть гибким, позволяющим использовать различные подходы к чтению Священного Писания.Доктрины вроде sola scriptura , sola fide и sola gratia — все это конечные точки, то есть результат после изучения Священного Писания. Навязывание аксиоматических предпосылок, таких как sola scriptura , — это форма подтасовки игры в пользу протестантизма. Тонкая форма подтасовки игры имеет место, когда протестант спрашивает: «Где это сказано в Библии?» Православному верующему необходимо помнить, что хотя многое из того, что Православие исходит из Библии; во многом это основано на устном Апостольском Предании.В протестантско-православном диалоге важно, чтобы православные христиане были осведомлены о Библии и учении Церкви.

14. Протестантизм не имеет традиции — Многие протестанты не знают, что они толкуют Библию в рамках определенной теологической традиции. У каждой религиозной группы есть история, и эта история дает группе общую идентичность, которая определяет их понимание Библии. Пресвитерианин мог бы придерживаться крещения младенцев, в то время как его баптистский коллега категорически не согласился бы с утверждением, что Библия учит крещению взрослых посредством полного погружения в воду.В книге У. Брэдфорда Литтлджона «Богословие Мерсерсбурга и поиски реформатского католицизма » описаны два конкурирующих понимания Вечери Господней в рамках реформатской традиции. Важно, чтобы обе стороны могли обсудить историю своих верований и практик.

Последние слова совета

Различия между протестантизмом и православием немалые или тривиальные. Этот факт нельзя игнорировать, но и не следует его усугублять.У нас много общего: Библия как богодухновенное и авторитетное слово Бога, вера в Иисуса Христа как полностью Бога и полностью человека, Его спасительная смерть на Кресте и Его воскресение на третий день, Троица и Второе пришествие Христа. Все это дает основу для плодотворных и взаимно поучительных дискуссий. Протестантско-православный диалог будет нелегким, но он может быть очень полезным.

Мой совет протестантским апологетам: « Делайте домашнее задание. Одна распространенная ошибка, которую я заметил в протестантской антиправославной апологетике, — это то, что они не делают свое домашнее задание.Другой распространенный недостаток — незнание того, как их антикатолические предрассудки сформировали их богословие. Третий недостаток — незнание того, что у православных появились новые извинения. А это значит, что старые аргументы против Православия уже не могут быть действительными. Тем более необходимо, чтобы апологеты протестантов сделали свою домашнюю работу. Если у кого-то нет времени или желания делать домашнее задание, то он должен сохранять уважительное молчание ».

Давайте помнить слова Апостола Павла:

Пусть ваш разговор всегда будет благодатным, приправленным солью, чтобы вы знали, как ответить каждому.(Колоссянам 4: 6)

Роберт Аракаки

Ресурсы

«Список наиболее распространенных логических заблуждений Дрейка»
«Список заблуждений» Википедия
Питер Э. Гиллквист. 1989. Становление православия . Ред. 1992 г.
Роберт Летэм. 2010. Глазами Запада .
W. Bradford Littlejohn. 2009. Богословие Мерсерсбурга и поиски реформатского католицизма .
Роберт Аракаки.2011. «Рецензия на книгу: Форма Sola Sctriptura». Мост Православный .
Кейт А. Мэтисон. 2001. Форма Sola Scriptura .
Джеймс Р. Пэйтон. 2007. Свет с христианского Востока .
Каллист (Тимофей) Уэр. 1963. Православная Церковь . 2-е изд.

Статьи по теме

Проект справочников по истории Интернета


С десятого века последовали волны монашеских реформ — Клуниак, цистерцианец, нищий и так далее.Начало этого периода положило основание аббатства Клюни в 910 году. Хартия не только обеспечивает некоторую основу для более позднего могущества и независимости Клюни, но и является примером того, почему церкви делались пожертвования. Он заканчивается поистине великолепными проклятиями.

Всем праведным мыслителям ясно, что провидение Божье так обеспечило некоторых богатых людей, что благодаря их преходящему имуществу, если они правильно ими пользуются, они могут заслужить вечные награды.Что же до того, что действительно, то божественное слово, показывая, что это возможно, и в целом советуя это, говорит: «Богатство человека — это искупление его души». (Прит. Xiii.) Я, Вильгельм, граф и герцог милостью Божьей, усердно размышляя об этом и желая обеспечить свою безопасность, пока я еще в состоянии, счел это целесообразным — более того, самым необходимым, что от дарованные мне временные блага, я должен отдать небольшую долю в пользу моей души. Я делаю это на самом деле для того, чтобы меня, разбогатевшего таким образом, в конце концов случайно не обвинили в том, что я потратил все на заботу о своем теле, а чтобы я мог радоваться, когда судьба наконец все унесет. , зарезервировав кое-что для себя.Эта цель действительно кажется достижимой не более подходящими средствами, чем то, что, следуя заповеди Христа: «Я сделаю бедных его своими друзьями» (Луки, XVI, 9), и сделав это действие не временным, а долговременным, я должен поддерживаю за свой счет конгрегацию монахов. И это моя надежда, это моя надежда, что, хотя я сам не могу презирать все, тем не менее, принимая презирающих этого мира, которых я считаю праведными, я могу получить награду праведников. Поэтому да будет известно всем, живущим в единстве веры и ожидающим милости Христа, а также тем, кто придет им на смену и будет существовать до скончания мира, что из любви к Богу и Спасителя нашего Иисуса Христа, я передаю из своего владычества святым апостолам, Петру, а именно, и Павлу, владения, которыми я владею, город Клюни, а именно, двор и поместье, а также церковь в честь св.Мария, Богородица и святой Петр, князь апостолов, вместе со всем, что относится к этому, деревнями, собственно говоря, часовнями, крепостными обоих полов, виноградниками, полями, лугами, лесами. , воды и их выходы, мельницы, доходы и доходы, что возделывается, а что нет, — все в их совокупности. Какие объекты расположены в стране Макон или около нее, каждое из которых окружено своими границами … Более того, я передаю все это вышеупомянутым апостолам — я, Вильгельм и моя жена Ингельберга — в первую очередь из любви к Богу; потом для души.Моего господина царя Одо, моего отца и матери; для меня и моей жены — для спасения, а именно для наших душ и тел, — и не в последнюю очередь для Авы, которая оставила мне эти вещи в своей воле; для душ наших братьев, сестер и племянников, а также всех наших родственников обоих полов; для наших верных, которые верны нашему служению; для продвижения и целостности католической религии. Наконец, поскольку всех нас, христиан, объединяет одна узами любви и веры, пусть это пожертвование будет для всех — для ортодоксов, а именно для прошлого, настоящего или будущего.Более того, с этим пониманием я сообщаю об этом, что в Клюни будет построен обычный монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла, и что там монахи будут собираться и жить согласно правилу святого Бенедикта, и что они будут владеть, владеть, иметь и распоряжаться одними и теми же вещами во все времена. Однако таким образом, чтобы почтенный молитвенный дом, который находится там, будет верно посещаться с клятвами и мольбами, а к небесной беседе будут стремиться со всем желанием и с глубочайшим рвением; а также, что будут неукоснительно направлены к Богу молитвы, мольбы и увещевания, как для меня, так и для всех, в соответствии с порядком, в котором они упоминались выше.И пусть сами монахи вместе со всем вышеупомянутым имуществом будут под властью и владычеством аббата Берно, который, пока он будет жив, будет править ими регулярно в соответствии со своими знаниями и способностями. Но после его смерти те же самые монахи будут иметь власть и разрешение избирать любого из членов своего ордена, которого они пожелают, в качестве настоятеля и настоятеля, следуя воле Бога и правилу, провозглашенному св. Бенедиктом, — в такой степени, чтобы ни вмешательство нашей собственной или какой-либо другой власти, они могут быть лишены возможности сделать чисто канонические выборы.Более того, каждые пять лет вышеупомянутые монахи должны платить церкви апостолов в Риме десять шиллингов за снабжение их светильниками; и они будут иметь защиту тех же апостолов и защиту римского понтифика; и эти монахи могут всем своим сердцем и душой, в соответствии со своими способностями и знаниями, построить вышеупомянутое место. Мы, кроме того, будем, чтобы в наше время и во времена наших преемников, в зависимости от возможностей и возможностей этого места, ежедневно с величайшим рвением совершались дела милосердия по отношению к бедным, нуждающимся, чужим. и паломники.Нам также было приятно добавить в этот документ, что с этого дня те же самые монахи, собравшиеся там, не будут подвергаться ни нашему игу, ни игу наших родственников, ни влиянию королевской власти, ни власти кого-либо из них. земная сила. И через Бога и всех его святых и в ужасный день суда я предупреждаю и отрекаюсь от того, что ни один из светских князей, ни граф, ни епископ, ни понтифик вышеупомянутого римского престола, не вторгнутся в собственность эти слуги Божьи, или отчуждают его, или уменьшают его, или обменивают, или передают его в качестве блага кому-либо, или составляют какого-либо прелата над ними против их воли.Я заклинаю вас, святые апостолы и славные князья мира, Петр и Павел, и вас, верховный понтифик, что через канонические и апостольские власть, которую вы получили от Бога, вы устраняете от участия в святой Церкви и в жизни вечной, грабителей, захватчиков и отчуждателей этих владений, которые Я даю вам с радостным сердцем и готовой волей; и будьте защитниками и защитниками вышеупомянутого места Клюни и пребывающих там слуг Божьих и всего этого владения — из-за милосердия и милосердия Святейшего Искупителя.Если кто-нибудь — что не допускает Небеса и что по милости Божией и покровительством святых апостолов, я не думаю, произойдет, — будь он соседом или пришельцем, независимо от его состояния или силы, должен, хотя бы в любом виде лукавства, пытаться совершить любой акт насилия вопреки этому дарованию, которое мы приказали совершить из любви всемогущего Бога и из благоговения перед первоапостолами Петром и Павлом; сначала пусть он навлечет на себя гнев Всемогущего Бога; и пусть Бог удалит его из земли живых и сотрет его имя из книги жизни, и пусть его доля будет с теми, кто сказал Господу Богу: отойди от нас; и с Дафаном и Абироном, которых земля, открыв пасть, поглотила, а ад поглотил, пока еще живы, пусть навлечет на себя вечное проклятие.И, став товарищем Иуде, пусть он будет низвергнут их вечными муками, и пусть человеческим глазам покажется, что он безнаказанно проходит через нынешний мир, пусть он сам переживает в своем собственном теле муки грядущее проклятие, разделив двойное бедствие с Гелиодором и Антиохом, из которых один, получивший резкий удар, едва избежал живого; а другой, пораженный божественной волей, его члены гнили и кишели паразитами, и погиб ужаснейшим образом.И пусть он будет соучастником других кощунственных людей, которые осмеливаются разграбить сокровищницу Божью; и пусть он, если он не придет в себя, будет иметь в качестве врага и того, кто откажется от входа в благословенный рай, хранителя ключей всей иерархии Церкви и присоединенного к последнему св. Павла; оба из которых, если бы он пожелал, он мог иметь для себя святых посредников. Но что касается мирского закона, от него потребуют, и судебная власть заставит его заплатить сто фунтов золота тем, кому он причинил вред; и его попытка атаки, будучи сорванной, не будет иметь никакого эффекта.Но действительность этого дарственного акта, наделенного всей властью, всегда должна оставаться неприкосновенной и непоколебимой вместе с прилагаемым условием. Совершено публично в г. Бурже. Я, Вильгельм, приказал это сделать, составить и подтвердить собственноручно.

(подпись Ингельберги и ряда епископов и дворян)

из издания А. Брюэля в «Recueil des Chartes de L’Abbaye de Cluny». Париж, 1876 г., перевод Эрнеста Ф.Хендерсон, Избранные исторические документы средневековья , (Лондон: Джордж Белл и сыновья, 1910), 329-333


Этот текст является частью Интернет-сборника средневековых источников. Справочник представляет собой собрание общедоступных и разрешенных к копированию текстов, относящихся к средневековой и византийской истории.

Если не указано иное, конкретная электронная форма документа является авторским правом. Разрешено электронное копирование, распространение в печатном виде в образовательных целях и в личных целях.Если вы действительно дублируете документ, укажите источник. Разрешение на коммерческое использование не предоставляется.

(c) Пол Халсолл, январь 1996 г.
[email protected]


The Internet History Sourcebooks Project находится на историческом факультете Фордхэмского университета в Нью-Йорке. Интернет
Средневековый справочник и другие средневековые компоненты проекта расположены по адресу
Центр Фордхэмского университета
для средневековых исследований.IHSP признает вклад Фордхэмского университета,
Факультет истории Университета Фордхэма и Центр средневековых исследований Фордхэма в
предоставление веб-пространства и серверной поддержки проекта. IHSP — это проект, независимый от Фордхэмского университета. Хотя IHSP стремится соблюдать все применимые законы об авторском праве, Фордхэмский университет не
институционального владельца и не несет ответственности в результате каких-либо юридических действий.


© Концепция и дизайн сайта: Пол Халсолл создан 26 января 1996 г .: последняя редакция 2 января 2020 г. [CV]

Эфиопская православная церковь Тевахедо

Ссылки

Эфиопские православные церкви во всем мире

Африка

Департамент воскресной школы эфиопской ортодоксальной церкви Тевахедо http: // eotcssd.org /

Православные (Аддис-Абеба) www.zeorthodox.org/

Эфиопская православная церковь в Южной Африке http://ethiopianorthodox.free.bm/

Азия / Ближний Восток

Эфиопский православный Теваэдо Дебре Селам Медханиалем, Абу-Даби Объединенные Арабские Эмираты

Канада

Речь идет о Святой эфиопской православной церкви Тевахедо Дебре Жене Святой Марии в Виннипеге, Канада.
http://www.st-mary-wpg.org/amh_home.htm

Европа

Эфиопская православная церковь Святой Марии Дебре Цион в Лондоне http://www.debretsionlondon.org/

Эфиопская церковь в Германии http://www.tabor-society.de/Englisch/Orthodox1_e.htm

Хороший сайт с хорошей информацией о EOC http://www.beepworld.de/members76/hmot/index.htm

Дебре Меви Церковь Святого Гавриила в Нидерландах.http://www.tewahedo.nl

Северная Америка

Эфиопская православная церковь Святой Марии в Лос-Анджелесе. http://www.ethiopianorthodoxchurch.org

Сиэтл Гебриэль (Мекане Бирхан) http://st-gebriel.org/

Эфиопская православная церковь Святой Марии в Вашингтоне http://www.dskmariam.org
Эфиопская православная церковь Дингель Мариам в Лос-Анджелесе http://www.ethiovirginmary.org

Эфиопская православная церковь Спасителя Тевахедо в Нью-Йорке http: // www.angelfire.com/ny2/medhanealem/

Глобальный церковный адрес EOCH http://www.globalgoodnews.org/Ethiopian_Orthodox_Church.htm

Эфиопская православная церковь Мекане Селам Медханаалем в Беркли, Калифорния http://www.msmedhanealem.org/

The Reise Adbarat Debre Selam Kidist Mariam Church Эфиопская православная церковь в Вашингтоне, округ Колумбия http://www.eotc.faithweb.com/icon.html

Объединенная эфиопская православная церковь, проживающая в США http: // www.acctgandmgmt.com/stmary.htm

Это хороший фон о вере и истории церкви http://www.eotc.faithweb.com/orth.html

Предоставляет контактный адрес эфиопских православных церквей в США http://www.eotc.faithweb.com/dire.html

Эфиопская православная церковь Святой Марии в фонетике http://pro.netnation.com/~national/azmariam/html/en/

Страница эфиопской православной церкви http://www.angelfire.com/ny3/ethiochurch/

Песни онлайн и литургия http: // www.tewahedo.org

Debreselam Medhanealem, Эдмонтон, Канада http://www.ethiopiansorthodoxchurch.org

Debelo Традиционное церковное образование онлайн

Эфиопская православная церковь Тевахдо Святой Кидане Мехрет, Сакраменто, США — https://www.stkidanemehret.org/

Исторические и другие достопримечательности Эфиопской православной церкви

Интернет-амхарская Библия http://www.bible.org / foreign / amharic /

Онлайн-Библия на амхарском языке и информация об Эфиопии http://www.selamta.net/amharic_bible.htm (Библия на амхарском языке)

Краткое содержание Книги Еноха http://www.newadvent.org/cathen/01602a.htm,

Книга Еноха http://www.cix.co.uk/~craftings/enoch2.htm

Эфиопское библейское общество http://www.biblesociety-ethiopia.org/

Институт эфиопских исследований, Университет Аддис-Абебы http: //www.ies-ethiopia.org /

Эфиопская система письма http://www.senamirmir.com/projects/ethiopic/ethiopic.html

Эфиопская система письма http://www.ethiopians.com/bayeyima.html

Африканская система письма http://www.ccsu.edu/Afstudy/upd6-1.html

Знакомство с эфиопской православной церковью и культурой http://sellassie.ourfamily.com/culture/church.html

Ассоциация по возвращению эфиопских сокровищ Макдалы (или Магдалы) — это международная организация, занимающаяся поиском бесценных сокровищ, разграбленных во время британского вторжения в Эфиопию в 1867-1818 годах.http://www.afromet.org/

Статья об эфиопской церкви http://en.wikipedia.org/wiki/Abyssinian_Church

Краткое введение в эфиопское Вербное воскресенье и празднование Пасхи http://www.us-srael.org/jsource/Society_&_Culture/ethchurch.html

Где Ковчег Завета?
Библейская археология, Знак и Печать, Реликвия с будущим? , Ковчег Завета, потерянный или найденный? Святая Святых Ковчега Завета., Ковчег Завета, Ковчег Завета нашли? , По следам Ковчега.

Ковчег Завета присутствует на празднике в Эфиопии http://www.jpost.com/Editions/2002/01/20/LatestNews/LatestNews.41986.html

Статья «Христиане Эфиопии верят, что у них есть Ковчег Завета и Десять Заповедей» ttp: //search.csmonitor.com/durable/1998/05/14/p7s1.htm

Возвращение Ковчега из Шотландии после того, как он был разграблен во время экспидии Нэпиера в 1867 году http: // www.stjohns-edinburgh.org.uk/tabot.html

эфиопских христиан в Иерусалимской церкви Гроба Господня http://www.jerusalemites.org/jerusalem/christianity/31.htm

«Из-за рек Эфиопии поклонники Мои, дочь рассеянных Моих, принесут приношение Мое» (Софония 3:10). http://www.jfjonline.org/pub/havurah/5760-32may00/ethiopia.htm

База данных Патриархов прошлого и настоящего http://institutions.africadatabase.org/data/i133155.html

Список книжных магазинов, иконок и т.д. http://www.nebulasearch.com/encyclopedia/article/Ethiopian_Orthodox_Church.html

История эфиопских королевских особ http://www.angelfire.com/ny/ethiocrown/

Царица Савская http://www.websn.com/Pride/Pride/makeda.htm,
http://www.thebritishmuseum.ac.uk/ane/Shebaabstracts.doc, http://www.who2.com /queenofsheba.html
Африканская цивилизация поздней античности http://users.vnet.net/alight/aksum/mhak1.html

Эфиопия и исконная цивилизация http: // www.nbufront.org/html/MastersMuseums/JGJackson/EthiopiaOriginOfCivilization.html

Сборник эссе Ричарда Панкраста http://www.abyssiniacybergateway.net/ethiopia/history/pankhurst.html

Ричард Панкхерст Эфиопия через Красное море http://www.civicwebs.com/cwvlib/africa/ethiopia/pankhurst/ethiopia_across_red_sea_&_indian_ocean.htm

История Эфиопии ХХ века

http://www.civicwebs.com/cwvlib/africa/ethiopia/pankhurst/early_20th_cent_ethiopia_1.htm
http://www.telusplanet.net/public/dgarneau/euro22.htm,

Средневековая история Эфиопии http://www.sweden.org/Regional/Africa/Ethiopia/Society_and_Culture/History/Medieval/

Эфиопские рукописи средневекового периода http://www.nb.no/baser/schoyen/5/5.16/#2345

Эфиопские рукописи средневекового периода http://vincent.bl.uk/cgi-bin/dialogserver?db=website

Император Амде Цион http://www.unu.edu/unupress/unupbooks/uu08ie/uu08ie0n.htm

Император Зера Якоб http://www2.evansville.edu/ecoleweb/glossary/zarayaqob.html, http://shakti.trincoll.edu/~aweiss/ethiopiankings.htm, http://www.soas.ac.uk /Africa/courseunits/cultural/epc/epclec6.htm

В поисках Престера Иоанна http://www.laohats.com/Prester%20John.htm

История Эфиопии http://www.ethiopianhistory.com/articles.html

Список доступных для продажи эфиопских исторических книг http://www.royalty.nu/Africa/Ethiopia/#Theodore

Очерки Эфиопии http: // www.ethiopiawinet.org/god/links09.htm

Коллекция традиционной эфиопской живописи http://www.shorelinemarketing.com/religion.htm

Священные места Эфиопии http://www.sacredsites.com/africa/ethiopia.html

Сестринские восточные церкви по всему миру

Сирийская Православная Церковь

Антиохийская православная архиепископия Северной Америки http: // www.antiochian.org/

Антиохийская архиепархия Австралии и Новой Зеландии http://www.antiochian.org.au/

Православная церковь Св. Варнавы Антиохийская православная христианская архиепископия Северной Америки http://www.stbarnabasoc.org/

Антиохийская православная церковь Святого Георгия в Канаде http://www.interlog.com/~abouna/

Антиохийская православная церковь Святого Стефана http://www.protomartyr.org/

Коптская церковь

Очень полезный сайт о православном богословии http: // www.copticchurch.net/

Коптский православный богословский коллега Поп Шенуда. Этот веб-сайт содержит информацию для студентов дистанционного обучения и всех, кто хочет учиться в колледже. http://www.coptictheology.com/

Официальный сайт Его Святейшества Папы Шенуда III http://www.copticpope.org/

Коптское православное электронное издание в Австралии http://www.coepaonline.org/

Коптская православная церковь, епархия Лос-Анджелеса http: // www.lacopts.org/

Коптская православная церковь Австралии http://www.ains.net.au/~johnh/

Церковь Св. Текеле Хайманот http://st-takla.com/

Коптский сайт предоставляет свидетельства людей, обращенных из мусульманского происхождения Coptic.com

Индийская церковь

Индийская православная церковь Св. Томаса http://www.indianorthodoxchurch.com/

Газета новостей индийской православной церкви http: //www.orthodoxherald.com /

Православная церковь Маланкары http://www.malankara.org/default.htm

Разное

Его цель — дать обзор общеупотребительных христианских, еврейских, персидских и исламских календарей. Он предоставит историческую основу для христианского календаря http://www.tondering.dk/claus/cal/calendar26.html

Цель этой страницы — прояснить несколько вопросов, которые могут возникнуть у некоторых относительно календарной системы, которой следует Коптская Православная Церковь.http://saintmark.com/easter.html#Historic

Календарная зона с фестивалями и праздниками в разных частях света http://www.calendarzone.com/

Календарь http://charon.nmsu.edu/~lhuber/leaphist.html

Календарь http://www.smart.net/~mmontes/ortheast.html

встреча восточных церквей и католической церкви http://wwwuser.gwdg.de/~grabo/news/orientcath3004.htm

О православной религии http: // www.orthodoxworld.ru/

О православной религии http://grove.ufl.edu/~catholic/orthodox.html

О греческой православной религии и исторических местах http://www.cc.uoa.gr/theology/html/english/orthurl.htm

Православный словарь http://www.hyperdictionary.com/dictionary/orthodox

Интернет-магазин книг с кратким описанием http://www.christianity-books.com/The_Orthodox_Way_0913836583.html

Yohanes Designs — ведущий международный розничный и оптовый торговец уникальными произведениями искусства ручной работы из избранных частей Африки.Наша уникальная линейка продуктов включает деревянные скульптуры, настенные кресты ручной работы, изысканные серебряные украшения, редкие расписные иконы http://stores.ebay.com/yohanesdesignsgallery

различных версий Библии http://www.biblegateway.com/cgi-bin/bible?language=English&version=KJV

Сеть граждан Эфиопии, Америки и Израиля по восстановлению монастыря Дер эль-Султан
AAU-Network Проект монастыря Дер эль-Султан
http://www.geocities.com/lmak27455/Ethiopian-Der-El-Sultan-Monastery/ индекс.html

Православная энциклопедия http://www.encyclopedia.com/html/O/Orthodox.asp

Православная энциклопедия http://reference.allrefer.com/encyclopedia/O/Orthodox.html

Американская Карпато-Русская Православная епархия Северной Америки

Посвящение (рукоположение) православного епископа — это процесс, во время которого кандидат в епископаты получает полноту благодати священства через Священную Тайну рукоположения возложением рук (по-гречески: Cheirotonia ) в преемственность от Святых Апостолов.Канцелярия епископа — высший духовный сан в Православной Церкви. Хотя некоторые епископы могут получать такие титулы, как Патриарх, Митрополит или Архиепископ, все епископы равны, а титулы являются административными званиями и знаками достоинства и чести. Во время своего Посвящения епископ получает благодать не только для совершения Священных Таинств, но и для дарования благодати рукоположения другим.

Библейское основание для Cheirotonia находится в Деяниях Апостолов (Деяния 1: 15-26; Деяния 6: 2-6) и Посланиях к Тимофею (1 Тимофею 4:14; 2 Тимофею 1: 6).Процедура, ведущая к хиротонии нового епископа, включает два этапа: во-первых, выбор кандидата, обычно называемый выборами, и второй, ритуал освящения Cheirotonia во время Божественной литургии.

Процесс выборов может быть одним из нескольких различных методов в зависимости от традиций и правил епархии или поместной церкви, например, через совет епархии или поместной церкви, комитет епископов местной церкви (т. Е. Синод епископов), или по назначению старшего епископа поместной церкви.В Американской Карпато-Русской Православной епархии епархиальные священники собираются на собрание, чтобы выдвинуть кандидата в епископа. Имя кандидата направляется Святому и Священному Синоду Вселенского Патриархата Константинополя архиепископом Америки, Экзархом Вселенского Патриархата для канонического избрания. Кандидатами в епископы должны быть неженатые мужчины, набранные из монашеских чин. Если не монах, кандидат должен принять монашеский постриг и стать монахом.Если не священник, он должен получить рукоположение в диаконы, если уже не в диаконы, то в священники. Лицо, избранное в епископат, должно добровольно принять его назначение, прежде чем можно будет приступить к освящению.

Поскольку в Деяниях апостолов описывается совершение Cheirotonia с молитвой, освящение епископа и рукоположение священника и диакона всегда совершаются в рамках Божественной литургии, каждое в разный литургический момент. Диакон рукоположен епископом в конце литургии после Освящения Святых Даров, потому что его роль заключается в содействии раздаче Святого Причастия.Диакон возводится в звание пресвитера епископом перед освящением, потому что его отличительной чертой является призыв Святого Духа. Епископ рукоположен перед чтением Священного Писания, потому что его особая роль — проповедовать и обучать Евангелию, а также рукополагать других. В то время как для рукоположения диакона или священника достаточно одного епископа, Священные каноны требуют, чтобы по крайней мере три епископа участвовали в возведении священника в епископство.

Епископское рукоположение начинается перед Божественной литургией, когда избранного епископа, облаченного в епитрахелий и фелонион и несущего Святое Евангелие, двое диаконов сопровождают через Царские врата к центру Солеи.Здесь архиепископ и сослужащие ему иерархи восседают на своих тронах лицом к Святилищу. Избранный епископ открывает Святое Евангелие и читает документ, содержащий его Исповедание веры. Сначала он исповедует никейско-константинопольский символ веры, а затем получает благословение своих епископов-хиротонистов. Он снова возвращается в Solea, где продолжает свое исповедание веры, обещая придерживаться решений Вселенских соборов и уважать и никоим образом не изменять — ни догмы, ни традиции, но придерживаться их и учить им свою божественно избранную паству. .Получив во второй раз благословение иерархов, он завершает свое исповедание веры обещанием сохранять единство мира в Церкви и быть свободным от злых умыслов и клятвой покорности правящему Патриарху или Первоиерарху своей епархии. . Наконец, он снова получает благословение собравшихся иерархов и представляет свое подписанное исповедание веры своему посвящающему епископу.

Во время Божественной литургии, после Трисвящения, Избранный Епископ становится на колени перед Престолом, прикасаясь к нему лбом, в то время как Евангелие открывается и кладется с записью ему на шею.Все посвящающие епископы возлагают руки на Евангелие и произносят молитву освящения, во время которой Святой Дух сходит на нового епископа и передает ему благодать епископата. Затем епископа облачают в одежды епископа и представляют народу. Древнее участие мирян в Освящении Епископов сохраняется в их тройном одобрении Axios («Он достоин») в то время, когда омофор возлагается на плечи нового Епископа.

Согласно первому канону апостольских канонов, посвящение епископа должно быть совершено тремя или более епископами.

После его хиротонии, если он избирается правящим епископом епархии, он официально возводится на престол (устанавливается) в качестве правящего епископа Старшим (освящающим) епископом. Интронизация обычно совершается по окончании литургии освящения.

Посвящающий епископ проводит новопосвященного епископа через Царские врата в собрание, а затем передает ему последние литургические предметы, связанные с епископством. При вручении каждой литургической вещи он восклицает: Axios! (Он достоин!)

Собрание каждый раз отвечает: «Axios! Axios! Axios!» (Он достоин!)

Архиепископ вручает ему Пасторский Посох, эмблему епископальной власти, которую вверяет ему Церковь, говоря:

Примите этот Посох, чтобы пасти вверенное вам стадо Христово.Послушным пусть будет помощью и опорой. С его помощью ведите непослушных и непослушных к наставлениям и наставлениям.

Вновь рукоположенный епископ ведется епископами к своему епископальному престолу, где он произносит последнее благословение Божественной литургии, на что верные откликаются Eis Polla Eti Despota — Многолетний Учитель!

Щелкните здесь, чтобы просмотреть полный текст епископальной службы освящения Его Преосвященства, епископа Григория Нисского с пояснительными примечаниями.


Свято-Богоявленская Православная Церковь — Веры Православной

Что такое Православная Церковь?

Православная Церковь сегодня — это федерация пятнадцати самоуправляющихся церквей, которые имеют общую
вера, общая литургическая и таинственная традиция и общая история, начинающаяся в
Иерусалим примерно в 33 г.Г. В Ветхом Завете мы находим пророков, которые предсказывали
пришествие Христа. Из Евангелий и из Нового Завета в целом мы узнаем о нашем Господе,
Бог и Спаситель Иисус Христос. Мы также находим установление Таинств, литургического богослужения,
и модели административной власти (епископы, священники, диаконы), сформировавшиеся в
Церковь. Апостолы, двенадцать первоначальных учеников Христа, предприняли многочисленные миссионерские
путешествия из города в город в древней греко-римской империи и христианской
сообщества, многие из которых сохранились до наших дней.Несмотря на гонения, христианство быстро распространилось
по всему Ближнему Востоку, Малой Азии, Северной Африке, Европе и Индии. Распространение
Церковь привела к созданию административных центров вокруг пяти крупных столичных
города Иерусалим, Антиохия, Александрия, Рим и Константинополь.

Первая тысяча лет…

Первая тысяча лет христианства засвидетельствовала единство веры среди христиан.
мир и Восток, и Запад.Были доктринальные споры: ариане, несториане, монофизиты и
другие представили ошибочные теологии в четвертом и пятом веках; «Иконоборцы»
атаковал использование иконок во время восьмого. Такие споры разрешались епископами и христианами.
представители со всего мира собрались на совет. Решения семи
из этих соборов были повсеместно приняты верующими и стали известны как
Вселенский.Руководимые Святым Духом, о чем свидетельствуют столетия бесчисленных последователей
Христос, Вселенские Соборы выражают веру Единого, Святого, Католического и Апостольского
Церковь, которая остается неизменной в Православии и по сей день.

Великий раскол

Разрыв общения между Востоком и Западом, известный как Великий раскол, произошел в году
1054.На Западе Рим изменил некоторые из древних доктрин («filioque»), а также добавил новые
единицы (папская непогрешимость, непорочное зачатие и т. д.). В 16 веке протестантская
Реформаторы внесли дальнейшие изменения и удаления. Все это время оставшиеся четыре древних
Патриархаты непоколебимы в той же полноте веры, переданной от Самого Христа.
через Его Святых Апостолов.Благодаря обширным миссионерским усилиям эти четыре центра были позже
к ним присоединились Русский и другие Патриархаты, составляющие пятнадцать автокефальных церквей.
сегодня объединенная как Единая Святая Католическая Апостольская Православная Церковь распространилась по всему миру.