Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 01 Октябрь 2020

    4 октября, в Воскресенье, в 11.30  в Воскресной школе для взрослых храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоятся новые лекции Аркадия Малера:

    11.30 «Миссия апостола Павла» (курс «Священное Писание»)

    12.30 «Философия Константина Леонтьева» (курс «Христианская философия»)

    Вход свободный.

  • 30 Август 2020

    Дорогие братья и сестры!
    Начиная с 01 октября 2020 года возобновляется работа Воскресной школы нашего храма. Всем желающим записаться на обучение просим обратиться к директору Воскресной школы священнику Сергию Звереву.
    Тел.+7 (905) 588-46-00

  • Все новости

Когда Церковь велит снять нательный крест

https://ria.ru/20200322/1568944182.html

Когда Церковь велит снять нательный крест

У православных начинается Крестопоклонная неделя: в третье воскресенье Великого поста главный символ христианства выносят для поклонения в центр храма. Крест —… РИА Новости, 22.03.2020

2020-03-22T08:00

2020-03-22T08:00

2020-03-22T08:00

религия и мировоззрение

великий пост

великий пост 2020

иисус христос

аналитика — религия и мировоззрение

иерусалим

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/126961/79/1269617975_0:160:3076:1890_1400x0_80_0_0_eccb93bacb70baa6e0416d8c3e29f253.jpg

<strong>МОСКВА, 22 мар — РИА Новости. </strong>У православных начинается Крестопоклонная неделя: в третье воскресенье Великого поста главный символ христианства выносят для поклонения в центр храма. Крест — материальный атрибут веры, его издавна носят на груди. Однако сегодня эта традиция у многих вызывает вопросы. Ответы на них — в материале РИА Новости.Зачем носить крестик?Некогда крест был распространенным на Востоке орудием казни — мучительной (агония пригвожденного могла продолжаться несколько дней) и самой позорной. Римляне, например, не распинали своих граждан — только рабов и чужеземцев.Таким «иностранцем» для римской власти был и Иисус Христос. Однако после Его крестной смерти и воскресения крест стал орудием спасения и символом победы над адом. Согласно христианскому вероучению, Бог принес в жертву Своего Сына, чтобы открыть людям путь в рай.Именно этому посвящены песнопения Крестопоклонной недели. Ее прообразом, что символично, тоже стала победа. В 628 году византийский император Ираклий завершил длительную войну с персами. И вернул вывезенный ими из Иерусалима крест, на котором в I веке распяли Иисуса.Со временем эта дата обрела более глубокий, духовный смысл: верующим напоминали не о победе земного правителя Византии, а о страданиях Спасителя и стремлении жить в подражание Ему.<em>»</em>И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» — именно эти евангельские строки читаются в храмах сегодня.Заветы Христа его последователи исполняют буквально: уже в первые века некоторые христиане вешали на грудь крестики. В IV-V столетиях обычай стал повсеместным.»Главным образом эта традиция свойственна историческим церквам — православной, католической, древневосточным. Таким образом, во-первых, выражается христианская вера в реальность боговоплощения — в истинного Бога, ставшего истинным человеком. А во-вторых, это знамя христианства — нательный крест показывает принадлежность человека к этой религии», — объясняет глава Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов. В некоторых церквах, например в Коптской, верующие делают татуировки в виде креста на руке или лбу. Так, утверждают они, принадлежность к христианству никак не может быть отчуждена. Дело в том, что копты долгое время подвергались гонениям, поэтому испокон веков им было важно подчеркнуть веру таким способом.»В нашей же традиции крест в виде татуировки связан с представителями уголовного мира, где ему придается подчас кощунственный смысл. И это не может быть нравственно приемлемым для православного человека», — обращает внимание богослов. Можно ли его снимать?»Знамя христианства» дают человеку сразу, как только он крестился. И носить его верующий должен всю жизнь. Несмотря ни на что. Впрочем, у этого правила есть исключения.»Бывают ситуации, когда, например, проводится медицинская операция и физически не допускается наличие креста на шее», — поясняет отец Максим.В ряду таких же исключений — некоторые контактные виды спорта, например футбол или борьба. На время поединка священники рекомендуют атлетам положить крестик в карман или вшить в одежду.»В советские годы верующим военнослужащим фактически невозможно было носить нательный крест. Поэтому они чаще всего вшивали символ веры в рукав или воротник», — рассказывает отец Максим.Однако правило не снимать крестик не означает, что его надо выставлять напоказ, — лучше носить под одеждой, «ведь это для Бога, а не для людей», напоминает священник. В то же время не стоит и специально прятать крест, например, будучи на пляже или в бассейне. Не принято снимать его и во время супружеской близости. Простой или золотой?Сейчас вариантов нательных крестов настолько много, что у верующих зачастую возникает вопрос: какой предпочтительнее? В Церкви подчеркивают: нет разницы — деревянный или золотой, большой или маленький, на цепочке или на простой веревочке.Единственное, к чему призывают священнослужители: обойтись без излишеств. Ведь крестик — вовсе не украшение, а знак принадлежности к христианству. То есть ценность металла или ювелирной работы мастера не должна затмевать смысла ношения креста.»Обилие драгоценностей и чрезмерно высокая стоимость противоречит значению этого символа. Лучше остановиться на изделии, где не слишком очевиден субъективный художественный порыв его создателя. Крест должен иметь традиционную каноническую форму», — отмечает священнослужитель.А вот где приобретается крестик — в магазине или в храме — все равно. Освятить его можно в любой православной церкви.Крест от всего убережет?Главное для верующего, по словам отца Максима, — не впадать в крайности. Да, крест — главный символ христианства. Да, его надо носить. Но это не оберег в утилитарном смысле, как считают, например, некоторые автомобилисты.»Крест, конечно, можно повесить в машине. Но только если водитель, посмотрев на него, хотя бы кратко помолится — про себя или вслух — о том, чтобы Господь благословил его дорогу. А по окончании пути не забудет поблагодарить. Если же все делается из суеверных побуждений — мол, у меня висит крест и поэтому с моим автомобилем ничего не случится, — то нужно иметь в виду: главный символ христианства — не разновидность небесного каско», — предупреждает протоиерей.В последнее время вокруг нательных крестов сложилось множество поверий. Например, некоторые считают, что найденный на улице крестик нельзя подбирать — это якобы сулит скорую смерть.»Тут нет никакой связи, это лишь суеверная трусость. Если найденный или оставшийся от близких людей крест не нужен — отнесите его в ближайший храм», — советует богослов.Нет ничего страшного и в том, если крест потерялся. Как подчеркивает отец Максим, немногие могут проносить один и тот же крестик всю жизнь. Если пропажа не находится, просто приобретите другой, освятите и носите его как символ своей веры.

https://ria.ru/20200305/1568167623.html

Vv Dok

Хватит уже байки тиражировать, 21-й век на дворе…

126

boba608

Поправку надо об оскорблении чувств атеистов с применением СМИ)

92

8

иерусалим

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/126961/79/1269617975_173:0:2904:2048_1400x0_80_0_0_cf25d0abf46879484236f4c8a4dfe878.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

великий пост , великий пост 2020, иисус христос, аналитика — религия и мировоззрение, иерусалим, общество

МОСКВА, 22 мар — РИА Новости. У православных начинается Крестопоклонная неделя: в третье воскресенье Великого поста главный символ христианства выносят для поклонения в центр храма. Крест — материальный атрибут веры, его издавна носят на груди. Однако сегодня эта традиция у многих вызывает вопросы. Ответы на них — в материале РИА Новости.

Зачем носить крестик?

Некогда крест был распространенным на Востоке орудием казни — мучительной (агония пригвожденного могла продолжаться несколько дней) и самой позорной. Римляне, например, не распинали своих граждан — только рабов и чужеземцев.

Таким «иностранцем» для римской власти был и Иисус Христос. Однако после Его крестной смерти и воскресения крест стал орудием спасения и символом победы над адом. Согласно христианскому вероучению, Бог принес в жертву Своего Сына, чтобы открыть людям путь в рай.

Именно этому посвящены песнопения Крестопоклонной недели. Ее прообразом, что символично, тоже стала победа. В 628 году византийский император Ираклий завершил длительную войну с персами. И вернул вывезенный ими из Иерусалима крест, на котором в I веке распяли Иисуса.

Со временем эта дата обрела более глубокий, духовный смысл: верующим напоминали не о победе земного правителя Византии, а о страданиях Спасителя и стремлении жить в подражание Ему.

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» — именно эти евангельские строки читаются в храмах сегодня.

Заветы Христа его последователи исполняют буквально: уже в первые века некоторые христиане вешали на грудь крестики. В IV-V столетиях обычай стал повсеместным.

«Главным образом эта традиция свойственна историческим церквам — православной, католической, древневосточным. Таким образом, во-первых, выражается христианская вера в реальность боговоплощения — в истинного Бога, ставшего истинным человеком. А во-вторых, это знамя христианства — нательный крест показывает принадлежность человека к этой религии», — объясняет глава Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.

В некоторых церквах, например в Коптской, верующие делают татуировки в виде креста на руке или лбу. Так, утверждают они, принадлежность к христианству никак не может быть отчуждена. Дело в том, что копты долгое время подвергались гонениям, поэтому испокон веков им было важно подчеркнуть веру таким способом.

«В нашей же традиции крест в виде татуировки связан с представителями уголовного мира, где ему придается подчас кощунственный смысл. И это не может быть нравственно приемлемым для православного человека», — обращает внимание богослов.

Можно ли его снимать?

«Знамя христианства» дают человеку сразу, как только он крестился. И носить его верующий должен всю жизнь. Несмотря ни на что. Впрочем, у этого правила есть исключения.

«Бывают ситуации, когда, например, проводится медицинская операция и физически не допускается наличие креста на шее», — поясняет отец Максим.

В ряду таких же исключений — некоторые контактные виды спорта, например футбол или борьба. На время поединка священники рекомендуют атлетам положить крестик в карман или вшить в одежду.

«В советские годы верующим военнослужащим фактически невозможно было носить нательный крест. Поэтому они чаще всего вшивали символ веры в рукав или воротник», — рассказывает отец Максим.

Однако правило не снимать крестик не означает, что его надо выставлять напоказ, — лучше носить под одеждой, «ведь это для Бога, а не для людей», напоминает священник. В то же время не стоит и специально прятать крест, например, будучи на пляже или в бассейне. Не принято снимать его и во время супружеской близости.

Простой или золотой?

Сейчас вариантов нательных крестов настолько много, что у верующих зачастую возникает вопрос: какой предпочтительнее? В Церкви подчеркивают: нет разницы — деревянный или золотой, большой или маленький, на цепочке или на простой веревочке.

Единственное, к чему призывают священнослужители: обойтись без излишеств. Ведь крестик — вовсе не украшение, а знак принадлежности к христианству. То есть ценность металла или ювелирной работы мастера не должна затмевать смысла ношения креста.

«Обилие драгоценностей и чрезмерно высокая стоимость противоречит значению этого символа. Лучше остановиться на изделии, где не слишком очевиден субъективный художественный порыв его создателя. Крест должен иметь традиционную каноническую форму», — отмечает священнослужитель.

А вот где приобретается крестик — в магазине или в храме — все равно. Освятить его можно в любой православной церкви.

Крест от всего убережет?

Главное для верующего, по словам отца Максима, — не впадать в крайности. Да, крест — главный символ христианства. Да, его надо носить. Но это не оберег в утилитарном смысле, как считают, например, некоторые автомобилисты.

«Крест, конечно, можно повесить в машине. Но только если водитель, посмотрев на него, хотя бы кратко помолится — про себя или вслух — о том, чтобы Господь благословил его дорогу. А по окончании пути не забудет поблагодарить. Если же все делается из суеверных побуждений — мол, у меня висит крест и поэтому с моим автомобилем ничего не случится, — то нужно иметь в виду: главный символ христианства — не разновидность небесного каско», — предупреждает протоиерей.

В последнее время вокруг нательных крестов сложилось множество поверий. Например, некоторые считают, что найденный на улице крестик нельзя подбирать — это якобы сулит скорую смерть.

«Тут нет никакой связи, это лишь суеверная трусость. Если найденный или оставшийся от близких людей крест не нужен — отнесите его в ближайший храм», — советует богослов.

Нет ничего страшного и в том, если крест потерялся. Как подчеркивает отец Максим, немногие могут проносить один и тот же крестик всю жизнь. Если пропажа не находится, просто приобретите другой, освятите и носите его как символ своей веры.

5 марта, 08:00Религия и мировоззрениеПоминовение усопших в Великий пост: каких ошибок лучше избежать

Зачем православные носят нательный крестик

При совершении таинства Крещения православный священник надевает на новообращённого христианина нательный крестик, который должен сопровождать его всю жизнь. Являясь вещественным свидетельством принадлежности к Христовой церкви, освящённое распятие помогает крещёному сохранить душу в чистоте и оберегает его от козней злых сил.

Древняя традиция

По мнению протодиакона Сергия Шалберова, изначально ношение нательного крестика было действием сугубо индивидуальным, и регулировалось лишь личным желанием и благочестием человека.

Однако со временем эта традиция преобразовалась в одну из основ православной веры, в которой отказ по какой-либо причине постоянно носить на шее крестик, стал восприниматься как грех, и даже отступничество от веры.

Размышляя над этим вопросом, преподобный Ефрем Сирин в своей работе «Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» приводит цитату из Псалтыря [90: 10]: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем… носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Висящий возле самого сердца нательный крестик, по разумению апостола Павла (К Галатам 2:19) является физическим воплощением фразы: «Я сораспялся Христу», который в Евангелие от Марка [8: 34], произносит знаменательные слова: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».

Сила креста

О спасительно-защитной силе нательного крестика писал мученик Петр Дамаскин: «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?»

В том же контексте размышлял святой Иоанн Кронштадтский, говоривший, что для верующих нательный крест «есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Старец Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) призывал с почтительным трепетом относиться к нательному распятию, без которого любой христианин представляется беззащитным воином без оружия. Остерегая мирян от использования нательного крестика в качестве украшения, он советовал ежедневно целовать своё распятие, чтобы вдыхать, исходящие от него «лучи благодатного света и любви», незаметно пронизывающие душу, совесть, нрав и сердце человека.

Однако, Сергий Шалберов, предупреждает, о том, что не следует причислять нательный крестик к некоему защитному амулету, который помогает каждому, кто денно и нощно носит его. Если индивид сомневается в Боге, не обладает церковным сознанием, ведёт аморальный образ жизни и не соблюдает евангельские заповеди, то никакой пользы от ношения крестика ему не снискать. И напротив, если истинно православный человек по веской причине вынужден снять на какое-то время нательный символ веры, этот факт нисколько не уменьшит его праведность, и уж тем более не будет греховным.

Экстренные ситуации

Ношение креста, который является вечным напоминанием о том, как Христос, умерев на распятии, одновременно победил смерть, является своего рода постоянной безмолвной молитвой.

Таким образом, снимая его с себя, человек как бы прерывает свою связь с Всевышним, и чтобы даже в экстремальных ситуациях оставаться под покровительством Бога иерей Святослав Шевченко предлагает православным воспользоваться некоторыми интересными идеями.

Из соображений безопасности во время проведения хирургической операции или обследования в магнитно-резонансном томографе на теле человека не должны присутствовать никакие посторонние предметы, но православные люди могут остаться при кресте, при этом, не нарушив клинические правила. Для этого пациент должен нарисовать на груди небольшой крестик йодом или зелёнкой.

При посещении кабинета флюорографии нательное распятие можно взять в рот, для отдыха в бане надеть освещённый в церкви деревянный крестик, а на тренировках и в выступлениях в контактных видах спорта сменить его трикотажным поясом с 90-м псалмом, на котором есть изображение креста.

К слову, Сергий Шалберов советует во время смены крестильного крестика на альтернативные варианты, когда тело и душа на считанные минуты остаются без защиты Всевышнего, непрерывно читать про себя короткую молитву.

Потеря нательного креста

Священник Михаил Воробьев, как и все служители православной церкви, не видят в потере нательного креста ничего страшного, кроме случайности и рассеянности потерявшего. Допустив такую ситуацию, стоит просто приобрести новый крест, и если покупка совершается в магазине, а не в храме, то следует обязательно освятить его.

Те христиане, кто в подобном случае, начинают верить в негативные суеверные трактовки, по заверению диакона Константина Горбунова, демонстрируют недостаточную веру в Бога, уход от истинного богопознания и верного участия в церковной жизни.

Читайте также:

Правильно ли считать нательный крестик оберегом?

В жаркую погоду заметно, что примерно двое из трех россиян носят нательный крест. В каком веке появился этот обычай и что он означает? Бывают ли кресты католическими и старообрядческими и как их освящать? В чем смысл ношения нательного креста, «Правде.Ру» рассказал игумен Серапион (Митько), председатель Миссионерского отдела Ярославской епархии.

Нательный крест — не амулет и не украшение

— Крест не является просто украшением. Более того, он не является неким магическим амулетом. Недостаточно просто надеть на себя крест и считать себя христианином. Крест должен выражать то, что есть в сердце человека. В одних случаях он выражает христианскую веру, в других случаях — желание лишь формально, внешне принадлежать к христианской Церкви. Это желание часто не является виной наших сограждан, а лишь следствием их недостаточной просвещенности.

— Отец Серапион, если человек потеряет свой крест или найдет чужой, это что-то значит?

— С нательным крестом связаны определенные суеверия. Например, некоторые люди полагают, что потеря нательного креста является очень трагическим событием в их жизни. Конечно, принято сожалеть о случившемся, однако, если человек по тем или иным причинам потерял крест, это не означает, что в его жизни произойдут какие-то большие несчастья или что это является признаком какого-то нерасположения со стороны высших сил.

С другой стороны, существует суеверие, что найденный где-либо крест ни в коем случае нельзя подбирать, а если это случилось, то обязательно надо его отдать в церковь. Один священник, который был моим первым духовником, сказал мне, что найти крест — это счастье. Это знак того, что Господь посылает тебе особую милость. Поэтому те люди, которые находят крест, не должны испытывать суеверных чувств. Крест найденный необходимо взять, чтобы он не осквернялся в неположенном месте, его можно оставить себе, пожертвовать в храм или подарить какому-то человеку.

Читайте также: Молния ударила в нательный крест

— В каких случаях православный человек может снять крест?

— Я вам расскажу по этому поводу одну историю из своей жизни. Я носил крестик еще в школе, хотя, конечно, это не поощрялось. Однако моя вера не была очень твердой. Когда мне пришлось сдавать вступительные экзамены, я снял с себя крест, который, впрочем, никто не видел, потому что опасался, что если я провалюсь на экзаменах, то буду думать, что крест мне не помог. Я экзамен сдал.

Что очень важно? Важно, по каким причинам требуется снять крест. Например, иногда человек, находящийся в бане, не может быть в кресте, поскольку металлические предметы там раскаляются. Для этих целей существовали деревянные кресты, они были очень распространены в нашем народе. Даже тогда, когда люди имели кресты металлические, идя в баню, они надевали крест деревянный. Суеверное предание, что в бане крест снимать нужно обязательно, является языческим.

Читайте также: Освящение квартиры и машины — не магический ритуал

Что касается просьбы снять крест со стороны врача. Есть такие приборы, которые нельзя использовать при наличии металла на теле человека. Если просьба связана исключительно с какими-то техническими особенностями, если в ней не заключается никакого антихристианского подтекста и сам носящий крест понимает, что временное отложение креста не является каким-то религиозным актом, то это вполне можно сделать. В этом нет никакого греха, нет никакого преступления.

Но если мы видим, что крест требуют снимать люди, имеющие антихристианские убеждения, то здесь этот знак становится символом нашей верности Христу. Мы знаем, что многие люди предпочли принять мученическую кончину в ответ на требование снять крест. А другие люди срывали с себя кресты в знак разрыва с Богом и с Церковью.

Важно, зачем просят снять крест. Если в этом есть хоть какой-тонамек на неприятие религиозных убеждений христианина, то крест снимать нельзя ни в коем случае. Особенно эта тема актуальна в связи с тем, что в некоторых европейских странах сейчас запрещают появляться в учебных заведениях, имея на себе те или иные религиозные символы, запрещают распятия в классах. В этом отношении мы не просто боремся за право носить крест, но боремся за право быть верными Христу, быть с Ним здесь и в Царствии Небесном тоже.

Читайте также: Почему Православие консервативно

— Можно носить крест поверх одежды или обязательно под ней?

— Мы знаем, что в древней Руси наперсный крест очень часто носили поверх одежды, и это было знаком верности Богу. В этот же период не существовало крестов священнических, кресты носили только епископы. Сейчас носить крест поверх одежды не принято по нескольким причинам. Во-первых, ношение креста поверх одежды в настоящее время является принадлежностью клира. Во-вторых, люди, которые сейчас так делают, как правило, люди нецерковные. Они носят крест как некое украшение, аксессуар. Такого рода употребление креста противоречит церковной традиции.

С другой стороны, нет ничего страшного в том, что маленький ребенок, недавно крещеный, который ходит в воскресную школу или прочитал свою первую книжку о христианской вере, начинает дома надевать крест сверху рубашки. Это ни в коем случае не надо пресекать. Это детское непосредственное выражение любви ко Христу. Это радость от ощущения Божьего присутствия в своей жизни.

Читайте также: Чем отличается православная вера от западных исповеданий?

— Как можно освятить нательный крест?

— В настоящее время принято освящать все сакральные предметы, хотя это было не всегда. Было время, когда многое освящалось через употребление. Но сейчас принято крестик освящать. Если крест приобретен в храмовой лавке, то этот крест, как правило, освящен. Если крест куплен в другом месте или имеет неизвестное происхождение, то его надо отнести в церковь, попросить кого-то из служителей храма, например, пономаря, того, кто сидит за свечным ящиком, передать крест в алтарь. Священник освятит его.

Некоторые считают, что это очень быстрая процедура. На самом деле, вычитывают несколько молитв. Кроме того, существует древняя практика, согласно которой крест для освящения приносили в храм вечером, накануне Божественной литургии или утром перед литургией после освящения священник полагал его на Престол, во время совершения таинства евхаристии крест находился на престоле. После литургии крест отдавали тому, кто принес его для освящения.

— Расскажите об истории нательного креста.

— Нательный крест используется христианами с самого начала существования Церкви. Первые свидетельства о существовании прообраза нательного креста — энколпиона — относятся к IV веку. Энколпион представлял собой прямоугольный ящичек, иногда имеющий собой круглую или крестообразную форму, в котором хранились частицы святых мощей, частицы просфоры. Иногда энколпион использовался для сохранения Святых Даров, которые первые христиане в эпоху гонений получали для причащения в своих домах и имели при себе.

Мы не знаем, какой формы был энколпион в первые века христианства. Очевидно, что в эпоху гонений христиане достаточно выражали верность Церкви самим фактом пребывания в ней. Поэтому наличие видимых знаков принадлежности к христианству было не обязательно.

Впоследствии энколпион становится принадлежностью епископского сана и приобретает форму креста. Первые епископские кресты были именно в форме энколпиона, в форме, из которой впоследствии происходит крест-мощевик. В дальнейшем епископский крест эволюционирует и приобретает современную форму.

Другим направлением развития энколпиона было появление нательных крестов. Исторические свидетельства об этом разноречивы, однако очевидно, что уже в средневековье нательный крест становится повсеместной принадлежностью восточных христиан. На Руси его распространение подтверждается различными археологическими находками. Кресты изготавливались из разных материалов, до нас дошли, прежде всего, кресты металлические. Их форма и надписания на этих крестах тоже были различными.

Читайте также: Почему христианство называют религией рабов?

В XVII веке на Руси устанавливается та форма нательного креста, которая впоследствии сохраняется у старообрядцев. Этот крест не имел на себе распятия, только имел изображение Голгофского креста, часто орудий казни Христа, на обратной стороне часто размещалась молитва «Да воскреснет Бог» или тропарь Кресту.

В начале XVIII века в старообрядческой среде, прежде всего, в среде беспоповства, возникает дискуссия на тему того, каким должно быть надписание на кресте. Наиболее распространенной формой надписания в XVII веке и ранее были слова «Царь Славы». Однако уже тогда распространяется помещение сверху креста так называемого «пилатова титула» — «Иисус Назорей Царь Иудейский», который, как известно, был выполнен на трех языках: еврейском, греческом и латинском. Некоторые из старообрядцев, прежде всего, поморцы, полагали, что такое надписание является глумливым — это оскорбительный приговор Христу, и помещать его на крест не представляется возможным.

Противоположную точку зрения представляли представители федосеевского согласия, однако большинство из них впоследствии согласилось с тем, что помещение этого титула является неприемлемым, а некоторые продолжали его размещать, и даже возникло такое небольшое согласие — «титловцы».

Почему для нас это важно? Потому что именно в связи с полемикой со старообрядцами в России происходит проблематизация темы формы креста. У других христиан к этому вопросу относятся достаточно свободно. Но вследствие этих сложных споров в русском православии внимание к форме креста, к изображениям и надписям на кресте стало особенно важным.

Читайте также: Мытарства: сквозь тернии — в рай?

Поэтому сейчас мы довольно часто можем столкнуться с ситуацией, когда те или иные люди называют тот или иной крест «неправославным». Чаще всего речь идет о подозрениях в католическом происхождении креста. Обыкновенно это происходит в случае того, если на кресте имеется надписание латинскими буквами I. N. R.I либо если ноги Спасителя на распятии прибиты одним гвоздем. Некоторые священники считают, что освящать такие кресты не положено. Однако следует обратить внимание, что в христианской Церкви существовало очень большое количество форм крестов и существовали взаимовлияния: помещение распятие на нательный крест во многом является западным влиянием. Поэтому нашим очень радивым пастырям не стоит, мне кажется, развивать тему латинских влияний на нательный крест, поскольку эти влияния имели место очень давно и некоторые из них стали частью собственно православной традиции.

На оборотной стороне креста в настоящее время чаще всего помещаются слова «спаси и сохрани». Некоторые формы креста, существовавшие в древности, имели надписание «Пресвятая Богородице, помогай нам». Эти надписи также не являются обязательными, как и не является обязательным помещение на кресте распятия. Более того, наличие распятия на нательном кресте является достаточно поздней традицией.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что христианская Церковь знает множество форм нательного креста и на протяжении своей истории использовала различные из них, отдавая преимущество тем или иным в отдельные периоды времени. Поэтому важно, чтобы крест имел церковную форму, чтобы это не была пародия на крест, чтобы он был изготовлен людьми, которые понимают церковные традиции. И очень важно, чтобы этот крест использовался по своему назначению. Когда христианин надевает крест, он тем самым свидетельствует свою православную веру. Тем самым он принимает на себя крест Христов и несет его вместе со Христом.

Фото превью: Образование и Православие

7. О нательных крестиках и крестном знамении

7.1. Почему важно осенять себя крестным знамением?

– Совершая на себе знамение Креста, христианин, во-первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во-вторых, он укрепляется силою Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в-третьих, исповедует, что ждет явления славы Христовой, Второго Пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно Божественным словам Самого Господа (Мф. 24:30): этим знамением, по разумению Отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста. Некоторые отцы толковали знамение в том смысле, что явится или необыкновенная звезда (как при рождении Христа), или Сам Христос, или будет воскресение мертвых.

7.2. Как правильно осенять себя крестным знамением?

– Для крестного знамения три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные так пальцы кладут сначала на лоб – для освящения ума, затем на чрево (живот) – для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким образом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест – нижний его конец становится короче верхнего. Крестное знамение надо совершать осмысленно и с молитвенным призыванием Господа.

Нельзя осенять себя крестным знамением поспешно, небрежно, не касаясь пальцами лба, а лишь делая движение рукой в направлении его. «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).

О тех, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

7.3. В чем заключается смысл крестного знамения?

– Полагаемое на себя или изображаемое на себе движением руки крестное знамение есть молчаливое, но открытое исповедание веры.

Сложенные вместе три первых пальца выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пригнутых к ладони пальца означают две природы Иисуса Христа – Божественную и человеческую.

Крестное знамение напоминает:

– о том, что Сын Божий положил душу Свою на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха и вечной смерти, поэтому каждый должен стремиться к тому, чтобы полагать душу свою за братьев своих. Иными словами, крестное знамение напоминает о бесконечной любви Божией к роду человеческому и о долге любви каждого человека к Богу и друг к другу;

– во-вторых, о ничтожестве всего временного, тленного и о величии благ, уготованных верующим любовью Распятого за них в Царствии Небесном;

– в-третьих, о единстве всех христиан, искупленных Крестом;

– в-четвертых, о непрестанном благодатном вездеприсутствии Господа и о Его всемогущей силе;

– и, в-пятых, о несомненном исполнении всех обетований Искупителя, заключающихся в Евангелии.

7.4. Какую силу имеет изображение на себе крестного знамения?

– Крестное знамение дает душе крепость и силу отгонять и побеждать зло и творить добро. И это, конечно, в том случае, если творят крестное знамение с верой, благоговением и вниманием.

Сила крестного знамения необычайно велика. В житиях святых нередко встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

7.5. Когда надо осенять себя крестным знамением?

– Посредством крестного знамения мы призываем имя Божие, и поэтому оно совершается обычно при словах: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» или «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-либо славословии и в конце молитвы.

Итак, осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после ее окончания, а также при приближении к святыням: при входе в храм, при лобызании креста, икон, святых мощей. Верующие крестятся перед началом всякого дела и после его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом, в моменты опасности, в горе, в радости и во многих других ситуациях.

Крестное знамение совершается во время всех Святых Таинств. Им же совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни.

7.6. Почему надо носить нательный крест?

– Православные христиане традиционно носят крест с момента принятия таинства Крещения.

Крест является вещественным свидетельством принадлежности человека к Христовой Церкви. Одновременно он является оружием в духовной борьбе: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10)» (преподобный Ефрем Сирин).

Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19).

7.7. Какой выбрать крестик – золотой или серебряный?

– Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест – никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить.

Но главное заключается в том, чтобы крест носить осмысленно, с верой, не снимая.

7.8. Можно ли носить неосвященный крестик?

– Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Тем не менее принято нательные крестики освящать в церкви, особенно приобретенные не в храме.

7.9. Можно ли носить крестик на цепочке?

– Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.

7.10. Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?

– Можно. Крест – это святыня, символ спасения. В чине освящения нательного креста не указывается имя конкретного человека.

7.11. Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?

– Нательный крест – знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты – свидетельства о приверженности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:14–16).

7.12. Надо ли снимать крест при мытье в бане?

– Не принято снимать освященный нательный крест. В особых случая металлический крест можно заменить на деревянный.

7.13. Должны ли православные верующие почитать четырехконечный крест или только восьмиконечный?

– Православная Церковь одинаково почитает как восьмиконечный, так и четырехконечный крест, как орудие страданий Христа Спасителя. Форма креста – вопрос не догматический, а исторический и эстетический.

Почитая крест четырехконечный и восьмиконечный, Православная Церковь почитает не два креста, а один крест Господень, как например, почитая полное и поясное изображение Христа Спасителя, чтит Одного Спасителя.

Любой крест: четырехконечный, шестиконечный или восьмиконечный, сделанный из дерева, металла или какого-либо другого материала почитается не за внешний вид или материал, а почитается как образ и символ Христова Страдания. «Ибо всякий раз, как где будет знамение, там будет и Сам Он» (св. Иоанн Дамаскин).

7.14. Как отличить православный крест от католического?

– По церковной традиции православный крест может быть восьмиконечным и четырехконечным; католический – обычно четырехконечный с более вытянутой вертикальной перекладиной, с изображением распятого Спасителя или без Него. Отличителен и образ Иисуса Христа на нем. На католических крестах с распятием тело Иисуса Христа изображают тяжело провисающим и с ногами, прибитыми к кресту одним гвоздем. На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Сверху помещена табличка с надписью: Иисус Назарянин Царь Иудейский. На православном распятии стоят заглавные славянские буквы: IHЦI, на католическом латинские: INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). На обороте православных нательных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Эти внешне отличительные формы православных и католических крестов не имеют принципиальной разницы, являясь отражением разных церковных традиций.

7.15. Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать?

– Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь или освятить и носить, если нет своего, или отдать тому, кто будет его носить.

12 суеверий о православном крестике

Путь становления православия на Русской земле был весьма тернист. Отсюда и возникла некая синкретичность в видении веры в народе. Все мы знаем о Масленице и других праздниках, которые нам пришли от язычников. Русское православие растворило и впитало в себя не только хорошее от глубинного русского народа, но и весьма странные формы — суеверия. В этой статье мы и будем бороться  с этим проявлением зла у мирян.

 

Суеверие № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах.

Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом — он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест — это не талисман. Это знамя нашего спасения.

 

Суеверие № 2. Крест может быть только из серебра или олова. Золотой крест оскорбляет Христа — этим человек показывает свою любовь к богатству — и лишает человека помощи небесных сил.

Неважно, из какого металла сделан крест — из серебра, золота, олова или дерева. Главное, чтобы человек относился к нему как к знамению своего спасения. Если он выставляет свой крест напоказ как символ своего богатства — это оскорбление Бога.

Крест не надо выставлять напоказ, носить поверх одежды. Крест должен быть на груди. А из какого металла он сделан — это сугубо личные предпочтения. Даже если он сделан из золота — здесь нет нарушений.

 

Суеверие № 3. Ни в коем случае нельзя показывать свой крест другим, иначе человек будет доступен действию темных сил.

Можно сколько угодно верить, носить на себе хоть пять крестов, но если ничего не делать во имя своей веры, эта вера мёртвая.

Неважно, в каком месте носить крест, важно — исповедуешь ли ты христианство своей жизнью, своими поступками, или для тебя христианство как некая ширма, красивый ритуал. Действительно, не стоит носить крест напоказ.

 

Суеверие № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.

Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.

 

Суеверие № 5. Потерять нательный крест — к несчастью (другой вариант — к счастью, так как потерянный крест принимает на себя все грехи своего владельца).

Мы все живём в активном мире. Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Ничего страшного в этом нет. Крест — это не талисман или оберег. Нельзя придавать этому какое-то значение — что я потерял крест, с ним ушли мои грехи, или пришли новые — нет, это заблуждение. Надень новый и с верой и молитвой носи его.

 

Суеверие № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.

Если нашли православный нательный крестик, отнесите его в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если нашёли крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ходите и отдать священнику. Если надеть на себя сегодня один крест, а завтра другой, и что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём. Ищите проблему в своей жизни. Анализируйте свои действия и поступки и делайте выводы.

 

Суеверие № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.

Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Души умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.

 

Суеверие № 8. Дарить нательный крест могут только родители, крёстные или священник, так как это очень личная вещь.

Нет никаких препятствий никому для этого. Если вашему ребёнку подарили крест, придите в храм, освятите его, и пусть ребёнок носит. Верующий человек с радостью примет крест для своего ребёнка либо внука, внучки.

 

Суеверие № 9. Если нательный крест потемнел — он в данный момент ведёт активную борьбу против тёмных сил.

Если крест потемнел — это значит, что он окислился. Когда серебро или золото окисляется, оно темнеет. Так происходит время от времени. Придавать этому какой-либо смысл не стоит. Сам по себе крест не ведёт никакой борьбы. Борьбу ведёт человек, который носит этот крест: с самим собой, со своими страстями. Крест своей силой помогает человеку. А если он потемнел — значит, металл окислился. Грех или тёмные силы не отображаются в виде темноты на кресте. Советуем всем изучать законы химии.

 

Суеверие № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.

Порвалась цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Посетите ювелира, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.

Если боитесь примет, придите в храм, исповедуйтесь, причаститесь, послушайте проповедь священника или архиерея. И ничего не бойтесь.

 

Суеверие № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать.

Крест — знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если крест сломался или он уже старенький —  нужно отнести его в храм, где он будет храниться с почестями.

 

Суеверие № 12. Если обменяться крестами — люди станут ближе друг к другу духовно.

Это не более чем хороший, добрый обычай. Придавать этому мистическое значение, безусловно, не стоит. Мы все братья и сёстры во Христе, в духовном смысле, и братья и сёстры даже в физическом смысле. Мы все произошли от Адама и Евы, и каждый человек — брат другому.

Автор: Мария Цырлина

Почему мы носим кресты и крестимся? В Библии об этом нет.

Вопрос читателя: 

Здравствуйте, батюшка!

Почему вы носите кресты и осеняете себя крестным знамением, если в Слове Божием, Библии никто не делает сих действий – ни сам Иисус, ни апостолы, ни другие люди?

Александр

Отвечает иерей Роман Посыпкин: 

Как молиться за крещенного в Армянской Церкви?

Крест для христиан — символ принадлежности ко Господу, главный образ нашего спасения.

О поклонении кресту, дорогой Александр, Библия говорит вполне определённо: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). Апостол Павел пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

Крест как главный символ христианства столь же парадоксален и уникален, как и оно само. Придуманный римлянами (Ветхий завет не знает распятия), он был орудием страшной и позорной казни, которой подвергали самых отъявленных преступников. Человек умирал от жестоких страданий, поскольку смерть наступала от удушья, как результат длительного и крайне мучительного неестественного положения грудной клетки и всего тела. Однако в христианстве крест, напротив, становится знаком победы и вестником спасения, главным символом Церкви и христианской веры читать далее 

Так что, осеняя себя крестом и нося его на груди, мы славим Господа, Который на Своём Кресте, Сам бывши безгрешным, претерпел мучения за наши грехи и спас человека от вечной смерти, открыв дорогу своему творению в жизнь вечную.

Аминь.

Храни Вас Господь!

На заставке фрагмент фото Санкт-Петербургской Духовной Академии

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Почему мы носим крест?

В дохристианские времена Крест был орудием постыдной и ужасной смерти. Древние римляне изобрели его и использовали повсюду, чтобы запугать покоренные ими народы. Все с ужасом смотрели на это орудие казни — позорный Крест.

Но замечательная перемена произошла в отношении Креста после того, как на нем был распят Господь наш Иисус Христос. Господь пострадал и умер на кресте.Он принял на Себя ужасные страдания, чтобы спасти нас от грехов. Крест удостоился великой славы, какой не имел никакой другой предмет, сделанный руками человека. Крест стал знаком нашего спасения, через который мы получаем силу Божью, благодать Божью.

Крест — первая и величайшая христианская святыня. Когда священник освящает воду, он погружает в нее Крест, и вода становится святой. Когда мы носим Крест на груди, наше тело постоянно касается его, и от этого прикосновения оно тоже освящается.Крест, который мы носим, ​​защищает нас от всех опасностей.

В коммунистической России верующие люди, наши братья и сестры, носили Крест с большим риском, так как за это могло быть много неприятностей со стороны безбожников. Но эти замечательные люди не боялись исповедовать свою веру и бесстрашно носили Крест. Нельзя смотреть на Крест как на какое-то украшение вроде браслета или броши. Крест должен украшать нашу душу, а не нашу одежду, и должен постоянно напоминать нам, что мы — православные христиане, призванные жить по нашей вере, основанной на крестных страданиях Спасителя.

(из Parish Life, сентябрь 1994 г., http: /www.stjohndc.org/feasts/9409a.htm) стр.

Мы с уверенностью рекомендуем нашего поставщика веб-услуг, «Православные Интернет-услуги»: отличное персональное обслуживание клиентов, быстрый и надежный сервер, отличная фильтрация спама и простая в использовании комплексная панель управления.

.

Ношение христианских крестов на крещение

Игумен Филипп Рябых — представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге, Игорь Понькин — директор Института государственно-конфессиональных отношений и права

Текст, принятый Директором, воспроизводит совместное Заключение Представительства Русской Православной Церкви при Совете Европы (Страсбург, Франция) и Института государственно-конфессиональных отношений и права (Москва, Россия).

РЕЗЮМЕ: 1. О религиозном значении крестильных крестов и обосновании необходимости их ношения православными христианами — 2. О незаконном характере запрета, введенного государством на ношение крещальных символов христианской религиозной принадлежности — 3. Отсутствие оснований для оценки религиозного обряда ношения христианских крестов на крещении как угрозы общественной безопасности, общественному порядку, здоровью или нравственности либо правам и свободам других лиц — 4.Безосновательное выхолащивание, отрицание и уменьшение религиозного значения и значения христианских крестильных крестов.

1 — О религиозном значении крестильных крестов и обосновании необходимости ношения их православными верующими

В православном христианстве необходимость ношения на шее некоторых символов религиозной принадлежности, таких как христианские кресты (небольшие предметы, символизирующие христианское распятие), определяется религиозным значением, которое они имели в Православной церкви с древних времен.Это неотъемлемая часть свободы исповедовать свою веру в контексте вековых христианских традиций. Это также правило, предписываемое православным христианам каноническими нормами (каноническое право, lex canonical). Благодаря соблюдению этого правила значение креста как символа христианского самопожертвования поддерживает религиозную самоидентификацию верующих. В этом акте исповедания своей веры православные христиане выражают свое духовное единство с христианством и принадлежность к нему в соответствии с императивами, основанными на каноническом понимании значения христианского креста [1].

Обязанность православного христианина носить крестильный крест в основном косвенно следует из 73 и 82 канонов Шестого Вселенского собора (Константинополя) и ряда других положений lex canonica.

Традиция обязательного ношения христианского крестильного креста (в некоторых христианских конфессиях аналогично ношению специального медальона с изображением Иисуса Христа, Девы Марии или святой) имеет для православных христиан абсолютное значение и имеет следующее морально-религиозное, религиозно-коммуникативное и религиозно-ритуальное значение:

— как свободное выражение и проявление своей религиозной принадлежности, религиозной и культурной идентичности посредством постоянного ношения важнейшего христианского символа как единственного средства такого выражения, существующего в Православной церкви.Хотя крест представляет собой центральный символ христианской религии, ношение христианского крестильного креста никогда не носило внушительного характера и никогда не имело своей целью обязательно показать или навязчиво продемонстрировать его другим людям, поскольку его чаще всего носят рядом с крестом. кожа или может быть не прикрыта одеждой, чтобы быть видимой, например, в области шеи, но всегда ненавязчиво из-за небольшого размера креста;

— как постоянное совершение религиозного обряда, идентифицирующего человека как православного христианина, в том числе в его или ее самосознании.Это добровольное обязательство православного христианина, вступившее в силу с момента его крещения и в то же время осознающее свою религиозную свободу и религиозную принадлежность к Православной церкви и христианству в целом;

— как добровольная и сознательная религиозная приверженность христианским заповедям, наложенная на православного христианина каноническими нормами.

2 — О незаконном характере введенного государством запрета на ношение крещальных символов христианской религиозной принадлежности

Частный характер исповедания религии (который не противоречит коллективным религиозным свободам) подразумевает, что все решения относительно способов исповедания веры являются делом личного выбора, основанного на канонических правилах.Сфера отношений, связанных со свободой вероисповедания в силу их уникальной социальной и индивидуально-психологической природы, в принципе не может регулироваться законом с учетом существующих культурных особенностей, национальных, общественных и правовых традиций.

Статья 9, п. 1 Европейской конвенции о правах человека устанавливает гарантии для

«право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения, а также свободу исповедовать свою религию или убеждения, как единолично, так и совместно с другими, публично или в частном порядке, в богослужении, обучении, обрядах и соблюдении ».

Эти права, гарантированные Конвенцией, защищают другое право, основанное на свободе совести и свободы убеждений, которое принадлежит каждому от рождения и вытекает из этих прав, а именно право свободно носить религиозные символы по религиозным мотивам, осуществляемое как элемент права свободно исповедовать свою религию.

Более того, правовой режим светского государства не может гарантировать законность его запрета на действия, связанные с проявлением, выражением и исповеданием его гражданами своей религиозной веры и убеждений, включая совершение религиозных обрядов, уходящих корнями в их религиозные традиции.

В двух рассматриваемых делах государство-ответчик (Соединенное Королевство) приняло свои решения относительно юридической возможности и действительности запрета на ношение христианских крестов в совершенно очевидной ситуации полного отсутствия каких-либо юридических или социальных необходимость введения такого запрета в интересах общественной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Отсутствие таких запретов в европейских государствах на протяжении десятилетий и столетий (за исключением периодов тоталитарных режимов в некоторых странах) является убедительным доказательством того, что вводить такие запреты вообще не нужно.

Международные конвенции по правам человека с их нормами, гарантирующими свободу совести и религии, помогли закрепить в национальном законодательстве набор правовых норм для признания, уважения, гарантий и защиты, предоставляемых государством внутренней самоорганизации религиозных объединений и свободы. религии. Это прямое следствие светского характера государства как одной из фундаментальных конституционных и правовых основ современных демократических государств с верховенством закона.

Вопросы, касающиеся необходимости ношения нательных символов религиозной принадлежности и степени их обязательности, относятся исключительно к ведению самих религиозных организаций. Следовательно, светское государство в силу императивных требований, определенных светскостью, не имеет права вмешиваться в эти процессы (диктовать верующим, должны они или не должны носить крестины) или даже делать официальные публичные заявления относительно обязательного или необязательного характер ношения в таком нижнем белье символов религиозной принадлежности или оценить характер таких символов, разделив их на религиозные и нерелигиозные (в качестве украшения или чего-то еще).

Наш подход, изложенный здесь, соответствует позиции, занятой Европейским судом по правам человека и изложенной в ряде его резолюций.

Суд в своем решении по делу Манусакис и другие против Греция [2] заявил, что

«Суд постоянно оставлял Договаривающимся Государствам определенную свободу усмотрения при оценке существования и степени необходимости вмешательства, но эта Предела подлежит европейскому надзору, охватывающему как законодательство, так и решения, применяющие его.Задача Суда — определить, были ли меры, принятые на национальном уровне, в принципе оправданными и соразмерными »(§ 44).

В этом решении Суд признал незаконным любое принуждение к действию и влекущее за собой последствия из-за религиозных убеждений, в частности, превращение «явно невинного требования к действию из простой формальности в смертоносное оружие против права на свободу религии». »(§ 41).

Что касается проявления (демонстрации) своей религиозной и культурной идентичности, постановление по делу Kokkinakis v.Греция [3] и некоторые другие дела, Европейский суд по правам человека стойко отстаивал свою позицию: «Хотя религиозная свобода в первую очередь является вопросом индивидуальной совести, она также подразумевает, среди прочего, свободу« проявлять [свое]] религия ». Свидетельство на словах и делах связано с наличием религиозных убеждений »(§ 31). Выражение «свидетельствовать словами и делами» совершенно ясно подразумевает ношение христианского крестильного креста.

Надя Эвейда, отстранена от работы British Airways в 2006 году за ношение этого креста на работе

Европейский суд неоднократно указывал, что

«Применение административных или уголовных санкций за проявление религиозных убеждений или осуществление права на свободу религии явилось вмешательством в права, гарантированные статьей 9 § 1 Конвенции» [4].

В своем решении по делу Ван ден Дунген против Нидерландов от 22 февраля 1995 г. ЕСПЧ заявил, что статья 9 Конвенции

«в первую очередь защищает сферу личных убеждений и религиозных убеждений, то есть область, которую иногда называют forum internum. Кроме того, он защищает действия, которые тесно связаны с этим отношением, такие как акты поклонения или поклонения, которые являются аспектами исповедания религии или убеждений в общепризнанной форме »[5].

В своем решении по делу Лаутси против Италии от 18 марта 2011 года Большая палата Европейского суда по правам человека приняла аргументы властей Италии о том, что школьникам не запрещено носить исламский головной платок или другие символы или одежду. имеющий религиозное значение как убедительное доказательство того, что наличие распятий в итальянских школах не нарушает права других лиц, гарантированные статьей 9 Конвенции. Этим же постановлением Большая палата ЕСПЧ подтвердила значение креста как исторического, культурного и религиозного символа (§ 71-73 и т. Д.).).

Жалобы, поданные Надей Эвейдой и Ширли Чаплин против Великобритании относительно предложения, сделанного администраторами организации, в которой они работали, чтобы реализовать свою «свободу выбора» по своему собственному выбору между выполнением требования прекратить ношение христианского креста и увольнение отражает прямую и очевидную дискриминацию по религиозному признаку, поскольку этот вариант кажется несвободным, сопровождается принуждением под угрозой плохих последствий (увольнение) и представляет собой риторическое прикрытие фактической дискриминации по признаку религиозной принадлежности и убеждений.

Ширли Чаплин, суд по трудовым спорам сказал, что ношение креста не является «обязательным требованием» ее веры

3 — Отсутствие оснований для оценки религиозного обряда ношения христианских крестов на крещении как угрозы общественной безопасности, общественному порядку, здоровью или нравственности или правам и свободам других лиц

Европейский суд по правам человека в своем решении по делу Лейла Сахин против Турции от 10 ноября 2005 г., п. 121, и в своем решении по делу Бруно Пишон и Мари-Лин Саджус c.France заявила, что «Статья 9 не всегда гарантирует право вести себя в соответствии с религиозными убеждениями». Из этого следует, что свобода исповедовать религиозные убеждения имеет определенные ограничения. Однако эти ограничения не сформированы произвольно, а определяются определенными ограничениями в отношении гарантий Конвенции

.

«свобода мысли, совести и религии; это право включает свободу…, самостоятельно или совместно с другими, публично или в частном порядке, исповедовать свою религию или убеждения, в богослужении…, обрядах и соблюдении »(Конвенция, статья 9, § 1)

и представляют собой исключительные случаи, когда такие запреты и ограничения предписаны законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для защиты общественного порядка, здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других ( Конвенция, статья 9, § 2).

Этот перечень оснований для ограничения свободы вероисповедания является исчерпывающим, и соответствующие ограничения не могут быть дополнены произвольно и по своему усмотрению или толковаться свободно. Только веские и убедительные причины, подпадающие под формулировку пункта 2 статьи 9 Конвенции, могут оправдать определенное ограничение религиозных свобод.

На основании статьи 9, § 2 Европейской конвенции о правах человека и основных свободах теоретически возможно наложить юридически и фактически оправданный запрет на ношение верующими христианских крестин только в случае ненаблюдаемого однако в жизни, когда ношение крестного креста христианином представляет собой очевидную и прямую угрозу общественной безопасности, общественному порядку, здоровью или нравственности, а также правам и свободам других людей.Такой угрозы никогда не было и не может быть ношение христианами крестов. Предположения об обратном лишены какой-либо фактической основы.

В решении по делу Dogru v. France от 4 декабря 2008 г. [6] Европейский суд подчеркнул, что

«ношение религиозных знаков не было изначально несовместимым с принципом секуляризма в школах, но стало таковым в соответствии с условиями, в которых они носились, и последствиями, которые могло иметь ношение знака» (§ 70),

, указав в качестве недопустимой формы и меры проявления религиозных убеждений в государственных учреждениях случай, когда такое проявление не принимает характер показного действия, которое могло бы стать источником давления и исключения (§ 71).

Ношение христианского крестильного креста не преследует такую ​​цель и не имеет характера давления или насильственного навязывания этой религии другим. Предположения об обратном не основаны на фактах.

В своем решении по делу Московское отделение Армии Спасения против России от 5 октября 2006 г. ЕСПЧ признал, что ношение специальных элементов одежды (даже униформы) вполне может быть и может быть обоснованно признано как «особые способы организации внутренней жизни религиозной общины и проявления религиозных убеждений» (§ 92).

Запреты и наказания, известные в истории Европы за ношение христианских крестов, происходили в странах и в периоды, когда тоталитарные государства проводили официальную политику борьбы против религии или конкретно против христианства, чтобы насильственно укрепить свою тоталитарную идеологию, которая не допускала признание прав человека и свободное исповедание своей религии и убеждений.

Следовательно, ношение верующими знаков их религиозной принадлежности (принадлежности) является реализацией традиционного правила их веры, которое не противоречит принципу светскости, а определяется потребностью и свободой религиозных убеждений, закрепленной в Конвенции. .В то же время эта свобода не позволяет проявлять эти признаки таким образом, чтобы это могло привести к притеснению, провокации, агрессивному прозелитизму и назойливости

.

Интернет-дебаты: Почему христиане носят крест?

Подстрекатель

Con (против)

Победа

7 точек

Претендент

Pro (для)

проигрывает

0 Очков

Вам нравится эта дискуссия? Нет Да +1

Период голосования по должности

Период голосования для этих дебатов закончился.

после 2 голосов победителем становится …

dumba14

Голосование: Открыть баллов: 7 точек
Начато: 07.07.2014 Категория: Религия
Обновлено: 6 лет назад Статус: Период голосования по должности
Просмотров: 1,197 раз Дебаты №: 58663

Раундов дебатов (3)

Комментарии (4)

Голосов (2)

Con

Почему христиане носят крест, на котором был зарезан их Бог, Бога нужно любить и что это за способ любить кого-то, надев предмет, на котором они были убиты, ношение креста заставляет вас выступать за его смерть, так почему Одень это ?

Pro

Too Me Христиане носят Крест, потому что это символ христианства.Да, он был убит этим, но своей смертью он открыл Небеса. В хорошем смысле заставляет нас выступить за его смерть.

Con

Вы сказали, что это символ христианства, тогда возникает вопрос, почему вы используете символ, на котором был убит ваш господин, почему бы вам не использовать лучший символ, позвольте мне связать мой аргумент с примером: если топор является рубили вашу мать на куски, сделаете ли вы из него символ и начнете носить его на шее, или вы будете презирать этот топор всю оставшуюся жизнь, потому что он отнял жизнь того, кого вы должны любил.Если вы так сильно любите своего господина, то якобы вам не следует презирать вид креста, потому что он забрал того, кого вы любите.

Pro

Мы были крестом, потому что это напоминает нам, что Иисус, сын Бога, умер на кресте, потому что любил нас. Да, твоя мама любила тебя, но ты не стал бы носить топор, потому что она не открывала врата Небес, и не был Сыном Божьим, она была чадом Бога. Если бы Иисус не умер, было бы внутреннее зло, и все христиане отправились бы в ад. Мы празднуем Страстную пятницу, потому что это был день его смерти, затем Пасху, потому что в этот день он вознесся на Небеса.

Con

Теперь это открывает ряд осложнений: если Иисус — сын бога, то открытие небесных дверей — это сила, которую следует доверить самому богу, а это значит, что независимо от состояния Иисуса двери небесные открылись бы. в какой-то момент сам бог (если он истинный бог), как сказал Иисус, молиться «нашему отцу», а НЕ «моему отцу» (это из самой Библии), поэтому даже если мы отклоним заявление, сделанное выше, оно все равно не Не уклоняйтесь от теории, что носить крест — это неправильно, потому что вы можете либо сказать, что мой господин был распят на этом кресте, поэтому я не могу носить этот крест, либо вы просто недостаточно его любите, и вы заявляете, что независимо от того, кто он был, но потому что этот человек был путем к нашему небу, поэтому мы носим крест, но это снова привлекает вас в центр внимания, потому что вы настолько эгоистичны, что носите орудие смерти только потому, что дверь небес открылась, через которую вы «можете идти.Носить крест — неправильно, какой бы путь вы ни выбрали. Либо вы не любите Иисуса, либо вы очень эгоистичны, потому что вам нравится носить орудие смерти, орудие, распявшее вашего господина.

Pro

Крест — всего лишь символ христианства, Иисус был убит короной разорванной, протирки и тона другого оружия. Мы не ходим в терновой шляпе? но смерть Иисуса привела его на Небеса, чтобы спасти всех нас.

В настоящее время подано 2 голоса.Отображаются записи с 1 по 2 .

Причины решения при голосовании: Аргументы Con так и не были полностью опровергнуты Pro. Pro также сделал несколько грамматических ошибок, так что Con это понял.

Причины решения при голосовании: Аргументы против 3 раунда не были опровергнуты.

Вы не можете голосовать в этих прениях

Эта дискуссия была настроена так, чтобы допускать только тех избирателей, которые соответствуют требованиям, установленным участниками дебатов.Эти дебаты либо требуют оценки Эло, либо должны быть поставлены на голосование выбранной судейской коллегией.

.

Можно ли участвовать в таинствах без креста?

В церковных правилах или канонах нет строгого предписания, согласно которому участие в церковных таинствах становится невозможным для тех православных христиан, которые не носят крест. Но уместнее задать другой вопрос: может ли сам православный христианин, будучи верующим, без креста приближаться к Таинствам? Крест — это выражение нашей личной веры в Господа Иисуса Христа, распятого за наше спасение.Собственно говоря, именно поэтому в нашей национальной традиции укоренилась практика постоянного ношения креста. И поэтому не случайно святитель Иоанн Златоуст пишет: «Крест есть символ нашего спасения, всеобщей свободы и милости Господа».

В древности, например, крест мог быть вытатуирован или нарисован на теле как символ христианской веры. Мы до сих пор можем найти подобную практику среди христиан-коптов, которые татуируют крест на правой руке.Зачем это делали в древности? Только потому, что в период гонений на христиан можно было уничтожить какие-либо вещественные доказательства христианской веры: крест можно было сорвать или заколоть, а тату уничтожить было невозможно.

И если сегодня крещеный верующий, у которого в силу определенных обстоятельств нет креста (например, потерял или забыл взять его после посещения бани), приходит в храм, то я думаю, что это разумный священник позволит ему вкусить Тела и Крови Христовых.Но если человек сознательно не носит крест на груди, возникает вопрос: почему он занимает эту позицию? Может у него какие-то проблемы с Православием.

Таким образом, крест — это знак нашей самоидентификации как православных христиан, а не своего рода «билет» в Церковь.

Переведено Каталогом добрых дел

«Имеющий уши слышать да слышит!» (Матфея 11:15)

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать самые интересные статьи по духовным вопросам и узнавать о последних новостях из Св.Елисаветинский женский монастырь.

.