Содержание

Что значит быть православным человеком? Небольшое сочинение

Данная статья посвящена благодатной христианской теме. Как ребенку понять, что значит быть православным человеком? Это, с одной стороны, очень трудный вопрос, а с другой — объяснить все можно только примерами из жизни. Одних книг и занятий будет недостаточно. Как школьнику привить любовь к Богу, ближнему? Об этом будет рассказано ниже.

Взрослые — это пример для детей

Ребенок рождается без грехов. Ведь не может новорожденный кого-то оскорбить, обидеть и ненавидеть. С трехлетнего возраста, когда малыш уже начинает обращать внимание на окружающий мир, знакомиться с ним, его мировоззрение формируется согласно тому, что есть здесь и сейчас.

После 3-5 лет ребенок начинает познавать и хорошее, и плохое. Нередко дети начинают драться в песочнице, обзываться плохими словами. Откуда это берется? Даже если у одного ребенка семья дружная, но у другого мать и отец постоянно скандалят, то последний может уже сейчас копировать поведение родителей и передать негатив своим друзьям по песочнице. Так и развивается цепочка.

Начиная с 7 лет ребенок должен уметь отличать хорошие поступки от плохих. Что значит быть православным человеком? Ответы на этот вопрос кроются как раз в поступках, действиях любого человека.

Доброе сердце и хорошие поступки

Православный христианин часто приходит к священнику в храм, чтобы покаяться в грехах. Каких именно? Во всех. Под грехами подразумеваются не только плохие поступки (ударил, убил, украл), но и душевное состояние (ненависть, злоба, раздражение, зависть). Родители должны сами быть добрыми, ласковыми и заботливыми людьми. Разве это по-христиански, когда мать кричит на ребенка, лупит, а тот ревет на весь район целый час? Нет, конечно. Если ребенок шалил, то родители должны поступать мудро, наказывать осторожно и без скандалов. Нередко дети наследуют характер и привычки родителей.

Ребенок с семилетнего возраста допускается к исповеди. Что значит быть православным человеком в данном случае? Любить Господа Бога и всех людей, животных, птиц. Ведь любовь проявляется не только в заботе, но и в сострадании, помощи, утешении.

Апостол Павел в свое время объяснил, что такое христианская любовь, в чем она выражается. А именно: любовь не может завидовать, требовать, подстраивать под себя, ненавидеть, превозноситься над кем-то, радоваться печалям ближнего или расстраиваться, когда тот счастлив. Ещё много слов святой апостол сказал на эту тему.

Как написать сочинение

Не в каждой школе учителя затрагивают тему православия. Особенно сложно воспринять это тому ребенку, который вырос в атеистической семье или который воспитан иноверцами, в том числе и старообрядцами. Как в таком случае осторожно объяснить детям, что значит быть православным человеком? Ответ для 4 класса, где дети ещё мало понимают не только в духовной жизни, но и в повседневной, можно дать только действиями. Каким образом? Научить их относиться друг к другу с уважением. Практически в любом классе случаются шалости, ссоры, обиды. Важно научить детей уважать друг друга. Кто в классе постоянно кого-то обижает? Пусть обидчик поймет, что нельзя так поступать. Ему надо объяснить, что такое душевная боль. Обиженному стоит посоветовать не поддаваться, сразу простить, забыть и помириться. Ведь зло имеет свойство распаляться, обжигать очень больно.

Небольшое сочинение «Что значит быть православным человеком?» поможет детям развить чувство осмысления. Что это значит? Далеко не каждый взрослый человек понимает, зачем он живет. Пора задуматься над тем, какой должна быть жизнь, чтобы прожить ее с пользой. Случается, что пожилой человек перед смертью признается в том, что умирать не хочется и страшно, потому что мало хорошего сделал, перед Богом не каялся, да и вообще о Нем не думал никогда. Чувствует душа умирающего, что именно к Господу на суд пойдет она.

Пусть дети с раннего возраста учатся любить Бога и своих родных, друзей и даже врагов. Ведь Иисус Христос любил и любит абсолютно всех, даже тех, кто его убил.

Важность посещения храма

Взрослые люди не всегда задумываются, зачем посещают храм. Разве лишь потому, что так надо? Это неправильное мышление. На просторах интернета есть забавная карикатура: слева и справа нарисован храм, справа — надпись «в храм» — и стоят сотни людей, слева написано «к Богу» — и стоит всего человек пять. О чем это говорит? Сотня людей идут в храм, просто чтобы свечки поставить, записки написать, поболтать. А та небольшая часть людей приходит в храм помолиться Богу.

Детей нужно приучать к общению с Господом, молиться. В этом поможет предварительная подготовка. Например, детская Библия и жития святых. Они прекрасно рассказывают о том, что значит быть православным человеком. Для детей все должно стать интересным, иначе толку не будет.

Послушание

Для христианина важно находиться в послушании кому-то. Невозможно плыть по течению без руководства свыше. Маленький ребенок должен слушаться родителей, воспитателей. Если этого не будет, то он будет в опасности. В опасности находится и душа православного человека, если он возьмется самостоятельно руководить собой в жизни. Чтобы этого не произошло, нужно иметь духовного наставника в лице приходского священника или старца, например.

Детям важно слушаться не только родных, но и батюшку в церкви. Что значит быть православным человеком во время послушания? Например, священник на исповеди скажет ребенку, чтобы он перестал обижать одноклассницу, потому что это плохо, Богу не нравится его поступок. Это и есть послушание от духовника. Родители могут то же самое сказать. И это будет послушанием. Но почему нельзя обижать одноклассницу с духовной точки зрения, может объяснить батюшка.

В очередной раз можно напомнить о важности изложения своих мыслей, идей. Что значит быть православным человеком? Сочинение-рассуждение на подобную тему дети пусть напишут именно о доброте сердечной и любви к Богу.

Жития святых

Прекрасным примером христианской жизни станут жития. Что это? Если быть кратким, то это биография святого человека. Но такое произведение пишется не как простая информация, а как учебник жизни для православных христиан, которые хотят научиться жить по-настоящему. Святой человек в жизни угодил Богу, служил Ему. Об этом рассказывает автор, приводит примеры его подвигов, хороших поступков и, конечно же, рассказывает о чудесах. Современнику важно знать, что значит быть православным человеком. Краткое содержание житий святых поможет разобраться. Не нужно углубляться в аскетические учения, чтобы понять, что такое любовь к Богу и ближнему.

И дети, и взрослые, если захотят, могут стать христианами. Важно помнить, что любовь начинается с малого. Окружающий мир нуждается в хороших людях. О том, что значит быть православным, расскажет Святая Церковь, научит этому через Евангелие, жития святых.

Что значит быть православным человеком?

Каждый по-своему понимает этот вопрос. Многие считают, если человек принял крещение, он уже православный. Однако зачастую человек, крещенный в православной церкви, ничего не знает о рождении и жизни Христа на земле, об обязанностях христианина. Он изредка посещает церковь, молится и ставит свечи, но душа его пуста.

Большинство людей вспоминают о Всевышнем в трудный момент, когда никто, кроме Бога, им не может помочь. Это совсем неправильно. Сегодня вера воспринимается совсем не так, как она заложена в Библии. Посещение церкви проходит, как обязательный воскресный ритуал, а ежедневные молитвы и соблюдения поста не всегда присутствуют в жизни человека. Даже таинства венчания и крещения ребенка носят более потребительский характер – чтобы наладилась семейная жизнь и ребенок не болел. Молодые родители зачастую просто не понимают, что, окрестив своего малыша, они берут на себя обязательства воспитать его, как истинного христианина.

Сегодня можно увидеть много молодежи, посещающей церковь. Это радует. Радует и тот факт, что многие родители отдают своих деток в воскресные школы, где они как раз и постигают основы православия, знакомятся с главными заповедями жизни православного христианина.

Отец Серафим писал, что православного человека отличает не только его религиозные взгляды, а его поступки, все, что он говорит и делает. Православие – это большой, каждодневный труд. Выходя из церкви и получив благословение Божие, человек быстро окунается в обыденную мирскую жизнь и забывает о заповедях Божиих. Человек же, имеющий истинно православное мировоззрение, остается православным и вне церкви, в любой житейской ситуации.

Людям необходимо возрождать великодушие, любовь к ближнему, сострадание. Именно эти христианские качества русского народа позволили преодолевать трудности в создании нашей могучей державы, пережить ужасы войн и набегов. Люди в самых трудных ситуациях жертвовали собой, оказывая помощь и проявляя заботу о чужих людях.

Чтобы понять, что такое быть православным христианином, не лишним будет вспомнить житие реальных людей, которые пронесли веру в Бога в течении всей своей жизни, многие из них приняли мученическую смерть, но не отреклись от своей веры.

Нам нужно научиться воспринимать чужую боль как свою, не проходить мимо беды другого человека, если человек оступился – оказать ему поддержку и подать руку помощи. Это совсем ничего не стоит, а может спасти чью-то жизнь.

Мы должны научиться сами и научить своих детей любить Бога, быть ему верными и следовать всем его заповедям. Главное, никогда не забывать, что Господь даровал нам жизнь, чтобы мы дарили добро и научили этому других.

Святой — это кто? Почитание святых и библейское понимание святости в Христианстве

О том, кто такие святые, чем святость отличается от праведности и зачем мы молимся святым.

Содержание статьи

Что такое святость?

Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.

Спасенность

Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!

Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

Христос оправдывает блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Фарисеев за их гордость и превозношение над прочими людьми, за их лицемерие Спаситель называет ехиднами, змеями, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся святыми, а внутри исполнены мерзости и хищения. Что Христос называет мерзостью и хищением? Видение себя праведным.

Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости. Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником. В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.

Праведность

Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремится жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) и есть праведные.

Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.

Кто такой Святой?

Святым является только тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни (то есть живет праведно), но и приобрел то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни. Такая жизнь с необходимостью предполагает праведность, но далеко не исчерпывается ею. Духовная жизнь заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению с целью очищения ума и сердца от всего злого, скверного, противного заповедям Христовым. Эта жизнь требует тщательного изучения Священного Писания и творений святых Отцов, преимущественно аскетических, и сопряжена с постоянной молитвой (большей частью Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня»), с постом и воздержанием всех своих чувств телесных и душевных. Духовная жизнь требует и особых внешних условий, которые всегда создавали себе ищущие духовного совершенства: отказа от семейной жизни, имущества (кроме самого необходимого), от связей с мирской деятельностью и мирскими людьми — вообще от всего, что рассеивает ум, мешает молитве, внутренней сосредоточенности. Такая жизнь издревле называется монашеской. Именно монахи-подвижники и достигали такого бесстрастия, совершенного смирения и богоподобной любви, которые делали их причастниками Духа Божьего.

Церковь канонизирует и некоторых не достигших подобного совершенного состояния. Но она это делает, чтобы показать верующим пример или подвига страданий и смерти за Христа (мученики), или доброй христианской жизни тех, кто среди мира сумел сохраниться от соблазна и греха (праведники). В последнем случае, конечно, всегда присутствует большая осторожность, чтобы не ошибиться, не поддаться мирским оценкам жизни человека, придав несвойственное значение его внешней церковной или социальной деятельности, забыв о духовных критериях. Ибо в таком случае святцы могут превратиться в пантеон, в котором «святыми» становятся славные мира сего: цари, князья, высшие иерархи, политики, полководцы, писатели, художники, музыканты… Но это уже другая тема.

Юродивые

«Юродивый — это человек, который добровольно избирает путь сокрытия своих способностей, притворяется лишенным добродетелей и обличает мир в отсутствии этих самых добродетелей, — такое определение предлагает Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — Иногда их называли блаженными. В современном употреблении некоторых терминов, связанных с этим ликом святости, существует неясность. Часто мы именуем “блаженными” подвижников, не имевших опыта обличения мира. Почему? Во многом это результат католического влияния. Для Католической Церкви блаженный — это низший ранг святости. С этим и связано то, что в нашей Церкви блаженными иногда называются подвижники, чей подвиг принадлежит к нетипичному, “периферийному” типу. На Востоке термин “блаженный”, то есть “макариос”, традиционно употреблялся как полный синоним слова “святой”. Но в первые века большинство святых были или мучениками, или апостолами.

Святая Блаженная Ксения Петербургская

Со временем количество “типов” выросло: с четвертого века появились святые (блаженные) монахи — “преподобные”, святые епископы — “святители”. И в это время термин “блаженный” начинает прилагаться к каким-то необычным типам святости, как, например, юродство. Блаженными называются и “Божии люди”, которые ведут похожую с юродивыми жизнь, но чей подвиг не вполне равен подвигу юродивого».

Подвиг юродивого, в отличие от «Божьего человека», имеет яркую социальную направленность. «Он не просто скрывает от мира свои дарования (как Алексий Человек Божий, чье византийское житие широко известно), но притворяется безумным, “буйным” — отсюда и греческий термин “салос”, которым называют юродивых (по древнеславянски — уродивый или урод). Этот термин происходит от глагола “салеуо” — “колебаться, качаться”. “Салос” — человек помешанный, человек, который ведет себя неадекватно, — продолжает Андрей Виноградов. — По средствам мнимого безумия юродивый обличает мир в его грехах, пытается его наставить на путь исправления. Юродство внутренне связанно с подвигом “человека Божия”, типологически это близкие лики святых, и отличает их только элемент обличения, направленность подвига юродивого вовне».

Святые на Руси

Мы чтим наших русских святых не только как небесных покровителей святой и грешной России. В них мы ищем откровение и наставление для духовной жизни каждого из нас, для собственного духовного пути. Вот почему и следует знать, в чём же особенность нашей русской святости. Сегодня мы всматриваемся с особенным чувством в великое наше прошлое, в лики наших святых, появляющиеся у самых истоков, в самом начале истории нашего народа. Вот XI век — первые святые русские. Кто они были? Миряне, братья и сестры. Страстотерпцы Борис и Глеб, а за ними идут святые Киево-Печерской Лавры во главе с преподобным Феодосией, духовным начальником этой Лавры. Потом видим святых князей, святителей. Потом, наконец, Московская Русь. Мы видим святых московских, около Москвы подвизавшихся, святого Сергия преподобного Радонежского игумена всея России Чудотворца, наконец, нашу святую северную Фиваиду… Потом Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоколамский (или Волоцкий), которые, между собой спорят о том, как надо устраивать монастырскую, монашескую духовную жизнь. Один говорит — так, а другой — иначе. И один и другой несколько по-разному устраивают монашескую жизнь, но оба — святые, оба — подвижники. За ними идут юродивые, блаженные и святые жёны — Ефросинья Полоцкая, Анна Кашинская и многие другие святые жёны, подвизавшиеся в России. Наконец, почти наш современник — святой Серафим Саровский, святой Тихон Задонский. Вот — золотая цепь, тянущаяся от самых истоков нашей истории и до наших дней. Никогда не прерывалась и не прервётся эта золотая цепь. Были, есть и будут всегда на нашей земле подвизающиеся святым подвигом особенной русской святости и особенного русского благочестия чистые сердцем люди.

Всматриваемся в эту золотую цепь, всматриваемся в это великое прошлое Русской Церкви, и что видим? Какие черты характерны для русской святости? Прежде всего, братья и сестры, видим светлую-светлую мерность жизни, т.е. отсутствие какого бы то ни было радикализма. Нет резких отклонений от завещанных древностью христианских идеалов в монашестве, а мы особенно почитали, почитаем и будем почитать монашество. Нет жестокой практики какого-нибудь особенного самоистязания, нет так называемой аскезы, есть тихий труд и пост, пост и труд. Так живут наши монастыри.

В этих монастырях появляется духовничество. Люди, живущие вокруг монастырей, ищут за оградой монастырской наставников высокой духовной жизни и идут к ним за утешением, отрадой, поддержкой, за наставлением. Так в этих монастырях появляется то духовничество, не старчество, а именно духовничество, которое как бы замещает духовничество приходских священников: там, в монастырях, исповедуются люди больше, чем здесь, в приходских церквах. Потом появилось в тех же монастырях и старчество. Слова увещания — слова правды, наставления неслись оттуда, из-за монастырских стен, в мир. Причем слова правды и перед сильными мира сего, а не только простыми людьми. Не отвергался в этих монастырях у монахов и книжный труд — почти всюду создают кружки переписчиков священных и не только священных книг. Наконец, в этот простой монашеский труд по обработке земли, по многим другим хозяйственным нуждам, включается ещё один вид особенного труда — иконописный труд, совершенно замечательный, если только можно назвать так это необычайно высокое по своей одухотворённости искусство.

Но на что же больше всего нам следует обратить внимание? Каковы особенно характерные черты русской святости? Каким идеалом более всего вдохновлялся русский православный христианин встарь и до самого последнего времени? Его вдохновлял, братья и сестры, образ уничижённого Христа. Именно этот образ мы находим в худых ризах преподобного Сергия — игумена Радонежского, этот же образ видим в безгневности этого священноначальника, и более того, в вольной безвластности его. Он не хотел употреблять свою власть над людьми, власть игумена — перед ним стоял чудный, удивительный облик уничижения: униженного, уничижённого Христа. Этот идеал вдохновлял не одних только монашествующих, он стоял перед духовным взором всех русских православных людей и был им особенно дорог всегда. Так именно появляются в миру, братья и сестры, святые миряне, Христа ради юродивые. Именно они, этим особым подвигом подвизавшиеся, особо вдохновлялись образом уничижённого Христа.

Была ещё одна черта, свойственная русской святости — творить милостыню. Все наши и князья, и святители, и простые миряне творят прежде всего милостыню. «Милостив буди» для того, чтобы и Господь был к тебе милостив.

Вот особые черты русской святости, братья и сестры, на которые все мы должны обратить внимание для своей духовной пользы. Вот огнём каких идеалов всегда горела лампада русского православного благочестия. Горит эта лампада как прежде, так и сейчас и в наших церквах, и в домах верующих, и в больших городах и в малых, и в глуши провинциальной, и среди шума и грохота современной цивилизации идут, проходят святым своим путём и блаженные, и преподобные, и странники, и юродивые, чистые сердцем святые праведники, бессребреники, невидимые подвижники любви. Так, вокруг нас, творится чудо их святыми молитвами и их заступлениями. И силою этого творящегося и сейчас чуда Божия да укрепимся все мы на путях своей христианской жизни и духовного своего делания, ведущего к Царствию Небесному и к Самому Богу.

 

Зачем молиться святым?

В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).

Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.

В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.

В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.

Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных. Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников.

 

О святости и святых на «Правмире:

Лекция о святости и Святых

А.И. Осипов. О святости

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Конспект урока ОРКСЭ Тема Православное учение о человеке. 4 класс

МБОУ «Знаменская средняя школа»

Конспект урока

по ОРКСЭ

Тема: «Православное учение о человеке»

                                                                              Подготовила учитель

                                                                              начальных классов

                                                                              первой квалификационной        

                                                                              категории       Карпова

                                                                             Анна Александровна

                                        2016-2017 учебный год

Предмет: Основы православной культуры. А.Кураев.

Тема урока: Православное учение о человеке.

Цели: Формировать у младших школьников представление о человеке, как о создании духовном, наделённом внутренним миром, ценностями и идеалами.

Задачи:

Обучающая – познакомить с понятиями душа, тело человека, внутренний мир человека,  узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; выявить какие качества души составляют внутренний мир человека.

Развивающая –

развивать навыки коллективной работы, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения, закреплять умение составлять кластер, презентовать свои работы.

Воспитывающая – воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие, трудолюбие, толерантности; понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт себя другим людям.

ПРОГНОЗИИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: -узнать о православном учении о человеке; осмыслить понятия «душа», «внутренний мир человека», «образ Бога в человеке».

Готовность участвовать в диалоге, признавать возможность существования различных точек зрения и право иметь свою точку зрения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Оборудование: Учебник по ОРКСЭ А.Кураева, карточки для работы в группах и парах, компьютер, презентация, словари: В.Даль, Ожегов.

Формы работы: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах, индивидуальная

Методы: словесные, наглядные, практические

Ход урока:

1 Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверим подготовку к уроку.

Руки на месте?

Ноги на месте?

Локти у края?

Спина прямая?

А как настроение? Посмотрите друг на друга и подарите улыбку.

Установка на урок:  Я настоящий ученик, я всё смогу и у меня всё получится.

2 Проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о Пасхе.

-Что такое Пасха? (в переводе с древнееврейского языка означает «переход», «избавление»)

-Как по другому называют Пасху? (Воскресение Христово)

-Что означает Воскресение? (Воскресение – обновление жизни).

Учитель:  Дома вы готовили поздравительные пасхальные открытки с поздравлениями. Продемонстрируйте что у вас получилось. (Составляем выставку-проект  «Поздравительная пасхальная открытка»).

Все ребята отлично справились с этим заданием.

3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Ребята, давайте ещё раз повторим всё, что мы с вами открыли нового на уроках ОРКСЭ. А для этого проведём блиц-опрос «Основы православия».

Блиц-опрос «Основы православия»

-Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Христа).

-Что значит быть православным человеком? (Умеющий правильно славить Бога).

Что значит слово «молиться»? (Обращаться к Богу с просьбой).

Как по другому называют Библию? (Книга книг).

-Какое богатство православные христиане считают самым истинным и вечным? (Это богатство-добро)

-Для чего, по убеждению христиан , Бог стал человеком? (Бог любил людей и решил стать человеком.)

Учитель: Что означает слово ЧЕЛОВЕК?

Обратимся к толковому словарю. Толковый словарь Ожегова – ЧЕЛОВЕК –живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда .

Учитель: Мы знаем, что человек это живое существо. Какие живые существа ещё живут в окружающем нас мире? (животные)  Скажите,  чем  человек отличается от животных.

Дети: ЧЕЛОВЕК – обладает даром речи и мысли.

Послушайте стихотворение.

Где-то там, внутри у человека,

Есть Душа, хорошая душа,

Ей средь шума атомного века

Всё трудней становится дышать.

«Берегите Жизнь!» — Такую фразу

Можно каждый день читать и слушать,

Но на сколько легче стало сразу

Если б люди вспомнили про душу.

— Что хотел сказать автор этих строк?

(Вспомните о душе).

В чём же главное отличие человека от животных?

(У человека есть душа).

Учитель: На уроках окружающего мира мы с вами тоже говорили о человеке.

— Как мы характеризовали человека?  (Как живой организм).

— Сегодня у нас урок Основы православной культуры. Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке?

(О человеке в православии).

— Назовите  тему нашего урока.

Слайд. (Православное учение о человеке).

Работа с учебником. Стр. 32. Прочитайте первый абзац.

Что вы узнали?

(Человек верит в Бога. А Бог верит в человека.)

Что даёт Бог человеку?  (Бог даёт человеку свободу)

Учитель: Бог мог бы создать человека с определёнными качествами. Но он не сделал этого. Он дал человеку свободу выбора.

— Что вложил Бог в человека для этого?

( Бог вложил в человека возможности для роста. )

-Почему этот рост нельзя измерить в сантиметрах?

(Потому что здесь имеется в виду рост человеческой души. Он не измеряется в сантиметрах)

3.Постановка проблемы.

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

(Какие возможности вложил Бог в человека?)

Слайд. Чем Бог одарил человека?

Работа в парах.

Учитель:

У вас на столах лежать фигурки  человечков и сердечки – символ души. Попробуйте написать , что может делать человек как живой организм. Иными словами , что может делать ТЕЛО человека, а что делает ДУША.

Если вы испытываете затруднения воспользуйтесь карточками помощницами.

КАРТОЧКА:

Бегает, ходит, ест, сидит, думает, мечтает, любит, растёт, болеет, переживает.

Учитель: У вас ещё остались слова. Куда вы их отнесёте?

Слайд2.

Бегает, ходит, ест, сидит, думает, мечтает, любит, растёт, болеет, переживает.

Проверка работы в группах.

Учитель:

-Какое слово у вас вызвало затруднение? (болеет).

-Что может болеть? (Может болеть тело. Может болеть душа)

-Как  может болеть тело, а как душа?

-Что ещё вы бы хотели узнать  сегодня на уроке? (О том, что, значит, болит душа)

Слайд. Когда болит душа.

Учитель: Читает отрывок из Библии. (Рубрика «Это интересно»).

-Что говорит Бог о сотворении человека?

(Сотворим человека по образу Нашему, т.е. по образу Божьему)

Что бы вы ещё хотели узнать?

(Что значит по образу Божьему?)

Слайд. Что такое образ Божий в человеке?

4. Получение нового знания.

Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю и что есть ДУША. В.Даль.

ДУША –душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочие.

Работа с учебником. Стр. 33. 3 абзац.

— От какого слова произошло слово ДУША?

(Слово ДУША произошло от слова ДЫХАНИЕ)

Учитель: Именно душа делает человека человеком.

-Чем одарил Бог человека?

(Бог сам свободен – и людям Он подарил свободу.

Бог есть любовь – и людям он подарил любовь.

Бог есть разум и людям Он подарил способность мыслить.

Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить.)

-Повторим дары Бога человеку.

Слайд.

Свобода

Любовь

Разум

Творчество.

Учитель: как ещё можно назвать дары Бога человеку?

(Дары Бога человеку составляют внутренний мир человека).

-У христиан: разум, свобода, любовь, творчество называются образом Бога в человеке.

Учитель: Наша душа вбирает  в себя с и множество впечатлений. Сама она порождает много различных желаний и чувств.

— Но все ли они хороши?

(Примеры детей).

Учитель:

У нашей души есть удивительное свойство. Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям.

Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.

(Вспомнил примеры из литературы. Снежная королева. Дикие лебеди. Х.К. Андерсен.)

Учитель: Более 100лет назад  одной монахиней из Московского Новодевичьего монастыря было написано такое стихотворение:

Где бы сердце вам жить не велело –

В шумном свете иль в сельской тиши,

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой,

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой.

Учитель: Что означают слова «порукой добра вековой»?

(Добро идёт по кругу. Ты делаешь добро и тебе делают добро. )

5. Физкультминутка. «Проведём эстафету доброты. Возьмёмся за руки  и передадим частичку своей доброты друг другу. И, наконец, доброта вернулась ко мне. Но я чувствую, что её стало больше, так как каждый из вас добавил к ней частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет!»

6. Продолжение работы.  Беседа «Болезни души»

Учитель: Часто всматриваясь в лица окружающих нас людей мы можем определить мысли, чувства, настроения.

Поработаем в группах. Определите свойство души отражает иллюстрация. (Каждая группа получает набор картинок, где можно увидеть на  лицах гнев, злость, раздражительность , любовь, радость, печаль, жестокость и т.д.)

Ответы детей.

Учитель: Какие свойства души не являются хорошими? (Жестокость, раздражительность, злость, ненависть, жадность, воровство).

Рассмотрим иллюстрации в учебнике. В Васнецов «Иван Грозный», А.Дайнека. Автопортрет.

Слайд.

Вывод: Выявлены болезни души.

Учитель: Болезнь души начинается с мысли. Если человек примет плохую мысль, болезнь начнёт в нём развиваться, а если он её отгонит – он будет от неё защищён. А бороться с болезнью – это работа над собой.

Как можно бороться с такой болезнью?

Дети:  Если ты жадный – делись с другими, если ты любишь брать чужое – сдержись и наоборот отдай своё, если любишь злиться – больше улыбайся и старайся стать добрым.

Работа с учебником.  Стр . 34-35. Самостоятельное чтение «Подумай о душе».  

Учитель:

-От чего слабеет душа? (От ненависти, зависти, предательства, раздражительности )

— Как говорят христиане о потерянной вещи?

(Бог дал – Бог взял!)

-Как ещё можно сказать о потерянной вещи?

(«Пусть эта вещь достанется тому, кому она нужнее, чем мне!»)

-Во что превратится в этом случае потеря?

(В этом случае потеря превратится в подарок и  на душе станет легко).

— Каким становится человек, поступивший против совести?

(Бездушным).

-Что это значит?

(Злой, равнодушный, малодушный, жестокий).

Учитель: Что означают такие качества человека  как малодушие, равнодушие, бездушие, мёртвая душа?

Давайте попробуем найти соответствие. Высказать своё предположение.

Работа в группах. 1 задание.

«Подберите правильное толкование  к слову»

Найти пару и соединить стрелочкой.

Малодушие –так говорят о человеке, не способном ни на что доброе.

Равнодушие – если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало места для добра.

Бездушие – чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует боль других людей.

Мёртвая душа – человек со злой душой творит зло и его уже не мучает совесть.

Работа в группах. 2 задание.

Учитель: Подберите к данным словам антонимы и прочитайте чем можно вылечить болезни души.

Раздражительность –

Жадность –

Ложь –

Зависть –

Жестокость –

Ненависть –

(Слова-помощники: милосердие,  любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие).

Проверка работы в группах.

7. Просмотр видеоролика «Калека». Светлана Копылова.

Учитель: У человека может быть здоровое тело, но больная душа. Но иногда всё наоборот. Тело может иметь уродливый вид, а душа большая, щедрая, здоровая.

Впечатления детей.

Учитель: Мы выяснили, что у человека есть видимое тело и невидимая душа. Друг без друга они обойтись не могут. Наклейте сердечко на фигурку человека. Тело и душа – неразлучны.

8. ИТОГ.

Учитель: Подводя итог нашей работы, составим синквейн «Душа».

-Главное понятие нашего урока. (Душа).

-Какая душа нам ближе? (Щедрая, добрая, богатая, здоровая,

красивая ,большая).

-Что делает добрая душа?

(Радуется, творит, страдает, защищает, помогает, бережёт и т.д.)

-Составьте предложение, выражающее ваше отношение к теме урока. Как человек должен относиться к своей душе?

(Человек должен заботиться о душе. Душа самое ценное, что есть у человека. Душа обязана трудиться. Думать о душе. И т.д.)

Слайд.

Учитель: Мы

-Что в нашем мире есть такое, что нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать? (Это душа).

-Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека? (Любовь, разум, свобода, творчество).

Учитель: Как вы думаете почему, чем больше отдаёшь, тем богаче душа?

-Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –

Возвращается вера, надежда, любовь,

Возвращается помощь, поддержка участие,

Возвращается радостью, мудростью, счастьем…      

9.  Рефлексия.

Выскажем свои эмоции, чувства, мысли, дополнив данные высказывания.

Я сегодня узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Мне запомнилось…

Мне захотелось…

Оказывается, что…

Родителям я хотел бы рассказать, что…

10. Домашнее задание. 1. Выполнить задание 3 и 4 из вставки «Вопросы и задания»

2. Подобрать пословицы о душе.

Учитель: Возьмите своих человечков и составьте из них на доске большой хоровод сердец.

Учитель: Спасибо всем за урок.

Конспект урока «Православное учение о человеке» ОРКСЭ 4кл

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа №8»

города Рославля, Смоленской области.

Методическая разработка урока

по предмету « Основы религиозных культур и светской этики»

модуль « Основы православной культуры»

4 класс

УМК «Школа России»

по теме: « Православное учение о человеке».

Учебник: А.В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.- М.: Просвещение, 2012 г.

Учитель начальных классов: Денисова М.В.

2014 г.

« Православное учение о человеке»

Цель:- осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности;

— раскрытие понятий душа, образ Божий в человеке, духовный мир (мир Огня), болезни души,

Задачи:

— получение новых знаний о человеке с точки зрения православной антропологии, о значении души и тела в жизни человека;

— развитие аналитического мышления, навыков коллективной работы, коммуникативных способностей, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения,

— воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие. Прогнозируемые результаты: — Узнать о православном учении о человеке, понятия «душа», «внутренний мир человека», «образ Бога в человеке». 

Готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения. 

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах 

Оборудование урока: учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки для работы индивидуально и в группах , фигурки человечков из бумаги, видеоматериалы.

Форма организации деятельности:

Методы

  • словесные,

  • наглядные,

  • практические

Ход урока

 1.Оргмомент.

У: — Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

 2.Актуализация знаний.

 У: — Ребята, давайте еще раз повторим все ,что мы с вами открыли нового на уроках ОРКСЭ. А для этого проведем блиц – опрос «Основы православия».

-Кто такие христиане?

-Что значит быть православным человеком?

-Что значит слово «молиться»?

-Как по-другому называют Библию?

-Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

-Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?

3. Постановка цели.

У: — Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с ценностями православной культуры. И я хочу, чтобы вы посмотрели видео, и сами догадались о теме нашего урока.

(Демонстрация видео « Притча о душе»)

У: — Итак, кто может сказать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?(о душе).

Где-то там, внутри у человека, 
Есть Душа. Хорошая душа. 
Ей средь шума атомного века 
Все трудней становится дышать. 

«Берегите Жизнь!» — Такую фразу 
Можно каждый день читать и слушать, 
Но насколько легче стало сразу 
Если б люди вспомнили про душу. (Автор неизвестный)

У: — Как вы считаете, что хотел сказать автор этих строк? (обсуждение детей). 
— Посмотрите на слайд и прочитайте, что же мы должны будем сегодня открыть для себя нового? (Слайд 2)

4. Открытие нового.

У: — Православие говорит нам, что религиозный человек верит в Бога. А как вы понимаете слова: «Человек верит в Бога?», в чем заключается его вера?

( у Бога можно просить исцеления, помощи, совета, мудрости в принятии важного решения)
Работа с учебником с. 32(только первый абзац):

У:- В православии человек тесно связан с Богом, и если человек верит в Бога, то во что верит Бог? Откройте страницу 32 и прочитайте самостоятельно первый абзац. (дети читают, затем отвечают на поставленный вопрос.)

У:- Итак, мы узнали что Бог верит в человека, ведь человек создан по образу и подобию самого Бога. Бог, доверяя человеку, дает ему свободу. А что такое образ ?

(внешние очертания, оболочка, лик).

У: — Верно. А как вы думаете, что дал человеку Бог, создавая его по своему образу?

( внешнюю оболочку, тело)

5. Работа в минигруппах.

(Минигруппы можно сформировать, если попросить детей повернуться к сидящим позади соседям по парте, и сесть кружком).

У: — Ребята, перед вами на партах лежат фигурки человечков.

На каждой фигурке напишите, что может делать тело человека. Тем, кто испытывает затруднения, можно воспользоваться карточками – подсказками, которые лежат на ваших столах. ( карточки: ходит, бегает, ест и т.д.)

Дети в минигруппах составляют модель тела человека. ( Тело может ходить, сидеть, расти, ползать, болеть и т.д.) (Слайд 3)

У: — Да, всё верно. Наше тело как рабочий механизм отвечает за нашу безопасность и движение. Но что отличает человека от животных?

(Человек может говорить, мыслить, у него намного выше уровень развития)

У: — Да, это так. Чтобы человек был подобен Богу, Бог дал человеку душу. Слово « душа» произошло от слова «дышать». Душа невидима, но именно душа делает человека человеком.

У вас на столах лежат сердечки, символизирующие душу человека. Напишите на них, что может делать душа.

Дети в минигруппах составляют модель души человека.( Душа может думать, мечтать, любить, переживать, болеть) (Слайд 4)

У: — Можно ли утверждать, что душа- это образ Божий в человеке, а тело- храм для души? Почему?

Дети доказывают своё мнение.

6. Физкультминутка.

7. Продолжение работы.

У:- Итак, мы с вами поняли, что у человека есть видимое тело и невидимая душа. Друг без друга они обойтись не могут. Наклейте фигурку человека на сердечко. Тело и душа неразлучны.

Демонстрация видеоролика притчи « Три Я».

(Обсуждения детей. Дети подводятся к выводу, что душа очень значимая для человека часть, но вместе с тем она таинственна.)

Работа с учебником.

У:- Откройте учебник на странице 33 и прочитайте материал с третьего абзаца по четвёртый.

(Дети самостоятельно читают.)

У:- Итак, мы отметили на фигурах общие и различные свойства тела и души. Как вы думаете, когда про тело и душу говорят, что они растут?

(Дети обсуждают в минигруппах и высказывают свое мнение.)

У: Обратимся к материалу учебника. Прочитайте в группах самостоятельно, чем отличается человек от животного. Выпишите на карточку- подарок дары, которые дал человеку Бог в знак своей веры в него.(заготовки карточек на партах у детей).

(Учащиеся в минигруппах работают с материалом учебника и выписывают дары Бога: свобода, понимание добра и зла, творчество и мысль.)

У:- Прочитайте, что у вас получилось.

(Дети рассказывают о результатах своей работы.(Слайд 5)

У: — Действительно, все эти чудесные дары отличают человека от животных. Это- образ Божий в человеке. Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремится к духовному миру.

8. Чтение учителем притчи « Свой мир».

У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека.

— Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе? – спросил юноша старика.

— А какие люди жили в городе, который ты покинул?- спросил у него старик.

— Это были злые, эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними.

— Здесь ты, юноша, встретишь таких же.

Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос:

— Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только, что приехал и не знаю местных обычаев.

Старик ответил:

— Скажи, сынок, что за люди жили в городе, откуда ты пришел?

— Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их.

— Здесь ты найдешь таких же.

Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику:

— Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы…

— У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя.

У:- О каком мире в сердце человека говорил старик? Как вы поняли смысл притчи?

(Дети делают вывод о том, что все дары Бога человеку составляют его внутренний мир. А уже от человека зависит, как он их будет использовать.)

У:- Внутренний мир человека- это и есть образ Бога в человеке.

9. Беседа о болезнях души.

У:- Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали? (Слайд 6)

— Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа. Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” .

А тело и душа болят по- разному? Обсудите в группах и выскажите своё мнение.

(Дети обсуждают и высказывают предположения).

У: — Действительно, тело и душа болят по- разному. Иногда может случиться так, что тело здорово, а душа болит. А когда душа болит? А какие болезни души вы знаете?

(Выслушиваются мнения детей.)

У:- Перед вами на столах в конверте карточки. Ваша задача выбрать и наклеить на жёлтый листок в столбик названия болезней души.

(Дети в минигруппах составляют список болезней души.)

У:- Проверим, что у вас получилось. Какие болезни души вы выделили?

(Дети зачитывают ответы, дополняют и исправляют друг друга.)

(Слайд 7)

Дополнительный материал.

Возможна демонстрация видеоролика « Притча о гневе» с последующем обсуждением.

У:- Ребята, а как исцелить душу от ее недугов? Найдите лекарство для души.

(Обсуждение в минигруппах: добрые мысли и поступки, добрые слова, молитва.)

Где бы сердце вам жить ни велело — 
В шумном свете иль в сельской тиши, 
Расточайте без счёта и смело 
Вы сокровища вашей души. 
Не ищите, не ждите возврата, 
Не смущайтесь насмешкою злой. 
Человечество всё же богато 
Лишь порукой добра круговой. 

10. Подведение итога.

У: — Подводя итог нашему разговору, главные выводы мы запишем в виде синквейна.

(Учитель составляет синквейн на доске, дети называют выводы)

У:- Назовите главное понятие нашего урока. (душа)

У:- О какой душе мы вели разговор? ( богатая, красивая, здоровая)

У: Что даёт человеку добрая душа? (красит, помогает, защищает)

У:- Составьте предложение, выражающее ваше отношение к теме урока.

(Человек должен заботиться о своей душе. Душа-самое ценное, что есть у человека.)

У:- Как назвать душу человека по-другому? (внутренний мир)

У:- Прочитайте ещё раз то, что мы записали. (Слайд 8)

11. Домашнее задание: (Слайд 9)

У: — Поразмышляйте дома вместе с родителями и подготовьте ответ на вопрос: Что такое внутренняя красота человека? Подберите пословицу на тему « Тело и душа»

Литература и интернет- ресурсы:

  1. А.В. Кураев Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы.- М.: Просвещение, 2012 г.

  2. « Не хлебом единым». Притчи и христианские легенды.- М.: «Белый город», 2013 г.

  3. Арефьева О.В.Урок основ православной культуры. Сайт http//:

znatok.ru

  1. http//:pedsovet.su

  2. Бондаренко Т.Н.Конспект урока Тема: Православное учение о человеке: душа. Сайт http//:vsevmeste.ru 

  3. YouTube видео

  4. Яндекс видео.   

 

«Православное учение о человеке и его душе» (4 класс)

МКОУ «Маховоколодезская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

По теме:

««Православное учение о человеке и его душе»

Выполнила: учитель начальных классов

Бабкина Галина Владимировна

2015 – 2016 уч. г.

Цели.

1. Знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.

2. Расширить представление учащихся о душе, теле человека и его внутреннем мире.

Задачи:

Образовательные.

  1. Узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека;

  2. уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека.

Развивающие.

  1. Научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека;

  2. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Воспитательные.

  1. Понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям;

  2. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

Оборудование.

  • карточки для словарной работы ‹Приложение1›;

  • аудиозапись с композицией “Лунная соната” Бетховена;

  • толковый словарь;

  • аудиозапись стихотворения Вероники Тушновой « Людские души»;

  • аудиозапись песни Светланы Копыловой «Только добротой сердец»;

  • аудиозапись песни Светланы Копыловой «Слезинка»;

  • компьютер, проектор;

  • презентация к уроку «Православное учение о человеке».

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности: (Слайд 2)

У входа в Храм, протягивая руки,

Стояла горстка нищих и калек…

«О, Господи, за что такие муки

Претерпевает Сын Твой – Человек?

И где Твоя Любовь, скажи, Всевышний?»

– Я вопрошал, от гнева вне себя.

И тут, в ответ, раздался голос свыше:

«Чтоб им помочь, Я сотворил Тебя…»

— О ком было это стихотворение? (О человеке).

— Понравилось вам это стихотворение?

— Будете помогать людям?

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:

Блиц-опрос «Основы православия»
Учитель: — Кто такие христиане? ( Люди, которые приняли учение Христа)

-Какое богатство православные христиане считают самым истинным и вечным? (Это богатства — добро)

-Для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? (Бог любил людей и решил стать человеком.)

-Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? (Бог верит в человека и даёт ему свободу выбора.)

— Чем человек отличается от животных с точки зрения православия?

— На этот вопрос нам поможет ответить стихотворение неизвестного поэта.

Звучит музыка (Бетховен «Лунная соната»), учитель читает отрывок из стихотворения «Душа»

Где-то там, внутри у человека,
Есть Душа. Хорошая душа.
Ей средь шума атомного века
Все трудней становится дышать.

«Берегите Жизнь!» — Такую фразу
Можно каждый день читать и слушать,
Но насколько легче стало сразу
Если б люди вспомнили про душу. (Автор неизвестный)

— Что хотел сказать автор этих строк? (Внутри у человека есть душа, о которой надо помнить всю жизнь.) Подведение к теме урока.

— Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока? В первом стихотворении мы говорили о человеке, во втором о душе, так о чем же мы с вами будем говорить сегодня на уроке? ( Православное учение о человеке и его душе). (Слайд 3)

Цель урока:

Узнать о душе, теле человека и его внутреннем мире с православной точки зрения. (Слайд 4)

3.Выявление места и причины затруднения:

Учитель:

— Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. (Работа с толковым словарём. Дети читают в словаре).

Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.

В одном этом слове уже заключено значение и о бессмертии души, и о её перевоплощениях. То есть человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.
— Послушайте, пожалуйста, рассказ-загадку и попробуйте понять, о чём здесь идёт речь.

«Чудный домик»

Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
(К.Д. Ушинский)

Учитель:

— А о ком же была вся загадка? (О человеке)
— Давайте разгадаем значение данных слов-загадок?

Домик – т _ _ о
Эконом – с _ _ _ _е
Зала – л _ _ _ _ е
Ставенки – г _ _ _ а

Хозяйка – д _ _ а

— Как вы считаете, что же является главным в этом чудном домике? (Главная в домике – это душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться ).

Учитель:

— Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке. Душа важнее тела. Значит, чтобы душа была в порядке, нужно оберегать её от всего дурного и неполезного, как и тело.

— Что мы знаем о душе?

— Кажется, у нас назревает затруднение.

— Что мы с вами делаем, когда сталкиваемся с трудностями на уроке? (Строи проект)

— Давайте строить проект?

— Что бы вы хотели узнать ещё о душе человека сегодня на уроке?

4.Построение проекта выхода из затруднения:

Проект: (Слайд 5)

1. Что такое душа?

2. Какая она бывает?

3. Чем душа отличается от тела и чем похожа?

4. У кого ещё есть душа?

5. Свойства нашей души.

— Проект мы построили, начнем его реализовывать?

— Где мы можем найти информацию? Какими источниками можем воспользоваться. (Ответы)

— Но сейчас у нас нет ни Интернета, так где же мы найдем значение слова душа? (В словаре).

5. Реализация построенного проекта.

Учитель:

— Итак, кто же найдет в словаре значение слова «душа»?

Словарь: ДУША (др.-евр. Ruah, греч. Psyche, лат. Anima) – духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

— А у вас есть душа? Где она находится ? (Дети показывают).

— Современная наука не может доказать либо опровергнуть факт существования души, поэтому учение о душе – это сфера не научного, а религиозного значения. Каждый вправе самостоятельно ответить на вопрос о том, есть ли у него душа?

— С помощью прилагательных опишите, какая может быть душа у человека.
(Составление клайстера, объяснение значения прилагательных и их классификация на положительные и отрицательные).

— Какие качества вы бы взяли для своей души? ( Дети зачитывают выбранные прилагательные).

-Послушаем стихотворение Вероники Тушновой « Людские души» (запись mp3) (Слайд 6)
Людские души – души разные,
Не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные
И грозовые тучи есть.
Иная в силе не нуждается,
Её дыханием коснись –
И в ней чистейший звук рождается,
Распространяясь вдаль и ввысь.
Другая хмуро-неотзывчива,
Другая – каменно-глуха
Для света звёзд,
Для пенья птичьего,
Для музыки
И для стиха.
Она почти недосягаема,
Пока не вторгнуться в неё
Любви тревога и отчаянье,
Сердечной боли остриё.
Смятенная и беззащитная,
Она очнётся,
И тогда
Сама по-птичьи закричит она
И засияет как звезда. (Слайд 7)

— Значит ли это, что стихотворение, тоже может быть источником информации? (Да)

— Так какие ещё бывают души?

(Слайд 8)

— А можем ли мы определить качества души человека, рассмотрев картины художников В. Васнецова «Иван Грозный» и А. Дейнека «Автопортрет» (Работа с иллюстрациями на слайде, самопроверка по учебнику стр.33).
— Заглянув в «окошечки» – глаза человека, можно увидеть его душу. В пословице так и говорится, что «Глаза — зеркало души».

— Мы высказали свое мнение, а сейчас давайте обратимся еще к одному источнику информации – нашему учебнику.

Учитель:

— Чем душа отличается от тела? Как вы думаете, всегда ли телу и душе хорошо вместе? (Работа с материалом учебника стр.32 -33, читает подготовленный ученик).
-Давайте теперь посмотрим, чем они похожи, а в чём различны. Покажите стрелочками свойства души и тела. ( Работа с карточкой в паре с последующим дублированием на слайде 7).

У человека есть
ДУША (образ Божий в человеке) и ТЕЛО (храм для души)

ходит
думает
питается
мечтает
любит
болеет
растет
(подчеркни свойства души и тела)
— Значит, тело и душа имеют сходные свойства – чувствовать боль и расти.

Игра «Докажи своё мнение». Задача: Учащихся убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры.

Задание 1: доказать что тело может болеть и расти. (Рост человека можно измерить в сантиметрах. Тело испытывает физическую боль от видимых повреждений. Ощущение боли подсказывает человеку, что здесь опасно. Например, когда мы чувствуем боль от пореза ножом – мы отдёргиваем руку.)

Задание 2: доказать, что душа может тоже болеть и расти. (Душа у человека растёт, когда он совершает хорошие поступки, то есть становится богаче. Душа болит, когда поссорился с другом, нагрубил маме, то есть мучает совесть).

Учитель:

-Душа не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно, и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет.

(Прослушивание песни Светланы Копыловой «Калека») (Слайд 9)

— Люди с большой душой не только могут жить полной жизнью сами, но и дарят богатства своей души окружающим, несмотря на физические недостатки тела.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.

Учитель: (Слайд 10)

-Давайте рассмотрим иллюстрацию иконы преподобного Герасима Иорданского, которому лижет руки, как котёнок, огромный страшный лев.
— Прочитайте слова под рисунком на стр. 32 учебника. (Дети читают: даже животные чувствуют добрую душу).

-Ребята, душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку. Именно душа делает человека человеком.
— Что такое образ Божий в человеке? Работа с текстом учебника стр. 33
(маркировка текста). (Разум, свобода, любовь и творчество у христиан называются «образ Бога в человеке» или внутренний мир человека).(

— Ребята, попробуйте найти в учебнике информацию об одном удивительном свойстве нашей души. Работа с учебником стр. 34 (Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям.).

Физминутка. (Слайд 11)

— А что об этом говорит известный персонаж из мультфильма? ( «Поделись улыбкою своей — и она к тебе не раз ещё вернётся!» Электронная физкультминутка для глаз «Крошка Енот»)

— Об этом же удивительном свойстве души и стихотворение, написанное сто лет назад одной монахиней из московского Новодевичьего монастыря. (Читает ученик)
Где бы сердце вам жить ни велело —
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души.
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой.

Учитель:

— Как вы понимаете высказывание «круговая порука добра»? (Помогать друг другу, делать что-нибудь приятное другим).

— А все ли люди бескорыстно помогают друг другу? (Нет)

— Бывает так, что человек везде ищет выгоду, а затем начинает завидовать друзьям и знакомым, лгать им. Такой человек становится малодушным, неспособным ни на что доброе. Душа его начинает болеть, страшными болезнями, которые не видны.

Этот человек пропускает в свою душу зло, и в ней остается совсем мало места для добра. Человек становится равнодушным.

А может стать и бездушным, если совсем перестанет чувствовать боль других людей.

А потом и вовсе накапливает в себе все обиды, жестокость, раздражительность. Если душу вовремя не вылечить она может умереть, и тогда он будет творить зло и даже совесть не будет его мучить.

-Что же нужно делать чтобы душа не заболела?

-Часто в художественных произведениях можно услышать слова
«Подумай о душе!» Почему так говорят? (Нужно жить так, чтобы на душе было светло, радостно, и она не болела).

— На эту тему мы приготовили еще одно стихотворение.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Слайд 12, Сдлайд 13)

1 карточка: и 2 карточка

1. «Подбери правильное толкование к слову» (дети находят пару и соединяют стрелочками)
Малодушие так говорят о человеке, не способном ни на что доброе.
Равнодушие если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало
места для добра.
Бездушие чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует
боль других людей.
Мёртвая душа человек со злой душой творит зло и его уже не мучает
совесть.

2. «Чем вылечить болезни души» (дети подбирают антонимы и записывают)
Ненависть — ________________________
Ложь — ________________________
Жадность — _________________________
Жестокость — ________________________
Раздражительность — _________________________
Зависть ___________________________
Слова для справок: милосердие, любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие.

  • 3. «Вспомни литературные примеры, когда душа подсказала герою, как надо поступить правильно или выдержать трудные испытания».

    8. Включение в систему знаний и повторений.

    Составление синквейна со словом «душа».
    Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,

  • Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.

  • Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.

  • Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.

  • Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.

  • Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.

  • Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) — духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.

(Слайд 14) (Слайд 15)

— Давайте вернемся к целям нашего проекта, к алгоритму, выстроенному в начале урока, и посмотрим, как мы справились с этим заданием. Все ли мы сделали, что было намечено на этот урок?(Да)

9. Рефлексия в учебной деятельности.
Учитель: Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать? ( Это душа).
— Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека? (Любовь, разум, свобода, творчество)

— Закончи предложение (Слайд 16)
На уроке я узнал, что…
Родителям я хотел бы рассказать, что…

(Слайд 17)

Домашнее задание:
1. Подобрать пословицы о душе.
2. Поразмышлять с родителями, как надо заботиться о своей душе. Напиши об этом в тетради сочинение – миниатюру.

Звучит песня Светланы Копыловой «Только добротой сердец».

Приложение 1.

1. «Подбери правильное толкование к слову»

Малодушие

Равнодушие

Бездушие

Мёртвая душа

чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует
боль других людей.

так говорят о человеке, не способном ни на что доброе.

если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало
места для добра.

человек со злой душой творит зло и его уже не мучает
совесть.

2. «Чем вылечить болезни души»

Ненависть — ________________________

Ложь — ________________________

Жадность — _________________________

Жестокость — ________________________

Раздражительность — _________________________

Зависть ___________________________

Слова для справок: милосердие, любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие.

Приложение 2

Презентация

Интересные факты о Москве, Россия ✮ Туристическая карта Москвы 2019

Интересные факты о Москве, столице России

1 . Москва была административной столицей России (а ранее — Советского Союза) с 1918 года. До этого Москва была столицей Российского государства с 1480 по 1712 год. Санкт-Петербург был столицей с 1712 по 1712 год. 1918.

2. Первое упоминание Москвы было в летописи в 1147 .Однако первые поселения на территории современной Москвы появились во втором тысячелетии до нашей эры.

3. Москва в настоящее время занимает территорию в 1 081 квадратный километр. Его исторический центр (в пределах Садового кольца) занимает около 20 кв. Км, что составляет менее 2% от общей площади города. Есть еще так называемая «Новая Москва» — конгломерат пригородов, расположенный на юго-западе, формально вошедший в состав Москвы в 2012 году.

4. Кремлевская крепость — самая большая крепость в Европе. Кремлевская стена имеет длину 2235 метров (7332 фута) и насчитывает 20 башен, самая высокая из которых — Троицкая башня высотой 80 метров (262 фута).

5. Координаты центра города : 55 ° 45 ′ 6 ″ N, 37 ° 37 ′ 4 ″ E. Часовой пояс: GMT + 3. Высота: 100–250 метров над уровнем моря. Средняя высота: 156 метров.

6. Постоянное население Москвы 12,2 млн человек . Это самый большой город в Европе, на втором месте Лондон с 8,5 миллионами).Еще от 2 до 2,5 миллионов человек временно проживают в Москве. Это население состоит в основном из рабочих-мигрантов.

7. Миллионный горожанин Москвы родился в 1897 году. Таким образом, в конце XIX века Москва еще не была настолько обширной. Напротив, Лондон праздновал своего миллионного жителя в 1800 году, а сегодня население Лондона составляет 8,5 миллионов человек.

8. В Москве действует городской информационный портал на английском языке . Щелкните ссылку, чтобы увидеть больше фактов о Москве: http: // www.mos.ru/ru/index.php.

Поддержка пожилых людей во время пандемии COVID-19 — дело каждого

Пандемия COVID-19 сильно влияет на население мира. Во многих странах пожилые люди сегодня сталкиваются с наибольшим количеством угроз и проблем. Хотя все возрастные группы подвержены риску заражения COVID-19, пожилые люди сталкиваются со значительным риском развития тяжелого заболевания, если они заразятся этим заболеванием из-за физиологических изменений, которые возникают в результате старения и потенциальных основных заболеваний.

«Поддержка и защита пожилых людей, живущих в одиночестве в сообществе, — это дело каждого», — сказал д-р Hans Henri P. Kluge, директор Европейского регионального бюро ВОЗ, обращаясь к журналистам сегодня на виртуальном брифинге для прессы. «Я напоминаю правительствам и властям, что все сообщества должны получить поддержку в проведении мероприятий, чтобы пожилые люди имели то, что им нужно. В это время нужно относиться ко всем пожилым людям с уважением и достоинством. Помните, мы никого не оставляем ».

В своем вступительном слове доктор Клюге привел ключевые цифры, связанные с развитием COVID-19 среди пожилых людей.«Пожилые люди подвергаются значительно большему риску тяжелого заболевания после заражения COVID-19. Это важное наблюдение для Европейского региона: из 30 стран с наибольшим процентом пожилых людей все, кроме одной (Япония), являются нашими государствами-членами в Европе. Среди них страны, наиболее пострадавшие от пандемии ».

Более 95% этих смертей приходятся на людей старше 60 лет. Более 50% всех погибших приходится на людей в возрасте 80 лет и старше. Отчеты показывают, что 8 из 10 смертей происходят у лиц, по крайней мере, с одной сопутствующей патологией, в частности, с сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией и диабетом, а также с рядом других хронических основных состояний.

Вместе с группой экспертов — Манфредом Хубером, координатором, Здоровое старение, инвалидность и долгосрочное лечение, ЕРБ ВОЗ; Кэтрин Смоллвуд, старший специалист по чрезвычайным ситуациям, ЕРБ ВОЗ; и сотрудник Аланы, руководитель отдела демографических изменений и здорового старения в штаб-квартире ВОЗ — д-р Клюге ответил на вопросы о проблемах, с которыми сталкиваются пожилые люди и те, кто поддерживает их и заботится о них в контексте вспышки COVID-19.

Поддержка пожилых людей, их семей и лиц, ухаживающих за ними, является важной частью комплексных ответных мер стран на пандемию.Во время изоляции и карантина пожилые люди нуждаются в безопасном доступе к питательной пище, предметам первой необходимости, деньгам, лекарствам для поддержания своего физического здоровья и социальной помощи. Распространение точной информации имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы у пожилых людей были четкие сообщения и ресурсы о том, как оставаться физически и психически здоровыми во время пандемии и что делать, если они заболеют.

Ответы участников дискуссии подчеркнули важность поддержания здорового образа жизни во время карантина или изоляции.Пожилые люди часто зависят от поддержки со стороны общества и лиц, осуществляющих уход, в поддержании повседневного распорядка, активности и питании и сбалансированной пище. Психическое здоровье в тревожные времена также является ключевым фактором. Поиск способов оставаться на связи в обществе еще более важен для этой возрастной группы, поскольку у многих из них непростой доступ к цифровым платформам. Доктор Клюге обратился к молодым зрителям с особым посланием: «Если обеспечение безопасности ваших бабушек и дедушек означает, что вы не можете навещать их лично, разговаривайте с ними каждый день, чтобы они не чувствовали себя одинокими.Физическое дистанцирование — это не социальная изоляция ».

Медицинские и социальные работники играют решающую роль в обеспечении долгосрочного ухода за пожилыми людьми. «Еще до пандемии COVID-19 они работали в сложных условиях, будь то в общине или в домах престарелых… Текущая ситуация является болезненным напоминанием о том, что не следует сокращать бюджеты на основные услуги», — подчеркнул д-р Клюге. «Наши герои, передовые люди, такие как медсестры и медицинские работники, каждый день стараются изо всех сил — мы должны предоставить им необходимую информацию, обучение и средства индивидуальной защиты».

В заключение д-р Клюге резюмировал свои 3 ключевых сообщения, подчеркнув, что борьба с COVID-19 — это коллективная ответственность:

  • Хотя пожилые люди подвергаются наибольшему риску заражения COVID-19, все мы, в любом возрасте, должны действовать. в знак солидарности, чтобы предотвратить дальнейшее распространение вируса среди населения.
  • Крайне важно, чтобы мы в равной степени поддерживали всех медицинских и социальных работников и уделяли особое внимание тем, кто оказывает медсестринские и социальные услуги пожилым людям.
  • Поддержка и защита пожилых людей, живущих в одиночестве в сообществе, — это дело каждого.

ЯЗЫК СМИ: ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

РАЗДЕЛ II.МНОГОНАЦИОНАЛИЗМ

Ex. 1. сопоставьте слова с их определениями

  • Продолжительность жизни
  • Эмигрант
  • Невеста войны
  • Сегрегация
  • Убежище
  • Плавильный котел
  • Подушный налог
  • Всадник свободы
  • Этническая ассимиляция
  • Предубеждение
  • Место, где иммигранты разных культур или рас образуют интегрированное общество.
  • Один из представителей межрасовой группы активистов за гражданские права в начале 1960-х, которые проезжали на автобусах через районы юга Соединенных Штатов с целью противодействия расовой сегрегации.
  • Защита или укрытие от опасности или невзгод.Место, обеспечивающее защиту или убежище
  • Отрицательное суждение или мнение, сформированное заранее или без знания или изучения фактов
  • Ожидаемое количество лет, которое человек должен прожить, согласно статистике.
  • Женщина, которая выходит замуж за военнослужащего в военное время.
  • Процесс, посредством которого группа меньшинств постепенно перенимает обычаи и отношения преобладающей культуры
  • Человек, который покидает одну страну или регион, чтобы поселиться в другой
  • Налог, взимаемый с людей, а не с собственности, часто в качестве требования для голосования.
  • Политика и практика навязывания социального разделения рас, как, например, в школах, жилищном строительстве и промышленности, особенно с тем, чтобы практиковать дискриминацию цветных людей в преимущественно белом обществе.

Ex.2. Завершите следующие утверждения наиболее подходящим словом или сочетанием слов из поля.

дискриминация

ненасильственное движение

иммигранты

ограничения квоты

нелегальные иностранцы

этнический состав

WASP

штрафы

свобода

Великая война

предубеждение

1. Соединенные Штаты — это общество

Многие люди приходили и приходят сегодня за богатством, землей и

2. Те иммигранты, которые не хотели чувствовать себя отделенными от доминирующего

культура выучила английский и переняла английские обычаи.

3.

была Гражданская война в США, которую иногда называют войной между Штатами.

4. Северные народы старой иммиграции выражали религиозную

против католиков и евреев.

5. В 1924 г. Конгресс принял

что резко ограничило количество иммигрантов из Южной и Восточной Европы.
6.

по признаку расы, пола или сексуальной ориентации удерживает многих американцев от равной защиты и равных перспектив в американском обществе.

7. Чернокожие американцы начали свою революцию как

состоящий из бойкотов, сидячих забастовок, аттракционов свободы и маршей протеста.

8. Многие

поставлять дешевую рабочую силу в качестве сельскохозяйственных рабочих во время сбора урожая или выполнять черную работу, которую граждане США избегают.

9. Согласно новому иммиграционному закону, принятому в 1986 г.

были навязаны предприятиям, нанимающим нелегальных иностранцев.

10. С 1960-х годов, когда

изменилось даже больше, изменилось отношение американцев к этническим и религиозным различиям.

Ex. 3. Прочтите следующие утверждения и определите их как Истина или Ложь.

1. Результаты переписи населения 2001 года показывают, что Британия является многорасовым обществом с небелым этническим меньшинством около 3 миллионов человек.

Правда

Ложь

2. Британское общество всегда неохотно принимало иммигрантов и беженцев, ищущих лучших экономических возможностей или спасающихся от религиозных преследований.

Правда

Ложь

3. Великобритания приняла гугенотов в 17 веке, евреев с европейского континента, ирландских иммигрантов, беженцев из нацистской Германии и после Второй мировой войны, перемещенных лиц из Восточной Европы.

Правда

Ложь

4. Значительная иммиграция из Карибского бассейна, Индии, Пакистана и Бангладеш началась в 1970-х годах.

Правда

Ложь

5. До 1962 года граждане Содружества никогда не могли свободно въезжать в Великобританию по своему желанию.

Правда

Ложь

6. Закон 1976 года о межрасовых отношениях применяется к Англии и Уэльсу и объявляет расовую дискриминацию в целом незаконной в широком диапазоне обстоятельств.

Правда

Ложь

7. Грант для этнических меньшинств направлен на то, чтобы предоставить этническим меньшинствам более эффективный доступ к основному обучению, трудоустройству и возможностям бизнеса.

Правда

Ложь

8. В национальном масштабе небелые составляют 79 процентов населения, но в Лондоне эта цифра снижается до 20 процентов и даже до 10 процентов в зависимости от местности.

Правда

Ложь

9. Большинство детей из числа этнических меньшинств, которые сейчас идут в школу, родились в Великобритании.

Правда

Ложь

10. Правительство не признало необходимость статистических данных об этническом происхождении, языке и религии школьников для обеспечения того, чтобы образование отвечало потребностям всех учеников.

Правда

Ложь

Ex. 4. Сопоставьте слово из столбца A со словом в столбце B, чтобы сформировать выражение и дать ему определение.

  • Расовый
  • Смешанный
  • Поддающийся определению
  • Убежище
  • Цель
  • Внутренний
  • этническая группа
  • дискриминация
  • город
  • профилирование
  • ищущий
  • брак

Ex.5. Угадайте понятие по его определению.

Ex.