Содержание

Паломничество в Афанасьевский мужской монастырь – Азбука паломника

Мiръ Россия Ярославская область Ярославль Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:57.6252870000000001482476363889873027801513671875,»lon»:39.895296000000001868102117441594600677490234375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%BE-%D0%90%D1%84%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u041a\u0438\u0440\u0438\u043b\u043b\u043e-\u0410\u0444\u0430\u043d\u0430\u0441\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u041a\u0438\u0440\u0438\u043b\u043b\u043e-\u0410\u0444\u0430\u043d\u0430\u0441\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0432 \u042f\u0440\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043b\u0435. \u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u0432 1616 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0432 \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u044c \u043e\u0431 \u043e\u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u043e\u0442 \u043f\u043e\u043b\u044f\u043a\u043e\u0432 \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434 \u0441\u043c\u0443\u0442\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0438. \u0412 1925 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0437\u0430\u043a\u0440\u044b\u0442, \u0432 2005 \u0432\u043e\u0437\u0432\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438. \u0412 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0435 \u0432\u0435\u0434\u0443\u0442\u0441\u044f \u0432\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b, \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0442\u0440\u0430\u043f\u0435\u0437\u043d\u0430\u044f.»,»title»:»\u041a\u0438\u0440\u0438\u043b\u043b\u043e-\u0410\u0444\u0430\u043d\u0430\u0441\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:57.6252870000000001482476363889873027801513671875,»lon»:39.895296000000001868102117441594600677490234375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

Афанасьевский мужской монастырь — православный монастырь в Ярославле. Основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период смутного времени. В 1925 году закрыт, в 2005 возвращен Церкви. В монастыре ведутся восстановительные работы, действует трапезная.

История

Возникновение обители.

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. Причина постройки храма в честь именно этих святых была обусловлена тем, что они ревностно защищали христианство от ересей, война с Польшей рассматривалась в России в первую очередь как борьба за истинную Православную веру против экспансии католицизма. В это же время царь Михаил Фёдорович приписал обители ряд угодий, что обеспечило монастырь материально.

XVII- начало XX века.

В 1691—1702 гг. на месте деревянных церквей были построены каменные храмы, существующие и поныне. Тогда же возвели келейный корпус и каменные стены (высота стен — 5 метров, ширина — 1 метр), чтобы оградить монастырь, стоящий в центре многолюдного города, от мирской суеты. Стены также сохранились до сих пор.

В Спасо-Пробоинской церкви главный придел был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части — во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части — во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника. В 1911 году пристроен южный придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В храме святых Кирилла и Афанасия теплый придел был освящен в честь святителя Алексия, митр. Московского. Среди почитамемых святынь обители были частица мощей св. Кирилла, архиеп. Александрийского, в серебряном ковчежце, образ св. Алексия, митр. Московского в серебряной ризе и антиминс, освященный св. митр. Димитрием Ростовским.

Число монашествующих было невелико и никогда не превышало 10 человек, таким образом, Кирилло-Афанасиевский монастырь являлся самым маленьким в епархии. Вместе с тем, монастырь посещался большим количеством паломников и весьма чтился в народе. С 1895 года здесь проживал викарный епископ Ярославской епархии. В начале XX века вошло в обычай в ночь на 1 января проводить здесь богослужение, чтобы встречать гражданский Новый год по христиански, без излишеств.

В 1925 году монастырь был закрыт. В храмах разместилась администрация мебельной фабрики.

Восстановление монастыря.

В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария. Усилиями ректора семинарии, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, к 2010 году удалось расчистить обитель и отреставрировать придел святителя Алексия, митр. Московского в Кирилло-Афанасиевском храме. С этого времени в приделе регулярно проходят богослужения, в обязательном порядке посещаемые семинаристами. Однако, до полного восстановления монастыря еще далеко.

В июне 2010 году, прямо во время богослужения, рухнула северная стена монастыря, причем рядом с ней находилась группа рабочих. Никто не пострадал.

С сентября 2010 года наместником обители является игумен Феодор, настоятель Богоявленского храма Ярославля. 29 января 2011 года в монастырь была возвращена чтимая икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в нем до революции.

Современное состояние

В настоящее время монастырь активно восстанавливается.

Богослужения в монасыре совершаются каждый день.

С августа 2015 года при Кирилло-Афанасиевском мужском монастыре работает «Монастырская трапезная». Посещая трапезную можно не только познакомиться с традициями русской кухни, но и узнать об особенностях православного устава. В монастыре возрождают не только стены, но и древние монастырские рецепты.

Располагается трапезная под Спасо-Пробоинским храмом. В меню представлены разнообразные блюда. Многие из них готовятся сугубо по рецептам Кирилло-Афанасиевского монастыря. Также в трапезной можно отведать монастырскую выпечку, чай, кофе и сладости, а также монастырский квас.

При монастыре действует музей.

Храмы

  • Спасо-Пробоинский храм

  • Кирилло-Афанасьевский храм

Святыни

  • Икона Нерукотворного Спаса
  • Частица мощей святителя Афанасия, архиепископа Александрийского
  • Храм святителей Кирилла и Афанасия (31 января)
  • Спасо-Пробоинский храм (29 августа)

Фото

  • Литургия в Cпасо-Пробоинском храме

  • Богослужение в Афанасьевском монастыре

  • Крестный ход к Афанасьевскому монастырю

Видео

Ярославский Кирилло-Афанасьевский монастырь

В Ярославле сделали презентационный видеоролик к 400-летию Кирилло-Афанасьевского монастыря

Как добраться

Адрес: г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17

Телефон: (4852) 73-04-14

Cайт: http://www.ubrus76.ru/

Страничка в контакте: https://vk.com/kirillo_afanasievsky_monastery

До Ярославля можно добраться самолетом, поездом или автобусом.

Далее от площади Ярославль-Главный можно добраться на автобусах №76, №8, или маршрутках №45, №81.

Паломнику

Афанасьевский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Ссылки

Афанасьевский монастырь (Молога) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Афанасьевский монастырь — православный монастырь, находившийся около города Мологи, на территории ныне затопленной Рыбинским водохранилищем. Относился к Ярославской и Ростовской епархии.

История

Сперва был на этом месте мужской Афанасьевский монастырь, основанный в XV веке.[1] Назывался также Холопьим, по соседству с так называемым Холопьим городком.[2] Впервые упоминается в 1509 году, когда угличский князь Дмитрий Иванович Жилка отказал монастырю поместье.[2]

Монастырь состоял приписным к угличскому Воскресенскому монастырю.[1] К концу XVII века пришёл в упадок.[1] На момент упразднения в 1764 году за монастырём числилась 1371 крестьянская душа.[2] Обращён в приходскую церковь. В 1795 году здесь открыт женский монастырь.[1]

На конец XIX века имелось четыре церкви: построенный в 1788 году тёплый Троицкий собор с тремя престолами — Святой Троицы, Божией Матери Всех скорбящих Радости и святых Афанасия и Кирилла; построенный в 1840 году холодный собор Сошествия Святого Духа с тремя престолами — Сошествия Святого Духа, Тихвинской Божией Матери и Николая Чудотворца; построенная в 1826 году тёплая церковь Успения Божией Матери с одним престолом; построенная в 1890 году недалеко от ограды кладбищенская церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.[1][3]

Главной реликвией монастыря являлся древний (начала XIV века) список Тихвинской иконы Божией Матери, прославленный чудесами. Согласно преданию, икону принёс из Ярославля как отцовское благословение первый мологский князь Михаил Давидович[1]. В 1929 году святыня была передана в Мологский уездный музей им. Н. Н. Розова. Во время кампании изъятия из музеев предметов из цветного металла в 1930 году её забрал (сохранился акт изъятия) исполняющий должность начальника Мологского ОП ОГПУ. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.[4]

Затопление монастыря

После революции монастырь существовал как Афанасьевская трудовая артель. 3 января 1930 года состоялась последняя служба; после литургии всех вытолкали из храма, а колокола перебили[5]. Монастырь затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища в 1940-х годах.

В часовне бывшего подворья монастыря в Рыбинске действует Музей Мологского края им. Н. М. Алексеева[6].

С 2012 года стали совершать Божественные литургии над затопленными святынями Мологской земли. 9 июля 2016 года, в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери, над затопленным Афанасьевским монастырём совершил литургию епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.[7]

См. также

Примечания

Литература

  • Города под водой. Путешествие по затопленным берегам Верхней Волги / Автор-составитель В. И. Ерохин. — Тверь: Гранд-Холдинг, 2010. — 112 с. — ISBN 978-5-997190-163.

Ссылки

Афанасьевский монастырь (Молога) — это… Что такое Афанасьевский монастырь (Молога)?

Афанасьевский монастырь — православный монастырь, находившийся около города Мологи, на территории ныне затопленной Рыбинским водохранилищем. Относился к Ярославской и Ростовской епархии.

История

Сперва был на этом месте мужской Афанасьевский монастырь, основанный в XV веке.[1] Назывался также Холопьим, по соседству с так называемым Холопьим городком.[2] Впервые упоминается в 1509 году, когда угличский князь Дмитрий Иванович Жилка отказал монастырю поместье.[2]

Монастырь состоял приписным к угличскому Воскресенскому монастырю.[1] К концу XVII века пришёл в упадок.[1] На момент упразднения в 1764 году за монастырём числилась 1371 крестьянская душа.[2] Обращён в приходскую церковь. В 1795 году здесь открыт женский монастырь.[1]

На конец XIX века имелось четыре церкви: построенный в 1788 году тёплый Троицкий собор с тремя престолами — Святой Троицы, Всех скорбящих Божией Матери и святых Афанасия и Кирилла; построенный в 1840 году холодный собор Сошествия Святого Духа с тремя престолами — Сошествия Святого Духа, Тихвинской Божией Матери и Николая Чудотворца; построенная в 1826 году тёплая церковь Успения Божией Матери с одним престолом; построенная в 1890 году недалеко от ограды кладбищенская церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.[1][3]

Главной реликвией монастыря являлся древний (начала XIV века) список Тихвинской иконы Божией Матери, прославленный чудесами. Согласно преданию, икону принёс из Ярославля как отцовское благословление первый Мологский князь Михаил Давидович.[1] В 1929 году святыня была передана в Мологский уездный музей им. Н. Н. Розова. Во время кампании изъятия из музеев предметов из цветного металла в 1930 году её забрал (сохранился акт изъятия) исполняющий должность начальника Мологского ОП ОГПУ. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.[4]

Затопление монастыря

После революции монастырь существовал как Афанасьевская трудовая артель. 3 января 1930 года состоялась последняя служба; после литургии всех вытолкали из храма, а колокола перебили.[5] Монастырь затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища в 1940-х годах.

В часовне бывшего подворья монастыря в Рыбинске действует Музей Мологского края им. Н. М. Алексеева.[6]

См. также

Примечания

Литература

  • Города под водой. Путешествие по затопленным берегам Верхней Волги / Автор-составитель В. И. Ерохин. — Тверь: Гранд-Холдинг, 2010. — 112 с. — ISBN 978-5-997190-163.

Афанасьевский монастырь (Москва) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Афана́сьевский монасты́рь — утраченный православный мужской монастырь Московского Кремля, основанный в XIV веке. Являлся подворьем Кирилло-Белозерского монастыря. Был упразднён в конце XVIII столетия[1].

История

Афанасьевский монастырь был построен напротив Вознесенского монастыря у Фроловских ворот Кремля. Точная дата постройки неизвестна, историк Василий Зверинский указывал 1385 год. Монастырь был освящён во имя святых Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. В июле 1389 года от Афанасьевской церкви монастыря начался пожар, практически уничтоживший Кремль. Сгоревший храм перестроили под руководством Василия Ермолина в камне в 1462-м[1][2]. Это событие описано в Ермолинской летописи:

Того же лета, месяца июля 27, священа бысть церковь камена святый Афонасей на Москве, во Фроловьскихъ воротехъ, а придел у неа святый Пантелеимонъ, а ставилъ ее Василей Дмитреев сынъ Ермолимна. Того же лета стена поновлена городная отъ Свибловы стрелници до Боровицкихъ воротъ каменемъ, предстательством Василиа Дмитреева сына Ермолина[1].

Одни историки, среди которых Михаил Тихомиров, предполагают, что новый храм был надвратным и находился во Фроловской башне. Однако многие не поддерживают эту точку зрения[1].

Позднее возвели новую церковную постройку в честь святого Кирилла Белозерского из кирпича на средства московских купцов Юрия и Алексея Григорьевичей Бобыниных. Освятил церковь митрополит Варлаам в мае 1518 года[1]. Из Софийской II летописи:

У Фроловских ворот, на Кирилловском подворье, против Вознесенского монастыря, за дьячими палатами, Афанасьевский монастырь, сгоревший в 1389 г., а ц. св. Афанасия Александрийского в 1514 г. поставлена кирпичная Юрьем Бобыниным[1].

В XVI веке монастырь стал подворьем Кирилло-Белозерского монастыря. В исторических документах в этом статусе обитель впервые упоминается в 1563 году, когда была пострижена княгиня Ефросинья Старицкая, мать удельного старицкого князя Владимира Андреевича. Однако его продолжали называть «Афанасьевский монастырь, подворье Кириллова монастыря». Так, в указе Михаила Фёдоровича 1640 года сказано: «…дураки государевых комнат были отведены поститься на Страстную неделю: в Богоявленский м. Мосейка; в Афанасьевский мон., что у Фроловских ворот, Исак да Симонка»[1][3].

В 1611 году поляки заточили в монастыре патриарха Гермогена. Постройки подворья были уничтожены при правлении Екатерины II. В 1802 году территорию окончательно расчистили под плац-парад[3][4].

Архитектура

План территории монастыря несколько раз менялся. В 1533 году он имел форму неправильного пятиугольника. В 16 метрах от обители была расположена стрелецкая караульня у Фроловских ворот. С западной и южной сторон подворье соседствовало с дворами, подаренными Иваном III своим приближённым. Один из дворов принадлежал Андриану Ярлыку, старцу Симонова монастыря. С запада к подворью присоединялись земли князей Черкасских и архиепископа Арсения Элассонского[1].

Согласно плану Кремля архитектора Василия Яковлева 1756 года, подворье вдоль Спасской улицы тянулось на 30 сажен, по Кремлёвской стене — на 28 сажен, а по западной — на 19 сажен[1].

На плане 1600-х годов в центре территории находился двор, свободный от застройки, в восточной части — две церкви. Композиция монастыря была схожа с Богоявленским монастырём. Афанасьевская одноглавая церковь была встроена в восточную стену, имевшую треугольный выступ в направлении Кремлёвской стены[1].

Примечания

Литература

Ссылки

Афанасьевский монастырь (Молога) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Афанасьевский монастырь — православный монастырь, находившийся около города Мологи, на территории ныне затопленной Рыбинским водохранилищем. Относился к Ярославской и Ростовской епархии.

История

Сперва был на этом месте мужской Афанасьевский монастырь, основанный в XV веке.[1] Назывался также Холопьим, по соседству с так называемым Холопьим городком.[2] Впервые упоминается в 1509 году, когда угличский князь Дмитрий Иванович Жилка отказал монастырю поместье.[2]

Монастырь состоял приписным к угличскому Воскресенскому монастырю.[1] К концу XVII века пришёл в упадок.[1] На момент упразднения в 1764 году за монастырём числилась 1371 крестьянская душа.[2] Обращён в приходскую церковь. В 1795 году здесь открыт женский монастырь.[1]

На конец XIX века имелось четыре церкви: построенный в 1788 году тёплый Троицкий собор с тремя престолами — Святой Троицы, Божией Матери Всех скорбящих Радости и святых Афанасия и Кирилла; построенный в 1840 году холодный собор Сошествия Святого Духа с тремя престолами — Сошествия Святого Духа, Тихвинской Божией Матери и Николая Чудотворца; построенная в 1826 году тёплая церковь Успения Божией Матери с одним престолом; построенная в 1890 году недалеко от ограды кладбищенская церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.[1][3]

Главной реликвией монастыря являлся древний (начала XIV века) список Тихвинской иконы Божией Матери, прославленный чудесами. Согласно преданию, икону принёс из Ярославля как отцовское благословение первый мологский князь Михаил Давидович[1]. В 1929 году святыня была передана в Мологский уездный музей им. Н. Н. Розова. Во время кампании изъятия из музеев предметов из цветного металла в 1930 году её забрал (сохранился акт изъятия) исполняющий должность начальника Мологского ОП ОГПУ. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.[4]

Затопление монастыря

После революции монастырь существовал как Афанасьевская трудовая артель. 3 января 1930 года состоялась последняя служба; после литургии всех вытолкали из храма, а колокола перебили[5]. Монастырь затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища в 1940-х годах.

В часовне бывшего подворья монастыря в Рыбинске действует Музей Мологского края им. Н. М. Алексеева[6].

С 2012 года стали совершать Божественные литургии над затопленными святынями Мологской земли. 9 июля 2016 года, в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери, над затопленным Афанасьевским монастырём совершил литургию епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.[7]

См. также

Примечания

Литература

  • Города под водой. Путешествие по затопленным берегам Верхней Волги / Автор-составитель В. И. Ерохин. — Тверь: Гранд-Холдинг, 2010. — 112 с. — ISBN 978-5-997190-163.

Ссылки

Афанасьевский монастырь (Молога) — Википедия. Что такое Афанасьевский монастырь (Молога)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Афанасьевский монастырь — православный монастырь, находившийся около города Мологи, на территории ныне затопленной Рыбинским водохранилищем. Относился к Ярославской и Ростовской епархии.

История

Сперва был на этом месте мужской Афанасьевский монастырь, основанный в XV веке.[1] Назывался также Холопьим, по соседству с так называемым Холопьим городком.[2] Впервые упоминается в 1509 году, когда угличский князь Дмитрий Иванович Жилка отказал монастырю поместье.[2]

Монастырь состоял приписным к угличскому Воскресенскому монастырю.[1] К концу XVII века пришёл в упадок.[1] На момент упразднения в 1764 году за монастырём числилась 1371 крестьянская душа.[2] Обращён в приходскую церковь. В 1795 году здесь открыт женский монастырь.[1]

На конец XIX века имелось четыре церкви: построенный в 1788 году тёплый Троицкий собор с тремя престолами — Святой Троицы, Божией Матери Всех скорбящих Радости и святых Афанасия и Кирилла; построенный в 1840 году холодный собор Сошествия Святого Духа с тремя престолами — Сошествия Святого Духа, Тихвинской Божией Матери и Николая Чудотворца; построенная в 1826 году тёплая церковь Успения Божией Матери с одним престолом; построенная в 1890 году недалеко от ограды кладбищенская церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.[1][3]

Главной реликвией монастыря являлся древний (начала XIV века) список Тихвинской иконы Божией Матери, прославленный чудесами. Согласно преданию, икону принёс из Ярославля как отцовское благословение первый мологский князь Михаил Давидович[1]. В 1929 году святыня была передана в Мологский уездный музей им. Н. Н. Розова. Во время кампании изъятия из музеев предметов из цветного металла в 1930 году её забрал (сохранился акт изъятия) исполняющий должность начальника Мологского ОП ОГПУ. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.[4]

Затопление монастыря

После революции монастырь существовал как Афанасьевская трудовая артель. 3 января 1930 года состоялась последняя служба; после литургии всех вытолкали из храма, а колокола перебили[5]. Монастырь затоплен при строительстве Рыбинского водохранилища в 1940-х годах.

В часовне бывшего подворья монастыря в Рыбинске действует Музей Мологского края им. Н. М. Алексеева[6].

С 2012 года стали совершать Божественные литургии над затопленными святынями Мологской земли. 9 июля 2016 года, в день памяти Тихвинской иконы Божией Матери, над затопленным Афанасьевским монастырём совершил литургию епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.[7]

См. также

Примечания

Литература

  • Города под водой. Путешествие по затопленным берегам Верхней Волги / Автор-составитель В. И. Ерохин. — Тверь: Гранд-Холдинг, 2010. — 112 с. — ISBN 978-5-997190-163.

Ссылки

Кирилло- Афанасиевский мужской монастырь г. Ярославля

Кирилло-Афанасиевский монастырь получил свое наименование в честь святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была примерно в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Видимо именно по этой причине монастырь и получил свое название в честь святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских, ревностных борцов за чистоту Православия. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители было обретение чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

Вновь Афанасьевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX — начале XX века: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 — на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви; в 1912 — на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

Драгоценным сокровищем обители, достойным «благочестивого чествования», являлась частица мощей Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце. В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году.

Особо почитался Образ Нерукотворного Спаса, остававшийся невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь. Икону находили на пепелище не тронутую пламенем. А уничтожили икону люди уже в советское время. В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре была зарегистрирована приходская община, последний раз она упоминается в 1923 году, в феврале 1925 монастырь закрыли, часть «ветхого культового имущества» передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов.

В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди.

Многое пришло в неузнаваемый вид, разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи закрашены краской, от былого величия ничего не осталось.

С тех пор и до недавнего времени территория этого святого места была практически отхожим местом. В 2006 году по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, храм святителей Кирилла и Афанасия стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Когда в храмы пришли семинаристы, они нашли их в ужасающем состоянии: окна и двери были выбиты, всюду громоздились груды мусора.

Под руководством администрации Семинарии в храме стали вести восстановительные работы. После долгих месяцев упорного труда придел, освященный в честь святителя Алексия, митр. Московского, стал пригоден для богослужения.

В мае 2007г два храма и другие постройки были переданы Ярославской епархии. Первая служба в возрожденном храме 31 января 2008г проходила архиерейским чином – ее возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. С этого срока начался отсчёт новый жизни обители.

С 2009 года решением Святейшего Синода, это действующий мужской монастырь. Богослужения ведутся здесь по монастырскому уставу.

Теперь можно увидеть и главный храм монастыря — церковь Кирилла и Афанасия. Много лет она стояла закрытой. На стенах проглядывают фрагменты фресок 17 века, в основном, плотно закрытые слоями штукатурки. Реставрация этого храма еще в планах, в 2010 году удалось отремонтировать только кровлю и укрепить фасад. Закончено строительство ограды с башнями. Еще летом, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

29 января 2011 г в Кирилло-Афанасьевском монастыре состоялась торжественная встреча иконы Нерукотворного Спаса (список с древнего чудотворного образа), возвращенной из Троицкого храма поселка Смоленское. Настоятель и прихожане этого храма передали икону Спасителя с надеждой на духовное возрождение обители.

Для встречи иконы в Святых вратах обители собралось большое количество ярославцев.

Прошли годы, и в святую обитель вновь возвращается икона Спасителя — чудотворный список с древней святыни. Знаменательно что, что событие это произошло накануне Престольного праздника — св. святителей Кирилла и Афанасия архиепископов Александрийских. Это явный знак милости Божией не только к монастырю, но и к древнему городу Ярославлю.

28 января 2012 года, накануне Престольного праздника святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, была принесена частица святых мощей святителя Афанасия, одного из покровителей святой обители.

Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь / Монастырский вестник

По преданию, первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный, а в семидесятых веках XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем храма был игумен Иона, при помощи Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского.

.Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг.воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен. В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского композиционного устройства приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решает архитектуру храма. Все покоится на высоком подклете (цокольном здании пола). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием.К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада — монастырская трапезная. Творческая одаренность архитектурного сказания в эффектном вчленении в общей композиции южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрытый пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея при зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега.Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока — прямоугольный в плане алтарь, с севера — оба придела — Валаама Хутынского и Екатерины — и между ними проход к колокольне, с юга — двухэтажная арочная галерея с папертью на вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.

За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.

Судя по сведениям более чем столетней давности и по описм сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево — миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо — вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.

Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий — в третьем проеме, считая от трапезной.

Очень интересен интерьер трапезной.В монастырском строительстве XV-XVII веков устойчивый и часто применявшийся тип называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится в центре палаты, а несколько ближе к соседнему помещению.

В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.

Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.

Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ​​ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада — воздушнее и легче.

Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схему так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно соответствуют лопатки на фасадах.

Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчика противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.

Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них.Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в форме, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня в верхнем этаже — из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни: проломленные своды и запустение.Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другому — председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище

.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь / Монастырский вестник

На своей основе многовековой истории знал монастырь сей и годы расцвета и годы полного запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что пользовался он покровительством и поддержкой Великих князей и Государей наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного — Анастасия. Здесь уместно вспомнить: о том, что она будет царицей, предрёк ей Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский.И сам её царственный супруг не оставлял Богоявленский монастырь своей милостью. Впрочем, помнит, что наш древний обитель и страшные дни гнева его, когда почести, оказанные царскому племяннику, направлялись через Кострому из Первопрестольной в Нижний Новгород, жестоко пострадали многие и сам игумен её. Скорый на гнев и расправу, Государь постарался искупить свой грех пред обителью, заставил его пройти через историю обтекания и в истории града нашего запечатлёнными навсегда…

Страшные дни … Богоявленский монастырь помнит их немало. Все тяжкие испытания, все грозные удары времени монастырь встреч и превозмогал достойно. В годы Смутного времени, например, годы иноки его явили пример, достойный благодарной памяти потомков, пример верности вере своей православной и Отечеству. В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, иноки Богоявленского монастыря решили скорее пожертвовать своей жизнью, но не покориться захватчикам. Лишь после осады н штурма монастырь бью охвачен и разграблен.Одиннадцать его иноков приняли мученическую смерть. Имена сих преподобных мученников сохранились до наших дней. Память их 12 января по новому стилю. Их мощи, как и основателя монастыря — преподобного Никиты, покоятся в усыпальнице собора.

О том, насколько известным и значительным был Богоявленский монастырь в России того времени, говорит хотя бы тот факт, что при избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Собореовал и подписался под избирательной грамотой, в числе других выборных , и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

ХVII век для Богоявленского монастыря стал временем каменного строительства. Деньги на строительство прислали многими, но главными жертвователями были: бояре Салтыковы, мать царя Михаила — инокиня Марфа, его отец — Патриарх Филарет и другие патриархи Московские и всея Руси …

В 1610 году билавигатель каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова, который освятил сам патриарх Гермаген — будущий священномученик.

. .

Особенно благоукрасился монастырь при измене Герасиме. С 1542 по 1672 год, без какого-либо перерыва, возводил он, одно за другим, каменные здания. В первые шесть лет этого тридцатилетнего монастыря был обнесён каменной стеной семиметровой высоты. Монастырь приобрёл вид крепости. Шесть башенышались над стеной: четыре — угловых и две — надвратных. В 1678 году Багоявленский собор был расписан «на иждивение» боярина Петра Михайловича Салтыкова. Богаматери Смоленской, чудесно сохранившейся во время пожара 1773 года, после чего и началось ее особое почитание.Здесь сначала была построена деревянная часовня, в 1824 году, алтайским миссионером, архимандритом этой святой обители Маканием Глухаревым, на средства костромского гражданина Ф.М. Обрядчикова возведена небольшая церковь, названная в народе «Смоленской часовнями».

В ХVIII веке и в первой половине ХIХ века Богоявленский монастырь переживал пору своего упадка. Навое строительство в нём почти не ведётся. лишь в 1758-1760 годах на средства генеральши Екатерины Михайловны Салтыковой в монастыре была выстроена церковь его имя Святится Христова Николая — над гробом супруга её Михаила Петровича Салтыкова.Сокращалось число братии, здания пустовали. С 1779 года Сюда были помещены все присутственные места города, которые находись здесь до 1809 года. В 1814 году в монастырь была переведена духовная семинария.

Пожар, истребивший в сентябре 1847 года почти половину Костромы, не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. О восстановлении монастыря в те годы не могло быть и речи: город, посещенный столь страшной бедой,.Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продали кирпичи его Развалин для мощения зданий частных домов, щебень бесплатно — для мощения улиц. Были разобраны, таким образом, Сретенская и Трехсвятительская церковь, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать.

Богоявленский собор не был разобран, поскольку император Николай Павлович повел сохранить его как памятник древности.Скорее всего, остался бы он, со временем, и памятником исчезнувшему монастырю, если бы не Божия воля, явленная через игумению Марию, в 1863 году вступившую в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырём. В том году подала она прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря под условием его восстановления.

Начинается новая страница истории древней костромской обители. Монастырь становится девичьим. Изменилось и его название: по-прежнему названию добавилось слово Анастасиин, Воистину символическое добавление.«Анастасия» — с древнегреческого — означает воскресение. Именно воскрешённым, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это связано с новым его расцветом.

Начав трудный подвиг возрождения монастыря, игумения Мария фактически отстроила его заново. Прежде всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны новые пристройки — с западной, южной и северной стороны, сам же древний собор был превращён в алтарь. Просторный, обновлённый, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящён 28 декабря 1869 года.Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена ​​была усыпальница под алтарём, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского. Возрождён был и Никольский храм.

После пожара 1847 года чудотворная икона Смоленской Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждений, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла.После этого почитание сей святыни ещё более усилилось. Вскоре же после пожара Смоленскую церковь начали восстанавливать. Возобновлена ​​она была на средства Платона Васильевича Голубкова, уроженца Костромы. Богослужения в ней постоянно совершались и в годы полного упадка монастыря. Трудами и заботами игумении Марии была восстановлена, почти полностью местами разрушенная, монастырская стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу.

Над юго-западными въездными вратами во время пожара уцелела часть стены с древним изображением лика Св.Николая, чудесно уцелели фонарь и верёвка, на которой фонарь висел перед образом. Когда приступили к разборке этих врат, каменщик, поднявшийся наверх, неожиданно упали сильно ушибся. После, на исповеди, он поведал священнику, что был сброшен какой-то неведомой силой. Разборка врат была приостановлена, образ св. Николая с тех пор стал почитаться особо. В 1871 году к уцелевшему остатку стены с изображением лика св. Николая была пристроена деревянной часовня. Она осталась невредимой при следующем страшном пожаре, посетившем Кострому в 1887 году.В 1892 году была заменена каменной, более просторной.

Во время пожара 1887 года вновь оказался невредимым в полностью выгоревшем храме чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Храм этот также был значительно перестроен в 1892 году.

В восстановленном игуменией Марией монастыре были возведены три жилых корпуса для сестёр и настольный корпус, а также — двухэтажный, с подвалом — Трапезный корпус, в котором есть трапезной палаты, разместились хозяйственные помещения, живописная и швейная мастерская.Несколько позже к стене Смоленской церкви были пристроены два корпуса — казначейский и больничный. В подвале больничного корпуса устроили резервуар, в который поступала самотёком речная вода Сулы для потребления монастыря.

Все вновь построенные здания были отмечены печатью высокого архитектурного вкуса. Одновременно производился ремонт старых зданий и велось строительство новых в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре, находившемся на территории Костромского кремля. Монастырь этот игумения Мария предназначила для учебно-благотворительных целей, переместив большую часть инокинь в Богоявленско-Анастасиин монастырь.Прежде всего она устроила здесь училище для девочек.

В 1873 году в Анастасиино-Крестовоздвиженском монастыре была устроена первая лечебница для народа, а в его училище стали готовить ещё и сестёр милосердия. Сёстры милосердия — воспитанницы монастыря участвовали в борьбе с эпидемиями, лечили больных и раненых войн.Деятельность народных лечебниц и сестёр милосердия принесла монастырю заслуженная известность и высокая оценка государства. Выл издан указ об открытии подобных лечебниц и курсов при других девичьих и женских обителях страны.

Игумения Мария стремилась распространить свет Православия и в иноверческой среде. Для цели в 1888 году несколько сестёр Вогоявленско-Анастасиина монастыря, во главе с этой монахиней Варварой, основали в 1891 г. в Эстонии монастырь с благотворительными учреждениями при нём — бесплатных лечебницей, аптекой и приютом для девочек-сирот.Монахиня Варвара стала первой игуменией основанного ими Пюхтицкого монастыря, который стал крупным распространением Православия в Эстонии.

В 1887 году упомянутый выше пожар в очередной раз причинил большой урон монастырю. Игумения Мария восстановила его, однако силы оказались подорванными, вскоре она заболела и умерла. День смерти её — 29 января 1889 года. В дальнейшем монастырём управляли, последовательно, ещё три игумении — Игумения Евпраксия, Игумения Анна и Игумения Сусанна.

После революции Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт. Казалось, что — навсегда … Началось великое его разорение. Богоявленский собор, Смоленская церковь и звонница были отданы под хранилища архива. Костромской государственный архив располагался в соборе до пожара, случившегося 16 августа 1982 года. В огне того пожара погибли дивные фрески собора, исполненные знаменитыми костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным, расписавшими Успенский собор Московского Кремля, Ильинскую церковь в Ярославле, Троицкий собор в Ипатьевском монастыре и другие храмы древних и славных городов русских.

Богоявленско-Анастасиин монастырь был закрыт в начале 1919 года, в его зданиих расположились жилые квартиры и учреждения, а древний собор заняли под архив. Монастырский некрополь, где покоились члены многих знатных русских родов, был полностью уничтожен.

В 1982 году пожар уничтожил и архив, и бесценные фрески.

20 июля 1990 года, на первом первом порядке Священного Синода Русской Православной Церкви по избрании патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было принято решение о возрождении монастыря.Первыми насельницами в нем стали монахини эстонского Пюхтицкого монастыря, который около ста лет назад был основан монахинями Богоявленско-Анастасииной обители.

Церкви и здания монастыря были отреставрированы, при обители открыты детский приют и богадельня.

Монастырь стал духовным центром Костромской епархии, его собор стал кафедральным, в монастыре размещается епархиальное управление и духовная семинария.

В 2002 году у стен кафедрального собора установлен бронзовый памятник небесному покровителю Костромы — Георгию Победоносцу.

.

Авраамиев Богоявленский женский монастырь / Монастырский вестник

Преподобный Авраамий родился в начале Х века и в молодых летах, оставив родительский дом и мирскую суету, принял иночество. Со скорбью смотрел Преподобный на то, как некоторые ростовцы пребывают еще в идольском соблазне. Преподобный со слезами молил Бога дать силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола Велеса. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св.ап. Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близкого города Ростова. При встрече св. апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему камышовую трость, которая преподобный сокрушил истукана.
На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала до велика» бывшие язычники, который был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня.Рядом с храмом преп. Авраамий «келии устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свой общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь. Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукого.

Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В год монголо-татарского ига из ее стен вышел на святое служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец.Из жития преподобного Иринарха, затворника Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен затворник. Жития его не сохранилось.

В Авраамиевом Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления Господня был построен еще преподобным Авраамием и был установлен деревянным деревянным. Каменным же он стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, «да тако и бысть взята Казань».После победы повелением царя была заложена «церковь камена с четырьмя приделами», в посвящении приделов которой отразилась история чудотворной трости. Один из приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, третьему покровителю самого царя — святому пророку Иоанну Предтече. Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, присутствующим Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля.Им был построен русский храм-трапезная с покрытием на два скала и главкой посередине. В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков Младериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая Чудотворца, в котором сейчас проходит богослужения.

В XVII веке в связи с канонизацией Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все , что я ни видел, требовало устроения и обновления ».В таком положении монастырь после длительного периода номинальных настоятелей. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекает мощи преподобного Авраамия. В 1915 году братия обители были переведены из Авраамиева монастыря в Спасо-Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы обители прп. Евфросинии. С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви Церкви. В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители.В 1920 году были осквернены мощи прп. Авраамия, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение плохо, собор требовал реставрации, во многих монастырских кельях жили рабочие. Несмотря на это, монастырь продолжал существовать, называя себя «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах.Часть монастырской общины и служители присоединились к общине ростовского Успенского собора, многие из монастырской братии были после арестованы. В 1930 году стали разрушаться стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме — последовательный детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы времени от времени реставрировались, к нашему времени постройки оказались разорены и требуют значительного ремонта.

В 1991 году мощи прп. Авраамия были возвращены Церкви, и сейчас почивают в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена ​​его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

В 2004 году по благословению Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.Для организации монашеской жизни настойчивой монастыря была назначена игумения Миропия (Юрченкова). Многое было сделано силами настоятельницы и сестер монастыря, но еще и многое предстоит, чтобы жизнь обители благоукрашалась и дальше.

.

Святитель Афанасий, Патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец

1597 (1560?) — 5 апреля 1654 года.
Дни памяти — 2/15 мая, 5 апреля (преставление).

Скудные строчки исторических документов рассказывают нам о крестном пути Лубенского чудотворца и судьбе его останков.

Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Цареградский, в мире Алексий, грек по национальности, родился в 1597 году ( по другим источникам, в 1560-ом ) году на острове Крит в благочестивом и знатном роду.Родители дали своему сыну, отличавшемуся незаурядными умственными способностями, хорошее воспитание и блестящее по тем временам образование.

Юноша имел все основания рассчитывать на славное карьеру при дворе великого визиря. Однако светская жизнь была не по душе Алексию, так как его привлекала жизнь христианских подвижников. Поэтому после смерти отца (, как указано в одном из источников, в 1623 году ) в Солунском монастыре он принял постриг в рясофор с именем Анания.Спустя некоторое время подвижник направился на Афонскую Гору, где был послушником в трапезной монастыря Есфигмен. Потом он совершил паломничество в Иерусалим, посетил Палестинские обители и в одном из них принял иноческий постриг с именем Афанасий.

После возвращения в Солунь Афанасий был возведен в сан священника и распространял Христово учение среди валахов и молдаван, для перевел Псалтирь с греческого на их родной язык. Изредка святитель уходил на Афонскую Гору для молитвенного уединения и Божиего благословения на пастырские труды.Святость его жизни и высокое благочестие стали известны за пределами Солуньской области. Его вдохновенные проповеди и толкования Святого Письма всегда собирали большую аудиторию. Стойкость в Правии, благочестие и забота о пастве всегда отличали Афанасия.

Своими незаурядными способностями и духовными дарованиями он привлек внимание Патриарха Константинопольского Кирилла І (Лукариса) (1621–1623 гг.), Который призвал подвижника, назначил его проповедником при патриаршей кафедре. Вскоре святой Афанасий был возведен в епископский сан и поставлен Митрополитом Солунской Церкви.

В это время Патриарх Кирилл І (Лукарис) был оклеветан перед султаном и заточен на острове Тенедос.

25 марта 1634 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, святитель Афанасий был избран на Патриарший престол. На первосвятительской кафедре Патриарх Афанасий повеланную борьбу за Православие против еретиков, иезуитов и мусульман. Но пробыл святитель на этой кафедре всего около 40 дней, так как происками методов православия он был низведен, а на кафедру возвращен Кирилл І.

Святитель отправился на Афон, где некоторое время подвизался в уединении. Затем он снова был возведен в Патриаршество, но через год снова низложен, после чего возвратился в город Солунь и не прерывал связи с Афоном.

Ввиду нестерпимых гонений мусульманами православных христианских, святителю Афанасию приходилось неоднократно (с 1633 по 1643 год) посылать русскому царю Михаилу Феодоровичу (1613–1645) прошения о даровании милостыни бедствующей Константинопольской Церкви. Когда пребывание в Солуни стало для святителя невозможным, он вынужден был уехать в Молдавию под защиту госпитализации Василия Лукула.Он поселился в обители святителя Николая близ Галаца, откуда постоянно обращал свой взор к Афонской Горе, часто посещает ее, надеясь там окончить свою жизнь. Однако Промысел Божий судил иначе.

После мученической кончины Патриарха Кирилла І (Лукариса) 26 мая 1652 года святитель Афанасий вновь был возведен на Вселенскую кафедру. Но пробыл он на ней всего 15 дней, так как мусульманам и католикам не нравился этот проповедник Православной Христовой веры. Нелегкие часы переживала тогда Константинопольская Церковь.Постоянные преследования иноверцев, убогость и недостатки — вот какое наследие досталось новому Патриарху.

Во время своего последнего Патриаршего служения он произнес проповедь, в котором обличил папские притязания на главенство во Вселенской Церкви и мнимое апостольское преемство.

Преследуемый мусульманами и иезуитами, физически ослабевший, он передал управление Константинопольской Церковью Митрополиту Лаврийскому Паисию и удалился в Молдавию, где получил от госпиталя в управление монастырь святителя Николая в городе Галаце.

В это трудное время святитель Афанасий III нашел поддержку со стороны Русской Православной Церкви. Зная глубокую веру и отзывчивость русского народа, святитель Афанасий в январе 1653 года предпринял путешествие в Россию. Путь его проходил через разоренную освободительную войной Украину. Сделав остановку на некоторое время в Путивле, Афанасий в конце января посетил также Чигирин, где был гостеприимно встреч Богданом Хмельницким. От него Патриарх получил личное поручение к российскому царю Алексею Михайловичу.

В начале апреля Афанасий прибыл в столицу Российской державы, где с любовью и большими почестями был принят Патриархом Никоном (1652 — 1658), иерархами Церкви, царем Алексеем Михайловичем и православным народом. Получив щедрую милостыню на нужды монастыря, Патриарх Афанасий в декабре 1653 года отправился в обратный путь в Галац.

Его путь снова пролегал через Украину. Один из источников свидетельствует, что святитель Афанасий принимал участие в Переяславской Раде, после чего был гостем Богдана Хмельницкого.

В феврале 1654 года Патриарх Афанасий серьезно заболел и вынужден был остановиться в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре близ города Лубны.

25 февраля на лубенской земле его гостеприимно встретила монастырская братия во главе с игуменом Петронием Левковичем. Пересказы свидетельствуют, что когда игумен подошел под Патриаршее благословение, то измученный тяжелой болезнью Афанасий произнес: « Желает душа моя в этом монастыре грешное мое тело похоронить ».

Желание его исполнилось 5 апреля 1654 года. Предчувствуя скорую кончину, святитель составил завещание и отошел к Богу. Игумен Петроний, братия монастыря и свита Патриарха похоронили его в храме под амвоном, возле церковных врат, в сидячем положении, как и положено восточным патриархам. Древние документы свидетельствуют: « На нем была одета архиерейская одежда, в руку вложен посох. Его посадили в кресло и с креслом, сидящего, поместили в каменный склеп ».

Когда через 8 лет после кончины святителя Афанасия вскрыли его гробницу, то увидели тело Патриарха нетленным, « на лишь правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев.Священная одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох ».

1 февраля 1662 года был совершен соборный чин канонизации святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Установлено празднование его памяти –– 15 мая, в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского.

Нетленные мощи Цареградского Патриарха стали предметом почитания верующих Православной Руси. Слава об исцеляющих способностях Афанасия Сидящего распространилась далеко за пределы Лубенщины.Тысячи людей шли в Мгарский монастырь с надеждой и верой.

Вот как описывал тогдашний монах Памфил свою юность: « Монастырь стоял на горе в лесу. Внизу под горой извивалась блестящей змейкой Сула. Мимо зеленых хуторков тянулся Ромодановский шлях. В монастыре были мощи Афанасия Сидящего, и на поклон к этим мощам ежедневно шли толпы людей. Афанасий сидел в соборе в позолоченной гробнице. Десятки лет сидит Афанасий, и достаточно одного прикосновения к его нетленному телу, чтобы исцелиться от лютых болезней.Об этом свидетельствуют десятки людей, толпы богомольцев, которые приходят сюда за сотни верст ».

Так продолжалось до прихода к власти большевиков. В 1922 году в Лубнах, как и во всей Украинской Советской республике, началось изъятие церковных ценностей. Вначале оно происходило сравнительно спокойно. Но вот из Харькова приехал нарком Середа с письмом от Петровского, где было требование изъять гроб Афанасия Сидящего (ведь он был он из чистого серебра и весил 4 пуда 10 фунтов).Тогда население не только Лубен и Лубенского уезда, но и других явлений Полтавщины повалило толпой в монастырь. Десятки тысяч людей окружили и не давали комиссарам собор приблизиться к мощам святого. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга через каждые 3 — 4 часа .

Народ ежедневно прибывал, а не убывал. Агитаторов не слушали. Тогда власти решили начать в районе монастыря военные учения. Сюда прислали до 3000 солдат и курсантов. Вокруг монастыря проходили маневры с пулеметной и артиллерийской стрельбой, криками «ура».Но результаты такого метода были ничтожны — службы продолжались, народ не расходился.

Выручила комиссаров надвигающаяся уборочная страда. Стала поспевать пшеница, постепенно верующие на конях и волах разъехались по домам. В течение трех дней все входы и выходы из монастыря. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб. А серебряную раку комиссары отвезли в Харьков. Туда же позже были перенесены и мощи святителя.

В настоящее время мощи Афанасия Лубенского почивают в Благовещенском кафедральном соборе города Харькова.

.