Содержание

Что такое Акафист и когда его читают?

Православные христиане обязаны читать Акафист, так как это одна из ключевых церковных книг. Важно правильно трактовать все строки, написанные в нем.

Акафист

Для человека, открывающего для себя религиозный мир, будет не просто адаптироваться, тем более если родители не приучали его служению Богу с детства.

Главные путеводители в православии — Библия и Акафист. Эти книги помогают больше узнать о сотворении мира, о первых людях на земле, о жизни сына божьего на земле, они — путеводители человека к богу, устанавливают между ними тонкую духовную связь.

Что такое Акафист?

Акафистом в Древней Греции была книга о пении, во время чтения которой запрещалось сидеть. Человек, присутствующий на песнопении, был обязан стоять, чтобы почтить Бога.

В современном понимании эта книга — сборник церковных песен, посвященных Господу, Божьей Матери или какому-либо святому. Песнопения по сборнику проводятся в храмах и монастырях с целью восхваления небесных покровителей.

Читать Акафист может не только священнослужитель, но и обычный человек.

Христиане просят у святых совета или помощи в каком-то трудном деле, ищут утешение в горе.

Зачем его читают?

Люди читают Акафист по совершенно разным причинам.

Православные верят в духовную силу молитвы, потому что она принесет им положительные результаты.
Самым простым основанием для чтения Акафиста считается горе, утрата или душевные терзания человека. Тогда он ищет утешение в молитве, надеется на помощь от святых или Богородицы.

Люди, недавно пришедшие к вере, самостоятельно разбирают написанное в Акафисте. Это полезно, ибо дает человеку обдумать и понять все тонкости песен. Так люди обретают гармонию с собой, проникаются радостью или горем той или иной молитвы. (см. История иконы Казанской Божьей Матери)

Христиане верят, что после прочтения песен, их сомнения развеются, и это помогает им принять правильное решение в каком-либо сложном деле.

Существуют православные, каждый день несколько раз читающие молитвы. Это их действие связано с разными причинами: они просят у Бога исцеления от болезни, каких-то земных благ или внемлют о защите своих близких.

В каких случаях читают Акафист?

Церковные служители рекомендуют прибегать к помощи Акафиста в ситуациях:

  • При переезде в новое жилище.
  • При недостатке денежных средств.
  • Для избавления от грехов.
  • Для защиты детей, родственников и друзей.

Чтение молитв обусловлено разными мотивами.

Обращаться во время песнопения возможно к святым или Деве Марии. Это зависит от просьбы, с которой вы пришли к высшим небесным силам.

Богородица в православии является важнейшей святой. Если верить в её божественные силы и каждый день упорно просить о свершении своей мольбы, то она обязательно её услышит.

У Девы Марии люди просят чаще всего выздоровления. Это сильная святая, под её покровительством возможно любое чудо. Тяжело или неизлечимо больные, верующие в Богородицу, не раз вылечивались.

К Богоматери приходят люди, страдающие наркотической и алкогольной зависимостью. Им Дева Мария помогает лишь при условии, что эти люди того захотят.Cобор во имя Александра НевскогоCобор во имя Александра НевскогоВ чем особенность храма в Новосибирске? Кто автор архитектурного ансамбля и почему к церкви съезжаются люди из разных уголков мира?

Небесные покровители нередко избавляют человека от депрессии. В этой ситуации они — утешение для духовно больного, поддержка в трудный час.

У святых просят улучшения в материальном, физическом плане.

Акафист по дням недели

Понедельник

Первый день рабочей недели следует начать с “народной молитвы”. Она задаст хороший ритм для старта работы. Церковная песнь посвящается Ангелу Хранителю, он на протяжении всех семи дней будет вас опекать. Так плохих ситуаций в вашей жизни будет меньше.

Он не редко направляет энергию опекаемого в нужное русло, чтобы тот не тратил её на лишние дела.
На усмотрение молящегося можно прочесть акафист Архангелу Михаилу. Силы этого святого огромны, он окажет воздействие, чтобы сберечь вас от напастей, которые нельзя было бы предсказать заранее.

Вторник

На второй день недели нужно читать молитву Иоанну Крестителю — святому угоднику, дарующему человеку покаяние.

В Древней Руси чтили Иоанна Крестителя. В его праздник люди одевали самые красивые наряды и шли отмечать этот день со всем размахом.

Главными его почитателями были крестьяне, работающие на земле. Считалось, что святой угодник при должном отношении награждает человека отменным урожаем и плодородной землей. Если возникала вероятность, что какой-то природный катаклизм может уничтожить посевы, молились именно Иоанну Крестителю.

Сейчас этим правилом пользуются земледельцы и огородники.

Среда

Это середина рабочей недели. Она означает, что тяжелые первые дни уже прошли, но расслабляться ещё рано.

Важно! Для православных христиан это постный день, когда разрешена к употреблению только рыба, никакого мяса. Эта традиция обязана своему появлению Библейской истории о том, как Иуда предал Христа именно в средний день недели.

Молитвы, читаемые в среду — Акафист Богородице, а также Иисусу Сладчайшему.
У Девы Марии в этот день просят будущие матери о хорошем протекании беременности, защите или исцелении чад.

Четверг

Этим днем славят Николая Чудотворца и святых апостолов.

Дата хорошо подойдет для прошения у Николая Чудотворца здоровья, выздоровления при какой-либо болезни.

У апостолов Петра и Павла просят совета в свершении сложных дел. Если вы принимаетесь за что-то новое, открываете бизнес, идете на работу, нашли ремесло, в котором раньше не пробовали себя, то нужно помолиться этим апостолам. Тогда вас ждет успех во всех начинаниях.

Петр, по библейским сказаниям — рыбак. Он покровительствует этому делу. Поэтому для хорошего улова стоит попросить его о содействии. (см. Спасский собор Андроникова монастыря)

Пятница

Пятый день недели имел большое значение в событиях, связанных с распятием Иисуса Христа. В Библии сказано, что это жестокое действие происходило именно в пятницу.

Сегодня во всех церковных учреждениях страны в этот день проводятся песнопения, прославляя Животворящий Крест Господень.

Обычные люди могут сходить в церковь или сами читать Акафист, посвященный Честному и Животворящему Кресту Господа Бога. Просить у святыни разрешается об охране от любых неприятностей не только с молящимся, но и с его родственниками. Читают молитвенную книгу, чтобы уберечься от болезней, злых сил, проявляющихся в зависти, сглазе или порче.

Суббота

День перед выходным принято отдавать служению Божьей Матери и каким-либо святым угодникам. Люди, отвлеченные от рабочих будней, занимаются иными делами. Советуем уделить немного времени перед своими занятиями, чтобы прочесть Акафист Царице Небесной. Если один их святых угодников — ваш ангел-хранитель, то рекомендуется читать молитву и для его прославления.

Обратите внимание! Субботним днем надо поминать об усопших, молиться за их упокой. Поставьте за покойного свечу в церкви или проведите время дома, читая Акафист.

Воскресение

В религиозном мире воскресный день — первый день седьмицы. Любой православный христианин знает, что седьмым днем недели воскрес сын Божий — Иисус Христос.

Воскресение нужно посветить походу в церковь, чтобы почтить это великое событие.
Это последний день при сотворении Богом Земли, по Библии было сказано, что сегодня нельзя работать, нужно отдыхать, заниматься любимым хобби или проводить время с родными.

Акафист Воскресения Христа — заключительный этап чтения молитв в неделе. Человек благодарит Бога за удачное свершение дел и готовится к новым свершениям.

Чтобы Бог или святые услышали вас, необходимо придерживаться правил чтения Акафиста. Это поможет вам установить крепкую связь с Небесными силами и тогда, они быстрее внемлют вашим просьбам.

Советуем перед тем, как начать молиться самостоятельно, сходить в храм и внимательно послушать, как поется Акафист там.

Что такое Акафист и когда его читают?

Если в данный момент у человека не возникает возможности посетить церковное учреждение, прибегните к прямым трансляциям богослужения, они проводятся на специализированных религиозных каналах.

Обратите внимание! Любую молитву надо читать вдумчиво.

Чтение Акафиста дома

Кратко описывая содержание молитвенной книги, можно заявить, что она состоит из больших и малых молитв. Всего 25 стихотворных религиозных песен, из них надо вычленить 12 кондаков во главе с длинной молитвой, остальные молитвы относятся к икосам.

Кондак — краткий пересказ деяния святого или исторического события, изложенный в небольшом стихотворном отрывке.

Икос — объемная песнь, посвященная восхвалению определенного святого.Красная горка в 2019 годуКрасная горка в 2019 годуЭто весьма старый праздник для русского народа, он несет глубокое религиозное и историческое значение. Но сейчас о нем помнят далеко не все жители России.

Перед началом чтения Акафиста — основной части, требуется обратиться к небольшой молитве — “Отче наш”, которая всегда читается утром. Утреннее и вечернее песнопение возможно совместить, тогда началом будет молитва “ Отче наш”, в середине Акафист, а заключать процесс нужно молитвой “Достойной есть”.

Но если вы забудете прочесть стартовую молитву, это не ошибка, и она не ведет к греху. Если вы верующий человек и со всей душой и искренностью отдаетесь молитве, то Богородица или Господь её обязательно услышат.

Помните, что строгие каноны нужны для церковнослужителей.

Сделаем вывод, что Акафист для православного мира — гимн, прославление всех небесных сил. В нем можно найти любого святого, к какому вы хотите обратиться.

Главным правилом чтения Акафиста — собственная вера человека в Бога. Лишь при грамотном отношении к религиозному ритуалу возможно добиться правильного результата.

Также смотрите: 9 мая — День Победы

Акафист: значение, история, структура | Правмир

Что такое акафист? Как правильно читать акафист? Какая роль отведена акафисту в православии?

Содержание статьи

Что такое Акафист?

Обращаться ко Господу через молитву, торжественную хвалебную песню — древняя православная традиция. Акафист — это один из многих различных видов церковных гимнов. Дошедшее к нам из Греции слово «Ο Ακάθιστος Ύμνος» происходит от местного слова «akathistos«, где а – это отрицание, а kathizo – сидеть. Его также называют «неседальным гимном«, потому что исполнять его принято стоя.

Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому

Акафист Николаю Чудотворцу

Акафист Архангелу Михаилу

История Акафиста: происхождение, история развития

Акафист - этоВ греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста. Этот жанр известен с ранних Византийских времен. Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы. Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах. Самым первым гимном, дошедшим до современности, стал великий акафист Пресвятой Богородице, он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов. Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия).  Многие гимнографы называют и более ранние сроки. Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов. В те дни Патриарх Сергий, проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен, и умолял Бога о защите от войск персов и скифов, которые осаждали Константинополь. Люди просили Господа о заступничестве в храмах, умоляя спасти их дома и родной город.

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города. Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм), где хранились святыни: чудотворная икона Богородицы и Ее риза, а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь.

Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять. В рассказе А.П. Чехова «Святою ночью» можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра.

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт—христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику.

В России акафист, особый вид молитвы, появился около 916—го года. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.

Акафист Пресвятой Богородице

Хвалебная песня Пресвятой Богородице, который называют «великим акафистом» и считают образцом хвалебной песни, состоит из 25 строф. Это —  13 кондаков и 12 икосов. Икосы принято начинать с греческих букв.  Этот акафист поют в богослужебное последование Утрени. Текст акафиста содержится в нескольких книгах, но считается, что изначально он появился в  Триоди Постной. Его поют только один раз в году. Субботу пятой седмицы Великого Поста именно поэтому называют «Похвала Богородице» или «Суббота акафиста«.

Существует около 30 различных редакций акафиста. В нашей стране широко известен не афонский вариант акафиста начала XIV столетия (старца по имени Иоанн), а киевская версия 1627 года. Эту версию молитвы составил архимандрит Плетенецкий (Елисей), автор перевода «Триоди постной» О том, что греческие гимны были известны еще отечественным монахам XV века, говорит книга «Канонник» Кирилла Белозерского, которая вышла в 1407 году.

В синксаре субботы 5—ой седмицы Великого Поста отмечается, что праздник установлен в честь отступления захватчиков от Констинополя, которое свершилось по молитвам Пресвятой Богородицы. Жители Константинополя считали Богородицу своей заступницей. Но содержание и структура торжественного богослужения не привязано к тем или иным победам на военном поприще. Лейтмотив акафиста — это важные для верующих праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия.

Православная Церковь читает этот акафист для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную. Богородица избавляла людей от видимых врагов во времена императора Ираклия и верующие уповают на помощь в избавлении от врага невидимого, поэтому противоречия в истории создания акафиста Пресвятой Богородице и его современном понимании нет.

Что такое акафист?

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов. Это 25 песен, они соответствуют порядку букв греческого алфавита. Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен, кондаков и двенадцати пространных песней, которые называют «икос«. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника, которому посвящен акафист.

Икосы принято заканчивать на слове “радуйся” а кондаки на  воспевании “Аллилуйя”, которое означает «хвалите Бога«. Икос, который читают после кондака обычно делят на две части. Читать икосы без кондаков не принято.

Акафист напоминает классический кондак по своему составу. Такие кондаки обязательно имеют  двадцать строфы:  двенадцать из них более краткие, с восхвалением «аллилуйя» и двенадцать длинных, которые соответствуют первому припеву кондака. Но, в отличие от кондака классического типа, акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления. От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы. Хайертизмы — это восхваления которые, начинаются со слова «Радуйся!». Первое слово в краткой вводной фразе икоса — тоже «Радуйся«. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому, кому он посвящен, после него обязательно повторяется первый икос, затем опять читается первый кондак.

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила. В этом случае начальные молитвы обычно не читают, можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы «Достойно есть«. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии. Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав.  Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души. Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.

Какие акафисты читать в житейских нуждах

О защите в трудных ситуациях просят Пресвятую Богородицу. Читать акафист Пресвятой Богородице принято в субботу, на пятой неделе Великого поста.

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы «Всецарица» читают родители за своих чад, находящихся в плену греховных страстей. По вере родителей, Господь помогает и чадам.

Акафист Архангелу Михаилу читают во всех житейских нуждах, но чаще всего христиане обращаются к Архангелу Михаилу при входе в новый дом.

Акафист Матроне Московской читают с молитвой об исцелении. Вера в чудесна святой Матроны Московской подтверждается многочисленными свидетельствами помощи по молитве.

Для исцеления больных и помощи страждущим читают акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому

Акафист Иисусу Сладчайшему читается в воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы.

Акафист святой Великомученице Екатерине читают девушки, желающие вступить в брак.

Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу читают с просьбой об умножении веры.

Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу читают о жизненном устройстве детей.

Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице читают для освобождения от зависимостей и плена.

Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину читают в поиске защиты от обидчиков.

Примечания:

Читать акафист советуют утром, до принятия пищи. Обычно это делается вслух, слова хвалебного пения верующий пропускает через свое сердце. Текст молитвы лучше запомнится, если читать его каждый день. Обращаться к Господу можно не только после утренней или вечерней молитвы, акафисты читают в любой момент, когда этого требует душа (Непрестанно молитесь — 1Фесс.5:17). По молитвам Богородице и святым не раз случались чудеса, а Господь посылал утешение страждущим. Пишется много новых акафистов, не все из них успели получить церковное благословение и являются каноническими текстами. Их рассматривает специально созданная богослужебная комиссия. Если такой акафист верующий хочет читать в домашней молитве, можно обратиться за благословением к своему духовнику.

Торжественные хвалебные песни читают и в благодарность Господу и святым, нашим заступникам на Небесах. Мы также собрали для вас небольшую видео-коллекцию акафистов и наши лучшие материалы о церковных гимнах.

Слушать акафисты:

 

Об акафисте на «Правмире»:

 

Что такое акафист в православии: значение

Среди многих жанров и типов христианских молитвословий особое место в культуре православной церкви занимают акафисты — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. Корни хвалебного гимна уходят далеко в прошлое. Первоначальное восхваление было написано в честь Богородичного Собора, примерно в VI веке, а следующий акафист воспевал Благовещение. Различие между акафистом и прочими песнопениями состоит в том, что первый в хвалебном тексте воспевает события Нового Завета. Уникален факт — жанр акафиста сохранился до современников практически в неизменном виде.

Значение акафиста

Акафист БогородицеФото: Spb.optina.ru

Хвалебное пение воспевает благодарность человека Творцу, Деве Марии, Ангелу-хранителю, либо определенному святому. Чтобы более понять и вникнуть в суть и смысл благого текста, желательно изучить житие святого, которому идет восхваление, ознакомиться со знаменательными, радостными и скорбными событиями в его жизни.

К чтению акафиста люди прибегают по разным причинам. Это может быть сердечное почитание любимого святого (в этом случае молитвенник возносит благодарственную хвалу святителю, а не испрошает милости Божией). Обычно при чтении (пении) акафистов люди молят об исцелении от тяжких недугов, просят помощи в семейных неурядица, просят защитить от врагов, избавить от душевных мук, испрашивают благословения на совершение добрых дел.

В православной культуре акафисты имеют глубокий религиозный смысл. При молитвенном пении человек стремится и движется навстречу Всевышнему, его сердце наполняется божественной благодатью, исчезают мучительные сомнения, а разум «сигнализирует», что молитвенник выбрал верный путь и сворачивать с него нельзя.

Если человек ощущает сильное желание прочесть акафист, то ему не обязательно идти в храм Божий. Хвалебную песнь он может совершить у себя дома. Но необходимо знать, что читать ее следует стоя, тем самым выражая почтение и уважение к Господу, Его Матери или святому угоднику. Если же молитвенник состоит в преклонном возрасте или имеет тяжкий недуг, ограничен в физической активности — он обладает исключительным правом молиться сидя. Это же правило касается непраздных женщин на больших сроках беременности.

Зачем читают акафист?

Суббота АкафистаФото: Бого.рф

Обычно христиане восхваляют или благодарят Иисуса Христа, Его Пресвятую Мать, просят милости и защиты в жизни у Небесных угодников:

  • о помощи в зачатии долгожданного дитя;
  • о скором и легком разрешении беременности;
  • о счастье детей и внуков;
  • о быстром истреблении недугов;
  • об избавлении от зависимостей: алкоголизма, наркомании, игромании;
  • о завершении военных действий и возвращении защитников домой живыми;
  • о прекращении мучительной душевной скорби;
  • об избавлении от бедности;
  • о достойном выходе из сложных ситуаций (в жизни, на работе, в семье).

Верующие замечают, что после чтения акафиста с ними происходят «волшебные» вещи:

  • при обращении ко Христу душа светлеет, ее покидает чернота и груз проблем, она наполняется радостью и счастьем, а сам человек готов петь и летать от легкости, посетившей его;
  • при каждодневном чтении акафиста молящийся быстрее понимает текст молитвы, Библейские события;
  • после чтения (пения) славословия уходят все сомнения о благополучном исходе задуманного дела.

В разы усиливает обращение к Небу молитва по соглашению — коллективное исполнение акафиста. Родные и близкие люди, да и просто знакомые, живущие в разных городах страны и далеких уголках планеты в строго определенное время начинают читать (петь) определенный акафист.

Правила песнопения

Молебен с акафистомФото: Vyatskaya-eparhia.ru

Акафист следует читать стоя, лицом к иконостасу и молитве того святого, кому возносится молитвенная песнь. Если на иконостасе нет лика святителя, то нужно пойти в храм. В случае, если нет иконы и нет возможности посетить церковь, то следует встать лицом на восток и прочесть акафист.

Перед началом чтения необходимо прочитать предначинательную молитву. Это может быть «Отче наш» или другая (рекомендуется пользоваться молитвословом, приобрести который можно в церковной лавке прихода).

В каждом акафисте имеется 25 песен (13 кондаков — хвалебных, 12 икосов — пространных).  Они объясняют людям сущность праздничного события. Все икосы заканчиваются словом «Радуйся», а по окончании кондаков мы слышим «Аллилуйя» — «хвалите Бога». Последний кондак — это обращение святому, кому посвящен акафист, он читается он трижды. Затем следует прочесть молитву.

Клирики рекомендуют читать акафист тогда, когда душа просит. Но в Великопостные дни восхвалять Небо не принято.

Акафист есть песнопение, но пропевать его не обязательно, достаточно текст просто прочитать, с любовью и благоговейно.

Акафист – это вечная и пламенная песнь сердца. И каждый верующий благодатно чтит её и хранит в своей душе, как самое драгоценное сокровище.

Молебен с акафистом Загрузка…

акафист — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ака́фист ака́фисты
Р. ака́фиста ака́фистов
Д. ака́фисту ака́фистам
В. ака́фист ака́фисты
Тв. ака́фистом ака́фистами
Пр. ака́фисте ака́фистах

а·ка́-фист

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -акафист- [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ɐˈkafʲɪst], мн. ч. [ɐˈkafʲɪstɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. церк. церковное хвалебное песнопение, исполняемое всеми присутствующими стоя ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. неседален
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. песнопение, гимн
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от др.-греч. ἀκάθιστος (ὕμνος) буквально «неседальный (гимн)», далее из ἀν- (ἀ-) «без-» + καθίζω «сажать, сидеть», далее из κατά «вниз, под; против», из праиндоевр. *kenta «вниз, через», + ἵζω «садиться, сидеть», далее из праиндоевр. *sede- «сидеть» . Русск. акафист — из др.-русск. акафистъ (XI век). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Акафист

***

Ака́фист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

«Акафист, или «неседальная песнь» – поэтическое произведение, близкое по своей форме к древнему кондаку, однако от него и существенно отличное. Это тоже большая поэма, состоящая из основного «кондака» с определенным окончанием; или припевом и 24-х за ним следующих строф, но не икосов только, как в древнем кондаке, а попеременного чередования 12 икосов и 12 кондаков; при этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом «аллилуиа». Первый из известных «акафистов» написан, вероятно, в царствование импер. Ираклия или, точнее, к 626 году, то есть освобождению Константинополя от нашествия персов. На это есть указание и в самом акафи­сте: «Радуйся, огня поклонение угасившая»…

Акафист по объему приближается к кондаку классического типа. В нем 24 строфы, причем 12 более кратких, с припевом «аллилуиа» и 12 более длинных с особыми припе­вами, соответствующими припеву первого «кондака». В отличие от кондака, акафист не развивает в стихах данное событие или память святого, а в краткой вводной фразе данного «икоса» прибавляет «похвалы», начинающиеся обычно с «радуйся».

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

***

Акафист

Рубан Ю.И.

Акафист – (греч. üμνος àκáθιστος, букв. «Гимн, при слушании которого нельзя сидеть», слав. «неседальный», в противоположность кафизмам, которые можно слушать сидя) – «жанровая форма церковного гимна, отработанная (на единственном образце) в ранневизантийскую эпоху, получившая распространение в греческой литературе зрелого и позднего Средневековья, а из нее перешедшая в другие восточноевропейские литературы» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы). Акафист – сложное по композиции песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник. Церковный Устав знает лишь один акафист – Акафист Пресвятой Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная…»), составленный патр. Сергием Константинопольским в 626 г. по случаю чудесного избавления византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего написать образ Богоматери на городских воротах. Предание говорит о том, что сама Богородица внушила Сергию мысль написать благодарственный гимн по окончании осады.

Акафист состоит из 25 строф: 13 называются кондака́ми, а 12 – и́косами. За каждым кондаком следует икос, состоящий из двух частей: в первой развивается определенная тема, вторая содержит 12 строк, каждая из которых начинается со слова «радуйся» (греч. ха́йрэ) и содержит хваление. Этот акафист включается в богослужебное последование Утрени (текст помещен в Триоди Постной) и, согласно Церковному уставу, поется только один раз в году – в субботу 5-й седмицы Великого Поста, именуемой поэтому «Суббота Акафиста», или «Похвала Богородице».

По образцу этого блестящего в литературном отношении Акафиста Богородице позднее были составлены многочисленные подражания, а в России, где акафисты пишутся каждому вновь прославляемому святому, даже само слово «акафист» из обозначения одного конкретного памятника превратилось в обозначение жанра. «Но всё бесчисленное количество особенно в России распространившихся акафистов есть не что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать классический Акафист» При этом «замена акафистом кафизм Псалтири, как это часто делается, является просто насилием над уставом, литургической безграмотностью и эстетическим безвкусием», – так строго оценивает эти опыты, потакающие народному вкусу, известный русский богослов (Киприан (Керн).

Художественное изложение принципов сочинения Акафиста Богородице смотрите в рассказе А. П. Чехова «Святою ночью».

Тексты акафистов помещены в «Акафистнике» и многочисленных изданиях отдельных акафистов. Перевод отрывков «Акафиста Богородице» размером подлинника см.: Памятники византийской литературы IV–X веков.

***

Из рассказа А. П. Чехова «Святою ночью»:

— А разве акафисты трудно писать? — спросил я.

— Большая трудность… — покрутил головой Иероним.

— Тут и мудростью и святостью ничего не поделаешь, ежели Бог дара не дал. Монахи, которые не понимающие, рассуждают, что для этого нужно только знать житие святого, которому пишешь, да с прочими акафистами соображаться. Но это, господин, неправильно. Оно, конечно, кто пишет акафист, тот должен знать житие до чрезвычайности, до последней самомалейшей точки. Ну и соображаться с прочими акафистами нужно, как где начать и о чем писать. К примеру сказать вам, первый кондак везде начинается с «возбранный» или «избранный»… Первый икос завсегда надо начинать с ангела. В акафисте к Иисусу Сладчайшему, ежели интересуетесь, он начинается так: «Ангелов Творче и Господи сил», в акафисте к Пресвятой Богородице: «Ангел предстатель с небесе послан бысть», к Николаю Чудотворцу: «Ангела образом, земнаго суща естеством» и прочее. Везде с ангела начинается. Конечно, без того нельзя, чтобы не соображаться, но главное ведь не в житии, не в соответствии с прочим, а в красоте и сладости. Нужно, чтоб всё было стройно, кратко и обстоятельно. Надо, чтоб в каждой строчечке была мягкость, ласковость и нежность, чтоб ни одного слова не было грубого, жесткого или несоответствующего. Так надо писать, чтоб молящийся сердцем радовался и плакал, а умом содрогался и в трепет приходил. В богородичном акафисте есть слова: «Радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино, неудобозримая и ангельскима очима!» В другом месте того же акафиста сказано: «Радуйся, древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, им же покрываются мнози!»

Иероним, словно испугавшись чего-то или застыдившись, закрыл ладонями лицо и покачал головой.

— Древо светлоплодовитое… древо благосеннолиственное… — пробормотал он.

— Найдет же такие слова! Даст же Господь такую способность! Для краткости много слов и мыслей пригонит в одно слово и как это у него всё выходит плавно и обстоятельно! «Светоподательна светильника сущим…» — сказано в акафисте к Иисусу Сладчайшему. Светоподательна! Слова такого нет ни в разговоре, ни в книгах, а ведь придумал же его, нашел в уме своем! Кроме плавности и велеречия, сударь, нужно еще, чтоб каждая строчечка изукрашена была всячески, чтоб тут и цветы были, и молния, и ветер, и солнце, и все предметы мира видимого. И всякое восклицание нужно так составить, чтоб оно было гладенько и для уха вольготней. «Радуйся, крине райскаго прозябения!» — сказано в акафисте Николаю Чудотворцу. Не сказано просто «крине райский», а «крине райскаго прозябения»! Так глаже и для уха сладко.

***

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ, АКАФИСТНИК

Что такое акафист и когда его читают: предначинательные молитвы и правила

Верующим может быть не понятно, что такое акафист, его отличие и когда читают. Тожественный молебен в честь Господа, Пресвятой Богоматери на церковных празднованиях нельзя повторить в домашних условиях. Для келейного исполнения гимна существуют специальные песнопения/чтения, называемые акафистами. В христианском мире создано около 180 акафистов, в том числе в русской православной церкви – около 40.

Понятие и значение акафиста в православии

Акафист – это церковный гимн Господу, Богородице, святым, исполняемый стоя. Традиция исполнения хвалебных песнопений зародилось в древней Греции в византийский период. Первая песенная молитва, известная до настоящего времени, – Великий акафист Пресвятой Божьей Матери.

Он был написан после осады Константинополя в 626 году. Свидетель осады Синкелл утверждал, что Святая Дева показала свою власть, вмешавшись в битву на море. Варвары на лодках потерпели крушение возле Влахернского Богородичного храма.

После божественного избавления от набега варваров, император Восточной римской империи считал Божью Матерь Покровительницей своей столицы. Молебен исполнялся во Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Святой Девы, ее пояс и риза. Впоследствии обряд распространился на всю православную церковь.

Последующие песнопения составлялись по аналогии с первоначальным образцом, что сделало гимн особым жанром, формой церковной поэзии. Поэтический текст имеет особую структуру. В него входит 25 песен, расположенных по греческому алфавиту.

Имеется основной кондак, у которого определенное окончание или припев, и 12 кондаков, перемежающихся с икосами. В конце каждого икоса произносится «Радуйся!», кондаки заканчиваются «Аллилуйя!». 13 кондак повторяется трижды, затем поется первый ирмос.

святая книга

святая книга

Сочинителями текстов были богословы, святые отцы, православные поэты. В русской православной церкви гимны написаны не только Божьей Матери, Иисусу Христу, но и каждому прославляемому святому, а также некоторым праздничным датам. Первая русская торжественная молитва была посвящена Сергию Радонежскому.

Особенность исполнения гимна заключается в том, что его можно исполнять в домашних условиях, без священника и хора.

Зачем нужно читать акафист

Акафист, как и любая другая молитва, – это способ обращения к Богу, Божьей Матери, святому. Хвалебную песнь читают в случаях, когда благодарят за чудо или просят о помощи в жизненных затруднениях.

Когда правильно читать акафист в домашних условиях

Устав православной церкви обязует исполнять акафист в субботу пятой недели Великого Поста (другие торжественные песнопения во время Великого Поста запрещены). Иногда торжественные молебны поют на утрени или молебне в честь какого-то праздника. В остальных случаях пение торжественного гимна в честь Иисуса Христа, Богородицы, какого-то святого – дело верующего, других правил не существует.

Чтение акафиста – духовное напряжение, выдержать которое подвластно не каждому верующему. Для укрепления сил следует испросить благословение у духовника.

Молитва читается по особому порядку.

святая книга

святая книга

Прежде, чем приступить к гимну, следует прочесть следующие молитвы:

  1. «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, Аминь».
  2. (Молитва мытаря из Евангелия от Луки). «Боже, милостив буди мне грешнему». (Поклон).
  3. (Предначинательная). «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради Пречистыя Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
  4. «Святому Духу».
  5. «Трисвятое». Произносится 3 раза, с крестным знамением, поясным поклоном.
  6. «Пресвятой Троице». («Господи, помилуй» читается 3 раза).
  7. «Отче наш».
  8. «Богородице Дево, радуйся».
  9. «Господи, помилуй» (12 раз).
  10. «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (Поклон).
  11. Псалом 50.
  12. «Символ веры».

Начальные молитвы меняются от Пасхи до Вознесения, вместо обращения к Святому Духу читают: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Повторяют 3 раза). От Вознесения до Троицы текст не читают.

После вступления начинается чтение гимна. Заканчивается молитва обращением к Пресвятой Богородице:

«Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».

книга и свеча

книга и свеча

Затем следует:

  1. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
  2. «Господи, помилуй» (3 раза).
  3. «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».

Варианты, если обращение было к святому, Кресту Господню или ангелу:

  1. «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист), поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
  2. «Силою Честнаго и Животворящего Креста поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
  3. «Честных небесных Сил Бесплотных, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».

Завершается молебен крестным знамением и поясным поклоном.

Расписание по дням недели

В домашнем богослужении принято придерживаться церковного правила: в течение недели вспоминать те же события и святых, что и в храме.

святая книга

святая книга

Понедельник

В первый день недели поминают Небесных защитников (личного и всехристианского). Акафист поют или ангелу-хранителю, или архангелу Михаилу.

Вторник

На следующий день вспоминают Иоанна Крестителя, предсказателя прихода Спасителя, призывавшего иудеев раскаяться в своих грехах. В торжественном гимне пророка восхваляют, как предшественника Христа в земной жизни и аду, введшего обряд крещения водой, крестившего Иисуса в реке Иордан.

Среда

В середине недели поют акафист в честь Иисуса (Иисусу Сладчайшему) или Богоматери. Гимны посвящены жизни Христа и памяти Пресвятой Девы.

Четверг

В этот день торжественно поминают ближайших учеников Иисуса Христа, Петра и Павла, а также их продолжателей в распространении христианства: Николая Чудотворца и святых апостолов.

Пятница

Пятница – день, когда Христос был распят на кресте. Читают акафист, посвященный крестным страданиям Иисуса и чудотворному Кресту Господню.

Суббота

В субботний день поют гимн Собору новомучеников и исповедников русской церкви или Божьей Матери. Значение акафиста – поминовение всех усопших.

Воскресенье

В воскресенье поют гимн-воспоминание о Воскресении Христа.

много свеч

много свеч

Правила чтения молитвенной книги

Для чтения торжественных молебнов приобретаются сборники соответствующей тематики. Например, акафистники «От недугов и горьких болезней», «Исцели и помилуй», «Молитвы ангелу-хранителю», молитвословы. Молитвенное правило православного верующего должно состоять из утренней и вечерней молитвы, которые совершаются каждый день.

Перечень православных акафистов

В православном молитвослове имеется перечень всех акафистов русской православной церкви.

Богородице

Акафисты Богоматери читаются в честь ее икон:

  1. «Нечаянная радость». Благодарение за чудесное исцеление.
  2. «Неупиваемая чаша». Обращаются с просьбой излечиться/излечить от порока пьянства и наркомании.
  3. «Всецарица». Просят о помощи при онкологических заболеваниях, проблемах с непослушными детьми.
  4. «Умиление». Благодарственная молитва.
  5. «Целительница». Перед иконой молятся для избавления от тяжелых болезней.
  6. «Скоропослушница». Святой образ находится на Афоне. Чудодейственная сила проявлялась при обращении с болезненными состояниями.
  7. «Всех скорбящих радость». Благодарственная молитва.
  8. «Воспитание». Действенную помощь получают родители, желающие найти общий язык с детьми.
  9. «Млекопитательница». К иконе обращаются беременные женщины с просьбой о благополучных родах и здоровых младенцев.
  10. «Неопалимая Купина». Божья Матерь поможет спастись от пожара, избежать незаконного преследования.
  11. «Казанская». В домашних условиях ей возносят молитву о сохранении брака, излечении от слепоты.
  12. «Покрову Пресвятой Богородицы». Дома у иконы молятся, чтобы укрепиться в вере.
  13. «Утоли моя печали». Акафист читают перед святым образом, когда одолевают житейские невзгоды.
  14. «Умягчение злых сердец». Иконе молятся при ссорах детей с родителями.

книга и руки

книга и руки

Обращение к Богородице умиротворяет душу верующего, дает надежду на исцеление или решение проблемы.

Ангелам и святым

Ангелы и святые, которым можно отслужить молебен с чтением акафиста в домашних условия:

  • Спиридон Тримифунтский;
  • Иоанн Предтеча;
  • архангел Михаил;
  • благоверные князья Петр и Феврония Муромские;
  • Георгий Победоносец;
  • Пантелеймон Целитель;
  • Иоанн Воин;
  • Тихон Воронежский Задонский;
  • Александр Свирский;
  • Николай чудотворец;
  • Матрона Московская;
  • Лука Симферопольский;
  • Василий Острожский;
  • Елизавета Алапаевская;
  • Иоанн Кронштадтский;
  • Серафим Саровский;
  • Ксения Петербургская;
  • Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской;
  • Харлампий Магнезийский;
  • Иоанн Златоуст;
  • мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София;
  • Иннокентий Московский;
  • Сергий Радонежский;
  • священномученик Киприан и мученица Иустина;
  • Алексий Московский;
  • Александр Невский;
  • Екатерина Александрийская;
  • Варвара Илиопольская;
  • Вонифатий Тарсийский.

Акафист поют в любой день недели, на утренней или вечерней молитве.

Господу и Кресту

В домашних условиях читают акафисты:

  • ко Господу Саваофу;
  • Господу Иисусу Христу Грядущему;
  • Иисусу Сладчайшему.

К этой же категории относятся гимны Святому Духу, Пресвятой и Животворящей Троице. Кресту Господню читают 3 акафиста (Честному Животворящему).

Значение слова «акафист» в 13 словарях

(греч.— «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») — жанр православной церковной поэзии, разновидность кондака в первоначальном значении термина. Первоначальное обозначение «А.» применялось только к одному тексту, который обозначается в русском обиходе как «А. Пресвятой Богородице». Это самый древний из А., давший образец и формальную схему всем последующим. Он возник предположительно в VI в., во всяком случае, ранее 626 г., когда для него была заново сочинена 1-я строфа (в греческой терминологии — кукулий, букв, «капюшон», «кукуль», как бы «шапка», в русской терминологии — кондак) «Вобранной Воеводе победительная»; через это гимн был поставлен в связь с актуальным событием — избавлением Константинополя от аварских полчищ. По-видимому, до 626 г. А. начинался строфой «Повеленное тайно прием в разуме», которая затем была изъята из состава А., но сохранилась в чинопоследовании А. на правах кондака. Атрибуция А. св. Роману Сладкопевцу имеет опору в рукописной традиции, однако остается иод сомнением. А. состоит из 25 строф: после кукулия поочередно сменяют одна другую 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причем икосы оканчиваются рефреном «Радуйся, Невесто Неневестная», а кондаки — рефреном «Аллилуиа», в то время как кукулий по объему ближе к кондакам (почему и включен русской традицией, не знающей термина «кукулий», в счет кондаков), но рефрен имеет общий с икосами. Но самая характерная черта А.- т. н. херетизмы. После вступительной части икоса, намечающей определенный момент священной истории (напр., икосы 1 и 2 — Благовещение), догматического вероучения (напр., икос 7 — девство Пресвятой Богородицы по Рождестве, икос 8 — вочеловечение бесстрастного Божественного естества) или образа Божией Матери (напр., икос 12 — Ее участие в деле всецерковного, всечеловеческого и всемирного освящения), следуют более или менее связанные с этой вводной частью по смыслу именования Девы Марии, вводимые приветственным восклицанием «хере» — «радуйся». В каждом икосе — 12 херетизмов; они объединены попарно изосиллабизмом и вообще тождеством метрического рисунка, обильными созвучиями и синтаксическим параллелизмом. В церковнославянском переводе изосиллабизм и созвучия утрачены, связь держится на синтаксическом параллелизме («радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение»). В последние века существования Византии начали писать церковные гимны, воспроизводящие формальную структуру А. Даже начальные слова икосов выбираются с таким расчетом, чтобы сохранить соответствие образцу. Так, если икос 1 А. Пресвятой Богородице начинается рассказом о Благовещении: «Ангел предстатель с небесе послан бысть…», то на соответствующем месте в А. Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу мы находим обращение: «Ангелов Творче», а в А. Святителю Николаю: «Ангела образом… яви тебе всея твари Создатель». В XIV в. над сочинением новых А. потрудились авторы исихастского направления — Константинопольские патриархи Исидор (А. Архангелу Михаилу, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу и др.) и Филофей (А. Животворящему Гробу и Воскресению Христову). Составление новых А. в греческой церковной поэзии продолжается до сих пор, причем строго соблюдается традиционная формальная структура. На русской почве возникали и продолжают возникать церковно-славянские А. (Покрову, св. вмц. Варваре, русским святым, Вознесению Христову и т. п.), в последнее время иногда отступающие от старых правил (уменьшается число херетизмов в каждом икосе). Суждения об этих текстах весьма различны, однако некоторые из них нашли себе место в богослужебном обиходе.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Акафист — Википеди

Славянский Дилинде окунан бир Акафист Илахи. Oikos One.

Акафист , Акафист от Акафист Илахи (Юнанка: Akathistos Hymnos / Ἀκάθιστος Ὕμνος) Ortodoks kiliselerinde Meryem adına okunan, Юнан ил айан ил айан киллиан иллахи Славян. Аслен Юнанджа олан «Акафистос» келимеси «отурмаксызин» анламина гельмектедир, буна баглы оларак айинлер генельде отурмадан, аякта япылыр.

Акафист ilahinin ortaya çıkışı 5.ве 6. yüzyıl Bizans’ına kadar uzanır. Ancak yazarı ве там olarak ne zaman ortaya çıktığına yönelik bilimsel tartışmalar devam etmektedir. Yazarı hakkındaki tartışmalar muhtemel yazarın Romanos Melodos olabileceği üzerinde durmaktadır. İlahinin ilk halinde bulunan ve içerik olarak da ilahiye uygun olan prooimion ya da koukoulion olarak adlandırılan ilahiye giriş kısmı, 7. ve 8. yüzyıllara denk gelen Pers ve Avar’ların Konstaşatmişarıı. Öyle ки ilahinin değiştirilen bu versiyonunda Meryem, Konstantinopolis’in kurtarıcısı olarak nitelendirilmiştir.Halk arasında Meryem’in kurtuluşun öncüsü olduğu inancı kuvvetli olduğundan, ilahi daha sonraki yüzyıllarda da söylenmeye devam etmiş ve bir gelenek halini almıştır. 14. yüzyıla gelindiğinde бу ilahi Yunan ве славянские Ortodoks kilise duvarlarında tasvir edilmeye başlamıştır. Акафист İlahi’nin tasvir edildiği bu kiliselerden birisi де Марко Manastırı’nın katholikonudur. [1]

İlahi, İsa Mesihin çocukluunu anlatan 12 ve Ortodoks inancının farklı yönlerini anlatan 12 olmak üzere toplam 24 kıtadan oluşur.Bu kıtalardan kısa olanları düzyazı biçiminde yazılır ve «Аллилуйя» (Халелуджа: рабби övün) ile biterler, uzun olanlar ise «Севин! Ey güveysiz gelin!» deyişiyle sonlanır. Ayinin uygulanışı kaynaklarda farklılık gösterse de genellikle dörtlükler bir ruhani tarafından okunur, akabinde ilgili bölümler koro tarafından seslendirilir. [2]

.

Акафист — Православный Wiki

Акафист (греч. akathistos ) — гимн, посвященный святому, святому событию или одному из лиц Святой Троицы. Само слово акафист означает «не сидеть». Акафист по преимуществу — это то, что написано в VI веке Богородице. В качестве части службы Приветствия Богородице (использовавшейся в византийской традиции во время Великого поста) он часто известен под своими греческими или арабскими названиями: Chairetismoi и Madayeh соответственно.

Написание акафистов (иногда пишется акафист ) продолжается и сегодня как часть общей композиции аколутии, особенно в славянской традиции, хотя не все они широко известны и не переводятся за пределы оригинального языка. Исаак Э. Ламбертсен выполнил большой объем переводческой работы, включая множество различных акафистов. Большинство новых акафистов — стилизация, то есть общая форма, имитирующая оригинальный акафист VI века, в который вставлено имя конкретного святого.

Существует более одной иконы «Акафиста»: икона Хиландар (12 января), икона Дионисиу (27 марта и пятая суббота Великого поста) и икона Зографоу (10 октября).

Конструкция

Молитвы Трисвящения часто произносятся как прелюдия к гимну акафист. Сам гимн акафист разделен на тринадцать частей, в каждой из которых есть кондак и ойкос. Обычно кондак заканчивается восклицанием: «Аллилуиа!» В последней части ойкоса появляется анафорическая мольба, такая как «Приди!» или «Радуйтесь!» За тринадцатым кондаком (не имеющим соответствующего икоса) обычно следует повторение первых икос и кондака.После тринадцати кондакий и икоев добавляются дополнительные молитвы, такие как тропарь и еще один кондак. В некоторые акафисты также включены псалмы.

Акафисты

Относительно Троицы

Акафист к

  • Святая Троица
  • Наш Господь, Наисладчайший Иисус — 1, 2, 3, 4, 5 (финский), 6 (китайский и английский), 7 (китайский)
  • Иисус Христос для любимого, кто уснул
  • Божественные Страсти Христовы — 1 2 (финский), 3, 4 (китайский)
  • Иисус, свет тем, кто во тьме — 1 (PDF), 2
  • Святой Дух [1] (финский)

Относится к Богородице

Акафист Гимн Пресвятой Богородице

Когда слово акафист используется отдельно, оно чаще всего относится к оригинальному гимну под этим названием, Акафисту Пресвятой Богородицы VI века, приписываемым св.Роман Мелодист (хотя эта атрибуция горячо обсуждается). Этот гимн часто делится на четыре части и поется на службе «Приветствие Богородице» в первые четыре вечера пятницы Великого поста; Затем в пятую пятницу вечером поется весь Акафист. Традиционно он входит в Ортрос пятой субботы Великого поста. В монастырях афонской традиции весь Акафист обычно вставляется каждую ночь во время повечерия.

Четыре раздела, на которые разделен Акафист, соответствуют темам Благовещения, Рождества Христова, Христа и самой Богородицы.

Сам гимн образует алфавитный акростих, то есть каждый ойкос («дом», возможно, из сирийской терминологии) начинается с буквы греческого алфавита по порядку — и состоит из двенадцати длинных и двенадцати коротких ойкои. . Каждый из длинных ойкои включает семистрочную строфу, за которой следуют шесть двустиший, в которых используются рифма, ассонанс и аллитерация, начиная со слова Chaire (переводится как «Да здравствует!» Или «Радуйтесь!») И заканчивая припевом. , «Радуйся, свадьба без жениха!» В коротком ойкои за семистрочным строфом следует припев: «Аллилуиа!»

Служба «Приветствие Богородице», часто известная под своим греческим названием, Chairetismoi (от Chaire! , так часто используемого в гимне), состоит из повечерия с вставленным гимном Акафист.Он известен на арабском языке как Madayeh .

Акафист

Акафист к

  • Пресвятой Богородицы (Св. Романа Мелодиста)
Английский — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 (PDF), 13 ( PDF)
Другое — 14 (французский), 15 (немецкий-PDF), 16 (испанский) 17 (финский)
  • Неопалимая купина Богородицы — 1 (PDF), 2 (румынский)
  • Пресвятая Богородица «Хранительница ворот» Ивирон — 1, 2, 3 (славянский), 4 (румынский)
  • Пресвятая Богородица, Мироточивая Монреальско-Иверская икона — 1, 2 (славянская)
  • Пресвятой Богородицы — 1

Акафист Пресвятой Богородице,

  • Преподобная настоятельница монастырей всего мира
  • Дочь Сиона — 1
  • Доставщик
  • Швейцар
  • Обогатитель урожая
  • Неупиваемый кубок — 1, 2, 3, финский
  • Всех скорбящих Радость — 1
  • Milkgiver
  • Воспитатель детей — 1
  • Богоматерь Ситкинская — 1 (PDF)
  • Порт-Артурская Богородица — 1 (PDF), 2 (рус.)
  • Королева Всего (Пантанасса, или «Целительница рака») — 1, 2
  • Источник исцеления
  • Скорее к помощи
  • Неожиданная радость

Акафист Богородице для Примирения

Акафист Пресвятой Богородице

Относительно великих праздников

Акафист

Относительно святых

Singular — Акафист Св.

  • Александр Свирский (Syväri) — 1 (финский)
  • Александр Невский
  • Алексис, Человек Божий
  • Алексей (Кабалюк) Карпатский — 1
  • Алексис Уилкс-Барре — 1 (PDF)
  • Антоний Дымский — 1 (церковнославянский)
  • Антоний Великий
  • Арсений Коневицкий — 1 (финский)
  • Брендан Навигатор — 1 (французский)
  • Чад Личфилд — 1
  • Columba of Iona — 1 (французский язык)
  • Катберт Линдисфарнский — 1
  • Давид Пророк, царь Израиля — 1
  • Димитрий Великомученик
  • Басарабов Дмитрий
  • Илия Пророк
  • Елизавета Новомученица (Великая Княгиня) — 1, 2, 3, 4 (рус.)
  • Георгий Победоносец и великомученик
  • Григорий Палама
  • Гутлак из Кроуленда — 1
  • Герман Аляски — 1 (PDF)
  • Игнатий Брянхович — 1
  • Невинный с Аляски — 1, 2 (PDF)
  • Джейкоб Аляски — 1 (PDF)
  • Иоанн Златоуст — 1, 2 (PDF), финский
  • Иоанн Предтеча — 1 (PDF)
  • Иоанна Богослова
  • Иоанн Кронштадтский — 1 (финский)
  • Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский — 1, 2
  • Иоанна Нового Сучавского
  • Иосиф Обручник 1 (финский)
  • Юлиана Лазаревская — 1
  • Лука (Войно-Ясенецкий) Симферополя и Крыма 1
  • Мария Магдалина
  • Максим Сандович, Первомученик лемковского народа
  • Менас Чудотворец
  • Нектарий из Пентаполиса — 1 — (PDF), 2,3, 2 — (финский)
  • Николай Мирликийский — 1 (DOC), 2 (финский)
  • Николай Японский
  • Николай II, Царь и Император Всея Руси, Страстотерпец — 1, 2
  • Нилус, Чудотворец Сора — 1 2 (финский)
  • Пантелеймона — 1 (PDF)
  • Параскеви
  • Филарет Милосердный
  • Philothea
  • Рафаэль Бруклинский — 1, 2
  • Мелодист Романос
  • Серафим Саровский — 1 (финский)
  • Симон Зилот, Апостол и Евангелист
  • Спиридон Тримифунтский
  • Тихон Московский — 1
  • Трифон (Трифон) Печенгский (Петсамо) — 1 (финский)
  • Ксения св.Санкт-Петербург 1 (финский)

Множественное число — Акафист до

  • All Saints 1 (румынский)
  • китайские святые мученики, погибшие в восстании боксеров (движение ихэтуань) — 1 (PDF), 2
  • всем Святым, просиявшим в землях Запада — 1 (PDF), 2 (PDF-румынский)
  • Ss. Иоахим и Анна [2] (включая музыку)
  • Ss. Петр и Павел — [3]
  • Ss. Сергий и Герман Валаамские — 1 (фин.)

Местные / епархиальные святые

Относительно ангелов

Акафист к

  • Святой Архангел Михаил — 1 2 — (финский)
  • Святые Архангелы Михаил и Гавриил
  • Ангел-хранитель

Другие акафисты

  • Акафист для Святого Причастия — 1, 2 (финский)
  • Акафист Гробу и Воскресению Господню — 1, 2 (фин.), 3
  • Акафист Воскресению Христову 1 (финский)
  • Акафист «Слава Богу за все» или «Благодарения» — 1, 2, 3, 4, 5 (финский)
Акафист часто приписывают священнику Григорию Петрову, умершему в советском лагере для военнопленных в 1940 году. , но и митрополиту Трифону (князь Борис Петрович Туркестанов) + 1934 г.Название происходит от слов святого Иоанна Златоуста, умирающего в изгнании. Это песнь хвалы среди самых ужасных страданий.
  • Акафист в славу Божьего творения (митрополит Трифон (Туркестанов)) — 1
  • Акафист Упокоения усопших — 1, 2 (финский)

Внешние ссылки

Около

Коллекции

Другие языки

Другие традиции

Мультимедиа

.

Акафист — Википедия tiếng Việt

Akathist (Tiếng Việt: không ngồi) còn gọi là Al Madaayeh là một ca vịnh dài (1116 từ Anh), tán Thngà lcou Maria nêt cầu giữa trời và đất, và về huyền nhiệm Nhập thể. Ca vịnh này c ng đọc / hát vào 4 ngày thứ sáu Mùa Vng, thứ sáu thứ nhất, phần 1; thứ sáu thứ 2, phần 2; thứ sáu thứ 3, phần 3; thứ sáu thứ 4, phần 4. Thứ sáu thứ 5 sẽ đọc toàn ca vịnh. Có một sự phối hợp về ca vịnh này dài 2 tiếng đồng hồ, nên được miễn đứng.

Một trích đoạn trong bài ca vnh này ca ngợi Đức Maria như sau [1] :

ng chứa ng Thiên Chúa không thể chứa ng được!
Cửa của huyền nhiệm cao cả!
Cải chính nghi nan cho người không tin!
Niềm hãnh diện không nghi nan của người tin!
Xe hoàn toàn thánh của ng ng trên quyn thần!
n thờ hoàn toàn vinh quang của ng ở trên quản thần!
Bà là ng đã hiệp nhất các người đối nghịch!
Bà là ng đã nối kết trinh khiết với việc làm mẹ!
Bà qua bà sự phạm tội đã được xá giải!
Bà qua bà Thiên ng được mở ra!
Chìa khóa đi n vương quốc của c Kitô!
Привет vọng của điều tốt vĩnh cửu!
Ôi cô dâu không cưới!

Trong Tông huấn «Lời Chúa», Giáo hoàng Biển Đức XVI номер: «các kinh Akathist và Paraklesis.Các thánh ca ngợi khen này, được hát dưới hình thức kinh cầu (литании) в thấm m c tin của Giáo hội và y qui chiếu vào Thánh Kinh, sẽ giu Мне. Cách riêng, ca khúc Akathist (gọi thế vì khi hát, người ta ng) dâng lên Mẹ Thiên Chúa, là ca khúc đại biểu cho một trong những biểu thức cao đẹp nhínhng Cầu nguyện bằng những lời này m rộng tâm hồn ta và qui hướng nó về một sự bình an từ trên cao, từ Thiên Chúa, một s bình an là chính Chungua, [2]

.

Акафист — Акафист — qwe.wiki

El Himno Akathista en lengua eslava eclesiástica. Oikos One.

Un himno acatista (en griego: Ἀκάθιστος Ὕμνος, «himno sin asiento») es un tipo de himno que suelen recitar los cristianos ortodoxos orientales o católicos orientales, dedicado a un santo, evento sagraísima o una de las Тринидад. El nombre производная дель hecho de que durante el canto del himno, o en ocasiones durante todo el servicio, se espera que la congregación permanezca de pie en Reverencia, sin sentarse (ἀ-, a- , «sin, no» y κάθισις , káthisis , «sentado»), исключение для лос анцианос о лос энфермос.Durante los servicios Religiosos católicos orientales y cristianos ortodoxos en general, sentarse, ponerse de pie, hacer reverencias y hacer postraciones se rigen por un intrincado concunto de reglas, así como por la discreción Individual. Solo durante las lecturas del Evangelio y el canto de los Akathistas se considera Obligatorio para todos.

El akathist por excelencia es el escrito en el siglo VII a la Theotokos. Este kontakion se atribuyó tradicionalmente a Romanos el Melodista, aunque los estudios recientes tienden a rechazar esta autoría.Se utiliza como parte del servicio de los Saludos a la Theotokos (utilizado en la tradición bizantina durante la Gran Cuaresma). A menudo se le conoce por sus nombres griegos o árabes, Chairetismoi (Χαιρετισμοί, «Regocijos») и Madayeh , respectivamente; en la tradición eslava se conoce como Akafist . Este Akathist también es conocido por las tres primeras palabras de su prooimion (preámbulo), Te upermacho Stratego (Τῇ περμάχῳ στρατηγῷ, «Para ti, campeón invencible»).

La escritura de los akathists (en ocasiones deletreados acathist ) Continúa hoy como parte de la composición general de un akolouthia, specialmente en la tradición eslava, aunque no todos son ampiamente conocidos ni traducidos. El lector Isaac E. Lambertsen реализовал грандиозные песни de trabajo de traducción, включая muchos acatistas diferentes. La mayoría de los akathistas más nuevos son pastiche, es decir, una forma genérica que imita al akathist original del siglo VI a la Theotokos en la que se inserta el nombre de un santo en special.En las tradiciones griegas, árabes y rusas del Antiguo Rito, el único akathist permissionido en el uso litúrgico формальный и оригинальный акафист.

Ориген

El origen de la fiesta lo asigna el Synaxarion al año 626, cuando Constantinopla, en el reinado de Heraclio, fue atacada por los persas y los ávaros, pero se salvó gracias a la intervención del Santísimo Theotokos. Un repentino huracán дисперсо ла флота дель врагов, arrojando los barcos a la orilla cerca de la Gran iglesia de la Theotokos en Blachernae, un cuarto de Constantinopla dentro del Cuerno de Oro.La gente pasó toda la noche, dice el relato, agradeciéndole la inesperada liberación. «Desde ese momento, por lo tanto, la Iglesia, en memoria de un milagro tan grande y tan divino, quiso que este día fuera una fiesta en honor de la Madre de Dios … y lo llamó Acathistus» (Synaxarion). Este origen es disputado por Sófocles (Léxico griego de los períodos romano y bizantino, sv) sobre la base de que el himno no pudo haber sido compuesto en un día, mientras que por otro lado sus veinticuatro oikoi no contienen aluso.y por lo tanto diffícilmente podría haber sido compuesto originalmente para conmemorarlo. Quizás el kontakion, que podría parecer alusivo, fue originalmente compuesto para la Celebración de la noche de la victoria. Independientemente de cómo se haya originado la fiesta, el Synaxarion conmemora otras dos victorias, bajo León III el Isauriano y Constantino Pogonatus, atribuidas de manera like a la intervención de Theotokos.

No se puede hacer una atribución segura de su autoría. Выберите атрибут Patriarca Серджио I де Константинопла, cuyas piadosas actividades conmemora el Synaxarion con gran detalle.Quercius (PG., XCII, 1333 ss.) Lo asigna a George Pisida, diácono, archivero y sacristán de Hagia Sophia, cuyos poemas encuentran eco tanto en estilo como en tema en el Akathist; la elegancia, el estilo antitético y equilibrado, la viveza de la narración, las flores de la imaginería poética son muy sugerentes de su obra. Su posición como sacristán sugeriría naturalmente tal tributo a la Theotokos, ya que el himno solo da más detalladamente los sentimientos columns en dos epigramas de Pisida que se encuentran en su iglesia en Blachernae.Quercius también sostiene que las palabras, frases y oraciones del himno se encuentran en la poesía de Pisida. Leclercq (en Cabrol, Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie, sv «Acathistus») нет encuentra nada absolutamente demostrativo en tal compareción y ofrece una sugerencia que posiblemente puede ayudar a una solución del проблема.

Estructura

Cuando se canta un akathist por sí mismo, el comienzo normal, una serie de oraciones que inclyen el Trisagion (tres veces sagrado) se dice a menudo como preludio del himno akathist.El akathist también puede include como parte de otro servicio, como Matins o Molieben.

El himno en sí está dividido en trece partes, cada una de las cuales se compone de un kontakion y un oikos (en griego: οίκος, casa, posiblemente Derivado de la terminología siríaca). El kontakion generalmente termina con la exclamación: Aleluya, que es Repetida por un coro en escenarios complete o cantada por el lector en escenarios simples. Dentro de la última parte del oikos viene una súplica anafórica, como Ven o Regocíjate.

Por ejemplo, el Akathist de Theotokos:

Kontakion One

Reina de la Hueste Celestial, Defensora de nuestras almas, tus siervos te ofrecemos cantos de victoria y acción de gracias, porque tú, Madre de Dios, nos имеет librado de los peligros. Pero como tienes un poder invencible, líbranos de Conflictos de todo tipo para que podamos clamarte:
  • ¡Alégrate, esposa soltera!

Oikos One

Un Arcángel fue enviado desde el Cielo para decirle a la Madre de Dios: ¡Alégrate! Y viéndote, oh Señor, tomando forma corporal, se asombró y con su voz incorpórea le gritó cosas como estas:
  • Alégrate, por quien brillará la alegría.
  • ¡Alégrate, por quien cesará la maldición!
  • ¡Alégrate, avivamiento del Adán caído!
  • ¡Alégrate, redención de las lágrimas de Eva!
  • Alégrate, altura Difícil de escalar para los pensamientos humanos.
  • Alégrate, profundidad diffícil de contemplar incluso para los ojos de los Ángeles.
  • ¡Alégrate, tú que eres el trono del Rey!
  • Alégrate, tú que llevas a Aquel que todo lo soporta.
  • ¡Alégrate, estrella que hace aparecer el sol!
  • ¡Alégrate, matriz de la encarnación divina!
  • ¡Alégrate, por quien la creación se hace nueva!
  • ¡Alégrate, tú por quien el Creador se convierte en un bebé!
  • ¡Alégrate, esposa soltera!

El decimotercer kontakion (que, a diferencia de los doce prevdentes, no tiene un oikos corredente) suele ir seguido de la repetición del primer oikos y kontakion .Después de los trece kontakia y oikoi , se corregan oraciones adicionales, como un troparion y otro kontakion . El kontakion final es el famoso « i Hypermáchō i Stratēgō i » («Al defensor general»), un himno que se dirige a María como la salvadora de Constantinopla de 626 en el asedio:

Para el Defensor General las cuotas de la victoria,

y por la liberación de las aflicciones, la acción de gracias

Yo, tu ciudad, te atribuyo, о Богородица.
Y teniendo tu poder unpugnable,

líbrame de todo peligro

para que pueda clamar a ti:
Alégrate, esposa no casada.

Акафист Богородицы

Detalle del icono de las Alabanzas de la Theotokos , ante el cual se puede cantar el Akathist. La Theotokos se muestra entronizada en el centro, con Cristo Emmanuel encima de ella. A cada lado se muestran los profetas que predijeron la Encarnación.En el ícono complete, escenas de la vida de la Virgen María rodean esta viñeta.

Cuando la palabra akathist se usa sola, comúnmente se refiere al himno original con este nombre, el Akathist del siglo VI a Theotokos, atribuido a St. Romanos the Melodist. Se dice que la Theotokos se le apareció, le dio un pergamino y le ordenó que se lo comiera. Y aquí se realizó un milagro: Romano recibió una hermosa voz melódica y, simultáneamente, el don de la poesía. Este himno a menudo se div en cuatro partes y se canta en el servicio de «Saludos a la Theotokos» los primeros cuatro viernes por la noche en la Gran Cuaresma; Континасион, se canta todo el Akathist el quinto viernes por la noche.Tradicionalmente se include en el Orthros (Matins) del Quinto Sábado de Gran Cuaresma, que por este motivo se conoce como el «Sábado del Akathist». En los monasterios de tradición Athonita, todo el Akathist suele insertarse todas las noches en Completas.

Las cuatro secciones en las que se Div Akathist соответствует лос-темам анунсиасион, la Natividad, Cristo y la misma Theotokos.

El himno en sí forma un acróstico alfabético, es decir, cada oikos comienza con una letra del alfabeto griego, en orden, y consta de doce oikoi largos y doce cortos.Cada uno de los oikoi largos include una estrofa de siete versos seguida de seis pareados que emplean rima, asonancia y aliteración, comenzando con el saludo Chaíre y terminando con el estribillo: «¡Al sinégrate, novia!» (también traducido como «¡Alégrate, esposa no casada!») En el oikoi corto, la estrofa de siete versos es seguida por el estribillo Aleluya .

El servicio de Saludos al Theotokos, меню conocido por su nombre griego, el αιρετισμοί / Chairetismoí (del 000αίρε / Chaíre! Usado a menudo en el himno), coniste en el himno.Se conoce en árabe como Madayeh .

Иконки

También hay varios iconos de la Theotokos que se conocen por el título de «Акафист»:

Хиландар

Иконо Богородицы «Дель Акафист» находится в иконостасио дель Монастерио Хиландар на Монте Афон. En 1837 se produjo un incendio en este monasterio, y los monjes cantaban el Himno Акафист frente a este icono. Aunque el fuego causó una gran destrucción a su alrededor, el icono en sí no se vio afectado por las llamas.

Эль-ди-де-ла-Фиеста-дель-Иконо-де-ла-Богородица «Акафист-Хиландар» находится на празднике 12-го дня (пара аквеллес, сигуэн-эль-Календарио Хулиано, эль-12-де-энергия, кае-эль-25-де-энергия дель Календарио Грегориано Модерн).

Зографоу

Un icono similar se venera en el Monasterio de Zographou, también en el Monte Athos. Эль-ди-де-ла-Фиеста-дель-Иконо-де-ла-Богородица «Акафист-Зографу», который отмечается 10 октября (23 октября).

Ссылка

  • Parte del material para este artículo tomado de Akathist, un artículo de orthodoxWiki.
  • Г. Папагианнис, κάθιστος Ύμνος. Άγνωστες πτυχές ενός πολύ γνωστού κειμένου. Κριτικές και μετρικές παρατηρήσεις, σχολιασμένη βιβλιογραφία. Salónica 2006.

enlaces externos

.