Содержание

Что за народ албанцы: история, культура, традиции, религия

В мире примерно 2000 национальностей и более 100 вероисповеданий. Помимо прочего, важной отличительной чертой каждого является менталитет. Познакомиться хотя бы с некоторыми из них – это важно. Ведь только так можно иметь представление о том, как живет и чем в буквальном смысле дышит другой народ. Наконец, это просто интересно.

Сегодня мы поговорим о том, что за народ албанцы. Это интересно еще и потому, что говорят о них достаточно редко. Исправим такую печальную несправедливость, представив вам полноценную информацию о государстве и религии, а также о культуре, традициях, происхождении, языке и многом другом.

Что за народ албанцы?

Их можно назвать уникальными. Впрочем, как и любой другой народ. Ведь каждый имеет свои особенности, даже странности. Например, у албанцев положительный кивок головой означает отрицание. А если вы откажетесь выпить с ними кофе, то очень сильно обидите их. Ведь для албанцев это очень важно. Для них выпить кофе – целый ритуал и добрая традиция.

Что за народ албанцы? Это добрые, отзывчивые и общительные люди, которые выделяются многогранной бытовой культурой. В этногенезе до сих пор кроется много тайн, недомолвок, а также активно ведутся споры относительно происхождения народа. Поэтому еще более удивительным кажется тот факт, что им удалось накопить столь необычные, интересные и разнообразные традиции, касающиеся народных костюмов, обустройства жилья, кухни, архитектуры и, конечно, процесса бракосочетания и семьи в целом. Эти все мелочи как нельзя лучше отражают, что за народ албанцы.

Об Албании

Государство располагается в западной части Балканского полуострова. Площадь Албании сравнительно маленькая. Она составляет 28 748 км². Для сравнения: это почти в 600 тыс. раз меньше, чем площадь России.

Столица Албании – Тирана. Также к крупнейшим городам относятся Дуррес, Влера, Эльбасан и Шкодер. Всего в государстве образовано 12 областей. Население Албании – 2 876 591 человек.

Считается, что оригинальное название – Shqipëria – происходит от слова shqip, которое переводится как «излагать мысль». Однако славист А. М. Селищев находит и другое объяснение. Он утверждает, что название государства происходит от слова shqe – «славяне» и является следствием славянской колонизации Балкан в VI-VII вв.

С 2009 года Албания является членом НАТО.

Население разговаривает на албанском языке. Далее мы подробно познакомимся с этой страной, людьми, узнаем о религии, традициях, истории и многом другом.

Исторические сведения

Эта информация как нельзя лучше позволит понять происхождение албанцев. Поэтому с исторических сведений мы и начнем.

Еще во времена неолита территорию заселяли пеласги. Они считаются древнейшим населением Албании. Следы иллирийских племен датируются в источниках вторым тысячелетием до нашей эры. Они жили здесь самоуправляемыми общинами вплоть до VI века.

В южной части государства некогда были образованы греческие поселения, которые также внесли свою лепту в албанскую культуру. Первые государственные формирования были образованы в IV-III вв. до н. э. иллирийскими племенами.

В период с 229-го по 9 г. до н. э. происходила борьба между иллирийскими пиратами и Римской империей. Когда император Тиберий окончательно разбил их, он создал на этом месте область – Иллирию. А уже в I в. н. э. сюда стало постепенно проникать христианство.

Когда Римская империя пала, Иллирия подвергалась нашествию варваров, а именно аваров, гуннов и славян. Они переселялись сюда с востока. В IX-X вв. некоторые части современной Албании, где ранее располагалась византийская фема Диррахий, были захвачены Болгарским царством. Но в 998-1019 гг. оно само оказалось в подчинении Византии.

В 1050 г. северная часть современного государства входит в состав Сербского княжества. В 1180 г. сербы захватили Шкодер, а в 1200-м восточную часть страны покорили болгары. Начиная с 1204 г. в Албании постоянно шли войны, в ходе которых нескончаемое менялась власть: венецианцы, Сербское и Неаполитанское королевство, Эпирское царство.

В период с 1336 по 1355 г. вся территория Албании перешла во власть Сербского королевства под управлением Стефана Душана. В 1381 г. это же попыталась сделать Османская империя. Собственно, и сделала. Под ее властью территория Албании находилась на протяжении пяти столетий. Однако албанцы героически сражались против введения турецких традиций методом периодического проведения народных восстаний.

Султан был свержен в 1908 г. Восстания продолжали проводиться населением, так как албанцы задались целью получить автономию для своего государства. В 1912 году они захватили Эльбасан, Дибру, Пермети и Скопье. Вскоре было объявлено перемирие, в ходе которого албанский народ получил определенную автономию, но закреплена она так и не была. Только в 1912-1913 гг. Великобритания, Италия, Германия, Россия, Австро-Венгрия и Франция признали сначала автономию, а затем и независимость Албании от Турции.

В 1939 году Албания была оккупирована Италией, но в 1941-м создала единую структуру, миссией которой стало ведение освободительной борьбы. А к 1944 г. в качестве временного правительства на данной территории был избран Антифашистский национально-освободительный комитет и введено всеобщее избирательное право. Возглавляемый коммунистами демократический фронт получил 97,7 % голосов – парламентские выборы состоялись в 1945 году. Так, постепенно власть сосредоточилась вокруг Энвера Ходжи. Он был крайне жесток по отношению к своим политическим соперникам.

До 1956 г. Албания с СССР в тандеме действовали в противовес Югославии. Но после XX съезда КПСС было принято решение о политической изоляции. СССР поддерживали отношения только с Румынией и КНР.

В 1968 г. Албания вышла из Варшавского договора из-за своего протеста против советской интервенции в Чехословакию. Таким образом, государство в течение определенного времени находилось в состоянии ожидания войны. Это поспособствовало запрету религии и ношению бороды. Как следствие, в 1967 году Албания была названа атеистическим государством.

В 1985 г. умер Энвер Ходжи, а на его место пришел новый лидер – Рамиз Алия. Свою деятельность он начал с экономических реформ и резкого расширения отношений с другими странами. Коммунистический режим в стране падал в период с 1990-го по 1992 г. У власти попеременно сменялись Социалистическая и Демократические партии.

Население Албании

По статистике, 57 % жителей государства исповедуют ислам. Еще 6,75 % – христианство. Католиков здесь примерно 10,03 %. Отсюда видно, какую религию исповедуют албанцы: большая их часть — мусульмане.

Около миллиона местных жителей уезжают работать за границу, поэтому основным источником доходов являются именно те средства, которые были переведены из другой страны. В Албании сохраняется высокий уровень эмиграции.

Что касается этнического состава:

  1. Албанцы – 95 %.
  2. Греки – 3 %.
  3. Другие – 2 %. Среди них — цыгане, румыны, македонцы, сербы и др.

Также до 1990 года здесь существовала еврейская диаспора. Она прекратила свое существование по той причине, что последние 11 человек отбыли на родину – в Израиль.

Этногенез

Это достаточно сложная тема, которой посвящено огромное количество литературы, но которая не перестает вызывать массу споров среди ученых по сей день. Этногенез албанцев – истинная проблема. Местные ученые подходят к изучению данного вопроса комплексно, а именно учитывают все данные смежных наук, включая языкознание, культуру, историю, археологию и пр. Между тем специалисты привязывают эти данные к территории, на которой проживают албанцы. Географически данная область находится там, где в свое время обитали южные иллирийские племена.

Определенную роль в данном вопросе играют находки, которые удалось обнаружить в Комане, в долине реки Дрин. Это различные металлические украшения одежды, очень похожие на те, которыми сегодня украшены традиционные костюмы албанцев. Утверждение о том, что имеет место переход от иллирийской культуры в албанский этнос, имеет право на существование. Эти украшения не идентичны ни римскому, ни византийскому стилю. Поэтому сложилось именно такое мнение.

Многочисленные археологические раскопки и многие другие сведения, полученные в ходе других мероприятий, дают возможность судить о том, что предки албанцев – это иллирийские племена. У них, в свою очередь, были собственные традиции, касающиеся всех аспектов, начиная со способа погребения и заканчивая стилем одежды. С одной стороны, это позволяет утверждать, что албанская культура не входит в список более обширных мировых традиций. С другой стороны, она является уникальной, подчеркивается преемственность именно на территории современного ареала.

Справедливости ради следует отметить, что существует и фракийская теория. Она связана с албанским языком. Однако здесь есть свои нюансы. Учитывая, что наиболее основательно вопрос этногенеза прорабатывается путем изучения материалов языкознания, исследователи определяют его значительное сходство как с элементами иллирийского, так и фракийского языка. Но сделать это достаточно сложно ввиду отсутствия достаточного количества документированных источников.

Сегодня ученые утверждают о значительном влиянии на культуру, язык и традиции современных албанцев иллирийских племен. Они говорят, что спор относительно причастия к ним фракийских племен нецелесообразен. Безусловно, они сыграли определенную роль в становлении их языка, но не более того. Следовательно, решающими их назвать нельзя.

Этнографические группы

Албанцев можно разделить на две основные подгруппы. Они образованы в связи с тем, что этот народ разделяется по языку и обычаям.

  1. Геги – северные албанцы. Они проживают в Косово, Северной Албании, Македонии, Черногории. Это преимущественно мусульмане и католики. У этого народа до сих пор сохранена своеобразная традиция деления на фисы – племенные объединения.
  2. Тоски – южные албанцы. Они населяют Грецию, Южную и Центральную Албанию. Среди них — преимущественно мусульмане и православные.

В ходе политических событий на Балканах из албанского этноса выделились две крупные субэтнические группы, которые сегодня являются самостоятельными и слабо связаны с исторической родиной. Это арнауты – православные албанцы республики Греция и арбеши – албанцы-католики, проживающие на территории Сицилии и Южной Италии.

Учитывая всю полученную информацию, можно ответить на интересующий многих вопрос о том, славяне албанцы или нет. Их этногенез, конечно, запутан. Но не настолько, чтобы не понимать, что к славянам они не имеют отношения.

Традиции и обычаи

В албанском языке есть такая интересная особенность: многие имена и названия произносятся по-разному, что зависит от контекста. Из-за такой особенности часто даже профессиональные переводчики допускают ошибки.

Как уже говорилось, албанцы в знак отрицания кивают так, как мы соглашаемся. Однако в столице Албании и других крупных городах такой жест уже практически не используется. Видеть его можно лишь в поселках. Также в провинциальных районах еще пользуется популярностью вежливая форма обращения «шоку», что означает «товарищ». А в крупных городах сейчас говорят «зоти» или «зонья» – господин и госпожа соответственно.

Когда албанцы ходят в гости друг к другу, они обязательно берут какой-нибудь маленький подарочек – символический знак внимания. При этом сторона, принимающая его, не смотрит на то, дешевый ли он или дорогой – это неважно.

Принимать гостей – это тоже талант. Считается, что чем больше их, тем лучше, тем выше положение хозяина дома в обществе. Албанцы вообще очень любят собираться и вести беседы на самые разные темы. Например, для них нормальным явлением считается подсесть к другому человеку в кафе и просто поболтать.

Этот народ очень любит пить кофе. Для них это целая культура. Албанцы пьют кофе всегда и везде, была бы только возможность. Они подают его в день сватовства и других важных семейных событий, а также «отмечают» им совершение сделки.

В Албании широко распространены хорошие манеры. Это вежливый и добропорядочный народ, который всегда стремится помогать другим людям.

Наиболее часто можно встретить маленькие семьи. Большие тоже есть, но их значительно меньше. Глава дома – самый старший мужчина в семье. Поэтому он распоряжается и имуществом, и хозяйством.

Раньше жена была как бы собственностью мужа. То есть она находилась в полном его подчинении. Часто детей на усмотрение отца обручали еще в раннем возрасте. Ребенок тоже был своего рода собственностью отца. Например, если вдова выходила замуж второй раз, ее дети оставались в семье умершего супруга.

Сейчас все иначе. На это повлияло нововведение в Конституцию, которое приравняло женщин к мужчинам. То есть они теперь на равных. Да и дети, если они посчитают нужным, могут расторгнуть обручение, произведенное в раннем детстве.

Очень сложно в Албании с браками между представителями разных вероисповеданий. Они есть, но таких очень мало, так как с этим борется общество с устоявшимися обычаями. Причина в большей степени в том, что сами по себе брачные обычаи очень сложны и в полной мере зависят от социальной принадлежности, обычаев и местных традиций, вероисповедания и пр. Интересно, что обычай запрещает молодоженам обращаться друг к другу по имени, по крайней мере, в первый год и в присутствии посторонних. Молодая жена должна быть покорной, услужливой и выполнять все прихоти старших членов семьи и, конечно, супруга.

Касаются албанские традиции и материнства. Например, роженицу и новорожденного тщательно оберегали от посторонних глаз, а на третий день после рождения малыша устраивали праздник. Выбор имени был очень сложным процессом, в котором принимали участие все родственники. Однако в последнее время принимает решение кум.

Культура

В значительной степени повлияло на ее становление и развитие географическое положение, а также государства, которым в разные времена принадлежала территория современной Албании. В стране сегодня существует огромное количество исторических, культурных, архитектурных и других памятников, а также учреждений, которые способны поведать обо всем, что связано со страной. Например, обычаи и традиции зоны Шкодры очень схожи с итальянскими, юго-восточная часть гордится славянскими и французскими элементами, а на юге преобладают греческие культурные особенности.

Кухня Албании

Она является разнообразной и уникальной. И это тоже благодаря богатой истории Албании. Национальная кухня особенна тем, что была рождена на стыке восточной и западной культуры. Для приготовления блюд используются экологически чистые продукты. Кстати, здесь они стоят очень дешево.

Кухня этого государства состоит из разнообразных блюд. Например, запеченная рыба, бюрек, таве коси, традиционный рис и т. д. К традиционным блюдам Албании относятся:

  • сарма – голубцы с помидорами черри, пряными травами и лимоном;
  • чомлек – нежная говядина, тушеная с луком, черносливом и морковью;
  • таве-коси – сладкая запеченная или тушенная в йогурте баранина;
  • гювеч – говядина или баранина, тушенная с картошкой, стручковым горохом и перцем;
  • фэргаса-тирана – блюдо из жареного мяса, яиц, печени и помидоров.

Албания также славится винами и коньяком «Скандербег» собственного производства. Они обладают уникальным ароматом и являются очень вкусными. Не менее популярна ракия – традиционный албанский напиток.

Праздники и мероприятия

Новый год, Рождество Христово и День труда в Албании празднуются, как и в России, 1, 7 января и 1 мая соответственно. А 11 января они отмечают День республики. На 29 ноября приходится День освобождения Албании, а 10 декабря – День Алехандро.

Разумеется, каждый из этих праздников сопровождается различными мероприятиями. Особенно важен для местных жителей День независимости Албании. А 5 и 6 декабря, когда празднуют День святого Николая, принято держать пост. Целый день албанцы голодают, а поздней ночью подают на стол целого жареного ягненка.

Образование и наука

В Албании есть государственные и частные образовательные учреждения. Главный из них – Государственный университет Тираны. Он был основан в 1957 году. В состав вуза входило четыре института: педагогический, политехнический, экономический и медицинский. Сейчас он охватывает 8 колледжей, 50 академических департаментов, 41 учебную программу. Здесь получают образование более 14 000 студентов.

Помимо этого в Албании 11 частных и 13 государственных вузов. Начальное образование – это 9 классов. Они считаются обязательными. Часто подростки отправляются в другие страны для получения высшего образования. Например, в Италию, Германию, Францию, Польшу, Румынию, США и т. д. В Россию ежегодно приезжает не менее 40 человек.

Албанцы – это народ, который, как и многие другие, имеет собственный менталитет. Пусть их традиции и обычаи отличаются в зависимости от области, люди везде отзывчивые, приветливые и толерантные.

Албания: религия. Особенности албанского вероисповедания

Европейская Албания, религия которой самым невероятным образом переплела мусульман, католиков и православных, на сегодняшний день, пожалуй, самая таинственная и неизбалованная туристами страна.

Албания – жемчужина в бункере

Теплая, добрая и гостеприимная Страна Орлов, или «Щиптара», как именуют свою родину сами албанцы, осталась в стороне от многолюдных курортных маршрутов. И виной тому не отсутствие климатических достопримечательностей. С этим как раз все наоборот: ласковые и теплые воды Ионического и Адриатического морей, мягкий климат, соседство с популярными курортами Греции, Черногории, Сербии, Македонии… Виной всему – коммунистическое прошлое, которое укоренилось в этой стране наиболее глубоко.

Преданность прежнего правительства делу Ленина и Сталина достигла такого фанатизма, что, когда в СССР начался процесс десталинизма, Албания порвала все связи с бывшим «другом». Полная изоляция от внешнего мира, тотальное уничтожение религиозности привели к тому, что даже сегодня население Албании самое атеистическое в мире.

Православные храмы и мусульманские мечети разрушались или превращались в постройки социально-бытового назначения. Вместо них массово возводились бункеры — убежища от нападения «злых империалистов». После смены правительства верующие, независимо от вероисповеданий, с радостью востанавливают забытые традиции предков.

Братство конфессий

Период господства атеистического коммунизма вырастил целое поколение албанцев, которые на вопрос о своем вероисповедании не могут дать твердого ответа. Албания, религия которой сейчас проходит этап возрождения, может служить современному миру образцом мирного сосуществования людей различных религиозных убеждений.

Мечети и храмы возрождаются наравне. Христиане и мусульмане не только мирно живут и работают рука об руку, но и создают семьи. Интересная страна эта Албания. Религия в жизни ярко представлена на примере семьи албанского премьер-министра. Дедушка главного министра страны Эди Рамы был православным, а бабушка – католичкой. В этой вере она и воспитала своих сыновей. Нынешняя супруга главы кабмина – мусульманка, двое сыновей от разных браков – приверженцы православия и католицизма. И такая многоконфессиональная семья в Албании не одна.

Ислам в Албании

Во многих источниках Албанию называют единственной мусульманской страной в Европе. Это не совсем точное определение. Во-первых, не нужно забывать Турцию; во-вторых, мусульманство было доминирующим вероисповеданием только на этапе религиозного возрождения. Итоги последней переписи говорят о том, что процентное соотношение мусульман сейчас представлено цифрой 60 %.

Итак, мусульманская Албания. Религия ислам пришла в эту страну с приверженцами Хаджи Бекташ–вели на рубеже 12-13 веков. Позднее, с 14 века, с османами на территорию державы проникли мусульмане-сунниты. Традиции албанских мусульман-бекташей отличаются от традиционно исламских и содержат некоторые элементы, сходные с христианством.

Если распределять по территориальности, то сунниты занимают в основном северо-восток и центр страны, бекташи преимущественно селятся в городах.

Православие в Албании

Зарождение православия в Албании связывают с именем святого Кесаря, который считается апостолом этого края. Имена многих святых великомучеников связаны с албанской землей. Албания, религия которой длительное время находилась под строжайшим запретом (приговорить к тюремному заключению могли за найденную в доме икону), является родиной святых Доната, Ферина, Данакса, Нифонта и других. Мученическую смерть за Христа приняли на этой земле Косма Этолийский и Никита Албанский. Во времена репрессий православные священники пострадали больше остальных.

После смены режима на территории страны не осталось ни одного христианского монастыря, ни одного целого храма. Для сравнения: перед Первой мировой войной православие насчитывало 354 храма, 300 небольших часовен, 28 монастырей и две духовные семинарии.

Восстановление разрушенного православия церковь поручила владыке Анастасию. Первые церковные службы приходилось проводить под открытым небом, так как не было ни одной уцелевшей церкви. Результатом деятельности архиепископа стала реставрация и ремонт разрушенных храмов, сооружение новых, открытие монастырей, обучение священников.

Албанские католики

Греко-католики византийского обряда появились в Албании из числа греков и албанцев, которые спасались бегством от турецких завоевателей. Население Албании, исповедующее католицизм, сегодня составляет около 10 % всех верующих.

Албанская особенность

Чего вы не увидите нигде больше, так это поразительной терпимости к обрядам и обычаям представителей различных вероисповеданий. Никого здесь не удивит то, к примеру, что усопшего мусульманина проведет в мир иной православный священник. Здесь, как нигде, подтверждается истина: Бог один, различны только вероисповедания. Самое большое в этой стране и число смешанных браков.

религия. Особенности албанского вероисповедания : Labuda.blog

Албания: религия. Особенности албанского вероисповедания

Европейская Албания, религия которой самым невероятным образом переплела мусульман, католиков и православных, на сегодняшний день, пожалуй, самая таинственная и неизбалованная туристами страна.

Албания – жемчужина в бункере

Теплая, добрая и гостеприимная Страна Орлов, или «Щиптара», как именуют свою родину сами албанцы, осталась в стороне от многолюдных курортных маршрутов. И виной тому не отсутствие климатических достопримечательностей. С этим как раз все наоборот: ласковые и теплые воды Ионического и Адриатического морей, мягкий климат, соседство с популярными курортами Греции, Черногории, Сербии, Македонии… Виной всему – коммунистическое прошлое, которое укоренилось в этой стране наиболее глубоко.

Преданность прежнего правительства делу Ленина и Сталина достигла такого фанатизма, что, когда в СССР начался процесс десталинизма, Албания порвала все связи с бывшим «другом». Полная изоляция от внешнего мира, тотальное уничтожение религиозности привели к тому, что даже сегодня население Албании самое атеистическое в мире.

Православные храмы и мусульманские мечети разрушались или превращались в постройки социально-бытового назначения. Вместо них массово возводились бункеры — убежища от нападения «злых империалистов». После смены правительства верующие, независимо от вероисповеданий, с радостью востанавливают забытые традиции предков.

Албания: религия. Особенности албанского вероисповедания

Братство конфессий

Период господства атеистического коммунизма вырастил целое поколение албанцев, которые на вопрос о своем вероисповедании не могут дать твердого ответа. Албания, религия которой сейчас проходит этап возрождения, может служить современному миру образцом мирного сосуществования людей различных религиозных убеждений.

Мечети и храмы возрождаются наравне. Христиане и мусульмане не только мирно живут и работают рука об руку, но и создают семьи. Интересная страна эта Албания. Религия в жизни ярко представлена на примере семьи албанского премьер-министра. Дедушка главного министра страны Эди Рамы был православным, а бабушка – католичкой. В этой вере она и воспитала своих сыновей. Нынешняя супруга главы кабмина – мусульманка, двое сыновей от разных браков – приверженцы православия и католицизма. И такая многоконфессиональная семья в Албании не одна.

Албания: религия. Особенности албанского вероисповедания

Ислам в Албании

Во многих источниках Албанию называют единственной мусульманской страной в Европе. Это не совсем точное определение. Во-первых, не нужно забывать Турцию; во-вторых, мусульманство было доминирующим вероисповеданием только на этапе религиозного возрождения. Итоги последней переписи говорят о том, что процентное соотношение мусульман сейчас представлено цифрой 60 %.

Итак, мусульманская Албания. Религия ислам пришла в эту страну с приверженцами Хаджи Бекташ–вели на рубеже 12-13 веков. Позднее, с 14 века, с османами на территорию державы проникли мусульмане-сунниты. Традиции албанских мусульман-бекташей отличаются от традиционно исламских и содержат некоторые элементы, сходные с христианством.

Если распределять по территориальности, то сунниты занимают в основном северо-восток и центр страны, бекташи преимущественно селятся в городах.

Албания: религия. Особенности албанского вероисповедания

Православие в Албании

Зарождение православия в Албании связывают с именем святого Кесаря, который считается апостолом этого края. Имена многих святых великомучеников связаны с албанской землей. Албания, религия которой длительное время находилась под строжайшим запретом (приговорить к тюремному заключению могли за найденную в доме икону), является родиной святых Доната, Ферина, Данакса, Нифонта и других. Мученическую смерть за Христа приняли на этой земле Косма Этолийский и Никита Албанский. Во времена репрессий православные священники пострадали больше остальных.

После смены режима на территории страны не осталось ни одного христианского монастыря, ни одного целого храма. Для сравнения: перед Первой мировой войной православие насчитывало 354 храма, 300 небольших часовен, 28 монастырей и две духовные семинарии.

Восстановление разрушенного православия церковь поручила владыке Анастасию. Первые церковные службы приходилось проводить под открытым небом, так как не было ни одной уцелевшей церкви. Результатом деятельности архиепископа стала реставрация и ремонт разрушенных храмов, сооружение новых, открытие монастырей, обучение священников.

Албания: религия. Особенности албанского вероисповедания

Албанские католики

Греко-католики византийского обряда появились в Албании из числа греков и албанцев, которые спасались бегством от турецких завоевателей. Население Албании, исповедующее католицизм, сегодня составляет около 10 % всех верующих.

Албанская особенность

Чего вы не увидите нигде больше, так это поразительной терпимости к обрядам и обычаям представителей различных вероисповеданий. Никого здесь не удивит то, к примеру, что усопшего мусульманина проведет в мир иной православный священник. Здесь, как нигде, подтверждается истина: Бог один, различны только вероисповедания. Самое большое в этой стране и число смешанных браков.

Особенности албанской веры / / Независимая газета

Расхожее утверждение о том, что нынешнее противостояние славян и албанцев на Балканах является проявлением глобального христианско-исламского конфликта, следует считать не совсем верным. Это подтверждает даже достаточно поверхностное обращение к религиозной истории албанского народа.


Албанцы, считающие себя потомками иллирийцев (древнейшее население западных Балкан), со времен раннего Средневековья находились в сфере европейского религиозного влияния. В VI-VIII вв. среди албанцев широко распространилось христианство, как византийско-православное, так и римско-католическое, причем с некоторым преимуществом последнего.


Суннитский ислам стал распространяться среди албанцев, как и среди других народов Балкан, завоеванных турками, с конца XVI — начала XVII века. Это был в большей мере политический, нежели религиозный выбор, поскольку принятие ислама в Османской империи означало некоторое расширение гражданских прав, а также облегчение налогового бремени по сравнению с иноверцами. В быту многие албанцы продолжали исповедовать своеобразное «криптохристианство» — сочетание христианских традиций с народными, почти полуязыческими обычаями. Бытовой религиозный синкретизм албанцев отмечали многие исследователи в XIX и XX вв. Так, паломничество в православные монастыри Черногории и Македонии часто совершали и албанцы-мусульмане. Для того чтобы совершить обряд бракосочетания или погребения, особенно в сельской местности, часто пользовались услугами служителя той религии, который в данный момент находился поблизости. Часто меняли христианство на ислам и наоборот, чтобы «насолить» местному попу (имаму). Отмечалось, особенно в Южной Албании, много случаев, когда человек одновременно исповедовал и ислам, и христианство, имел два имени и ходил по очереди то в мечеть, то в церковь. Вполне естественно, что на такой почве ислам, номинально господствующий среди албанцев, не мог, как, впрочем, и христианство, стать ведущим фактором в национально-политических движениях этого народа.


Кроме того, религиозная культура албанцев имеет еще одну интересную историческую особенность. С XIII-XIV вв. в стране распространялся суфийский орден бекташи, и сегодня около трети албанских мусульман традиционно считают себя бекташийцами. Фактически же бекташи — это секта с элементами христианства, ислама и древних верований, далекая как от суннитской, так и шиитской ветви традиционного ислама. Бекташи чтут «Святую Троицу» (Аллах, Мохаммад и его зять, имам Али), воздавая ей божественные почести. Бекташи живут в своеобразных мусульманских обителях, где они уединяются от мира. У них распространены неприемлемые для традиционного ислама обычаи: обет безбрачия, исповедь духовному наставнику и обряд, напоминающий причастие с употреблением вина и сыра (запрета на алкоголь у бекташи нет). Характерно, что именно из этой среды, которую многие воспринимали как национальную религию албанцев, вышло большинство лидеров албанских национальных движений разной направленности.


Кстати, именно выходец из семьи купца-бекташийца, коммунистический диктатор Албании Энвер Ходжа в 1967 г. одним махом решил проблему взаимоотношений религии и социалистического общества. Деятельность религиозных институтов была запрещена, более двух тысяч объектов религиозного культа были либо разрушены, либо перепрофилированы, а священнослужители репрессированы. Затем албанские коммунисты пошли еще дальше, запретив даже частное исповедание религии. Например, за молитву, произнесенную дома, можно было запросто угодить в тюрьму. Создание в Албании атеистического общества стало для коммунистического мира беспрецедентным шагом. Ведь во всех странах социализма, даже в Северной Корее, номинально сохранялись минимальные возможности исповедания религий. При этом мотивация этого шага была исключительно националистической. Коммунистические руководители тогдашней Албании утверждали с высоких трибун, что ислам есть проводник враждебного влияния Турции, католичество — Италии, а православие — Греции.


Интересно, что, по свидетельству самих албанцев, такой пируэт национал-коммунистической политики не вызвал в обществе ожидаемой болезненной реакции. Среди населения Албании до сих пор жива заложенная в атеистические годы традиция называть детей именами, не связанными с исламом или христианством, а взятыми из албанского или иллирийского языков. Поэтому, если сейчас встретить албанца среднего или младшего поколения с мусульманским или христианским именем, можно почти стопроцентно утверждать, что перед нами выходец из албанской диаспоры, а не уроженец Республики Албания.


В 1990 г. в Албании грянула религиозная свобода. Вновь открылись мечети, католические и православные церкви. Получили возможность официально действовать суннитская и бекташийская общины. В 1993 г. страну посетил Папа Римский, неоднократно приезжала на историческую родину самая известная в мире албанка — мать Тереза. Кстати, на сегодняшний день наиболее активны в религиозно-общественном смысле именно албанские католики.


Но при этом активного религиозного возрождения среди албанцев как-то не наблюдается. И особенно это касается мусульман, к которым себя причисляют 70% албанцев. Мусульманские священнослужители из числа зарубежных албанцев, прибывшие в страну в первой половине 90-х годов, обнаружили, что атеистическая волна в определяющей мере затронула именно албанцев-мусульман. Активно строившиеся в последнее время мечети стоят полупустые, выпускники трех существующих в стране медресе не спешат становиться религиозными учителями, поскольку это не дает им соответствующего социального статуса.


В 1992 г. инициированное тогдашним правым правительством Албании вступление в Организацию Исламская конференция (ОИК) встретило серьезное сопротивление общественности и влиятельных в стране левых сил. В результате на сессии ОИК в Саудовской Аравии тогдашний президент Сали Бериша заявил, что, несмотря на все-таки состоявшееся вступление в организацию, Албания — это прежде всего светское государство, в котором отсутствуют серьезные предпосылки для исламизации. Связь с исламским миром для беднейшей страны Европы, на 90% зависящей от иностранной помощи, обусловлена, конечно же, в первую очередь экономическими причинами. Мусульманские миссионеры, работающие в стране, отмечают достаточно низкий интерес людей к религиозному просвещению.


Среди мусульман-албанцев Косово и Македонии, по которым не проехал бульдозер государственного атеизма, значительно больше практикующих мусульман. При этом ислам для них не столько мировоззренческий фактор, сколько своеобразная форма защиты национальной самобытности перед лицом окружающих их православно-христианских народов (сербов, македонцев и греков).


Кроме того, рост влияния ислама серьезно сдерживает европоцентричная ориентация Албании и албанского народа в целом. В середине 90-х годов среди интеллигенции страны существовала идея отказа албанского народа от ислама и возвращение его в лоно европейской культуры и Католической Церкви. Ее, в частности, активно пропагандировал известный албанский поэт и писатель Исмаил Кадаре, чью роль в общественной жизни можно сравнить с ролью Солженицына в России. Наконец, следует заметить, что с 1997 г. в стране у власти бессменно находятся представители левых сил. Это в основном молодые, ориентированные на Европу социалисты с секулярным мышлением.


Итак, албанский вопрос еще далек от своего решения, но одно можно сказать однозначно: в ближайшем будущем исламский фактор, как и религиозный вообще, не будет играть в нем значимой и решающей роли.

Комментарии для элемента не найдены.

Албанцы — Википедия

Алба́нцы (алб. shqiptarët; см. также арнауты) — балканский народ, основное население Албании, а также частично непризнанного государства Косово и Северного Эпира, входящего в состав Албании. Также проживают в северо-западных районах Македонии, Сербии и других странах.

Общая численность: около 8 миллионов человек. Оценки соотношений количества последователей трёх разных конфессиональных групп различны или даже противоречивы. В начале XX века соотношение между христианами и мусульманами было почти равным (35 % католиков и около 15% православных и 50 % мусульман[1]).
По данным более современного источника, CIA World Factbook, соотношение количества верующих разных религий таково: мусульмане — 56,7 %, католики — 10 %, православные — 6,8 %[2][3]. Однако, по данным Pew Research Center[en] по состоянию на 2009 год процентное количество мусульман в Албании было даже 79,9 %[4]. В то же время, по данным Мировой христианской энциклопедии[en] на тот же 2009 год, лишь 38 % являются мусульманами, а 36 % составляют христиане[5]. Согласно же Госдепу США рейтинг лиц, принимающих активное участие в религиозной жизни и службах в храмах, составляет всего между 25 и 40 %[6]. Возможно, на соотношение религиозных групп наложило отпечаток то, что в период правления Энвера Ходжи в Албании пропагандировался атеизм.

Название

Происхождение названия «Албания» и «албанцы» неясно, оно отмечено в источниках начиная с II века и связывается рядом этимологов с индоевропейским *alb- ‘гора’ или лат. albus ‘белый’. Современное их самоназвание — от shqip- ‘говорящий понятно’. В Греции существует также народная этимология от греч. αλβανος, αρβανιτης ‘грубый, дикий’.
Также есть предположение, что название страны и народа происходит от иллирийского «olba» — «селение».

История

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, албанцы — прямые потомки древних пеласгов, язык которых они сохранили до сих пор с теми, конечно, переменами, которые произошли в нём в течение тысячелетий[7].

Этногенез албанцев крайне сложен и запутан, на данном этапе развития науки все теории об этногенезе народа являются не более, чем вольными гипотезами. Исходя из наличных документов Болгарского царства и Византийской империи, первое упоминание об албанцах в границах нынешнего государства относится к X веку. В это время их ареал ограничен горами Северной Албании — Мирдита, Дукагини, Малиссия. В пользу этого убеждения говорит доминирование албанских (язык «Shqip») топонимов данного региона и дефицит славянских, столь обычных для Южной Албании (Лаберия, Тоския).

Когда в 1041 году византийцы опять завоевали Эпир и уничтожили господство славян, древнее иллирийское местное население начало выступать все более и более определенно и самостоятельно под новым общим наименованием албанцев[8]

В XII—XIV веках происходит расселение албанцев с северных гор в долины и на юг, ассимиляция романизированных ранее иллирийцев и их постепенное бесследное исчезновение. На юге Албании, населённой греками, славянами, а также романизированными македонянами, сарматами и венетами (последние — исходная точка для аромунов), происходит распространение языка без существенного генетического влияния албанцев. Возможно, албанский этнос имеет полифилетическое происхождение (т.е. от различных исходных групп): иллирийцы (северо-запад), дарданцы и прочие фракийские народы (северо-восток и восток), пеласги (юг). Сильно славянское и греческое влияние.

К XVI веку заканчивается албанизация славян и романизированного населения на севере нынешней Албании, а к концу XVII века — распространение албанского языка (тоскский вариант) на юге — в Лаберии и Тоскии.

Есть также более позднее славянское, турецкое и греческое влияние, но оно носило преимущественно локальный генетический или культурный характер.

Османская эпоха

В XIV—XV вв. албанцы после значительного сопротивления во главе с Георгием Кастриоти попали под господство турок. Во время турецкого господства много албанцев приняло ислам вместо родного католицизма.
Ряд деятелей албанского происхождения играл значительную роль в администрации Османской империи, из них вышло несколько великих визирей империи. Вместе с тем православные албанцы (а также ряд исламских лидеров, такие, как Али-паша Тепеленский) участвовали в борьбе в XVII—XIX вв. против турок.

XX век

Государственность албанцев восстановлена в 1912 после Первой балканской войны; тогда же, в процессе распада Османской империи, албанское меньшинство оказалось также в Югославии (Македония, Косово и Метохия).

В 1940—1980-е годы в Албании действовал «сталинистский» режим Энвера Ходжи, проводивший политику изоляционизма. Во второй половине 1980-х годов Албания, уровень жизни в которой был крайне низким, открыла границы. В связи с этим началась двусторонняя миграция албанцев в Грецию и Италию.

В 1990-е албанцы заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после 1999 фактическую независимость от Сербии; албанцы уже в первой половине XX века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии.

Расселение

Проблема расселения албанцев является дискуссионной в связи с современными этническими конфликтами между албанцами и сербами, албанцами и македонцами, албанцами и греками.

В 1270—1280-х гг. албанское население начало массовый спуск на равнину возле города Диррахий.
Из сообщений императора Иоанна Кантакузина следует, что албанцы-католики, вытесняя греков и сербов, переселялись целыми общинами вместе с женщинами, детьми и скотом.

Албанцы мигрировали в Македонию тремя путями: Дукаджинский (северный) направлялся через Полог к Скопье и Куманово. Малисорский вел от Охрид к Пелагонии и Повардарью. Тоскский (южный) — от Преспы к Лерину.

В XIV в. албанцы и валахи упоминаются в районе Калканделен и Скопье, на что указывают не только упоминания в актовом материале, но и конкретные имена: Прогон, Радул, Фрацил, позднее Гьин.

В грамоте Душана (1334/1335) упоминается село Арбанаси вблизи Прилепа, а в районе отмечено присутствие и влахов, и албанцев-католиков.

После победы при Ахелое (1359) при поддержке венецианцев над Никифором II Ангелом албанцы-католики начали заселение Этолии и Акарнании, называемых также Малой Валахией.

К XV в. наибольшее число албанцев было зарегистрировано в вилайете Калканделен, нахии Манастир, нахии Филорина и в вилайете Пирлипе. После военной экспедиции Георгия Кастриоти в Италию началась албанская колонизация Апулии.
Есть мнение, что первоначальной родиной албанцев была не Албания в её нынешних границах и не Кавказская Албания (Алванк), а некая территория на западе Дакии, где сохранился нероманизированный дакский народ. В пользу этого: фонетическая близость албанского языка с дакскими наречиями и некоторыми диалектами современного румынского в западной Валахии, отсутствие нативных слов, относящихся к морской терминологии.

Этнографические группы

Молодой албанец. Акварель Луизы Дюпре (1819).

Албанцы разделяются по языку и обычаям на две основные подгруппы:

Между XIII—XVI веками из-за бурных политических событий на Балканах, главные из которых — крестовые походы, крушение Византийской империи и становление Османской, из албанского этноса выделилось две крупные субэтнические эксклавные группы, постепенно развившиеся в самостоятельные народы в настоящее время слабо связанные со своей исторической родиной. К ним относятся:

Характерная черта обеих субэтнических групп — их архаичное самоназвание (эндоэтноним), которое сохраняет ранее преобладавший во всём албаноязычном ареале романский по происхождению корень «алб» (видоизменённые арб, арв) из лат. albus «белый». В самой Албании позднее уже в новое время получило распространение самоназвание «шкип» (shqip), от алб. «понятный», «тот, кого можно понять».

Гаплогруппы албанцев

По состоянию на 2011 г.[9]
Гаплогруппы Геги (Gheg) —

 северные албанцы, % 

Тоски (Tosk) —

 южные албанцы, % 

 Усредненные данные, % 
 E1b1b1 (M35)  41,21 28,10 34,66
J2 (M172) 23,03 16,53 19,78
R1 (M173) 21,21 19,01 20,11
I (M170) 9,09 25,62 17,36
G (M201) 1,21 3,31 2,26
K (M9, xP) 1,21 3,31 2,26
J1 (M267) 1,82 1,65 1,73
h2 (M52) 0,61 2,48 1,54
E (xE1b1b1) 0,61 0,00 0,30

Албанцы в кино

См. также

Примечания

Комментарии
Источники
  1. ↑ E. Barbarich, Albanie, Enrico Voghera ed., Rome, 1905
  2. ↑ CIA. The World Factbook
  3. ↑ 2009 CIA World Factbook Архивировано 17 января 2010 года.
  4. ↑ Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World’s Muslim Population (PDF). Pew Research Center[en] (October 2009). Проверено 16 февраля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  5. p 51. World Christian Encyclopedia. — Oxford University Press, 2001. — ISBN 978-0-19-507963-0.
  6. ↑ State.gov, Freedom of Religion 2007
  7. ↑ Албанцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. ↑ Нидерле, Л. Славянские древности — С.56
  9. ↑ [Ferri G., Tofanelli S., Alù M., Taglioli L., Radheshi E., Corradini B., Paoli G., Capelli C., Beduschi G. (2010),
    ‘Y-STR variation in Albanian populations: implications on the match probabilities and the genetic legacy of the minority claiming an Egyptian descent’,
    International Journal of Legal Medicine Албанцы E1b1b1 (M35)]

Литература

Ссылки

Чем интересна Албания? Религия | Мир вокруг нас

Первый раз мы задумались о том, действительно ли все албанцы исповедуют ислам, во время обеда в городе Лежа. Дело в том, что напротив ресторана на другом берегу Дрина возвышалось новое, почти с иголочки, грандиозное сооружение — кафедральный собор святого Николая, освященный лишь 28 октября 2007 года. Впоследствии оказалось, что Лежа входит в число албанских городов, в которых проживает большое количество христиан — около четверти населения в нем исповедуют католицизм, кроме того там много и православных.

Для интересующихся проблемами вероисповедания может быть любопытной и такая информация: епархия Лежи была образована еще в XIV веке и первоначально входила в митрополию Венеции. Сразу же после завоевания Албании турками эта епархия пришла в упадок, поскольку три из пяти католических церквей в городе Лежа были переоборудованы в мечети. После освобождения от османского владычества с начала прошлого века местом католического паломничества являлся монастырь святого Антония Падуанского, находящийся в Леже, и вот наступает дальнейшее возрождение этой епархии.

Но настоящим ударом для меня была ночь в городе Шкодер, в отеле прямо напротив главной мечети города. На улице было совсем еще темно, когда нас разбудил громкий голос муэдзина, это правоверных приглашали совершить утренний намаз. Создалось впечатление, что громкоговоритель находится прямо в нашем номере, да практически так и оказалось, ведь наше открытое окно было только чуть-чуть ниже того балкона на минарете мечети, на котором прямо напротив отеля был закреплен радио-колокольчик. Распахнутое окно буквально втягивало в себя все звуки, доносившиеся в тот момент с улицы. Я вскочил, надо было срочно захлопнуть оконную створку, чтобы ребенок не успел разгуляться, но, закрыв ее, я невольно бросил взгляд на часы: правильно, нет еще и пяти утра, светлая полоска на востоке явственно свидетельствовала, что вскоре светило появится на горизонте, и я задержался у окна, рассматривая картину, которая открывалась внизу. А там была дорога, ведущая к храму.

Но что-то было не совсем естественным в этом довольно-таки привычном виде, который я много-много раз наблюдал в других мусульманских государствах. Спросонья я никак не мог понять, что же не так, а потом хлопнул себя по лбу, это было очевидно, но совсем необычно — на улице не было людей, никто не направлялся в сторону мечети. Я простоял у окна довольно долго, вот замолчал магнитофон, на котором был записан призыв муэдзина, вот и солнце взошло, значит, намаз был завершен, но на улице так никто и не появился. Это заставило меня опять вернуться к вопросу о роли веры в жизни албанского народа. Официальные проценты свидетельствуют только, что в стране имеются мусульмане, католики и православные, но сколько их на самом деле, эти проценты сказать никак не могут.

«Албания — это единственная мусульманская страна в Европе», — прочитал я в какой-то статье и удивился, наверное, автор просто-напросто забыл о Турции, которая официально является европейским государством и даже претендует на вступление в ЕС; или о соседе Албании по Балканскому полуострову — Боснии и Герцеговине, в которой на бумаге примерно такое же соотношение приверженцев к той или иной религиозной конфессии, как и в Албании, но которая совсем недавно перенесла жесточайшую в последние десятилетия войну, где религиозная составляющая играла не последнюю роль, вследствие чего весы явно склонились в пользу победителей, коими стали мусульмане.

Конечно, мир меняется и при этом меняется довольно стремительно, в некоторых мусульманских государствах появились так называемые Modern Muslim, то есть современные мусульмане, и в этих странах в мечети ходит бить намазы в основном только старшее поколение, и то довольно немногочисленное. Но то, с чем столкнулись мы в Шкодере да еще в праздничные дни — начинался третий день Курбан Байрама, праздника жертвоприношения — оказалось неожиданным.

Возможно, это произошло, так как албанцы никогда не были ревностными мусульманами и борцами за веру. Ведь после захвата страны турками их просто насильно омусульманили, но при этом в стране все равно осталось много христиан, особенно в труднодоступных горных районах. Да, наверное, не так уж и легко изменить веру целой страны, даже за четыреста лет порабощения. После достижения Албанией независимости католической церковью были предприняты некоторые усилия по возвращению албанцев в лоно христианства, но к власти в стране пришли коммунисты, и Албания официально, на государственном уровне, провозгласила себя единственной в мире атеистической страной. Характерным в этом плане является приписываемое Энверу Ходже высказывание: «Единственной религией албанцев является Албания».

В современной Албании приверженность бывших атеистов к той или иной вере нередко зависит скорее от материальных или политических выгод. Так, благодаря Матери Терезе, являющейся по национальности албанкой, в стране появилось много католиков. И дело не только в том, что она чрезвычайно популярна в стране, а скорее в том, что благодаря ей в центре Тираны был открыт университет с льготным обучением для албанцев-католиков. Затем в стране появилось много новообращенных мусульман — оказывается, арабские банки начали давать беспроцентные кредиты правоверным. И наконец к власти в Албании в 2005 году пришел православный президент и очевидно, что после этого в стране появилось немало ортодоксальных христиан.

Закончу эту тему данными статистики, свидетельствующей, что в современной Албании открывается примерно равное количество церквей и мечетей, хотя на наш взгляд, христианских храмов в стране значительно больше, чем мечетей.

Ислам в Албании — это… Что такое Ислам в Албании?

Мечеть Этем Бея в Тиране.

Ислам является самой молодой религией Албании и албанцев в целом. Несмотря на то что современную Албанию нельзя назвать типично мусульманской страной, те или иные элементы ислама признают до 60% населения страны. В отличие от Косово, влияние ислама в Албании ослабевает по мере интеграции страны в общеевропейское пространство. Тем не менее, долгое время Албанию было принято считать единственной официально признанной страной, полностью расположенной в Европе и при этом имеющей мусульманское большинство[1].

История

Основная статья: Религия в Албании

Древние албанцы были одним из первых христианизированных народов. Православный обряд в целом стал первой и преобладающей формой христианства среди албанских племён в V-ХV веках, когда они испытали на себе как сильное влияние Византийской империи, так и соседних славянских племён, расселившихся на её территории и усвоивших православие. После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов рыцарей-крестоносцев, Албанское побережье попадает в зону влияния католической Венеции. С православием начинает конкурировать и католичество, особенно в северных и прибрежных регионах страны, ориентированных на торговлю с Италией и Далмацией ещё с античных времён.

Исламизация

Религиозным расколом в средневековой Албании, также как и в соседней Боснии и Герцеговине умело воспользовалась расширяющая свои владения Османская империя. В ХV-ХIХ веках большинство албанцев впервые за свою историю объединились политически, территориально и экономически под знамёнами ислама. В обмен на переход в ислам турецкие султаны сделали албанцев опорой своей власти на Балканах. Несмотря на то что в зените Османской империи на Балканах ислам исповедовали до 80 % албанцев, его реальное проникновение в жизнь албанского общества оставалось и остаётся под вопросом. В целом, ислам в Албании рассматривался как средство продвижения по карьерной лестнице в условиях новой власти. Православие и католичество продолжали тайно исповедоваться на протяжении всего османского периода. Более того, большинство албанцев-аранутов, расселённых османами в греческих землях к югу продолжали придерживаться православия и постепенно вошли в состав греческого народа после обретения им независимости в 1830 году. Часть православных албанцев (арбереши), не смирилась с турецким режимом и переселилась в Южную Италию, долгое время поддерживая давние православные традиции на юге этой страны, хотя со временем большинство их потомков постепенно перешло в католичество. Также, после обретения Албанией независимости в 1912 году, в стране началось усиление влияния Италии что опять привело к росту популярности католичества, как правило за счёт ислама. Запрет на любое вероисповедание в социалистической Албании 1964—1989 годов привёл к распространению атеизма и агностицизма.

Религиозная специфика

Периферийность Албании, а также постоянные нашествия разноязычных, разнорелигиозных народов нашли своё отражение в своеобразном восприятии религии албанцами, в том числе албанцами-мусульманами. Мусульмане Востока находили некоторые обычаи албанцев-мусульман просто абсурдными. Православные, католические, мусульманские и даже древние иллирийские культы часто соблюдались в одной и той же семье, члены которой при этом носили одновременно и христианские, и мусульманские имена. Поэтому, в отличие от южнославянских народов, розни на религиозной почве у албанцев никогда не наблюдалось. В результате смешения различных религий в Албании возникло направление бекташи, ставшее ядром идеи борьбы за независимость Албании. Так или иначе, но этнические албанцы всегда ставили национально-языковую принадлежность выше религиозной.

Современное положение

После обретения независимости влияние ислама в стране быстро ослабевало. Было отменено многожёнство, а намаз стал читаться по-албански, стоя и без поклонов. В 1967-1991 гг. страна была официально атеистической. Более того, бывший президент страны православный Альфред Моисиу даже назвал Албанию христианской страной, хотя в ответ он получил немало критики со стороны гуманитарной интеллигенции, объединённой в мусульманские организации, которые сохраняют заметное влияние, даже несмотря на относительно небольшое членство.[1]

Примечания

Албания получает религию — POLITICO

СКРАПАР, Албания — В жаркий день в конце августа десятки тысяч суфийских паломников пробирались по пыльной грунтовой дороге к горе Томорр на юге Албании. На саммите они ритуально закололи тысячи овец, зажгли свечи и молились во время недельной церемонии в память о мусульманском мученике VII века Аббасе ибн Али.

Это событие было немыслимо всего несколько десятилетий назад, когда на этом святом месте располагались военные казармы, а религия была запрещена коммунистической диктатурой Албании.

При албанском лидере Энвере Ходже, который был главой государства с 1944 по 1985 год, католические священники были убиты, ложи суфийских дервишей были разрушены, монастыри были превращены в склады, а более 200 священнослужителей всех конфессий были заключены в тюрьмы.

Но после снятия запрета в 1990 году и падения режима годом позже в стране началось массовое религиозное возрождение.

Большие кресты распространены перед домами и вдоль дорог. Общественные места часто используются для религиозных мероприятий, и теперь небольшое количество женщин носят хиджаб.Хотя в 1989 году всех албанских граждан считали «атеистами», в 2011 году только 2,5 процента считали себя таковыми, согласно Всемирному исследованию ценностей. В 2002 году главная католическая церковь города открыла свои двери недалеко от мавзолея Ходжи.

«Чем больше людей верят, тем они нетерпимы» — Мустафа Нано, албанский политолог, о состоянии веры в стране

Однако не все довольны возрождением религии в балканских странах.

Хотя правительство признало пять официальных религий, в том числе ислам и католицизм, политический истеблишмент остается строго светским, придерживаясь прочных традиций, уходящих корнями в 19 век, когда многие националистические лидеры считали нерелигиозным, паналбанским идентичность была единственным способом избежать религиозных разделений Османской империи.

Из-за такого расстояния и других ограниченных ресурсов религиозные лидеры говорят, что им трудно получить финансирование для восстановления религиозных институтов, разрушенных во время диктатуры, и все чаще они вынуждены искать поддержки в других местах.

«Я международный нищий», — сказал архиепископ Анастасий, глава Православной церкви Албании. «У нас не может быть здесь церкви без поддержки Дании и Всемирного совета церквей [находящегося в Швейцарии]».

* * *

При коммунизме запрет на религию был полным. «Коммунизм здесь был не только атеистическим, но и антитеистическим», — сказал архиепископ Джордж Энтони Френдо, выступая в своем кабинете за просторным, просторным католическим собором Тираны. «Это была буквально борьба с Богом.”

Но массовое возрождение веры после 1990 года является признаком того, что правительству так и не удалось полностью подавить его.

«Даже когда это было незаконно, вера никогда не угасала полностью», — сказал Артан Рама, журналист и православный христианин, живущий в Тиране. «Во время православной Пасхи моя бабушка варила всего одно яйцо, красила его в красный цвет и давала мне без объяснения причин», — вспоминал он.

Позже он узнал, что она боялась объяснять эту традицию своему внуку, потому что школьные учителя допрашивали маленьких детей на предмет признаков незаконной религиозности в их семьях.

Теперь «больше людей имеют доступ к религиозным знаниям», — сказала Лорета Алико, глава Государственного комитета по культам, который является посредником в отношениях между религиозными общинами и государством.

«Ислам в Албании полностью совместим с правами человека и демократией» — Бужар Спахуи, лидер суннитской мусульманской общины Албании

Комитет обеспечивает религиозные группы материальной поддержкой, такой как электричество и вода для мест отправления культа.Но попытка восстановить религиозную инфраструктуру, которая была разрушена при коммунистическом режиме, была трудным подъемом, сказала она.

Хотя в стране сейчас насчитывается около 800 мечетей — по сравнению с нулем в 1991 году, — это, например, лишь половина мечетей, существовавших в докоммунистической Албании.

Усилия осложняются нежеланием правительства принимать дальнейшее участие.

Попытки государства дистанцироваться от массовых религиозных движений сделали эти общины уязвимыми для иностранного влияния.Например, Турция была самым активным сторонником мусульманской общины Албании, заявляя о своих претензиях на то, что Албания раньше принадлежала к Османской империи.

Диянет, религиозное министерство Турции, строит большую мечеть в столице Албании. Когда она откроется в следующем году, она станет самой большой мечетью на Балканах.

Турецкие власти также реконструируют старые мечети и суфийские ложи в небольших городах и деревнях по всей Албании. В историческом городе Берат на реставрационных проектах обычно есть мемориальные доски, на которых отмечается финансовая поддержка Турецкого агентства сотрудничества и координации (TIKA).

Члены небольшой, но растущей общины салафитов в Албании, которая выступает за консервативную, возрожденческую направленность суннитского ислама и стремится вернуться к ранним традициям религии, обратились в Саудовскую Аравию, которая с 1960-х годов предлагает стипендии на Балканах.

Новая мечеть в Тиране построена на средства министерства религии Турции | Гент Шкулаку / AFP через Getty Images

Многие из наиболее видных членов движения в Албании, а также в соседних албаноязычных странах, таких как Косово и Македония, получили образование в университетах Саудовской Аравии.

У движения даже есть собственный телеканал — Peace TV, ответвление глобального салафитского медиа-канала, созданного экстремистским индийским проповедником Закиром Найком, штаб-квартира которого находится в Косово, но часто приглашает албанских проповедников в качестве гостей, в том числе Генча Плумби, выпускника Исламский университет имени аль-Имама Мухаммеда бин Сауда в Саудовской Аравии.

Суфийская община тоже полагается на внешнюю поддержку.

Бекташи Суфийские лидеры совершают регулярные поездки в священный город Кербела в Ираке по приглашению хранителей его важных шиитских (или шиитских) святынь, стремясь присоединиться к международному шиитскому сообществу.

«Шииты в Ираке очень помогают нам сегодня», — сказал Эдмон Брахимай, Баба Монди, или мировой лидер бекташи, во время паломничества на гору Томорр.

Он подразумевал, что правительство Албании — нет. «Вы видели дорогу, ведущую сюда? Паломничество происходит вопреки властям », — сказал он.

«Мы не можем избежать иностранной финансовой помощи», — сказала Алико из Комитета по культам, признав, что ресурсы государства ограничены.

* * *

Для албанских политиков возрождение религиозных верований происходит в сложное время.

Страна, которая с 2014 года находится на пути к вступлению в Европейский Союз, надеется разблокировать давно застопорившийся процесс и получить зеленый свет для начала переговоров о присоединении к блоку.

Ожидается, что

европейских лидеров обсудят вопрос о том, начинать ли переговоры с Албанией и Северной Македонией на этой неделе. Хотя Европейская комиссия заявила в мае, что обе страны добились необходимого прогресса в области демократических стандартов и верховенства закона, некоторые страны, в частности Франция и Нидерланды, обеспокоены тем, что страны Западных Балкан не сделали достаточно для искоренения коррупции, организованной преступности и бедность или считаться с ее недавней историей конфликтов.

Религия также может быть важным фактором для Албании.

Большинство его европейских соседей составляют большинство христиан. Если бы Албания присоединилась к ЕС, это была бы ее первая страна с мусульманским большинством.

Согласно переписи населения 2011 года, около 61 процента албанцев считают себя мусульманами. Католики составляют около 10 процентов, православные — 7 процентов.

Албанские мусульманки посещают утреннюю молитву во время праздника Курбан-байрам | Гент Шкулаку / AFP через Getty Images

мусульманских лидеров настаивают на том, что возрождение ислама среди албанцев не приведет к культурному столкновению с Европой.«Ислам в Албании полностью совместим с правами человека и демократией», — сказал Буджар Спахуи, лидер суннитской мусульманской общины Албании, отметив, что для большинства албанских мусульман соблюдение шариата (исламского права) означает следование светскому правительству.

Но в последние годы правительство пыталось преуменьшить размер своей мусульманской общины. Во время одного громкого разрыва со светскими традициями страны харизматичный баскетболист Албании, ставший премьер-министром, Эди Рама объявил себя католиком и демонстративно ухаживал за Папой Франциском, который посетил Албанию во время своей первой зарубежной поездки в 2014 году.

Те, кто надеется быстро присоединиться к ЕС, обеспокоены тем, что новое открытие религиозности Албанией может поставить под угрозу эти амбиции, особенно если политики страны начнут выбирать чью-то сторону.

«Когда албанских политиков спрашивают о том, что Албания может привнести в Европейский Союз, они обычно говорят« межрелигиозная терпимость », — сказал Мустафа Нано, албанский политический аналитик, который не является религиозным деятелем.

«Но причина существования этой терпимости заключалась в том, что люди не были серьезными верующими», — утверждал он.«Чем больше людей верят, тем они нетерпимы».

Критика Варагур — американская журналистка из Юго-Восточной Азии, чья книга о прозелитизме в Персидском заливе будет опубликована весной. Репортаж для этой статьи был поддержан Пулитцеровским центром кризисных сообщений.

Связанные статьи по этим темам:

.

Албания | История, география, обычаи и традиции

Албания , страна на юге Европы, расположенная в западной части Балканского полуострова на проливе Отранто, южном входе в Адриатическое море. Столица — Тирана (Tiranë).

Британская викторина

Экспедиция Европа

Кто основал Константинополь?

албанцы называют себя шкиптарэ , что часто означает «сыновья орлов», хотя это вполне может относиться к «тем, кто связан с шкиптара (т.э., албанский) язык »- и в свою страну как Шкипериа. Обычно они считают себя потомками древних иллирийцев, которые жили в Центральной Европе и мигрировали на юг, на территорию Албании в начале бронзового века, около 2000 г. до н. Э. На протяжении большей части своей сложной истории они жили в относительной изоляции и безвестности, отчасти из-за пересеченной местности их горной страны, но также из-за комплекса исторических, культурных и социальных факторов.

Албания Encyclopdia Britannica, Inc.

Благодаря своему расположению на Адриатическом и Ионическом морях, Албания долгое время служила плацдармом для различных народов и империй, стремящихся к завоеванию за границей. Во II веке до нашей эры иллирийцы были завоеваны римлянами, а с конца IV века до нашей эры находились под властью Византийской империи. После столетий нашествия вестготов, гуннов, булгар и славян, албанцы были окончательно завоеваны турками-османами в 15 веке. Османское правление отрезало Албанию от западной цивилизации более чем на четыре столетия, но в конце 19 века страна начала отдаляться от османского влияния и заново открывать для себя старые родственные связи и общие интересы с Западом.

Албания была провозглашена независимой в 1912 году, но в следующем году в результате демаркации ее границ великими державами Европы (Австро-Венгрия, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Россия) около половины ее территории и жителей были переданы соседним государствам. . Управляемая как монархия между мировыми войнами, Албания вышла из жестокости Второй мировой войны как коммунистическое государство, которое яростно защищало свой суверенитет и в котором почти все аспекты жизни находились под контролем правящей партии.Но с падением других коммунистических режимов, начавшимся в 1989 году, в Албании появились новые социальные силы и демократические политические партии. Этот сдвиг отражал сохраняющуюся ориентацию страны на Запад и соответствовал давнему признанию албанским народом западных технологий и культурных достижений — даже при сохранении собственной этнической идентичности, культурного наследия и индивидуальности.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня
.