Содержание

Антропологические источники по истории первобытного общества (примеры, вклад в науку известных антропологов).

Данные антропологии и других естественных наук. Велико также значение антропологических источников — костных остатков первобытных людей. Чем древнее эпоха, к которой относятся эти остатки, тем они фрагментарнее и тем большее искусство требуется для того, чтобы извлечь из них полноценную информацию. Часто представление о физическом типе той или иной ископаемой формы базируется на фрагментах костей скелета, неполностью сохранившихся черепах и челюстях. Только тщательное сравнительно-анатомическое исследование дает возможность реконструировать недостающие отделы и составить представление о целом по его частям. Этому помогает тщательно разработанная в антропологии система измерений скелета. Скелет человека используется не только для непосредственного изучения: по рельефу мест прикрепления мышц, например, можно составить представление о развитии мускулатуры древних людей; слепки внутренней полости черепной коробки, иначе называемые эндокранами, служат для восстановления размеров и наружного строения мозга. Последнее обстоятельство особенно важно по отношению к ранним эпохам развития человечества, когда мозг разрастался и прогрессивно перестраивался в связи с трудовой деятельностью. Черепа и эндокраны позволяют судить о способности древнейшего человека к мышлению и членораздельной речи, а следовательно, и к формированию человеческого общества. В этом же плане важны представляемые антропологией данные палеодемографии. Анализ повреждений на костных остатках дает материал для суждения о частоте конфликтов, каннибализме и т. п.; в то же время такой факт, как открытие в мустьерском слое пещеры Шанидар в Ираке скелета старика, у которого задолго до смерти была ампутирована выше локтя правая рука, может быть истолкован как свидетельство в пользу складывавшихся социальных связей.



 

Этнографические источники по истории первобытного общества (привести примеры этого типа источников, охарактеризовать степень их информативности).

Данные этнографии. Однако археологические источники в целом ряде случаев остались бы немыми и не могли бы дать ответа на многие вопросы, если бы историк первобытного общества не прибегал к сравнительно-историческому методу и не использовал бы для реконструкции прошлого наблюдения над жизнью племен и народностей, сохранивших в той или иной степени черты первобытнообщинного строя.


Одна из отраслей исторической науки — этнография, изучающая особенности культуры и быта народов земного шара, занимается исследованием этих племен и народностей, а также тех первобытных пережитков, которые сохранились в быту более развитых народов. Благодаря этнографическим источникам удалось получить более полное представление о различных ступенях общественного развития в прошлом.

Племена и народности, сохранившие в той или иной степени черты первобытнообщинного строя, и поныне живут или недавно еще жили в разных местах земного шара. Они находятся на разных ступенях и представляют различные этапы развития. Некоторые из них еще почти не знают металлов и живут в каменном веке, другие подверглись сильному влиянию классовых обществ, но все же сохранили элементы древнего уклада жизни. Можно утверждать, что основные черты хозяйства, общественного строя, материальной и духовной культуры, сравнительно недавно наблюдавшиеся у отставших в своем развитии племен, в отдаленном прошлом были свойственны всему человечеству.

Для реконструкции этого отдаленного прошлого, как уже сказано, имеет большое значение изучение пережитков, т. е. следов и остатков прошлого, сохранившихся в позднейших обществах. Такие пережитки наблюдаются особенно ярко в обрядах (свадебных, праздничных, похоронных), в одежде, украшениях, в устройстве жилища и т. п. Первобытные культы и другие проявления первобытной жизни отразились в фольклоре — в сказках, песнях, былинах, загадках, заговорах и т. д.

Особый, очень важный этнографический (и в то же время фольклористический) источник реконструкции прошлого — устные традиции аборигенов. Генеалогические и этногонические предания, являющиеся как бы устной историографией, до некоторой степени заменяют писаную историю.

Антропологический материал как исторический источник

К оглавлению книги В. П. Алексеева «Историческая антропология и этногенез»

Так как эта проблема обстоятельно рассмотрена в целом ряде работ, ограничусь отдельными моментами, важными для нашей темы. Антропологический материал при своем комплексном использовании, т. е. при наличии палеоантропологических, краниологических и соматологических данных, охватывает практически всю историю человечества и с этой точки зрения выгодно отличается от тех видов исторических источников, которые мы уже рассмотрели. Правда, чем древнее эпоха, тем количество материалов меньше, а сохранность их хуже, но в конечном итоге имеющиеся лакуны, как и в области археологии, носят временный характер и будут непременно заполнены в ходе дальнейшей работы. Разумеется, значение антропологических данных для разных эпох неодинаково, и, например, нет надобности прибегать к их помощи в тех случаях, когда тот или иной исторический процесс прекрасно документируется другими видами исторических источников. Красноречивый пример привел Г. Ф. Дебец, справедливо указав, что смешно прибегать к помощи антропологии для доказательства заселения Сибири русскими в XVII в.

Поэтому антропологические исследования простираются обычно на глубокую древность, вскрывая такие связи и общности, следы которых уже утеряны историей, этнографией и лингвистикой. Но в целом все же антропологический материал лучше, чем любой другой, помогает в установлении преемственности современного и древнего населения.

Казалось бы, высокая представительность антропологических данных и возможность охарактеризовать с их помощью население древнейших эпох истории человечества бесполезны, если принять широко распространенный и правильный тезис об отсутствии причинной связи между физическими особенностями народа, с одной стороны, и его языком и культурой — с другой, т. е. между расой и нацией. Но отсутствие причинной связи не приводит непременно к отсутствию географических совпадений, возникших в ходе истории. Возможность широкого использования антропологических материалов в качестве исторического источника обусловливается тем обстоятельством, что мозаика антропологических типов складывается в специфические комплексы у каждого народа, что она определяется конкретно-историческими условиями и отражает происхождение и этническую историю народа. Разумеется, в ней находят отражение лишь те исторические процессы, которые связаны со смешением представителей различающихся между собой физических комплексов. Но то же самое можно сказать и об элементах языка и культуры: при отсутствии различий между ними этногенетическое исследование невозможно.

Помимо проникновения в глубокую древность, антропологическое исследование имеет то преимущество перед историческим, этнографическим и лингвистическим, что четко фиксирует примесь инородных этнических элементов. Уже было отмечено, что появление новых элементов в языке и культуре совсем не обязательно свидетельствует о притоке нового населения: они могли возникнуть и вследствие культурного взаимодействия.

Но появление нового антропологического комплекса, за немногими исключениями, непременно говорит о примеси нового населения, так как комплекс этот распространяется при переселении людей либо в результате брачных контактов. В этом заключается громадное значение антропологического материала как тонкого индикатора миграций, особенно в древние эпохи, что невозможно выяснить с помощью данных других наук.

Рис. 10. Разрешающая способность разных видов исторических источников

Рис. 10. Разрешающая способность разных видов исторических источников

Велико оно и для восстаповления демографической структуры популяций и вообще для решения проблем палеодемографии. Правда, для последних двух тысячелетий с небольшим немалую роль играет та палеодемографическая информация, которую можно извлечь из анализа письменных источников, но для более древних периодов палеоантропологический материал является единственной надежной базой палеодемографических реконструкций.

С другой стороны, нельзя не отметить, что иногда антропология дает основания предполагать неизменность и преемственность населения, стабильность исторического развития, тогда как на самом деле произошла смена языка и культуры. Это происходит либо в тех случаях, когда смешивающиеся пароды, как уже указывалось, принадлежат к одному и тому же антропологическому типу, либо при переходе на другой язык и восприятии новых культурных навыков под влиянием контактов с более высокоразвитым населением, но без брачных связей с ним. Контроль со стороны смежных данных совершенно необходим и над антропологическим материалом, несмотря на его широкий хронологический диапазон и непосредственную связь и неразрывность определенных комбинаций антропологических типов с определенными этническими общностями.

Комплексность данных и их соподчинение

Необходимость комплексного подхода к проблемам этногенеза в свете сказанного настолько очевидна, что соблюдение этого требования можно объявить первым условием успеха в их решении. Второе условие — трезвый учет того, что реально можно ожидать от каждого вида исторических источников. На прилагаемой схеме показано их наиболее разумное, с точки зрения автора, соподчинение (рис. 10).

К оглавлению книги В. П. Алексеева «Историческая антропология и этногенез»

В этот день:

Нет событий

Свежие записи

Введение в историю — Исторические источники

1. Что такое исторический источник.

 

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

 

Исторические источники —  все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др.

 

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

 

 

2. Виды исторических источников

 

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

Дадим краткую характеристику этим источникам.

 

 

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

 

Вещественные источники

К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука археология, поэтому вещественные источники иногда называют археологическими. Вещественные источники дают основной массив информации о событиях произошедших до появления письменности, дополняют письменные источники. Однако не могут позволить полностью описать историческое событие.

 

 

 

 

 

Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.

 

Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

 

 

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и  реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.

 

 

 

Устные источники

К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях. Так прообразом героя русских былин Добрыни был дядя князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, вполне возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) – так же реальное лицо. Требуют кропотливого анализа, выделения возможных фактов.

 

 

 

Этнографические источники

Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время. Например: изучая жизнь и обычаи некоторых племен Центральной Африки, островов Тихого океана, бушменов Австралии ученые могут сделать предположения о том, как люди жили в период первобытного строя.

 

 

 

Источники нового времени

Это фотографии, аудиозаписи, кинохроника, видео, телевизионные передачи. Появились они в середине 19 -20 веке. Особенностью этого вида источников является непосредственная фиксация какого-либо события, подлинные лица исторических личностей. Так на приведенном внизу видеоотрывке из кинохроники 1917 года мы видим генерала Корнилова и сопровождающих его офицеров.

 

 

 

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.

 

Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

 

Художественно-изобразительные источники

Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др. Однако уровень достоверности этих источников не слишком высок — часто изображения сделаны намного позднее, чем произошедшее событие, жившая историческая личность.

 

И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

 

Чтобы узнать о том, как работать с художественно-изобразительными источниками на уроках прочитайте памятку, нажав на значок «Книжка».

 

3. Всем ли источникам можно верить.

 

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.

 

Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

 

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.

 

 

Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

 

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.

 

Римский Папа Стефан II (слева).  При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (справа) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.

 

Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.

 

Запомните

  • Нельзя изучить историю по художественным и мультипликационным фильмам, и уж тем более комиксам.
  • Нужно критически относиться к описаниям исторических событий в литературных произведениях, картинах художников, даже если автор — современник события.
  • Не всегда исторические реконструкции могут быть правильными.
  • Не всему, что написано в газетах, популярных журналах можно верить.
  • Для того чтобы верно составить представление об историческом факте историк не может довольствоваться ОДНИМ источником.

 

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.

     

Антропологические материалы как этногенетический источник

К оглавлению книги В. В. Седова «Славяне в древности»

В комплексе наук, исследующих этногенетическую проблематику, важное место принадлежит антропологии. Ее материалы охватывают все периоды истории человечества и дают надежные основания для выяснения истоков и эволюции физического облика различных этнических групп начиная с самой глубокой древности. Правда, причинные связи между антропологическим строением той или иной группы населения и ее языком и культурой отсутствуют; тем не менее антропология, характеризуя физический облик древних племен и народностей, несомненно вносит определенный вклад и в решение вопросов их происхождения и этногенетической эволюции. У всякой племенной или этнической группы в конкретно-исторических условиях мозаика антропологических особенностей обычно оформляется в специфические комплексы. При стабилизации исторической ситуации очень часто намечается непосредственная связь определенной комбинации антропологических типов с определенными этническими общностями. Наиболее четко связь антропологического типа с этническими границами проявляется в группах с относительно малой численностью. Случаев совпадения этнических территорий с антропологическими становится все больше и больше по мере проникновения в глубокую древность.

[adsense]

Антропологические материалы — надежный индикатор миграций населения и метисации различных этноллеменных гpyпп. Появление нового антропологического комплекса в среде той или иной группы местных племен — неопровержимый показатель примеси пришлого населения. Появление новых антропологических черт — всегда приток нового населения Анализу миграционных процессов и роли их в различные периоды истории человечества посвящена интересная статья В.П. Алексеева и Ю.В. Бромлея, в которой рассматриваются этнические последствия завоеваний, ассимиляционных явлений, субстратных и суперстратных воздействий .

Велико значение антропологии и в реконструкции демографических особенностей популяций, что весьма существенно для более глубокого познания этнографических процессов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что антропологические материалы могут бытъ использованы для широких этногенетических построений и выводов только в комплексе с данными других наук. Взаимодействие наук здесь обязательно. Так, известны случаи, когда антропология свидетельствует неизменность и преемственность населения, а в действительности в этом регионе произошла смена языка и культуры. Здесь имели место или метисация двух этнических трупп, принадлежащих к одному и тому же антропологическому типу, или восприятие нового языка и культурных навыков под воздействием более высокоразвитого или господствующего населения — антропологические данные зафиксировать эти процессы не в состоянии.

Переходя к рассмотрению антропологических материалов в связи с проблемой славянского этногенеза, можно сразу отметить полное отсутствие таковых для изучения ранней истории славян. Во всех тех регионах Европы, где находилась возможная прародина славян (Среднее Поднепровье и Волынь, Висло-Одерское междуречье, Прикарпатский или Дунайский регионы), и проживали славяне вплоть до их широкого расселения в начале средневековья, господствовал обряд кремации умерших. Следовательно, краниологические материалы славян эпохи бронзы и раннего железного века полностью отсутствуют.

Наиболее ранние славянские палеоантропологические материалы принадлежат уже к тому времени, когда славяне расселились на обширных пространствах Средней, Восточной и Южной Европы и пережили симбиозы с разноэтничным автохтонным населением. Самыми ранними являются краниологические коллекции VII—VIII вв. из славяно-аварских и славяно-болгарских могильников среднего Подунавья и восточной части Балканского полуострова, отражающие значительную метисацию населения. Основная же масса славянских палеоантропологических материалов датируется уже X—XIII вв.

Первое сводное исследование по палеоантропологии средневековых славян было написано И. Швидецкой . Исследовательница отмечает, что славяне в эпоху средневековья и, нужно полагать, в более раннее время были гетерогенны. Однако материалы IX—ХII вв. дают основания пока в теоретическом плане вести поиски специфически сходных черт, которые можно отнести к древнейшему славянству, занимавшему сравнительно небольшой ареал .

Польский антрополог В. Кочка писал о биогенетическом континуитете славян на основной части территории Польши . Однако это не является основанием для локализации древнейших славян в этом регионе. Согласно В. В. Бунаку, ключевую роль в этногенезе восточных славян и в процессе славянизации древнего населения Русской равнины играл «днепровско-карпатский» антропологический тип, локализуемый в землях Западной Украины, верхней Вислы и Трансильвании .

В.П. Алексеев, анализируя восточнославянские средневековые антропологические материалы, отмечал, что если исключить субстратные особенности (в реальности субстратного воздействия сомнений не должно быть), то выступает комбинация антропологических признаков, близкая той, которая свойственна средневековым славянским могильникам Польши и Чехословакии. «Такое сходство с западными славянами, — заключал исследователь, — можно трактовать как свидетельство в пользу западного и юго-западного проникновения основного антропологического типа в составе восточнославянских народов Украины, Белоруссии и Русской равнины. К сожалению, этапы его формирования на западе и юго-западе из-за отсутствия достаточно полных палеоантропологических материалов I тыс. н.э. пока неясны .

В статье Т.И. Алексеевой н В.П. Алексеева высказано предположение о том, что предки германцев, западных и восточных славян в глубокой древности имели общую антропологическую основу. Еще в бронзовом веке она дифференцировалась на две группы — западную, которую составили будущие германцы, и восточную или балто- славянскую .

Глубокое расовое смешение славянства констатируют современные польские антропологи . В антропологическом строении фиксируются палеоевропеоидные, средиземноморские, северноевропейские и лапоноидные компоненты.

Первостепенное значение для антропологического изучения славян в настоящее время имеют оперативное введение в научный оборот новых материалов и их осмысление по отдельным более или менее крупным регионам.

Восточнославянские краниологические материалы X—XIX вв. получили характеристику в середиие XX в. в работах Г.Ф. Дебеца и Т.А. Трофимовой, а в последующие десятилетия изучались и публиковались многими исследователями — российскими, украинскими и белорусскими. Обобщающая монография по палеоантропологии восточных славян написана Т.И. Алексеевой . Этой исследовательнице принадлежит также небольшой обзор по средневековой краниологии славян в целом . Результатом изысканий Т.И Алексеевой стало заключение о краниологической дифференциации ранних славян на североевропейцев (относительно широколицый долихокраиный антропологический тип) и южноевропейцев (широколицый мезокранный антропологический тип). Славянская прародина в этой связи должна помещаться в области контакта этих антропологических типов — между Вислой, Дунаем, Западной Двиной и Днестром, что в общих чертах соответствует территории древних славян, какой она представлялась Л. Нидерле.

По западнославянскому региону большая работа проведена чешским антропологом М. Стлоукалом. Им введен в научный оборот ряд антропологических материалов из раскопок кладбищ великоморавского региона и славяно-аварских могильников Подунавья. Большое место в его изысканиях уделено палеодемографическим и палеопатологическим аспектам. Этому же исследователю принадлежит и небольшая обобщающая статья по этногенезу западных славян по данным антропологии .

Средневековые антропологические материалы южнославянского региона нашли отражение в обобщающих работах болгарского исследователя П. Боева и югославского антрополога Ж. Микича .

Изучение материалов по краниологии средневековых славян дает основание для следующих наблюдений.

[adsense]

1. В разных регионах обширного славянского мира средневековой поры славянское население имело довольно различное антропологическое строение, что с исторической точки зрения вполне объяснимо. В процессе своего расселения славяне встретились и смешались с весьма различным по своему физическому облику населением. Следовательно, средневековые антропологические материалы не характеризуют первоначальный облик славян. Они отражают физическое строение славянского населения, сформировавшегося в результате взаимодействия с балтами и фиино-уграми, с дако-фракийцамн и скифо-сарматами, с готами и остатками романского населения.

2. Краниологические материалы средневековых славян являются важным источником в изучении этнических формирований эпохи средневековья, их исторической эволюции, взаимоотношений с аборигенами и соседями и т.п. Они проливают свет на демографию разных регионов славянства, дают возможность понять экологическую ситуацию, изучить палеопатологию и др.

3. Однако эти материалы не дают возможности проникнуть вглубь веков и охарактеризовать антропологическое строение праславян на ранних этапах их истории. Данные средневековой краниологии не дают каких-либо оснований полагать, что в предшествующее время имело место антропологическое единство славян. Весьма значительный размах изменчивости ряда краниометрических признаков противоречит тезису о прежнем единстве физического облика ранних славян. Польский антрополог А. Верцинский весьма скептически воспринимает этногенетические построения антропологов. Он отмечает, что разные авторы интерпретируют одни и те же антропологические материалы по-разному и эти интерпретации в настоящее время имеют ограниченное значение .

4. Поскольку краниологические материалы I тыс. до н.э. и I тыс. н.э., как уже говорилось, в коренных землях славянства отсутствуют, некоторые антропологи ведут поиски истоков антропологического строения славян среди серий черепов эпохи неолита и бронзы. Представляется, что сопоставление результатов анализов антропологических материалов, разорванных более чем двухтысячелетиям периодом, носит весьма гипотетический характер и ни в коем случае не может быть использовано для каких-либо этногенетических построений.

В древней Европе, как надежно свидетельствует археология, было множество крупных и небольших миграций, которые в той или иной мере вели к изменениям антропологического облика населения. Так, характеризуя древнюю ситуацию на территории Чехии, М. Стлоукал отмечает, что в эпоху неолита насельники этого региона характеризуются лептодолихокранностью. Распространение лендьелской культуры принесло брахикранные элементы, в результате миграции племен культуры шнуровой керамики стал господствовать ярко выраженный долихокранный антропологический тип, а последующая инвазия населения культуры колоколовидных кубков принесла сюда брахикранию. К этому следует добавить кельтскую экспансию на средний Дунай, а затем здесь пребывали германцы. Раннесредневековое славянское население этого региона в той или иной степени включило в себя комбинацию всех этих антропологических типов. Подобная ситуация имела место и в других местностях Европы за исключением, может быть, ее северо-восточной части.

5. В настоящее время антропологии посильно решение только отдельных вопросов раннего славянского этногенеза. К таковым, в частности, принадлежит тема взаимоотношения славянского населения со скифо-сарматскими обитателями Северного Причерноморья и, вероятно, некоторые другие частные проблемы. В дальнейшем при развитии генной антропологии, а также по мере более широкого привлечения материалов по группам крови, серологических анализов и дерматоглифики роль этой науки в изучении ранних этапов этногенеза славян, видимо, будет возрастать.

К оглавлению книги В. В. Седова «Славяне в древности»

В этот день:

Нет событий

Свежие записи

История развития антропологии и антропологических исследований — Студопедия

Как официальная ака­демическая дисциплина со своими специфическими методами исследования антропология выделилась в конце XIX — начале XX в. Однако интерес к проблеме возникновения человека, его физическому типу, расовым различиям прослеживается с глубокой древности.

Первые представления о человеке и его возникновении и развитии появились еще до нашей эры в трудах натурфилософов. В древнейших книгах различных народов отражен интерес к проблеме происхождения человека. В них дается стихийно-материалистическое объяснение процессов расообразования и да­же есть указание о прародине человека. Согласно этим представлениям, в горных районах местности, лежащей между Индостаном и Юго-Восточной Азией, появились крупные обезьяны, потомки которых в поисках пищи спустились на равнины и заселили леса и от­крытые местности по берегам рек. Те из них, кто ушел на восток, стали предками желтокожих племен (монголоиды по современной классификации). От тех, кто отправился на юг, произошли чер­нокожие народы (негроиды), от переселившихся на северо-за­пад — светлокожие (европеоиды). Обезьяны, оставшиеся в горах, в людей не превратились. С этими представлениями, возможно, связано религиозное почитание обезьян некоторыми африканскими народами.

В период форми­рования рабовладельческих государств потребности практической жизни стимулировали рост научных знаний. Совершенст­вование искусства бальзамирования трупов людей и священных животных в Древнем Египте стало источником сведений из об­ласти анатомии.



Точкой отсчета в развитии биологии и естество­знания стали работы древнегреческих ученых. От Гераклита наука получила три великие идеи: вечного движения, единства Вселенной и закономерностей протекающих в ней явлений.

Античные философы пытались понять, как произошли люди. Представители древнейшей в Греции милетской школы Анаксимандр и Анаксимен развивали материалистическое учение о «первовеществах», видоизменением которых являются все тела природы. Анаксимандр (610 — 546 гг. до н.э.) утверждал, что человек появился на Земле под воздействием солнечных лучей, в полужидком иле сначала зародились рыбообразные существа, которые, научившись поддерживать жизнь на суше, покинули воду и превратились в людей.

Демокрит (470 — 380 гг. до н.э.) и Эмпедокл (490 — 430 гг. до н.э.) высказывают идеи эволюционного превращения человека от его животных предков.


В сочинениях Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О душе» человек рассматривается как часть приро­ды, существо, имеющее сходство с различными животными по ряду признаков. Он предложил первую классификацию живот­ного мира, определив место человека в природе. Аристотель раз­делил известных ему животных на два класса: бескровных и «с кровью». Среди последних, был выделен особый ряд «высших животных — живородящих четвероногих, покрытых волосами и дышащих легкими», соответствующий современным млекопитающим. Причислив к этому ряду человека, Аристотель считал выделенные им классы не изолированными друг от друга, а соединенными плавными переходами от низко­организованных существ к более высокоорганизованным. Ставя в своей классификации человека рядом с животным, Аристотель подчеркивал и различия между ними, наиболее важным из кото­рых, по его мнению, является социальность человека. Аристоте­ля можно назвать основателем сравнительной анато­мии. Ему принадлежит идея о «лестнице существ», т.е. ряде постепенного повышения их организации.

Из древнеримских мыслителей следует упомянуть Мар­ка Варрона, который в сочинении «О природе» высказал мысль о естественном происхождении человека.

Поэт-натурфилософ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе ве­щей» развил материалистические идеи о происхождении мира и человека, нарисовал картину эволюции культуры от первобыт­ной дикости до современной ему цивилизации.

Анатомирование животных и человека, изучение их болезней содействовали росту знаний о человеке. Один из величайших врачей древности — Гиппократ (460—356 гг. до н.э.) — изучал влияние климата на организм; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех соках орга­низма, преобладание каждого из них соответствует определенному темпераменту: крови — для сангвиника, желтой желчи — для холерика, черной желчи — для меланхолика, слизи — для флегматика.

Во II в. н.э. древнеримский ученый, анатом и врач Гален на основании вскрытия трупов животных, в том числе обезьян, изложил в анатоми­ческих трактатах принципиально новые для своего времени мысли. Он указал на взаимосвязь между строе­нием органа и его функцией, между биологическими особенно­стями и образом жизни животных. Его работами завершились научные достижения античного мира.

В эпоху Средневековья анатомические исследования были запрещены церковью. Единственной идеологией стала ре­лигия. Библейская легенда о сотворении мира и человека проч­но укоренилась в сознании людей, а в науке она трансформиро­валась в концепцию креационизма.

Тем не менее, путешествия давали новые материалы для знакомства с народами Восточной Европы и Азии. Так, путешествие Марко Поло расширило знакомство европейцев с восточными народами. Афанасий Никитин в XV в. совершил продолжи­тельное путешествие по странам Индии и Востока. Ему принадлежит одно из самых ранних описаний стадной жизни обезьян во главе с вожаком.

Со времени великих географических открытий — в 1492 г. Христо­фор Колумб предпринял первое путешествие к берегам Америки, в 1497 г. Васко да Гама отыскал морской путь из Европы в Индию, в 1519 г. Магел­лан совершил кругосветное путешествие — появились новые сведения об аборигенах, их облике и образе жизни. Так, Колумб описал местное население Америки — индейцев, а также широконосых обезьян, со­ставляющих 1/3 отряда приматов.

Накапливаются знания и о человекообразных обезьянах.

Эпоха Возрождения характеризуется крупными дос­тижениями во всех науках. Значительный вклад в естествозна­ние, в частности медицину, внес Леонардо да Винчи. Он первый произвел с натуры зарисовки мускулатуры и костей человека, описал сосуды и внутренние органы плода на стадии внутриут­робного развития.

Везалий вошел в историю науки как реформатор анатомии. Он дал глубокое описание опорно-двигательного аппарата и других систем человеческого организма. Большой вклад он внес в изучение черепа, указал на вариации черепов у народов Европы, обратил внимание на патологии и де­формации черепа.

В 1600 г. появились первые исследования А. Шпейгеля по кра­ниологии. В этот период изучается анатомия высших и низших обезьян.

Французский путешественник Ф. Бернье в 1684 г. опублико­вал первую классификацию человеческих рас. Он выделил четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды и лапоноиды. В последующие годы интерес к проблеме рас и физического об­лика настолько возрос, что в 1799 г. в Париже было организовано Общество по наблюдению за человеком, которое ставило своей целью изучение расовых особенностей человека при помощи описательных методов. Была разработана инструкция с рекомендациями, на что обращать внимание при описании населе­ния разных стран. Все это способствовало оформлению науки о человеке.

В 1735 г. шведский натуралист Карл Линней написал книгу «Сис­тема природы» и в разработанной там классификации животного мира поместил человека в один отряд с полуобезьянами, обезьянами, лету­чими мышами. Он назвал отряд «приматы» — первые, князья жи­вотного мира. Человека он выделил в один род и описал все четыре расы.

В 1775 г. в Лейпциге был опубликован труд натуралиста Афанасия Каверзнева «О перерождении животных», в котором высказывается мысль о родстве обезьяны с человеком.

Значительный вклад в развитие антропологических знаний внес Жорж Бюффон. В «Естественной истории» (1749—1788) он описал различия в физическом типе человека, детерминиро­ванные, по его мнению, климатом и условиями быта. Склады­валось материалистическое понимание биологического разно­образия, формировался эволюционный принцип в изучении жи­вотных и человека.

Ж. Ламарк в работе «Философия зоологии» (1809) высказал идею о происхождении одних видов животных от других и обос­новал принцип историзма в биологии.

В 1868 г. немецкий ученый Эрнст Геккель сформулировал «биогенетический закон», согласно которому индивидуальное развитие человека (онтогенез) повторяет этапы исторического развития живых организмов на Земле (филогенез). Из биогене­тического закона вытекало, что по зародышевому развитию (эм­бриогенез) организма можно восстановить историю его вида. Например, в возрасте нескольких недель зародыши челове­ка и других млекопитающих обнаруживают черты сходства с рыбами: по бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды, кровеносная система сходна с таковой у рыб, похожа форма тела, есть хвост.

От древних амфибий человек унаследовал часть мигательной перепонки в виде полулунной складки, или слезного мясца, во внутреннем углу глаза. У 6-недельного зародыша человека формируются зачатки нескольких пар молочных желез, на лице и по всему телу пер­вичный волосяной покров (лануго). Сущность биогенетического закона в дальнейшем подтвер­дилась.

В формирование эволюционных взглядов большой вклад внесли геология и палеонтология. Остатки различных видов рас­тений и животных свидетельствуют о постепенном приспособлении их строения к менявшейся среде или о вымирании.

Стройная эволюционная теория впервые была сформулиро­вана Чарльзом Дарвином в книге «Происхождение видов путем ес­тественного отбора» (1859). На большом фактическом материа­ле он доказал, что все существующие растения и животные произошли от более простых организмов путем постепенных из­менений, накапливавшихся в последующих поколениях. Основной движущей силой эволюции является естественный отбор — выживание наиболее приспособленных особей. Материалом для естественного отбора служит изменчивость организмов, а на­следственность закрепляет в потомстве полезные приспособительные свойства.

Эволюционные взгляды Ч. Дарвина поддерживал и развивал английский ученый Т. Гексли, который на основании данных сравнительной анатомии и эмбриологии в книге «О положении человека в природе» (1863) показал, что антропоморфные обезья­ны по многим признакам ближе к человеку, чем к низшим обезьянам. Э. Геккель установил существование в далеком эволюционном прошлом человека промежуточного звена, которому дал название «питекантроп» — обезьяночеловек.

В работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871) на основании синтеза данных сравнительной анатомии, эмбриоло­гии, психологии и других естественных наук Ч. Дарвин доказал, что человек — существо, наделенное разумом и речью, — про­изошел в результате длительной эволюции живых существ на Земле.

Важные для утверждения эволюционного учения факты были получены русскими учеными — К.М. Бэром, ИМ. Сечено­вым, К.М. Рулье, Н.А. Северцовым и др. К.М. Бэр разработал принципы сравнительной эмбриологии. Он впервые проследил развитие зародыша на всех стадиях, обосновал учение о заро­дышевых листках и распространил его на всех позвоночных животных.

В работе И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866) уточнены выводы немецких ученых И. Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, М. Ферворна о процессах возбуждения и торможения в нервной деятельности животных, тем самым заложены основы материалистического понимания психической деятельности.

Однако механизм эволюционного процесса был раскрыт лишь во второй половине XX в. благодаря достижениям генети­ки, установившей основу наследственности и закономерности ее изменчивости.

Параллельно с формированием эволюционной теории разра­батывались методы изучения расовых особенностей людей и ра­совых классификаций. Закладывались основы расоведения.

В середине XVIII в. датский анатом П. Кампер разработал краниометрическую методику. Он ввел понятие индексов, т.е. соотношения размеров.

В 1775 г. немецкий анатом И.Ф. Блуменбах в книге «Естест­венные варианты человеческого рода» попытался классифициро­вать расы человека на основании описательных характеристик. В 1842 г. появляется работа шведского анатома А. Ретциуса о форме головы у населения Северной Европы. На основании измерений он разделил людей на: брахикефалов (короткоголовые) и долихокефалов (длинноголовые), с прямым вертикальным профилем лица (ортогнатные) и с выступающим челюстным отделом (прогнатные). А. Ретциус показал, что расо­вые различия можно выразить данными точных измерений.

Более совершенная краниометрическая методика француз­ского исследователя П. Брока изложена в его «Антропологических инструкциях» (1864).

Немецкий ученый Р. Вихров предложил свою методику и программу исследований. Однако использование исследова­телями разных схем и методик затрудняло сопоставление ре­зультатов измерений.

Для выработки единых принципов измерений по инициативе К.М. Бэра, разрабатывавшего методику антропологических ис­следований в России, в 1861 г. в Гёттингене был созван съезд ан­тропологов. Унификация краниометрической методики была за­креплена Франкфуртским соглашением (1882), утвердившим единую горизонтальную плоскость для ряда линейных и угловых измерений.

Уточнение методик и накопление фактических данных пре­допределило объединение антропологических сил в научных об­ществах и учреждениях.

В XIX в. ан­тропология формируется как наука. В этот период появляются первые антропологические общества. Поль Брок — один из основателей академической антропологии, создатель первого антропологического общества в Париже в 1862 г. В 1863 г. создается Лон­донское антропологическое общество, которое занимается вопросами происхождения человеческих рас, их классификаци­ей. Возникают аналогичные общества и в других странах Европы. Разрабатываются разнообразные шкалы цвета глаз, волос, формы волос, губ, балль­ные системы их оценок. Брок разработал методику измерений человеческого тела и составил таблицы вариаций признаков.

Направления антропологии на сайте Игоря Гаршина. Антропологические дисциплины









Направления антропологии на сайте Игоря Гаршина. Антропологические дисциплины












Антропология (от греч. anthropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека
[в советском узком смысле].


В   советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении,
физической организации и эволюции человека и человеческих рас.



В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях:
социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент.


С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия,
она является подразделом социологии.


С точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов:
1) антропобиология,
2) социальная и культурная антропология,
3) доисторическая археология,
4) этнолингвистика
[последние 2 иногда включают в социальную антропологию, трактуемую шире].



Разделы страницы о направлениях антропологии и составе антропологических дисциплин:

  • Физическая антропология [антропобиология]
  • Культурная антропология [социоантропология]

  • Единство антропологии
  • Области приложения антропологии
  • Источники

Физическая антропология [антропобиология]


Физическая антропология изучает процессы и этапы становления человека как вида,
а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты.
Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики;
вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик),
а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой.


Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности.
Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов.


Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела.
Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням,
особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.




Культурная антропология [социоантропология]


Культурная антропология
занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.
Упрощенно говоря, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком.
Из-за структурного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию и из-за различия в их методах
ко всей сфере культурной антропологии обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей.


Обычно выделяют три дисциплины культурной антропологии:
1) доисторическую археологию,
2) этнолингвистику
и 3) собственно культурную антропологию (или социальную антропологию).



Доисторическая археология


Доисторическая археология изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека,
объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов.
С помощью достижений физики, химии и биологии эта дисциплина позволяет датировать ископаемые остатки
и определять предназначение артефактов, помогая воссоздать образ жизни предков.



Этнолингвистика


Ключом к культуре является ее понимание как системы символов.
Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения.
При осмыслении роли общения в культуре лингвисты исследуют также историю,
для чего они классифицируют языки мира,
стремясь выявить между ними связи, которые бы говорили о доисторических отношениях между народами.



Структурная и символическая антропология


Главной причиной отказа от психологизма в этнологии, было увлечение структурализмом, основателем которого являлся Клод Леви-Стросс.
По мнению Леви-Стросса цель работы этнолога “заключается в том, чтобы обнаружить за осознаваемыми и всеми различаемыми образами,
посредством которых люди понимают историческое становление, инвентарь бессознательных, всегда ограниченных по числу возможностей…”


Главной задачей Леви-Стросса было показать, что все многообразные явления нашего мира есть модификации некоей исходной единой модели,
ее раскрытие, и поэтому все они могут быть строгим образом систематезированы и классифицированы,
между ними могут быть установлены связи и соответствия, показывающие их положение и друг по отношению к другу, и по отношению к первомодели.
Путь, которым, согласно Леви-Строссу, должна пройти наука таков: прежде всего необходимо составить максимально полный перечень
отдельных частных фактов, затем установить взаимосвязи между ними, выявить их взаимоотношения и сгруппировать их;
после этого все факты следует синтезировать в единое целое, составить систему элементов, соответствующих друг другу,
создавая тем самым единый тотальный объект исследования.


Структурная антропология в понимании Клода Леви-Стросса во многом противоположна этнопсихологии концептуально и методологически.
С концептуальной точки зрения историческая этнология придерживается взгляда на каждую этническую культуру,
как на уникальную целостность, которая не может подлежать глобальной универсальной классификации. в своём исследовании
С точки зрения методологической, этнопсихология оспаривает утверждение структурализма, что этнолог, в отличии от историка,
должен все более абстрагироваться от “исторических случайностей” и искать за реальными объектами проявления первомодели.

Практически по тем же пунктам проходит противоречие символической антропологии структурализму.
Развитие же теории значений, предпринятое символической антропологией является важным вкладом в этнологию.
Проблема понимания членами этнической культуры значений и связей между явлениями в мире, в котором они живут,
является одной из важнейших проблем этнопсихологии.
Развитие в рамках символической антропологии интерпретационного метода так же является существенным вкладом в этнологию.



Социальная антропология


Третий обычно выделяемый подраздел культурной антропологии имеет одноименное с ней название.

Однако в разных странах (например, в Великобритании) культурная антропология известна как социальная антропология,
под которой понимают семейную, политическую и социальную организацию человеческого бытия.

В США большинство антропологов считает, что изучение социальных институтов является лишь частью предмета,
куда входят и другие элементы — такие как техника, интеллектуальная организация системы ценностей и пр.


Среди российских антропологов нет единства по этому вопросу.
Значительная их часть них приняла американский подход, объединяя ее дисциплины как социо-культурную антропологию.



Этнография и этнология


Хотя культурная антропология в описываемом здесь смысле включает множество специализаций, 2 из них особо важны.
Поскольку существует разнобой в терминах, приведем самые распространенные — этнография и этнология.


Этнография занимается изучением конкретных культур.
Обычно ее предметом служит существующая культура, но возможны и этнографические работы
по Древней Греции
или Древнему Риму.
В некотором смысле археология является этнографией прошлого.


Этнология — это сравнительная научная дисциплина, которая занимается общим изучением культуры.



Другие области социальной антропологии


Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существуют и другие научные области.
Ряд антропологов специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются
отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них.
Много антропологов включается в программы социальных технологий.
Общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология.


Возможно выделение и других уровней специализации.
Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения
между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени.
Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени —
такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами.


Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией,
другие посвящают себя изучению материальных артефактов,
третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями,
искусством, мифологией, религией или иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества.




Единство антропологии


Является ли антропология единой наукой?
Из вышесказанного видно, насколько разнообразны интересы, собранные вместе под общим наименованием.
И это перечисление далеко не полное.
Но есть антропологи, считающие свою область исследований вполне ограниченной.


Считается, что британские антропологи, например, склонны к размежеванию с физическими антропологами
и часто проявляют мало интереса к работе лингвистов и археологов.

В США, напротив, понимают взаимозависимость между различными областями знания,
и антропологи выдвигают гипотезы и ведут исследования, сочетающие большое разнообразие методов.


В советский период отечественные антропологи преимущественно понимали под термином антропология
его физическую составляющую (антропогенез, морфология человека
и этническая антропология – расоведение).
В постсоветский период распространилась расширительная трактовка этой области знания.


В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин.
К антропологии могут отнести археологию,
этнологию,
этнографию, фольклор,
лингвистику и т.д.

По мере усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин расширяется.
Например, стали выделять медицинскую антропологию (психологию
и генетику человека), экологию человека и т.д.




Области приложения антропологии


Все большее число антропологов участвует в прикладных проектах.
Будучи сферой сбора и синтеза технических данных, антропология представляет собой источник специальной информации,
необходимой для других областей знания.
Так, например, антропологами была подготовлена информация по параметрам человеческого тела,
позволившая производителям одежды лучше оценить размеры и пропорции головных уборов и других элементов одежды.

Антропологи нередко выступают в роли советников в программах оказания иностранной помощи развивающимся странам,
способствуя облегчению деструктивных социальных последствий, которыми могут,
например, сопровождаться массированные технологические преобразования.



Сферы приложения физической антропологии


Изучив особенности человеческой моторики, антропологи содействовали реконструированию производственного оборудования и механизмов,
чтобы обеспечить заводским рабочим более высокую эффективность, удобство и безопасность труда.
Один из антропологов участвовал в разработке сидений для железнодорожных вагонов,
более точно соответствовавших конфигурации человеческого тела.
Важную помощь оказали антропологи в разработке программ космических полетов
с человеком на борту.
Например, они участвовали в разработке экипировки (одежда, кислородные маски) для космонавтов.


Во многих случаях знания антропологов применялись в области медицины.
Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей,
с их питанием, системами земледелия и другими факторами.


Физическая антропология также находит применение в области юриспруденции.
Сравнительно часто она связана с проблемами идентификации: иногда антропологов приглашают для идентификации людей по скелетным останкам.



Сферы приложения культурной антропологии


Эти сферы чрезвычайно разнообразны. Детальное знание конкретных культур, которым должны обладать профессиональные антропологи,
делает их особенно полезными в сфере образования.

Фирмы с зарубежными интересами широко прибегают к услугам антропологов для обучения своего персонала, командируемого за рубеж.
ООН привлекает антропологов в программы экономического развития для сбора данных по культуре и демографической статистике,
а в некоторых случаях и для координации целых программ.
Здесь полезными антропологов делают их знания как конкретных культур, так и общечеловеческих социальных процессов.


Подробная информация о коренных народах, особенно африканских и азиатских,
представляла огромный интерес для бывших колониальных держав, заинтересованных в эффективном управлении их территориями.
В период, предшествовавший распаду ее империи, Великобритания, например, нанимала большое количество антропологов.
Однако такая ассоциированность антропологов с колониальной администрацией оставила свой след
в виде подозрительного отношения к этой науке в некоторых бывших колониальных странах.


Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах.
Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах
в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.




Источники

  • Зарождение символической антропологии и интерпретационного подхода






























Ключевые слова для поиска сведений по антропологическим дисциплинам:



На русском языке: направления антропологии, антропологические дисциплины, предмет гуманитарной науки о человеке, антропобиология, социоантропология;





На английском языке: anthropologic studies, human sciences.






Антропология — это… Что такое Антропология?

Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — «наука») — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[1][2][3]. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология[4].

История термина

Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в богословии (теологии), религиозной философии до сих пор. Так, в педагогике существует антропологический подход к воспитанию. Позднее антропологическое знание дифференцировалось и усложнилось.

В России под антропологией до недавнего времени понимали преимущественно физическую антропологию, но, начиная с 1990-х годов, в вузах России начали появляться кафедры социальной, культурной, политической и философской антропологии.

Направления

Традиционно выделяют несколько в разной степени обособленных друг от друга и взаимосвязанных дисциплин.

  • Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
    • Религиозная антропология — философское учение о сущности человека, развиваемое в русле теологии и рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений. Самоопределение предмета антропологии в богословии — раскрытие учения церкви о человеке.
  • Физическая антропология, включающая палеоантропологию и прикладную дисциплину судебная антропология, рассматривает человека в качестве биологического вида в контексте его эволюции и в сравнении с его ближайшими родственниками — современными и ископаемыми человекообразными приматами.
  • Социальная и культурная антропология — дисциплина, достаточно близкая этнологии, занимается сравнительным изучением человеческих обществ. В контексте проблемного поля и методологии социально-культурной антропологии также выделяются в качестве специфических дисциплин лингвистическая, когнитивная, политическая, экономическая, историческая антропология и антропология права.
  • Визуальная антропология — занимается изучением человека на основе фото-видеоматериалов с помощью таких выразительных средств, как: кинематограф, фотоискусство, телевидение, и других[5].

См. также

Примечания

Литература

Философская антропология

Физическая антропология

  • Петри Э. Ю. Антропология. Основы антропологии. Т. 1. — С.-Пб.: Картогр. заведение А. Ильина, 1890.
  • Петри Э. Ю. Антропология. Соматическая антропология. Т. 2. — С.-Пб.: Картогр. заведение А. Ильина, 1895.
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М.: Изд-во Московского университета, 1955. 502 с.
  • Дерягина М. А. Эволюционная антропология: Биологические и культурные аспекты. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное. М.: Изд-во УРАО, 2003. 208 с.
  • Ископаемые гоминиды и происхождение человека. Труды ин-та Этнографии им. Н. И. Миклухо-Маклая. Нов. сер. Т. 82. М.: «Наука». 1966. 555 с.
  • Джохансон Д., Иди М. Люси: Истоки рода человеческого. М., 1984.

Социальная и культурная антропология

Учебники
  • Токарев С. А. История зарубежной этнографии: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1978. 352 с.
  • Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.
Классики антропологии
  • Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.
  • Леви-Стросс К. Структурная антропология // Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М., 2001. — 512 с.
  • Лич Э. Культура и Коммуникация: Логика взаимосвязи символов
  • Максимов А. Н. Теория родового быта // Максимов А. Н. Избранные труды. М., 1997.
  • Малиновский Б. К. Научная теория культуры. М., 1999.
  • Мёрдок Дж. П. Социальная структура. М.: О. Г. И., 2003. 606 с.
  • Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1994.
  • Ольдерогге Д. А. Малайская система родства, 1951
  • Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении. Антропологические исследования. Сыктывкар-Киров, «Вятка». 1995.
  • Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001.
  • Тэйлор Э. Б. Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации
  • Ли, Ричард Боршей
Критические и обзорные работы
  • Брескин, Владимир. Метод Триады как инструмент изучения антропологии языка и искусства ИФ РАН Эпистемология & философия науки 2, т.16, 2008, с. 119—132
  • Коротаев А. В. Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм 3 (2003): 19-74 (статья включает в себя краткий очерк истории западной культурной антропологии).
  • Бейтсон Грегори «Экология разума» М.: Смысл, 2000
  • Бейтсон Грегори Шаги в направлении экологии разума: Избранные статьи по АНТРОПОЛОГИИ. Пер. с англ. Изд.3, 2010 — подходы к решению поставленной автором широкомасштабной задачи по ревизии и модификации фундаментальных основ гуманитарного знания в свете современных положений кибернетики, теории информации и теории систем, а также созданию новой синтетической науки о живом, которую он назвал «экология разума»
  • Воеводин А. П. Эстетическая антропология (Текст) : Монография/МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э. А. Дидоренко, Восточноукр. нац. ун-т им. В. Даля. — Луганск: РИО ЛГУВД им. Э. А. Дидоренко, 2010. — 368 с.

ISBN 978-966-2905-79-3

Ссылки

Ссылки на источники в области антропологии

По материалам Американской антропологической ассоциации

Это краткое руководство по цитированию часто используемых источников в антропологических статьях. За
дополнительные сведения см. на веб-сайте Американской антропологической ассоциации (AAA).
для руководства по стилю AAA.

Отличный способ научиться цитировать источники в антропологической статье — это посмотреть
в статье в American Anthropologist, главном журнале Американской антропологической
Ассоциация.Журнал доступен в печатном виде в Библиотеке Скрибнера. Вы также можете получить доступ к полнотекстовым статьям из журнала через JSTOR (см.
список исследовательских баз данных), а также просматривать библиотечные коллекции, связанные с антропологией.

Три основных правила:

  • Вы должны процитировать все ссылки, которые вы использовали при подготовке своей статьи (каждую книгу, книгу
    глава, статья, веб-сайт, видео и т. д.).

  • Каждая ссылка, упомянутая в тексте, должна появиться в списке цитируемых источников.

  • Список цитируемой литературы включает только те ссылки, которые цитируются в тексте.

Цитирование ссылок в тексте:

Ссылки помещаются в основной текст.Цитата заключена в скобки,
с фамилией автора, годом публикации и процитированными страницами.

Пример: (Ли 1993: 17-18).

  • Используйте двоеточие между годом и номером (ами) страницы.

  • Не используйте запятую или другие знаки препинания между автором и годом.

  • Знаки препинания ставятся после цитаты и вне скобок.

  • Ссылка на конкретную страницу обязательна для прямой цитаты или при ссылке на перефразированный текст.
    утверждение, которое встречается только в очень конкретном месте цитируемого текста. Страница может
    опускаться, если ссылка на общую тему всего произведения.

Если ссылка относится к более чем одной работе, перечислите работы в алфавитном порядке.
по имени автора и разделяйте элементы точкой с запятой, если они не несколько
работы индивидуального автора; в последнем случае несколько произведений одного автора
разделены запятыми. Например,

(Kottak 1999; Lee 1993), но (García 1982a, 1982b; Lee 1993).

Работы двух авторов цитируются с использованием фамилий, например, (Strunk and White 1943).
Но работы с тремя или более авторами цитируются, например, как (Smythe et al. 1992). В
Имена соавторов приведены полностью в списке цитируемых источников. Цитированные ссылки
должны быть расположены в алфавитном порядке по фамилии автора. Несколько предметов одного и того же автора
перечислены в хронологическом порядке.Несколько элементов одного автора, имеющих одну и ту же публикацию
Дата расположены в алфавитном порядке по первому слову их заголовков и отмечены знаком (а),
(б) и др. Планировка следующая:

Список использованной литературы:

Начать список цитируемой литературы на отдельной странице после последней страницы текста.
Продолжайте нумерацию страниц. Перечислите все ссылки в алфавитном порядке.

В верхнем левом поле страницы напишите цитируемые источники жирным шрифтом и того же размера.
шрифт как ваш текст. Включите полную информацию для всех научных ссылок
вы использовали для подготовки статьи, включая учебники, фильмы и любые другие материалы
ты использовал.

Ниже приведены ссылки на конкретные рекомендации и примеры наиболее распространенных ссылок.
студенты используют для своих работ (все файлы в формате PDF)

Печатные источники

Электронные источники

.

Антропологические теории Руководство, подготовленное студентами для студентов — Антропология

Руководства по антропологическим теориям и подходам, представленные здесь, были подготовлены аспирантами-антропологами (и другими) аспирантами Университета Алабамы под руководством доктора Майкла Д. Мерфи. Этот сайт был задуман как введение в некоторые из основных подходов, которые культурные антропологи применяли с середины 19 века до конца 20 века. Его первоначальная цель заключалась в том, чтобы помочь аспирантам-антропологам UA улучшить свои результаты на комплексных экзаменах на степень магистра, напрямую вовлекая их в составление учебных материалов, направленных на выработку базовой компетенции в некоторых общих контурах антропологических теоретических подходов с момента создания дисциплины.

Первые записи начали размещаться в Интернете в 1996 году (за пять лет до появления Википедии), хотя для завершения серии из шестнадцати модулей потребовалось несколько лет. В течение последующих лет эти модули периодически обновлялись сменой студентов на последипломном семинаре по истории теории в культурной антропологии; последние обновления были размещены в 2012 году.

Нет планов добавлять к этим модулям и крупных обновлений не ожидается. В определенном смысле это унаследованный сайт, который очень далек от завершенности и обречен оставаться таковым.Особенно не хватает в нем освещения последних теоретических достижений в культурной антропологии. Тем не менее, отзывы студентов (и других людей) со всего мира показывают, что некоторые, по крайней мере, продолжают считать этот сайт полезным ресурсом для получения начальных знаний в области разработки антропологических теорий, по крайней мере, до 1990-х годов, когда начался проект.

Хотя сейчас в Интернете существует множество сайтов, имеющих отношение к антропологической теории (особенно в Википедии, проекте, основанном Джимми Уэльсом, другим бывшим аспирантом Университета Алабамы), одним из достоинств этого сайта является то, что каждый модуль использует та же основная тематическая схема (хотя и с несколькими упущениями), что делает сравнение различных подходов более прозрачным.

Общая тематическая схема

Обсуждение каждой антропологической теории или подхода организовано в общий набор тем:

  • Основные предпосылки: краткое описание общих целей и методов рассматриваемой теории.
  • Точки реакции: рассмотрение элементов предыдущих антропологических (или других) подходов, чьи воспринимаемые недостатки вдохновили на новые теоретические или методологические альтернативы.
  • Ведущие фигуры: Идентификация важных ученых, внесших вклад в рассматриваемый подход.
  • Ключевые работы: список основных работ теоретической школы.
  • Основные концепции: краткое изложение некоторых основных концепций, разработанных и используемых практиками этого подхода.
  • Методологии: Рассмотрение методов и приемов, используемых антропологами, исследующими эту теорию.
  • Достижения: очень краткое перечисление некоторых важных достижений этой школы мысли.
  • Критика: Обсуждение некоторых существенных недостатков этого подхода, выявленных как его практиками, так и его критиками.
  • Источники и библиография: частичный список работ, которые могут способствовать лучшему пониманию рассматриваемой теории или школы.
  • Соответствующие веб-ссылки : несколько предлагаемых веб-ссылок для дополнительного изучения.

Выберите теорию

Все теорииСоциальный эволюционизмДиффузионизм и аккультурацияИсторизмФункционализмКультура и личностьКросс-культурный анализМанчестерская школаЭкологическая антропологияМарксистская антропологияАмериканский материализмКультурный материализмКогнитивная антропологияФеминистская антропологияСтруктурализмСимволическая и интерпретативная антропология

.

Что такое антропология? | Живая наука

Антропология — это изучение людей, первых гоминидов и приматов, таких как шимпанзе.

Антропологи изучают человеческий язык, культуру, общества, биологические и материальные останки, биологию и поведение приматов и даже наши собственные покупательские привычки. Это обширная дисциплина, которая постоянно включает новые технологии и идеи. По мере развития технологий, позволяющих обнаруживать и изучать экзопланеты более подробно, антропология может в конечном итоге расшириться, включив изучение нечеловеческих цивилизаций.

«Исторически антропологи в Соединенных Штатах обучались в одной из четырех областей: социокультурная антропология, биологическая / физическая антропология, археология и лингвистика», — пишет Американская антропологическая ассоциация на своем веб-сайте. «Антропологи часто интегрируют точки зрения нескольких из этих областей в свои исследования, преподавание и профессиональную жизнь».

Для антрополога «все доступно для осмотра, включая самые обычные, приземленные предметы и события, такие как гамбургер McDonald’s, пара синих джинсов, мобильный телефон, день рождения или канун Нового года и так далее», — пишет Кэрол Делани, почетный профессор Стэнфордского университета, в своей книге «Экспериментальное введение в антропологию» (Wiley-Blackwell, 2011).«Каждый из них открывает окно в гораздо больший набор убеждений, властных отношений и ценностей», — пишет она.

Размышляя об обычных вещах из нашей культуры, мы можем помочь понять вещи других. «Например, что вы думаете о сообществе, которое отмечает дни смерти, а не дни рождения? Как этот факт может иметь отношение к другим аспектам этого общества? Какие еще вопросы вам нужно задать, чтобы начать понимать не только эту практику, но и культуру, в которой она встречается? »

Социокультурная антропология

«Социокультурные антропологи исследуют социальные модели и практики в разных культурах, уделяя особое внимание тому, как люди живут в определенных местах и ​​как они организуются, управляют и создают смысл», — пишет Американская антропологическая ассоциация.

Это обширная дисциплина, изучающая человеческое поведение во всем его разнообразии, от сообществ охотников-собирателей до привычек посетителей торговых центров.

Например, Ричард Ли, почетный профессор Университета Торонто, известен своими исследованиями людей! Кунг, которые живут в нескольких странах на юге Африки (! Означает звук). ! Кунг — одно из небольшого числа современных обществ, которые живут как охотники-собиратели, открывая окно в то, как жили древние охотники-собиратели.

С другой стороны медали — это растущая область деловой антропологии, где антропологи изучают поведение потребителей, в том числе то, как люди действуют в торговых центрах. Это то, что может помочь компаниям производить и продавать продукты, удовлетворяющие их потребности и желания.

«Бизнес-антропологи повлияли на исследования рынка, указав, что для достижения успеха маркетологи должны понимать людей — что они делают и как живут», — пишет Ширли Федорак из Университета Саскачевана в своей книге «Вопросы антропологии» ( Университет Торонто Press, 2013).

Археология

Археология — это изучение человечества с помощью материалов — вещей, которые мы оставляем позади. Это может быть в далеком прошлом, например пирамиды в Гизе, или совсем недавно, например, предложение руки и сердца в 21 веке, сделанное возле закрытой карантинной станции.

Многие археологи не называют себя антропологами, и связь археологии с антропологией является предметом споров. Археологи исследуют общества прошлого, используя некоторые методы и теории, с которыми работают социокультурные антропологи.Кроме того, физические антропологи в тесном сотрудничестве с археологами исследуют человеческие останки.

Физическая антропология

Физические или биологические антропологи изучают останки людей и гоминидов, используя различные методы для изучения человеческих болезней, диеты, генетики и образа жизни.

Некоторые, например Джейн Гудолл, специализируются на изучении приматов, таких как шимпанзе. Изучая этих существ, которые тесно связаны с нами, мы можем многое узнать о себе и о том, как мы появились.

Другой важной подотраслью является судебная антропология, которая, как правило, фокусируется на помощи властям в раскрытии преступлений и идентификации человеческих останков, обнаруженных на местах преступлений и бедствий.

В статье 2008 года, опубликованной в журнале Chico Statements, рассказывается история Бена Фигуры, который «работал в грязных водах Нового Орлеана после урагана Катрина и в Таиланде после цунами 2005 года, унесшего жизни около 230 000 человек». Он также возглавлял «небольшую группу экспертов из Управления Главного судмедэкспертиза Нью-Йорка, работающую над тем, чтобы дать имена тысячам человеческих останков, все еще обнаруживаемых в Ground Zero».Большинство останков на этом этапе представляют собой костные фрагменты, некоторые очень маленькие ».

Это трудная область для работы. «Работа на месте исторической трагедии и в таком тесном контакте с ее жертвами, а также с оставшимися в живых — Фигура часто звонит членам семьи, когда его команда обнаруживает останки — может быть эмоционально мучительной. »- отмечается в статье.

Лингвистическая антропология

В некотором смысле лингвистическая антропология может быть самой сложной отраслью антропологии для определения.

Американская антропологическая ассоциация заявляет, что это «сравнительное исследование того, как язык отражает и влияет на социальную жизнь.Он исследует множество способов, которыми языковые практики определяют модели общения, формулируют категории социальной идентичности и членства в группах, организуют широкомасштабные культурные верования и идеологии и, в сочетании с другими формами смыслообразования, снабжают людей общими культурными представлениями. своего природного и социального мира ».

Лингвистические антропологи анализируют языки, как вербальные, так и невербальные, по всему миру. Они занимаются изучением президентских дебатов в США, чтобы определить, как кандидаты используют невербальные жесты рук для общения с избирателями.Их также можно найти при анализе книг и фильмов, которые читают подростки (например, сериал «Сумерки»), чтобы определить, как они влияют на сознание подростка.

Изучая использование языка, эти антропологи могут определить, какие культуры ценят.

«Обиходный язык североамериканцев, например, включает ряд жаргонных слов, таких как тесто, доллар, пыль, добыча, деньги, баксы, сдача и хлеб, чтобы обозначить, что коренные жители Папуа-Новой Гвинеи признают только как деньги », — пишет Уильям Хэвиленд, почетный профессор Университета Вермонта, в своей книге« Антропология »(Harcourt College Publishers, 2000).

«Такие явления помогают идентифицировать вещи, которые считаются особенно важными для культуры».

Как стать антропологом?

Антропологи обычно имеют степень магистра или доктора. Есть много университетов в Соединенных Штатах, Канаде и Европе, которые преподают эту дисциплину. Часто те, кто изучает антропологию, специализируются в определенной области. Для получения степени часто требуется работа на местах.

Где работают антропологи?

Антропологи работают на самых разных работодателей.К ним относятся музеи, полицейские управления, маркетинговые компании, фирмы по управлению культурными ресурсами, государственные учреждения и исследовательские институты.

Сколько зарабатывают антропологи?

Трудно назвать диапазон заработной платы антропологов. Младший антрополог, выполняющий полевые исследования по контракту, может зарабатывать небольшую сумму денег, возможно, не намного больше минимальной заработной платы. С другой стороны, штатный профессор в большом университете может зарабатывать более 100 000 долларов, в то время как те, кто занимает руководящие должности в крупных частных компаниях, могут зарабатывать значительно больше.

Как возникла антропология?

В некотором смысле антропология сама по себе является древней дисциплиной. Писатели древнего мира часто анализировали культуры разных народов, пытаясь понять их обычаи.

Например, в 43 году нашей эры писатель Помпоний Мела исследовал религиозные верования друидов галлов и отметил, как они подготовили их к многочисленным войнам, которые они вели. «И все же у них есть и собственное красноречие, и свои собственные учителя мудрости, друиды.Эти люди утверждают, что знают размер и форму Земли и Вселенной, движения неба и звезд, а также то, что намереваются боги… », — писал он. «Одна из заповедей, которой они учат — очевидно, чтобы сделать их лучше для войны — [стала] общеизвестной, а именно, что их души вечны и есть вторая жизнь для мертвых». (Перевод Э.Ф. Ромера)

По мере того, как Просвещение и научная революция породили новые технологии и идеи, антропология как дисциплина росла. Например, теория эволюции Чарльза Дарвина проложила путь к более глубокому пониманию скелетных останков гоминидов, что позволило по-новому понять, как появились люди.

— Оуэн Джарус

.