Содержание

«Нам надо вернуться к своим духовным истокам»

Интервью с Архимандритом Владимиром (Наумовым), настоятелем храма в честь Архистратига Божия Михаила села Высокое Самарской области.

У монаха Варнавы (Санина), современного церковного поэта и писателя, есть такие строки: «…того не зная, может, сам, что, на колени опускаясь, я поднимаюсь к Небесам!» В село Высокое Пестравского района Самарской области к Архимандриту Владимиру (Наумову) Господь привел меня на Крестопоклонной неделе. Вот так, преклоняя колена, я оказалась у знаменитого высокинского батюшки Владимира, единственного в нашей Митрополии сельского приходского батюшки столь высокого монашеского сана — Архимандрита! Опять — высокого! В 2013 году Архимандрит Владимир стал лауреатом областной общественной акции «Народное признание» в номинации «Во имя человека», его проповедь на вручении награды запомнилась многим.

Монах, священник, настоятель, крестьянин

Отец Владимир привел мне в интервью слова Владыки Мануила (Лемешевского) о селе Высоком: «Высокое, Высокое, ничего высокого в нем нет!» И все же не хочется в этом соглашаться с Митрополитом Мануилом, который, говоря так, явно смирял своего собрата по монашескому служению. Храм Архистратига Божия Михаила редкостный, он освящен в 1854 году, в праздник Михаила Архангела состоялось первое Богослужение. В то время Правящим Архиереем был Епископ Евсевий (Орлинский), он объявил, что храм будет называться Михаило-Архангельским, а выступивший затем земский начальник сказал, что отныне деревня Нечаевка будет называться селом Высоким. Храм величествен и прекрасен, голубые деревянные стены будто вырастают из небес и с небом смыкаются, колокольня уходит высоко (опять — высоко!) вверх, и батюшка Владимир любит сам порой звонить, созывая в дом Божий. А уж откуда только не идут и не едут! И батюшка принимает всех. Кто предварительно звонит, испрашивая благословение на приезд. А кто и так приезжает. Как сказала матушка Сергия, подвизающаяся при этом же храме, рядом с отцом Владимиром, «он не живет своей жизнью, он живет всеми». Мне же было сказано: «Батюшка благословил на среду». И именно к среде все и сложилось. И машина нашлась, и попутчики. Когда возникали трения и предложения о переносе неблизкой поездки в Высокое на другой день, я говорила волшебное: «Но батюшка благословил на среду», — и все устроилось, слава Богу.

Впервые я увидела отца Владимира при печальных обстоятельствах. В этом году в день Крещения Господня мы приехали в село Высокое на отпевание его духовного чада Андрея Коновалова. Отец Владимир в свое время крестил самого Андрея и его старшего брата. К нему ездили за духовными советами их мать и отец. Пришлось Архимандриту Владимиру отпевать и отца Андрея, Владимира, и его старшего брата Дмитрия, и самого Андрея. Сын Андрея, трехлетний Вовочка, — крестник отца Владимира. Вдова Наташа постоянно ездит к нему напитываться особой высокинской благодатью. А мама Валентина Николаевна Коновалова приехала к своему духовному отцу вместе со мной из Самары. В духовных чадах батюшки — а с некоторыми из них я знакома — сохраняется живая вера и верность Церкви при любых обстоятельствах жизни. Таким был и Андрей Коновалов, кратковременная болезнь и христианская кончина которого многих подняла на молитву…

В последние годы своей жизни прихожанином храма в селе Высоком был и замечательный Православный поэт, журналист, режиссер, друг газеты «Благовест» Владимир Осипов. В своем рассказе «Храм в селе Высокое» он написал так: «Как же я сам могу определить Архимандрита Владимира? И всплыло единое и емкое — монах. С монахами я общался немало, но в одном видел в первую очередь Архиерея, в другом — наместника монастыря и крепкого хозяина, в третьем — ученого мужа, а отец Владимир — монах, а потом — священник, настоятель, русский крестьянин и жизнерадостный человек…»

И это, безусловно, так. Монахи вот уже почти две тысячи лет наряду с основным своим делом — молитвой — почитают рукоделие. Отцы-пустынники в египетской Фиваиде плели корзины из пальмовых ветвей. Русские монахи Фиваиды Северной тоже плели, но из бересты, и другими промыслами занимались. А Архимандрит Владимир ну таким радостным рукоделием занят! Во-первых, он сам катает восковые свечи, они у него необыкновенные, золотисто-светлые и пахнут медом, горят легко, не обжигая рук и не капая, лишь тихо расплавляясь, радуя теплом и светом. Вот сейчас пишу, и надо мной на полочке с иконами горит его свеча и по всей комнате разливается гречишный аромат лета! А еще отец Владимир делает сам оклады к иконам из золотой фольги — иконостас в его келье сияет, и невиданные райские цветы распустились на нем, делая молитву легко-радостной. Отца Владимира этому ремеслу научил ныне покойный иконописец и позолотчик Виктор Константинович Крутилин, что помогал восстанавливать храм…

Архимандрит Владимир в своем кабинете.

Храм в селе Высокое

— Храм у нас большой, две тысячи человек вместить может. Храм старый, намоленный, но разрушен был очень сильно, крестов даже не было. Очень много было грязи, много помета голубиного. Когда я приехал, храм стоял закрытый, но службы велись с 1946 года, хотя священники менялись постоянно и не очень, признаться, радели, чтобы восстановить приход. Но потихоньку, с Божьей помощью, начали восстанавливать. Виктор Константинович Крутилин тот же был у нас, — ныне он покойный, Царствие ему Небесное! — множество храмов восстановил. Стали восстанавливать иконостас, позолоту, пришел художник Василий Чепрасов, сделал нам орнаменты, потихоньку ризницу обновили. В настоящее время у нас три придела, на всех трех приделах антиминсы. Центральный придел у нас во имя Архангела Михаила, северный — Иоанна Предтечи и южный, зимний, — Николая Чудотворца…

Такой храм создали наши предки! Они не стыдились быть Православными. Всей своей жизнью доказывали, что вера Православная составляет сущность их жизни. Потому и должны мы, сегодняшние, вернуться к своим истокам, к нашей вере.

— В этом спасение для России, батюшка?

— Россию может спасти только Православие, должно ее спасти! Вечный наш путь от состояния зверя к Богу! Что было с нашим храмом! Что было с сотнями храмов нашей страны!

В Куйбышевской епархии при Владыке Иоанне (Снычеве), когда в 1973 году он рукоположил меня в священники, было всего восемнадцать церквей, а в ульяновской — восемь! Вот когда один какой-то человек совершает плохой поступок, то говорят, что бес попутал. Так сколько же надо было наслать на Россию бесов, чтобы чистейший на земле народ превратил свои святыни в тюрьмы, колонии, психбольницы или совсем их разрушил? Я учился в школе, когда Православие еще крепкое было, но пришли хрущевские гонения. Я комсомольцем никогда не был, но общественником в школе был, стихи приходилось со сцены читать. Меня в вере воспитывали и в любви к русской культуре, русской литературе и музыке. Все у нас в семье и названы были по святцам. Окончил я десятилетку и отслужил в армии, в Петродворце служил полгода и затем в Твери (тогда Калинин).

Когда демобилизовался из армии, то поработал на почте некоторое время, а потом познакомился с Митрополитом Иоанном (Снычевым).

Митрополит Иоанн

— Как произошло ваше знакомство с Митрополитом Иоанном?

— В 1967 году я приехал в Самару. Митрополит Мануил был еще живой, он умер в 1968 году. Но в 1965 году состоялась Епископская хиротония будущего Митрополита Иоанна. И в то время в церковной двадцатке кафедрального Покровского собора был мой дядя, Виктор Наумов. И когда я приехал — я был еще мальчиком, мне было пятнадцать лет, — то говорят, что в Петропавловской церкви будет служить молодой Владыка. Я говорю: а как же Владыка Мануил? Мне отвечают, что Владыка Мануил уже не служит, он старенький и немощный. И вот первая служба Владыки Иоанна была на Петров день в 1967 году. Я тогда впервые увидел Владыку Иоанна, тогда он был Епископ. Разве я мог подумать, что через шесть лет стану священником? И потом, уже после армии, была новая встреча с Митрополитом Иоанном. Он был человеком необыкновенно сильной веры. Столь же глубокой веры был его духовный отец — Митрополит Мануил (Лемешевский), только он был дворянин, а Владыка Иоанн — из простых…

Он благосклонно принял меня, очень хорошо. И в 1973 году с будущим нашим Митрополитом Самарским и Сызранским Сергием мы поступали в Московскую Духовную семинарию. Время было тяжелое — осмеяние веры, гонения очень сильные. Церквей было тогда мало… А мы приехали в семинарию поступать! Будущий Владыка Сергий приехал из Рязани, я — из Ульяновска. Будущий наш Владыка Сергий сразу поступил и стал учиться. А у меня сложилось иначе. Уже осенью того же года, на Покров Божией Матери, Владыка Иоанн рукоположил меня во священники — не стал ждать, пока я семинарию закончу. Я диаконом был всего один вечер, 13 октября стал диаконом, а уже на следующий день — священником. Мне был двадцать один год.

Михаило-Архангельский храм в селе Высокое.

— То есть вас без духовного образования рукоположили?

— Да. И 16 октября у меня на руках был указ — в село Высокое Пестравского района Куйбышевской области. Так что я здесь уже больше сорока лет. Я рано стал священником и рано стал монахом. Постригая меня, Владыка Иоанн оставил мое имя — Владимир. Сказал: «Сам я Ваня всю жизнь, и в миру был, и в монашестве, и ты Владимиром останешься. Мы с тобой родились, наверное, монахами!» И я так рад, что мне осталось мое имя!

Вот я сейчас Архимандрит. А давно-о-о такой случай был — приехал я в Оренбург к схиархимандриту Серафиму (Томину), тогда еще игумену, и он меня встречает так радостно и говорит: «Володя, я тебе мантию приготовил, вот!» А мантия-то архимандричья… «Ой, да как же, какой же я архимандрит! Ну неужели я архимандритом буду?!» — «Будешь, будешь, надевай. Походи по избе». Ну, надел… Хвост-то какой длинный, полы у мантии какие! А батюшка Серафим мне раз! — ногой и наступил на этот хвост. «Батюшка, а это еще зачем?» — «А вот затем, чтоб когда архимандритом стал, не гордился!» На всю жизнь запомнил!

А сейчас сам в монахи постригаю. Вот и Владыка Софроний, Епископ Кинельский и Безенчукский, мой постриженик, я его постригал здесь, в высокинском храме. Двадцать лет назад это было, и ему двадцать лет всего было тогда. Я сейчас духовник Кинельской епархии и в церковном суде Кинельской епархии, вот как ответственно. А меня постригал Владыка Иоанн. Я написал ему… нет, не акафист, он же не канонизирован, а «словесный венок от благодарных духовных чад святителю нашему», так я это назвал. В этом славословии я так к нему обращаюсь: «Ты бо исповедниче и печальниче Земли Российския и молитвенниче Отечества нашего. Како в древнюю годину искушений и соблазнов Всемилостивый Господь воздвигал смиренных защитников Русския Земли, тако и ныне, како во времена древняя, воздвиг тя Господь защитника и поборника за Правду Божию».

— Владыка Иоанн к вам сюда часто приезжал?

— Да, он часто бывал у нас в Высоком, любил ловить рыбу. Любил ловить в Иргизе раков. Приезжал запросто, с ночевкой. Мы ему поставили памятный знак около нашего храма, Орел — Символ Евангелиста Иоанна, у Владыки день Ангела был 9 октября, на Иоанна Богослова. Спал Владыка вот здесь, за стенкой, на моей кровати железной.

«Грех извратил природу человеческую…»

— Да, духовенства было мало в те времена… Отец Николай Фомичев был духовником кафедрального Покровского собора, отец Димитрий — настоятель собора, протодиакон Анатолий. Хорошие были священнослужители, все они уже отошли в мир иной. Отец Стефан Акашев был очень хороший батюшка, я хоронил его… два раза! Он умер 11 мая в 1975 году в селе Заплавном Борского района. А потом в 1992 году сатанисты украли из могилы его череп…

— Надо же такое совершить… Батюшка, а не больше ли зла стало в мире?

— Да нет, наверное, не больше… А вот невежества больше стало. До революции грамотных было меньше, а сейчас народ грамотный вроде бы, но невежества больше. Вот у великого Пушкина была Арина Родионовна, и всему русскому народу сейчас такой Арины Родионовны не хватает. Мы не знаем обрядов, мы не знаем традиций.

— Да просто сказок русских не знаем! Что сейчас читают дети? Сплошную гаррипоттерщину!

— Да. Вот писатель Валентин Распутин скончался. Он был настоящим Православным человеком, мы потеряли такого защитника Православной культуры! У него есть хорошие слова: «Уберите из мировой цивилизации русскую музыку — мир оглохнет, русскую литературу — мир онемеет, русскую живопись — мир ослепнет!»

— «Плохие люди — это те, у кого не получилось стать хорошими», — прочитала как-то в книге. Так ли это, батюшка?

— Так, наверное, и есть. То ли Промысл Божий, то ли время, причины, обстоятельства, но люди сами ставят себя в такое греховное положение… Почему Каин убил Авеля? Впал в грех зависти! И вот эта братоубийственная война продолжается до настоящего времени. Вот это злое начало, плохое начало от падшего ангела Денницы и влечет всех худших людей. И люди другого направления, к Богу устремленные, — они всегда существовали. Господь зла не создавал, это люди сами сделали себя такими. В одном известном рассказе есть очень хороший сюжет про два портрета. В нем один итальянский художник написал с прекрасного ребенка очаровательную головку Ангела. Прошли годы. И ему понадобилось рядом с этой головкой написать ее антипод, он пошел по тюрьмам, по притонам и нашел ужасную образину, с которой и написал портрет. Насколько первый образ был милый, настолько второй отталкивал. И каково же было его удивление, когда это оказался один и тот же человек. И он спрашивает: «Господи, кто сделал это?!» И ответ был — именно такой, с большой буквы! — Грех. Грех извратил природу человеческую. А созданы были Адам и Ева совершенными в добре, но вот именно преслушание, именно собственная воля людей — она всегда отдаляла и продолжает отдалять людей от Бога.

То ли зависть людская, то ли чувственность наша, непонятная нам самим, но что-то темное захламляет наш разум, и человек попадает не в то русло и делает непреподобное, даже сам себе. Господи, кто извратил так естество человеческое, которое так совершенно было создано? Создано по образу и по подобию Божию! С точки зрения нашей веры, с точки зрения святоотеческой литературы — грех и только грех может развратить человека. Как известный поэтический диалог Митрополита Филарета и Александра Сергеевича Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана…» — И ответ Митрополита: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана…» Помните? Его стихи, Пушкина, все его творчество было вначале пронизано вольнодумством, которое шло из Франции и привело к попытке декабрьского переворота 1825 года… Но ведь в зрелые годы Пушкин одумался! И в 1836 году пишет «Отцы пустынники и жены непорочны…», стихотворение по той самой молитве Ефрема Сирина, с которой и преклоняем мы колена сейчас, во время Великого поста. И его кончина была христианской, он ушел примиренным с Господом.

Памятный знак Митрополиту Иоанну у храма в селе Высокое.

Вот и Сергей Есенин… Мне кажется, он принял смерть от руки какого-то убийцы, а не покончил с собой. Потому что побегал он за большевиками и понял всю тщетность революционных преобразований,  всю эту пустоту. Перед смертью он тоже осознал, что Православие — это единственная в мире истинная сила. К тридцати годам он понял, с кем он. Чистота и сила русской веры проникла до его сердца. Нет, он не мог наложить на себя руки, он был очень жизнелюбив!

По замыслу коммунистов-интернационалистов к 1942 году, к 25-летию советской власти, Церковь должна была быть полностью уничтожена. Но не так судил Господь! Пришла коричневая чума, фашизм. Такая была страшная схватка, не на жизнь, а на смерть, но Россия выстояла. Коммунисты и тогда были двух «фракций» — коммунисты-государственники и коммунисты-интернационалисты. Последние никогда не любили Россию, они не любили русскую литературу, русскую культуру, а коммунисты-государственники — они любили Русскую землю и были патриотами России. Интернационалисты были нередко из инородцев, а государственники… Они были как маршал Георгий Жуков. Его мама Устинья благословила своего сына-воина образком, и он этот образок, как говорят, так всю жизнь и носил, у него вся родня церковные были. И он на Параде Победы первый въехал на Красную площадь на белом коне, и так позавидовал ему Иосиф Сталин, что вскоре сместил его и сослал в Одесский военный округ.

— Батюшка, знаю, что вы никуда не выезжаете, даже и в паломничества не стремитесь, и говорите, что здесь, в Высоком, для вас и Иерусалим, и Дивеево. А нам что посоветуете? Нам тоже лучше сидеть на месте и спасаться, где Господь определил?

— Если поездки для ротозейства просто, для праздного любопытства, то такие поездки не нужны. Когда посещаешь храм Божий, то надо чтобы обязательно так было, как будто из чистого родника воды напился, а если ты пришел поглазеть в церковь, то тогда и в церкви-то делать нечего. Ко мне приезжает много людей. Почти все берут благословения: «Батюшка, благословите!» — «Куда вас?» — «На Афон!» А я им так и говорю: «Афонями только оттуда не приезжайте». Афон — великая святыня! Но нам важнее российское свое начало не потерять, знать свою историю, культуру, литературу, тогда поездки обязательно принесут пользу. Тогда и на Афон можно ехать по благодати. А если с пустой душой куда-то едешь, то и привезешь с собой лишь пустоту. Надо, чтобы от этих поездок была польза для души и для спасения. А для этого надо и дома хорошо помолиться.

«Есть еще время для покаяния!»

— Батюшка, расскажите об источнике рядом с храмом.

— Воздвиженский источник, освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Копали мы колодец в советское время, власть нам препоны ставила, запрещала. Помню, приехали из райкома, чуть было нашими же лопатами нас не зарубили. А копал прихожанин один, фронтовик, так он тоже лопату взял и пошел на них! Испугались, уехали. Освятили мы источник, стали молебны служить, люди стали воду домой набирать. И замечают, что исцеления пошли, особенно у тех, кто тягой к винопитию страдал. Так что вода наша целебная.

— Вашим прихожанином в последние годы жизни был поэт Владимир Осипов. Помните вы его?

— Конечно! У него стихи прекрасные, и фильмы, и повести. У него есть рассказ «Блаженная Елена», о нашей подвижнице, она умерла в прошлом году. Он писал и о высокинском храме: «Этот храм виден издалека. И не только потому, что вокруг степь, как ладонь, но и потому, что он величественен и по размеру едва ли уступит Покровскому кафедральному собору в Самаре».

— Батюшка, как вы считаете, у нас еще много времени впереди? Для покаяния есть время?

— Мне кажется, есть для покаяния время. И сегодняшние беды минуют Россию! Россия должна выстоять! Ее спасти должно Православие. Мы должны обязательно вернуться к своим историческим корням. Весь XIX век — золотой век русской культуры, русской литературы, русской живописи, русской музыки, в настоящее время мы его не ценим, но мы этот родник, о котором забыли на время, обязательно раскопаем и к нему приобщаться будем. И чистой водички обязательно попьем! Если уж монгольское иго пережили, триста лет, — и те испытания, которые сейчас у нас, тоже переживем. Ну, пусть тоже немало лет для этого понадобится, но переживем. Нужно смотреть вперед, в будущее, и всегда нужно думать не отрицательно, а положительно. Благоразумие должно спасти Россию. Благоразумие должно спасти мир.

В настоящий исторический момент человечество стоит на перепутье. Оно должно окончательно определиться в ту или другую сторону. Что же победит в нем — антикультурный зоологизм или то «сердце милующее», которое горит любовью ко всей твари, по слову святого Исаака Сирина? Чем надлежит быть Вселенной — зверинцем или храмом? Кто готов ответить на этот вопрос? Чудом Божиим уцелевшая наша Церковь хранит доныне истинную духовность. И этой духовностью, я верю, спасется мир.

Подготовила Юлия Попова.

См. также:

Мятежная обитель / Регионы России / Независимая газета

До революции на территории нынешней Удмуртской Республики, прежде входившей в Вятскую губернию, было всего два монастыря, оба — в уездном городе Сарапуле. В советские времена в одном разместился завод, в другом — колония. Когда в начале 90-х годов духовные власти региона задумались о возрождении монашества, то пришли к выводу: надо строить новые обители.


Святой источник и расположенный рядом храм на месте, где в XVI веке проповедовал, обращал язычников в христианство и совершал чудеса местный святой Трифон Вятский, — в Балезинском районе возле села Каменное Заделье — казались идеальным местом для этой цели. Дал свое благословение Патриарх всея Руси Алексий II, и строительство Покровского женского монастыря в 1993 году началось.


Вскоре здесь обрели приют 30 монахинь. Но настоятельницы не уживались и часто менялись. Может быть, оттого, что главную скрипку взял в руки игумен храма преподобного Трифона Вятского отец Владимир (Наумов), ставший духовником обители.


Нарушения религиозного устава и светских законов начались сразу. Монастырь был зарегистрирован как православная община, а не монастырская. Духовником сестер стал представитель черного духовенства, а не белого, как положено по канону.


Дальше — больше. Игумен Владимир решил объявить суверенитет и заявил, что будет добиваться для монастыря статуса ставропигиального, то есть подчиняющегося напрямую Патриарху. Оснований для этого не было. В такое положение по традиции попадают старинные монастыри, имеющие давнюю историю и расположенные в основном вокруг Москвы.


В Каменное Заделье выехал секретарь Ижевской и Удмуртской епархии архимандрит Матфей, провел в монастыре собрание, разъяснив, что все это пахнет расколом. После этого страсти вроде бы улеглись. Но это была только видимость. Введение ИНН вызвало большой резонанс среди прихожан ряда удмуртских православных приходов. Тогда впервые в истории региона верующие устроили пикет и вышли на Центральную площадь Ижевска с протестными лозунгами. Активную позицию против «антихристова числа» заняли отец Владимир из Балезинского района и иеромонах Антоний из Сретенского храма, что в деревне Большая Чепца Дебесского района. Потом они начали возбуждать паству и против переписи населения. Разослали по приходам письма, в которых обвиняли в отступлении от чистоты вероучения даже Патриарха Алексия II.


«Оба они — люди в духовном отношении малообразованные, неофиты, монашество приняли на скорую руку и впали в грех младостарчества», — считает главный специалист республики по взаимодействию с религиозными организациями Сергей Ильинский.


Между тем монастырь отошел от светских и религиозных властей. Летом 2001 года, когда приехали для переговоров представители Ижевской и Удмуртской епархий, их не пустили на порог и разговаривали через решетку. Последней каплей стало неуважительное отношение к визиту архиепископа Николая. Перед ним тоже не открыли двери.


Владыка разослал по приходам и в газеты послание, в котором объявил игумена Владимира и иеромонаха Антония «безблагодатными раскольниками», а монастырь — «безблагодатным женским общежитием». Он лишил их сана и права вести пастырское служение.


На место Владимира Наумова был назначен отец Зосима, но заступить на службу так и не смог. Интересно, что он по совету, полученному в епархии, обратился в суд, чтобы решить эту проблему. Наверное, это лучше, чем привлечение омоновцев и силовой захват монастыря, как произошло в такой же ситуации в одном из регионов России. Только вряд ли мятежный отец Владимир станет выполнять распоряжение суда, если оно окажется не в его пользу.


А между тем взбунтовавшийся монастырь живет в закрытом режиме. К чудодейственному ключу и в храм Трифона Вятского паломникам не попасть.


Ижевск

Комментарии для элемента не найдены.

храм Михаила Архангела, Архистратига Божия

История

В середине 19-го века переселенцы из Воронежской губернии облюбовали для жительства самый высокий холм на берегу речки Мокрая Овсянка. Так и назвали они свое поселение — Высокое. Но прожили здесь недолго, так как вода в реке оказалась непроточной. Вскоре губернские власти разрешили высокинцам переселиться в деревню Нечаевку, что располагалась в нескольких верстах на берегу Большого Иргиза.

К 1854 году церковь в селе была построена. В том же году, в праздник Архистратига Божия Михаила, состоялось первое богослужение. Архиепископ Самарский Евсевий (Орлинский) объявил, что храм будет называться Михаило-Архангельским. А выступивший затем земский начальник сказал, что отныне деревня Нечаевка будет называться селом Высоким.

Убранство храма было богатым: и купола, и алтари покрыты сусальным золотом, великолепная роспись, удивительная по красоте ограда. В 1897 году храм перестроили, увеличив его. Помещение, рассчитанное на две тысячи человек, не отапливалось, но даже в лютые морозы там было жарко от дыхания заполнивших его людей.

После октябрьского переворота 1917 года храм был закрыт. Власти приспособили его под зернохранилище. И лишь в 1946 году церковь открыли вновь. По всем окружным деревням и селам прихожане собирали иконы и церковную утварь. Особенно в этом преуспел староста Василий Тушин.

Сегодняшний день

После вторичного открытия храма в нем одиннадцать лет прослужил иерей Ананий Чуев. С Высоким связаны имена и таких священнослужителей, как иеромонах Никандр (Сапожников), протоиерей Стефан Акашев, протоиерей Иоанн Державин. С 1973 года настоятелем здесь является архимандрит Владимир (Наумов).

В Высокое приезжали все самарские архиереи, а в декабре 2001 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий после Божественной литургии освятил на высокинском кладбище часовню во имя преподобного Сергия Радонежского.

Возведенная в традициях строительства деревянных храмов «под камень» церковь получила внешний облик в стиле архитектуры классицизма.

Видеоприложение

В гостях у архимандрита Владимира (Наумова). Фильм о Михайло-Архангельской церкви

05.10.2012

«Во дни печальные Великого поста» — Благовест

Вот и окончилось Прощеное воскресенье. Многие по-христиански простили друг друга, а кто-то хоть попытался это сделать.
Батюшка делает земной поклон, мирясь со всеми прихожанами храма, и благословляет на чудное и строгое время. Время обновления и укрепления души. Благословляет на пост.
Попытаться стать лучше, хоть на полголовы выше самого себя, предстоит в эти долгие семь недель. Может, поэтому сложилась моя командировка в село с названием Высокое.
Здесь уже 154 года действует храм во имя Архистратига Божьего Михаила. В годы оголтелого атеизма церкви как-то удалось уцелеть. Назвать ее сельской трудно — по высоте она напоминает собор. В масштабности храма сразу видна размашистость русской души наших прадедов. Руки старых мастеров создали шедевр деревянного зодчества. На колокольне я поразилась, как плотно, без зазоров, бревнышко к бревнышку прикатаны и подлажены бревна друг к другу. Как удалось мастерам полтора века назад поднять стены на такую высоту — для меня загадка.
Пестравский район Самарской области. Лет пятнадцать назад моя подруга училась в университете и летом собирала в этих местах — не ягоды, нет. Она собирала диалекты. В селе Высоком юными филологами был обнаружен редкий тип то ли «аканья», то ли «оканья» (главное, не «яканья»!) — эти свои изыскания подруга уже точно не помнит. Но что в каждом доме хозяйки говорили им, студенткам, про удивительного сельского батюшку, она запомнила: «Вы к нам в церковь сходите, с батюшкой познакомьтесь, он у нас такой… особенный!». Но загорелые студентки записывали усердно диалекты в тетрадки и потом мчались на речку купаться. В церковь так и не зашли. Теперь жалеют.
А батюшка здесь в самом деле необыкновенный. Сразу после армии и Духовной семинарии в двадцать с небольшим прибыл в Высокое и так уже четвертый десяток здесь служит Архимандрит Владимир (Наумов). Он единственный сельский батюшка в Самарской области, который имеет столь высокий монашеский сан.
Батюшка родом из Ульяновской области, с берегов Инзы. Там в километре от его села жила блаженная Катенька Борисова. К ней Володя (в постриге имя батюшки не изменилось) приходил за советом и молитвенной помощью. Перед поступлением в семинарию обратился к Катеньке с вопросом, сможет ли стать священнослужителем, та ответила, что «попом будет», но сначала «тря гонять», что означало службу в армии. Там батюшка был радистом, и довелось служить ему в Петродворце.

«Последнюю корову для храма не жалко»

Келья у батюшки маленькая. Стол, диванчик и очень много книг. За стеной спаленка с железной кроватью. На ней много лет назад ночевал будущий Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), в ту пору Епископ, когда приезжал в Высокое к батюшке Владимиру — вместе они ловили раков в Иргизе. Тогда у Владыки была голубятня, и он говорил шутя: «Дела такие — нужен овес». Имелся в виду корм для его любимых питомцев.
В коридоре у отца Владимира отряд банок с соленьями. Помидорки, огуречки, икра кабачковая. Замечая мой взгляд, улыбается батюшка и говорит, что сельскому священнику без запасов никуда. Тут вспоминаю, как на колокольне звонарь Ваня говорил, что отец Владимир с юмором. За это Ваня его и любит.
А еще в келье возвышается иконостас — все иконы светятся, будто праздничные. С первого взгляда и не пойму, отчего иконостас как-то радостнее других, какие мне довелось видеть. Разглядела — каждая икона наряжена позолотой, да еще на сверкающих рамках распустились золотые букеты цветов, как маленькая толика нашей благодарности Спасителю, Богородице и всем святым.
— Работать с золотой фольгой меня научил ныне покойный иконописец и позолотчик Виктор Константинович Крутилин. Он много сделал для нашего храма. Писал иконы, реставрировал, покрывал позолотой образа, создавал к ним неповторимые рамки. 
В церкви есть иконы, которые принесли жители Высокого и других сел  Пестравского района. Табынская икона Божией Матери — из Чагринского женского монастыря. Но география этим не ограничивается — одна прихожанка из Чапаевска пожертвовала Крест-Голгофу. Ее спрашивали, зачем так далеко везет, но бабушка за свое — хочу, чтобы Крест был в Высоком.
Икону Богородицы «Всех скорбящих Радость» несли из соседнего села несколько богомолок. Ночь застала их в поле. Там они помолились и легли прямо на земле спать. Наутро радостные рассказывали батюшке о своем ночном путешествии и о молитве к Матери Божьей. Но бывало, что и спасать приходилось святые образа. У одной сельчанки в свинарнике (!) стояла икона Вознесения Господня, и решила она ее разрубить на дрова. Раз ударила топором, два — и в этот момент зашла богомольная соседка. Увидела этот кошмар и стала умолять не грешить и отдать святыню в храм. Так и остался от удара топором на образе след — трещина раскола. Икона висит в храме и напоминает нам, до какого варварства можно дойти, если потерять веру и любовь. Но все-таки стояла Русь всегда на таких, как крестьянин дед Василий Осипович Тушин, который продал последнюю корову и все деньги принес на строительство храма в Высоком.

«В духовных вопросах не надо быть наивными»

— Батюшка, впереди время поста. Как правильно в это время молиться, как вести себя? Что делать, если худые мысли так и не выходят из сердца?
— Человек должен готовить себя к настоящему посту. Формалистика Богу не нужна. Что толку, если вы отсчитаете нужное количество поклонов и прочтете сколько требуется канонов, если ваше сердце будет молчать? Главное — внутренняя работа. Человек в это время должен сделать самоанализ и переворотить всю свою душу. Пушкин за год до смерти написал стихотворение, где есть такие строки:
Отцы пустынники и жены непорочны…
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой…

О какой молитве говорит Александр Сергеевич? О молитве преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» — она делится при чтении на три части и совершается с великими поклонами. В конце двенадцать малых и опять великий поклон. Ну опять же, все это надо делать искренно. От формального прочтения пользы никакой не будет. Здесь должно быть покаянное чувство. С каждым словом нужно себя переиначить и с нового листа начать свою жизнь. 
— Как лучше молиться — своими словами, которые идут от сердца, или молитвами святых отцов?
— Келейно можно и своими словами. Общественная церковная молитва должна совершаться словами святых подвижников благочестия.
— В дни поста нужно чаще посещать храм?
— Не обязательно. Надо постараться в каждодневной суете отводить часы молитвенному настрою. Это надо делать ежедневно. Кушаем же мы каждый день. Вот и подпитывать душу духовной пищей стремиться надо в любой день. Но везде должна быть мера. От чрезмерного поста и чрезмерных молитв можно и сломаться. Во всем должно быть благоразумие. Если человек несет на своих плечах тяжелый физический труд, то в молитве ему надо давать послабление. Молитвенный труд должен быть и в радость, а не только в тягость.
— Сейчас стало модным держать пост на соевых продуктах. На соевом масле и соевом мясе. Можно ли так поститься?   
— Это самообман. Лукавство какое-то. И еще здесь явное гортанобесие, когда хочешь скушать что-то необыкновенное. В чем же тогда пост? На Святой Руси в дни поста питались простыми продуктами. Такими, как хлеб, мед, овощи. Естественная пища дает силы на молитву, но не тяготит человека. Хотя кто-то без соевых продуктов не может выдержать пост — такому человеку они и понадобятся.
— Как-то на остановке подошла незнакомая женщина и стала говорить на религиозные темы. Потом спросила мое имя. Я удивилась, но имя сказала. На следующий день упала в обморок.
— Нельзя так. В духовных вопросах не надо быть наивным. Сейчас так много различных людей, так или иначе творящих зло. Надо защищаться. Просфорочку скушать, святой водички попить. Сходить на исповедь и рассказать этот случай. Что ж, все мы ошибаемся.
Доверяться незнакомым людям не нужно. Вопросы духовные требуют к себе серьезного отношения. Не надо полагаться только на эмоции и впечатления.

«Всяк крестится, да не всяк молится»

— Батюшка, в последнее время часто можно услышать в храмах просьбу прихожан друг к другу о молитвенной помощи. Имеем ли мы, грешные, право молиться о других, порой малознакомых людях? Или с такой просьбой надо подходить только к священнику?
— По слову святого Апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Мера молитв у каждого человека своя. «В чужой душе не вода в ковше — не разглядишь сразу». Мы же не знаем, каков человек во время молитвы. Может, у него вера очень сильная, но не напоказ. У другого добродетель, через которую Господь услышит его молитвы. У какого-то человека смирение или скромность. Такие люди несколько поближе к Богу-то, может, их молитва и услышана будет.
Друг за друга надо молиться. И не только по просьбе: видишь, человек впал в грех — не осуди, а помолись за него. Но не формально, а от сердца. «Всяк крестится, да не всяк молится» — духовной соли стало у прихожан маловато.
Хотя у молодежи, которая пришла в церковь именно своим умом, вера естественна. Радует, что таких людей в храме появляется все больше.
— Некоторые знакомые рассказывают, что начали какое-то доброе дело, например, помогать храму, и посыпались на них беды. Кто-то помог многодетной семье и потом заболел. Как быть?
— За Богом добро никогда не пропадет. Отдавать надо от чистого сердца и не ждать благодарности. Храмы, поставленные на деньги российского предпринимателя Демидова, ломали тракторами, но здания стояли. Когда же неправедно нажитые деньги попадают на святое дело, то и бывают злоключения. «Нажитое махом — пойдет прахом».
Благородные дела, несмотря ни на что, надо спешить делать.
Важен внутренний мотив. Как-то Императрица Екатерина II сказала Митрополиту Платону, что ей тяжело стоять и молиться, ноги болят. На это Императрица получила следующий ответ: «Чем думать о больных ногах стоя, лучше думать о молитве и спасении сидя».

«От себя нигде не скроешься…»
 
— Отец Владимир, сейчас некоторые люди, чтобы оградиться от мирских страстей, уходят из мира целыми семьями, создают какие-то общины, а то и загоняют себя и детей под землю…
— Бороться со страстями мира надо на месте. Сам от себя никуда не уйдешь. Прежде всего — надо бороться со своими страстями, со своими похотями, особенно сейчас, в Великий пост. Куда бы ты ни пришел, то принесешь с собой свои недостатки, поэтому лучше сидеть уж дома, чтобы людей в соблазн не вводить. Просто надо облагородиться самому изнутри, приготовить себя внутри так, чтобы нести в мир свет и добро.
Другое дело — потребность души посещать святые места, Псково- Печерский монастырь или Троице-Сергиеву Лавру. Духовность этих мест передавалась из века в век. К такому истоку вековой святости даже необходимо приобщиться, чтобы набраться благородного, великого и святого. Вот в этих случаях поездка будет полезной как взрослым, так и детям. Сейчас детишки растут, как в парнике. Мамы их оградили от трудностей и неприятностей. Верно говорится, что бывает «у матери душа кривушка». Портят дитя чрезмерной негой, балуют, не приучают к труду. Ребенок растет, как игрушка. Император Александр III так говорил: «Мне не нужны фарфоровые дети!» — он растил детей не белоручками и вырастил святого Царя-Мученика Николая II!
Светское образование лишь приумножает знания, но душу ребенка не питает и не наполняет. Надо учить детей добродетелям и помочь им  всем сердцем понять, принять другого человека и простить.
Из своего детства помню один Крестный ход вокруг храма. Была Пасха. Православные славили Господа. И вдруг звериный рев из динамиков, их специально вынесли на улицу, чтобы заглушить церковные песнопения.  Безбожники кричали и улюлюкали, оскорбляли верующих, но кротко и смиренно было шествие христиан. Это произвело на меня сильное впечатление, я вдруг почувствовал к улюлюкающим жалость. До слез стало жалко этих людей, которые не познали Христа, не смогли найти в своем сердце истинную веру. Дети способны многое чувствовать, надо это умение в них родителям развивать.
…А я себя рядом с отцом Владимиром на время ощутила ребенком, может, от его мудрых слов, а может, от доброты, с какой он обращался ко мне, называя Олюшкой. 

Батюшка любит катать свечи. У него они необыкновенные. Пахнут медом. Я не тонкий знаток пчелиного золота, но нежный запах таил в себе нектар липовых цветов. Темные свечи пахли гречихой. Для меня это было открытием. Свечи из настоящего воска несут с собой нежный аромат лета. Они горят совсем по-другому — не капают и не обжигают пальцы слезками воска. Поверьте, настоящий пчелиный воск растапливается от жара огня и выходит в пламя, но не вредит руке. Он просто сгорает, даря тепло и свет.
Может, в этом простой ответ, как жить в дни Великого поста, да и не только поста. Жить и не мешать никому, даже ни одной каплей не потревожить покой. Просто тихо-тихо гореть в пламени добра.  

Храм в селе Высоком испытывает материальные затруднения, в срочном ремонте нуждается крыша. Прямо в церкви, возле икон, стоят тазики, куда с прохудившейся крыши стекает вода. Приход просит оказать помощь храму.

Банковские реквизиты:
Приходский совет Михаило-Архангельской церкви
ФАК СБ РФ в Большеглушицком ОСБ № 4249
Р/с № 40703810354320100039
Поволжский банк Сбербанка РФ г. Самара
БИК 043601607
К/с № 30101810200000000607
ИНН 6378001900
КПП 637801001

Почтовый адрес: 446177 Самарская область, Пестравский район, с. Высокое, храм Архистратига Божия Михаила, настоятелю Архимандриту Владимиру (Наумову Владимиру Ивановичу).

На снимках: Архимандрит Владимир у иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; отец Владимир в храме села Высокое.

Ольга Круглова
13.03.2008

Храм в селе Высоком — Благовест

Этот храм виден издалека. И не только потому, что вокруг степь, как ладонь, но и потому, что он величественен и по размеру не уступает Покровскому кафедральному собору в Самаре. А еще потому, что расположен на возвышенности, откуда и название села — Высокое. Храм во имя Архистратига Божьего Михаила.

С этим храмом у меня связаны особые переживания. И не только потому, что это наиболее часто посещаемый мною из сельских храмов. Здесь однажды во время долгой ночной Крещенской службы я от усталости уснул на придвинутой к стене скамеечке. Я спал, но одновременно слышал всю службу, точнее — даже в ней участвовал. А еще: я спал и видел нечто… Что-то подобное со мной случалось лишь раз — в Самарском Иверском женском монастыре.

Этот храм — один из немногих в нашей области, уцелевший в поруху 30-х годов и в хрущевскую оттепель. Здесь служил в свое время духовидец протоиерей Иоанн Державин. Сюда приезжал ловить раков в Иргизе Митрополит Иоанн (Снычев). А теперь уже четвертый десяток лет служит здесь совершенно удивительный пастырь — Архимандрит Владимир (Наумов).

…В районном центре Пестравка на центральной площади развернута фотовыставка С.В. Небритова, посвященная 150-летию высокинского храма. На стендах — более тридцати снимков: зима, лето, храм, сельский дворик, часовня… И везде — настоятель Михаило-Архангельского храма Архимандрит Владимир — с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием, с прихожанами, с послушниками, среди многочисленной паствы…

Сергей Небритов, художник, директор муниципального музея «Детская картинная галерея» Пестравского района:

— Долгое время в Высокое я возил бабушку, но сам в храм не ходил. Известная болезнь интеллигенции: ищем истину где-то на стороне, хотя она вот здесь, рядом. Так и я: увлекался буддизмом, интересовался магией — и чуть с ума не сошел. И лет четырнадцать назад подготовил художественную выставку, так сказать, духовного содержания. Какой там бесовщины только не было! Пригласил на выставку отца Владимира. Он пришел, посмотрел, что-то похвалил, что-то попытался объяснить и пригласил на службу. И после нескольких бесед и непривычно трудно выстоянных мною литургий я вдруг понял, насколько я глубинно Православен. Через некоторое время впервые исповедался и причастился. Сейчас регулярно посещаю храм, вступил в Волжское казачье войско и к своему художеству стал относится иначе: я понял, что человек не может быть творцом, а только передаточной инстанцией, а Творец у нас один. По благословению отца Архимандрита сейчас пишу иконы. «Спас Нерукотворный» уже находится в одном из приделов храма, а четыре других образа ждут очереди, чтобы занять свое место в часовне во имя Сергия Радонежского, что на высокинском кладбище.

Эдуард Анашкин, член Союза писателей России:

— К сожалению, большую часть жизни я прожил безбожником — сказались и воспитание, и мощная атеистическая пропаганда. И лишь во многом благодаря отцу Владимиру я прихожу к вере. Но речь не обо мне. Приезжая на службу в Высокое, я иногда встречаюсь там с людьми, которых церковными назвать трудно. Иногда от них слышу и такое: я вообще-то в Бога не особенно верю. А вот отцу Владимиру (некоторые вообще называют его по имени-отчеству) верю во всем. Вот и приехал посоветоваться, да и жену (мать, сестру, дочь…) привез». Вот так многие через этого пастыря идут к Богу. Потом встречаю этих же людей — крестятся, истово молятся: в Бога уверовали!..

Галина Бузаева, директор средней школы с. Майское Пестравского района:

— Я окормляюсь у отца Владимира со студенческих лет, когда он еще сам был совсем молодым человеком. И за это время я не встречала человека лучше, да и жизнь моя сложилась бы иначе, если бы не этот пастырь. Он откликается на любую беду и едет за десятки верст к человеку, что нуждается в его помощи, помогает малоимущим, берет в послушники детей из трудных семей. Он даже вел уроки литературы у нас в школе, когда для простой беседы пригласить священника в школу было очень трудно. Как он любит Бунина, как знает Достоевского, Лескова! Не стоит село без праведника и, мне кажется, не устоял бы и наш степной край без этого молитвенника, любимого духовного чада покойного Митрополита Иоанна.

После общения с этими людьми я задумался: как же сам могу определить Архимандрита Владимира? И всплыло единое и емкое — МОНАХ. С монахами я общался немало, но в одном видел в первую очередь Архиерея, в другом — наместника монастыря и крепкого хозяина, в третьем — ученого мужа, а отец Владимир — монах, а потом — священник, настоятель, русский крестьянин и жизнерадостный человек…

Многая и благая Вам лета, дорогой батюшка!

Владимир Осипов.

На снимках: храм Михаила Архангела в селе Высоком; картина С.В. Небритова «С Рождеством Христовым»; Архимандрит Владимир после службы.

25.06.2004

Статья в христианской газете Севера России «Вера»

В статье есть биографические сведения о нашем батюшке

Живая история

В Приозёрском районе Ленинградской области есть деревня с красивым названием Раздолье. Наверное, никогда бы не узнал о её существовании, если б не объявление о том, что 10 августа здесь пройдёт празднование 400-летия Дома Романовых. В программке было указано, что после праздничной литургии рядом с местным храмом Святых Царственных страстотерпцев состоятся большой концерт, конно-трюковая казачья джигитовка и шествие в исторических костюмах Собственного Его Императорского Величества казачьего конвоя.

Почему вдруг такие торжества в мало кому известной деревне?

Этот вопрос я задал настоятелю храма о. Борису Ершову, когда концерт уж начался, а батюшка на время освободился от дел.

– Почему здесь? – переспросил молодой настоятель. – А какая разница, где почитать память царской династии? Царь был для всех – и для горожан, и для сельчан.

– И всё же неслучайно храм Царственных мучеников именно здесь появился? – уточняю.

– Случайного ничего не бывает, – согласился священник. – Эта земля обильно полита кровью православных карел, а также русских и шведов, которые боролись за неё в течение 500 лет. И только при династии Романовых спор был решён. Тут куда ни глянь, всюду живая история… Вот вы, когда сюда ехали, видели поворот на посёлок Сосново? Он от нас в нескольких километрах. Там есть железнодорожная станция Сосново, конечная для питерских электричек. А знаете, когда туда железную дорогу провели? В 1916–1917 годах. Шла страшная вой­на, народ баламутили революционеры, а царь продолжал благоустраивать Русскую землю.

А ещё рядом с нами, на реке Волчьей, есть так называемая Долина смерти, где в 1918 году попали в окружение и погибли 800 русских и финнов. Они были красноармейцами. Эта трагедия братоубийственной Гражданской войны также напрямую касается царской династии. Для царя ведь не было разницы, русский ты или финн, «красный» или «белый». Почему Государя Николая II мы называем страстотерпцем? Не только потому, что его убили. Ещё до этого ему пришлось многое пережить – когда встал вопрос: или отказаться от престола в пользу своего брата, популярного в народе, или пролить реки крови, подавляя восстание. Выбор был нравственный и очень мучительный, ведь стрелять пришлось бы в свой народ.

Ну и ещё одна причина, почему мы празднование здесь организовали, – она чисто практическая. О храме нашем даже в ближайшей округе не все знают, он ещё только достраивается, вот и привлекаем народ… Посмотрите, сколько на праздник пришло!

Благословение старицы

Косогор перед деревянной сценой весь пестреет нарядами пришедшей на концерт публики. Тут и стар и млад. И трудно отличить, кто местный, а кто из Петербурга приехал: в наши-то времена сельские по-городскому одеваются. Хотя вот бабушка со скамейки привстала, ножкой притоптывает в такт песне – явно не городская.

– А вы сами питерский? – спрашиваю отца Бориса.

– Родился я в Мурманской области, в городе Кировске, среди, так сказать, полярных ночей.

– Отец военный?

– Нет, просто приехал подзаработать на апатитовый рудник. Родители его из-под Москвы, из Сергиева Посада, и некоторое время я жил там, учился в колледже. А мама – нижегородская, родина её недалеко от Сарова, там я тоже часто бывал. И когда после армии попал в Питер, то первым желанием было скорее уехать оттуда. Сама архитектура города давила, даже православные храмы казались внешне не живыми, не русскими, а светскими дворцами. Фрески в них напоминали мне не иконы, а живопись эпохи Возрождения. Я ведь в Сергиевом Посаде воцерковился, был таким максималистом… Думал: вот из-за этого петербургского обмирщения революция у нас и случилась.

– А как же царь, имя которого носит ваш храм? Санкт-Петербург ведь был его столицей.

– Государь Николай как раз и отличался тем, что при нём стало возрождаться всё русское. Начиная от духовных корней – прославления преподобного Серафима Саровского и возвращения к традиционной иконописи – и до бытовых мелочей. Сам Государь предпочитал носить одежду русского покроя. «Пора вернуться к родным берегам», – говорил он. По его же инициативе в 1914 году Петербург был переименован в Петроград. Но, к сожалению, всё это запоздало, за два столетия после Петра I между элитой и русским народом успела вырасти пропасть.

В общем, тяжело там было, вплоть до того, что молился, чтобы Господь меня оттуда забрал. Продолжались эти скорби до тех пор, пока меня в диаконы не рукоположили. Хиротония совпала с днём памяти Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших. Под сводами храма звучал тропарь: «Днесь светло красуется град святаго Петра… да помилует Господь и на будущия времена люди Своя, и покрыет град сей благодатию Своею, яко милосерд». И тут уж я сказал: «Хорошо. Всё понял…»

Батюшка смеётся, вспоминая свои борения. А я интересуюсь:

– Принять сан вы уже в Петербурге решили?

– Это долгая история… Когда ещё ребёнком был, мама хотела, чтобы я на священника выучился. Священников у нас в роду не было, но мама верующий человек, многое к ней от бабушки перешло. Бабушка-то жила недалеко от Сарова и так почитала святыни, так вся прониклась этим, что в детстве я думал, что она тоже святая. В ту пору мы каждое лето ездили к батюшке Серафиму. Там, на Канавке, ещё подростком почувствовал, какой светлый, вечный этот мир в Боге, в Церкви! И мы к нему принадлежим!

Но священником становиться я не хотел. Хотя всё направляло к этому.

Мария Кудинова (с фото из книги М. Сухоруковой «Царская незабудка»)

Помню, в 17 лет в очередной раз поехал я на родину предков, на Нижегородчину, и решил потрудничать в Свято-Троицком Макарьевском Желтоводском монастыре. Там узнал, что в обители подвизается прозорливая старица, схимонахиня Мария (Кудинова). А я о ней и прежде слышал. Родилась старица в 1907 году в Чистополе, близ впадения Камы в Волгу. Рано потеряв родителей, воспитывалась бабушкой и дедушкой, который в своё время был на Афоне. В конце 20-х годов она решила уйти в Саровские леса, чтобы там спасаться. И на лесной дороге встретила старичка в монашеском балахончике, который благословил её вернуться в мир, ехать в Нижний Новгород. С виду он был очень похож на батюшку Серафима. Мария послушалась, а позже поехала санитаркой на войну с японцами. Там, в Монголии, под Халхин-Голом, она под пулями вытаскивала раненых и дала обет, что если выживет, то уйдёт в монастырь. И уехала в Почаевскую лавру, трудилась там. В 60-м году по благословению духовного отца старца Кукши приняла постриг. 30 лет монахиня Макария несла послушание алтарницы и просфорницы в Печерской церкви в городе Горьком, а когда стал восстанавливаться Макарьевский Желтоводский монастырь, то стала его первой насельницей. Там её в схиму постригли с именем Мария.

Схимонахиня Мария (Кудинова)

В обители её почитали как сильную молитвенницу, имеющую дар прозорливости. Разные чудеса по её молитвам происходили. Очень хотел я взять у неё благословение, но отправляли меня на такие послушания, что подойти к ней никак не мог. Вот уже праздник Преображения Господня, после которого мне уезжать. Иду на всенощную и вижу, как схимонахиня Мария вместе со своей послушницей пересекает монастырский двор. Подбегаю: «Матушка, благословите!» Она поднимает ко мне глаза, потом опускает, мимо проходит и говорит: «Сам батюшка, что тебя благословлять…»

В тот момент я ничего не понял, подумал, что это просто отказ от благословения. Обгоняю, встаю на её пути: «Матушка, благословите, я просто благословения хочу». Она остановилась, покачала головой. А на посохе у неё висел пакетик с фруктами. И вот вынимает грушу и слабой рукой протягивает. Беру грушу и бегу дальше в храм – такой счастливый, сам не знаю отчего. Тогда на всенощной Господь мне даровал такое, что больше никогда я этого не смог почувствовать, несмотря на все мои усилия. Ну, знаете, такое состояние благодатное. Наверное, это матушка так помолилась.

После этого меня в армию призвали. В нарядах по кухне думал: «Ничего, сейчас я с этими тряпками вожусь, зато потом у престола служить стану!» И легче становилось на душе…

Отец Борис смеётся и продолжает:

– Но когда демобилизовался, то благословение потихоньку забылось. Женился, переехал в Петербург, нашёл там работу по душе и почти по специальности. Перед армией я учился в колледже на программиста, а тут тоже с компьютером – работал верстальщиком в православном издательстве «Сатисъ». Постепенно сложился будущий план жизни: создать своё издательство и через книги нести слово Божие людям. Уже подумывал о планах сбыта книжной продукции. И тут меня почти насмерть сбила машина… Так, извините, у меня сейчас ребёнок выступать будет.

На перекрёстке

Из динамиков раздался голос ведущего: «На сцене со своим подарком Ксюшенька, восемь лет, дочь настоятеля храма. Ваши аплодисменты!»

Вышла такая тоненькая девочка, наверное, впервые перед большой аудиторией (на фото). Отец Борис встал внизу у самих подмостков и молча подбадривал. Ксения начала читать:

– Пошли нам, Господи, терпенье, в годину буйных, мрачных дней, сносить народное гоненье и пытки наших палачей…

Особенно с чувством девочка продекламировала концовку этого стихотворения, листок с которым был найден в доме Ипатьева, где была расстреляна семья русского царя:

– И, у преддверия могилы, вдохни в уста Твоих рабов нечеловеческие силы молиться кротко за врагов.

Дочка спустилась со сцены и попала в объятия папы: «Умница, всё хорошо!»

– Так на чём мы остановились? – продолжил батюшка, когда я снова приступил к нему с расспросами. – В общем, забыл я и о желании мамы, и о благословении старицы Марии. Каждый рабочий день шёл я на Большой проспект Васильевского острова, где располагается издательство «Сатисъ», верстал книги и вынашивал планы открыть своё издательство. В 2005 году в один из таких дней шёл по улице, и на перекрёстке Большого проспекта и 5-й линии столкнулись две машины. Последнее, что помню: зелёный свет на светофоре и моё удивление. А затем будто всё выключилось. Позже мне рассказали, что одна из столкнувшихся машин принадлежала питерскому чиновнику. Она выехала на тротуар и отбросила меня на рекламный щит, так что я ударился теменем о железный уголок щита. Открытая рана, пролом черепа. В Военно-медицинскую академию доставили меня в состоянии комы и с большой кровопотерей.

Когда мои знакомые пришли к начальнику академии и спросили, что будет дальше, тот вызвал подполковника Коростелёва, который меня оперировал. Тот – начальник нейрохирургического отделения, очень опытный хирург, своё воинское звание получил в Чечне. И офицер без обиняков сообщил, что рана несовместима с жизнью, никаких шансов нет, пациент должен умереть в течение нескольких часов.

То, что мои знакомые – люди церковные, Константин Коростелёв сразу определил – по поведению и платочкам. И сказал им: «Вы только не пугайтесь… Чудеса ваши, они бывают, это я знаю. И есть шанс на тысячу, что друг ваш выживет. И тогда это будет чудом. Но… мозг слишком повреждён – выжившего ждёт растительная жизнь в психбольнице. Тут без вариантов. Нужно вам такое чудо?»

С моими знакомыми хирург был откровенен, а жену пощадил, сообщил неопределённо: состояние тяжёлое, но стабильное. Так что жена и дочка, которой шесть месяцев тогда было, ждали моего возвращения. И друзья тоже ждали, они всё-таки надеялись на настоящее чудо. Дали объявления на радио «Радонеж» и «Град Петров», чтобы православные молились. Такие же призывы были напечатаны в газете «Православный Петербург» и в книгах издательства «Сатисъ», которые в те дни выходили из типографии. Также за меня просили у Бога в Сергиевом Посаде, в других городах, подавали записки даже в Иерусалиме. Некоторые молились очень искренне, слёзно. Особенно мама, которая сразу же тогда приехала в Петербург.

Долго находился я в состоянии комы. А спустя месяц, как очнулся, вернулся домой на своих ногах. Этот удивительный случай выздоровления был научно описан, полный отчёт можно найти в библиотеке Военно-медицинской академии. Подполковник Коростелёв так обрадовался, что позже чуть ли не самолично брил мне голову, перед тем как поставить костную пластику. Из-за этого соседи по палате косо на меня смотрели: мол, вот какая шишка, сам начальник отделения с ним возится! Хотел я как-то отблагодарить врачей, поинтересовался, какой им подарок сделать, и они попросили у меня Библию. Видимо, случай со мной так их впечатлил. Знали, что за меня много людей молилось.

Храм среди сосен

– И что было дальше? – спрашиваю батюшку.

– Когда я пришёл в себя, то сразу же стал думать: почему со мной такое случилось? Стал молиться. «Господи, это, наверное, из-за того, что я перестал хотеть быть священником? Выбрал другой путь, что ли?» Молился, и, знаете, Господь как-то ответил быстро. Интуитивно я понял: «Нет, не из-за этого ты попал в такую ситуацию». Нужно просто вести более внимательную духовную жизнь, молиться не для галочки, не для проформы. И главное, ту благодать, которой Господь в Макарьевском монастыре удостоил, – её надо искать. А не ждать, что она низойдёт сама собой, без труда.

Спустя год после этого внутреннего своего решения я как-то само собой стал певчим в храме, построенном рядом с моим домом в Петербурге. Послужил там полгода и услышал от настоятеля отца Евгения Палюлина такие слова: «Слушай, давай готовить документы. Ты на каком курсе Свято-Тихоновского учишься?» Так обыденно он предложил мне принять сан.

Чтобы стать священником, надо иметь духовное образование. А в Свято-Тихоновский гуманитарный университет я поступил ещё до армии, после же перевёлся на заочный. Учился так себе, с тройки на четвёрку. И после травмы боялся туда возвращаться – если раньше было трудно учиться, то теперь-то? Врачи пугали риском эпилепсии: мол, спайки некоторые в мозгу не такие, что-то там непонятное творится. Но духовник мой, архимандрит Владимир (Наумов), который живёт сейчас в Самарской области, благословил: «Ничего не бойся, восстанавливайся и учись».

Скрепя сердце восстановился… Учёба там действительно напряжённая, очень много материала дают и строго спрашивают. Раньше я ничего не успевал, перед каждой сессией думал, что меня отчислят. И вот наступила первая сессия… Глядь, на экзаменах-то мне вопросы попадаются только такие, которые я основательно выучил. Первая пятёрка, вторая… Ну, думаю, просто повезло, а на следующей сессии меня точно из университета выгонят. Но и на следующей сессии то же самое – сплошь высшие оценки.

Такие чудеса продолжались вплоть до сдачи диплома. К тому времени меня уже рукоположили и я служил в храме, поэтому физически не успел собрать материл для написания диплома. Тема была непростой – о толерантности в аспекте христианской миссии. Требовалось найти сведения из прошлого, из современной жизни, и не абы какие, из Интернета, а оригинальные, жизненные. Комиссия-то на миссионерском факультете, где я защищался, серьёзная, перепечатки не терпит. И тут снова чудо, иначе и не назовёшь: вдруг нашлись компетентные в моей теме люди, которые помогли с материалом. Так неожиданно получилось! И когда защищал диплом, то сорвал аплодисменты и благодарности от преподавателей. Комиссия попросила даже, чтобы я дал ей две копии работы, в научную библиотеку. Было несколько неудобно, ведь мне помогали. По здравому рассуждению, в тех условиях я вообще должен был диплом провалить.

– Получается, все эти совпадения направляли вас к тому, чтобы исполнилось прорицание схимонахини Марии? – удивляюсь я.

– Не берусь судить об этом, – ответил священник. – Что-то, наверное, направляет нас в жизни. Вот представьте. Травма у меня случилась в среду первой седмицы Великого поста. Весь пост пробыл я в больнице, а когда вышел, то как раз попал на Пасху. И на пасхальной службе в Петербурге пел я в храме Святых Царственных страстотерпцев – не догадываясь, что первый мой самостоятельный приход тоже будет во имя Царственных страстотерпцев.

– То есть вот этот храм?

– Да, здесь, в Раздолье, в семидесяти километрах от Петербурга. Его начал в 2009 году строить другой священник. А в 2009-м меня в Петербурге только ещё рукоположили в дьяконы. Причём рукоположили в среду первой седмицы Великого поста – в тот самый день, когда попал я под машину, только спустя три года. Случайность? Никто специально так не подгадывал с хиротонией, да это и невозможно было тогда, всё зависело от множества разных обстоятельств.

Отец Борис улыбается, разводя руками: мол, вот такие дела, понимай как знаешь.

– А как вы попали на этот приход? – спрашиваю его.

– Прежнего священника освободили от настоятельства. Наверное, потому, что он не успевал – одновременно строил ещё один храм в посёлке Коммунары. Поставили сюда другого священника, а тот не захотел. Он оказался близким знакомым моего настоятеля в Петербурге, и вот так всё сложилось. А судьба этого храма непростая. Когда первый раз сюда привезли брёвна, то их просто украли. Затем был долгострой. А нынче, в 2013-м, дело сдвинулось. В марте мы провели учредительное приходское собрание. Затем, слава Богу, нашлись жертвователи. На Пасху было уже первое богослужение. Но строительство продолжается, вот на днях привезли купол с крестом. Надо будет найти средства на его установку, на колокола. Ищем деньги.

В планах ещё построить дом для инвалидов. Место здесь здоровое, на возвышенности, сосны кругом. И польза для общины будет, дела милосердия могут по-настоящему нас объединить, на христианских началах.

– А много на службы приходит?

– В последнее время стало больше. В воскресный день в среднем двадцать-тридцать причастников. Миссионерскую работу мы начали сразу же. Газету стали выпускать, «Раздолье» называется. Выкладываем её в местных магазинчиках, и народ разбирает. Она не совсем приходская, а сельская – кроме духовных материалов, печатаем местные новости, рассказываем об истории края. Это очень важно, чтобы люди любили свою родину. К сожалению, молодёжь отсюда уезжает. Раньше здешний племенной завод гремел по всему Союзу. Видели, на молочных пакетах рисуют таких пятнистых бурёнок? Эту знаменитую чёрно-пёструю породу как раз здесь вывели. Племзавод «Раздолье» до сих пор действует, имеет статус акционерного общества. Но сейчас там полно гастарбайтеров, поскольку местная молодёжь брезгует коровами заниматься и в город тянется. Русское село пустеет, и это уже на грани катастрофы.

Вот этот праздник – первое наше начинание, которое должно показать людям, что они не на куличках каких-то живут, что центр русской жизни здесь, в их Раздолье, как и в других деревнях, посёлках, небольших городках. Очень нам помог в организации праздника архимандрит Гавриил, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сестрорецке. В своём городке он также много лет налаживает общинную жизнь. Прежде был казачьим есаулом, занимался политикой и бизнесом. Но всё это оставил, посвятив себя Богу. В Сестрорецке закрыл кафе, которое когда-то давало ему доход, и разместил там православную библиотеку. Помогает местной казачьей станице вести просветительскую деятельность.

– Судя по большой программе концерта, вам многие помогали?

– Конечно! Ничего бы не получилось без ктитора нашего храма Дмитрия Харитоненко. Также мне помогло знакомство с отцом Анатолием Першиным, творческий коллектив которого здесь будет выступать. Сильно поддержал и благочинный Приозерского округа отец Сергий Бельков. Его подопечные из Центра реабилитации наркозависимых, что в посёлке Сапёрный, также выйдут на эту сцену. Навстречу пошли и казаки из Красного Бора, которые занимаются конной акробатикой… Кстати, сейчас их выход, давайте лучше посмотрим – это же «гвоздь» празднества.

И вправду, было на что посмотреть! Перед сценой на конях проносились казаки, рубя шашками выставленные на шестах капустные кочаны и бутылки с водой, на скаку поднимали шапки с земли и т. д. Эх, русская удаль! А завершилось всё пением «Многая лета» в исполнении народного хора «Русский обычай». Здесь, среди золотистых сосен местечка Раздолье, молитва о многолетии Русской земле звучала особенно проникновенно.

Михаил СИЗОВ
Фото автора

 

Просмотры (576)

Село Высокое

К выявленным объектам культурного наследия сельского поселения Высокое является построенная в 1854 г. Михайло — Архангельская церковь.

В 1854 году в день Михаила Архангела состоялось первое богослужение. Самарский правящий архиерей Архиепископ Евсевий (Орлинский) объявил, что храм будет называться Михайло- Архангельским, а выступивший затем земский начальник сказал, что отныне деревня Нечаевка будет называться селом Высоким. Убранство храма было богатым: и купола, и алтари покрыты сусальным золотом, великолепная роспись, удивительная по красоте ограда. В 1897 году храм перестроили, увеличив его. Помещение, рассчитанное на две тысячи человек, не отапливалось, но даже в лютые морозы там было жарко от дыхания людей.

Вскоре после революции 1917 года храм был закрыт и приспособлен под зернохранилище. И лишь в 1946 году его открыли вновь. По всем окружным деревням и селам прихожане собирали иконы и церковную утварь. Особенно постарался староста Василий Тушин.

После вторичного открытия храма одиннадцать лет прослужил здесь иерей Ананий Чуев. С Высоким связаны имена таких священнослужителей, как иеромонах Никон, ( Сапожников), протоиерей Стефан Акашев, протоиерей Иоанн Державин… с 1973 года здесь служит настоятелем Архимандрит Владимир (Наумов).

«Не стоит село без праведника» — так всегда говорили на Руси.

Более 37 лет Архимандрит Владимир в своих проповедях на богослужении старается пробудить в людях нравственность, стремление к благовидным поступкам, добру. Прихожане всегда с большим внимание и уважением слушает местного батюшку. В храм на богослужения приходят и едут не только верующие Пестравского района, но и из близлежащих районов и областей — это Ульяновская область, Оренбургская , Саратовская а иногда в большие праздники здесь бывают гости из самой столицы.

Всю свою жизнь отец Владимир посвятил служению богу и народу. Крещение, венчание, отпевание, люди идут к нему с разными проблемами, кому жилье освятить, у кого-то другие наболевшие вопросы. Для всех наш батюшка найдет время побеседовать, поддержать духовно.

В Высокое приезжали все Самарские правящие архиереи, а в декабре 2001 года Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий после Божественной литургии освятил на Высокинском кладбище часовню во имя Земли Русской преподобного Сергея Радонежского.

Часовня была построена на народные средства. Первой внесла свою лепту простая русская труженица Александра Гревцева, многое сделал для строительства часовни Сергей Щеглов, Валерий Чмышук, Александр Макаров, Анатолий Щеглов, Михаил Алимерзоев и другие благотворители.

В. Б. Наумов | Semantic Scholar

Геотермометры сфалерит-галенитовые; распределение кадмия, марганца и фракционирование изотопов серы

  • Н. Бортников, М.Г. Добровольская, А.Д. Генкин, В.Б. Наумов, В.В. Шапенко
  • Химия
  • 1 февраля 1995 г.

Распределение кадмия и марганца, фракционирование изотопов серы между сосуществующими галенитом и сфалеритом, а также температуры заполнения сфалерита были изучены в качестве теста… Развернуть

  • 22

  • 2

Просмотреть через издателя

Сохранить

Предупреждение

Cite Research

Cite Research Подача

Несмешиваемость в кислых магмах: данные по включениям расплава во вкрапленниках кварца игнимбритов

  • В.Наумов Б., Соловова И., Коваленкер В. А., Русинов В.
  • Геология
  • 1993

Необычные включения расплава встречаются во вкрапленниках кварца в игнимбритах Лашкерек в горах Курама, Средняя Азия; включения свидетельствуют о несмешиваемости в высокотемпературной кислотной среде… Развернуть

  • 19

  • 2

Просмотр через издателя

Сохранить

Предупреждение

Cite

Research Feed

Research Feed

Байкальский вулканический регион: изучение включений в оливине из трахибазальтов

  • V.Б. Наумов, М. Портнягин, М. Толстых, В. Ярмолюк
  • Геология
  • 2003

Получены первые данные о составе расплава и флюидных включений во вкрапленниках оливина.
из трахибазальта вулканического региона Южного Байкала (восточная Тувинская лавовая возвышенность).… Развернуть

  • 6

  • 2

Сохранить

Предупреждение

Цитировать

Источник исследований и сульфатов

плавится в дипозиде хрома месторождения Инагли, Якутия, Россия

  • В.Б. Наумов, В. Каменецкий, Р. Томас, Н. Н. Кононкова, Б. Рыженко
  • Геология
  • 1 июля 2008 г.

Изучены расплавные включения в хромдиопсиде месторождения драгоценных камней Инагли в массиве щелочно-ультраосновных пород Инагли. калийного сродства на северо-западе Алданского щита, Якутия,… Развернуть

  • 23

  • 1

Посмотреть на Springer

Сохранить

Предупреждение

Цитировать

Обзоры данных

Сравнение данных

Содержание микроэлементов в расплавах срединно-океанических хребтов по данным о включениях в минералах и закаленных стеклах горных пород

  • В.Б. Наумов, В. Дорофеева, А. Гирнис, В. Ярмолюк
  • Геология
  • Geochemistry International
  • 4 мая 2014 г.

Использование нашей базы данных по содержанию основных, следовых и летучих элементов во включениях расплава в минералах и закаленных стеклах вулканических пород, описанных в литературе, мы сравнили среднее содержание 71… Expand

  • 9

  • 1

View on Springer

Save

Alert

Cite

Research Feed

Химический состав, летучие компоненты и микроэлементы в расплавах вулканического центра Горелый на юге Камчатки: по включениям в минералах

  • М.Толстых, В.Б. Наумов, М. Гавриленко, А. Озеров, Н. Н. Кононкова
  • Геология
  • Geochemistry International
  • 29 мая 2012 г.

Включения расплава в вкрапленниках оливина и плагиоклаза, вкрапленников базальта, анбрита, магнезиального базальта из горных пород и дацит) различного возраста из центра вулкана Горелый, южный… Развернуть

  • 10

  • 1

Посмотреть на Springer

Сохранить

Предупреждение

Cite

Research Feed

IN M000CM : ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО ВКЛЮЧЕНИЮ В МИНЕРАЛЫ

  • V.Б. Наумов, В.И. Коваленко, В. Дорофеева
  • Геология
  • 1998
  • 5

  • 1

Сохранить

Alert

CiteOS

АНДЕЗИТОВ ШИВЕЛУЧСКОГО ВУЛКАНА НА КАМЧАТКЕ: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО МИНЕРАЛЬНО-РАЗМЕЩЕННЫМ ВКЛЮЧЕНИЯМ

  • М. Толстых, В.Б. Наумов, А.Д. Бабанский, С.Хубуная, Н.Кононкова
  • 06

  • Save

    Alert

    Cite

    Research Feed

    Химический состав, летучие компоненты и микроэлементы в расплавах вулканического центра Карымский (Камчатка) и вулкана Головнина на острове Кунашир: данные по включениям в минералах

  • V.
      Б. Наумов, М. Толстых, Э. Гриб, В. Леонов, Н. Н. Кононкова
    • 2008

    Включения расплава исследованы во вкрапленниках базальта, андезита, дацита и риодацита Карымского вулканического центра на Камчатке и дацита в форме Головнины. вулкан на острове Кунашир, Курилы.… Развернуть

    • 5

    Посмотреть на Springer

    Сохранить

    Alert

    Cite

    Research Feed

    Источники флюидов высокого давления, участвующих в формировании

      гидротермальных отложений

    • Владимир Б.Наумов, В.А. Дорофеева, О.Ф. Миронова, В.Ю. Прокофьев
    • Геология
    • Geochemistry International
    • 7 июля 2015

    Имеющиеся данные флюидных включений в гидротермальных отложениях, глубинных ксенолитах, магматических и метаморфических породах были использованы для обобщения определений физико-химических параметров (температура,… развернуть

    • 5

    Просмотр на Springer

    Сохранить

    Предупреждение

    Цитировать

    Лента исследований

    .

    В. Наумов | Semantic Scholar

    Геномный анализ метилирования ДНК при колоректальном раке с использованием Infinium HumanMethylation450 BeadChips

    Infinium HumanMethylation450 компании Illumina были использованы для исследования профилей метилирования ДНК по всему геному в 22 парах образцов из колоректального рака и прилегающих тканей (CRC) и прилегающих тканей. двоеточие… Expand

    Save

    Alert

    Cite

    Research Feed

    Ассоциация нуклеотидных полиморфизмов генов FGFR3 и MDM2 с опухолями костей

    Изучение ассоциации 6 кандидатных однонуклеотидных полиморфизмов, rs795743s65, rs7957347, rs7957474 , rs1690916) была проведена в группе пациентов с опухолями костей различной степени тяжести… Развернуть

    Сохранить

    Предупреждение

    Цитировать

    Research Feed

    Полиморфизм гена AGTR2 связан с составом мышечных волокон, спортивным статусом и аэробными показателями

    В чем центральный вопрос этого учиться? Вариации генов считаются молекулярными детерминантами, поддерживающими экспрессию медленных или быстрых тяжелых цепей миозина скелета взрослых… Развернуть

    Сохранить

    Предупреждение

    Цитировать

    Research Feed

    Расширяющийся репертуар структур ДНК G4.

    Определение G-квадруплексов (G4) ДНК и РНК недавно было расширено и теперь включает структуры с определенными дефектами: выпуклостями, G-вакансиями или несовпадениями. Несмотря на поразительный прогресс в… Expand

    Save

    Alert

    Cite

    Research Feed

    Интегративный анализ репрограммирования в изогенной системе человека выявил критерий отбора клонов

    РЕЗЮМЕ Плюрипотентность недавно разработанных человеческих стволовых клеток (плюрипотентность) ИПСК) обычно характеризуются физиологическими параметрами; я.е., по их способности поддерживать недифференцированную… Развернуть

    Сохранить

    Alert

    Cite

    Research Feed

    Трансгелин медиального слоя грудной аорты и его модификации как возможный аутоантиген в атеросклеротическом процессе.

    s / Atherosclerosis 263 (2017) e29ee110 e58 Цель: доклинические модели показывают, что транслокация наночастиц зависит от проницаемости микрососудов. Потому что адекватная доставка наночастиц в… Развернуть

    Сохранить

    Предупреждение

    Цитировать

    Research Feed

    Связь однонуклеотидных полиморфизмов со злокачественными и пограничными опухолями костей.

    Новообразования костей — это редкая группа заболеваний, этиология и патогенез которых до конца не изучены. Мы изучили 6 однонуклеотидных полиморфизмов rs792 / (GHI), rs7956547 (IGFI),… Expand

    Save

    Alert

    Cite

    Research Feed

    Влияние гиперкалорийной диеты и кверцетина на профиль ткани печени с полным транскриптомом крыс Zucker-LEPRfa

    ИСТОРИЯ ВОПРОСА: Пептидный гормон лептин (Леп) занимает центральное место в контроле энергетического гомеостаза и массы тела у млекопитающих.Удобная модель для изучения роли нарушенного Lep… Expand

    Save

    Alert

    Cite

    Research Feed

    Полное транскриптомное профилирование печени мышей C57Black / 6000, получавших жир, фруктозу и холестерин Самок мышей / 6J кормили изокалорийной диетой с избытком жира, фруктозы, холестерина или их комбинаций в течение 62 дней. В их печени дифференциальная экспрессия 30 003 генов была… Развернуть

    Сохранить

    Предупредить

    Цитировать

    Research Feed

    Диагностическая ценность определения модифицированного иммуноглобулина G у пациентов с коронарным атеросклерозом.

    .