Содержание

БОГОСЛОВ — это… Что такое БОГОСЛОВ?

[греч. θεολόγος; лат. theologus], термин, в разные исторические эпохи обозначал различные понятия.

В античности Б. назывались поэты, занимавшиеся описанием происхождения богов и исследованием их природы (теогонией, мифологией) (Arist. Met. III 4. 1000a 9; Cicero. De natura deorum. III 21. 53), а также писавшие о происхождении мира. В последнем значении θεολόγος близко слову φυσικός (естествовед) (Arist. Met. XII 10. 1075b 26), к-рым именовались философы ионической и отчасти элейской школы («натурфилософы»). Такие значения понятия «Б.» сохранялись до поздней античности. Неоплатоник Прокл Диадох называет Б. Орфея как исследователя природы богов (Proclus. Theol. Plat. V 10. 33. 23) и людей (In Plat. rem publ. II 42), а также философов, описывающих законы, управляющие землей и небом (Ibid. II). Особенно часто он называет Б. Платона, заменяя данным словом определение «философ». По отношению к античным авторам, писавшим о природе божественного, термин «Б.» нормативно используется и христ. писателями. Так, Ориген говорит об античных философах как о «греческих богословах» (Orig. Contra Cels. I 25), Климент Александрийский именует Б. Орфея (Clem. Alex. Strom. V 12), свт. Григорий Назианзин называет богословием поэмы Гесиода и песни Орфея (Greg. Nazianz. Or. 4. 115), блж. Августин поясняет, что древних поэтов именуют Б., потому что они писали стихи о богах (Aug. De civ. Dei. XVIII 14).

В античности Б. называли и тех, кто обладал даром пророческого толкования, напр. дельфийских жрецов при храме Аполлона (Plut. De defectu oracul. 417f ). В этом значении слово «Б.» близко слову μάντις (прорицатель, предсказатель; μαρτυρέονται δε καὶ οἱ παλαιοὶ θεολόγοι τε καὶ μάντιες — Philol. Fragm. 14).

Новое значение понятия «Б.», относящегося к тем, кто говорил о едином Боге библейского Откровения, было заложено в поздней иудейской традиции.


Так, Филон Александрийский, пытавшийся изложить веру Израиля на языке греч. философии, противопоставляя почитание истинного Бога языческой мифологии, называет Б. прор. Моисея (Philo. De vita Mosis. II 115). Такое именование Моисею было усвоено и христ. авторами (Clem. Alex. Strom. I 22), Евсевий Кесарийский именует Моисея «великим еврейским богословом» (Euseb. Praep. evang. VII 7; ср.: VII 9; XI 19). В III в. Ориген одним из первых в христ. традиции называет Б. ближайшего ученика Господа Иисуса Христа ап. Иоанна (Orig. Fragm. in evang. Joann. 1; Schol. in Apocalyp. 4).

Традиция называть Б. писавших или учивших о едином Боге закрепляется на христ. Востоке в IV в. Свт. Афанасий Александрийский именует Б. (οἱ θεολόγοι ἄνδρες) прор. Давида (Athanas. Alex. Or. contr. gent. 46), апостолов Иоанна (Ibid. 42) и Павла (Ibid. 35). В соч. «Вопросы в Священном Писании», приписываемом свт. Афанасию, Б. называется свт. Григорий Чудотворец (Quaest. in script. 97). После того как в IV в. предметом обсуждения стали вопросы троичности Божества, Б. принято было называть по преимуществу тех, кто богословствовал о Св. Троице (см., напр., Basil. Magn. Hom. in Ps. 28. 1). Церковная традиция закрепила почетное именование Б. за тремя св. отцами: ап. Иоанном, учение к-рого о Боге, ставшем плотью (Ин 1. 14), оказалось решающим в христологических спорах последующих веков; свт. Григорием Назианзином, к-рый не только отстаивал в борьбе с лжеучениями правосл. учение о Пресв. Троице и создал Слова о богословии, но и считал созерцание Пресв. Троицы средоточием всей своей духовной жизни; прп. Симеоном, учившем о доступных человеку путях соединения с Богом.

Именование Б. этих святых раскрывает еще одно значение, к-рое получил термин «Б.» в христианстве: Б. не столько тот, кто говорит о Боге, но прежде всего тот, кто соблюдает Божии заповеди, ведет аскетический образ жизни, тесно связанный с молитвенной и литургической практикой, кто достиг подлинного богообщения. Согласно свт. Григорию Богослову, «любомудрствовать о Боге можно не всякому» (Greg. Nazianz. Or. 27). Б. «должно быть, насколько можно, чистым, чтобы свет приемлем был светом… когда внутри нас тишина и не кружимся по внешним предметам…» (Or. 28). Евагрий Понтийский говорит: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты — богослов» (Evagr. De orat. 60). Свт. Диадох Фотикийский пишет о душе подвижника как о душе Б. (ἡ θεολογοῦ ψυχὴ — Diad. Phot. De perfect. spirit. 71).

На Западе в XII-XIII вв. с развитием университетов и становлением схоластики богословие приобретает черты научной системы. Преподавание богословия в университетах стало восприниматься как ремесло наряду с др. ремеслами средневек. города. Слово «Б.» (теолог) получило, т. о., еще одно, не свойственное ему ранее значение — название профессии. С этим значением оно выступает впосл. и на Востоке.

Свящ. Константин Польсков

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».
2014.

Богослов — это… Что такое Богослов?

Богосло́вие, или теоло́гия (калька греч. θεολογία), — совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога. Богословие возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм.

Термин «теология» или «богословие» может пониматься по-разному: с одной стороны как комплекс наук, которых объединяет общность объекта изучения (например история христианского вероучения), логично что общей методологией этих наук в этом случае будут методы исторической науки (так как такая «теология» будет всего лишь «историей христианской культуры»), в этом случае можно говорить о теологии как о науке (в дореволюционной России был принят более корректный термин «Богословская наука»). С другой стороны теология как «учение о Боге», то есть часть религиозной философии, наукой в строгом смысле не является. В России, эти два значения часто путаются, во многом и потому, что богословская наука долгое время развивалась исключительно в рамках конфессиональных учебных заведений (например духовных семинарий и академий), где преподавалась вместе с рядом прикладных дисциплин (устав, апологетика, церковное пение, пастырское богословие), в отличие от стран Запада, где «теология» всегда оставалась частью «светского», то есть университетского образования, с того времени, конечно, когда стало возможным говорить о светском образовании в Европе вообще. В то же время в большинстве западных университетов до сих пор остаются и практические «специализации» на многих теологических факультетах (в рамках этих специализаций главной задачей является подготовка кадров для религиозных конфессий).

В контексте системы образования «Теология — это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институциональных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер».[1]

Христианская богословская наука (теология)

  • Библеистика (Текстология, Библейская критика, история методов толкования (экзегезы) и т. п.)
  • Патрология (История христианской словесности)
  • Литургика (История богослужения)
  • История Церкви
  • Агиография
  • Систематическое (догматическое) богословие
  • Сравнительное богословие
  • и т. д.

Православное богословие

Под системой православного богословия как науки понимается набор различных богословских дисциплин (отрасли богословия), каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа

Исламское богословие

Иудейское богословие

Примечания

  1. из Государственного образовательного стандарта по специальности 020500 Теология, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686


Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

богослов — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. богосло́в богосло́вы
Р. богосло́ва богосло́вов
Д. богосло́ву богосло́вам
В. богосло́ва богосло́вов
Тв. богосло́вом богосло́вами
Пр. богосло́ве богосло́вах

богосло́в (дореформ. богословъ)

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -бог-; интерфикс: -о-; корень: -слов- [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [bəɡɐˈsɫof]  мн. ч. [bəɡɐˈsɫovɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. тот, кто занимается богословием, знаток богословия ◆ Люби бога и люби ближнего, как самого себя, — вот эта правда, во всей её ясности и простоте, и она наиболее доступна не богословам и начётчикам, а именно вам, простым и удручённым сердцам. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Христова ночь», 1886 г.
  2. истор. ученик старшего класса духовной семинарии ◆ Грамматики, риторы, философы и богословы, с тетрадями под мышкой, брели в класс. Н. В. Гоголь, «Вий», 1835–1841 г.
Синонимы[править]
  1. теолог; богословец (устар.)
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от русск.-церк.-слав. богословъ, далее от ст.-слав. богословъ, которое является калькой греч. θεολόγος (θεός «бог» + λόγος «слово»). Ср. белор. багаслоў, укр. богослов, болг. богослов, сербохорв. бо̏гослов.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Прочее[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Морфологические и синтаксические свойства[править]

богослов

Существительное.

Корень: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. богослов (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

От ст.-слав. богословъ, которое является калькой греч. θεολόγος (θεός «бог» + λόγος «слово»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

бо̏гослов

Существительное.

Корень: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. богослов (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

От ст.-слав. богословъ, которое является калькой греч. θεολόγος (θεός «бог» + λόγος «слово»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

богослов

Существительное.

Корень: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. богослов (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

От ст.-слав. богословъ, которое является калькой греч. θεολόγος (θεός «бог» + λόγος «слово»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Кто такие богословы?

В настоящее время под богословием подразумевается отрасль знаний, содержащую в себе такие положения как учение о Боге, установленной Им Церкви, о мире, как творении Бога и о Его Промысле в этом мире и многом другом. Однако изначально смысл этого слова был несколько иным, и неслучайно только три святых Церкви названы Богословами.

В строгом смысле богословие появляется после того, как Сам Бог, Иисус Христос, явился во Плоти, став при этом и истинным Человеком. Никогда в истории человечества Бог не был так близко к людям, а значит нет и не может быть более высокого и достоверного Откровения о тайнах Божества, чем само явление Его видимым образом. И если в древности пророк Давид возвещал в своём псалме: «Я веровал [Богу] и потому говорил…» (Пс. 115:1), то в последние времена, когда Божество стало Плотию, апостолы видят Бога и поэтому говорят о нём. Именно так и воспринималось изначально богословие – видеть Бога и поэтому дерзать говорить о Нём.

Среди четырёх апостолов-евангелистов особым образом выделяется один из них – святой Иоанн. В Евангелии, написанным его рукой, он избегает упоминаний своего имени и лишь иногда смиренно обозначает себя «учеником, которого любил Иисус». Апостол Иоанн прозван в последствии Богословом за особенное созерцательное повествование о Боге Слове. Это повествование заметно отличается от повествований прочих Евангелистов. В Евангелии от Иоанна изложены самые возвышенные истины о явившемся во плоти Боге.

«В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» (Ин. 1:1) Как будто из вечности, из таинственной тишины доносится это откровение о том, что Слово – Иисус Христос – и есть Бог, пребывающий со Своим Отцом во едином существе.

Он пишет о Хлебе Жизни, которым Христос провозглашал Себя перед народом: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). Апостол рассказывает о воскрешении Христом Лазаря, где действовали оба естества Христа: плакал об умершем Своём друге Человек, а воскрешал его – Бог.

Отсюда апостол Иоанн и получает своё наречение Богослов – как самый чуткий созерцатель Божественных тайн.

Вторым Богословом святой Церкви является святитель IV века, Григорий. Он был лучшим другом святителя Василия Великого и, живя в эпоху споров с еретиками-арианами, внёс большой вклад в защиту Православия отискажения. Святитель Григорий получил это наименование за свои «Пять слов о богословии», в которых он обстоятельно описывает, что такое есть богословие и кто может им заниматься. «Любомудрствовать [досл. с греческого — философствовать] о Боге – пишет он, – можно не всякому, – да! не всякому. – Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле!».

Святитель Григорий говорит о том, что богословие – это удел тех, кто не связан земными заботами, очищен от страстей и стремится к созерцательному уединению в общении с Богом. «Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способные к этому люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело».

Третьим и последним из Богословов является преподобный Симеон Новый Богослов. Он жил на рубеже X и XI веков. Его особенностью стало то, что он сподобился от Бога величайших дарований созерцания тайн Божиих. Он был свидетелем того, как на принесённые для литургии хлеб и вино во время Божественной службы сходил Дух Святой и превращал их в Тело и Кровь Христа. Сподобившись от Бога дара покаяния и умиления, он к каждой литургии приступал со слезами, ощущая реальным образом своё недостоинство и несовершенство, из-за чего был очень строг к себе и нередко – к собратьям монахам. Но главное, почему святой Симеон был так прозван – он не скрывал своего опыта богообщения и делился им со всеми, описывал его в своих сочинениях и гимнах, которые дошли до наших дней.

Многие из окружения святого не понимали его и часто в шутку называли «Новым Богословом», сравнивая его со святым Григорием и евангелистом Иоанном. Однако со временем такое наречение закрепилось за ним и уже стало восприниматься всерьёз – высота жизни святого Симеон и плоды его покаянной жизни говорили сами за себя.

Его творения до сих пор считаются одними из самых возвышенных и сложных для восприятия.

Таким образом, богословие – это не просто набор знаний, это дерзновение говорить о Боге, созерцая Его через праведную жизнь, удалённую от всякого рода мирских привязанностей. Поэтому образцами подлинного богословия и по сей день являются трое святых – святой апостол и евангелист Иоанн, святитель Григорий и преподобный Симеон.

Священник Даниил Маслов

Богословие

***

Богосло́вие (греч. θεολογία от греч. θεός — бог (Бог) и λόγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обращенное к Богу) —

1) слово (Откровение) Бога о Себе, Его отношении к миру; о мире, призвании и предназначении человека;

2) практика богообщения, духовная жизнь;

3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объекте Божьего Творения и Промысла; о человеке как образе и подобии Божьем;

4) название, прилагаемое к научным дисциплинам, исследующим отдельные направления учения Церкви о Боге и богопочитании (Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие и т. д.).

Учители Церкви на первых порах называли так лишь Священное Писание, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – Богословием ветхим, Новый Завет – новым Богословием, а всех писателей того и другого завета, апостолов и пророков – богословами. Потом словом «богословие» стали называть, кроме Священного Писания, и всякое учение о христианских истинах, и в этом значении оно иногда употреблялось в приложении к учению о Боге и богопочитании; иногда – в приложении к учению о Пресвятой Троице; иногда, еще теснее, в приложении к учению собственно о Боге Слове.  Наконец, уже в XII в., под богословием стали подразумевать систематическое изложение всех христианских истин о Боге и богопочитании.

В настоящее время под богословием подразумевается систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т.е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т.е. духовного опыта Церкви. Создателями богословия считаются отцы Восточной Церкви, духовные подвижники II–VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства. Понимая Бога не как безличную сущность, но как рационально непостижимое Существо, Православие выдвигает на первое место апофатическое богословие, тем самым подчеркивая необходимость для христианина, дерзающего заниматься богопознанием, духовного общения с Богом, с его нетварными энергиями.

Человек, не имеющий мистического опыта богообщения, не может претендовать, согласно православной традиции, на истинное знание о Боге. Вместе с тем богословие восточно-христианского мира широко использовало опыт античной философии и выработало в боголовских спорах IV–VII вв. весьма тонкую систему соотношения понятий и умозрений. В процессе оформления православного богословия исключительно важную роль сыграли богословы IV в., прозванные каппадокийцами (от названия малоазийской области Каппадокии): святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.

Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник, с кончиной которого (662) подошла к завершению эпоха патристики – период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Преподобный Иоанн Дамаскин (VII–VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен.

В последующий период православное богословие не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии давлению западно-христианского мира. Видную роль в этом плане сыграли преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богословов-мистиков, и святитель Григорий Палама (XIV в.) вновь утвердивший приоритет богословско-мистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики.

В наше время богословие представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят:

К разделам фундаментального или систематического богословия относятся:

***

протодиакон Иоанн Шевцов:
Богословие это не математика, не физика, там нет строгих теорем, выводов, доказательств, и многие вещи понять и сразу невозможно, и до конца невозможно. Но как говорил св. Григорий Нисский «если я не могу выпить всю реку, это не означает, что я не должен пить столько, сколько мне нужно». Здесь нам даже хорошо быть ненасытными, стремиться выпить все более и более.

святитель Иларий Пиктавийский:
«Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех Тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ». 
(О Святой Троице. 2:2)

Богословие как наука и как дар / Православие.Ru



Когда летом 1966 года я первый раз
посетил Святую гору как студент-второкурсник
богословского факультета Фессалоникийского университета
с другими моими соучениками, мы встретили монаха отца
Феоклита Дионисиатского, который нас спросил, кто мы
такие. Мы ответили ему, что мы богословы. На это он
немедленно нам сказал: «Церковь знает только трех
богословов: святого Иоанна Богослова, святого Григория
Богослова и святого Симеона Нового Богослова, а вы
являетесь студентами богословского факультета».

Этот взгляд отца Феоклита произвел на меня большое
впечатление и научил меня, чтобы я использовал более
точные слова относительно этого вопроса, потому что по
учению Церкви богословие является эмпирическим познанием
Бога, является даром. С того времени я постоянно
возвращался к изучению этой темы и понял, что,
действительно, согласно церковной терминологии, богословом
является тот, кто говорит о Боге, но для того, чтобы
кто-то мог авторитетно говорить о Боге и иметь неложное
знание о Боге, он должен предварительно иметь личный опыт
о Боге.

Таким образом, в абсолютном смысле слова богословом
является тот, который достиг созерцания Бога, созерцания
нетварного Света, а в относительном смысле богословом
является и тот, кто говорит о познании, которое имеют
обоженные. Это происходит и с наукой. По преимуществу
учеными являются те, которые исследуют различные природные
явления и предлагают новое знание, а также те, которые
передают знание исследователей.

В «Святогорском томосе», который был написан
свт. Григорием Паламой, ведется речь о исповедании веры,
которое провозглашается достойными в Духе. С одной
стороны, они, «в том же самом опыте
посвященные», следовали по законному пути
подвижничества, то есть отреклись от стяжания вещей, славы
человеческой и недобрых телесных удовольствий, подтвердив
это отречение через подчинение тем, кто предшествовал им в
жительстве согласно Христу, занимаясь священным безмолвием
и чистосердечной молитвой и оказавшись посвященными в то,
что выше ума, как достигшие таинственного, превосходящего
разум единения с Богом. А с другой стороны, они являются
теми, которые «по отношению к таковым (то есть к
первым — иг. Д.), относятся с почтением, верой и
любовью»[1]. Таким образом, если мы не
имеем личного познания Бога, мы принимаем свидетельство
Отцов Церкви, которые приобрели такое личное знание
через энергию Святого Духа.

Занимаясь впоследствии учебой и исследовательской
деятельностью, я понял, что можно говорить о двух видах
богословия: о научном богословии и о харизматическом, или
эмпирическом, богословии.

I. Богословие как наука

Христос вочеловечился в данную историческую эпоху,
воспринял человеческую природу абсолютно безгрешную, но
тленную и подверженную страданиям, жил в конкретном
окружении и лично познал всю полноту трагического
состояния людей после падения.

Так же и Церковь, воскресшее Тело Христово, чья жизнь и
деятельность осуществляется в истории, приходит в
соприкосновение с людьми, живущими в конкретном месте и в
определенное время, с экзотическими национальностями, с
различными религиозными представлениями и с разнообразными
культурными способами выражения. Также единство и
каноническое устройство Церкви сохранялось при различных
системах управления и организации.

Важно знать исторические и культурные элементы из эпохи
Христа, Апостолов и Отцов. Эти вопросы исследует
богословие как наука, ими занимаются профессора
богословских факультетов, которые проводят исследование
всех исторических явлений и излагают важные сведения,
которые могут помочь студентам стать в будущем клириками
или профессорами богословия.

Далее я выделю некоторые области, которыми занимается
научное, или академическое, богословие.

1. Изучение текстов

Боговидцы Святые, Пророки, Апостолы и Отцы с пастырскими
целями описали в различных своих текстах опыт, который они
приобрели. Эти тексты — книги Ветхого и Нового Завета,
гомилии отцов Церкви и пр. Речь идет о текстах, в которых
письменно сохраняется богословие Церкви, поскольку Церковь
Святым Духом записывает Откровение и Церковь через Святой
Дух толкует Откровение. Эти тексты передают также
исторические события каждой эпохи, и личный опыт, который
имел каждый из боговидцев, но и особенный дар, данный им
Богом.

Следовательно, ученые-богословы исследуют эти тексты и
находят общие элементы, отмечая и их характерные
особенности. К примеру слово «обожение» не
упоминается в Священном Писании, но только у Отцов Церкви.
При этом, однако, духовный смысл этого слова передается в
Священном Писании другими понятиями, такими как
«совершенство», «прославление»,
«освящение» и прочее. Еще они исследуют
языковые особенности каждого боговидца, через которые
выражается богооткровенное слово, и причины, приведшие к
написанию пророческого, апостольского или святоотеческого
текста. Данные виды работы осуществляются внимательными
исследователями, которые, однако, имеют церковный опыт,
потому что иначе они могут прийти к невероятным выводам,
как мы замечаем в западной христианской мысли.

Также рукописи пророческих, евангельских, апостольских и
святоотеческих текстов сохраняются в различных видах,
записанных маюскулом или минускулом, датируются различными
веками, с разночтениями, которые устанавливают
специалисты, обладающие необходимыми знаниями по
филологии, а также значительным знанием палеографии. Важно
установить хронологию текста, восстановить этот текст
благодаря критическому изданию в его первоначальной, по
возможности, форме, исследовать святоотеческие места, на
которые ссылается писатель, и сделать соответствующую
ссылку. Научная работа такого рода приводит ко многим
достойным результатам.

2. Церковная история

Церковь жила в различные временные периоды, и Ей
приходилось преодолевать разнообразные проблемы:
религиозные, социальные, политические. Сам Христос сказал
Своим ученикам, что «посылает их, яко овец
посреди волков
»[2]. Следовательно, новое
свидетельство Христа, которое было передано Апостолами,
Апостольскими мужами и последующими Отцами, пришло в
столкновение со своей эпохой и создало многочисленные
проблемы. Гонения против Церкви — это славный период в
ее жизни, и церковная история этого периода должна
внимательно изучаться, для того чтобы быть
соответствующим образом описанной и оцененной.

Также, как известно, христиане явились в истории как
третий род, т.е. они не были ни иудеями, ни
идолослужителями. Они имели сознание, что составляли новую
действительность, отличную от этих двух категорий. Это
означает, что Церковь в первые века жила среди двух
великих религиозных, политических и культурных миров
-иудейского и эллинского. Особенно, когда Церковь вышла из
районов Палестины на широкие просторы Римской Империи, где
господствовало греческое и эллинистическое предание с
различными филосафскими течениями, Она должна была
ответить на все это. Таким образом, Древняя Церковь
позаимствовала некоторые элементы из иудейского предания,
а некоторые другие — из эллинского, дабы выразить Свою
богооткровенную истину. Также ей пришлось примирять
столкновение иудеохристиан христианами из язычников, как
мы встречаем в текстах Нового Завета и Апостольских мужей.

Великая проблема, которую должны были разрешить Отцы IV
века, состояла в связи между богооткровенной истиной
Церкви и эллинской философией. Существовали некоторые
христиане, главным образом, еретики, которые старались
истолковать Откровение через принципы эллинской филосифии.
В результате вера стала обмирщаться, так как они
эллинизировали христианство. Наоборот, Отцы Церкви, в
полемике с этими философствовавшими христианами,
христианизировали эллинизм, заимствуя некоторые термины из
греческой философии и предавая им другое значение, для
того чтобы они выражали богооткровенную истину, и чтобы
эта истина не изменилась в новом культурном окружении.
Отцы видели онтологические и космологические вопросы,
волновавшие людей их эпохи, и давали на них ответы через
богооткровенную истину.

Таким образом, подобало, чтобы Церковь отражала ереси и
расколы, защищая Православную веру, что и происходило
благодаря Вселенским и Поместным соборам, которые
утвердили вероопределения и каноны для единства веры и
канонического созидания Церкви.

Все это исследуют различные ученые-богословы, когда
излагается церковная история, история догматов и церковная
догматика, чтобы христиане получили, по возможности,
точные сведения об истории Церкви, и как Церковь, через
Своих святых, которые были просвещены Святым Духом, смогла
добиться сохранения богооткровенной истины, которую открыл
Христос Апостолам.

3. Церковные искусства

Христиане любят Бога и выражают это разнообразно. Они
собираются в определенных местах, для того чтобы служить
Богу и выразить свою веру. Также им подобает совершать
Божественную Евхаристию, которая является центром
церковной жизни, для того, чтобы приобщиться Тела и Крови
Христа.

Созидание молитвенных домов и храмов осуществлялось в
различных видах и стилях, которые восприняла Церковь под
влиянием места, в котором она жила. Но, в конце концов она
создала эти храмы согласно своему собственному преданию.
Одновременно она получила и различные культурные
разновидности эпохи как: музыку, живопись, поэзию и проч.,
оценила все это и преобразила еще более для того, чтобы
выразить свою истину.

Ее глубочайшей целью было выражение нетварной истины,
которой Она обладала, при помощи тварных образов
настоящего, которые должны были еще более улучшиться, но
таким образом, чтобы не заключить человека в тварных
образах, но чтобы послать его в нетварный храм, к
нетварному служению, к нетварному Божественному закону. В
этой перспективе она создавала храмы, украшала их,
определяла способ богослужения.

Все это должно быть исследовано учеными исследователями,
для того, чтобы определить способ, при помощи которого
исторически трудится Церковь, а также то, как она
воспринимает различные культурные образы настоящего и их
преображает, как развивает также и культуру, без того,
однако, чтобы полностью отождествиться с ней.

4. Религии и христианские исповедания

Человек создан Богом по Его образу и подобию и был помещен
в Раю для того, чтобы пребывать в постоянном общении с
Ним. Однако Адам и Ева через свое падение потеряли это
общение с Богом и в своей попытке сохранить и выразить
следы этого общения они стали почитать тварь. Таким
образом, от своей подлинной связи с Богом они впали в
некую религиозную жизнь, поклоняясь идолам как богам и
придерживаясь различных религиозных идеологий. Религии
являются выражением слабости человека, которая произошла в
результате его удаления от Бога, и приводят к фанатизму,
религиозным войнам и прочее.

В то же самое время, некоторые христиане, имея различные
взгляды, изменяют христианскую веру. В результате
создаются различные христианские Исповедания, которые
основываются на господстве логики, как происходит со
схоластическим богословием, или основываются на неком
господстве этики, как происходит с пуританством. Каждая из
этих религиозных систем развила особые догматические
учения, литургические типы, которые должны быть
исследованы и изучены.

Более того, во всех подобных христианских группах
появляются, время от времени, различные течения, как,
например, так называемое диалектическое богословие,
политическое богословие и проч. И эти течения тоже должны
быть исследованы, для того, чтобы мы могли их изучить и
оценить по отношению к Православной Церкви.

Также некоторые Христианские Исповедания теснейшим образом
связаны с различными политическими и социальными видами
деятельности, пытаясь доминировать в социальном
пространстве. Мы не можем, как богословы, находиться в
неведении относительно появления на Западе различных
племен и франков, которые захватили Европу и
распространили иные отличные от христианства, которым жили
апостолы и отцы Церкви, взгляды. Мы видим это в
«Диалогах», написанных свт. Григорием
Двоесловом, папой Римским.

Философские течения, которые время от времени развивались
в Европе, такие как: просвещение, романтизм, модернизм,
постмодернизм вместе с различными революционными
движениями повлияли на положение вещей на Западе и на
другие страны Востока, также как и на Христианские
Исповедания.

Естественно, что эта философская, социальная, политическая
и культурная стороны должны тщательно исследоваться, чтобы
мы знали, какие быри были вызваны этими явлениями и какие
последствия они имели для некоторых частей христианского
мира, а также, как они повлияли до определенной степени на
жизнь Православной Церкви.

5. Изучение современной жизни

Церковь занимается человеком и стремится к тому, чтобы
передать ему свидетельство о Царствии Божием, а также к
тому, чтобы привести его ко спасению. Однако, Отцы всегда
старались постичь человека своей эпохи, способ его мысли,
и говорить с ним соответствующим образом, с тем, чтобы
помочь ему подлинно войти в церковную жизнь. Это не легкое
дело, поскольку нужно говорить на языке каждого человека
ради его исцеления. Проблемы, которые занимают людей
нашего времени, это проблемы социальные, психологические,
бытийные и духовные.

Социальные проблемы возникают в связи со способом жизни
людей в обществе, в связи с различными доминирующими в
обществе течениями, и с различными господствующими
социальными тенденциями. Психологические проблемы
возникают из-за неуверенностей, причины которых различны,
то есть из-за болезней, страданий, семейных проблем,
отсутствия целесообразности жизни. Бытийные проблемы
связаны с ответом на бытийные проблемы на земле, со
смертью и с понятием бытия. Духовные проблемы имеют связь
с поиском и общением с истинным Богом.

Должно исследовать современное социальное окружение, в
котором будет работать клирик, определить доминирующие
проблемы, господствующие социальные течения, которые
повлияли до различной степени и на христиан. Когда кто-то
узнает это окружение и в полноте психологию христианина,
которого он окормляет, тогда он сможет оказать ему
решительную помощь. Подобно тому, как Христос воплотился и
этим способом победил грех, дьявола и смерть, также и
каждый клирик, когда некоторым образом, по аналогии,
вникает в проблемы человека и истощается, тогда он узнает
условия жизни и может решительно помочь.

Пастырство Церкви стремится к спасению каждого человека:
неверующего, еретика, агностика, страстного, себялюбца,
схизматика и прочее. Это пастырство осуществляется с
просвещением Божиим, но также нельзя игнорировать знание
религиозных, культурных и социальных параметров, потому,
что Церковь никогда не работает по-монофизитски, смотря
только на духовную составляющую, не замечая историческое и
социальное бытие.

Для всего выше вышесказанного необходима богословская
наука. Хорошо, чтобы священнослужитель имел различные
научные знания и был в курсе относительно господствующих
представлений, например, о современных достижениях
генетической механики, молекулярной биологии. Он может в
результате предложить аутентичное богословское слово для
того, чтобы привести современного человека и помочь ему в
разрешении различных возникающих дилемм.

Богословские Школы способны дать много ценного для
современного студента богословия, по вышеуказанным
вопросам и могут предоставить ему необходимые научные
средства в деле его пастырского служения, обращенного к
современному человеку.

Однако не следует, чтобы мы прошли мимо другой стороны
богословия

II. Богословие как дар и
опыт

Церковное понимание богословия по-преимуществу заключается
в том, что речь идет о даре и опыте, который подается
Богом тому, кто имеет соответствующие предпосылки для
достижения откровения, во время которого он приобщается
нетварному Свету, славе нетварной энергии Божией, а также
имеет ум, способный вместить, выразить и запечатлеть эти
духовные опыты.

Профессор, отец Иоанн Раманидис учил, что когда кто-то
достигает созерцания Бога, он знает опытно, что нет
никакого сходства между тварным и нетварным, так что
различает энергии Бога от демонских энергий и от энергий
человеческой логики, то есть от помыслов. Тот, кто
совершает это различие энергий, происходят ли они от Бога,
диавола, чувств и фантазии, является действительным
богословом и может вести точным образом своих духовных
чад.

Таким образом, служение богослова отождествляется с делом
духовного отца, а служение духовного отца отождествляется
с делом богослова. Поэтому главная проблема человека,
касающаяся его спасения, состоит в том, чтобы он научился
различать тварные энергии от нетварных энергий, как
отличается воля Божия от действий страстей и искушения
диавола.

Также он учил, что существует две группы богословов Церкви
с опытной точки зрения. В состав первой группы можно
включить тех богословствующих, которые достигли
просвещения ума и имеют умную непрестанную молитву, а ко
второй тех, кто является действительными богословами,
которые достигли созерцания славы Божией в человеческой
природе Логоса и могут беседовать безошибочно о Боге, и
вести безошибочно людей к обожению.

Церковь, воскресшее Тело Христово, живет в истории,
воспринимает человека в состоянии падения, и ведет его ко
спасению, к обожению. Это превращение человека от падшего
в обожженного является важнейшей целью Церкви. Это
означает, что Церковь согласно со многими агиографическими
и святоотеческими текстами является духовной лечебницей,
духовной врачебницей, которая излечивает человека и
превращает самолюбие в боголюбие и человеколюбие.

Как в каждой врачебнице существуют врачи, которые знают
метод и способ лечения и существуют и больные, которые
страдают и мучаются, и хотят исцелиться; то же самое
происходит и в Церкви. По-преимуществу целителем является
Христос и лица, при помощи которых Христос исцеляет,
являются священнослужителями. Но особенно это святые,
которые знают, что есть здравие, что есть болезнь, и каков
способ исцеления каждого духовного недуга. Существуют
также и члены Церкви, которые не знают, что являются
больными, или не хотят исцелиться, и создают различные
проблемы в области церковной жизни.

В этой перспективе Церковь дала звание богослова трем
великим святым, как было указанно в начале, а именно: св.
Иоанну Богослову, свт. Григорию Богослову, прп. Симеону
Новому Богослову. Позднее к ним прибавился и четвертый
великий богослов, свт. Григорий Палама, архиепископ
Фессалоникийский в XIV веке, которого Вселенский Патриарх
Филофей Кокин, написавший ему песненное последование, то
есть службу, назвал четвертым богословом.

Далее будет указанно, почему эти четыре великие личности
были названы богословами. Общий признак их четверых
состоит в том, что они жили в Свете Божием и говорили о
нем. То есть они не были некоторыми людьми, которые имели
сильную логику и могли говорить философским образом о
Боге, но они видели Бога как Свет и в Свете, и оставили
свидетельство об этом Божественном Свете, то есть они были
боговидцами-Святыми во Свете.

1. Святой Иоанн Богослов, Евангелист

Преображение Христово на горе Фавор было значительным
событием в жизни учеников Христовых, а также в жизни
Церкви, потому, что там открылась слава Божества Христова,
через человеческую природу Христа, которая силой
ипостасного соединения и человеческой природы в лице
Логоса стала источником нетварных энергий Бога.

На горе Преображения между тремя учениками оказался и
Евангелист Иоанн. Увидел и он славу Божества Христа, его
осенило светлое облако, являвшееся нетварной скинией Бога,
присутствие Святого Духа и он услышал из глубины облака
Отеческий глас.

Впоследствии он оказался на Голгофе, во время распятия,
удостоился принять Матерь Христову, Пресвятую Богородицу,
был учеником любви. Богословским словом и способом он
записал эти опыты боговидения в Евангелии, которое
является четвертым по счету, а так же и в Соборных
Посланиях.

Евангелие, которое он написал, является самым
богословским, потому оно и было названо Климентом
Александрийским как «духовное» Евангелие и
было определено, чтобы оно читалось в Церкви от
пасхального воскресения до Пятидесятницы. В течение всего
церковного года чтения за божественной литургии выбираются
из так называемых синоптических Евангелий: Матфея, Марка,
Луки. Во время святой Четыредесятницы, которая является
периодом подготовки ко крещению оглашенных, мы слышим, что
Христос согласно Евангелию от Марка учит, чудотворит и
изгоняет демонов. Однако со дня Воскресения, когда
получили крещение новые члены Церкви, читается
богословское Евангелие Евангелиста Иоанна, потому что
после крещения и в течение периода Воскресения Христова
они могут лучше понять богословский смысл, содержащийся в
нем.

Евангелие начинается с исповедания, что Христос — Слово
Божие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и
Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него
начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало
быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И
свет во тьме светит, и тьма не объяла его»[3].

Здесь яснейшим образом связывается Божество Христово с
жизнью и светом.

Во всем четвертом Евангелии мы читаем о возрождении
человека, об откровении Троичного Бога Самарянке, слышим
богословское учение о том, что Христос является хлебом
жизни, водою живою, светом мира, вратами, через которые
можно войти в дом Его Отца, вечной жизнью, добрым
пастырем, что тот кто верует во Христа, понимает во Святом
Духе, что из утробы сердца его исходят реки живой воды и
прочее. Удивительным является последнее наставление Христа
Своим ученикам прежде Его страдания, а также Его
первосвященническая молитва к Отцу, в которой Он говорит о
единстве апостолов в созерцании, видении славы Божией,
вещь которая осуществилась в день Пятидесятницы и прочее.

Исключительно богословскими являются также Соборные
Послания Евангелиста Иоанна Богослова. Главным образом
первое, плод божественного опыта, приобретенного им.
Характерен пролог Первого Соборного Послания:

«О том, что было от начала, что мы слышали, что
видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки
наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и
свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая
была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и
слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а
наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие
пишем вам, чтобы радость ваша была
совершенна»[4].

Здесь яснейшим образом открывается, что Евангелист Иоанн
приобрел опытное познание Бога при помощи слуха, зрения и
осязания. С другой стороны, из святоотеческого учения мы
узнаем, что все телесные чувства человека, согласно опыту,
преображаются и удостаиваются пережить Бога и, что опытно
все чувства становятся единым чувством. Так же ясно
открывается, что благовестие Евангелиста Иоанна Христианам
не является идеологическим, но по-преимуществу плодом
опыта. Он видел Христа в Его славе. Ему явилась Истинная
Жизнь, Которая была от начала мира. Таким образом, речь не
идет о проповедничестве идеологическом, рациональном,
социальном, но о распространении Слова Божия
по-преимуществу богословском, эмпирическом, это весть о
вечной жизни. Ап. Иоанн проповедует то, что познал опытно,
благодатию Божией.

Также мы видим, что цель проповеди и пастырства состоит в
том, чтобы люди приобрели общение с боговидцами-Святыми, а
через них с Троичным Богом. Это показывает, чем является
Церковь, что Церковь это не просто социальный,
филантропический или религиозный организм, но это место, в
котором каждый приобретает общение с Троичным Богом и со
святыми в соответствии с основополагающей целью церковной
жизни.

Через исследование Евангелия Иоанна и его Посланий можно
погрузиться в атмосферу богословия, состоящего в связи и
общении человека с Богом, являющегося нетварным Светом. В
результате этой связи человек приобретает богословскую
добродетель любви. Поэтому Евангелист Иоанн был назван
Церковью Богословом.

2. Свт. Григорий Богослов

Свт. Григорий, архиепископ Константинопольский, жил в IV
веке и обязан наименованием «Богослов»
известным богословским Словам, которые он произнес в
Константинополе, когда его позвали оставшиеся там, малые
по числу, православные для отражения арианской ереси,
которая в то время возобладала в Церкви.

В этих Словах он не только развивает учение о Святой
Троице и богословски показывает, что Логос, второе лицо
Святой Троицы, является нетварным и Святой Дух является
Богом и нетварным, но использует аргументы, которые
происходят от личного, духовного опыта, который он сам
приобрел. Таким образом, он показывает связь между опытом
благодати и догматом Святой Троицы.

В своем первом Слове о Богословии он определяет, кем
является богослов Церкви. Он пишет, что недолжно, чтобы
все богословствовали: «не всегда, не перед всяким и
не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем, и
сколько». Богословие не является предметом всех, но
«испытавших себя, которые провели жизнь в
созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере
очищают, и душу и тело»[5].

Так, согласно Григорию Богослову, богословами являются те,
которые прошли искус, то есть очистили сердце от страстей
и достигли созерцания Бога, или по крайней мере те,
которые стремятся к очищению. Но существуют серьезные
предпосылки для богословствования, а именно
соответствующий способ, каковым является безмолвие,
подобающее время, потому, что все является возможным в
подобающее время, насколько возможно и насколько имеет
силу слушатель[6].

Говоря об отношении между молитвой и богословием, он
пишет, что можно всегда иметь памятование о Боге —
«должно памятовать о Боге более, чем
дышать»[7], но не всегда возможно
богословствовать. При помощи того, что он говорит, он
не препятствует человеку иметь память о Боге, но
богословствовать, и он не препятствует богословию, но
несвоевременности, он не препятствует учению, но
несоразмерности.

В другой своей беседе говоря о том, кому надлежит
богословствовать, он пишет, что все предметы, небесные и
земные умопостигаемые и чувственные, подчиняются порядку.
Мы все являемся членами Церкви, но каждый имеет свое
особенное дарование. Одним является Дух Святой, но
дарования не являются равными, поскольку не являются
равными воспринимающие Духа вместилища. Далее он ссылается
на разницу духовных состояний между Моисеем, Аароном,
первосвященниками и левитами. Только Моисей вошел на гору
Синай. Он вошел во мрак и вступил в общение с
Богом[8].

Говоря о опыте Богопознания он говорит, что Бог есть Свет.
И более того, свет «наикрайнейший»,
«свет весь, хоть он и кажется
сверхъярким»[9]. Можно увидеть Свет, только,
через его сияние. Этот Свет увлекает ум человека к
высоте через стремление, и очищенный ум приближается к
чистейшему Богу. Это означает, что ум человека
очищается Светом Божества, увлекается на высоту, через
любовь к Свету и в конце концов видит Бога как Свет.

Имея перед своими глазами Моисея, который взошел на гору
Синай, свт. Григорий Богослов яснейшим образом описывает
его собственный духовный опыт Богопознания, который он
приобрел, и, беседуя о Боге, он представляет свое
собственное духовное созерцание Бога, во время которого он
увидел задняя Божия, то есть увидел Его нетварную энергию
и славу, которая называется «великолепие», а
не «чистую природу» Святой Троицы[10].

Занятие еретиков Богом без выше указанных предпосылок
является «тщеславием и болезнью языка относительно
слова»[11]. Ссылаясь на начальника
евномиан он осуждает его за то, что он незамедлительно
изобретает святых и рукополагает богословов,
образовывает их и совершает многочисленные заседания с
неграмотными учеными.

Таким образом, согласно Григорию Богослову эмпирическое
богословие не является предметом заседаний и мирской
мудрости, но чистоты сердца, озарения самого Бога, которое
преподается тем людям, которые имеют необходимые
предпосылки для богословствования. Богословие является
харизматическим состоянием, духовным опытом, а не
разминкой ума. И богословов указывает Бог, а не
со

Богослов.Ру — это… Что такое Богослов.Ру?

Богослов. Ru — православный информационный интернет-портал. Создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Главный редактор сайта — протоиерей Павел Великанов, проректор по научно — богословской работе (с 2010 года) МДАиС. На сайте все представленные материалы разделены на несколько блоков: библиографический, новостной, справочный и исследовательско-дискуссионный блоки. Существуют английская, немецкая, испанская и греческая версии портала.[2] В конце 2009 года была запущена испанская версия портала. В 2010 году портал Богослов.ру стал официальным информационным партнёром Межсоборного присутствия РПЦ [3]. В сентябре 2011 года получил официальную государственную регистрация как СМИ.[1]

История

Первоначально возник в 2001 году как образовательный портал Учебного комитета Русской Православной Церкви и получил название Богослов. Ру. В 2005 году портал ненадолго прекратил свою работу.

В апреле 2007 года Учебным комитетом совместно с Московской духовной академией была учреждена автономная некоммерческая организация «Центр информационных технологий» (ЦИТ). Первый проект ЦИТа — это новая версия портала Богослов. Ru.

В 2008 году состоялась презентация немецкой версии портала. Она прошла в рамках празднования Академического дня (Dies Academicus) Фрибургского университета в Швейцарии.[2]

В 2009 году портал Богослов. Ру организовал отдельный проект для освещения работы Архиерейского и Поместного Соборов РПЦ. По заявлению главного редактора портала протоиерея Павла Великанова задачей этого проекта является

«заполнение информационного пространства качественными научными материалами, которые позволяют посмотреть на предстоящий собор в контексте церковной истории, канонического права, литургики, богословия, а также сопоставить современную ситуацию с имеющимся историческим опытом как Русской, так и других Поместных Православных Церквей».[3]

Портал совместно с «Радио России» ВГТРК ведёт проект «Мир. Человек. Слово» интерес к которому проявил председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов во время своего посещения МДА 6 марта 2009 года.[4]

Структура портала

На сайте все представленные материалы разделены на несколько крупных блоков:

  • библиографический,
  • новостной,
  • справочный и
  • исследовательско-дискуссионный.

Библиографический блок является основным информационным ядром портала. В нем представлены отечественные книжные новинки, а также переводы на русский язык аннотаций, обзоров и рецензий только что вышедших в свет новых изданий крупнейших издательских домов Европы и Америки. В разделе «Диссертации и дипломные работы» помещена роспись научных и квалификационных работ центральных духовных учебных заведений — Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий и семинарий с середины ХХ века по настоящее время. Это более 2500 описаний. Часть работ сопровождается полноценным текстом, который был предоставлен авторами данных исследований, а также рецензиями и авторефератами.

На сайте также представлено более 50 наименований периодических научных изданий Российской академии наук, а также значительная часть церковной периодики. Главным образом статьи представлены в виде библиографических описаний; наличие полного текста отмечено пиктограммой дискеты или текстового файла. Сюда также относятся и статьи журнала «Богословский вестник» с 1892 по 2006 года, представленные целиком на портале в формате DjVu (раздел Библиотека), всего более 4500 статей.

В электронной библиотеке кроме «Богословского вестника» размещены книги, представленные в форматах PDF либо DjVu. Часть книг распознана с обязательным сохранением оригинальной пагинации и полного соответствия печатному оригиналу.

В разделе «Персоналии» размещены краткие биографии учёных, чьи труды представлены на портале, а также библиографические списки их публикаций. А это более 500 биографий из 3000 персоналий.

Раздел «Организации» включает в себя краткое описание основных учебных и научных заведений, издательств и библиотек, специализирующихся в области богословия. На портале сейчас описано около 180 организаций.

Словарь, размещённый на портале, задуман как краткий справочник ключевых церковных и богословских понятий.

Новостной блок представлен в виде ежедневно обновляемой ленты новостей и анонсов событий. Редакция старается актуализировать те новости, которые оказываются вне поля зрения отечественных СМИ в силу своей специфичности: на портале обычно ежедневно размещаются эксклюзивные для Рунета новости. Раздел анонсов оповещает о предстоящих конференциях, встречах, симпозиумах и других значимых событиях.

Исследовательский блок материалов состоит из различных видов публикаций: это и научно-исследовательские, и аналитические, и апробационные статьи, публикуемые соискателями ученых степеней. Представлены также обзоры книг и библиографические справки по конкретным темам богословия. Формат премодерированных комментариев к публикациям позволяет проводить дискуссию по теме.

Все материалы, представленные на портале, имеют сквозную рубрикацию. На портале работают RSS-каналы, которые позволяют подписаться на обновления любого раздела, включая тематические. В настоящее время готовится к запуску мультимедийный раздел.

Статистика сайта

По статистике Рамблера[5], Богослов. Ru входит в 30 самых читаемых религиозных ресурсов Рунета. По статистике каталога Яндекса[6], входит в 15 наиболее цитируемых ресурсов раздела «Общество». 19 октября 2010 года Центр Беркмана по изучению интернета и общества при Гарвардском университете (США) назвал портал Богослов. Ру одним из наиболее цитируемых сайтов Рунета, вместе с порталом Православие и мир и официальным сайтом Московского патриархата Патриархия.Ру.[7]

Проекты портала

Совместный проект Спасо-Вифанского монастыря и богословского портала Богослов. Ru о жизни и деятельности одного из самых ярких святителей второй половины XVIII — начала XIX века митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина): platon.bogoslov.ru. В проекте представлены следующие рубрики: раздел, посвященный биографии святителя, новости, фотогалерея, новости.

Радио Богослов. РУ

15 апреля 2012 года открыто радио Богослов. Ру [4]

Примечания

Презентация портала

Ссылки

определение теолога от The Free Dictionary

И, наконец, если бы я был теологом, я бы сказал ему, что план Божественного искупления, согласно святому, что такое экстаз вашего богослова, как не houri Магомета в темноте? Он должен быть теологом, чтобы иметь возможность дать Ясная и отличительная причина христианской веры, которую он исповедует, где бы его ни спросили. «Нет, — ответил теолог времен короля Ганса, — эта книга написана не Хейбергом, а была отпечатана Годфри фон Геменом. .«Воссоздавший время Иакова был на мгновение отвлечен от своей религии аргументами этого великого теолога, и благосостояние семьи несколько восстановилось из-за его своевременной слабости. Мартин Лютер перевел двадцать из этих басен, и Меланхтон призвал его закончить все. ; в то время как Готфрид Арнольд, знаменитый лютеранский богослов и библиотекарь Фридриха I, короля Пруссии, упоминает, что великий реформатор ценил басни Эзопа вслед за Священным Писанием. Саммерли, ветеран-профессор сравнительной анатомии, поднялся среди аудитории. высокий, худой, озлобленный мужчина с иссохшим лицом богослова.Он сказал, что хотел бы спросить профессора Челленджера, были ли результаты, о которых он упомянул в своих замечаниях, были получены во время путешествия к истокам Амазонки, совершенного им двумя годами ранее. Было бесполезно пытаться съесть тушеное мясо. и все же больше всего она боялась обидеть цыган, выдав свое крайне неблагоприятное мнение о них; и она задавалась вопросом, с острым интересом, которого не смог бы превзойти ни один теолог, узнал бы он ее мысли, если бы Дьявол действительно присутствовал.»ПАРИДЬЕ!» — сказал д’Артаньян самому себе, к мысли которого вернулась племянница теолога: «Пардье, было бы забавно, если бы этот запоздалый голубь стал искать дом нашего друга. Она не была теологом, но чувствовала, что здесь очень глупый старик, а также очень нерелигиозный. «Долой их!» — вставил маленький Джехан в качестве контрапункта, — «долой мастера Андри, бидлов и писцов; теологи, врачи и декретисты; прокураторов, выборщиков и ректора! »В старину, видите ли, человек, который хотел самообразоваться — например, француз — принялся бы за работу, чтобы изучать всех классиков, богословов, трагиков, историков и философы, и, вы знаете, вся интеллектуальная работа, которая стояла на его пути..

теолог — Викисловарь

английский [править]

Этимология [править]

Из старофранцузского theologien

Произношение [править]

Существительное [править]

теолог ( множественное число теологи )

  1. Тот, кто изучает теологию.
  2. В римско-католическом обиходе — преподаватель богословия при соборной церкви.
    Синоним: theologus
Синонимы [править]
Связанные термины [править]
Переводы [править]

тот, кто изучает теологию

  • итальянский: teologo (it) m , teologa (it) f
  • Казахский: кұдайтанушы (kudaytanwşı)
  • Латиница: теолог м
  • норвежский:
    Букмол: теолог м
    Нюнорск: теолог м
  • Польский: teolog (pl) m , teolożka f
  • Португальский: teólogo (pt) m , teóloga f
  • Русский: богосло́в (ru) m (bogoslóv), тео́лог (ru) n (teólog)
  • Русин: теолоґ м (теолог)
  • сербо-хорватский: bogoslov (sh) m , bogoslovac (sh) m , bogoslovkinja f
  • Словацкий: teológ (sk) m , teologička (sk) f
  • словенский: teolog m , teologinja f
  • Испанский: teólogo (es) m , teóloga (es) f
  • Шведский: teolog (sv) c
  • Тагальский: dalubbathala, dalub-bathala
  • Украинский: теолог м (теолох)
  • Volapük: godavan (vo)
  • Идиш: טעאָלאָג м (теолог), טעאָלאָגין f (теологин)

.

Богословие | Британника

Богословие , философски ориентированная дисциплина религиозных спекуляций и апологетики, которая традиционно ограничивается христианством из-за своего происхождения и формата, но может также охватывать, в силу своей тематики, другие религии, в частности, ислам и иудаизм. Темы богословия включают в себя Бога, человечество, мир, спасение и эсхатологию (изучение последних времен).

Предмет дисциплины раскрыт в ряде других статей.Для обзора систематических интерпретаций божественного или священного, см. агностицизм; атеизм; деизм; дуализм; монотеизм; поклонение природе; пантеизм; политеизм; теизм; и тотемизм. Для обзора основных богословских проблем в рамках отдельных религий, см. доктрины и догмы. Для рассмотрения иудео-христианского богословия в контексте других аспектов традиции, см. библейскую литературу; Христианство; Восточное православие; Иудаизм; Протестантизм; и католицизм.Для изучения исламского богословия, см. Ислам.

Природа теологии

Концепция теологии, которая применима как наука ко всем религиям и поэтому является нейтральной, трудно выделить и определить. Проблема заключается в том, что, хотя богословие как понятие возникло в традиции древних греков, оно получило свое содержание и метод только в христианстве. Таким образом, богословие из-за своего специфически христианского профиля не может быть легко перенесено в его узком смысле на любую другую религию.Однако в своих более широких тематических аспектах богословие как предмет уместно и для других религий.

Греческий философ Платон, у которого эта концепция возникла впервые, связал с термином теология полемическое намерение, как и его ученик Аристотель. Для Платона теология описывала мифическое, которое, как он допускал, может иметь временное педагогическое значение, которое полезно для государства, но должно быть очищено от всех оскорбительных и заумных элементов с помощью политического законодательства.Такое отождествление богословия и мифологии осталось обычным и в более поздней греческой мысли. В отличие от философов, «теологи» (например, греческие поэты VIII века до н.э. Гесиод и Гомер, культовые слуги оракула в Дельфах и риторы римского культа поклонения императору) свидетельствовали и провозглашали то, что они рассматривается как божественное. Таким образом, богословие приобрело важное значение как средство провозглашения богов, исповедания перед ними, обучения и «проповеди» этого исповедания.В этой практике «богословия» греков является прообраз того, что позже будет известно как богословие в истории христианства. Несмотря на все противоречия и нюансы, которые должны были появиться в понимании этой концепции в различных христианских конфессиях и школах мысли, формальный критерий остается неизменным: богословие — это попытка приверженцев веры последовательно представить свои убеждения, объяснять их, исходя из основы (или основ) их веры, и отводить таким утверждениям их особое место в контексте всех других мирских отношений (например,д., природа и история) и духовные процессы (например, разум и логика).

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Таким образом, указанная выше трудность становится очевидной. Во-первых, богословие — это духовная или религиозная попытка «верующих» разъяснить свою веру. В этом смысле он не является нейтральным и не рассматривается с точки зрения удаленного наблюдения — в отличие от общей истории религий. Смысл религиозного подхода состоит в том, что он не обеспечивает формальную и безразличную схему, лишенную предпосылок, в рамках которых могут быть включены все религии.Во-вторых, богословие находится под влиянием своего происхождения в греческой и христианской традициях, что подразумевает, что трансмутация этого понятия в другие религии находится под угрозой из-за самих обстоятельств возникновения. Тем не менее, если кто-то пытается осуществить такую ​​трансмутацию — а затем говорить о богословии примитивных религий и богословии буддизма, — он должен осознавать тот факт, что понятие «богословие», которое является необычным и неадекватным для этих сфер, применимо только в очень ограниченной степени и в очень измененной форме.Это потому, что некоторые восточные религии обладают атеистическими качествами и не предоставляют доступа к theos («бог») теологии. Тем не менее, если кто-то говорит о богословии в религиях, отличных от христианства или греческой религии, он подразумевает — по формальной аналогии с тем, что было замечено выше — способ, которым представители других религий понимают себя.

Связь теологии с историей религий и философией

Отношение к истории религий

Если богословие объясняет способ, которым верующий понимает свою веру — или, если вера не является доминирующим качеством, то, каким образом практикующие религию понимают свою религию, — это подразумевает, что оно претендует на нормативность, даже если это утверждение не , как в индуизме и буддизме, завершаются претензией на абсолютный авторитет.Нормативный элемент в этих религиях возникает просто из авторитета божественного учителя или из откровения (например, видение или слуховое откровение) или какого-либо другого духовного столкновения, в результате которого человек чувствует себя преданным. Академическое изучение религии, которое включает в себя также религиозную психологию, религиозную социологию, историю и феноменологию религии, а также философию религии, освободилось от нормативного аспекта в пользу чисто эмпирического анализа.Этот эмпирический аспект, который соответствует современной концепции науки, может применяться только в том случае, если он функционирует на основе объективных (эмпирически проверяемых) сущностей. Однако откровение такого рода события, которое следовало бы охарактеризовать как трансцендентное, никогда не может быть понято как такая объективная сущность. Только те формы религиозной жизни, которые являются позитивными и возникают из опыта, могут быть объективированы. Где бы ни были даны такие формы, религиозный человек рассматривается как источник религиозных явлений, которые следует интерпретировать.В таком понимании изучение религии представляет собой необходимый шаг в процессе секуляризации.

Тем не менее, нельзя сказать, что теология и история религий только противоречат друг другу. «Теологии» — из-за отсутствия лучшего термина — различных религий связаны с религиозными явлениями, и приверженцы религий более «продвинутых» культур сами вынуждены — особенно во время возрастающей культурной взаимозависимости — принимать познание и богословское толкование того факта, что помимо их собственной религии есть много других.Таким образом, в этом отношении существуют не только аналитические, но и теологические утверждения, касающиеся религиозных феноменов, особенно в отношении того, как такие утверждения встречаются в конкретных примитивных или высоких религиях. Таким образом, невозможно четко разделить объекты истории религий и теологии. К ним просто подходят по разным категориям и критериям. Если история религий не откажется от своего нейтралитета — поскольку такая сдача тем самым сведет дисциплину к антропологии в идеологическом смысле (например,g., религия понимается как простая проекция психики или социальных условий) — теология признает историю религий как науку, дающую ценный материал, и как одну из наук во вселенной наук.

.

теологов карьеры | Обзор Princeton

День из жизни теолога

Если Бог так силен, сможет ли он сделать валун, который не сможет поднять? Если этот вопрос не просто поразил вас, возможно, у вас есть все, что нужно, чтобы стать теологом. Если вы обратитесь к букве T в словаре Вебстера, вы увидите, что богословие определяется как изучение Бога и его отношения к миру. Богослов концентрируется на рациональном изучении истории религии и современных религиозных проблем.Они профессора Бога. Большинство теологов работают в семинариях — религиозных школах — изучают религиозные тексты и передают то, что они узнали, другим. Богослов учит религиозного лидера (священника, раввина), а религиозный лидер, в свою очередь, учит мирянина. Богословы, используя инструменты и методы библейского исследования, проводят много времени за чтением и письмом. Богослов описывается как человек, изучающий различные конфессии из многих культур, библейски и теологически ответственный, профессионально компетентный, интеллектуально проницательный и духовно зрелый.Богослов стремится поднять свой разум к созерцанию Бога и тому, кто стремится понять, во что Он верит. Профессор Ветхого Завета описывает свою школу теологии следующим образом: «Мы — традиционная семинария с сильной учебной программой, хорошо выполняющей традиционные вещи, но мы также чутко относимся к тому, как Дух ведет церковь к новым формам и новым областям жизни. участие и обслуживание в мире ». Большинство теологов не думают о материальной выгоде. Изучение Бога — это занятие на всю жизнь без каких-либо гарантий в поиске ответов, пока не станет слишком поздно нажиться на них.

Выплата долга

У богословов есть два основных карьерных пути.Вы можете стать монахом, спрятаться в монастыре, приняв обет бедности, безбрачия и других «иу», обозначающих благочестие, и проводить дни за чтением и письмом. Или вы можете стать профессором, спрятаться в университете, дать обет бедности и проводить дни за чтением, письмом и преподаванием. Более поздний выбор действительно предполагает своего рода карьерный рост. Большинство молодых теологов, которые думают об учении, начинают свою карьеру как доценты. Через несколько лет они могут стать профессорами, а со временем стать деканами факультета религиоведения.В некоторых случаях теолог может перейти к административной роли, например, в качестве директора частных школ или президентов семинарий.

Настоящее и будущее

Пока существовали религиозные тексты, теологи изучали их и писали о них. Святой Августин и Фома Аквинский — два самых известных ранних богослова, чьи труды изучаются и сегодня. Теологическое обучение в Америке берет свое начало в начале 18 века, когда отдельные пасторы брали под свою опеку одного или двух студентов.В 1812 году была основана Богословская семинария пресвитерианской церкви в Принстоне, штат Нью-Джерси. Это был первый институт, который систематически уделял внимание богословскому образованию. Сегодня существуют сотни семинарий и университетских религиозных программ, которые сосредоточены на изучении Бога.


Качество жизни

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Пока существовали религиозные тексты, теологи изучали их и писали о них.Святой Августин и Фома Аквинский — два самых известных ранних богослова, чьи труды изучаются и сегодня. Теологическое обучение в Америке берет свое начало в начале 18 века, когда отдельные пасторы брали под свою опеку одного или двух студентов. В 1812 году была основана Богословская семинария пресвитерианской церкви в Принстоне, штат Нью-Джерси. Это был первый институт, который систематически уделял внимание богословскому образованию. Сегодня существуют сотни семинарий и университетских религиозных программ, которые сосредоточены на изучении Бога.


ПЯТЬ ЛЕТ

С этого момента начала формироваться академическая карьера. Теолог, вероятно, опубликовал пару книг или крупных исследовательских проектов и четко определил области своей компетенции. Кроме того, он / она был повышен до доцента, что является последним шагом перед вступлением в должность. Доценты имеют больше контроля над своим учебным расписанием; они, вероятно, будут проводить меньше классов начального уровня и больше классов и семинаров по своей специальности со старшими студентами и аспирантами.Кроме того, поскольку академическая конкурентоспособность определяется конкретными потребностями университета в экспертных знаниях, профессора получают больше возможностей перемещаться между учебными заведениями по мере того, как они утверждают себя в теологии.


ДЕСЯТЬ ЛЕТ

К настоящему времени теологи либо уже работают в университете, в котором они начинали, либо основали другой университет, в котором они будут работать, либо ушли из профессии.


.