Содержание

Преподобный Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебского монастыря

    Преподобному Иринарху особо молятся об исцелении бесноватых и защите от злых духов.

 

    Имя и многолетний подвиг Иринарха Затворника долгое время были преданы забвению. Да и сейчас они неизвестны большинству россиян. А ведь четыре вера назад этот старец из Борисоглебского монастыря на Ярославщине вместе с Мининым и Пожарским спас наше Отечество от гибели.

 

 

 

 

 

    Воскрешению летописи о преподобном Иринархе наша историческая наука обязана Д. С. Лихачеву, которому удалось обнаружить в архивах обрывки документов из разореннойй большевиками обители и вернуть имя и деяния Иринарха потомкам. Что же сделал для отечества этот «неизвестный герой великой войны», как назвал подвижника учёный?

    Согласно свидетельству монастырской летописи Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондаково. Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина. В святом крещении младенцу дано было имя Илья. Радовались родители, видя, как быстро растет ребенок: двадцати недель он уже встал на ноги и начал ходить. Родители воспитывали сына в благочестии и чистоте христианской веры. Ребенок не занимался играми, но возлюбил смирение и кротость, был тих и ко всем относился ласково.

    Будучи еще только шести лет он однажды сказал своей матери:

    — Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям.

    Удивилась мать таким речам своего малолетнего сына, но вместе радовалась. Эти пророчественные слова шестилетнего ребенка впоследствии сбылись в точности.

    С малых лет его посещали странные видения о будущих бедствиях Руси. По праздникам мальчик, вознамерившийся стать монахом и служить Богу, часто бывал у приходского священика, который рассказывал ему о Сергии Радонежского, о походе Дмитрия Донского против Мамая, о подвиге Пересвета. Эти рассказы заметно повлияли на мировозрении Илье. В 1566 году после смерти отца юноша вместе с матерью перебрался в Ростов.

    Однако жизнь складывалась трудно, и чтобы не быть обузой в семье, Илья ушел послушником в монастырь Бориса и Глеба. Он чувствовал призвание к иночеству. Однажды во время молитвы ему явился святой Сергий Радонежский, который предсказал юноше грядущее спасение Отечества, «когда два Козьмы освободят Москву от иноземца», а до того приказал жить в затворе и нести особое послушание. Следуя указанию небожителя, Илья сковал «ужище», то есть цепь длиной в три аршина, обвился ею и прикрепил себя к большому «стулу», роль которого исполнял толстый обрубок дерева. Этот предмет стал для юноши и мебелью, и добровольной ношей. Двадцать лет Илья, принявший имя Иринарх,  носил на себе тяжелое ужище, ни на мгновение не сомневаясь в том, что пророчество Сергия Радонежского сбудется.

    В 1586 году в обитель пришел ростовский юродивый Иван Блаженный, который принес Иринарху новое поручение: сделать себе сто крестов медных, чтобы каждый был в «полугривенку весом», то есть в четверть фунта. Затворник обрадовался еще одному испытанию, но он был беден и не знал, где ему достать столько меди. Однако рука святого Сергия вела его к свершению. Как-то в сильное ненастье в двери кельи Иринарха постучали,

 

                        Келья преподобного Иринарха

 

 

и незнакомый посадский человек молча передал монаху большой старинный медный крест. Из этого креста отлили сто крестов меньших размеров, их затворник надел на себя. Другой гость, придя несколькими днями позже, принес иноку палицу,

 

  

                        Шапочка, плеть и вериги преподобного Иринарха

 

 

в результате число крестов дошла до ста сорока двух. Вместе с узищем общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограмов. Многие свидетели его подвига, в том числе и иноки обители, не понимали, зачем нужно так изнурять себя. А Иринарх лишь повторял переданное ему юродивым приказание Сергия Радонежского: «Сколь тяжелы дни наступают для Отечества, столь большую тяжесть должен ты носить на себя, деля с ним труды и беды его».

    А дни Отечества и вправду становились все горячее. Поляки и собственные изменники разоряли русскую землю, обильно поливая ее кровью православных христиан. И чем сильнее становилась Смута, тем больше железа надевал на себя ростовский затворник. К прежнему ужищу он приковал еще три сажени (шесть метров) железа, и всё «одеяние»старца превратило его тело в сплошную незаживающую рану. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась.

    Почти сорок лет Иринарх молился за Россию, непрестанно работал, обвитый железом, отгонял сон, не знал отдыха. Для борисоглебской братии он вязал из волоса свитки (монашеские одежды) и клобуки, шил одежду нищим, всячески помогал им.            

     Долготерпение затворника было вознаграждено. Однажды ночью святой Сергий вновь явился ему. Он показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать ему о грядущем нашествии врагов. Старец дошел до столицы, где его принял Василий Шуйский, занимавший тогда русский престол. Государь серьёно отнёся к предупреждению троицкого игумена, но не смог предотвратить катастрофу.

    Иринарх вернулся в свою обитель. Как никто на Руси он предчуствовал надвигающиеся несчастья. И вот пришел день, когда на пороге его кельи появился один из польских военачальников — Сапега. Ростовский затворник,  «опоясанный железами», произвел на воеводу большое впечатление. Он спросил Иринарха за како-го царя тот молиться. «За русского», — ответил старец. Мужество тщедушного, согбенного монаха вызвала у Сапеги уважение. Он приказал своим воинам не грабить обитель и даже оставил затворнику русское знамя, захваченное поляками в Москве. «А что ждет меня?» — спросил воевода у старца. «Скорее возвращайся домой с войском своим, — посоветовал ему Иринарх, — иначе не выйдешь отсюда живым». Сапега только усмехнулся, он знал, сколь сильно его войско и как слаба Русь. Однако пророчество ростовского затворника сбылось. Воевода погиб на русской земле и больше никогда не увидел свой родной Краков. Князь Скопин-Шуйский отбросил Сапегу от Ростова, а потом, получив в благословение от старца один из его чудодейственных крестов, двинулся на Москву. Это была первая попытка свернуть иноземное владычество, за ней последовала череда других. Наконец, до Ростова донеслась весть — князь Пожарский и земский староста Минин собирают в Нижнем Новгороде новое ополчение.

    В походе на Москву ополченцы должны были пройти в стороне от Борисоглебского монастыря. Однако перед самым выступлением, когда князб Пожарский по русскому обычаю пришел на могилу своих родителей, чтобы взять благословение знакомый с детства голос, шепнул ему материнский наказ — навестить на реке Устье старца в веригах. Князь не посмел ослушаться. Приказав войску двигаться намеченным путем к Москве, он вместе с Мининым направился в Борисо-Глебскую обитель.

    Имя и фамилия на Руси догое время мало, что значили, употребление имели прозвища. Князь Пожарский крещен был Козьмой позднее за удаль и храбрость его стали называть Дмитрием в честь Дмитрия Донского. Поэтому Иринарх увидев на пороге своей кельи Пожарского и Минина, сразу понял: предсказанию Сергия Радонежского о том «что два Козьмы спасут Москву», пришло время исполниться. Он снял с себя самый большой медный крест и с благословением надел его на князя. Это был особый крест, предназначенный для ношения поверх доспехов. С оборотной стороны, вверху и внизу, у него имелись отверстия для продевания тесьмы — так удобнее было носить крест на груди. На Руси их называли «пораменными». Старец знал что трудами и молитвами до конца выполнил служение, предписанное небесами, а теперь пришло время князю исполнить свой долг огнем и мечом. Вскоре на русский престол взошел царь Михаил Романов, и по всей России установилась тишина.

    Еще восемь лет после окончания Великой Смуты  Иринарх прожил в Борисо-глебской обители. Он достиг такой степени святости, что одним взглядом мог усмирить разьяренного зверя или успокоить душевнобольного. Приготовленными в монастыре снадобьями он лечил многих страждущих, другим помогал добрым советом. Когда старец умер, его похоронили на территории обители — там, где затворник совершил свой подвиг, а кресты, которые он носил на себе более двадцати лет, водрузили на надгробье. Все они бесследно исчезли в революционное лихолетье.

    Душа народа хранит память о чудесах старца, рассказы о них передают из поколения в поколение в ростовских деревнях. И сегодня можно отыскать семьи, где сохранились иконы, к которым прикладывал свои знаменитые медные кресты затворник. Эти реликвии, поистине чудом пережив все репресии массового атеизма, дошли до нашего времени. Возобновлена и давняя традиция ежегодного крестного хода от стен обители до источника Иринарха близ села Кондаково родины преподобного.

 

 

 

 

 

    23 октября 2010 года в предместье Парижа, десять человек проводившие спиритический сеанс неожиданно начали выбрасываться из окна третьего этажа. Многие из выпрыгнувших держали в руках детей. Через несколько часов, уже в больнице от полученных травм скончается четырехмесячная девочка. Полиции все участники скажут что, причиной трагедии стало явление дьявола. Никто из них в тот момент не понимал, чем может быть черевста игра с потусторонней реальностью и попытка общения с иным миром. 

    Есть вещи на которые нельзя даже смотреть. Одна искра и человека охватывает адский огонь, он становится податливым как раскалённое железо. Этой болезни уже много веков, но до сих пор остается самой страшной загадкой. Как и сотни лет назад, только цепь и молитва могут спасти от неминуемой гибели. 

    В 1973 году компания Warner brazers выпустила на мировые экраны картину Экзорцист или как звучало название в русском переводе «Изгоняющий дьявола». До сих пор многие критики считают его самым страшным фильмом за всю историю кино. На сеансах люди теряли сознание, кто-то впадал в истерику, кто-то после фильма объявлял, что, в его родных и близких вселились бесы. Но все это, только разжигало зрительский интерес. Сотни тысяч человек стремились увидеть запретное. 

    Человека всегда притягивало неизвестное, им могли двигать тайные желания, научный интерес, обычное лобопытство. Но каждая попытка вторжения в запретное пространство оказывалось крайне рискованной. 

    Как человеку опасно вкушать смертоносное, ходить по тонкому льду, прыгать с пятнадцатого этажа. Точно так же человеку опасно соприкасаться с духовным миром, где существуют совершенно разные силы. 

    1943 год. На Кольский полуостров отправлен специальный отряд нацисткой организации Annarbo или наследие предков. Цель экспедиции совершенно засекречена, а её участники предупреждены, что им прийдется иметь дело с очень странными явлениями. Практически сразу после десантирования члены отряда начинают пропадать один за другим. И необъяснимый ужас постепенно охватывает тех кто остаётся в живых. Но вернуться из этой экспедиции не сможет никто. 

    Что же могло заинтересовать Ananerbo в этих местах? Ответ на этот вопрос долгое время не раскрывался, сама информация о таинственном десанте нацистов оставалось засекреченной. Возможно, причина была в том, что, и советские власти в своё время предпринимали подобные попытки иследовать феномен Кольского полуострова. В 1922 году сюда прибыла экспедиция ОГПУ под руководством Александра Барченко. Учёные хотели выяснить причину странного заболевания охватившего местное население. Тогда его называли полярным психозом, но и этой экспедиции не суждено было завершиться удачно. Сохранились только слухи, что в поселениях Кольского полуострова живут странные люди зомби, готовые подчиняться любой тёмной силе. Они-то и интересовали вождей тоталитарных государств. 

    В 2010 году очередную поездку на север предпринял известный врач-офтальмолог Эрнст Мулдашев. Застать его в Уфе где он живёт оказалось очень непросто. Но нам нужно выяснить что за загадочная болезнь была замечена в Мурманской области. «Как выглядит одержимый человек?». Выглядит немножко с бешенными глазами и он послушен. Он послушен, к различным громким командам. Вот эти жесткие громкие команды он выполняет беспрекословно не думая не о жизни, не о смерти не о чем». —  «А что он может сделать в таком состояние?» — Он может выполнить сложные команды, например, бери ружьё иди охоться не на оленя, а на людей. И он охотится, но он в зомбированном состоянии. Есть послушание у них, особо жесткое, когда не надо думать, ты хочешь или не хочешь. Тебя зазомбировали и ты идёшь делаешь то что тебе покажут. Это зомби. Это натуральный зомби». — «Какие-то способы лечения предлагаются?» «Способы лечения мирятинья, как таковых, по большому счёту этих способов нет. Но я думаю, знаете, это даже не болезнь, её нельзя лечить».

    Это больше напоминает рассказы из серии очевидное невероятное, чем реальные истории о реальных людях. Однако, как выясняется специалисты к подобным вещам относятся очень серьёзно. Возникает такое состояние, как, способность говорить на разных языках. Издавать всевозможные звуки, лаяние, рычание, жуткие нечленораздельные крики, говорить с разными тембрами голоса. Кроме этого возникают конвульсивные подергивания, двигательные растройства, припадки, судороги. Ну что это? Болезнь, психическое расстройство или все таки нечто не совсем иное, не подвластное обычным методам лечения. Бесовсина… Вероятно раньше, её именно так и называли. Потому что меняется поведение, меняются ощущения. Он может рассказывать о странных объектах, которых он видит, которых он слышит. То что происходит на Кольском полуострове имеет определение меритинья. Есть и другие названия. В небольшом посёлке в Архангельской области, например частый случай некой болезни котве. В других северных областях подобные приступы называют кликушеством. Но что это на самом деле? Говорят это все проявление одержимости. Формы и обличия которые она может принимать, самые разнообразные. Многие склонны считать что даже психоз охватывающий людей у компьютеров, тоже один из вариантов вселения бесов. 

    Как оказалось, за долгую историю лишь немногим монахам и священникам был дан дар исцелять одержимость и изгонять бесов. Одно из имён преподобный Иринарх Затворник Русский святой живший в XVII веке. Но вот что странно. Информации о нем довольно скудная и к тому, имя святого мало кому известно. Такое ощущение, что она как будто нарошно скрыта. 

    Почему святой Иринарх подвергся забвению? За что преподобный заковывал себя в кандалы? И где искать разгадку таинственного затворника?

    Каждое утро с молитвой он приходил в кузницу. Надевал фартук, брал в руки молот. Удар. Ещё удар. Раскалённый метал превращался в длинную и тяжелую цепь, звено за звеном. И только он один понимал смысл и предназначение этих железных вериг.

    Имя святого Иринарха известно немногим. Ещё меньше людей знают житие преподобного. А в чем смысл его подвига, сказать могут и вовсе единицы. Но почему так получилось? В чем тайна забвения этого русского святого?

    Преподобный Иринарх, особый святой. Подвиг его очень многогранен, очень велик. Его почитание можно сказать не получило такого широкого распространения на всю Россию как об этом нам говорит и отсутствие храмов. 

    Даже с иконами святого оказывается, все очень непросто. А ведь Иринарх Затворник сыграл очень значимую роль в судьбе России. И судя по всемужской был очень известным монахом своего времени. В 1608 году преподобный Иринарх вышел из своего затвора и посетил царя Василия Шуйского в Москве. Потому что Иринарху было откровение видения о разорении Москвы, иноземцами, поляками и литовцами. 

    Четыре сотни лет назад, возможно именно этой дорогой, простой монах, направлялся к Московскому кремлю. Он шел к царю, многострадальному Василию Шуйскому. Прошло всего два года, как Василий Иоанович занял русский престол. И вот теперь, монах, по имени Иринарх несёт ему неутешительную весть. Он предрекал, что, Москва совсем скоро будет разорена, а Василия четвёртого ждёт плен и смерть на чужбине. Так и произошло. 

    Но как, у простого монаха, который почти всю жизнь провёл в заперти, появился этот пророческий дар? Какие ещё события предрекал таинственный русский святой? И кем он был на самом деле Иринарх Затворник? Чтобы ответить на эти вопросы нужно попасть в монастырь где жил святой. Известно, что находился он где-то недалеко от Москвы и носил название Борисоглебского. 

    Таких монастырей в окрестностях Москвы оказалось три. В Дмитрове, в Торжке и в посёлке Борисоглебске Ярославской области. Ярославская область — 250 километров от Москвы, и мы попадаем в монастырь святого затворника. Крепость XIV века, когда-то она была одна из самых мощных и значимых монастырей на Руси. Да и сегодня имеет вид довольно внушительный. При входе, нас встречают парни в военой форме под командованием недюжинного монаха. Почему военная форма? Потому что эти парни занимаются в воено-патриотическом клубе, руководителем которого является дьякон Генадий служащий этого Монастыря.

   Как удалось выяснить в этом монастыре жил один из самых загадочных русских святых 38 лет он провёл в этих стенах, здесь он принял постриг в монахи, здесь назначал встречи царям и воеводам и здесь же должна хранится его самая главная тайна. Сейчас в монастыре всего шесть монахов, а было время когда обитель считалось царской, и туда обязательно приезжал каждый из росийсских правителей начиная с Иоанна Грозного. Возможно поэтому к насельникам монастыря у царской семьи было уважительное отношение. И к словам простого монаха Иринарха прислушивались. 

    К нему приезжали вожди русского воинства: Михаил Скопин-Шуйский, князь Димитрий Пожарский. Эти посещения происходили накануне походов войск под командованием этих военоначальников на Москву. 

    Один из самых известных исторических фактов. В 1612 году в монастырь приехал князь Димитрий Пожарский, тот самый которому было предназначено освободить Москву от польско-литовских захватчиков. Благословение на освободительный поход князь получил от монаха Борисоглебского Монастыря Иринарха Затворника. 

     

 

 

 

 

 

Борисоглебский монастырь, Иринарх Затворник и святые Борис и Глеб

Хоть кое-кто убежденно утверждает, что земля неповторима под серебристым светом луны, но – вы только посмотрите! — как она хороша при свете дня! Мы едем в ростовский Борисоглебский монастырь, а вдоль дороги — темнеют зеленью дремучие сосновые леса, белеет снег, их сочетание гармонично дополняет серое пасмурное небо. Машина подпрыгивает на российской дороге извечного качества, нас время от времени основательно встряхивает.

Мы собираемся полюбоваться еще одним историческим местом Ростова с несколькими непревзойденными памятниками архитектуры.

Все-таки какая замечательная вещь – путешествия! Новые места всегда сулят ранее неизвестные и незабываемые впечатления! Там, куда мы сейчас едем, мы получим их в избытке – просто захлебнемся впечатлениями от красивого и истинно русского места, почти не истоптанного туристами. Во всяком случае так нас уверили.

Не самая приветливая погода

 

Поехали! За бортом около нуля, но сильный ветер. На выходе из города порыв ветра сорвал с прохожего шапку и та проворно бросилась от владельца наутек по проезжей части. Гражданин находился в том возрасте, когда еще важно, как ты выглядишь в глазах окружающих. Боязнь показаться смешным мешала ему припустить изо всех сил за беглянкой, а пришедшее с годами благоразумие не разрешало махнуть рукой на потерю.

Головной убор резво скакал по произвольной траектории вдаль, но общее направление его движения все же просматривалось: куда-то на противоположную сторону дороги. Его хозяин, смущенно улыбаясь автомобилистам, пыхтел, метался по трассе и пытался улучить удобный момент для поимки своей вещи. Наконец, шапка, вильнув, прибилась к колесу идущего перед нами москвича, сам ловец при этом чуть не угодил под него же.

Саня проворно остановился, обезопасив тем самым арену действий. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, объект преследования, а следом его незадачливый владетель, выскочили на тротуар, где преступный головной убор живо пленили прохожие. Наконец-то получив собственность в руки, счастливый ростовчанин удалился. Мы последовали его примеру.

Первые русские святые Борис и Глеб
Кратко – кто же они такие?

 

Летом 2015 года исполнится тысяча лет, как отлетела к Господу душа крестителя Руси — великого князя киевского Владимира. Мало известны подробности его жизни. Да что там подробности! Окутаны туманом как и само его рождение, так и обстоятельства смерти.

Но известно, что Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был закоренелым многоженцем. Поэтому и детей от разных жен у него было много. Считается, что одних сыновей было двенадцать человек.

И особенно среди них он выделял младших — Бориса и Глеба. Кто был их матерью? Неизвестно. Долгое время считалось, что ею была дочь и сестра византийских императоров — порфирородная византийская принцесса Анна. Сейчас это утверждение в ученой среде считается необоснованным и не подтвержденным источниками.

Прошло всего несколько дней после неожиданной смерти Владимира, как в разных местах были убиты любимые его сыновья, не пожелавшие участвовать в междоусобной войне с братьями, – ростовский князь Борис и Глеб, княживший в Муроме.

В те далекие времена преемственность власти опиралась исключительно на силу и шла рука об руку с убийством претендентов. Безжалостно расправлялись даже с ближайшими родственниками.

А тут случилось удивительное: имея каждый под началом сильную дружину, они не захотели идти кровавым путем, не стали поднимать руку на братьев. Приняв мученическую кончину, они утвердили новую модель поведения – не все средства хороши для достижения власти.

Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными русской церковью. В их честь на Руси были построены сотни монастырей и храмов.

Узнаем интересные факты

 

О Борисоглебском мужском монастыре, что находится в Ярославская области, я не знала абсолютно ничего, а ведь это младший родной брат нежно любимой мной Троице-Сергиевой лавры. Семь сотен лет назад пришли сюда в лесную чащобу два инока Феодор и Павел и решили основать в здешнем безлюдье монастырь. Место для обители указал им сам преподобный Сергий Радонежский.

Сначала заложили иноки деревянный храм. Это был 1363 год, прошло меньше тридцати лет с того времени, как на горе Маковец вырос первый храм лавры, посвященный святой Троице.

Но, если Троице-Сергиев монастырь занимал стратегически важное положение, закрывая доступ к Москве, то, стоящий на пути, соединяющем Углич и Ростов, Борисоглебский монастырь был не в силах перекрыть подступ ни к одному из этих городов. Чтобы попасть в любой из них и тогда, и сейчас, есть много других возможностей – дорога эта не единственная.

Причины, по которым удаленный Борисоглебский мужской монастырь не захирел, а стал расти и богатеть, не очень понятны. И еще менее понятны причины, вызвавшие особое отношение к нему со стороны великих князей московских и царей-Рюриковичей. Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности.

Вот, например, царь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный. Как добрый христианин, в деяниях своих он каялся. Составлен был по его приказу синодик – перечень казненных, чтобы поминать их в церквях.

Списки жертв, с крупными денежными пожертвования в придачу, разослали по ряду обителей. В число этих избранных попал Борисоглебский монастырь. Кстати, сюда же Грозный вносил и весомые суммы на помин души жен своих – кроткой Анастасии Романовны, черкешенки Марии Темрюковны, несчастной Марфы Собакиной, а также сына царевича Ивана.

В XVI—XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в ростовской митрополии. Конец его благоденствию пришел в царствование Екатерины Великой, когда передала она монастырские земли графу Григорию Орлову – своему фавориту.

В 1924 году Борисоглебский монастырь Ярославской области и вовсе упразднили, и только спустя семьдесят лет начался новый этап его жизни, и сюда вернулись монахи. В наше время на его территории как-то сосуществуют две организации — действующий монастырь и филиал музея Ростовский кремль.

Насельники святой обители и преподобный Иринарх, затворник Ростовский

 

Монастыри есть сообщества людей особенных, пребывающих один на один с Богом. Численность братии в них разная, в среднем от 20 до 100 человек. В Борисоглебском монастыре в настоящее время живет всего девятеро монахов.

А в XIV веке здесь жил инок Пересвет, тот, которого вместе с братом Ослябей благословил на битву добра со злом преподобный Сергий.

В конце 16 и начале XVII веков жил в монастыре еще один инок — Иринарх, впоследствии прославленный как святой.

В расцвете сил принял он постриг и 38 лет, до самой своей смерти, жил в добровольном затворе – крохотной келье размером в полтора на три метра. Укрощая плоть, носил на себе вериги: на шее цепь двадцати сажен, на руках восемнадцать оков, на плечах тяжестей числом семь, на ногах наложенные весомые путы, пояс обременял пуд металла, да было еще кое-что по мелочи — полторы сотни крестов на теле и железная палка, которой он побивал себя.

Но главным было не аскетическое житие преподобного Иринарха, а тот дар прозорливости, который позволял борисоглебскому затворнику провидеть будущее.

Так, он предсказал царю Шуйскому нашествие поляков, а потом подсказал ему момент победного наступления. А самому гетману Сапеге, не убоявшись, прямо в лицо предрек, что тот будет убит, если не покинет Русь. Святой Иринарх благословил поход и воинство Дмитрия Пожарского на борьбу с интервентами.

Святой источник Иринарха

 

Близ села Кондаково, что в сорока километрах от Борисоглебского монастыря Ярославской области, находится источник, выкопанный руками юного Иринарха, до того, как он стал святым затворником.

Родничок находится в лесу, холодная целебная вода слегка попахивает глиной – почвы вокруг глинистые. Святой источник Иринарха не замерзает, зимой и летом приходят сюда верующие за исцелением от болезней. Около него обустроена удобная купаленка. Считается, что эта ключевая вода излечивает бесплодие, кожные и сердечные болезни.

Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка, что отмечается 2 августа, из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха целых четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги затворника ростовского…

Здравствуй, поселок Борисоглебский!

 

В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.

После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.

Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и — погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.

Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку — дочка большая любительница птиц. И видим — махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону — не зря говорят, что сорока умная птица.

С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам — Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.

Лесной кремль – Борисоглебский монастырь

 

Дорога ведет к северной стене монастыря. Вдоль нее идут торговые ряды позапрошлого века.

В саму обитель ведут кружевные и узорчатые ворота со Сретенской надвратной церковью. Монументальная и красивая, с пятью главами, резной галереей и витыми колоннами, она приятного желто-оранжевого цвета. Украшают ее белые пояски и тоже белые многослойные наличники. Две круглых башни с гранеными навершиями охраняют ее по сторонам.

Древние терракотовые стены сложены из камня, они опоясывают монастырь, образуя неправильный четырехугольник периметром чуть больше километра (1040 метров). Толщина их внушительна — три метра, а высота колеблется от десяти до двенадцати метров. Ансамбль дополняют 14 мощных башен – 9 круглых и 5 квадратных, которые возвышаются на высоту от 20 до 40 метров.

Внутри стены большое пространство, где стоят лишь несколько зданий, но посажено много деревьев. Чувствуется, что летом тут необыкновенно хорошо.

Великий строитель владыка Иона Сысоевич

 

Изначально монастырь был возведен из дерева, до нашего времени эти постройки ни при каких условиях не смогли бы дожить. О том, сколько живут деревянные постройки, можно прочитать здесь.

Первый каменный храм во имя святых Бориса и Глеба заложили на месте обветшавшего деревянного в 1522 году. То, что предстает перед нами сейчас – стены и постройки — сделаны стараниями создателя Ростовского кремля, неутомимого созидателя митрополита Ионы. Он не был ни выдающимся проповедником, ни знаменитым богословом, но был строителем, которому ни разу не изменило чувство гармонии и вкус.

Иона Сысоевич украсил митрополию великолепными храмами и зданиями. Он провел в Борисоглебском монастыре масштабные работы, перестроил существующие и построил новые здания, создал тот дошедший до наших дней монастырский ансамбль, что может поспорить с лучшими образцами мировой архитектуры.

Однако первое впечатление от монастыря – недоумение.

Зачем нужна была столь мощная крепость среди дремучих лесов? Что-то не верится, что умный и практичный Иона Сысоевич возводил мощные стены такой толщины и высоты исключительно ради красоты. Неет, что-то тут определенно кроется.

А может, быть и в самом деле была задумка у патриарха Никона, поставить церковную власть выше светской?

И для этого и понадобилось окружить Москву кольцом монастырей, по сути бывших сверхмощными военными крепостями? А митрополит ростовский Иона действовал в рамках патриаршего генерального плана и только неожиданная смерть главного организатора все изменила? Лишь спустя время после нее митрополит осмелился нарушить установки прежнего кумира…

Храмы и основные постройки монастыря сурового и мужественного

 

  1. Храм Бориса и Глеба – небольшой, четырехстолпный, одноглавый.
  2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной.
  3. Святые врата и над ними церковь преп.Сергия Радонежского – сооружения замечательные.
  4. В центре двора высится каменная трехъярусная звонница, на нижнем этаже которой находится церковь св.Иоанна Предтечи, а в проемах верхнего яруса просматриваются висящие колокола.
  5. Ворота и надвратная церковь Сретения Господня — великолепный образец декоративной архитектуры XVII века.
  6. Келья прп. Иринарха – прилепилась торцом к стене монастыря около башни.

Много не налюбуешься, однако

 

Внутри двора проложены дорожки, но во всем владении Борисоглебского монастыря не наблюдалось ни одного живого существа. Лишь при входе мимо нас торопливо прошагал один-единственный монах, указавший на собор Бориса и Глеба: «Там может быть еще открыто».

Но двери там уже были заперты. И не только там, в монастыре были закрыты абсолютно все двери, куда бы мы не пытались войти. Определенно, день был не наш.

Как-то взгрустнулось: нам не удалось подняться на стены, ни на башню, не получилось ни зайти внутрь церквей, ни посмотреть музейные экспозиции.

Какое-то время мы бесцельно походили по территории. Неприятное для жителей мегаполиса полное безлюдье и некомфортная погода своим сырым холодом буквально выдавливали нас отсюда. Если бы не ветер, то тишина, наверное, стояла бы просто пугающая. И мы ушли.

Для себя решили: Борисоглебский монастырь — это то место, куда непременно нужно съездить еще раз, но только тогда, когда тепло.

Фотографии С.М. Прокудина-Горского

 

Жил в начале XX века в Санкт-Петербурге некто Сергей Михайлович Прокудин-Горский и было у него увлечение — фотография. Причем снимки он делал цветные. И это за полвека до изобретения цветного фото! Каждая фотография запечатлевалась тремя камерами с разными светофильтрами на три отдельных стеклянных пластины.

Однажды в его жизни наступил звездный час — его работы увидел сам Николай II. Хозяин земли русской поручил ему сделать снимки всей империи. Закипела работа, да тут неожиданно грянула революция. Фотограф, подхватив семью и часть снимков, бежал за границу. В конце концов, нужда заставила его продать коллекцию Библиотеке конгресса США, где о ней надолго забыли.

А когда вспомнили, то чуть не попадали в обморок от счастья: на фотографиях виды городов, какими они были сто лет назад! Да в истинном цвете! С подробными деталями! На них исчезнувшие ныне здания, разрушенные храмы…

На видео то, как выглядел Борисоглебский монастырь Ярославской области сто лет назад и те самые, весом в добрый центнер, вериги преподобного Иринарха.



Рубрика: Россия

Борисоглебский монастырь и Преподобный Иринарх затворник Ростовский

Всего в 220 км. от Москвы на благодатной Ярославской земле вот уже 650 лет стоит Борисоглебский монастырь.

С.М. Прокудин-Горский. Общий вид Борисоглебского монастыря. Фото 1911 года.

По свидетельству дошедших до нашего времени исторических документов XVI века, Борисо-Глебский монастырь был основан преподобными Феодором и Павлом Ростовскими. Около 1360 года поселился в Ростовских пределах инок Феодор. Стремясь к уединению, он три года прожил в построенной им келье, а через некоторое время к нему пришел преподобный Павел. В начале 1363 года на богомолье в Ростов прибыл Преподобный Сергий Радонежский. Узнав об этом, иноки умоляли его благословить устройство общежительного монастыря. «Преподобныи же Сергие сътвори по прошению их… и много походив по пустыни сеи… прииде на место, где стоит и доныне церковь великих страстотерпцев Бориса и Глеба, и благослови их поставити храм…»
Северные врата монастыря с церковью Сретения Господня. Вверху фото 1911 года С.М.Прокудина-Горского. Внизу — нынешнее состояние.

С большой ревностью иноки взялись за работу. Во время недолгого отдыха преподобным явились во сне святые князья Борис и Глеб, ободрили подвижников словами: «Труждайтесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят место сие, и мы неотступно будем на помощь вам».
Местоположение монастыря было весьма выгодно. Здесь проходил древний тракт из Москвы и Ростова к Угличу и далее в Каргополь и на Белоозеро. В древности здесь были могучие дубовые леса. Народное предание сохранило сведение о том, что вокруг монастыря в начале XVII века были непроходимые дубовые чащи.

Монастырская стена и башни. 1911 год и нынче.

Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим «домашним». Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря первого русского царя Ивана III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал «домашний» монастырь деньгами и вотчинами. При сыне Ивана III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер «каменный здатель» Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иван IV Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов. Вклады в Борисоглебский монастырь делали также цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии. В XVI—XVII столетиях в монастыре подвизался великий подвижник, святой, молившийся о Руси в годину Смутного времени, — преподобный Иринарх Затворник. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать лет святой провел в затворе. За великие духовные подвиги и труды Господь наделил преподобного Иринарха даром прозорливости и исцеления. Именно он предсказал царю Василию Шуйскому «пленение Руси поляками». В 1612 году у кельи преподобного приняли от него благословение идти в поход на Москву воеводы Минин и Пожарский.

А это южные врата монастыря с церковью преподобного Сергия Радонежского. Построены в 1545 году одновременно с крепостными стенами зодчим Григорием Борисовым.
Фото С.М. Прокудина-Горского 1911 года и нынешнее состояние.

Собор Бориса и Глеба был воздвигнут Григорием Борисовым в 1522-1524 годах на месте деревянного, где были захоронены основатели монастыря Фёдор и Павел. Серьёзные нарушения облика собора относятся к концу 18 и 19 веку. Чтобы усилить роль главного храма в монастыре, барабан главы был надложен, а сама она получила вместо шлемовидной форму приземистой луковицы с перехватом. К западной стене собора пристроили обширный придел Илии и паперть с тяжёлым классическим портиком. Внутри придел был расписан на тему земной жизни Иринарха-затворника. Росписи выполнил художник Сапожников.

Монастырская звонница с церковью Иоанна Предтечи. Год постройки 1690.

Келья Преподобного Иринарха.

Продолжение следует…

При подготовке использованы материалы сайтов:
sobory.ru
икх.рф
prokudin-gorskiy.ru

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский / Патриархия.ru

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле.

Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем.

Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Аврамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась!» Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде. Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители.

Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки.

Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606-1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание.

Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.

Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика — в которой земле жить, той земле и служить». После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.

Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: «Увидите славу Божию». В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир.

Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой († 13 января 1616 года). После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, «связни», которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду.

После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Иконописный подлинник


Русь. XVII.

Прп. Иринарх Ростовский с житием. Икона. Русь. Конец XVII века. Из Борисоглебского монастыря. Собрание Ростовского музея.


Россия. 1814.

Руссие святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 3. Музей СпбДА, табл. 58. Ретушировано.


Москва. 1920-30.

Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 — начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.


Москва. 1996 — 1999.

Свв. Борисоглебские. Алдошина Н.Е. Прорись. Сергиев Посад. 1996 — 1999 годы.


Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Царская обитель. Какие тайны скрывают стены Борисо-Глебского монастыря | Персона | КУЛЬТУРА

Борисо-Глебский монастырский музей находится на дороге из Ростова в Углич и входит в «Золотое кольцо России».

Это один из красивейших архитектурных комплексов допетровского времени, у московских князей и первых русских царей монастырь считался «домашним». Мы попросили рассказать директора музея Наталью Шеину о том, чем сейчас живёт и «дышит» бывшая царская обитель.

Символ примирения

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Наталья Сергеевна, как сегодня живёт и развивается ваш музей?

Наталья Шеина: Борисо-Глебский монастырский музей ведёт научно-исследовательскую, архивную, издательскую, экскурсионную деятельность. 

Летом этого года мы закончили работу над книгой «Сокровенная обитель. Троица на Бору», рассказывающей об истории местности, которая является частью нынешнего Борисоглеба, с момента основания там девичьего монастыря до современности. Для нас и жителей посёлка, любящих и интересующихся историей своей малой родины, это стало событием.

Если говорить об экспозиционной деятельности музея, то в январе этого года к нам из Воронежа поступила в дар большая коллекция предметов, имеющих историческую ценность, для организации выставки «История развития армии и флота». На ней представлены модели кораблей, самолётов, танков, оружие, военные карты армий и флотов разных стран мира. Но история русской армии и флота проходит красной нитью через всю экспозицию.

Сейчас выставка начала уже свою работу, но помещение, где она функционирует, очень маленькое и вместить все экспонаты не может. Так что мы в поиске удачного помещения. Кроме того, нам стало понятно, что экспозицию нужно доработать, дополнить, расширить. 

— Когда возник монастырь, и как возрождалась обитель?

— Борисо-Глебский монастырь – древняя обитель, основанная в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского двумя монахами – Фёдором и Павлом. В то время междоусобиц, вражды и «Золотой орды» она явилась символом примирения двух русских князей – Ростовского князя Константина Васильевича и Московского князя Димитрия, будущего Донского. Ведь преподобный Сергий пришел в Ростов именно с целью примирить враждующие стороны и тем укрепить Русь.



Фото: Из личного архива/ Наталья Шеина

У монастыря богатейшая история. Сначала он был митрополичьим. После того, как во время княжеских распрей Великий князь Василий Тёмный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство, обитель делается царской.

Расцвет обители пришёлся на XVII-XVIII века. В начале XX века его храмы пережили поругание и забвение, святыни были вывезены, судьба многих из них до сих пор неизвестна.

С 1924 года на территории обители начал действовать музей антирелигиозной пропаганды, а в 1928-м монастырь был ликвидирован.

В 1989 году собор Бориса и Глеба был передан Церкви и действовал как приходской храм. Возрождение монашеской жизни в обители началось 4 ноября 1994 года. А в 2013 году было принято решение о создании своего монастырского музея.

— Сохранилась ли келья святого преподобного Иринарха Затворника Борисоглебского, с чьего благословения «начиналась всякая победа в Смутное время»?

— Келья преподобного Иринарха – это особое место монастыря, она находится в восточной монастырской стене. По преданию, на этом месте в древности рос большой кедр, под которым состоялась беседа преподобного Сергия Радонежского с монахами-основателями монастыря Фёдором и Павлом. И именно на этом месте некогда игумену Феофилу, начавшему каменное строительство монастыря, было видение святых благоверных князей Бориса и Глеба, в котором они пообещали никогда своей помощью этого места не оставлять.

Впоследствии именно это место преподобный Иринарх выбирает для строительства своей кельи. И здесь в подвиге затвора и ношения вериг он провел 30 лет. К его келье в Смутное время приходили как враги нашего Отечества – польские паны и воеводы, которые дивились подвигу и вере старца, преклоняя перед ними свои головы, так и герои-освободители князь Димитрий Пожарский и Козьма Минин. Князь Пожарский получил в благословение от святого крест от вериг. И с великой святыней Казанской иконой Божией Матери с Иринарховым крестом была одержана победа над Смутой.

Победа духа

— Как туристы воспринимают ваш рассказ о судовых священниках, которые служили на флоте во время русско-японской войны?

— С информации, найденной в архиве, о судовых священниках и началась история нашего музея. Пятеро иеромонахов Борисоглебского мужского монастыря служили судовыми священниками на судах Доброфлота и во время русско-японской войны. Когда рассказываешь об этих страницах истории, люди начинают пытаться глубинно осмыслить, почему произошла эта война на Дальнем Востоке, вспоминают своих предков, её непосредственных участников, и начинают гордиться этим. Ведь эта война вошла в историю как позорно проигранная. Но если мы задумаемся о её реальных причинах и героизме, проявленном русскими солдатами и моряками, то не будет сомнений, что это была очередная победа духа русского солдата и моряка.

— Какие праздники у стен Борисо-Глебского монастыря сегодня популярны?

— Самые значимые – это, конечно, дни памяти благоверных князей Бориса и Глеба, покровителей Борисоглебской земли – 15 мая и 6 августа, память преподобного Иринарха Затворника – 26 января. Огромное число людей из городов России и из-за рубежа приезжают в этот день в Борисоглеб, чтобы соборно помолиться святому угоднику. Ведь его чтут даже в Польше, и уже не раз польская делегация приезжала в монастырь. Они молились вместе с русскими о мире во всём мире.

Приезжают поляки, сербы, немцы, французы и на Иринарховский крестный ход, который проходит по Борисоглебской земле во второй половине июля. Это праздник, который люди ждут целый год и на это время планируют свой отпуск.

Добрые традиции

— Есть ли в музее материалы о коренных жителях и их предках?

— Сейчас все больше людей интересуются своими предками, составляют родословные древа. Особенно радостным является тот факт, что дети, школьники активно занимаются этим. В Борисоглебском районе в том числе при поддержке монастырского музея проводится школьная районная конференция «За добрые традиции земли Борисоглебской», на которой ребята рассказывают о своих семейных традициях, славных страницах истории, героях войн.

Кроме того, у музея есть друзья-петербуржцы, предки которых жили на протяжении веков в Борисоглебе. Они неутомимо ищут свои корни и помогают в составлении родословных. Одной из таких подвижниц является Елена Дмитриевна Воронина. Она составила родословные древа очень многих известных в посёлке и районе фамилий – Черепенниковы, Чаловы, Честновы, Лапины, Гребенские, Ёлкины, список можно продолжать долго.

Члены семьи Черепенниковых на протяжении многих лет были благодетелями БорисоГлебского монастыря и Троице-Борского храма. Так, Василий Иванович Черепенников, санкт-петербургский купец, происходил из борисоглебских крестьян и имел в столице несколько торговых лавок и магазинов. Многим борисоглебским мальчишкам он дал рабочие места в столице. Вообще о благосостоянии своих земляков у него была особая забота. Например, он сдавал землякам в пользование большие участки своей земли, но арендную плату никогда не брал. А впоследствии принял на себя труды по приобретению земли в собственность для борисоглебских крестьян. При этом сам жил скромно. Вот такие были люди, жертвенные!

— А вы лично знаете своих предков?

— Благодаря всё той же Елене Дмитриевне (мне посчастливилось быть её родственницей) я знаю своих предков по линии моего отца до начала XVIII века. Последний известный нам наш общий предок был Иван Антонов, каменщик. Он строил Троице-Борский храм, а потом Петербург вместе со многими каменщиками со всей Руси.

А начав работу над экспозицией, посвящённой Российскому императорскому флоту начала XX века, я узнала, что мой предок по материнской линии погиб в первый день русско- японской войны 27 января на крейсере «Варяг», он был матросом 2-й статьи. В семье эта память не сохранилась.

Всем нашим гостям, а особенно детям, молодёжи, говорю: «Ищите свои корни, исследуйте историю своего рода. Обретая свои корни, мы становимся сильнее, прежде всего, духовно».

— Много ли туристов, путешествующих по «Золотому кольцу», посещают музей?

— Гостей у нас достаточно, за прошлый год мы приняли около 10 тысяч человек, география широкая. Последнее время частыми гостями стали жители Белоруссии и Украины. Будем считать это добрым знаком в деле единения братских неделимых народов. Часто во время экскурсии произносишь слово «Русь», и каждый раз делаешь оговорку: «Русь – это не Российская Федерация, это гораздо больше».

Смотрите также:

Главная

Краткий исторический обзор. С.А. Лапшина, научный сотрудник Борисоглебского монастырского музея
(Доклад был прочитан на Стратегическом Совете Ростовского района, который проходил в Ростовском кремле 23 августа 2019 года)

Борисоглебский район по сравнению с Ростовским районом менее развит в экономическом отношении и менее привлекателен в туристическом, но поскольку связь Ростова и Борисоглеба прослеживается на протяжении нескольких веков, а часть современного Борисоглебского района это исконная территория бывшего обширного Ростовского уезда, то мне бы хотелось представить Борисоглебский район в историческом срезе.
Борисоглебский район в этом году отмечает своё столетие. Он был образован в 1929 году во многом искусственно, собран из волостей Ростовского, Угличского и Ярославского уездов. Но сегодня Борисоглебский район воспринимается как самостоятельная административная единица со сложившимися традициями и ориентирами.

Этим летом Борисоглебский монастырь посетил американский учёный, профессор славистики Тулейнского университета в США, член Российской академии архитектуры Уильям Крафт Брумфилд. Известный американский фотограф и историк русской архитектуры, он почти полвека путешествует по России, изучая и фотографируя памятники архитектуры. Это второй его визит, первый раз Уильям Брумфилд посетил Борисоглеб в уже далёком 1992 году. 

Уильям Брумфилд известен как куратор и исследователь коллекции фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского, хранящейся в библиотеке Конгресса США. Проще говоря, это один из тех людей, благодаря которым мы можем любоваться уникальными фотографиями известного русского фотографа и путешественника.

Американец с русской душой… человек не от мира сего, говорят про таких людей русские… Но именно ТАКИЕ люди дают миру намного больше, чем кто-либо другой…

 

Результатом поездки в Борисоглеб стала статья о святом преподобном Иринархе Борисоглебском (на английском языке).

 

…Когда в праздник Казанской иконы Божией Матери на воскресной Литургии я увидела зелёные с ромашками платочки, сердце просто запело от радости: надо же, краснодарцы уже тут! Они всегда приезжают раньше, чтобы помочь в последних приготовлениях к Иринарховскому крестному ходу, но обычно дня за два. А нынче стали прибывать аж за четыре — 20 июля. Да и больше их было в этот раз: как позже выяснилось, в крестном ходе участвовало в общей сложности человек шестьдесят. И все паломницы в одинаковых платочках, которые надевают специально, чтобы без труда находить друг друга среди великого множества людей.

У каждого крестного хода своё лицо. У Иринарховского оно, наверное, именно такое: загоревшее, улыбающееся, окаймленное белыми ромашками на зелёном фоне.

Святой источник Преподобного Иринарха в Ярославской области

В Ярославской области находится несколько источников, которые известны своей чудотворной силой. Один из них расположен в деревне Кондаково Борисоглебского района. Назван источник в честь одного затворника – преподобного Иринарха, который родился в этой деревушке. С раннего возраста Илья (таковым было мирское имя Святого) тяготел к монашеской жизни. До 18 лет он жил в родной деревне, где и выкопал в лесу небольшой колодец. Люди, которые приходили к этому месту за водой стали замечать, что она исцеляет от многих заболеваний, помогает избавиться от головных болей, прибавляет жизненных сил и возвращает веру в себя.

 

После смерти отца Иринарх вместе с братом и матерью отправляется в город Ростов Великий, где до 30 лет занимается торговой деятельностью. Еще через некоторое время он полностью откажется от мирской жизни и станет послушником при Борисоглебском монастыре. Оставшиеся 38 лет своей жизни Святой прожил в монашеской келье – в оковах и цепях, занимаясь самобичеванием. Так он пытался усмирить плоть и искупить все свои грехи. До самой смерти Иринарх молился за спасение России. Он был предсказателем и целителем, и даже после его смерти люди, которые прикасались к мощам Святого, оковам или крестам, чудесным образом исцелялись от неизлечимых болезней.

 

Деревня Кондаково, где родился затворник Иринарх, находится в 30 километрах от поселка Борисоглебский. Расстояние от города Ростов Великий до административного центра составляет 19 километров. Между городами организовано регулярное автобусное сообщение. Расстояние между Борисоглебском и Москвой составляет чуть больше 200 километров или 3-4 часа в пути. В этом же административном центре расположен Борисоглебский монастырь, где затворник прожил большую часть своей жизни.

Источник можно посетить в любое время года, возле него всего было многолюдно – даже при жизни Иринарха. Но больше всего паломников приходит к колодцу накануне празднования дня памяти пророка Илии, который отмечается 2 августа. От стен обители монаха-затворника до источника ежегодно организуется крестный ход. В нем принимают участие не только братья-монахи, но и верующие со всех уголков России и других стран. Крестный ход продолжается неделю. На протяжении этого времени колонна с людьми передвигается от одной деревни к другой, от храма к храму. Во время каждой остановки проводится литургия, молебен и лития. Монахи и паломники располагаются на ночлег, а утром продолжают свое странствие.

 

Обычным туристам, которые не готовы совершать паломнический крестный ход, но хотели бы посетить источник Иринарха, попробовать целебной воды и искупаться в купальне, нужно приехать в деревню Кондаково самостоятельно. Из поселка Борисоглебский ежедневно следует автобус «Борисоглебское – Высоково» с остановкой в Кондаково. Затем следует пройти через все село до церкви Рождества Христова. Данный храм – это интересный памятник архитектуры начала XIX века, который будет также интересно посетить туристам. В церкви находится икона преподобного Иринарха и часть его вериг (цепей), которые затворник носил для усмирения своей плоти. За ней – в низине лес, где и находится колодец-источник, купель и небольшая часовня.

Атмосфера умиротворения и одухотворенности, чистый воздух, хвойный лес, целебная вода – все это помогает не только избавиться от недугов, но и обрести жизненные силы. Здесь можно снять напряжение после трудных рабочих будней и получить заряд энергии для новых проектов. К источнику достаточно легко добраться, расположен он относительно недалеко от столицы, поэтому посещение его для любого человека – больного или здорового – принесет только пользу для души и тела!

Святой источник преподобного Иринарха Затворника, Борисоглебский район, Россия. Небольшое фото № 29637709, фотограф Валерий Смирнов / Фотобанк Лори

Корзина
Купить!

Изображение
помещёно
в вашу корзину покупателя.

Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить покупок.

Перейти в корзину…

удалить из корзины

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют с разрешением
300 точек на дюйм.Купленные файлы в формате JPEG .

¹ Стандартная лицензия
разрешает однократную публикацию изображения в интернете или в печати (тиражом до 250 тыс. экз.)
в качестве материала к информационномуу или обложки печатного издания, а также в
рамках одной рекламной или промо-кампании в интернете;

² Расширенная лицензия
разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;

Подробнее об
условиях лицензий

³ Лицензия Печать в частных целях
разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и печати для личного использования
тиражом не более пяти экземпляров.

* Пакеты изображений
дают значительную экономию при покупке большого числа работ
(подробнее)

Размер оригинала:
6000 × 4000 пикселей.
(24 МП)

Указанная в таблице цена складывается из использования лицензии на изображения
(75% полной стоимости) и услуг фотобанка (25% полной стоимости).
Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и ​​в конечных документах (договорах, актах,
реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их
покупки.
Любое использование способов (в том числе в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк), запрещено
и преследуется по закону.

.

Святой источник преподобного Иринарха Затворника, Борисоглебский район, Россия.

Корзина
Купить!

Изображение
помещёно
в вашу корзину покупателя.

Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить покупок.

Перейти в корзину…

удалить из корзины

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют с разрешением
300 точек на дюйм.Купленные файлы в формате JPEG .

¹ Стандартная лицензия
разрешает однократную публикацию изображения в интернете или в печати (тиражом до 250 тыс. экз.)
в качестве материала к информационномуу или обложки печатного издания, а также в
рамках одной рекламной или промо-кампании в интернете;

² Расширенная лицензия
разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;

Подробнее об
условиях лицензий

³ Лицензия Печать в частных целях
разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и печати для личного использования
тиражом не более пяти экземпляров.

* Пакеты изображений
дают значительную экономию при покупке большого числа работ
(подробнее)

Размер оригинала:
4000 × 6000 пикселей.
(24 МП)

Указанная в таблице цена складывается из использования лицензии на изображения
(75% полной стоимости) и услуг фотобанка (25% полной стоимости).
Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и ​​в конечных документах (договорах, актах,
реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их
покупки.
Любое использование способов (в том числе в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк), запрещено
и преследуется по закону.

.

Святой источник преподобного Иринарха Затворника, Борисоглебский район, Россия. Небольшое фото № 29637710, фотограф Валерий Смирнов / Фотобанк Лори

Корзина
Купить!

Изображение
помещёно
в вашу корзину покупателя.

Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить покупок.

Перейти в корзину…

удалить из корзины

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют с разрешением
300 точек на дюйм.Купленные файлы в формате JPEG .

¹ Стандартная лицензия
разрешает однократную публикацию изображения в интернете или в печати (тиражом до 250 тыс. экз.)
в качестве материала к информационномуу или обложки печатного издания, а также в
рамках одной рекламной или промо-кампании в интернете;

² Расширенная лицензия
разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;

Подробнее об
условиях лицензий

³ Лицензия Печать в частных целях
разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и печати для личного использования
тиражом не более пяти экземпляров.

* Пакеты изображений
дают значительную экономию при покупке большого числа работ
(подробнее)

Размер оригинала:
6000 × 4000 пикселей.
(24 МП)

Указанная в таблице цена складывается из использования лицензии на изображения
(75% полной стоимости) и услуг фотобанка (25% полной стоимости).
Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и ​​в конечных документах (договорах, актах,
реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их
покупки.
Любое использование способов (в том числе в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк), запрещено
и преследуется по закону.

.

Подход к святому источнику преподобного Иринарха Затворника, Россия. Небольшое фото № 29637707, фотограф Валерий Смирнов / Фотобанк Лори

Корзина
Купить!

Изображение
помещёно
в вашу корзину покупателя.

Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить покупок.

Перейти в корзину…

удалить из корзины

Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют с разрешением
300 точек на дюйм.Купленные файлы в формате JPEG .

¹ Стандартная лицензия
разрешает однократную публикацию изображения в интернете или в печати (тиражом до 250 тыс. экз.)
в качестве материала к информационномуу или обложки печатного издания, а также в
рамках одной рекламной или промо-кампании в интернете;

² Расширенная лицензия
разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и так далее;

Подробнее об
условиях лицензий

³ Лицензия Печать в частных целях
разрешает использование изображения в дизайне частных интерьеров и печати для личного использования
тиражом не более пяти экземпляров.

* Пакеты изображений
дают значительную экономию при покупке большого числа работ
(подробнее)

Размер оригинала:
5775 × 3850 пикселей.
(22.2 МП)

Указанная в таблице цена складывается из использования лицензии на изображения
(75% полной стоимости) и услуг фотобанка (25% полной стоимости).
Это разделение проявляется только в выставляемых счетах и ​​в конечных документах (договорах, актах,
реестрах), в остальном интерфейсе фотобанка всегда присутствуют полные суммы к оплате.

Внимание! Использование произведений из фотобанка возможно только после их
покупки.
Любое использование способов (в том числе в том числе в некоммерческих целях и со ссылкой на фотобанк), запрещено
и преследуется по закону.

.