Содержание

Матильда Кшесинская была беременна от Николая: сенсация из Госархива РФ

Напомним, что в этом году мы сначала выступили с публикацией дневников Матильды, посвященных любовной истории с Николаем (читайте их в нашем спецпроекте «Матильда»).

Потом «отцедили» лаконичные упоминания об этой лав-стори в ранее не публиковавшихся дневниковых тетрадях будущего царя Николая II.

Но вот теперь, под конец года довелось вашему корреспонденту перелистать машинописную копию «Воспоминаний» Матильды Кшесинской, хранящуюся в фондах Государственного архива РФ…

Казалось бы, бессмысленная затея. Ведь «Воспоминания» впервые были изданы в Париже в 1960 году, а в начале 1990-х — в России отдельной книгой. Сейчас любой желающий может ознакомиться с этим литературным опытом Матильды Феликсовны. Зачем же в такой ситуации идти к архивистам, листать там у них пожелтевшие от времени машинописные страницы? Оказалось, есть зачем!

В картонной папке мы обнаружили машинописные мемуары Кшесинской на русском языке — они были отпечатаны в 1955 году. Судя по качеству оттисков знаков, в ГАРФе хранится второй или даже третий экземпляр: буквы, цифры, знаки препинания имеют слегка размытые контуры – явно их изображение оттиснуто на бумаге через копирку.

Первая страница машинописной рукописи. Из фондов ГАРФ.

Фото: Александр Добровольский

Но вместе с этим в папке есть и более «свежие» страницы.

При внимательном взгляде на рукопись 1955 года можно обнаружить, что в некоторых местах она подверглась правке. Порой первоначальные куски текста зачеркнуты, а на других листах, наоборот, сделаны вставки.

Самой интересной оказалась корректура на странице 66. Здесь нашлась настоящая информационная «бомба»! Но давайте по порядку.

Для начала предлагаю вам прочесть текст, опубликованный во всем доступной книге Кшесинской:

«Зимою этого (1893-го – авт.) года со мною произошел несчастный случай, когда я каталась по городу. Однажды Великий Князь Александр Михайлович, который служил тогда в Гвардейском Экипаже, предупредил меня, что в такой-то день и час он будет проходить по набережной со своей ротой и хором музыки.

В условленный день и час я выехала на своей одиночке в санях с Ольгой Преображенской, с которой тогда очень дружила, на набережную. Мы стали обгонять роту, которую вел Великий Князь, как вдруг грянула музыка, моя лошадь испугалась и понесла.

Кучер не мог ее удержать, сани опрокинулись, но, на наше счастье, не в сторону панели, где был ряд гранитных тумб, о которые мы могли разбить себе головы, а в сторону улицы. Ольга, Оляша, как мы ее называли, первая вылетела из саней, а я с трудом освободилась из-под меховой полости и тоже в конце концов вылетела из саней в снег, сильно расшибла себе руку, да и вся вообще здорово расшиблась.»

Следующий после этого абзац в книге начинается так.

«Наступило лето, и я начала замечать, что Наследник все менее и менее свободен в своих поступках. И я стала подумывать, не должен ли он снова ехать за границу в связи с постоянно подымавшимся вопросом о его женитьбе и о возможной помолвке с принцессой Алисой Гессенской, которую все более считали наиболее подходящей для него невестой…»

А теперь обратимся к машинописному авторскому экземпляру из фондов архива. В папке нашлись сразу две страницы под одним и тем же номером 66!

В первой, 1955 года, есть несколько строк между процитированными выше абзацами. Эти строки зачеркнуты, и потому в книгу не попали, а между тем, в них содержится крайне интересная информация. Итак читаем:

«Я тоже в конце концов вылетела из саней в снег и сильно… расшиблась. Если бы не это несчастие, я стала бы скоро матерью. Только впоследствии, когда была старше, я поняла, чтО тогда потеряла. Говорили потом, что у меня были дети от Наследника, но это была неправда. Я часто сожалела, что не имела.»

Страница 66 из машинописной рукописи. Из фондов ГАРФ.

Фото: Александр Добровольский

Фактически Кшесинская дает ответ сразу на два вопроса. Рассказывает об их с Цесаревичем ребенке, зачатом, но так и не появившемся на свет в 1893 году. И одновременно опровергает уже неоднократно звучавшую в последнее время версию о том, что, якобы, в 1911-м Матильда родила от императора Николая дочку Целину.

Судя по дневниковым записям Наследника престола, их первая с Матильдой ночь любви случилась 25 января 1893 года (читайте материал «Провел лучший с нею вечер — перо трясется в руках!»).

Дату, когда она лишилась будущего ребенка, Кшесинская в своих «Воспоминаниях» не приводит. Однако ориентируясь на тот факт, что катались они тогда с подругой на санях, можно предположить: ДТП на набережной произошло не позднее конца марта – начала апреля, после этого какой уж там может быть снег на мостовых Петербурга. В итоге определяем, что балерина к моменту аварии вполне могла иметь срок беременности 1,5-2 месяца…

В той же папке лежит второй, уже исправленный вариант страницы 66, без упоминания о беременности — он напечатан на другой пишущей машинке, другим шрифтом. И, судя по его четкости, это явно первый экземпляр, а не второй-третий под копирку.

Таким же шрифтом напечатано авторское предисловие к «Воспоминаниям». В нем Матильда Кшесинская рассказывает об истории написания мемуаров и упоминает, что в работе с подготовкой их к изданию произошел некоторый перерыв. Из фактов, изложенных в предисловии, явствует, что завершающая стадия подготовки издания книги началась после 1958 года. Таким образом можно с уверенностью сказать: обновленная страница №66 появилась по крайней мере тремя годами позднее первоначальной рукописи.

Кто же внес исправление в текст, кто вычеркнул строки о несостоявшемся материнстве? Можно лишь предполагать, что это была сама Кшесинская.

Подлинность находящегося в Госархиве экземпляра машинописной копии «Воспоминаний» сомнениям специалистов не подвергалась. Значит сама Матильда Феликсовна, прочитав заново по прошествии нескольких лет рукопись, изменила отношение к собственной прежней откровенности и решила засекретить факт беременности от цесаревича в 1893-м.

Цесаревич Николай Александрович.

Читайте материал по теме «Тайна сокровищ Матильды Кшесинской связана с гибелью ее любимого фокстерьера»

Есть еще один – весьма пикантный, – момент в этой вновь всплывшей истории. Невольным виновником неудавшегося материнства Матильды стал ее несостоявшийся любовник – тот, кто вполне мог бы в то время занять в сердце очаровательной балерины место цесаревича Николая.

В. к. Александр Михайлович с женой в. к. Ксенией Александровной. Из фондов ГАРФ.

Речь идет о великом князе Александре Михайловиче, которого в кругу близких называли Сандро, это из-за его роты и хора музыки опрокинулись сани с Кшесинской.

Матильду и Сандро познакомил в свое время сам наследник престола, и барышня, хотя и была влюблена в будущего императора Николая, все же обратила весьма пристальное женское внимание на его родного дядю.

В дневнике Кшесинской за 15 января 1893 года можно прочитать такую запись:

«Сандро остался у меня почти до 2 1/2 ч. ночи, и мы вели очень серьезный разговор… Если Ники будет медлить, а подобные разговоры наедине, как сегодня, будут часто происходить между Сандро и мной, то ничего нет удивительного, если наши отношения примут иной характер.

Сандро замечательно красив, да и это бы еще ничего, но он слегка проговорился и дал понять, что я ему нравлюсь. Достаточно для женщины это услышать от мужчины и даже от такого, к которому совершенно она равнодушна, чтобы она сей час стала с ним кокетничать. Следовательно понятно, каким образом подействовали на меня слова Сандро, и как я к нему теперь буду относиться… Наш разговор тянулся долго, и были затронуты такие вопросы, что если был бы тут третий, то верно был бы сконфужен. Сандро уговаривал еще меня поехать в Чикаго, он тоже туда поедет в марте…»

В злополучный день прокатиться по набережной Матильда решила именно по приглашению Сандро. Приязненное отношение к этому молодому красавцу у нее явно сохранялось даже в самый разгар любви с наследником престола. Но по несчастному стечению обстоятельств веселая прогулка обернулась трагедией…

Неизвестно, как развивалась бы «сердечная» история между балериной и великим князем после того, как Николай ясно дал понять Матильде, что роман с нею у него закончился. Можно предположить, что «маленькая К.» попробовала бы заполнить освободившееся в ее сердце вакантное место и всерьез «закрутить амуры» с Александром Михайловичем, однако этому было не суждено случиться: время для обольщения Сандро Кшесинская упустила.

К этому времени у Александра Михайловича появились самые серьезные планы «брака на высшем уровне». 25 июля 1894 года он женился на сестре цесаревича Николая великой княжне Ксении Александровне. Однако, как теперь выяснилось, этот великий князь все-таки сыграл самую серьезную роль в любовной истории Мали и Ники – балерины и цесаревича.

Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал

Матильда Кшесинская и цесаревич Николай: история в фотографиях

Матильда Кшесинская и цесаревич Николай: история в фотографиях

Смотрите фотогалерею по теме

Интересные новости Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

На днях в большой прокат вышел фильм Алексея Учителя «Матильда».

Картина не только стала сенсацией еще до показа, но и привлекла повышенное внимание к истории отношений русского императора Николая II и примы-балериныМариинского театра Матильды Кшесинской.

Сюжет ленты берет начало с момента знакомства цесаревича и танцовщицы в 1890 году и заканчивается самой коронацией Николая II с супругой Александрой Федоровной в 1896 году. На историческую достоверность режиссер не претендовал, но мы решили внести некоторую ясность в ход истории.

 

Николаю II на момент связи с Кшесинской был всего двадцать один год,

Но на экране мы видим актера, которому явно больше тридцати лет.

Из-за этого может сложится ощущение, что между главными героями играют взрослые чувства, но это не так.

В свои двадцать цесаревич увлекался балами и учебой, его мало интересовала борьба за престол, но он старательно учился у своего отца и готовился стать хорошим преемником.

 

 

 

Офицер императорской армии граф Воронцов, герой Данилы Козловского — несуществующий персонаж.

 

По сюжету, ослепленный любовью к балерине и доведенный до безумия офицер являлся угрозой первому наследнику русского престола. Но ни в одном из дневников Николая или Матильды он не был упомянут, поэтому и в истории их отношений графу Воронцову делать было нечего, это художественный вымысел режиссера.

 

 

 

Мария Федоровна, мать Николая II, была настроена против брака Николая и Аликс.

Она считала немецкую принцессу не лучшей партией для своего сына.

Об этом свидетельствует переписка императрицы с младшим братом Николая II, Георгием Александровичем.

Однако в фильме отношение у Марии Федоровны к невестке оказалось противоположным, она была активно вовлечена в единение этого союза и ратовала за скорейшее их венчание.

 

В «Матильде» воссоздали крушение императорского поезда в Борках, следовавшего из Крыма в Санкт-Петербург.По официальной версии,из-за плохого состояния участка железной дороги и высокой скорости 10 вагонов состава сошли с рельсов.

После происшествия Александр III был сильно болен, и его увезли в Левадию, поселок, находящийся в живописном уголке Южного берега Крыма.

Там же император и скончался.

 

В фильме вы можете наблюдать сцену встречи Матильды Кшесинской с отцом Николая, который борется с болезнью, находясь в кругу семьи, будучи уже на коляске. Этого не могло быть, т.к. физически император был очень далек от дворца.

Читайте также

Что нужно знать о скандале вокруг «Матильды»

 

После знакомства с Матильдой Николай отправился в кругосветное путешествие.

Главными пунктами его остановок были Каир, Бомбей, Калькутта, Цейлон, Сингапур, Сайгон, Нагасаки и Киото. Матильда же о перемещениях будущего императора узнавала из газет. Скучая в разлуке, она увлеклась рисованием и хотела написать портрет Николая, но так и не смогла закончить свою картину.

Возлюбленные отправляли письма друг другу — это была очень романтичная часть их отношений.

К сожалению, об этих событиях в фильме не сказано ни слова.

Начальник сыскной полиции не шантажировал Матильду Кшесинскую и не врывался в ее апартаменты, проводя обыск. Все письма от Николая Матильда сохранила. Они не стали причиной ее уничижения и не являлись предметом волнений для императорской семьи. По просьбе свыше балерина просто исчезла из страны после 1895 года, не появляясь на венчании Николая II и Александры Федоровны.

Исказила историческую правду и линия поведения Александры Федоровны, которая на экране оказалась мнительной, обеспокоенной, легко внушаемой женщиной. По сюжету фильма она обращалась к лекарям и провидцам, совершала вместе с ними обряды и консультировалась в вопросах личной жизни.

В действительности, будущая императрица не была сторонницей альтернативной медицины и эзотерики, по крайней мере, до рождения цесаревича Алексея Николаевича.

историки рассказали о романе балерины и Николая II

6 октября состоится премьера фильма Алексея Учителя «Матильда», посвященного судьбе балерины Матильды Кшесинской, у которой якобы был роман с наследником императорского престола Николаем II. Ажиотаж вокруг картины длится уже несколько месяцев — депутат Госдумы Наталья Поклонская даже обращалась в Генпрокуратуру с просьбой запретить показ фильма. Сегодня свой запрос в Минкульт направил и глава Чечни Рамзан Кадыров, который попросил не показывать ленту в республике. Власти Дагестана придерживаются такой же позиции, а историки утверждают, что в фильме Учителя искажены многие исторические факты.

Фото: РИА «Новости»

6 октября в Мариинском театре Петербурга пройдет премьера фильма «Матильда», посвященного судьбе балерины Матильды Кшесинской, у которой якобы был роман с наследником императорского престола Николаем II. В главных ролях снялись полячка Михалина Ольшанска и немецкий актер Ларс Айдингер, а режиссером картины стал Алексей Учитель.

Несмотря на то, что фильм выйдет в широкий прокат только в конце октября, ажиотаж вокруг него длится уже не первый месяц. Первой выразила свое недовольство депутат Госдумы Наталья Поклонская — по ее словам, фильм Учителя попадает под статью об оскорблении чувств верующих и порочит честь канонизированного РПЦ Николая II. Парламентарий даже направила запрос в Генпрокуратуру с заключениями экспертов, которые отрицательно оценили трейлер киноленты и текст ее сценария.

Позже представители движения «Царский крест» назвали «Матильду» «антироссийской провокацией», а православные активисты «Сорок сороков» провели одиночный пикет против выхода киноленты в широкий прокат у здания Госдумы.

Сегодня Рамзан Кадыров направил обращение главе Минкульта РФ Владимиру Мединскому с просьбой не показывать в Чечне «Матильду». В тексте документа уточняется, что такое решение глава республики принял с учетом многотысячных обращений верующих и информации, полученной от Поклонской. Кроме того, стало известно, что с аналогичной просьбой обратились и власти Дагестана.

Фото: РИА «Новости» / Саид Царнаев

Минкульт пообещал учесть эти обращения, но глава департамента кинематографии ведомства заявил РИА «Новости», что запрет показа кинолент находится в полномочиях властей самих регионов.

Режиссер киноленты Алексей Учитель, в свою очередь, обратился к Рамзану Кадырову с предложением посмотреть «Матильду», чтобы «не верить на слово» чужим мнениям. По его словам, он готов показать киноленту главе Чечни в любой момент, несмотря на то, что она еще не готова до конца.

В интервью «360» глава Дагестана Рамзан Абдулатипов заявил, что фильм Учителя не подходит как мусульманской, так и православной культуре. По его мнению, современное общество не готово к таким художественным конфигурациям.

Я посмотрел рецензии и картинки по этому фильму. Это не подходит и для мусульманской, и для православной культуры. Это не подходит для нашей традиционной культуры. Но я противник того, чтобы замыкаться — я всегда говорил, что надо параллельно вести работу по современной культуре. Но я считаю, что нельзя терять грань между красотой и безобразием, добром и злом, поэтому мы тоже примерно такой же позиции (как у Чечни — прим.)… Наше общество не готово к таким художественным конфигурациям

— Рамзан Абдулатипов.

Историки же утверждают, что наличие романа между Кшесинской и Николая II не подвергается сомнениям, но не в той форме, как показывает в своей киноленте Учитель. Директор Института истории РАН Юрий Петров рассказал «360», что любовные отношения связывали Матильду и будущего императора Николая II еще до его женитьбы на Александре Федоровне.

Известно, что он (роман между Матильдой Кшесинской и Николаем II — прим.) длился не один год до женитьбы. После женитьбы Николай Александрович с ней расстался. До женитьбы это даже считалось в великокняжеской среде даже нормальным явлением

— Юрий Петров.

Историк Владимир Лавров в разговоре с «360» уточнил, что Матильда Кшесинская вела дневник во время романа с наследником императорского престола. В нем она заявляла, что хотела бы с Николаем II интимной близости, но пока сделать это не получается. Однако в тех воспоминаниях, которые она написала уже в возрасте 90 лет, об этом факте уже не сказано ни слова, утверждает Лавров.

Она там много чего напридумывала, и это совершенно очевидно. Например, Матильда пишет, что Николай Александрович делал ей предложение. В синхронном дневнике этого нет. И этого в принципе не могло быть, потому что по законам того времени, если бы наследник женился на балерине, то он мог бы отказаться от своих прав на престол… Это выдумка, и ей, видимо, захотелось внимания. Или, возможно, хотела деньги получить. Доверять тому, что потом вспоминала Матильда Кшесинская, нельзя

— Владимир Лавров.

По словам Лаврова, бурного романа между Кшесинской и Николаем II не было. В своем дневнике Николай II писал, что еще в возрасте 12 лет полюбил 16-летнюю Александру Федоровну, которая позже стала его женой. При этом, по словам Лаврова, достоверные исторические источники утверждают, что Николай II действительно мог общаться с Матильдой до брака.

Если брать источники, которым можно доверять, есть документы что государь Александр III интересовался, почему наследник (Николай II — прим.) возвращается домой где-то в четыре утра. Выяснили, что он бывает у Матильды Кшесинской. Больше ничего точно не известно. Скорее всего, близости интимной не было. Но даже если она была, предположим, то это было до брака. Если в фильме показывается, что Николай II изменял своей супруге, то это отвратительная клевета и стоит посмотреть переписку Николая и Александры Федоровны, чтобы убедиться, что подобные слухи не соответствуют действительности

— Владимир Лавров.

По словам Лаврова, в фильме «Матильда» искажено множество исторических фактов. Например, историк рассказывает, что в киноленте Александр III представлен в роли сводника, который якобы специально познакомил Николая II и Матильду, что не соответствует реальности. Помимо этого, в одном из кадров демонстрируется, как офицер бьет по лицу Николая II, что непозволительно для того времени, считает Лавров.

То, что сделал Учитель — это не только клевета на Николая II. Это клевета на святого и на Россию. И это, конечно, провокация. В фильме, судя по трейлеру, много неприятных моментов. Например, где офицер бьет по лицу Николая II. Но это невозможно — в то время офицер застрелился бы в этот же день

— Владимир Лавров.

Был ли на самом деле секс у Николая II и Матильды Кшесинской? — PERESEDOV.PRO

Редактор епархиального журнала Санкт-Петербургской епархии «Вода Живая» Тимур Щукин специально перечитал дневники балерины Матильды Кшесинской, чтобы найти ответ на вопрос «Был ли в действительности у неё секс с Николаем II, как об этом рассказывает фильм «Матильда»?». В итоге он пишет:

Сухой итог такой:

1. Роман продолжался с 23 марта 1890 года по 20 января 1893-го. Носил платонический характер.

2. 8 января 1893 года Кшесинская пыталась превратить платоническую любовную связь с Цесаревичем в плотскую. Но у нее не получилось.

3. 20 января того же года произошел окончательный разрыв.

4. Секса не было, расходимся.

Ниже ключевые цитаты из дневника балерины:

«Когда нам пришлось остаться наедине вторично, между нами произошел крайне тяжелый разговор. Этот разговор продолжался более часа. Я готова была разрыдаться, Ники меня поразил. Передо мною сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчет более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что, если бы я уже была не невинна, тогда бы он, не задумываясь со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз.

Но каково мне было это слушать, тем более что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым! Смешно! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет.… В конце концов мне удалось почти убедить Ники, он ответил «пора», — слово, которое производит необъяснимое действие на меня, когда оно им произносится. Он обещал, что это совершится через неделю, как только он вернется из Берлина. Однако я не успокоилась, я знала, что Ники мог это сказать, чтобы только отвязаться, и когда он уехал (было 4 час.), я была в страшном горе, я была близка к умопомешательству и даже хотела… Нет, нет, не надо здесь этого писать, пусть это будет тайна. Все же я поставлю на своем, сколько бы мне то трудов ни стоило!» (Дневник М. Кшесинской. 8 января 1893 года).

«Я просила передать Ники (он обедал в Преображенском полку), что я прошу его приехать ко мне после обеда. З. приехал затем в 11 ½ ч. и сказал, что Ники обещал приехать, но я напрасно прождала его до 1 час. Меня ужасно огорчило, что Ники не приехал, он так поступает, как будто вовсе меня не любит. Но еще больнее мне было, когда Юля сказала по уходе Али, что Аля думает, что Ники остался в полку играть в бильярд. Каково ему приятнее играть в бильярд, чем повидать меня!» (Там же. Запись от 20 января).

Очень разумный комментарий по теме епископа Тихона (Шевкунова)

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

Фильм «Матильда»: Николай, которого мы заслужили : Аналитика Накануне.RU

Фильм «Матильда»: Николай, которого мы заслужили

Николаем овладели чувства, когда грудь Матильды выскочила во время танца, и вот весь фильм, как безумные, они бегают из стороны в сторону, периодически бросаясь друг другу в объятья, потом разбегаются совершенно шизофренично и опять ищут встречи. Если эта «правдивая» история основана хотя бы на толике правды, то вот он – тот Николай, которого мы заслужили. Бюджет картины составил $25 млн, большая часть из них была израсходована на декорации и костюмы. Проект реализован при поддержке государственного Фонда кино исключительно на российские финансовые средства.

Как всегда бывает с фильмами, «основанными на реальных событиях», – от реальных событий там остаются рожки да ножки. Что совершенно справедливо для «Матильды»: рожки у Аликс, ножки от Матильды (вполне ничего такие). Особенно щедро безумие – горстями раздают иностранные «консультанты» (автор сценария Александр Терехов, но «с участием Майкла Катимса«, вообще же в разработке принимали участие более десяти сценаристов, в том числе из США и Франции). Утверждать, что персонаж Данилы Козловского или, например, устрашающий немецкий доктор с жутковатыми опытами (который будто репетирует нацистские упражнения над человеческой психикой), нелепые пожары и кровавые «жертвоприношения» – это все вклад в кавалькаду исторических штампов именно мистера Катимса, не будем, но триллерами в духе Голливуда отдает.

Ингеборга Дапкунайте в фильме Алексея Учителя "Матильда"

Потому складывается такое ощущение, что Ингдеборга Депктуанайте (Мария Федоровна) и Сергей Гармаш (Александр III) вообще снимались в каком-то другом кино – в нормальном – в исторической драме с сюжетом, основанном на фактах, таком старом-добром костюмированном фильме. И исполнили свои роли блистательно, просто отдых для взволнованного нелепицами зрителя. Они и несколько других персонажей из плеяды «старой школы» (Евгений Миронов, Константин Желдин) вытягивали игру сороколетнего Ларса Айдингера, который вынужден был изображать пылкого и влюбленного юношу.

По задумке Учителя, составить пару Николаю II должна была 32-летняя актриса Кира Найтли (сыгравшая в недавней зарубежной экранизации Анну Каренину) – возможно, они бы и смотрелись гармонично, но после отказа Киры, на роль Матильды единодушно утвердили Михалину Ольшанскую – выпускницу театральной академии 1992 года рождения. Молодое дарование так всех очаровало, что никто и не заметил, как «Матильда» превращается в «Лолиту» – юная балерина и сорокалетний «наследник».

фильм "Матильда", Матильда Кшесинская

Интересно, что составить пару Кире Найтли должен был Данила Козловский, но из-за «поразительной» схожести немецкого артиста с последним императором (православные круги называют его «порноактером», хотя в свободной энциклопедии указаны только театральные и драматические роли, видимо, кому-то больше известно, в каких еще специфических лентах он отметился) роль от Козловского ушла. Говорят, Данила серьезно обиделся на Учителя. И Учитель, воплотив подспудное желание актера «уничтожить» соперника, дал ему исполнять фанатика, который сначала грозится убить Николая, а потом и Кшесинскую: в ключевой момент, когда Ники сбегает от будущей жены к балерине, Козловский похищает приму, поджигая все вокруг.

Откуда же мог знать Учитель, что эта линия будет пророческой и сам он вскоре станет вожделенным объектом для пироманов? – поистине любой художник – провидец. Чтобы не обижать Данилу, его приятное русскому взгляду лицо поместили на всех афишах рядом с немцем и полькой. Но, на самом деле, роль Воронцова эпизодическая, хотя и стоит отметить, что в этой картине Козловский, как рыба в воде – в прямом смысле – его регулярно опускают в огромный аквариум. Не дают дышать, чтобы превратить в «идеального» солдата, убийцу Кшесинской. Политико-авантюрная линия с Третьим отделением, «доктором Джекилом» и горящим Козловским, как камешек в ботинке, жутко раздражает и превращает третьесортную мелодраму в откровенный фарс.

Никита Козловский в фильме "Матильда"

Возвести глаза к небу, вспоминая историческую правду, мы еще успеем, но для протокола стоит отметить, что роман Николая и Матильды – это история двух влюбленных «детей» – Николаю было 20 «с хвостиком», а восходящей звезде балета – 18. Здесь же Николай – искушенный обольститель, тут же укладывает балерину в шатре в Красном селе, едва успев преподнести цветы и ожерелье.

На самом деле, вступить в интимные отношения наследник, которого изображают здесь сумасбродным альфа-самцом, боялся несколько лет, и только после долгих уговоров девушки и серьезных дум, решился – «пора!» Матильда тоже, несмотря на репутацию балерин в Российской империи, не была развратной красавицей, сверкавшей грудью перед всем Петербургом – как раз поэтому Ники и не хотел «заходить далеко»: стать первым мужчиной «Малли» – значило взять ответственность. Для всех заинтересованных – все-таки он ее взял, ответственность.

фильм "Матильда", Николай II, Матильда Кшесинская

Если это исторический факт, против которого не попрешь, даже если очень хочется, то для ценителей теорий заговоров есть еще и тайные бастарды: один официальный сын, один тайный и даже дочь, которую выдавали за племянницу Кшесинской. По факту же, единственный сын Матильды Феликсовны, о котором достоверно известно все, кроме отцовства, родился вне брака и воспитывали его великие князья (один из которых много позже в эмиграции сочетается законным браком с бывшей любовницей русского царя), до смерти Николая II официально замуж Кшесинская не выходила.

Мог ли «Вова» (тот самый внебрачный сын) стать последним императором, если бы судьба распорядилась иначе, уважающие себя историки даже спорить не будут, но сюжет для следующих фильмов Учителя интересный.

А нынешняя картина, как совсем уж мелодраматичная, ставит вопрос ребром – «женится или не женится Николай на Матильде»?

На самом деле, балерина и надеяться не могла на законный брак. Вообще театральный мир в царской России, особенно балет – носил особый статус государственно оплачиваемого гарема для великих князей. Артистки и балерины получали дома, власть в свете и богатство, но никогда или очень редко становились женами. Можно сказать и так, что нередко театр становился клубом куртизанок для царской элиты. Потому весь пафос и накал страстей выглядят наигранными. Матильда в Российской империи получила от связи с Николаем все, что могла – роли, статус, дом, подарки, в любой момент она могла обратиться к императору через великих князей и получить протекцию. О большем амбициозная артистка и не мечтала.

Кстати, как свидетельствуют мемуары многих современников предприимчивой балерины, она хорошо наживалась на коррупционных схемах в Российской империи: верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич писал во время Первой мировой войны, что войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, но он бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как «Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами». У нее было много «влиятельных друзей», еще больше врагов, она была красива, но совсем не глупа, чтобы вести себя так, как действует ее героиня в фильме.

фильм "Матильда", Николай II, Александра Федоровна

И Ники, и Малли, и Аликс – все знали «порядок вещей», и сил на лишние переживания не тратили. Что касается великомученицы Александры Федоровны, чей образ оболган, по мнению Поклонской, то стоит отметить – да, Учитель ее не пожалел. Смешная, неприятная, угловатая и странная – то есть «иностранная». Она чужая наследнику и России. Хотя в реальности молодой Николай испытывал к кузине неподдельный интерес – в фильме это противоречило бы главной теме «великой, роковой для России любви» и отражения не нашло.

Ну, таков взгляд автора – кто мы такие, чтобы спорить с художником? А что касается клеветы, мол, как можно изображать православную святую во время спиритического сеанса, великомученицу, алчущую для обряда кровь соперницы – нет дыма без огня. Самый яркий пример легковерности царицы в плане экстрасенсов и колдунов – Григорий Распутин. А сколько их – шаманов, лекарей, старцев, юродивых, ясновидцев и прочих шарлатанов – еще было до и после «божьего человека» при дворе? В конце концов, стоит помнить, что святыми Романовы стали не за безупречную жизнь, а за мученическую смерть.

фильм "Матильда", коронация

Что касается истмата – то тут просторное поле для бурной фантазии и богатых исторических костюмов, залов и декораций. Оказывается, во время коронации Николай упал потому, что Матильда крикнула ему с балкона певчих: «Ники!».

На экране мы видим знаменитое «крушение поезда» – исторический эпизод, когда император Александр III держал крышу вагона на своих плечах.

Кульминационная трагедия, как будто бы данная в наказание Николаю за то, что он отрекся от «истинной любви» – Ходынка. Катастрофа показана тревожно и масштабно. В фильме Николай II лично устраивает судьбу выживших, в одиночестве стоит на пустой сцене, оглядывая печальные процессии с повозками убитых и раненых, цепочка огоньков-факелов в опускающейся на поле тьме – сильный момент. Но вдруг совершенно шизофренично он поджигает заготовленный там салют и во время залпов стоит на коленях и молится. А за ним – небо в праздничных огнях фейерверка.

В реальности государь хоть и очень расстроился из-за Ходынской трагедии, но все же не отменил празднества в Кремлевском дворце и даже отметился после коронации на балу у французского посла, где танцевал из уважения к погибшим с очень кислым видом («Он весь осунулся, был бледен, как полотно. В молчании они прошли по залам, кланяясь собравшимся», – писали свидетели в воспоминаниях).

фильм "Матильда", Ходынка

Если бы главным персонажем был не Николай II (чей культ внезапно и безоговорочно поразил определенные слои населения), а Фонд кино не выделил $25 млн на умопомрачительную красоту – «Матильда» не дотянула бы и до трех звездочек на различных киносайтах.

Исторические персонажи, такие как Александр III и его жена, любопытство русского народа посмотреть, как «дорого-богато» жили мы в «России, которую потеряли», и бесспорно красивая, качественная картинка – сделали бы средние кассовые сборы. Но благодаря пиар-менеджеру всея Руси Наталье Поклонской и ее «боевой дружине» картина вызвала бешеный ажиотаж и рвет все возможные рейтинги в прокате.

Просто «Матильда»: чем удивляет фильм Алексея Учителя — Культура

Конфликт, в центре которого оказалась историческая мелодрама о взаимоотношениях цесаревича Николая Александровича и балерины Императорских театров Матильды Кшесинской, набирает обороты уже в течение года.

Корреспондент ТАСС посмотрел фильм накануне выхода в широкий прокат и рассказывает, насколько ожидания от картины, спровоцированные шумихой вокруг нее, совпадают с реальностью. 

Любовный треугольник

Одно из неожиданных решений картины в том, что все три главные роли сыграли иностранные актеры: немец Ларс Айдингер (Николай II), полячка Михалина Ольшанская (Матильда) и немка Луиза Вольфрам (Алиса Гессенская). Их лица вряд ли знакомы широкому российскому зрителю. И в этом – безусловный плюс фильма.

Сама история добрачных отношений будущего императора и известной балерины идеально ложится на киноязык. Тем более, что и жанр картины – историческая мелодрама. А значит, режиссер знал, где попытаться выжать слезу из зрителя, где добавить страстный поцелуй, где – красивую массовую сцену из балетного спектакля, а где просто держать план на фоне мощного оркестрового саундтрека.

Это кино предназначено для тех, кто предпочитает костюмные любовные мелодрамы. И этим бы оно и ограничилось, не будь названы в качестве главных героев цесаревич Николай Александрович, принцесса Алиса Гессенская и балерина Матильда Кшесинская. О роли в истории первых двух не стоит напоминать. А вот о последней, возможно стоит – Кшесинская сделала многое не только для развития, но и для последующего распространения традиций русского балета в Европе.

Историческая правда против вымысла

У Алексея Учителя за плечами несколько биографических картин. Его первой игровой картиной была «Мания Жизели» (1995) – байопик о русской балерине Ольге Спесивцевой. Следом он снял «Дневник его жены» (2000) о писателе Иване Бунине.

И вот в 2014 он начал съемки «Матильды», которые проходили с особым размахом – в Царском Селе, во дворцах Санкт-Петербурга, в специально построенных декорациях Успенского собора. Масштабный замысел с большим бюджетом обернулся «масштабной» историей выхода в картины в прокат.

Общаясь со зрителями и журналистами до премьеры, Алексей Учитель неоднократно подчеркивал, что снимал художественный фильм, а значит, имел право на вымысел. Вымысла в картине оказалось много, и вряд ли стоит рассматривать «Матильду» с точки зрения соответствия историческим событиям. Здесь можно угодить в ловушку и начать бесконечно обсуждать вопрос «было — не было». Очевидно, что историческая правда будет не на стороне создателей картины.

Все исторические события как бы спрессованы – венчание предваряет коронацию, после которой Николай II якобы сразу отправляется на Ходынку. Будущая императрица приезжает в Москву чуть ли не одна, и так же, без видимого сопровождения передвигается по Петербургу. Накануне свадьбы роман цесаревича с балериной Кшесинской все еще продолжается. И даже в момент коронации настойчивая танцовщица умудряется прорваться в собор и в самый ответственный момент с надрывом прокричать «Ники!»

О предчувствии катастрофы

Отдельная линия картины – это то самое предчувствие катастрофы, о которой еще никто не знает, но она как бы ощущается в воздухе. Начиная с крушения поезда, в котором страдает Александр III и заканчивая подготовкой к коронации, когда будущая императрица ранится шпилькой и кровь стекает по ее лицу – все это настойчиво зрителю напоминает о том, что глобальные потрясения и большие перемены вот-вот настанут.

Ужаса добавляет и фактически вымышленный персонаж, странный немец-экспериментатор. В его то ли лаборатории то ли клинике практикуются самые изощренные пытки. Именно к нему попадает поручик Воронцов (Данила Козловский) – страстный и безумный поклонник Кшесинской, которого подозревают в покушении на царя. Молодого человека сажают в огромный аквариум, где держат, судя по всему сутками, давая изредка глотнуть свежего воздуха.

Мистикой увлекается и будущая императрица – она устраивает спиритические сеансы и пытается избавиться от соперницы, прибегая к помощи того самого немецкого врача.

О метаниях между тремя женщинами

Будущий император Николай II по версии Алексея Учителя – почти что типичный мужчина, на которого давит властная мать, он увлечен одной женщиной, а вынужден жениться на другой. Взаимоотношения героев не выходят за эту стандартную схему.

Эти главные характеры по сути ничего нового не рассказывают зрителю. Николай II безволен и мягок, Алиса – стереотипно суха, как якобы подобает немке, Кшесинская – строптива и самовольна, какой в представлении обывателя и должна быть балерина. Вряд ли несведущий зритель поймет, что Кшесинская, судя по воспоминаниям современником, действительно была выдающейся танцовщицей, обладала харизмой, а характеры будущего императора и его супруги были во много раз более интересны и многогранны.

Елена Васильева

О чём фильм «Матильда», и что в нём оскорбительного?