Содержание

биография и творчество : Labuda.blog

Павел Чесноков: биография и творчество

В 2019 году исполняется ровно 142 года со дня рождения великого русского композитора, дирижера, теоретика академической литургической музыки – Павла Григорьевича Чеснокова. На протяжении многих лет в храмах, церквях и часовнях по всей России хоры и клиросы исполняют песнопения в его аранжировках. Бесценной является и теоретическое письменное наследие Павла Григорьевича, а именно, — масштабный труд под названием «Хор и управление им», включающий в себя все нюансы, которые нужно знать начинающему дирижеру при работе с академическим церковным хором.

Биография Павла Чеснокова представляет собой причудливое сочетание взлетов и падений, удач и черных полос в жизни, а сам композитор является примером мужества, отваги и беззаветной преданности своей Родине и ее многовековой культуре. Всю свою сознательную творческую жизнь дирижер посвятил изучению русских православных церковных песнопений, сохранению найденного материала, восстановлению различных видов и версий того или иного произведения, а также созданию собственных хоровых и сольных аранжировок, в настоящее время уже ставших классикой в репертуаре любого академического хора, имеющего отношение к исполнению духовных песнопений.

Павел Чесноков: биография и творчество

Биография

Павел Чесноков родился 12 октября 1877 года в Звенигородском уезде Московской губернии, в семье потомственного сельского регента. С детства Пашу привлекала профессия отца – Григорий Чесноков дирижировал церковным хором, составлял песенные книги, работал с музыкальными духовными произведениями. Маленький Паша рос в атмосфере церковной музыки и молитв, иногда сам пробуя сочинять распевы или исполнять партии в некоторых духовных песнопениях во время церковной службы.

Павел Чесноков: биография и творчество

До семи лет мальчик уже практически знал весь ход богослужения наизусть и имел за плечами большой опыт в пении, что позволило ему поступить в Московское Синодальное училище Церковного пения.

Педагогами, у которых занимался Павел Чесноков, были знаменитые дирижеры В. С. Орлов и С. В. Смоленский, которые сразу заметили уникальный музыкальный слух мальчика, а также врожденный талант к изучению, исполнению и созданию академической церковной музыки.

Обучение

В период своей учебы в Синодальном училище Павел проявил себя как прилежный и старательный ученик. Все свои силы юноша отдавал учебному и творческому процессу, не только изучая теоретические основы церковного пения, но и занимаясь также основами композиции, вокалом, дирижерским искусством и регентским делом. Педагоги отмечали поразительное упорство, с которым юный студент изучал все аспекты выбранной профессии.

Павел Чесноков: биография и творчество

Ранние годы

Биография Павла Григорьевича Чеснокова сохранила довольно мало сведений о периоде его жизни после завершения обучения.

В 1895 году юный регент с отличием оканчивает Синодальное училище и получает почетный диплом и золотую медаль первого класса, дающую ему право осуществлять преподавательскую деятельность, а также работать в храмах по всей России.

С невероятным рвением Павел приступает к работе, стараясь совместить деятельность регента, дирижера и преподавателя.

Сразу же после выпуска он устраивается регентом в несколько крупных соборов Москвы, берет часы учителя хорового пения в гимназиях и женских институтах, руководит несколькими хоровыми коллективами, а также находит свободное время для музицирования.

Юному мастеру интересна сама структура духовного песнопения и принципы его построения, поэтому он проводит много времени с профессором Московской консерватории С. И. Танеевым, разбираясь в тонкостях полифонии и экспериментируя с различными приемами извлечения звука в сольных произведениях и работах для хорового исполнения.

Карьера преподавателя

Павел Чесноков: биография и творчество

После нескольких лет жизни в таком бешеном темпе Павел Чесноков понимает, что морально готов к большой ответственности, и начинает вести активную преподавательскую деятельность. Первым местом его работы стало родное Московское Синодальное училище, где Чесноков в течение десяти лет преподавал теорию академической музыки, а также основы управления хором. Одновременно с этой серьезной работой Павел Григорьевич берет на себя руководство Синодальным хором, спустя несколько лет соглашаясь занять пост дирижера в Капелле русского хорового общества.

Несмотря на чудовищную загруженность и нехватку времени, на всех своих постах Павел Чесноков выполняет свою работу ответственно. Под его чутким руководством вокальные коллективы становились сильнее, выходили на принципиально другой уровень исполнения. Один из старейших регентов Москвы, Николай Данилов, отмечал, что коллективы, которым посчастливилось работать под началом Павла Григорьевича, были настолько популярны, что многие певчие были готовы еженедельно платить за право работать в их составе.

Павел Чесноков: биография и творчество

Вскоре краткая биография Павла Чеснокова была напечатана в журнале «Хоровое и регентское дело», в которой, помимо описания жизни мастера, была дана и прекрасная характеристика композитора как человека и музыканта, глубоко преданного своей вере, Родине и собственному делу.

Творческая деятельность

Период популярности композитора Чеснокова приходится на начало прошлого века. Павла Григорьевича называют «маэстро хорового пения», «признанным автором духовной музыки», однако сам Чесноков видит в этом лишь дополнительный стимул к еще более серьезному графику работы.

Мастер принимает решение предпринять несколько гастрольных поездок по России, чтобы в каждом городе по пути следования не только давать концерты академической музыки и дирижировать церковными хорами, но и стараться дать хотя бы несколько уроков или помочь советом маленьким провинциальным академическим и духовным коллективам.

Павел Чесноков: биография и творчество

Попутно дирижер активно участвует и в работе различных регентских симпозиумов и съездов композиторов духовной и классической музыки.

В 1917 году заслуженный дирижер Российской империи, гениальный музыкант и регент поступает в Московскую консерваторию. По заверениям самого композитора, его знания о деле, которому он предан всем сердцем, были несовершенными и нуждались в серьезных дополнениях.

Восполнив пробелы, Чесноков заканчивает консерваторию с почетным дипломом и серебряной медалью, которую ему вручил лично сам М. М. Ипполитов-Иванов, ставший близким другом композитора и поддерживавший его долгие годы.

Трудные годы

1918 год начнет заполнять печальные страницы в биографии Павла Григорьевича Чеснокова. Социалистическая революция сбросила «гнет царизма» и отказалась практически от всех традиций, присущих царской России, с запретом религиозных убеждений, закрытием храмов и роспуском церковных коллективов начала подходить к закату и карьера Чеснокова как композитора.

Павел Чесноков: биография и творчество

Сам мастер неразрывно связывал свою жизнь и творческую концепцию с православной верой, и сейчас, лишенный возможности творить и работать в привычном русле, был вынужден изменить свою жизнь, не предав при этом свои принципы.

Первое время дирижер продолжает работать, на свой страх и риск организуя концерты академической музыки и принимая участие в богослужениях, кое-как собирая хоры из оставшихся в Москве певчих, однако со временем все больше и больше близких Павлу Григорьевичу людей переезжали в другие страны, оставляя его один на один со своей нелегкой ношей. В 1919 году брат композитора, Александр Чесноков, эмигрирует в Париж, однако сам дирижер отказывается вместе с ним покидать Родину, оставаясь верным своим религиозным убеждениям и преданным патриотом страны.

Павел Чесноков: биография и творчество

Написание книги

В 1920 году давний друг и наставник композитора – М. М. Ипполитов-Иванов – приглашает мастера на должность профессора кафедры хоровой музыки, тем самым спасая Чеснокова от голодной смерти. Павел Григорьевич находит утешение в работе над своей первой и, к сожалению, единственной книгой «Хор и управление им», содержащей огромное количество фундаментальной информации, которая целиком и полностью основана на практическом опыте самого Чеснокова.

Книга вышла с задержкой почти в четыре года – советская власть все еще считала композитора «врагом народа» и «религиозным элементом», поэтому намеренно отсрочивала издание книги.

Помимо преподавания в консерватории, Павел Григорьевич активно работал с группами Большого театра СССР.

Убеждения

Павел Чесноков: биография и творчество

Вплоть до самой своей смерти во время Второй мировой войны Павел Чесноков оставался преданным патриотом своей родины и настоящим православным христианином. Главным в этой жизни он считал человеческое достоинство, умение правильно и честно прожить отмеренный судьбой срок, сделав как можно больше добрых дел. В памяти людей, полагал композитор, нужно оставаться добродетельным, или не оставаться вообще.

Смерть

Биография Павла Чеснокова оборвалась весной 1944 года. Композитор скончался в нищете и голоде, в городе, где было введено военное положение. Несмотря на всю тяжесть ситуации, над ним провели чин отпевания, и дирижера похоронили по православному обычаю. Могила Чеснокова находится на Ваганьковском кладбище.

Павел Чесноков: биография и творчество

Академические работы

Произведения Павла Григорьевича Чеснокова многие авторитетные критики и ценители академической церковной музыки называют гениальными и ставят в один ряд с работами таких признанных мэтров духовной музыки, как Петр Ильич Чайковский или Сергей Васильевич Рахманинов. За свою творческую жизнь Павел Григорьевич создал около пятисот произведений в жанрах академической и духовной музыки. Несмотря на то что композитор посвятил себя духовной музыке, есть у него и немало работ светского характера. Чесноков был большим любителем и ценителем старинной русской культуры. Поэтому бережно хранил и восстанавливал классические народные романсы, писал собственные аранжировки для народных песен и баллад.

Автор: Филипп Филиппов

Павел Чесноков — Биография / История на PianoKafe.com ☕

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Отец — Григорий Петрович, мать — Марфа Федоровна Чесноковы. С пяти лет начал петь в хоре отца. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916–1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого-Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Кесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда. По распространенной версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма[источник не указан 746 дней]. Похоронен на Ваганьковском кладбище. С начала 2000-х годов делались попытки получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них успехом не увенчалась.

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам.

Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все — до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Многие духовные сочинения Чеснокова стали исполняться лишь в постсоветское время.

Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева. Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня.

В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) — более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова — переложение тех же произведений для смешанного состава.

Список сочинений

Музыкальные произведения с номером опуса

  • Ор. 1. Семь романсов для голоса и фортепиано
  • Ор. 2. Три хора для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 4. Четыре хора для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 6. «Песнопения Триоди постной»
  • Ор. 9. «Сочинения и переложения для смешанного хора» (1906—1907)
  • Ор. 12. «Панихида № 1» (1907)
  • Ор. 14. Шесть хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 15. «Песнопения литургии» (1908)
  • Ор. 16. «Песнопения литургии» (1908)
  • Ор. 21. «Всенощное бдение» (1909): ноты
  • Ор. 22. «Задостойники на Господские и Богородичные праздники», знаменного распева (1909)
  • Ор. 24. «Литургия Преждеосвященных Даров» (1909—1910)
  • Ор. 28. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 29. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 30. «Песнопения из отпевания мирян» (1910)
  • Ор. 31. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 32. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 34. Девять хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 35. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 39. «Панихида № 2» (1913)
  • Ор. 40. Шесть пьес для смешанных голосов
  • Ор. 41. «Ектении» для диакона с хором (1914)
  • Ор. 42. «Литургия святого Иоанна Златоуста» (1914): ноты
  • Ор. 43. «Ко Пресвятей Владычице» (1915)
  • Ор. 44. «Всенощное бдение» (1915): ноты
  • Ор. 45. «Во дни брани» (1915)
  • Ор. 46. «Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны» (1915)
  • Ор. 47. «Ирмосы воскресные 8-ми гласов», сокращённого знаменного и сокращённого киевского распевов (1916)
  • Ор. 48. Четыре пьесы для смешанных голосов
  • Ор. 49. «Ко Господу Богу» (1918)
  • Ор. 50. «Литургия», обычного напева (1918)
  • Ор. 50а. «Всенощная», обычного напева
  • Ор. 52. Три русских песни для смешанных голосов
  • Ор. 55. Пять русских песен для смешанных голосов

Музыкальные произведения без номера опуса

  • «60 переложений со смешанного на однородный хор духовно-музыкальных сочинений современных авторов» (1912)
  • «Часы святой Пасхи» (1917)

Литературное наследие

Хор и управление им. — М.: Музгиз, 1961.

Павел Григорьевич Чесноков Википедия

Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в (12 [24] октября 1877, Звенигородский уезд, Московской губернии — 14 марта 1944, Москва) — русский композитор, хоровой дирижёр, автор широко исполняемых духовных композиций.

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Отец — Григорий Петрович Чесноков, мать — Марфа Федоровна Чеснокова. С пяти лет начал петь в хоре отца. Все дети в семье проявляли музыкальную одарённость, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в Московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Александр и, собственно, Павел).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916–1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого-Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Кесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.
После революции Павел Григорьевич руководил «Вторым государственным хором» (1917–1922), «Московской академической капеллой» (1922–1928), капеллой Московской филармонии (1932–1933), был хормейстером Большого театра[нет в источнике]. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года был вынужден оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Захоронение П. Г. Чеснокова на Ваганьковском кладбище

Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда. По распространённой версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма[источник не указан 1374 дня]. Похоронен на Ваганьковском кладбище (20 уч.)[1][2]. С начала 2000-х годов делались попытки [кем?] получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них успехом не увенчалась.

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам.

Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все — до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Многие духовные сочинения Чеснокова стали исполняться лишь в постсоветское время.

Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева. Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня.

В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) — более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова — переложение тех же произведений для смешанного состава.

В 2018 году стараниями Бориса Тараканова была найдена и вскоре подготовлена для исполнения единственная опера Павла Чеснокова — «Потоп» («Небо и Земля») на текст Дж. Г. Байрона (премьерой 21 июня 2019 года дирижировал Владимир Понькин, хормейстер — Борис Тараканов).

Список сочинений

Музыкальные произведения с номером опуса

  • Ор. 1. «Семь романсов для голоса и фортепиано»
  • Ор. 2. «Три хора для женских или детских голосов и фортепиано» (1907)
  • Ор. 4. «Четыре хора для женских или детских голосов и фортепиано»
  • Ор. 6. «Песнопения Триоди постной»
  • Ор. 9. «Сочинения и переложения для женского хора» (1906—1907)
  • Ор. 12. «Панихида № 1» (1907)
  • Op. 13. «3 хора для смешанных голосов»
  • Ор. 14. «Шесть хоров для женских или детских голосов и фортепиано»
  • Ор. 15. «Песнопения литургии» (1908)
  • Ор. 16. «Песнопения литургии» (1908)
  • Ор. 21. «Всенощное бдение» (1909): ноты
  • Ор. 22. «Задостойники на Господские и Богородичные праздники», знаменного распева (1909)
  • Ор. 24. «Литургия Преждеосвященных Даров» (1909—1910)
  • Op. 25. «Десять причастных» (1909—1910)
  • Ор. 28. «Три хора для смешанных голосов»
  • Ор. 29. «Три хора для смешанных голосов»
  • Ор. 30. «Песнопения из отпевания мирян» (1910)
  • Ор. 31. «Три хора для смешанных голосов» (1910)
  • Ор. 32. «Три хора для смешанных голосов»
  • Ор. 34. «Девять хоров для женских или детских голосов и фортепиано»
  • Ор. 35. «Три хора для смешанных голосов»
  • Ор. 39. «Панихида № 2» (1913)
  • Ор. 40. «Шесть пьес для смешанных голосов» (1914)
  • Ор. 41. «Ектении» для диакона с хором (1914)
  • Ор. 42. «Литургия святого Иоанна Златоуста» (1914): ноты
  • Ор. 43. «Ко Пресвятей Владычице» (1915)
  • Ор. 44. «Всенощное бдение» (1915): ноты
  • Ор. 45. «Во дни брани» (1915)
  • Ор. 46. «Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны» (1915)
  • Ор. 47. «Ирмосы воскресные 8-ми гласов», сокращённого знаменного и сокращённого киевского распевов (1916)
  • Ор. 48. «Четыре пьесы для смешанных голосов»
  • Ор. 49. «Ко Господу Богу» (1918)
  • Ор. 50. «Литургия», обычного напева (1918)
  • Ор. 50а. «Всенощная», обычного напева
  • Ор. 52. «Три русских песни для смешанных голосов»
  • Op. 53. «Четыре песнопения» (1926)
  • Op. 54. «Литургия святого Иоанна Златоуста»
  • Ор. 55. «Пять русских песен для смешанных голосов»

Музыкальные произведения без номера опуса

  • «60 переложений со смешанного на однородный хор духовно-музыкальных сочинений современных авторов» (1912)
  • «Часы святой Пасхи» (1917)
  • «Потоп» («Небо и Земля») — одноактная опера (поэма) на либретто композитора по Дж. Г. Байрону (1917, первое исполнение — 1919).

Литературное наследие

Примечания

Литература

Чесноков павел григорьевич биография краткая. Чесноков Павел Григорьевич

24 октября 1877 — 14 марта 1944
русский хоровой дирижёр, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева , Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова . По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895-1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901-1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916-1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого — Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).

(1944-03-14
)
(66 лет)

Страна

Российская империя
Российская империя РСФСР
РСФСР С

404 Файл ошибки не найден

  • Домашняя страница

Записи / Обсуждения

  • Введение
  • Кантат
  • Прочие вокальные произведения
  • Инструментальные заводы
  • Транскрипции для фортепиано
  • Прочие меры
  • Исполнители Вокальные
  • Исполнители Инструментальная
  • Общие темы
  • Статьи
  • Бах и другие композиторы
  • Книги
  • Фильмы

Справочная информация

  • Дж.С. Бах Биография
  • год лютеранской церкви
  • Чтения из Библии
  • Тексты и переводы
  • Очки
  • Музыка
  • Список литературы
  • Комментарии
  • Списки BWV и BWV Anh
  • Хоральные тексты
  • Мелодии хора
  • Путеводитель по Баху
  • Фестивали и серии Баха
  • Искусство и памятные вещи
  • Лицо Баха
  • Термины и сокращения

Биография исполнителя

  • А
  • В
  • С
  • D
  • E
  • Ф
  • г
  • H
  • я
  • Дж
  • К
  • л
  • м
  • N
  • О
  • квартал
  • R
  • S
  • т
  • U
  • В
  • Вт
  • Х
  • Я
  • Z


Биография поэта / композитора

  • А
  • В
  • С
  • D
  • E
  • Ф
  • г
  • H
  • я
  • Дж
  • К
  • л
  • м
  • N
  • О
  • квартал
  • R
  • S
  • т
  • U
  • В
  • Вт
  • Х
  • Я
  • Z


Дополнительная информация

  • Порядок обсуждения
  • Расписание концертов
  • TNT J.С. Бах Страницы
  • Ссылки на другие сайты
  • Поисковые работы / перемещения
  • Поиск BCW
  • Карта сайта
  • Что нового?
  • Новые и предстоящие записи
  • Присоединяйтесь к спискам рассылки / вносите свой вклад

.

Эй, детки, знакомьтесь, Сергей Прокофьев

из каталога Hey Kid’s Meet the Composer Index

Эй, детки, знакомьтесь, Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев (1891-1953) Русский композитор эпохи модерна

Сергей Прокофьев родился в России 27 апреля 1891 года. Он начал учиться игре на фортепиано с матерью в возрасте трех лет. К пяти годам Сергей проявил необычные музыкальные способности.Его первое сочинение, записанное его матерью, называлось Indian Gallop. К девяти годам он написал свою первую оперу, Великан.

В тринадцать лет Сергей поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, уже написав целый портфель сочинений. В консерватории учился у русского композитора Николая Римского-Корсакова. Позднее в своей жизни Прокофьев сожалел, что не воспользовался этой возможностью.

Музыка, которую писал Прокофьев, была новой и другой. Он привнес в концертный зал новые странные гармонии, динамичные ритмы и много юмора.

Когда разразилась русская революция, Прокофьев уехал в Америку. Он надеялся, что сможет сочинять мирно. Американская публика, однако, не была готова к его новым звукам, поэтому он переехал в Париж. В Париже Прокофьев добился большего успеха там, где его оперы и балеты пользовались популярностью.

Прокофьев вернулся в Россию в 1932 году, проведя последние 19 лет своей жизни на родине.За это время он написал некоторые из своих лучших работ, в том числе Петр и Волк для камерного оркестра и рассказчика, а также партитуру для своего балета Ромео и Джульетта , в которую вошла его самая вдохновляющая музыка.

Сергей Прокофьев умер 5 марта 1953 года как один из самых уважаемых композиторов ХХ века.

* Oxford Music Online указывает 25 апреля как приблизительную дату рождения Сергея Прокофьева. Другие справочные ресурсы предлагают 23 апреля и 27 апреля.

Посмотреть видео

Посмотрите выступление Прокофьева Петр и Волк для оркестра и рассказчика.

Печатные ресурсы Сергея Прокофьева

Эй, дети, знакомьтесь с рабочими листами композитора (известные композиторы)

Петя и Волк (Прокофьев) Глиф слуха
Сергей Прокофьев | Рабочий лист поиска слов
Знакомьтесь с рабочим листом работы композитора
Питер и волк FunLib ™ (Прокофьев) | Рассказ и рабочий лист
Петя и Волк (Прокофьев) | Пакет уроков музыки

Планы уроков музыки для учителя музыкального класса

Петя и Волк (Прокофьев) | Набор уроков музыки
Петя и волк (Прокофьев) | Рабочий лист комиксов и план урока
Петя и Волк | Урок прослушивания музыки

Известные плакаты на доске объявлений композитора

Прокофьев | «Композитор месяца» Доска объявлений
Петя и Волк (Прокофьев) | Набор плакатов для доски объявлений

.

Что такое чеснок? (с иллюстрациями)

Трава — это растение, листья, семена или цветы которого используются для ароматизации пищи или в медицине. Другие виды использования трав включают косметику, красители и парфюмерию. Название происходит от латинского herba , что означает «зеленые культуры».

Стебли чеснока.

Чеснок ( Allium sativum ) принадлежит к семейству Alliaceae, как и его ближайшие родственники чеснок, лук-порей и лук. Съедобная трава, которая чаще всего ассоциируется с этим названием, — это луковица зубчиков чеснока, которая находится под землей, под листовым, похожим на лук-шалот ростком. Hardneck и softneck — две основные разновидности. Одно из ключевых отличий заключается в том, что жесткая шея поднимает вверх стебель цветка, называемый побегом, который является еще одной съедобной частью растения. Этот сценарий менее известен в США.S., возможно, потому, что для коммерческого использования больше всего выращивают softneck.

Чеснок выпускается в виде порошка, который используется в кулинарии.

История. Чеснок имеет долгую историю популярности и использовался в Древнем Египте, о чем свидетельствует его открытие в гробнице Тутанхамона. На протяжении всей истории он использовался в кулинарии и медицине, а также имеет репутацию репеллента от раздражителей, от комаров до вампиров. Гилрой, штат Калифорния, считается «мировой столицей чеснока», и действительно, около 90% выращиваемого в США выращивается в Калифорнии.

Чеснок можно хранить в масле.

Описание. Луковица чеснока, состоящая из 4-60 зубчиков, может иметь диаметр от 1,5 до 3 дюймов (от 4 до 7,5 см) и вырастать до высоты от 10 дюймов до 5 футов (от 10 см до 1,5 м). Цветки белые с розовым или зеленым оттенком. Сами луковицы кремово-белые и могут иметь пурпурный оттенок, как и бумажное покрытие, которое окружает луковицу и закрывает каждую гвоздику.

Луковицы чеснока могут содержать до 60 зубчиков.

Садоводство. Чеснок — это многолетнее растение, которое обычно выращивают как однолетнее растение, и его лучше всего посадить осенью для сбора урожая следующего года. Он предпочитает хорошо дренированную почву и должен быть посажен заостренной стороной вверх.Эта трава используется в сопутствующих посадках, также известных как совместные посадки, чтобы держать вредителей подальше от других растений, но бобовые, горох и картофель плохо себя чувствуют в ее присутствии.

Регулярное употребление чеснока может вызвать вздутие живота и метеоризм.

Продукты питания и другие виды использования. Есть некоторые блюда, которые невозможно представить без чеснока: соус из Франции под названием aioli , итальянский соус из анчоусов под названием bagna cauda , ближневосточный спред хумус , греческий соус Tzatziki и, конечно же, чесночный соус. хлеб, чтобы назвать несколько. Он также используется во многих итальянских соусах, в жареном картофеле Юго-Восточной Азии и жарен для использования в качестве спреда. Есть желе и джемы, и даже мороженое. Для более мягкого вкуса выберите Слоновий чеснок, который, хотя и имеет большой размер, имеет «уменьшенный» вкус.Эта трава также является популярным предметом для творчества: ее плетут и делают венки.

Консервация. Хранители чеснока, покрытые керамическими горшками с отверстиями для циркуляции, обеспечивают прохладный темный климат, в котором луковицы лучше всего хранятся. Зеленые побеги на хранящемся чесноке не означают, что его больше нельзя использовать, но вкус будет более мягким.Ни замораживание, ни сушка не дают удовлетворительных результатов, но маринование или хранение очищенных гвоздик в вине или уксусе в холодильнике сохранит растение до четырех месяцев. Черенки можно хранить в холодильнике несколько недель.

Не храните чеснок в масле самостоятельно, даже в холодильнике, как это иногда рекомендуется, поскольку это уже привело к возникновению ботулизма.Коммерческие препараты в масле по закону проходят специальную обработку, чтобы предотвратить такую ​​возможность.

Чеснок является одним из основных продуктов многих китайских жареных блюд.
.

Эй, малыши, знакомьтесь, Петр Ильич Чайковский

из каталога Hey Kid’s Meet the Composer Index

Эй, дети, знакомьтесь с Чайковским

Петр (Петр) Ильич Чайковский (1840-1893) Композитор эпохи русского романтика

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в современной Удмуртии, Россия. Его отец был украинским горным инженером. Питер начал уроки игры на фортепиано в возрасте пяти лет, и через три года он научился читать музыку так же хорошо, как и его учитель.

В 1850 году отец Петра был назначен директором Петербургского технологического института. Именно там Петр получил образование в Школе правоведения. Единственным музыкальным обучением, которое он получал, были уроки игры на фортепиано у производителя пианино, который иногда навещал школу. Он также посещал оперу и театр со своими одноклассниками. Больше всего ему нравились работы Россини, Беллини, Верди и Моцарта.

Мать Петра умерла в 1854 году, что принесло ему много горя.Он ответил, обратившись к музыке. Именно в это время он предпринял первые серьезные усилия как композитор, написав вальс на ее память.

В 1855 году отец Петра попросил известного немецкого учителя игры на фортепиано поощрить его сына к музыке. Однако, когда отец Питера спросил о музыкальном потенциале его сына, его учитель написал, что ничто не указывает на то, что он будет прекрасным композитором или исполнителем. Его отец попросил Петра закончить курс обучения, а затем продолжить работу в Министерстве юстиции.Он сделал, как его просили, хотя его интерес к музыке никогда не покидал его.

В 1861 году Чайковский услышал о занятиях в Русском музыкальном обществе. Он сразу приступил к учебе. В следующем году Чайковский последовал за своим учителем в Санкт-Петербургскую консерваторию, где получил должность. Именно в консерватории он познакомился и учился у Антона Рубинштейна, директора и основателя консерватории. Рубинштейн был впечатлен талантом Чайковского.

В 1869 году Чайковский написал свой первый признанный шедевр, увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» .Чайковский был глубоко вдохновлен произведениями Шекспира, и в последующие годы написал другие произведения для Буря и Гамлет .

6 ноября 1893 г. Чайковский умер в Петербурге от холеры. Его композиции — одни из величайших произведений эпохи романтизма, в том числе увертюра 1812 , мартовский славян и Щелкунчик , ставшая фаворитом рождественских праздников.

Посмотреть видео

Посмотрите спектакль Чайковского « Щелкунчик » с участием Михаила Барышникова и Гелси Киркланд.

Печатные ресурсы для Петра Ильича Чайковского

Детские фортепианные книги

Чайковский | Познакомьтесь с фортепианной книгой Composer Series, Vol. 3

Ноты для фортепиано для начинающих и начинающих

Swan Lake (Solo) Ноты для фортепиано для начинающих / Уровень 1
Swan Lake (Duet) Ноты для фортепиано для начинающих / Уровень 2
Beriozka (The Birch Tree) Easy Piano Sheet / Уровень 2 (Тема четвертой симфонии)
March Slav Easy Piano Sheet Музыка / Уровень 2
Trepak (Щелкунчик) Простые ноты для фортепиано / Уровень 2
Арабский танец (Щелкунчик) Простые ноты для фортепиано / Уровень 3
Ромео и Джульетта (Тема любви) Простые ноты для фортепиано / Уровень 3
Dance of the Sugar Plum Фея (Щелкунчик) Ноты для фортепиано / Уровень 4
Ноты для фортепиано с феей Сахарная Слива (Щелкунчик) Ноты для простого фортепиано / Уровень 4 — Играй и учись ™
Лебединое озеро (Тема) Ноты для фортепиано / Уровень 4
Лебединое озеро ( Тема) Easy Piano Sheet Music / Level 4 — Play and Learn ™ Edition
Chinese Dance (Nutcracker) Easy Piano Sheet Music / Level 5
Dance of the Reeds (Nutcracker) Easy Piano Sheet Music / Level 5
Theme from 1812 Overture Easy Piano Ноты / 5 уровень
Март (Щелкунчик) Легкие ноты для фортепиано / 5 уровень 90 002 Вальс цветов (Щелкунчик) Легкие ноты для фортепиано / Уровень 5

Эй, дети, знакомьтесь с рабочими листами композитора и играми (известные композиторы)

Петр Ильич Чайковский | Рабочий лист поиска слов
Петр Ильич Чайковский | Страница раскраски
Знакомьтесь: рабочий лист композитора
Щелкунчик FunLib ™ (Чайковский) | Рассказ и рабочий лист
Схема Венна Щелкунчик (Чайковский) | Рабочий лист
Щелкунчик (Чайковский) | Рабочие листы с глифами для прослушивания музыки
Beethoven at Bat ™ | Настольная игра Music Composer (цифровая печать)

.