Содержание

Вынос и погребение плащаницы. — Храм великомученика Димитрия СолунскогоХрам великомученика Димитрия Солунского

Успение Пресвятой Богородицы – второй по значимости праздник Православной Церкви после Воскресения Христова. Недаром этот день именуется не иначе как Богородичной Пасхой. Успение — это вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не сошедшим с небес Сыном Божиим, но земною Девою — чистейшей и совершеннейшей из всех людей.

Несмотря на то, что Пресвятую Богородицу провожали в иной мир со слезами, для православных этот день стал всерадостным праздником Церкви Христовой. И радуются христиане, что обрели в Небесном Царствии такую Помощницу и Защитницу, равной Которой нет и среди могучих архангелов.

В канун праздника Успения, перед всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле, перед которым позже возжигается светильник, после чего проводят каждение престола и Плащаницы. Во время утрени, на полиелее, Плащаница из алтаря выносится царскими вратами и полагается посреди храма, где и пребывает в суток — до богослужения, на котором совершается чин Погребения и крестный ход вокруг храма — вечера 28 августа.

Вынос Плащаницы Пресвятой Богородицы происходит только раз в году — в канун празднования Успения Божией Матери. В этот день в храме особенно многолюдно: все стараются вырваться из будничной суеты и почтить великий двунадесятый праздник участием в праздничном богослужении. Православные стараются духовно подготовиться к этому празднику — перед ним люди постятся, Причащаются (в этот день и заканчивается подготавливающий Успенский пост) и совершают добрые дела.

Богослужение в честь праздника
начинается с вечера:

27 августа в 17:00 всенощным праздничным богослужением с
литией и полиелеем. (ИСПОВЕДЬ — В КОНЦЕ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ ДЛЯ ПРИЧАСТНИКОВ НА УСПЕНИЕ)

28 августа: — утром
Божественная Литургия
в 8:30

вечером:
ЧИН погребения ПЛАЩАНИЦЫ совершается 28 августа в 17:00

Всенощное бдение
три особые статии Божией Матери
Крестный Ход

НАЧАЛО ВЕЧЕРНЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ В 17:00

 

(2655)

Успение Пресвятой Богородицы (14/27 августа), Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке Успение повсеместно праздновалось в Константинополе. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался общецерковным праздником.

Первоначально праздник совершался в разное время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина (depositio) Девы Марии», а 14 августа – «взятие (assumptio) на небо». Такое разделение знаменательно тем, что показывает, как древняя Западно-Римская Церковь в согласии с Восточной Церковью смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склонна нынешняя Римо-католическая Церковь, Древнеримская Церковь верила, что за этой смертью последовало воскрешение Богоматери. Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей было установлено в VIII-IХвв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой цели с IV-V вв. присоединяется и другая: обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан (еретиков IV века), отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и, соответственно, отрицавших и Ее телесную кончину.

В V веке патриархом Константинопольским Анатолием были написаны стихиры на праздник Успения, а в VIII веке – Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным два канона.

Сообразно наиболее древнему и общепринятому преданию Церкви празднуемое событие совершилось следующим образом. После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева, оставаясь по завещанию Своего Сына на попечении святого Апостола Иоанна Богослова, постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании созерцать Сына Своего, седящего одесную Бога Отца. Высокий жребий Преблагословенной Девы, Ее причастность к делу благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной и поучительной. «Чудно рождение Твое, – восклицает Церковь, – чуден образ воспитания, чудно, дивно и неизъяснимо для смертных все в Тебе, Богоневеста»118. «Дивны Твои тайны, Богородице! Ты, Владычица, явилась Престолом Всевышнего и сегодня преставилась от земли к Небу. Богоподобна слава Твоя, сияющая подобающими Богу чудесами»119.

Ко времени Успения Своего Пресвятая Дева Мария жила во Иерусалиме. Здесь, за три дня до кончины, явился Ей Архангел Гавриил, и, как предвозвещено Ей было о воплощении от Нее Сына Божия, когда приблизилась Она к Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Ей тайну Ее блаженного Успения. «Снова был послан от Бога Гавриил благовествовать изшествие Чистой Девы»120. Преставление Ее было ознаменовано чудесами, которые воспевает Церковь в своих песнопениях. В день Ее кончины апостолы по велению Божию были восхищены на облака и из разных стран земли перенесены и поставлены в Иерусалиме121. Апостолам надлежало увидеть, что Успение Богоматери было не обычной смертью, а таинственным преставлением, так же, как чудесно было и Ее рождение, и многие обстоятельства жизни. «Надлежало очевидцам Слова и слугам увидеть Успение по плоти Матери Его, поскольку оно было окончательным таинством над Нею, так, чтобы они не только узрели восхождение Спасителя от земли, но и были свидетелями преставления Родившей Его. Поэтому, собранные отовсюду Божественной силой, они прибыли в Сион и провожали идущую на небо Высшую Херувим»122.

При Успении Богоматери присутствовал Иаков, брат Господень по плоти, апостол Иоанн Богослов, апостол Петр – «почетный глава, начальник Богословов»123 и другие апостолы, за исключением апостола Фомы.

Сам Господь с Ангелами и святыми явился в необычайном свете в сретение души Своей Матери124. Пресвятая Богородица, увидев Господа, прославила Его, ибо Он исполнил обещание явиться при Ее Успении, и с улыбкой радости на лице предала Свою блаженную душу в руки Господа125.

«Отходя как бы с воздетыми руками, которыми Она носила Бога во плоти, Всенепорочная с дерзновением Матери так сказала Рожденному: «сохраняй во всем тех, которых Ты дал Мне», тех, «кто будет призывать имя Мое и Тебя, родившегося от Меня, Сына и Бога Моего, и все их прошения к пользе исполняй»126.

Приняв святую душу Пресвятой Девы, Господь передал Ее Архангелу Михаилу и Силам бесплотных Ангелов127, «облек Ее, – говорится в древнем синаксаре, – как бы в оболочку, славу которой невозможно изречь; и виднелась честная душа Ее белой, как свет»128. «Небесные Божественные селения достойно приняли Тебя (Богородица), как одушевленное небо и Ты, светло украшенная как Всенепорочная Невеста, предстала Царю и Богу»129.

Переходом к жизни вечной и лучшей была кончина Чистой и Пренепорочной Девы Богородицы: Она преставилась от жизни временной к действительно Божественной и непрекращающейся жизни для созерцания в радости Сына Своего и Господа, сидящего с воспринятой от Нее и прославленной плотию одесную Бога Отца130. «Ныне Мариам веселится, всенепорочное Тело Господа, обоженное, зрящи на Престоле Божии»131.

Согласно воле Пресвятой Девы, тело Ее было погребено в Гефсимании между гробами праведных Ее родителей и Иосифа Обручника. «Похоронил лик апостольский принявшее Бога тело Пресвятой Девы»132.

«О, дивное чудо, – восклицает Церковь, – источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси (Быт. 28, 10–17) гроб бывает: веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме»133.

На третий день, когда апостол Фома, не бывший при кончине и погребении Пресвятой Богородицы, пришел в Гефсиманию и для него был открыт гроб, Пречистого тела Богоматери там уже не было.

«Почто радость со слезами, богопроповедницы, растворяете? Пришед близнец (апостол Фома), свыше вразумляемь, приглашаше апостолом: видите вы пояс (Богоматери) и уразумейте, Дева воскресе от гроба», «яко Бога Родительница»134.

Весьма были удивлены и опечалены апостолы, не нашедши Святого тела Богоматери – во гробе лежала только Плащаница как неложное свидетельство Ее преставления.

Церковь всегда веровала, что Богоматерь была воскрешена Сыном Своим и Богом и с телом взята на небо: «Честное тело Пресвятой Девы тления во гробе не уведе: но Она с телом прешла от земли к небеси»135. «Богоприемное тело, аще и во гробе вселяется, но во гробе пребыти не навыче, востает же силою Божественною»136. Ибо не подобало селению жизни, – говорится в синаксаре праздника, – удерживаться смертью, и Родившей Создателя твари в нерастленном теле быть оставленной на тление в земле с тварью. «Дает Тебе сверхъестественное Царь Бог всех, ибо как в рождении сохранилась Девою, так и во гробе тело соблюл нетленно и вместе (с Собою) прославил Божественным прославлением, воздавая Тебе честь, как Сын Матери»137.

После Успения Богоматери апостолы во время трапезы беседовали о чудесном исчезновении тела Богоматери из гроба. Внезапно они увидели Пресвятую Деву на небесах «живу, со множеством Ангелов стоящую и неизреченною славою осияваемою», Которая сказала им: «Радуйтесь»138. И невольно вместо: «Господи, Иисусе Христе, спаси нас», они воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам» (отсюда возник обычай возношения на трапезе просфоры в честь Богоматери, названный «Чином о Панагии»).

У гроба почившего нам свойственно задумываться о прожитой им жизни, о том, какова она была, что человек успел исполнить в жизни, Господом данной, как личность, какими особыми чертами отличался его характер. Если бы над гробом Богоматери кто-либо спросил, что составляло суть характера и жизни этой высочайшей Личности, можно было бы вслед за святым Димитрием Ростовским ответить: девство, девственная чистота души и тела, глубокое смирение, всецелая любовь к Богу – высочайшая, совершеннейшая святость, какая только достижима для человека, пребывающего во плоти. Пресвятая Дева была, как говорит святой Андрей Критский, «Царицей естества», «Царицей всего рода человеческого, Которая выше всего, кроме Единого Бога». Она была Честнейшей Херувим, Славнейшей без сравнения Серафим.

«Яже небес вышшая сущи и Херувим славнейшая, и всея твари честнейшая, Яже премногия ради чистоты, Присносущного Существа приятелище бывши, в Сыновне руце днесь всесвятую предает душу»139.

Этой совершенной святости и непорочности Богоматерь достигла с помощью благодати Божией личным подвигом совершенствования. К такой святости Преблагословенная Дева была предуготована до Своего рождения подвигом Ветхозаветной Церкви в лице предыдущих поколений праведников, праотцев и отцев, поминаемых Церковью перед Рождеством Христовым (см. об этом ниже: Неделя св. Праотец и Отец перед Рождеством Христовым).

«Будучи высшею небес и славнейшею Херувимов, превосходя честью все творение», Она явилась «за превосходную чистоту приютом для вечного Существа»140, послужила великой тайне Боговоплощения, стала Материю Жизни141, «источником началожизненного и спасительного для всех воплощения»142.

Одно лишь соприкосновение с Пресвятой Девой, духовное общение с Ней, даже простое лицезрение Ее, приводило в восторг, захватывало дух, умиляло современников Ее земной жизни. Праведная Елисавета, по словам Евангелия, исполняется духовного восторга. Те же чувства, по преданию, переживают святой Игнатий Богоносец и святой Дионисий Ареопагит. Игнатий Богоносец посетил Богоматерь в доме апостола Иоанна Богослова. Святой Дионисий, муж знатный и образованный, в письме к апостолу Павлу пишет, что когда апостол Иоанн ввел его в жилище Пресвятой Девы, его озарил извне и изнутри дивный Божественный свет такой силы, что сердце и дух его изнемогли, и он готов был почтить Ее поклонением, которое прилично Самому Богу. В лице Святой Девы христианство имеет дивную красоту девства, нравственное совершенство и смиренную премудрость.

В церковном сознании слишком крепка мысль о Богоматери, как об идеале обоженного человека. Имя Пресвятой Девы воспевается на всех богослужениях. Богородичные праздники уравнены с праздниками Господскими. В богослужебных песнопениях, акафистах Она изображается чертами вышечеловеческими: приснотекущий Источник, напаяющий жаждущих; огненный Столп, показующий всем путь спасения; неопалимая Купина; всех скорбящих Радость; Одигитрия – Путеводительница ко спасению, отверзающая райския двери роду христианскому.

Служение тайне воплощения и спасения было существом жизни Богоматери143. В Ее лице человечество участвует в спасении как Богочеловеческом деле. «Богоматерь, хотя и не самостоятельно, женственно и, так сказать, страдательно, проходит вместе с Сыном путь к Голгофе, начинающийся с Вифлеемских яслей и бегства в Египет, и, стоя у креста, приемлет в душу Свою крестные муки. В Ее лице страждет и распинается Матерь рода человеческого. Поэтому Она именуется в церковных песнопениях Агницей, наряду с Агнцем (Христом)». Она – Матерь рода человеческого, Которой мы усыновлены Самим Ее Божественным Сыном.

В день праздника «изукрашенная Божественною славою священная и славная память Пресвятой Девы Богородицы»144 собирает всех верных к веселию и прославлению Ее «Божественного Успения», ибо «преставляется к жизни Матерь Жизни, свеча неприступного Света, спасение верных и надежда душ наших»145. Та, чрез Которую мы обожены, преставляется славно в руки Своего Сына и Владыки146. Она отдала в руки Сына непорочную душу, поэтому, святым Ее Успением мир оживотворился и светло празднует с бесплотными и апостолами147. Ввиду органической связи всего мира, то, что произошло с Богоматерью при Успении и по Ее Успении, не могло не отразиться во всех областях мира, – в Ней весь мир препобеждает смерть. Мир как бы сделал в этом отношении еще один шаг после того, как он сподобился Воскресения Христова, как бы еще больше приблизился к всеобщему воскресению148. «Бывши единожды от Бога проклята земля, освятися погребением Бога нашего и ныне паки погребением Твоим, Мати»149. Чтобы раскрыть сущность события, песнотворцы в тропаре праздника и в стихирах прибегают к сопоставлениям празднуемого события с величайшим событием в жизни Богоматери – рождением Ею Сына Божия. Соответствие, прежде всего, заключается в том, что оба события не объяснимы законами природы, и первое из них обусловило второе: ставши Материю Жизни, Пресвятая Богородица не могла умереть, в собственном смысле этого слова, – Она перешла к жизни истинной из этой, призрачной и неполной, земной жизни. «В рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу (жизни), Мати сущи Живота (будучи Матерью жизни)»150.

Чудесным и необычным в рождестве Богородицы было бессеменное зачатие, а при Ее Успении – нетление («нетленное омертвение»): «двойное чудо, чудо с чудом соединилось; ибо неиспытавшая брака оказывается кормилицей Младенца, оставаясь все же чистой, и оказавшаяся под игом смерти – благоухает нетлением»151.

Песнопения праздника, составление которых относится к VI-VIII вв., отражают древнейшее предание всей Православной Церкви, утверждают и выражают православный взгляд на образ Ее кончины и предупреждают от всякого рода возможных догматических заблуждений. Современные римо-католические богословы склонны совершенно отрицать телесную смерть Богоматери, считая, что Пресвятая Богородица была совершенно изъята от прародительского греха (учение о непорочном зачатии Девы Марии). После провозглашения догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы католическое богословие пошло далее по пути провозглашения нового догмата и учения о телесном вознесении Богоматери на небо (без телесной смерти). Вопреки этому мнению, православное учение говорит о действительной телесной смерти Богоматери. «Аще и непостижный Сея плод (т. е. воплотившийся Сын Божий), Имже небеса быша, погребение прият волею, како погребения отвержеся (то как избежала бы погребения) неискусомужно Рождшая»152.

И апостолы, присутствовавшие при Успении Богоматери, видели в Ней «жену смертную, но и сверхъестественно Матерь Божию»153. Имея высочайшую святость и личную безгрешность по благодати (но не по природе), Богоматерь не была изъята из общего удела всех людей – смерти как следствия первородного греха, присутствующего в самой природе человека, смерти, ставшей как бы законом природы человека. Только Богочеловек Христос, безгрешный по природе и непричастный первородному греху, не был причастен смерти по телу. И смерть принял Он добровольно, за нас, для нашего спасения. Богоматерь же «подчиняется законам природы» и, «умирая, востает для вечной жизни с Сыном»154. «Произойдя из омертвевших чресл, Чистая, Ты получила кончину сообразно природе, но, родивши действительную Жизнь, Ты преставилась к Жизни Божественной и Ипостасной»155.

По вере Церкви, Богоматерь после Своего Успения и погребения была воскрешена Божественною силою и пребывает на небе со Своим прославленным телом. Но воскрешение Божией Матери подобно другим случаям воскрешения мертвых и отличается от единственного и спасительного для всех Воскресения Богочеловека Христа Спасителя. Это православное учение вопреки воззрениям католиков не преуменьшает, а возвеличивает достоинство и славу Пресвятой Девы, подвигом жизни достигшей величайшей святости и непорочности, послужившей Боговоплощению и нашему спасению. В восхвалении и преклонении перед славой Богоматери соединяются и небесные, и земные.

«Благословенна Ты на небесах и прославлена на земле. Всякий язык славит Тебя со благодарением, исповедуя Тебя Материю Жизни. Вся земля исполнилась славы Твоей; все освятилось миром благоухания Твоего. Через Тебя пременились в радость скорби праматери. Через Тебя поют с нами все Ангелы: «Слава в вышних Богу, мир на земле». Гроб не может держать Тебя: ибо то, что погибает и разрушается, – не помрачает Владычнего тела. Ад не может владеть Тобою: поскольку царской души не касаются сорабы» (святой Андрей Критский).

Велика слава Богоматери на небе по преставлении. «Рая Божественнейшего сладостнейшая и всего мира видимого и невидимого прекраснейшая. Она по справедливости стала не только вблизи, но и одесную Бога, ибо где воссел Христос на небесах, там же ныне и Сия Пречистая Дева, Она есть и хранилище, и обладательница богатства Божества» (святой Григорий Палама). «Дивны Твои тайны, Богородице: Ты, Владычица, явилась Престолом Всевышнего. Богоподобна слава Твоя, сияющая подобающими Богу чудесами»156.

Успение Богоматери явилось переходом Ее к этой славе и блаженству на небесах. Потому это – день не печали, а радости всех земных и небесных. Успение Богородицы славят все чины Ангелов, «радуются земнородные, красуясь Божественной Ее славой»157.

«Солнце (Божественной) славы не только изливает на Нее свет блаженства, но даже входит в Нее, и таким образом заключается весь этот многотекущий источник света, что блаженный лик Пресвятой Девы бросает от себя лучи, как второе солнце славы, усугубляет свет невечернего дня». «Поймите разницу, – говорит далее знаменитый греческий вития и богослов Илия Минятий, епископ Кефалонитский, – между тем блаженством, которым наслаждаются все души прочих праведников, и тем, которым радуется Богоматерь Мария: те – отчасти воспринимают свет Божественной славы, а Сия – вся солнце славы. Те – получили здесь благодать отчасти и, по мере благодати, наслаждаются там славою. Сия там – обиталище всей славы, как здесь была обителью всей благодати. Она была здесь, как назвал Ее Архангел, благодатная, то есть имела всю полноту Божественной благодати. Это же говорит и Иоанн Богослов: «Каждому из избранных дана благодать отчасти. Дева – вся полнота благодати».

Господь, давший столько Самой Богоматери, преподал, через Ее преставление на небо всему миру особую благодать. Для Нее с Успением открылась возможность благодатного ходатайства за мир. Подобно тому, как, находясь в этом мире, Пречистая Дева Мария не была чужда небесных обителей и постоянно пребывала с Богом, так и по отшествии Она не удалилась от общения с людьми, не оставила сущих в мире. «Ты жила с людьми, – говорит, обращаясь к Богоматери, святой Андрей Критский, – Тебя имела малая часть земли, а с тех пор, как Ты преложилась, весь мир имеет Тебя умилостивлением». «Аще и преставилася еси от земли к небесным, Дево, обаче благодать Твоя излияся и исполняет все лице земли»158. Ныне Дева Мария взошла на небо «в радость и помощь нам»159, «ко ближайшему предстательству о всех нас160, «ныне проходно бысть небо и человеком (и для людей)»161. «Радуйся, Обрадованная, – поется в Акафисте, – во Успении Твоем нас не оставляющая».

Значение Богоматери для нас, земнородных, отмечено особым молитвенным обращением к Ней: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Дерзновение такого обращения имеет богатый исторический опыт. Вся христианская история, начиная с брака в Кане Галилейской, запечатлена явлением Ее силы, доказательством Ее могущества и милосердия, как Матери Господа нашего и Матери рода христианского: «Радуйся, – взывает Церковь, – с Тобою Господь и Тобою с нами»162. Она – по Господе господствующих, Владыце нашем, – Госпожа и Владычица, надежда нам и упование жизни вечной и Небесного Царствия163.

Сказанным, конечно, не исчерпывается глубокий смысл и значение для нас события Успения. Восхождение Богоматери обступают облака, «так и как бы некая духовная мгла покрывает раскрытие всего в словах о Ней, не позволяя ясно высказать сокрытое понимание таинства» (святой Андрей Критский).

«Дивны Твоя тайны, Богородице. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию. Изумевает (не в силах) же всяк ум», постичь великие тайны Богоматери и Ее славу и «никакой удобоподвижный красноречивый язык не может так витийствовать, чтобы Ее воспеть по достоинству»164. «Обаче (однако) благая сущи, веру (нашу) приими, ибо любовь веси (знаешь) божественную (пламенную) нашу, Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем»165.

Успение Пресвятой Богородицы | Александро-Невский храм п. Вербилки

Всенощное бдение

28 августа православная Церковь вспоминает Успение Пресвятой Богородицы. Этому празднику предшествует непродолжительный (2 недели), но строгий Успенский пост, во время которого прихожане готовят себя к встрече праздника.

Накануне вечером в храме святого Александра Невского служится всенощное бдение.

Пресвятая Богородица особо почитаема в русской православной Церкви. С Ее заступничеством связывают многие исторические события в жизни России. Вот почему во все Богородичные праздники, и в Успение особенно, бывает так много желающих причаститься. Перед началом всенощного бдения, а также по окончании его причастники исповедуются.

В начале всенощного бдения у входа в храм читаются литийные молитвы.

Затем проводится освящение хлебов, вина и елея. Священник кадит благодатные Божии дары.

Во время утрени всенощного бдения из алтаря на середину храма выносится плащаница Пресвятой Богородицы.

Плащаница Пресвятой Богородицы является одной из наиболее чтимых святынь православной Церкви.
Происхождение ее таково:

В Евангелие от Иоанна читаем:
При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя. И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
После вознесения на небо Иисуса Христа, Пресвятая Дева оставалась, согласно завещанию Сына, на попечении святого Иоанна.

День кончины Пресвятой Богородицы был открыт Ей от Господа за три дня до Ее успения.
Неподалеку от Масличной горы Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил с пальмовой ветвью в руках и возвестил Ей о времени Ее отшествия из здешнего мира.

В день Своего отшествия Пресвятая Богородица ободряла и укрепляла словами любви и благословения всех собравшихся. Подзывая к Себе каждого в отдельности, Она всех благословила, желая каждому вечного блаженства и творя к Богу молитву о них.

Приготовляя Себя к отшествию в мир горний, Пресвятая Дева завещала, чтобы тело Ее было погребено в Гефсимании, между гробами Ее праведных родителей и Ее обручника — святого Иосифа.
В час отшествия на небо необычайный свет озарил дом, и Господь Иисус Христос, с сонмом ангелов и святых, снизошел к одру Богоматери и принял пречистую душу Ее в Свои руки

Положив тело Богородицы, по завещанию Ее, в пещеру, апостолы закрыли вход в нее большим камнем. На третий день после погребения Богоматери по просьбе апостола Фомы, не присутствовавшего при кончине Богородицы, апостолы открыли пещеру. Но, отвалив камень от гроба, они увидели, что тела Пресвятой Богородицы уже не было в гробнице, а там лежали только Ее ризы, от которых разливалось чудесное благоухание.
В тот же день вечером, верующие были утешены явлением Богородицы, Которую увидели стоящей на воздухе в окружении Ангелов.

Плащаница Богородицы является символом тех риз, которые апостолы нашли в гробнице Пресвятой Богородицы.
Богослужения в праздник Успения Пресвятой Богородицы у плащаницы проводятся с земными поклонами, а саму плащаницу, как великую святыню, крестным ходом обносят вокруг храма.

Наше земное восприятие отшествия человека в мир духовный характеризуется глубокой печалью. Эта печаль обусловлена нашим опытным знанием земной жизни и неопределенным представлением о жизни в духовном мире. Да и сам уход человека из земной жизни часто бывает мучительно тяжелым. Не случайно во время Богослужения мы повторяем вслед за священником слова ектеньи:
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове, просим.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы настроение многих прихожан включает и нашу земную печаль, и радость осознания помощи Господа в переходе в мир горний, помощи, на которую надеются все православные люди.

Вся внешняя обстановка крестного хода — и невысокое уже августовское солнце и первые опавшие листья под ногами и негромкие песнопения создают особое настроение у его участников. У людей, впервые участвующих в Успенском крестном ходе, это настроение светлой печали.

Во все время крестного хода хор и прихожане негромко поют Трисвятое:
Святый Боже, Святый Крепкий, Свтый Бессмертный, помилуй нас

Под размеренные удары колокола крестный ход, завершив обход храма, подходит к входу в храм.

Прихожане входят в храм, склоняясь под покровом плащаницы Пресвятой Богородицы.

В этом входе большой символический смысл. Прихожане как бы принимают покровительство Пресвятой Богородицы и ее заступничество перед силами небесными.

Плащаница вносится в храм и размещается на его середине.

Плащаница украшается венком из цветов. В этом также воспоминание о погребении Пресвятой Богородицы.

Заключительная часть всенощного бдения — елеопомазание.

Прихожане, совершив земные поклоны, прикладываются к плащанице

Священник крестообразно помазует лоб прихожан освященным елеем.
Так завершается всенощное бдение накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Литургия

Утром 28 августа на литургию в праздник Успения Пресвятой Богородицы всегда приходит много прихожан, даже если эта служба приходится на рабочий день.

Среди прихожан много детей.

На литургии проводится каждение храма, читаются книги Священного писания.

Прихожане участвуют в совместных молитвах.

На литургии отец Андрей обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассказал о значении праздника.

Великий вход со Святыми Дарами предваряет причащение прихожан.

Перед принятием Святых Христовых Таин прихожане совершают земные поклоны перед плащаницей Богородицы.

Все прихожане перед причащением прикладываются к плащанице Богородицы.

Первыми перед амвоном для причащения выстраиваются дети.

Священник выносит Святую Чашу и читает молитву причащения

Первыми причащаются дети.

Обычно маленьких детей причащают на руках у пап или мам. В некоторых многодетных семьях старшие дети помогают в причащении младших сестренок и братишек.

После того как все дети завершают причащение, к Святой Чаше подходят взрослые прихожане.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы много причастников всех возрастов.

Завершающая часть литургии — отпуст.

На отпусте прихожане перед подходом ко кресту прикладываются к плащанице Богородицы.


 

Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

 

Как совершается чин Погребения Божией Матери в православных храмах 🚩 Религия

Чин Погребения Пресвятой Богородицы — особое богослужение, отправляемое обычно накануне третьего дня (вечером на второй день) после праздника Успения Божией Матери. Во время этого богослужения православная Церковь воспоминает погребение Девы Марии.

Богослужение Погребения Богородицы представляет собой особую службу, состоящую из вечерни, утрени и первого часа (всенощное бдение). На богослужении под сводами храмов звучат особые песнопения, возводящие ум человека к событию погребения Девы Марии, состоявшемся в Иерусалиме.

На богослужении вечерни особое внимание уделяется специальным успенским стихирам, в которых людям возвещается надежда на то, что Божия Матерь и после своей смерти не оставляет верующих людей. Также на вечерне читаются определенные отрывки из Священного Писания Ветхого Завета, именуемые паримиями.

Богослужение утрени в чине Погребения Богородицы уникально. В начале утрени при пении особых тропарей духовенство выносит на середину храма плащаницу Богородицы (иногда плащаница выносится заранее на предыдущих богослужениях). Плащаница представляет собой полотно с образом положения во гроб Девы Марии. Совершается каждение вокруг плащаницы. Далее следует пение стихов «заупокойной» 17-й кафисмы с чтением тропарей, посвященных успению Богородицы. Тропари предлагают человеку вникнуть в тайну успения Божией Матери и всем сердцем воспринять воспоминаемое событие.

После завершения статий (17-й кафисмы с тропарями) хор поет особые песнопения, посвященные Богородице, именуемые «благословеннами» (припев к тропарям: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего»). По своему стилю эти песнопения напоминают воскресные праздничные тропаря, поемые за каждым воскресным богослужением.

Далее в храме звучит особый канон, посвященный успению Богородицы. В конце богослужения утрени (после пения великого славословия) духовенство и все верующие совершают погребальный крестный ход вокруг храма с плащаницей Божией Матери. Во время крестного хода с колокольни доносится перезвон. В благочестивой практике дорогу вокруг храма украшают живыми цветами, а перед самой плащаницей несут так называемую «райскую ветвь», символизирующую ту ветвь, которую передал архангел Гавриил Деве Марии за три дня до ее успения. По окончании крестного хода звучит трезвон, а плащаница вновь полагается на середину храма для поклонения верующих. Далее совершается помазывание прихожан освященным елеем (маслом). Вскоре богослужение заканчивается.

Богослужение Погребения Пресвятой Богородицы одновременно праздничная и грустная служба, ведь в этот день верующие вспоминают успение (смерть) и погребение Божией Матери, но, кроме этого, в сознании верующего человека остается обетование Богородицы о покровительстве ею людей до скончания веков.

Плащаница Богоматери

Другие названия: Успенская плащаница, Богородичная плащаница

Что такое Богородичная плащаница?

В богослужении Успения Пресвятой Богородицы многие черты напоминают службы утрени Великой субботы. При этом они не имеют того драматического напряжения и трагизма, которые присущи воспоминанию о Крестной Жертве Богочеловека. Завершение земной жизни Матери Божией недаром именуется Успением: это был тихий переход в Горний мир, долгожданная встреча с Возлюбленным Сыном.

По традиции на Всенощном бдении праздника Успения в центр храма выносят Богородичную плащаницу – прямоугольный плат с изображением Усопшей Девы Марии.

Материалы изготовления

Как правило, Богородичная плащаница в храме бывает вышитой. Ее выполняют на толстой плотной ткани, чаще всего – на бархате.

Встречаются и писаные плащаницы – по сути, это иконы почившей Богоматери.

Еще один распространенный вариант – плащаница из ткани с нашитым на нее рукописным или полиграфическим изображением.

Варианты изготовления

Вышитая плащаница Богоматери может быть выполнена в технике лицевого шитья или объемного шитья вприкреп и шитья по картону.

Лицевое шитье выполняется тончайшими нитями, изображение получается плоским: мастерица вышивает лики и руки. Одежды и другие детали изображения вышивают в технике золотного шитья – тонкими золотыми и серебряными нитями (в наше время, как правило, используются заменители драгоценных металлов). Так вышивали на Руси и других странах с древнейших времен и еще раньше – в православной Византии.

При выполнении шитья по картону лики и руки пишут на картоне. Затем изображение вырезают и прикрепляют на тканую основу плащаницы. С этой техникой обычно сочетается шитье вприкреп: под вышивку подкладывают основу, благодаря которой она приобретает выпуклую форму. Данная технология шитья была распространена в России в XVIII-XIX столетиях.

Особенности оформления

В центре Богородичной плащаницы мы видим изображение Пречистой, Которая покоится на смертном одре. Привлекают внимание плащаницы с расширенным сюжетом: помимо самой Богоматери мы видим оплакивающих Ее апостолов, ангелов, а иногда – и Христа, Который бережно принимает на руки душу Своей Родительницы, трогательно изображенную в виде младенца.

Образ окаймляет надпись – текст тропаря праздника Успения на церковнославянском языке, а также орнаменты.

Особенности использования

Плащаница Богоматери лежит в центре храма на праздник Успения (28 августа по новому стилю). В некоторых храмах ее оставляют доступной для поклонения прихожан до отдания праздника, которое совершается 5 сентября по н.ст. Важно предусмотреть, как хранить плащаницу в церковной ризнице все остальное время, чтобы этот хрупкий и красивый предмет не был поврежден.

В храме плащаницу кладут на особую гробницу. Хорошо, чтобы гробница эта была снабжена стеклянным чехлом – ведь к плащанице прикладывается множество верующих, и тонкие нити шитья могут не выдержать этого.

Во время службы Погребения Богоматери плащаницу обносят крестным ходом вокруг храма. Для этого обычно используют специальные носилки. Следует закрепить на них плащаницу, чтобы ее не сдуло ветром. Если погода дождливая – имеет смысл защитить плащаницу во время крестного хода, накрыв ее пленкой.

Полезный совет

Как правило, плащаница имеет довольно внушительные размеры, но встречаются и малые плащаницы. Они удобны тем, что не требуют особой гробницы – их можно положить на обычную церковную тумбу. Такие плащаницы востребованы небогатыми приходами и малыми храмами, в которых негде положить большую плащаницу.

Из истории Богородичной плащаницы

Успение Богоматери праздновалось уже в Древней Византии, тогда же появились и иконы праздника. Чин погребения Пречистой появился значительно позднее, с ним связана и традиция поклонения Богоматери с использованием Богородичной плащаницы. На Руси чин Погребения Пресвятой Богородицы распространился в XVI столетии.

Духовно-символическое значение

Плащаница с изображением Богоматери символизирует Саму Пречистую. Верующие относятся к ней с великим благоговением, воздавая образу честь, принадлежащую Первообразу, как этому и учит Православная вера. Во многих храмах и монастырях в завершение службы погребения Пресвятой Богородицы все молящиеся, склонившись, проходят под плащаницей, испрашивая покрова и молитвенного заступничества Матери Божией. В некоторых местах, в частности, в Псково-Печерском монастыре, для крестного хода с Богородичной плащаницей делают особую дорожку из живых цветов – так православные выражают свою любовь и благодарность к Богоматери. 

Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа

Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа

Тропарь, глас 1

В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати, к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

История праздника

Первые упоминания об Успении появляются в памятниках церковной письменности начиная с V века: праздник указывается в Сакраментарии папы Геласия I (492–496 гг.). Но, тем не менее, его празднование в Византии началось уже в IV веке. Другие упоминания праздника Успения Богоматери содержатся в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского.

Свидетельство установления повсеместного празднования Успения Пресвятой Богородицы содержится в указании Никифора Каллиста о том, что император Маврикий (592–602 гг.) повелел совершать его 15 августа. Это было связано с крупной военной победой, одержанной императорскими войсками в этот день. Таким образом, Успение Богоматери в 595 году становится общецерковным праздником.

Но празднование Успения сделалось повсеместным не сразу. Так, на Западе, в Римской Церкви, 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа – «взятие на небо». Эта практика древней Западно-Римской Церкви в корне отличается от современного католического учения, которое отрицает телесную смерть Богоматери, развивая, таким образом, вымышленный «догмат» о Ее непорочном зачатии.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны из многочисленных письменных свидетельств первых веков христианства. О них «по горячим следам» писал в I веке священномученик Дионисий Ареопагит. Епископ Сардийский Мелитон составляет во II веке «Сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо». В IV веке существующее предание об Успении Матери Божией упоминает святитель Епифаний Кипрский.

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420–458 гг.) свидетельствовал перед императором Маркианом (450–457 гг.) о достоверности предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Этот же Патриарх послал погребальные пелены Божией Матери из Ее гроба супруге императора, святой Пульхерии, которая положила их во Влахернском храме.

Систематизировано предание об Успении Божией Матери в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.

Установление праздника Успения имело две цели: прославление Богоматери и Ее Успения и обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери[45].

В V веке патриархом Константинопольским Анатолием были написаны стихиры на праздник Успения, а в VIII веке – Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным – два канона. Святой Андрей Критский составил канон, ныне не употребляемый, но по Евергетидскому Уставу XII века полагавшийся на предпразднство Успения. Кроме этих трех песнописцев, службу праздника обогатили своими творениями Анатолий, епископ Солунский, Герман, Патриарх Константинопольский, святой Феофан Начертанный, император Лев Мудрый.

На Руси праздник Успения стал особо почитаться сразу после принятия Православия. В Киеве, Ростове Великом, Владимире, Суздале, Москве и многих других городах Древней Руси были построены храмы в честь Успения Божией Матери. Древнейшие рукописные богослужебные Минеи конца XI – начала XII веков уже содержат песнопения из Успенской службы.

Событие праздника

Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, что Иисус во время Крестных страданий поручил свою Мать заботам любимого ученика Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19; 26, 27). Поэтому после Вознесения Христова Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Ее авторитет у апостолов был необычайным, а новообращенные ими христиане приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом удалилась в 43-м году в Ефес. Чуть позже она побывала на Кипре где епископствовал воскрешенный Христом Лазарь Четверодневный, и на Святой Горе Афонской. По возвращении в Иерусалим ее жизнь была размеренной и аскетичной. Из дома Она выходила только в церковь или ко Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. Здесь же, за три дня до кончины, Ей явился Архангел Гавриил, через которого Господь открыл Ей тайну Ее блаженного Успения: «Радуйся, Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия».

События дня Успения следующие:

1) собрание апостолов в Иерусалиме;

2) последняя беседа их с Божией Матерью и Ее молитва о них;

3) преставление и погребение Богоматери;

4) явление Ее? апостолам на третий день после погребения.

В день кончины Пресвятой Девы апостолы из разных стран земли, где они проповедовали Христа, были чудесно перенесены в Иерусалим Божией силой.

Церковное предание свидетельствует о том, что кроме святых апостолов из числа 12-и, в Иерусалиме в день кончины Божией Матери оказались Тимофей, Дионисий

Ареопагит и Иерофей из числа 70-и. Среди же двенадцати апостолов недоставало апостола Фомы, который Божиим Промыслом остался там, где и был.

Узнав о причине своего сверхъестественного собрания, апостолы чрезвычайно опечалились, но Пресвятая Богородица, утешая их, сказала: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире… А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси».

Настал третий по еврейскому счислению час, и в тот же момент потолок помещения, в котором находилась Божия Матерь и все остальные, исчез в лучах вышеестественного Света. К Своей Матери сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов и Архангелов. По преданию, с Ним были и праведные души праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Божия Матерь поднялась навстречу Своему Божественному Сыну и Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Тогда началось Ангельское пение: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Всецарица Богоотроковица прииде, возьмите врата, и Сию премирно подымите, Присносущнаго Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно»[46].

Но и в час своей телесной смерти Всенепорочная думала не о Себе, а о тех, кто был с Нею. Поэтому ее последняя земная молитва к Своему Сыну была о них: «Сохраняй во всем тех, которых Ты дал Мне» и тех, «кто будет призывать имя Мое и Тебя, родившегося от Меня, Сына и Бога Моего, и все их прошения к пользе исполняй».

И Господь, приняв Ее святую Душу, облек Ее, как говорится в древнем синаксаре, «как бы в оболочку, славу которой невозможно изречь; и виднелась честная Душа Ее белой, как свет». Святые апостолы Петр, Павел, Иаков и другие из числа 12-и понесли одр с телом Приснодевы к месту погребения. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, данной Богоматери архангелом Гавриилом, и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами. Это торжественное шествие было несколько приостановлено необычайным событием, происшедшим у всех на глазах.

Дело было в том, что иудейские первосвященники и фарисеи, пылая ненавистью к Христу, так же ненавидели и Его Пречистую Матерь. Один из них, левит Аффония хотел опрокинуть одр, на котором тело Пресвятой Девы несли к месту погребения, но как только он коснулся носилок, кисти его рук были отсечены Неведомой Силой. Аффония был так поражен и испуган этим, что тут же раскаялся и с верою просил прощения Матери Божией. Его руки и душа были исцелены и он примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

На третий день после погребения Божией Матери в Иерусалим вернулся апостол Фома. Узнав о печальном событии, он умолял других апостолов показать ему тело Приснодевы Марии. Но когда камень от гроба был отвален, тела Божией Матери там не оказалось – на месте погребения лежала только Плащаница. Апостолы были чрезвычайно удивлены и опечалены тем, что Тело Пресвятой Девы исчезло, но причину этого понять не могли. Немного спустя после этого события во время трапезы они беседовали о чудесном исчезновении тела Богоматери из гроба и вдруг увидели Деву Марию, стоящую на Небесах живой, со множеством Ангелов, и сияющую неизреченною славою. Апостолы исполнились радости и невольно вместо «Господи, Иисусе Христе, спаси нас», воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Позже в память об этом событии возник обычай возношения на трапезе просфоры в честь Богоматери, названный «Чином о Панагии».

Успение Пресвятой Богородицы

Особенности богослужения праздника

К празднику Успения христиане подготавливаются двухнедельным постом, продолжающимся с 1 (14) по 15 (28) августа. Пост, который называют Успенским, является вторым по строгости после Великого поста. Пост установлен уже с V века в подражание Божией Матери, которая всю свою жизнь проводила в посте и молитве.

Особенности великой вечерни

После малого входа читаются те же три паремии, что и на Рождество Пресвятой Богородицы.

1. 28-я глава книги Бытия, стихи с 10-го по 17-й. О лествице (лестнице), которую видел во сне Патриарх Иаков.

2. 44-я глава книги пророка Иезекииля, стихи со 2-го по 4-й. Об увиденных пророком Иезекиилем затворенных вратах, через которые никто и никогда не проходил.

3. 9-я глава Притч Соломоновых, стихи с 1-го по 11-й.

О видении пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма и о доме и трапезе Премудрости.

Три раза во время всенощного бдения поется тропарь праздника:

1) на благословении хлебов на литии;

2) по пении «Бог Господь»;

3) в конце утрени.

Особенности утрени

На всенощном бдении совершается вынос плащаницы. Существуют две практики ее выноса.

1. Плащаницу выносят через Царские врата на «Бог Господь», при пении тропаря праздника. При этом кафизма и малая ектения опускаются, а хор сразу поет «Хвалите имя Господне…».

2. Плащаница выносится после прочтения кафизм и малой ектении, при пении «Хвалите имя Господне». При выносе плащаницы настоятель идет с Евангелием под ней.

На утрене на полиелее поется величание Божией Матери: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое».

Прокимен, глас 4: «Помяну имя Твое…». Евангелие от Луки, зачало 4-е (Лк. 1; 39–49, 56), «Слава»: Молитвами Богородицы…», «И ныне» – то же, «Помилуй мя, Боже…» и стихира: «Егда преставление Пречистаго Твоего тела…».

Затем на утрене читаются два канона. Первый канон – преподобного Космы Маиумского «Преукрашенная Божественною славою»; второй – святителя Иоанна Дамаскина «Отверзу уста моя». Ирмосы обоих канонов по уставу положено петь дважды.

На 9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется первый припев праздника: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо» и ирмос 2-го канона: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

Особенности Литургии

Во время пения «Блаженны» они перемежаются пением четырех тропарей из 3-й песни первого канона и четырех тропарей из 6-й песни второго канона.

На Литургии вместо «Достойно есть» поется задостойник праздника – ирмос «Побеждаются естества уставы…» с припевом, поскольку задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом или без припева.

Затем все то же самое, что и на Рождество Божией Матери: прокимен, глас 3, песнь Богородицы, – «Величит душа моя Господа…», стих: «Яко призре на смирение…» и Апостольское чтение – к Филиписсием, 240-е зачало (Флп. 2; 5-11). После Апостола – Евангелие от Луки, 54-е зачало (Лк. 10; 38–42. 11; 27, 28). Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову».

Чин погребения Богоматери

В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. В XVI веке она была широко распространена на Руси, но потом почти забыта. В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас только в некоторых местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерс-кой Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому последованию помещен в «Службе на Успение» (издание Московской Патриархии, 1950 год) в виде всенощного бдения, на котором не поются полиелей и величание.

Особенности богослужения погребения

В последование погребения Богоматери внесены элементы, сближающие это богослужение со службами Страстной седмицы.

Особенности великой вечерни

1. В стихирах на «Господи, воззвах» последние пять стихир взяты из Иерусалимского последования.

2. Стихира на «Слава» «Тебе одеющуюся светом, яко ризою» составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне.

Особенности утрени

На «Бог Господь» – особые тропари из Иерусалимского последования (подобен: «Благообразный Иосиф»): «Благообразных ученик лик», «Слава» – «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная». «И ныне» – «Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим».

При пении тропарей из алтаря через Царские врата выносится на середину храма плащаница и кладется на возвышении, символизирующем гроб Господень. Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа. После тропарей поются «Непорочны» с припевами, разделенные на три статии, между которыми – ектении и малое каждение плащаницы, иконостаса и народа.

В конце третьей статии поются особые тропари «по Непорочных»: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся» с припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего».

После малой ектении, как обычно, поются степенны, первый антифон 4-го гласа «От юности моея», но полиелей и величание не поются. Далее – обычное последование утрени праздника.

После великого славословия, при пении заключительного «Святый Боже», духовенство начинает крестный ход с плащаницей вокруг храма, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница кладется на середину храма.

Традиция праздника

Особый чин погребения Божией Матери по многовековой традиции совершается в Гефсимании утром 14 августа. От Иерусалимской Патриархии, расположенной возле Храма Воскресения Христова, погребальная процессия, состоящая из архиереев, священнослужителей и множества народа, движется в сторону Гефсимании.

Впереди несут икону Успения Пресвятой Богородицы, к которой по пути ее следования прикладываются многочисленные богомольцы и подносят детей разных возрастов. В шествии участвуют все монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские и другие насельники Иерусалимских обителей. По древнему обычаю, приложившись к иконе Успения Пресвятой Богородицы, богомольцы, наклонившись, проходят под ней.

Продолжительность шествия составляет около двух часов и завершается оно параклисисом[47] в Гефсиманском храме. В центре этого храма находится усыпальница Божией Матери, а привычная нам алтарная перегородка отсутствует, поэтому Престол открыт взорам богомольцев. В день Успения между усыпальницей и Престолом сооружается возвышенность, на которой, пышно украшенная цветами и миртами, кладется покрытая драгоценными пеленами плащаница Пресвятой Богородицы. У нее и совершается погребальная служба.

23 августа, в день отдания праздника, снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница переносится настоятелем Гефсиманского храма и его духовенством.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Объяснение служб Страстной седмицы и Пасхи

Валентина Зандер

СОДЕРЖАНИЕ

См. также раздел «ПАСХА».

 

Вступление

Трудно человеческим сердцу и разуму неподготовленным неделями Великого Поста, воспринять то таинственное и великое, что совершается в течение нескольких дней Страстной седмицы. Все то, что разлито в ежедневных службах целого года, все то, к чему подготовляют нас вступительные к Великому Посту недели, а затем и весь Великий Пост, здесь сконцентрировано до полной насыщенности. Чтобы не остаться посторонними зрителями и холодными наблюдателями того, что в эти дни совершается, и чтобы, с другой стороны, не изнемог человеческий дух от непосильных ему переживаний, нужно постараться вникнуть в то, что Церковь бережно собрала от апостольских времен и облекла в полные сокровенного и глубокого смысла формы богослужений Страстной седмицы.

Эти дивные слова и звуки — лучшие дары, принесенные из сокровищниц человеческого духа; они есть драгоценное миро, возлитое на Тело нашего Царя и Господа; они тот элатотканный покров, который Невеста — Церковь, исткала своему возлюбленному Жениху — Христу.

Как некогда волхвы принесли к ногам Младенца — Христа свои дары — золото, ладан и смирну — так на погребение Христа певцы принесли свои лучшие песни, поэты — стихи, богословы — чеканное слово догматической мудрости.

Уже самый приход в мир, сошествие в девическую утробу Приснодевы-Матери и возлежание в пещере и яслях нашего Спасителя подготовляли нас к мысли о крайнем Его самоограничении, самоистощании, обнищании и уничижении. Вертеп (пещера) и ясли, в которые Он возлег как Младенец, есть символ (прообраз) гроба, в котором Он был погребен, и поэтому богослужения Страстной являют таинственную связь и сходство с богослужениями Рождества Христова.

В богослужении Страстной мы можем различить как бы три между собой чередующихся плана: план исторический, с его временами и сроками; план премирный или надмирный, в котором таится вечность и в котором лежит неведомая и непостижимая человеческому разуму тайна Божества; и план человеческого сердца, где время и вечность слиты, где временное человеческое, в минуты высших прозрений, зрит и Божию предвечную славу и прежде век сущую Божию Премудрость. Мы можем расслышать, как в переплетающихся мотивах церковной службы текут исторические события, как гремит о них пророческое слово и как бьется наше собственное сердце, изнемогающее под бременем того таинственного, непонятного, дивного и страшного, что совершается в нем и пред ним. Стираются грани времени. Настоящее, прошедшее и будущее сливаются во единое целое, и душа, переступая в эти минуты порог временного, переносится в вечность.

 

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Начиная с Вербной Субботы, в которую вспоминается воскрешение Господом Праведного Лазаря, и Вербного Воскресения, или Входа Господня в Иерусалим, церковные песнопения ведут нас по стопам Христа. С зажженными свечами мы таинственно участвуем в торжественном входе Царя Славы, грядущего на вольную смерть и с ветвями пальм или верб при пении Осанна, встречаем Его у врат Иерусалима. Вербное Воскресение есть уже наступление Страстной Седмицы. Каждый п

Выход в полночь: Паук: Обряд Скрытой Луны | Статьи

  • ГЛАВНАЯ

  • IOS

  • ANDROID

  • NINTENDO SWITCH

  • ЯБЛОЧНАЯ АРКАДА

  • ВСЕ ФОРМАТЫ

    .

    .

    .

    • iOS
    • Windows
    • Nintendo
    • Sony
    • VR
    • Носимые
    • Android
    • Bada
    • Ежевика
    • DS
    • DSi
    • Facebook и социальные сети
    • Геймбой
    • iPhone
    • iPod
    • Мобильный
    • N-Gage
    • N-Gage (оригинал)
    • Ovi
    • PSP
    • Windows Mobile
    • iPad
    • 3DS
    • PS Vita
    • Windows Phone
    • Разжечь
    • В прямом эфире
    • Xperia Play
    • Windows 8
    • Оуя
    • Apple Watch
    • Android Wear
    • Виртуальная реальность
    • Пар
    • Apple TV
    • Gear VR
    • Окулус
    • PlayStation VR
    • Vive
    • Переключатель
    • Цифровые настольные игры
    • Google Daydream
    • Яблочная аркада
  • Отзывы

    .

    .

    .

    • Все отзывы

    • Обзоры игр
    • Обзоры телефонов
    • Обзоры оборудования
  • Новости

    .

    .

    .

    • Все новости

    • Бесплатные игры
    • Новые релизы
    • распродажа
    • Обновить
    • Предстоящие
  • особенности

    .

    .

    .

    • Все особенности

    • Превью
    • Интервью
  • Советы и руководства

    .

    .

    .

    • Все советы и руководства

    • Как Тос
    • Прохождение
  • Гаджеты и технологии

    .

    .

    .

    • Все гаджеты и технологии

    • Обзоры телефонов
    • Обзоры оборудования
  • Видео

  • Лучшие игры

  • Поиск игр

  • ЗАПУСКНАЯ ПАНЕЛЬ

  • БОЛЬШОЙ ИНДИ-ПИТЧ

  • ПОДКАСТ ДЛЯ КАРМАННЫХ ИГР

  • БОЛЬШЕ ВЕЩЕЙ

    .

    .

    .

    • Насчет нас
    • Связаться с нами
    • Рекламируйте на Pocket Gamer
    • Условия и положения
    • политика конфиденциальности
  • iOS
  • АНДРОИД
  • ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ
  • ЯБЛОЧНАЯ АРКАДА
  • Новости
  • Обзоры
  • Характеристики
  • Лучшие игры
  • Наконечник

.

Туринская плащаница | Annoyz View

Туринская плащаница — это льняная ткань, на которой изображен человек, перенесший тяжелую физическую травму, подобную распятым людям. Это противоречивое историческое свидетельство об Иисусе Христе хранится в королевской часовне в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. Большинство ученых считают, что эта Плащаница связана с распятием и погребением Иисуса Христа. Католическая церковь молчала по этому поводу, не опровергая и не одобряя сделанные заявления.Негативное изображение Плащаницы было сделано Секондо Пиа в 1898 году. Черно-белый негатив Плащаницы ясно показал присутствие лица в Плащанице. В 1978 году группа американских ученых провела испытания Плащаницы, не обнаружив в ней никаких доказательств подделки, и заявила, что это действительно погребальная ткань, использовавшаяся для последних обрядов Иисуса Христа. Но в 1988 году было проведено радиоуглеродное датирование, которое подтвердило, что кусок ткани относится к средневековью, между 1260 и 1390 годами. Это привело к мистификации Туринской плащаницы.

Туринская плащаница: реальное изображение (слева) и черно-белое негативное изображение (справа)

В последующие годы до настоящего времени было проведено множество исследований Туринской плащаницы. Согласно новым исследованиям, датирование Плащаницы с помощью радиоуглерода 14 было ошибочным, поскольку образцы были взяты из неточных мест. Последние исследования в этой области часто приводят к выводу, что Плащаница была сделана в Палестине первого века (что было близко ко времени, когда жил Иисус).В 2000 году была обнаружена еще одна погребальная плащаница, принадлежащая первосвященнику Иерусалима, она имела структуру из твила в елочку, аналогичную Туринской плащанице.

На Туринской плащанице много пятен, похожих на пятна крови. В то время как некоторые отвергли их как оксид железа, который мог быть использован в качестве пигментов для изготовления ткани, другие предположили, что оксид железа действительно является естественным остатком гемоглобина. Дальнейшие тесты также выявили присутствие порфирина, альбумина, билирубина и белков.Судебно-медицинские патологи также высказали мнение, что группа крови пятен крови, обнаруженных на Туринской плащанице, — AB.

Узоры на Туринской плащанице

Другое исследование, проведенное Авиноамом Данимом, предполагает, что изображения Chrysanthemum coronarium — это цветы, распускающиеся в марте или апреле в Палестине. Это было примерно в то время, когда был распят Иисус Христос. При внимательном изучении образцов ткани на Плащанице было обнаружено около 58 различных типов пыльцевых зерен.Из них 45 были из района Иерусалима.

Анатомические исследования Плащаницы показали, что покрытый человек имел серию травм от плеча до нижней части спины, которые могли быть вызваны постоянной поркой, которой подвергался Иисус Христос, на правом плече есть следы. которые были вызваны переносом тяжелого предмета, такого как крест. Человека в Плащанице били, ранили по голове каким-то заостренным предметом и прибивали гвоздями после того, как растянули тело до самых дальних конечностей.По словам Джулио Фанти, профессора механических измерений, «помимо рук, которые впоследствии помещаются в лобковую область, изображения спереди и сзади совместимы с Плащаницей, которая используется для обертывания тела мужчины ростом 175 ± 2 см, который, из-за трупной жесткости остался в том же положении, в котором он принял бы во время распятия ».

Воображаемая картина того, как Иисус Христос мог быть покрыт плащаницей

Image Анализ слабого изображения, обнаруженного в саване, показал, что у человека была борода, он был ранен на лоб, имел следы травмы на лице и имел длинные волосы, аккуратно разделенные пробором.Эти описания вполне подходят Иисусу Христу.

Хотя существует так много свидетельств в пользу подлинности Туринской плащаницы, многие скептики отмечают и другие случаи. Но большинство исследователей придерживаются мнения, что Туринская плащаница действительно является тканью, покрывающей Иисуса в гробу и имеющей его изображение.

Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

.

Spider Rite Of The Shrouded Moon обзор

Симулятор паука еще никто не делал, хотя почти наверняка есть кто-то, кто ждет публикации на небрежной странице Greenlight, но в ее отсутствие эта благородная игра-головоломка о паутине и параличе может соответствовать всем требованиям. Spider: Rite Of The Shrouded Moon [официальный сайт], созданный командой, возглавляемой выпускником Ion Storm Рэнди Смитом, делает гораздо больше, даже создает осторожную и тонкую историю на заднем плане и, э-э, шпионит за вами.


Чтобы испытать это #content, вам необходимо включить файлы cookie для таргетинга. Да мы знаем. Сожалею.
Управление настройками файлов cookie

Однако это не Windows 10 игр-головоломок с животными. Его функция геолокации предназначена исключительно для того, чтобы погоду и время суток в игре можно было сопоставить с тем, что происходит за вашим окном, что еще больше создает атмосферу, которая является источником жизненной силы Паука. Внутриигровой дождь действительно кажется более вероятным, когда есть и внеигровой дождь.Конечно, это уловка, но она восхитительна, и благодаря ей один и тот же уровень может выглядеть и ощущаться по-разному в разные дни подряд.

Если вы когда-нибудь играли в мобильную игру Spider: The Secret Of Bryce Manor 2009 года, вы наверняка знаете, зачем вам это нужно. Ваш паук ползает и прыгает по, казалось бы, заброшенному особняку, создавая геометрические формы с ограниченным количеством паутины, в которых он ловит различных насекомых, которых он затем может поглотить как за бонусные ленты, так и за очки. По мере того, как игра продолжается, тип и задача жертвы возрастают, и вскоре вы будете использовать сложные ловушки и финты, схватить ос в воздухе и пытаться выполнить точные прыжки с паутины на паутину, не касаясь пол.

Rite Of The Shrouded Moon — это во многом продолжение, я имею в виду, что это в основном та же игра, но в усиленном виде и с включенными ручками. Отслеживание климата — это одно, но оно также касается табло, разблокировок и завершенности, все из которых обслуживаются более крупными уровнями, заполненными более жесткими дополнительными задачами и продуманными секретами, а также множеством вызывающих воспоминания, странно красивых затхлых сред. То, что вначале кажется маленьким и причудливым, быстро перерастает в содержательную и жесткую игру логических головоломок левого поля.

Это первая игра для ПК, и, к счастью, не так очевидно, что это прежде всего мобильная игра. Щелчок левой кнопкой мыши, чтобы наброситься, и щелчок правой кнопкой мыши, чтобы прокрутить одну строку в сети, не хватает сочувственной плавности прокрутки и касания, но он делает то, что нужно, и WASD — прекрасное дополнение. Движение — вот что делает паука паука таким паучьим: изящные дуги прыжков и случайных спусков с большой высоты, стремительное бегство на магнитных лапах вдоль и поперек, вверх и вниз, а также удивительный, жестокий вес, когда он выхватывает более крупное существо из в воздухе в середине прыжка.

Звучит ужасно, я понимаю. Чтобы схватить слона в комнате, нет, Пауку не нужно много быть гротескным. Он ограничивает невероятно распространенную фобию и пытается героизировать то, что многие люди считают чудовищным. Однако он находит линию и придерживается ее. Паук (и другие, которых вы откроете позже) не преувеличен ни в каком смысле: его нечеловеческие аспекты не были усилены, чтобы сделать его более жутким, и он ни в коей мере не антропоморфизирован. Это просто паук.Он похож на паука, он движется, как паук, он делает только то, что может паук, и ничего из того ужасного, что делают пауки в фильмах, играх и умах людей. Включая интерес к человеческим делам: он никогда не отреагирует на многие секреты поместья Блэкберд, но ваш разум будет соединять их воедино и задумываться о них, пока вы носитесь.

Настоящие арахнафобы могут думать иначе, но я действительно наслаждаюсь и ценю верность игры реальности. Это не симулятор пауков, но он близок к нему, несмотря на головоломку и структуру на основе уровней.Лично я нормально отношусь к маленьким паукам, но, вероятно, не позволю большому пауку пробежать мою руку, а Rite Of The Shrouded Moon ничего не сделал, чтобы заставить меня извиваться. Возможно, отчасти это связано с тем, что паук никогда не двигается сам: вы всегда все контролируете, поэтому нечеловеческой непредсказуемости, которая беспокоит некоторых людей, просто нет. Всплески красивости и детализации на заднем фоне помогают: вы не в каком-то воображаемом темном мире пауков, а в месте, полном людей и природы в ее наиболее ярком свете.

Жалобы кажутся немного мучительными, но я признаюсь, что время от времени испытывал скуку, когда начинались новые уровни, я видел, как все мухи летают по месту, и знал, что поймать их всех означало работать.И, несмотря на расширение видового разнообразия, типов испытаний и сбора подсказок о том, что случилось с жителями этого старого дома, Rite Of The Shrouded Moon быстро почувствовал себя знакомым для тех, кто первым прошел через Паука. Я подозреваю, что мне бы больше понравилось, чем просто действительно понравилось бы, если бы я не играл в первую игру: свежесть и ясность ее дизайна уже не так поразительны во второй раз.

Это удовольствие и все же урок того, как создавать игры про животных, не прибегая к легкому и циничному варианту шутливой комедии или излишней симпатичности.Медленное, окружающее повествование может добавить призрачной странности к тому, что в противном случае могло бы стать механическим. В моем списке желаний довольно высоко находится Паук, действие которого происходит в открытом, внешнем, процедурном мире, который просто делает свои паучьи дела изо дня в день. . Между тем Rite Of the Shrouded Moon — это тихая, осторожная игра, в которой из относительно небольшого количества нитей плетется впечатляющий гобелен.

Spider: Rite Of The Shrouded Moon уже вышел.

.

Британское общество Туринской плащаницы

Часто упоминается в кругах Плащаницы как отмеченная отпечатками, соответствующими отпечаткам на Плащанице, это малоизвестная испанская реликвия, известная как ОВИЭДО СУДАРИУМ (см. Выше). Мнения расходятся относительно того, действительно ли загадочные пятна этой древней ткани соответствуют Плащанице, или все это просто выдумка желаемого за действительное, но здесь член BSTS Марк Гусцин, который написал еще неопубликованную книгу о реликвии, дает свою интерпретацию известные факты:

Этот судариум несколько раз упоминался в информационных бюллетенях Общества Плащаницы, но на английском языке не было дано четкого объяснения того, что это такое и что он представляет.Трудно резюмировать подробные исследования, проведенные сударием в Испании, но я думаю, что любой, кто интересуется Плащаницей, должен хотя бы иметь эти базовые знания.

Судариум — это кусок ткани, который находится в Испании с седьмого века. Его размеры 84 х 53 см. и содержит только пятна крови, смешанные с сывороткой. На ткани нет изображения. Утверждается, что это ткань, упомянутая в Иоанна 20: 6-7, ткань, которая лежала отдельно от основного полотна в пустой гробнице.

Историю ткани можно найти в Книге Заветов Овьедо, написанной епископом Пелайо (Пелагиус) в двенадцатом веке. Согласно этой работе, судариум хранился в Иерусалиме незадолго до 614 года, когда персидский царь Хосров II захватил город. Сначала он был доставлен в Александрию, а оттуда через север Африки, постоянно отступая от наступающих персов. Он был доставлен в Испанию через Картахену и доставлен в Севилью под опекой Сан-Ильдефонсо, который взял его с собой, когда был назначен епископом Толедо.Когда мавры вторглись и завоевали Испанию, сундук с сударием и различными другими реликвиями был доставлен на север, пока, наконец, не попал в Овьедо, где для него была построена специальная комната в соборе. Ключевая дата в истории судария — 14 марта 1075 года, когда сундук был открыт в присутствии короля Альфонсо VI и Родриго Диаса де Вивара, более известного как Эль Сид. Был составлен список содержащихся в нем реликвий, копия которого все еще находится в соборе Овьедо. Судариум хранится в Овьедо до сих пор.

Этот исторический маршрут из Иерусалима через Северную Африку и в Испанию был подтвержден Максом Фреем, который обнаружил пыльцу из всех этих областей, а не других, при исследовании судария.

Пятна крови на ткани показывают, что она использовалась, чтобы покрыть лицо мертвеца, и сложилась сама по себе, хотя и не посередине. Кровь пропиталась насквозь, в логическом порядке убывания интенсивности. В пятнах удивительно то, что они точно совпадают с формой и формой лица человека на Плащанице.Длина носа ровно 8 см. на обеих тканях примечательна идентичная форма подбородка и бороды.

Ткань была тщательно изучена специальной следственной группой из Centro Espanol de Sindonologia, которая заметила, что этот сударий контактировал с лицом мертвеца в течение ограниченного периода времени, потому что на нем была только свежая кровь. несвернувшаяся или не свернувшаяся кровь. Это очевидно из того факта, что пятна накладываются друг на друга, а также объясняет отсутствие перевернутого 3-образного пятна крови, поскольку эта кровь уже могла бы свернуться.Доктор Алан Уэнгер также предположил, что терновый венец все еще оставался на своем месте, когда на лицо наносили судариум. Доктор Уэнгер применил технику наложения поляризованного изображения к сударию и Плащанице и пришел к выводу, что обе ткани должны были покрывать одно и то же лицо.

Принято считать, что удушение было прямой причиной смерти при распятии. Когда это происходит, в легких распятого человека накапливается своего рода сыворотка. Это именно то, что присутствует в пятнах крови в области носа на Судариуме, что позволяет предположить, что причина смерти была та же, что и у человека Плащаницы.

Большая часть медицинских осмотров сотария была проведена доктором Виллаленом из Университета Валенсии. Его исследования показали, что ткань прижималась к лицу человека в области носа — есть даже следы отпечатков пальцев человека, который держал ее там — возможно, это были отпечатки ученика Иоанна? Кровь и сыворотка вышли через нос из-за того, что трясло снимали тело с креста и несли его к гробнице. Подсчитав промежуток времени между наложенными пятнами, Dr.Злодей пришел к выводу, что тело должно было лежать неподвижно между снятием с креста и переносом к гробнице. Этот промежуток времени примерно в час мог быть временем ожидания, чтобы получить разрешение Пилата похоронить тело.

Прикрытие изуродованного лица покойника полностью соответствовало еврейским погребальным традициям. Ткань была выброшена при входе в гробницу, когда более крупная льняная ткань была обернута вокруг тела. Вот почему сударий лежал отдельно.

Известный синдонолог доктор Байма Боллоне проанализировал образцы крови как из Судария, так и из Плащаницы, и обнаружил, что оба принадлежат к одной группе, а именно AB.

Единственный возможный вывод из всего расследования состоит в том, что эти две ткани соприкасались с одним и тем же лицом. История судария задокументирована с первого века без сомнений или возможных неверных толкований. Это неопровержимое доказательство того, что Туринская плащаница также должна датироваться первым веком.

.