Содержание

Мир спасет красота? «Красота спасет мир»

«…что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Так писал поэт Н. Заболоцкий в стихотворении «Красота спасет мир». А крылатая фраза, вынесенная в название, известна практически каждому человеку. Она наверняка не раз касалась ушек прекрасных женщин и девушек, слетая с уст очарованных их красотою мужчин.

Это замечательное выражение принадлежит знаменитому русскому писателю Ф. М. Достоевскому. В своем романе «Идиот» писатель наделяет мыслями и рассуждениями о красоте и о ее сути своего героя — князя Мышкина. В произведении не указано, как сам Мышкин говорит о том, что мир спасет красота. Эти слова принадлежат ему, но звучат они опосредованно: «Правда, князь, — спрашивает Мышкина Ипполит, — что мир спасет «красота»? Господа, — крикнул он громко всем, — князь говорит, что мир спасет красота!» В другом месте романа во время встречи князя с Аглаей та говорит ему, как бы предупреждая: «Слушайте, раз навсегда, если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасет красота», то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза! Слышите: я серьезно говорю! На этот раз я уж серьезно говорю!»

Как понять известное высказывание о красоте?

«Красота спасет мир». Как понять это высказывание? Этот вопрос вам может задать школьник любого возраста, независимо от класса, в котором он обучается. И каждый родитель ответит на этот вопрос совершенно по-своему, абсолютно индивидуально. Потому что красота воспринимается и видится для каждого различным образом.

Всем, наверное, известно высказывание о том, что можно смотреть на предметы вместе, а видеть их совершенно по-разному. После прочтения романа Достоевского внутри образуется чувство некоторой неясности того, что же есть красота. «Красота спасет мир», — Достоевский произнес эти слова от имени героя как свое собственное понимание способа спасения суетливого и бренного мира. Тем не менее, автор дает возможность ответить на этот вопрос каждому читателю самостоятельно. «Красота» в романе представляется как неразгаданная загадка, сотворенная природой, и как сила, способная свести с ума. Простоту красоты и ее утонченное великолепие видит и князь Мышкин, он говорит, что в мире много вещей на каждом шагу столь прекрасных, в которых их великолепие может увидеть даже самый потерявшийся человек. Он просит посмотреть на ребенка, на зарю, на траву, в любящие и смотрящие на вас глаза…. Действительно, сложно представить наш современный мир без загадочных и внезапных природных явлений, без притягивающего как магнит взгляда любимого человека, без любви родителей к детям и детей к родителям.

Чем же тогда стоит жить и в чем черпать свои силы?

Как представить мир без вот этой чарующей красоты каждого жизненного мига? Это просто невозможно. Существование человечества немыслимо без этого. Почти каждый человек, занимаясь повседневным трудом или любым другим обременяющим делом, не раз задумывался, что в привычной жизненной суете, как бы неосторожно, почти не заметив, пропустил что-то очень важное, не успел заметить красоту моментов. Все же красота имеет некое божественное происхождение, она выражает истинную сущность Создателя, давая возможность каждому приобщиться к Нему и быть подобным Ему.

Верующие люди постигают красоту через общение посредством молитв с Господом, через созерцание сотворенного Им мира и через совершенствование своей человеческой сути. Конечно, понимание и видение красоты христианином будет отличаться от привычных представлений людей, исповедующих другую религию. Но где-то между этими идейными противоречиями все же есть та тонкая ниточка, соединяющая всех в одно целое. В таком божественном единстве тоже таится молчаливая красота гармонии.

Толстой о красоте

Красота спасет мир… Толстой Лев Николаевич высказал свое мнение по этому поводу в произведении «Война и мир». Все явления и предметы, присутствующие в окружающем нас мире, писатель мысленно разбивает на две основные категории: это содержание или форма. Деление происходит в зависимости от большего преобладания в природе предметов и явлений этих элементов.

Писатель не отдает предпочтение явлениям и людям с присутствием в них главного в виде формы. Поэтому в своем романе он так отчетливо демонстрирует нелюбовь к высшему свету с его навсегда установленными жизненными нормами и правилами и отсутствие симпатии к Элен Безуховой, которую, согласно тексту произведения, все считали необыкновенно красивой.

Общество и общественное мнение не оказывают никакого влияния на его личное отношение к людям и жизни. Писатель смотрит на содержание. Это важно для его восприятия, и именно это пробуждает в его сердце интерес. Он не признает отсутствия движений и жизни в оболочке роскоши, зато безгранично любуется несовершенством Наташи Ростовой и некрасивостью Марии Болконской. Опираясь на мнение великого писателя, можно ли утверждать, что мир спасет красота?

Лорд Байрон о великолепии красоты

Для другого знаменитого, правда, зарубежного, писателя, Лорда Байрона, красота видится как пагубный дар. Он рассматривает ее как непреодолимую силу, способную соблазнить, опьянить и совершить с человеком злодеяние. Но ведь это не совсем так, красота имеет двойственную природу. И нам, людям, лучше замечать не ее пагубность и коварство, а жизнетворящую силу, способную оздоравливать наше сердце, разум и тело. Ведь во многом наше здоровье и правильное восприятие картины мира складывается в результате нашего прямого психического отношения к вещам.

И все же, спасет ли красота мир?

Наш современный мир, в котором существует сколько социальных противоречий и неоднородностей… Мир, в котором есть богатые и бедные, здоровые и больные, счастливые и несчастные, свободные и зависимые… И что, вопреки всем невзгодам, мир спасет красота? Возможно, и так. Но понимать красоту надо не дословно, не как внешнее выражение яркой природной индивидуальности или ухоженности, а как возможность делать красивые благородные поступки, помогая этим другим людям, и как смотреть не на человека, а на его красивый и богатый по содержанию внутренний мир. Очень часто в своей жизни мы произносим привычные нам слова «красота», «красивый», или же просто «красиво».

Красота как оценочный материал окружающего мира. Как понять: «Красота спасет мир» — в чем смысл высказывания?

Все интерпретации слова «красота», являющегося первоначальным источником для других образованных от него слов, наделяют говорящего необычной способностью практически простейшим образом оценивать явления окружающего нас мира, умением восхищаться произведениями литературы, искусства, музыки; желанием высказывать комплименты другому человеку. Столько приятных моментов, скрытых лишь в одном слове из семи букв!

У каждого свое понятие красоты

Безусловно, красота понимается каждым индивидуумом по-своему, и каждое поколение имеет свои критерии красоты. В этом нет ничего плохого. Всем давно уже известно, что благодаря противоречиям и спорам между людьми, поколениями и нациями, может родиться только истина. Люди по своей природе абсолютно различны в понятиях мироощущения и мировосприятия. Для одного хорошо и красиво, когда он просто опрятно и модно одет, для другого плохо зацикливаться только на внешнем виде, он предпочитает развивать свой внутренний мир и повышать интеллектуальный уровень. Все то, что каким-то образом относится к пониманию красоты, звучит из уст каждого, исходя из его личного восприятия окружающей действительности. Романтические и чувственные натуры чаще всего восторгаются явлениями и предметами, созданными природой. Свежесть воздуха после дождя, осенний лист, упавший с веток, огонь костра и чистый горный ручей – все это красота, которой стоит постоянно наслаждаться. Для более практичных натур, опирающихся на предметы и явления материального мира, красота может заключаться в результате, например, заключенной важной сделки или выполнения определенного ряда строительных работ. Ребенка несказанно порадуют красивые и яркие игрушки, женщина обрадуется красивому ювелирному изделию, а мужчина увидит красоту в новых литых дисках на его машине. Кажется, одно слово, а сколько понятий, сколько различных восприятий!

Глубина простого слова «красота»

Красоту также можно рассматривать и с глубинной точки зрения. «Красота спасет мир» — эссе на эту тему может быть написано каждым абсолютно по-разному. И мнений о красоте жизни будет уйма.

Одни люди действительно считают, что мир держится на красоте, а другие скажут: «Красота спасет мир? Кто сказал вам такую глупость?» Вы ответите: «Как кто? Русский великий писатель Достоевский в своем знаменитом литературном произведении «Идиот»!» А вам в ответ: «Ну и что, может быть, тогда красота и спасала мир, сейчас же главное другое!» И, возможно, даже назовут, что именно для них главное. И все — доказывать свое представление о прекрасном не имеет смысла. Потому что вы можете, видите это, а ваш собеседник в силу своего образования, социального статуса, возраста, пола или другой расовой принадлежности никогда не замечал и не задумывался о наличии красоты в том и или другом предмете или явлении.

В заключение

Мир спасет красота, а мы, в свою очередь, должны суметь спасти ее. Главное — это не разрушить, а сохранить данную Создателем красоту мира, его предметов и явлений. Радуйтесь каждому мгновению и возможности видеть и чувствовать прекрасное так, как будто это ваш последний жизненный миг. И тогда у вас даже не возникнет вопроса: «Почему красота спасет мир?» Ответ будет ясен как само собой разумеющееся.

Красота спасет мир — это… Что такое Красота спасет мир?



Красота спасет мир
Красота спасет мир

Из романа «Идиот» (1868) Ф. М. Достоевского (1821 — 1881).

Как правило, понимается буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота».

В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал он громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен.

Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пересказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.

Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».

Ф. М. Достоевский был далек от собственно эстетических суждений — он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает главному замыслу романа — создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».

Такое, сугубо личностное, толкование красоты характерно для писателя. Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы» не только в загробной жизни. Они могут быть такими и «не потеряв способности жить на земле».


Для этого они должны согласиться с мыслью о том, что Зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая «красота» (то есть лучшее, что есть в людях).

Разумеется, в одночасье это не произойдет — нужен духовный труд, испытания и даже страдания, после которых человек отрекается от Зла и обращается к Добру, начинает ценить его. Об этом писатель говорит во многих своих произведениях, в том числе и в романе «Идиот». Например (ч. 1, гл. VII):

«Генеральша несколько времени, молча и с некоторым оттенком пренебрежения, рассматривала портрет Настасьи Филипповны, который она держала перед собой в протянутой руке, чрезвычайно и эффектно отдалив от глаз.

Да, хороша, — проговорила она, наконец, — очень даже. Я два раза ее видела, только издали. Так вы такую-то красоту цените? — обратилась она вдруг к князю.

Да… такую… — отвечал князь с некоторым усилием.

То есть именно такую?

Именно такую.

За что?

В этом лице… страдания много… — проговорил князь, как бы невольно, как бы сам с собою говоря, а не на вопрос отвечая.

Вы, впрочем, может быть, бредите, — решила генеральша и надменным жестом откинула о себя портрет на стол».

Писатель в своем толковании красоты выступает единомышленником немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804), говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное — это сим-

вол морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Так, если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872) логически заключает, что «некрасивость (злоба, равнодушие, эгоизм. — Сост.) убьет…»

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс».
Вадим Серов.
2003.

.

  • Красная опасность
  • Красота — это страшная сила!

Смотреть что такое «Красота спасет мир» в других словарях:

  • КРАСОТА — (прекрасное), в понятиях Святой Руси божественная гармония, внутренне присущая природе, человеку, некоторым вещам и изображениям. В красоте выражается божественная сущность мира. Источник ее в самом Боге, Его целостности и совершенстве. «Красота… …   Русская история

  • КРАСОТА — одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса . Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый , прекрасный , светлый (отсюда, напр., Красная… …   Русская философия: словарь

  • Красота —    одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса . Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый , прекрасный , светлый (отсюда, напр., Красная… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • СИМВОЛИЗМ —         худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… …   Энциклопедия культурологии

  • ПРЕКРАСНОЕ — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… …   Философская энциклопедия

  • ДОСТОЕВСКИЙ —         Фёдор Михайлович [30.10 (11.11).1821, Москва, 28.1 (9.2).1881, Петербург], рус. писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40 х гг. лит. путь в русле «натуральной школы» как преемник Гоголя и поклонник Белинского, Д. в то же время впитал в… …   Философская энциклопедия

  • ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …   Философская энциклопедия

  • СОЛОВЬЕВ — Владимир Сергеевич (род. 16 янв. 1853, Москва – ум. 31 июля 1900, там же) – крупнейший рус. религиозный философ, поэт, публицист, сын С. М. Соловьева, ректора Московского ун та и автора 29 томной «Истории России с древнейших времен» (1851 – 1879) …   Философская энциклопедия

  • ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… …   Философская энциклопедия

  • Сазонова, Валентина Григорьевна — Валентина Сазонова Сазонова Валентина Григорьевна Дата рождения: 19 марта 1955(1955 03 19) Место рождения: Червоне …   Википедия

Спасет ли красота мир — Дом Солнца

Чтобы раскрыть истинный смысл поговорки, давайте сразу определимся, что такое Красота. Что подразумевается под значением Мир. Что означает Спасти Мир. Что вообще может спасти Мир? Если принять, что Мир имеется ввиду окружающее общество, его уклад, менталитет и т.п., то процедура спасения мира переходит в разряд идеологии. А от чего, собственно, необходимо спасать Мир? От не красоты? Тогда, получается, можно вместо слова Красота поставить любое другое, и оно будет спасать мир от противоположного значения вставленного слова. Например: Знание спасет мир от не Знания. Сила спасет мир от бессилия. Даже алкоголизм спасет мир от трезвости. А трезвость – от алкоголизма. Чувствуете несоответствие? Значит, Красота спасает мир от чего-то другого, а не от не красоты.

Так что же имеется ввиду под словом Красота? Конечно же, в обиходном понятии оно означает предметы, звуки, события, любое другое явление, которое нам «по душе». Ублажает наши эстетические чувства. Если человеку что-то нравится – значит для него это красиво. То есть, понятие красота уже является субъективным фактором. Красота не может быть абсолютной. У каждого человека красота своя. Она формируется под воздействием многих факторов, но в первую очередь эстетическим воспитанием, образованием. Но даже если нет у человека совсем никакого образования, у него все равно будет приоритет одного явления перед другим со стороны оценки красоты. Внешней или внутренней красоты, не играет роли. Что такое внешняя красота знают абсолютно все. Внутреннюю красоту можно тоже легко оценить по благородным поступкам. Но это внутреннюю красоту человека. А если не человека, а какого-то явления? Или, вот, например, для меня лично, самый красивый вид спорта (я на полном серьезе, а не для примера) — это шахматы. Шахматисты меня поймут. Не требуется для этого даже быть тонким эстетом. Нравятся, разумеется, не форма фигур на доске, а тот потенциальный накал, который разворачивается в процессе игры. Красивая партия намного больше доставляет мне эстетического наслаждения, чем художественная гимнастика, в технических исполнениях элементов которой, я совсем не понимаю. Но с точки зрения сексуальности, конечно же художественная гимнастика занимает ведущие места. Сексуальность можно назвать красотой? Бесспорно можно! А что такое сексуальность? Опять же условность, принятая в процессе воспитания очередного поколения. Мы же знаем, что образец сексуальности у разных народов и в разные времена непременно меняется. В Африке, например, есть племя, где все ходят голыми, но, обязательно с длинными волосами. Для аборигенов этого племени самая сексуальная часть тела – шея и затылок.

Можно еще долго ходить вокруг да около, подводя читателя к нужному выводу. Предлагаю сейчас изложить свою версию поговорки «красота спасет мир», а доказательства или не согласие пусть каждый определит для себя сам.

Так вот, абсолютно красивым можно считать только то, что абсолютно гармонично. А гармонично все, что создано Природой (Богом, Творцом, Естеством ит.д.). А для кого может мир и вся жизнь стать гармоничным? Только для Просветленного! Чтобы изменить мир – изменись сам. Другого рецепта нет. Это истина всех мудрецов нашей истории. И в данном случае Красота и Гармония – отождествление Любви. Любви не как сексуального влечения, а как всеобъемлющего, всепоглощающего чувства Просветленного. Таким образом, можем смело поговорку перефразировать в такую формулу: «Любовь спасет мир». Но так как можно провести целую классификацию разных «любовей», а отношение внутренней Гармонии и восприятие внешних проявлений как гармоничными не всем доступны и понятны, слово Красота подходит наиболее точно.

Любви Вам и Гармонии! И тогда Ваша Красота спасет Ваш Мир.

Красота спасет мир Достоевский – полная цитата: кто сказал эти слова и герою какой книги они принадлежат

Говорят, что по-настоящему великие люди велики во всем. На первый взгляд подобное утверждение кажется каким-то неправильным. Но если подумать о том, сколько крылатых фраз было придумано именно писателями, которые прославились как лучшие мастера пера, все становится понятно.

Некоторые люди даже не задумываются о том, откуда именно произошло то или иное выражение. Ведь зачастую крылатые фразы насколько прочно входят в жизнь людей, что те попросту забывают, чьи они, кем и когда они были придуманы.

В статье мы рассмотрим выражение, которое уже давным-давно стало крылатым. Более того, даже некоторым иностранцам оно хорошо знакомо. Автором этого выражения является знаменитый писатель. Рассмотрим полную цитату Достоевского Красота спасет мир.

Краткая биография Ф. Достоевского

красота спасет мир кто сказалПрежде чем поговорить о том, почему данная фраза стала крылатой, и какое значение в нее было вложено, познакомимся с биографией человека, ставшего ее автором. Родился Федор Михайлович 11 ноября 1821 года.

Отцом его был священник, который служил в приходской церкви. Мать была дочерью купца. Однако, несмотря на то, что у матери было состояние, семья жила достаточно бедно. Отец Достоевского считал, что деньги приносят с собой зло. И поэтому он с детства приучал детей к порядочности и скромной жизни.

Поскольку отец будущего писателя был священником, совершенно не трудно предположить, что именно он привил своим детям любовь к Господу Богу. В частности, этой любовью отличался и Федор Михайлович Достоевский. В своих произведениях он не раз упоминает о религии.

Как только Достоевский немного подрос, отец определил его в пансионат. Там он проходил обучение вдали от дома, а после без особых трудностей поступил в Инженерное училище.

Учась в училище, молодой человек оказался полностью во власти любви к литературе. Осознав это, юноша отказался от намерения овладеть каким-либо ремеслом и вступил в ряды писателей.

Именно это решение в дальнейшем и послужило причиной серьезных проблем, которые стали настоящим испытанием для Достоевского. Слова, написанные им, достигли не только сердец читателей. На него обратил внимание двор. И по решению монарха он был вынужден отправиться в ссылку.

Обратите внимание! Целых четыре года молодой человек находился на каторге.

Из-под пера писателя вышло множество произведений. И все они нашли отклик в сердцах не только его современников. Сейчас творения этого автора продолжают волновать и будоражить мысли.

Ведь в них он поднимает весьма важные вопросы. И на некоторые из них до сих пор не удалось найти ответ. Наиболее известными произведениями, которые написал Достоевский, считаются:

  • «Преступление и наказание»,
  • «Бесы»,
  • «Братья Карамазовы»,
  • «Белые ночи»,
  • «Идиот».

Это интересно! Выражение Собаку съел – в чем значение фразеологизма

Спасение мира

красота спасет мир автор«Красота спасет мир» это выражение принадлежит одному из героев вышеупомянутого произведения под названием «Идиот». Но кто сказал его? Ипполит, болеющий чахоткой. Это второстепенный персонаж, который дословно произносит данную фразу, желая уточнить, действительно ли князь Мышкин употреблял такое странное выражение.

Примечательно, что сам герой, которому собственно Ипполит и приписывает данное выражение, его никогда не использовал. Только однажды он употребил слово спасение, когда его спросили о том, действительно ли Настасья Филипповна является доброй женщиной: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!».

И хотя фраза была сказана книжным героем, нетрудно предположить, что именно над этим размышлял сам автор произведения. Если рассматривать данную фразу в контексте произведения, то необходимо сделать одно уточнение. В книге говорится не только о внешней красоте. Примером выступает приятная во всех отношениях Настасья Филипповна. Но ее красота больше внешняя. Князь Мышкин, в свою очередь, предстает в роли образчика внутренней красоты. И именно о силе этой внутренней красоты в большей степени говорится в книге.

кому принадлежит мысль красота спасет мирКогда Достоевский работал над этим творением, он вел переписку с Аполлоном Майковым, который являлся не только поэтом, но и известным цензором. В ней Федор Михайлович упоминал, что желает воссоздать определенный образ. Это был образ прекрасного человека. Автор в деталях прописал его.

Этот образ на себя примерил именно князь. В своем черновике Достоевский даже сделал пометку. В ней упоминалось о двух образцах красоты. Таким образом, можно сделать вывод, что утверждение о разной красоте Мышкина и его возлюбленной, является правдивым.

Обратите внимание и на характер этой записи. Эта мысль является своеобразным утверждением. Однако, у любого человека, который прочитал произведение «Идиот», возникнет вполне закономерный вопрос: действительно ли это было утверждение? Ведь если вспомнить содержание книги, то становится понятно, что ни внутренняя, ни внешняя красота в итоге не смогли спасти не то что мир, а даже нескольких человек. Более того, некоторые люди после прочтение и вовсе начинали задаваться вопросом, а не погубила ли она этих героев?

Князь Мышкин: доброта и глупость

кому принадлежит фраза красота спасет мирВторой по важности вопрос: что погубило Мышкина? Поскольку ответ на него является показателем того, насколько красив человек. Необходимо отметить, что найти правильный ответ на этот вопрос действительно непросто. В некоторых случаях добродетель князя граничит с настоящей глупостью.

Почему же некоторые считают князя именно глупым? Разумеется, не из-за его нелепых поступков. Причиной тому излишняя доброта и чуткость. Ведь в конечном итоге его положительные качества стали причиной той трагедии, которая с ним произошла.

Это интересно! Что значит «зарубить на носу» и каково значение фразеологизма

Мужчина пытался видеть во всем только хорошее. Красотой он мог даже оправдать некоторые недостатки. Возможно, именно поэтому он считает Настасью Филипповну по-настоящему красивым человеком. Однако, с этим многие могут поспорить.

Чья красота могла спасти героев?

чья фраза красота спасет мирЧья красота могла спасти героев? Это третий вопрос, который задают себе читатели, закончив чтение книги. Ведь кажется, что именно ответ на него может позволить понять, в чем была причина трагедии. Но, как оказалось, причиной описанной в книге трагедии стала именно красота. Причем в двух проявлениях.

Как было написано выше, красота Настасьи Филипповны была внешней. И в большей степени именно она погубила женщину. Поскольку красотой всегда хочется обладать. И в мире жестоких и властных мужчин быть красивой попросту опасно.

Но тогда возникает закономерный вопрос: почему мир или хотя бы жизни главных героев не были спасены внутренней красотой Мышкина? Совершенная внутренняя красота, которая в действительности является абсолютной добродетелью, стала причиной «слепоты» князя. Он отказывался понимать, насколько опасна тьма в душе других людей. Для него они все были прекрасны. Но главная глупость его была в том, чтобы жалеть даже своих обидчиков. Именно это в итоге и превратило его в абсолютно беспомощного и глупого человека.

Важные слова Терентьева

автор выражения красота спасет мирПримечательно, что вопрос, кому принадлежит фраза, является определяющим. Но в данном случае речь идет именно о персонаже книги, а не об ее авторе. Ведь фраза, которая в действительности является определяющей для произведения, была произнесена именно второстепенным персонажем.

Более того, он отличался огромной глупостью и слишком узко мыслил. Он часто высмеивал князя, считая его низким человеком, коим на самом деле являлся сам.

На первом месте для Терентьева находятся отнюдь не чувства. Мужчину больше всего интересуют деньги. Ради благосостояния он готов на многое. Внешность и положение тоже важны для него. Но он готов даже на эти важные «атрибуты» человека закрыть глаза. Ведь если есть деньги, то все остальное неважно.

Важно! Именно в этом и символичность того, что именно Ипполит произносит данную фразу, которая впоследствии стала крылатой.

кто написал красота спасет мирЭтот персонаж в действительности оказывается неспособен оценить не только внутреннюю, но и внешнюю красоту. Хотя последняя для него является важной. Но он не в состоянии оценить по достоинству красоту женщины, если она небогата. И поэтому ему кажется невозможным то, что мир спасется только из-за чьей-то красоты.

Возможно, когда-нибудь красота действительно сыграет решающую роль в спасении мира. Но это произойдет в будущем. А сейчас важной задачей каждого человека является сохранение этой красоты. Важно быть не просто прекрасным человеком, но и являться образом мудрости и добродетели. Ведь на примере князя Мышкина стало понятно, что доброта, полная сочувствия, без мудрости может стать причиной бед.

Полезное видео

Подведем итоги

Крайне важно помнить о том, что доброта, которая становится безграничной, способна даже погубить человека. Поскольку он оказывается не в состоянии вовремя разглядеть ту угрозу, которая исходит от другого индивидуума. Возможно, именно это и пытался донести до читателей величайший писатель Достоевский. Он показал, насколько опасной может быть вера в нечто абсолютное. И вера Мышкина в праведную любовь к Настасье Филипповне стала для него фатальной ошибкой.

Красотою спасемся?.. — Православный журнал «Фома»

«Красота спасет мир»… Высказывание, приписываемое Ф.М.Достоевскому, цитируется повсеместно – как обнадеживающее, как утешительное, просто как констатация факта. Столь универсально оно на первый взгляд. Вместе с тем, очевиден вопрос: а что имел в виду сам Достоевский? Которое из рассматриваемых значений ближе всего к авторскому замыслу? Если вдуматься, в каком контексте появляется такое высказывание? И в строгом смысле, принадлежат ли Достоевскому именно эти слова?

Похоже, мы имеем дело как раз с тем случаем, когда, в силу широты употребления и кажущейся очевидности авторства, к первоисточнику давно уже никто не обращается и не отсылает. Но давайте все же посмотрим, а как там, у классика?..
Начнем с того, что высказывания в привычном виде — то есть «красота спасет мир» — у Достоевского все-таки нет. Зато есть «мир спасет красота» — разница, на первый взгляд, не принципиальная. Однако обратимся к контексту. Эти слова произносит Аглая Епанчина, героиня романа «Идиот», и произносит их, так сказать, в списке запрещенных тем: » — Слушайте, раз навсегда, -не вытерпела наконец Аглая, — если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасет красота», то… я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но… предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!» («Идиот», 4.4, гл.VI ). Даже если предположить, что для Аглаи эти темы носят какой-то сокровенный характер, и именно поэтому говорить о красоте она не хочет, то согласитесь: предположить, что Достоевский отождествлял себя с Аглаей Епанчиной, как-то не получается.
Посмотрим, какие представления о красоте и ее силе Достоевский определил для других своих героев. Со слов Мити Карамазова складывается едва ли не обратная картина: «Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы -сердца людей», — («Братья Карамазовы», Кн.З, гл.III). В современной литературе и печати чаще всего цитируются лишь последние слова — о битве за человека. Между тем, размышления героя о красоте содомской и красоте вышней — это ключик к пониманию проблемы.
Как видно, противоречия здесь нет. Получается, что Достоевский совершенно четко разделяет красоту на высокую и низменную, то есть горнюю и земную. Человек соединяет в себе две эти противоположности, и в этом — опасность и ужас красоты. Часто земная красота, лишенная духовного начала, принимается за красоту истинную. Она несет в себе гибель, ведь в лучшем случае — она лишь отблеск горней красоты, а в худшем — от дьявола.
Вспомните слова Аглаи Епанчиной, когда она смотрит на портрет Настасьи Филипповны: «Такая красота — сила… с этакою красотой можно мир перевернуть!» («Идиот», 4.1, гл.VII) И что же, мир перевернулся? Князь Мышкин сходит с ума, Рогожин гибнет — нравственно и физически, сама Настасья Филипповна мертва, и тело ее — пристанище для мухи (любопытнейшая деталь!). Кого спасла такая красота и кого сделала счастливым?
В то же время Достоевский дает ясное указание на то, что для него истинная красота: «Мир станет красота Христова» (Бесы. Подготовительные материалы. Заметки. Характеристики. Планы сюжета. Диалоги. Июнь 1870 г. Продолжение фантастических страниц). Горняя красота есть красота Христа, Сын Божий отождествляется с красотой, подобно тому, как отождествляется со светом и истиной. Эта мысль часто встречается в учениях православных святых отцов. Скорее всего, от них Достоевский воспринял эту идею. В «Записной тетради 1876 1877 годов», т.е. десятью годами раньше «Идиота», он писал: «Христос — 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера…» (ЗТ-2, апрель 1876г.) Истинная красота в его понимании тождественна Богу. Другими словами, сказать «мир спасет красота» — все равно что сказать: «Христос есть Спаситель мира».
По поводу истины о спасительной красоте философ-мыслитель Н.Лосский заметил: «Красота спасет мир» — эта мысль принадлежит не только князю Мышкину («Идиот») (еще одна ошибка! — A.M.), но и самому Достоевскому». Видимо, с его легкой руки (точнее — пера) именно такая формулировка разлетелась по свету. Но как бы то ни было, Лосский также имеет в виду отнюдь не внешние формы. И если кто-то всерьез верит, что худосочный «эталон красоты» на длинных ногах может спасти мир, то это не имеет ничего общего с глубоким нравственным контекстом романов-притч Достоевского.

 

Достоевский о красоте и спасении: philologist — LiveJournal

«Мир спасет красота…»:

алгоритм процесса спасения в произведениях Достоевского

Разговор о знаменитой цитате из романа Достоевского «Идиот» мы начнем с анализа цитаты из «Братьев Карамазовых», тоже довольно известной и посвященной собственно красоте. Ведь фраза Достоевского, ставшая заглавием этой работы, в отличие от фразы Вл. Соловьева, посвящена не красоте, а спасению мира, что мы уже выяснили общими усилиями…

Итак, то, что у Достоевского посвящено собственно красоте: «Красота это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут. Я, брат, очень необразован, но я много об этом думал. Страшно много тайн! Слишком много загадок угнетают на земле человека. Разгадывай как знаешь и вылезай сух из воды. Красота! Перенести я при том не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Черт знает что такое даже, вот что! Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В Содоме ли красота? Верь, что в Содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, — знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. А впрочем, что у кого болит, тот о том и говорит» (14, 100)[1].

Заметим, что у Достоевского слово «Содом» всегда писалось с большой буквы, непосредственно отсылая нас к библейской истории.

Практически все русские философы, анализировавшие этот пассаж[2], пребывали в уверенности, что герой Достоевского говорит здесь о двух видах красоты. В недавнем исследовании, содержащемся в только что опубликованном сборнике, автор убежден в том же самом: «В этих размышлениях Дмитрий противополагает два типа красоты: идеал Мадонны и идеал содомский»[3]. Утверждалось, что Достоевский устами героя (писателю довольно часто переадресовывали это высказывание) говорит о красоте и ее имитации, подделке; о жене, облеченной в солнце, и блуднице на звере – и т.п., то есть подбирали и, в сущности, подставляли в текст для его объяснения пары (казалось бы, аналогичных) метафор. При этом и сам текст воспринимался как ряд метафор, поскольку философы поспешили начать истолковывать текст, не удостоив его настоящего прочтения, то есть филологического анализа, должного при всякой философской рефлексии над художественным текстом предшествовать анализу философскому. Они восприняли текст, как говорящий о чем-то, им уже известном. Между тем, текст этот тре

Красота спасет мир?

Давно уже стала газетным штампом фраза «Достоевский сказал: красота спасет мир». Бог знает, что под этим понимают. Одни считают, что это сказано во славу искусства или женской красоты, другие уверяют, что Достоевский имел в виду божественную красоту, красоту веры и Христа.

По правде говоря, ответа на этот вопрос нет. Прежде всего потому, что Достоевский ничего подобного не говорил. Эти слова произносит полубезумный юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина, и иронизирует: мол, князь влюбился. Князь, заметим, молчит. Молчит и Достоевский.

Я не буду даже и гадать, какой смысл вкладывал в эти слова героя, переданные другим героем третьему, автор «Идиота». Однако предметно поговорить о влиянии красоты на нашу жизнь стоит. Не знаю, имеет ли это отношение к философии, но к повседневной жизни имеет. Человек бесконечно зависит от того, что его окружает, с этим связано, в частности, то, как сам он себя воспринимает.

Мой приятель получил в свое время квартиру в блочных новостройках. Пейзаж удручающий, редкие автобусы освещают улицу с тлеющими фонарями, под ногами дождевые моря и грязь. Буквально за несколько месяцев в его глазах поселилась непроветриваемая тоска. Однажды он изрядно выпил в гостях у соседей. После застолья на уговоры жены зашнуровать ботинки ответил категорическим отказом: «Зачем? Я же домой иду». Чехов, замечает устами своего героя, что «ветхость университетских построек, мрачность коридоров, копоть стен, недостаток света, унылый вид ступеней, вешалок и скамей в истории русского пессимизма занимает одно из первых мест». При всем его лукавстве заявление это скидывать со счетов тоже не стоит.

Социологи отметили, что случаи вандализма в Петербурге принадлежат по большей части молодым людям, которые выросли в так называемых спальных районах. Красоту исторического Петербурга они воспринимают агрессивно. Во всех этих пилястрах и колоннах, кариатидах, портиках и ажурных решетках они видят знак привилегии и с почти классовой ненавистью бросаются рушить и уничтожать их.

Даже такая дикая ревность к красоте чрезвычайно знаменательна. Человек от нее зависит, он к ней не равнодушен.

Мы с подачи нашей литературы привыкли относиться к красоте иронически. «Сделайте мне красиво» – девиз буржуазной пошлости. Горький вслед за Чеховым относился презрительно к герани на подоконнике. Мещанский быт. Но читатель как будто не слышал их. И герани на подоконнике выращивал, и фарфоровые статуэтки на базаре за грош покупал. А зачем крестьянин в своей тяжелотрудной жизни украшал дом резными ставнями и коньками? Нет, это стремление неистребимо.

Может ли красота сделать человека терпимее, добрее? Может ли она препятствовать злу? Вряд ли. Киношным штампом стала история о фашистском генерале, который любил Бетховена. А все же смикшировать хоть какие-то агрессивные проявления красота может.

Недавно я читал лекции в Политехническом университете в Петербурге. Шагов за двести до входа в главное здание слышна классическая музыка. Откуда она? Динамики скрыты. Студенты, вероятно, привыкли. В чем смысл?

Мне было легче входить в аудиторию после Шумана или Листа. Это понятно. Но и студенты, курящие, обнимающиеся, что-то довыясняющие, привыкли к этому фону. Выругаться на фоне Шопена было не то что невозможно, но как-то неловко. Потасовка же была и просто исключена.

Я знаю, что профессиональные музыканты поморщатся от этого примера. Классическая музыка стала фоновой. Явный упадок. Но если смотреть реально, то это, пожалуй, если и не возрождение, но некоторая надежда на него. Я тоже не в восторге от Тютчева и Пушкина на рекламах метрополитена. А все же, чувствую, и они продолжают работать. И слава богу!

Мой друг, известный скульптор, во времена студенчества писал реферат о безымянном сервизе. Его вид едва не ввел его в натуральную депрессию. В сервизе повторялась одна идея. Чашка была низом чайника, сахарница – его серединой. На белом фоне симметрично располагались черные квадраты, снизу вверх все это было перечерчено параллельными линиями. Зритель как бы оказывался в клетке. Низ был тяжел, верх одутловат. Он все это описал. Выяснилось, что сервиз принадлежит керамисту из окружения Гитлера. Значит, и красота может иметь этические последствия.

Мы выбираем вещи в магазине. Главное – удобно, полезно, не сильно дорого. Но (в этом и тайна) мы готовы приплачивать, если это еще и красиво. Потому что мы люди. Способность речи нас, конечно, отличает от прочих животных, но еще и стремление к красоте. Для павлина она, допустим, только отвлекающий маневр и половой силок, а для нас, может быть, и смысл. Во всяком случае, как сказал один мой приятель, красота, может быть, и не спасет мир, но точно не навредит.

Красота спасет мир: от уст идиота до пера папы

Популярная цитата, которую мы часто слышим, но не понимаем, — «красота спасет мир». Как красота спасет мир? Строчка взята из романа Достоевского Идиот , приписываемого главному герою князю Мыскину. Князь, русский дворянин-эпилептик, играет роль Христа, отличающегося своей невиновностью и даже наивностью. Из уст этого идиота исходит более ясное видение красоты и реальности, чем у тех, кто его окружает, его ясность возросла даже в разгар болезни.

Спасительная сила красоты в жизни принца не смогла побороть его болезнь, но тем не менее осветила его видение: «Что за дело, хотя это всего лишь болезнь, ненормальное напряжение мозга, если, когда я вспоминаю и анализирую момент, он кажется были гармонией и красотой в высшей степени — мгновением глубочайшего ощущения, переполненным безграничной радостью и восторгом, экстатической преданностью и полной жизнью? » В разгар своих страданий он заглянул, хотя и парадоксальным образом, в самую суть реальности.

Слова князя о красоте слова безумного идиота или пророка?

В своей лекции «Благородство» Солженицын отмечает, что после долгих лет игнорирования этой цитаты он осознал, что «замечание Достоевского« Красота спасет мир »было не небрежной фразой, а пророчеством. После всех он был удостоен видеть многое, человек фантастической освещенности. И в таком случае искусство, литература действительно могут помочь сегодняшнему миру? »

Если этого недостаточно, Папа Иоанн Павел II процитировал эту строку в своем письме к художникам под заголовком «Спасительная сила красоты»:

Людям сегодняшнего и завтрашнего дня нужен этот энтузиазм [чуда], если они хотят справиться с серьезными проблемами, которые стоят перед нами.Благодаря этому энтузиазму человечество каждый раз, сбиваясь с пути, сможет подняться и снова встать на правильный путь. В этом смысле с глубоким пониманием было сказано, что «красота спасет мир» (§16).

Могут ли слова идиота задать тон нашей реакции на современный мир? В безумном мире может быть только идиот в здравом уме. Кажется, мы можем и даже должны доверять ему теперь, когда слова идиота превратились в слова Папы!

Когда я прочитал первую энциклику Папы Франциска, Lumen Fidei , меня больше всего поразило ее литературное качество.Энциклика не предлагает много богословских нововведений, но примечательна своим участием в культуре: классической, средневековой и, прежде всего, современной. Кажется, это соответствует видению Достоевского о силе красоты. В нашем мире, который в значительной степени отверг способность разума знать правду и моральный порядок в отношении добра, является ли это благоприятным моментом для красоты? Энциклика, кажется, указывает на эту реальность, используя литературу и искусство, чтобы подчеркнуть свои мысли.

Папа Бенедикт XVI, главный составитель проекта Lumen Fidei , подчеркнул абсолютно важную роль красоты в жизни человека в своей «Встрече с художниками.Угадай, к кому он обратился за поддержкой?

Слова Достоевского, которые я сейчас процитирую, смелы и парадоксальны, но они требуют размышлений. Он говорит так: «Человек может жить без науки, он может жить без хлеба, но без красоты он больше не может жить, потому что ему больше нечего делать с миром. Здесь весь секрет, здесь вся история »(цитата из романа« Демоны »).

Разве не ясно, что нам не хватает этого ключевого элемента человеческой жизни? А если да, то что это значит для жизни веры?

Lumen Fidei явно не подчеркивает значение красоты для света веры.Скорее, это демонстрируется стилем самой энциклики. И снова Достоевский играет решающую роль:

В картине Достоевского «Идиот » князь Мыскин видит картину Ганса Гольбейна Младшего, изображающую Христа, умершего в гробнице, и говорит: «Глядя на эту картину, можно потерять веру». Картина представляет собой ужасающее изображение разрушительного воздействия смерти на тело Христа. Однако именно в созерцании смерти Иисуса вера становится сильнее и получает ослепительный свет; тогда это проявляется как вера в непоколебимую любовь Христа к нам, любовь, способную принять смерть и принести нам спасение.В эту любовь, которая не отступала перед смертью, чтобы показать свою глубину, я могу верить; Тотальный дар Христа преодолевает все подозрения и позволяет мне полностью довериться Ему (§16).

Эта цитата важна по отношению к видению красоты Достоевским по ряду причин. Подобно «красота спасет мир», оно происходит из Идиот и относится к принцу Мыскину. Во-вторых, он указывает на центральную тему романа — борьбу с красотой, физическую и духовную, среди страданий.В-третьих, эта борьба и напряжение между физической и духовной красотой становится центральным мотивом в современной культуре. Как можно ясно воспринимать красоту посреди болезни? Красота должна быть путем к истине и, следовательно, к вере, но сам современный мир обезображен и заточен во тьму. Это своего рода духовная эпилепсия, внутренняя, сводящая с ума болезнь, которая, в отличие от Мыскина, ухудшает восприятие истинной красоты.

Оглядываясь назад на видение Бенедикта, мы можем увидеть, насколько сияет сама красота.Свет красоты предназначен для того, чтобы освещать путь к свету веры. В книге Бенедикта «Встреча с художниками» мы видим мрак современного затмения красоты и способность истинной красоты вести к зрению:

Однако слишком часто навязываемая нам красота иллюзорна и обманчива, поверхностна и ослепляет, оставляя зрителя ошеломленным; вместо того, чтобы вывести его из себя и открыть перед горизонтом истинной свободы, когда он поднимает его вверх, он заключает его в тюрьму и далее порабощает его, лишая его надежды и радости …Однако подлинная красота открывает стремление человеческого сердца, глубокое желание знать, любить, идти к Другому, стремиться к Запредельному. Если мы признаем, что красота трогает нас глубоко, что она ранит нас, что она открывает нам глаза, тогда мы заново открываем для себя радость видения, способности постичь глубокий смысл нашего существования.

Литературные и художественные ссылки в Lumen Fidei демонстрируют как раз это двойное взаимодействие с красотой. Энциклика цитирует Ницше, Руссо и Витгенштейна, чтобы продемонстрировать, как иллюзорная красота фокусируется на себе (находит свой собственный путь), ловушки внутри субъективного опыта.В этой фальшивой красоте нет движения за пределы «я» к истине и добру, а есть усечение и затемняющая изоляция. Истинная красота также используется в энциклике, чтобы показать, что свет красоты проливает свои лучи на истину и добро. Поэзия Данте и Т.С. Элиот используются для изображения света веры и роли веры в обществе соответственно.

Борьба за красоту — это настоящее поле битвы души, тесно связанное с кризисом веры.Сам Достоевский указывает на это в своем шедевре Братья Карамазовы : «Ужасно то, что красота таинственна и ужасна. Бог и дьявол сражаются там, а поле битвы — сердце человека ». То, что кажется красивым, может не быть, а то, что кажется ужасным, например труп Христа, может указывать на истинную красоту. Достоевский проявляет это напряжение, помещая своего пророка красоты посреди страданий и даже безумия.

Хорошо это или плохо, но красота имеет силу.Эту силу можно использовать, чтобы осветить путь к истине и добру или свергнуть человека в тщетном стремлении к себе. Если красота не указывает на истину и добро, она становится тьмой, обращающейся внутрь. Еще одна строчка из «Идиот » раскрывает эту неоднозначную силу красоты: «Такая красота — настоящая сила…. Такой красотой можно было бы ниспровергнуть мир ». Эта красота — красота женщины, которая может обладать такой силой (подумайте о Трое), но когда красота проливает свет в правильном направлении, она должна спасти мир, а не свергнуть его!

Франциск и Бенедикт не зря выбрали линию из Идиот на картине Гольбейна.Именно в его реалистическом изображении страдания он останавливает и бросает вызов героям романа. Этот реализм может быть скандалом, но также и возможностью. Когда мы размышляем о собственном уродстве в современном мире, мы сталкиваемся с той же дилеммой. Мы должны преодолеть тьму, навязанную иллюзорной красотой, вместе с созданным ею духовным уродством. Может быть, наше восприятие красоты должно начинаться с более искреннего переживания страдания. В частности, созерцая страдания Христа, мы видим красоту, которая взяла на себя наши немощи и преодолела их тьму.Это вызывающая красота, но мощная, способная изменить наши собственные страдания и недостаток красоты. Это красота, которая потрясает нас до глубины души, которая освещает нас, и в конечном итоге — это красота , которая спасет мир.

Примечание редактора: Выше фрагмент картины Ганса Гольбейна Младшего «Тело мертвого Христа в гробнице», написанной между 1520 и 1522 годами. Щелкните здесь, чтобы просмотреть всю картину.

.

Значение слова Достоевского «Красота спасет мир»

Владимир Соловьев

Vladimir Soloviev

Владимир Соловьев

«Красота спасет мир» — Федор Достоевский, Идиот

Достоевский не только проповедовал, но и в определенной степени продемонстрировал в своей деятельности это воссоединение общих для человечества забот — по крайней мере, самых высоких из этих забот — в одной христианской идее.

Будучи религиозным человеком, он был одновременно вольнодумцем и сильным художником.Эти три аспекта, эти три высших заботы не были в нем дифференцированы и не исключали друг друга, а неразрывно вошли во всю его деятельность. В своих убеждениях он никогда не отделял истину от добра и красоты; в своем художественном творчестве он никогда не отделял красоту от добра и истины.

И он был прав, потому что эти трое живут только в своем единстве. Добро, взятое отдельно от истины и красоты, есть только нечеткое чувство, бессильный апвеллинг; абстрактно истина — пустое слово; а красота без истины и добро идол.Для Достоевского это были три неразрывные формы одной абсолютной Идеи.

Бесконечность человеческой души, открытая во Христе и способная вместить в себя всю безграничность божественности, является одновременно и величайшим благом, и высшей истиной, и самой совершенной красотой.

Истина добра, воспринимаемая человеческим разумом; красота — это то же добро и та же истина, телесно воплощенная в твердой живой форме.

И его полное воплощение — цель, цель и совершенство — уже есть во всем, и поэтому Достоевский сказал, что красота спасет мир.

Источник: Mind Your Maker

Vladimir Soloviev

«Пеликаны» (деталь) кисти Михаила Мукиоса. Щелкните изображение, чтобы увеличить.

pelicans-2

.

Почему красота спасет мир и почему это хорошая новость даже сегодня

Новый iPhone — это красота. Буквально.

Посмотрите рекламу iPhone X, и Apple продает вам красоту — элегантный объект с экраном, который лучше передает красоту в большем масштабе.

Или возьмем трейлер нового фильма почти наугад — например, Мэри Поппинс возвращается — и вас встретят образы необычайной красоты … кинематографический туманный лондонский парк, который красивее настоящего туманного лондонского парка; ряд таунхаусов, сияющих тайной; лепестки цветов, разбросанные ветром.Невероятно красивые изображения.

Вы даже можете искать новые видеоигры 2018 и 2019 годов и найти невероятную красоту (пока насилие не разрушит ее, по крайней мере, для меня). Зомби стекаются по туманным улицам в «Мировой войне Z»; преследуемая красота заполняет постапокалиптические миры в «Дивизионе 2» или «Тонущем городе»; красивое голубое небо и пейзажи Южной Америки обрамляют действие «Just Cause 4».

«Красота спасет мир», — сказал Иоанн Павел II, вторя Достоевскому. Папа Бенедикт XVI и Папа Франциск вторили Иоанну Павлу с тем же посланием.

И это правда. Наша культура отвергла многие христианские послания, но все же может слышать красоту.

На самом деле красота — великое незамеченное достижение нашей культуры. Когда реклама автомобиля может заставить нас плакать, а фильм «Миссия невыполнима» может вызвать трепет перед величием природы, мы подошли к мастерству эпохи Возрождения.

Но в нашем стремлении к красоте есть опасность — ее можно обмануть.

«Однако слишком часто красота, которая нам навязывается, оказывается иллюзорной и обманчивой, поверхностной и ослепляющей, оставляя зрителя ошеломленным», — писал Папа Бенедикт XVI.«Вместо того, чтобы вывести его из себя и открыть перед горизонтами истинной свободы, когда он поднимает его вверх, он заключает его в тюрьму и еще больше порабощает, лишая его надежды и радости»

Красота должна освобождать, а не ограничивать. Фальшивая одержимость красотой подпитывает излишества индустрии моды и пластической хирургии. Жажда красоты может быстро стать пристрастием — к Instagram, чтобы Amazon, к порнографии.

Слишком часто мы пытаемся насытить наше стремление к красоте чем-то поверхностным или беспорядочным — или дьявол ловит наживку и переключается, превращая наше стремление к красоте в очарование наваждения зла.

Это заканчивается тревогой и депрессией, потому что наши души и наши тела едины. Когда мы противопоставляем их друг другу, мы падаем духом.

Но когда они гармонируют — когда мы сталкиваемся с красотой, объединяющей наше сердце, душу и разум, — переживание становится трансцендентным.

Красота способна так или иначе влиять на нашу жизнь, потому что она неотразима. Столкнувшись с чем-то прекрасным, люди не задаются вопросом, не защищаются и не сопротивляются.Они принимают.

«Что способно вернуть энтузиазм и уверенность, что может побудить человеческий дух заново открыть свой путь, поднять глаза к горизонту, мечтать о жизни, достойной своего призвания, как не о красоте?» — спросил Папа Бенедикт.

Чем сильнее стремление к красоте, тем сильнее желание добра и истины — и, таким образом, тем сильнее желание Бога, потому что Бог является творцом красоты и он в конечном счете прекрасен.

Красота неизбежно связана с тем, кем является Бог.«Красота образует ореол, неприкосновенный венец вокруг двойного созвездия истины и добра и их неразрывной связи друг с другом», — писал швейцарский теолог Ганс Урс фон Бальтазар.

Вот почему, как выразилась Симона Вейль: «Во всем, что пробуждает в нас чистое и подлинное чувство красоты, действительно присутствует присутствие Бога. В мире есть своего рода воплощение Бога, знаком которого является красота. Красота — экспериментальное доказательство того, что воплощение возможно.По этой причине все искусство первого порядка по своей природе религиозно ».

Молитесь о большем количестве призваний к святому браку и священству, но также о большем количестве призваний к искусству.

Художники, которые могут заставить нас забыть себя в страхе и созерцании с помощью музыки, образов, рассказов и архитектуры, открывают в нас каналы, позволяющие благодати Божьей излиться в наши души. Они спасут мир.

.

Красота спасет мир

При рассмотрении христианской веры и практики мы привыкли спрашивать: «Это правда?», Но нам также необходимо задать вопрос: «Это красиво?»

Древнегреческие философы, а позже и отцы ранней церкви говорили о трех главных добродетелях: истине, доброте и красоте. Как главные добродетели, истина, добро и красота не нуждаются в дальнейшем оправдании — они являются их собственным оправданием, что означает, что истина, добро и красота не нуждаются в практическом воплощении — им не нужно сделать что-нибудь ценное.Ценность добродетели врожденная; мы просто выбираем истину, добро и красоту, потому что они истинны, хороши и прекрасны.

Раннехристианские богословы установили, что источник этих основных добродетелей исходит от самого Бога: истина, добро и красота являются добродетелями, потому что Бог истинен, добр и прекрасен. Таким образом, эта троица добродетелей становится руководством к христианской жизни, поскольку мы стремимся верить в истину, быть добродетельными и созерцать прекрасное.

Но именно эта третья добродетель, достоинство красоты, была наиболее маргинализована в нашем понимании и оценке христианства.В результате христианство потерпело потерю красоты — потерю, которую необходимо восстановить. Делая акцент на истине, мы пытались сделать христианство убедительным (как и следовало бы). Но нам также нужен соответствующий акцент на красоте, чтобы христианство было привлекательным. Христианство должно не только убеждать истиной, но и привлекать красотой. Наряду с христианской апологетикой нам нужна христианская эстетика. Христианство нужно … представить красивым. Часто там, где правда не может убедить, может соблазнить красота.

Эстетический аспект христианского свидетельства и учения …

1 Вы дошли до конца этой статьи.

Чтобы продолжить чтение, подпишитесь сейчас. Подписчики имеют полный цифровой доступ.

Уже являетесь подписчиком CT? Войдите в систему, чтобы получить полный цифровой доступ.

.