Агиография — Википедия. Что такое Агиография

Агиогра́фия (от греч. ἅγιος — «святой»; γράφω — «пишу») — богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т. д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т. д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

Структура

Изучение житий святых выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определённым литературным канонам, характерным для разных христианских традиций. Например, в таком агиографическом жанре, как «похвала святому», соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно чёткая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками).

Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы: например, рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т. п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и входит в Царство Небесное. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.

Стиль

Житие святого — это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приёмы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царство Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщённо-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошёл святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции — Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей, прежде всего, святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесён со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т. д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.

См. также

Литература

Агиография — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Агиогра́фия (от греч. ἅγιος — «святой»; γράφω — «пишу») — богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т. д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т. д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

Структура

Изучение житий святых выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определённым литературным канонам, характерным для разных христианских традиций. Например, в таком агиографическом жанре, как «похвала святому», соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно чёткая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками).

Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы: например, рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т. п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и входит в Царство Небесное. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.

Стиль

Житие святого — это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приёмы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царство Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщённо-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошёл святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции — Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей, прежде всего, святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесён со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т. д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.

См. также

Литература

7. Агиографическая литература, виды житий святых

Агиография
средневековая
сочинения разных жанров, описывающие
деяния или прославляющие подвиги святых.
Понятие введено исследователями Нового
времени. Агиография включает прозаические,
поэтические и драматические произведения.
Начиная с XII в. появляется особый тип
агиографических сочинений — протоколы
церковных расследований по установлению
святости кандидатов на канонизацию.
Социальные функции агиографии определяются
триединой задачей: сохранение памяти
о святом, прославление божественного
избранника и представление его как
морального примера. В агиографических
сочинениях творчески использовался
определенный набор стереотипных схем
и мотивов, что позволяло не только
отображать изменявшиеся представления
об образцовом христианине, но и влиять
на их становление. Наличие общих мест
и стандартных схем в агиографических
сочинениях не препятствовало появлению
текстов, создававших различные модели
святости и прославлявших несходные
типы религиозного поведения. На
формирование агиографических традиций
значительное влияние оказывал
общеисторический контекст, а также
традиции дохристианской культуры.
Начиная с XII в. агиография испытывает
воздействие рыцарской и придворной
культуры: появляются поэтические и
прозаические сочинения о святых,
написанные на народных языках, включающие
жанровые признаки романа. Большую роль
в формировании новых агиографических
жанров и моделей играли связи между
Церковью и монастырями. Как исторический
источник агиография не только отображает
совокупность религиозных представлений
о мироустройстве, сверхъестественном
и христианской этике, но и содержит
информацию об исторических реалиях.
Наряду с известиями явно легендарными
агиография сообщает достоверные сведения
о событиях политической и социальной
жизни. Агиография, особенно на ранних
этапах, выполняла функцию исторического
сочинения, отражая заинтересованность
конкретных церковных сообществ в
сохранении памяти о прошлом. Агиографические
тексты могли использоваться как
юридические свидетельства, позволявшие
Церкви обосновывать свои имущественные
права и привилегии. До утверждения
формальной процедуры канонизации
создание жития считалось достаточным
основанием для установления культа
нового святого. Для большинства населения
средневековой Европы жития святых были
основными источниками сведений о
христианской картине мира, взаимоотношениях
земного и потустороннего, о сверхъестественном
и чудесном, о влиянии Провидения на
повседневную жизнь.

Предшественником
агиографии были апокрифические сочинения.
Эти истории о земной жизни библейских
персонажей получили широкое распространение
в христианских общинах. Исторически
первым типом сочинений (II–IV вв.) стали
истории о христианах-мучениках I — начала
IV в. Превращение христианства в
государственную религию и развитие
монашеского движения вызвали к жизни
новые жанры агиографической литературы.
В IV–V вв. главными фигурами в них
становятся аскеты, епископы, организаторы
монастырей, ученые-теологи. Развитие
культа святых как массовой социальной
практики, объединявшей духовенство и
мирян, породило особый жанр рассказов
о чудесах святых, повествований о
перенесении их мощей и реликвий. Именно
в этот период агиография актуализировала
статус святого как сверхъестественного
избранника-чудотворца, посредника в
отношениях Бога и людей. Не смерть, а
жизнь героя перемещается в фокус
агиографического повествования. В IV в.
написаны образцовые монашеские жития:
Мартина Турского (напр., Сульпицием
Севером) и Антония Великого (напр.,
Афанасием Александрийским). Эти тексты
обозначили первые признаки расхождения
восточно-христианской и латинской
агиографии, определив ключевые элементы
различного понимания святости. Житие
Антония ориентирует на радикальное
отречение от мира, противостояние
политической и церковной властям,
экстремальные практики личного
самоотречения. В житии же Мартина
Турского, ставшем жанровым эталоном
для латинской агиографии, в центре
внимания — мотив социальной ответственности
святого, который сочетает приверженность
монашеской аскезе с исполнением
епископских обязанностей, образцовое
выполнение пастырских обязанностей
главы епархии и глубокую личную
религиозность.

В
VI–X вв. в церковный обиход входят
мартирологи, содержавшие перечни
мучеников с указанием кратких данных
об их жизни и днях поминовения. Формируется
корпус богослужебных текстов, посвященных
святым, вырабатываются правила составления
и определяется их место в литургической
практике. В агиографических сочинениях
этого периода доминирует модель
св.-исповедника, представленная образами
св. монаха и св. еп. Концепция святости
опиралась на 3 тематические доминанты:
созерцание, благочестие и пророчество.
Расширяется круг типических персонажей
агиографии: появляются образы
святого-миссионера и святого-правителя.
Среди значительных новшеств агиографии
высокого и позднего Средневековья
(XI–XV вв.) отмечается появление образа
мирянина, святость которого допускала
его формальное пребывание в миру, однако
описывалась через систему традиционных
добродетелей монашеской аскезы (житие
Геральда Аурильякского, написанное
Одоном Клюнийским). Эпоха григорианской
реформы (вторая половина XI в.) и последующего
обострения отношений между церковными
и светскими властями актуализирует
тему мученичества, которая в образе
архиепископа Кентерберийского Фомы
Бекета приобретает смысл мученической
гибели за церковную реформу в противостоянии
произволу светского владыки. Также
разрабатывается возможность уподобления
собственно мирской деятельности
религиозной.

Настоящим
переворотом становится агиография
нищенствующих орденов — прежде всего,
францисканцев и доминиканцев. Развернутая
в ней концепция «новой святости»
подразумевает, что пребывание в миру и
активное участие в реальных повседневных
проблемах не является препятствием
исключительной личной религиозности.
Совершенствование мирской жизни,
просвещение и помощь наиболее обездоленным
толкуются как истинное подражание
Христу и исполнение его заповедей. Одно
из главных мест во францисканской
агиографии было отведено концепции
бедности. Агиография позднего Средневековья
в значительной степени сместила центр
интереса на фигуру святой женщины.

Истоки
византийской агиографии, как и в латинской
Европе, уходят в эпоху раннего христианства,
и ее исторически первым типом были
повествовования о мучениках. В составе
византийской агиографии выделяются
следующие основные типы сочинений:
житие; повествование о страстях мучеников,
краткие рассказы о святых, включенные
в состав сборников разного характера;
сообщения о перенесении мощей и чудесах;
гимнография, предназначенная для
литургического прославления святых.
Первым развернутым житием, во многом
определившим специфику византийской
агиографии, стало житие Антония,
написанное Афанасием Александрийским.
Основными центрами создания агиографических
сочинений оставались на протяжении
столетий Египет, Палестина и Сирия. В
развитии византийской агиографии
выделяются следующие периоды:

IV–VII
вв. — период формирования, для которого
характерно появление разнообразных
текстов, как правило, содержащих
информацию об их авторах. Типичным был
образ аскета, избравшего путь
индивидуального религиозного служения,
связанного с умерщвлением плоти,
отречением от мира и его обличением.
Конкретные модели воплощения этого
идеала отличались разнообразием: члены
монашеских сообществ, отшельники,
столпники, раскаявшиеся грешники,
городские юродивые. Вместе с тем, в
агиографии этого времени укореняется
практика религиозного прославления
людей, занимавших высокое место в
светской и церковной иерархии: императоров
и императриц, отмеченных заслугами
перед Церковью, церковных иерархов,
богословов и гимнографов.

Вторая
половина VII–VIII в. отмечены упадком
интенсивности и литературного качества
агиографической продукции. Образ
аскета-отшельника уступил место фигурам
церковных иерархов, активных участников
и организаторов церковно-религиозной
жизни.

В
Х–XI вв. развитие византийской агиографии
определялось задачами систематизации
агиографической продукции и ее
приспособления к потребностям
церковно-литургической практики.
Отчетливо проявляется тенденция создания
новых риторически и стилистически
совершенных житийных сочинений, которые
могли бы заменить древние тексты, не
отвечавшие вкусу литературно образованной
аудитории. Нередко древние тексты
вытеснялись заново написанными житиями,
весьма вольно обращавшимися с исходной
информацией. Появляются систематически
организованные собрания житий.

С
конца XI в. очевидно обозначается тенденция
расхождения между агиографической
продукцией интеллектуальной элиты,
сосредоточенной главным образом в
Константинополе, и монашеской агиографией,
придерживавшейся традиционных моделей
святости и литературных образцов.
Многочисленными становятся так называемые
«народные жития», сочетавшие формальные
признаки агиографических сочинений с
самой разнообразной информацией
фольклорного и легендарного характера.
Последние столетия истории византийской
агиографии (XII–XV вв.) связаны с повторением
цикла ее упадка и расцвета как собственно
литературного явления. Самым значительным
в этот период было появление агиографических
сочинений, созданных представителями
исихазма. Византийская агиография
оказала решающее влияние на формирование
корпуса агиографических сочинений и
развитие оригинальной агиографической
традиции в тех регионах Европы, которые
признавали верховенство Константинополя
и приняли христианство в его
византийско-православном изводе (Грузия,
Болгария, Сербия, Россия). Ее присутствие
было ощутимо и в итальянской, главным
образом, южно-итальянской агиографической
продукции VI–X вв.

Русская агиография: общая характеристика — Мегаобучалка

ПЛАН

1. Житийный жанр. История формирования. Категория святости.

2. История создания древнерусских житий и периодизация русской святости.

3. Типы агиографических памятников.

Житие – жанр церковный по происхождению, цель которого – жизнеописание святого, его подвигов, или мучений. Литературу о святых еще называют агиографией (от гр. άγιος “святой“ и γράφω “пишу“). Встречается определение агиографии как научной дисциплины, занимающейся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Составителей житий называют агиографами. Цель агиографа – рассказать о жизни святого, а именно описать, как и в чем проявлялась его святость, какие подвиги во имя Христа он совершал, какими трудами он ее достиг. И себя агиограф никогда не считал – и не считает сегодня – автором жития. Он только записал жизнь святого. Вот почему часто не ставили своего имени составители житий, агиографы, и потому многие из них до сего дня нам не известны.

Агиографы, как правило, — это монахи, священники, реже – миряне, но обязательно христиане. А поскольку цель христианской жизни – спасение души в вечности, то агиограф и записывает житие такого святого человека как пример для подражания, как возможный и для других путь к святости. В этом дидактизм жития.

Народ, объясняя, что такое святость, назвал человека, ее достигшего, «земным ангелом» или «небесным человеком». Создается житие всегда только после смерти человека через какое-то время, за которое святость его проявилась, стала явной для людей. Чтобы подтвердить и утвердить факт святости человека, проводится его канонизация – причисление к числу святых, что совершается на Церковном Соборе. И к этому моменту обязательно создается икона святого – его образ, отражающий его небесный лик, и пишется его житие, которое тоже запечатлевает лик святого, а не его лицо. Как икона не портрет, так и житие не биография. Называют часто житие «иконой в слове». Содержание жития и его тип зависит от того подвига, который совершал святой. Таких подвигов много. Есть жития о мучениках, о преподобных, о благоверных князьях, о равноапостольных князьях или монахах и т. д. Написанные в разное время, по-разному они освещают историческую действительность, содержат разную степень подробности описания жизни святого, его окружения, обладают разным стилем.

Житие неразрывно связано с Преданием, только не с устным, а со Священным. Житие – это факт Священного Предания. В житии сохраняется историчность повествования: все святые, особенно начального периода русской истории, занимают особое в ней место, являются зачастую главными действующими лицами русской истории (святые равноапостольные Ольга и Владимир, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, церковные писатели – летописец Нестор и митрополит Иларион, гениальные иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек и многие другие.)

История агиографии насчитывает столько лет, сколько прошло от Рождества Христова. Житийный канон находится в Евангелии, в образе Самого Христа. Формы же житийные восходят к античной литературе, к жанру панегирика. Путь к святости — это всегда путь совершения христианских заповедей. В истории христианства выделяются жития мучеников (мартирии), жития святых отцов (преподобных), жития праведных, святителей, равноапостольных, юродивых и мн.др. Жития стали появляться в в Римской империи в первые века христианства (200—209), во время гонений. В 3—4 вв. жития уже широко распространились на Востоке, в Византийской империи и странах Западной Европы. Затем в 4 – 8 вв появились монашеские жития, что связано с возникновением и распространением монашества в Палестине, Египетской пустыни. Канон житийный складывался постепенно и оформился в 9 веке в византийской литературе, откуда и пришел к нам.

История русских житий включает в себя:1. переводные жития и жития первых русских святых – Бориса и Глеба, одновременно первых русских преподобных – Феодосия Печрского, патерик, 2. жития мучеников и благоверных князей периода татаро-монгольского нашествия (Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Михаила Всеволодовича Черниговского, Довмонта-Тимофея, Дмитрия Донского) 3. жития святых периода русского возрождения (15-16 вв). (Преподобные Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.) 4. Жития праведных жен, совершающих христианские подвиги в миру (т.наз. «мирянский» тип святости: Ульяния Осорьина).

Выдающиеся русские агиографы — преп. Нестор, открывший на Руси житийный канон; Епифаний Премудрый, использовавший стиль «плетения словес», Пахомий Логофет, блестящий стилист; Ермолай Еразм, талантливый писатель и публицист, и др.

В 17 в. жанр жития обретает новые черты, не разрушающие канон: идет процесс «обмирщения», но для житийной литературы это означала не уход от святости, а ее утверждение в бытовой, повседневной жизни мирян.

Г.П. Федотов считает, что в древнерусской святости формировался особый религиозный тип, генетически связанный с общехристианскими началами и византийским наследием. Но он отмечает и отличия.

Г. П. Федотов намечает этапы развития русской святости.

I этап он связывает с Киево-Печерским монастырем и подвигом преподобного Феодосия Печерского, в лице которого «сохранив аскетическую традицию Византии, усилила евангельский элемент, который ставил во главу угла действенную любовь, служение лю­дям, милосердие»

II этап — мистический. Связан с именем преп. Сергия Радонежского – первого русского мистика-исихаста (исихазм –особая практика духовного самоуглубления, молитвы, преображения личности через ее сокровенное единение с Богом). При этом Сергий продолжал и подвиг, начатый Феодосием – трудничества, созидания монастыря, служения людям.

III этап — московский – XVI в – характеризуется столкновением 2-х направлений: «стяжателей» и «нестяжателей» , — в которых по-разному развивалась духовная традиция преп. Сергия.

XVII – XVIII Федотов считает временем духовного упадка (период смуты, раскола, затем преобразований Петра), когда уменьшается количество святых на Руси.

Но в XIX в. он отмечает духовный подъем и IV этап связывает с расцветом Оптиной Пустыни, старчества, и именем преп. Серафима Саровского.

Мы же можем смело говорить о V этапе русской святости – в ХХ веке, который дал нам сонм новомучеников и исповедников российских (1500 человек были канонизированы только на одном Православном Соборе в 2000 году, на самом деле количество прославленных русских мучеников-святых эпохи ХХ века гораздо больше)

Категория святости:

«Святость (гр. agioths, лат. sanctitas), одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека к Богу, его обоженности, в его преображении под действием благодати Божией»[1]. «Святость, свойство, присущее Богу, которым Он наделяет лица и предметы. Святость не означает безгрешность, но принадлежность к Богу, устремленность к безгрешности и совершенству. Святой — угодник Божий, наслаждающийся вечным блаженством»[2]. «Святой − значит собственно сияющий или очищающий»[3].

«Святые подвижники Божии образуют видимое звено между нашим миром и небесным Царством Божиим. Это истинно ангельские люди и человеческие ангелы. Восходя от меры в меру, все более и более проникаясь божественным духовным светом благодати, они, подобно раскаленному железу под действием огня, просветляются, как солнце, достигая высших состояний обожения в познании духовных тайн, в Богосозерцании и Богообщении»[4].

«В преображенном человеке восстановлена его не поврежденная грехом природа, его соединение с Богом как «чада Божиего». Основой этого восстановления является Боговоплощение, восприятие Христом человеческой природы. Поскольку во Христе человеческая природа была обожена, это открыло путь к Богу и для всего человечества: христиане, следуя Христу, соучаствуют в его Божестве по благодати и становятся святыми»[5].

«Таким образом, святой − это всякий раз явление спасения, милости Божией к людям, благодати, посылаемой Богом своему народу… Подвиг, совершаемый святыми, рассматривается, таким образом, не столько как достижение самого святого, сколько как действие благодати Божией, как явление Божественного промысла»[6].

 

Агиографическая литература включает в себя разные формы. Помимо житий, существуют прологи, синаксари, минеи, патерики.

Прологом называется книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. Минеи – это сборники пространных сказаний о святых в праздниках, расположенных по месяцам. Они бывают служебные и минеи-четии (для чтения). Патерики — специальные сборники рассказов о монахах, подвижниках монастыря или какой-либо местности, могут включать полные жития святых, или отдельные части. Также есть патерики – сборники высказываний святых отцов. Т.е. это жанр более свободный в подборе материала и форме его изложения. В рукописях известны древние переводные патерики (Римский, Синайский (или Лимонарь И. Мосха), Египетский (или Лавсаик Палладия) и др. (см. Лекцию 1).

 

Типы житий.

Типы житий складывались исторически и зависели от характера и содержания основного подвига святого. Так, первые три века христианства ознаменованы были гонениями на христиан и основной подвиг был – мученический. Так появляются записи свидетелей их мучений. Эти записи затем складываются в жития особого типа – мученические, или мартирии (лат). Последующие века – с 4 по 8-й – это время распространения монашества. Поэтому литература этого периода изобилует монашескими житиями, патериками разного содержания (см. раздел о переводной литературе, материал 1 лекции). Эти жития и называются монашескими, главный подвиг святого относится к преподобническому. (преподобный, т.е. человек, достигший подобия — очень подобен Христу) Известны жития о святителях, о праведных, о юродивых, о равноапостольных, о святых благоверных князьях (чисто русский тип святости), о пустынниках, столпниках, молчальниках, пещерниках и др. Есть святые, соединяющие подвиги, например, монашества и мученичества, тогда их называют преподобномучениками, что отражается в содержании жития. Количество типов святости гораздо больше и часто отражаются они в именованиях святого: «Филарет милостивый», «Иоанн многострадальный» и т.д.

Житийным каноном – т.е. правилом, по которому создается житие – следует считать вовсе не тот трафарет в виде строгой сюжетно-композиционной схемы, который сложился в византийской литературе и был перенесен на русскую почву (этот материал вы найдете в любом учебнике и справочнике). И, заметим, необходимость этой формы не отменяется как формы правильной, истинной. При этом и не обязывается самим жанром, чтобы она была неизменной (в ДРЛ встречаются формы житийной повести, военной или бытовой, или сказания (например, о Борисе и Глебе), т.е. типа повествования внешне не агиграфического). Но главным для жития, тем, без чего его не может быть, остается категория святости, сам факт святости. Если этого факта нет, то никакая правильная житийная форма не сможет быть житием. (пример тому – «Житие» протопопа Аввакума, им самим написанное)

Лекция 6

Первые русские жития.

«Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского».

ПЛАН

1. Образы святых Бориса и Глеба в «Сказании» и в «Чтении» Нестора.

2. Тип святости, особенность подвига святых Бориса и Глеба.

3. Жанровые и стилевые особенности первого русского жития.

4. Идея святости и тип подвига в «Житии Феодосия Печерского»

 

Первые русские святые – Борис и Глеб, которым посвящены несколько произведений агиографического характера

 

Древнерусская литература житий святых собственно-русских начинается с житий Бориса и Глеба, которым посвящен целый ряд текстов, из которых два памятника житийного характера: «Чтение о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» преп. Нестора и «Сказание, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба» неизвестного автора. Перу Нестора принадлежит и «Житие Феодосия Печерского». Таким образом, два типа житий открывает ДРЛ: мученическое и монашеское, причем, весьма отличающиеся от византийских образцов своим более свободным отношением к форме при сохранении канона. «Сказание» о Борисе и Глебе» получило большее распространение, известно более 170-ти списков, почему и возьмем для изучения текст «Сказания».

«Сказание о Борисе и Глебе» (полное название: «Сказание, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба»)

В интерпретации их святости существует спорный момент: некоторые считают их канонизацию политическим актом (Как пишет учебник В.Кускова: для «утверждения своей религиозной самостоятельности», «содействия политическому упрочению основ феодального строя» (В.Кусков. История древнерусской литературы, 1998.), другие не соотносят напрямую с политикой, усматривая в их подвиге, прежде всего, евангельскую мотивацию.

Их тип святости определяется как страстотерпческий, что является, по слову Г.Федотова «смертью в последовании Христу». Он называет их подвиг — «подвигом непротивления», что нужно связать с ценностным выбором, который совершает Борис, а вслед за ним и Глеб. Они своей смертью утверждают ценности мира вечного, Царствия Небесного, вместо мира этого, царства земного, ради которого идет на убийство Святополк.

Особенностями же «Сказания» явилась неожиданная для жития форма «психологизированного» повествования, с описанием внутренних переживаний святых, с экспрессивностью стиля и т.д.

«Житие Феодосия Печерского» (полное название: «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского»)» написано преподобным Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря. Главный подвиг Феодосия – монашеский. Он является аскетом, моливенником, подвижником, борется с дьяволом, творит чудеса. Он созидает первый на Руси общежитийный монастырь по уставу святого Федора Студита. Главное же его качество, свидетельствующее о достижении им святости – удивительное смирение. Оно подчеркивается на протяжении всего житийного повествования. «Житие Феодосия» составлено Нестором по всем правилам житийного жанра, включающим композиционную трехчастность, традиционные сюжетные мотивы, самоуничижение агиографа, чудеса и т.д. И это никак не помешало Нестору передать особенности быта, речи, подробности исторических реалий, даже некоторую психологизацию портрета матери Феодосия – первого в русской литературе индивидуального женского образа. Отметить нужно писательское мастерство преп. Нестора, выразившееся в стиле, выразительности деталей, в динамичности сюжета, и т.д. Все это сделало «Житие Феодосия» уникальным памятником древнерусской литературы.

 

Лекция 7

Агиографы — это… Что такое Агиографы?

  • Агиографы — (греч. ἅγιος, «священный» и γραφή, «писание»  Священные Писания, или просто графии)  «Писания», по еврейски К(е)тубим или К(е)тувим (ивр. כתובים‎), общее обозначение книг 3 й части иудейского канона Танаха (в христианстве  Ветхий… …   Википедия

  • Агиографы — (т. е. Священные Писания, или просто графии) Писания , по евр. Кетубим, обозначают книги 3 й части евр. канона Ветхого Завета, в которую входят: Псалмы, Притчи Соломона, книга Иова, Песня песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, книга Эсфири,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АГИОГРАФЫ — (от греч. ¤gioj  святой и graf»  писание), греч. наименование последнего раздела ветхозав. *канона, называющегося в евр. традиции «ПИСАНИЯ» (ктувúм или кетувúм). В рус. правосл. традиции А. называются *Учительными книгами …   Библиологический словарь

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • Константин V Копроним — или Каваллин византийский император (741 775), сын имп. Льва III, бывший, по византийскому обычаю, с малолетства соправителем своего отца. К. был одним из самых замечательных государей эпохи иконоборства (см.): исключительные таланты полководца… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БИБЛИЯ — (от греч. biblia букв. книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий Завет,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Харитина — преподобная. Сведений о жизни Харитины сохранилось очень мало; известно лишь, что она родилась в Литве, принадлежала к княжескому роду, что, переселившись в Россию, приняла монашество в Петропавловском девичьем монастыре на Синичьей горе под… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Библия — (от греч. biblía, буквально книги)         сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (8 в. до н. э. 2 в. н. э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства, признаётся ими священным. Б. состоит …   Большая советская энциклопедия

  • Гагиографы — см. Агиографы …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Григорий римские папы — имя 16 пап. Г. I, святой, носит по своему значению историческому титул Великого; у нас обыкновенно называется Двоеслов, или Беседовник, красных ради его бесед , как определяет происхождение такого названия наша Минея. Родился в Риме около 540 г …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Агиография — Википедия. Что такое Агиография

    Агиогра́фия (от греч. ἅγιος — «святой»; γράφω — «пишу») — богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т. д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т. д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

    Структура

    Изучение житий святых выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определённым литературным канонам, характерным для разных христианских традиций. Например, в таком агиографическом жанре, как «похвала святому», соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно чёткая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками).

    Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы: например, рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т. п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и входит в Царство Небесное. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.

    Стиль

    Житие святого — это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приёмы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царство Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщённо-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошёл святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного

    Агиография — Википедия. Что такое Агиография

    Агиогра́фия (от греч. ἅγιος — «святой»; γράφω — «пишу») — богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения. С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т. д. В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории. В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни, религиозно-культурные представления общества. Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т. д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

    Структура

    Изучение житий святых выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определённым литературным канонам, характерным для разных христианских традиций. Например, в таком агиографическом жанре, как «похвала святому», соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно чёткая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками).

    Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы: например, рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т. п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и входит в Царство Небесное. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.

    Стиль

    Житие святого — это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приёмы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царство Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщённо-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошёл святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции — Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей, прежде всего, святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесён со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т. д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.

    См. также

    Литература

    Статья о житиях от The Free Dictionary

    Коммуникативный потенциал агиографических рукописей рассматривается с точки зрения компоновки, композиции, внутренней нестабильности и монашеского контекста. Как агиографическое произведение, его фокус на временных ситуациях, особенно политической стабильности и наследственности, отвлекает аудиторию от видений во сне и чудес. на который опирается сюжет; Как и в романтическом романе, его акцент на главной героине женского пола, а не на мужчине, кажется странным, неуместным. Однако большая часть силы заключалась в перьях клерикалов, которые использовали старые агиографические тексты для создания музыкальных молитв, превозносящих заслуги святых и города.Фильму о Малале совершенно не нужно было приобретать агиографические пропорции, и попытка режиссера переоценить статус его объекта как священной иконы наносит ущерб замыслу фильма. Последнее мученичество Тахири и агиографическое значение ее смерти подробно описаны в заключительная Книга дочери, где Нахджавани мастерски сплетает воедино различные нити разрозненных жизней и событий, которые вступили в контакт с поэтессой Казвин, когда сам Иран страдает от бесчеловечной паники «хлебного бунта» и убийства самого шаха.Череп Ламберта, чтобы проиллюстрировать роль музыки в артикулировании взаимосвязи между святыми и гражданскими заслугами, церковной и гражданской политикой, а также агиографическими повествованиями, лежащими в основе всего этого. Государственное телевидение отказалось от регулярных программ с агиографической данью жизни Ли. Здесь хранятся агиографические сокровища от церкви и монастыри Лимасольского епископства, охватывающие широкий стилистический и хронологический спектр от двенадцатого до девятнадцатого веков. В частности, после нескольких кратких ссылок на агиологические исследования в средневековом христианстве Куинтман сосредотачивается на изложении подхода Патрика Гири к христианству. изучение агиографических источников (Geary 1996).Так обстоит дело с агиографическим и религиозным театром, который сегодня почти не ставится, скорее всего, из-за его тематических проблем, которые в настоящее время считаются менее привлекательными, чем другие формы классической драмы. Сосредоточившись на множестве фильмов, которые драматизируют историю Келли в повествовательное развлечение, Гаунсон противопоставляет исторические явления кинематографическим представлениям, которые часто сводятся к агиографическим интерпретациям, а не к анализу фактов. Одним из основных элементов классических, часто агиографических биографий Владимира Жаботинского является идея о том, что его жизнь была разделена на две части во время его превращения из российского журналиста. а эстетизм в сиониста был решительным и бесповоротным..

    определение агиографического по The Free Dictionary

    Повествования Лехтрек трогательны, лишь один или два раза они кажутся агиографичными в отношении одного из ее героев, а именно, пастор Северной Каролины во время Первой мировой войны нашел особенно интересным вдумчивое признание и критику агиографического измерения более широкого повествования Ахмада Лумбардом. по сравнению с агиографическими описаниями лидеров за счет признания уникальных структурных компонентов, которые сделали такие страны, как Сингапур и Малайзия, успешными в конце 20 века.«Мне было интересно узнать, почему он это сделал», — сказал Хирани AFP, настаивая на том, что фильм не является агиографическим рассказом о жизни 58-летнего мужчины. Бейли оценивает полезность понятий жанра в Gesta Pontificum Anglorum, исследуя смесь. Вандерпуттен обнаруживает, что эти идеалы ярко выражены в «Житии святого Родинга» Ричарда — одного из предшественников Ричарда в качестве настоятеля монастыря Вазлогий (Болье, Северная Франция) — в остальном не оригинальном и не оригинальном. все это означает ничем не примечательную работу агиографии, написанную для того, чтобы обеспечить аббатство агиографической традицией.В течение последних пятидесяти лет мы перешли от единого агиографического повествования об этих событиях, к их ожесточенному оспариванию, к нынешнему богатому и разнообразному подходу, в котором было отведено место для множества голосов, воспоминаний и различных интерпретаций происходящего. прошлое. Среди их тем — суды над животными, ритуалы унижения и чувственные страдания преступников в Европе позднего средневековья и раннего Нового времени; сострадательное страдание: соматическая самость и гендерный аффект в итальянских образах скорби; забивание камнями Анд: Франциск в роли Альтера Христа в вице-королевстве Сантьяго; агиографические страдания и пороговые свидетели: портреты мучеников-францисканцев новоиспанского происхождения и политика имперской экспансии; и любовь ранит: изображения Христа, раненного любовью в колониальных мексиканских монастырях.В «Житии святого Климента» с волнующим рассказом о разделении и воссоединении семьи Папы Святого Климента I, а также о его приключениях в компании Святого Петра, сражающегося с еретиком-некромантом Симоном Волхвом, самые длинные и самые запоминающиеся народные агиографические тексты, составленные в средневековой Британии. Критика того, что агиографические отчеты содержат « сказки », поэтому касается их содержания и его связи с реальностью. В заключительной части этого эссе я возвращаюсь к представлениям 1613 года в Уэллсе и исследую записи кордвейнерской «истории Криспи и Криспиани» в свете двух других адаптаций истории святого Криспина и их противоположной трактовки агиографических элементов.Нам нужно больше подобных произведений, а не агиографической чепухи спинмейстеров.
    .

    определение агиографии от The Free Dictionary

    Глубоко знакомая с политикой средневековой агиографии, Муни просматривает «источники, наиболее близкие к жизни Клэр» (1), выделяя эти фрагменты из средневековой агиографии и более поздних исторических «Клэр», чтобы представить то, что она скромно называет «скудным профилем» (8). Хасидское движение, зародившееся на польских землях во второй половине 18 века и по сей день остающееся процветающим явлением в диаспоре и Израиле, сделало агиографию центром своей народной активности.Тогда я сам был сотрудником ICNY, который, таким образом, представлял на гала-открытии выставки в ноябре 2003 года, (1) этот интенсивно диалогический проект уважаемых художников-писателей Карен Горст, Нила Ермана и Мохамеда Закарии пробудил в памяти рассказы о моих встречах. со святым, поскольку это вызывало вопросы о святом, как оно понимается в других традициях, и открывало возможности для одновременных уроков эстетики, этики, сравнительного богословия, агиографии и продвижения позитивного межрелигиозного взаимопонимания.Нахман Брацлавский, агиография со сносками: назидательные сказки и написание истории в хасидизме, от пророчицы до сумасшедшей: смещение женской духовности в постсаббатианскую эпоху, о женщинах в хасидизме: S. Обращаясь к сенсорному воображению читателя, Христианские тексты наделяют такие явления, как реликвии, тела святых в агиографии и присутствие святых на иконах с визуальным и тактильным присутствием. Легенды футбола Техаса Фредди Стейнмарк (194971), такой искренностью, которая превращает биографию в агиографию. .Сценарист и режиссер Анджело Пиццо, чьи работы сценариста («Хуслеры», «Руди», «Игра их жизней») определяют его как специалиста по вдохновляющим спортивным сагам. Этот фильм нелегко отнести к категории религиозных развлечений. , несмотря на неоднократные упоминания о ежедневном массовом посещении Стейнмарка и сильно драматической сцене, связанной с молитвой. Он вдумчивый, предлагает здравые объяснения, не кажущиеся умозрительными, и почти избегает агиографии. Культ Джеральда из Орийака (Средние века), Филадельфия, Университет Пенсильвании, 2014; ткань; стр.Эти четырнадцать эссе включают в себя то, что мы знаем о Ютте и Хильдегарде в Дизибодеберге и Рупертсберге, реформе в Германии с 1080 по 1180 год, Элизабет Шонан, школах и критических анализах, претензиях на пророческий авторитет Хильдегард, раскрытых музыкальных произведениях Хильдегард, музыкальной агиографии, теория покаяния, медицинские магические чудеса и история принятия Хильдегарды Бингенской. Особенно интересны записи о неизвестном частном языке и письме Хильдегард. Я НАШЕЛ агиографию Тони Блера Джона Бертона очень интересной, но в то же время немного грустной (Журнал , 6 мая)..

    сикхизм | История, доктрины, практика и литература

    Сикхизм , религия и философия, основанная в регионе Пенджаб на Индийском субконтиненте в конце 15 века. Его члены известны как сикхи. Сикхи называют свою веру Гурмат (пенджаби: «Путь Гуру»). Согласно сикхской традиции, сикхизм был основан Гуру Нанаком (1469–1539), а впоследствии его возглавили девять других Гуру. Сикхи верят, что все 10 человеческих гуру были населен одним духом.После смерти 10-го, Гуру Гобинд Сингха (1666–1708), дух вечного Гуру перенесся в священное писание сикхизма Гуру Грант Сахиб («Грант как Гуру»), также известное как Ади Грант («Первый том»), который после этого считался единственным Гуру. В начале 21 века во всем мире насчитывалось около 25 миллионов сикхов, подавляющее большинство из которых проживало в индийском штате Пенджаб.

    Золотой храм Золотой храм, или Хармандир Сахиб, в Амритсаре, Пенджаб, северо-запад Индии. © Tigerbarb / Shutterstock.com

    Следующее обсуждение жизней 10 гуру опирается на традиционные сикхские рассказы, большинство элементов которых заимствованы из агиографических легенд и преданий и не могут быть проверены исторически. Об этом следует помнить всюду, особенно в разделах о первых гуру.

    История и доктрина

    Сикх на пенджаби означает «ученик», и те, кто присоединился к сикхской общине, или Пантх («Путь»), были людьми, которые искали духовного руководства.Сикхи утверждают, что их традиции всегда были отделены от индуизма. Тем не менее, многие западные ученые утверждают, что на самой ранней стадии сикхизм был движением в рамках индуистской традиции; Они отмечают, что Нанак был воспитан индусом и в конечном итоге принадлежал к традиции сант северной Индии, движению, связанному с великим поэтом и мистиком Кабиром (1440–1518). Санты, большинство из которых были бедными, обездоленными и неграмотными, сочиняли прекрасные гимны, выражая свое переживание божественного, которое они видели во всем.Их традиция в значительной степени опиралась на вайшнавское бхакти (религиозное движение в индуистской традиции, поклоняющееся богу Вишну), хотя между ними существовали важные различия. Подобно последователям бхакти, санты верили, что преданность Богу необходима для освобождения от цикла перерождений, в ловушку которого попали все люди; Однако в отличие от последователей бхакти, Санты утверждали, что Бог — это ниргун («без формы»), а не сагун («с формой»).Для Сантов Бог не может быть ни воплощен, ни представлен в конкретных терминах.

    The Editors of Encyclopaedia Britannica

    Определенные меньшие влияния также оказали влияние на движение Сант. Главной среди них была традиция натхов, которая включала группу сект, все заявляли о своем происхождении от полулегендарного учителя Горакхнатха и все продвигали хатха-йогу как средство духовного освобождения. Хотя Санты отвергли физические аспекты хатха-йоги в пользу техник медитации, они приняли концепцию натхов о духовном восхождении к абсолютному блаженству.Некоторые ученые утверждали, что на сантов повлиял ислам благодаря их контактам с правителями Великих Моголов в Индии с начала 16 века, но на самом деле есть мало свидетельств этого, хотя суфизм (исламский мистицизм) мог иметь незначительное влияние.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
    Подпишитесь сегодня

    10 гуру

    .