Содержание

Что значит «блаженны нищие духом»?

Изучая православные заповеди, люди наталкиваются на не совсем понятные современному человеку мысли. Что означает «блаженны нищие духом»? Эти слова могут нынче вызвать диссонанс. Ведь нам из всех источников информации доказывают, что для достижения успеха необходимо развитие. Людей подталкивают не только к получению профессиональных навыков, но и к духовному росту. А это означает воспитание в себе силы воли, устремленности, упорства и так далее. И тут «блаженны нищие духом». Как понимать это выражение, о чем оно говорит? Давайте разбираться.

Присмотримся к нищим

Может, это не самое приятное занятие, но придется покопаться в психологии неимущего человека. Первая заповедь гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Как же так? По словам Иисуса, людям, которые в этой жизни ничего не имеют, не создают, не производят, открыты райские врата. Вроде в этом есть некое противоречие, но только для современного, подверженного влиянию общества человека. Иисус на нищего смотрел иначе. Тот, кто находится, так сказать, на дне, не имеет амбиций. Он готов принять любую помощь, лишь бы ее предложили. У этого человека нет гордости, присущей обычному человеку. Он не боится потерь. У него есть только жизнь. Этот человек считает себя столь незначимым, что не судит других. Живет он простыми интересами. Сегодня есть хлеб и вода – хорошо. За это благодарит Господа. А если ничего нет, значит подождет, когда придет помощь от добрых людей. Нищий не возносит себя, не пытается встать над обществом. Этому человеку неведомы обычные волнения по поводу порчи имущества или проблем на работе. Его душа свободна от обременительных имущественных хлопот и переживаний.

О духовности

Вы задумывались о том, в каком направлении развивается наше общество? Если в прошлые века люди считали ценностью в основном материальные блага, то теперь таланты стали дороже. Тот, кто умеет генерировать знания, передавать их другим, процветает. Им тоже Иисус говорил: «Блаженны нищие духом…» Фраза эта предназначена для того, чтобы гений не ценил свои способности превыше общения с Господом. Наши умения и навыки есть капитал, нам внушают это с детства. В этом нет ничего дурного, если не использовать их во вред другим. Ведь Господь дарует способности, чтобы чада его усовершенствовали землю, развивали это пространство. Важно не испытывать гордости оттого, что ты умеешь и имеешь больше других. Грех заключается в презрении к тем, кто обделен талантами. Это касается любых способностей, в том числе и духовных. Есть люди, обладающие невероятной мудростью, умеющие вести за собой других. Им приходится постоянно бороться с соблазном гордыни. Суметь сохранить веру в Господа — вот что значит «блаженны нищие духом». Нужно постоянно помнить: нет ничего ценнее единства со Всевышним. Ощущать его в себе – это и есть исполнение заветов. А тот, кто вместе с Господом, защищен от искушений, в том числе и от гордыни.

«Блаженны нищие духом»: толкование

Христианство основной добродетелью считает смирение. Оно заключается в том, что человек надеется лишь на Господа. Он не пытается ему что-то дать, сделать или предложить. Торгу в этих отношениях нет места. Христианин надеется на доброту Бога, полностью и безоговорочно ему доверяет. Душа его чистая и искренняя. В ней нет ни тени сомнения. Смиренномудрие – это умение принимать от мира все. Так как эти дары идут из рук Господних. Если случилось что-то дурное, следует поблагодарить Всевышнего и не роптать. Значит, нынче ты не заслужил большего. И конечно, нужно говорить «спасибо» за каждую малость, что получаешь в жизни. Ведь хорошего у любого человека больше, чем плохого. Мы настолько привыкли к этим дарам, что перестали их замечать. А это и есть гордыня, грех. Когда спрашиваете себя, как понять «блаженны нищие духом», постарайтесь сосредоточиться на той радости, что получаете на земле. Как это? Давайте приведем пример.

Что хорошего есть в нашей жизни?

Возьмем среднестатистического человека, проживающего в русскоговорящем мире. Что он получает практически каждый день? Скажете, одни проблемы и неприятности, помноженные на негатив, распространяемый СМИ? А мы постараемся найти то, что вы, вероятно, перестали ценить:

  • воздух, который позволят жить;
  • поддерживающих и помогающих родителей;
  • пищу и кров;
  • работу, коли есть желание трудиться;
  • источник знаний, если он необходим;
  • здоровье;
  • поддержку друзей;
  • улыбки любимых;
  • возможность иметь детей.

Поверьте, перечислять можно до бесконечности. Но разве люди ценят эти дары? Они считают их естественными. И к чему это приводит?

Последствия неблагодарности

Тоже не станем долго рассуждать. Приведем несколько цепочек, которые продемонстрируют логику, остальное додумайте сами:

  • Тот, кто имеет кров и доход, боится его потерять. Ему страшны грабители, войны, экономические кризисы и другое.
  • Здоровый человек с неприязнью думает о возможных недугах.
  • Имеющий родителей, семью, друзей страшится измены и смерти.
  • Работающий и реализующий свои таланты боится потерять место или шанс.

Этот список тоже можно продолжить до бесконечности. Мы взяли для примера только самые обычные вещи. Просто в следующий раз, когда задумаетесь, что означает «блаженны нищие духом», вспомните о дарах Господа. Есть люди, которым не повезло. У них нет или здоровья, или таланта, или мирного неба над головой. А все ли они ропщут?

Что в жизни ценнее всего?

Наверное, вопрос, вынесенный в подзаголовок, наивен. У каждого свои ценности. Это правда и ложь одновременно. Есть общечеловеческие ценности. Их довольно трудно опровергнуть полностью. Верующие считают, что самым важным является пребывание рядом с Господом. Поверьте, многие старались доказать обратное. Получалось до тех пор, пока не происходила беда. И только пережив горе, человек осознавал, что поддержка Всевышнего – это самое главное, что у него есть. Ведь из души эту силу никто не вырвет. Она не зависит от правителей или СМИ, мнения друзей и врагов. Это данность, которую можно отвергать или принимать, но не оспаривать ее существование. Значит, «блаженные нищие духом» – это заповедь о любви к Богу? Священники считают, скорее, напоминание. Это короткая притча о целостности мира и его бренности в одно и то же время.

Нужна ли эта истина современному человеку?

Предлагается опять вспомнить о смирении. Это настоящая мудрость, позволяющая посмотреть на себя со стороны, оценить реально недостатки и достоинства. А раз понимаете, в чем ваша ценность, умеете правильно выбрать поприще для приложения сил. Кроме того, человек, оценивающий себя адекватно, не испытывает проблем с общением, любит и получает взаимность. Он счастлив! А вы говорите, что нужно стремиться к успешности любой ценой. Всегда помните, что блаженны нищие духом, то есть люди, превыше всего любящие своего Создателя. У них намного меньше страхов и конфликтов в душе. Есть тот, на кого можно опереться. И он никогда не предаст, не изменит, не станет манипулировать или обманывать. Он суть души человека.

Заключение

Если понимаешь бренность дарованных тебе материальных благ и интеллектуальных ценностей, то живешь легче и естественнее. Попробуйте хоть на один день позабыть о страхах, порожденных гордыней. Этот небольшой эксперимент вернет вас в детство. Не поверите, но малыши – это практически единственная категория людей, истинно понимающих исследуемую фразу. У них нет забот, они полностью доверяют своим родителям, видя в них Господа. Вспомнили?

Нищие духом — это… Что такое Нищие духом?

  • Нищие духом — крыл. сл. Выражение из Евангелия (Матф., 5, 3) употребляется в значении: смиренные, лишенные гордости, а также: нищие умом, лишенные духовных интересов …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Нищие духом — Книжн. Неодобр. 1. О смиренных, лишённых чувства собственного достоинства людях. 2. О людях, лишённых духовных интересов. /em> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 174 …   Большой словарь русских поговорок

  • Нищие духом — смиренные, которые сознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают, что они лучше и святее других; полнейшее духовное смирение и самоуничижение, т.е. качества противоположные гордости, тщеславию, самолюбию …   Краткий церковнославянский словарь

  • блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное — Ср. Armuth des Geistes Gott erfreut, Armuth und nicht Armseligkeit. M. Claudius. Ср. Bien heureux les pauvres d esprit. Ср. Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Матф. 5, 3. Лук. 6, 20. См. праведному закон не писан. См. нищий духом …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное — Блаженны нищіе духомъ, ибо ихъ есть царство небесное. Ср. Armuth des Geistes Gott erfreut, Armuth und nicht Armseligkeit. M. Claudius. Ср. Bien heureux les pauvres d’esprit. Ср. Блаженны нищіе духомъ, ибо ихъ есть царство небесное. Матѳ. 5, 3.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • нищий духом — (иноск.) смиренный Ср. Нищета ума спасает (о смирении). Ср. Но ты… иной… взалкавший пищи, Ты, что молитвою влеком, Высокий сердцем, духом нищий, Живущий мыслью со Христом. Гр. Б. Толстой. Иоанн Дамаскин. 10. Ср. У них не было впечатлений и… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Нищий духом — Нищій духомъ (иноск.) смиренный. Ср. «Нищета ума» спасаетъ (о смиреніи). Ср. Но ты… иной… взалкавшій пищи, Ты, что молитвою влекомъ, Высокій сердцемъ, духомъ нищій, Живущій мыслью со Христомъ. Гр. А. Толстой. Іоаннъ Дамаскинъ. 10. Ср. У нихъ… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I — [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… …   Православная энциклопедия

  • Заповеди блаженства — Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства (макари …   Википедия

  • Евангельские заповеди о блаженствах — Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства  в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в …   Википедия

  • Что означает «блаженны нищие духом»?

    Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте:

    Сегодня мы с вами поговорим о выражении «блаженны нищие духом» (Мф 5:3), первых словах Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея, одном из самых трудных выражений в Евангелии, одной из жемчужин, может быть, самых известных словах из Библии.

    В том момент, когда Христос возвещает, что Царство Божие приблизилось, оно наступило. Если кто-то хочет войти в него, он должен отвечать ряду критериев. Поэтому иногда толкователи называют заповеди блаженства — «хартией Царства».

    Первое условие, первая жемчужина этой хартии — блаженство нищих. Очень часто мы используем это выражение применительно к людям юродивым, странным, не от мира сего: «блаженны нищие духом». Иногда мы его употребляем в отношении откровенно скудоумных людей — они «нищие умом». Но в Евангелии, конечно, не это имеется в виду.

    В Евангелии богатство и нищета всегда больше, чем просто материальное благополучие или лишения. Идеал бедности играет в истории христианства особую роль, потому что община двенадцати апостолов во главе с Иисусом Христом — это община нищенствующих и странствующих проповедников, учеников. Первые христиане тоже стремились к этому идеалу, который до сих пор сохраняется в монашестве, как и обет безбрачия. Хотя в истории христианства мы увидим разное отношение к богатству.

    так, все равно, первое блаженство это блаженство бедности, блаженство нищих. Интересно, что евангелист Лука доносит эти слова во втором лице. И здесь мы легко можем себе представить, как на картине Александра Иванова «Явление Христа народу», Христа в окружении людей, которых можно назвать «евангельский люд». Это люди обездоленные, бедные, оказавшиеся на обочине жизни, потому что благополучные сидят у себя дома, они заняты каким-то своим бизнесом. Те, кто прежде всего откликается на проповедь Христа, кто идет за Ним в пустыню, — таких очень много: это прежде всего вот этот евангельский люд, который мы можем увидеть на картине Иванова.

    Христос обращается к ним: «блаженны вы, нищие». Он видит перед собой людей, которым уготовано блаженство, прежде всего потому, что именно они оказываются наиболее благодарными и чуткими слушателями. Они блаженны, потому что их утешит Сам Христос, Которого они сейчас слушают.

    Евангелист Матфей Нагорную проповедь доносит до нас в третьем лице. Он пишет в жанре сапиенциальной литературы, литературы Премудрости, и поэтому он изображает Христа как нового Моисея, нового пророка и законодателя Нового Завета. Поэтому слова Христа обращены как будто одновременно и ко всем последующим поколениям, не только к тем, кто его слушает, но и ко всем нам.

    И здесь евангелист Матфей прибавляет уточнение «блаженны нищие духом», которое очень часто ведет нас по ложному пути, потому что в действительности имеется в виду, конечно, конкретная, реальная нищета, бедность.

    Иногда нам кажется, что блаженные нищие духом — это те, кто обладает какой-то духовной отрешенностью от богатства, как будто внутренне свободен от богатства, может, более трезво относится к нему. И все-таки, если взглянуть на контекст времен Иисуса Христа, например, на идеал, который существовал в кумранской общине — мы его находим в рукописях Мертвого моря, — то здесь речь идет о каком-то внутреннем, радикальном, осознанном выборе: это бедность, которая одновременно является и даром Божиим, нищета, которую невозможно фальсифицировать, которой невозможно подражать или искусственно ее практиковать, это подается как некая благодать, и одновременно — как твой радикальный выбор следовать за Христом.

    В современных переводах существуют разные нюансы. Например, Андре Шураки переводит «бедные дыханием». Мы бы сказали в таком случае: люди, которые буквально дышат на ладан, они на пределе своих физических и, может быть, духовных сил, может быть, завтра этих людей ждет смерть или рабство, их собственных сил уже не остается. Именно поэтому они блаженны: Дух Божий их наполнит своей силой, потому что сила Божия в немощи совершается. Те, кто лишены всего, получают всё.

    Другой вариант перевода: «те, кто не осознают себя нищими», не придают этому особого значения, примерно как богатые люди, которые придают большое значение своему богатству, в Евангелии называются «богатящиеся». А здесь другой вид людей, которые совершенно спокойно воспринимают свою нищету, как благодать, как дар Бога, как часть своей жизни, из-за которой не нужно ни расстраиваться, ни сходить с ума. Поэтому такая нищета — это одновременно смирение. А смирение — это царский титул в Библии, мессианский титул.

    Поэтому, если вы хотите правильно понять, что Господь имеет в виду, всегда есть очень простой метод: нужно взглянуть на тех, кто является живым примером и совершенным образом этой нищеты. Это Дева Мария, Божия Матерь, это великие святые, праведники, но прежде всего — Сам Господь, о Котором апостол Павел говорит, что Он, будучи по своей природе Богом, не держался за равенство быть с Богом, но от всего отказался, лишился всего, и поэтому стал источником обогащения, богатства для этого мира. Прежде всего блаженны все те, кто обладают некоторыми свойствами, присущими только Богу, какими бы парадоксальными они нам ни казались.


    Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!


    Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!


    Автор статьи:
    Протоиерей Димитрий Сизоненко

    Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

    Что значит блаженные нищие духом в православии?

    Служба в церкви проходит на старославянском языке, который не совсем понятен нашим современникам. Также в церковном обиходе есть много слов и выражений, которые вроде бы понятны, но не до конца. Кто такие блаженные нищие духом? Мы помним о блаженных из фильмов о царской эпохе, но как это может относиться к современной эпохе? Неужели никто не попадет в Царство Божие, если не станет блаженным? Этот вопрос очень тревожил меня как воцерковленную христианку, и я решила узнать подробнее о смысле этого выражения. Оказывается, речь идет о христианском смирении и преодолении гордыни. Нет нужды становиться нищим и убогим, нужно просто смирить гордыню.

    блаженные нищие духомблаженные нищие духом

    Христианское смирение

    В христианстве смирение противоположно гордыне — страшному греху, ведущему к смерти. Именно из-за гордыни некогда светлый ангел Люцифер был низвергнут с небес и назван падшим. Отцы церкви учат, что без смирения можно забыть о христианстве, ибо духовная жизнь начинается только с преодоления гордыни.

    Смирение является высшей добродетелью перед богом.

    Смиренный человек не замечает соринки в глазу ближнего, так как знает о своих бревнах. Смиренный человек не укоряет никого, кроме себя. Смиренный человек не судит и не осуждает ближнего, так как борется со своими грехами и соблазнами. Он знает, насколько немощна человеческая природа, поэтому поступает таким образом.

    По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!

    Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

    Иисус проповедовал смирение и неосуждение, так как понимал греховную природу человека изнутри. Когда к Иисусу привели блудницу, он сказал следующие слова:

    Смирение является основой христианской морали и религии, без которой быть христианином невозможно. Невозможно, потому что человек ведет неправильную духовную жизнь и не может приобщиться даров Святого Духа. Вера без дел мертва — именно такое наставление дали апостолы своим первым ученикам. Поэтому вера без духовных плодов не приводит ни к чему.

    Многие неверно понимают христианское смирение и сравнивают его с каким-то отчаянным положением и пессимизмом. Это тоже неверная интерпретация, так как смирение предполагает упование на божью милость и благодать. Человек понимает, что он в руке божьей, и что его жизнь полностью подчиняется воле божьей. Поэтому он смиряется и доверяет  своему Отцу Небесному во всем. Он не кричит и не ропщет, когда приходит беда, а пребывает в молитвах и благодарениях.

    Почему христиане безропотно воспринимают удары судьбы? Потому что они понимают, что божья милость предусмотрела для них самое лучшее. Все знают о пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это очень мудро подмечено нашими предками, которые оставили нам жизненную мудрость в наследие. Наблюдательный человек может заметить, что очень часто неблагоприятные события приводят к неожиданно позитивному результату. Поэтому роптать и упрекать бога в своих бедах неразумно.

    нищие духомнищие духом

    Заповеди блаженства

    Первая заповедь блаженства подразумевает принятие своей греховной природы как данность, и смирение с ней. Но смирение не должно потворствовать греху, просто человек должен осознавать свою немощную природу и не гордиться перед другими ничем.

    Грехопадение человека началось с гордыни, когда дьявол посулил Адаму и Еве стать «как боги». Смирение же возвращает всё на круги своя и дает осознание своей ничтожности и полной беспомощности перед богом.

    Духовная нищета не имеет ничего общего с материальным недостатком, так как речь идет о духовных вещах. Духовная нищета подразумевает соответствующий строй мыслей, в которых исключена гордыня и превозношение.

    Духовная нищета — это признание невозможности стать праведным собственными усилиями. Если бы человек был в состоянии самостоятельно исправить свою греховную природу, жертва Христа потеряла бы всякий смысл. Христианин должен признать свое духовное несовершенство и принять жертву Христа как дар. Только соединившись со Христом верой, мы можем стать святыми и праведными. Самостоятельно достичь такой духовной высоты человек не в состоянии.

    О чем мечтает нищий человек в мире? Все его мысли направлены на то, чтобы кто-нибудь подал ему кусочек хлеба для поддержания духа. Духовная нищета — это крайняя нужда в помощи божьей для обретения благодати и спасения. Человек говорит себе: «Я пас, я не могу, я не в состоянии, я нуждаюсь в помощи». Вот это и есть правильное духовное состояние, которое приводит к спасению.

    Нищий в миру человек понимает, что не может заработать на хлеб, и надеется на милость дающего. Нищие духом тоже понимают, что они не достоин благодати, поэтому надеются только на милость бога. Нищий духом не стремится заработать награду от бога, а со смирением ожидает милости. Милостыню дают не потому, что нищий ее заработал, а просто так от доброты сердца. При этом нищий понимает, что он ничем не сможет отблагодарить дающего.

    Именно такая нищета и становится условием получения божьей благодати и спасения. От человека требуется только благодарность за щедрый дар и больше ничего. Нищий понимает, что он никому не нужен. Так и христианин понимает, что не он нужен Христу, а Христос — ему. Если человек это осознает до конца, он сможет обрести спасение. Духовная нищета полностью аннулирует гордыню, поэтому и является условием получения божьей благодати и безвозмездного дара спасения.

    блаженны нищие духомблаженны нищие духом

    Смирение и комплекс неполноценности

    Противники христианства иногда называют смирение проявлением комплекса неполноценности. Так ли это? Комплекс неполноценности и христианское смирение имеют разные духовные корни. Комплекс неполноценности развивается, когда человек стыдится других людей за свою неловкость или неумение что-то делать правильно. Например, полные девушки не подходят под всемирный стандарт красоты, поэтому комплексуют.

    Христианское смирение происходит от того, что человек осознает греховность своей природы и невозможность ее исправления собственными усилиями. Как бы не пытался он жить по евангелию, но обязательно вскроется какой-нибудь грех или недостойные мысли придут в голову. Тогда христианин начинает усиленно молиться и каяться, что еще более сближает его с Господом.

    Примером истинного смирения стал Иисус Христос, который смирил свою душу до Креста.

    Христианином может стать только тот, кто осознал необходимость помощи Иисуса Христа в его спасении. Пока человек полагается на собственные силы, он полон гордыни и тщеславия. Только когда он смирит свою гордыню и вознуждается во Христе, тогда обретет вечное спасение души и благодать. Поэтому и сказано в первой заповеди блаженства, что только нищие духом (смиренные) достойны Царствия Божия. Нищий — это нуждающийся, несамостоятельный, зависимый. Бог хочет, чтобы мы осознали свою духовную нищету — нужду во Христе, зависимость от него и полную несамостоятельность в своих тщетных усилиях.

    Искреннее раскаяние в грехах приближает человека к богу, а чувство собственной непогрешимости — отдаляет. Богу милее кающийся грешник, чем самоправедный человек. Поэтому отцы церкви всегда призывают к покаянию, ибо оно приводит к благодати. «Боже, помилуй меня грешного» — это самые важные слова христианина.

    Нищие духом: трепещущие и склонившиеся в Духе

    «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф. 5.3).
    Μακάριοι οἱ πτωχοὶ τω̨̃ πνεύματι ὅτι αὐτω̃ν ἐστιν ἡ βασιλεία τω̃ν οὐρανω̃ν.
    Среди евангельских заповедей блаженств эта заповедь неслучайно употребляется первой. Она задает камертон слушателю или читателю, потому что в самом начале Нагорной проповеди и изложения заповедей блаженств говорит о самой главной христианской добродетели – смирении или смиренномудрии. Без нее любые другие добродетели могут оказаться бесполезными и даже послужить причиной падения и духовной гибели, поскольку могут подтолкнуть к самомнению и гордости. Именно гордость погубила даже самого светлого и совершенного ангела, действительно обладавшего всеми возможными достоинствами кроме одного – смирения или нищеты духа.

    Сцена из спектакля Московского Малого театра «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». Открытка 1909 г.

     Нищета духа – это, в частности, означает не приписывать себе в заслугу ни совершенных тобой хороших поступков, ни своих талантов и способностей. Ведь свой нрав и характер мы не создаем себе сами. Он – следствие либо уже чего-то заложенного в нашей натуре, либо хорошего воспитания, которое опять же не нами устроено и в этом смысле тоже дар. И если когда-то вдруг получится встать перед Богом и ощутить Его присутствие, то невозможно не почувствовать собственную нищету и убожество. Как говорил блаженный Августин, «кто такие нищие духом? – Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно».  
    Интересен один из оттенков значения в древнегреческом слове ὁ πτωχός (ptōhos) – нищий, бедняк. Оно является однокоренным с глаголом πτώσσω или πτήσσω, что значит пугаться, припадать от страха, нагибаться, трепетать. Поэтому один из возможных, поясняющих основное значение переводов на русский язык этого очень известного выражения «нищие духом» будет что-то вроде трепещущие и склонившиеся Духом или в Духе
    Что касается трепета или страха, то страх Божий книга Притч зовет началом премудрости (Пр. 1.7). Человеческое сердце несовершенно, и если считать, что правильное отношение к заповедям с самого начала исчерпывается любовью, то легко отдаться на волю собственных непросветленных склонностей. Ведь одна из необходимых добродетелей – недоверие к собственным порывам и напрашивающимся чувствам, понимание того, что это чаще всего стремления все того же ветхого человека, в которых много самоугождения, скрытого под разными благовидными предлогами. Правильная любовь, по Евангелию, хотя бы отчасти – это только то, что может появиться лишь со временем, после долгого и трудного духовного пути, восхождения.
    Вот что по поводу страха Божия говорил Сергей Иосифович Фудель:
    «Есть особая проба на золоте христианства, по которой его никогда ни с чем не спутаешь и по которой всегда можно отделить от него всякое не истинно христианское учение, в частности, сектантство… Этой золотой пробой является страх Божий. Человека, чье сердце ранено любовью к Богу, – сам страх потерять его ведет за собой. Ведь первоначальный толчок любви в обретенной вере подобен малому лучу, и ощущающий его не смеет и не должен, из-за духовной осторожности, даже и называть его настойчиво – любовью. Любовь надо доказать, а не преждевременно утверждать себя ее имеющим… “.

    Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу есть самообольщение. Шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия” (свт. Игнатий Брянчанинов). “Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань” (преп. Исаак Сирин)».

    Интересно, что один из оттенков древнегреческого слова «нищий», использованного в Новом Завете – это склонившийся, припавший к земле. Дело в том, что это для языческой античности характерны гордые, исполненные чувства собственного достоинства телесные позы, «прямые спины» как свидетельства несломленного духа. Такая стойкость в трудных обстоятельствах была на самом деле во многом обусловлена полисными гарантиями политической свободы, когда закон гарантировал, что над свободным человеком и его телом не будет чиниться никакого насилия, никаких пыток.
    Во времена же первых христиан-мучеников  подвергали разным  страшным пыткам, и истинная святость и мужество  порой представали в совсем неэстетичном виде. Вообще кротость или смирение как главные христианские добродетели не могут ассоциироваться с «прямыми спинами» и часто употребляемым, но очень смутно понимаемым выражением «чувство собственного достоинства». Смиренный, нищий духом – это тот, кто в Святом Духе, в смирении и кротости склонился перед Богом, как Христос склонился перед Отцом.  

    Смотрите также:

    Блаженны нищие духом

     

    Мы начинаем серию уроков из библии «Заповеди блаженства».

    Это несколько стихов в библии, в Новом завете, которые говорят о «блаженстве». Они встречаются в трех из четырех Евангелий. В евангелии от Матфея — это начало пятой главы. И это также самое начало так называемой Нагорной проповеди Иисуса. Возможно, ключевой Его проповеди, где Иисус очень много и глубоко говорит о Боге, о Его взгляде на мир и отношении к людям.

    Один из новейших немецких критиков (Иог. Вейс) говорит, что эта речь Христа «всеобъемлющая и богатейшая по содержанию, не исчерпывается никаким толкованием и не переживается никакой человеческой жизнью».

    Заповеди блаженства — это 10 стихов, которые содержат невероятную глубину божьего взгляда на людей, Его сострадания и любви и той надежды и веры, которую Он хочет нам дать. Когда читаешь эти стихи, это дает такой мир, спокойствие и надежду, что все будет хорошо.

    Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. (Матф.5:1-12)

    Большие споры шли насчет того, сколько блаженств. По факту если брать слово блаженны, то 9.

    Безусловно хочется постичь всю эту глубину. И сегодня мы с вами начнем с первой заповеди.

    Итак, блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

    Блаженны

    Слово блаженны, употребленное во всех блаженствах — особое слово. В греческом это «макариос» — слово, которым характеризуются прежде всего боги. Христианству присуща Божественная радость.

    Значение слова макариос становится понятным из следующего примера.

    Древние греки всегда называли остров Кипр «хе макария» (то есть, прилагательное макариос в женском роде), что значит «Остров счастливый». Греки считали, что Кипр — такой прекрасный, богатый и плодородный остров, что человеку незачем покидать его, чтобы узнать счастливую жизнь. На этом острове был замечательный климат, цветы, фрукты, деревья, минералы и природные ископаемые.

    Словом макариос часто характеризуют затаенную радость, радость безмятежную, интимную, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни.

    Русское слово «счастье» — однокоренное со словами «часть», «участь», имеет по словарю долю значения рок, судьба. Человеческое счастье зависит от случайности, от жизненных перипетий; жизнь и случай могут дать человеку счастье, но могут его и разрушить.

    Макариос соответствует еврейскому «ашре» («эшер»), которое преимущественно означает спасение. С этого слова начинается первый псалом.

    Таким образом, под блаженными, если принимать во внимание значение греческого и еврейского слов, стоит понимать людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство.

    Христианское блаженство — это нечто глубоко внутреннее, не подверженное никакому влиянию извне.

    Радости вашей, — сказал Иисус, — никто не отнимет у вас. (Иоан.16:22)

    Иисус был примером этой радости.

    Блаженство —это радость, которая пронизывает нас даже через страдания. Ее не могут ни затронуть, ни разрушить ни печаль, ни потеря, ни боль, ни страдания; эта радость сияет нам сквозь слезы и ее не могут отнять ни жизнь, ни смерть.

    Нищие Духом

    Если со словом «блаженны» все более-менее понятно, то гораздо больше вопросов вызывает выражение «нищие духом». Когда я только крестился, я вообще очень буквально и неправильно воспринимал этот стих. Я думал, Иисус просто хотел утешить нищих, малоимущих людей, сказав им, что они блаженны, что им уже принадлежит царство небес. Я размышлял, что раз у них ничего нет, Бог автоматически пожалеет их и примет в раю. А вот если ты не совсем нищий, или вообще богатый, тут тебе нужно будет потрудиться. К тому же еще есть слова Христа о том, как сложно богатому войти в царство небесное.

    Надо сказать, что у Луки в греческом оригинале сказано просто «нищие», без прибавления Духом (в русской и славянской библиях).

    В разных комментариях встречается около 20 переводов этого выражения. Например: нищие, нищие духом, смиренные, принявшие на себя добровольную бедность, бедные души, бедные дети, несчастные, нуждающиеся в помощи, уповающие на Бога и так далее.

    Греческое слово «нищий», птох’ос соответствует еврейскому «ани», что значит бедный, неимущий, а также смиренный, кроткий.

    «Благочестивый, который тяготится в своем сердце сознанием, что он жалок и беспомощен, обращается к Богу и не знает, и не ожидает для себя никакой помощи, кроме той, которой он просит от милосердного Бога, есть истинный ани».

    Скорее всего наиболее правильным пониманием этой фразы является «смиренные или скромные».

    Почему же тогда Иисус так прямо не говорит «смиренные»?

    У нагорной проповеди есть очень важное свойство — она так хорошо приспособлена к нравам и понятиям окружающей Иисуса толпы простого народа, что как только мы забываем об этой толпе и начинаем пускаться в различные отвлеченности, искать глубинный смысл, то выражения Христа становятся не вполне ясными. Нам важно вообразить какой была толпа окружавших Иисуса людей, чтобы понять значение первого блаженства, а за ним и всех остальных.

    Люди, собравшиеся из разных мест, в разных одеждах, разных возрастов и положений. Эти люди смотрели Ему в рот, они ждали, чего Он скажет. На это указывает та фраза, что «Он отверзши уста, учил». Мы так сейчас не говорим «Виталий Логунов отверз уста, открыл свой рот, и сказал». То есть даже момент, когда Он открыл рот, люди ярко запомнили, потому что они сидели и ждали, когда Он начнет говорить. Они жаждали услышать Его слова. Тогда значение «блаженны нищие духом» достаточно легко понять. В этом смысле они были нищими — жаждущими, нуждающимися.

    И когда они столкнулись лицом к лицу с Христом, личностью, исполненной невероятной силы Духа, они и чувствовали свою бедность, нищету.

    Из других мест в Писании мы знаем, что у Иисуса было удивительное свойство — Он видел людей насквозь. Он мог посмотреть на человека и сказать — вот, что тебе нужно сделать. Вот, о чем ты беспокоишься. Вот, в чем ответ на твои переживания.

    Мне нравится одна иллюстрация.

    Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. (Иоан.1:45-49)

    Удивительно, Иисус не говорит ничего особенного — «Израильтянин, в котором нет лукавства. Я видел тебя под смоковницей». После этих фраз Нафанаил по сути признает Иисуса Сыном Бога и царем Израиля. Что там такое произошло под смоковницей? Я могу только предположить, что он там молился, возможно у него был очень честный разговор с Богом, может он какой-то обет дал Богу. Может это было что-то личное для него, он убедился, что его никто не видит и молился Богу.

    Что я имею ввиду — Иисус видел людей насквозь, от Него исходила невероятная сила, которая привлекала к Нему.

    И я представляю, что Иисус, оглядывая этих людей, которые там собрались, ко всем сказал — вы блаженны, если вы жаждете слова Божьего. Потом посмотрел на кого-то рядом, увидел человека, который плачет, или плачущего ребенка, которого трудно было успокоить, и сказал — блаженные плачущие, ибо они утешатся. Потом увидел еще кого-то, распознал в нем очень кроткого человека, и сказал — блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Потом увидел другого человека, у которого был какой-то грех на душе, в котором ему было очень стыдно исповедоваться, и сказал — блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Скорее всего этот человек подумал «откуда Он знает?» и сразу же твердо решил — дослушаю проповедь и пойду расскажу всю правду. И так далее.

    Нуждаешься ли ты в Боге? В современном обществе, как мне кажется, люди привыкли полагаться только на себя. Некоторые на свои связи. Обычно человек начинает осознавать нужду в Боге тогда, когда у него в жизни все сложно. Когда он чувствует, что не может повлиять на окружающие обстоятельства. А когда у него все получается, есть деньги, он наверное и не задумывается о Боге.

    Я хочу показать вам еще одну историю из Писания. Про Петра, который после этих событий решил последовать за Христом, в конце концов всю жизнь положил, чтобы проповедовать о Нем.

    Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним. (Лук.5:1-11)

    На кого они уповали, всю ночь ловив рыбу?

    Как сейчас в твоей жизни все работает? У тебя все получается? Во всем есть успех?

    Или может ты чувствуешь, что бьешься в стену, и ничего не получается? Ищешь работу, ходишь на собеседования, но все тебе не нравится или тебя не берут? Работаешь много, днями ночами, как те рыболовы. А улова нет. Пытаешься повлиять на своих детей, а они не слушают тебя. Пытаешься укрепить отношения с мужем или женой? Пытаешься найти себе спутника жизни?

    Петр упал на колени, почувствовав присутствие силы Бога. Он сразу готов был во всех своих грехах исповедоваться.

    Может быть нам нужно вновь вернуться в это состояние? Почувствовать себя нищими духом? Ощутить жажду по Богу, жажду по Его слову.

    Их есть Царство Небесное

    Как мы говорили раньше, под блаженными, если принимать во внимание значение греческого и еврейского слов, стоит понимать людей, которым уготовано вечное спасение и блаженство.

    О чем Иисус говорил прежде всего, призвал учеников проповедовать, что царство небесное пришло, что пришло спасение через Христа.

    После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. (Мар.1:14,15)

    Евангелие — благая весть о Любви Бога и о Христе. Бог хочет спасти людей от смерти. Но Царство Небесное предназначено для тех, кто жаждет Слова Бога, жаждет слышать Его, жаждет быть с Ним.

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

    В книге Откровения снова используется слово «блаженны». И это тоже слова Христа. Вот, что Он говорит:

    Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. (Откр.22:13,14)

    Блаженны — то же слово, макариос. Вечное спасение и блаженство уготовано тем, кто соблюдает Его заповеди.

    Когда ты нищий духом, когда ты осознаешь нужду в Боге, ты смирен перед Ним, ты готов сделать все, что Он скажет тебе. Об этом и говорит Иисус.

    Где мы сейчас в этом отношении?

    Итак, блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное.

    Нуждаетесь ли вы в Боге?

    Если вы когда-то это ощутили и посвятили свою жизнь Христу, нуждаетесь ли вы в Нем так, как в первые дни?

    Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

    Русская Православная Церковь

    • 01 Октябрь 2020

      4 октября, в Воскресенье, в 11.30  в Воскресной школе для взрослых храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоятся новые лекции Аркадия Малера:

      11.30 «Миссия апостола Павла» (курс «Священное Писание»)

      12.30 «Философия Константина Леонтьева» (курс «Христианская философия»)

      Вход свободный.

    • 30 Август 2020

      Дорогие братья и сестры!
      Начиная с 01 октября 2020 года возобновляется работа Воскресной школы нашего храма. Всем желающим записаться на обучение просим обратиться к директору Воскресной школы священнику Сергию Звереву.
      Тел.+7 (905) 588-46-00

    • Все новости

    Что значит быть нищим духом?

    Вопрос: «Что значит быть нищим духом?»

    Ответ:


    В блаженствах Нагорной проповеди Иисус провозглашает: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5: 3). Что именно значит быть нищим духом и почему нищета духом приводит к Царству Небесному? Почему Бог хочет, чтобы мы были «нищими духом»? Почему Бог хочет, чтобы мы в чем-то были «бедны»?

    Некоторые предполагают, что Иисус говорит о финансовой бедности, что Он выступает за то, чтобы быть бедным, чтобы богатство и собственность не встали между нами и Богом.Хотя верно, что Иисус в другом месте предостерег от поиска богатства (Матфея 6:24), это не похоже на то, что Иисус говорил в Матфея 5: 3. Иисус говорит о «нищем духом »; то есть быть «духовно бедным». В блаженствах Иисуса заботят духовные реальности, а не материальные блага. Что же тогда значит быть духовно бедным?

    Быть нищим духом — значит признать свое полное духовное несостоятельность перед Богом. Это понимание того, что вам нечего предложить Богу.Быть нищим духом означает признать, что из-за своего греха вы полностью духовно бедны и ничего не можете сделать, чтобы спастись из своей ужасной ситуации. Иисус говорит, что независимо от вашего статуса в жизни, вы должны осознать свою духовную бедность, прежде чем вы сможете прийти к Богу с верой, чтобы получить спасение, которое Он предлагает.

    Почему и как нищета духом приводит к Царству Небесному? Хотя это выражение может иметь широкое значение, «Царство Небесное» по существу относится к спасению.Царство Небесное — это и вечность на небесах с Богом после смерти (Римлянам 6:23), и вечное качество жизни с Богом перед смертью (Иоанна 10:10). Бог предлагает нам спасение как дар через жертву Иисуса Христа на кресте, полную плату за наказание за грех. Прежде чем мы сможем получить этот дар, мы должны понять, что мы не можем сделать себя достойными его. Спасение дается по благодати через веру, а не по делам (Ефесянам 2: 8-9). Мы должны признать свою греховность, прежде чем сможем понять нашу нужду в Спасителе.Мы должны признать свою духовную бедность, прежде чем сможем получить духовные богатства, предлагаемые Богом (Ефесянам 1: 3). Короче говоря, мы должны быть «нищими духом».

    Когда Иисус говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», Он заявляет, что, прежде чем мы сможем войти в Царство Божье, мы должны признать полную бесполезность нашей собственной духовной валюты и неспособность наши собственные дела, чтобы спасти нас.

    .

    Что значит быть нищим духом? (Матфея 5: 3)

    (Щелкните, чтобы прослушать аудиозапись этой статьи «20 примеров того, что значит быть нищим духом»)

    « И, увидев множество людей, Он поднялся. на горе, и когда Он сидел Своим учеником, ученик — это другое слово для последователя Христа, того, кто учится быть подобным своему Учителю. Как ученик вы следуете за Иисусом Христом, Учителем, и, живя, как Он, вы становитесь более похожими на Него.(Матфея 16:24; 1 Петра 2: 21-22) … пришли к Нему. Тогда Он открыл Свои уста и учил их, говоря: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ». Матфея 5: 1-3.

    Быть нищим духом должно быть очень важно и ценно, если это означает завладеть самим Царством Небесным!

    Как узнать, бедны ли мы духом? Вот некоторые характеристики бедного духом:

    1. Всегда скромен в собственных глазах.Он не превозносит себя; он не горд. Даже если другие могут считать его незначительным, он видит все это как волю Бога и радуется тому, что ему позволено разделить страдания Христа. Для него становится естественным идти путем Агнца; унижение становится его пищей, возвышение — наградой. (1 Петра 5: 5; 1 Петра 4:13; 1 Петра 5: 6.)
    2. Любит выполнять всю свою работу в скрытом и не получает почести от людей. (Матфея 6: 1–4.)
    3. Любит занимать самое низкое место не потому, что хочет, чтобы его больше уважали, а потому, что думает, что это именно то место, которое ему подходит.(Луки 14: 7-11; Филиппийцам 2: 3.)
    4. Сдержанный в своем поведении — ни агрессивный, ни требовательный.
    5. Любит отказываться от своих преимуществ в пользу других. (Филиппийцам 2: 4.)
    6. Не стремится к чему-то великому, будь то на земном или духовном уровне; его единственное желание — ежеминутно исполнять волю Бога.
    7. Не стремится получить влияние на людей, но все его стремление состоит в том, чтобы люди могли попасть под влияние Бога. (1 Коринфянам 2: 1-5; 1 Коринфянам 9: 19-23.)
    8. Время ему дорого — ему нечего тратить; тем не менее, он спокоен, и его никогда не заставляют делать что-либо в спешке. (Ефесянам 5: 16-17.)
    9. Освящает себя, чтобы другие его примером могли освятить себя в истине. (Иоанна 17:19; 1 Тимофею 4:16.)
    10. Отрекается от себя, чтобы его жизнь никоим образом не могла быть оскорблением для других. (Матфея 16:24.)
    11. Удовлетворенный крестом Бог дает ему нести, и он не жалуется, когда другие беспокоят его.
    12. Не отступает в страданиях Христа, чтобы после того, как он сам испытал себя, он мог помочь другим.(Римлянам 8:18; 2 Коринфянам 1: 3-5.)
    13. Так же счастлив, где бы Бог ни поместил его — будь то среди многолюдной массы или в уединенном месте, — потому что он встречает Бога в каждом месте, исполняя Его волю.
    14. Придает большое значение тому факту, что где бы он ни был или где бы он ни был, другие должны находить только истину, будь то в духовных или земных вещах.
    15. Его любовь побуждает вносить свой вклад во благо других; он чувствует, что он всем в долгу. Его жизнь развивается как жизнь слуги, и он более чем готов нести бремя других.
    16. Никогда не мечтает о великих вещах, а уделяет внимание мелочам. Нет незначительной работы, и нет никого слишком маленького, чтобы его обслужить.
    17. Он не различает и всем слуга. Поэтому он так же охотно идет туда, где преобладает печаль, и где переполняется радость. (Марка 9:35; 1 Коринфянам 9: 19-23; Римлянам 12: 15-16.)
    18. Живет своей жизнью, чтобы принести ее в жертву. (Марка 10:45; Иоанна 15: 12-13.)
    19. Охотно наступает на терновник, если только он может этим успокоить других в их страданиях.(2 Коринфянам 1: 3-6; Колоссянам 1:24.)
    20. Его ухо открыто для голоса Бога не только для того, чтобы наслаждаться им в самоудовлетворении, но и для того, чтобы делать то, что он слышал. (Иакова 1:22.)

    Бедность духа — это действительно то, к чему нужно стремиться — «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное!»


    Эта статья основана на статье Акселя Смита, которая была впервые опубликована на норвежском языке в периодическом издании BCC
    Skjulte Skatter (Скрытые сокровища) в декабре 1912 года под заголовком: «Не на словах, а на деле и на самом деле. .”
    © Авторское право Stiftelsen Skjulte Skatters Forlag | ActiveChristianity

    Возможно, вам будет интересно узнать больше о Блаженстве в статьях ниже.

    .

    Что значит «нищие духом»?

    К сожалению, дать определение бедности относительно легко. Мы можем думать о бедности с точки зрения отсутствия определенной суммы денег или имущества, или как ярко выраженного лишения благосостояния, или как несоблюдение установленного федеральным порогом дохода. Это явно нарушение человеческого достоинства, поскольку оно подразумевает неспособность иметь выбор и возможности или приобретать основные товары и услуги, необходимые для выживания с достоинством, что приводит к бессилию и изоляции.

    Итак, почему бедность считается одним из трех евангельских советов (целомудрие, бедность и послушание, также известные как «советы совершенства»)? И почему Иисус хвалил «нищету духа»? Означает ли «нищета духа» отсутствие духовного достоинства, лишение определенного духовного «богатства», невозможность духовного прогресса?

    Катехизис католической церкви разъясняет, что в экономических вопросах «уважение человеческого достоинства требует применения добродетели воздержания, чтобы уменьшить привязанность к благам этого мира.Эта добродетель идет в тандеме с практикой добродетели справедливости, которая сохраняет «права нашего ближнего» и учит нас «отдавать ему должное» и практике солидарности «в соответствии с золотым правилом и соблюдая с щедростью Господа, который «хоть и был богат, но ради вас (…) стал бедным, чтобы благодаря его бедности вы могли стать богатым» ».

    Совет бедности, в строгом библейском смысле, безусловно, включает (в Катехизисе) «право на частную собственность, приобретенную или полученную справедливым образом», но понимает, что это право «не отменяет изначального дара Земля для всего человечества.Универсальное предназначение товаров остается изначальным, даже если продвижение общего блага требует уважения права на частную собственность и ее осуществление »(см. Часть III Катехизиса Католической церкви, раздел 2, глава 2, статья 7). .

    Воздержание в накоплении благ, таким образом, соответствует практике евангельской бедности. Более того, ученик Христа не должен бояться принять бедность: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай свое имущество и раздай его бедным, и у тебя будет сокровище на небесах.Тогда иди, следуй за мной ». (Мф.19: 21).

    Однако ясно одно: в «Блаженствах» (то есть Нагорной проповеди) Иисус не имеет в виду материальную бедность. Он явно не называет голодных и жаждущих «благословенными» из-за их страданий. Блаженства явно не восхваляют страдания, голод или невзгоды. Из текста очень ясно, что Иисус имеет в виду бедность в духе и голод и жажду праведности . Что на самом деле означает эта бедность «духовного» (или «духовного»)?

    Быть бедным подразумевает зависимость.Совершенно очевидно, что бедняк зависит либо от удачи, либо от чьей-то благотворительности, либо от чего-то подобного. Но также очевидно, что все мы зависимые существа и в этом смысле «бедные». Во-первых, мы не создали себя. Мы были созданы кем-то другим (то есть нашими родителями). С самого начала наше состояние — это состояние множественности: даже со строго материалистической точки зрения очевидно, что мы находимся в этом мире с другими и, что более важно, из-за других .

    С точки зрения веры окончательный Другой , который привел нас к существованию, конечно же, Бог. Таким образом, «нищета духа» — это признание своей полной зависимости перед Богом, но не в рабском, унизительном смысле, а, скорее, как ее описывает игнатианская духовность, как Принцип и Основание . Как существо, не только наше существо зависит от творческого акта Бога — творение, как объяснила Симона Вейль, «является актом любви и вечным. В каждый момент наше существование — это любовь Бога к нам »- но, в конечном счете, также наше счастье и удовлетворение.Духовная бедность, таким образом, подразумевает опустошение самих себя (следуя собственному кенозису Христа , как мы читаем в нескольких посланиях Павла). Это признание нашей потребности в Боге, которое выражается в фундаментальной «открытости», признании нашей зависимости от того, что только Бог может сделать для нас.

    .

    Что значит быть бедным духом?

    Господь Иисус начал Свое учение, известное как «нагорная проповедь», с чудесного благословения: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5: 3). Несомненно, все мы желаем такого благословения! Итак, нам нужно спросить себя: что значит быть «нищими духом»?

    Означает ли это, что мы осознаем, что мы никчемные, жалкие грешники, нуждающиеся в Спасителе? Это слово только для людей, которые еще не получили спасения? Если мы продолжим читать слова Иисуса и дальше, то увидим, что Он рассказал весь этот отрывок в Евангелии от Матфея тем, кто верит в Него.Например, в стихе 10 Иисус говорит: «Блаженны изгнанные за правду». А в стихах 13-14 Он говорит: «Ты соль земли» и «ты свет миру». Именно верующие являются солью земли и светом мира и подвергаются гонениям за праведность. Итак, согласно этим и другим стихам, все благословения, о которых здесь говорится, предназначены для верующих!

    Возможно, мы думаем, что бедность духом означает, что у нас плохое духовное состояние или в нас нет ничего духовно ценного.Но Иисус говорит, что бедный духом благословен . Так как же мы можем получить благословение за что-то настолько негативное? На самом деле, как мы увидим в этом посте, быть нищим духом — это замечательно позитивно и невероятно полезно для нашей христианской жизни.

    Бедный «духом»

    Чтобы понять, что значит быть нищим духом, мы сначала должны узнать, что это за «дух». Мы видим, что слово «дух» в Матфея 5: 3 не пишется с заглавной буквы, как это было бы, если бы оно относилось к Святому Духу.Вместо этого это слово относится конкретно к части внутренней сущности человека. Мы даже можем видеть в стихе 8, что фраза «чистые сердцем» параллельна «нищему духом», а сердце, несомненно, является другой внутренней частью нашего существа.

    «Дух», о котором говорит здесь Господь, — это наш человеческий дух, наша самая глубокая часть. Бог создал нас с телом, чтобы контактировать с физическим миром, душой, чтобы контактировать с психологическим миром, и духом, чтобы контактировать и принимать Бога, который есть Дух.

    Так что же значит «нищие духом»?

    Поскольку Господь Иисус говорит «бедные духом », ясно, что Он не говорит, что мы благословлены, если мы бедны материальным имуществом.Нет, этот стих говорит о духовных вещах. Но что значит быть бедным таким образом и почему это благословение?

    Плохо — пусто и разгружено

    В Версии восстановления Нового Завета в примечании 2 к Матфея 5: 3 говорится:

    «Быть ​​нищим духом — значит не только быть смиренным, но и опустошаться в нашем духе, не держаться за старые вещи старого устроения, но разгружаться, чтобы получать новые вещи, вещи царства небесных. . »

    Эта записка помогает нам понять, что быть нищим духом означает быть опустошенным , опустошенным, в нашем духе.Это означает не держаться за старые вещи, а быть разряженным, чтобы мы могли получать новое.

    В Евангелии от Матфея мы видим контрпример к нищете духом. Иисус Христос — воплощенный Бог — пришел как Спаситель, чтобы возвестить начало эпохи Нового Завета. Но фарисеи, знатоки закона Божьего и ветхозаветных вещей, выступили против него. Закон и ветхозаветные вещи были даны Богом, и прежде Бог поступал с человечеством согласно этим вещам. Но через воплощение Бог двинулся дальше.Путь Бога в Новом Завете — это Его Сын, Иисус Христос. Однако фарисеи были наполнены и загружены старым, что сделало их неспособными принять Христа Спасителя. Фактически они выступили против Него, думая, что служат Богу, и в конце концов распяли Его.

    Положение фарисеев — это не просто история для нас. Это было записано в Новом Завете для нашей пользы и может быть очень применимо к нам, христианам сегодня.

    Фарисеи, хотя и хотели служить Богу, пытались служить Богу отдельно от того, что Бог говорил в данный момент, без Христа.Мы можем стать такими. Возможно, вчера Господь говорил с нами определенным образом или у нас был особый опыт Его общения. Нам очень понравился этот опыт, и он давал нам весь день. Поэтому мы пытаемся повторить этот опыт. Но каждый день — новый день! Вместо того, чтобы пытаться получить вчерашний опыт сегодня, нам нужно каждый день приходить к Господу Иисусу заново, чтобы испытать Его постоянно новое говорение. Как говорит Павел в Филиппийцам 3: 13-14,

    .

    «Братья, я не считаю себя задержанным; но одно я делаю: забывая то, что позади, и простираюсь вперед к тому, что было раньше, я стремлюсь к цели ради награды, к которой Бог во Христе Иисусе призвал меня вверх.”

    Не только негативные факторы могут удерживать нас в нашем хождении со Христом; даже вчерашние положительные переживания Его могут беспокоить нас и заставлять нас забывать «тянуться вперед» и «преследовать» Его каждый день. Вот почему нам нужно быть разгруженными, опустошенными, «нищими» духом, чтобы мы могли постоянно получать что-то новое от Господа.

    Каждое утро мы можем молиться: «Господь Иисус, разгрузи меня. Освободи меня. Заставь меня отпустить старые вещи, чтобы получить новый опыт Себя, который Ты приготовил для меня сегодня! »

    Плохо — отчаянно нуждаемся в большем

    Быть нищим духом также означает, что мы никогда не удовлетворены своим положением.Мы никогда не думаем: «Я приехал! Я получил от Господа все, что мне нужно ». Как мы видим из приведенных выше стихов, даже апостол Павел, который хорошо знал Господа, не считал себя прибывшим. Павел всегда преследовал Христа, желая узнать Его больше.

    Мы видим противоположное этому в церкви в Лаодикии. В Откровении 3: 14-22 Господь Иисус упрекает их:

    «За то, что вы говорите: я богат, разбогател и ни в чем не нуждаюсь, и не знаю, что вы несчастны, и несчастны, и бедны, и слепы, и наготы.”(V. 17)

    Лаодикийцы думали, что они духовно богаты и ни в чем не нуждаются. Но, по мнению Господа, их положение было плачевным. Поскольку они думали, что у них есть все, они перестали приходить к Господу. Они перестали искать Его, остались довольны тем, что у них было, и, следовательно, стали теплее. Возможно, они не были грешниками, но Господь не был счастлив. Вот почему Он сказал им: «Итак будьте ревностны и покайтесь» (ст. 19).

    Да не остепенимся! Вместо этого давайте следовать примеру апостола Павла, который никогда не был самодовольным и каждый день искал новых переживаний Христа в своем духе.Мы можем молиться: «Господь, спаси меня, чтобы я не стал теплым. Дай мне ищущий дух, чтобы преследовать Тебя каждый день. Не позволяй мне довольствоваться тем, что у меня есть! »

    Бедный — духовно голодный

    Быть нищим духом — значит быть духовно голодным. В Евангелии от Луки 1:53 Мария, мать Иисуса, говорит: «Голодных насытил благами, а богатых отпустил ни с чем». Если мы хотим «хорошего», нам нужно быть голодными. Но если мы придем к Господу полными или «богатыми», Он не сможет нам ничего дать.

    В Евангелии от Матфея 13 Господь Иисус цитирует поразительный отрывок из Ветхого Завета и применяет его ко многим людям, которые слушали Его:

    «Слыша, вы услышите, но ни в коем случае не поймете, а увидев, вы увидите и ни в коем случае не узнаете. Ибо сердце этого народа стало жирным, и своими ушами они слышали тяжело, и свои глаза они закрыли, чтобы они не воспринимали своими глазами, не слышали своими ушами и не понимали своим сердцем, и они обернулись, и я исцелит их.»(Ст. 14-15)

    Это показывает нам большую опасность. Мы можем стать настолько духовно «наполненными», что у нас больше не будет никакого «аппетита», никакой способности принимать то, что Иисус говорит нам. Мы даже могли слышать Его слова, но не «слышать», «видеть» или «понимать» их. У нас сердце «располнело». Мысль: «Я уже знаю это» мешает нам слышать, видеть и воспринимать то, что Господь Иисус действительно хотел бы сказать нам в любой момент.

    Например, когда мы приходим к Слову Божьему с мыслью, что уже знаем, что в нем говорится, как может Господь сказать нам что-то свежее из него? Мы можем знать черно-белые буквы Слова, но что Господь говорит нам в этом Слове? Мы не будем слышать, видеть или воспринимать.Поэтому мы должны молиться: «Господь Иисус, спаси меня; не позволяй моему сердцу толстеть. Не позволяй мне думать, что я знаю и скучаю по Тебе. Даруй мне жажду Твоего Слова и Твоей свежей речи! »

    Плохо — как ребенок

    Быть нищим духом — значит уподобляться маленькому ребенку. Маленькие дети просты и сами ничего не могут сделать. Когда мы бедны духом, мы признаем, что у нас ничего нет, мы ничего не знаем и ничего не можем сделать. Когда мы приходим к Господу Иисусу и Его Слову, мы не приходим с нашим блестящим интеллектом, нашей высокой духовностью или нашими превосходными способностями.Вместо этого мы открываемся Ему, осознавая нашу нужду в Нем, и готовы принять Его слова и Его помощь.

    В Евангелии от Матфея 11 Господь Иисус проповедовал Евангелие в городах Хоразине, Вифсаиде и Капернауме, но они отвергли Его. Затем в стихах 25-26 Он сказал: «Восхваляю Тебя, Отец, Господь неба и земли, потому что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл это младенцам. Да, Отец, так это было приятно в Твоих глазах.”

    Эти стихи показывают, что Отец скрывает вещи от определенных людей. Откроет ли нам что-то Отец или скроет от нас, зависит от того, какой мы человек. Если мы считаем себя «мудрыми и разумными», мы можем читать Библию, но ничего не видеть. Но если мы подходим к Слову как «младенцы», признавая, что в самих себе мы ничто, Отец благословит нас и откроет нам вещи в Своем Слове. Мы можем молиться: «Отец, сделай меня таким человеком, которому Ты можешь открыть то, что в Твоем Слове.Никогда не позволяй мне считать себя «мудрым и разумным». Господь, покажи мне мое настоящее состояние, чтобы я пришел к Твоему Слову нищим духом ».

    Ибо их царство небес

    Это царство небес упоминается как награда для бедных духом. Что это значит? Только на будущее? Если мы бедны духом, должны ли мы ждать всю жизнь, чтобы насладиться наградой?

    Царство небес — это не просто что-то для нас когда-нибудь .Скорее, это благословение для нас сегодня! В этом стихе не говорится: «Для их будет царством небес». В нем говорится: «Для их есть царство небес». Придя к Господу Иисусу и Его Слову, нищие духом, мы будем благословлены, потому что сегодня мы будем наслаждаться Царством Небесным и участвовать в нем!

    Замечательный способ ответить на такой стих, как Матфея 5: 3, — это молить его в ответ Господу, прося Его осуществить это слово в нас.Если мы попросим Христа сделать нас по-настоящему нищими духом, несомненно, Он с радостью осуществит это в нас!

    Если вы хотите узнать больше о нищете духом и о царстве небесном, мы рекомендуем главу 13 «Указ о Конституции Королевства (1)» в книге Life-Study of Matthew , Витнесс Ли. . Вы можете найти книгу для бесплатного чтения в алфавитном списке онлайн-библиотеки издателя.

    Хотите больше?

    Подпишитесь, чтобы получать полезные сообщения о христианской жизни и Библии.

    .