Содержание

Что такое просфора в православной церкви?

В православной церкви просфорой называют хлеб, испеченный специальным образом. Он используется при совершении особого таинства – Евхаристии.

Особенности

ПросфораФото: Pravoslavnaya-biblioteka.ru

Просфора – это традиционный дрожжевой (квасной) хлеб. Для его приготовления берут пшеничную муку, дрожжи, воду и соль. В тесто принято добавлять освященную крещенскую воду.

Он состоит из основания и печати, которая символизирует человеческую и божественную природу Иисуса Христа. Печать представляет собой изображение креста, а также букв IC XC NIKA, что в дословном переводе означает «Иисус Христос побеждает». Печать наносится с помощью специального деревянного оттиска.

Согласно православным традициям, просфору едят обязательно натощак, параллельно принято молиться.

Символ приношения

Вcё о просфоре Фото: Foma.ru

С греческого языка само слово просфора дословно переводится как «приношение». Издавна считалось, что хлеб, который необходим для проведения литургий, является своеобразным даром Господу от прихожан, которые приходят на воскресную службу. В целом, это символический дар от всей местной христианской общины.

Просфора призвана напомнить о хлебе, который Иисус поделил со своими учениками во время Тайной Вечери. Отсюда пошло таинство Евхаристии, когда христиане вкушают тело и кровь Иисуса Христа. Благодаря этому, они становятся Телом Христовым.

5 просфор, используемых в православной традиции

Виды просфорФото: Foma.ru

Когда идет церковная служба, в православной традиции для совершения таинства принято брать пять больших просфор. Эта традиция появилась, благодаря патриарху Никону, проведшему масштабную церковную реформу на Руси. Число 5 выбрано не случайно. Оно символизирует количество хлебов, использовавшихся Иисусом, чтобы накормить 5 000 человек.

1. Агничная просфора

Самой первой считается агничная просфора. Она обладает достаточно большим размером. На ней изображают крест и надпись, оставленную при помощи печати. Из нее особым ножом для просфоры вырезается небольшой кусочек в виде куба. Его называют Агнец. В ходе богослужения именно он непосредственно является телом Спасителя.

Неиспользованный кусочек этой просфоры именуется антидор. Когда литургия подходит к концу, его разрезают на множество небольших кусочков, раздавая всем пришедшим на службу прихожанам.

2. Богородичная просфора

Вторая просфора именуется богородичной. Она также большого размера, но на ней изображение Богородицы и печать с надписью МАРИЯ. Из ее верхней части вырезается кусочек небольшого размера в виде треугольника. Его помещают на богослужебное блюдо возле агнца.

3. Девятичинная просфора

Третья просфора официально называется девятичинной. Ее посвящают почитаемым в христианстве святым. Из этого хлеба вырезают 9 частей в память обо всех святителях и апостолах.

4. Заздравная просфора

Из заздравной просфоры вырезают две части, которые символизируют всех, кто пришел на службу в церковь. Это и прихожане, и священнослужители.

5. Заупокойная просфора

Наконец, существует пятая просфора — заупокойная. Вырезают один кусочек, который является памятью о всех православных, ушедших из жизни.

Использование просфор на службе

Схема расположения частиц просфоры на дискосеФото: Foma.ru

Кусочки просфор складываются на дискос – так называют специально предназначенное для этого блюдо. Агнец при этом помещается в самом центре, по бокам частица, посвященная Деве Марии и святым. Непосредственно по краям – остальные частицы.

Небольшие просфоры после завершения службы получают все прихожане. В этот момент священник молится за здравие и упокой тех, чьи имена перечислены на переданных ему записках. Произнося каждое имя, священник берет кусочек просфоры, символизирующую конкретного человека, а затем кладет его на дискос.

Схема расположения частиц просфоры на дискосе Загрузка…

Просфора — это хлеб для православных богослужений

Рубрика: Богослужения, Церковный этикет

Что такое просфора

Просфора – это богослужебный хлеб круглой формы, который используют на Богослужении в Таинстве Причастия. Богослужебных просфор 5. Их применяют на Проскомидии (часть Литургии, когда священник подготавливает Святые Дары для Евхаристии) для поминовения о здравии и упокоении. Слово просфора пришло к нам из греческого языка и означает «приношение». Можно услышать также слово просвира. Просвира или просфора, как правильно говорить? Оба варианта верные, только слово просвира устаревшее.

Свое происхождение просфора берет еще в Ветхом Завете. В скинии Моисея полагались хлеба предложения, они состояли из двух частей. Это символизировало два естества – человеческое и Божественное. Также и просфора состоит из двух частей. Это символизирует божественное и человеческое естество Господа Иисуса Христа.

просфора этоБогослужебная просфора

Церковная просфора — история и приготовление

Во времена первых христиан общим словом просфора («приношение») назывались все приносимые дары – хлеб, вино, ладан, елей. Из всех пожертвований диакон выбирал часть на Литургию. Оставшиеся приношения отдавали на общие трапезы – агапы, вечери любви, на которых совершалась Евхаристия. Агапа была подобна Тайной вечере. На трапезах читали молитвы, восхваляли Господа в песнях, главным действом собрания было Причастие. Когда христианские общины значительно выросли и агапы стали похожи на пиршества, Евхаристию перенесли на Литургию. С тех пор просфорой стали называть только богослужебный хлеб.

Долгое время просфоры приносили в храм верующие прихожане. Сейчас просфоры выпекают при храме или в монастыре люди благочестивой жизни либо монахи.  Просфоры делают из пшеничной муки, на воде и закваске из дрожжей. Также добавляют святую воду и соль. Готовят просфоры с благоговением и молитвой. 

На просфору при помощи печати наносят специальные символические изображения и надписи. Просфоры разделяются на Агничные и Богородичные. Это связано с тем, что Агничная просфора служит для приготовления Причастия (как бы заклание Агнца — Иисуса Христа). А Богородичная — для поминания Божией Матери и молитвенного обращения к Ней. На Агничной просфоре изображен крест и буквы ИС-ХС НИ-КА (в переводе с греческого — «Иисус Христос Победитель»). На Богородичной просфоре наносят изображение Божией Матери или надпись «Матерь Бога». 

Символика просфоры в богослужении

В богослужении Церкви все символично. Просфора означает Тело Христово и хлеб на Тайной Вечере, который Господь Иисус Христос поделил между апостолами:

“И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание” (Лк 22:19).

На проскомидии используют пять служебных просфор. Их количество призвано напоминать о чуде, когда Христос пятью хлебами накормил пять тысяч человек.

Из первой Агничной просфоры священник готовит Агнец. Во время Литургии он претворяется в Тело Христово. Изъятие Агнца из просфоры символизирует Рождество Христово. Когда священник крестоообразно разрезает Агнца и протыкает его копьем, это означает Распятие Спасителя.

Просфора, из которой священник вынимает частицу в честь Богородицы, называется Богородичная просфора. На ней изображен образ Божий Матери или надпись Матерь Бога. Третья служебная просфора – девятичинная, из которой вынимаются частицы в честь святых. Четвертая и пятая просфоры – о упокоении и здравии всех членов Церкви. 

Также дополнительно используют простые церковные просфоры для поминовения о здравии и упокоении тех людей, имена которых подавали в записках. 

Все частицы из четырех служебных и простых просфор помещают на дискос в определенном порядке, вокруг Агнца. Такое расположение и соединение всех частиц является символом православной Церкви, в которой Глава Иисус Христос.

Просфора является символом Церкви. Просфора — символ восстановленной Богозданной человеческой природы через таинство Евхаристии. Просфоры  являются знамением Церкви как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору.

Связь просфоры с молитвой

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что для усопших самое важное поминовение – это проскомидия.

Старец Паисий Святогорец давал такие наставления: “И вы подавайте для поминовения на проскомидии не только имена больных, но и имена усопших, потому что усопшие имеют в молитвах большую нужду”.

Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии. В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого. После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв.

Из жития святителя Григория Двоеслова известно о спасенном пленнике. Когда о его здравии совершалась молитва и вынимались частицы из просфоры, в то же время с узника упали цепи и он стал свободным.

Традиции применения просфоры вне богослужения

После службы прихожанам раздают частички церковной просфоры, чтобы все, кто был на Литургии, могли приобщиться к «небесному хлебу». Просфоры можно приобретать на свечной лавке и брать домой, чтобы ежедневно вкушать святыню.

В некоторых храмах после Литургии раздается антидор. Антидор – это частицы Агничной просфоры, из которой был изъят Агнец на проскомидии. В переводе с греческого это слово означает «вместодарие» для тех, кто не причащался. Его вкушают с особым благоговением вместо Тела и Крови Христовых те, кто не участвовал в Таинстве Причастия. 

«Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их» (святой Симеон Солунский).

Антидор не является Телом и Кровью Христовыми. Однако его также следует принимать натощак с трепетом и благоговением. Ведь это освященный хлеб с Божьего жертвенника, который получил небесное освящение, от Бога благословение.

Как правильно хранить и обращаться с просфорой  

Просфора – это святыня, духовная пища, ее называют «небесным хлебом». Поэтому обращаться с ней нужно уважительно. Просфору необходимо хранить в засушенном виде возле икон или в месте для хранения святынь, чтобы ее не могли перепутать с обычным хлебом (свежие просфоры лучше хранить в морозильнике). Для длительного хранения просфору лучше разрезать на мелкие части и высушить. Затем сложить в специальную коробочку или мешочек. 

Вкушать просфору должны только православные христиане, аккуратно и с благоговением, чтобы крошки не падали на пол. Нельзя давать просфору животным и птицам. 

Как есть просфору дома

“Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождению Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели” (затворник Георгий Задонский).

Дома просфору едят утром натощак и запивают святой водой. Перед этим нужно прочитать молитву на принятие просфоры и святой воды:  

Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь

Когда мы едим просфору, то приобщаемся Божьей благодати, получаем исцеление от страстей и телесных болезней. 

Что делать, если просфора заплесневела? 

«В прежние времена миряне имели больше благоговения к просфоре, чем сегодня некоторые монахи к Святому Причастию» (Паисий Святогорец).

К сожалению, иногда просфору хранят не должным образом и она может испортиться. Так как это святыня, то ее нельзя выбрасывать в мусор. 

“Испорченные просфоры указывают на грех небрежения к святыне. Естественно, в таком грехе необходимо раскаяться и впредь стараться его не совершать” (Паисий Святогорец).

Священники рекомендуют пропавшие просфоры вынести на реку, ручей или в море (проточную воду), или сжечь. Также можно закопать там, где не ходят люди, чтобы никто не ходил ногами по святыне. Если нет возможности это выполнить самому, то можно отнести просфору в храм.

Просвирка — это… Что такое Просвирка?

Просфора

Просфора́ (греч. προσφορά — приношение, мн. ч.: про́сфоры), просвира́ — богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время проскомидии живых и мёртвых.

Своим происхождением просфора уходит в глубокую древность. В Ветхом Завете упоминается заповедь о принесении хлеба в жертву: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной»  (Лев.7:13). В скинии Моисея находились хлеба предложения (пресные), состоящие из двух частей, что символизировало хлеб земной и небесный, то есть два начала, Божественное и человеческое.[1]

Приготовление

Готовится из квасного (то есть дрожжевого) теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения (для этого тесто отливается в специальные формы) креста с надписью ИС ХС НИКА («Иисус Христос — победа») или образ Богородицы или какого-либо святого. Просфоры делаются двухсоставными (из двух половинок) в ознаменование двух естеств Иисуса Христа — божественного и человеческого.

Богослужебное употребление

После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стало использоваться пять просфор (до реформы литургию служили на семи просфорах) в воспоминание евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек.

Для проскомидии просфора полностью не используется — из неё копием изымаются частицы. Одна из просфор используется для приготовления Агнца, которым на литургии причащаются верующие.

Приготовление Агнца

Священник берёт в левую руку просфору для Агнца, обращая её буквами IC XC к себе, а в правою — копие, делает им трижды знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем он приступает к вырезанию из просфоры Агнца:

  • режет с правой стороны печати (где буквы ІС и NI) со словами «Яко овча на заколение ведеся»;
  • режет с левой стороны (где буквы ХС и КА) со словами «И яко агнец непорочен, прямостригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»;
  • надрезает верхнюю сторону печати (где буквы ІС ХС) произнося «Во смирение Его суд его взятся»;
  • надрезает нижнюю сторону печати (где буквы NI КА), произнося «Род же Его кто исповесть».

Затем вырезанная таким образом средняя часть просфоры вынимается и со словами «Яко вземлется от земли живот Его» полагается в центре дискоса.

Затем Агнец крестообразно надрезается священником с нижней стороны с произношением слов: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение». После священник при произнесении слов из Евангелия от Иоанна: «един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его» (Ин. 19:34) протыкает копием правую сторону Агнца. По произнесению этих слов в потир вливается вино, смешанное с водою.

Изъятие частиц из прочих просфор


Агнец и частицы, выложенные на дискосе

  • из второй просфоры, называемой «богородичною» вынимается частица в память Богородицы и помещается на дискос по правую сторону от Агнца;
  • из третьей просфоры, называемой «девятичинной» вынимаются девять частиц, помещаемых по левую сторону от Агнца, в память:
  • из четвёртой просфоры вынимаются две частицы в память живых и помещаются на дискос ниже Агнца,
  • из пятой просфоры вынимается частица в память умерших и помещается ниже частиц, вынутых за живых.

Затем вынимаются частицы из просфор (число которых неограничено), подаваемых верующими. В это время читаются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Вынутые частицы помещаются на дискос вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.

Частицы вынутые из просфор, поданных верующими, по окончанию литургии опускаются священником в потир со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation.
2010.

Что такое просфора и зачем ее вкушают?

Многие люди, посещая службы в церкви замечали, что на них раздаются маленькие хлебцы, которые называются просфорами. Их считают настоящей святыней, которую нужно чтить и беречь, чтобы не испортилась. Известны правила, касающиеся употребления такого церковного угощения.

Что такое просфора и зачем ее вкушают?

Маленький хлебец круглой формы, приготовленный из квасного пшеничного теста на святой воде, называется просфорой. Есть несколько фактов об этом церковном угощении:

  1. Переводят это слово с греческого языка, как «приношения».
  2. Какие-либо добавки в такую выпечку, за исключением дрожжей и соли, не кладутся.
  3. Выясняя, что такое просфора в православной церкви, следует указать, что эта выпечка состоит из двух частей, что символизирует соединение человеческой и божественной сущности в Иисусе Христе.
  4. На верхней части присутствует печать в виде креста с равными сторонами и в углах находятся буквы: IС ХС NI KА. Представленная надпись означает – «Иисус Христос побеждает». Сама же печать олицетворяет собой невидимую печать образа Господа.
  5. Если интересует, что символизирует просфора, тогда стоит знать, что изображает она хлеб Тайной Вечери, который Иисус разделили между своими учениками.

Какие бывают просфоры?

Существует пять основных видов священного хлеба для совершения литургии:

  1. Агничная. Это большая просфора с крестом, из которой специальным ножом вырезается агнец – хлеб, имеющий кубическую форму. Во время литургии он становится истинным телом Христа. Часть просфоры, которая не используется, называется антидором, и ее раздают верующим после службы.
  2. Богородичная. На этой большой просфоре присутствует печать «Мария» или образ Божьей Матери. Во время проскомидии из верхней части достают часть треугольной формы и кладут ее на специальное блюдо вместе с агнцем.
  3. Девятичинная. Этот вид посвящен всем святым и из ее печати достают девять частиц.
  4. Заздравная. Из этого хлеба извлекаются две части за всех участников литургии.
  5. Заупокойная. За всех умерших верующих из верхней части просфоры берется только одна частица.

Есть особые виды просфор, к которым относят артос – хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Священник просит у Господа благословения и помощи в исцелении болезней. Артос на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат, а в субботу ее делят на маленькие кусочки и раздают верующим людям. Эта просфора символизирует воскрешение Иисуса Христа и напоминает о его нахождении на земле.

Просфора – рецепт приготовления

Священный хлеб можно приготовить в домашних условия, используя старинный рецепт. Важно знать, как пекут просфоры, поскольку есть несколько особенностей, которые стоит учитывать.

Ингредиенты:

  • мука высшего сорта тонкого помола – 1,2 кг;
  • святая вода;
  • дрожжи – 25 г.

Приготовление:

  1. Налейте в емкость немного святой воды, а затем, насыпьте примерно 400 г муки. Добавляйте кипяток и перемешивайте, чтобы получались масса, как манная каша.
  2. Когда все остынет, положите немного соли и дрожжи. Перемешайте и оставьте подходить. После положите оставшуюся муку и хорошенько смешайте.
  3. Оставьте еще на 30 мин., а затем, переложите тесто на стол и раскатайте пласт. Для нижнего слоя нужна толщина 18-20 мм, а для верхнего 11-12 мм. Накройте клеенкой и оставьте еще на 10 мин.
  4. Необходимо нарезать пласт на кружочки, учитывая, что нижняя часть должна быть больше верхней. Нижние половинки накройте полотенцем и клеенкой и оставьте на полчаса. Важно не допускать пересыхания теста.
  5. Если интересует, как печь просфоры в домашних условиях, тогда важно знать, что противень необходимо смазать тонким слоем натурального воска, который является компонентом энергии солнца. На верхнюю часть поставьте печать подходящего размера.
  6. Смажьте нижнюю часть и соедините ее с верхней. Проколите обе половинки иглой, чтобы удалить лишний воздух, благодаря чему не будут образовываться пустоты.
  7. Духовка должна быть нагретой до 200-250 градусов. Выпекайте до готовности, а это 15-20 мин.
  8. Готовые хлебцы нужно накрыть несколькими слоями: сухой тканью, мокрой, затем снова сухой и одеялом. В таком состоянии оставьте просфоры на час.

Просфора – как употреблять?

Существует несколько правил, касающихся того, как правильно есть священные хлебцы. Делать это нужно утром натощак и для начала рекомендуется расстелить на столе чистую салфетку и поставить на нее хлеб и воду. Выясняя, как есть просфору дома, стоит сказать о том, что перед вкушением обязательно произносится молитва, предназначенная для этого случая. Едят хлеб над тарелкой, чтобы крошки не падали на пол. Важно заметить, что просфора не должна употребляться на кладбищах и крошиться на могилах.

Как правильно разрезать просфору?

В храмах для разрезания священного хлеба используют специальный нож, предназначенный для этой цели. Он называется копие и представляет собой плоский нож в форме наконечника копья. Его нельзя хранить с другими столовыми приборами. Многих интересует, можно ли резать просфору ножом, так вот большинство священнослужителей утверждают, что обычные кухонные предметы использовать не стоит.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Считается, что когда верующий читает молитву, перед тем как съесть просфору и выпить святую воду, это приводит к освящению тела и духа, озарению мыслей, а еще это будет ограждать его от нечистой силы. Части просфоры выносят в конце литургии и верующие должны сложить ладони крестом, причем правая должна накрывать левую. После передачи просфоры, необходимо поцеловать руку священнослужителя. Принеся священный хлеб домой, положите его на чистую салфетку и перед вкушением обязательно читается молитва перед принятием просфоры и святой воды.

Когда можно есть просфору?

Употреблять священный хлеб можно каждый день за исключением ряда ограничений, о которых будет сказано ниже. Если интересует, как правильно есть просфору, тогда стоит знать, что священный хлеб принято употреблять на голодный желудок с чувством смиренности. Священнослужители утверждают, что всем верующим людям полезно начинать свой день с просфоры, которую следует запивать святой водой.

Можно ли есть просфору не натощак?

Правило, касающиеся употребления священного хлеба и воды натощак, возникло не просто так, поскольку они призвано воспитать в человеке благоговение и отделить вкушение от вкушения. Хоть святые дары и принимаются через рот, а в переваривании участвует пищеварительная система, верующий должны понимать, что церковный хлеб просфора не является едой и ее поглощение является священным актом.

Можно ли есть просфору во время месячных?

Есть мнение, что женщина во время критических дней должна избегать всего, что имеет отношение к церкви, в том числе ей следует отказаться от употребления священных хлебцов. Объясняется это тем, что женщина является «нечистой» и святая просфора будет осквернена. Эта тема является спорной, и разные священнослужители имеют на этот счет свое мнение. Святой Афанасий еще в 365 году, сказал о том, что женщина в дни природного обновления организма не может быть «нечистой», поэтому все предусмотрено Богом. В общем, нельзя точно сказать будет ли употребление просфоры считаться грехом.

Можно ли есть просфору в Страстную пятницу?

Страстная пятница считается самым строгим днем поста перед Пасхой и согласно церковным канонам в этот день необходимо отказаться от употребления какой-либо еды и напитков. Исключением является просфора и святая вода. День продержаться на хлебе и воде вполне реально, но не стоит забывать, что эти продукты нужно есть не для насыщения, а для получения благословения. Что касается того, когда едят просфору в Страстную пятницу, то лучше это сделать утром, а затем, по возможности воздержаться от приема.

Что делать с засохшей просфорой?

Многие не знают, как правильно относиться к священным хлебцам, принесенным из церкви или изготовленным своими руками. Как и любая другая выпечка просфоры через какое-то время становятся сухими и многие не знают, что с ними делать. Все просто: необходимо размочить хлеб в святой воде и съесть его. Важно знать, что делать с просфорой, принесенной из церкви, так вот ее необходимо хранить в святом уголке рядом с иконами и со святой водой. Для длительного хранения рекомендуется положить хлеб в бумажный пакет.

Просфора заплесневела – что делать?

Если священный хлебец испортился, то это считается результатом небрежного отношения к святыне и священнослужители рекомендуют исповедаться за этот грех. Для тех, кого интересует, что делать с заплесневевшей просфорой, следует знать, что с ней нужно поступать так же, как и с другими святынями, которых нужно повергнуть уничтожению. Есть несколько вариантов действия:

  1. Закопать в непопираемом месте, то есть там, где не будут ходить люди.
  2. Пустить по реке, но важно, чтобы она не пристала к берегу, поэтому либо измельчите ее, или привяжите к камню.
  3. Можно отнести испорченную просфору в церковь, где ее сожгут.
  4. Священнослужители разрешают измельчить хлеб и дать его птицам, но только на землю крошки бросать запрещено, поэтому положите их на дощечку. Животным давать просфору запрещено.

 

Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

***

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл. 9).

Просфо́ра своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.
Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая».

В конце Литургии молящимся раздается антидо́р –  части просфоры, из которой на проскомидии был извлечён Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие.
«Антидор, – говорит святой Симеон Солунский, – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

А́ртос  (от греч. ἄρτος — хлеб) — большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в день Пасхи, полагаемая, затем, в храме на аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и раздаваемая верующим в Светлую субботу с целью благоговейного потребления.
В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова.
Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на солее против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В монастырях он ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании с нами.
В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!»
Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Т.е. если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора. Святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет. Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Просфора

Просфора

Антидор

Антидор

Артос

Артос

***

Как хранить освящённый хлеб?

Пока он свежий, разрежьте его на маленькие кусочки, положите их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывайте его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их можно хранить длительное время. Маленькие кусочки удобнее вкушать; кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 01 Октябрь 2020

    4 октября, в Воскресенье, в 11.30  в Воскресной школе для взрослых храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах состоятся новые лекции Аркадия Малера:

    11.30 «Миссия апостола Павла» (курс «Священное Писание»)

    12.30 «Философия Константина Леонтьева» (курс «Христианская философия»)

    Вход свободный.

  • 30 Август 2020

    Дорогие братья и сестры!
    Начиная с 01 октября 2020 года возобновляется работа Воскресной школы нашего храма. Всем желающим записаться на обучение просим обратиться к директору Воскресной школы священнику Сергию Звереву.
    Тел.+7 (905) 588-46-00

  • Все новости

О священном хлебе. Просфора, Артос, Антидор

Просфора

Наверное, с тех самых пор, как вообще существует язык человеческий, слово «хлеб» звучало и мыслилось отнюдь не только в собственном значении. Это великое слово означало все, что обеспечивает существование, жизнедеятельность человека, все потребное, без чего нормальная, полноценная жизнь невозможна. Таким образом, изначально хлеб был не только продуктом питания, в нем заключались и великий смысл, и высокая символика.

Произнося над согрешившим праотцем нашим Адамом столь же непреложный, сколь и праведный приговор, Господь сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). И в этих высочайших словах «хлеб» также означает все нужное и для тела, и для души.

Хлеб – одно из важнейших жертвоприношений Единому Истинному Богу от народа Израилева. Место для хлебного предложения отводилось особое – стол в святилище пред Святая Святых. «И полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно» (Исх. 25, 30). Стол с двенадцатью хлебами предложения, как и кадильный алтарь, находился в святилище Ветхозаветной скинии. В Иерусалимском храме стол был позлащен.

Минули тысячелетия, и мы, православные христиане, сподобились вкушать вышеестественный хлеб Тела Христова в Таинстве Святого Причащения. Однако и этот хлеб дается нам в поте лица: для его вкушения нам необходимо потрудиться в покаянии и посте, а если Бог даст, то и слезы пролить. А ведь и сами же христиане могут стать и становятся хлебом духовным для мира сего.

Хлеб, который силою Божией пресуществляется в Тело Христово – это церковная просфора. Ветхозаветный хлеб предложения – ее прообраз. В переводе с греческого, слово «просфора» означает «приношение». В древности лучшие хлебы приносили в храм. Часть их предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другая же часть вкушалась на братской вечере (агапе).

Просфора в нынешней Церкви — это небольшой, круглый хлебец, приготовляемый только из квасного пшеничного теста. Она двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) в напоминание о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Господе Иисусе Христе. Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC.XC.NI.KA», означающими «Иисус Христос побеждает». Примерно такой же вид имела просфора уже в IV веке, о чем упоминают Епифаний Кипрский и Север Александрийский. В Русской же Православной Церкви вид просфоры остается неизменным с 1667 года.

Просфора Антидор

Итак, просфора — это церковный хлеб, употребляемый для Богослужения и поэтому требующий особо благоговейного обращения. Во время совершения проскомидии записки (говоря по-церковному, поминовения) вместе с просфорами передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая — поминая — их, вынимают при этом частицы из просфор. В определенный момент Божественной Литургии эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особая Божия благодать. Просфора, из которой вынута частичка для совершения Евхаристии, освященная в алтаре — большая святыня. Эта святыня — наша маленькая жертва Господу Богу нашему — приносит вкушающим ее христианам душевное и телесное здравие, просвещение ума.

Агнец Антидор

Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть — Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Обрезанные части агничной просфоры называются антидором и в конце Литургии раздаются молящимся. Греческое слово «антидор» происходит от греческих же слов «анти» — «вместо» и «ди орон» — «дар», то есть точный перевод этого слова – «вместо дара».

«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Обычай раздавать антидор возник, по-видимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться. Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу. Многие совсем оставляли Божественную Литургию, а из тех, кто приходил, большей частью не принимали участия в Божественной Вечери.

Первое свидетельство о раздаче частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.

В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под епитимиею.

Слово артос (по-гречески – «квасной хлеб») — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает особую молитву. Затем он окропляет артос святой водой. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как величайшая святыня.

Еще один вид освященного хлеба — тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.

О вкушении просфоры, антидора и артоса

Просфора потребляется утром, натощак, с молитвой и благоговением так, чтобы ни одна крошечка не упала.

По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.

Нам непременно следует помнить, что все, соприкасающееся со святыней, требует особого, внимательного и аккуратного обращения. Так, бумагу, в которую завернута бывает просфора или артос, следует обязательно сжигать. Дома же мы должны хранить освященный хлеб с подобающей бережностью, в определенном месте. И все же — прости нас, Господи! — как часто по небрежности, забывчивости или этакой «привычке» к обращению со святынями мы допускаем и неаккуратное их хранение, и неправильное потребление, забываем в Храме. Если просфору или частичку артоса нельзя потребить (появилась плесень или еще по какой-либо причине) нужно принести ее в Храм и отдать на сжигание.

Издавна существует благочестивая традиция шить для ношения и хранения просфор специальные маленькие сумочки на шнурках или узкой тесьме. Если есть такая сумочка, то пропадает надобность в каких-то временных пакетиках, пропадает опасение, что просфора может быть случайно уронена и проч. Сумочки часто называют «просфорницами» или «просфорничками», изысканно украшают бисером, вышивкой, лентами. Купить их можно в церковных лавках.

Пусть все сказанное выше послужит нам еще одним напоминанием о том, что благоговейная бережность не просто вменяется нам в обязанность. Мы должны воспитывать в себе искреннее желание, благую волю к тому, чтобы и хранить, и потреблять святыню так, как это подобает святыне.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода, во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

 

Просмотров (17112)

Церковная служба — определение церковной службы по The Free Dictionary

Все молча крестились, и чтение церковной службы, приглушенное пение глубоких басов, а в промежутках вздохи и шарканье ног были единственными звуками, которые можно было услышать. Говорят, что она никогда не посещает ни одного, кроме английская форма церковной службы. Но мысли Адама о Хетти не оглушили его на службу; они скорее смешивались со всеми другими глубокими чувствами, для которых церковная служба была каналом для него сегодня днем, поскольку определенное сознание всего нашего прошлого и нашего воображаемого будущего смешивается со всеми нашими моментами острой чувствительности.Субботняя школа была с девяти до половины одиннадцатого; а затем церковная служба. Двое из детей всегда оставались на проповедь добровольно, а другой всегда оставался тоже — по более веским причинам: любой из этих детей когда-либо чувствовал то, что она чувствовала, или могла когда-либо чувствовать это, или даже имела право притворяться. единственная секунда, на которую они были способны это почувствовать, потрясла ее так же, как и во время церковной службы, так же, как лицо больничной медсестры; А если они ничего не почувствовали, то почему они пошли и притворились? Сэр Лестер считает своим долгом наблюдать сокрушительный аспект по отношению к Волумнии, потому что за границей шепотом говорят, что эти необходимые расходы в двухстах избирательных петициях будут неприятно связано со словом взяточничество, и потому что некоторые безвкусные шутники, следовательно, предложили исключить из церковной службы обычное прошение от имени Высокого суда парламента и рекомендовали вместо этого просить молитву общины на шестьсот пятьдесят -Восемь господ в очень нездоровом состоянии.«В настоящее время все это делается за пять минут в ЗАГСе, если вы считаете церковную службу немного витиеватой — что так и есть, хотя и есть в ней благородные вещи». Левин вспомнил, что когда Николай был на стадии набожности, В период постов, монахов и церковных служб, когда он искал в религии опоры и обуздания для своего страстного темперамента, все, отнюдь не поощряя его, насмехались над ним, и он тоже с другими. Принятие вопросов или беседы часто являются средством заинтересовать тех, кто нечасто встречается на церковных службах, поэтому я повторяю, если какой-либо член собрания пожелает этого и предложит свое гостеприимство, мы с радостью останемся и расскажем вам больше о работе Господа.«Если бы не это, он был бы подавлен продолжительностью и однообразием церковных служб, суетой множества посетителей и плохими качествами других монахов. Он сам и Бог, ее духовник и еженедельное мытье, ее заповедники и церковные службы, а также дядя, о котором нужно заботиться, поглотили ее слабый интеллект. Выступая на церковной службе в кульминации 82-го Фестиваля Ада Асафотуфиами, бывший президент Махама сказал, что первая фаза проекта защиты моря, которая была завершена администрации, помогала сдерживать быстрый темп эрозии береговой линии..

Онлайн-воскресная церковная служба — Christian Science

Воскресенье, 27 сентября 2020 г.

Если не указано иное, цитаты из Библии взяты из Библии в переводе короля Якова.

Джош Найлс, Guest First Reader
Dilshad Khambatta Eames, Guest Second Reader

Тема: РЕАЛЬНОСТЬ
Прелюдия

Брайан Эшли, органист

Invocation, Александр Гильман
Adagio (из органной симфонии No.1), Шарль-Мари Видор

Гимн 554

Кэрол Нортон. Альт., Слова
В. Ирвинг Хартсхорн, нот

Один за другим чистые мысли и святые
Поднимите нас из себя и греха;
Один за другим, яркие лучи славы
Покажи цель, которую мы все победим.
Одно за другим укрепляется наше доверие,
Мы отдаем свою жизнь Богу;
Один за другим наши дни удлиняются,
В Любви мы движемся и живем.

Одна за другой наши цели становятся чище,
Как наши дела отражают нашего Бога;
Один за другим наш путь становится яснее,
Ведомые Посохом и жезлом Любви.
Одна за другой наши мысли продвигаются вперед.
В сказанное пророками время;
Одна за другой наши жизни возвращаются домой
Пение одного Господа, один раз.

Тогда в вечном присутствии Любви
Мы будем жить среди ее света,
Хорошо зная то святое сияние
, Которое называется Бесконечным.
Познайте славу Царства Божьего,
Слушайте музыку, поет Дух,
Будьте единым целым с той великой Мудростью
, из которой происходит все творение.

Примечания к стихотворению: Псалтирь 23: 4 / Иоанна 10:16 / Деяния 17:28.Слова этого гимна впервые появились в виде стихотворения в январском номере журнала The Christian Science Journal за 1902 год.

Изменение слов © 2016 Совет директоров Christian Science.

Отбор из Священных Писаний

Луки 9:56 (к 1-му)
Луки 10: 19–21 (к :), 23, 24
Луки 16:10 (к 🙂
Луки 12:32
Римлянам 13:11 сейчас , 12

Молитва

Безмолвная молитва, за которой следует слышимое повторение молитвы «Отче наш» с ее духовным толкованием Мэри Бейкер Эдди
(читать в контексте)

Гимн 64

Вайолет Хэй, слова
Джордж Дайсон, музыка

От чувства к душе мой путь лежит передо мной,
Из тумана и тени в ясный день Истины;
Заря всего реального надо мной,
Мое сердце поет: Я нашел путь.

Я подхожу к открытой двери Разума, и в его портале
я знаю, что там, где я стою, есть святая земля;
Я чувствую спокойствие и радость бессмертных вещей,
Очарование Любви повсюду.

Путь ведет вверх, а цель приближается,
Мысль взлетает в восторге, не скованная и свободная;
Бесконечное видение для меня становится яснее,
Я касаюсь окраин вечности.

слов © Совет директоров Христианской науки.

Уведомления
Соло

Джош Хенн, солист церкви Матери

Новое небо и новая земля
Слова из Библии
Альфред Роберт Галл, музыка

Так говорит Господь: вот, Я создаю новые районы и новую землю,
и прежние не будут, не будут вспоминаться,
прежние не будут, не будут вспоминаться и не придут в голову,
и не войдут в помните, первое не придет в голову.
Но веселитесь и вечно радуйтесь тому, что Я творю:
ибо вот, Я творю, вот, Я творю Иерусалим в радости и народ его в радость,
Иерусалим в радости и народ его в радость.
И я увидел новое небо и новую землю,
первые тяжелые земли и земля ушли, прошли,
и я увидел Святой Город, новый Иерусалим.
И я услышал громкий голос из Неба, говорящий:
Вот, скиния Божья с людьми,
и Он будет жить с ними, и они будут Его народом,
и Бог будет с ними, и будет их Богом .
И Бог отрет все слезы с их глаз,
и не будет больше ни смерти, ни печали, ни плача, ни более боли,
ни более боли, потому что прежнее прошло.
Я видел также Господа, сидящего на Престоле, высоком и превознесенном,
и Его поезд наполнял Храм.
Над ним стояли Серафимы, и один взывал к другому и говорил:
Свят, Свят, Свят, Владыка Саваоф: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф.

Пояснительная записка
Золотой текст и отзывчивое чтение

Золотой текст:

Откровение 21: 1 Я видел (to :), 4 и там (to 🙂
.. . Я увидел новое небо и новую землю:. . . и не будет более смерти, ни печали, ни плача, и не будет больше боли:

Адаптивное чтение:

Псалом 118: 12 (к :), 105, 156, 159, 160; 116: 1–9

12 Благословен Ты, Господи:
105 Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.
156 Велико милосердие Твое, Господи; оживи меня по судам Твоим.
159 Подумай, как я люблю заповеди Твои: оживи меня, Господи, по милости Твоей.
160 Слово Твое от начала истинно: и всякий суд твоей праведный пребывает вовек.
1 Я люблю Господа, потому что Он услышал мой голос и мои мольбы.
2 За то, что он склонил ко мне ухо, буду звать его, доколе жив.
3 Смертельные печали охватили меня, и боли адские схватили меня: я нашел беду и печаль.
4 Тогда я призвал имя Господа; О Господи, умоляю Тебя, избавь мою душу.
5 Милостивый и праведный Господь; да, наш Бог милосерден.
6 Господь хранит простых: я был унижен, и Он помог мне.
7 Вернись в покой, душа моя; ибо Господь сделал тебя щедро.
8 ибо Ты избавил душу мою от смерти, глаза мои от слез и ноги мои от падения.
9 Я буду ходить пред Господом по земле живых.

Пояснительная записка, золотой текст и отзывчивое чтение взяты из Christian Science Quarterly Bible Lesson , публикации, авторские права на которую принадлежат Издательскому обществу Христианской науки.

Библейский урок-проповедь

Из журнала Christian Science Quarterly Библейский урок


Оферты и инкассо

Во время предложения вам предлагается принять участие в сборе через PayPal с использованием учетной записи PayPal или кредитной карты, если у вас нет учетной записи PayPal.

Elevation in E-flat (из Heures Mystiques, соч.29), Леон Бёльманн


Гимн 2

Автор Неизвестен, слов
Лоуэлл Мейсон, нот

Наступает славный день,
И над бодрствующей землей
Вестники утра
Рождаются.
В темных и скрытых местах
Там светит благословенный;
Луч Истины перемещает
Тьма ночи.

Защитники заблуждения
Предвидят славное утро,
И слушают в уменьшающемся ужасе,
Лозунг реформы:
Он звенит с холмов и долин,
Он разрывает цепи угнетения.
Тысячи свободных людей митингуют,
И раздувают могучий натиск.

Лозунг был сказан,
Вспыхнул свет,
Далеко сияет благословенный знак
На испуганную землю.
Темным сердцам и домам
Благословенная Истина дана,
И мир и любовь, соединенные,
Направьте вверх, к небу.

Научное утверждение о бытии

Из Наука и здоровье с ключом к Священным Писаниям Мэри Бейкер Эдди, стр. 468, строка 8

Корреляционное Писание

1 Иоанна 3: 1-3

Благословение

Римлянам 6:23 2-й

Постлюдия

Фуга ми-бемоль мажор BWV 552/2 («Св.Анны ») Иоганна Себастьяна Баха

Авторские права

Мы не уполномочены размещать некоторые слова гимнов из-за ограничений авторского права. Некоторые слова гимна могут быть защищены авторским правом Совета директоров Christian Science и не могут быть переизданы без разрешения. Для получения дополнительной информации пишите на [email protected]

.