Содержание

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 30 Август 2020

    Дорогие братья и сестры!
    Начиная с 01 октября 2020 года возобновляется работа Воскресной школы нашего храма. Всем желающим записаться на обучение просим обратиться к директору Воскресной школы священнику Сергию Звереву.
    Тел.+7 (905) 588-46-00

  • 23 Июнь 2020

    Центр обучения добровольцев Молодежного отдела Московской городской епархии начинает набор в учебную группу по курсу » Богослужение и паломничество «. Набор в группу продолжается с 29 июня по 5 июля.

  • Все новости

Священник объяснил, почему Владимирская икона Божией матери — одна из самых почитаемых в православии


Празднество Божией Матери в честь ее святой иконы Владимирской в России отмечается 6 июля. Почему Владимирская икона так почитаема в нашей стране, корреспонденту «Росбалта» рассказал священник Сергий Муравьев, настоятель храма благоверных князей Петра и Февронии Муромских в поселке Стрельна. 


«Эта икона одна из самых почитаемых на Руси древних икон и имеет длинную историю. По преданию, ее написал евангелист Лука на том столе, где вкушало пищу Святое семейство — Божия матерь, праведный Иосиф и спаситель Иисус Христос», — рассказывает священник. 


По его словам, икона относится к типу икон Елеуса или, по-русски — Умиления (тип изображения Божией Матери в русской иконописи — младенец Христос сидит на ее руке и прижимается щекой к ее щеке. — «Росбалт»). В Иерусалиме икона находилась до середины V века, потом до XII века в Царьграде, когда константинопольский патриарх подарил ее Юрию Долгорукому в знак того, что на Руси утвердилось христианство.


«Затем Андрей Боголюбский решил основать новый княжеский центр Руси, отличный от Киева, который пришел в упадок, и направился в  суздальские земли. Оставил он ее в итоге во Владимире — именно поэтому икону и называют Владимирской. Там для нее сделали храм, и в будущем икона неоднократно помогала христианскому православному русскому люду и князьям преодолевать различные исторические катаклизмы. Например, во время стояния на реке Угре в период нашествия монголов этой иконе очень молились», — объясняет Сергий Муравьев.


По его словам, 6 июля отмечается не двунадесятый праздник, а просто великий праздник в честь одной из икон Божией матери.


«Это почитание икон свидетельствует православным о том, что Господь являет себя через своих великих угодников, через видимые знаки, исторические события. И наличие таких икон и связанная с ними история нашего отечества показывает, что Бог проявляет себя в истории. И для православного христианина икона — знак того, что Господь не оставляет тех, кто не оставляет его, и  в трудные минуты проявляет свое заступничество, помогает», — отмечает священник. 


Напомним, празднество было установлено в 1480 году в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче хан Золотой Орды Ахмат подошел к реке Угре, и целый день войска хана и Московского князя стояли друг напротив друга. В итоге князь приказал войскам отступать от Угры, думая дождаться перехода татар, а враги решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать.

День Владимирской иконы Божьей Матери: когда отмечают в 2020

Владимирская Богоматерь вместе с Казанской иконой Божьей Матери являются наиболее почитаемыми среди православных России. Владимирская Богоматерь издревле почитается как заступница всего народа русского. Когда отмечают День Владимирской иконы Божьей Матери в 2020 в России? Существуют 3 даты почитания светлого лика, о которых я расскажу вам в статье. Пожилая мать моей соседки страдала тяжелым заболеванием сердечно-сосудистой системы и получила исцеление после принятия крещения и веры в Божью помощь. Она выбрала в покровители Владимирскую Богоматерь, и та оказала содействие в обретении здоровья.

День Владимирской иконы Божьей МатериДень Владимирской иконы Божьей Матери

История обретения светлого образа

По церковному преданию светлый лик был написан самим апостолом Лукой. Основой написания лика явилась доска от обеденного стола, за которым трапезничало святое семейство. Сначала образ находился в Иерусалиме, а затем попал в Византийской Константинополь (Царьград). В начале XII столетия образ был дарован Юрию Долгорукому, и он его послал в Вышгород в женский монастырь (около Киева).

Сын Юрия князь Андрей решил вернуться из-под Киева на родную суздальскую землю и взял с собой икону (без спроса). Однако по прибытии во Владимирскую область кони решительно отказались ехать и везти повозки. Когда впрягли других коней, и те тоже отказались ехать, князь упал на колени перед образом и стал слезно молиться. Тогда ему в видении предстала Богородица и повелела оставить икону во Владимире, а на месте своего явления Божья Мать повелела построить храм в честь ее Рождества. С тех пор эта икона стала называться Владимирской (1160 год).

Через 4 года перед походом на волжских булгар все воины во главе с Андреем Боголюбским отслужили молебен иконе Владимирской, умоляя о покровительстве. Волжские булгары были полностью разбиты. После этого Владимирская икона еще не раз помогала русским воинам в ратных подвигах и спасала от поражения. Благодаря молитвам Пречистой Матери русские воины смогли одолеть кочевников, прекратить набеги на земли русские и взятие в плен своих братьев и сестер.

День Владимирской иконы Божьей матери

Существует несколько дней почитания святого лика:

  • 3 июня;
  • 6 июля;
  • 8 сентября.

В июне 3 числа вспоминают освобождение Москвы от полчищ татарского хана Махмет-Гирея из Казани, это произошло в 1521 г. Во время битвы митрополит вместе с народом коленопреклоненно молились Владимирской Богоматери о спасении. Великий князь Василий с трудом смог набрать войско для отпора татарам, поэтому необходима была мощная молитвенная поддержка всего народа. Уже не раз при молитвах Богоматери татарам начинало видеться многочисленное войско в сияющих доспехах, и они бежали прочь в страхе и ужасе.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.

Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

В июле 6 числа вспоминают освобождение от татаро-монгольского ига, благодаря заступничеству святого лика Владимирской Богоматери. Об этом великом событии подробно рассказано в летописной повести о «Стоянии на Угре». Именно это событие стало переломным моментом в русской истории, когда была обретена государственность. Когда войска стояли друг напротив друга по берегам реки, русский народ вместе с патриархом и священниками усердно возносил молитвы Богоматери Владимирской. В это время ханом овладели паника и ужас, и он спешно покинул место дислокации вместе со всем войском. С той поры река Угра именуется Поясом Богородицы.

День иконы Владимирской Божьей МатериДень иконы Владимирской Божьей Матери

В сентябре 8 числа отмечают освобождение от оккупации хана Темир -Аскака, которое свершилось в 1395 г. Когда многотысячное войско стало приближаться к стенам Москвы, оставалось лишь надеяться на поддержку Богородицы. Великий князь московский распорядился срочно привезти Владимирский образ в Москву. Святой лик везли в Москву 10 суток, и на протяжении всего пути народ встречал икону на коленях и в молитвенном жесте простирал руки к чудодейственному образу, моля о помощи. В Москве икону ждали все жители до единого.

Когда чудодейственный образ прибыл по месту назначения, хану приснилось странное сновидение, которого он сильно испугался. В видении он увидел, как с небес спускаются святители в сияющих одеждах, а вместе с ними лучезарная Дева и мириады ангелов с огненными мечами. Проснувшись в холодном поту, хан призвал толкователей снов и мудрецов для разъяснения. Они ему сказали, что во сне он видел Заступницу рода православного, и что одолеть ее он не в силах. После этого хан развернул свое войско и покинул русские земли.

Значение иконы

Если Казанская Богоматерь относится к типу иконы Одигитрия (путеводительница), то Владимирская икона Божьей Матери относится к питу Елеуса — умиление. Мы видим, как Богомладенец доверчиво прильнул щекой к матери. Владимирскую икону от других Елеуса отличает пяточка Богомладенца — она повернута к людям.

По оценкам искусствоведов оригинал иконы был написан в XII столетии, по всей вероятности в Константинополе. Лик Богородицы наполнен печалью, так как ей заранее известна уготованная судьба Сына. За столь длительный период существования образ был не раз реконструирован. До наших дней дошли лишь фрагменты константинопольского письма. В нынешнее время оригинал иконы находится при Третьяковской галерее в храме святителя Николы.

Владимирская Богоматерь иконаВладимирская Богоматерь икона

В чем помогает

Если раньше Владимирская икона спасала Русь от нашествия иноплеменников, то в современные дни Богоматерь помогает в житейских нуждах, коих не счесть. Считается, что каждый православный христианин должен иметь этот чудодейственный образ в своем доме. Образ укрепляет дух человек в борьбе с разными житейскими неурядицами и во время болезней, помогает обрести внутреннюю гармонию и покой в тяжелых жизненных обстоятельствах. О чудесах исцеления у иконы написано множество свидетельств, достаточно открыть церковные книги.

Обращаются к образу:

  • если находятся на распутье и не могут принять правильное решение;
  • во время тяжелых недугов, перед операциями;
  • для защиты от врагов и недоброжелателей;
  • для усмирения гнева и ненависти;
  • для вразумления уклонившихся от веры и истинного пути;
  • для укрепления брачных уз и счастливого замужества;
  • в поиске второй половинки;
  • в исцелении женских болезней.

Икона Владимирская оказывает помощь при исцелении глаз и сердечных недугов, что говорит и об исцелении духовного сердца и глаз — способность видеть истину Божью.

Девушки во все времена обращались к Богородице с вопросами создания счастливой семьи, обретения гармонии в любви, рождения здоровых младенцев. И в наши дни девушки с надеждой взирают на пречистый лик, моля о покровительстве в любви и семейных отношениях. Священнослужители придают брачным узам особенное значение, ведь каждая семья — это маленькое государство. Если все семьи будут крепкими, то и государство будет сильным и непобедимым.

Издревле женщины обращались к Богородице с мольбой о защите своих чад, об исцелении младенцев и детей. И в наши дни женщины продолжают просить о помощи, ведь иногда ставят неисцелимые диагнозы, и врачи разводят руками в бессилии чем-либо помочь. И светлый лик помогает решить самые трудноразрешимые вопросы, нужно лишь просто верить в действенную помощь Богоматери.

Как молиться

Как правильно молиться образам? Это можно сделать в храме, поставив свечку перед иконой и прочитав молитвы по Молитвослову. Но можно молиться и дома перед иконой Владимирской. Перед молитвой следует омыть лицо и руки холодной водой, чтобы очиститься от ненужных мыслей о суетном. Женщины перед молитвой надевают платок и юбку (платье).

Желательно иметь свечи для домашней молитвы и зажигать по одной перед образами. Горящая свеча символизирует духовную жертву Богу. Перед чтением молитвы Богородице нужно прочитать Отче наш и другие молитвы из молитвослова (об этом можно узнать в Молитвослове). Многие верующие молятся Богородице на коленях, выражая смирение и надежду на скорую помощь. После чтения молитвы на церковно-славянском можно своими словами попросить Божью Мать о помощи.

Молитвы должны быть ежедневными, а не от случая к случаю. Существует утреннее и вечернее молитвенное правило, которое можно читать и в сокращенном варианте.

Православные христиане отмечают День Владимирской иконы Богоматери

https://ria.ru/20200706/1573941820.html

Православные христиане отмечают День Владимирской иконы Богоматери

Русская православная церковь в понедельник отмечает праздник одной из самых почитаемых икон Богородицы на Руси — Владимирской. РИА Новости, 06.07.2020

2020-07-06T10:00

2020-07-06T10:00

2020-07-06T11:44

религия и мировоззрение

новости — религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/155642/15/1556421550_0:160:2898:1790_1400x0_80_0_0_29e50716bf097302ff22766d12e4489e.jpg

<strong>МОСКВА, 6 июл — РИА Новости.</strong> Русская православная церковь в понедельник отмечает праздник одной из самых почитаемых икон Богородицы на Руси — Владимирской.Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери установлено трижды в году — 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю.Православные почитают чудотворную икону 6 июля в память о спасении Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, когда в ответ на отказ платить дань войска Орды не решились перейти реку Угра, которую позже русские назвали «поясом Богородицы», веря в то, что Божия Матерь уберегла Русь от нового разорения. Войска Иоанна III и хана Ахмата стояли друг напротив друга, разделенные рекой, но так и не вступили в битву.Владимирская икона Божией Матери издревле являлась одной из самых почитаемых на Руси. По преданию она была написана в I веке апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. Это единственная в России икона, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.До середины V века икона оставалась в Иерусалиме, затем попала в Константинополь, откуда в 1131 году она была прислана в подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хризоверха. В 1155 году сын Юрия Долгорукого, святой князь Андрей Боголюбский, взял икону с собой во Владимир, с того времени икона стала именоваться Владимирской. В Москву икону принесли в 1395 году и установили в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Православные связывают с этой иконой много чудес, прежде всего во времена вражеских нашествий. В последний раз икона покидала Москву в 1812 году — на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор.В 1928 году икону поместили в Третьяковскую галерею, а в декабре 1999 года Владимирская икона Божьей Матери была окончательно передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма-музея.

https://ria.ru/20200614/1572917528.html

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn21.img.ria.ru/images/155642/15/1556421550_109:0:2840:2048_1400x0_80_0_0_cfdfb626d4fe5936a0cc2fabdbd651e2.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

новости — религия и мировоззрение

МОСКВА, 6 июл — РИА Новости. Русская православная церковь в понедельник отмечает праздник одной из самых почитаемых икон Богородицы на Руси — Владимирской.

Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери установлено трижды в году — 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю.

Православные почитают чудотворную икону 6 июля в память о спасении Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, когда в ответ на отказ платить дань войска Орды не решились перейти реку Угра, которую позже русские назвали «поясом Богородицы», веря в то, что Божия Матерь уберегла Русь от нового разорения. Войска Иоанна III и хана Ахмата стояли друг напротив друга, разделенные рекой, но так и не вступили в битву.

Владимирская икона Божией Матери издревле являлась одной из самых почитаемых на Руси. По преданию она была написана в I веке апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. Это единственная в России икона, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

14 июня, 19:52Религия и мировоззрениеВыставка необычных икон открылась в парке «Патриот»

До середины V века икона оставалась в Иерусалиме, затем попала в Константинополь, откуда в 1131 году она была прислана в подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хризоверха. В 1155 году сын Юрия Долгорукого, святой князь Андрей Боголюбский, взял икону с собой во Владимир, с того времени икона стала именоваться Владимирской. В Москву икону принесли в 1395 году и установили в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Православные связывают с этой иконой много чудес, прежде всего во времена вражеских нашествий. В последний раз икона покидала Москву в 1812 году — на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор.

В 1928 году икону поместили в Третьяковскую галерею, а в декабре 1999 года Владимирская икона Божьей Матери была окончательно передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма-музея.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 30 Август 2020

    Дорогие братья и сестры!
    Начиная с 01 октября 2020 года возобновляется работа Воскресной школы нашего храма. Всем желающим записаться на обучение просим обратиться к директору Воскресной школы священнику Сергию Звереву.
    Тел.+7 (905) 588-46-00

  • 23 Июнь 2020

    Центр обучения добровольцев Молодежного отдела Московской городской епархии начинает набор в учебную группу по курсу » Богослужение и паломничество «. Набор в группу продолжается с 29 июня по 5 июля.

  • Все новости

Праздник Владимирской иконы Божьей Матери (3 июня, 6 июля и 8 сентября 2020 года)

Владимирская икона Божьей Матери издавна почитается на Руси как одна из самых драгоценных реликвий. Этот образ много раз ограждал нашу страну от нашествия завоевателей. Перед ним совершались молитвы перед военными походами, важнейшие государственные акты: присяга на верность Родине, избрание российских Патриархов и др.

В православной церкви установлены дни празднования в честь Владимирской иконы Божьей Матери 3 июня, 6 июля и 8 сентября 2020 года (21 мая, 23 июня и 26 августа по старому стилю). Первый из них посвящен избавлению Руси от войск хана Ахмата, второй – спасению московских земель от войск Махмет-Гирея, третий установлен в память об освобождении Москвы от полчищ Тамерлановых.

История этого образа уходит вглубь веков. Как гласит предание, икона была написана евангелистом Лукой. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет»…

Что известно о Владимирской иконе Божьей Матери?

Мы расскажем об истории этой святыни и праздниках, установленных в честь иконы Владимирской Божьей Матери в нашей стране.

В первой половине XII века Константинопольский Патриарх Лука Хризоверх прислал этот образ Великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Позднее священная реликвия хранилась в Девичьем монастыре в Вышгороде.

В 1155 году князь этого города Андрей Юрьевич взял икону с собой, отправившись в путь. Но за несколько верст от Владимира, возле Клязьмы, кони вдруг встали, не пожелав идти дальше, и процессия остановилась.

Андрей Юрьевич, увидев в этом особый знак, пал перед иконой на колени и начал слезно молиться. Он увидел во сне Богородицу, которая велела ему оставить эту святыню во Владимире. С этого времени икону стали называть Владимирской.

Она долгое время хранилась в Успенском соборе в этом городе. Согласно преданию, молитва перед этой реликвией помогла князю Андрею Боголюбскому одержать победу над волжскими болгарами. В 1185 году, когда случился пожар, уничтоживший Владимирский собор, эта икона осталась невредимой. Являла она чудеса и позднее…

В составленном в ХII веке сказании «О чудесах Пресвятой Богородице Владимирской иконы» перечислялось десять сотворенных ею чудес: спасение от утопления, от коня взбесившегося, об исцелении высохшей руки, о спасении супруги князя Андрея при сложных родах, избавлении младенца от чародейства, исцелении людей от сердечных болезней и слепоты, спасении 12 человек от гибели под Золотыми воротами, упавшими в Киеве на людей, и др.

Этот образ укрепляет христиан в вере, помогает выбрать правильное решение в сложных жизненных ситуациях, способствует духовному прозрению. К иконе Богородицы обращаются с просьбами о примирении людей, установлении мира и лада в семьях, обретении здоровья.

Во многих русских храмах хранятся копии этого образа, перед которыми в дни чествования иконы Владимирской Богоматери совершаются молитвы. Списки этой иконы (Владимирская Оранская, Владимирская Красногорская, Владимирская Ростовская, Владимирская Чугуевская и многие другие) также являли чудеса.

Праздники Владимирской иконы Божьей Матери

Расскажем об истории праздников иконы Владимирской Божьей Матери подробнее. Первый из них, который отмечается 3 июня, посвящен событиям, произошедшим в 1521 году. В то время татарские полчища под предводительством хана Махмет-Гирея приближались к Москве, разрушая русские города и селения.

Великий князь Василий собирал войско, чтобы противостоять врагу, а Московский митрополит Варлаам молился о спасении города от захватчиков. И случилось чудо: татарскому хану было видение Божией Матери, которая в окружении русского войска устремилась на вражеские полки. После этого захватчики бежали, и Москва была спасена.

6 июля отмечается праздник Владимирской иконы Богородицы, посвященный событиям 1480 года. Тогда Великий князь московский Иван III решил не платить дань Золотой Орде. После этого хан Ахмат пошел войной на русские земли. Однако татарские войска не решались вступить битву с русскими.

Оба войска в течение дня стояли друг против друга возле реки Угры, не предпринимая решительных действий. Это событие называют «стоянием на реке Угре». Затем русский князь предпринял следующий маневр: он велел своим войскам отступить в Кременец, а потом в Боровск. Войска Ахмата решили, что их заманивают в засаду, и обратились прочь.

Согласно преданию, эта победа была одержана нашей армией благодаря заступничеству Владимирской иконы Божией Матери. Перед этим образом возносили молитвы митрополит Геронтий и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан.

В память об освобождении Руси от войск Ахмата в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь, который был возведен на Кучковом поле, где была встречена икона. А реку Угру с тех пор называют Поясом Богородицы.

Но самое торжественное празднование в честь образа Богородицы совершается православной церковью 8 сентября. Этот праздник иконы Владимирской Богоматери установлен в память об избавлении наших земель от войск хана Тамерлана (Темир-Аксака) в 1395 году.

Тогда, разорив Рязань, они шли к Москве. Русские войска под предводительством Великого князя московского Василия остановились у Коломны. Чтобы спасти страну от нашествия иноземцев, было решено доставить Владимирскую икону Богоматери в Москву, в Успенский собор.

В течение десяти дней, когда везли эту святыню, по обеим сторонам дороги стояли, преклонив колени, верующие и взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Когда икона была доставлена в столицу, здесь состоялся крестный ход, в котором приняли участие городское духовенство, семья великого князя, бояре и простые жители Москвы.

Как свидетельствовал летописец, «весь град изыде противу иконы на сретение ею». Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

После этого произошло чудесное событие: войска Тамерлана повернули назад. Избавление от нашествия врага наши предки приписывали чудотворному образу. Летописец писал: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Богородицы».

В память об этих событиях в дни празднования Владимирской иконы Божьей Матери в храмах по всей стране по сей день проходят торжественные богослужения, на которых звучат следующие молитвы.

Тропарь, гл. 4:
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприемши Владычице чюдотворную Твою икону. К ней же мы ныне притекающе, и молящеся Тебе взываем сице, о Пречюдная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей, и вся грады и страны христианские невредимы, от всех навет вражиих, и спасет душа наша яко милосерд.

Кондак, гл. 8:
К Возбранной Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице, в чистей совести верою утвердившеся русстии народи, невозвратно надежду имуще притецем, паче же к чюдотворному Ея и Пречистому образу, и возопием Ей, радуйся Невесто Неневестная.

Праздник Владимирской иконы Божьей Матери. Справка

В 1155 году сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, отправляясь в 1155 году править Владимиро‑Суздальской землей, взял икону с собой во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона стала именоваться Владимирской.

Икона, по преданию, много раз являла свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 году образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом.

Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 года, когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении города Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

В 1380 году, когда Димитрий Донской одержал знаменательную победу над Мамаем, Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей этой победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.

Дальнейшая история образа связана уже с Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году, и установили в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Решение перенести в Москву Владимирскую икону было принято после того, как Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля. Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы». В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 8 сентября (ст. ст. 26 августа) был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году, когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Память об этом событии совершается 6 июля (23 июня по ст. ст.). До 1917 года в Москве ежегодно совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Третье празднование Владимирской иконы Божией Матери совершается 3 июня (21 мая по ст. ст.). В этот день вспоминают избавление Москвы от разгрома Махмет‑Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение » светозарной Жены, осенявшей храм «… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор. С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе.

В последний раз икона покидала Москву в 1812 году ‑ на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор. Знаменательно, что победа при Бородине была одержана именно 26 августа, в день празднования иконы Богоматери Владимирской. С тех пор икона уже не покидала стен Успенского собора.

Она находилась в алтаре храма, выносили ее только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список «в меру и подобие», который и сейчас можно увидеть в Успенском соборе.

В 1928 году икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена, как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

15 декабря 1999 года Владимирская икона Божьей Матери была окончательно передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма‑музея. Там она хранится и поныне в специально изготовленном киоте, защищающем святыню от внешних воздействий, под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают в помещении храма особый режим температуры и влажности, способствующий защите находящихся в нем святынь. За состоянием иконы следят сотрудники музея.

Исторические дни 3 июня (21 мая по ст. ст.), 6 июля (23 июня по ст. ст.) и 8 сентября (26 августа по ст. ст.), связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Владимирская Богородица: История одной из самых известных икон Богородицы

Истории Москвы и иконы Владимирской Богородицы вечно неразделимы. Сколько раз Богоматерь спасала столицу от врагов благодатью своей святой иконы? Эта икона связала апостольские времена с Византией, Киевскую Русь с Владимирской Русью, а затем с Московией, Третьим Римом; как говорится, «четвертого не будет». Московское царство было сформировано божественным промыслом и вобрало в себя мистические связи древних империй, исторический опыт и традиции других православных народов.Чудотворная Владимирская икона стала символом единства и преемственности.

Эту иконку нельзя описать словами; любое словесное выражение было бы пустым по сравнению с взором Богородицы с ее образа. В этом взгляде есть все — жизнь и смерть; воскресение, вечность, бессмертие. Святой евангелист, врач и иконописец Лука по древнему преданию написал три иконы Богородицы. Взглянув на них, Пречистая сказала: «Да пребудет благодать Того, Кто родился от меня, и благодать моя с этими святыми иконами.Одна из этих икон теперь известна как Владимирская. Это изображение Богоматери хранилось в Иерусалиме до 450 г. н.э., после чего оно было перевезено в Константинополь. В первой половине XII века Константинопольский Патриарх Лука Хризобергес отправил икону (вместе с другим образом Богородицы, известной как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поместил ее в Вышгородском женском монастыре ( под Киевом), некогда принадлежавшей равноапостольной великой княгине Ольге.В 1155 году Вышгород перешел во владение князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.

Когда князь Андрей решил вернуться на родину в Суздаль, он забрал эту икону без разрешения отца. Во время путешествия он постоянно совершал молебны перед ним. Жители Владимира-на-Клязьме с радостью встретили своего князя. Потом князь хотел ехать до Ростова, но в шести с половиной верстах от Владимира их лошади остановились у реки Клязьмы и отказались ехать дальше.Даже недавно запряженные лошади отказались ехать. Изумленный князь Андрей заплакал перед иконой и помолился. После этого Богородица явилась ему со свитком в руке и велела оставить Ее образ во Владимире, а потом на месте ее явления в честь Рождества Христова построить монастырь.

Князь Андрей оставил икону во Владимире, и с 1160 года она называется Владимирской. В 1164 году князь Андрей Боголюбский взял эту икону в поход против волжских болгар.После того, как князь пошел на Исповедь и причастился, он простёрся перед образом Богородицы и сказал: «Все, уповавшие на Тебя, Богородица, не погибнут!» Все воины последовали за своим князем, чтобы со слезами приложиться к чудотворной иконе, и с упованием пошли в бой на помощь Богородицы. Неверные потерпели поражение.

Отслужили молебен перед святой иконой после их победы на поле битвы. Во время молитвы русских воинов произошло чудо — свет от иконы и Святого Креста осветил всю территорию.

На другом конце христианского мира, в то же время и в тот же день, византийский император Мануил увидел свет Креста Христова и, воодушевленный этим знамением, одержал победу над сарацинами. После того, как князь Андрей и император Второго Рима поделились друг с другом своими переживаниями, первого августа был установлен Праздник Шествия Драгоценного Дерева Животворящего Креста Господня. Этот праздник в народе еще называют «Праздником Спасителя первым».Через чудотворную икону явилось много других чудес.

В 1395 году Тамерлан со своей татарской ордой подошел к Москве. У христиан была только одна надежда — на помощь Бога. Великий князь Московский Василий Дмитриевич просил перевезти икону из Владимира в Москву. Шествие из Клязьмы длилось десять дней. Люди стояли на коленях всю дорогу, по которой шла процессия, и, протягивая руки, умоляли: «Богородица, спаси Землю Русскую!» Город Москва торжественно ждал Владимирскую икону.В шествии участвовало все духовенство города. Семья князя, бояре и простые москвичи вышли за городские стены на Кучковские поля, чтобы встретить и сопровождать икону в Успенский собор Кремля.

Это было 26 августа. Позже летописец написал: «Весь город вышел навстречу иконе». Митрополит, великий князь, «мужчины и женщины, юноши и девушки, дети и младенцы, сироты и вдовы, малые с великими выходили с крестами и иконами, с псалмами и духовными гимнами; все были в слезах, и не было человека, который не молился бы горячо со вздохами и слезами.”

Богородица слышала молитвы верующих в нее. В то время, когда люди встречали икону на берегу Москвы-реки, Тамерлан спал в своей палатке. Он увидел видение — святых иерархов с золотыми посохами, спускающихся с высокой горы, и сияющую Даму в воздухе над ними, окруженную невыразимыми лучами чистейшего света. Бесчисленное множество Ангелов с огненными мечами окружили Ее… Тамерлан проснулся от страха. Все татарские мудрецы, старейшины и гадалки объясняли, что Женщина, которую он видел в видении, была защитницей православных, Богородицей, и что ее сила непобедима.После этого «Железный Хромой», как звали Тамерлана, приказал своей орде отступить. Это удивило и татар, и русских. Летописец продолжал: «Тамерлан бежал, преследуемый мощью Пречистой Девы!»

Благодарные москвичи построили Сретенский монастырь на месте собрания чудотворной иконы, которое произошло 26 августа 1395 года, «чтобы никогда не были забыты великие дела Божии». Пробыв 242 года у реки Клязьмы, Владимирская икона Богородицы была доставлена ​​в Москву и помещена в Успенском соборе Кремля.Благодаря своему благодатному покровительству Москва была избавлена ​​в 1408 году от хана Едигея, в 1451 году — от ногайского князя Мазовши, а в 1459 году — от его отца хана Седи-Ахмета.

В 1480 году хан Ахмет двинулся на Москву и подошел к реке Угра в Калужской области, в то время как Иоанн III, великий князь Московский, ждал на другой стороне. Вдруг на татар напал сильный и необоснованный страх; Ахмет не решился воевать с русскими и отступил в степь.В честь этого события был учрежден ежегодный крестный ход от Успенского собора до Сретенского монастыря. И по сей день реку Угра называют «Святыней Богородицы».

В 1521 году казанский хан Мехмад-Гирей двинулся на Москву с казанскими и ногайскими татарами. Митрополит Варлаам молился с народом перед Владимирской иконой. Великому князю Василию Ивановичу с трудом удалось собрать воинов, чтобы встретить татар на границе царства, у реки Оки.Он медленно отступал в Москву, изо всех сил стараясь удержаться в строю.

В ночь блокады монахиня Вознесенского монастыря (в Кремле) увидела святых архиереев, проходящих через закрытые двери Успенского собора с чудотворной Владимирской иконой. Это были святые, жившие двумя веками ранее — митрополиты Московские Петр и Алексий. Она также видела, как их крестный ход встречали преподобный Варлаам Гутинский (под Новгородом) и преподобный Сергий Радонежский у Спасской башни в Кремлевской стене.Они пали ниц перед иконой и умоляли Пречистого не покидать Успенский собор и москвичей. Затем Заступник вернулся через закрытые двери в Собор.

Монахиня поспешила передать свое видение москвичам, собравшимся в храме для сердечной молитвы. Татары снова увидели видение «огромного полка в сияющих доспехах» и убежали от стен города. Таким образом, народные молитвы перед Владимирской иконой многократно спасали землю Русскую.В ознаменование этих событий были установлены следующие праздники: 21 мая в честь избавления Москвы от крымского хана Мехмад-Гирея в 1521 году; 23 июня, в честь освобождения Москвы от орд хана Ахмета в 1480 году; и 26 августа, в честь освобождения Москвы от армии Тамерлана в 1395 году.

Один из вариантов Владимирской иконы носит специальное название «Древо народа московского». Первая из этих икон была написана во время заката Древней Руси в 1668 году царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для храма Святой Троицы в Никитниках близ Китай-города.На этой иконе изображены святые Петр и Алексий, поливающие дерево, вырастающее из кремлевских стен; ветви дерева несут иконы русских святых, а в центре овальное изображение Владимирской Богородицы. Другая икона, названная «Похвала Богородицы», изображает ветхозаветных пророков с развернутыми свитками, на которых написаны слова акафиста Богородице. На иконе «Древо народа московского» также изображены небесные покровители России, которые прославляют и прославляют Пречистую и молятся ей о защите земли Русской.

Тропарь, Тон 4

Сегодня сияет город Москва, ибо принимает солнечный луч чудотворной иконы Твоей, Госпожа. Приветствуя его, мы молимся Тебе и взываем: О чудесная Богородица, молись Христу, Богу нашему, воплотившемуся в Тебе, чтобы этот город и все города и страны были защищены от всех нападений врага и чтобы наши души были спасены, ибо Он милосерден.

.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург, Россия

Построенный в 1783 году красивый исторический собор Владимирской иконы Божией Матери является одним из старейших храмов Санкт-Петербурга и представляет собой поистине захватывающее сочетание стилей барокко и классицизма. Венчают храм пять луковичных куполов, которые поднимаются в небо над Владимирской площадью в одном из самых исторических районов города.К церкви примыкает внушительная четырехъярусная колокольня. В церкви также находится один из старейших и самых сложных иконостасов в России.

Владимирский собор на Владимирской площади

Церковь построена для хранения исторической Владимирской иконы Божией Матери. Икона побывала в Иерусалиме, Константинополе, а затем в Киеве, где князь Андрей Боголюбский купил ее и привез в древний русский город Владимир, в честь которого и назван.Впоследствии православная церковь приписала иконе освобождение Москвы от власти монголов.

Основание собора датируется 1746 годом в доме некоего Якимова, где был установлен первый иконостас. 25 августа 1748 г. был освящен новый деревянный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. На следующий день императрица Елизавета посетила особую церковную службу в честь открытия новой церкви.

Поскольку строительство нынешней каменной церкви затянулось более чем на 20 лет, и несколько разных архитекторов принимали участие в ее проектировании и строительстве, собор не принадлежит ни одному архитектору.

Вид на Владимирский собор и колокольню

Благодаря уникальному сочетанию элементов барокко и классицизма, церковь является важным дополнением к истории архитектуры Санкт-Петербурга. Ни один другой храм в городе не может претендовать на дизайн, подобный храму Владимирской иконы Божией Матери, с его пятью луковичными куполами разного размера, возвышающимися в небо и увенчанными сияющими православными крестами, включая пять секций, две этажи и три портика.

В 1831 году к основному зданию пристроили каменный портик с двумя лестницами, ведущими на второй этаж, спроектированный А. Мельниковым. В 1833 году на северном и южном фасадах церкви был построен еще один двухэтажный портик с двухэтажным помещением для лестницы по проекту А. Гольма. В 1848-1849 гг. К колокольне по проекту архитектора Ф. Раска пристроен четвертый ярус. В 1850-1851 гг. Вокруг церкви установили забор, а также пристроили две каменные часовни. В это же время были золочены храм Владимирской иконы Божией Матери, колокольня и часовни.

Хотя большая часть церковных сокровищ была разграблена во время революции, невероятный иконостас на верхнем уровне церкви сохранился. Это один из немногих в своем роде в России памятник архитектуры, который стоит увидеть. Он был создан в середине 19 века, 19, 19, 20 века итальянским скульптором Бартоломео Растрелли.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери находится в одном из излюбленных мест городской интеллигенции и принимала многих знатных прихожан, в том числе Федора Достоевского.

Интерьеры собора Владимирской иконы Божией Матери

В 1970-х годах началась активная реставрация церкви, включая реставрацию фасада и икон. Тем не менее, последствия многолетнего пренебрежения было трудно и медленно исправить. В 1990 году, после возвращения храма Русской православной церкви, первые службы проводились в мрачной и холодной обстановке, которую наблюдатели тогда описывали, где было всего две иконы, подаренные прихожанами церкви.Более того, после открытия храма больше года не было креста.

Адрес: Владимирский проспект, 20
Метро: Владимирская
Время работы: Ежедневно с 9:00 до 19:00.
Телефон: +7 (812) 312-1938
Веб-сайт: http://www.vladimirsobor.spb.ru
Примечание о доступности: Церковь доступна для инвалидов

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ: Выбор редакции

РЕСТОРАНОВ: Выбор редакции

.

— Иконы Богородицы

Иконы Пресвятой Богородицы.

Иверон …………………………… фев. 12
Казань ……………………………. 8 июля и 22 октября
Знака (Знаменный) …. 27 ноября
Почаев …………………………. 23 июля и 8 сентября
Та, которая есть Quick To Hear .. 9 ноября
г. Смоленск (Одигитрия) ………. 28 июля
г. Тихвин ………………….. ………. 26 июня
г. Владимир ………………………….. 21 мая, 23 июня и 26 августа

Быстрая слышащая.

Эта древняя чудотворная икона находится на горе. Афон в монастыре Дочиару. Традиция монастыря относит время написания этой иконы к X веку, когда игуменом был преподобный Неофит (соучредитель монастыря).

В 1664 году Наместник Нил, проходя ночью через столовую с пылающим факелом, услышал от иконы Богородицы, висевшей над дверью, голос, призывающий его не проходить здесь, в будущее, дабы не очернить икону дымом.Преподобный подумал, что это розыгрыш одного из братии, и, не обращая внимания на знак, продолжал проходить через столовую с дымящимся факелом. Вдруг он ослеп!

С горьким покаянием Нил молился перед иконой Богородицы, умоляя ее о прощении. И снова он услышал чудесный голос, возвестивший о прощении и возвративший ему зрение, в то же время повелевая всем братьям провозгласить: с этого времени и впредь эта Моя икона будет называться Быстрая слышать, потому что все, кто придут к ней, будут проявится скорая милость и полное прощение.Пресвятая Богородица исполнила тогда и выполняет свое обещание, оказывая скорую помощь и утешение всем, кто с верой к ней спешит.

На Руси экземпляры чудотворной Афонской иконы «Быстрая слышащая» всегда пользовались большой любовью и почетом. Многие из них были прославлены чудесами, и были особо упомянуты отдельные случаи исцеления от эпилепсии и безумия. Копия этой иконы с горы. Афон находится в иконостасе монастырской церкви Русского православного монастыря св.Тихон Задонский на северо-востоке Пенсильвании.

Знака (Знаменный).

На иконе изображена Пресвятая Богородица, сидящая в молитве с поднятыми руками. На ее груди на фоне круглого щита (или сферы) изображен Божественный Младенец Спаситель-Эммануил, дающий благословение. Это изображение Богородицы считается одним из первых Ее иконографических образов. В катакомбах Святой Агнесы в Риме есть изображение Богородицы с распростертыми руками в молитве с Младенцем, сидящим на коленях, датируемое 4 веком.Кроме того, есть важная древняя византийская икона Божией Матери VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на престоле и поддерживающей обеими руками перед собой овальный щит с изображением Спасителя-Эммануила. Иконы Богородицы, известные под названием Знамение, появились на Руси в XI-XII веках, напоминая о чудесном знамении Новгородской иконы с этим именем, которое произошло в 1170 году.

В тот год князья во главе с сын суздальского князя Андрей Боголюбский объединился и собрался у стен Великого Новгорода, намереваясь захватить город.Однако новгородцы оставались уповать на Бога и день и ночь молились, умоляя Бога не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал дивный голос, повелевавший ему вынести из Преображенского храма на Илиной улице икону Пресвятой Богородицы и пронести ее по стенам города.

Когда икона была вынесена, захватчики выпустили на Крестный ход ураган стрел, одна из которых пронзила иконографический лик Богородицы.Из Ее глаз хлынули слезы, и Икона была обращена лицом к городу. После этого Божественного Знака захватчиков внезапно охватил неописуемый ужас, и они начали бить друг друга. По ободрению Господа новгородцы бесстрашно бросились на врага и разбили его в битве.

В память о чудесной помощи Царицы Небесной, архиепископ Илия учредил праздник в честь Знамения Богородицы, который вся Русская Церковь соблюдает по сей день.186 лет после Знамения 1170 года икона хранилась в Преображенской церкви на Ильиной улице; но в 1356 году в Новгороде рядом с Соборной церковью Знаменского монастыря была воздвигнута Знамя Пресвятой Богородицы.

Многие копии этой иконы были изготовлены и получили известность в России. Многие из них сияли чудесами в поместных церквях и получили известность как места чудес. Среди них иконы Пресвятой Богородицы Знамения Дионисия-Глушецкого, Курской, Серафимо-Понетаевской и другие.

Смоленск (Одигитрия).

Икона, именуемая Одигитрия, что в переводе с церковного предания означает «Направительница или наставница пути», была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы. В это время, по тому же Преданию, Богородица благословила свой портрет, сказав: Мое благословение навсегда останется с этой иконой. По словам преподобного Димитрия Ростовского, эта икона была написана по просьбе Феофила, правителя Антиохийского, превосходнейшего Феофила (Лк. 1: 1).Из Антиохии Святой объект был перенесен в Иерусалим, и оттуда примерно в середине V века императрица Евдокия, жена императора Аркадия, перевезла его в Константинополь в качестве подарка Пульхерии, своей невестке. поместивший икону во Влахернской церкви.

Греческий император Константин IX (1042-1054) в 1046 году, выдав свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Черниговского (сына Ярослава Мудрого), благословил ее этой иконой в пути. После смерти князя Всеволода икона была подарена его сыну Владимиру Мономаху, который в 1101 году подарил ее Смоленскому собору.В это время икона получила название Смоленская Одигитрия.

В 1238 году по голосу иконы самоотверженный воин Меркурий разгромил могущественную монгольскую армию (возглавляемую великим захватчиком Батыем). Позже, приняв блаженный конец мученической кончины, он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В XIV веке Смоленск попал под власть литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Димитрия Московского (1398-1425) и в 1398 году привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери.Святой образ был установлен в Благовещенском соборе Кремля в правом углу Святых врат.

В 1456 году по просьбе смоленцев во главе с епископом Мишаилом икона была торжественно возвращена в Смоленск, а два экземпляра остались в Москве: один в Благовещенском соборе, а другой в 1524 году в Новодевичьем монастыре , увековечивая возвращение Смоленска России. Этот монастырь был воздвигнут на Девичьем поле, где москвичи со слезами на глазах прощались со святой иконой, возвращенной в Смоленск.

В 1602 году была написана точная копия чудотворной иконы, которая тогда была установлена ​​в башне Смоленской крепостной стены над Днепровскими воротами под специально сооруженной крышей. Позже, в 1727 г. здесь была возведена деревянная церковь, а в 1802 г. — каменная.

Новый экземпляр получил благословенную силу древнего образа и 5 августа 1812 года, когда русские войска вышли из Смоленска при наступлении Наполеона, они унесли икону с собой на хранение. Накануне Бородинского сражения эту икону несли по стану, чтобы войска укрепились.Древний Образ Смоленской Одигитрии, временно помещенный в Успенском соборе Москвы, в день самой Битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери пронесли по улицам Москвы, а также в больных и раненых в Лефортовском суде. После победы над Наполеоном Смоленская Одигитрия, а также прославленные копии были возвращены в Смоленск.

Праздник в честь этой иконы установлен 28 июля 1525 года в память возвращения Смоленска Руси.Эта икона является одной из главных святынь Русской Церкви, и верующие получали и до сих пор получают от нее обильные благодати помощи и исцеления. Богородица через Свой Святой Образ помогает и укрепляет нас, ведет нас к спасению, и поэтому мы взываем к ней: О Всемилостивейшая Одигитрия, Хвала Смоленской и всей Русской Земле, ты — утверждение верующих людей. Радуйся, Одигитрия, Христиан спасение!

Тихвин.

По церковному преданию, эту икону написал святой апостол и евангелист Лука.В V веке он был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где разместился во Влахернской церкви. В 1383 году, примерно за 70 лет до взятия Константинополя турками, икона исчезла из церкви и со светящимися лучами света появилась над водами Ладожского озера. Дивно переносимая с места на место, она окончательно обосновалась недалеко от города Тихвина.

На месте появления Иконы построена деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.Позже великий князь Василий (1505-1533) с большим рвением построил каменную церковь вместо деревянной. В 1560 году по приказу царя Ивана Грозного при церкви был построен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.

В 1613-14 годах шведские войска, захватив Новгород, попытались разрушить монастырь, но с помощью Богородицы он был спасен. Ввиду приближающихся шведских войск монахи решили бежать из монастыря, взяв с собой чудотворную икону, но не смогли убрать ее с места.Это чудо преодолело их малодушие, и преподобные остались в монастыре, уповая на покровительство Богородицы. Небольшое количество защитников успешно отражало атаки захватчиков, так как атакующие шведы увидели множество воинов, идущих из Москвы, как небесное войско, и бежали.

После чудесного освобождения монастыря царские эмиссары прибыли из Москвы и, сделав копию чудотворной иконы, вернулись в старинный город Столбово, недалеко от Тихвина, где был заключен мир со шведами.Главной гарантией мира на Русских землях было принесение этого экземпляра Тихвинской иконы. Впоследствии этот экземпляр был перевезен в Москву и помещен в Успенский собор. Затем по просьбе новгородцев, граждане которых участвовали в войне со шведами, икона была возвращена в Новгород и помещена в соборе Святой Премудрости. Всероссийский праздник Тихвинской иконы Божией Матери, прославленный бесчисленными чудесами, учрежден Церковью в память о ее дивном явлении и покорении врагов покровом Богородицы.Отмечается 26 июня.

Почаев.

В 1340 году два монаха обосновались на горе Почаев (Волынская Малороссия) на месте, где сейчас находится Почаевский монастырь. Однажды, завершив свое келейное правление, один из монахов, взойдя на вершину горы, вдруг увидел Богородицу, стоящую на скале в окружении пламени. Удивленный, он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем этого видения был пастух Джон Босой, взбежавший на гору.Вместе трое прославили Бога и на скале, где стояла Богородица, остался отпечаток ее правой ноги. Вдобавок из того места, где она стояла, излился исцеляющий источник.

В 1559 году греческий митрополит Неофит, путешествуя по Волыни, остановился навестить дворянку Анну Гойскую в ее имении Орля, недалеко от Почаева. В благодарность за гостеприимство митрополит благословил ее иконой Богородицы, принесенной с собой из Константинополя.Позже было замечено, что от образа исходило сияние, и когда до него исцелился Филипп, брат Анны, она подарила его в 1597 году монахам, жившим на горе Почаев. Святой Образ был помещен в церковь, воздвигнутую в честь Успения Богородицы, а затем был построен монастырь, на содержание которого Анна Гойская выделила большие суммы. Позже, в 1602 году, икона была перенесена в только что достроенный храм Святой Троицы.

Чудотворная икона стала называться Почаевской, и среди многих очевидцев о помощи Царицы Небесной особенно известны следующие.Монах Почаевского монастыря попал в плен к татарам и, оказавшись в плену, вспомнил о Почаевском монастыре, его святынях, богослужениях и пении. В частности, преподобный тосковал по приближающемуся празднику Успения и со слезами умолял Богородицу об избавлении из плена. Вдруг по молитвам Пресвятой Богородицы стены темницы исчезли, и преподобный оказался в стенах Почаевского монастыря.

В 1675 г., во время войн с турками, к монастырю подошли полки татар, окружив его с трех сторон.Слабая ограда монастыря вместе со слабыми каменными постройками монастыря не представляла адекватной защиты осажденным монахам. При этом игумен Иосиф убедил находившихся там братии и мирян обратиться к Небесным Защитникам Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Монахи и миряне горячо молились, падая перед чудотворной иконой Божией Матери и перед святыней мощей преподобного Иова.

Утром 23 июля, с восходом солнца, татары созвали последний совет по поводу штурма монастыря, а игумен велел верующим спеть Акафист Богородице.При первых словах Акафиста Сама Пречистая Богородица внезапно появилась, развернув свой белый сияющий омофор, в окружении небесных ангелов с обнаженными мечами. Преподобный Иов был замечен возле Богородицы, склонившейся перед ней и молящейся о защите монастыря.

Татары приняли небесное войско за призраков и в замешательстве начали стрелять стрелами в Пресвятой Богородицы и преподобного Иова, но стрелы повернулись назад и ранили тех, кто стрелял в них.Террор охватил захватчиков, и в панике они обратились в бегство, в суматохе даже убив многих своих собратьев. Защитники монастыря бросились в погоню на бегущих татар, взяв в плен много пленных. Впоследствии многие из пленников приняли христианскую веру и навсегда остались в монастыре. Так, 23 июля Русская Церковь учредила праздник в память освобождения монастыря. Икона также празднуется 8 сентября и в пятницу Светлой седмицы.

Владимир.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы была написана святым евангелистом Лукой на доске, взятой со стола, на котором ели Спаситель вместе с Его Пречистой Матерью и Праведным Иосифом. Богородица, увидев этот Образ, произнесла: Отныне все поколения назовут Меня блаженным. Да пребудет с этой иконой благодать Родившегося от Меня, а также Моего.

В 1131 году икона была отправлена ​​на Русь из Константинополя к святому князю Мстиславу (1132) и отправлена ​​в Девичий монастырь Вышгорода, старинный удельный город Святой равноапостольной княгини Ольги.В 1155 году Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, привез икону во Владимир и установил ее 21 сентября 1164 года в великолепном Успенском соборе, где она оставалась 230 лет. В это время икона получила имя Владимирская.

В 1395 году России грозил грозный Завоеватель Востока Тамерлан. Великий князь Василий, сын Дмитрия Донского, который первым победил монголов на реке Дон, собрал войско, значительно уступающее по численности и силе армии Тамерлана, и занял свое место на реке Оке за Коломной.Боязливые москвичи постились и усердно молились во время Успенского поста, а чудотворная икона Пресвятой Богородицы была перенесена торжественным крестным ходом из Владимира в Москву.

26 августа, когда плачущие москвичи вышли встречать чудотворную икону на Кучковом поле, Тамерлану было видение, в котором величественная женщина, окруженная сияющим сиянием, велела ему покинуть пределы России. Поинтересовавшись, что это за сон, ему сказали, что сияющая женщина была Богородицей, великой Защитницей христиан.В это время Тамерлан отступил за пределы России. В память об этом событии и в честь иконы Пресвятой Богородицы Владимирской на том месте, где 26 августа встретили икону москвичи, был построен Богородичный монастырь. в этот день тоже был установлен праздник.

В 1480 году хан Золотой Орды Ахмет вторгся в Россию и встретил войско царя Ивана III на берегу реки Угры (называемой Кушаком Богородицы), защищавшей границы России.Татары и русские столкнулись друг с другом за рекой. Между тем жители Москвы молились Пресвятой Богородице об избавлении православной столицы. В результате хан неожиданно отступил, покинув пределы России. В благодарность за избавление страны от татар 23 июня был учрежден праздник в честь Владимирской Богородицы.

В 1521 году только чудотворная помощь Богородицы спасла Москву от сил Махмет-Гирея. , Хан крымских татар, объединившийся с ногайскими и казанскими татарами, а также литовцами, угрожал Москве.Царь Василий собрал войско для противостояния татарам, а митрополит Варлаам вместе с москвичами горячо молился об избавлении от гибели.

В то время у одной набожной слепой монахини было видение. От Спасских ворот Кремля вышли московские иерархи, покинувшие город, и несли с собой Владимирскую икону Божией Матери в связи с надвигающейся карой Божией жителей города. Святителей встретили у Спасских ворот преподобные преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутинский, слезно умоляя их не покидать Москву.По этой просьбе иерархи вернулись в Кремль и унесли Владимирскую икону. Подобный сон был дарован московскому святому Василию Василию-юродивому, которому было открыто, что по заступничеству Богородицы и молитвам святых Москва будет спасена.

Татарскому хану было видение Богородицы, окруженной грозной армией, бросающейся на его полки, и в страхе он бежал, а русская столица была спасена. По этой причине 21 мая Русская Церковь вновь поминает Владимирскую икону Пресвятой Богородицы.

Иверский (Иберийский).

Иверская икона Пресвятой Богородицы, которая особо почитается выше всех икон горы. Афон впервые появился примерно в середине 9 века. Святая Православная Церковь в то время была глубоко взволнована новыми волнами иконоборчества при императоре Феофиле; и чтобы уберечь Святые иконы от сожжения и осквернения, благочестивые люди пытались спрятать или спустить их на плаву по быстрым рекам или морям, доверив свою судьбу воле Божьей.

Так было с Иверской иконой Богородицы. По церковному преданию, чтобы спасти икону от иконоборцев, некая благочестивая вдова, жившая недалеко от города Никеи, спустила икону по водам моря, передав ее делу Пресвятой Богородицы. Но пока вдова и ее сын, помогавший ей спустить икону на воду, наблюдали, Святой Образ не исчез в воде, а поплыл на запад в вертикальном положении. Это побудило сына вдовы посвятить себя Богу, и он тайно отправился в Фессалоники, а оттуда на гору.Афон, где он поселился после пострижения в Иберийском монастыре (Иверон). Именно он рассказал присутствовавшим там монахам об иконе и таким образом сохранил ее священную память.

Однажды во второй половине 10 века монахи Иверского монастыря увидели огненный столп, поднимающийся из моря. Так продолжалось несколько дней и ночей. Вскоре собравшиеся на берегу иноки увидели икону Богородицы, которая, казалось, стояла прямо на поверхности воды, испуская лучи света.Тайну чудесного явления иконы открыла сама Пресвятая Богородица Гавриилу, благочестивому отшельнику Иверонскому, которому она пожелала пройти по воде и принять икону в свои руки. С великой радостью и церемонией монахи встретили Святой образ на берегу, и вскоре на месте была построена часовня.

Святая икона, положенная монахами на Престол монастырской церкви, вскоре оказалась сменившей свое место и стояла над воротами монастыря.И каждый раз, когда иноки возвращали икону на место, которое они выбрали, она чудом возвращалась к воротам монастыря. Наконец, через того же Гавриила Богородица открыла монахам, что это был визуальный знак того, что она сама хотела быть их привратником и хранителем не только в их нынешней жизни, но и в будущей. Таким образом, у этого особого Знака монахи построили у внутренних ворот монастыря особую часовню для иконы, где каждый день ревностно поклонялись.Икона была названа Иберийской (или Иверской) по имени монастыря, а Портаитисса (или Хранительница ворот) по названию ее места у ворот.

Однажды от удара бандита остался след на щеке Пресвятой Богородицы. Вид крови, стекавшей по щеке, напугал грабителя. Он обратился к Богу и к жизни святого подвижника. С тех пор все копии Иверской иконы Божией Матери изображали Ее со шрамом и каплями крови на Ее щеке.

Слава Иконы достигла России через благочестивых паломников.Он стал особенно почитаемым в России в 17 веке, когда две его ранних копии были привезены с горы. Один на Афоне в 1648 году, а другой в 1656 году, оба выполнены по приказу патриарха Никона. Один экземпляр поместили в Царском дворце, а затем в специальной часовне, построенной для него у Воскресенских ворот Москвы. Эта часовня была построена в 1685 году, и помещенная здесь икона особо почиталась в местных общинах как чудотворная. Другой экземпляр, заказанный патриархом Никоном, был доставлен в 1656 году в монастырь Святого озера.

Во время войны 1812 года чудотворная икона Божией Матери из Иверской часовни вместе с иконами Владимирской и Смоленской Богородицы была взята крестным ходом, и вознесены молитвы Богородице о победе за Русские армии над захватчиком Наполеоном. Со временем со Святой Иверской иконы Пресвятой Богородицы были сделаны многочисленные копии.

В церковном календаре Иберийская икона поминается трижды: 13 октября, в день, когда икона была принесена с горы.Афон в Москву в 1648 г .; 12 февраля, когда был установлен главный праздник Святой Иконы; и в Светлый вторник по афонскому обычаю. Множество вознесенных молитв к Иверской иконе Богородицы и богослужения в ее честь свидетельствуют о великой любви и почитании, с которыми она почитается среди всех икон Богородицы, которые являются духовной красотой русских православных. Церковь.

Казань.

В 1579 году, во время правления царя Ивана IV (Грозного), покорившего с Божьей помощью город Казань (ибо город был столицей татарского хана), была показана юная девушка Матрона во сне Богородица, которая велела ей пойти в город и рассказать архиепископу и правителям о ее Драгоценном Образе, который был похоронен в земле, и что они должны выйти и принести Святую Предмет из глубин земли ; Ей также было показано место, где будет найдена драгоценная жемчужина — чудотворная икона Божией Матери.Девушка видела это видение не раз, а неоднократно.

Матрона рассказала матери о чудесном видении, но не обратила внимания на слова своей маленькой дочери. Наконец молодая девушка увидела в пламени кухонного огня Икву, перед которой она услышала странный голос: «Если ты не перескажешь Мои слова, Я явлюсь в другом месте, и ты погибнешь». В это время мать прислушалась к словам дочери об этом страшном зрелище и пошла вместе с ней к архиепископу и губернатору города, но они не захотели им верить.

Вернувшись домой, мать молодой Матроны зарыла землю в указанном месте. К ней присоединились и другие, но икону никто не нашел. Затем девочка начала копать на месте, где когда-то стояла печь, и ей помогали другие. Когда выкопали более трех футов, произошло чудо, ибо явилась чудная Икона нашей Царицы, Богородицы и Пресвятой Богородицы, вместе с Предвечным Младенцем Христом. Эта чудотворная икона была покрыта старым рукавом из вишнево-красной ткани; Икона чудесно сияла, как будто ее только что написали, и пыль земная никак не повлияла на это чудо.

С большой честью Икона была доставлена ​​в церковь Николая Чудотворца в Казани, где архиепископ Иеремия спел Молебен. Крестный ход был собран и направился к Благовещенскому собору Казанского кремля. По дороге исцелились двое слепых, Иосиф и Никита, и это стало лишь первым из чудес, прославивших эту икону на всю Россию.

Копия иконы написана и отправлена ​​в Москву. Царь Иван повелел построить на месте явления церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, в которой поместили Святую икону, а также основать здесь женский монастырь.Позже Матрона и ее мать приняли постриг в этом монастыре. Так как Святая Икона была обретена в праздник преподобномученика Прокопия 8 июля, Церковь постановила, что впредь в этот день будет отмечаться и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Позже, в 1612 году, в Смутное время, Казанская икона была ответственна за избавление Москвы от вторгшихся поляков. По призыву тогдашнего Патриарха Гермогена (который был священником в церкви Св. Николая в Казани, когда была впервые найдена икона, и который позже написал отчет о находке), русский народ начал принимать меры для помощи Родина.По просьбе Патриарха Казанская икона Пресвятой Богородицы была отправлена ​​князем Димитрием Пожарским из Казани в Москву.

Зная, что вторжение произошло из-за их грехов, весь народ и ополчение взяли на себя трехдневный пост и с молитвой умоляли Господа и Его Пречистую Мать о небесной помощи. Молитвы были услышаны. От епископа Арсения (впоследствии епископа Суздальского), находившегося в плену у поляков, пришло известие о том, что в видении ему явлена ​​перемена в суде Божьем на милость по заступничеству Пресвятой Богородицы. .Услышав известие, русская армия 22 октября 1612 года освободила Москву от польских захватчиков. Таким образом, к этой дате был учрежден праздник в честь Казанской Божией Матери. И до наших дней эта икона особенно почитается русским православным народом.

.