Содержание

как советская девушка 128 дней простояла без движения — Рамблер/новости

24 января 1956 года в куйбышевской городской газете «Волжская коммуна» вышел фельетон под названием «Дикий случай». Он опровергал слухи, бродившие по городу: якобы девушка, вздумавшая танцевать на праздник с иконой Николая Угодника в руках, окаменела. Сегодня так называемое «Зоино стояние» относят к разряду церковных преданий.

Грешница и монах

В доме 84 по улице Чкалова в 1955 году будто бы жила некая Зоя Карнаухова. В новогоднюю ночь она решила устроить вечеринку: пригласила друзей и ждала жениха по имени Николай. Но тот все не шел. Тогда девушка схватила образ Николая Чудотворца, принадлежавший, видимо, ее матери, и бросилась с ним танцевать. Подруги уговаривали ее повесить икону на место, но в девушку словно черт вселился — она отвечала игриво: «Если есть Бог, Он меня накажет!»

В разгар танцев сверкнула молния, и грешница застыла на месте: тело ее стало твердым, превратилось в камень.[С-BLOCK]

Ее пытались сдвинуть с места, взять образ из рук – не выходило. Девушка была безмолвна, не подавала признаков жизни, только был еле слышен стук сердца.

Ни милиция, ни врачи сделать ничего не смогли. Девушка не ела и не пила, но оставалась жива. По ночам выкрикивала какие-то слова, просила молиться за людские грехи. Икону Зоя по-прежнему держала в руках.

В доме отслужили молебен. На праздник Благовещения явился какой-то старец — уговорил милиционеров, охранявших дом от любопытных зевак, пропустить его к Зое. Это был местный иеромонах Серафим Тяпочкин. Он смог вытащить икону у нее из рук, а затем сказал, что она будет стоять до Пасхи. Так и случилось: Зоя простояла неподвижно 128 дней. На Пасху девушка вернулась в прежнее состояние — ее тело стало мягким. Через три дня она умерла.[С-BLOCK]

Впрочем, есть версия, что никакой окаменевшей девушки не было. В доме жила женщина по имени Клавдия Болонкина с сыном. На Новый год он созвал друзей. Среди приглашенных была и Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом Николаем. Он тоже должен был появиться на вечеринке, но задерживался.

Действительно кто-то из девушек (а может, и та самая Зоя) устроил танцы с иконой, а проходившая мимо монашка увидела в окно и бросила: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Хозяйка же дома впоследствии стала распускать слухи о том, что так все и произошло.

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает, что факт «Зоиного стояния» имел место на самом деле.

«Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Ее верующая мать запрещала дочери веселиться во время рождественского поста», — вспоминает Державин. Далее рассказ настоятеля полностью повторяет вышеизложенную версию.[С-BLOCK]

Верующие куйбышевцы бурно отреагировали на слухи о чуде. Михаил Ефремов, в 1952—1959 годах занимавший пост первого секретаря Куйбышевского обкома КПСС, дал следующий комментарий местной прессе: «Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела. И пошло, начал собираться народ. Тут же выставили милицейский пост. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живет там старуха».

Впоследствии в архивах не обнаружилось имен Зои Карнауховой и монаха Серафима, а дом 84, как выяснилось, действительно принадлежал Клавдии Болонкиной. Правда, в городе якобы жила воцерковленная женщина, отождествлявшая себя с окаменевшей девушкой, вот ее-то и прозвали «каменной Зоей».

Память о «Зоином стоянии»

Уже в постперестроечные годы о легенде вспомнили. В 2000 году вышел 20-минутный документальный фильм «Стояние Зои», а в 2009 году — художественный фильм, режиссера Александра Прошкина «Чудо». В 2015 году вышел телефильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева. В том же году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) была опубликована повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Благодаря пропаганде к дому 84 на улице Чкалова в Самаре стали стекаться православные паломники. В 2012 году неподалеку от него на газоне был установлен памятник Николаю Чудотворцу, который был освящен 22 мая того же года, в день перенесения мощей святого. А 12 мая 2014 года «Зоин» дом сгорел. По одной из версий, в результате поджога.

Зоино стояние: чудо святого или бабкина сказка?

https://ria.ru/20190101/1548819511.html

Зоино стояние: чудо святого или бабкина сказка?

Более полувека назад в Самаре (тогда Куйбышеве) на Новый год произошла история, в которую до сих пор одни верят, а другие — нет. РИА Новости, 01.01.2019

2019-01-01T08:00

2019-01-01T08:00

2020-02-17T18:21

новости — религия и мировоззрение

аналитика — религия и мировоззрение

религия и мировоззрение

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/154881/95/1548819556_0:225:1000:788_1400x0_80_0_0_72e5e28b415b93582248288ad15f911c.jpg

<strong>МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Алексей Михеев, Людмила Максимова.</strong> Более полувека назад в Самаре (тогда Куйбышеве) на Новый год произошла история, в которую до сих пор одни верят, а другие — нет. Практически под бой курантов там «окаменела» девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николы Угодника. Говорили, что она простояла так шесть дней, но народная молва воскресила девушку к Пасхе. Было нечто подобное на самом деле или это все «поповские россказни», разбирался корреспондент РИА Новости.Ни жива и ни мертваМолодая работница Куйбышевского трубного завода Зоя Карнаухова пошатнула атеистический фундамент советского общества, остолбенев накануне областной партконференции и всего за месяц до знаменитого XX съезда КПСС. В ночь на 14 января 1956 года компания молодых людей собралась в доме Клавдии Болонкиной отметить старый Новый год. Начались танцы, а Зоя все стояла в сторонке — ее парень Николай почему-то задержался. И так ей стало обидно, что она схватила с божницы икону Николая Чудотворца, принялась танцевать с ней: мол, раз мой Николай не пришел, пусть этот будет моим кавалером. Подруги пытались остановить ее: «Зойка, — говорили, — что ты творишь!» Но та уже вошла в раж: дескать, вот пусть Бог и накажет, если Он есть. И тут что-то грохнуло, погас свет и молния озарила комнату, посреди которой с иконой в руках застыла Зойка.По вызову скорой приехала Анна Калашникова. Обездвиженная Зоя была холодной и твердой, как статуя, но дышала, сердце билось. Врач пыталась сделать ей укол, но иглы ломались о затвердевшие мышцы.Позже в Самаре служил внук Анны Павловны — священник Виталий Калашников. Он вспоминал: «В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась, хотя и давала подписку, что сейчас была в том доме по вызову, видела застывшую Зою и икону святителя Николая у нее в руках».Толпа росла как на дрожжахПравоохранители от увиденного были в шоке, в Самаре до сих пор рассказывают о поседевшем от ужаса молодом милиционере. Утром возле дома собрались желающие посмотреть на «каменную бабу». К вечеру толпа разрослась до тысячи человек. Выставили патрули, но людей сначала не трогали, видимо, сказывалось первое замешательство. Об этом тогдашний секретарь епархиального управления Андрей Савин рассказал протоиерею Николаю Агафонову. Священник провел тщательное расследование событий тех дней и написал книгу «Стояние».На пятый день стояния пришелся пик возбуждения. Толпу разогнали конные милиционеры. Вскоре начиналась областная партконференция, поэтому чиновники не выдержали — позвонили в епархию. Уполномоченный по делам религий Алексеев попросил епископа Иеронима с амвона церкви назвать этот случай нелепой выдумкой. Но владыка решил сначала сам во всем удостовериться и сказал, что направит священника Александра Надеждина на место происшествия. Уполномоченный растерялся, обещал перезвонить. «Позвонили через два дня, — вспоминает Андрей Савин, — и сказали, что наше вмешательство уже не требуется». Двадцатого января первому секретарю обкома Михаилу Ефремову доложили, что Зоя ожила, он объявил случившееся выдумкой и велел снять с дома охрану.»Ну что, милая, устала стоять?»»Рассказ о том, как девушка танцевала с иконой Николая Чудотворца и была наказана за святотатство, я услышал еще в детские годы. В Самаре и сейчас можно встретить немало свидетелей, которые сами видели и столпотворение на улице Чкалова, и милицию, охранявшую дом. В 1977 году мне посчастливилось общаться с женщиной, побывавшей в том доме и лично видевшей стоящую Зою. С тех пор я стал интересоваться подробностями этой истории. Мне всегда везло на встречи с людьми, которые хоть в малой степени могли пролить свет на чудо Зоиного стояния. Еще совсем недавно, когда я служил в Троицком приходе города Тольятти, у нас в храме работала родная сестра сержанта, стоявшего в охране дома на Чкалова», — говорит протоиерей Николай Агафонов.Версий, рассказывающих о «воскресении» Зои, немало. Называются даже имена реальных священнослужителей, вынувших из рук девушки икону, после чего она якобы очнулась. В его книге изложена другая версия, тоже очень популярная среди верующих: вернул Зою к жизни сам святитель Николай. На третий день милиционер пустил в дом благообразного седого дедушку и услышал, как он сказал: «Ну что, милая, устала стоять?»Зою увезли. Что с ней стало, неизвестно: кто-то говорит, что она умерла в психбольнице, а кто-то — окончила свои дни в монастыре. Считается, что после случившегося Зоя уверовала в бога и призывала всех молиться и каяться.Болонкиных из злосчастного дома сразу переселили. И уже 21 января, чтобы быстрее развеять слухи, на Чкалова стали водить экскурсии.»Жаль, что экскурсанты не догадались заглянуть под аккуратно расстеленные половички, а то бы они увидели заметание следов — свежие половые доски и свежую краску, — рассказывает отец Николай. — Дело в том, что Зою пытались вырубить из пола вместе с досками, но из дерева брызнула кровь. Разницу между досками отмечали даже в XXI веке, пока дом еще был цел. Я служу в храме святых апостолов Петра и Павла, который находится всего в пяти-семи минутах ходьбы от дома, где стояла Зоя. В нашем храме жил и работал алтарник Николай Александрович, он умер в 2017 году. Он мне рассказывал, что, когда пришел на улицу Чкалова после крещенских праздников, там никакой милиции не было, а окна того дома были заколочены досками. То есть там уже никто не жил».Между тем вскоре после этих событий епископа Иеронима сместили с Куйбышевской кафедры.Святой спас»Эти события пришлись на тот период времени, когда все, что связано с необъяснимыми явлениями, замалчивалось и затиралось. Все это объявляли вымыслом, но я верю, что это чудо произошло в нашем городе», — говорит настоятель храма мученицы Татианы при Самарском государственном университете протоиерей Сергий Рыбаков. В 2005 году у него служил старенький дедушка Иван Иосифович, который пацаном пытался перемахнуть через забор дома, где стояла Зоя. Он рассказывал, что там действительно были милицейские кордоны, которые никого не пускали. Время было непростое, историю предпочли забыть — все допросы, свидетельства заархивированы, но архив не открыт до сих пор.Загадочного дома в Самаре на Чкалова больше нет — он сгорел в 2014 году. Но еще пять лет назад сюда отовсюду стекались паломники. А сегодня рядом стоит памятник святителю Николаю.»В этой истории мы видим проявление любви божией и что Господь поругаем не бывает. Он попустил такое искушение не для того, чтобы девушке было плохо, а чтобы она спаслась, и в назидание всем», — считает духовник Свято-Никольского монастыря Новосергиевского района Оренбургской области иеромонах Агафангел (Аксенов).А отец Николай Агафонов уверен, что благодаря «Зоиному стоянию» «многие пришли к Богу, значит, все не напрасно».

https://ria.ru/20181219/1548215968.html

https://ria.ru/20180906/1527909444.html

https://ria.ru/20180825/1527203235.html

Nikolay Trikin

и ещё. сейчас спустя время начинают говорить что этого не было. Полный абсурд. Ну как может на пустом месте все это возникнуть. И само событие, и такой резонанс, и милиция и врачи, и священники. Просто так?

13

Nikolay Trikin

Конечно, то что не может объяснить обычный материалистический ум, называется выдумкой. Если у человека есть какой-либо духовный или оккультный опыт, он уже понимает, что все возможно. Есть разные уровни и планы сознания. С высших планов что-то воплощается здесь. Для тех, для кого существует лишь материальный физический план, все это выдумка. А когда такие люди встречается с тем, что не могут объяснить, то сразу же объявляют, что этого нет

12

7

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/154881/95/1548819556_0:137:1000:887_1400x0_80_0_0_4610acfa501842e29d62ebe783f85f30.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

новости — религия и мировоззрение, аналитика — религия и мировоззрение, общество

МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Алексей Михеев, Людмила Максимова. Более полувека назад в Самаре (тогда Куйбышеве) на Новый год произошла история, в которую до сих пор одни верят, а другие — нет.

Практически под бой курантов там «окаменела» девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николы Угодника. Говорили, что она простояла так шесть дней, но народная молва воскресила девушку к Пасхе. Было нечто подобное на самом деле или это все «поповские россказни», разбирался корреспондент РИА Новости.

Ни жива и ни мертва

Молодая работница Куйбышевского трубного завода Зоя Карнаухова пошатнула атеистический фундамент советского общества, остолбенев накануне областной партконференции и всего за месяц до знаменитого XX съезда КПСС. В ночь на 14 января 1956 года компания молодых людей собралась в доме Клавдии Болонкиной отметить старый Новый год. Начались танцы, а Зоя все стояла в сторонке — ее парень Николай почему-то задержался. И так ей стало обидно, что она схватила с божницы икону Николая Чудотворца, принялась танцевать с ней: мол, раз мой Николай не пришел, пусть этот будет моим кавалером. Подруги пытались остановить ее: «Зойка, — говорили, — что ты творишь!» Но та уже вошла в раж: дескать, вот пусть Бог и накажет, если Он есть. И тут что-то грохнуло, погас свет и молния озарила комнату, посреди которой с иконой в руках застыла Зойка.

19 декабря 2018, 08:00Религия и мировоззрение»Так заповедал Никола». Кому и как можно пить пиво в пост

По вызову скорой приехала Анна Калашникова. Обездвиженная Зоя была холодной и твердой, как статуя, но дышала, сердце билось. Врач пыталась сделать ей укол, но иглы ломались о затвердевшие мышцы.

Позже в Самаре служил внук Анны Павловны — священник Виталий Калашников. Он вспоминал: «В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась, хотя и давала подписку, что сейчас была в том доме по вызову, видела застывшую Зою и икону святителя Николая у нее в руках».

Толпа росла как на дрожжах

Правоохранители от увиденного были в шоке, в Самаре до сих пор рассказывают о поседевшем от ужаса молодом милиционере. Утром возле дома собрались желающие посмотреть на «каменную бабу». К вечеру толпа разрослась до тысячи человек. Выставили патрули, но людей сначала не трогали, видимо, сказывалось первое замешательство. Об этом тогдашний секретарь епархиального управления Андрей Савин рассказал протоиерею Николаю Агафонову. Священник провел тщательное расследование событий тех дней и написал книгу «Стояние».

«Толпа росла как на дрожжах. Те дни были очень для нас напряженными, народ, естественно, ждал от нас разъяснений, но ни один священник и близко к тому дому не подходил. Боялись», — говорил Савин.

На пятый день стояния пришелся пик возбуждения. Толпу разогнали конные милиционеры. Вскоре начиналась областная партконференция, поэтому чиновники не выдержали — позвонили в епархию. Уполномоченный по делам религий Алексеев попросил епископа Иеронима с амвона церкви назвать этот случай нелепой выдумкой. Но владыка решил сначала сам во всем удостовериться и сказал, что направит священника Александра Надеждина на место происшествия. Уполномоченный растерялся, обещал перезвонить. «Позвонили через два дня, — вспоминает Андрей Савин, — и сказали, что наше вмешательство уже не требуется». Двадцатого января первому секретарю обкома Михаилу Ефремову доложили, что Зоя ожила, он объявил случившееся выдумкой и велел снять с дома охрану.

«Ну что, милая, устала стоять?»

«Рассказ о том, как девушка танцевала с иконой Николая Чудотворца и была наказана за святотатство, я услышал еще в детские годы. В Самаре и сейчас можно встретить немало свидетелей, которые сами видели и столпотворение на улице Чкалова, и милицию, охранявшую дом. В 1977 году мне посчастливилось общаться с женщиной, побывавшей в том доме и лично видевшей стоящую Зою. С тех пор я стал интересоваться подробностями этой истории. Мне всегда везло на встречи с людьми, которые хоть в малой степени могли пролить свет на чудо Зоиного стояния. Еще совсем недавно, когда я служил в Троицком приходе города Тольятти, у нас в храме работала родная сестра сержанта, стоявшего в охране дома на Чкалова», — говорит протоиерей Николай Агафонов.

Версий, рассказывающих о «воскресении» Зои, немало. Называются даже имена реальных священнослужителей, вынувших из рук девушки икону, после чего она якобы очнулась.

«Лет тридцать пять назад старые священники мне говорили, что был негласный запрет архиерея: никому возле того дома не появляться, чтобы власти не могли обвинить духовенство в подстрекательстве народа. Так что все это благочестивые выдумки, будто в дом ходили священники, да еще и служили там молебны», — продолжает отец Николай.

В его книге изложена другая версия, тоже очень популярная среди верующих: вернул Зою к жизни сам святитель Николай. На третий день милиционер пустил в дом благообразного седого дедушку и услышал, как он сказал: «Ну что, милая, устала стоять?»

Зою увезли. Что с ней стало, неизвестно: кто-то говорит, что она умерла в психбольнице, а кто-то — окончила свои дни в монастыре. Считается, что после случившегося Зоя уверовала в бога и призывала всех молиться и каяться.

6 сентября 2018, 08:00Религия и мировоззрение»Дошли прямо до бесов»: что остановило работы на Кольской скважине

Болонкиных из злосчастного дома сразу переселили. И уже 21 января, чтобы быстрее развеять слухи, на Чкалова стали водить экскурсии.

«Жаль, что экскурсанты не догадались заглянуть под аккуратно расстеленные половички, а то бы они увидели заметание следов — свежие половые доски и свежую краску, — рассказывает отец Николай. — Дело в том, что Зою пытались вырубить из пола вместе с досками, но из дерева брызнула кровь. Разницу между досками отмечали даже в XXI веке, пока дом еще был цел. Я служу в храме святых апостолов Петра и Павла, который находится всего в пяти-семи минутах ходьбы от дома, где стояла Зоя. В нашем храме жил и работал алтарник Николай Александрович, он умер в 2017 году. Он мне рассказывал, что, когда пришел на улицу Чкалова после крещенских праздников, там никакой милиции не было, а окна того дома были заколочены досками. То есть там уже никто не жил».

Между тем вскоре после этих событий епископа Иеронима сместили с Куйбышевской кафедры.

Святой спас

«Эти события пришлись на тот период времени, когда все, что связано с необъяснимыми явлениями, замалчивалось и затиралось. Все это объявляли вымыслом, но я верю, что это чудо произошло в нашем городе», — говорит настоятель храма мученицы Татианы при Самарском государственном университете протоиерей Сергий Рыбаков.

В 2005 году у него служил старенький дедушка Иван Иосифович, который пацаном пытался перемахнуть через забор дома, где стояла Зоя. Он рассказывал, что там действительно были милицейские кордоны, которые никого не пускали. Время было непростое, историю предпочли забыть — все допросы, свидетельства заархивированы, но архив не открыт до сих пор.

25 августа 2018, 08:00Религия и мировоззрение»От руки идет тепло»: в Россию привезли самые необычные мощи

Загадочного дома в Самаре на Чкалова больше нет — он сгорел в 2014 году. Но еще пять лет назад сюда отовсюду стекались паломники. А сегодня рядом стоит памятник святителю Николаю.

«В этой истории мы видим проявление любви божией и что Господь поругаем не бывает. Он попустил такое искушение не для того, чтобы девушке было плохо, а чтобы она спаслась, и в назидание всем», — считает духовник Свято-Никольского монастыря Новосергиевского района Оренбургской области иеромонах Агафангел (Аксенов).

А отец Николай Агафонов уверен, что благодаря «Зоиному стоянию» «многие пришли к Богу, значит, все не напрасно».

Разоблачаем! В Самаре окаменела девушка с иконой?

Это чрезвычайное и загадочное событие как утверждается произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. В нём жила обычная женщина Клавдия Болонкина, сын которой надумал пригласить в новогоднюю ночь своих друзей. Среди приглашённых была девушка Зоя, с которой Николай незадолго до этого начал встречаться.

Все подруги — с кавалерами, а Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво.

Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.

Врач «скорой» Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива, мне удалось с ней поговорить.

— Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались…

О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали «Зоя каменная».

В дом к «каменной Зое» всё же пришлось приглашать священнослужителей, ибо приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Но никому из батюшек не удавалось что-то изменить, пока не пришёл иеромонах Серафим (Полоз). Говорят, он был настолько светел душой и добр, что даже обладал даром предсказания. Он и смог забрать икону из застывших рук Зои, после чего предрёк, что её «стояние» закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. Говорят, что Полоза после этого власти просили отказаться от причастности к делу Зои, но он отверг предложение. Тогда ему сфабриковали статью о мужеложстве и отправили отбывать срок. После освобождения в Самару он не вернулся…

Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!» С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка.

После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы. Люди скупали кресты, свечи, иконы. Кто не был крещён, крестился…

Но что же было на самом деле ?

Несмотря на то, что с момента описываемых событий уже прошли десятилетия, о чуде «окаменевшей отроковицы Зои» до сих пор ходят рассказы, в которых быль причудливо перемешана с небылицами. Но на основании материалов, собранных в результате проведенного автором журналистского расследования, сейчас можно утверждать, что на самом деле никакого так называемого «чуда каменной Зои» в январе 1956 года в Куйбышеве попросту не было. Но что же тогда здесь случилось? Какие реальные факты есть в истории «окаменевший Зои»?

Первый факт. Никем и никогда не оспаривалось, что в период с 14 по 20 января 1956 года в городе Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось невиданное до того скопление людей (по оценкам, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек). Все они были привлечены сюда устными сообщениями (слухами) о том, что в указанном доме якобы стоит некая окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. При этом имя Зоя во время указанных событий никем не называлось, а появилось оно применительно к этой истории десятилетиями позже. Фамилия Карнухова у главной героини и вовсе возникла лишь в 90-х годах.

Что же касается причин этого столпотворения, то, по мнению специалистов, здесь произошел редкий, но реально и неоднократно описанный в литературе социально-психологический феномен под названием «массовый психоз». Так называют явление, когда в благоприятных для того социальных условиях брошенная в толпу неосторожная фраза или даже одно слово может спровоцировать массовые волнения, беспорядки и даже галлюцинации. В данном же случае благодатной почвой для такого психоза стала политическая обстановка в стране, сложившаяся в условиях «хрущевской оттепели» и развенчания культа личности Сталина, когда люди почувствовали реальные послабления со стороны государства в отношении верующих.

Второй факт. В Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (бывший архив обкома КПСС) хранится неправленая стенограмма 13-й Куйбышевской областной партийной конференции, которая состоялась 20 января 1956 года. Здесь можно прочитать, как тогдашний первый секретарь обкома КПСС Михаил Тимофеевич Ефремов высказался о «чуде»:

«В городе Куйбышеве широко распространены слухи о происшедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей партийных органов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела, и пошло, начал собираться народ потому, что неумно поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил здесь руку. Тут же выставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось нашей милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию, а народ, раз так — все туда. Некоторые додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома посоветовалось и дало указание снять все наряды и посты, убрать охрану, нечего там охранять. Как только убрали наряды и посты, так народ стал рассеиваться, и сейчас, как мне докладывали, почти никого нет. Неправильно поступили органы милиции, и стали приковывать внимание. А по существу это самая настоящая глупость, никаких танцев, никаких вечеринок в этом доме не было, живет там старуха. К сожалению, наши органы милиции здесь не сработали и не выяснили, кто распространил эти слухи. Бюро обкома порекомендовало рассмотреть этот вопрос на бюро горкома, и виновников строго наказать, а товарищу Страхову [редактор газеты обкома КПСС «Волжская коммуна» — В.Е.] дать разъясняющий материал в газету «Волжская коммуна» в виде фельетона»

Такая статья под заголовком «Дикий случай» действительно была опубликована в «Волжской коммуне» от 24 января 1956 года

Что касается поисков и наказания виновных в этом «диком случае», то их нашли на той же партийной конференции в лице секретарей по идеологии областного и городского комитетов КПСС. Вот что об этом записано в неправленой стенограмме:

«Сегодня тов. Ефремов поведал о чуде. Это позор для областной партийной конференции. Виновником № 1 является тов. Деревнин [третий секретарь Куйбышевского обкома КПСС по идеологии – В.Е.], виновником № 2 тов. Черных [третий секретарь куйбышевского горкома КПСС по идеологии – В.Е.], они не выполнили решение ЦК партии об антирелигиозной работе. Ведь даже в отчетном докладе обкома партии ни слова не сказано, какую работу обком партии проделал по выполнению этого замечательного решения ЦК партии. Я думаю, что т. Деревнин должен был освободиться от многих лишних нагрузок и заниматься только идеологической работой, идеологическая работа только страдает. Я не отвожу его кандидатуру, но хочу, чтобы третий секретарь по-настоящему занимался идеологической работой, был решительным и смелым в любых вопросах, чтобы мы, работники идеологического фронта не страдали от этого»

В итоге все кончилось тем, что т. Деревнина на партийной конференции лишь слегка пожурили за упущения в антирелигиозной работе — и оставили в прежней должности, а он в ответном слове клятвенно пообещал наверстать упущенное.

Из других источников:

Данные, приведённые в газетах «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда», свидетельствуют о том, что, вероятно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС в 1952—1959 годах Михаил Ефремов рассказывает о событии следующее:

Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь — и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха.

Дом № 84 принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и монаха Серафима в архивах найдено не было. По рассказам очевидцев, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», — а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.

Имя же Зое Карнауховой дала женщина, поверившая в легенду настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей», и имя стало частью легенды…

Прошло без малого три десятилетия с того времени, и в стране наступила горбачевская перестройка. Именно тогда вокруг «чуда окаменевшей Зои» появилось множество «вторичных» свидетелей, то есть таких людей, которые сами при событиях 1956 года не присутствовали, но слышали о них много такого, чего на самом деле никогда не происходило, и до сих пор ничем не подтверждается. Именно их фантазии сейчас в основном и печатает «желтая пресса», хотя ничего общего с реальными событиями эти домыслы не имеют.

А вот почему у дома № 84 на улице Чкаловской появилась описанная выше толпа, никто точно в 1956 году сказать не мог, как не может сказать и сейчас. Поэтому самой правдоподобной в данном случае выглядит изложенная выше версия о массовом психозе, который спровоцировал толпу людей на массовые волнения, беспорядки и даже на галлюцинации.

К безусловным вымыслам в этой истории можно отнести, например, постоянно встречающиеся в СМИ рассказы о врачах «скорой помощи», которые якобы пытались оживить Зою на месте или сделать ей уколы, а также о милиционерах, будто бы побывавших в легендарной комнате и от увиденного вмиг поседевших. В том же ряду стоят и легенды о некоем святом старце, который в те дни вроде бы приезжал в Куйбышев из дальней обители и каким-то образом общался с «окаменевшей отроковицей». На самом деле не существует никаких реальных доказательств существования всех перечисленных выше людей, а есть только расхожие сплетни.

При этом очень печально, что интерес к событиям в Куйбышеве многолетней давности и раньше, и сейчас проявляли и проявляют кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, что если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, то ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

Нельзя не упомянуть, что в 2009 году режиссером Александром Прошкиным был снят фильм «Чудо»

где автор использовал сюжет этой куйбышевской городской легенды. Действие фильма происходит в вымышленном городе Гречанске, а фигурируют в нем некие мифические личности, в число которых нужно включить и тогдашнего руководителя нашей страны Никиту Хрущева. Персонажа, названного этим именем, тоже в реальности никогда не существовало, так как подлинный Хрущев во время описанных выше событий в Куйбышев не приезжал, и, соответственно, не мог видеть «каменную девку», и тем более не мог вести себя по-хамски в отношениях с подчиненными, что тоже показано в творении Прошкина.

Но, однако, несмотря на все перечисленные выше несуразицы, в самом конце этой фантастической киноленты по экрану проплывают титры, из которых следует, что фильм снят на основе реальных событий, произошедших в 1956 году в городе Куйбышеве. Это выглядит примерно так же, как если бы авторы известной киносказки «Кащей Бессмертный» в титрах к ней написали, что фильм снят на основе событий, произошедших на Руси в 1237 году. Если бы тогда это произошло, то режиссера «Кащея Бессмертного» Александра Роу просто подняли бы на смех

Зато к фильму Прошкина нынешние зрители относятся со всей серьезностью, а многие и вовсе его считают чуть ли не документальным источником по советской истории. Печально, что вот таким образом наш мастер кинематографа приложил руку к пропаганде откровенного мракобесия.

А в 2010 году местные власти сообщили, что в городе должен появиться еще один памятный знак — на этот раз не историческому деятелю, а героине одной из городских легенд — «каменной Зое».

Появился он или нет я не знаю, кто местные сообщите!

[источники]
источники
http://nnm.me/blogs/obraz01/tayna-okamenevshey-devushki-zoi-128-dney-bez-edy-i-vody/
http://xn—-7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F/%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%BE-%D0%BB%D0%B8-%C2%AB%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%BE-%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%88%D0%B5%D0%B9-%D0%B7%D0%BE%D0%B8%C2%BB.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%97%D0%BE%D0%B8

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!

Давайте еще вспомним интересные разоблачения: вот утверждают, что Вице-президент РЖД был барабанщиком Цоя, а вот Главные ляпы в книге «Архипелаг ГУЛАГ» и действительно ли Троцкий основал KFC?. А можно еще вспомнить про Распространённые заблуждения и вопросы по средневековому оружию и броне и Вся неправда о Джордано Бруно

Окаменевшая девушка с иконой Николая Чудотворца: подлинная история Зоиного Стояния

Вот уже более 60 лет народ хранит память о необычайном происшествии, имевшим место в Куйбышеве (ныне Самаре). Оно именуется «Зоино стояние», слух о нем передается из уст в уста, иногда что-то добавляется или убавляется. Некоторые подробности этого чуда были придуманы, как выяснилось, но то, что окаменевшая девушка с иконой Николая Чудотворца действительно была, сомнений нет. Иначе почему о нем столько говорят даже спустя много лет?!

Народная легенда

народная легенда об окаменевшей девушке

народная легенда об окаменевшей девушкеВикипедия называет это событие народным преданием, городской легендой. Ничего конкретного в подтверждении существования девушки, которая когда-то застыла с иконой, статья не приводит. Но зато имеются сведения о книге, написанной священником Николаем Агафоновым «Стояние». Как утверждает автор, он долго собирал сведения и документы об истории, рассказывающей об окаменевшей девушке с иконой.

В начале этого века кинематограф вернулся к этой легенде. По ее мотивам было снято несколько фильмов.

Интересно! Когда можно попасть в храм Казанской иконы в Коломенском

Один из них – двадцатиминутный документальный фильм режиссера Дмитрия Одерусова. Он снял фильм глазами верующего православного человека. Благословение на съемки фильма дал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. В нем были использованы свидетельства очевидцев и даже священника, мама которого работала в скорой помощи и приезжала к Зое по вызову.

Еще один фильм – художественныйрежиссера А.Прошкина, называется он «Чудо». В нем играют знаменитые актеры:

  • Сергей Маковецкий;
  • Константин Хабенский;
  • Полина Кутепова.

И третий телевизионный фильм «Зоя», снятый по пьесе А.Игнашева, в нем главную роль играла актриса из Самары.

легенда об окаменевшей девушке

легенда об окаменевшей девушке

Как это происходило

История про окаменевшую девушку с иконой произошла в новогоднюю ночь с 31 декабря 1955 года на 1 января 1956 года. В доме 84 по улице Чкалова проживала семья Болонкиных, мать и юный сын. В этот праздник сын устроил вечеринку. Были приглашены друзья, среди которых находилась Зоя Карнаухова.

Познавательно! Сайт для верующих Светёлка

После застолья, где, конечно, был и алкоголь, молодые люди устроили танцы. Все быстро разошлись по парам, а Зоя сидела одна и скучала, потому что ее парень по имени Николай не пришел на вечеринку.

танец зои со святым николаем

танец зои со святым николаемВероятно, подвыпившая девушка решила развеяться и, достав образ святителя Николая, сказала: «Раз моего Николая нет, то я буду танцевать с иконой Николая Чудотворца!».

Тут даже многие выпившие друзья протрезвели и стали урезонивать ее, говоря, что это – страшный грех. На их предупреждения она смело возразила: «Если Бог существует, пусть он остановит меня!». Зоя стала танцевать с иконой, но не прошло и минуты, как раздался страшный гром, и блеснула молния.

Интересно! Сильная молитва святому Иоанну Сочавскому на успешную торговлю

Все испугались и когда зажгли свет, то увидели застывшую девушку с иконой Николая Чудотворца. Друзья сначала подумали, что она просто замерла от страха, стали ее трясти, шевелить, но вдруг поняли, что Зоя стала холодная и неподвижная, как камень. С криками ужаса выбежали парни и девушки из избы и разбежались кто куда.

Видимо, жильцы пытались расшевелить Зою, растолкать, но ничего не получалось. Тогда они вызвали скорую помощь. Врач, приехавшая по вызову, хотела сделать укол девушке, которая танцевала с иконой и замерла, но все попытки были безрезультатны.

Иглы гнулись, соприкоснувшись с ее телом, как будто их втыкали в камень. Фамилия женщины-врача Калашникова, ее сын, ставший священником, поведал потом всем эту историю.

Он рассказал, что мама приехала на рассвете сильно возбужденная. Она прокричала: «Вы тут спите, а там такое творится!». И рассказала историю о девушке с иконой, которая с ней произошла. Хотя врач и дала расписку о неразглашении, но удержаться не смогла.

мама окаменевшей зои

мама окаменевшей зоиТакже бесполезно пытались сдвинуть Зою с места, чтобы уложить ее на кровать. Она словно приросла к полу! Пытались даже вырубить топором доски вместе с ней, пока из пола не хлынула кровь. Святой образ из рук окаменевшей девушки тоже никто не мог вырвать. Ее мама, говорят, была верующим человеком и отговаривала дочь от вечеринки в рождественский пост, но Зоя не послушалась.

Важно! Пост, как известно, время покаяния, молитвы и воздержания во всех смыслах. Это касается не только еды, но и развлеченийПоэтому церковь всегда предупреждает людей о том, что новогодний праздник, приходящийся под конец рождественского поста, не следует проводить в пьяных застольях, танцах и т.д.

Когда сказали матери о том, что ее дочь окаменела с иконой, она прибежала и, увидев Зою, упала в обморок. Ее увезли в больницу, а после того как ее выписали, мать постоянно стала молиться за дочь.

Молва быстро разнеслась по городу, и к утру уже множество людей спешили попасть в этот дом, где стояла застывшая девушка с иконой. Тогда жителям пришлось вызвать милицию, которая сдерживала огромную толпу на улице. В дом никого не впускали, хотя желающих было сотни, иногда даже тысячи в течение дня.

Важно! Когда отмечают именины Ирины по церковному православному календарю

стояние зои с иконой

стояние зои с иконой

Говорят, что милиционер, который охранял ее, слышал ночью, как она страшно кричала: «Мама, молись! Мы все погибаем в грехах!».

Одна жительница Самары рассказывает, что подходила к этому милиционеру и спрашивала: «Что там случилось?». Он ответил, что ему не велено разглашать. Но когда 26-летний парень снял милицейскую фуражку, женщина увидела, что его волосы стали седыми. Такое редко случается просто так с молодыми людьми – только от сильного стресса.

Услышав про чудо девушки с иконой, в этот дом приезжал архиерей. Его впустили, но он не смог вынуть икону из рук, так и уехал.

Полезное видео: документальный фильм об окаменевшей Зое

Реакция властей

реакция властей на окаменевшую зою

реакция властей на окаменевшую зоюПредставители Советской власти весьма остро отреагировали на это чудо, почувствовав, видимо, некую угрозу для себя. Ведь множество людей после этого поспешили в единственную открытую церковь, принимали таинства крещения, исповедовались, причащались. Случилось даже так, что все крестики в храме были раскуплены. Конечно, это не могло понравиться существующим властям.

Вскоре появилась статья в газете «Московский комсомолец», разоблачающая «обман и пустые слухи». Редакция газеты, однако, не опровергала наличие в доме девушки, которая окаменела с иконой, но называла это событие «позором для коммунистов». В чем состоял позор, подробно не раскрывалось.

Однажды из райкома позвонили настоятелю местного храма с приказом объявить на проповеди с амвона, что никакого чуда в доме по улице Чкалова не было и нет.

Тогда мудрый батюшка ответил: «А вы меня впустите в дом, я посмотрю, что там ничего нет, тогда и скажу народу. Я людям врать не имею права». На это власти ответили, что подумают и вынесут свое решение. Через какое-то время священнику перезвонили и сказали, что в дом его не впустят и ничего объявлять с амвона не надо.

По некоторым сведениям, всех, кто был на той роковой вечеринке, лишили свободы на несколько лет.

молитва за каменную зою

молитва за каменную зоюСуществует версия, что некий иерей Димитрий приходил в дом, служил молебен и смог вынуть икону из рук окаменевшей девушки.

Потом он принял монашество с именем Серафим, и его тоже посадили на некоторый срок. Освободившись, он служил в отдаленном приходе. Икону Николая Чудотворца, с которой стояла окаменевшая девушка, он поместил в алтарь в своем храме.

Полезное видео: фильм «Стояние зои»

Таинственный старичок

Пока власти вели горячую борьбу с людскими суевериями про окаменевшую девушкуЗоя продолжала стоятьИ длилось это не неделю, не месяц, а почти полгода.

Некоторые врачи и даже некий профессор обследовали тело, установив биение сердца. Но ничего конкретного они сказать не смогли. Вначале была версия, что это обыкновенный столбняк. Однако при таком заболевании обычно лежат, а не стоят в течение такого долгого времени. Больных столбняком можно переносить с места на место, а в этом случае тело Зои невозможно было оторвать от пола.

Интересно! Сильная молитва для студентов на сдачу экзамена

Кроме того, никакой человеческий организм не выдержит отсутствие пищи и воды в течение нескольких месяцев. Так, не разобравшись толком в этом феномене, доктора прикрыли расследование о девушке с иконой.

прощение зои

прощение зоиИ вот однажды к дому, где Зоя застыла с иконой, подошел один благообразный старичок. Он очень просил впустить его внутрь, но милиция отказала ему. По слухам он приходил на следующий день, но опять последовал отказ.

На третий день дедушка смог каким-то образом пробраться в дом. Опомнившись, служители порядка ринулись за ним, но в помещении никого не нашли, кроме Зои. Они стали искать его везде, но тот словно сквозь землю провалился. И тут, по преданию, когда милиционеры взглянули на девушку, она глазами показала в красный угол, где стояли образа. И они поняли, что старичок ушел именно туда.

Так и появились слухи о том, что каменную Зою с иконой навестил сам Николай Чудотворец. Предполагается, что он это сделал с целью прощения девушки. По некоторым сведениям, слышно было, как старичок при входе сказал: «Устала стоять, милая?»

Важно! Святитель Николай, служивший в 4 веке нашей эры архиепископом в городе Миры в Ликии, являл много чудес в течение своей жизни и после ухода в мир иной.

Его отличают такие душевные качества, как:

  • доброта;
  • снисхождение к бедным людям;
  • простота;
  • отзывчивость.

Памятник Святителю Николаю рядом с каменной зоей

Памятник Святителю Николаю рядом с каменной зоей

С тех пор тело Зои стало обмякать, и вскоре девушка, которая застыла на 128 дней, очнулась и слегла. Знаменательно, что прощение и освобождение Зои произошло на Пасху. По некоторым слухам она, покаявшись в своем страшном грехе и причастившись, преставилась на 3-й день после светлого праздника.

По другим слухам Зою положили в больницу (возможно, в психиатрическую), а после она затворилась в монастыре до конца своих дней.

Так или иначе, люди верят в то, что было явление святого в этом доме. И шесть лет назад напротив него был воздвигнут памятник Святителю Николаю в знак этого чудесного события. В доме том жили потом обычные люди, а в 2014 году он подвергся пожару. Некоторые говорят, что это был поджог.

Полезное видео: показания свидетелей засекреченного чуда

Вывод

До сих пор люди хранят память об этом происшествии, которое явилось в те тяжелые времена серьезным подкреплением веры православных. Может быть, оно было неслучайно: Зоя, танцевавшая с иконой св. Николая, превратилась в каменный столб подобно жене Лотовой, которая тоже была наказана за неверие. Скорее всего, это чудо было дано для прозрения и пробуждения советских людей.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

что на самом деле произошло с «окаменевшей Зоей» в 1956 году — Рамблер/кино

24 января 1956 года в куйбышевской городской газете «Волжская коммуна» вышел фельетон под названием «Дикий случай». Он опровергал слухи, бродившие по городу: якобы девушка, вздумавшая танцевать на праздник с иконой Николая Угодника в руках, окаменела. Сегодня так называемое «Зоино стояние» относят к разряду церковных преданий.

Грешница и монах

В доме 84 по улице Чкалова в 1955 году будто бы жила некая Зоя Карнаухова. В новогоднюю ночь она решила устроить вечеринку: пригласила друзей и ждала жениха по имени Николай. Но тот все не шел. Тогда девушка схватила образ Николая Чудотворца, принадлежавший, видимо, ее матери, и бросилась с ним танцевать. Подруги уговаривали ее повесить икону на место, но в девушку словно черт вселился — она отвечала игриво: «Если есть Бог, Он меня накажет!»

В разгар танцев сверкнула молния, и грешница застыла на месте: тело ее стало твердым, превратилось в камень.[С-BLOCK]

Ее пытались сдвинуть с места, взять образ из рук – не выходило. Девушка была безмолвна, не подавала признаков жизни, только был еле слышен стук сердца.

Ни милиция, ни врачи сделать ничего не смогли. Девушка не ела и не пила, но оставалась жива. По ночам выкрикивала какие-то слова, просила молиться за людские грехи. Икону Зоя по-прежнему держала в руках.

В доме отслужили молебен. На праздник Благовещения явился какой-то старец — уговорил милиционеров, охранявших дом от любопытных зевак, пропустить его к Зое. Это был местный иеромонах Серафим Тяпочкин. Он смог вытащить икону у нее из рук, а затем сказал, что она будет стоять до Пасхи. Так и случилось: Зоя простояла неподвижно 128 дней. На Пасху девушка вернулась в прежнее состояние — ее тело стало мягким. Через три дня она умерла.[С-BLOCK]

Впрочем, есть версия, что никакой окаменевшей девушки не было. В доме жила женщина по имени Клавдия Болонкина с сыном. На Новый год он созвал друзей. Среди приглашенных была и Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом Николаем. Он тоже должен был появиться на вечеринке, но задерживался.

Действительно кто-то из девушек (а может, и та самая Зоя) устроил танцы с иконой, а проходившая мимо монашка увидела в окно и бросила: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Хозяйка же дома впоследствии стала распускать слухи о том, что так все и произошло.

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает, что факт «Зоиного стояния» имел место на самом деле.

«Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Ее верующая мать запрещала дочери веселиться во время рождественского поста», — вспоминает Державин. Далее рассказ настоятеля полностью повторяет вышеизложенную версию.[С-BLOCK]

Верующие куйбышевцы бурно отреагировали на слухи о чуде. Михаил Ефремов, в 1952—1959 годах занимавший пост первого секретаря Куйбышевского обкома КПСС, дал следующий комментарий местной прессе: «Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела. И пошло, начал собираться народ. Тут же выставили милицейский пост. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живет там старуха».

Впоследствии в архивах не обнаружилось имен Зои Карнауховой и монаха Серафима, а дом 84, как выяснилось, действительно принадлежал Клавдии Болонкиной. Правда, в городе якобы жила воцерковленная женщина, отождествлявшая себя с окаменевшей девушкой, вот ее-то и прозвали «каменной Зоей».

Память о «Зоином стоянии»

Уже в постперестроечные годы о легенде вспомнили. В 2000 году вышел 20-минутный документальный фильм «Стояние Зои», а в 2009 году — художественный фильм, режиссера Александра Прошкина «Чудо». В 2015 году вышел телефильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева. В том же году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) была опубликована повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Благодаря пропаганде к дому 84 на улице Чкалова в Самаре стали стекаться православные паломники. В 2012 году неподалеку от него на газоне был установлен памятник Николаю Чудотворцу, который был освящен 22 мая того же года, в день перенесения мощей святого. А 12 мая 2014 года «Зоин» дом сгорел. По одной из версий, в результате поджога.

Стояние Зои, или Зоино стояние

Источник: Эксперт OnLine 2.0

Пятьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло так называемое Зоино стояние — явление, которое до сих пор считают великим чудом. Благодаря этому событию теперь в городе точно знают, чего не нужно делать за праздничным столом

Дело было так. Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники. Именно в это время и в этом месте произошло так называемое Зоино стояние — событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие — обширным приступом массового психоза. Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара: девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней. Слух об этом поставил на уши весь город — от рядовых граждан до руководителей обкома. До сих пор многие родители в Самаре пугают Каменной Зоей своих детей: «Не балуй, окаменеешь!» Шикарный сюжет для мозгодробительного православного триллера. Корреспондент «РР» отправился на место событий в творческую разведку.

«Если Бог есть, то пусть он меня покарает»

Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним — вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее — возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

— Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, — комментирует священник. — Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.

В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво — Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» — «Не придет?! — вспыхнула Карнаухова. — Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»

Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним

Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» — ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.

Друзья Зои вызвали «скорую». В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.

— Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, — рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. — «Вот вы все спите, — говорит, — а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит — и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.

— Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, — считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. — В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город — многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

«Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов…»

Случай на Чкаловской улице — дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».

Зоя прирастает к полу и каменеет

Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС (по-те­перешнему — губернатор) товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо — позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела — и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, — все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»

На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но−атеистических лекций — это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956 год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе; резко усилились религиозные настроения; во время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах. По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начинали сомневаться: а может, и вправду что-то было…

«Голуби меня кормили, голуби…»

Сразу после Пасхи история про «Зою стоящую» стала достоянием народного самиздата. Среди жителей области и даже за ее пределами пошло по рукам составленное неизвестным автором Зоино «житие». Начиналось оно так: «Вся земля да поклонится Тебе, Гос­поди, да поет хвалу Имени Твоему, да возблагодарит Тебя, хотящего отвратить многих от пути нечестия к вере истинной». А заканчивалось словами: «Если же кто прочитает эти чудеса и не поверит, тот согрешит. Составлено и записано рукой очевидца». Содержание самого «документа» местами различается в разных копиях — видимо, переписывая, люди добавляли что-то от себя, — но основная фабула везде примерно одинакова.

Товарищи вызывают милицию и скорую, но врачи не могут помочь

Далее — краткий пересказ. Зоя пробыла в полумертвом обличии 128 дней — до самой Пасхи. Время от времени она издавала душераздирающие вопли: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» С первых дней дом на улице Чкалова был взят под усиленную охрану, внутрь никого без специального разрешения не пускали. Вызвали из Москвы какого-то «профессора медицины», имя которого в житии не упоминается. А на праздник Рождества Христова в дом допустили некоего «иеромонаха Серафима». Отслужив водосвятный молебен, он извлек икону из рук Зои и вернул ее на место. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был осужден по статье за мужеложство — довольно распространенная в те времена расправа с неугодными священнослужителями.

Но, несмотря на все меры, принятые властями, народ не расходился: люди стояли возле милицейского кордона круглосуточно. В «житии» приводится свидетельство «одной благочестивой женщины» о том, как она, увидев за ограждением молодого офицера милиции, подозвала его и спросила: «Милок, ты был там внутри?» «Был», — ответил офицер. «Ну расскажи, что ты там видел?» — «Мамаша, нам нельзя ничего говорить, мы дали подписку о неразглашении. Но тут и разглашать-то нечего, сейчас сама все увидишь», — сказав это, молодой милиционер снял головной убор и «благочестивая женщина» схватилась за сердце. Парень был абсолютно седой.

«На пятый день “стояния” епископу Иерониму позвонил уполномоченный по делам религий Алексеев, — пишет в своих воспоминаниях Андрей Савин, занимавший в те годы должность секретаря местного епархиального управления. — Попросил выступить с амвона церкви, назвать этот случай нелепой выдумкой. Это дело было поручено настоятелю Покровского собора отцу Александру Надеждину. Но епархия поставила одно непременное условие: отец Александр должен побывать в том доме и своими глазами во всем удостовериться. Такого поворота уполномоченный не ожидал. Ответил, что подумает и перезвонит через два часа. Но позвонил лишь через два дня и сказал, что наше вмешательство уже не требуется».

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место

Заканчиваются Зоины мучения, согласно народному преданию, после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места. По другой версии, ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» — спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! — был ответ. — Голуби меня кормили!»

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

— Можно верить в эти события, можно не верить, но очевидно одно: у этой истории есть актуальный духовный смысл, — говорит мне на прощание Антон Жоголев, но в сочетании с горящими глазами неофита фраза «Можно не верить» в его устах звучит как-то неубедительно. — И касается он новогодних праздников. Ведь в России сейчас Новый год приходится на последнюю неделю рождественского поста. Миллионы людей, даже тех, что называют себя верующими, идут в эти дни на сделку с совестью в угоду окружающим.

Зоя испытывает страшные мучения, кается и приходит к вере

— Я, кажется, понял твою мысль. Надо, чтобы какой-нибудь серьезный режиссер снял про Зою очень страшный и благочестивый триллер, чтобы показывать его в новогоднюю ночь. Вместо «Иронии судьбы».

— А что? Хорошая идея. Правильная.

«Люди приходят интересные. Каждый третий Божью Матерь видел»

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», — вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

— Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю — язык отсох.

— А что отвечаете-то?

— А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ — где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».

К Зое является сам Николай Чудотворец и освобождает ее

— Ну и как — верят вам паломники?

— Нет, конечно. Говорят: «А откуда ж тогда имя Зои всплыло? Да еще вместе с фамилией?»

— А действительно, откуда?

— Я и сама не знаю. Забыла у матери поинтересоваться, а теперь уже не спросишь: умерла она.

Сам дом № 84 стоит глубоко во дворе. На вид ему никак не меньше ста лет — врос в землю по самые окна. Живет здесь теперь молодая пара с детьми: она продавец на рынке, он торговый представитель.

— Москва, Краснодар, Новосибирск, Киев, Мюнхен… — Наталья Курдюкова перечисляет города, из которых к ним в гости приезжали паломники. — Одесса, Минск, Рига, Хельсинки, Владивосток… Прежний жилец этого дома наркоманом был и никого не пускал, а мы люди доброй воли — пожалуйста, не жалко.

Избушка как избушка. Тесная комнатка, печь, сени, кухня. Владелец живет где-то в области, а дом сдает лишь для того, чтобы кто-нибудь вносил квартплату и присматривал за имуществом.

— Люди бывают интересные, — продолжает Николай Трандин, муж Натальи. — Каждый третий Божью Матерь видел. Многие шутят: «Это хорошо, что хотя бы 50 лет спустя в этом доме Николай появился». А тот, которого в ту ночь Зоя ждала, говорят, стал законченным уголовником. Всю жизнь по тюрьмам провел.

— А вы тут ничего необычного не замечали?

— Два года живем — абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда здесь поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился — тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну вот и на эту тему все чаще задумываемся, — Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу.

В Самарском храме есть икона, написанная по мотивам Зоиного стояния

В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски более свежие и узкие, остальные — ветхие и раза в два толще.

— Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, — улыбается Наталья. — Пробовали сгонять, все равно возвращается.

На следующий день, проходя мимо «Зоиного дома», мы с фотографом увидели, как Николай зачем-то косит и бросает в огонь траву. Пригляделись, а это конопля…

— Прежний жилец, наркоман, насажал, — виновато развел руками Николай. — Ничем теперь не выведешь.

— Госнаркоконтроль достает, что ли?

— Да нет, просто соседи подкалывают постоянно: «Развели тут опиум для народа!»

Фото: Федор Савинцев для «РР»

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 30 Август 2020

    Дорогие братья и сестры!
    Начиная с 01 октября 2020 года возобновляется работа Воскресной школы нашего храма. Всем желающим записаться на обучение просим обратиться к директору Воскресной школы священнику Сергию Звереву.
    Тел.+7 (905) 588-46-00

  • 23 Июнь 2020

    Центр обучения добровольцев Молодежного отдела Московской городской епархии начинает набор в учебную группу по курсу » Богослужение и паломничество «. Набор в группу продолжается с 29 июня по 5 июля.

  • Все новости

Girl Icons — 17 229 бесплатных векторных иконок

  • Авторы
  • Пакеты
  • Дополнительные инструменты

    Прочие товары

    Freepik
    Бесплатные векторы, фото и PSD

    Онлайн-редактор Freepik
    Редактируйте свои шаблоны Freepik

    Slidesgo
    Бесплатные шаблоны для презентаций

    Истории
    Бесплатные редактируемые иллюстрации

    Инструменты

    Образец значка
    Создавайте шаблоны значков для своих обоев или социальных сетей

    Google Suite

    Иконки для слайдов и документов
    +2.5 миллионов бесплатных настраиваемых значков для ваших слайдов, документов и таблиц

  • английский

    • Español

    • английский

    • Deutsch

    • Português

    • 한국어

  • Стать автором
  • Стоимость
  • Бесплатная регистрация
  • Войти

Авторизоваться
регистр

Редактировать профиль


  • Загрузки

    Что это?


  • Моя подписка


  • Следующий


  • Поддержка



  • Выйти


Фильтры

Тип

Икона

Упаковка


Лицензия

Все

.

Девушка — Бесплатные иконки людей

  • Авторы
  • Пакеты
  • Дополнительные инструменты

    Прочие товары

    Freepik
    Бесплатные векторы, фото и PSD

    Онлайн-редактор Freepik
    Редактируйте свои шаблоны Freepik

    Slidesgo
    Бесплатные шаблоны для презентаций

    Истории
    Бесплатные редактируемые иллюстрации

    Инструменты

    Образец значка
    Создавайте шаблоны значков для своих обоев или социальных сетей

    Google Suite

    Иконки для слайдов и документов
    +2.5 миллионов бесплатных настраиваемых значков для ваших слайдов, документов и таблиц

  • английский

    • Español

    • английский

    • Deutsch

    • Português

    • 한국어

  • Стать автором
  • Стоимость
  • Бесплатная регистрация
  • Войти

Авторизоваться
регистр

Редактировать профиль


  • Загрузки

    Что это?


  • Моя подписка


  • Следующий


  • Поддержка



  • Выйти

Иконки

    Иконки

    Пакеты

.

Девушка — Бесплатные иконки людей

  • Авторы
  • Пакеты
  • Дополнительные инструменты

    Прочие товары

    Freepik
    Бесплатные векторы, фото и PSD

    Онлайн-редактор Freepik
    Редактируйте свои шаблоны Freepik

    Slidesgo
    Бесплатные шаблоны для презентаций

    Истории
    Бесплатные редактируемые иллюстрации

    Инструменты

    Образец значка
    Создавайте шаблоны значков для своих обоев или социальных сетей

    Google Suite

    Иконки для слайдов и документов
    +2.5 миллионов бесплатных настраиваемых значков для ваших слайдов, документов и таблиц

  • английский

    • Español

    • английский

    • Deutsch

    • Português

    • 한국어

  • Стать автором
  • Стоимость
  • Бесплатная регистрация
  • Войти

Авторизоваться
регистр

Редактировать профиль


  • Загрузки

    Что это?


  • Моя подписка


  • Следующий


  • Поддержка



  • Выйти

Иконки

    Иконки

    Пакеты

.

137 наборов значков для девочек — Пакеты векторных значков — SVG, PSD, PNG, EPS и шрифт Icon

  • Авторы
  • Пакеты
  • Дополнительные инструменты

    Прочие товары

    Freepik
    Бесплатные векторы, фото и PSD

    Онлайн-редактор Freepik
    Редактируйте свои шаблоны Freepik

    Slidesgo
    Бесплатные шаблоны для презентаций

    Истории
    Бесплатные редактируемые иллюстрации

    Инструменты

    Образец значка
    Создавайте шаблоны значков для своих обоев или социальных сетей

    Google Suite

    Иконки для слайдов и документов
    +2.5 миллионов бесплатных настраиваемых значков для ваших слайдов, документов и таблиц

  • английский

    • Español

    • английский

    • Deutsch

    • Português

    • 한국어

  • Стать автором
  • Стоимость
  • Бесплатная регистрация
  • Войти

Авторизоваться
регистр

Редактировать профиль


  • Загрузки

    Что это?


  • Моя подписка


  • Следующий


  • Поддержка



  • Выйти


Фильтры

Тип

Икона

Упаковка


Лицензия

Все

Бесплатно

.