Содержание

Святые мощи – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

При открытии мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году епископ Казанский Димитрий сказал: «Многочисленные дивные знамения благодатной помощи по молитвам ко блаженно почившему старцу показали всем верующим православным, что и в наши дни Господь даровал людям доброго молитвенника и скорого помощника. Святая Церковь всенародно удостоверила и утвердила эту общую веру в святость и ходатайственную силу пред Богом великого подвижника благочестия. И вот ныне мы умилительно ублажаем преподобного отца нашего Серафима и торжественно прославляем святую память праведника, которого с глубоким умилением и благоговением давно уже ублажают и прославляют „вси роди“ земли Российской. Отныне высоко поставлен на свещнице Церкви Православной дивный светильник, согревший сердца своим неземным уже светом, просвещающий умы и верно озаряющий неложный путь, по которому должны идти ищущие духовного возрождения, стремящиеся
к нравственному совершенству».

Вот как описывает очевидец происходившее в те дни в Сарове: «Но гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия святых мощей преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Предо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10−12. Стемнело. Тем ярче горели свечечки, трепетнее и учащеннее билось сердце. В воздухе не шелохнет. Небо, чистое, прозрачное, шло как бы навстречу народному празднику-торжеству. Оно зажгло мириады своих небесных светильников. Все —
в величайшем молитвенном напряжении. Ждут, надеются. Горячие молитвенные возгласы: „Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас“, „Помоги“, „Исцели“, „Уврачуй“, — неслись со всех сторон заполненного молящимся народом двора.
Но вот из глубины храма, где до прославления покоились мощи Преподобного, донеслись до нас первые церковные песнопения: „О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является, и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает; веселися, обитель Саровская… взыграйте, православных множества… радуйся, светильниче российския земли…“ „Придите, верных соборы, похвальными песнеми днесь пречуднаго отца прославим“… „Не забуди нас, отче Серафиме…“

Все встрепенулось. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили преподобного: „Помоги!“ Стонала в молитвенном восторге святорусская душа. Казалось, земля затрепетала от этого стона. Неужели же безмолвным останется небо? Неужели Тот, Кто некогда взывал: „Придите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я успокою вас“, — не протянет Своей мощной десницы? Батюшка Серафим — радость-надежда наша — умолчит, не откликнется на горе людское, на слезы страждущих? Нет, этого не может быть! Все верили, все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д. Плакала, рыдала, но вместе
и ликовала народная душа. Она услышана. Трудно, невозможно описать словом то настроение, которое охватило в данный момент многотысячную толпу народную.

Между тем храмовое пение усиливалось и становилось все яснее, отчетливее. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца — устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, преподобный, отче Серафиме, помоги!

В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: „Мама,
я здорова“. Я и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли, остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: „Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев“».

Монастырь в Дивеево: отзывы исцелившихся и записанные чудеса

Поделитесь с родными и друзьями:

Чудеса исцелений во все времена вызывали благоговейный трепет. В них верили и не верили, их искали и ждали. Люди, страдающие тяжелым недугом, или их любящие родственники готовы были предпринимать долгие и трудные паломничества лишь для того, чтобы поклонится мощам почитаемого святого, чудотворной иконе и другим святыням.

Чудеса становились весомым аргументом и в пользу канонизации почивших праведных людей.

Читайте также истории исцеления от бесплодия

Жизнь батюшки Серафима являла собой образец для духовного подражания, и еще при его жизни люди получали исцеление по его молитвам. Но особенно много чудес было во время прославления святого.

Чудеса исцелений в 1903 году

В 1903 году в Москве в Успенском соборе была выставлена для поклонения мантия святого преподобного Серафима Саровского. И тогда было записано несколько случаев чудесных исцелений.

У одного дворянина 30 лет наблюдались сильные желудочные боли. Под конец он ослаб и еле ходил. Тем не менее он надеялся на исцеление и потому поехал ко всенощной в Успенский собор 18 июля. Он приложился к иконе святого и его мантии, и выйдя из храма сразу же почувствовал, что боли нет. К нему вернулась бодрость, и впоследствии он стал совершенно здоровым.

В то же время рязанский помещик Шатилов привез к мантии преподобного Серафима Саровского свою расслабленную родственницу. В собор ее несли на руках, а на следующий день она самостоятельно стояла на службе и сердечно благодарила батюшку Серафима за исцеление.

дивеево монастырь отзывы о чудесах исцеления

Серафимо–Дивеевский монастырь: отзывы об исцелении

В наши дни, как и в прошлом веке, в Серафимо–Дивеевском монастыре фиксируют случаи исцелений для укрепления веры сомневающихся в святости преподобного Серафима Саровского. Речь идет о чудесах, записанных со слов исцелившихся или их родственников.

Вот несколько из них.

В 1999 году Алевтина, страдающая сильными болями в ногах, так что приходилось постоянно из перевязывать, приехала в Дивеево. Алевтина молилась от души и очень надеялась на исцеление, когда окуналась в воды источника Серафима Саровского в Цыгановке. Чудо произошло и домой она вернулась с развязанными ногами и без болей.

Шилина Ирина из города Нижний Новгород приехала в Дивеево в 1994 году. 25 лет она болела кожным заболеванием, а после купания в источнике батюшки Серафима получила исцеление.

Олега Кудрявцева из Чебоксар с сильными головными болями привез в Дивеево его брат. Врачи обнаружили опухоль в голове у молодого человека. После купания в источнике батюшки Серафима, боль ушла. А повторное медицинское обследование через неделю показало отсутствие опухоли.

дивеево отзывы исцелившихся

А вот несколько случаев, когда страждущие получали исцеления от болезней после помазания маслом б. Серафима. Освященное масло из лампады, горящей у мощей святого преподобного Серафима Саровского, можно взять в монастыре совершенно свободно в Преображенском соборе.

Так, верующей женщине Александре привезли освященное масло из Дивеева. Она помолилась и помазала святым маслом свою ногу, пораженную гангреной. И исцелилась! Чудо было таким явным, что поразило многих. Женщина жива и ходит. Обе ее ноги белые, хотя ранее пораженная нога была черного цвета.

В 1996 году был еще один интересный случай. Семинарист П. из Троице–Сергиевой лавры от сильной боли в желудке не мог ходить. Тогда он с благословения выпил теплого масла из лампады у святых мощей преподобного Серафима Саровского, и боль покинула его. Во вторую свою поездку в Дивеево юноша сообщил, что болезнь его более не беспокоит.

О чем просят Серафима Саровского

В молитве к святым угодникам Божиим можно высказать любую свою нужду и сердечно помолиться. И все же исторически так складывается, что у каждого святого, есть как бы своя «сфера», в которой он наиболее часто помогает обращающимся к нему. Так, Николаю Угоднику молятся об успешном замужестве и помощи в финансовых вопросах; святым Петру и Февронии Муромским – о семейном благополучии; а преподобного Серафима Саровского просят об исцелении болезней ног, суставов, боли в спине и голове.

Те, кто читал жизнеописание святого преподобного Серафима Саровского, помнят, что был он богатырского сложения и обладал большой силой. Но Бог попустил ему испытание: напали на него разбойники и до полусмерти избили. Именно после этого случая батюшка Серафим стал согбенным и у него болели ноги.

Святому Серафиму Саровскому молятся об исцелении болезней ног и суставов

Интересный факт, что более половины случаев исцелений в Дивеево после молебнов батюшке Серафиму и на его источнике в Цыгановке происходит именно от болезней ног и суставов.

Кстати, в Серафимо-Дивеевском монастыре не только собираются письменные свидетельства исцелившихся людей. Один из храмов обители – домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Целительница» – расписан удивительными сценами. Там представлены не только евангельские, всем привычные сюжеты, но и современные чудеса исцелений, которые происходят в Дивеево. К сожалению, доступ посторонним в этот храм закрыт, так как он находится на территории монастырской больницы.

Совсем недавно наши читатели поделились двумя новыми историями чудесной помощи в Дивеево: читайте Как поездка в Дивеево помогла забеременеть, и Чудесная помощь Богородицы и Батюшки Серафима в борьбе с онкологией

Вы также можете поделиться вашей историей – пишите комментарии к данной статье, задавайте вопросы на форуме, мы с удовольствием опубликуем ваш материал

Как просить святого преподобного Серафима Саровского об исцелении

Прежде всего настройтесь на молитвенный труд и приступайте к нему с благоговением. Помните, что тяжелые недуги даются нам не просто так. Порой они нужны для укрепления в вере (многие приходят к Богу именно через страдания). Иногда такие болезни даются исключительно для славы Божией – дабы через исцеление люди увидели чудо. Но бывает и так, что болезнь дается как жизненное испытание.

Возможно именно поэтому и чудеса происходят по-разному. Одним помощь дается с первого раза, как только оказываются в Дивеево, другим приходится совершать молитвенный труд по несколько месяцев, и даже лет, не раз приезжая в Дивеевскую обитель. А кто-то так и остается не исцеленным от физического недуга, но получает духовное утешение, облегчение болей, терпение и мир в душе.

Но никто, чье сердце открыто, не остаются неутешенными. Дивеево – особое место, где благодать разлита в воздухе и чудеса – реальность. А еще, батюшка Серафим – очень любвеобильный святой. Всех приходящих к нему при жизни, он встречал словами пасхального приветствия: «Радость моя, Христос Воскресе!». И эту пасхальную радость можно ощутить и после его кончины, здесь, в Дивеево.

Также стоит ознакомиться с рейтингом гостиниц в Дивеево и их уникальными предложениями

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Скиты в Дивеево: обзор, история, интересные факты

Поделитесь с родными и друзьями:

Согласно энциклопедическим данным слово скит, первоначально имело значение – пустыня, уединенная обитель, где живут монахи, препровождая время в молитве, Богомыслии, рукоделии и прочих делах. Устав скитского жития по сравнению с общемонастырским отличается большей строгостью. По большей части скиты принадлежат определенным монастырям и находятся недалеко от них, хотя встречаются и существующие самостоятельно.

А начинающим паломникам лучше остановиться в одной из гостиниц вблизи монастырского комплекса

В наше время, когда многие вновь восстанавливаемые монастыри зачастую оказались в черте, а то и центре населенных пунктов, лишенные своих былых земель, скиты стали выполнять еще и роль снабжения. Как правило, на скитских землях находятся пастбища для скота, огороды с теплицами, сенокосные луга. В окрестных лесах собирают грибы и ягоды, лекарственные травы и заготавливают на зиму.

С этой точки зрения, православные скиты Дивеевского монастыря ничем не отличаются от других таких же. Но у каждого из них есть своя небольшая история, и мы постараемся вкратце ее рассказать.

Также рекомендуем ознакомиться с малоизвестной историей Царского скита в Дивеево

Свято Никольский скит

Свято Никольский скит находится в 17 км от Дивеева в селе Автодеево Ардатовского района. Места эти стали принадлежать монастырю лишь в конце 20 века, а ранее здесь находился приходской храм в честь Живоначальной Троицы. Храм был возведен в 1828 году и имел два престола: в честь Живоначальной Троицы и во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского.

Осенью 1936 года храм закрыли, последних священников арестовали. Святое место стало приходить в запустение: в храме устроили мельницу и зерносклад.

В 1992 году, вскоре после открытия Серафимо-Дивеевского монастыря, игуменья Сергия подала прошение о передачи Автодеевской церкви с близлежащими постройками и землями монастырю под скит. Прошение было удовлетворено.

Весь последующий год сестры монастыря, поселившиеся в скиту и добровольцы среди верующих, восстанавливали храм, приводили в порядок постройки и заброшенный сад, распахивали землю под посев.

На долю первых двадцати сестер скита пришлись самые трудные годы восстановления. Руководила ими старшая монахиня Феофания, приехавшая в Дивеево из Рижского Свято-Сергиевского монастыря.

На данный момент скит благоустроен, в храме совершается богослужение, в рабочем состоянии колокольня. Хозяйственные угодья монастыря обеспечивают необходимым не только сам скит, но также сестер монастыря и паломников.

Во время торжеств в честь обретения мощей святого преподобного Серафима Саровского, когда в сторону Дивеева устремляется множество Крестных ходов со всей области, то один Крестный ход из города Павлово как раз проходит мимо Никольского скита. Сестры и прихожане храма ждут этого дня, дабы послужить тем, кто взял на себя многодневный подвиг и отправился в пеший путь с Крестным ходом. Для них топят баню, готовят трапезу и ночлег.

Но и в обычные дни сестры скита рады паломникам, которым хочется потрудиться на благо Дивеевской обители и в тишине помолиться о своей душе.

Читаем также: О чем просить и как молиться Серафиму Саровскому

Как добраться до скита?

По Ардатовской трассе до указателя 17 км. Храм виден с дороги, свернуть в его сторону и проехать совсем немного до стен скита. Близ скита находится источник Святого Духа, где можно окунуться и набрать воды.

Покровский скит в селе Канерга

Покровский скит находится в 9км к северо-западу от Дивеева, в селе Канерга Ардатовского района.

Так же, как и предыдущий скит, Покровский не имел в 19 веке никакого отношения к Дивеевскому монастырю. Здесь был большой приходской храм, в котором хранилось множество чудотворных икон и других святынь.

В самом начале становления советской власти храм в Канерге был закрыт, иконы и церковная утварь расхищены, колокола разбивали, сбрасывая со звонницы. Верующие люди были вынуждены собираться на молитву тайно. А после разгона Дивеевского монастыря в 1927 году, здесь поселились дивеевские монахини. Среди них была Евдокия, келейница блаженной Паши Саровской. Она пользовалась среди местных особым признанием.

православные скиты в дивеево: Покровский скит

В 1992 году Дивеевскому монастырю предложили купить в Канерге здание старой школы под снос для разборки. Но игуменья Сергия, осмотрев постройку, решила, что для перевоза она не годится – слишком ветхая. А вот одинокая разрушенная колокольня ее заинтересовала.

Из архивных документов стало ясно, что предложенная для продажи монастырю школа была бывшим зубоврачебным корпусом старого Дивеевского монастыря, вывезенного в 30 годы в Канергу.

Тогда же было принято и решение о создании там монастырского скита. Освящение престола в строящемся Храме в честь Покрова Богородицы состоялось 23 октября 1993 года. Так скит стал носить название Покровский.

Первым 4 сестрам, приехавшим из Дивеева, пришлось тяжело. В корпусах и храме было очень холодно, быт не обустроен. А еще игуменья монастыря благословила сестер на особый подвиг – ночную молитву. Но милостью Божией скит восстанавливался и благоустраивался, и число сестер тоже росло. На данный момент скит располагает несколькими гектарами земли, где находятся огород, сад, пчельник. Здесь ведется богослужение и есть святой родник.

Как добраться?

По Ардатовской трассе до села Михеевка, от села свернуть в сторону Канерги.

Знаменский скит в Дивеево

Знаменский скит в селе Хрипуново Дивеевскому монастырю стал принадлежать лишь в конце 20 века, как и остальные скиты. До этого история села была связана с приходским храмом и почитаемой иконой Богородицы «Знамение». Сельчане еще в царские времена отличались особым благочестием, даже по тем меркам, с благоговением приступали к святому Причащению и другим таинствам. На все дела испрашивали Божьего благословения.

Неудивительно, что с разгоном Серафима-Дивеевского монастыря в 1927 году, многие сестры переселились именно в Хрипуново, где продолжали совершать молитвенный подвиг тайно. А когда храм закрыли и в селе, дивеевские монахини забрали к себе икону Богородицы «Знамение». После смерти матушек, икону хранили сельские женщины.

В 1992 году жители Хрипуново отправили прошение на имя Патриарха Алексея II с просьбой о восстановлении храма в селе. А когда положительный ответ был получен, сельчане обратились за помощью к игуменье Сергии. Так храм был передан Серафимо-Дивеевскому монастырю, и в Хрипуново появился еще один монастырский скит.

знаменский скит дивеево

Самый главный храмовый праздник в скиту – в честь иконы Богородицы «Знамение». В этот день сестры по-особому украшают храм, готовят праздничную трапезу и приглашают гостей.

В скиту любят гостей и с радостью встречают паломников. Службы здесь совершаются каждые выходные, а близ села есть чудотворный источник святых равноапостольных царей Константина и Елены.

Как добраться?

По Ардатовской трассе до развилки Автодеево – Хрипуново. Свернуть направо (если выезжать из Дивеева) и продолжать путь по дороге, ведущей в село Хрипуново.

Кутузовский Богородицкий скит

Кутузовский скит имеет интересную историю. Дело в том, что изначально здесь была отдельная женская обитель, основанная матушкой Неонилой в 1864 году. А в 1902 году Кутузовская община получила статус монастыря. Должность игуменьи в нем заняла сестра Анфиса.

Перед революцией в Кутузовском монастыре насчитывалось чуть больше 300 сестер, был воздвигнут храм. Многочисленные хозяйские постройки, богадельня и школа. Из святынь в монастыре особо почиталась  икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». А также некоторые вещи батюшки Серафима.

В 1930 году храмы Кутузовского монастыря были закрыты, а сестры выселены из монастыря. Долгие годы место это было в запустении. Но Господь не оставил святое место. И в 1992 году бывшая Кутузовская обитель с прилегающими землями была передана Дивеевскому монастырю под скит.

кутузовский скит дивеево

Вскоре сюда прибыли первые сестры и началась расчистка территории. Пока храм не восстановили, сестры молились келейно, с местными  старушками – молитвенницами, которые все советские годы собирались тайно для молитвы. Они же сохранили некоторые вещи со старого монастыря, в том числе Псалтырь и лампаду.

Милостью Божией и трудами сестер скита и помощников из местных жителей, Кутузовский скит благоустроился. На данный момент там идет богослужение в храме, пекут свои просфоры, ведут огородные работы и полностью себя обеспечивают едой. Хозяйство обширное, еще и в Дивеево избыток привозится.

Паломники из Дивеева в этот скит приезжают редко, но кому доводилось здесь побывать, особо отмечали благодать этого места.

Как добраться?

Кутузовский скит находится в 80км от Дивеево, в 12 км от трассы Арзамасс – Муром, близ села Гремячево. Из Дивеева можно проехать по Ардатовской дороге, затем придерживаться Муромского направления и следовать до села Гремячева.

Архангельский скит

Монастырским он стал, как и предыдущие скиты лишь в конце 90-х годов XX века. А до революции здесь было большое село Ездаково с двумя храмами: Архангельским и Покровским. После революции годы лихолетья не пощадили и эти земли: храмы были закрыты, имущество конфисковано, исповедание веры могло стать последним – за веру ссылали и расстреливали.

Но новая власть и коллективизация счастья не принесли, село вымирало, а к 1986 году совсем опустело. Но у Бога об этом месте видимо было свое промышление. Так в 1997 году земли бывшего села Ездаково передали Серафимо-Дивеевскому монастырю.

дивеево архангельский скит

Первые сестры поселились здесь и начали восстанавливать храмы, обустраивать быт. Это было нелегко, многое приходилось делать вручную, не хватало помощников. Но постепенно, молитвой и трудами был восстановлен и освящен храм в честь Архангела Михаила, небесного покровителя скита. Второй храм был полностью разрушен и восстановлению не подлежал. И было принято решение возвести на этом месте новый собор по сохранившимся чертежам. Новый храм был освящен в 2005 году и назван в честь иконы Богородицы «Спорительница хлебов».

Именно в Арханегльском скиту наибольше количество полей отдано под засев зерновых культур. Немало тут и хозяйских построек. Ведется Богослужение. Из Дивеева приезжают паломники.

Как добраться до Архангельского скита?

Этот скит находится на трассе Арзамасс – Дивеево. Если свернуть от шоссе на Тамаевку, то придется некоторое время проезжать вдоль полей. Но не простой путь паломника будет вознагражден прекрасным видом с величественными храмами и радушием сестер Архангельского скита.

Все скиты Серафимо-Дивеевского монастыря с радостью примут паломников. А вы в свою очередь можете прикоснуться к благодати святого места, узнать его историю, в тишине и покое поработать на благо обители.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

краткая история обретения, где они находятся сейчас и как доехать до Дивеево, а также частицы в Москве

Сегодня, как и два столетия назад, не оскудевает людской поток в землю Нижегородскую на поклон к святому преподобному Серафиму Саровскому. Вновь и вновь верующие идут за духовной молитвенной помощью и утешением к любимому батюшке русского народа.

Рака с мощами прп. Серафима Саровского

Рака с мощами св. прп. Серафима, Саровского Чудотворца

Содержание страницы

Где сейчас находится рака с мощами святого и хранятся его вещи

Сегодня святые мощи преподобного Серафима Саровского пребывают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. В левом приделе главного Троицкого собора монашеской обители установлен ковчег с честными останками святого. Для желающих приложиться мощам вход отдельный – открыты двери левого придела. У ковчега стоит монастырская сестра, которой можно подать предметы для освящения.

Полезные материалы

Часть рубашки и мантии прп. Серафима Саровского

Часть рубашки и мантии прп. Серафима Саровского

Пророчества старца

Многие пророчества преподобного Серафима бережно хранит летопись Дивеевской обители. Известно, что Пресвятая Богородица дала особенное поручение угоднику Божьему о духовном попечении и окормлении женской общины в Дивеево.

«Не я избрал вас, – говорил отец Серафим, – а Сама Царица Небесная избрала и дала мне вас».

Однажды святой сказал духовным дочерям: ««…То будет диво, так диво, как грешная плоть убогого Серафима из Сарова в Дивеево перенесется». Указывая на собор Святой Троицы, великий подвижник пророчествовал: «убогий Серафим упокоится здесь телом». Так и случилось спустя 150 лет.

Согласно дивеевскому преданию, прозорливый старец говорил, что «на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана… произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних… Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе…». Эти слова начали сбываться после Октябрьской революции.

В 40-х гг прошлого века Дивеевский монастырь был закрыт и вновь открылся лишь в 1991 г. Саровский чудотворец пророчествовал о прославлении женской обители после упокоения там его мощей: «Еще не было и нет примеров, чтобы были женские лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве лавра».

Существовать будет лавра до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа: «Все пройдёт и кончится. И обители уничтожатся, а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня пришествия Христова будет совершаться Бескровная Жертва». В монашеской обители сохранился схематичный план будущей Дивеевской лавры, нарисованный самим святым.

Пророчество об утрате и обретении: путь будет лежать из Дивеева в Саров

Дивеевскую летопись составляют воспоминания старицы Ирины Семеновны, лично общавшейся со святым отцом Серафимом. В одной из таких бесед преподобный поведал ей, что на Руси править будет царь, который прославит его и тогда «среди лета запоют Пасху» и будет «народу, как колосьев в поле», но путь будет лежать из Дивеева в Саров, а не наоборот, как происходило раньше. В 1903 году все так и произошло. Государь Николай II, глубоко почитавший великого старца, лично участвовал в прославлении его святых останков. Император приехал в Саров «среди лета» 20 июля. Он вместе с высшим церковным духовенством шествовал во главе крестного хода маршрутом из Дивеева в Саров. Во время шествия, в самом деле, «пели Пасху» — звучало песнопение «Христос воскрес из мертвых».

Прославление Серафима Саровского

Николай II на прославлении святого Серафима, Саровского чудотворца

Август

1903 года

19 июля (1 августа н.ст.) 1903 года –  канонизация преподобного Серафима Саровского

Сбылось пророчество саровского подвижника об обретении его мощей и их утрате в страшное время гонений за православную веру. В 20 годах двадцатого столетия его честные останки были вывезены из Дивеевского монастыря, и долгое время считались пропавшими. Однако Божьим Промыслом они были найдены в начале 90-х гг в Ленинграде в хранилище Музея религии и атеизма при Казанском соборе. В 1991 году, пройдя воистину народным крестным ходом, святые останки батюшки Серафима были упокоены там, где он предсказывал: «воскресение его будет аки воскресение седми отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего, и по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния».

Дивеевская обитель и Саровский монастырь

Два нижегородский города – Саров и Дивеево – связаны с именем почитаемого и любимого батюшки. Саровский мужской монастырь известен, прежде всего, тем, что именно здесь подвизался послушником Великий угодник Божий. Здесь он был пострижен в монахи с именем Серафим, а затем рукоположен в иеромонаха. В советское время обитель закрыли, создав на этом месте засекреченный научный ядерный центр. До сегодняшнего дня территория является закрытой.
Именно по этой причине после второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского было принято решение об их упокоении в родной для него Дивеевской обители.

Август

1991 года

Празднование возвращения святых мощей в Дивеевский монастырь.

Как паломнику доехать до Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь расположился в южной части Нижегородской области – в селе Дивеево Дивеевского района.
Добраться до обители можно:

  • на самолете до нижегородского аэропорта Стригино;
  • на теплоходе до причала Нижнего Новгорода;
  • поездом до вокзала Нижнего Новгорода, Арзамаса или Мухтолова;
  • на личном автомобильном транспорте через Арзамас, Лукоянов, Вознесенское.

В чем помогает батюшка Серафим

Батюшка Серафим завещал: «Ходите ко мне на гробик, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что бы ни случилось с вами – все придите ко мне на гробик, да припав, как живому, и расскажите. И услышу, и скорбь ваша пройдет. Как с живым со мною говорите, и я всегда для вас жив буду.»

Его молитвенно просят:

  • о стяжании христианской любви к своему ближнему;
  • о даровании постоянной молитвы;
  • о вспоможении в жизни духовной и крепкой вере;
  • об уврачевании душевных и телесных болезней, в особенности при заболеваниях ног.

Частицы мощей в Москве

В Москве можно приложиться к иконам преподобного Серафима Саровского с частицами его мощей, находящихся:

  • на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Адрес: Проспект Мира, д. 22-24;
  • в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Даниловский вал, д.22;
  • в Донском ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Донской площади, 1-3;
  • в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре. Адрес: Большая Лубянка, 19;
  • в Храме преподобного Серафима Саровского (Краснопресненской набережной, 14, территории выставочного центра «Экспоцентр»).

Во время пребывания в любимой старцем Серафимом Дивеевской обители и поклонения его святым мощам будто стирается грань времен и словно слышится приветствие: «Христос воскресе, радость моя!».

Автор: Екатерина Маликова

Видеофильм

«О подлинности мощей прп. Серафима Саровского»

Мощи Серафима Саровского в Дивеево: история, время посещения, чудеса

Поделитесь с родными и друзьями:

Еще перед своей смертью старец Серафим Саровский в беседе с Н.А. Мотовиловым предсказывал, что «плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивеево». Тогда этому многие не предали значения, и после своей кончины старец упокоился в Саровской пустыни. Но в 20 веке произошли события, благодаря которым удивительное пророчество исполнилось полностью.

Рекомендуем также ознакомиться с историей и чудесами источника Серафима Саровского в Дивеево

О других дивеевских святых можно узнать из статьи Какие мощи есть в Дивеево

1903 год – 1991 год – история перенесения мощей преп. Серафима Саровского

О Саровских торжествах открытия мощей преподобного Серафима Саровского оставлено много дневниковых и литературных записей очевидцев. Существует множество фотографий и даже небольшая кинохроника. И неудивительно, ведь в тех торжествах принимал участие сам Государь Император Николай II со своей семьей. Вот отрывок из книги И.В.Преображенского «Открытие святых мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца)»

«…Гроб был поставлен на зеленые бархатные носилки и покрыт богатым бархатным малинового цвета вышитым шелковым покровом. Начался перезвон колоколов. Государь Император, Великие Князья и архимандриты подняли носилки и понесли. На высоких носилках гроб был виден отовсюду. Величественную и умилительную картину представляло шествие. При жизни о. Серафим был смиреннейший и беднейший из старцев, богатый лишь своей простотой и любвеобильной душой, а теперь гроб этого смиреннейшего человека несет Самодержавец Земли Русской с Великими Князьями и иерархами церкви».

Но недолго покоились мощи святого Серафима в Сарове. Прокатилась по все России революция, к власти пришли атеисты и стали закрывать церкви и изымать церковное имущество. Так в 1920 году в городе Темников Тамбовской губернии атеистами было совершенно кощунственное вскрытие мощей преп. Серафима, вывезенных из Сарова. Новые власти пытались скрыть мощи почитаемого на Руси святого (и даже уничтожить!), заметая следы своих перемещений. Но Господь все тайное делает явным.

И в 1991 году Русской Православной Церкви возвращают Казанский собор в Ленинграде, под сводами которого в годы советской власти находился музей религии и атеизма. И в бывших запасниках музея находят мощи. А также подробно составленный атеистами в 1920 г. акт вскрытия мощей преп. Серафима Саровского. И после долгой экспертизы было установлено, что мощи действительно являются останками святого Серафима Саровского.

Вновь обретенные мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в Александро-Невскую Лавру, а через месяц – В Москву в Богоявленский собор. Тогда же было принято и решение о постоянном месте пребывания останков святого – и местом этим стал недавно открывшейся Серафимо-Дивееский женский монастырь в Дивееве.

святые мощи серафима саровского в дивеево

Дело в том, что в 1947 году город Саров, где некогда подвизался святой Серафим Саровский, стал военно-научным объектом и был закрыт. А в 15 км от него находилось село Дивеево, которое духовными нитями было связано с преподобным Серафимом не меньше, если не больше чем город Саров.

Вот таким чудесным образом сбылось пророчество святого. Мощи его были занесены в Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря, и уже 1 августа 1991 года Патриарх Алексей II служил там молебен.

Что необходимо знать желающим поклониться святым мощам?

На данный момент слава Серафима-Дивеевского монастыря гремит на всю Россию, и даже за ее пределами. Так что пункт посещения Дивеева можно встретить не только в паломнических церковных поездках, но и в обычных туристических.

Как доехать до монастыря?

Если же вы предпочитаете посещать святые места самостоятельно, без суеты и спешки, вы можете совершено спокойно добраться до Дивеева на личном или общественном транспорте. Если вы живете за пределами Нижегородской области, скорее всего, вам, придется провести часть пути в поезде. Добираться следует до города Арзамаса, до станций Арзамас–1, или Арзамас-2. (станция зависит от направления железнодорожного пути – одно южное, другое восточное). В городе Арзамасе местным транспортом добирайтесь до автостанции и автобусом следуйте до станции Дивеева (60 км).

Также советуем ознакомиться с обзором гостиниц на территории монастыря в Дивеево

Где находятся мощи?

Мощи Серафима Саровского находятся в Троицком, главном соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В левом пределе стоит рака с мощами, к которой почти все время стоит очередь. Время посещения – это время когда открыт храм. С 6 утра, как только начинаются первые богослужения в храме и до конца вечерней службы.

в каком храме в Дивеево находятся мощи Серафима Саровского

К мощам можно прикладываться во время церковной службы (останавливается очередь лишь на самые важные молитвы, после чего снова возобновляется). Между службами, когда в храме идет уборка, для желающих помолиться доступ к раке святого не прекращается. Тут же служатся молебны или читаются акафисты.

Стоять в очереди стоит благоговейно, и лучше использовать это время для внутренней молитвы. Просить в душе обо всем, о чем вы хотели попросить батюшку Серафима. Святой был при жизни очень любвеобильным старцем, он и после своей кончины слышит сердечные молитвы.

мощи Серафима Саровского

Чудеса исцеления по молитве Серафима Саровского происходили с самого обретения мощей, еще в 1903 году. О чем есть множество документированных свидетельств. Исцелялись люди и после повторного обретения мощей в 1991 году, происходят чудеса и поныне. В монастыре ведут записи, засвидетельствованные со слов самих исцеленных, или их родственников. Многие исцеленные или получившие помощь батюшки Серафима в других важных прошениях, часто приезжают повторно с благодарностью и укрепленной верой.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Преподобный Серафим Саровский — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской церкви, родился 19 июля 1759 года. Родители преподобного отца Исидор и Агафия Мошнины были жителями Курска. . Исидор Иванович был строительным подрядчиком, и в конце своей жизни он начал строительство собора, но умер до того, как оно было завершено. Их младший сын Прохор остался на попечении матери, которая воспитывала сына в твердой вере.После смерти мужа Агафия Фотиевна продолжила строительство собора. Однажды она привела с собой Прохора. Он поскользнулся и упал с колокольни на землю. Господь спас жизнь будущему светилу Церкви: его мать в ужасе спустилась и нашла сына здоровым и здоровым.

Молодой Прохор, обладавший прекрасной памятью, рано научился читать. С юных лет он любил посещать церковные службы и читать вслух Священное Писание и жития святых своим сверстникам.Но больше всего ему нравилось молиться или читать Священное Евангелие в одиночестве. Однажды Прохор тяжело заболел, и его жизнь оказалась в опасности. Мальчик увидел во сне видение Богородицы, обещавшей навестить и исцелить его. Вскоре по двору их усадьбы прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы. Мать вынесла его на улицу и разрешила приложиться к святой иконе. Вскоре он пошел на поправку.

Еще в юности Прохор решил всецело посвятить себя Богу и уехать в монастырь.Его праведная мать не сопротивлялась ему и благословила стать монахом медным крестом, который преподобный отец всю жизнь носил на шее.

Вместе с паломниками из Курска Прохор пешком отправился поклониться святым Богом Печерским в Киеве. Находясь в Киево-Печерском монастыре, Прохор посетил схимного монаха Досифея, который дал ему благословение пойти в Саровский монастырь и там искать спасения. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор попрощался с матерью и семьей.20 ноября 1778 года он прибыл в Саров, где игуменом был мудрый старец Пахомий. Он тепло поприветствовал юношу и назначил старшего Иосифа своим духовным отцом. Под его руководством Прохор совершал всевозможные монашеские послушания: служил келейником старца, пек хлеб и просфору, работал плотником и ризником. Он выполнял все обязанности с рвением и усердием, как если бы служил Самому Господу. Против скуки он вооружился каторжными работами. Скука была, как он позже объяснил, «самым опасным искушением для монахов-новичков, и ее можно было вылечить только молитвой, воздержанием от праздных разговоров, умеренным рукоделием, чтением Слова Божьего и терпением, поскольку оно процветает на малодушии. невнимательность и треп.”

Прохор провел восемь лет послушником в Саровском монастыре и был пострижен в монахи с именем Серафим, его новое имя как нельзя лучше отражает его пламенную любовь к Богу и его стремление служить Ему с рвением. Через год Серафим был пострижен в сан иеродиакона. Стремясь духом, он служил ежедневно, а после непрестанно молился. Господь счел его достойным видеть благодатные видения во время богослужений, и не раз видел, как святые Ангелы сослужили вместе с братьями.Отец Серафим удостоился особого божественного видения во время Божественной литургии в Великий и Великий Четверг под председательством игумена Пахомия и старца Иосифа. Преподобный, сказав тропарь, произнес: «Господи, спаси благочестивых…», и, находясь у царских дверей, он поднял свою украсть к народу и воскликнул: «… и во веки веков». Внезапно он обнаружил, что погружается в луч света. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных церковных дверей в окружении Небесных Бестелесных Сил.Подойдя к амвону, Господь благословил всех, кто там стоял, а затем подошел, преображенный, к Его святой иконе справа от царских врат. С духовным возвышением наблюдая дивное видение, преподобный Серафим не мог ни говорить, ни отойти от своего места. Его увели, взяли под руки, к алтарю, где оставили стоять в течение следующих трех часов, изменив лицо, озаренное великим деянием Божьей благодати. После видения отец усилил свой пыл: он проводил дни в монастыре, а по ночам молился в уединенной келье в лесу.

В 1793 году отец Серафим был пострижен в сан иеромонаха и продолжал свои послушания в церкви. Незадолго до смерти аббат Пахомий благословил начать новую жизнь пустынного жителя и затворника. Получив благословение от нового настоятеля, отца Исайи, преподобный заперся в далекой келье в нескольких километрах от монастыря, глубоко в густом лесу. Он проводил дни в уединенных молитвах, возвращаясь в монастырь только по субботам перед всенощной.Затем он возвращался в свою келью после принятия Святых Таин во время Литургии.

Преподобный Серафим вел строгий подвижнический образ жизни. Правление его молитвенной келии совершалось по обряду древних монастырских общин пустыни. Он никогда не расставался со Святым Евангелием и за неделю прочитал весь Новый Завет, а также сочинения отцов церкви и Служебные книги. Он выучил наизусть очень много литургических гимнов и спел их, работая в лесу.Он разбил вокруг своей камеры сад и ульи. Отец Серафим придерживался особо строгого поста, ел один раз в день и воздерживался от любой пищи по средам и пятницам. В течение трех лет единственным источником пищи для него была айс, дикая трава, которая росла рядом с его камерой. В первую неделю Великого поста он воздерживался от еды до субботы, когда он приобщился к Святым Таинствам. Порой святой старец настолько погружался в молитву сердечную, что долго оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг себя.Изредка бывали у него схимонах Марк Безмолвный и иеродиакон Александр. Обнаружив, что он настолько погружен в молитву, они благоговейно оставляли его нетронутым из уважения к его созерцательному состоянию.

Враг человечества, видя такие великие подвижнические подвиги преподобного Серафима, пожелал молча изгнать святого человека из его уединенной жизни и развязал против него войну. Святой старец защищался от нее молитвой и силой Животворящего Креста.Чтобы победить нашего врага, отец Серафим усилил свои подвижнические подвиги, взяв на себя труд стилитизма. Каждую ночь он взбирался на огромную скалу и, подняв руки, молился: «Господи, помилуй меня, грешника». Днем он молился в своей келье на камне, найденном в лесу, делая перерывы только для короткого отдыха и скудной еды. Так преподобный старец провел в горячей молитве тысячу дней и ночей.

Посрамленный, дьявол задумал уничтожить святого и отправил разбойников, которые подошли к отцу Серафиму, когда он работал в своем саду, и потребовали денег.Отец в этот момент держал в руке топор; он был в хорошей физической форме и легко мог защищаться. Вместо этого святой положил топор и сказал: «Делай то, для чего пришел сюда». Бандиты безжалостно избили его, сломав череп и несколько ребер. Затем они связали его, намереваясь бросить в реку позже. Но сначала они обыскали его камеру, все разгромили. Не найдя ничего, кроме его иконы и нескольких картошек, они устыдились своего подлости и бежали. Преподобный Серафим пришел в сознание, заполз в свою келью и пролежал там всю ночь, мучительно страдая.Утром он с большим трудом добрался до монастыря. Братья ужаснулись, увидев его так тяжело раненым. Вызвали врачей, и они были поражены, что он остался жив после такого жестокого нападения. Конечно, исцеление отца произошло не от врачей, а после того, как он получил в легком сне видение Царицы Небесной и апостолов Петра и Иоанна.

После происшествия отец Серафим провел в монастыре около пяти месяцев, а затем снова ушел в свою келью пустыни.Он оставался сгорбленным до конца своей жизни и ходил, опираясь на палку или топор. Более того, он простил нападавших и попросил не наказывать их. После смерти игумена отца Исайи отец Серафим дал обет молчания и полностью отошел от мирских мыслей, чтобы с чистым сердцем предстать перед Богом в непрестанной молитве. Если он встречал кого-нибудь в лесу, он падал ниц перед прохожим и вставал снова только после того, как последний ушел. Так прожил старец около трех лет, не приходя в монастырь даже по воскресеньям.Плодом его клятв молчания был мир в его душе и радость в Святом Духе. Великий подвижник потом говорил: «… радость моя, молю, обрети дух мира, и тогда тысячи душ вокруг тебя спасутся».

Новый игумен отец Нифон и старшая братия в обители предложили отцу Серафиму либо прийти в монастырь по воскресеньям для богослужения и причастия, либо вернуться в обитель. После пятнадцати лет жизни в пустыне он вернулся в монастырь весной 1810 года.В дополнение к своим обетам молчания, он заперся в себе, ни шагу не ступая за пределы своей камеры, ни видя, что кто-то полностью занят молитвой и созерцанием. Находясь там, преподобный Серафим достиг вершин чистоты своего сердца и был божественно наделен особыми дарами ясновидения и чудотворения. После этого Господь поставил Своего избранника служить людям в качестве святого старца, высшей ступени монашеских подвигов.

25 ноября 1825 года Богородица в сопровождении двух почитаемых в этот день святых иерархов явилась старцу в видении и велела ему прекратить затворничество и увидеть всех, кто нуждается в наставлении, утешении, руководстве и исцелении.Получив благословение настоятеля монастыря на изменение распорядка своей жизни, преподобный Серафим распахнул двери своей келлии для всех.

Старец заглядывал в сердца людей и, как врач души человеческий, исцелял их душевные и телесные немощи молитвой к Богу и Его благодатными словами. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с нежностью слушали его ласковые слова, обращенные к народу: «Радость моя, сокровище мое!» Побывал старец в своей далекой пустыни и у источника Богословский, где для него построили келью.Каждый раз, когда он выходил из камеры, он брал свой рюкзак, наполненный камнями. На вопрос, для чего он это делает, старец кротко отвечал: «Я обременяю того, кто меня мучает».

В последний период своей земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом деле — женской общине в Дивееве. Еще будучи иеродиаконом, он сопровождал покойного отца Пахомия в гости к дивеевской настоятелю Александре. Тогда отец Пахомий благословил преподобного Серафима всегда держать на своей попечении дивеевских «сирот».Он стал настоящим отцом для сестер, которые обращались к нему со всеми своими духовными и материальными трудностями. В служении по уходу за Дивеевским монастырем ему помогали его духовные родственники и друзья по вере: Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный отцом Серафимом от тяжелой болезни и принявший его благословение, приняв на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевской, добровольно приняла смерть вместо брата из послушания старшему; и Николай Александрович Мотовилов, исцеленный преподобным отцом и ставший известным как «раб Серафима и Богородицы.”

В последние годы его жизни исцеленный преподобным Серафимом увидел его стоящим на воздухе во время молитвы. Святитель строго запретил ему рассказывать об этом кому-либо до самой смерти. Все знали и чтили отца Серафима как великого подвижника и чудотворца.

За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения преподобный Серафим был благословлен двенадцатым посещением Царицы Небесной, которую сопровождал святой Иоанн Креститель, апостол св.Иоанн Богослов и двенадцать девственниц — мучеников и преподобных дев. Пресвятая Дева долго беседовала со старцем, а потом сказала: «Скоро, моя дорогая, ты будешь с нами».

В последний год земной жизни преподобный Серафим заметно ослабел и часто говорил о приближающейся кончине. Его часто видели возле гроба, который ставили в передней его камеры. Свое захоронение преподобный сам отметил у алтаря Успенского собора.1 января 1833 года отец в последний раз пришел на литургию в госпитальном храме свв. Зосима и Сабватий причастились Святых Таин и на прощание благословили братьев, говоря: «Спасайте души ваши, не унывайте, бодрствуйте. Сегодня нам готовят наши короны ».

2 января отец Павел, келейник достопочтенного отца, около 6 часов утра вышел из своей кельи и по дороге в церковь почувствовал запах гари. Запах исходил из келлии отца Серафима. Когда монахи открыли дверь, они обнаружили отца, стоящего перед иконой Богородицы в преклоненной молитве, уже почившего.Пока он молился, ангелы взяли его чистую душу и взлетели к Престолу Всемогущего Бога, чьим верным слугой святой Серафим был всю свою жизнь.

После его праведной кончины признание святости отца Серафима росло и распространилось еще больше. Новости о новых чудесах, приходящие со всех сторон, сделали это возможным. Кое-где он явился во сне и исцелял больных. В других местах вода из его источника, даже если она проливалась только на осколки камня, на которого он молился, творила чудеса.В других случаях песок из могилы или кусочки сухого хлеба, розданные в Дивеево в память о хлебных гренках отца Серафима, приносили облегчение.

Канонизация святого старца состоялась в день его рождения: 19 июля 1903 года.

.

Икона преподобного Серафима Саровского — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский мужской монастырь

«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» идентифицирует Серебрякова как «монаха из Саровского монастыря, нашедшего здесь свой вечный покой». В реестре Саровского монастыря говорится следующее: «Иосиф (Симеон Серебряков), монах-рьяссофор, 80 лет, особенный талантливый мастер красок и росписи, скончался 9 мая года 1862 года. Уроженец Арзамаса. В 1845 году он и его сыновья украсили купол церкви Богородицы Животворящего источника, а его сын Александр написал крупномасштабные картины »(…) Следовательно, оказывается, что он носил имя при крещении Симеон, поскольку раньше это считалось быть его отчеством.Взяв завесу, он получил свое новое имя Иосиф.

В годы становления Серебряков находился под влиянием Александра Васильевича Ступина из Арзамаса и, судя по году его рождения, стал одним из первых учеников Ступинского художественного училища. За более чем 50 лет работы Ступинской школы Ступин и его ученики украсили 10 церквей, сделали 136 иконостасов, создали 2956 икон по заказам Пензенской, Симбирской, Тамбовской, Нижегородской, Саратовской, Казанской и Оренбургской областей.Ступин и его команда также украшали церкви в Саровском монастыре.

Самая значительная работа Серебрякова — это украшение Воскресенского собора в Арзамасе, которое художник, его сыновья и их команда завершили в течение трех лет, с 1834 по 1837 год. За исключением центрального купола, фрески выполнены в монохромные коричневые и бежевые цвета, которые усиливают простор собора, придают ему воздушность и свет. Художники работали в технике фрески или росписи по мокрой штукатурке.Главной проблемой, которую пришлось преодолеть мастеру фресковой живописи, была быстро сохнущая штукатурка, поэтому высохший слой штукатурки приходилось сбивать, а рисование можно было продолжить только после нанесения нового слоя.

Повествование на фреске представляет сцены из земной жизни Спасителя. Их вдохновляли работы западноевропейских мастеров. Например, «Тайная вечеря» над главным алтарем представляет собой копию знаменитой картины Леонардо да Винчи. Однако на фресках присутствуют и некоторые детали повседневной русской жизни того времени.Например, «Поклонение волхвов» происходит не в пещере, а в деревянном сарае.

Картины меньшего размера изображают ангелов, херувимов, кадильниц и т. Д. Двенадцать апостолов нарисованы на центральном куполе между окнами, тогда как четыре евангелиста помещены в парусных подвалах внизу. Монохроматичность фресок создает впечатление единства стиля живописи и архитектурного замысла, приглашая зрителя погрузиться в мирное и молитвенное настроение. Всего в соборе всего две картины маслом.Один — Триединый Бог в своде центрального купола. Другой — Распятие на высоте главного алтаря, копия с оригинала испанского художника Бартоломео Мурильо, находящегося в церкви Смоленской иконы Божией Матери в селе Въездное. Воскресенский собор богато украшен лепниной, а кое-где искусную покраску легко принять за лепнину.

.

Планирование однодневной поездки — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Святая Канавка, выкопанная по велению Пресвятой Богородицы, повторяет путь, по которому Она шла, когда приняла общину девиц в свои владения. Накануне Троицкого воскресенья 1829 года преподобный Серафим сам заложил основу для раскопок Канавки, и строительство продолжалось еще четыре года. Отец говорил о значении и благотворной силе Канавки: «Кто пройдет по этой Канавке с молитвой и прочитает 150 раз« Радуйся, Богородица… », то будет как Афон, Иерусалим и Киев вместе.»

В советское время здания и монастырское кладбище внутри Канавки были разрушены, дамба срублена, а Канавка залита, но верующие продолжали молитвенно идти по святой тропе. С ноября 1991 года сестры во главе со своей игуменией , ходить по ней ежедневно по вечерам. 10 августа 1993 года, по дивеевской традиции, в праздник иконы Божией Матери «Нежность» прошел первый крестный ход по Канавке. С тех пор крестный ход проходит по этому святому хождению после позднего богослужения на каждом большом празднике и во время Светлой седмицы.

Реставрация Канавки началась 10/23 августа 1997 года. Проект реконструкции разработан специалистами Московского государственного строительного университета под руководством профессора Сергея Чернышева. Ко дню 100 -й годовщины канонизации преподобного Серафима, 19 июля / 1 августа 2003 г., Канавка была снова выкопана. Он был полностью отремонтирован в 2004 году. Длина Святой Канавки по оси плотины составляет 775 метров. По серафимовскому повелению его глубина, ширина и берег равняются трем аршинам в каждую сторону (2.15 м). В начале, середине и конце Канавки почитательные кресты. Площадь внутри составляет 4,43 га. Два здания, амбар и механическая водонасосная станция, единственные, что сохранились от старого монастыря до наших дней.

Сестры гуляют по Канавке ежедневно после ужина. Приглашаем всех присоединиться к ним в шествии. Шествие начинается у Троицкого собора.

.

Серафимо-Дивеевская «Нежность» Икона Божией Матери — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Недаром келейная икона преподобного отца стала называться «Нежность» в контексте чувства смирения, раскаяния и искренне сострадательный. Это состояние Святая Дева выразила словами: «Вот служанка Господня! Да будет мне по слову твоему». (Луки 1:38). Не исключено, что существует связь имени «Нежность» и одного из ее латинских имен, таких как Мадонна, или «dell’Umiltà», что означает «смиренная, кроткая, послушная юная дева, служанка Господа».

В католическом искусстве образ Богоматери в молитве со скрещенными на груди руками признан прежде всего самостоятельным иконографическим стилем. Благодаря разностороннему проявлению внимания в молитве, он использовался в ряде различных картин, таких как «Благовещение», «Венчание Марии», «Непорочное зачатие» (реже в «Рождестве», «Сошествии святых». Дух »или« Страшный суд »), а также« Распятие ». Поэтому иконы, изображающие Деву Марию с руками, скрещенными на груди, представляют собой фрагментарный вариант этого стиля.

На иконе Пресвятой Богородицы «Нежность» помещена цитата из древнего акафиста Пресвятой Богородицы «Радуйся, невеста незамужняя». Это поэтическая интерпретация евангельского приветствия архангела Гавриила Богородице «Радуйся, Благословенный» (Луки 1:28). Отец Павел Флоренский в своей книге «Столп и утверждение истины» писал: «Икона Нежность примечательна тем, что Богородица изображена на ней без ребенка или даже до зачатия — в момент« Архангельского приветствия », когда Она это вечно чистый сосуд Святого Духа.Перед иконой преподобного Серафима горело семь подсвечников, которые занимали большую часть площади его келии. Опять же, он проявляет Святого Духа в Его семи дарах, семи высших духовных дарах. Преподобный отец повелел называть эту икону «Нежность, всякая радость».

.