Наверное, многим из нас была знакома такая картина: день рождения, вносится праздничный торт со множеством свечей и все гости поют: «Как на чьи-то именины испекли мы каравай, вот такой вышины, вот такой ширины… Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай…».
Эти незамысловатые слова детской песенки, которую еще и по сей день можно услышать на праздновании дня рождения, напоминают нам о позабытой традиции празднования именин.
Что же это за праздник?
Часто именинами называют день рождения человека, считая, что это одно и то же. На самом деле это не так, хотя в старину (а часто и в наши дни), выбирая имя для новорожденного, было принято называть детей именем того святого, почитание которого выпадало на день рождения ребенка. Таким образом, считалось, что ребенок будет под покровительством этого святого, а день рождения действительно совпадал с именинами.
Именины — это день памяти святого, чьё имя было дано человеку при крещении. Иначе сказать, это День Ангела, день памяти своего небесного покровителя, дня святого, имя которого мы носим.
В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения. Кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир.
Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Но именно при Крещении мы получаем свое церковное имя, с которым подходим к Таинствам Православной Церкви, с которым мы и отходим в вечность.
Это имя не всегда может совпадать с тем именем, которым нас назвали родители. Например, Анджела — это «паспортное», светское имя, которое родители по сентиментальным побуждениям дали малышке, а Ангелина — церковное имя, принятое при Крещении в честь прославленной Церковью преподобной жене — т. е. сербской королеве, ставшей монахиней.
Но как быть, если мы носим «приличное» православное имя, но крестили нас давно и неизвестно в честь кого? Как нам определить своего святого?
Если неизвестно, имя какого из одноименных святых мы носим, то согласно традиции, следует считать «своим» того святого, чья память в календаре приходится на сам день рождения или следует за днём рождения. Поэтому, несмотря на большое количество дат именин для некоторых имен, у каждого конкретного носителя имени могут быть всего одни именины в году, которые определяются датой его дня рождения. Хотя это и не мешает молитвенно отмечать и другие дни памяти своего святого Причащением святых Христовых Таин и благолепным застольем в кругу семьи.
Также в православном календаре существуют несколько дней в году, когда именины бывают всеобщими. Это, например, Неделя памяти всех святых (первое воскресенье после Дня Святой Троицы), и Неделя всех русских святых (второе воскресенье после Дня Святой Троицы), если мы носим имена русских подвижников благочестия.
Но в наши дни детей редко называют в честь святых, имя которых празднуется в день Крещения. Поэтому именины часто становятся отдельным праздником и их можно назвать духовным днём рождения, вхождения в Православную Церковь при особом покровительстве святого, имя которого ты носишь.
Это особенная греко-русская традиция, которой не знают, например, грузинская и болгарская православные церкви. Там человека называют не именем святого, а традиционными национальными именами, имеющими то или иное определенное положительное значение.
Тем более надо бы нам, жителям Великой России, ценить этот редкий обычай и возможность иметь, помимо ангела-хранителя нашего, еще и особого молитвенника за нас на Небесах перед Престолом Всевышнего. Надо бы повсеместно восстанавливать этот семейный и духовный праздник, как нить благородного преемства связывающий нас с благочестивыми обычаями многих поколений наших прославленных предшественников.
Надо бы, да не ценим. Казалось бы, в семье с празднованием именин появляется дополнительный к дню рождения праздник. Есть повод собраться за праздничной трапезой всей семьей, пригласить родных и близких, подарить и получить подарки, повысить культурный уровень семьи и приготовить программу торжеств — стихи, песни и пр.
Но… с сожалением приходится признать, что даже вечная склонность наших соотечественников праздновать всё что угодно, не «сработала» в этом случае, и истинная традиция празднования именин среди невоцерковленных россиян почти утеряна.
Мало того, при этом само понятие именин обросло целым ворохом суеверий, предрассудков и просто глупостей.
Например, рассуждают о «магии имени». Дескать, как и в честь кого назовут, так и проживешь.
В подрастерявшем за последние десятилетия веру народе считается, что если человека назвали, например, в честь великомученицы — будет всю жизнь мучиться и т. п., если преподобного — быть человеку бедным и так далее. А вот уж если в честь царя или великого князя — судьба малыша просто обязана быть блестящей, хоть и не делай для этого ничего! И листает лихорадочно будущая мама вместе с «опытными» родственниками православный календарь, читает краткие жития святых и с ужасом видит, что судьба её чаду уготована просто «катастрофическая»! Потому что то, что мы желаем себе и своим детям, резко отличается от того, что предлагает нам Церковь и что воплотили в своем жизненном подвиге многочисленные святые, имена которых мы, недостойные и ленивые, носим.
Как будто есть в православном календаре святые, жизнь которых «не годится» нам, дерзающим называть себя православными?! Как будто не к Богу ведет подражание жизни любого святого, в том числе и своего небесного покровителя?!
Хоть и называем мы себя православными, и дружно презираем иноверцев и сектантов, но как же отличаются наши личные, собственные ценности от церковных!
Чего желает большинство из нас? На словах да, конечно, Царства Небесного. А на деле?
Нам бы побольше денег и счастья, а «Царство Небесное» приложится нам! Святости же мы недостойны, зато вполне, по собственному мнению, достойны благ земных.
Так вот отличие святых от нас не в особом устроении организма и свечении вокруг головы, а в том, что святые думали преимущественно о том, как бы в их жизни было «побольше Бога»!
Нам бы тихой и спокойной смерти, и ради этого мы готовы к вечным компромиссам со своей совестью, а святые не боялись идти на смерть, лишь бы только не отречься от Бога.
Мы боремся за свою правду всеми правдами и неправдами, а святые боролись за Правду Божию, а свои нужды и свою правду постоянно оставляли «на потом».
Конечно, имя оказывает определенное влияние на жизнь человека, дает ему некоторые жизненные ориентиры. Но это влияние никогда не заменит дар свободной воли человека, возможность самому устраивать свою жизнь и самому искать пути богообщения.
При всем разнообразии путей святости в христианстве подвиг всех святых по сути одинаков — они возлюбили больше Бога, чем суету этого мира.
Конечно, имя в первую очередь служит простому различению людей. Но есть в наших именах и более глубокий смысл, несводимый к простой функциональности различения.
Действительно, имя неотделимо от человека. Оно индикатор нашей культуры, нашей веры, наших жизненных ценностей. Имя — спутник, который сопровождает каждого из нас на долгой дороге жизни.
В прошлом имя могло быть определенным социальным знаком и указывать на место в обществе. Сейчас ситуация изменилась и, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из привычного нам русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, таинственный смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя всегда было значительной составляющей частью личности человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное для человека или самим человеком имя становилось источником силы и процветания, стимулом для самосовершенствования. Наречение считалось высоким актом со-творения, то есть человеческим участием в тайне творения, призыванием на нового человека благодати Божией.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной. Более того, считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу.
С произнесением имени обращались бережно, иначе жди неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо. Иногда даже называли дитя именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок слишком много плакал, то это так же приписывали неверно выбранному имени.
У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, не знающие имени дезориентированы, и не смогут найти младенца.
Существовал у язычников и другой вариант защиты ребенка от нечистых сил. При рождении родители специально давали малышу непривлекательные, отпугивающие имена, такие как Некрас, Нелюба и даже Мертвой, которые, по мнению наших языческих предков, отвращали невзгоды и несчастья. Отсюда и многие наши необычные, «некрасивые» фамилии, например Некрасов. Отсюда и вечная привычка «прибедняться», постоянно жаловаться на жизнь, скрывать своё истинное положение дел, чтобы не «накликать беду».
Особенно, благоговейное отношение к имени, издревле было присуще человеку.
Общеизвестно, что в Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов.
Особым почтением пользовались имена фараонов — в иероглифических текстах их выделяли специальной рамочкой — «картушем». С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с которыми, по мнению древних, наносило непоправимый вред потустороннему бытию усопшего.
Имя и его носитель составляли одно целое. Характерен египетский миф, по которому «бог» Ра скрывал свое имя, но «богине» Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются при взрослении. В античной Греции люди, становясь жрецами, отрекались от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море.
Условно говоря, отдаленные отзвуки этих представлений можно увидеть и в христианской традиции наречения новоначальных монахов иноческими именами, когда принявший монашеский постриг оставляет мир и свое прежнее мирское имя. В этом обычае запечатлено изначальное убеждение человека о необходимости кардинального изменения жизни при посвящении себя Богу вплоть до смены такой важной составляющей личности, как имени.
У многих народов запрещалось произносить имена языческих богов и духов, чтобы не привлекать их внимание, не впускать их разрушительное влияние в свою жизнь. Особенно опасно было называть злых духов, то есть «чертыхаться», и таким образом призывать «недобрую силу». До сих пор крайне неприлично для православного христианина является само употребление, особенно устное, слова «чёрт» и производных от него.
В этом есть определенный смысл. Если телесное существо не становится к нам ближе от произнесения его имени, то бесплотные силы, не имеющие четкого ограниченного пребывания и легко перемещающиеся в пространстве, через призывание их имени, быстро вступают с нами в контакт. И этот контакт, в случае общения с бесами, может быть для нас опасен. И наоборот, постоянное призывание в молитве Имени Божия вносит в нашу жизнь элемент освящения. На этом основана, например, практика непрестанного чтения Иисусовой молитвы, которая при правильном применении позволяет человеку достичь большой духовной высоты и богообщения.
Кстати, не во всех культурах называть Бога по имени считалось допустимым. Древние евреи из чувства особого благоговения не смели произносить Имя Божие: Ягве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма (то есть сокращение из четырех букв), которую можно перевести как «Я есть Тот, Кто подлинно существует и является источником Своего существования «.
В Православии мы дерзаем с благоговением призывать имя Божие, но помним, что недопустимо делать это всуе, то есть в пустых разговорах и клятвах.
Очевидно, что христианство, как проявление высшего религиозного опыта человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Это корениться в исповедании нашего Бога совершенной Личностью, Существом мыслящим, разумным. Поэтому, при всем понимании абсолютной неприменимости к Богу любых человеческих имен, мы с уважением относимся к тайне личности и к имени, являющимся отображением, символом этой тайны.
Тем более имя христианина отображает таинство неповторимой личности человека, вошедшего в Церковь Христову, оно предполагает личное общение с Богом. Именно в таинстве Крещения христианская Церковь принимает в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим, называя нового воина Церкви христианином.
«Имя Твое именуем…», поём мы в воскресном гимне, то есть называемся Твоим именем. Именно это имя — «христианин» связывало воедино христиан первых веков перед лицом гонений языческого Рима. При этом мученики даже отказывались называть судьям свои прежние имена, ассоциирующиеся с суетной языческой жизнью.
Как писал протоиерей Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».
Примечательно, что долгое время православные иконы освящались не особым молитвенным чинопоследованием, как сейчас, а надписанием имени Христа или святого, изображенного на доске и начертанием круглого нимба, характерного для наших икон. Для этого даже существовал специальный священнослужитель при храме святой Софии в Константинополе и краска с добавлением святой воды.
***
Конечная цель христианского подвига подразумевает стремление к святости, поэтому и все имена христиан — святы.
Тем более нарекая младенца или иного входящего в Церковь человека именем уже канонизированного святого, Церковь старается направить его на истинный путь спасения и богопознания: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни другого человека, освятилось его подвигом и молитвами. Поэтому естественно для носящего святое имя всегда хранить в себе образ жизни своего небесного покровителя, помощника и молитвенника и с благоговением почитать его икону и день его молитвенной памяти.
Но не всеми именами принято нарекать младенцем. Почтением к святым именам Господа и Богородицы объясняется то, что в православной традиции не принято давать имена «Иисус» и «Мария» в честь своих божественных носителей. Всех православных «Марий» до сих пор называют в честь св. Марии Магдалины, а редкое монашеское имя «Иисус» присваивается не в память Господа нашего Иисуса Христа, а ветхозаветного праведника Иисуса Навина.
Справедливости ради отметим, что многие канонические имена, естественно звучащие на греческом, например, языке, тоже вряд ли желательны для современных русских детей по причине их неблагозвучия, даже если они попадают на день рождения или крещения ребенка.
Такие примеры многочисленны: мужские — Варадат, Горазд, Евпроб, Екзуперанций, Епафродит, Иакисхол, Истукарий, Каздой, Кастрихий, Кукша, Мардарий, Медула, Мелхиседек, Павсикакий, Памфалон, Парфагапа, Примитив, Сасоний, Сосипатр, Соссий, Тиранн, Усфазан, Фармуфий, Худион, Хуздазат и другие. Женские — Андропелагия, Денеготия, Дросида, Екзуперия, Каздоя, Мартирия, Мастридия, Проскудия, Сосипатра, Феопистия, Хрисоплока, Христодула, Яздундокта и другие.
Родители должны помнить, что для их ребенка экзотически звучащее имя может стать тяжелым бременем, определяющим чрезмерную замкнутость или напротив, вынужденно агрессивный образ жизни. Поэтому при выборе неожиданно звучащего имени стоит проявить мудрость и осмотрительность, посоветоваться с родными и священником.
Как ласково звать малыша, нареченного, например, Гордием? «Горя» или «Гадя»?
***
Будет несправедливо вспоминая о имени Бога не упомянуть об одном важном моменте, связанном с этим именем.
Мы уже говорили о молитве Иисусовой, как о постоянном и благодатном повторении обращения ко Господу. В начале XX века в православном монашестве возникло характерное течение — имяславцы, которые утверждали, что в Имени Божием скрыто присутствие Бога, сила и энергия, исходящая от Самого Господа. В краткой форме это положение выражалось словами: «Имя Божие есть Бог». В имяславии Имя мыслилось как мост, соединяющий небесное и земное.
Это учение в крайних своих формах было официально осуждено Церковью, но, тем не менее, имяславцы успели оказать сильное влияние на русскую философию начала века.
Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху, то есть до X века.
Так же, как и в других культурах, причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными. Помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д.
Имена со славянским корнями прославляли солнце (Ярослав — славящий солнце, т.е. Ярилу), мир (Владимир — т. е. владеющим миром), свет, силу и прочие доминанты духовного мира дохристианских язычников.
Скандинавские имена (Ольга — Хельга) также напоминали их носителям о грозных силах природы, определяющих жизнь человека.
Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Например, равноапостольный князь Владимир принял в Святом Крещении имя Василий, однако широко известен он именно под своим прежним именем.
Помимо основного имени у людей часто бывали и прозвища, которые имели даже священники. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику).
Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».
Каждой дате месяцеслова соответствует празднование памяти тех или иных святых. Основание выбора даты могут быть различными: день кончины, канонизации, обретения мощей, посвящения храма и проч.
Формирование месяцеслова, начавшееся с первых веков христианства, продолжается и доныне канонизационными актами Православной Церкви.
Каноническое написание имен иногда подвергалось исправлению. Самые значительные исправления произошли во время реформы патриарха Никона в 1670‑х годах.
***
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: в соответствии с общей кампанией по борьбе с религией во всех её проявлениях проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова.
Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались и люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. «Малентро», т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; «Даздраперма», т.е. Да здравствует Первомай, «Вилен» т.е. В.И.Ленин и т.д.).
Справедливости ради надо отметить, что процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20–30‑е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о.Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».
Но, тем не менее, советская десакрализация имен сделала свое дело. И в наши дни мало кто из носителей имен даже великих святых что либо знает о своих небесных покровителях или в той или иной степени чтит их память.
Разделение звучания имени, его поверхностного смысла и смыслового наполнения, то есть благоговейного соотнесения своей жизни с жизнью святого, привело и к широкому заимствованию имен из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д.
Имя перестало быть глубоким, стало носить лишь характер бирки. И хотя русское общество опять возвращается к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен. Конечно, не обошлось тут и без естественного стремления «массовых культур» к усреднению и стандартизации.
Как мы уже говорили, на Руси обычай давать второе — крещальное имя, восходит к X веку, ко времени Крещения Руси.
Несмотря на то, что день памяти своего святого с древности отмечался молитвой в храме и причащением святых Христовых Таин, что отражено и в различных летописях и даже Катихизисах, широкое празднование именин началось на Руси примерно с XVII века.
По обычаю, семья варила пиво, пекла имениннику калачи, караваи. С утра именинник с родными ходил в церковь, причащался, ставил свечи, прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя и заказывал молебен за здравие. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. А вечером приходили гости, и устраивался праздничный ужин с песнями.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
***
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, более того, в 20–30‑х годах празднование именин подвергалось официальному гонению.
Диавол лишен дара творчества, поэтому вместо создания чего либо собственного советская власть лишь извратили церковные обычаи. Вселенские соборы были спародированы съездами коммунистической партии, иконы — повсеместными портретами вождей, погребение — гражданской панихидой. Также и Крещение попытались заменить на особый ритуал — «октябрины» и «звездины», при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители». Иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч.
Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20‑х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».
Как и многие другие культурные традиции, последние десятилетия находилось в забвении, Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай».
Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св.
Во время таинства Крещения младенец не может самостоятельно обещать оставаться верным Богу в течение всей своей жизни. Поэтому крещальные обеты дают за него его крестные родители. Эти люди (как правила совершеннолетние мужчина и женщина) должны быть достаточно воцерковленными людьми, искренне и осмысленно верующими.
В их задачу входит воспитание младенца в вере и благочестии, любви к Храму Божию. Они должны следить за регулярным причащением младенца, дарить на День Ангела подарки, иным образом участвовать в жизни семьи ребенка. Иными словами в лице крестных семья получает новых родственников по духу. Это родство может быть и крепче уз плотского родства.
Отсюда видно, какие высокие требования предлагает Церковь для крестных родителей. Но всегда ли мы руководствуемся этими требованиями при выборе крестных родителей для своих детей? Не часто ли крестными становятся случайные, практически неверующие люди, которые ни себе ни тем более наших детей не способны воспитать духовно и достойно?
Постоянно крестные забывают даже о том, что надо дарить подарки на день рождения, день Ангела и самое главное — при этом надо за крестников молиться, давать наставления в духовной жизни.
Мы сегодня много говорим о возрождении семьи. Это насущная проблема, коренящаяся не только в финансовых и материальных трудностях. Очень важна духовная составляющая мировоззрения молодых людей, отнять которую сегодня так стремятся разномастные «борцы за права и свободу человека». Не секрет, что много детей в малообеспеченных семьях, а богатые люди презрительно предпочитают «не плодить нищету».
Необходимо напомнить обществу, что жизнь человека, зацикленная только на удовлетворение собственных потребностей, обречена на забвение, потому что не привита к вечности.
Необходимо осмыслить духовное значение нашей жизни, вернуть благодатный смысл нашим именам. И возрождение традиции праздновать крещенным людям именины — прекрасный повод, идеальный праздник для укрепления семьи, замечательная традиция, которую надо вспомнить и насаждать.
Ведь история семьи в отличие от истории нашего Отечества, пишется такими небольшими и неприметными вещами и событиями. Куда более мелкие традиции бережно хранятся и отмечаются в семьях. А это — повод самый торжественный, самый святой. Это особый детский праздник, своеобразный Новый Год ребенка. Уж куда лучше, чем мнимые и чрезмерно политизированные праздники 1 мая, 8 марта.
Если мы хоть по факту крещения признаем себя православными, то надо приучать ребенка с детства молиться своему святому, отмечать день памяти этих святых прилично случаю, благочестиво подражая нашим предкам.
В этот день обязательно надо причаститься, да и вообще взять за обычай всякое празднование и всякое доброе дело начинать молитвой в храме и причащением. А затем в удобное время собрать родных и близких за праздничным столом, за которым должно быть много веселья, но мало пьянства.
Бесценной семейной реликвией должны быть крещальная одежда и крестильный крестик, который надо бережно хранить всю жизнь.
***
Задумывались ли Вы, как много в жизни зависит от Вашего имени? Оно как зерно дается нам в надежде, что мы вырастем в меру наших славных предков или даже превысим их свершения.
Наше имя через употребление в Таинствах привязывает нас к вечности, если только мы осознаем это и стремимся своей жизнью это показать.
Наше имя свидетельствует о надежде на преображение нашей жизни, пока так далекой от данных нами при крещении обещаний.
Оно дает нам эти важные качества, определяет наши стремления и свершения. Оно звучит для нас с рождения всю жизнь. Оно часть нашей личности. Берегите его и почитайте Того и тех, в честь кого мы, христиане, названы.
Источник: http://osiluan.ru
кто отмечает День ангела, как назвать ребенка
День ангела 25 сентября отмечают мужчины с именами Алексей, Афанасий, Даниил, Иван, Николай, Семен, Федор, Юлиан, Юлий. Женские имена на эту дату в церковном календаре не представлены.
OBOZREVATEL предлагает узнать, как лучше назвать ребенка, рожденного в этот день, какое имя дать при крещении и кого стоит поздравлять с именинами.
Именины 25 сентября: мужские имена
Алексей – имя в переводе с древнегреческого означает «защитник», «оберегающий».
Афанасий – имя греческого происхождения, означающее «бессмертный».
Даниил – имя библейского происхождения, восходящее к древнееврейскому имени Даниэль, личному имени пророка Даниила. Буквальный перевод: «судья мой Бог», «Бог мой судья», «Бог есть судья».
Иоанн (Иван) – имя еврейского происхождения, переводится как «Яхве (Бог) помиловал», «Яхве да будет милостив», «Благодать Божия».
Николай – в переводе с греческого языка означает «победитель народов».
Семен – имя произошло от древнего иудейского имени Симеон. Значение имени – «слушающий», «услышанный Богом» или «Бог услышал».
Федор – имя греческого происхождения; переводится как «дарованный Богом», «Божий дар».
Юлиан – имя латинского происхождения, производное от Юлий. Означает «из рода Юлиев», «юлианец» (солдат или сторонник партии Цезаря), «июльский».
Юлий – римское родовое имя (Julius / Iulius).
Под такими именами стоит крестить мальчиков, родившихся в этот день, чтобы под опекой своего святого покровителя они росли счастливыми и удачливыми.
Именины 25 сентября: женские имена
В этот день в церковном календаре нет женских имен, поэтому девочку, родившуюся 25 сентября, стоит называть и крестить исходя из ближайших женских именин святых.
Ранее OBOZREVATEL рассказывал, как проходил первый конкурс красоты в СССР: фото дефиле.
Именины 19 августа: мужские и женские имена, значение имен и влияние на судьбу
Издавна считалось, что ребенок, носящий имя ангела, навсегда находится под покровительством этого святого. Именно по этой причине люди всегда обращали особое внимание на день рождения малыша и его значение. Так, 19 августа большой религиозный праздник — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В народе также этот день именуют Яблочный Спас. В статье узнаем, кто отмечает именины 19 августа, значение имен и их влияние на судьбу.
Яблочный Спас
Этот праздник принадлежит к 12 большим православным праздникам. Это второй по счету Спас, когда в церкви освящают самые различные плоды земли:
- груши,
- сливы,
- яблоки.
Именины 19 августа тесно связаны с самим праздником. По этой причине, конечно же, необходимо знать, что это за день. Празднованием этого большого праздника Русская православная церковь прославляет соединение Господа Бога со своим народом в лице сына Его Иисуса Христа. Именно в этот день много лет назад Иисус поднялся вместе со своими любимыми учениками Иаковом, Петром и Иоанном на гору Фавор. В какое-то мгновение Спаситель засветился необыкновенно ярким и белым светом. Он преобразился (именно от этого и происходит название праздника – Преображение). Вокруг Иисуса появилось облако, и с небес донесся голос Бога:
Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).
Конечно же, теперь ученики осознали, что перед ними стоит воплощенный Сын Господний, который дарует спасение для всего народа.
Именины
Выбрать имя для ребенка — задача не из легких. Но чаще всего родители делают это при помощи святцев. В данном случае покровителем малыша будет Иисус Христос. А вот именины 19 августа празднуют:
- Нон;
- Кристина;
- Архип;
- Макар;
- Михаил;
- Спас;
- Феоктист.
При этом, если ни одно из имен не нравится, можно смело выбрать те, которые находятся рядом (18 и 20 августа). В эти дни в святцах можно найти много современных имен. Поэтому именины 19 августа празднуют также:
- Мария;
- Ирина;
- Василий;
- Дмитрий;
- Алексей
Иногда ребенку дают несколько имен. Одно из них выбирают по святцам (это будет церковное имя, с которым крестят малыша). Другое же записывают в свидетельстве о рождении. Считается, что имя, которое дают при крещении, должны знать только самые близкие и родные люди. Таким способом можно уберечь ребенка от многих бед и несчастий.
Нона
Свой День ангела 19 августа празднуют девушки с таким прекрасным и необычным именем. С латинского языка Нона переводится как «девятая», а вот с египетского – «посвященная Богу». Обычно это очень веселая и жизнерадостная девушка. У нее много знакомых и друзей, но она не ко всем относится с доверием. Это настоящий борец за правду и справедливость. Нона не любит и не умеет врать. Она самоотверженная и очень трудолюбивая. В доме у Ноны всегда порядок и чистота. Девушки с этим именем, как правило, выбирают профессии, связанные с творчеством. Они очень преданы своей работе и своим увлечениям. Если Ноне действительно нравится то, чем она занимается, тогда она сможет добиться в этой сфере больших успехов.
В любовных делах у носительниц этого имени не все складываются гладко. Для Ноны любовные отношения и семья не стоят на первом месте. Она может поздно выйти замуж. Не каждому мужчине понравится то, что девушка больше отдана своей профессии, нежели дому и семейным делам.
Христина, Кристина
Среди имен по церковному календарю 19 августа встречается и это. С древнегреческого языка оно переводится как «посвященная Христу». Некоторые историки утверждают, что это исконно русское имя. На Руси многих девушек называли «христианками». А впоследствии, когда это слово перестали часто использовать, им стали называть людей, которые имели хорошее, высокое происхождение или были знатного рода. Так и появились имена:
- Кристина;
- Христина;
- Кристиан;
- Криста;
- Кристель.
Характер у обладательниц этого имени очень покладистый и добрый. В детстве такие девочки могут часто болеть. Кристина – это «папина» дочка. Именно он для нее всегда является авторитетом. Девушки с этим красивым именем очень ранимы и обидчивы. Кристина предпочитает дружить только с проверенными людьми. По этой причине, как правило, у нее только несколько подружек (или вообще одна), зато настоящих. Кристина любит путешествия и приключения. Она настоящая заводила в любом коллективе.
Обладательницы этого имени очень влюбчивы. Любовь для них – это все. Они не переносят одиночества и скуки. Кристина обладает необыкновенным шармом и обаянием и, как правило, не лишена поклонников. Она может вскружить голову любому парню.
Среди женских имен именины 19 августа празднуют именно Кристины, и это неспроста. Ведь эти девушки очень близки к Богу. Они, как Иисус, несут в мир добро и тепло. Если же Кристина будет вести неправедный образ жизни, она будет за это сильно наказана высшими силами. Если же обладательницы этого имени будут добрыми, справедливыми и милосердными, тогда их жизнь будет счастливой и долгой.
Спас
Мужские именины 19 августа празднуют парни с таким необычным и церковным именем. В данный момент оно не особо популярно, но 1000 лет назад им называли людей, которые обучали народ различным умениям и пониманию сути вещей. Например, Колодий Спас явился людям, когда на землях стоял холод, голод и запасы продовольствия иссякали. Он научил народ приносить жертвы высшим силам, и благодаря этому пришла весна.
Имя Спас (Спасий) означает, «тот, который спасает». Это очень добрые и открытые парни. Они способны на самопожертвование. Если вы решили назвать сына этим именем, тогда следует знать, что Спасий всегда будет предан Господу. Возможно, он даже посвятит свою жизнь служению Богу.
Семейная жизнь не будет для Спаса на первом месте. Он идеалист, а значит, будет искать для себя самую лучшую супругу. Она должна быть такой же, как и он – открытой, щедрой и богопослушной.
Макар
Среди мужских имен именины 19 августа отмечают и Макары. «Макар» с древнегреческого означает «беззаботный», «счастливый», «блаженный». Это свободолюбивые мужчины, которым не нравится, когда ущемляют их интересы. Но, несмотря на это, ради своей семьи он готов пойти на уступки. Это энергичный и уверенный в себе парень. Он может добиться больших успехов в любой сфере. Макар не любит скандалы и конфликты. Чаще всего ему проще всего уступить, нежели вступать в спор. Часто он может согласиться с тем, что ему говорят, но сделать все совершенно по-другому.
В отношениях Макар преданный, но достаточно скрытный. Он может не проявлять свои чувства, но при этом его поступки все скажут сами за себя. Он сделает все, чтобы его супруга и дети ни в чем не нуждались.
Дмитрий
Достаточно распространенное греческое имя означает «посвященный богине Деметре». Согласно мифологии, это покровительница плодородия и земли. Именно по этой причине Дмитрия называют «земледелец». Мужчины с таким именем добрые и щедрые. Если же детство у Димы было достаточно тяжелым, то он может закрыться от всех. Тогда уже никто и никогда не узнает о его настоящих эмоциях. Дмитрий может часто и много влюбляться, но остывают его чувства с той же скоростью. Он любит все необычное и уникальное. По этой причине возлюбленные Димы, как правило, достаточно неординарные личности.
У носителей этого имени очень сильно развита логика и интуиция. Им подходят профессии, связанные с этими способностями. Кроме того, Дима может быть хорошим руководителем. Он умеет держать дисциплину, к нему прислушивается общество. Недостатком парней с этим именем является неопределенность. Часто они не могут понять, чего хотят на самом деле. Как только у Дмитрия появится настоящая цель, он достигнет настоящих вершин.
Покровительство
Учитывая то, что в этот день такой большой праздник, все, кто празднуют именины 19 августа (женские и мужские), находятся под покровительством Иисуса Христа. Каждый год в этот день необходимо посетить церковь. Можно поставить свечи и попросить здоровья и счастья для себя и своих близких. Те, чьи именины 19 августа, могут всегда обращаться за помощью к Иисусу Христу. Молиться можно как своими словами, так и при помощи строк:
Господи Иисусе Христе, Боже мой, покрый мя и раб твоих (имена) от злобы супостата нашего, зане сила его крепка, естество же наше страстно и сила наша немощна. Ты убо, о Благий, сохрани мя от смущения помыслов и потопа страстей. Господи, Пресладкий мой Иисусе, помилуй и спаси мя и рабов Твоих (имена).
Очень важно искренне верить в то, что Иисус Христос на самом деле является вашим покровителем, всегда слышит вас и готов прийти на помощь.
1 ноября | Артемий Артур Джеймс Дмитрий Евсей Иван Иероним (Джером) Марсель Михаил Павел Феликс Флор Юлиан Юлианна |
2 ноября | Агап Александр Артём Герасим Иван Николай Пётр Сергей Фёдор Федот Юстус |
3 ноября | Аза Александр Алексей Анатолий Аркадий Василий Владимир Демьян Денис Дмитрий Захар Иван Карл Константин Кристиан Мартин (Мартын) Николай Павел Пелагея Сандра Сильвия Фёдор Юлиан Яков |
4 ноября | Александр Анна Анфиса Василий Владимир Григорий Елизавета Захар Ираклий Карл Константин Лиза Лукерья Максим Максимилиан Николай Серафим Элина |
5 ноября | Александр Владимир Елизавета Елисей Емельян Захар Иван Игнат Лиза Максим Николай Павел Сильвия Феликс Эузебио Яков |
6 ноября | Акакий Алексей Ираклий Лаврентий Леонард Николай Пётр Феликс |
7 ноября | Анастасий Валерий Карина Эрнест |
8 ноября | Василий Дмитрий Мартин (Мартын) |
9 ноября | Андрей Иван Илона Иоанна Лиза Людвиг Людовик Максим Марк Нестор Орест Степан Элина |
10 ноября | Ангел Анна Арсен Арсений Георгий Дмитрий Иван Максим Нестор Николай Павел Прасковья Родион Тимофей Флоренция (Флоренс) Юстус |
11 ноября | Авраам Агафья Алексей Анастасия Андрей Анна Василий Виктор Герман Евгений Кирилл Кузьма Мартин (Мартын) Николай Фелиция |
12 ноября | Александр Алёна Анастасий Анастасия Артём Гавриил Елена Зиновий Илона Исаак Кристиан Макар Максим Марк Мартин (Мартын) Мэтью Осип (Иосиф) Пётр Рената Ринат (Ренат) Семён Степан Юлиан Юстус |
13 ноября | Августина Авраам Александр Алексей Анатолий Анжела Артём Артемий Василий Всеволод Герман Демьян Иван Инесса Кузьма Ник Никодим Николай Нильс Пётр Роман Савва Сандра Сергей Станислав Степан Трофим Фёдор Яков |
14 ноября | Адриан Александр Давид Демьян Денис Дмитрий Елизавета Иван Ирма Кузьма Лиза Лоренс Люция Пётр Савва Сергей Ульяна Фёдор Федот Фома Цезарь Яков |
15 ноября | Альберт Домна Захар Константин Леопольд Феликс |
16 ноября | Авдотья Агап Александр Анна Василий Владимир Грета Евдокия Иван Илья Инесса Кузьма Маргарита Марсель Николай Осип (Иосиф) Павел Пётр Сергей Фёдор Федот Флор |
17 ноября | Александр Виктория Елизавета Иван Илья Исмаил Лиза Николай Семён Степан Федора Элиза |
18 ноября | Гавриил Леонард Максим Назар Сельма Тимофей Томас |
19 ноября | Александра Анатолий Арсен Арсений Василий Виктор Гавриил Герман Джеймс Клавдия Лиза Лука Максим Николай Нина Олеся Рафаэль Серафима |
20 ноября | Агап Агапит Александр Алексей Анжела Валерий Вениамин Григорий Евгений Елизавета Кирилл Лиза Михаил Николай Рафаэль Фёдор Федот Феликс Шейла |
21 ноября | Альберт Амалия Еремей Клим Марфа Михаил Рафаэль Эльдар |
22 ноября | Александр Алексей Антон Виктор Дмитрий Ефим Иван Илья Карл Константин Марк Ник Нильс Осип (Иосиф) Ричард Семён Тимофей Цецилия (Сесилия) Чарльз |
23 ноября | Августин Александр Алексей Анна Борис Денис Ефрем Иван Клим Константин Майкл Михаил Нестор Николай Ольга Орест Пётр Родион Серафим |
24 ноября | Августин Виктор Доминик Евгений Лоренс Максим Остин Степан Стефания Фёдор Флора Яков |
25 ноября | Алан Александр Борис Владимир Данил Дмитрий Елизавета Иван Карина Константин Лев Леон Моисей Николай Савва Степан Элиза |
26 ноября | Герман Иван Конрад Леонард Марсель Педро |
27 ноября | Акакий Александр Алексей Анна Аристарх Василий Гавриил Григорий Джеймс Дмитрий Константин Максим Михаил Николай Одетта Пётр Сергей Фёдор Федора Филипп Юстиниан |
28 ноября | Григорий Джеймс Дмитрий Николай Педро Пётр Феликс Филипп Фома |
29 ноября | Блез Василий Виктор Дмитрий Иван Макар Михаил Николай Сергей Фёдор |
30 ноября | Бьянка Геннадий Григорий Захар Иван Устин Устинья |
В какой день Ольга отмечает именины по церковному календарю?
Согласно православному христианскому календарю именины Ольги празднуют примерно 6 раз на протяжении календарного года.
Такое количество дней памяти можно объяснить только тем, что именно 6 разнообразных женщин с именем Ольга вошли в православную историю в виде великих мучениц или святынь. Также дата символизируют множество разнообразных событий, однако объединяет их только то, что главным действующим лицом является представительница с именем Ольга. Какие же даты являются днем памяти?
10 февраля — это День памяти и почитания великой мученицы Ольги Евдокимовой. Она в свое время была рождена в Московской губернии примерно в 1896 году. Однако когда она была юная, ее арестовали и обвинили в антисоветской агитации, а впоследствии было принято решение приговорить юную девушку к 10 годам заключения в лагере. В трудовом лагере Ольга Евдокимова скончалась в 1938 году, спустя множество лет примерно в 2000 году русская православная церковь причислила ее к лику святых великомучеников и исповедников.
6 марта является именинами Ольги Кошевой, которая в свое время имела большую семью и проживала в Рязанской губернии. Исторические сведения утверждают, что она являлась неотъемлемой частью храма Успения Пресвятой Богородицы. Поэтому в 1939 году она была признана активной контрреволюционеркой, именно поэтому женщину арестовали. Однако приговор не был вынесен, поскольку 6 марта 1939 года Ольга Кошевая умерла в тюремной больнице. В 2005 году священный синод православной христианской церкви признал Ольгу Кошевую Святой Великомученицей России.
14 марта именины Ольги Жильцовой. Стоит отметить, что данная дата появилась в церковном православном календаре лишь в 2003 году, поскольку именно в это время женщина была причислена к лику великомучеников. Исторические данные говорят о том, что в 1938 году женщина была арестована и приговорены к расстрелу.
17 июля — день памяти княгини Ольги Романовой, которая была рождена в царской семье в 1895 году. Однако во время революции Ольгу совместно с ее родственниками арестовали, а 17 июля 1918 года она была расстреляна в Екатеринбурге в подвале семейного дома. К лику святых исповедников его причислили в 2000 году.
24 июля — это День памяти равноапостольной Великой княгини Киевской Руси, которая являлась супругой князя и была крещена в Византии под именем Елены. Данная святыня является высоко почитаемой в православной христианской церкви, поскольку внесла невероятный вклад в развитие религии и в постройку храмов на территории Киевской Руси.
23 ноября именины Ольги Масленниковой. Русская православная церковь причислила ее лику святых только лишь в 2000 году. Однако всю свою сознательную жизнь Ольга посвящала служению Всевышнему в храме Георгия Победоносца, однако была арестована и приговорена к заключению. Впоследствии в 1941 году она умерла, находясь в тюрьме за антисоветскую деятельность.
День ангела Валерия 20 ноября поздравления, открытки, картинки с именинами
20 ноября на православном календаре именины Валерия. Фото: Pikist
Сегодня, 20 ноября, церковь вспоминает мученика Валерия Мелитинского. Именины отмечают обладатели имени Валерий, которое в переводе с латинского означает «быть сильным, здоровым».
Рассказываем, кем был Валерий Мелитинский, в чем помогает молитва этому святому. Также мы собрали поздравления и красочные открытки с именинами.
Значение имени и характер
Имя Валерий произошло от древнеримского родового имени, значение которого заключается в корне «valere», что означает здоровый. Обладателям этого имени приписывают усердие в работе, спокойный характер и стремительность в действиях. Порой он совершает отчаянные поступки. В коллективе отличается смелостью и рассудительностью, что заставляет остальных прислушиваться к его мнению. Он оптимистичен и приятен в общении. Имеет сильную энергетику и нередко добивается признания в обществе.
Валерий достаточно самолюбив и не приемлет колкости в свой адрес, особенно со стороны женщин. Это надежный друг и верный семьянин. Большую роль в жизни для Валерия играют организованность и хорошее воспитание. По характеру Валера домосед, поэтому его главными увлечениями часто становятся чтение книг или коллекционирование.
Валерий может стать успешным предпринимателем, архитектором или модельером.
Кем был Валерий Мелитинский
Валерий Мелитинский жил в Мелитине (город в Армении) и пострадал за христианскую веру вместе с 32 мучениками во время правления императора Диоклетиана. Он отказался выполнять поручение правителя притеснять христиан, за что был заключен в темницу. После угроз отречься от Христа его подвергли пыткам и отрубили голову. Это произошло в 298 году.
Святому молятся о прощении грехов, исцелении, искреннем покаянии, укреплении веры и просят помощи в разрешении сложных житейских ситуаций.
Поздравления и открытки
Валера, пусть каждый твой день будет успешным и счастливым. Держи крепко за хвост удачу, пусть светлые моменты твоей жизни непременно побеждают грусть!
Валера, пусть твое слово всегда будет весомым, а авторитет в кругу близких растет с каждым днем.
Валерий, пусть победы сами идут в твои руки, а желания исполняются! Тогда дни станут радостными и солнечными, несмотря на погоду за окном.
Валера, желаю любви и понимания близких, отзывчивых и верных друзей. Здоровья крепкого и решительных действий, которые непременно приведут тебя к успеху!
Валерий, двери празднику широко открывай
От сердца искренние поздравления принимай.
В имени твоем заключается сила и бодрость,
Ты такой по жизни и есть,
Твой характер как гранитный камень твердый,
С тобой правда, выдержка и честь!
Валерію, бажаємо тобі завжди по життю залишатися таким само надійним. Ніколи не сумувати, частіше посміхатися та радіти новому дню.
Пусть погода радует всегда и года пролетают неспешно,
С именинами поздравляем тебя, пусть не покидает надежда!
Пусть жизнь наполнится любовью, радостью и счастьем до краев, пусть чаще сердце стучит от радостных моментов!
Ах, Валера, будь самым лучшим и живи красиво
В День ангела желаем мудрости, добра и мира!
Бажаємо вершин і успіху кожного дня досягати,
У краще вірити і добрих друзів не забувати!
У час нелегкий ти вперед сміливо йди,
З оптимізмом в новий день дивись і крокуй до мети!
Оптимизм и вера в лучшее — это главный твой критерий,
Любви и вдохновения желаем, наш славный друг Валерий!
1 Апрель |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 Апрель |
|
Добавить комментарий