Содержание

Нищие духом / Православие.Ru



Нагорная
проповедь Христа – средоточие христианства
– веры, которая, по слову апостола Павла,
«для иудеев соблазн, а для эллинов
безумие».

«Блаженны нищие духом». Ложность или
неточность толкования этой заповеди и в самом деле
способна обратиться и «безумием», и
«соблазном». Для людей, далеких от Церкви,
слова о «нищих духом» звучат скандально: если
христианство – религия слабых и убогих, а я не
таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри
церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время
от времени вызывает безумие в виде так называемой
«концепции спасения через грех»: не согрешишь
– не покаешься; не покаешься – не спасешься;
следовательно, не согрешишь – не спасешься.

Между тем, уже простой философский анализ понятия
духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его
ясного определения. Этот анализ состоит в различении
нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет
лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого.
Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые
«нулевые» потребности – в питье, пище,
лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но
покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает.
Именно поэтому его имя – жажда, его бытие –
борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни
действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность
и сопротивление личного достоинства, заставляя искать
необходимое – то, чем можно восполнить роковую
недостаточность быта, а в случае духовной нищеты –
ущербность бытия.

Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир,
обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы
во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий
художник, убедившийся в том, что его полотна не
запечатлели и десятой доли его вдохновения.

Духовная нищета – это присутствие в структурах
человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда:
такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков
праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный
любовью закон; таков спартанец из числа трехсот,
отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и
потому упустивший возможность героически погибнуть в
блистательной и трагичной битве при Фермопилах…

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что
«природа не терпит пустоты» и стремится ее
заполнить. Принято полагать, что под «нищими
духом» подразумеваются слабые. Но духовная нищета на
языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила,
то есть причина всякого движения.

Во-первых, это сила, производящая культурообразующее
движение. Ни духовно бедные архангельские
рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети
Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из
Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую
академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не
суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать
первый русский университет. Понять ту страсть к познанию,
которая двигала первым русским академиком до самой смерти,
может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины,
ощущая собственную ущербность и нищету.

Во-вторых, это сила, инициирующая движение к Богу. Нищий
духом, о котором говорит Евангелие, – это человек,
чья духовная жажда не утоляется ничем земным – ни
трагедией театра, ни духом музыки. Духовная нищета –
это потребность, перед которой пасует и рационализирующая
сложность науки, и художественная фантазия литературы, и
даже утешающая мудрость философии. По неисчерпаемости
собственной духовной жажды человек догадывается о том, что
он микрокосм, то есть образ Того, Кого «и небеса не
могут вместить». Неисчерпаемость жажды ничем земным
заставляет искать небесного и достигать горних сфер. Это
тонко подмечено Пушкиным в стихотворении пророк:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился…

«Духовная жажда» – выражение нищеты
– становится непременным условием «явления
серафима». И усердно молящийся может замирать в
недоумении: почему молитвы не исполняются? Неужели
Всеблагой и Всемогущий Бог не хочет или не может дать
просимое? Но затруднение возникает не у дарителя, а у
просителя: дар есть, он предложен, но человеку оказывается
не в чем его унести. Поэтому действительно
«блаженны» те, у кого есть ничем не
заполненный сосуд – они и в самом деле могут
«горы передвигать». Таким образом, духовная
нищета оказывается самой сутью веры.

Сторонникам «спасения через грех» стоит
отметить, что молитва евангельского мытаря исполнилась не
потому, что он «угодил» Богу своими грехами,
но потому, что он собственную духовную бедность смог
пережить как нищету. Духовное же богатство фарисея
переполнило его, создало иллюзию личной онтологической
завершенности и полноты, лишив возможности совершить чудо
молитвой.

Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных
признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается
внешним отражением патологии – так духовно болен
фарисей с переполняющим его чувством сытости. Сотворив
человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие,
комплементарное только Себе, могущее быть до конца
наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой.
Потому, оторванный от Создателя человек, способный
наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой,
искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет
собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.

Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной
слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами.
Вне зависимости от количества талантов и добродетели,
богатства и социального успеха, нищие духом – это
всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою
несамодостаточность перед лицом божественного
совершенства. Эта нищета выражается в силе жажды, с
которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры
утешаясь творением культуры, словно великой Песней о
Потерянном Рае.

Нищета духовная — это… Что такое Нищета духовная?



Нищета духовная

   человек не имеет ничего своего, но имеет только то, что даровал Бог. Ничего хорошего мы не можем сделать без Божьей помощи и благодати, поэтому должны считать себя за ничто и в любых начинаниях прибегать к помощи Всевышнего и Его милосердию. Святой Иоанн Златоуст называет духовную нищету смиренномудрием. Однако нищие духом могут обрести духовное богатство, если поймут, что материальные богатства скоропреходящи и не заменяют нам благ духовных.

Православная энциклопедия .
2010.

  • Непорочны
  • Ной

Смотреть что такое «Нищета духовная» в других словарях:

  • Нищета духовная — (Мат.5:3 ). Мы ничего своего не имеем, но имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго не можем сделать без Божией помощи и благодати, и потому должны вменять себя за ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по изъяснению… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • НИЩЕТА — НИЩЕТА, ы, жен. 1. Крайняя бедность. Впасть в нищету. 2. перен. Убожество (чувств, мыслей) (книжн.). Духовная н. 3. собир. Нищие люди. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • нищета — ы, ж. 1. Крайняя бедность, нужда. Жить в нищете. 2. Скудость, убожество (чувств, мыслей и т.п.). Душевная, духовная н. Н. содержания. Н. идеи. 3. собир. Нищие люди …   Энциклопедический словарь

  • Духовная нищета —  ♦ (ENG spiritual poverty)    термин, определяемый нек рыми либеральными теологами (см. Либеральная теология) как полная доступность Господу и признание того, что человек не имеет других средств к существованию, кроме воли Бога. Это отрицает… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • нищета — ы/, ж. 1) Крайняя бедность, нужда. Жить в нищете. 2) Скудость, убожество (чувств, мыслей и т.п.) Душевная, духовная нищета/. Нищета/ содержания. Нищета/ идеи. 3) собир. Нищие люди …   Словарь многих выражений

  • Духовная нищета — самоуничижение, отказ от гордости, служение Духу Святому, чуждый плотских потребностей, смирение духа, сокрушение о свих грехах …   Краткий церковнославянский словарь

  • Нищита духовная — духовное убеждение в том, что наша жизнь и все наши духовные и телесные блага (жизнь, здоровье, силы, душевные способности, знание, богатство и всякие житейские блага) все это есть дар Творца Бога: без небесной помощи невозможно приобретение ни… …   Краткий церковнославянский словарь

  • ДОБРОДЕТЕЛЬ — фундаментальная философско богословская категория, обозначающая ценностно значимый аспект духовно нравственного совершенства человека. Слово «Д.», появившееся, вероятно, как калька с греч. термина καλοποιΐα (Lexikon zur Byzantinischen Gräzität /… …   Православная энциклопедия

  • Гермоген Сперанский — (в миру Георгий Прокопьевич; в семинарии называвшийся также Успенским и Федоровским) архимандрит Московского Спасо Андроникова монастыря, сын причетника (впоследствии священника) с. Федоровского Коломенского уезда, родился 26 ноября 1778 г. и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • spiritual poverty —  Духовная нищета …   Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • День саранчи, Натанаэл Уэст. Недавно, на вопрос о том, что такое Голливуд девушка респондент ответила – Голливуд это столица США! Образованный человек на это рассмеется, а потом, поразмыслив, согласится Голливуд таки –… Подробнее  Купить за 315 руб аудиокнига
  • Поезда на Монтеррей, Марина Сальтина. Герои гротескных миниатюр Марины Сальтиной — наши современники и современницы, застигнутые врасплох нелепостями перестройки. Внимательный взгляд автора движетсявслед за ними, подобно… Подробнее  Купить за 190 руб
  • Слеза Европы, Марина Сальтина. Герои гротескных миниатюр Марины Сальтиной — наши современники и современницы, застигнутые врасплох нелепостями перестройки. Внимательный взгляд автора движетсявслед за ними, подобно… Подробнее  Купить за 170 руб

Почему блаженны нищие духом? — блог издательства ✍ «Никея»

Что такое духовная нищета? Если это плохо, то почему нищие духом — блаженны? Не унижает ли человека ощущение себя как ничтожества? Почему Заповеди блаженства — ключ ко всему Евангелию? Читайте в интервью с о.Георгием Бреевым из его книги «Радуйтесь!»


— Даже те, кто ничего не знает о христианстве, слышали заповедь Христа «Блаженны нищие духом». И порой возмущались. Ведь некоторые воспринимают нищету духовную как скудоумие. Или считают, что нищие духом — бомжи.


— Здесь одно и то же слово «нищие» употребляется по отношению к разным категориям людей, — начинает объяснять батюшка. — Все-таки бомж — это тот, кто обнищал в силу личного нерадения или не нашел, где ему применить себя. Можно бесконечно говорить о том, почему у него не сложился жизненный путь, и он не смог создать себе нормальные условия. Это социальная проблема. Причины ее кроются в самом человеке. 


Вот наш храм. Сегодня, входя в него, я увидел: с протянутой рукой стоят люди, которые не выглядят нищими. Один — в кожаной курточке, другой — высокий, дородный мужчина, видно, что он мог бы работать.



Василий Суриков. Боярыня Морозова. Фрагмент: юродивый.


— Такое внешнее благополучие «нищих» нас часто смущает.


— Храм всех принимает под свою сень. Сердца тех, кто идет сюда, расположены к милости Божией. Мы хотим, чтобы Господь простил нас и принял в Свои отеческие объятия. Каждый входит в храм и чувствует, что попал в иной мир, потому что здесь — Небо на земле. Эта святыня дана нам сверху, чтобы туда нас поднять.


Почему перед нищим, просящим милостыню, рука невольно тянется в карман? Почему хочется ему помочь? Потому что сейчас, через какие-то секунды я сам стану перед Богом, Который от избытка Своей полноты и любви дал мне бытие, жизнь, разум, бессмертную душу. Я предстану перед Ним и увижу, что не оправдал того великого доверия, которое Он мне являет каждую минуту, каждую секунду.


Я не знаю, кто бы мог переступить порог храма и стать перед лицом Божиим с чувством собственного достоинства? Нет, скорее всего, мы чувствуем именно недостоинство. И тут вплотную подходим к вопросу о духовной нищете, которую переживаем в сердце как свое несоответствие той высоте, тому духовному предназначению, которое Бог нам дал по Своей неизъяснимой любви.


— А мы и надежд не оправдали, и плодов не принесли?


— Человек является вершиной, венцом, царем всего творения Божия. Он образ и подобие Божие. И это настолько велико, что не вмещается в людские понятия!


У каждого человека есть совесть — совокупность вестей, знаний о самом себе. Наше духовное познание может быть очень глубоко, и никто, как сказано в Священном Писании, не может знать души другого — только сам человек и дух, который живет в нем.


Такая же аналогия существует в отношении Бога: никто не может постичь глубин Его природы, кроме Духа Божия, Который открывает нам ее.



Совесть наша является живым органом. И как в теле какой-то орган может засориться оттого, что мы неумеренно, неразумно проводим жизнь или употребляем в пищу плохие продукты, так и совесть может быть загрязнена, окаменена, осквернена, сожжена. Но если она не потеряла живой возможности функционировать, то всегда ставит человека перед духовными реалиями.


— Иными словами, перед его собственной духовной нищетой?


— Духовная нищета — это способность человека себя увидеть таким, как есть: живущим в земной плоскости, имеющим чисто земное измерение мыслей — и вдруг в какой-то момент поставленным перед неизреченной полнотой бытия, перед Самим Творцом. Как ты будешь себя чувствовать?


— Как пылинка?


— Конечно. Хочу поделиться чувством, которое возникло у меня, когда я летел на самолете. Был ясный день. Матушка-земля смутно мелькала внизу в уменьшенных масштабах. А над головой была такая глубина, что взгляд там терялся и невольно цеплялся за землю. Вдруг мы подлетели к морю. Земля уплыла из-под ног, самолет ушел в голубую бездну. Появилось страшное потрясение, ощущение, что вот ты, пылинка, входишь в эту неизреченную космическую глубину. Сейчас ветер дунет — и тебя унесет, ты растворишься.



— Скажите, а такое ощущение себя как ничтожества не унижает человека?


— Нищий телесно, физически несет на себе печать униженности. Хотя он и пользуется вниманием, заботой, но в душе переживает. И многие очень щепетильны в этом отношении.


Но нищета духовная — другой природы. Она как бы переплавляет человека, открывает ему реальность иного мира, который недоступен нашим пяти чувствам. Человек ощущает себя искоркой перед необъятной полнотой Божией. И если Полнота скажет: «Ты не Мое, а случайное явление», — ты потеряешься. Но Она говорит: «Ты Мое, родное, тебе тоже дано быть единством Бытия». А сам-то ты понимаешь, что этому не соответствуешь. И только осознание, переживание духовной нищеты помогает человеку войти в Полноту. Границу Ее не переступишь, если в тебе не будет чувства, что перед тобой — Величайшая Святыня.


 — Стало быть, нищета духовная — это не только реальная самооценка, но и как бы отношение к Богу и миру? И сформулировано это в Заповедях блаженства.


— Заповеди блаженства неповторимы, их нет ни в одной другой религии. Они так же необычайны, как необычайно все Евангелие Христа. Ключом к его пониманию и являются Заповеди блаженства. И первая из них — о духовной нищете. Чтобы понять Евангелие, достаточно пережить, что такое — нищие духом.


 Бог Всеблагой, Всесовершенный, умалил Себя, чтобы стать доступным маленькой частичке — человеку. Это не мог сделать никто, кроме Самого Бога, Который сказал: «Научитесь от Меня: Я кроток и смирен сердцем». И это Его свойство поражает нас даже больше, чем всемогущество.


Это, по-моему, одна из самых больших христианских тайн, которая являет Бога миру. И не только Его Самого, но и те пути, которые Он предначертал Своему творению. Мы можем осуществить свое предназначение только тогда, когда тоже как бы умаляемся и даем возможность другому проявлять себя — Богу или человеку.


Тут заключена величайшая тайна бытия, которую Евангелие нам проповедует как духовную нищету. Оно показывает нам начало путей в Вечность, где мы найдем полноту и завершенность. Но если не искать эти пути уже сейчас на земле, то человек оказывается вне сферы Божественной полноты.



Ответы священника Георгия Бреева на другие вопросы о духовной жизни ищите в его книге «Радуйтесь!».

Нищета духовная, Сокровищница духовной мудрости

…Не те нищи духом, кои отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету, но те, кои оставили всякое зло и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге (прп. авва Исаия, 59, 84).

* * *

Если возлюбишь нищету, то обратишь в бегство демона сребролюбия (прп. Ефрем Сирин, 30, 161). Источник.

* * *

Возлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством (прп. Ефрем Сирин, 32, 16).

* * *

Худое стяжание – сребролюбие, поэтому погубим его; худой запас – злопамятство, поэтому отбросим его; пагубное приобретение – невоздержное похотение, им-то более, нежели чем другим, обнищаем, чтобы такою нищетою приобрести себе Царство: ибо блажени нищии духом (Мф. 5, 3), т.е. обедневшие таким богатством (свт. Григорий Нисский, 19, 320–321). Источник.

* * *

…Что значит обнищать духом; чем приобретается право стать обладателем Небесного Царствия? Из Писания дознали мы два рода богатства: одно вожделенное, и другое осужденное. Вожделевается богатство добродетелей, осуждается же вещественное и земное, потому что первое делается достоянием души, а последнее может только послужить к обольщению чувствилищ; посему Господь запрещает собирать его, как готовимое на съедение червям и на козни подкапывающим стены (см.: Мф. 6, 19), повелевает же прилагать старание о богатстве сокровищ возвышенных, к которому не прикасается сила тления. Сказав же о черве и татьбе , Господь указал на опустошителя сокровищ душевных. Посему, если нищета противополагается богатству, то, конечно, по соответствию должно признать, что нищета бывает двоякая: одна отвергаемая, а другая ублажаемая. Посему, кто обнищал целомудрием, или дорогим достоянием – справедливостию, или мудростию, или благоразумием, или оказывается и нищим, и нестяжателем, и убогим по другой какой многостоящей драгоценности, тот бедствует от нищеты, и жалок по нестяжательности того, что для человека дорого. Но кто добровольно обнищал от всего, представляемого порочным, и не отлагает в свои тайники ни одной диавольской драгоценности, но горит духом, и через это собирает себе в сокровище нищету худых дел, тот, по указанию Слова, – в ублажаемой нищете, плодом которой – Небесное Царствие (свт. Григорий Нисский, 19, 364–365).

* * *

Тот обнищал духом, кто душевное богатство выменял на телесное изобилие, кто земное богатство отряс с себя, как некую тяжесть, чтобы, став выспренним и воздухоносным, взойти горе вместе с Богом, как говорит Апостол, воспарив на облаке (см.: 1Сол. 4, 17). Золото есть тяжелое некое достояние, тяжело и всякое вещество вожделеваемое, как богатство; но легкая некая и горе несущаяся вещь – добродетель. А тяжесть и легкость между собою противоположны. Посему невозможно кому-либо стать легким, пригвоздив себя к тяжести вещества (свт. Григорий Нисский, 19, 373–374). Источник.

* * *

…Кто ради Бога обнищает, тот обретет неоскудевающие сокровища (прп. Исаак Сирин, 58, 295). Источник.

* * *

Нищие… духом не имеют… никакого пристрастия к благам мира сего и не помышляют о них с услаждением, но ненавидят их и отвращаются от них (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 34). Источник.

* * *

Что славнее нищенствования духом, доставляющего человеку Царствие Небесное, коему равноценного ничего нет и быть не может ни в настоящей, ни в будущей жизни? Но и то, что не имеет кто более томящей о себе заботы относительно земного и временного, какое, думаешь ты, приносит ему ангельское состояние и какие вечные уготовляет блага? И то опять, что презирает кто все временное и тленное, и все почти необходимое для тела его, так что никогда не заводит споров и ссор из-за них, но всегда хранит мир и любовь в невозмущаемой тем душе своей, какого не достойно воздаяния, каких венцов и дарований? Поистине выше естества заповедь сия и исполнение ее паче слова и разума, потому что Христос бывает для такового все, вместо всего того, что презирает он. Слыша: «Христос», – не на одно голое слово обращай внимание и не смотри на малость речения, но помышляй о славе Божества Его, превосходящего всякий ум и всякое слово, помышляй о красоте Его неизреченной, о милости безмерной, о богатстве недомыслимом, какое богатно со всякою щедростию подает Он таковым, и уразумеешь, что Его одного достаточно для них взамен всего прочего, так как они приемлют в себя Самого Бога, источника и подателя всякого блага. Посему-то никто из сподобившихся возыметь Христа не вожделевает уже ничего другого, и никто из насытившихся любовию Божиею не имеет уже позыва любить что-либо другое здесь на земле (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 177–178). Источник.

* * *

…Нищим… духом обещает Царство Небесное. Нищими же Он называет живущих в нужде и убожестве; но не просто всех людей такого рода. Он ублажает, но именно тех, которые нищи духом, т. е. тех, которые по внутреннему и сердечному смирению и благому произволению таким образом распорядились всем внешним, что проводят жизнь в убожестве (свт. Григорий Палама, 26, 127).

* * *

Нищие духом – это те, которые скромно, без заносчивости и не ища наслаждений для души или разума, переносят нищету либо волею, либо в благородном расположении духа, хотя и поневоле терпят бедность (свт. Григорий Палама, 26, 146).

* * *

Четыре вида духовной нищеты показали мы… – в мудровании , в содержании тела , в житейском состоянии , в искушениях совне находящих (свт. Григорий Палама, 93, 273).

1. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1902.

2. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1902.

3. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1903.

4. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. 2-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1903.

5. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 1. ТСЛ, 1900.

6. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 2. ТСЛ, 1900.

7. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1900.

8. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1901.

9. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 5. ТСЛ, 1901.

10. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 6. TCJI, 1901.

11. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Ч. 7. TCJI, 1902.

12. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М., 1843.

13. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 2. М., 1844.

14. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 3. М., 1844.

15. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 4. М., 1844.

16. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 5. М., 1847.

17. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 6. М., 1848.

18. Творения святого Григория Нисского. Ч. 1. М., 1861.

19. Творения святого Григория Нисского. Ч. 2. М., 1861.

20. Творения святого Григория Нисского. Ч. 3. М., 1862.

21. Творения святого Григория Нисского. Ч. 4. М., 1862.

22. Творения святого Григория Нисского. Ч. 5. М., 1863.

23. Творения святого Григория Нисского. Ч. 6. М., 1864.

24. Творения святого Григория Нисского. Ч. 7. М., 1865.

25. Творения святого Григория Нисского. Ч. 8. М., 1871.

26. Беседы (Омилии) святителя Григория Паламы. Т. 1. М., 1994.

27. Беседы (Омилии) святителя Григория Паламы. Т. 2. М., 1994.

28. Беседы (Омилии) святителя Григория Паламы. Т. 3. М., 1994.

29. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. 10-е изд. Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни: Свято-Троицкая Лавра, 1913.

30. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. Ч. 1. М., 1881.

31. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. Ч. 2. М., 1881.

32. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 5-е изд. Ч. 3. ТСЛ, 1912.

33. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 4-е изд. Ч. 4. ТСЛ, 1900.

34. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. Ч. 5. М., 1887.

35. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. Ч. 6. ТСЛ, 1901.

36. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 2-е изд. Ч. 7. ТСЛ, 1913.

37. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 2-е изд. Ч. 8. ТСЛ, 1914.

38. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: Аскетические опыты. 2-е изд. Т. 1. СПб., 1905.

39. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: Аскетические опыты. 2-е изд. Т. 2. СПб., 1886.

40. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: Аскетические опыты. 3-е изд. Т. 3. СПб., 1905.

41. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: Аскетическая проповедь. 3-е изд. Т. 4. СПб., 1905.

42. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: Приношение современному монашеству. 3-е изд. Т. 5. СПб., 1905.

43. Творения иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина: «Точное изложение православной веры». СПб., 1894.

44. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. 2-е изд. Т. 1: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1898.

45. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 2: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1896.

46. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 3: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1897.

47. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 4: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1898.

48. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 5: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1899.

49. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 6: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1900.

50. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 7: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1901.

51. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 8: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1902.

52. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 9: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1903.

53. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 10: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1904.

54. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 11: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1905.

55. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 12: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1906.

56. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина. 2-е изд.: Пер. с лат. еп. Петра. М., 1892.

57. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1908.

58. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, подвижника и отшельника, бывшего епископом града Ниневии: Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893.

59. Преподобного и богоносного отца нашего аввы Исаии, отшельника египетского: Духовно-нравственные слова. 2-е изд. Сергиев Посад: Изд. Козельской Введенской Оптиной Пустыни, 1911.

60. Творения святого Исидора Пелусиота: Письма. Ч. 1. М., 1859.

61. Творения святого Исидора Пелусиота: Письма. Ч. 2. М., 1860.

62. Творения святого Исидора Пелусиота: Письма. Ч. 3. М., 1860.

63. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Письма. 2-е изд. Ч. 1. Киев, 1891.

64. Творения святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского: Трактаты. 2-е изд. Ч. 2. Киев, 1891.

65. Творения святых отцев в русском переводе, издаваемые в Московской Духовной Академии / Творения святителя Кирилла Александрийского. Т. 49. Ч. II. ТСЛ, 1882.

66. Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М., 1855.

67. Преподобного отца нашего Макария Египетского: Духовные беседы, послания и Слова. 4-е изд. ТСЛ, 1904.

68. Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе: Нравоучительные сочинения. Ч. 1. ТСЛ, 1910.

69. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника: Нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911.

70. Невидимая брань, блаженной памяти старца Никодима Святогорца. 2-е изд.: В 2 ч./Пер. с греч. еп. Феофана. М., 1892.

71. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 1. М., 1858.

72. Творения преподобного отца нашего Пила, подвижника Синайскою. Ч. 2. М., 1858.

73. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Ч. 3. М., 1859.

74. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина. Кн. 1. М., 1874.

75. Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика Петра Дамаскина. Кн. 2. М., 1874.

76. Слова преподобного Симеона Нового Богослова: 2-е изд. Вып. 1. М., 1892.

77. Слова преподобного Симеона Нового Богослова: 2-е изд. Вып. 2. М., 1890.

78. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917.

79. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 1. М., 1898.

80. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. М., 1898.

81. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 3. М., 1898.

82. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 4. М., 1899.

83. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 5. М., 1899.

84. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 6. М., 1900.

85. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 7. М., 1900.

86. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 8. М., 1901.

87. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? / Письма еп. Феофана. 5-е изд. М., 1904.

88. Внутренняя жизнь: Слова епископа Феофана. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1893.

89. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 1. М., 1883; 3-е изд. М., 1895.

90. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 2. М., 1884.

91. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1888; 3-е изд. М., 1900.

92. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 4. М., 1889.

93. Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1890; 3-е изд. М., 1900.

94. Писание мужей апостольских / Ерм. Пастырь; Пер. прот. Петра Преображенского. 2-е изд. СПб., 1895.

95. Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. 3-е изд. Ч. 1, 2. СПб., 1897.

96. Глинский патерик / Схиархим. Иоанн Маслов. М., 1997.

97. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных огцев. М., 1845.

98. Древний патерик: Изложенный по главам. М., 1874.

99. Жизнь пустынных отцев / Творение пресвитера Руфина. ТСЛ, 1898.

100. Киево-Печерский патерик/Сост. М. Викторова. Киев, 1893.

101. Лавсаик / Сост. Палладий, еп. Еленопапьский. СПб., 1850.

102. Луг духовный/ Творение блаженного Иоанна Мосха. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915.

103. Митерикон: Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. 2-е изд./Пер. еп. Феофана. М., 1898.

104. Московский патерик/Сост. Е. Поселянин. М.: Изд. Московского дворянства, 1912.

105. Оптинский патерик. Б-ка Московской Духовной Академии. (Машинопись. Инв. № 123611).

106. Отечник / Еп. Игнатий (Брянчанинов). 4-е изд. СПб., 1903.

107. Отечник проповедника / Сост. иг. Марк (Лозинский). ТСЛ, 1996.

108. Палестинский патерик / И. Помяловский. Вып. 3. СПб., 1893.

109. Патерик Волыно-Почаевский / Сост. прот. А. Хойнацкий. М., 1883.

110. Практическая симфония / Сост. Г. Дьяченко. М., 1912.

111. Духовный мир / Сост. Г. Дьяченко. М., 1900.

112. Пролог в поучениях / Прот. В. Гурьев. М., 1912.

113. Соловецкий патерик. М., 1895.

114. Троицкие цветки с луга духовного / Сост. архим. Кронид (Любимов). ТСЛ, 1997.

115. Троицкий патерик. ТСЛ, 1896. Репринт.

116. Цветник духовный. 5-е изд.: В 2 ч. М., 1903.

117. История боголюбцев или повествование о святых подвижниках/Блаж. Феодорит, еп. Кирский. СПб., 1853.

118. Святого отца нашего, Григория Двоеслова, епископа Римского. Собеседования о жизни италийских отцев и бессмертии души. Казань, 1853.

119. Тверской патерик / Краткие сведения о Тверских местночтимых святых. Казань, 1907.

120. Житие преподобного отца нашего Василия Нового и повествование о прохождении воздушных мытарств блаженною Феодорою. 5-е изд. Одесса, 1914.

121. Святитель Димитрий Ростовский: Жития Святых. Январь. М., 1993.

Нищие духом: наследники Царства

Кто такие «нищие духом», как толковали святые отцы первую заповедь блаженства и почему в основе спасения лежит адекватная самооценка? Сегодня мы отправляемся в путешествие сквозь века, к дням Нагорной проповеди Христа, чтобы начать знакомство с нетленными секретами обретения вечного счастья.

Духовные
бедняки

Итак, Христос вышел на общественную проповедь. Он собирает своих учеников и других жителей Галилеи и произносит слова, вошедшие в христианскую историю как заповеди блаженства.

Блаженством принято считать состояние ни чем непоколебимого счастья. Оно никогда не происходит вне человека, но всегда переживается им внутри, по ту, закрытую от глаз сторону ребер. Выходит, заповеди блаженства служат ориентиром, который говорит: делай так – и будет тебе счастье. Вечное счастье.

первая заповедь блаженствапервая заповедь блаженства“Нагорная проповедь” Макаров Иван Кузьмич, 1822-1897 гг.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3), начинает свою проповедь Христос.

Царством Небесным можно назвать состояние преображенной, очищенной от копоти греха души, драгоценным изумрудом, добыча которого требует от человека, как от рудокопа, усилий и ударов кирки духовной по покрывающей внутреннее сокровище темной оболочке страстей.

Нам вполне понятен смысл слова «нищие», говорящий о бедственном материальном положении тех или иных людей. Но Господь добавляет сюда уточнение о том, что блаженны не просто неимущие бедняки, а нищие духом.

Очевидно, речь идет об отсутствии невидимого богатства духовного, но разве христианина нельзя в этом отношении считать богачом? Ведь у нас есть Бог, мы имеем возможность общаться с Создателем, участвовать в Таинствах Церкви и даже принимать Тело и Кровь Спасителя…

Под нищетой духа святые отцы понимали правильное самоощущение человека перед лицом Бога и вообще всеми людьми.

Чтобы лучше понять «нищету духа», стоит задать себе ряд вопросов и самостоятельно на них ответить:

  • Почему произошло отпадение человека от Бога?
  • В каких условиях оказалось после этого человечество?
  • Способен ли человек творить только добрые дела?
  • Чем заканчивались мелкие и крупные попытки отдельно взятых людей, национальных лидеров или цивилизаций уподобиться Богу?

Самоуверенное
безумие

При объективном рассмотрении на ум приходят очевидные ответы, от которых сердце сокрушает тяжелый вздох. Также сокрушался и апостол Павел, констатируя, что

«доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»

(Рим. 7:19).

Люди вчера и сегодня в своем заблуждении были уверены, что они способны на все. Или на многое. И это многое, по их разумению, давало им особые привилегии, власть и возможность насладиться собственной исключительностью.

Сатин, герой пьесы Горького «На
дне» был уверен, что слово «человек» звучит гордо. Вполне гуманистический
идеал. Он заставляет поколения вкладывать колоссальные усилия в развитие
«человеческого потенциала», «светлого будущего» или «достижения науки». С точки
зрения настоящих законов Вселенной о времени и вечности, однобокость
гуманистической парадигмы свидетельствует лишь о суженном горизонте и
ограниченности мысли архитекторов идеи человекоцентричности.

нищие духомнищие духомБолгарский подвижник Дедушка Добри, собиравший милостыню для православных храмов

Можно сказать, что гуманисты – люди, «богатые духом». Но это будет скорее горькой иронией, чем правдой. Тварный мир становится для таких людей единственным полем битвы, следовательно, законы и принципы жизни подгоняются под «жизнь один раз». Отсюда и возникает то зло на нашей планете, в происхождении которого атеисты и безбожники очень любят обвинять Бога.

В действительности, убежденность части в людей в праве осуждать, обманывать, обворовывать, оскорблять, унижать и даже убивать (не делом, так словом), создают мрачную реальность «богатого духом» человечества. Иными словами, «богачи» – это гордецы, которые во всем и везде руководствуются самомнением, но никак не вечными истинами.

Кажется, что эта кичливая и
самоуверенная «нация» будет жить вечно, избежит смерти тела и Страшного Суда. В
действительности, как мы видим, все люди рано или поздно оканчивают свой земной
путь. Но далеко не все успевают понять, что в вечности действуют уже совсем
другие правила. И эта суета людей под солнцем только усиливает понимание
тщетности многих потуг человека. Нищий духом ясно видит: что бы он ни
предпринимал, во всем он ограничен, путь его наполнен фатальными ошибками, и
перед Богом он ничто. Конечно, Бог любит каждого человека как сына, но признание
своей ничтожности перед Господом есть адекватное восприятие самого себя.

И в этом адекватном видении и
раскрывается способность человека увидеть свои несовершенства, исправление
которых совместно с Богом становится актом соработничества на пути к счастливой
вечности. Смирение помогает увидеть Создателя. Затемненный духовный взор
внезапно раскрывается, Господь становится как бы чуточку ближе, хотя телесным
зрением Его и не увидишь.

Счастье
против правил

Светлейшие умы человечества, от
царя Давида до Исаака Ньютона, признавали свою ограниченность в сравнении с
величием Божьим. Не это ли стало залогом их выдающихся достижений в истории? Не
честолюбие толкало их на поиски ответов, а восхищение открывающимися масштабами
Бога. А вот убежденный в своем превосходстве человек напоминает безумца или
неразумного младенца, уверенного, что лучше, умнее и сообразительнее других
людей.

нищие духомнищие духом

Смирение возводит людей на
объективное восприятие самих себя. Таким образом, розовые очки спадают, а
иллюзии в отношении своего места в мире развеиваются. Но это не тягостная
перемена, а, наоборот, при осознании своей тотальной слабости перед Богом,
возможность почувствовать любовь и доброту Создателя. Через признание «нищеты
духовной» невидимо открывается аромат того самого блаженства, о котором говорит
Христос. Это ощущение Небесного Царства.

Господь призывал верующих в
Него научиться быть «кроткими и
смиренными сердцем» (Мф. 11:19)
, как и Он Сам. Бог открыл секрет, как
увидеть иную духовную реальность уже здесь, в мире, где все, что доступно
глазу, имеет только материальную форму. Поразительно, но счастье вечности
заключено в не торжестве личного эгоизма, попрании прав и свобод ближнего,
кичливой самоуверенности и самоутверждении через увеличении дохода. Осознание
ничтожности всех сокровищ мира и понимание своего недостоинства перед Богом
позволяет встать на первую ступень лестницы, ведущей в Царство вечного
блаженства.

Нищие духом / Православие.Ru



Нагорная
проповедь Христа – средоточие христианства
– веры, которая, по слову апостола Павла,
«для иудеев соблазн, а для эллинов
безумие».

«Блаженны нищие духом». Ложность или
неточность толкования этой заповеди и в самом деле
способна обратиться и «безумием», и
«соблазном». Для людей, далеких от Церкви,
слова о «нищих духом» звучат скандально: если
христианство – религия слабых и убогих, а я не
таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри
церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время
от времени вызывает безумие в виде так называемой
«концепции спасения через грех»: не согрешишь
– не покаешься; не покаешься – не спасешься;
следовательно, не согрешишь – не спасешься.

Между тем, уже простой философский анализ понятия
духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его
ясного определения. Этот анализ состоит в различении
нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет
лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого.
Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые
«нулевые» потребности – в питье, пище,
лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но
покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает.
Именно поэтому его имя – жажда, его бытие –
борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни
действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность
и сопротивление личного достоинства, заставляя искать
необходимое – то, чем можно восполнить роковую
недостаточность быта, а в случае духовной нищеты –
ущербность бытия.

Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир,
обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы
во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий
художник, убедившийся в том, что его полотна не
запечатлели и десятой доли его вдохновения.

Духовная нищета – это присутствие в структурах
человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда:
такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков
праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный
любовью закон; таков спартанец из числа трехсот,
отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и
потому упустивший возможность героически погибнуть в
блистательной и трагичной битве при Фермопилах…

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что
«природа не терпит пустоты» и стремится ее
заполнить. Принято полагать, что под «нищими
духом» подразумеваются слабые. Но духовная нищета на
языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила,
то есть причина всякого движения.

Во-первых, это сила, производящая культурообразующее
движение. Ни духовно бедные архангельские
рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети
Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из
Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую
академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не
суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать
первый русский университет. Понять ту страсть к познанию,
которая двигала первым русским академиком до самой смерти,
может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины,
ощущая собственную ущербность и нищету.

Во-вторых, это сила, инициирующая движение к Богу. Нищий
духом, о котором говорит Евангелие, – это человек,
чья духовная жажда не утоляется ничем земным – ни
трагедией театра, ни духом музыки. Духовная нищета –
это потребность, перед которой пасует и рационализирующая
сложность науки, и художественная фантазия литературы, и
даже утешающая мудрость философии. По неисчерпаемости
собственной духовной жажды человек догадывается о том, что
он микрокосм, то есть образ Того, Кого «и небеса не
могут вместить». Неисчерпаемость жажды ничем земным
заставляет искать небесного и достигать горних сфер. Это
тонко подмечено Пушкиным в стихотворении пророк:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился…

«Духовная жажда» – выражение нищеты
– становится непременным условием «явления
серафима». И усердно молящийся может замирать в
недоумении: почему молитвы не исполняются? Неужели
Всеблагой и Всемогущий Бог не хочет или не может дать
просимое? Но затруднение возникает не у дарителя, а у
просителя: дар есть, он предложен, но человеку оказывается
не в чем его унести. Поэтому действительно
«блаженны» те, у кого есть ничем не
заполненный сосуд – они и в самом деле могут
«горы передвигать». Таким образом, духовная
нищета оказывается самой сутью веры.

Сторонникам «спасения через грех» стоит
отметить, что молитва евангельского мытаря исполнилась не
потому, что он «угодил» Богу своими грехами,
но потому, что он собственную духовную бедность смог
пережить как нищету. Духовное же богатство фарисея
переполнило его, создало иллюзию личной онтологической
завершенности и полноты, лишив возможности совершить чудо
молитвой.

Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных
признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается
внешним отражением патологии – так духовно болен
фарисей с переполняющим его чувством сытости. Сотворив
человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие,
комплементарное только Себе, могущее быть до конца
наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой.
Потому, оторванный от Создателя человек, способный
наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой,
искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет
собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.

Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной
слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами.
Вне зависимости от количества талантов и добродетели,
богатства и социального успеха, нищие духом – это
всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою
несамодостаточность перед лицом божественного
совершенства. Эта нищета выражается в силе жажды, с
которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры
утешаясь творением культуры, словно великой Песней о
Потерянном Рае.

Нищие духом / Православие.Ru



Нагорная
проповедь Христа – средоточие христианства
– веры, которая, по слову апостола Павла,
«для иудеев соблазн, а для эллинов
безумие».

«Блаженны нищие духом». Ложность или
неточность толкования этой заповеди и в самом деле
способна обратиться и «безумием», и
«соблазном». Для людей, далеких от Церкви,
слова о «нищих духом» звучат скандально: если
христианство – религия слабых и убогих, а я не
таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри
церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время
от времени вызывает безумие в виде так называемой
«концепции спасения через грех»: не согрешишь
– не покаешься; не покаешься – не спасешься;
следовательно, не согрешишь – не спасешься.

Между тем, уже простой философский анализ понятия
духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его
ясного определения. Этот анализ состоит в различении
нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет
лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого.
Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые
«нулевые» потребности – в питье, пище,
лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но
покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает.
Именно поэтому его имя – жажда, его бытие –
борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни
действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность
и сопротивление личного достоинства, заставляя искать
необходимое – то, чем можно восполнить роковую
недостаточность быта, а в случае духовной нищеты –
ущербность бытия.

Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир,
обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы
во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий
художник, убедившийся в том, что его полотна не
запечатлели и десятой доли его вдохновения.

Духовная нищета – это присутствие в структурах
человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда:
такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков
праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный
любовью закон; таков спартанец из числа трехсот,
отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и
потому упустивший возможность героически погибнуть в
блистательной и трагичной битве при Фермопилах…

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что
«природа не терпит пустоты» и стремится ее
заполнить. Принято полагать, что под «нищими
духом» подразумеваются слабые. Но духовная нищета на
языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила,
то есть причина всякого движения.

Во-первых, это сила, производящая культурообразующее
движение. Ни духовно бедные архангельские
рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети
Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из
Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую
академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не
суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать
первый русский университет. Понять ту страсть к познанию,
которая двигала первым русским академиком до самой смерти,
может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины,
ощущая собственную ущербность и нищету.

Во-вторых, это сила, инициирующая движение к Богу. Нищий
духом, о котором говорит Евангелие, – это человек,
чья духовная жажда не утоляется ничем земным – ни
трагедией театра, ни духом музыки. Духовная нищета –
это потребность, перед которой пасует и рационализирующая
сложность науки, и художественная фантазия литературы, и
даже утешающая мудрость философии. По неисчерпаемости
собственной духовной жажды человек догадывается о том, что
он микрокосм, то есть образ Того, Кого «и небеса не
могут вместить». Неисчерпаемость жажды ничем земным
заставляет искать небесного и достигать горних сфер. Это
тонко подмечено Пушкиным в стихотворении пророк:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился…

«Духовная жажда» – выражение нищеты
– становится непременным условием «явления
серафима». И усердно молящийся может замирать в
недоумении: почему молитвы не исполняются? Неужели
Всеблагой и Всемогущий Бог не хочет или не может дать
просимое? Но затруднение возникает не у дарителя, а у
просителя: дар есть, он предложен, но человеку оказывается
не в чем его унести. Поэтому действительно
«блаженны» те, у кого есть ничем не
заполненный сосуд – они и в самом деле могут
«горы передвигать». Таким образом, духовная
нищета оказывается самой сутью веры.

Сторонникам «спасения через грех» стоит
отметить, что молитва евангельского мытаря исполнилась не
потому, что он «угодил» Богу своими грехами,
но потому, что он собственную духовную бедность смог
пережить как нищету. Духовное же богатство фарисея
переполнило его, создало иллюзию личной онтологической
завершенности и полноты, лишив возможности совершить чудо
молитвой.

Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных
признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается
внешним отражением патологии – так духовно болен
фарисей с переполняющим его чувством сытости. Сотворив
человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие,
комплементарное только Себе, могущее быть до конца
наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой.
Потому, оторванный от Создателя человек, способный
наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой,
искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет
собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.

Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной
слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами.
Вне зависимости от количества талантов и добродетели,
богатства и социального успеха, нищие духом – это
всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою
несамодостаточность перед лицом божественного
совершенства. Эта нищета выражается в силе жажды, с
которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры
утешаясь творением культуры, словно великой Песней о
Потерянном Рае.

От какого типа духовной нищеты вы страдаете?

Большинство людей, рожденных в стране, где течет молоко и мед (как мой муж и дети), редко понимают, как люди борются за выживание в другой части мира.

Они не знают, что значит набирать воду из ручного коммунального насоса и мыться в общественной камере без крыши без душа, используя ведро и чашку. Они не могут представить себе, как тропическая хижина с одной спальней может быть домом для семьи из 12 человек без кондиционера, плиты, холодильника или туалета.Они не могли представить себе жизнь без консервированных персиков, хранящихся в кладовой или живущих с сумкой только с одним хорошим набором церковной / рабочей / повседневной одежды. Им не приходилось регулярно идти по пыльным дорогам к ближайшему рынку, автобусной остановке или ратуше из-за полуденной тропической жары. И, вероятно, они никогда не спали на полу, покрытом бамбуковыми решетками, из-за боли в спине из-за матраса и из-за голода из-за подушки.

В течение одного уик-энда в рамках программы теологии моего иезуитского колледжа (нормально признать, что я получил иезуитское образование теперь, когда Папа Франциск I стал нашим новым пастырем, верно?), Я жил среди беднейших рыбаков на Филиппинах. и делал все то, что, вероятно, придумал мой муж и дети.Хотя это было короткое время, запах рыбы и соленого воздуха, доносящийся через открытые окна, все еще остается в моей памяти. И когда я вспоминаю смех детей-оборванцев, поднимающийся над шумом волн, бросающих трудолюбивые аутригеры, это переносит меня обратно через океаны. По прошествии двадцати лет на меня произвела неизгладимое впечатление простота и смирение бедняков.

Эту бережливость страны третьего мира, где я вырос, было трудно избавиться от этого после того, как я перешел в культуру потребления.Хотя по-прежнему оставалась невидимая планка расходов, которую я не мог переступить, у меня не было проблем с принятием (и ожиданием) щедрых подарков от мужа, сестер и родителей; баловать своих детей игрушками, которые они считали само собой разумеющимся; и собираю себе одежду со скидками, обувь и подержанные книги. Вещи, которые я вскоре узнал, «разлагаются от ржавчины, могут быть съедены молью или могут быть взломаны и украдены ворами»… или попадут в гаражные распродажи.

Определение бедности приобрело для меня совершенно новый болезненный смысл, когда я прочитал слова святых и духовных лидеров нашего времени:

1.Благословенная Мать Тереза: «Духовная бедность Запада больше, чем наша… У вас, на Западе, есть миллионы людей, которые страдают от ужасного одиночества и пустоты… Они чувствуют себя нелюбимыми и нежеланными. Эти люди не голодны в

р.

Духовные причины бедности и проблемы с деньгами Пример лечебной терапии

 " Сеанс исцеления Изучение проблем бедности:  В этой серии статей вы подробно расскажете (включая аудио) о сеансе терапии, посвященном выявлению, а затем устранению« некоторых »духовных и тонких причин денег и проблем бедности. иллюстрирует «интерактивную» осведомленность, «компетентность» и решительную настойчивость, необходимые для поиска и «успешного» решения целого ряда трудностей, которые трудно «загнать в угол» и выявить тонкое «дерьмо».Это также указывает на то, что нам не разрешено полностью решать определенные проблемы (то есть почему некоторые успехи в исцелении являются временными) и почему это свидетельствует о том, что мы находимся в симуляции ». 

В этой серии «Пример сеанса исцеления» рассказывается о сеансе с клиентом по имени «Ширли», который длился около полутора часов.

Это заседание состоялось в мае 2007 года, и, несмотря на то, что оно началось на ранней стадии нашего понимания, оно все еще очень продвинуто с точки зрения демонстрации того, как мы взаимодействуем с причинами конкретной проблемы И как мы справляемся с тем, что на самом деле способствующие причины.

Пример подхода к «решению» проблем бедности и нехватки денег на сеансе исцеления

У Ширли серьезные проблемы с деньгами и бедностью, и она близка к банкротству. Поскольку на предыдущих сессиях мы уже потратили время на определение вкладов и работу с ними в этих областях денежной эмиссии, обратите внимание, что то, что было прямо «видимым» и очевидным в тонких «дерьмовых» терминах, было рассмотрено на первом заседании в течение первых десяти минут .

С первых 10 минут первого сеанса мы имеем дело с невероятным количеством очень «разнообразного» и хорошо скрытого тонкого «дерьма», все из которого прямо или косвенно «способствовали» ее деньгам и проблемам бедности.

Именно поэтому я представляю этот сеанс как часть серии «Пример сеанса исцеления», потому что все, с чем мы имели дело на этом сеансе, нам пришлось очень много работать, чтобы осознать.

В следующей аудиоколлекции с примерами первоначального часового сеанса исцеления нам пришлось приложить серьезные усилия, чтобы раскрыть как можно больше хорошо спрятанного тонкого дерьма и тонких существ, которые в той или иной мере способствуют денежным проблемам Ширли.

Пример сеанса исцеления для иллюстрации тонких духовных влияний, влияющих на проблемы с деньгами и бедностью

Очевидно, что необходимо выявить и осознать «что-то», прежде чем мы сможем даже начать выяснять, как бороться с тем, что мы находим ПРАВИЛЬНО.Под « правильно » я подразумеваю разрешить все аспекты того, с чем мы сталкиваемся, чтобы мы не столкнулись с одним и тем же « дерьмом », скажем, через 5 сеансов, потому что (например) мы не разорвали все контракты ИЛИ потому что мы имели дело не с бесполезным существом, которое на самом деле несло ответственность за «что-то», а с подчиненным «лакеем», или потому, что «кто-то» исказил или сумел солгать самим себе и временно отделался от наказания.

Еще одна причина, по которой я выбрал сеанс исцеления с Ширли в качестве самого первого набора примеров, заключается в том, что она очень хорошо осведомлена о «тонких» реальностях и может непосредственно видеть и чувствовать, а также интуитивно понимать, что происходит.

Итак, мы изучаем ее денежные проблемы по телефону с ней в США и со мной в Великобритании.

Пока мы разговариваем по телефону, мы одновременно получаем доступ к «той же» среде тонкой реальности, И мы имеем дело с тем, что влияет на тонкое энергетическое тело Ширли и местную тонкую среду, а не на «дезориентирующий» и практически не имеющий отношения к делу физический «носитель». Затем мы имеем дело с тем, что находим, в тонких терминах.

При прослушивании аудио несколько раз я решил разделить весь часовой сеанс на отдельные определенные части, потому что:

  1. В каждой части мы имеем дело с чем-то совершенно другим.. . а также . . .
  2. Я также могу написать более подробные объяснения того, что происходит, в чем заключаются проблемы (если таковые имеются) и почему мы решаем некоторые вещи очень специфическими способами.

Итак, часовой сеанс исцеления «по телефону» представлен на следующих страницах. На тринадцати из этих страниц есть аудиозапись части полного сеанса исцеления для прослушивания. Все отдельные аудиофайлы на следующих страницах расположены в том порядке, в котором они были для самого исходного сеанса полного исцеления.

Пример аудиозаписи сеанса терапии практикующего целителя, обращающегося к клиентам с деньгами и проблемами бедности

Итак, каждая аудиозапись в этой серии будет иллюстрировать либо подход, который мы используем, и / или то, как мы справляемся с тем, что мы обнаруживаем, в тонких терминах, которые способствуют проблемам Ширли с деньгами и бедности.

Они очень интерактивны с точки зрения дискуссий, которые мы ведем между собой, о том, что мы обнаруживаем, а также о том, как бороться с тем, что мы действительно находим, И в некоторых случаях о ужасных реакциях на то, что мы находим, в качестве некоторых из способствующих причин.

Также будут страницы между страницами с аудиофайлами, которые будут указывать на «тревожные» вещи, связанные с решениями для лечения. Включая, например, «решения», которые при многократном применении с течением времени вызывают больше проблем, а в некоторых случаях и более серьезные проблемы по сравнению с самой исходной проблемой.

Эти «дополнительные» страницы также будут использоваться, чтобы дать вам более глубокое представление о том, с чем мы имеем дело в аудио, что вы, возможно, не догадались сами, а также о более широкомасштабных последствиях того, что мы находим для решения проблем Ширли. .

Щелкните правую ссылку >> ниже, чтобы перейти на следующую страницу этой серии. .

.

Бедность — это больше, чем просто отсутствие денег

Когда вы переживаете День Благодарения на этой неделе с друзьями и семьей, радостями и проблемами, это отличное напоминание о том, что все мы созданы для общества. Нас не заставляют жить изолированно.

Община — это причина, по которой мы должны сосредоточить внимание не только на материальных, но и на социальных, духовных и психологических аспектах бедности, когда мы помогаем бедным.

Вначале были отношения

Христианская вера поклоняется Триединому Богу, единому Богу в трех Лицах — Отцу, Сыну и Духу.Троичная природа Бога дает нам представление о том, что значит быть сотворенным по образу Бога. Бог находится в отношениях с самим собой в Троице. В своей книге Иисус Царь Тим Келлер описывает Троицу, написав

.

Отец, Сын и Дух сосредоточены на других, поклоняются им и служат им… Это то, чем Бог наслаждался на протяжении всей вечности. Отец, Сын и Дух изливают друг другу любовь, радость и обожание, служа друг другу.Они бесконечно ищут славы друг друга, и поэтому Бог бесконечно счастлив.

Келлер объясняет, что это значит для нас:

Если это абсолютная реальность, если это то, на что похож Бог, сотворивший вселенную, тогда эта истина ощетинивается и взрывается с формирующими жизнь чудесными последствиями для нас. Если этот мир был создан триединым Богом, любовных отношений, — это то, чем на самом деле является жизнь (курсив мой).

Мы созданы по образу Бога, и это понимание Троицы показывает, что мы созданы как существа, основанные на отношениях.Мы созданы для сообщества. Понимая это, давайте обратимся к хорошо прочитанному отрывку свежим взглядом — 1 Коринфянам 12: 12–27.

Этот отрывок подчеркивает наш призыв заботиться друг о друге как о сообществе и содержит две основные идеи:

1. У всех нас есть своя роль в Теле Христа.

Мы созданы по образу Божьему, и нам присуще достоинство и цель прославлять Бога в том, что мы делаем. Наша роль имеет значение, независимо от того, считаем ли мы эту роль большой или маленькой, важной или незначительной, полезной или скучной.Это идея сравнительного преимущества в экономике — большего можно достичь, когда люди используют данные им Богом дары и таланты, чтобы делать то, что они делают хорошо, по сравнению с другими людьми.

Тело Христа функционирует должным образом и более эффективно, если каждый человек использует данные им Богом дары, чтобы делать то, что Бог предназначил им делать.

2. Тело Христа взаимосвязано.

Как члены тела страдают или радуются, так и другие члены тела страдают и радуются, потому что все мы связаны друг с другом и влияем друг на друга.Какая красивая картина сообщества! Мы настолько связаны как братья и сестры Христа, что влияем друг на друга. Мы празднуем друг с другом. Мы плачем друг с другом. Эти отношения невероятно важны, потому что они служат нам на благо и во славу Бога.

Как это связано с бедностью? В отрывке из книги Для наименьшего из них: Библейский ответ на бедность Питер Грир, президент HOPE International, объясняет, что слово «бедность» означает для бедных.Он пишет,

В 1990-е годы Всемирный банк опросил более шестидесяти тысяч бедных в финансовом отношении во всем развивающемся мире и определил, как они описывают бедность. Бедные не обращали внимания на свои материальные нужды; скорее, они ссылались на социальные и психологические аспекты бедности. Анализируя исследование, Брайан Фиккерт и Стив Корбетт из Центра экономического развития Чалмерса сказали: «Бедные люди обычно говорят о стыде, неполноценности, бессилии, унижении, страхе, безнадежности, депрессии, социальной изоляции и безмолвии.В исследовании подчеркивается, что бедность по своей природе является социальной и психологической.

Бедность — это не просто отсутствие денег. Многие бедные люди страдают от социальной и духовной нищеты, и это также влияет на их представление о своей ценности.

Бедность влияет на отношения

Социальные аспекты бедности так же важны, как и материальные. Представьте, что вы идете по жизни в одиночестве — без какой-либо структуры поддержки, без семьи и друзей, которые поднимут вас, когда вы упадете, или людей, на которых вы можете положиться, чтобы попросить совета, поддержки или ответственности.Социальная бедность усугубляет материальную бедность. То, что может быть ухабой на дороге для кого-то, у кого есть опорная конструкция, может быть горой, сбивающей с пути бедного человека.

Мы созданы, чтобы наслаждаться, полагаться и отражать славу Бога в отношениях. Осознание того, что бедность — это нечто большее, чем просто недостаток материальных ресурсов, меняет то, как мы работаем для процветания людей.

Бедность проистекает из разлуки с Богом

Наши отношения с другими важны; наши отношения с Господом тем более.Обычно мы рассматриваем только материальную бедность, но Библия часто обсуждает духовно бедных — тех, кто не знает Бога. Духовная бедность, в смысле незнания Бога, влияет на то, как люди относятся к своему достоинству, своей цели и миру. Когда мы служим бедным, важно помнить о духовной бедности. Без отношений с Иисусом люди не могут полностью познать надежду, благодать и любовь.

Бедность влияет на самооценку людей

Бедность часто искажает представление бедных о своем достоинстве и ценности.Многие были разрушены в отношениях, а не построены ими. С ними обращались так, что они чувствуют себя ничего не стоящими и лишенными дарований или талантов. Может возникнуть чувство стыда за то, где они находятся в жизни, и страх перед тем, что может произойти дальше.

Эти опасения определенно пересекаются с духовной бедностью. Если человек знает Христа, но материально беден, он может не испытывать такого рода бедности, потому что он знает, что его сила, ценность и достоинство исходят от Христа.

Мы должны помнить о психологических последствиях бедности при обслуживании бедных, потому что эти эффекты влияют на то, как человек будет взаимодействовать с людьми и организациями, которые хотят им служить. Очень важно помочь бедным понять, что у них есть достоинство и способности. Мы должны идти рядом с ними, развивая их дары и таланты. Наша цель — помочь им понять, что они ценны и могут заботиться о себе и окружающих.

В то время как благотворительность работает только для облегчения материальной бедности бедных, чтобы быть действительно эффективной, мы должны учитывать все аспекты бедности, материальные и социальные, духовные и психологические.

Примечание редактора. Эта статья содержит выдержки из буклета Кэтрин « Любите ближнего: восстановление достоинства, разорвав порочный круг бедности».

Помогите большему количеству людей открыть для себя библейские и экономические идеи, ведущие к процветанию! Поддержите IFWE сегодня.

© 2020 Институт веры, труда и экономики. Все права защищены. Напечатано с http://tifwe.org/how-to-be-productive-in-2014/. Для получения разрешения на перепечатку обращайтесь по адресу info @ tifwe.орг.

.

8 способов, которыми ваша церковь может бороться с внутренней бедностью

Я понимаю, что общество боролось с бедностью с незапамятных времен, , но я все еще достаточно молод, чтобы верить, что церковь может что-то с этим сделать . По данным Министерства сельского хозяйства США, голода достигли максимальной отметки , при этом прошлой осенью каждая шестая семья голодала (49 миллионов человек). В августе New York Times сообщила, что безработица среди мужчин до 35 лет может быть самой высокой за 61 год! Количество бездомных, хотя и трудно отследить, зашкаливает (статья Guardian.co.uk).

Вот некоторые вещи, которые наша церковь делает , чтобы помочь. Пункты 1–4 носят более общий характер, а пункты 5–8 конкретно посвящены расширению прав и возможностей волонтеров в борьбе с бедностью. Мне очень хотелось бы услышать ваши отзывы! Помогите остальным из нас понять, как разорвать порочный круг бедности в нашей стране. Вот 8 способов, которыми ваша церковь может бороться с внутренней бедностью :

1. Борьба с духовной бедностью . Одно из лучших мест, с чего может начать ваша церковь, — это помогать духовно сломленным людям.Я считаю, что духовная бедность — коренная причина всех других форм бедности. Помогите людям понять, что у них есть надежда, и помогите им встретиться и расти в Иисусе, и много раз другие части начнут становиться для них на свои места.

2. Обучайте молодежь. Дайте возможность маленьким детям добиться успеха и получить образование. Дайте им возможность первыми в семье окончить среднюю школу и поступить в колледж. Наша церковь в настоящее время работает с 40 волонтерами, чтобы выяснить, как помочь учащимся из группы повышенного риска в местной начальной школе.Большинство детей попали в порочный круг бедности. Один за другим мы помогаем им получить образование.

3. Будьте голосом тех, у кого нет голоса. Какая платформа у вас или вашей церкви? Это влияние? У миллионов во всем мире нет платформы, нет голоса. Будьте тем голосом, который им нужен. «Выступайте за тех, кто не может говорить за себя; обеспечить справедливость для тех, кого сокрушают ». Притчи 31: 8

4. Удовлетворять потребности, но учить личной ответственности. Вместо того, чтобы просто раздавать еду, учите родителей, помогайте кому-то найти работу, задавайте вопросы, которые помогут. Обучайте людей становиться более ответственными. Помогите им найти необходимые ресурсы, пока они не станут более независимыми. Поймите, что многие не могут стать независимыми без значительной помощи. Не ставьте условий в отношении того, что вы делаете, чтобы помочь (вы не накормите кого-то, если не научите его чему-то). Просто помните об этом как о цели, которую вы хотели бы достичь.

5. Дайте возможность своим людям поверить в кого-то другого. Часто человек никогда не верил в себя достаточно, чтобы выйти из сложной ситуации. Они не только не верят в себя, но и никто другой. Позвольте им на время позаимствовать веру вашей церкви. Поощряйте тех, кому вы верите, верить в кого-то другого. Начните с веры в тех, кого вы возглавляете! Верьте в них, пока они не поверят в себя. Расскажите им, что вы в них видите. Поощряйте их. Покажите им любовь, которой у них никогда не было.Затем попросите их пойти и сделать то же самое с другими членами сообщества!

6. Сотрудничайте с теми, кто уже борется с бедностью. Скорее всего, в вашем районе есть десятки хорошо зарекомендовавших себя организаций, которые борются с бедностью и делают это хорошо. Узнайте, кто они такие, и узнайте, какая помощь им нужна. Спросите, как давно они созданы, каковы их цели и чем вы можете помочь. Тогда закопайся и испачкайся!

7. Будьте в курсе, чтобы помочь вашей церкви быть в курсе. Выйдите из своего маленького мирка и осмотритесь, а затем помогите своим руководителям сделать то же самое. Вы будете удивлены, увидев, какие потребности существуют! Читайте газету, устанавливайте новостные приложения на свой телефон и делайте все, что можете, чтобы лучше понимать, что происходит. Моя двухлетняя дочь молится за людей, которые «спят на деревьях» и «нет еды в холодильнике» просто потому, что мы выходим из дома и пытаемся открыть глаза на реалии нашего города. Вы тоже можете осознать, тогда вы можете помочь своей церкви осознать, какие потребности существуют.

8. Помогите людям раскрыть свое видение и увлечения. Не говорите своим руководителям, что они ищут организацию, в которой они могут служить. Помогите им впервые открыть для себя их жизненное видение и увлечения. (Мы используем инструмент под названием Chazown.com.) Эта страсть будет подпитывать их надолго, пока они служат сообществу. Что они ценят? Это семья? Помогите им послужить созданию семей. Это несправедливость? Помогите им, объединившись с кем-то, кто борется с несправедливостью Они хороши в репетиторстве? Помогите им связаться с местной школой.

Хорошо, помогите остальным из нас расширить кругозор. Вы или ваша церковь относитесь к чему-либо из этого? Какие еще мысли у вас есть? Что еще может сделать церковь для борьбы с бедностью в семье?

.