Содержание

Что означает праздник Шаббат у евреев, прочитай какие традиции

Праздник Шаббат у евреев. Так как Израиль поражает не только своими красотами – архитектурными и историческими. Но и особыми традициями, которые здесь строго чтут. Их уважают представители даже других религий, проживающих в Израиле. В этой статье я расскажу вам, что такое праздник Шаббат у евреев.

шаббат шалом у евреев

В дословном переводе с иврита это слово означает «отдых». Шаббат в Израиле – припадает на каждую субботу, которая является 7 днем недели. В шаббат иудеи – а также самаритяне – почитают все шесть предыдущих дней недели. Вспоминая о том, как был создан мир. Кроме того, евреи ожидают наступление Мессианского века. Если говорить, что такое праздник Шаббат у евреев кратко – в этот день запрещено работать. Запрет очень строгий – делать вообще ничего нельзя. Праздник начинается буквально за несколько минут. До того, как Солнце окончательно опустится за горизонт в пятницу вечером. Иудеи зажигают свечи, произносят молитвы. 

Еврейский праздник Шаббат предполагает 3 праздничные трапезы:

  • непосредственно в сумерках;
  • обед;
  • ужин.

Последняя трапеза предполагает обязательное произношение благословения. Заканчивается шаббат субботним вечером. Суббота у иудеев предназначена для того, чтобы они посвящали себя духовному росту. Общались с семьей и гуляли вместе. Что такое праздник Шаббат кратко я уже рассказал. Теперь перейдем к более подробному обзору его отдельных особенностей. Что позволит вам лучше понять традиции иудейского народа.

Праздник Шаббат у евреев и его ритуалы

Один из ритуалов, предшествующих празднику – подготовка. Она проводится в пятницу и подразумевает следующие действия:

  • купание;
  • приведение в порядок волос;
  • наведения порядка в доме;
  • украшение жилья – часто для этого используются обычные цветы.

Шаббат у евреев наступает в пятницу за несколько минут до окончательного заката солнечного диска. В этот период во всех домах принято зажигать свечи. Обычно это происходит за 18 минут до захода. Наступление праздника подразумевает обязательное служение Каббалата. Это особая молитвенная практика. Также перед пятничным вечерним приемом пищи принято петь песни:

  • приветственная, которая славит ангелов в жилье;
  • восхваляющая женщин за их прекрасную подготовку дома и всю домашнюю работу.

Далее – обязательное благословение вина, халы и только потом начинается прием пищи. 

ритуалы проведения шаббатнего вечера

Обратите внимание! Песнопения являются обязательными и для субботнего приема пищи в обед.  

Свечей – две. Их зажигает женщина. Если мужчина проживает сам, он может их зажечь самостоятельно. Свечи символизируют два действия:

  • воздержание от любой запрещенной деятельности;
  • память о Шаббате в словах, поступках и мыслях.

Еще один важный ритуал – ношение только красивой, праздничной одежды. Тем самым, отдается дань уважения празднику.

К сведению! Большинство иудеев в субботу отправляются в синагогу. Тут проводятся праздничные службы. Также они проводятся в пятничный вечер. Еще одна – в субботу во второй половине дня.

Также еврейский праздник Шаббат у евреев подразумевает запрет на следующие виды «деятельности»:

  • неприятные и непристойные разговоры;
  • решение деловых вопросов;
  • разговоры о финансах. 

Обязательным является чтение кидуша. Его зачитывают либо за чашей с вином перед праздничным приемом пищи, либо сразу же после утренней молитвы.

Что запрещено делать в Шаббат евреям

Одним из основных понятий, относящихся к празднику, является слово Мелахах. Суть его заключается в том, что нельзя выполнять никакой преднамеренной деятельности. Сам список включает в себя 39 наименований такой деятельности. Я перечислю только некоторые из них:

  • пахота земли;
  • жатва урожая;
  • выпечка;
  • стрижка;
  • завязывание и развязывание;
  • забой;
  • дубление;
  • строительство;
  • разжигание огня;
  • тушение огня;
  • валяние;
  • и многие другие.

Иудеи строго придерживаются всех запретов. Учитывая развитие технологий, прочих современных процессов. То приходится внедрять некоторые новые правила поведения, но об этом чуть ниже.

запреты в шаббат

Разное восприятие запретов

Интересно, что существует несколько направлений иудаизма. И каждое из них по-своему воспринимает запреты. Например те, кто относятся к консервативному течению и православным евреям. Они воздерживаются от выполнения всех запретов.

Обратите внимание! К тому же, имеется большое количество прочих перечисленных запретных к выполнению действий, но они относятся непосредственно к 39 основным. 

Так что, если резюмировать сказанное выше, нужно отметить. Что все имеющиеся почти 40 основных запретов подразумевают не именно работу вообще. А только лишь определенные категории, разновидности деятельности. К примеру, есть запрет на такой вид деятельности, как «веяние». Естественно, подразумевается отделение шелухи от зерен. Но есть и такой запрет, как «отбор». В данном случае подразумевается только изолирование мусора от зерен. Здесь говорится о том, что ссылка на запрет касается талмудической трактовки. Которая подразумевает фактически любое дробление любых смешанных материалов.

Что позволяет сделать пригодным для потребления в качестве пищи, что изначально было несъедобным. Исходя из этого, получается. Что фильтрование воды также относится к данной категории запретов. Впрочем, как и отделение костей от рыбы. Как видите, список запретных видов деятельности не такой простой для понимания. Как может показаться на первый взгляд.

Транспортные средства в Шаббат

Религиозный праздник иудеев Шаббат – это и особые «отношения» с транспортными средствами. В частности, консервативные иудеи фактически полностью отказываются от использования автомобилей. Поскольку транспортные средства относятся сразу к целому ряду запретных разновидностей деятельности. Среди которых:

  • использование освещения;
  • тушения огня;
  • передачу между жилищами/дома.

Хотя есть и определенные исключения. Например, консервативные иудеи подразумевают, что в Шаббат можно въезжать в синагогу. Но только в случае, если для этого есть действительно чрезвычайные основания.

транспорт в шаббат

Пользование электричеством и электрическими приборами

Среди правоверных и консервативных евреев принято, что использование электричества. А так же включение и выключение приборов, работающих от электричества. Относится к запрещенным видам деятельности. Обусловлено это тем, что якобы при включении приборов появляется маленькие кроны. Что может быть воспринято, как огонь. 

Кроме того, в качестве огня могут восприниматься:

  • приборы освещения;
  • приборы нагрева.

Но речь идет не только о включении. Выключение таких приборов приравнивается к тушению пожара. Есть и прочие мнения, которые приводят к основной мысли. Включать либо выключать включенные ранее электрические приборы представляет собой запрещенный вид деятельности. Если говорить в целом о проблемах использования электричества. То в последние годы стали использовать специальные таймеры. Которые отключают либо включают электрические приборы в праздник Шаббат.

Некоторые течения вообще не принимают запрета на использование электричества. Другие же предпочитают нанимать для выполнения любой работы. То есть связанной с включением и отключением электричества, гоев. Впрочем, как и для выполнения прочих задач, относящихся к запретам.

Разнообразные модификации, позволяющие избежать запретов

Религиозный праздник иудеев Шаббат – очень важен для всех евреев. Однако условия и требования современной жизни приводят к тому. Что приходится искать честные пути обхода определенных запретов. Например, лифты имеют режим «Суббота». Суть которого заключается в том, что лифты работают автоматически. Они останавливаясь на каждом этаже зданий. Дабы не приходилось нажимать на кнопки и активировать их действие.

Однако некоторые считают, что использование даже таких лифтов – является нарушением. Поэтому не пользуются ими. Зато они помогают больным, немощным людям, инвалидам. Кроме того, некоторые иудеи не носят с собой сумку. Дабы не нарушить еще один запрет. Как быть в такой ситуации? Есть несколько вариантов. Например, ключи прячут:

  • в галстук;
  • в ремень;
  • или надевают специальную брошь.

о шаббате для евреев

Для помещений, чтобы было светло в темное время суток, используются специализированные лампы. Для смартфонов разработано специальное приложение, которое называется Shabbos. Посредством него можно пользоваться мобильными устройствами для переписки. Однако некоторые считают и его использование нарушением запрета.

Когда разрешено официально нарушать запреты

Несмотря на всю строгость, праздник Шаббат все-таки допускает определенные исключения. Позволяющие нарушать запреты. В частности, если наблюдается риск человеческой жизни, иудеям не только разрешается. А даже и требуется нарушить установленные правила. Поскольку речь идет о спасении человеческой жизни. Возможны и прочие нарушения. Когда подразумевается оказание помощи человеку, болеющему, пусть и не находящемуся в критическом состоянии.

Некоторые нарушения считаются не слишком серьезными. Если они были совершены ненормальным для прочих дней способом. Например, если человек правша и привык писать правой рукой. То в Шаббат допускается написание левой рукой. Кроме того, есть ряд смягчающих обстоятельств. Они позволяют нарушать Шаббат или делают нарушения не такими уж и серьезными.

Современные реформы и реконструкция традиционных правил

Реформы правят миром. Это относится и к иудаизму. Здесь также имеется реформаторское течение, суть которого заключается в следующем. Каждый вправе сам решать, придерживаться ли ему запретов или нет. Чтобы было понятно, о чем именно речь, приведу такой пример. Отдельные люди некоторые запрещенные вещи могут воспринимать. Как те, что приносят им дополнительное удовольствие от Шаббата.

Такими действиями могут быть приготовление еды. Написание заметок или рукописи, так далее. Если эти вещи действительно приносят удовольствие. Делают Шаббат еще боле более приятным, тогда они поощряются. Кроме того, реформаторское течение отмечает, что такое понятие, как «труд». Весьма индивидуально. Для кого-то или иное действие может быть работой (тогда оно запрещено). Для кого-то – воспринимается, как удовольствие (тогда запрет не нужен).

Обратите внимание! Есть даже мнение провести радикальную реформу. Суть которой – перенос Шаббата на воскресенье, поскольку много иудеев уже не соблюдают те или иные запреты.

Менее радикально настроенные иудеи говорят, что все запреты являются актуальными. Только каждый еврей должен сам решать, как применять их. 

что поощряется в шаббат

Что поощряется в праздник Шаббата у евреев

Есть ряд действий, выполнение которых во время Шаббата поощряются:

  • посещение синагоги;
  • чтение Торы;
  • обсуждение Торы и комментариев;
  • чтение Талмуда и Мишны;
  • изучение мидраша и халахи;
  • молитвы;
  • песни во время обеденного приема пищи;
  • сон;
  • близкие отношения семейной пары;
  • прогулки с семьей, общение с друзьями, прием гостей.

Праздник Шаббат: в завершение

Я подробно рассказал вам, что представляет собой праздник Шаббат. Кратко остановился на его истории. Но зато вы точно знаете, что запрещено делать в этот день. Какие правила существуют и как на них влияют современные тенденции. Появление реформаторов – это попытка изменить традиции. Наоборот, это стремление вплести современный образ жизни в многовековые традиции и правила.Если вы хотите сполна ощутить атмосферу этого незабываемого древнего праздника. Тогда обязательно приезжайте в Израиль.

Посмотри так же видео 3 минуты

Желаете получить дополнительную информацию о Земле Обетованной? Задавайте свои вопросы в комментариях – отвечу на них, как можно оперативнее и подробнее.

Что такое Шаббат и как его соблюдать • Arzamas

­Смертная казнь за сбор валежника, 39 запрещенных работ и субботний лифт

Автор Светлана Бабкина

Откуда появился Шаббат


Слово «Шаббат» буквально переводится как «суббота» и восходит к древне­еврей­скому корню שבת, который означает «отдыхать», «покоиться», «прекра­щать». Но для иудеев это не просто день недели и не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные повседневные дела, любую работу, посвя­тив его Богу и общению с близкими. Предписание о соблюдении Шаббата — одна из десяти заповедей, получен­ных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соот­вет­ственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. Вот как эта заповедь описана в двадцатой главе библей­ской книги Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный ника­кого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».



Седьмой день творения. Миниатюра из книги Бытия. Англия, XIV векEgerton MS 1894, f. 1v / British Library

Как соблюдали Шаббат в древности


У нас нет свидетельств о том, как именно соблюдали Шаббат в древности, однако уже с XI века до н. э. иудейские пророки писали о важ­ности этой тради­ции  Амос 8:5, Исаия 1:13, Иер. 17:21–25, Иез. 20:12 и др.. Более того, соблюдение Шаббата было важнейшим мар­кером еврейской идентичности и нарушение его каралось смертью. Объяс­нялось это тем, что Шаббат, как и обрезание, — это зримое воплощение завета между Богом и евреями, знак принадлежности к избранному народу.


видео

 

Зачем евреям делают обрезание? И еще 6 вопросов об иудаизме


В усло­виях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смерт­ная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не суще­ствует института, который может вынести такой приговор. Поста­новление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Вели­кое собрание законо­учи­телей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедри­он прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.


Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — напи­сано в Тал­муде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с лю­бовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близ­кими — прояв­ление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или рим­ского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.


Известна история, произошедшая во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Селевкидской державы. В 167 году до н. э. по приказу правившего Селевкидами Антиоха IV Епифана Иерусалимский храм превра­тили в святилище Зевса. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пусты­ню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию: «Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас» (1Макк. 2:36–38).



Иуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 годWikimedia Commons

Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Маттафия Хасмоней, инициатор и первый вождь маккавейского восстания, принял беспрецедентное реше­ние: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформули­ровано правило пикуах нефеш, или «спа­сение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные зако­ны, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров между законоучителями: все ли законы могут отме­няться? какие именно ситуации следует считать угрожающими жизни? Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти кон­крет­ного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нару­шить субботний покой. Прежде всего это касается военных дей­ствий или ока­зания медицин­ской помощи. Хотя и после появления правила пикуах нефеш находились люди, которые по-прежнему предпочитали не спасти собственную жизнь, а быть верными закону, считая акт мучени­чества за веру «освящением Божьего имени».


Что можно, а что нельзя делать в Шаббат


В самом тексте заповеди нет четкого ответа на этот вопрос. Сказано лишь: «Не делай никакого дела» (то есть работы). Но что именно считать работой? Над ответом на этот вопрос мучились много поколений законоучителей, изучавших и комментиро­вавших священные тексты. В результате был сформирован список из 39 работ — млахот, охватывающий практически все формы человеческой деятельности, существовавшие в тот момент — то есть в первые века новой эры. Этот список зафиксирован в Вави­лон­ском Талмуде  Вавилонский Талмуд — одна из редакций Талмуда (наряду с Иерусалимским Талмудом), составленная раввинами Вавилонии в III–VII веках., в трактате «Шаббат»:


1. Посев. 2. Пахота. 3. Жатва. 4. Вязка снопов. 5. Молотьба. 6. Веяние. 7. Сортировка. 8. Помол. 9. Просеивание. 10. Вымешивание теста. 11. Печение. 12. Стрижка шерсти. 13. Беление ее. 14. Тре­пание. 15. Кра­ше­­ние. 16. Прядение. 17. Прикрепление основы к навою. 18. Пере­­мещение нитей основы. 19. Ткание двух нитей. 20. Разъедине­ние двух нитей. 21. Завязывание узла. 22. Развязыва­ние узла. 23. Шитье двух стежков. 24. Распа­рывание ради зашивания такого участка, который можно скрепить двумя стежками. 25. Ловля оленя. 26. Убой его. 27. Снимание с него кожи. 28. Соление кожи. 29. Обра­ботка кожи. 30. Скобление. 31. Разрезывание. 32. Написание двух букв. 33. Стирание ради написания двух букв. 34. Стройка дома. 35. Раз­работка его. 36. Туше­ние огня. 37. Зажи­гание огня. 38. Битье молотом. 39. Вынос из одной области в другую.  Список приводится по изданию: Мишна. Трактат «Шаббат». // Талмуд. Мишна и Тосеф­та. Стр. 3–110. Пер. Н. Переферковича. М., 2004 (репринт 1903).


Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для челове­ка, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, напри­мер, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электри­чество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответст­вую­щие духу субботы», напри­мер катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудиче­ским, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разре­шения проблем, возникающих при соблюде­нии субботы. Например, «суб­ботний лифт»: в самом по себе использова­нии лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит меха­низм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Суще­ству­ют холодиль­ники с кнопкой «субботнего режима», отклю­чающей все лам­почки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.


В XIX веке внутри иудаизма появилось движение, получившее название «рефор­мированный иудаизм». Его идеологи заговорили о том, что со времен дарования Торы мир сильно изменился, а потому законы соблюдения Шаббата должны измениться тоже, сместиться из практи­ческой сферы в духовную. Как следствие, сторонники реформированного иудаизма смягчают некоторые огра­ничения, например разрешают ездить в субботу на машине, а также допускают возможность заниматься творчеством (рисовать, вышивать и т. п.).


Как встречают Шаббат


Идея о том, что Шаббат — праздничный день, достаточно древняя. Уже в 23-й главе книги Левит, начинающейся словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних», перечень праздников открыва­ется именно субботой. Неудивительно, что наступление и завершение субботы отмечается особыми ритуалами.


Вечер пятницы



Исидор Кауфман. Вечер пятницы. Около 1920 годаThe Jewish Museum, New York

Согласно еврейской традиции, день сменяется следующим не в полночь, а с заходом солнца. В пятницу днем люди уходят с работы пораньше, приводят дом в порядок, готовят субботнюю трапезу. На стол, накрытый нарядной скатертью, обязательно кладут две халы  Хала — еврейский праздничный хлеб, кото­рый едят в Шаббат и по праздникам. Две халы на субботнем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их соро­калетнего скитания в пустыне. Двойная порция дается в канун субботы для того, чтобы евреи не собирали манну в субботу., «плетенки», ставят особый краси­вый бокал, над вином в котором будут читать благословение, и само вино. За 18 минут  Считается, что минимум 18 минут требуется на возведение эрува — границы, в пределах которой разрешено переносить вещи в Шаббат. до захода солнца женщины зажигают субботние свечи. Это очень торжественный и важный момент. Он прекрасно описан в книге Беллы Шагал  Белла Шагал (1895–1944) — писательница, переводчица. Первая жена художника Марка Шагала. «Горящие светильники»:


«Вот шуршит платье. Изящные ботинки, легко ступая, приближаются к столовой. На пороге мама на миг застывает, будто ослепленная видом белоснежного стола и серебряных подсвечников. Но медлить некогда!

     Она споласкивает водой лицо и руки, поправляет свой любимый кипенно-белый кружевной воротничок и, преобразившись, другим человеком подходит к свечам. Чиркает спичкой и зажигает их одну за дру­гой. Семь свечей оживают, разгораются и ярко освещают мамино лицо. Она завороженно опускает глаза. Медленно, три раза подряд обхватывает огни кольцом рук, будто включает свое сердце в эту опра­ву. И все будничные дела и заботы тают вместе со свечным воском.

     Мама произносит благословение над субботними свечами. Молит­вен­ный шепот струится из-под приложенных к лицу ладоней и еще сильнее разжигает язычки пламени. Мамины руки над свечами светят­ся, как скрижали Завета над священным ковчегом».


После этого (в синагоге или дома) читают субботнюю молитву, поют специаль­ную богослужебную песнь, или пиютПиют — авторский поэтический текст, стих-молитва, ставший частью богослужения. Древнейшие пиюты датируются первыми веками нашей эры., «Леха доди» («Выйди, мой друг, встре­тить невесту, вместе мы встретим Субботу»). Затем все собираются вокруг стола и произносят субботнее благо­словение над вином и халами. Потом начинается вечерняя трапеза.


Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на вре­мя Шаббата становятся священными: люди соприкаса­ются с раем, из которого они когда-то были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и симво­лизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.


Утро субботы



Сергей Южанин. Субботняя молитва. 1894 год© Fine Art Images / Diomedia

Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специаль­ного шкафа торжественно достают большой свиток Торы, напи­санный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священ­ников Иерусалимского храма — благо­словляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.


подробнее о чолнте читайте в нашем материале

 

13 слов на идише, помогающих понять еврейскую культуру


Вечер субботы



Авдала. Гравюра из Аггады. Амстердам. 1695 год © Culture Club / Getty Images

Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнитель­ную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расста­вания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.


Субботний и юбилейный годы


Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календар­ными предпи­саниями.


Первое — закон шмиты, или субботнего года (Левит 25:1–7). Не только каждый седьмой день года, но и каждый седьмой год свяще­нен. Каждый седьмой год земля должна отдыхать, оставаясь «под паром»: нельзя сеять, нельзя убирать. Можно есть только импортированные сельхозпродукты. Именно к этому пред­писанию восходит традиция так называемого «академического субботнего года», или саббатикала, распространенная в университетах и крупных компа­ниях Европы и США. Суть ее в том, что каждый седьмой год сотрудник имеет право уйти в годовой оплачиваемый отпуск.


Второй закон — юбилейный год. Это каждый пятидесятый год, то есть год, следующий за семью семилетними циклами. Правило юбилейного года сформулировано в книге Левит 25:10: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвра­титесь в свое племя». В этот год проданные или заложенные земельные наделы возвра­щались своему искон­ному владельцу, а рабы получали свободу. Естественно, в современ­ном мире закон об освобождении рабов утратил актуальность, но в сельском хозяй­стве «право земли на отдых» для соблюдаю­щих предписания Торы иудеев по-прежнему остается актуальным.


другие материалы на эту тему

 

Как кипа держится на голове?

И еще 7 вопросов о еврейской традиции

 

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

 

Чем синагога отличается от храма и церкви

Объясняет историк Владимир Левин

 

Курс «История евреев»

 

Курс «Идиш: язык и литература»



ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА


Шаббат — Еврейская Суббота | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Шабат, или Шаббат (иврит: ‏שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбоах» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.

СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели

Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.

Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).

Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».

Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.

Запрет стирки в субботу

статья р. Моше Пантелята

Выжимание одежды в субботу

статья р. Моше Пантелята

Работа «даш» («молотьба») в субботу

статья р. Моше Пантелята

Укутывание кастрюли для сохранения тепла в субботу

статья р. Моше Пантелята

Установка кастрюли на огонь до наступления субботы

статья р. Моше Пантелята

Пища, сваренная в субботу

статья р. Моше Пантелята

Водяные нагреватели в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрет варки в субботу

статья р. Моше Пантелята

Перенос грузов в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрет земледельческих работ в субботу

статья р. Моше Пантелята

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с изготовлением ткани

статья р. Моше Пантелята

Субботние запреты, связанные с изготовлением одежды

статья р. Моше Пантелята

Запрещенные в субботу работы, связанные в Мишкане с обработкой кож

статья р. Моше Пантелята

Запрет писать и стирать в субботу в субботу

статья р. Моше Пантелята

«Сотер» и «Боне» в субботу

статья р. Моше Пантелята

Как греть сухую еду в шабат?

ответ р. Бенциона Зильбера

Суббота в лагере.

воспоминания рава Ицхака Зильбера о том, как он соблюдал субботу в лагере

Суббота — не день отдыха!

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Общие принципы законов Субботы

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Суббота. Законы Торы и законы Мудрецов.

глава из книги «Царица Суббота» р. Моше Пантелята

Суть Cубботы, Её райский вкус

Рав М. Пантелят

Четвёртая заповедь. Волшебная сила субботы.

статья Ефима Свирского

Субботний кидуш

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Субботние свечи

статья руководителя московской ешивы «Торат Хаим» р. Моше Лебеля

Видеоуроки о законах субботы, проведённые р. Элияу Левиным

Субботние запреты. Запрет «провеивание» в субботу — «зорэ»

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 6 Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 5

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 4

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 3

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «молотить» в субботу — «даш». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «сбор в снопы» в субботу — «меамер»

Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 3

Субботние запреты. Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 2

Запрет «сбор урожая — жатва» в субботу — «коцер». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «вспахивать» в субботу — «хореш». Часть 1

Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 2

Субботние запреты. Запрет «сеять» в субботу — «зореа». Часть 1

Суббота. Классификация субботних запретов. Вступление

Суббота. Источник субботних запретов. Вступление

Суббота. Суть субботних запретов. Вступление

Исход субботы. Законы авдалы (продолжение)

Исход субботы. Законы авдалы

Пост в субботу. Молитва о бедах в субботу. Штей микра эхад таргум. Необходимость посвятить в Субботу время для духовного роста

Три субботние трапезы

Суббота. Cвязь между кидушем и трапезой

Суббота. Законы Кидуша (продолжение)

Суббота. Законы Кидуша

Суббота. Встреча субботы. Вечерняя молитва. Заповедь: «Помни день субботний»

Суббота. Подробности заповеди зажигания свечей

Суббота. Смысл зажигания свечей

Суббота. Виды работ разрешенных после захода солнца , до выхода звезд

Время субботы. Принятие субботы . Исход субботы

Канун субботы. Принятие душа, Миква. Стрижка волос и ногтей

Канун субботы. Пост перед субботой. Когда можно есть перед субботой

Канун субботы. До какого времени можно отправляться в пятницу в дальнюю поездку и когда надо прибыть к месту назначения.

Канун субботы. С какого времени и какие работы не следует делать в пятницу

Законы субботы. Канун субботы. Подготовка к cубботе

Законы Субботы. Канун субботы

Законы Субботы. Заповедь подготовки к Субботе

Законы субботы. Вступление. Часть 2

Законы субботы. Вступление. Часть 1

Шаббат — Википедия

Субботние свечи и бокал для кидуша.
Канун шаббата. Субботний стол накрыт.

Македонский серебряный футляр-подставка для спичечного коробка. Используется при зажигании субботних свечей.

Шабба́т (ивр. ‏שַׁבָּת‏‎ (шаба́т, ша́бос), идиш ‏שבת‏‎ (ша́бэс, шо́бэс) от шабат — «покоился, прекратил деятельность») — в иудаизме — суббота, седьмой день недели, в который Тора (Пятикнижие) предписывает воздерживаться от работы. Также почитается караимами, самаритянами и представителями некоторых направлений христианства (адвентисты седьмого дня, русские «субботники» и др.)

Значение шаббата

Шаббат — седьмой день творения

Согласно Пятикнижию:

  • Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал
  • Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Шаббат — союз еврейского народа с Богом

Согласно Пятикнижию, шаббат — это знамение между Богом и Израилем:

это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.

… Суббота — знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты её идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал».

Шаббат — не только «вечный союз» между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, она служит залогом улучшения мира. В том числе и детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает Шаббат и держится завета «приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем… ибо дом Мой домом молитвы будет наречён для всех народов» (Ис. 56:7). Этот общечеловеческий аспект делает Шаббат в определённой мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет.

Отказ евреев от работы в шаббат является, согласно Пятикнижию, напоминанием о седьмом дне творения и провозглашением Бога творцом мира.

Шаббат — память об освобождении из египетского рабства

Согласно Пятикнижию:

  • Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта.
  • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам. Кроме того, таким образом создается особая атмосфера покоя и достаточности, состояния свободы от материальных забот.

Связь с Храмом

Согласно Пятикнижию, приказ о построении Скинии, временного храма, который сопровождал евреев в пустыне, предупреждается запретом совершать работу в шаббат. Таким образом шаббат обладает духовным приоритетом перед заповедью построения храма.

Значение запрета на работу

Вовсе не любая работа запрещена в шаббат: физически тяжёлое действие по передвижению мебели внутри квартиры может не быть запрещено, а действие физически лёгкое может оказаться под запретом. Таким образом понятие «работы» в субботу — понятие особое и вовсе не обязательно связанное с трудом в бытовом понимании этого слова.

В шаббат запрещена работа, в которой проявляется творческое начало человека. На протяжении шести дней будней человек творит, изменяет окружающую его среду, владеет ею. Поэтому в день седьмой — в субботу — иудей отказывается от рукотворчества, от власти над этим миром, «передаёт узды правления Творцу» и провозглашает своим «соблюдением субботы» верховную власть Бога в этом мире.

Иудаизм утверждает, что мир, сотворённый Творцом в первые шесть дней творения, не существует сам по себе, а продолжает твориться Творцом каждое мгновение. Отказываясь от творческой деятельности в субботу, еврей получает возможность стать частью мироздания, а не быть над ним.

Запреты субботы ограничивают власть человека над миром. Тогда природа трансформируется из объекта в субъект. Мир перестаёт быть объектом удовлетворения потребностей человека и получает право на автономное существование, возвращаясь в руки Творца. В субботу каждое творение, даже самое малое, становится равным человеку, обретая право на существование, независимо от того, какую материальную ценность оно представляет для человека.

Натан Т. Лопес Кардозо, «Вызов вечности»

Законы шаббата

Тора заповедует в субботу покой и прекращение работы и предусматривает применение смертной казни за нарушение законов шаббата[1]:

Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит её, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный

Встреча шаббата

Встреча шаббата (ивр. ‏קבלת שבת‏‎ Каббалат шаббат) — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи шаббата — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, ха́ла — традиционный хлеб в форме заплетённой косы, кошерное вино.

Зажигание свечей

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу (ивр. ‏יום שישי‏‎). Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь субботние свечи с благословением: «ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציוונו להדליק נר של שבת», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».[2][3]

С момента принятия евреем шаббата (женщина при зажжении свечей, мужчина не позже захода солнца) и до исхода субботы (ивр. ‏מוצאי שבת‏‎) нельзя совершать 39 категорий «труда» (ивр. ‏ל»ט אבות מלאכה‏‎), включая зажигание и гашение огня. Количество исходит из расчета сорок без одного, так как недостающий один тип, «созидание», хоть и запрещён, но доступен только Всевышнему.

Запрещённые работы

Существует тридцать девять видов (запрещённых в субботу) работ. Это:

  • 01. Зореа (посадка растений).
  • 02. Хореш (пахота)
  • 03. Коцер (жатва).
  • 04. Меамер (связывание снопов).
  • 05. Даш (молотьба).
  • 06. Зоре (отделение зёрен от остатков соломы, что в русском языке называется — «веять»).
  • 07. Борер (отделение зёрен от примесей — комков земли, мелких камешков, семян других растений и т. п.).
  • 08. Тохен (помол зерновых).
  • 09. Меракед (просеивание муки).
  • 10. Лаш (замешивание теста).
  • 11. Офе (выпечка хлебных изделий).

Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включённых в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана.
Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.

  • 12. Гозез (стрижка овечьей шерсти).
  • 13. Мелабен (отбеливание шерсти).
  • 14. Менапец (вычёсывание шерсти).
  • 15. Цовеа (окрашивание шерсти).
  • 16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
  • 17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
  • 18. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
  • 19. Орег (ткать).
  • 20. Поцеах (распускать ткань).
  • 21. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
  • 22. Матир (развязывание узлов).
  • 23. Тофер (шитьё).
  • 24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).

Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.

  • 25. Цад (охотиться).
  • 26. Шохет (забивать скот).
  • 27. Мафшит (свежевать туши).
  • 28. Меабед (обработка, дубление кожи).
  • 29. Мемахек (разглаживание кожи).
  • 30. Месартет (раскроить)
  • 31 Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).

В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.

  • 32. Котев штей отийот (написание двух букв).
  • 33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
  • 34. Боне (строительство).
  • 35. Сотер (разрушение построенного).
  • 36. Мехабе (тушение огня).
  • 37. Мавъир (разжигание огня).
  • 38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)).
  • 39. Моци ми-ршут ле-ршут (перенесение предметов из частного владения в общественное).

Молитвы

После зажигания свечей верующие идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча субботы» (ивр. ‏קבלת שבת‏‎) и «Маарив».

Освящение дня

Хавдала — Испания, XIV век

Освящение дня (ивр. ‏קידוש кидуш, отделение, освящение‏‎) произносят над бокалом вина или виноградного сока. Глава семьи произносит благословение:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם בורא פרי הגפן», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Создатель виноградной лозы». Кроме того произносится ещё одно длинное благословение, которое и является кидушем.

По окончании субботы делают аналогичную процедуру, хавдалу (ивр. ‏הבדלה хавдала, отделение‏‎), которая также является кидушем.

Таким образом святой день шаббат отделяется от буден с обеих сторон.

Омовение рук

После освящения дня следует омовение рук (ивр. ‏נטילת ידיים‏‎ нетилат ядаим)[4]. Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציונו על נטילת ידיים», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

Трапеза

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.

Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם המוציא לחם מן הארץ» — «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы.

Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, каждая община имеет собственную кухню. Как правило, сначала едят блюда из рыбы, а потом сменяют их мясными блюдами, так как по обычаю мудрецов Талмуда не принято есть мясо и рыбу вместе.

См. также

Примечания

  1. ↑ смертная казнь у евреев выносилась во времена существования Храма и уже за сорок лет до разрушения Второго Храма выноситься перестала. Смертный приговор выносился особым судом, состоящим из 23 судей и только при выполнении очень строгих условий. Поэтому смертный приговор был редкостью и суд, который выносил смертный приговор хотя бы раз в семь лет назывался жестоким. Невынесение смертного приговора, однако, не означает безнаказанность, так как помимо смерти физической существует карет, означающий большой ущерб душе
  2. ↑ Shabbat Evening Home Rituals (англ.). Jewish Virtual Library. Проверено 16 июля 2016.
  3. Kerry M. Olitzky, Daniel Judson. The Rituals & Practices of a Jewish Life: A Handbook for Personal Spiritual Renewal. — Woodstock, USA: Jewish Lights Publishing, 2002. — С. 75. — 231 с. — ISBN 1580231691.
  4. ↑ Ядаим // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

Ссылки

Что такое Шаббат или почему в Израиле неделя начинается с воскресенья

В переводе с иврита — Шабба́т (ивр. ‏שַׁבָּת) означает – «покоится, прекратить деятельность, отдыхать от работы, воздерживаться». Шаббат – это праздник, встреча Субботы – это вековая традиция, уходящая корнями в древнюю историю еврейского народа. В древние времена, наказанием за нарушение Субботы была смертная казнь.


Откуда же идет традиция празднования Субботы?

Книга Бытия описывает процесс сотворения мира в виде одной рабочей недели и одного выходного дня (cубботы). В тексте говорится, что на первый день Бог создал небо, землю, тьму, воду и свет и отделил свет от тьмы; на второй день — создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью от воды под твердью и назвал твердь небом; на третий — сушу, моря и растения, на четвёртый — светила на тверди небесной, на пятый — рыб, пресмыкающихся и птиц, наконец, на шестой — зверей земных, скот, гадов земных и человека.

А далее сказано, что Творец «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал», и «благословил Бог седьмый день, и осветил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 1:1—2:3).

В субботу Бог завершил сотворение мира и отдыхал, поэтому людям запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого мы что-то создается или изменяется.

Суть субботы, являющейся последним днем на неделе в Израиле, в том, чтобы люди помнили о Боге. Чтобы с одной стороны, человек заботился о своем материальном мире, а с другой не забывал о своей духовности и святости этой жизни. Суббота – день, когда человек отходит от окружающей его суеты, забот и проблем и погружается в общение с Богом, умиротворяясь и наполняясь силой, терпением и мудростью для следующей «трудовой» недели.

Именно поэтому, что выделить Субботу, в шаббат запрещена привычная трудовая деятельность, которая непосредственно связанно с нашими буднями. Согласно Талмуду, существует 39 видов работ, запрещенных в Субботу, таких как замешивание теста и выпекание хлеба, приготовление еды, шитье, охота, строительство, разжигание огня и т.д.

Шабат начинается в пятницу вечером – сразу же, как зайдёт солнце, а заканчивается субботним вечером. В субботу вечером проводится церемония под названием Авдала (отделение субботы от наступающих будней). Церемония Авдалы есть исполнение заповеди «Помни день субботний, чтобы освятить его». Все прощаются со священной Субботой и возвращаются к будничным заботам.

Именно поэтому неделя в Израиле начинается с воскресенья. На иврите, воскресенье так и называется – Йом ришон, что в переводе означат – первый день.

Шабат — что это? Еврейский шабат

У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат – что это за праздник и как его отмечают в Израиле.

«Мирная суббота»

Шабат шалом — это праздничный пятничный ужин, посвященный субботе. Почему именно этот день недели считается святым для евреев? Потому что он является одним из основ единства еврейского народа. Этот священный день напоминает евреям о том, что когда-то они были рабами в Египте. Но позже Всевышний вывел народ оттуда, чтобы на Синае они получили Тору. Суббота – это символ выхода евреев из физического рабства и обретения ими духовной свободы. Празднование субботы – это также прямое выполнение евреями 4-й Божьей заповеди: «Помните субботний вечер, чтобы освятить его. 6 дней работай, а 7-й день посвяти Всевышнему твоему…» Для религиозного еврея очень важен «День покоя» — шабат. Что это за праздник для Израиля? Можно сказать, что на шабате «стоит» Израиль. В субботу в стране не работают поликлиники, государственные учреждения и большинство магазинов. Общественный транспорт не ходит по улицам Израиля с 15.00 (зима) и с 16.00 (лето) каждую пятницу. Люди могут добраться до места только на такси, которые работают по повышенным (субботним) тарифам.

Как отмечают праздник?

Еврейский шабат существовал даже в Древнем Египте. Евреи, пребывавшие в египетском рабстве, получили разрешение на отдых в субботу. А все благодаря Моше. Он вырос в семье фараона. На протяжении нескольких лет Моше наблюдал за изнурительной работой своих собратьев. Ему стало жалко их, и он обратился к фараону с просьбой подарить рабам день отдыха в неделю. И фараон согласился. Поэтому шабат напоминает евреям не только о 4-й заповеди Всевышнего, но и об исходе из египетского рабства. Приготовление к празднику начинается с пятницы. Вечером, с заходом солнца, вся семья собирается к праздничной трапезе. Шабат длится сутки: от захода солнца пятницы до аналогичного времени субботы (особенность еврейских праздников). Приготовлением к празднику занимается женщина; она же зажигает свечи перед «Мирной субботой».

Накануне праздника

Главный праздник Израиля – это шабат. Что это такое, нам удалось выяснить. Узнаем, как готовятся евреи к «Мирной субботе». В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шабату. У евреев есть многовековая традиция – печь к великому празднику халы. Женщина, пекущая праздничный хлеб своими руками, выполняет одну из священных мицв. Приготовление к празднику начинается утром в пятницу. Женщина начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом она пробует каждое приготовленное блюдо. Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.

Зажигание свечей

Этот священный обряд проводят еврейские женщины. Зажигание свечей в шабат совершается с особой тщательностью и преданностью. Этот ритуал несет мир и согласие в еврейские дома. Женщины, которые отмечают праздник дома, обычно зажигают 2 свечи непосредственно на праздничном столе или неподалеку от него. Иногда вместо них используют масляные светильники. Тот факт, что хозяйка дома зажгла свечи, еще не означает начало шабата для домочадцев. Они могут заниматься своими привычными делами. А вот женщина с этого момента не имеет права делать работу и употреблять пищу до захода солнца. Свечи должны зажигаться не позднее чем за 18 минут до захода солнца. Их нельзя переносить с места на место. Для шабата приобретаются длинные свечи, чтобы они смогли прослужить до окончания праздничной трапезы.

Субботняя трапеза

Это один из главных моментов праздника. Семья собирается за пятничным столом, на котором уже горят свечи. Домочадцы и гости должны садиться за праздничный стол в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Перед тем как приступить к трапезе, евреи поют «Шалом алейхем», совершают Кидуш и омывают руки. Наступает шабат. Время его начала – заход солнца в пятницу. Вся семья приступает к трапезе, которая должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол подается 2 халы, когда наступает шабат. Что это такое и почему его едят в двойном размере? Халы – это белый хлеб, который готовит к «Мирной субботе» еврейская женщина. На стол кладется 2 порции праздничного хлеба в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне. В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Манна – это небесный хлеб. В праздник шабата он ассоциируется с халы. Во время праздничной трапезы евреи распевают субботние песни. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя. Все, кто собрался за праздничным столом, обсуждают события текущей недели или рассказывают интересные истории из жизни.

Шалом!

Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» — это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании. Несложно догадаться, почему у субботы такой название – «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» — это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».

Шаббат. Праздники — Путеводитель по Израилю

Шаббат, в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.

Значение Шаббата

Шаббат — седьмой день творения

Согласно Пятикнижию:

  • Суббота была дана Богом после шестого дня, когда был сотворён человек:

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шават) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2-3).

  • Ранее, Бог благословил сотворённых Им рыб, животных и птиц (Быт.1:22), затем человека и, наконец, субботу. Таким образом, три этапа благословения составляют возрастающую духовную прогрессию. Кроме того, согласно Пятикнижию, Бог освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Шаббат — союз еврейского народа с Богом

Согласно Пятикнижию, Шаббат — это знамение между Богом и Израилем:

«это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх.31:17).

«… Суббота — знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх.31:13). Говорится в Субботних молитвах: „и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты ее идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал“.»

«Шаббат — не только „вечный союз“ между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, она служит залогом улучшения мира. В том числе и детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает Шаббат и держится завета «приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем… ибо дом Мой домом молитвы будет наречён для всех народов» (Ис.56:7). Этот общечеловеческий аспект делает Шаббат в определенной мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет.»

Отказ евреев от работы в Шаббат является, согласно Пятикнижию, напоминанием о седьмом дне творения и провозглашением Бога творцом мира.

Шаббат — память об освобождении из египетского рабства

Согласно Пятикнижию:

  • Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта
  • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам.

Связь с Храмом

Согласно Пятикнижию, приказ о построении Скинии, временного храма, который сопровождал евреев в пустыне, предупреждается запретом совершать работу в Шаббат. Таким образом Шаббат обладает духовным приоритетом перед заповедью построения Храма.

Законы Шаббата

Тора заповедует в субботу покой и прекращение работы и предусматривает применение смертной казни за нарушение законов шаббата (но это наказание выполняет не человек, а сверхъестественные силы):

«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный» (Исх.31:13-16).

Встреча Шаббата

Встреча Шаббата (ивр. קבלת שבת‎) — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи Шаббата — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала — традиционный хлеб в форме заплетённой косы, кошерное вино.

Зажигание свечей

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу (ивр. יום שישי‎). Однако, за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь субботние свечи с благословением:

«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציוונו להדליק נר של שבת»,

что означае:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».

С момента принятия евреем Шаббата (женщина при зажжении свечей, мужчина не позже захода солнца) и до исхода Субботы (ивр. מוצאי שבת‎) нельзя совершать 39 категорий «труда» (ивр. ל»ט אבות מלאכה‎), включая зажигание и гашение огня.

Молитвы

После зажигания свечей мужчины идут в синагогу на молитву «Минха» (ивр. מנחה‎), «Встреча Субботы» (ивр. קבלת שבת‎) и «Маарив» (ивр. מעריב‎).

Освящение дня

Освящение дня (ивр. קידוש‎) произносят над бокалом вина или виноградного сока. Глава семьи произносит благословение:

«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם בורא פרי הגפן», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Создатель виноградной лозы»,

Омовение рук

После освящения дня следует омовение рук (ивр. נטילת ידיים‎).

Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:

«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציונו על נטילת ידיים»,

что означает:

«Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

Трапеза

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.

Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:

«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם המוציא לחם מן הארץ» — «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы.

Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи.

На это нет строгих правил, каждая община имеет собственную кухню. Как правило, сначала едят блюда из рыбы, а потом сменяют их мясными блюдами, так по обычаю мудрецов Талмуда, не принято есть мясо и рыбу вместе.

Черная пятница «Еврейская история

Черная пятница

Black Friday Shopping Madness

Безумие покупок в Черную пятницу

В Соединенных Штатах день после Дня благодарения называется Черной пятницей, потому что в магазинах наблюдается самый большой объем продаж за год, и поэтому торговцы «в плюсе» в том, что касается их бухгалтерских книг, хотя в противном случае они могли бы остаться в красном с отрицательным балансом и редкими продажами.

В Черную пятницу 2008 года крупный розничный торговец объявил, что собирается продавать телевизоры с большим экраном по значительному удешевлению.Магазин откроется в 6 утра, чтобы вместить ожидаемые большие толпы охотников за скидками. И действительно, в 6 часов утра бедный, незадачливый сотрудник, работающий неполный рабочий день, открыл двери ожидающей толпе покупателей. Толпа покупателей рванулась вперед, толкнув его на землю и наступив на него. Игнорируя его на земле, они просто схватили свои телевизоры. Вызвали парамедиков, чтобы оживить его, но он все равно умер. Для этих покупателей человеческая жизнь была меньше, чем стоимость телевизора с плоским экраном, приобретенного по выгодной цене.

В ту же самую Черную пятницу фанатичные мусульмане устроили массовую расправу над невинными людьми в Мумбаи, Индия. Там человеческая жизнь тоже не имела ценности. Атака не принесла ни стратегической, ни тактической выгоды, как и недавние атаки в Париже. Это было просто хладнокровное убийство без разбора.

Тенденция в наше время — попытаться обнаружить мотивы, побуждающие людей убивать других людей. В этих трех случаях жертвы были неизвестны их убийцам.Их вина заключалась в том, что они принадлежали к определенной расе, национальности, религиозным убеждениям или, к сожалению, оказались не в том месте и не в то время.

В нашем мире больше не осталось хороших парней и плохих парней. Моральное равенство царит безраздельно. Мы больше не должны наказывать убийц или защищаться насильно. Скорее, мы должны попытаться понять их, посочувствовать им, и тогда они станут послушными и мирными людьми. Такой взгляд на мир из «Алисы в стране чудес» преобладает в академических кругах, СМИ и правительстве.

Европейский Союз занимается маркировкой израильских продуктов, в то время как Европа находится в осаде от мигрантов, бомбардировок и культурной войны. Поговорите о неверно направленных приоритетах и ​​враждебной политике. Но это почти то, чего можно ожидать от общества, которое «понимает» убийц и уклоняется от ответственности перед жертвами.

Все пацифистские философии на протяжении веков сели на мель иррациональной ненависти. Трагедия человеческой истории состоит в том, что ненависть разрушает все человеческие ценности и, конечно же, любое почтение к человеческой жизни или праву «другого» также жить невредимым.

Научить новое поколение восстать и отказаться от древней ненависти — задача непростая. Но если этого не сделать, трагедии, подобные Мумбаи, Парижу, Мали, будут, не дай Бог, повторяться. Вся история свидетельствует об этом. Жадность, ненависть и связанные с ними пороки и зло действительно изгоняют людей из этого мира. Трагедия в том, что жертвы этих слабостей характера и поведения также удаляются из этого мира. Возможно, нам следует помнить об этом, чтобы в этом году Черная пятница была другой, более мирной.

.

Friday Night — Еврейская база знаний

Вечер пятницы … Шаббатный стол … Приветствуем невесту … Ангелы и ангелы … Кидуш … Ритуальное омовение рук … Хала … Лучшая еда на Земле … Песня и Понимание …. Благодать после еды

На основе Зохар Шмот 262Б

Переведено и аннотировано Рахмиэлем-Хайимом Дризином из подборки Зоар в Хок ль’Исраэль

Вся жертва идет на сторону святости, [поскольку она] есть доля святости и ее желание.Эта [Другая] Сторона получает долю всех грехов и беззаконий, данных исповеданием плоти этого приношения, как написано: «Если ваш

На основе Зохар Шмот 219А

Переведено и аннотировано Рахмиэлем-Хайимом Дризином из подборки Зоар в Хок ль’Исраэль

Подойдите и посмотрите стих: «жертвенник, место для курения курений». (Исх. 30: 1) Почему он назван «жертвенником» [происходит от слова, означающего «убивать»; сатана убит служением на 2 алтарях] и «местом возжигания кумиров

На основе Зохар Шмот 194А

Переведено и аннотировано Рахмиэлем-Хайимом Дризином из подборки Зоар в Хок ль’Исраэль

«И он назвал это» Шатер назначенного времени «. Разве это не было» Шатер назначенного времени «с самого начала? Что такое» Шатер назначенного времени «? Сначала это называлось только» Шатер «, обозначая дом учёбы. Сейчас было c

На основе Зохар Шмот 183А

Переведено и аннотировано Рахмиэлем-Хайимом Дризином из подборки Зоар в Хок ль’Исраэль

Израиль ел два вида хлеба: когда они вышли из Египта [в Песах], они ели мацу, хлеб бедствий, и в пустыне ели хлеб с неба, как написано: «Вот, Я дам вам хлеб. из рая».(Исх. 16: 4) Следовательно, t

На основе Zohar Shemot 125B

Переведено и аннотировано Рахмиэлем-Хайимом Дризином из подборки Зоар в Хок ль’Исраэль

Этот юноша [сын рава Сафры] начал [свое объяснение] с благословения после трапезы и сказал: В одном стихе говорится: «И ешь пред Господом твоим Б-гом» (Второзаконие 14:23), а в другом — Стих говорит: «Радуйтесь пред Господом вашим Б-гом». (Втор. 27: 7) Эти

На основе Zohar Shemot 125B

Переведено и аннотировано Рахмиэлем-Хайимом Дризином из подборки Зоар в Хок ль’Исраэль

Мы узнали, благодаря каким делам Даниил, Ханания, Мисаил и Азария были спасены от своих испытаний? [Даниил был брошен в яму со львами, а остальные были брошены в огненную печь.] Это потому, что они не позволили себе стать unc

На основе Зохар Шмот 89Б

Переведено и аннотировано Рахмиэлем-Хайимом Дризином из подборки Зоар в Хок ль’Исраэль

Он [рабби Юдай] сказал ему [рабби Шимон]: Рабби, этот стих нужно объяснить так, чтобы [множественное число] начало согласовывалось с [единственным] концом, потому что написано: «И им дам в Моем доме и в Моих стенах памятник лучше, чем s

На основе Zohar Shemot 63B

Переведено и аннотировано Рахмиэлем-Хайимом Дризином из подборки Зоар в Хок ль’Исраэль

Рабби Иегуда сказал: Каждый божий день мир благословляется с того небесного дня, седьмого дня [бина, который называется небесным Шаббатом] для каждого из шести [небесных] дней [т.е. сфирот, от хесед до йесод, каждой сфире соответствует

.

Еврейский центр

  • Воскресенье
    ,

    сентябрь
    27
    ,
    2020 г.

    На этой неделе в Еврейском центре

    Воскресенье, 27 сентября (Весь день)

    НЕДЕЛЯ 27 сентября

    БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Среда
    ,

    сентябрь
    30
    ,
    2020 г.

    Песни Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора

    Среда, 30 сентября с 8:00 до 9:00

    БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Среда
    ,

    ОктябрьОктябрь
    7
    ,
    2020 г.

    Песни Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора

    Среда, 7 октября с 8:00 до 9:00

    БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Четверг
    ,

    ОктябрьОктябрь
    8
    ,
    2020 г.

    Пицца в хижине

    Четверг, 8 октября с 6:00 до 7:00

    Присоединяйтесь к нам на пиццу в хижине в JC Succah!

    БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

  • суббота
    ,

    ОктябрьОктябрь
    10
    ,
    2020 г.

    PreHakafot для дошкольников

    Шаббат, 10 октября с 16:30 до 17:30

    Хотя мы не можем петь или танцевать вместе в этом году, мы можем собраться вместе на кексы Торы в парке!

    БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Воскресенье
    ,

    ОктябрьОктябрь
    18
    ,
    2020 г.

    Мелахим Бет

    Воскресенье, 18 октября с 7:30 до 8:30

    БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Воскресенье
    ,

    ОктябрьОктябрь
    25
    ,
    2020 г.

    Мелахим Бет

    Воскресенье, 25 октября с 7:30 до 8:30

    БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Воскресенье
    ,

    ноябрь
    1
    ,
    2020 г.

    Мелахим Бет

    Воскресенье, 1 ноября с 7:30 до 8:30

    БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Воскресенье
    ,

    ноябрь
    8
    ,
    2020 г.

    Мелахим Бет

    Воскресенье, 8 ноября с 7:30 до 8:30

    БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

  • Воскресенье
    ,

    ноябрь
    15
    ,
    2020 г.

    Мелахим Бет

    Воскресенье, 15 ноября с 7:30 до 8:30

    БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

  • .