Содержание

7 смертных грехов с точки зрения психолога

В христианстве выделяют 7 главных, смертных грехов (или страстей) – главных пороков человека. Интерпретируется слово «смертный» таким образом, что это самый тяжёлый порок по степени тяжести, без покаяния влекущий потерю спасения души! Наличие главного порока в жизни приводит к свершению тяжких грехов, непростительных, которые искажают замысел Божий о человеке, отдаляют человека от Бога и Божьей благодати.

Что это за смертные грехи?

Гордыня (тщеславие)
Алчность (жадность)
Зависть
Гнев
Похоть (блуд, прелюбодеяние)
Чревоугодие (обжорство)
Уныние (печаль, лень)

Вот основные, главные человеческие страсти, которые нуждаются в покаянии. То есть быть подверженным этим порокам, страстям – греховно, плохо. Эти страсти нужно искоренять, преодолевать себя. Такое преодоление считается благостным и ведёт к духовному росту.

Возьму на себя смелость не согласиться с общепринятой интерпретацией и таким отношением к вышеназванным «страстям». Но сперва оговорюсь, что считаю себя верующим человеком. Однако, хотелось бы «пройтись» по этим главным порокам не только, как человек верующий, но и как психолог:

Гордыня (тщеславие)

Гордыня – гордость за себя, свои заслуги и превозношение себя, каких-либо своих качеств по отношению к другим людям. Гордыня так же за свою принадлежность: расовую, классовую, национальную, групповую и т.д. Суть одна – я считаю себя лучше, чем другой человек, а значит, я заслуживаю больше уважения, одобрения, принятия, любви. Другой человек менее достоин, чем я. Что же является корнем этого порока? Нехватка, недополучение безусловной любви в детстве. Когда ребёнок маленький, родители любят его и принимают безусловно. Если это не так, если родители ригидны, холодны, строги, приучают ребёнка к тому, что он может получить порцию любви и принятия за счёт каких-либо заслуг – это становится плацдармом для появления гордыни. Отсутствие родительского безусловного приятия порождает внутреннюю пустоту, вакуум, который человек заполняет или ощутимыми достижениями (спортивные рекорды, отличная учёба, карьерный рост, финансовый достаток) или же мнимыми (принадлежность к той или иной группе, стране, нации, половой принадлежности и т.п.). Человек компенсирует отсутствие любви – гордостью. Он любит себя сам. За что-то. И за эти свои заслуги стоит первый в очереди при раздаче любви.

Алчность (жадность, скупость)

Почвой для этого порока является неудовлетворённая потребность в безопасности. Если ребёнок пережил травму лишения, если он не чувствовал себя защищённым, то, уже будучи взрослым, начнёт жадничать или скупиться. Алчность можно разделить на жадность (желание получить больше, чем есть) и скупость (нежелание расставаться с тем, что есть, стремление сохранить это). Это такая же пустота внутри, тот же вакуум, только образовался уже по иным причинам. И эту пустоту человек будет заполнять уже или вещами, или деньгами, или отношениями с другими людьми. Но корень этого «порока» — чувство незащищённости, небезопасности.

Зависть

Зависть – многокомпонентное чувство: злость за то, что у другого есть что-то, чего нет у меня; желание это иметь; страдание от того, что у меня этого нет; страх, что я это так и не получу. «Это» — может быть чем угодно: какая-то вещь, особое отношение, способность, социальный статус, возраст, принадлежность. Объект зависти не имеет значения, это что-то такое, что выгодно отличает обладателя объекта от завидующего. А значит, обладателя этого объекта можно любить, он заслуживает любви и получает любовь и принятие, а завидующий – нет. Почвой для зависти является та же пустота от нехватки безусловной любви и принятия. Это обратная сторона гордыни, противоположная грань, просто разные формы реакции на отсутствие безусловного принятия.

Гнев

Гнев – это эмоция, которую испытывает человек при отсутствии удовлетворения той или иной его потребности. Все мы знакомы с пирамидой потребностей Маслоу (иерархическая последовательность нужд человека по степени их важности для выживания). Гнев – это лишь оценочная реакция на неудовлетворённость в потребности. Это сигнал, который указывает человеку, в каком месте «прохудилась» его личная пирамида. Это импульс для действий – удовлетворения нужды.

Похоть (блуд, прелюбодеяние)

Или иначе половая распущенность, сексуальная неразборчивость. Корень этого «порока» — та же пустота от нехватки любви, душевного тепла. Здоровое сексуальное поведение – это когда секс становится проявлением любви, когда она уже есть внутри. Похоть, блуд – это компенсация отсутствия любви. Опять вакуум, душевная пустота. До тридцати лет человек, как сосуд, сперва наполняется любовью. Начинают заполнять сосуд родители, затем – возлюбленный, партнёр. Если родители «схалтурили», в дальнейшем человек начнёт компенсировать образовавшуюся пустоту беспорядочными половыми связями, вплоть до сексуальной зависимости, нимфомании.

Чревоугодие (обжорство)

Возвращаемся к пирамиде потребностей. Формы реагирования от неудовлетворения той или иной потребности могут быть эмотивные (например, гнев). Поведенческой формой реагирования может стать обжорство, «заедание». Так называемое чревоугодие – это компенсация. Это заполнение внутренней пустоты едой. Обжорством, заеданием человек наполняет себя, цементирует, латает прохудившееся место в своей пирамиде.

Уныние (печаль, лень)

Здесь нужно всё же разделить уныние, печаль и лень. Уныние и печаль – это тоже эмоциональная форма реагирование на неудовлетворение потребности, это сигнал, оценочная реакция на то, что неблагополучно в жизни человека. Тогда как лень – это энергосберегающий механизм. Возникает лень тогда, когда человек напрасно тратит время и энергию. Подсознание видит эту неоправданную трату ресурсов и «подключает» лень, чтобы предотвратить перерасход.

В конечном итоге, все названные «пороки» нуждаются в признании. Необходимо честно признаться себе, что на данный момент я испытываю и почему. Так называемый «смертный грех» — это лишь реакция на пустоту, которая появляется при отсутствии удовлетворения потребностей, тревожный звоночек, это указующий сигнал, о том, что нарушен баланс. Разновидности «смертных грехов» — это просто разные формы реакций. Блуд и обжорство – это поведенческое реагирование, действенное заполнение пустоты (от слова «действие»), суррогатное восстановление баланса. Печаль, зависть, уныние, гнев, алчность – это эмоциональная реакция. Покаяние в этом случае нужно понимать не как признание своей виновности в наличии того или иного «порока», склонности к страстям. Традиционная трактовка покаяния приводит к усугублению состояния в виде чувства вины, стыда за свою порочность, греховность. Когда говорят о покаянии и смирении, то подразумевается, что человек должен «победить» порок, преодолеть его пагубность, признаться в своём несовершенстве, а проще говоря, подавить его, проглотить, законсервировать его в себе. Но как раз с этого момента «порок» становится смертным, смертельным! Именно подавление своих эмоций и чувств (как плохих и непригодных) приводит к заболеваниям и, в конечном итоге, к смерти!

Но ведь речь идёт лишь о сигнале! И правильно отреагировать на этот сигнал – это погрузиться вглубь, увидеть корень проблемы и удовлетворить потребность. Бесполезно сбивать языки пламени – нужно тушить очаг пожара. Признавая гнев, уныние, чревоугодие, похоть, алчность, зависть и гордыню, как порок и грех, мы поливаем огонь керосином в виде чувства вины за свою порочность. Но человек – это часть Бога. Мы созданы по образу и подобию Бога. Мы – совершенны, как и Бог. Каждый человек совершенен. А наши эмоции, чувства – это указатели, компас, куда следует двигаться, в каком направлении.

Автор: Анна Максимова

7 смертных грехов с точки зрения психолога — Психолог-и-Я

Признавая гнев, уныние, чревоугодие, похоть, алчность, зависть и гордыню, как порок и грех, мы поливаем огонь керосином в виде чувства вины за свою порочность. Но человек – это часть Бога. Мы созданы по образу и подобию Бога. Мы – совершенны, как и Бог. Каждый человек совершенен. А наши эмоции, чувства – это указатели, компас, куда следует двигаться, в каком направлении.

В христианстве выделяют 7 главных, смертных грехов (или страстей) – главных пороков человека. Интерпретируется слово «смертный» таким образом, что это самый тяжёлый порок по степени тяжести, без покаяния влекущий потерю спасения души!

Мнение психолога: 7 грехов человека

Наличие главного порока в жизни приводит к свершению тяжких грехов, непростительных, которые искажают замысел Божий о человеке, отдаляют человека от Бога и Божьей благодати.

Что это за смертные грехи?

  • Гордыня (тщеславие)
  • Алчность (жадность)
  • Зависть
  • Гнев
  • Похоть (блуд, прелюбодеяние)
  • Чревоугодие (обжорство)
  • Уныние (печаль, лень)

Вот основные, главные человеческие страсти, которые нуждаются в покаянии. То есть быть подверженным этим порокам, страстям – греховно, плохо. Эти страсти нужно искоренять, преодолевать себя. Такое преодоление считается благостным и ведёт к духовному росту.

Возьму на себя смелость не согласиться с общепринятой интерпретацией и таким отношением к вышеназванным «страстям». Но сперва оговорюсь, что считаю себя верующим человеком. Однако, хотелось бы «пройтись» по этим главным порокам не только, как человек верующий, но и как психолог:

Гордыня (тщеславие)

Гордыня – гордость за себя, свои заслуги и превозношение себя, каких-либо своих качеств по отношению к другим людям. Гордыня так же за свою принадлежность: расовую, классовую, национальную, групповую и т.д. Суть одна – я считаю себя лучше, чем другой человек, а значит, я заслуживаю больше уважения, одобрения, принятия, любви. Другой человек менее достоин, чем я.

Что же является корнем этого порока? Нехватка, недополучение безусловной любви в детстве. Когда ребёнок маленький, родители любят его и принимают безусловно. Если это не так, если родители ригидны, холодны, строги, приучают ребёнка к тому, что он может получить порцию любви и принятия за счёт каких-либо заслуг – это становится плацдармом для появления гордыни.

Отсутствие родительского безусловного приятия порождает внутреннюю пустоту, вакуум, который человек заполняет или ощутимыми достижениями (спортивные рекорды, отличная учёба, карьерный рост, финансовый достаток) или же мнимыми (принадлежность к той или иной группе, стране, нации, половой принадлежности и т.п.). Человек компенсирует отсутствие любви – гордостью. Он любит себя сам. За что-то. И за эти свои заслуги стоит первый в очереди при раздаче любви.

Алчность (жадность, скупость)

Почвой для этого порока является неудовлетворённая потребность в безопасности. Если ребёнок пережил травму лишения, если он не чувствовал себя защищённым, то, уже будучи взрослым, начнёт жадничать или скупиться.

Алчность можно разделить на жадность (желание получить больше, чем есть) и скупость (нежелание расставаться с тем, что есть, стремление сохранить это). Это такая же пустота внутри, тот же вакуум, только образовался уже по иным причинам. И эту пустоту человек будет заполнять уже или вещами, или деньгами, или отношениями с другими людьми. Но корень этого «порока» — чувство незащищённости, небезопасности.

Зависть

Зависть – многокомпонентное чувство: злость за то, что у другого есть что-то, чего нет у меня; желание это иметь; страдание от того, что у меня этого нет; страх, что я это так и не получу. «Это» — может быть чем угодно: какая-то вещь, особое отношение, способность, социальный статус, возраст, принадлежность. Объект зависти не имеет значения, это что-то такое, что выгодно отличает обладателя объекта от завидующего. А значит, обладателя этого объекта можно любить, он заслуживает любви и получает любовь и принятие, а завидующий – нет.

Почвой для зависти является та же пустота от нехватки безусловной любви и принятия. Это обратная сторона гордыни, противоположная грань, просто разные формы реакции на отсутствие безусловного принятия.

Гнев

Гнев – это эмоция, которую испытывает человек при отсутствии удовлетворения той или иной его потребности. Все мы знакомы с пирамидой потребностей Маслоу (иерархическая последовательность нужд человека по степени их важности для выживания). Гнев – это лишь оценочная реакция на неудовлетворённость в потребности. Это сигнал, который указывает человеку, в каком месте «прохудилась» его личная пирамида. Это импульс для действий – удовлетворения нужды.

Похоть (блуд, прелюбодеяние)

Или иначе половая распущенность, сексуальная неразборчивость. Корень этого «порока» — та же пустота от нехватки любви, душевного тепла. Здоровое сексуальное поведение – это когда секс становится проявлением любви, когда она уже есть внутри.

Похоть, блуд – это компенсация отсутствия любви. Опять вакуум, душевная пустота. До тридцати лет человек, как сосуд, сперва наполняется любовью. Начинают заполнять сосуд родители, затем – возлюбленный, партнёр. Если родители «схалтурили», в дальнейшем человек начнёт компенсировать образовавшуюся пустоту беспорядочными половыми связями, вплоть до сексуальной зависимости, нимфомании.

Чревоугодие (обжорство)

Возвращаемся к пирамиде потребностей. Формы реагирования от неудовлетворения той или иной потребности могут быть эмотивные (например, гнев). Поведенческой формой реагирования может стать обжорство, «заедание». Так называемое чревоугодие – это компенсация. Это заполнение внутренней пустоты едой. Обжорством, заеданием человек наполняет себя, цементирует, латает прохудившееся место в своей пирамиде.

Уныние (печаль, лень)

Здесь нужно всё же разделить уныние, печаль и лень. Уныние и печаль – это тоже эмоциональная форма реагирование на неудовлетворение потребности, это сигнал, оценочная реакция на то, что неблагополучно в жизни человека. Тогда как лень – это энергосберегающий механизм. Возникает лень тогда, когда человек напрасно тратит время и энергию. Подсознание видит эту неоправданную трату ресурсов и «подключает» лень, чтобы предотвратить перерасход.

В конечном итоге, все названные «пороки» нуждаются в признании. Необходимо честно признаться себе, что на данный момент я испытываю и почему.

Так называемый «смертный грех» — это лишь реакция на пустоту, которая появляется при отсутствии удовлетворения потребностей, тревожный звоночек, это указующий сигнал, о том, что нарушен баланс.

Разновидности «смертных грехов» — это просто разные формы реакций. Блуд и обжорство – это поведенческое реагирование, действенное заполнение пустоты (от слова «действие»), суррогатное восстановление баланса. Печаль, зависть, уныние, гнев, алчность – это эмоциональная реакция. Покаяние в этом случае нужно понимать не как признание своей виновности в наличии того или иного «порока», склонности к страстям. Традиционная трактовка покаяния приводит к усугублению состояния в виде чувства вины, стыда за свою порочность, греховность. Когда говорят о покаянии и смирении, то подразумевается, что человек должен «победить» порок, преодолеть его пагубность, признаться в своём несовершенстве, а проще говоря, подавить его, проглотить, законсервировать его в себе. Но как раз с этого момента «порок» становится смертным, смертельным! Именно подавление своих эмоций и чувств (как плохих и непригодных) приводит к заболеваниям и, в конечном итоге, к смерти!

Но ведь речь идёт лишь о сигнале! И правильно отреагировать на этот сигнал – это погрузиться вглубь, увидеть корень проблемы и удовлетворить потребность. Бесполезно сбивать языки пламени – нужно тушить очаг пожара. Признавая гнев, уныние, чревоугодие, похоть, алчность, зависть и гордыню, как порок и грех, мы поливаем огонь керосином в виде чувства вины за свою порочность. Но человек – это часть Бога. Мы созданы по образу и подобию Бога. Мы – совершенны, как и Бог. Каждый человек совершенен. А наши эмоции, чувства – это указатели, компас, куда следует двигаться, в каком направлении.

Автор — Анна Максимова

7 смертных грехов с точки зрения психолога… — Познавательный сайт ,,1000 мелочей»

Признавая гнев, уныние, чревоугодие, похоть, алчность, зависть и гордыню, как порок и грех, мы поливаем огонь керосином в виде чувства вины за свою порочность. Но человек – это часть Бога. Мы созданы по образу и подобию Бога. Мы – совершенны, как и Бог. Каждый человек совершенен. А наши эмоции, чувства – это указатели, компас, куда следует двигаться, в каком направлении.

В христианстве выделяют 7 главных, смертных грехов (или страстей) – главных пороков человека. Интерпретируется слово «смертный» таким образом, что это самый тяжёлый порок по степени тяжести, без покаяния влекущий потерю спасения души!

Наличие главного порока в жизни приводит к свершению тяжких грехов, непростительных, которые искажают замысел Божий о человеке, отдаляют человека от Бога и Божьей благодати.   

Что это за смертные грехи:

  • Гордыня (тщеславие)
  • Алчность (жадность)
  • Зависть
  • Гнев
  • Похоть (блуд, прелюбодеяние)
  • Чревоугодие (обжорство)
  • Уныние (печаль, лень)

Вот основные, главные человеческие страсти, которые нуждаются в покаянии. То есть быть подверженным этим порокам, страстям – греховно, плохо. Эти страсти нужно искоренять, преодолевать себя. Такое преодоление считается благостным и ведёт к духовному росту. 

Возьму на себя смелость не согласиться с общепринятой интерпретацией и таким отношением к вышеназванным «страстям». Но сперва оговорюсь, что считаю себя верующим человеком. Однако, хотелось бы «пройтись» по этим главным порокам не только, как человек верующий, но и как психолог:

Гордыня (тщеславие). Гордыня – гордость за себя, свои заслуги и превозношение себя, каких-либо своих качеств по отношению к другим людям. Гордыня так же за свою принадлежность: расовую, классовую, национальную, групповую и т.д. Суть одна – я считаю себя лучше, чем другой человек, а значит, я заслуживаю больше уважения, одобрения, принятия, любви.

Другой человек менее достоин, чем я.

Что же является корнем этого порока? Нехватка, недополучение безусловной любви в детстве. Когда ребёнок маленький, родители любят его и принимают безусловно. Если это не так, если родители ригидны, холодны, строги, приучают ребёнка к тому, что он может получить порцию любви и принятия за счёт каких-либо заслуг – это становится плацдармом для появления гордыни.

Отсутствие родительского безусловного приятия порождает внутреннюю пустоту, вакуум, который человек заполняет или ощутимыми достижениями (спортивные рекорды, отличная учёба, карьерный рост, финансовый достаток) или же мнимыми (принадлежность к той или иной группе, стране, нации, половой принадлежности и т.п.). Человек компенсирует отсутствие любви – гордостью. Он любит себя сам. За что-то. И за эти свои заслуги стоит первый в очереди при раздаче любви. 

Алчность (жадность, скупость). Почвой для этого порока является неудовлетворённая потребность в безопасности.Если ребёнок пережил травму лишения, если он не чувствовал себя защищённым, то, уже будучи взрослым, начнёт жадничать или скупиться.

Алчность можно разделить на жадность (желание получить больше, чем есть) и скупость (нежелание расставаться с тем, что есть, стремление сохранить это). Это такая же пустота внутри, тот же вакуум, только образовался уже по иным причинам. И эту пустоту человек будет заполнять уже или вещами, или деньгами, или отношениями с другими людьми. Но корень этого «порока» — чувство незащищённости, небезопасности.

Зависть – многокомпонентное чувство: злость за то, что у другого есть что-то, чего нет у меня; желание это иметь; страдание от того, что у меня этого нет; страх, что я это так и не получу.«Это» — может быть чем угодно: какая-то вещь, особое отношение, способность, социальный статус, возраст, принадлежность. Объект зависти не имеет значения, это что-то такое, что выгодно отличает обладателя объекта от завидующего. А значит, обладателя этого объекта можно любить, он заслуживает любви и получает любовь и принятие, а завидующий – нет.

Почвой для зависти является та же пустота от нехватки безусловной любви и принятия. Это обратная сторона гордыни, противоположная грань, просто разные формы реакции на отсутствие безусловного принятия.

Гнев – это эмоция, которую испытывает человек при отсутствии удовлетворения той или иной его потребности.Все мы знакомы с пирамидой потребностей Маслоу (иерархическая последовательность нужд человека по степени их важности для выживания). Гнев – это лишь оценочная реакция на неудовлетворённость в потребности. Это сигнал, который указывает человеку, в каком месте «прохудилась» его личная пирамида. Это импульс для действий – удовлетворения нужды.

Похоть (блуд, прелюбодеяние). Или иначе половая распущенность, сексуальная неразборчивость. 

Корень этого «порока» — та же пустота от нехватки любви, душевного тепла. Здоровое сексуальное поведение – это когда секс становится проявлением любви, когда она уже есть внутри.

Похоть, блуд – это компенсация отсутствия любви. Опять вакуум, душевная пустота. До тридцати лет человек, как сосуд, сперва наполняется любовью. Начинают заполнять сосуд родители, затем – возлюбленный, партнёр. Если родители «схалтурили», в дальнейшем человек начнёт компенсировать образовавшуюся пустоту беспорядочными половыми связями, вплоть до сексуальной зависимости, нимфомании.

Чревоугодие (обжорство). Возвращаемся к пирамиде потребностей. Формы реагирования от неудовлетворения той или иной потребности могут быть эмотивные (например, гнев). 

Поведенческой формой реагирования может стать обжорство, «заедание». Так называемое чревоугодие – это компенсация. Это заполнение внутренней пустоты едой. Обжорством, заеданием человек наполняет себя, цементирует, латает прохудившееся место в своей пирамиде.

Уныние (печаль, лень). Здесь нужно всё же разделить уныние, печаль и лень. 

Уныние и печаль – это тоже эмоциональная форма реагирование на неудовлетворение потребности, это сигнал, оценочная реакция на то, что неблагополучно в жизни человека. Тогда как лень – это энергосберегающий механизм. Возникает лень тогда, когда человек напрасно тратит время и энергию. Подсознание видит эту неоправданную трату ресурсов и «подключает» лень, чтобы предотвратить перерасход. 

В конечном итоге, все названные «пороки» нуждаются в признании. Необходимо честно признаться себе, что на данный момент я испытываю и почему.

Так называемый «смертный грех» — это лишь реакция на пустоту, которая появляется при отсутствии удовлетворения потребностей, тревожный звоночек, это указующий сигнал, о том, что нарушен баланс.

Разновидности «смертных грехов» — это просто разные формы реакций. Блуд и обжорство – это поведенческое реагирование, действенное заполнение пустоты (от слова «действие»), суррогатное восстановление баланса. Печаль, зависть, уныние, гнев, алчность – это эмоциональная реакция.

Покаяние в этом случае нужно понимать не как признание своей виновности в наличии того или иного «порока», склонности к страстям. Традиционная трактовка покаяния приводит к усугублению состояния в виде чувства вины, стыда за свою порочность, греховность.

Когда говорят о покаянии и смирении, то подразумевается, что человек должен «победить» порок, преодолеть его пагубность, признаться в своём несовершенстве, а проще говоря, подавить его, проглотить, законсервировать его в себе. Но как раз с этого момента «порок» становится смертным, смертельным! Именно подавление своих эмоций и чувств (как плохих и непригодных) приводит к заболеваниям и, в конечном итоге, к смерти! 

Но ведь речь идёт лишь о сигнале! И правильно отреагировать на этот сигнал – это погрузиться вглубь, увидеть корень проблемы и удовлетворить потребность. Бесполезно сбивать языки пламени – нужно тушить очаг пожара. Признавая гнев, уныние, чревоугодие, похоть, алчность, зависть и гордыню, как порок и грех, мы поливаем огонь керосином в виде чувства вины за свою порочность. Но человек – это часть Бога. Мы созданы по образу и подобию Бога. Мы – совершенны, как и Бог. Каждый человек совершенен. А наши эмоции, чувства – это указатели, компас, куда следует двигаться, в каком направлении.

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Читайте также

Мир, который увидят наши дети

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2.  Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3. Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Читайте также

Святой Иоанн Кронштадтский: пророк ХХ века

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6. Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Читайте также

Как святые меняли историю

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Читайте также:

Восемь главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова

В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.

7 смертных грехов с точки зрения психолога

Признавая гнев, уныние, чревоугодие, похоть, алчность, зависть и гордыню, как порок и грех, мы поливаем огонь керосином в виде чувства вины за свою порочность. Но человек – это часть Бога. Мы созданы по образу и подобию Бога. Мы – совершенны, как и Бог. Каждый человек совершенен. А наши эмоции, чувства – это указатели, компас, куда следует двигаться, в каком направлении.

В христианстве выделяют 7 главных, смертных грехов (или страстей) – главных пороков человека. Интерпретируется слово «смертный» таким образом, что это самый тяжёлый порок по степени тяжести, без покаяния влекущий потерю спасения души!

Мнение психолога: 7 грехов человека

Наличие главного порока в жизни приводит к свершению тяжких грехов, непростительных, которые искажают замысел Божий о человеке, отдаляют человека от Бога и Божьей благодати.   

Что это за смертные грехи?

  • Гордыня (тщеславие)
  • Алчность (жадность)
  • Зависть
  • Гнев
  • Похоть (блуд, прелюбодеяние)
  • Чревоугодие (обжорство)
  • Уныние (печаль, лень)

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Вот основные, главные человеческие страсти, которые нуждаются в покаянии. То есть быть подверженным этим порокам, страстям – греховно, плохо. Эти страсти нужно искоренять, преодолевать себя. Такое преодоление считается благостным и ведёт к духовному росту. 

Возьму на себя смелость не согласиться с общепринятой интерпретацией и таким отношением к вышеназванным «страстям». Но сперва оговорюсь, что считаю себя верующим человеком. Однако, хотелось бы «пройтись» по этим главным порокам не только, как человек верующий, но и как психолог:

Гордыня (тщеславие)

Гордыня – гордость за себя, свои заслуги и превозношение себя, каких-либо своих качеств по отношению к другим людям. Гордыня так же за свою принадлежность: расовую, классовую, национальную, групповую и т.д. Суть одна – я считаю себя лучше, чем другой человек, а значит, я заслуживаю больше уважения, одобрения, принятия, любви. Другой человек менее достоин, чем я.

Что же является корнем этого порока? Нехватка, недополучение безусловной любви в детстве. Когда ребёнок маленький, родители любят его и принимают безусловно. Если это не так, если родители ригидны, холодны, строги, приучают ребёнка к тому, что он может получить порцию любви и принятия за счёт каких-либо заслуг – это становится плацдармом для появления гордыни.

Отсутствие родительского безусловного приятия порождает внутреннюю пустоту, вакуум, который человек заполняет или ощутимыми достижениями (спортивные рекорды, отличная учёба, карьерный рост, финансовый достаток) или же мнимыми (принадлежность к той или иной группе, стране, нации, половой принадлежности и т.п.). Человек компенсирует отсутствие любви – гордостью. Он любит себя сам. За что-то. И за эти свои заслуги стоит первый в очереди при раздаче любви. 

Алчность (жадность, скупость)

Почвой для этого порока является неудовлетворённая потребность в безопасности. Если ребёнок пережил травму лишения, если он не чувствовал себя защищённым, то, уже будучи взрослым, начнёт жадничать или скупиться.

Алчность можно разделить на жадность (желание получить больше, чем есть) и скупость (нежелание расставаться с тем, что есть, стремление сохранить это). Это такая же пустота внутри, тот же вакуум, только образовался уже по иным причинам. И эту пустоту человек будет заполнять уже или вещами, или деньгами, или отношениями с другими людьми. Но корень этого «порока» — чувство незащищённости, небезопасности.

Зависть

Зависть – многокомпонентное чувство: злость за то, что у другого есть что-то, чего нет у меня; желание это иметь; страдание от того, что у меня этого нет; страх, что я это так и не получу. «Это» — может быть чем угодно: какая-то вещь, особое отношение, способность, социальный статус, возраст, принадлежность. Объект зависти не имеет значения, это что-то такое, что выгодно отличает обладателя объекта от завидующего. А значит, обладателя этого объекта можно любить, он заслуживает любви и получает любовь и принятие, а завидующий – нет.

Почвой для зависти является та же пустота от нехватки безусловной любви и принятия. Это обратная сторона гордыни, противоположная грань, просто разные формы реакции на отсутствие безусловного принятия.

Гнев

Гнев – это эмоция, которую испытывает человек при отсутствии удовлетворения той или иной его потребности. Все мы знакомы с пирамидой потребностей Маслоу (иерархическая последовательность нужд человека по степени их важности для выживания). Гнев – это лишь оценочная реакция на неудовлетворённость в потребности. Это сигнал, который указывает человеку, в каком месте «прохудилась» его личная пирамида. Это импульс для действий – удовлетворения нужды.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

Похоть (блуд, прелюбодеяние)

Или иначе половая распущенность, сексуальная неразборчивость. Корень этого «порока» — та же пустота от нехватки любви, душевного тепла. Здоровое сексуальное поведение – это когда секс становится проявлением любви, когда она уже есть внутри.

Похоть, блуд – это компенсация отсутствия любви. Опять вакуум, душевная пустота. До тридцати лет человек, как сосуд, сперва наполняется любовью. Начинают заполнять сосуд родители, затем – возлюбленный, партнёр. Если родители «схалтурили», в дальнейшем человек начнёт компенсировать образовавшуюся пустоту беспорядочными половыми связями, вплоть до сексуальной зависимости, нимфомании.

Чревоугодие (обжорство)

Возвращаемся к пирамиде потребностей. Формы реагирования от неудовлетворения той или иной потребности могут быть эмотивные (например, гнев). Поведенческой формой реагирования может стать обжорство, «заедание». Так называемое чревоугодие – это компенсация. Это заполнение внутренней пустоты едой. Обжорством, заеданием человек наполняет себя, цементирует, латает прохудившееся место в своей пирамиде.

Уныние (печаль, лень)

Здесь нужно всё же разделить уныние, печаль и лень. Уныние и печаль – это тоже эмоциональная форма реагирование на неудовлетворение потребности, это сигнал, оценочная реакция на то, что неблагополучно в жизни человека. Тогда как лень – это энергосберегающий механизм. Возникает лень тогда, когда человек напрасно тратит время и энергию. Подсознание видит эту неоправданную трату ресурсов и «подключает» лень, чтобы предотвратить перерасход. 

В конечном итоге, все названные «пороки» нуждаются в признании. Необходимо честно признаться себе, что на данный момент я испытываю и почему.

Так называемый «смертный грех» — это лишь реакция на пустоту, которая появляется при отсутствии удовлетворения потребностей, тревожный звоночек, это указующий сигнал, о том, что нарушен баланс.

Разновидности «смертных грехов» — это просто разные формы реакций. Блуд и обжорство – это поведенческое реагирование, действенное заполнение пустоты (от слова «действие»), суррогатное восстановление баланса. Печаль, зависть, уныние, гнев, алчность – это эмоциональная реакция. Покаяние в этом случае нужно понимать не как признание своей виновности в наличии того или иного «порока», склонности к страстям. Традиционная трактовка покаяния приводит к усугублению состояния в виде чувства вины, стыда за свою порочность, греховность. Когда говорят о покаянии и смирении, то подразумевается, что человек должен «победить» порок, преодолеть его пагубность, признаться в своём несовершенстве, а проще говоря, подавить его, проглотить, законсервировать его в себе. Но как раз с этого момента «порок» становится смертным, смертельным! Именно подавление своих эмоций и чувств (как плохих и непригодных) приводит к заболеваниям и, в конечном итоге, к смерти! 

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

Но ведь речь идёт лишь о сигнале! И правильно отреагировать на этот сигнал – это погрузиться вглубь, увидеть корень проблемы и удовлетворить потребность. Бесполезно сбивать языки пламени – нужно тушить очаг пожара. Признавая гнев, уныние, чревоугодие, похоть, алчность, зависть и гордыню, как порок и грех, мы поливаем огонь керосином в виде чувства вины за свою порочность. Но человек – это часть Бога. Мы созданы по образу и подобию Бога. Мы – совершенны, как и Бог. Каждый человек совершенен. А наши эмоции, чувства – это указатели, компас, куда следует двигаться, в каком направлении.опубликовано econet.ru

Автор Анна Максимова

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

7 смертных грехов с точки зрения психолога

В христианстве выделяют 7 главных, смертных грехов (или страстей) – главных пороков человека. Интерпретируется слово «смертный» таким образом, что это самый тяжёлый порок по степени тяжести, без покаяния влекущий потерю спасения души! Наличие главного порока в жизни приводит к свершению тяжких грехов, непростительных, которые искажают замысел Божий о человеке, отдаляют человека от Бога и Божьей благодати.

Что это за смертные грехи?

Гордыня (тщеславие)
Алчность (жадность)
Зависть
Гнев
Похоть (блуд, прелюбодеяние)
Чревоугодие (обжорство)
Уныние (печаль, лень)

Вот основные, главные человеческие страсти, которые нуждаются в покаянии. То есть быть подверженным этим порокам, страстям – греховно, плохо. Эти страсти нужно искоренять, преодолевать себя. Такое преодоление считается благостным и ведёт к духовному росту.

Возьму на себя смелость не согласиться с общепринятой интерпретацией и таким отношением к вышеназванным «страстям». Но сперва оговорюсь, что считаю себя верующим человеком. Однако, хотелось бы «пройтись» по этим главным порокам не только, как человек верующий, но и как психолог:

Гордыня (тщеславие)

Гордыня – гордость за себя, свои заслуги и превозношение себя, каких-либо своих качеств по отношению к другим людям. Гордыня так же за свою принадлежность: расовую, классовую, национальную, групповую и т.д. Суть одна – я считаю себя лучше, чем другой человек, а значит, я заслуживаю больше уважения, одобрения, принятия, любви. Другой человек менее достоин, чем я. Что же является корнем этого порока? Нехватка, недополучение безусловной любви в детстве. Когда ребёнок маленький, родители любят его и принимают безусловно. Если это не так, если родители ригидны, холодны, строги, приучают ребёнка к тому, что он может получить порцию любви и принятия за счёт каких-либо заслуг – это становится плацдармом для появления гордыни. Отсутствие родительского безусловного приятия порождает внутреннюю пустоту, вакуум, который человек заполняет или ощутимыми достижениями (спортивные рекорды, отличная учёба, карьерный рост, финансовый достаток) или же мнимыми (принадлежность к той или иной группе, стране, нации, половой принадлежности и т.п.). Человек компенсирует отсутствие любви – гордостью. Он любит себя сам. За что-то. И за эти свои заслуги стоит первый в очереди при раздаче любви.

Алчность (жадность, скупость)

Почвой для этого порока является неудовлетворённая потребность в безопасности. Если ребёнок пережил травму лишения, если он не чувствовал себя защищённым, то, уже будучи взрослым, начнёт жадничать или скупиться. Алчность можно разделить на жадность (желание получить больше, чем есть) и скупость (нежелание расставаться с тем, что есть, стремление сохранить это). Это такая же пустота внутри, тот же вакуум, только образовался уже по иным причинам. И эту пустоту человек будет заполнять уже или вещами, или деньгами, или отношениями с другими людьми. Но корень этого «порока» — чувство незащищённости, небезопасности.

Зависть

Зависть – многокомпонентное чувство: злость за то, что у другого есть что-то, чего нет у меня; желание это иметь; страдание от того, что у меня этого нет; страх, что я это так и не получу. «Это» — может быть чем угодно: какая-то вещь, особое отношение, способность, социальный статус, возраст, принадлежность. Объект зависти не имеет значения, это что-то такое, что выгодно отличает обладателя объекта от завидующего. А значит, обладателя этого объекта можно любить, он заслуживает любви и получает любовь и принятие, а завидующий – нет. Почвой для зависти является та же пустота от нехватки безусловной любви и принятия. Это обратная сторона гордыни, противоположная грань, просто разные формы реакции на отсутствие безусловного принятия.

Гнев

Гнев – это эмоция, которую испытывает человек при отсутствии удовлетворения той или иной его потребности. Все мы знакомы с пирамидой потребностей Маслоу (иерархическая последовательность нужд человека по степени их важности для выживания). Гнев – это лишь оценочная реакция на неудовлетворённость в потребности. Это сигнал, который указывает человеку, в каком месте «прохудилась» его личная пирамида. Это импульс для действий – удовлетворения нужды.

Похоть (блуд, прелюбодеяние)

Или иначе половая распущенность, сексуальная неразборчивость. Корень этого «порока» — та же пустота от нехватки любви, душевного тепла. Здоровое сексуальное поведение – это когда секс становится проявлением любви, когда она уже есть внутри. Похоть, блуд – это компенсация отсутствия любви. Опять вакуум, душевная пустота. До тридцати лет человек, как сосуд, сперва наполняется любовью. Начинают заполнять сосуд родители, затем – возлюбленный, партнёр. Если родители «схалтурили», в дальнейшем человек начнёт компенсировать образовавшуюся пустоту беспорядочными половыми связями, вплоть до сексуальной зависимости, нимфомании.

Чревоугодие (обжорство)

Возвращаемся к пирамиде потребностей. Формы реагирования от неудовлетворения той или иной потребности могут быть эмотивные (например, гнев). Поведенческой формой реагирования может стать обжорство, «заедание». Так называемое чревоугодие – это компенсация. Это заполнение внутренней пустоты едой. Обжорством, заеданием человек наполняет себя, цементирует, латает прохудившееся место в своей пирамиде.

Уныние (печаль, лень)

Здесь нужно всё же разделить уныние, печаль и лень. Уныние и печаль – это тоже эмоциональная форма реагирование на неудовлетворение потребности, это сигнал, оценочная реакция на то, что неблагополучно в жизни человека. Тогда как лень – это энергосберегающий механизм. Возникает лень тогда, когда человек напрасно тратит время и энергию. Подсознание видит эту неоправданную трату ресурсов и «подключает» лень, чтобы предотвратить перерасход.

В конечном итоге, все названные «пороки» нуждаются в признании. Необходимо честно признаться себе, что на данный момент я испытываю и почему. Так называемый «смертный грех» — это лишь реакция на пустоту, которая появляется при отсутствии удовлетворения потребностей, тревожный звоночек, это указующий сигнал, о том, что нарушен баланс. Разновидности «смертных грехов» — это просто разные формы реакций. Блуд и обжорство – это поведенческое реагирование, действенное заполнение пустоты (от слова «действие»), суррогатное восстановление баланса. Печаль, зависть, уныние, гнев, алчность – это эмоциональная реакция. Покаяние в этом случае нужно понимать не как признание своей виновности в наличии того или иного «порока», склонности к страстям. Традиционная трактовка покаяния приводит к усугублению состояния в виде чувства вины, стыда за свою порочность, греховность. Когда говорят о покаянии и смирении, то подразумевается, что человек должен «победить» порок, преодолеть его пагубность, признаться в своём несовершенстве, а проще говоря, подавить его, проглотить, законсервировать его в себе. Но как раз с этого момента «порок» становится смертным, смертельным! Именно подавление своих эмоций и чувств (как плохих и непригодных) приводит к заболеваниям и, в конечном итоге, к смерти!

Но ведь речь идёт лишь о сигнале! И правильно отреагировать на этот сигнал – это погрузиться вглубь, увидеть корень проблемы и удовлетворить потребность. Бесполезно сбивать языки пламени – нужно тушить очаг пожара. Признавая гнев, уныние, чревоугодие, похоть, алчность, зависть и гордыню, как порок и грех, мы поливаем огонь керосином в виде чувства вины за свою порочность. Но человек – это часть Бога. Мы созданы по образу и подобию Бога. Мы – совершенны, как и Бог. Каждый человек совершенен. А наши эмоции, чувства – это указатели, компас, куда следует двигаться, в каком направлении.

Источник: Анна Максимова

Восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость: sofya1444 — LiveJournal

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий).

«Постившись, братие, телесне, постимся и духовне». Вникнем в эти слова, ибо они разъясняют цель и важность поста.

Для чего учреждены посты?
Для того, чтобы приучать нас к воздержанию. К какому воздержанию? Непосредственно — к воздержанию от сытной и вкусной пищи, но этим важность поста не исчерпывается: это только телесный пост, а он должен быть для нас училищем поста духовного.

Что же такое духовный пост?
Это воздержание от всего вредного для нас, от всего, что растлевает душу нашу, то есть от страстей, которые лежат в основе всех наших грехов. Святые Отцы различали восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Почему первой поставлена страсть чревоугодия? Потому что тот, кто не победит этой низшей, животной страсти, не сможет победить и все другие страсти.

Святые Отцы, глубоко исследовавшие все то, что происходило в их сердцах, изучившие те пути, по которым грех развивается в сердце человека, учили, что все эти страсти связаны одна с другой непосредственной преемственностью, то есть страсть низшего порядка, если не победить ее, рождает в сердце другую страсть, более изощренную. А эти две, в свою очередь, вызывают третью — и так далее. Эту неразрывную взаимосвязанность страстей можно сравнить с тяжелой цепью, которой все мы крепко опутаны, и начинать разрывать ее надо не с середины, не с конца, а с начала. Пост установлен именно потому, что чревоугодие есть начало этой цепи, первооснова всех прочих наших страстей.

Если человек всегда объедается, всегда чрезмерно сыт, всегда насыщается вкусными и сладкими яствами, в особенности, если пьет много вина, то это чревоугодие повлечет за собой блуд. А блуд — это страсть низменная и столь гнусная, что не должна даже именоваться среди христиан, как об этом сказал святой апостол Павел в Послании к ефесянам (см.Еф.5:3).

Но что будет, если чревоугодник впадет в блуд? Ему понадобятся деньги для содержания любовниц, притом большие деньги. Душа его будет гореть стремлением к приобретению все больших и больших благ земных, привлекающих к нему развратных женщин. Иными словами, он будет объят страстью сребролюбия. Сребролюбие же, как писал святой апостол Павел в Послании к Тимофею, корень всех зол (1Тим.6:10).

А если человек с пресыщенным чревом, живущий блудной жизнью, поставит себе целью стяжать богатства, то неизбежно впадает и в страсть гнева. Он станет раздражаться, гневаться, ругаться, проклинать, ненавидеть всех, кто мешает достижению его низких целей.

Но часто для того, чтобы остановить такого человека на греховном пути, Господь посылает тяжкие болезни или разорение, заставляет испытать глубокое уничижение или смерть близких. И тогда входит в свои права следующая страсть — печаль. Печаль — это крайний упадок духа, который следует за всякого рода крушениями в жизни. И если человек в печали своей не вспомнит о любви, о добрых делах, о Боге, то неизбежно впадет и в следующую страсть — уныние.

Тяжелую печать кладет уныние на душу. Человека уже ничто не интересует, ему кажется, что он напрасно трудится, он опускает руки, он перестает молиться, отходит от Церкви. Глубокое уныние нередко приводит даже к самоубийству.

Мы видим, что все эти страсти связаны с нашей плотью, с похотями ее и имеют своим корнем первую и основную страсть — чревоугодие. Остаются еще две страсти, самые гибельные и самые страшные, которые уже не связаны непосредственно с похотями плоти, но овладевают душой и сердцем даже великих подвижников, если они возомнят о себе, что уже достигли верха добродетелей и вершины святости. Это — тщеславие и приходящая вслед за ним гордость.  Даже имея добродетели, человек не должен думать, что заслужил их своим трудом, но видеть в этом благодать Божию.

Но что говорить о подвижниках! Страсть тщеславия безконечно многообразна. Мы все тщеславимся: одни своей телесной красотой, богатством и пышностью одежд, великолепием домов, физической силой; другие тщеславятся глубиной своего ума, разносторонним образованием и талантами. Тщеславный неизбежно становится гордым: он превозносится над всеми, ему кажется, что все хуже, ниже его, недостойны его. Он превозносится над всеми, как над ничтожными, ничего не знающими, ничего не стоящими.

Сам же он, несчастный, не видит того, что объят смертным грехом гордости, самой страшной из всех страстей, ибо она составляет духовную сущность диавола и ненавистна Богу. Мерзок пред Господом всякий гордый человек. При чтении Послания апостола Иакова вы не раз слышали, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6). Гордый человек никогда не сможет угодить Богу, даже если бы он всю жизнь провел в подвижничестве. Вот насколько гибельна страсть гордости.

Закройте же глаза, опустите голову, и направьте умственный взор в сердце ваше, и поищите, какие страсти, какие змеи гнездятся там. Всех их найдите и только тогда дерзайте приступать к исповеди. Ничего не скрывайте.

Пред вами пост, время покаяния и спасения. Многие не понимают важности постов и не соблюдают их. Однако именно пост телесный помогает нам каяться и спасаться, потому что, как мы уже видели, чревоугодие есть мать всех прочих страстей и в то же время самая простая из них для преодоления. Если исполним эту посильную и легкую для нас заповедь — обуздаем свое чрево,— то получим власть и над более сложными страстями.

Для преодоления всех, без исключения, страстей необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева.

Вот почему так важен пост, а этого многие не понимают, и сами не соблюдают постов, и детей не учат соблюдать; и не только не учат, но и подают тлетворный пример попрания поста. На Страстной неделе, даже в Страстную Пятницу мать кормит своих детей мясом и приговаривает: «Кушайте, кушайте, детки! Ничего, что пост. Бог видит, что мы всегда плохо питаемся. Бог простит, Бог не взыщет за это…»

О нет, взыщет, если будешь развращать своих детей! Каждая мать с раннего возраста должна приучать своих детей к посту, как это было в старое время, когда весь народ наш соблюдал посты.

Не принижайте же значения поста, приучайте детей к посту с самого раннего возраста, не обращая внимания на насмешки кощунников. Пусть они смеются, погрязая в своих похотях, а вы благословляйте Бога, через Церковь Свою научающего вас борьбе со страстями. Следуйте во всем велениям Церкви, ибо она мать ваша, добрая, чистая, святая, которая учит только спасительному. Не забывайте о посте, но крепко-крепко, как маленький ребенок держится за подол матери, держитесь всех уставов Церкви. И управит вас Господь туда, куда стремится сердце ваше, в царство света, в царство благодати. Аминь.

rusfront.ru/8985-o-borbe-so-strastyami.html

Гордость похоть зависть чревоугодие жадность лень гнев

Вытянув язык и положив руку на мой пульс, иглотерапевт послала мне вопросы и сделала выводы:

«Ты слишком много волнуешься. Ты слишком много думаешь. Ты злишься?»

Я простонал про себя; она знает слишком много для того, кого я только что встретил.

«Э…»

«Ты злишься?»

«Нет.» Я солгал.

Суть дела
Она подобрала то, чего я избегаю больше всего, и, следовательно, то, что причиняет мне больше всего боли.Мне 30 лет, и за последние 15 из них я боролся с тремя различными типами рака пять раз. У меня есть полное право злиться, но обычно мне лучше это скрывать.

Я злюсь на последствия болезни. Постоянные физические недостатки, потеря невиновности, нарушение моей учебы и его долгосрочные последствия, а также травмы от инвазивных медицинских процедур.

«Медицинские последствия лечения»
Проведенная мне химиотерапия вызвала, среди других поздних эффектов, постоянный звон в ушах и некоторую потерю слуха, когда я не могу понять речь, если есть фоновый шум или слышны гудки , например сотовые телефоны или дверные звонки.Как человек, который любит проводить время в тишине природы, я делаю это, зная, что пребывание в спокойной обстановке только усугубляет вездесущий звон в моей голове.

Излучение моего горла, которое, как меня уверяли, нанесет не больше вреда, чем то, что «временно заставит меня охрипеть», оставило меня немым на несколько месяцев, и три года спустя у меня все еще есть некоторые проблемы с моим голосом, который, как певец, значительная дилемма.

Я больше не помню, что такое бегать, из-за протеза внутри ноги.Мне как бывшему баскетболисту и теннисисту просто увидеть, как люди занимаются этими видами спорта, может разорваться.

Теннис для инвалидных колясок — это не то же самое, я пробовала, и меня постоянно поправляли: «Не то! Ты пытаешься играть здоровым! » Блин, когда я научился играть у меня был годный! Это тоже не то же самое, с множеством сверхбыстрых вращений на 360 градусов и сопровождающим их головокружением. Я был ужасно разочарован.

Мягкий или нет
Я понял, что гнев со временем может смениться разочарованием.За последние 15 лет я часто разочаровывался. Разочарованный друзьями, которые «не выдержали», они исчезли. Разочарован осознанием огромных ограничений современной медицины. Разочарован в моей прежней религиозной общине, которая, гордясь своим превосходством в общине, совсем покинула меня, когда я был в нужде. Нет, это не так. Я в них не разочарован. Я все еще злой .

Обида сотворила
В этом и заключается грех.Я не могу простить, питая свой гнев. Если я не могу прощать, я не могу расти; Я просто готовлю в гневе.

Я хотел бы быть больше похожим на Христа и взывать: «Отче, прости им!» пока я держусь на кресте медицинского вмешательства, но чаще всего с моих губ звучит призыв: «Боже мой, почему ты меня оставил ?!»

.

Гордость, Алчность, Вожделение, Гнев, Чревоугодие, Зависть, Лень от бенедиктинских сестер вечного обожания

ТАМ семиголовый монстр, с которым каждый из нас должен бороться всю свою жизнь. Это чудовище ИСКУССТВО или ЛЮБОВЬ. Его семь глав: гордость, алчность, похоть, гнев, зависть, обжорство и лень. Епископ Фултон Шин называет их «семью хранителями души» и дает им следующие имена: самолюбие, чрезмерная любовь к деньгам, незаконный секс, ненависть, ревность, чрезмерное снисходительность и лень.(«Мир души», стр. 109).

В результате первородного греха у каждого из нас есть врожденная склонность самоутвердиться, сделать себя «центром» вещей, превозмочь свою волю над волей других. Наша великая страсть направлена ​​на достижение высшего блага, но слишком часто мы не понимаем, что это за добро, и ищем его неверным путем. Нам нужно понять, что наше высшее благо — БОГ. Бог сделал Себя нашим последним концом и наградой. Он показал нам путь к Себе через Христа, назвавшего Себя «Путь».

Мы должны осознать наши отношения с Богом как с созданиями, которые обязаны любить Его и служить Ему так, как Он желает и желает, чтобы мы могли обладать Им на Небесах или «спасти наши души», как мы обычно выражаемся Это. Теперь, когда мы погрязли в собственном эго, даже если мы не осознаем этого факта, все, что мы думаем, говорим и делаем, вращается вокруг нас самих. Мы действительно «ищем себя», хотя можем попытаться убедить себя, что мы следуем за Христом и ищем Бога.

Очевидно, что борьба с своекорыстием ведется внутри нашей собственной личности.

Конкретно это в нашем завещании. В источнике самолюбия и своенравия гордыня и все другие главные грехи берут свое начало и рождают множество потомков, больших и малых. Если нас сильно мотивирует своекорыстие, мы редко будем «отказываться» от себя, как учил наш Господь, милосердием, любовью, жертвой, смирением, послушанием, терпением, щедростью или какими бы то ни было призывами к долгу и добродетели.Вместо этого наша самолюбие будет питать пороки, и мы будем все больше и больше попадаться в них.

Идти путем себялюбия — значит постоянно отказываться от любви к Богу, и такой путь представляет собой большую опасность для спасения. Ни одна душа не может попасть на Небеса, пока она не будет очищена от себялюбия и своекорыстия и не будет существовать только для Бога; то есть, пока он не освятится. Вероятно, для большинства спасенных людей большая часть этого очищения должна быть проведена в Чистилище, потому что душа не делала этого на земле.Но если душа — или, если быть личным, — если мы отвергнем волю Бога ради нашего собственного своеволия и себялюбия даже до самой смерти, Бог будет вынужден отвергнуть нас на всю вечность, потому что мы отвергли Его. Такой отказ означает вечное проклятие. Тогда наше состояние было бы неизменно зафиксировано в любви к себе и ненависти к Богу, и в аду мы были бы просто «безумным центром самого себя» — эго, которое должно без конца терпеть невыносимые, непрекращающиеся пытки влечения к Богу, и все же будучи замурованным в своем собственном вечно наполненном ненавистью я.

Знание бесчисленных маскировок, под которыми маскируются Семь смертных грехов, может позволить нам прийти к самопознанию и помочь нам вести успешную войну, практикуя противоположные добродетели. Для нас невозможно бороться с врагом, которого мы не знаем, которого мы не видим или которого, возможно, принимаем за друга. Однако часто это действительно так с этими пороками, особенно с гордостью и леностью.

.

Lust.Gluttony.Greed.Sloth.Envy.Wrath.Pride Автор AHarlequin на DeviantArt

Начните с извинения. Я был занят работой в колледже и т.д. У меня действительно нет времени рисовать … но в заголовок этого журнала я поместил знаменитые 7 смертных грехов, потому что это то, что я собираюсь рисовать в какой-то момент. О и некоторые татуировки. Вы можете проверить версии аниме здесь …

Люди, которых я сейчас люблю …

…. Я тоже слишком много играл в Nintendo Wii ….

.

Семь смертных грехов Зависть Похоть Лень Гнев Гордость Обжорство Жадность.

Презентация на тему: «Семь смертных грехов, зависть, похоть, лень, ярость, гордость, обжорство, жадность». — стенограмма презентации:

1

Семь смертных грехов Зависть Похоть Лень Гнев Гордость Обжорство Жадность

2

Определитесь с характером и грехом
Каким из семи смертных грехов обладает ваш персонаж? Напишите имя персонажа и его выбор греха на бумаге без подкладки.

3

Добавление наглядного изображения На немлинованном листе бумаги предоставьте изображение, запечатлевшее вашего персонажа и смертный грех (проявите изобретательность !!)

4

Brainstorm Garner 4 короткие фразы или отдельные слова, объясняющие, почему персонаж относится к этому греху

5

Текстовое свидетельство. Приведите четыре цитаты в качестве доказательства того, что персонаж олицетворяет этот грех (включая стр. №)

6

Вопросы Задайте два проницательных вопроса о характере и грехе, которым он / она обладает.Затем ответьте на эти вопросы проницательными ответами.

7

Связь с жизнью или новостями Некоторое представление о мире
Личное связь Связь с жизнью или новостями Некоторое представление о мире Понимание, к которому вы пришли

8

Используйте цвет для усиления смысла
Дополнительное проектирование Используйте цвет для усиления смысла Используйте выбор изображений повсюду для обозначения концепций Выберите рисунок или цвет бумаги для усиления смысла

.