Содержание

Три неправды «гражданского брака» Священник Павел Гумеров — Православная психология — православная социальная сеть «Елицы»

«Гражданский брак»

Термином «гражданский брак» стало принято называть модное нынче сожительство мужчины и женщины без регистрации. Уже само это название содержит в себе большую ложь. Но об этом поговорим немного позже, а пока я позволю себе для удобства использовать это распространенное выражение, конечно, взяв его предварительно в кавычки.
Такая форма сосуществования получила очень широкое распространение. Новомодные психологи рекомендуют пожить в «пробном браке», кинозвёзды и другие общественные люди не стесняются рассказывать на страницах журналов о своих свободных, «без штампа», отношениях. Почему людей так привлекает жизнь в подобном «браке»? Ответ очень прост. Все атрибуты настоящего брака есть, а ответственности никакой. «Гражданский брак» иногда называют «пробным»: молодые люди хотят проверить свои чувства и пожить как муж и жена «понарошку», а потом зарегистрироваться. Впрочем, иногда о регистрации речь вообще не идёт. Люди, живущие в «гражданском браке», часто приходят в церковь, либо на исповедь, либо для беседы со священником. Очень многие из них чувствуют большой дискомфорт от своего сомнительного состояния, они хотят узнать: почему Церковь осуждает «гражданские браки» и хотят получить ответ от священника: что же им дальше делать, как жить?

То, что сожительство без регистрации брака – совершенно ложное, бессмысленное состояние, путь в никуда утверждает не только Церковь. «Гражданский брак» — лжив сразу с трех точек зрения, с трех позиций:
1) ДУХОВНОЙ; 2) ЮРИДИЧЕСКОЙ и 3) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ.
Я начну с рассказа о правовых и психологических проблемах «гражданского брака», чтобы немного подготовить почву и потом перейти к самой главной, духовной неправде подобного союза, потому что моя статья в основном адресована людям, находящимся пока вне церковной ограды.

Брак или сожительство?
«Гражданский брак» полностью находится вне правового поля. На юридическом языке подобный союз называется сожительством. Поэтому «гражданский брак» — выражение совершенно ложное. Настоящим же гражданским браком можно назвать только брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Это учреждение для того и существует, чтобы фиксировать в каком состоянии находятся граждане государства: родились, создали семью или уже умерли. На сожительство не распространяются никакие законы о семье и браке, то есть: о правах и обязанностях супругов, совместном имуществе и правах не наследство. Гражданские суды завалены делами об отказе от отцовства бывших «гражданских мужей», которые не хотят платить алименты. Доказать, что они действительно являются отцами своих детей, дело очень проблематичное и дорогостоящее.
Любители «свободных отношений» иногда говорят: зачем все эти росписи, штампы и прочие формальности, ведь было же время, когда брака вообще не было. Это неправда, брак был в человеческом сообществе всегда. Промискуитет (якобы существовавшее у некоторых архаичных племен беспорядочное половое сожительство) не более чем исторический миф, все серьезные исследователи это знают.
Формы установления брачного союза были разными. В римской империи молодожены подписывали, в присутствии свидетелей, брачный документ, регламентирующий права и обязанности супругов. Первые христиане, прежде чем получить благословение Церкви на свой супружеский союз, должны были обручиться, обменяться кольцами и оформить свой брак по закону. Обручение было актом государственным. У других народов (например, у древних евреев) также были брачные документы или брак заключался в присутствии свидетелей, что в древности было порой покрепче бумаг. Но, так или иначе, супруги не просто договаривались, что будут жить вместе, а свидетельствовали о своем решении перед Богом, перед всем обществом и друг перед другом. И сейчас, регистрируя брак, мы берем государство в свидетели, оно объявляет нас мужем и женой, то есть самыми близкими родственниками, и обязуется охранять права и обязанности супругов. К сожалению, сейчас в силу того, что государство у нас является светским, регистрация брака отделена от таинства венчания, и перед венчанием супруги должны расписаться в ЗАГСе. Интересно, что сейчас во Франции, за венчание до регистрации брака в мэрии, полагается уголовная ответственность.
В Российской империи до революции вступить в брак можно было, только обвенчавшись или совершив другой религиозный обряд, согласно исповеданию супругов. Людей разных вероисповеданий не венчали. Венчание имело и юридическую силу. Церковь вообще тогда вела записи актов гражданского состояния, которые сейчас фиксируются в ЗАГСе. Когда человек рождался, его крестили и записывали в метрическую книгу, когда венчался – выдавали свидетельство о венчании.
Дети, рожденные вне брака, считались незаконнорожденными. Они не могли носить фамилию отца, наследовать сословные привилегии и имущество родителей. Расписаться без венчания и обвенчаться без росписи было просто невозможно по закону.
Государственная регистрация брака – вовсе не пустая формальность, если любишь человека, то несешь за него ответственность.
Например, недостаточно просто родить ребенка, нужно взять на себя всю полноту ответственности за него. Когда женщина рожает ребенка, она идет потом в ЗАГС и получает свидетельство о рождении, ее вписывают в этот документ, она прописывает ребенка к себе, ставит его на учет в поликлинике. Если она отказывается это сделать, ее лишают родительских прав – дети должны быть защищены. Нельзя быть «пробными родителями», «пробными супругами», если любишь — расписаться не проблема, если проблема – значит, не любишь по-настоящему.

Немного статистики и психологии
Сторонники «гражданского брака» обычно оправдывают свое состояние так: чтобы получше узнать друг друга и избежать многих ошибок и проблем уже в браке, нужно сходиться постепенно. Сначала пожить вместе, а потом уже расписаться. Это абсолютно не работает, доказано практикой. Статистика гласит, что семьи, где супруги имели опыт сожительства до брака, распадаются в 2 раза (!) чаще, чем браки, где супруги такого опыта не имели.
Кстати, такие цифры не только у нас в стране. В США в Питсбурге специалисты из Penn State University изучили семейную жизнь около полутора тысяч американских пар. Выяснилось, что пары, жившие вместе до брака, в два раза чаще переживают развод. Да и семейная жизнь в этих семьях сопровождается большим количеством ссор и конфликтов. Притом для чистоты и точности исследования были взяты данные разных лет: 60-х, 80-х и 90-х годов XX века.
Результаты исследований, проведенных в университетах Канады, Швеции, Новой Зеландии, также доказывают: добрачное сожительство не служит укреплению семьи. Значит что-то не так; люди «пробуют», «пробуют», а число разводов и семейных проблем всё растёт, хотят лучше друг друга узнать, а удержаться в браке не могут.
У нас в стране распадаются 2/3 браков. А ведь когда «гражданские браки» были весьма редким явлением, не было такой чудовищной статистики разводов.
Дело в том, что в пробном браке партнёры не узнают друг друга, а ещё больше всё запутывают. Блуд недаром имеет один корень со словами: блуждать, заблуждаться. Блудное сожительство вводит людей в большое заблуждение.
Добрачный период даётся, чтобы жених и невеста прошли школу отношений, без примеси страсти, буйства гормонов и вседозволенности. Всё это очень сильно мешает объективно оценить человека, увидеть в нём не сексуальный объект, а личность, друга, будущего супруга. Мозг, чувства затуманены дурманом страсти. И когда люди после «пробного брака» создают семью, очень часто они понимают: всё, что их связывало, было не любовью, а сильнейшим сексуальным влечением, которое, как известно, очень быстро проходит. Вот и получается, что в одной семье оказались совершенно чужие люди. Жениху и невесте период ухаживания даётся именно для того, чтобы они научились воздержанию, получше разглядели друг друга не как половые партнёры, не деля совместный быт, жилплощадь и постель, а с совершенно другой, чистой, дружеской, человеческой, если хотите романтической стороны.
Кроме того, что «гражданский брак» — явление ложное и обманчивое, и является только иллюзией семьи, но он также не позволяет партнёрам выстраивать свои отношения, люди могут жить вместе годами, но так и не создать ничего настоящего. Лишь небольшой процент «гражданских браков» завершается регистрацией.
Однажды на исповедь ко мне пришла девушка и призналась, что живёт с парнем без штампа. И начала говорить про свободные, неформальные отношения. Я сказал ей: «Да вы же просто не уверены, любите ли его». Она подумала и ответила: «Да, вы правы, я до конца не знаю, смогу ли с ним прожить жизнь». Таких случаев у меня было немало; когда дело доходило до откровенности, люди обычно, пряча глаза, признавались, что препятствием для заключения законного брака для них является не отсутствие собственного жилья или денег на свадьбу, а неуверенность в партнере и в своих собственных чувствах к нему.
Но если вы не уверены в своих чувствах, просто дружите, общайтесь, но не называйте это браком, не требуйте всего и сразу. Самого главного в этом «браке» нет – любви и доверия друг к другу.
Если любишь, то на сто процентов. Нельзя любить наполовину, особенно супруга или супругу. Это уже не любовь, а недоверие, неуверенность в любви, именно она и лежит в основе «гражданского брака».
«Гражданский брак» иногда называют бесплодным. Во-первых, потому что сожители, как правило, боятся завести детей, они и в своих отношениях никак не могут разобраться, зачем им ещё лишние проблемы, хлопоты и ответственность. Во-вторых, «гражданский брак» не может родить ничего нового, он бесплоден в духовном и даже душевном плане. Когда люди создают законную семью, они берут на себя ответственность. Вступая в брак, человек принимает решение прожить со своим супругом всю жизнь, пройти вместе все испытания, делить пополам и радость и горе. Он уже не ощущает себя отдельным от своей половинки, и супруги волей-неволей должны прийти к единству, научится носить тяготы друг друга, строить свои отношения, взаимодействовать и главное научиться любить друг друга. Как у человека есть родители, братья, сёстры, с ними он хочешь — не хочешь должен научиться ладить, находить общий язык, иначе жизнь в семье станет невыносима
Известный психолог А.В.Курпатов как-то назвал «гражданский брак» билетом с открытой датой. «Партнеры всегда знают, что билетик у них есть, поэтому, если что не так, в любой момент – махнул, и будь здоров, счастливо оставаться. С таким подходом нет мотива вкладываться в отношения по полной программе – ведь это все равно, что ремонтировать съемную квартиру».
В оценке «гражданского брака» с ним согласен другой российский психотерапевт, Николай Нарицын: «сожительство никоим образом не является ни супружеством, ни семьей, ни тем более браком — причем не столько по закону, сколько по сути! А значит, в таком «союзе», по меньшей мере, наивно надеяться на то, что ваш сожитель, принимая какие-то решения (особенно если в них затрагиваются ваши взаимоисключающие интересы), будет учитывать ваши потребности. И столь же наивно предъявлять претензии в том, что этот человек повел себя так, а не иначе — в большинстве случаев, увы, он вам ничем не обязан, и волен поступать так, как ему (ей) вздумается!»
Поэтому так мало «гражданских браков» завершаются регистрацией. Люди изначально не воспринимают свой союз как нечто значимое, серьезное и постоянное, их отношения неглубоки, свобода и независимость для них дороже, даже годы, проведенные вместе, не прибавляют им уверенности, а их союзу — прочности.
Семейный православный психолог И.А. Рахимова, чтобы показать людям, находящимся в «гражданском браке», ложность и бессмысленность их состояния, предлагает таким парам тест: чтобы поверить свои чувства, на некоторое время (скажем на два месяца) прекратите телесные отношения. И если они соглашаются на это, то обычно два варианта: либо они расстаются, — если их связывали только страсть; или вступают в брак, — что тоже бывает. Воздержание, терпение позволяет по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси страсти.
Я обычно тоже даю подобный совет. Объясняю, почему сожительство без брака – грех, и какие он имеет последствия, и предлагаю: если у вас нет серьёзных намерений вступить в брак, лучше расстаньтесь, такое состояние ни к чему хорошему не приведёт. Если же молодые люди хотят узаконить свои отношения, я советую им прекратить интимное общение до брака. Ведь не всё же этим ограничивается, можно дружить, общаться, проявлять свою нежность и привязанность как-то по-другому. Вот тогда вы, действительно, лучше узнаете друг друга.

Можно ли построить счастье на грехе?
Ну а теперь о самой главной проблеме «гражданского брака» — духовной.
Все телесные отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака являются блудом. Соответственно, живущие в «гражданском браке», находятся в состоянии перманентного блуда. Блуд или любодеяние – одна из восьми человеческих страстей, также блуд является смертным грехом, то есть грехом, ведущим к смерти души.
Почему так строго? Какой вред способен нанести людям этот грех? Думаю, каждому священнику периодически приходится отвечать на один вопрос (обычно его задаёт молодёжь): «Почему телесные, плотские отношения между мужчиной и женщиной вне брака считаются грехом, ведь всё это совершается по обоюдному согласию, никому не причиняется вред, ущерб, вот прелюбодеяние – другое дело – это измена, разрушение семьи, а здесь, что плохого?»
Для начала вспомним, что такое грех. «Грех есть беззаконие» (1Ин. 3: 4). То есть, нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов всегда ведёт к беде, к саморазрушению. На грехе, на ошибке ничего хорошего построить нельзя. Если при основании дома допущен серьёзный инженерный просчёт, дом долго не простоит. Такой дом был построен как-то в нашем дачном посёлке. Стоял, стоял, а через год развалился.
Священное Писание относит блуд к наиболее тяжёлым грехам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (т.е. занимающиеся рукоблудием (свящ. Павел), ни мужеложники… Ца

Три неправды гражданского брака

Необходимо сразу договорится о терминах. Под названием «гражданский брак» здесь мы понимаем вовсе не его исконное значение — законный брак, зарегистрированный в ЗАГСЕ, а более распространенное сегодня: сожительство мужчины и женщины без регистрации и венчания. Термин «гражданский брак» — очень неточный и лукавый, но из-за его популярности придется использовать именно его. О том, почему гражданский брак принципиально нельзя сравнивать с официально заключенным, «Правда. Ру» попросили рассказать священника Павла Гумерова.

— Три неправды — это три аспекта гражданского брака: духовный, правовой и психологический. Сначала о духовном аспекте этой проблемы. Даже многие воцерковленные люди порой не очень-то понимают, что гражданский брак — это грех. Они говорят, что явный грех — это супружеская измена, а в гражданском браке люди по обоюдному согласию любят друг друга и собираются жениться. Разве это грех, спрашивают они меня? Зачем нужны эти формальности, штампы, бумажки? И почему Церковь не допускает людей, живущих в гражданском браке, к причастию? Есть очень строгие каноны отлучения людей, впавших в блуд, от причастия, например, 26-е правило Василия Великого, каноны Григория Нисского и другие правила, но сейчас такие епитимьи никто не выдержит.

— Что говорится в Священном Писании о грехе блуда и вообще о телесных отношениях?

— Церковь никогда не рассматривала телесные отношения между мужчиной и женщиной как грех. Апостол Павел говорил, что каждый мужчина должен иметь жену во избежание блуда. Любовь — это духовное состояние, духовное родство душ человеческих, но телесное не отрицается, а служит продолжению рода, любви супругов и их еще большему единству и притяжению. Об этом говорили и святые отцы — например, Паисий Афонский. Церковь разрешала такие отношения, если они совершались в браке.

Союз двух верующих людей должен быть венчанный, но бывает, что один хочет венчаться, а другой не хочет, а тащить человека в церковь на аркане нельзя. Но про такие браки Апостол Павел говорил, что «неверующий муж освещается женою верующую и жена неверующая освещается мужем верующим». Брак, даже не благословленный Церковью, признается. Например, в первые века христианства венчания не было, а было благословление брака епископом, главой церковной общины.

— В чем отличие такого благословления от венчания?

— Венчание формировалось постепенно и окончательно оформилось в XIV веке. То, что мы пьем из общей чаши — это отголосок того, что супруги на литургии вместе причащались. Раньше епископ благословлял молодожен прямо на литургии, читал определенные молитвы. И только состояние сожительства, гражданского брака, беспорядочных или даже не беспорядочных половых связей с партнером, но без желания создать с ним семью, является блудом. В Римской империи состояние сожительства называлось конкубинат, что переводится как «вместе лежу». Василий Великий в 26 правиле пишет, про это, что блуд — это не брак, даже не начало брака. Ведь некоторые считают блуд началом брака, но это не так. Священное Писание говорит нам, что не идолослужители, ни блудники, ни малакии, ни мужеложники не наследуют Царствие Небесное, если они не покаются, не исправят свой грех.

— Сейчас многие, даже воцерковленные христиане не считают гражданский брак грехом — а что уж говорить о неверующих…

— Церковь говорит, что это смертный грех, то есть грех, ведущий к смерти души. Прискорбно то, что люди руководствуются благими намерениями, думая, что приносят пользу будущему супружескому союзу, хотят проверить чувства, плавно войти в брак и потом создать крепкую семью. Но это ловушка. Они начинают свою жизнь с греха, а грех ведет к смерти души, и чем больше человек находится в этом состоянии, тем больше душа поражается этим грехом. У таких людей, когда они наконец вступают в брак, в семьях очень много проблем, скандалов, конфликтов, измен. Могу свидетельствовать об этом, как священник, постоянно исповедующий такие пары.

По статистическим подсчетам, которые проводились в многих странах, браки, заключенные после периодасожительства, распадаются в два раза чаще, чем супружеские союзы, где люди такого опыта не имели. Так что не стоит и пробовать, а тем, кто уже живет в гражданском браке, нужно создать настоящую семью и пройти через таинство исповеди и, если они любят друг друга, создать нормальную семью.

— Как нужно выстраивать добрачные отношения, чтобы не было в будущем столько проблем?

— Добрачные отношения — генеральная репетиция брачных отношений: человек должен уметь общаться, уступать, прощать, любить. Но когда отношения начинаются с греха, с неуверенности, с мысли о временности этих отношений, у человека нет стимула для настоящих отношений. Когда человек начинает дело с ошибки, строит здание на песке, через некоторое время здание рушится. Также и с браком. Люди пробуют, живут в сожительстве, потом вступают в брак, но скоро разводятся. Когда у нас в 90-е годы появились гражданские браки — в эти же годы был пик разводов — 80 процентов разводов, а сейчас две трети браков распадается, плоды ужасные…

— А в чем правовой аспект этой проблемы?

— Существует документ, который регламентирует права и обязанности супругов и их взаимоотношения с детьми. Этот документ говорит, что браком является союз, который зарегистрирован в загсе. Ни одно цивилизованное государство не считает гражданский брак браком. Потому что если государство не будет следить за записями актов гражданского состояния, начнется большая путаница. Как мы знаем, у человека три гражданских состояния — рождение, брак и смерть.

Гражданский брак или блудное сожительство?