Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной

Основное меню
Перейти к содержимому

  • Главная
    • О храме
    • Расписание служб
    • Исторический обзор
    • Преподобномученик Киприан
  • Катехизация
    • Библейский кружок
    • Детская воскресная группа
    • Группы музыкального развития
    • Материалы
      • Познавательный фильм «Уроки православной культуры»
      • Готовимся ко крещению
      • Готовящимся к исповеди и святому причащению
      • Правила благочестивого поведения в храме
      • О поминовении
      • О молитве
      • Правила о поклонах и крестном знамении
      • О церковной свече и просфоре
      • О Святой воде
      • Как вести себя на кладбище
      • «День святого Валентина»
      • Масленица
  • Лента новостей
    • Лента новостей
    • Вестник прихода – журнал “Бронная слобода”
    • Анонсы мероприятий
    • Социальная работа
    • Молодежная работа
    • События Храма
  • Контакты
  • Библиотека
    • Библиотека
    • Правила работы библиотеки храма



 
  1. •О храме
  2. •Расписание служб
  3. •Исторический обзор
  4. •Преподобномученик Киприан

  • Сбор игрушек для «палаты пробуждения»!

  • Приглашаем в субботу 3 октября на донорскую акцию

  • Школа трезвости начинает занятия с 14 сентября

  • Вышел новый выпуск журнала “Бронная слобода”

  • Изменения расписания на 17 и 18 июня!

Сайт работает на WordPress

О храме | Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной

Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

основной храм – святого апостола Иоанна Богослова,

северный придел – святителя Николая

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 19.00, в воскресение до 18.00 часов.

Богослужение совершается по расписанию.

В будние дни:
Божественная Литургия  в 8-40.
Вечернее богослужение в 18-00

Воскресное богослужение:
Божественная Литургия  в 9-00.
Всенощное бдение в 18-00

В храме совершаются крещение, венчание, исповедь, заказные панихиды, молебны, очные и заочные отпевания, освящение.

Исповедь совершается по окончании вечерней службы или на утрене, если вечернего богослужения не было.

Крещение совершается по субботам и воскресеньям в 12.00 по предварительной записи. Для взрослых, желающих приступить к таинству Крещения, проводятся обязательные огласительные беседы. Для крещения младенцев, родителям и будущим восприемникам необходимо также пройти собеседование со священником и катехизатором. К крещению необходимо принести с собой крестик, шнурок (цепочка), простыню (пеленку), рубашку или сорочку (белую или светлую). Для внесения записи в метрическую книгу взрослым нужно принести паспорт, а для детей необходимо свидетельство о рождении.

Венчание в нашем храме совершается в воскресенье по предварительной записи. Желающим приступить к таинству Венчания необходимо также предварительно побеседовать со священником.

Ознакомиться с краткой информацией о христианских традициях, отношении к святым вещам, основных понятиях православия можно в разделе Катехизации

Настоятель храма протоиерей Андрей (Сергеевич) Хохлов
Диакон Онисим (Анисим Борисович) Дубровин

Приход храма св.ап. Иоанна Богослова на Бронной сообщает о своих платежных реквизитах для пожертвований:

Местная религиозная организация Православный приход храма святого апостола и евангелистаИоанна Богослова на Броннойгор. Москвы Московской епархии Русской ПравославнойЦеркви(Московский Патриархат)

расчетный счет № 40703810038170100426

в ПАО Сбербанк г. Москва

БИК 044525225

кор. счет 30101810400000000225

ИНН 7710068768  КПП 770301001

ОКВЭД 94.91.

Назначение платежа: на уставную деятельность.

Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной

Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной Московской епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)

Настоятель храма протоиерей Андрей (Сергеевич) Хохлов

Диакон Онисим (Анисим Борисович) Дубровин

Председатель Приходского совета Медведева Ольга Cтаниславовна

телефон (495)697-98-20
e.mail [email protected]

катехизатор-миссионер – Игумнов Дмитрий Александрович
моб.тел.8-916-066-89-14, е.mail [email protected];
социальный работник — Шилова Мария Анатольевна
моб. тел +7 999 773-84-62.эл. адрес: [email protected]
Время работы: Среда-суббота с 9-00 до 16-00.
отв. за работу с молодежью – Пискунова Анастасия Валерьевна
моб.тел. 8-906-083-76-36, е.mail [email protected];
организатор донорских акций – Медведева-Якубицкая Мария Валерьевна
моб.тел. 8-903-730-61-21, e.mail [email protected];

Храм расположен по адресу: 123104, Москва, Богословский переулок, д.4
Проезд: м. “Пушкинская”, “Тверская”, далее пешком по Тверскому бульвару или Большой Бронной улице до Богословского переулка.

Храм открыт ежедневно с 8.00 до 19.00, в воскресение до 18.00 часов.

Богослужение по расписанию.


Приход храма св.ап. Иоанна Богослова на Бронной сообщает о своих платежных реквизитах для пожертвований:

Местная религиозная организация Православный приход храма святого апостола и евангелистаИоанна Богослова на Броннойгор. Москвы Московской епархии Русской ПравославнойЦеркви(Московский Патриархат)

расчетный счет № 40703810038170100426

в ПАО Сбербанк г. Москва

БИК 044525225

кор. счет 30101810400000000225

ИНН 7710068768  КПП 770301001

ОКВЭД 94.91.

Назначение платежа: на уставную деятельность.

Расписание богослужений храма | Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной

Основное меню
Перейти к содержимому

  • Главная
    • О храме
    • Расписание служб
    • Исторический обзор
    • Преподобномученик Киприан
  • Катехизация
    • Библейский кружок
    • Детская воскресная группа
    • Группы музыкального развития
    • Материалы
      • Познавательный фильм «Уроки православной культуры»
      • Готовимся ко крещению
      • Готовящимся к исповеди и святому причащению
      • Правила благочестивого поведения в храме
      • О поминовении
      • О молитве
      • Правила о поклонах и крестном знамении
      • О церковной свече и просфоре
      • О Святой воде
      • Как вести себя на кладбище
      • «День святого Валентина»
      • Масленица
  • Лента новостей
    • Лента новостей
    • Вестник прихода – журнал “Бронная слобода”
    • Анонсы мероприятий
    • Социальная работа
    • Молодежная работа
    • События Храма
  • Контакты
  • Библиотека
    • Библиотека
    • Правила работы библиотеки храма


Скачать файл

  1. •О храме
  2. •Расписание служб
  3. •Исторический обзор
  4. •Преподобномученик Киприан

  • Сбор игрушек для «палаты пробуждения»!

  • Приглашаем в субботу 3 октября на донорскую акцию

  • Школа трезвости начинает занятия с 14 сентября

  • Вышел новый выпуск журнала “Бронная слобода”

  • Изменения расписания на 17 и 18 июня!

Сайт работает на WordPress

Церковь Иоанна Богослова, 1652-1665 гг.

В настоящее время на территории бывшей церковной земли расположены два строения: церковь Иоанна Богослова на Бронной (Богословский переулок, д. 4) и здание Мосгорсовета (Большая Бронная, д. 16/6).
Церковь Иоанна Богослова – памятник архитектуры. Образец храма-ансамбля, сочетающего объемы середины XVII, конца XVII и середины XVIII в. Сохраняет роль организованного центра и архитектурной доминанты квартала. Участвует в панораме Тверского бульвара.

Первые документальные упоминания о церкви Иоанна Богослова, относящиеся к началу XVIII в., топографически привязывают церковь к Тверским воротам Белого города: «…в Бронниках, за Тверскими воротами» (1631).
Церковь Иоанна Богослова – приходская церковь слободы бронников, известна с XV в. Здесь, кроме мастеров, выделывавших для войск бронь и холодное оружие, жили также иностранные мастера сабельных дел, которых здесь поселил в 1570 г. Иван Грозный.

Деревянный храм известен с 1605 г. В 1615 г. царь Михаил Федорович подарил храму икону Иоанна Богослова с дарственной надписью на доске с обратной стороны. Дата постройки каменной церкви, сменившей деревянную, по клировым ведомостям значится 1665 г. Вполне вероятно, что постройка была начата в 1652 г., а окончена и освящена в 1665 г.
Территория церковной земли и кладбища в середине XVII в. занимала площадь 25х25 сажен. Здесь же располагались небольшие дворы церковнослужителей. С восточной стороны, почти вплотную к алтарю, на расстоянии всего четырех метров примыкал двор «рейтарского строя Петра Бедрина». Вероятно, этот квадратной формы двор изображен на плане Москвы, составленном Горихвостовым в 1768 г.
На плане слободы конца 1670-х гг. церковная территория показана уже с новым кладбищем. С каждой стороны участка расположено здание одной из первых московских богаделен, устроенных в 1768 г. после указа о «богаделенных избах при церквах». Содержалось в ней для поминовения царских родителей 100 человек нищих. Церковь Иоанна Богослова показана состоящей из двухсветного четверика, увенчанного пятиглавием, с трехчастным алтарем. С запада примыкали одноэтажная трапезная и шатровая двухъярусная колокольня со сквозным основанием. Никольский придел с северной стороны храма не показан. Придел был окончен постройкой 1694 г. и освящен в 1695 г. Однако при исследовании было обнаружено, что основание придела было возведено едва ли не раньше главного храма. На северном фасаде раскрыта уцелевшая часть кладки древнейшего ядра с фрагментом прежде отсутствовавшего здесь портала. Возможно, 1694 г. – дата перестройки придела.

В начале XVIII в. территория церковного владения не претерпевает каких-либо изменений. Записи в «Актовых книгах XVIII в. Москвы» фиксируют сделки по купле-продаже дворов церковнослужителей церкви Иоанна Богослова.

В 1740-х гг. была выстроена новая колокольня со сквозным основанием (позже, в XIX в., к колокольне в нижнем ярусе были пристроены две палатки с северной и южной сторон). На колокольне был колокол, отлитый в 1692 г. И. Моториным.

После чумы в Москве 1771 г. кладбища при церквях Белого и Земляного города были упразднены. Территория кладбища отошла ко владению князя И. А. Вяземского в 1776 г. (территория Театра Щукина).
На плане 1731 г. восточная граница церковного владения проходит практически по линии современных границ владений. Северную и западную части владения по-прежнему занимают дворы церковнослужителей (их расположение остается неизменным вплоть до начала XX в.), однако с южной стороны не выделено владение, принадлежавшее ранее Кутурлину. Вероятно, это владение в первой половине XVIII в. вошло в состав церковной территории. Здание церкви изображено с каменной пристройкой (папертью) с южной стороны, впоследствии утраченной.

Церковь Иоанна Богослова пострадала при пожаре 1812 г. и была восстановлена 1 августа 1814 г. (квартирные Книги Арбатской части, 1815 г.).
Все деревянные постройки во владении сгорели и были восстановлены в 1816-1818 гг.

В 1836 г. в церкви был устроен придел во имя Митрофана Воронежского, с правой стороны главного престола, в одном и том же алтаре. В 1842 г. церковь была возобновлена митрополитом Филаретом (1821-1867).
После застройки нижнего яруса колокольни объем церкви не претерпевал изменений.
Двухсветный четверик венчало пятиглавие, поставленное на ряды кокошников. С востока примыкал трехчастный пониженный алтарь, с запада располагались одноэтажная трапезная и трехъярусная барочная колокольня, как бы вырастающая из объема трапезной.
Четверик перекрыт сомкнутым сводом, несущим световую центральную главу, в нижней части основной свод дополнен цилиндрическими сводами по числу соответствующих «кокошников».
Внутри храм соединен с трапезной тремя широкими арочными проемами.
В северной стене проход в Никольский придел, состоящий из двухсветного четверика, увенчанного одной главой на двухъярусном восьмигранном барабане, и пониженных трапезной и трехчастной апсиды. Фасады выполнены в стиле московское барокко.
Описание интерьеров церкви из метрики 1887 г.: лепных украшений нет, полы из подольского мрамора (плотного мелкозернистого известняка, хорошо шлифующегося), иконостас резной (1878 г., мастер А. Е. Хомяков), стены храма расписаны живописью.

В начале XX в. владения, принадлежавшие церкви, носили доходный характер, часть строений сдавалась под квартиры и конторские помещения. На плане 1914 г. вокруг церкви показана ограда в каменных столбах на каменном фундаменте.

Храм был закрыт в 1933 г. Здание было передано камерному театру. Главы церкви были разобраны, апсиды четверика сломаны, металлический зонт над входом и ограда разрушены, несмотря на то что разрешение на пользование зданием церкви было дано при условии сохранения иконостаса, передачи хоругвей и паникадил в музей, сохранения без изменения внешнего вида памятника. Запрашивалось расширение существующих и пробивка новых проемов.

Очевидцами того, как происходило «изъятие» церковных ценностей, были Н. Я. и О. Э. Мандельштам, жившие в то время в жилом доме Союза писателей.
Икона Иоанна Богослова, пожертвованная царем Михаилом Федоровичем, находится сейчас в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Где сегодня находится чудотворная икона Божией матери «Умиление», бывшая в храме, неизвестно.

До 1960 г. в храме размещалось общежитие, затем мастерские театра.
В восточной части здания были пробиты огромные проемы для большемерных декораций. Еще одни ворота были пробиты в южной стене четверика, где был устроен гараж. Позднее, освободив четверик для реставрации, пользователи пристроили кирпичный гараж с восточной стороны Никольского придела.

Реставрация храма началась в 1956 г., но тогда вся работа ограничилась проектными предложениями.
В 1973 г. начались реставрационные работы по колокольне, в настоящее время она отреставрирована.
В 1940 г. на территории владения было выстроено трехэтажное здание диспетчерского пункта Мосгорсовета, закрывшего обзор здания церкви Иоанна Богослова со стороны Большой Бронной улицы.
В 1993 г. здание храма возвращено Русской православной церкви.

Реставрация четверика идет уже более 10 лет. Научная реставрация здания церкви продолжается. Запланирован демонтаж одноэтажного здания гаража и освобождение территории церковного владения в пределах церковной ограды 1900-х гг., возможно также восстановление ограды. Владение находится на территории Бронной слободы – памятника археологии XV-XVIII вв., археологический слой здесь сохранен.

Церковь Иоанна Богослова / Православие.Ru

Храм Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском бульваре
    

Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском
бульваре известна с 1625 года и была основана при
Романовых. В ней хранилась древняя икона св.
евангелиста Иоанна Богослова, подаренная еще царем
Михаилом Федоровичем.

Местность названа так по находившемуся здесь в те времена
старинному поселению бронников –
мастеров-оружейников, изготовлявших оружие и доспехи.
Позднее название «бронники» осталось лишь за
теми мастерами, которые делали только броню: шлемы,
кольчуги, панцири. Слобожане были богатыми, и в 1652 году
«тщанием приходских людей» был возведен новый,
большой и красивый, каменный храм, доживший до наших дней.

С середины XIX века район Тверского бульвара и особенно
знаменитую Козиху (названную так от того, что в старину
здесь паслись козы Патриаршей слободы) облюбовали себе
московские студенты. Местность между обеими Бронными
улицами и Палашевским переулком даже называли
«Латинским кварталом» Москвы – здесь
обитали бедные студенты. Они считали традиционную для
студенчества Козиху «родной», и селиться на ней
было для них делом чести. По левой стороне улицы Малой
Бронной стояли бывшие дома Гирша с дешевыми квартирами в
наем, которые снимали студенты (сохранился дом №13). На
Большой Бронной и Козихе находились также два дома
домовладельцев Чебышевых – «Чебышевская
крепость» или «Чебыши» – со
студенческими квартирами, как сейчас бы сказали, по типу
общежитий.

В каждой комнате жили по 4 человека, порой имевшие на
четверых всего по две пары сапог и платья. В одежде по
очереди ходили на лекции в университет: двое сидят на
Моховой и записывают лекции, двое в комнате поджидают их и
готовят скромный обед, а на следующий день они менялись.
Вместо чая, кстати, весьма полезного студентам, нередко
пили дешевый цикорий – по воспоминаниям, одной
круглой палочки хватало четверым на 10 дней.

А поскольку не всем студентам квартиры были по карману, то
«бездомовники» в теплое время года ночевали
прямо на Тверском бульваре. Так, что церковь Иоанна
Богослова оказалась самым центром студенческой вольной
жизни, кипевшей в этом районе Москвы.

Есть в столице Москве
Один шумный квартал –
Он Козихой Большой прозывается.
От зари до зари
Лишь зажгут фонари
Вереницей студенты шатаются,
А Иван Богослов
На них глядя без слов
С колокольни своей улыбается

Эту студенческую песню часто распевали в Москве. Говорят,
что это был наш московский вариант песни киевского
студенчества, где св. Владимир заменен св. Иоанном
Богословом.

До 1884 года у студентов не было формы, и одевались они
вольно, по последнему шику студенческой моды
свободолюбивых 60-х годов: особо «радикальные»
носили длинные волосы, широкополую шляпу, нахлобученную на
глаза, плед на плечах и очки, что придавало им серьезность
и солидный ученый вид. Новый университетский устав 1884
года уничтожил профессорскую автономию, удвоил плату за
обучение и ввел обязательную студенческую форму: мундиры,
сюртуки, пальто с гербовыми пуговицами и фуражки с синими
околышами. Тогда модно стало носить непременно потертую
фуражку и расстегнутый сюртук. Такая форма одежды выражала
идею студенчества – вольного, удалого, отчаянного…

Между прочим, в Большом Козихинском переулке в бытность
свою студентом жил сам В.О. Ключевский.

Храм Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском бульваре
    

9 октября 1892 года (по новому стилю) в праздник Иоанна
Богослова в Москве родилась Марина Цветаева, прожившая все
детство неподалеку от этого храма в Трехпрудном переулке.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Красную кисть.

В этом «споре» колоколов был и голос церкви
Иоанна Богослова с Тверского бульвара.

Изъятие церковных ценностей из храма в 1922 году наблюдали
О.Э. Мандельштам с супругой, которая записала увиденное:
«Мы вошли в церковь, и нас никто не остановил.
Священник, пожилой, встрепанный, весь дрожал, и по лицу у
него катились крупные слезы, когда сдирали ризы и грохали
иконы прямо на пол. Проводившие изъятие вели шумную
антирелигиозную пропаганду под плач старух и улюлюканье
толпы, развлекавшейся невиданным зрелищем. Церковь, как
известно, надстройка, и она уничтожалась вместе с прежним
базисом.»

В 1932 году Московский Городской камерный театр (им.
Пушкина) ходатайствовал о сносе храма, но архитектор Д.П.
Сухов выступил против, и тогда разрушили только церковные
купола и сам барабан. Затем внутри разместились
театральные мастерские, склад декораций и столярный цех.

В начале 70-х годов началась медленная реставрация храма:
была исправлена колокольня и по фотографии из альбома
Найденова изготовлен крест. Однако строительные работы
велись с перерывами, не хватало то средств, то строителей.
Рассказывали, что однажды М.А. Суслов, главный идеолог
коммунистической партии, живший рядом с храмом на Большой
Бронной улице, прогуливался около дома и обратил внимание
на полуразрушенную церковь, которую долго реставрировали и
никак не могли закончить работы. Был один его звонок в
Министерство культуры – и появились и средства, и
материалы, и строители. Только вмешательство Суслова
ограничилось всего лишь этим одним звонком, и
реставрационные работы вскоре опять «повисли».

Еще в 90-х годах здание церкви пугало своими зияющими
через всю стену трещинами. Выяснилось, что в 1985 году у
западной стены трапезной открыли шурф для обследования
фундамента, и попавшая под основание вода привела к
появлению этих глубоких трещин. Тогда казалось, что
состояние храма безнадежное, хотя с 1992 года в нем
возобновилось богослужение.

Храм Иоанна Богослова, «что под Вязом, у Китайской стены»
Еще
один знаменитый московский храм Иоанна Богослова,
«что под Вязом, у Китайской стены», находится
на Новой площади близ Лубянки, прямо
напротив Политехнического музея. Луковичной главки
и креста на нем не сохранилось, а на фронтоне надпись
«1825 год» – время его закладки.
Название «под Вязом» произошло от огромного
вяза, когда-то росшего перед алтарем еще во времена
Екатерины Великой. Рядом с храмом проходила до 1934
года стена Китай-города, и это тоже запечатлелось в
названии.

Церковь здесь появилась еще в 1493 году, сначала
деревянная, потом каменная, неоднократно
перестраивавшаяся. Нынешняя была освящена в 1837 году.

С 1934 года и по наше время в здании бывшей церкви
разместился Музей истории и реконструкции Москвы. Ранее он
находился в Сухаревой башне и был оттуда переведен, когда
башню снесли. Были различные проекты перевода музея (к
тому же из довольно тесного для него сооружения) в другие,
более подходящие помещения, например, в здание
Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре (с
переносом больницы), но пока все они не решены.

Храм Иоанна Богослова в Бронной слободе

Храм Иоанна Богослова в узеньком и кривом Богословском переулке осенью 2015-го года.

Мимо этой церкви я проходил много раз, когда водил экскурсию «От Пушкинской до Патриарших». Я собирал экскурсантов на Пушкинской площади, показывал им «дом под юбкой» (здоровенный домина архитектора Мордвинова на углу Тверского бульвара и Тверской, с башенкой, наискосок от памятника Пушкину), рассказывал короткое, озорное четверостишие, и вёл на бульвар. Сама церковь не была моей целью — я упоминал её вскользь, точно так же, как и видел — мельком, за ветками деревьев, в тени Пушкинского театра (бывшего театра Таирова) — выразительного здания приятных пропорций, приспособленного под театр в 1914-ом году.

…В 1914-ом году молодой режиссёр Александр Таиров искал помещение для своего камерного театра. Его жена, актриса Алиса Коонен, так вспоминала об этом: «Мое внимание ещё раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нём что-то есть: «Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр. Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра!» Хозяева особняка, братья Паршины, дали согласие на необходимые переделки, и уже в декабре 1914-го года новый театр открылся драмой «Сакунтала» индийского автора Калидасы. Главную роль блестяще исполнила Алиса Коонен…

Но — здесь на экскурсии я делал выразительную паузу — недолго, как говорится, были радости. Те самые зрительный зал и сцену таировского театра построили, оказывается, «на костях» кладбища Богословской церкви. Часть кладбища преспокойненько засыпали и отгрохали на ней театр — зачем было это делать?! На голову Таирова посыпались всяческие несчастья, главным из которых стало постановление ЦК ВКП(б) от 20-го августа 1946-го года, запретившее зарубежную драматургию и ориентирующее театры на советские «бесконфликтные» пьесы о борьбе хорошего с лучшим. Такой репертуар был противоестественен таировскому методу, и в 1949-ом году театр был закрыт «за эстетство и формализм». Спустя год Александр Таиров сошёл с ума и умер.

После смерти мужа Алиса Коонен прокляла Московский драматический театр имени Пушкина — так он стал теперь называться — и предрекла ему сплошные невзгоды. Слова её оказались пророческими: ни одна из новых постановок театра не была успешной, сборы проваливались, залы оставались полупустыми. В довершение всего в театре завелось привидение. Актёры встречали его по ночам то в гримерках, то в коридорах, и уверяли, что это не кто иной, как сам маэстро, Александр Таиров, разгуливает по своему детищу назло Центральному комитету партии, который ничего не смыслит в театральном искусстве, зато отличается редкой узостью взглядов на вещи. В 1974-ом году ушла из жизни Алиса Коонен — и привидений в театре стало два.

«Так и бродят они по театру, чёрное и белое» — заканчивал я свой рассказ, — «и до сих пор Пушкинский театр считается самым загадочным и нечистым во всей Москве. Нечистым — не в смысле отсутствия канализации. Просто нечисто здесь что-то. Путано. Хотите верьте, хотите нет. А нам — наука. На кладбище мы, до поры до времени, гости. И нечего строить! Мертвое — мертвым. Пусть их. Пусть спят спокойно…»

А теперь мы узнаем, за какие такие заслуги Камерный театр Таирова (позже — Драматический театр имени Пушкина) понёс столь суровое наказание…

В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами жили слободой государевы оружейники — бронники, занимавшиеся изготовлением брони, а в коротеньком переулочке у них под боком стоял деревянный однопрестольный приходской храм в прославление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Построили его, по некоторым сведениям, ещё во времена царствования благочестивого царя Фёдора Иоанновича, около 1587-го года. В честь бронников получили своё название Большая и Малая Бронные улицы, а переулок в честь храма стал Богословским.

В 1652-ом — 1665-ом годах на средства прихожан храм перестроили в камне. Вот как сказал о нём (новом, каменном) один ученый и сочный язык: «Главное место в архитектурном пространстве храма занимает двусветный четверик, покрытый сомкнутым сводом, который поддерживает центральный световой барабан и четыре малых глухих барабана, расположенных по углам четверика. Завершают композицию шлемовидные главы. С востока и запада к четверику примыкают более низкие объёмы трехапсидного алтаря и трапезной. Сверху четверик украшен поясом кокошников, элементы которых использованы также в украшении барабанов и обрамлении окон…»

Красотища! Вкуснотища! Так и вижу перед собой все эти апсиды, барабаны и четверики. Читаем дальше…

В 1668-ом году при храме Иоанна Богослова по инициативе прихожан открылась первая в Москве частная православная школа. А ещё спустя десять лет знаменательным событием в жизни прихода и города стало строительство при храме одной из первых в Москве богаделен, в которой содержались «для поминовения царских родителей сто человек нищих».

Следующей вехой в истории храма явилось сооружение в 1694-ом году с северной его стороны каменного придела во имя Святителя Николая Чудотворца. Никольский придел, увенчанный одной луковичной главой на двухъярусном барабане, в своей архитектурной композиции сохранил верность заданному основным храмом стилю, однако же, выделялся из него новыми элементами московского барокко (например, разрывными фронтонами над окнами).

В 1740-ом году на месте старой, обветшалой колокольни была построена новая, двухъярусная, в классическом стиле.

В конце 1870-х в храме был поставлен новый иконостас, стены расписаны масляными красками, устроено духовое отопление, переложены полы, сделаны подоконники из «подольского мрамора», а вход был украшен чугунным зонтом на литых столбиках.

К 1917-му году храм Иоанна Богослова располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле стояло четыре дома, в одном из которых, каменном, четырёхэтажном, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть сдавалась внаём. За алтарями храма находилось приходское кладбище.

В 1920-е годы храм был закрыт. Церковное здание использовалось как склад, периодически в нём держали заключенных. В 1932-ом году администрация театра Таирова выступила с предложением снести храм, однако, оно не было поддержано благодаря заступничеству архитектора Дмитрия Сухова, занимавшегося в ту пору реставрацией памятников Московского кремля. Тем не менее, с храма сняли купола с барабанами, частично разобрали колокольню. В 1933-ем году общину храма упразднили, церковное здание передали театру, который принялся перестраивать его на свой лад. В одной из стен, например, устроили пролом для установки ворот, через которые в театр заносили крупные декорации. Долгое время в храме располагались актерские общежития, столярная и слесарная театральные мастерские, в которых работали на станках люди.

Начиная с 1950-х годов, храм начали реставрировать. Восстановительные работы шли крайне медленно и приводили зачастую к прямо противоположным результатам: годами не засыпаемый шурф, вырытый для изучения состояния фундамента, спровоцировал трещины на одной из стен, а потом и её частичное обрушение. Затягиванию работ способствовало и руководство театра, периодически обращаясь с просьбами об их переносе, поскольку проводились они частично за его (театра) счёт.

В 1991-ом году храм, наконец, был передан Русской Православной Церкви. Первое богослужение в Никольском приделе прошло в 1992-ом году, в 1995-ом из храма окончательно выехали театральные мастерские. Но уехали они не далеко — перебрались в соседнее владение, под крышу театра, который так до сих пор и стоит рядом с церковью, выразительный и неумолимый. Годами театр и храм воевали друг с другом. Актёры и режиссёры умирали и ложились в гроб, священники следили за сценой. Что будет дальше, покажет время — круговорот человеческих душ…

Апостол Иоанн Богослов. Русская икона, XVII век.

Иоанн Богослов (Иоанн Зеведеев, на иврите — Йоханан Бен-Заведи) — один из Двенадцати апостолов, евангелист, сын Зеведея и Саломии, брат апостола Иакова. Согласно христианской традиции, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Был призван Иисусом Христом в число своих учеников на Генисаретском озере. Оставив отца, рыбака Зеведея, в лодке, Иоанн вместе с братом Иаковом последовал за Христом.

Иисус называл обоих братьев «боанергес» (с арамейского — «сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда братья хотели низвести с неба огонь на самарянское поселение, а также в их просьбе сесть в Царстве Божьем по правую и левую сторону от Христа.

Из жития Иоанна Богослова известны следующие случаи воскрешения им усопших.

В Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там скончался юноша по-имени Домн. Отец Домна, Диоскорид, узнав о смерти сына, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и пригрозила убить его. Помолившись, апостол воскресил Домна и его отца.

Во время праздника в честь богини Артемиды апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что те забросали его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, от которой умерло двести человек. Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших. Воскресшие приняли крещение.

В Риме апостол Иоанн был осужден на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи. Сын одного из них, разыгравшись, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он, узнав, что они чтят языческих богов, отказал им. Утром Иоанн все же помолился Богу о спасении язычника, и набежавшая волна вынесла живого и невредимого юношу на корабль.

На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители чтили его, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по его молитве морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Помолившись, Иоанн исцелил больных и воскресил умерших.

Через три года апостол Иоанн направился проповедовать в другой город острова, где исцелял больных, а также воскресил сына жреца, умершего в бане.

А вам слабо?

Богословский переулок и на переулок то не похож — так, короткий и незаметный выезд с Большой Бронной на Тверской бульвар.

Москва, церковь Св. Иоанна Богослова под вязом 1825-1837, новая площадь, 10. Часть Стоковое Изображение

Москва, Россия, 12 августа 2018 г. Чистопрудный бульвар, фрагмент доходного дома церкви Троицы на Грязи, на

Россия, Москва, Церковь Архангела Гавриила, Меншикова башня. Начало 18 в. Декоративные элементы

Москва, Россия, 16 октября 2019 г.Фрагмент растительного орнамента на фасаде церкви Архангела Гавриила, Меньшикова к.

Вознесенская церковь в Коломенском, Москва, Россия

Москва, Россия, 16 октября 2019 года. Фрагмент растительного орнамента на фасаде церкви Архангела Гавриила, ул. Меншикова

Москва, Россия, 16 октября 2019 года. Люди гуляют в Архангельском переулке возле церкви Федора Стратилата и Меншикова башни в Архангельске

Москва, Россия, 22 ноября 2019 г.Люди гуляют возле церкви Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в солнечной ноябрь

Москва, Россия, 16 октября 2019 года. Люди гуляют возле храма Живоначальной Троицы в Грязи на улице Покровка осенью d

Москва, Россия, 25 ноября 2019 г. Церковь Иоанна Богослова под вязом 1825-1837 гг., Новая площадь, дом 10

Москва, Россия, 16 октября 2019 г.Фрагмент растительного орнамента на фасаде церкви Архангела Гавриила, Меньшикова к.

Россия, Москва, Церковь Архангела Гавриила, Меншикова башня. Начало 18 века

Москва, Колокольня Троицкой церкви в Серебряниках на площади Яузских ворот

Россия, Москва, Церковь Архангела Гавриила, Меншикова башня. Начало 18 века

Москва, Россия, 16 октября 2019 г.Машины припаркованы в Архангельском переулке возле церкви Федора Стратилата и Меншикова башни в Архангельске

.

Церковь Святого Иоанна Богослова Стоковое Изображение

Дизайнеры также выбрали эти стоковые фото

Резьба по камню. Дмитриевский собор (1193-1197)

Дмитриевский собор, Владимир, Россия

Вулкан Ключевской (Ключевская Сопка) на Камчатке — самый высокий действующий вулкан Евразии

Церковь св.Иоанна Богослова на реке Витька

Церковь Иоанна Богослова на реке Витька

Активное состояние вулкана Кизимен на Камчатке

Собор Святого Димитрия (XII в.) Во Владимире, Россия

Рельефы Дмитриевского собора Владимир.

Церковь св.Иоанна Богослова на реке Витька.

Прекрасный восход солнца над вулканами Плоский и Острый Толбачик

Полуостров Камчатка: активное извержение вулкана Шивелуч

Резьба по камню на стенах Дмитриевского собора, Владимир

Ручейная долина Спокойный у подножия внешнего северо-восточного склона кальдеры вулкана Горелый.

Вид на вулкан Острый Толбачик со стороны реки Студеной на рассвете. Камчатка.

Похожие изображения

Надвратная церковь Иоанна Богослова в монастыре Архангела Михаила. Россия

Церковь Иоанна Богослова под вязом, основанная в 1825 г.

Церковь св.Иоанна Богослова в Ростовском Кремле, Ростов Великий, Россия

КИЕВ, УКРАИНА. Трапезная при церкви Иоанна Богослова. Михайловский Свято-церковный монастырь

Россия, Коломна, август 2020 года: колокольня церкви Иоанна Богослова в Коломне летом

Церковь Святого Иоанна Богослова в типичной греческой деревне у океана в Фире, Санторини, Греция

Живописный вид на деревянную греко-католическую церковь Св.Иоанна Богослова, Довге, Тернопольская область, Украина

Маленькая церковь Святого Иоанна Богослова, Охрид, Македония

Надвратная церковь Иоанна Богослова, Ростов, Россия

Старая греческая православная церковь Святого Иоанна Богослова засыпала снег зимой в Нежине, Украина.

Ростовский Кремль сторожевая башня Церковь св.Иоанна Богослова

Церковь Иоанна Богослова, Ростовский Кремль

Вид на усадьбу Сенявинской церкви Иоанна Богослова

Москва, Церковь Иоанна Богослова под вязом 1825-1837 гг., Новая пл., 10. Фрагмент

.

Церковь Святого Иоанна Богослова Стоковое Изображение

Похожие изображения

Надвратная церковь Иоанна Богослова в монастыре Архангела Михаила. Россия

Церковь Иоанна Богослова под вязом, основанная в 1825 г.

Церковь Иоанна Богослова

Церковь св.Иоанна Богослова в Ростовском Кремле, Ростов Великий, Россия

КИЕВ, УКРАИНА. Трапезная при церкви Иоанна Богослова. Михайловский Свято-церковный монастырь

Россия, Коломна, август 2020 года: колокольня церкви Иоанна Богослова в Коломне летом

Церковь Иоанна Богослова и красивое Охридское озеро

Церковь св.Иоанн Богослов в типичной греческой деревне на берегу океана в Фире, Санторини, Греция

Живописный вид на деревянную греко-католическую церковь Иоанна Богослова, Довге, Тернопольская область, Украина

Надвратная церковь Иоанна Богослова, Ростов, Россия

Старая греческая православная церковь Святого Иоанна Богослова засыпала снег зимой в Нежине, Украина.

Ростовский Кремль сторожевая башня Церковь Иоанна Богослова

Церковь Иоанна Богослова, Ростовский Кремль

Вид на усадьбу Сенявинской церкви Иоанна Богослова

.

Надвратная церковь Иоанна Богослова в монастыре Архангела Михаила. Россия Stock Photo

Похожие изображения

Золотое кольцо России. Город Юрьев-Польский.

Бронзовые ворота Русской Мемориальной церкви в Лейпциге, Саксония, G

Надвратная Благовещенская церковь в Суздале, Золотое кольцо России

Агиос Николаос.Открытые ворота и белая церковь

Открытые ворота в сторону старой христианской церкви.

Древняя церковь и ворота

Круглая башня ворот Зиндана и церковь Ружица на Калемегдане Белград Историческое место Сербии

ворота романской церкви с цветочными вазами по бокам, украшения для свадебной церемонии

Благовещенская надвратная церковь Спасского монастыря Св.Евфимия, Россия, Суздаль, 12 июля 2014 г.

Герб Ордена Полины на входных воротах, Церковь на Скалке, Краков, Польша

Въезд в церковь

Фреска на стене Надвратной церкви Сергиево-Посадского монастыря. Сергиев Посад, Московская область, Россия.

Гранада — резные ворота в стиле модеха в стиле барокко в церкви Иглесия дель Саграрио.

Надвратная церковь Благовещения в Суздале была

.