Содержание

Церковь Св. Николая в Пыжах — православные места в москве


Стрелецкий полк известен с 1650-х годов, когда им командовал Василий Иванович Философов. В 1668 году его сменил Богдан Пыжов. Стрельцы Богдана Пыжова и построили этот храм в камне в 1657 году (в разных источниках стоят 1670-е годы). Храм имел два придела: в честь святителя Николая Чудотворца и в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. По московской традиции храмы часто именовались по приделам, церковь известна как Никольская, а главный престол освящен во имя Благовещения


Под командованием Пыжова полк отличился в походе против «запорожских черкас» гетмана И. М. Брюховецкого в 1668 г., против Стеньки Разина двумя годами позже, потом воевал против заяицких казаков. А в 1682 году стрельцы подали челобитную государю на своего полковника Богдана Пыжова, обвинив его в незаконном вычитании денег из их жалования. Что, мол, «вычитал он по половине денежного жалования, а у иных и того больше». Проводивший расследование боярин Иоанн Языков решил дело в пользу власти и челобитчиков жестоко наказали: их били кнутом и послали в ссылки. Однако стрельцы считали, что Языков вел следствие «неправедно». Косвенно их правоту доказывает отстранение Пыжова от командования. В феврале 1682 г. он был отправлен воеводой в далекий вятский городок Кайгород.


Эта ссылка возможно спасла Пыжова. Ведь в 1698 году было восстание московских стрелецких полков, во время усмирения которого несколько тысяч стрельцов было повешено. Мог бы и Богдан Пыжов сложить там голову. Его бы убили или стрельцы или петровские войска.


В 1692 году стрельцы пристроили к церкви колокольню.


В 1811 году был построен южный Никольский придел и одновременно реконструирована трапезную – увеличена высота свода трапезной. А в 1812 году церковь была разорена французскими войсками Наполеона Бонапарта.


С 1858 года, почти полвека, о храме заботились жившие рядом известные купцы Лямины. И. А. Лямин был церковным старостой прихода.


Храм стоит в глубине участка за решетчатым забором. Из-за деревьев выглядывает двусветный четверик завершающийся волной кокошников, а выше поднимаются пять куполов храма. Впечатляет редкое даже для XVII века богатство декоративного убранства. Все окна северного фасада имеют разное обрамление с тонкой резьбой по камню. Замечательно оформление западного портала трапезной с гирляндами резных архивольтов и резными колонками, базы которых идентичны капителям, как принято было в конце XVII века. В стройной шатровой колокольне –16 слуховых окон,


звон ее колоколов, был слышен по всему Замоскворечью. Ограда храма была сделана в конце XIX века.


Большевики разорили храм в 1922 году, а в 1930 вообще его закрыли. Иконы отдали в Третьяковку, а колокол передали в Большой театр, где он звонил во время представления оперы «Борис Годунов». Потом его повесили в Богоявленском соборе в Елохове.


В 1960 году храм реставрировали. Там размещали потом Научно- исследовательские институты и мастерские. В 1990 году храм вернули верующим.

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а)

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ

(Большая Ордынка, № 27а)

Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из древнейших сооружений Замоскворечья. И опять Николай Чудотворец! Храм построен на средства стрельцов полковника Богдана Пыжова и был когда-то слободской церковью Стрелецкой слободы. Насчет точной даты постройки у исследователей есть разногласия. У М.И. Александровского в «Историческом указателе московских церквей» говорится, что церковь построена в 1647 – 1657 годах. А.А. Мартынов в книге «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» называет дату около 1670 года. Различные знания о московских храмах прекрасно систематизированы в четырехтомнике писателя и историка П.Г. Паламарчука «Сорок сороков». Автор практически не делает собственных выводов, представляя данные из разнообразных источников. П.Г. Паламарчуком проделана многосложная работа, ведь в книгах рассмотрены не только действующие храмы, но и закрытые, и разрушенные.


Изначально церковь была освящена в честь Благовещения Богоматери, а нынешнее название получила по одному из приделов Святителя Николая. Ранее на месте каменного храма была деревянная церковь Благовещения «что в стрелецком полку Философова», построенная в начале XVII века стрельцами полка стольника Философова, которых позже сменили здесь стрельцы полковника Пыжова.

В полк Пыжова набирали стрельцов из вольных людей. Их называли «гулящими», то есть не прикрепленными к тяглу – налогу, которым облагалось посадское и торгово-ремесленное население. Согласно документам тех лет, стрельцы должны были быть собою бодры, и молоды, и резвы. В качестве вознаграждения за службу им предоставлялись торговые льготы: они имели право беспошлинно покупать и продавать мелкий товар. Начальник расположенного в районе Большой Ордынки стрелецкого полка Богдан Климентьевич Пыжов был представителем старинного московского дворянского рода. В двадцатидевятилетнем возрасте он был назначен командиром стрельцов в бывшей Кожевенной слободе.

Вот какой любопытный эпизод описывает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен»: «Стрельцы полку Пыжова всем приказом били челом государю на полковника своего Богдана Пыжова, что он вычитал у них по половине денежного жалованья; царь велел разыскать дело Языкову. Говорят, что Языков сделал розыск несправедливый, поверил полковникам… Как бы то ни было, челобитчиков стрельцов, лучших людей, велено наказать, чтоб они впредь не смели бить челом на полковников, их били кнутом и разослали в ссылки»[161]. Почти то же самое и у А.Н. Толстого в историческом романе «Петр Первый»: «Полковник Пыжов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы. .. А пошли жаловаться, – челобитчиков били кнутом перед съезжей избой»[162].

Не лучшими человеческими качествами обладал Богдан Пыжов, но военачальником был превосходным. Под его командованием полк участвовал в самых опасных походах против запорожских черкас гетмана Брюховского в 1668 году и против Степана Разина в 1670 году. В феврале 1682 года полковник Пыжов был переведен воеводой в вятский городок Кайгород. Наверное, надоели Федору Алексеевичу челобитные на Пыжова, не посмотрел царь на военные заслуги полковника. Но с другой стороны, может, и спасительным оказалась для Богдана Пыжова эта ссылка, потому что в 1698 году произошло восстание московских стрелецких полков, и Пыжов мог оказаться в числе нескольких тысяч повешенных. Или убит своими же стрельцами, ведь одной из причин стрелецкого бунта, наряду с тяготами службы, изнурительными походами и голодом, историки называют притеснения со стороны полковников. А в этом-то совесть Богдана Пыжова была нечиста.

Храм Святителя Николая в Пыжах

В 1692 году стрельцы построили колокольню и трапезную с приделом Святителя Николая. А через шесть лет случился бунт и кровавая расправа. Петр I собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам – зачинщикам бунта. На картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» одной из самых выразительных деталей является толстая свечка, горящая в руках одного из стрельцов. А ведь ближайшей стрелецкой церковью к месту казни была именно церковь Николы в Пыжах, и может, именно здесь ставили свои последние свечи московские стрельцы.

До 1692 года приделы церкви Благовещения находились в боковых апсидах. Точнее сказать, апсиды, которые были увеличены надстройками, стали самостоятельными приделами, выступающими за стены четверика. Раньше над каждым приделом возвышалась глава. Южный Никольский придел храма был возведен в 1811 году. Тогда же реконструировали трапезную, получившую теперешний вид. Придел повторяет скругление апсиды. К сожалению, декор трапезной не сохранился, но зато уцелели маленькое окошко и карниз. В 1812 году церковь Николы в Пыжах была разорена французами. Храм обновлялся в 1858 году на средства многолетнего церковного старосты купца И. А. Лямина и в 1895 году за счет его жены Е.А. Ляминой в память о скончавшемся супруге. В 1858 году был также изготовлен иконостас, не сохранившийся до наших дней.

Храм Николы в Пыжах имеет привычный для русского зодчества вид «корабля», когда церковь стоит на одной оси с трапезной и колокольней. Храм влюбляет в себя необычными архитектурными находками, художественным вкусом и фантазией зодчего. Он находится немного в глубине двора за решетчатым забором, и летом его закрывают от взора раскидистые кроны деревьев. Не поленитесь – обойдите храм вокруг, и вы получите настоящее эстетическое удовольствие. Белокаменные кокошники, завершающие двухсветный четверик, расположены так, как будто это бегущие вспененные волны. А на волнах мирно «плывут» пять куполов. Кокошники поднимаются от богато украшенного антаблемента, который подчеркивает прямоугольную форму храма. Еще одной особенностью является то, что храм вытянут поперек оси, идущей от колокольни, что придает ему объемность.

Зодчий использовал такое разнообразие форм, накладывающихся друг на друга, что порой удивляешься, как при всем этом он добился единства и цельности. Храм создает впечатление не архитектурного, а скульптурного произведения, как будто зодчий делал из цельного куска камня, обрабатывая его маленьким скарпелем и добиваясь пластичности и декоративности. При этом нельзя сказать, что церковь Николы в Пыжах украшена роскошно или вычурно. Декор храма отличается сложностью и изящностью рисунка, который практически не повторяется в разных элементах церкви. Особенно выделяется каменный наряд в восточной части – на центральной апсиде. Обязательно обратите внимание на наличники окон и порталы входа в церковь, украшенные живописным декором. В стройной шатровой колокольне целых шестнадцать слуховых окон в два ряда, чтобы прекрасный колокольный звон храма слышался по всему Замоскворечью. Необычное арочное крыльцо как будто вырастает из колокольни. Ограда со стальной решеткой относится к концу XIX века.

В 1922 году при проведении реквизиции церковных ценностей из церкви были изъяты золотые и серебряные изделия весом более двадцати пудов. Бесследно пропала уникальная утварь, сделанная из серебра с инкрустациями драгоценных камней в стиле XVII века. В 1930-х годах церковь Николы в Пыжах была закрыта и подвергнута перестройке. Колокол Никольского храма, как и многих других московских церквей, передали в Большой театр, где он звонил в опере «Борис Годунов». Теперь этот колокол верно служит в московском храме Богоявления в Елохове, однако на нем сохранилась надпись 1900 года, сообщающая о его принадлежности к церкви Святителя Николая в Пыжах. В 1960-х годах в храме проходила реставрация. После здесь располагались строительное общежитие, НИИ стройматериалов и швейные мастерские «Росмонументискусства». Многие иконы из храма Николы в Пыжах поступили в 1930-х годах в фонды Третьяковской галереи и других музеев. Среди них Спас Вседержитель XVII века, Троица и Смоленская Одигитрия.


В 1990 году храм был возвращен Русской православной церкви, а в январе 1992 года возобновились богослужения. Новые иконостасы выполнены иконописцем И.В. Клименко в 1992 – 2003 годах по канонам московской иконописной школы. В южном приделе есть росписи конца XIX века. В 1993 году в храме был освящен третий престол в честь священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников российских. Настоятелем храма Николы в Пыжах является протоиерей Александр Шаргунов – глава комитета «За нравственное возрождение Отечества», созданного для борьбы с пропагандой в России разврата и сатанизма.

Следует сказать отдельно о хоре Свято-Никольской церкви, потому что одна из певчих хора – контральто с мировым именем Лина Мкртчян, голос которой, по словам Д.С. Лихачева, отличается редкой красотой, силой, наполненностью и точно льется с небес, одновременно приподымаясь, струясь ввысь. С недавнего времени при храме действует хоровая школа. Святыней церкви Николы в Пыжах является крест-мощевик с частицами мощей семидесяти двух святых, в том числе пророка Исаии, Иоанна Предтечи, апостолов Марка, Луки и Андрея Первозванного, святителя Николая и равноапостольной княгини Ольги. Особо чтимая икона храма – мироточивый образ святого царя-страстотерпца Николая. Возле этой иконы, расположенной в центральной части церкви, на утренних службах почти всегда очередь из желающих поклониться. Рядом с ней находится икона Царских мучеников. В ее мощевике есть молочный зуб царевича Алексея.

При всем внешнем великолепии внутри церковь необычайно скромна и уютна. Свежевыбеленные стены храма почти не имеют росписей. Особенно красив храм Николы в Пыжах зимой, когда его не загораживает листва деревьев. Да и белизна снега идеально сочетается с белокаменным «одеянием» церкви. Храм похож внешне на изящного белого лебедя. Он отличается живописностью силуэта, богатством декора и сложностью композиции. Храм построен перед самым началом царствования Петра I и является одним из последних типично русских храмов, ведь потом западное влияние будет ощущаться в архитектуре все больше и больше. Безымянный зодчий благодаря своему таланту и фантазии сделал церковь Николы в Пыжах ни с чем не сравнимым образцом русской художественно-архитектурной мысли.







Данный текст является ознакомительным фрагментом.




Продолжение на ЛитРес








Церковь Николая Чудотворца в Пыжах


Деревянная Благовещенская церковь в Замоскворечье, «в стрелецком полку Философова», известна с 1635 года. Cуществующая каменная церковь построена, по некоторым сведениям, в 1647–1657 годах, но вероятнее — в 1670–1672 годах «стрельцами Богданова приказа Пыжова» как полковой храм и в память о стрельцах, погибших в походах.

Церковь – яркий памятник узорочья. Бесстолпный двусветный четверик, вытянутый поперёк основной оси, завершён развитым карнизом, увенчан стройным пятиглавием на горке кокошников. Сильно выступающие апсиды трёхчастного алтаря выделены повышениями, первоначально завершёнными главками. Фасады здания расчленены лопатками, углы обработаны пучками колонок, ассиметрично расположенные оконные проёмы обрамлены наличниками сложного рисунка, причём ни одно из обрамлений не повторяется. Нижний ярус трёхъярусной колокольни арочный. Шатёр над восьмериком звона прорезан шестнадцатью слухами в два ряда и увенчан миниатюрной главкой.

Богдан Клементьевич Пыжов (1639-1703), имя которого сохранилось в названии церкви, местности и переулка, принял командование стрелецким полком в начале 1668 года. Под началом Пыжова полк совершал походы против «запорожских черкас» гетмана Ивана Брюховецкого (1668), против Степана Разина (1670), против яицких казаков (1677).

 

В 1682 году выборные полка подали на Пыжова челобитную, обвинив полковника в незаконном вычитании денег из жалования стрельцов. Пыжов был отстранён от командования и отправлен воеводой в далёкий вятский городок Кайгород (современное село Кай Верхнекамского района Кировской области). Скончался стрелецкий полковник в своём селе Молдино (ныне Удомельский район Тверской области), похоронен там же у церкви Преображения Господня (существующая деревянная церковь построена в 1733 году, вероятно, на месте прежней). На наружной стороне храма сохранялась (данные на 1914 год) надпись: «Лето 1703 ноемвбрия в 18 день в первый час дне приставися раб Божий стольник Потапий, переименованный Богдан, Климентович Пыжов от рождения жития его 64 лета».

Обширная трапезная с южным Никольским приделом, по которому часто называют церковь, сооружена в 1692 и перестроена в 1811 году в формах классицизма. В 1778 году значился ещё придел прпп. Антония и Феодосия Печерских, упразднённый в 1895 году.

В Отечественную войну 1812 года храм был разорён, с 1850-х годов обновлялся на средства старосты, купца 1-й гильдии и коммерции советника И. А. Лямина, после 1894 года — его вдовы Елизаветы Семёновны (урожд. Лепёшкиной).

Церковь закрыта в 1934 году, перестроена, разделена на три этажа. В здании в разное время размещались общежитие, лаборатория Наркомата среднего машиностроения, Научно-исследовательский институт стройматериалов, объединение «Росмонументискусство». В 1960-е годы фасады здания реставрировались.

Церковь возвращена верующим в 1990 году, с 1991 года в ней регулярно проходят службы. В настоящее время главный престол храма, являющегося памятником федерального значения, посвящён Благовещению Пресвятой Богородицы, имеет приделы — Никольский, сщмч. Владимира Киевского, Всех новомучеников и исповедников российских (освящены в 1993 году).

Вдоль Большой и Малой Ордынок сохранилась церковная ограда. Рядом находится дом причта (1890, арх. А. А. Никифоров). Имя стрелецкого полковника носит Пыжёвский переулок (между Большой Ордынкой и Старомонетным переулком).

Литература


Токмаков И. Ф. Историко-археологическое описание церкви св. Николая Чудотворца, что в Пыжах, на Ордынке, в Москве. М., 1892.


Паламарчук П. Г. Москва в границах Садового кольца // Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца: Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье. М., 1994. С. 626-528.


Романов М.  Ю. Москва стрелецкая. М., 2012.


Константинов Л. Н. Дворяне Пыжовы [интернет-ресурс]. URL: https://www.proza.ru/2017/05/17/2143 (дата обращения .11.12.2020).


Иванов Ю. Церковь Николая Чудотворца, что в Пыжах [учётная карточка] // Храмы России [интернет-ресурс]. URL: http://www.temples.ru/card.php?ID=4463 (дата обращения 11.12.2020)


Храм святителя Николая в Пыжах [интернет-ресурс]. URL: http://www.vpyzhax.ru/ (дата обращения 11.12.2020).

Храм святителя Николая Чудотворца Мирликийского в Пыжах

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:протоиерей Александр Иванович Шаргунов
  • Расписание богослужений (общее кратко):В воскресные дни, а также в дни великих, двунадесятых и престольных праздников совершаются две Божественные литургии – в 7.00 и в 10.00.
    В остальные дни начало Божественной литургии в 8.00. Начало вечернего богослужения в 18. 00.
    В воскресенье вечером совершается акафист Иисусу Сладчайшему или акафист празднику, в среду вечером совершаются акафисты попеременно святителю Николаю Чудотворцу и св. Царю-страстотерпцу Николаю II.
  • Престольные праздники:
    • Николая Чудотворца — Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
    • Благовещения Пресвятой Богородицы — Апрель 7 [по н.с.]
  • Святыни:Крест-мощевик с мощами многих святых Вселенской Церкви.
    Образ страстотерпца Царя Николая II, а также икона святых Царственных страстотерпцев.
  • Деятельность:При храме действуют детская и взрослая воскресные школы, православный военный клуб «Симъ победиши», заочная воскресная школа для заключенных.
  • Краткая историческая справка:Приход храма святителя Николая Мирликийского в Пыжах известен с 1625 года.
    Современное здание двухпрестольного храма было построено в 1672 году.
    Главный престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, придел – святителя Николая Мирликийского.
    В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1934 году.
    Перед закрытием в храме совершали свое служение: преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), священномученик Николай Сафонов, трудилась мученица Татьяна Гримблит.
    В 1990 году приход храма был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.
    В 1992 году состоялось освящение Никольского придела Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Идет загрузка …

Церковь Св. Николая в Пыжах

Стрелецкий полк известен с 1650-х годов, когда им командовал Василий Иванович Философов. В 1668 году его сменил Богдан Пыжов. Стрельцы Богдана Пыжова и построили этот храм в камне в 1657 году (в разных источниках стоят 1670-е годы). Храм имел два придела: в честь святителя Николая Чудотворца и в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. По московской традиции храмы часто именовались по приделам, церковь известна как Никольская, а главный престол освящен во имя Благовещения

Под командованием Пыжова полк отличился в походе против «запорожских черкас» гетмана И. М. Брюховецкого в 1668 г., против Стеньки Разина двумя годами позже, потом воевал против заяицких казаков. А в 1682 году стрельцы подали челобитную государю на своего полковника Богдана Пыжова, обвинив его в незаконном вычитании денег из их жалования. Что, мол, «вычитал он по половине денежного жалования, а у иных и того больше». Проводивший расследование боярин Иоанн Языков решил дело в пользу власти и челобитчиков жестоко наказали: их били кнутом и послали в ссылки. Однако стрельцы считали, что Языков вел следствие «неправедно». Косвенно их правоту доказывает отстранение Пыжова от командования. В феврале 1682 г. он был отправлен воеводой в далекий вятский городок Кайгород.

Эта ссылка возможно спасла Пыжова. Ведь в 1698 году было восстание московских стрелецких полков, во время усмирения которого несколько тысяч стрельцов было повешено. Мог бы и Богдан Пыжов сложить там голову. Его бы убили или стрельцы или петровские войска.

В 1692 году стрельцы пристроили к церкви колокольню.

В 1811 году был построен южный Никольский придел и одновременно реконструирована трапезную – увеличена высота свода трапезной. А в 1812 году церковь была разорена французскими войсками Наполеона Бонапарта.

С 1858 года, почти полвека, о храме заботились жившие рядом известные купцы Лямины. И. А. Лямин был церковным старостой прихода.

Храм стоит в глубине участка за решетчатым забором. Из-за деревьев выглядывает двусветный четверик завершающийся волной кокошников, а выше поднимаются пять куполов храма. Впечатляет редкое даже для XVII века богатство декоративного убранства. Все окна северного фасада имеют разное обрамление с тонкой резьбой по камню. Замечательно оформление западного портала трапезной с гирляндами резных архивольтов и резными колонками, базы которых идентичны капителям, как принято было в конце XVII века. В стройной шатровой колокольне –16 слуховых окон,

звон ее колоколов, был слышен по всему Замоскворечью. Ограда храма была сделана в конце XIX века.

Большевики разорили храм в 1922 году, а в 1930 вообще его закрыли. Иконы отдали в Третьяковку, а колокол передали в Большой театр, где он звонил во время представления оперы «Борис Годунов». Потом его повесили в Богоявленском соборе в Елохове.

В 1960 году храм реставрировали. Там размещали потом Научно- исследовательские институты и мастерские. В 1990 году храм вернули верующим.

Фотографии предоставлены www.um.mos.ru
Фото 1:
Название: Храм Николая Чудотворца в Пыжах, 2014 г.
Автор: Александр Иванов
Фото 2,3 : www.oldmos.ru
Фото 4:
Название: Колокольня церкви Николая Чудотворца в Пыжах, 2014г.
Автор: Александр Иванов
Фото 5, 6:
Название: Храм Св.Николая в Пыжах, 2014 г.
Автор: Александр Иванов

В праздник Воздвижения Креста Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме свт. Николая Чудотворца в Пыжах и возглавил хиротонию архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского / Новости / Патриархия.

ru

27 сентября 2013 г. 13:35

27 сентября 2013 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Чудотворца в Пыжах г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Предстоятель Русской Церкви освятил центральный престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского (Тамбовская митрополия).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г.  Москве; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Николай Кречетов, благочинный Москворецкого округа г. Москвы; протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство г. Москвы.

Пели хор храма святителя Николая в Пыжах (регент — Светлана Гайдабора) и хор Тобольской духовной семинарии (регент — протоиерей Игорь Хмелев).

За богослужением Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Романа Богдасарова, исполняющего обязанности заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, клирика храма святителя Николая на Трех Горах.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Борис Левшенко, клирик храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе.

По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Гермогена на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал богомольцам первое архипастырское благословение.

Предстоятель Русской Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство поклонились Кресту Господню.

От лица духовенства и прихожан Святейшего Владыку приветствовал настоятель храма протоиерей Александр Шаргунов, преподнесший Предстоятелю Русской Церкви список Казанской иконы Божией Матери.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. В дар храму Предстоятель подарил образ священномученика Сергия Флоринского.

***

Деревянная Благовещенская церковь на месте нынешнего Николо-Пыжевского храма была основана не ранее 1593 года. Ее приход составляли стрельцы полка стольника Философова.

В царствование Алексея Михайловича стрелецкий полк Философова был отправлен для несения гарнизонной службы в Киев. Их сменили стрельцы полка Богдана Пыжова, от имени которых храм получил свое нынешнее название. К этому времени (около 1657 года) относится устройство каменного Благовещенского храма, существующего по настоящее время. Около 1691 года в храме было устроено два придела: первый придел во имя свт. Николая Чудотворца — усердием Пыжевского полка; второй в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских — по желанию киевских стрельцов Философова полка. В 1858 году придел преподобных Антония и Феодосия был упразднен, однако празднование преподобным совершается с прежней торжественностью.

Храм неоднократно достраивался и возобновлялся. В 1812 году храм был разорен французами, и только в 1848 году началось планомерное восстановление и благоукрашение храма, продолжавшееся более 40 лет. Все эти годы главным жертвователем и попечителем храма был староста И.А. Лямин.

В годы гонений в храме служили трое из ныне прославленных новомучеников и исповедников Российских — преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), настоятель храма с 1928 по 1934 год; священномученик Николай (Померанцев) и мученица Татьяна (Гримблит), певчая.

Храм был закрыт в 1934 году. Внутри он был перестроен: главный придел был разделен на три этажа, в трапезной появилась акустическая камера. В храме поочередно располагались: строительное общежитие, лаборатория наркомата среднего машиностроения, швейные мастерские «Росмонументискусство».

Храм был возвращен Церкви 27 сентября 1990 года. 13 ноября 1990 года указом Святейшего Патриарха Алексия II настоятелем храма назначен протоиерей Александр Шаргунов. Первое богослужение состоялось 11 июля 1991 года, однако еще более полугода в главном приделе работали мастерские «Росмонументискусство».

Иконостасы Благовещенского и Никольского приделов созданы иконописцем И.В. Клименко в 1992-2003 гг. В Никольском приделе сохранились росписи конца XIX века художника А. Соколова.

В 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в храме был освящен третий престол в честь священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников Российских.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Храм николая чудотворца ордынка — Интересные места и популярные маршруты

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а)

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ

(Большая Ордынка, № 27а)

Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из древнейших сооружений Замоскворечья. И опять Николай Чудотворец! Храм построен на средства стрельцов полковника Богдана Пыжова и был когда-то слободской церковью Стрелецкой слободы. Насчет точной даты постройки у исследователей есть разногласия. У М.И. Александровского в «Историческом указателе московских церквей» говорится, что церковь построена в 1647 – 1657 годах. А.А. Мартынов в книге «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» называет дату около 1670 года. Различные знания о московских храмах прекрасно систематизированы в четырехтомнике писателя и историка П.Г. Паламарчука «Сорок сороков». Автор практически не делает собственных выводов, представляя данные из разнообразных источников. П.Г. Паламарчуком проделана многосложная работа, ведь в книгах рассмотрены не только действующие храмы, но и закрытые, и разрушенные.

Изначально церковь была освящена в честь Благовещения Богоматери, а нынешнее название получила по одному из приделов Святителя Николая. Ранее на месте каменного храма была деревянная церковь Благовещения «что в стрелецком полку Философова», построенная в начале XVII века стрельцами полка стольника Философова, которых позже сменили здесь стрельцы полковника Пыжова.

В полк Пыжова набирали стрельцов из вольных людей. Их называли «гулящими», то есть не прикрепленными к тяглу – налогу, которым облагалось посадское и торгово-ремесленное население. Согласно документам тех лет, стрельцы должны были быть собою бодры, и молоды, и резвы. В качестве вознаграждения за службу им предоставлялись торговые льготы: они имели право беспошлинно покупать и продавать мелкий товар. Начальник расположенного в районе Большой Ордынки стрелецкого полка Богдан Климентьевич Пыжов был представителем старинного московского дворянского рода. В двадцатидевятилетнем возрасте он был назначен командиром стрельцов в бывшей Кожевенной слободе.

Вот какой любопытный эпизод описывает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен»: «Стрельцы полку Пыжова всем приказом били челом государю на полковника своего Богдана Пыжова, что он вычитал у них по половине денежного жалованья; царь велел разыскать дело Языкову. Говорят, что Языков сделал розыск несправедливый, поверил полковникам. Как бы то ни было, челобитчиков стрельцов, лучших людей, велено наказать, чтоб они впредь не смели бить челом на полковников, их били кнутом и разослали в ссылки»[161]. Почти то же самое и у А.Н. Толстого в историческом романе «Петр Первый»: «Полковник Пыжов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы. А пошли жаловаться, – челобитчиков били кнутом перед съезжей избой»[162].

Не лучшими человеческими качествами обладал Богдан Пыжов, но военачальником был превосходным. Под его командованием полк участвовал в самых опасных походах против запорожских черкас гетмана Брюховского в 1668 году и против Степана Разина в 1670 году. В феврале 1682 года полковник Пыжов был переведен воеводой в вятский городок Кайгород. Наверное, надоели Федору Алексеевичу челобитные на Пыжова, не посмотрел царь на военные заслуги полковника. Но с другой стороны, может, и спасительным оказалась для Богдана Пыжова эта ссылка, потому что в 1698 году произошло восстание московских стрелецких полков, и Пыжов мог оказаться в числе нескольких тысяч повешенных. Или убит своими же стрельцами, ведь одной из причин стрелецкого бунта, наряду с тяготами службы, изнурительными походами и голодом, историки называют притеснения со стороны полковников. А в этом-то совесть Богдана Пыжова была нечиста.

Храм Святителя Николая в Пыжах

В 1692 году стрельцы построили колокольню и трапезную с приделом Святителя Николая. А через шесть лет случился бунт и кровавая расправа. Петр I собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам – зачинщикам бунта. На картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» одной из самых выразительных деталей является толстая свечка, горящая в руках одного из стрельцов. А ведь ближайшей стрелецкой церковью к месту казни была именно церковь Николы в Пыжах, и может, именно здесь ставили свои последние свечи московские стрельцы.

До 1692 года приделы церкви Благовещения находились в боковых апсидах. Точнее сказать, апсиды, которые были увеличены надстройками, стали самостоятельными приделами, выступающими за стены четверика. Раньше над каждым приделом возвышалась глава. Южный Никольский придел храма был возведен в 1811 году. Тогда же реконструировали трапезную, получившую теперешний вид. Придел повторяет скругление апсиды. К сожалению, декор трапезной не сохранился, но зато уцелели маленькое окошко и карниз. В 1812 году церковь Николы в Пыжах была разорена французами. Храм обновлялся в 1858 году на средства многолетнего церковного старосты купца И.А. Лямина и в 1895 году за счет его жены Е.А. Ляминой в память о скончавшемся супруге. В 1858 году был также изготовлен иконостас, не сохранившийся до наших дней.

Храм Николы в Пыжах имеет привычный для русского зодчества вид «корабля», когда церковь стоит на одной оси с трапезной и колокольней. Храм влюбляет в себя необычными архитектурными находками, художественным вкусом и фантазией зодчего. Он находится немного в глубине двора за решетчатым забором, и летом его закрывают от взора раскидистые кроны деревьев. Не поленитесь – обойдите храм вокруг, и вы получите настоящее эстетическое удовольствие. Белокаменные кокошники, завершающие двухсветный четверик, расположены так, как будто это бегущие вспененные волны. А на волнах мирно «плывут» пять куполов. Кокошники поднимаются от богато украшенного антаблемента, который подчеркивает прямоугольную форму храма. Еще одной особенностью является то, что храм вытянут поперек оси, идущей от колокольни, что придает ему объемность.

Зодчий использовал такое разнообразие форм, накладывающихся друг на друга, что порой удивляешься, как при всем этом он добился единства и цельности. Храм создает впечатление не архитектурного, а скульптурного произведения, как будто зодчий делал из цельного куска камня, обрабатывая его маленьким скарпелем и добиваясь пластичности и декоративности. При этом нельзя сказать, что церковь Николы в Пыжах украшена роскошно или вычурно. Декор храма отличается сложностью и изящностью рисунка, который практически не повторяется в разных элементах церкви. Особенно выделяется каменный наряд в восточной части – на центральной апсиде. Обязательно обратите внимание на наличники окон и порталы входа в церковь, украшенные живописным декором. В стройной шатровой колокольне целых шестнадцать слуховых окон в два ряда, чтобы прекрасный колокольный звон храма слышался по всему Замоскворечью. Необычное арочное крыльцо как будто вырастает из колокольни. Ограда со стальной решеткой относится к концу XIX века.

В 1922 году при проведении реквизиции церковных ценностей из церкви были изъяты золотые и серебряные изделия весом более двадцати пудов. Бесследно пропала уникальная утварь, сделанная из серебра с инкрустациями драгоценных камней в стиле XVII века. В 1930-х годах церковь Николы в Пыжах была закрыта и подвергнута перестройке. Колокол Никольского храма, как и многих других московских церквей, передали в Большой театр, где он звонил в опере «Борис Годунов». Теперь этот колокол верно служит в московском храме Богоявления в Елохове, однако на нем сохранилась надпись 1900 года, сообщающая о его принадлежности к церкви Святителя Николая в Пыжах. В 1960-х годах в храме проходила реставрация. После здесь располагались строительное общежитие, НИИ стройматериалов и швейные мастерские «Росмонументискусства». Многие иконы из храма Николы в Пыжах поступили в 1930-х годах в фонды Третьяковской галереи и других музеев. Среди них Спас Вседержитель XVII века, Троица и Смоленская Одигитрия.

В 1990 году храм был возвращен Русской православной церкви, а в январе 1992 года возобновились богослужения. Новые иконостасы выполнены иконописцем И.В. Клименко в 1992 – 2003 годах по канонам московской иконописной школы. В южном приделе есть росписи конца XIX века. В 1993 году в храме был освящен третий престол в честь священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников российских. Настоятелем храма Николы в Пыжах является протоиерей Александр Шаргунов – глава комитета «За нравственное возрождение Отечества», созданного для борьбы с пропагандой в России разврата и сатанизма.

Следует сказать отдельно о хоре Свято-Никольской церкви, потому что одна из певчих хора – контральто с мировым именем Лина Мкртчян, голос которой, по словам Д. С. Лихачева, отличается редкой красотой, силой, наполненностью и точно льется с небес, одновременно приподымаясь, струясь ввысь. С недавнего времени при храме действует хоровая школа. Святыней церкви Николы в Пыжах является крест-мощевик с частицами мощей семидесяти двух святых, в том числе пророка Исаии, Иоанна Предтечи, апостолов Марка, Луки и Андрея Первозванного, святителя Николая и равноапостольной княгини Ольги. Особо чтимая икона храма – мироточивый образ святого царя-страстотерпца Николая. Возле этой иконы, расположенной в центральной части церкви, на утренних службах почти всегда очередь из желающих поклониться. Рядом с ней находится икона Царских мучеников. В ее мощевике есть молочный зуб царевича Алексея.

При всем внешнем великолепии внутри церковь необычайно скромна и уютна. Свежевыбеленные стены храма почти не имеют росписей. Особенно красив храм Николы в Пыжах зимой, когда его не загораживает листва деревьев. Да и белизна снега идеально сочетается с белокаменным «одеянием» церкви. Храм похож внешне на изящного белого лебедя. Он отличается живописностью силуэта, богатством декора и сложностью композиции. Храм построен перед самым началом царствования Петра I и является одним из последних типично русских храмов, ведь потом западное влияние будет ощущаться в архитектуре все больше и больше. Безымянный зодчий благодаря своему таланту и фантазии сделал церковь Николы в Пыжах ни с чем не сравнимым образцом русской художественно-архитектурной мысли.

Церковь Св. Николая в Пыжах

Стрелецкий полк известен с 1650-х годов, когда им командовал Василий Иванович Философов. В 1668 году его сменил Богдан Пыжов. Стрельцы Богдана Пыжова и построили этот храм в камне в 1657 году (в разных источниках стоят 1670-е годы). Храм имел два придела: в честь святителя Николая Чудотворца и в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. По московской традиции храмы часто именовались по приделам, церковь известна как Никольская, а главный престол освящен во имя Благовещения

Под командованием Пыжова полк отличился в походе против «запорожских черкас» гетмана И. М. Брюховецкого в 1668 г., против Стеньки Разина двумя годами позже, потом воевал против заяицких казаков. А в 1682 году стрельцы подали челобитную государю на своего полковника Богдана Пыжова, обвинив его в незаконном вычитании денег из их жалования. Что, мол, «вычитал он по половине денежного жалования, а у иных и того больше». Проводивший расследование боярин Иоанн Языков решил дело в пользу власти и челобитчиков жестоко наказали: их били кнутом и послали в ссылки. Однако стрельцы считали, что Языков вел следствие «неправедно». Косвенно их правоту доказывает отстранение Пыжова от командования. В феврале 1682 г. он был отправлен воеводой в далекий вятский городок Кайгород.

Эта ссылка возможно спасла Пыжова. Ведь в 1698 году было восстание московских стрелецких полков, во время усмирения которого несколько тысяч стрельцов было повешено. Мог бы и Богдан Пыжов сложить там голову. Его бы убили или стрельцы или петровские войска.

В 1692 году стрельцы пристроили к церкви колокольню.

В 1811 году был построен южный Никольский придел и одновременно реконструирована трапезную – увеличена высота свода трапезной. А в 1812 году церковь была разорена французскими войсками Наполеона Бонапарта.

С 1858 года, почти полвека, о храме заботились жившие рядом известные купцы Лямины. И. А. Лямин был церковным старостой прихода.

Храм стоит в глубине участка за решетчатым забором. Из-за деревьев выглядывает двусветный четверик завершающийся волной кокошников, а выше поднимаются пять куполов храма. Впечатляет редкое даже для XVII века богатство декоративного убранства. Все окна северного фасада имеют разное обрамление с тонкой резьбой по камню. Замечательно оформление западного портала трапезной с гирляндами резных архивольтов и резными колонками, базы которых идентичны капителям, как принято было в конце XVII века. В стройной шатровой колокольне –16 слуховых окон,

звон ее колоколов, был слышен по всему Замоскворечью. Ограда храма была сделана в конце XIX века.

Большевики разорили храм в 1922 году, а в 1930 вообще его закрыли. Иконы отдали в Третьяковку, а колокол передали в Большой театр, где он звонил во время представления оперы «Борис Годунов». Потом его повесили в Богоявленском соборе в Елохове.

В 1960 году храм реставрировали. Там размещали потом Научно- исследовательские институты и мастерские. В 1990 году храм вернули верующим.

Долг и любовь. 14 февраля 1996 года — день убиения протоиерея Анатолия Чистоусова. 17 февраля 2011 г.

Объединение — в единении. Заметки по поводу статьи протопресвитера Валерия Лукьянова «Объединение или единение?»

От смерти к жизни. Интервью корреспонденту газеты «Чехов сегодня» Н. А. Мотиной

21 комментарий «Церковь»

Здравствуйте! Извините пожалуйста! Можно ли Вас попросить, пожалуйста, очень очень прошу помолиться, если будет свободная минутка о Нарине и ее детях Маргарите и Георгие! Спасибо! Аминь! Спаси Бог!

Здравствуйте! Заранее извиняюсь за свою наглость, очень хочу попросить вас о небольшой услуге, надеюсь вы не откажите мне в моей просьбе. Не так давно я узнал из книги (УМЕРЕТЬ И ВОСКРЕСНУТЬ О ПРОСЛАВЛЕНИИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ 2) о том что вашем храме находится икона Николая 2 которая мироточит, я очень мечтаю о такой иконе, конечно же копии. Если есть у вас такая возможность, вышлите мне иконку, копию той самой иконы Николая 2 которая мироточит, я очень, очень Вам буду благодарен. Заранее ОГРОМНОЕ Вам спасибо. Вот мой адрес г. Челябинск ул-Гончаренко дом-69 квартира-36 индекс- 454078 Шумилов Кирилл Васильевич

Добрый день.
Есть ли на сайте раздел о духовенстве Храма? Хочется подавать записки, а сан и имя не знаю….

Настоятель — протоиерей Александр Шаргунов.
Протоиерей Валерий Гурин.
иерей Алексий Коршунов.
диакон Андрей Демченко.

Доброго дня,с Престольным праздником Вас-всех благ Вам , здоровья и помощи Божьей во всех делах)
Если сможете -прошу помолиться за мою маму Татьяну-у нее приступы сердца -операцию затягивают-не хотят делать(прошу ваших молитв и за меня Нину мне хотели биопсию делать костного мозга-но не благословил-сказали ты хоть ходишь-я часто болею-иммунитета нет вообще-(простите меня ,что я
прошу помолиться . Спаси Вас Господи.

Господи, помилуй рабу Твою!

Здравствуйте! Вчера посетили храм, впечатления замечательные, но остался неприятный осадок из-за некоего инцидента. А именно, довольно агрессивной попытки одной юной, но ретивой служительницы церкви помешать сделать фото внутренних интерьеров храма. Юная девица почему-то убеждена, что в храмах фотографировать нельзя. Вынужден её разочаровать: это не так! Прошлой весной довелось побывать в церкви Святителя Николая Чудотворца в Бари. Так вот, в главном мировом храме Николая Чудотворца можно фотографировать везде! Включая нижний придел, где находится икона Святого Николая Чудотворца, и часовня, в которой с 1087 года хранятся святые мощи Святого Николая. Уверен, что девушка «защищала храм» от фотографов не по своей инициативе, а ориентируясь на некую установку настоятеля храма. В этой связи вопрос настоятелю: почему действует и на чём основан такой запрет. Тем более, что фотографии внутренних интерьеров храма имеются на официальных ресурсах храма в сети Интернет, и тем более, что храм является объектом культурного наследия России и памятником градостроительства и архитектуры! Надеюсь также понятно, что посетители, желающие запечатлеть для себя на фотографии внутренние интерьеры храма, не будут мешать молитвам прихожан, а тем более фотографировать их без соответствующего разрешения!

В большинстве монастырей и храмов и у нас в России, и за рубежом висят таблички, запрещающие фотографировать внутри храмов. Даже в Троице-Сергиевой Лавре, Дивеево и т.д. Конечно, бывают исключения, но они требуют особого благословения настоятеля.

Храм Святителя Николая в Пыжах

100 кокошников

Если бы В.И. Суриков изобразил утро стрелецкой казни немного в другом ракурсе, то запечатлел бы храм Святого Николая в Пыжах.

Деревянную церковь на этом месте построили около 1593 года одновременно с учреждением стрелецкой слободы.

Во второй половине XVII века местным стрелецким полком командовал Богдан Пыжов. По его фамилии называли и храм, и Пыжевский переулок. Именно он в 1672 году (по другим источникам, в 1657) завершил строительство церкви Николая Чудотворца в Пыжах с огромным количеством кокошников и шатровой колокольней. Имя архитектора неизвестно.

В 1812 году Никольский храм разорили французы. Церковь восстановили лишь в конце 1840-х на средства купцов Ляминых. Тогда заново отлили из серебра всю церковную утварь в стиле XVII века. Вообще владельцы Яхромской мануфактуры Лямины были постоянными благотворителями и благодетелями храма. Прихожанкой и благотворительницей Никольской церкви была также Анастасия Цветаева, сестра Марины Цветаевой.

В 1934 году храм Николая в Пыжах закрыли. Здание разделили на несколько этажей, сбили росписи.

Колокол Пыжевской церкви передали Большому театру, где он звонил во время оперы «Борис Годунов». Оттуда его выкупил Елоховский Собор.

В здании Никольской церкви сначала устроили общежитие, а затем швейные мастерские. В 1991 году в отреставрированном храме возобновились богослужения.

Храм Николая в Пыжах так богато декорирован, что нет даже двух одинаковых окон. Главная икона встречает верующих уже входа: мозаичный образ Николая Чудотворца врезан в церковную ограду. А мироточивый образ мученика Николая II, написанный в 1996 году Павлом Тихомировым, часто путешествует по других храмам и городам России. Также среди святынь храма — крест с частицами мощей семидесяти двух святых.

Церковь

протоиерей Александр Шаргунов
протоиерей Владимир Переслегин

Пожалуйста, уточните имя: Марина?

Здравствуйте. Собираемся ехать в паломничество воскресной школой.Нашей школе 25 лет и покровители ее- святые Царственные мученики.Очень хотим попасть и приложиться к мироточивой иконе Царя Николая. Икону выносят только в воскресные дни? Как тогда нам написать настоятелю храма, может будет возможность нам приложиться к святыни( мы приезжаем в будние дни)?Это очень важно для нас.В том году были в Екатеринбурге на Царские дни, теперь есть желание приложиться к чудотворной иконе. Очень просим передать наше прошение настоятелю храма(читаем его книги)- просим ее вынести для нас, если такое возможно, или написать ему лично о нашем прошении(укажите куда писать ему или как связаться с ним).Знаем, что есть еще икона с молочным зубом Царевича.
Передайте о.А.Шаргунову о нашем прошении, может это возможно!?
на все воля Божия.
спаси Господь!

Храм николая чудотворца ордынка

Постр. в 1670—72 в Стрелецкой слободе на средства стрелецкого полка Богдана Пыжовая на месте деревянного храма Благовещения (первое письм. упом. — 1639). Главный престол — Благовещения Пресвятой Богородицы — осв. в 1672. В 1691—92 постр. трапезная с теплым придельным храмом свт. Николая Чудотворца и колокольня. В то время стал часто наз. храмом Николы в полку Богдана Пыжова. В 1796 обновлен, расписаны стены. В 1812 разграблен наполеоновскими войсками. В том же году к Никольскому храму приписан Покровский храм в Голиках на Малой Ордынке (снесен в 1930-е). В 1878 осв. придел препп. Антония и Феодосия Печерских (упразднен). Обновлялся в 1858, 1895 на средства семей Ляминых и Рахманиных. Ограда — сер. XIX в.

В стиле «русское узорочье». Четырехугольный, бесстолпный, двусветный, с 3-
частными алтарными выступами. Приделы как бы вдвинуты в с.-в. и ю.-в. углы куба основного здания, так что их алтарные выступы образуют единую линию с алтарным выступом главного престола. Декорирован кирпичными деталями. На зап. порталах трапезной — резные колонки и гирлянды обрамлений арочного проема. Кирпичный и белокаменный резной декор оконных обрамлений сев. фасада со сложным и тонким рисунком. Завершен пирамидой ярусов кокошников и 5 главами. Колокольня — шатровая, трехъярусная (с 16 слухами-резонаторами в 2 ряда). В первом ярусе — открытое крыльцо. Вход декорирован «висящей» гирькой. Внутреннее убранство утрачено. Новые иконостасы выполнены в древнерусском стиле.

В 1922 власти изъяли св. 15 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари.

Закрыт ок. 1934. Икона «Спас Вседержитель» (1674, школа Оружейной палаты) поступила в 1934 в Третьяковскую галерею. Колокол храма (1900) оказался в Большом театре и был приобретен у него Богоявленским Елоховским собором, после того как треснул соборный колокол. В здании размещались мастерская, акустическая лаборатория, научно-исследовательский институт, объединение «Росмонументискусство». Реставрировался в 1960-е. Богослужения возобновлены 11 .VII. 1991. Главный престол — Благовещения Пресвятой Богородицы, придел — сет. Николая Чудотворца, приставной престол — священномученика Владимира Киевского и Ново-мучеников и Исповедников Российских.

Святыни — частицы свв. мощей Иоанна Предтечи, пророка Исайи, апостолов Марка, Луки, Андрея Первозванного, св. архидиакона Стефана, равноапостольной кн. Ольги, праведной Анны, преп. Силуана Афонского и др.
По воскресеньям, на праздничный молебен, из алтаря выносятся ковчежцы со свв. мощами.

Москва: полезная информация
  • Информация о городе
  • Карта Москвы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (843)
    • Музеи (248)
    • Автовокзалы (13)
    • Парки (64)
    • ЖД вокзалы (17)
    • Магазины и ТРЦ (401)
    • Парки развлечений (41)
    • Храмы, соборы, мечети (420)
    • Фестивали, праздники, шоу (19)
    • Аэропорты (4)
    • Клубы, концертные площадки (234)
    • Зоопарки (10)
    • Площади (3)
    • Театры (46)
    • Галереи (6)
    • Фуникулеры, канатные дороги (1)
    • Кинотеатры (132)
    • Озера (4)
    • Национальные парки (1)
    • Речные вокзалы (1)
    • Смотровые площадки (4)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Мосты (3)
    • Бани, сауны (3)
    • Замки, дворцы (3)
    • Небоскребы (1)
    • Пляжи (21)
    • Рестораны и кафе (34)
    • Центры активного отдыха (12)
    • Спортивные сооружения (2)
    • Фонтаны (4)
    • Учебные заведения (1)
  • Забронировать отель в Москве
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Москвы
  • Советы о Москве
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Москве
  • Метро Станции «Третьяковская» Калужско-Рижской линии и «Третьяковская» Калининской линии, «Новокузнецкая».
    Автобус Ост. «Метро Третьяковская»: № м5; Ост. «Большая Якиманка»: № м6 и К; Ост. «Метро Полянка»: № м6; Ост. «Вишняковский переулок»: № 3Н; Ост. «3-й Голутвинский переулок»: № 144, м1 и н11.
    Трамвай Ост. «Вишняковский переулок»: 3, 39, А.
    Троллейбус Ост. «Большая Якиманка»: № 8; Ост. «3-й Голутвинский переулок»: № 4, 7, м4.

    Храм Святителя Николая в Пыжах расположен в Москве, между улицами Большая и Малая Ордынка, он является одним из древнейших сооружений Замоскворечья. Относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Является памятником архитектуры XVII века, находясь в статусе объекта культурного наследия народов РФ, федерального значения.

    Время строительства храма Мирликийского Святителя Николая в Пыжах различается в нескольких документах. В книге «Исторический указатель московских церквей» краеведа и историка Михаила Александровского указывается, что храм был построен в период с 1647–1657 годы. В другом труде «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» русского архитектора Алексея Мартынова указана другая дата — 1670 год.

    Церковь построена в традиционном для того времени стиле «русское узорочье». Здание имеет четырехугольную форму с трехчастными алтарными выступами и является бесстолпным, своды и купол в нем держатся только за счет наружных стен. Окна расположены в два горизонтальных ряда. Приделы церкви выдвинуты к юго-востоку и северо-востоку куба основного строения, что позволяет образовать единую линию из алтарных выступов с алтарным выступом основного строения. Белоснежная церковь украшена кирпичными деталями.

    Арочный проем входа в трапезную украшен резными гирляндами и колонками. Оконные обрамления северного фасада отличаются тонким и сложным рисунком. Очень красиво смотрится пирамида из пяти куполов. Рядом стоит трехъярусная шатровая колокольня, вход которой украшен «висячей» гирькой. В ней реализованы 16 слуховых окон, чтобы звон колоколов был слышен по всей округе. Первоначальное убранство церкви утрачено. Иконостасы, установленные сейчас в храме, выполнены в древнерусском стиле.

    Расписание служб в храме Святителя Николая в Пыжах

    По воскресеньям, а также во время престольных и великих праздников в храме Святителя Николая в Пыжах проходят Божественные литургии в 07:00 и в 10:00.

    В остальные дни Божественная Литургия совершается в 7:30 или в 08:00. Вечернее богослужение начинается в 18:00.

    Богослужения проводятся на церковнославянском языке. На праздничный молебен по воскресным дням из алтаря выносятся ковчежцы с мощами. Настоятель храма — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.

    Святыни

    В храме есть мощевик в форме креста, в котором хранятся мощи семидесяти двух святых Вселенской Церкви. Список главных святынь:

  • Мироточивый образ страстотерпца Царя Николая II;
  • Частицы мощей Иоанна Предтечи;
  • Икона святых Царских мучеников. В мощевике святыни хранится молочный зуб царевича Алексея;
  • Частицы мощей апостола Андрея Первозванного;
  • Частицы мощей апостола Луки;
  • Частицы мощей апостола Марка;
  • Частицы мощей преподобного Силуана Афонского;
  • Частицы мощей праведной Анны;
  • Частицы мощей пророка Исаии;
  • Частицы мощей равноапостольной княгини Ольги;
  • Частицы мощей архидиакона Стефана.
  • История

    Стрелецкий полк Василия Философова был сформирован в 1650-х годах. Затем его главой стал Богдан Пыжов, в 1668 году. Именно на средства его стрельцов была построена каменная церковь Стрелецкой слободы, так раньше назывался этот храм. Вначале в церкви существовало два придела: первый — в честь Святителя Николая, освященный во имя Благовещения, второй — в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских. В те времена было принято называть храмы по приделам, тогда храм был известен как Никольский.

    В 1692 году к зданию была пристроена трапезная и колокольня. До того времени приделы храма были расположены в его боковых апсидах. Со временем их увеличили надстройками и они сами стали самостоятельными приделами. Еще один — Никольский придел с южной стороны построили в 1811 году. В этом же году была переделана трапезная, которая в результате получила свой нынешний вид. Ее убранство сохранилось только частично, это карниз и небольшое окно.

    Во время Отечественной войны 1812 году враги разорили церковь. В XIX веке церковь дважды перестраивалась и обновлялась. В 1858 году деньги на ее восстановление были выделены купцом И. Ляминым, на эти средства изготовили новый иконостас, которых до наших времен не сохранился. Вторая реконструкция была произведена в 1895 году, на деньги его жены.

    В 1922 году, в годы большевистской власти из храма изъяли золотые и серебряные церковные изделия, весом более 20 пудов. Была утрачена уникальная церковная утварь XVII века, украшенная драгоценными камнями. В 1930 году храм оказался закрыт и подвергся реконструкции. Колокол, висевший в колокольне храма Святителя Николая в Пыжах, был передан в Большой театр, где использовался в некоторых постановках. Сейчас этот колокол установлен в храме Богоявления в Елохове, но на нем можно увидеть надпись о принадлежности церкви Святителя Николая в Пыжах.

    Также в 1930-х годах, при проведении реквизиции, иконы храма были отданы в фонды Третьяковской галереи и других московских музеев. В 1960-х годах храм снова перестраивают под светские нужды. Здесь располагались швейные мастерские, общежитие и даже Научно-Исследовательский Институт стройматериалов.

    Храм был возвращен под управление Русской православной церкви в 1990 году. Через два года, в 1992 году здесь начали проводиться первые богослужения. С 1992 по 2003 годы иконописец И. Клименко создает новые иконостасы. В южном приделе церкви сохранились несколько росписей XIX века.

    В 1993 году в храме освящают третий престол, в честь священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского. Настоятель церкви Святителя Николая Мирликийского в Пыжах Александр Шаргунов является главой комитета «За нравственное возрождение Отечества». Главной задачей этой организации является борьба с пропагандой сатанизма и разврата в России.

    Как добраться

    Храм Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в Пыжах находится на улице Большая Ордынка 27А/8, строение 1. Рядом расположены три станции московского метрополитена, в пешей доступности от здания церкви. Станции «Третьяковская» Калужско-Рижской линии и «Третьяковская» Калининской линии. От них до храма следует пройтись пешком 310–360 метров. Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии находится на расстоянии 610 метров.

    На общественном транспорте до храма Святителя Николая в Пыжах можно доехать на автобусах, троллейбусах и трамваях. Ближайшие остановки:

    • «Метро Третьяковская» — автобус № м5. Пешком пройтись 180 метров.
    • «Большая Якиманка» — автобусы № м6 и К, троллейбус № 8. Идти пешком около 710 метров.
    • «Метро Полянка» — автобус № м6, троллейбус № 8. Отсюда идти пешком порядка 740 метров.
    • «Вишняковский переулок» — автобус № 3Н, трамваи № 3, 39, А. До храма идти пешком около 790 метров.
    • «3-й Голутвинский переулок» — автобусы № 144, м1 и н11, троллейбусы № 4, 7 и м4. Идти пешком от этой остановки порядка 990 метров.
    • В Москве удобно вызвать такси, чтобы с комфортом доехать до церкви. Можно воспользоваться мобильными приложениями таких операторов как Яндекс. Такси, Ситимобил, Uber, Везёт, Maxim, Gett.

      Видео о храме Святителя Николая Чудотворца в Пыжах