Содержание

Церковь св. Антипы Пергамского на Колымажном дворе / Православие.Ru

На тихой Волхонке рядом с музеем притаилась скромная древняя церковь Антипы Мученика. Ее судьба оказалась связана с трагическими и славными страницами летописи русской истории. Веками москвичи возносили в ней молитвы, и, наконец, традиция, возобновилась.

Неизвестно, почему в старой Москве и именно на этом месте церковь была освящена во имя св. Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Его пастырское служение пришлось на времена страшного императора Нерона, требовавшего неуклонного жертвоприношения языческим идолам, а ослушников ожидала казнь или ссылка. Сам св. Иоанн Богослов был тогда сослан на остров Патмос в Эгейском море. Проповедь святого Антипы удерживала его паству от поклонения «отечественным богам», в чем обвиняли его языческие жрецы. Они предали подвижника мученической смерти, бросив в раскаленную печь, но огонь не тронул тело мученика – по преданию, непрестанно молившийся святой словно уснул. Христиане захоронили его в Пергаме, и у гробницы начались исцеления. Особенно св. Антипа славится исцелениями при зубной боли.

Причина посвящения церкви на Волхонке осталась тайной истории. Другой загадкой стало время ее возведения. Безоговорочно, она датируется 1530-ми годами, но есть версия, что первую деревянную церковь на этом месте выстроил сам Алевиз Фрязин в 1514 или 1519 году. Иногда считают, что он построил здесь другой храм, во имя св. митрополита Петра, а на его месте позднее построили (или перестроили) новую Антипьевскую церковь. Третьей загадкой оказалось имя храмоздателей. Единогласно ученые признают, что в устроении храма участвовала семья Скуратовых, чья усадьба вплотную примыкала к нему с восточной стороны, и иногда робко называют имя главного, знаменитого представителя этой фамилии — Григория Лукьяновича Бельского, более известного как Малюта Скуратов.

Известно, что первоначально эта церковь появилась в слободе царских конюхов, живших тут, подле Кремля, еще с XIV века. После страшного пожара 1547 года сюда же был перенесен из Кремля и сам царский Конюшенный двор, отчего местная слободская церковь стала называться «что у Государевых больших конюшен». Прежде же царский Конюшенный двор находился в Кремле, около Комендантской башни, которая именовалась тогда Колымажной, — от колымаг, экипажей, которые делали для царского двора.

Первая деревянная церковь, построенная для царских конюхов, возможно, Алевизом Фрязиным, придворным зодчим великого государя Василия III, вскоре была заменена каменной, что говорит об относительном достатке прихожан. Ее архитектура и стилистические приемы (как солнце, выложенное в куполе, маломерный «алевизовский» кирпич) свидетельствуют о сильном влиянии итальянского зодчества или о подражании ему, что подтверждает версию об авторстве Алевиза, который вполне мог построить слободскую церковь для царских слуг.

Сохранившийся до наших дней храм представляет собой сложное архитектурное напластование, так как он перестраивался в разные эпохи – от XVI века до 1901 года. Считается, что в его основе сохранилось лишь здание 1596 года, за века обраставшее новыми пристройками. Редчайшей особенностью Антипьевской церкви стали две алтарные апсиды вместо традиционной одной: в большой апсиде находился алтарь с главным престолом, в другой, меньшей – придел. Огромное количество приделов стало еще одной особенностью церкви. Первым был придел во имя св. Григория Декаполита, устроенный в южной апсиде и имевший собственную глухую главку. Его сооружение ученые и приписывают семье Скуратовых. По одной версии, его строил во имя небесного патрона сам Малюта Скуратов, имевший подле этого храма свой московский двор.

Местонахождение усадьбы Малюты до сих пор вызывает множество научных споров. Молва приписывала ему владение дьяка Аверкия Кириллова на противоположном берегу Москвы-реки. Другие ученые считают, что дом Скуратова как думного дворянина и особо приближенного к царю (в Александровской слободе он занимал должность «пономаря) и вовсе мог находиться в Кремле, но это предположение. В правление Ивана Грозного эта территория (от Пречистенской набережной до Большой Никитской улицы) была отдана в опричнину. И вероятно, Малюта действительно получил здесь двор для жительства – на нынешней Волхонке близ храма Христа Спасителя. А его личные конюшни, по преданию, находились в районе Малого Власьевского переулка, что близ Пречистенки.

В то время Антипьевская церковь здесь уже точно стояла. По легенде, в ней Иван Грозный венчался со своей очередной женой. Первый русский царь чтил этого святого, и среди его родовых моленных святынь был зуб св. «Онтипия Великого», окованный серебром. Есть и другая версия, почему Грозный облюбовал эту местность – неподалеку стоял его Опричный дворец. (Предположительно, остаток этого дворца сохранился до наших дней, он находится в глубине двора Аудиторного корпуса МГУ, который ныне занимает факультет журналистики.) Еще в конце XIV века на высоком холме в Старом Ваганькове (где теперь высится дом Пашкова) был возведен дворец великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I, прапрадеда Ивана Грозного. В тех краях поселился и сам Грозный, объявив опричнину. Один из местных подземных ходов направлялся в сторону Колымажного двора, где находилась усадьба Скуратовых. Возможно, им не раз пользовался сам Малюта. Ученые ныне выдвигают фантастическое предположение, что именно на этой территории, в подземельях между Кремлем и домом опричника, запрятана библиотека Ивана Грозного, которую искали в Кремле, Коломенском и Александровской слободе.

Достоверно известно, что XVII веке к Антипьевской церкви с восточной стороны вплотную примыкала родовая усадьба Скуратовых, принадлежавшая потомкам брата Малюты, Ивана Скуратова. Антипьевская церковь служила их фамильной усыпальницей. Отсюда явилась другая версия – придел св. Григория Декаполита могли устроить и сами родственники Малюты уже после его гибели.

Род Скуратовых-Бельских прежде не имел высокого положения. Скуратовы было их фамильное прозвище, (от скурат – «шкура», «грубая кожа»), которое носил уже правнук родоначальника. Собственно же родовая их фамилия была Бельские, по преданию, от польского дворянина Станислава Бельского, приехавшего на службу к Василию I Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского. Его правнук, Прокофий Зиновьевич Скурат, сопровождал в поездках Елену Глинскую, мать Ивана Грозного. Загадкой стало имя Малюты: либо это обычное русское имя, данное младенцу при рождении, во крещении нареченного Григорием. (Похожее имя — Неждан — имел и его брат). Либо же Малюта — прозвище Григория Бельского за маленький рост, что разделяет большинство историков.

Однако главным доказательством местонахождения его дома на Волхонке стала археологическая находка – могильная каменная плита, обнаруженная при разборке церкви Похвалы Богородицы, стоявшей рядом с храмом Христа Спасителя, для строительства Дворца Советов. Надпись на ней гласила, что здесь похоронен убитый в Ливонской войне Малюта Скуратов. Кстати, сведения об этой находке почерпнуты отнюдь не в недрах Интернета, как недавно было написано в одной сетевой публикации, а в книге известного советского историка Москвы П. В. Сытина «Из истории московских улиц», современника того события.

Прежде предполагали, что опричник, убитый в январе 1573 года при штурме ливонской крепости Пайде, был захоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре, который особенно любил Иван Грозны. По преданию, истекающий кровью Малюта Скуратов, привезенный в обитель, каясь в своих злодеяниях, сам просил похоронить его у монастырских ворот, дабы каждый входящий попирал его прах ногами. Может быть, Малюту перезахоронили по желанию родственников. Они сохранили родовую усадьбу, имели прочие царские милости, а вдова Скуратова даже получала пожизненную пенсию. У самого Малюты не осталось прямых наследников по мужской линии. Его единственный сын Максим умер рано, а три дочери были удачно выданы замуж. Старшая стала женой Ивана Глинского, кузена великой княгини Елены Глинской, матери царя! Другая дочь, Мария Григорьевна, выданная за боярина Бориса Годунова, со временем сама оказалась царицей. Третья вышла за боярина Дмитрия Ивановича Шуйского, брата царя Василия Шуйского. Молва обвинила ее в отравлении на пиру народного героя, полководца Михаила Скопина-Шуйского, приходившегося им родственником.

И до середины XVII века усадьба на Волхонке принадлежала потомкам брата Малюты, Ивана Скуратова, ставшего родоначальником этой ветви. Сам патриарх Филарет отпевал и погребал здесь в 1627 году его правнука, Дмитрия Федоровича Скуратова, служившего воеводой в Вязьме и Мценске. Его сын Петр, тоже воевода, оказался последним владельцем московской усадьбы, которая перешла от него во владение князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского, чье имя значилось в списках прихожан Антипьевского храма. Его род тоже оказался связанным с опричниной: один из его сородичей служил князю Владимиру Андревичу Старицкому, которого Грозный обвинил в посягательстве на престол, и приказал убить. Боярин перешел в опричнину, но в 1572 году был казнен вместе с сыном. А сам князь Михаил был в числе «руку приложивших», то есть подписавших знаменитое Соборное уложение 1649 года.

Разумеется, Антипьевская церковь была связана историческими узами не только с именем Скуратовых. Посвящение святому, прославленному исцелениями зубной боли, привлекало в стены храма всю Москву. Здесь молились и цари, и вельможи, и простые горожане, просившие у св. Антипы здравия, а также москвичи, чьи дома стояли в приходе, среди которых было немало выдающихся и интересных людей. Многих из них, как и Скуратовых, отпевал в этом храме и хоронил сам патриарх.

Царь Алексей Михайлович не раз хаживал на богомолье «к Антипию» с первого же года своего правления. Известно, что он однажды положил к образу чудотворца «два зубка серебряных» — по обычаю, к иконе св. Антипия подносились подвески с изображением зуба и с молитвой о здравии. При Тишайшем государе и старый государев Конюшенный двор стал Колымажным, — на месте музея выстроили его новое каменное здание, где вместо конюшен под навесом было устроено хранилище царских экипажей и «всего потребного» для высочайших выездов.

А позднее у церкви появилось и новое топонимическое название — «что на Ленивом торжке», по которому вся Волхонка именовалась в старину Ленивкой. Ленивыми торжками были древнейшие городские рынки, где крестьяне торговали с возов, и по этому способу торговли торжки назывались ленивыми, не оживленными. Ленивые торжки возникали обычно на всполье, на окраинах, при дорогах, где можно было свободно расставлять телеги. Один из них возник в Замоскворечье на месте будущего Пятницкого рынка, и именно там появилась первая в Москве Ленивка: так назывался отрезок Пятницкой улицы от ее начала до Климентовского переулка. Второй ленивый торжок был в Занеглименье, доныне оставивший имя крохотной, самой короткой в старой Москве улочке близ Волхонки.

Еще одной особенностью Антипьевской церкви было множество приделов. Кроме Григорьевского, здесь находились престолы во имя св. Николая Чудотворца, св. Екатерины, устроенный в цоколе в 1773 году,( может быть, в честь императрицы) и Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Никольский придел, устроенный еще в XVII веке, в 1739-41 годах вновь обустраивал прихожанин князь С.А.Голицын ставший позднее градоначальником Москвы. А красивую колокольню построили только в 1798 году.

По преданию, печально знаменитый пожар, случившийся в Москве в мае 1737 года, в огне которого погиб кремлевский Царь-колокол, начался от именно церкви св. Антипы Мученика. Теперь есть сведения, что это не совсем так: на самом деле пожар вспыхнул в усадьбе Милославских, стоявшей рядом с церковью, где огонь занялся от свечки, поставленной в доме к иконе. Чтобы понять масштаб бедствия, настигшего Москву, достаточно сказать, что в пламени сгорел и Лефортовский дворец, стоявший на Яузе. На месте усадьбы Милославских после 1812 года был выстроен деревянный особняк действительного статского советника Павла Ивановича Глебова, ставшего воспреемником третьего сына в семействе Пушкиных-стариших, — Льва, родившегося весной 1805 года. Сам же Глебов был прихожанином Антипьевской церкви.

В соседнем доме, построенном, кстати, Федором Шестаковым, архитектором Большого Вознесения, с 1896 года жил знаменитый бытописатель московского купечества П.А.Бурышкин. В этом доме была знаменитая лестница, по преданию, вдохновившая когда-то Грибоедова для описания сцены в «Горе от ума». И когда комедию готовили к театральной постановке, к Бурышкиным приезжала комиссия из МХАТА, чтобы «с натуры» сделать фотографии и зарисовки. После реставрации здесь устроили музейные помещения для коллекции гравюр и рисунков.

В XVIII веке прихожанином Антипьевской церкви был думный дьяк Гавриил Федорович Деревнин, устроитель каменной церкви Илии Обыденного на Остоженке – до того знаменитый Ильинский храм был деревянным. В 1702 году дьяк получил на то благословение митрополита Стефана Яворского, и потом был захоронен в новоустроенном им храме, а не в Антипьевской церкви.

Другой «знаменитостью» прихода стал «его сиятельство тайный советник и кавалер» князь Степан Борисович Куракин родной брат «брильянтового князя», владелец Алтуфьева, друживший с Крыловым, Рокотовым, Фонвизиным. Он был одним из основателей и первым матадором (старшиной) московского Английского клуба, тогда еще занимавшего усадьбу Голицыных на Страстном бульваре, начальником экспедиции Кремлевского строения, и устроителем знаменитой Куракинской богадельни в Басманной слободе, основанной по завещанию его отца — крупнейшего благотворительного заведения старой Москвы. Куракин-старший, увидев в Париже Дворец Инвалидов, решил основать нечто подобное в Москве, с посвящением св. Николаю Чудотворцу. Воля родителя была исполнена – Куракинская богадельня с домовым Никольским храмом, предназначалась для призрения увечных русских воинов.

Прихожанами Антипьевского храма были и Лопухины, и Апраксины, и Оболенские – в виду его расположения в столь аристократическом районе. В 1813 году в приходе храма значился генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин, сын известного московского градоначальника, владевшего великолепным дворцом на Гончарной улице. Генерал, однако, больше остался в истории тверского городка Старицы, где он построил в память родителей прекрасный Успенский собор.

А в начале ХХ века в приходе Антипьевской церкви жил художник Валентин Серов. В то время уже началась работа по созданию Музея Изящных искусств – после революции судьбы музея и храма оказались переплетены. Прежде, еще в 1830 году, был сломан бывший Колымажный двор (он давно уже находился в Петербурге), а его каменные строения обращены сначала в манеж для обучения верховой езде, а потом в пересыльную тюрьму. В ней ждал отправки в Сибирь польский революционер Ян Домбровский, будущий герой Парижской Коммуны, которому московские народники устроили побег. Потом пересыльную тюрьму перевели в Бутырки, а территорию после долгих споров отдали под строительство великого Музея, так как это было единственное свободное и подходящее для него место в центре Москвы. Создать его предлагала, кстати, еще княгиня Зинаида Волконская, владевшая особняком на Тверской, где потом открылся Елисеевский гастроном, но тогда на него не хватило средств.

Музей открылся в 1912 году. До закрытия Антипьевской церкви оставались считанные годы. Однако она успела войти на еще одну, светлую и трагическую страницу истории православной Москвы. В феврале 1922 года Святейший Патриарх Тихон рукоположил в этом храме в сан диакона, а вскоре и в сан священника свщмуч. Илию Громогласова, причисленного к лику святых новомучеников на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Это был один из самых образованных, ученых московских священников: профессор, магистр богословия, приват-доцент Московского университета по церковному праву, член Общества Истории Древних Рукописей… По лекторскому искусству его сравнивали с Ключевским.

После рукоположения о. Илья прослужил в Антипьевском храме около месяца, и уже в марте был арестован как «участник в совещаниях у Александра Хотовицкого», — по делу об изъятии церковных ценностей в храме Христа Спасителя. Есть версия, что после рукоположения в сан иерея в Антипьевской церкви, священник тайком служил и в этом храме. Он был ревностным противником реквизиции – о. Илью даже обвиняли в соавторстве Послания Патриарха Тихона по поводу изъятия церковных ценностей. Дело его рассматривал Московский ревтрибунал под председательством Н.Крыленко, и хотя прокурор требовал высшей меры, ему дали 1,5 года. Выйдя на свободу по амнистии, о. Илья был назначен настоятелем Воскресенского храма в Кадашах, где теперь особенно чтят святого. После очередного ареста в 1925 году и последовавшей ссылки ему запретили жить в столице. Отец Илья выбрал Тверь и служил в местном храме Неопалимой Купины до своего последнего ареста за «контрреволюционную агитацию». Он был расстрелян в праздник Введения, 4 декабря 1937 года, и потому по благословению Святейшего Патриарха Алексия II его память празднуется 3 декабря, — накануне двунадесятого праздника – и в Соборе новомучеников Российских. (Последнее пристанище отец Илья нашел в общей могиле на тверском Волынском кладбище.)

Антипьевскую церковь закрыли в 1929 году. Тогда в ней предполагали открыть «Неофилологическую библиотеку», но в полуразрушенном здании устроили жилые помещения, а потом передали его Музею под фондовое хранилище. В 1962 году старинный Антипьевский переулок был переименован в честь маршала Шапошникова, долгое время возглавлявшего Генеральный штаб советской армии. В те же годы известный советский архитектор Л.А.Давид реставрировал церковь. Обнаружив в ее ядре древнее сооружение, он решил применить тот же прием, что и с реконструкцией Трифоновской церкви в Напрудном — расчистить все позднейшие строения и восстановить ее в облике XVI века. Резко против оказался музей, который хотел разместить там библиотеку.

А в наше время стали просить вернуть храм верующим. Предлагали молиться там святому целителю «по старинному чину». В 1991 году была образована община и назначен настоятель, и 24 апреля 2005 года состоялась первая за долгие годы Божественная Литургия.

Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе

*Поделиться
N.A.Naidenov_(1882)_09._Antipia_na_Kolymazhnom_crop

Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе. Фото: Nikolai Naidenov (1834-1905)

Адрес: Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1

Церковь Антипы Пергамского находится недалеко от Кремля в Колымажном переулке. Вы вполне справедливо можете предположить, что и уточняющее ее название, тоже как-то связано с названием переулка. Да, в самом деле, церковь именуют еще — на Колымажном дворе. И связано название со словом «колымага». В современном языке слово употребляется в ироническом ключе по отношению к некому неповоротливому транспортному средству. Однако в давние времена так назывался тяжелый конный экипаж. А Колымажный двор, место хранения царских экипажей, построен был при царе Алексее Михайловиче. Церковь же Антипы Пергамского существовала здесь с начала 16 века.
А дальше – сплошные загадки. Неизвестно имя архитектора, хотя предполагается, что строил ее итальянец Алевиз Фрязин. Но только предполагается.

В сути своей, неизвестно и точное время возведения церкви.
Совершеннейшей загадкой остается и имя храмоздателей. Хотя есть предположения, что факт появления храма связан с именем семьи Скуратовых и даже с самим Малютой Скуратовым.
Также неизвестно и непонятно, почему в старой Москве и именно в этом месте освятили церковь во имя святого Антипы, епископа Пергамского, ученика апостола Иоанна Богослова.
Как бы там ни было, Церковь Антипы Пергамского пользовалась в столице исключительнейшей популярностью, пожалуй, как ни одна другая.

И вот почему. Представьте себе уровень медицины 16 века. И представьте себе уровень тогдашней стоматологии. Прямо скажем – никакой, ибо сия область медицины на самом деле невероятно сложна. В лучшем случае могли вырвать зуб железными клещами. Можете представить, сколько людей мучились тогда от зубной боли? Ни знаний, ни врачей, ни лекарств, ни зубных паст, ни даже элементарных зубных щеток и привычки чистить зубы. А что такое зубная боль? Едва ли вам нужно об этом рассказывать. Так вот мощи и иконы Антипы Пергамского славились как раз не просто исцелениями, а именно что исцелениями от зубной боли.

Известно, что и сам царь Алексей Михайлович ходил «к Антипию» и однажды даже положил к чудотворному образу «два зубка серебряных» — тогда был обычай подносить к иконе св. Антипия подвески в виде или с изображением зуба и с молитвой о здравии.

По легенде, в церкви Иван Грозный венчался со своей очередной женой, а среди его родовых моленных святынь был зуб святого «Онтипия Великого», окованный серебром.
Еще одна особенность храма – два алтаря вместо традиционного одного: второй освящен во имя святого Григория Декаполита.

А в целом Храм священномученика Антипы считается интереснейшим образцом храма, который сочетает постройки трех архитектурных периодов православной Москвы.

Контакты: храма священномученика Антипы на Колымажном дворе

Адрес: Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1

Ближайшие станции метро:
Кропоткинская (340м)
Боровицкая (370м)
Арбатская (510м)

Адрес сайта: http://www.hramantipa.ru/

Схема проезда:

Храм священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе в Москве

Антипьевский храм был построен в третьей четв. XVI в. В те времена храм находился вблизи государева Колымажного двора, где хранились царские экипажи – колымаги. В настоящее время на месте Колымажного двора находится здание Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

В 1514 г. зодчий Алевиз Фрязин Новый построил для великокняеских конюхов деревянный храм, освящённый во имя сщмч. Антипы. В 1560-х гг. вместо деревянного храма был построен каменный с двумя приделами. Главный престол был освящён во имя сщмч. Антипы, а малый – во имя прп. Григория Декаполита. Возможно, в строительстве храма принимал участие боярин и воевода Г.Л. Скуратов-Бельский (Малюта Скуратов), руководитель опричнины во времена царя Ивана IV Васильевича Грозного. В Москве считалось, что Малюта Скуратов был погребён в фамильном склепе в Антипьевском храме.

В XVI-XVII вв. храм посещали цари, московская знать и простые люди, молившиеся сщмч. Антипе о здоровье и исцелении от болезней.

В 1737 г. храм пострадал в Великом пожаре Москвы. В 1739 г. началось строительство придела свт. Николая Чудотворца. В 1773 г. был создан придел св. вмц. Екатерины Александрийской, а в 1798 г. был пристроен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. Древний каменный одноглавый бесстолпный кубический храм с редкой двухапсидной алтарной частью был значительно искажен позднейшими пристройками.

Прихожанами храма являлись представители знаменитых дворянских родов: Куракины, Лопухины, Апраксины, Оболенские и др.

В нач. XX века в приходе храма проживал художник Валентин Серов. В то время велась работа над созданием Музея Изящных искусств — в советское время судьбы Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и храма оказались переплетены между собой.

Храм был закрыт в 1929 г., реставрировался в 1970-е.

В 2006 г. храм был передан РПЦ, в нём возобновились богослужения.

Священномученик Антипа, епископ Пергамский и его храм в Москве

Священномученик Антипа  епископ Пергамский , довольно известный святой, как Православной, так и Католической Церкви. Его день памяти Церковь празднует 24 апреля. А известен он прежде всего как целитель от зубной боли и покровитель стоматологов.  Практически каждый человек знает, что такое зубная боль, а потому у всех у нас есть все основания любить этого святого и особенно глубоко его почитать.

Согласно житию, Антипа являлся учеником апостола Иоанна Богослова и он  отказался прекратить свою проповедь о Христе и принести жертвы языческим богам. Он был брошен в храме Артемиды в раскалённого медного вола. Его тело было тайно погребено местными христианами. В V веке над его могилой был построен храм и его гробница, с мощами считавшимися мироточивыми, стала почитатся как место исцелений (особо почитается как помощник при зубной боли). По свидетельству Георгия Кедрина при императоре Феодосии Великом бык, в котором принял смерть Антипа, был перевезён в Константинополь.

Святой Антипа издревле почитался на Руси. Древние храмы в честь его стоят в Суздале и Вологда… А вот один храм представляет особый интерес и находится он в Москве практически у самого кремля по адресу
Москва, Колымажный пер., д. 8/4.

Церковь сщмч. Антипы еп. Пергамского расположена поблизости от Кремля, в 400  метрах   на    юго-запад   от  Боровицкой башни, в  одной  из   древнейших населенных частей Москвы — Занеглименьи. Часть Занеглименья, в которой находилась Антипиевская церковь — Чертолье (Черторье), упоминается в летописях с 1365 года. Одно из ранних известных названий церкви Антипия – «что в Чертолье» – относится к 1625 году. Неизвестно, почему в старой Москве и именно на этом месте церковь была освящена во имя св. Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Другой загадкой стало время ее возведения. Безоговорочно, она датируется 1530-ми годами, но есть версия, что первую деревянную церковь на этом месте выстроил сам итальянский архитектор из Милана, Алевиз Фрязин в 1514 или 1519 году. Именно он создал архитектуру Кремлёвского Большого Дворца, а так же башен и стены Кремля.

Однако известно, что заказ на постройку этого храма  поступил от  семьи Скуратовых, чья усадьба вплотную примыкала к нему с восточной стороны. Известно, что первоначально эта церковь появилась в слободе царских конюхов, живших тут, подле Кремля, еще с XIV века. После страшного пожара 1547 года сюда же был перенесен из Кремля и сам царский Конюшенный двор, отчего местная слободская церковь стала называться «что у Государевых больших конюшен». Прежде же царский Конюшенный двор находился в Кремле, около Комендантской башни, которая именовалась тогда Колымажной, — от колымаг, экипажей, которые делали для царского двора.

Первая деревянная церковь, построенная для царских конюхов, возможно, Алевизом Фрязиным, придворным зодчим великого государя Василия III, вскоре была заменена каменной, что говорит об относительном достатке прихожан.

Сохранившийся до наших дней храм представляет собой сложное архитектурное напластование. Считается, что в его основе сохранилось лишь здание 1596 года, за века обраставшее новыми пристройками. Редчайшей особенностью Антипьевской церкви стали две алтарные апсиды вместо традиционной одной: в большой апсиде находился алтарь с главным престолом, в другой, меньшей — придел во имя св. Григория Декаполита, имевший собственную глухую главку. Его сооружение ученые и приписывают семье Скуратовых.

По одной версии, его строил во имя небесного патрона сам Малюта Скуратов, бывший в крещении Григорием.
Достоверно известно, что XVII веке к Антипьевской церкви с восточной стороны вплотную примыкала родовая усадьба Скуратовых, принадлежавшая потомкам брата Малюты, Ивана Скуратова. Антипьевская церковь служила их фамильной усыпальницей.
Сам патриарх Московский Ф

Храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе: расписание служб, адрес

В самом центре столицы находится старинная церковь, хорошо известная москвичам как храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе. В течение многих лет в ней помещались сначала художественные курсы, затем библиотека, и лишь в годы, последовавшие за изменениями, внесёнными в нашу жизнь перестройкой, она вновь открыла двери прихожанам. О ней наш краткий очерк.

Церковь возле государевых конюшен

Во времена правления Ивана Грозного к северо-западу от Кремля находились царские конюшни. Издревле это место именовалось Чертольем, а в последующие годы получило название Колымажного двора, хотя государевы кареты едва ли походили на колымаги. Известно, что впервые оно упоминается в исторических документах, датируемых 1365 годом.

Поскольку ничто не делалось в те годы без Небесного покровительства, то были там возведены две церкви – во имя Зачатия Иоанна Крестителя и в честь святого великомученика Антипия Пергамского. Первая до наших дней не сохранилась (разобрана в XVIII веке), а вторая стоит и поныне, напоминая москвичам о днях давно минувшего прошлого.

Вначале храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе был деревянным, о чём свидетельствует запись, сделанная в 1530 году. Но после того как в 1547 году с его западной стороны появились конюшни с лошадками, на которых ездил (шутка ли!) сам государь, её перестроили, и стены возвели из камня. Главный же престол, а она была двухпрестольная, освятили, как и прежде, во имя верного ученика Иоанна Богослова – епископа Пергамской церкви Антипия, мученической кончиной прославившего Господа. Его память и по сей день отмечается православной церковью 24 апреля.

Одна из любимых церквей Ивана Грозного

Согласно преданию, в этой церкви венчался с одной из своих жён царь Иван Грозный, вот только когда и с какой именно — неясно, на это счет существуют разные мнения. Несмотря на то что церковный устав допускает не более четырёх бракосочетаний, любвеобильный государь умудрился сделать это семь раз – царям ведь закон не писан. Впрочем, возможно, что последние три жены были с ним не венчаны.

Храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе не случайно пользовался особым вниманием грозного царя – святого великомученика Антипу он считал одним из своих небесных покровителей, и среди наиболее почитаемых семейных реликвий хранил его зуб, оправленный в серебро.

Усыпальница Скуратовых

Известно также, что церковь возле царских конюшен стала фамильной усыпальницей рода Скуратовых, один из которых – Малюта, являвшийся главой опричников Ивана Грозного, – вошёл в историю России едва ли не как самый кровожадный злодей прошедших веков. Кстати, есть основания полагать, что он принимал действенное (финансовое, разумеется) участие в строительстве самой церкви и был погребён в ней после своей гибели в 1573 году.

После того как в 1565 году территория, на которой находилось Чертолье, была отдана Опричнине, и все, кто проживал на ней, были выселены, там начали строиться дома царских приближённых. Среди них была упомянутая в документах 1638 года усадьба государева стольника Петра Скуратова – одного из родственников Малюты. Она вплотную примыкала к церковной ограде.

Аристократы – прихожане храма

Когда в 1737 году в Москве вспыхнул один из самых страшных в её истории пожаров, храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе стал жертвой огня, как и большинство городских построек. Его восстановление по разным причинам затянулось и было завершено в 1741 году. Благодаря щедрой финансовой помощи князя С. А. Галицина удалось полностью перестроить предел святителя Николая Чудотворца, а позже добавить ещё один – в честь великомученицы Екатерины. На протяжении долгих лет в числе прихожан храма были представители самых громких аристократических фамилий, а в начале XX века одним из них стал замечательный русский художник Валентин Серов.

Конец Колымажных конюшен

В 1830 году придворная конюшня на Колымажном дворе была упразднена. Сами постройки — ещё достаточно крепкие — использовались вначале в качестве манежа для обучения верховой езде, а затем в них была размещена пересыльная тюрьма, известная главным образом тем, что в своё время из неё благополучно сбежал польский революционер Ярослав Домбровский.

К началу XX века находившиеся в ней арестанты были переведены в Бутырку, а само здание разрушено. В 1912 году на освободившемся месте был торжественно открыт Музей изобразительных искусств, которому в 1937 году присвоили имя А. С. Пушкина. Его основателем был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев – отец известнейшей русской поэтессы Марины Цветаевой.

Курсы пролетарских художников

После октябрьского переворота храм Антипы на Колымажном дворе ещё несколько лет оставался открытым. Известно, что в 1922 году в нём был рукоположен в сан диакона будущий новомученик российский Илья Громогласов, через несколько месяце после этого расстрелянный по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей.

Закрыт храм священномученика Антипы на Колымажном дворе был в 1929 году. Его здание вначале планировали использовать для размещения в нём библиотечных фондов, но затем приняли решение о передаче его в распоряжение курсов, готовивших так называемых «художников революции», призванных кистью и резцом воспеть великие свершения народа-победителя.

Просвещённые варвары

Несмотря на то что со временем были разобраны главный купол и один из пределов, храм Антипы на Колымажном дворе всё же постигла не самая худшая участь – могли бы и вовсе разрушить, как сделали это с тысячами церквей и монастырей по всей России. Но, тем не менее, творческие работники, в ведение которых была передана церковь, обошлись с ней по-варварски.

Из описания, составленного в 1966 году, видно, что постройка приобрела к этому времени заброшенный и неряшливый вид. Крыша на колокольне отсутствовала, а со стен свисали куски прогнившей обрешётки. В сохранившихся до той поры куполах зияли дыры, и всюду виднелись следы обвалившейся штукатурки. При этом частично храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе использовался под жильё художников-певцов новой жизни, а в остальной его части размещался склад.

Возрождение былой святыни

Восстановление храма шло постепенно, начавшись ещё в 1968 году – задолго до того, как на волне перестройки государство стало возвращать церкви изъятую у неё недвижимость. Однако реставрационные работы тех лет коснулись лишь фасада здания, так как внутри него помещалась библиотека Музея изобразительных искусств.

В наши дни храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе, адрес которого: Москва, Колымажский пер., 8/4, стр.1, стал одним из многочисленных приходов столицы. В собственность православной церкви он был передан в 2005 году, но ещё задолго до этого при нём образовалась община, которую возглавил тогда протоиерей Владимир (Волгин).

Храм Антипы на Колымажном дворе: расписание богослужений

Уже в 2016 году на должность настоятеля церкви был назначен иерей отец Андрей (Щенников). Под его руководством во всей полноте развернул свою религиозную жизнь храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе. Расписание проводимых в нём богослужений следующее: в будние дни утренние службы начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00. В праздничные и выходные дни в 9:40 к ним добавляется поздняя литургия. Обо всех вносимых в график изменениях заблаговременно сообщается на принадлежащих храму интернет-сайтах.

Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе Википедия

 памятник архитектуры[1]

Церковь Антипия на Колымажном дворе, или Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе — храм Московской городской епархии Русский православной церкви, возникший в XVI веке в одной из старейших частей Москвы — Занеглименье. Принадлежит к Центральному благочинию. Находится по адресу Колымажный переулок, 8.

История

XVI—XVII век

Часть Занеглименья, местности к северо-западу от Кремля, где была построена церковь Антипия, называлась Чертолье или Черторье (в летописях оно упоминается с 1365 года). В разные годы церковь фигурирует в документах как церковь «у Больших конюшен» (1619), «что в Чертолье» (1625), «что у Государевых больших конюшен» (1667), «на Ленивом торжке у старых конюшен»[2][3].

Древнейший из куполов храма, открытый при реконструкции

Самое раннее упоминание церкви относится к 1530 году. Каменное здание было возведено в третьей четверти XVI века. Государев Конюшенный двор (позднее — Колымажный) находился с западной стороны церкви, возник он, вероятно[4], в 1547 году[5][6]. На «Петровом чертеже» (1600—1605)[7] рядом с Конюшенным двором обозначены две церкви — Зачатия Иоанна Предтечи (не сохранилась, разобрана в XVIII веке) и Антипия[6].

Церковь Антипия имела два придела:[8] главный был освящён во имя священномученика Антипы Пергамского, а малый, в южной апсиде, — во имя Григория Декаполита.

По преданию, в церкви венчался Иван Грозный с одной из своих жён. Царь почитал священномученика Антипу, а среди его родовых святынь хранился зуб святого «Онтипия Великого», оправленный в серебро.

В церкви находится фамильный склеп представителей семейства Скуратовых. В 1627 году у церкви патриархом был погребён Дмитрий Скуратов — правнук Ивана Скуратова, брата Малюты[9]. То обстоятельство, что один из приделов посвящён Григорию Декаполиту, позволило предположить, что либо Малюта Скуратов (Григорий Плещеев-Бельский), либо кто-то из его родных принимали участие в строительстве храма. В «Росписном списке города Москвы» (1638) среди дворов, примыкающих к участку, занимаемому церковью, названа усадьба стольника Петра Скуратова, которая вплотную примыкала к территории храма с востока. Часть исследователей считает, что это усадьба потомков Малюты Скуратова. После того, как Чертолье отошло к Опричнине (1565), его жители были переселены. Возможно, что именно тогда здесь и обосновались Скуратовы[9]. Существует также гипотеза, что усадьба у Антипия принадлежала роду, основателем которого был Григорий Филиппович Станище («род Скурата Зиновьева»)[2]. Кроме двора Скуратова рядом находились дворы Грязнова-Агишева, Вельяминовых, князей Волконского, Збарецкого и Пронского[6].

XVIII — начало XX века

Старый вид церкви
Современный вид церкви

В 1737 году здание пострадало во время Великого пожара Москвы. 9 февраля 1739 года было получено разрешение на разборку пришедшего в ветхость придела Николая Чудотворца и на строительство на средства С. А. Голицына нового придела. В 1741 году, по окончании строительства, 4 мая новый придел был освящён. В 1773 году у храма появился ещё один придел — великомученицы Екатерины[8].

Среди прихожан церкви числился князь Степан Борисович Куракин, основатель и первый матадор московского Английского клуба; представители дворянских родов: Лопухиных, Апраксиных, Оболенских. В 1813 году в приходе церкви состоял генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. В начале XX века в приходе проживал художник Валентин Серов[8].

В 1830 году Колымажный двор был сломан; его каменные постройки служили сначала манежем для обучения верховой езде, потом были преобразованы в пересыльную тюрьму. Из неё бежал Ярослав Домбровский. Затем тюрьма была перемещена в Бутырки. После долгих споров территорию бывшего Колымажного двора отдали под Музей изобразительных искусств, так как эта площадка была единственной свободной из подходящих для строительства в центре Москвы[8].

В феврале 1922 года в церкви Патриархом Тихоном был рукоположен в сан диакона будущий священномученик Илья Громогласов. Отец Илья служил в церкви примерно месяц, в марте этого же года его арестовали как «участника в совещаниях у Александра Хотовицкого» в связи с делом об изъятии церковных ценностей из храма Христа Спасителя. Возможно, отец Илья после рукоположения в сан иерея проводил богослужения и в этом храме[8].

После революции

Храм закрывался в 1929 году, в нём планировалось разместить неофилологическую библиотеку. Затем здание было передано по решению Президиума Моссовета от 28 августа 1929 года Центральным Художественным Курсам Ассоциации Художников Революции. Здесь были жилые помещения, а позднее — отдел по реставрации тканей и хранение отдела прикладного искусства ГМИИ[8]. В 1950-х годах были разобраны купол и глава придела Николая Угодника. О состоянии храма в 1966 году свидетельствовал краевед Михаил Леонидович Богоявленский[10]:

Храм стоит заброшенный, вид имеет неряшливый. Некоторые кресты сброшены, на колокольне нет крыши, подгнившая обрешетка кусками спадает вниз, купола дырявые, штукатурка отвалилась. В храме живут люди, часть занята под склад.

Реставрация

Древнейшая апсида, открытая при реконструкции (вид из внутреннего двора)

Основные реставрационные работы проходили в 1968 году под руководством архитектора Л. А. Давида[8][11]. Первоначально Давид предполагал убрать все наслоения XVII—XIX веков, оставив лишь древнее ядро XVI века. Однако Музей изобразительных искусств планировал разместить в здании храма библиотеку, а после демонтажа поздних сооружений для неё не хватило бы места. Руководство музея помешало Давиду осуществить его замысел.

В 1983 году были отреставрированы три основных объёма храма, однако не были восстановлены купол и глава с крестом, венчающая южный придел. В 1990 году снова была проведена реставрация фасадов церкви, глава над приделом Григория Декаполита не была восстановлена и в этот раз.

Исследования

До 1975 года церковь не упоминалась ни в одной из капитальных работ по истории древнерусского искусства. В 1975 году Л. А. Давид опубликовал результаты натурного изучения памятника и сравнения его с другими московскими архитектурными памятниками XVI века, документальное обоснование реконструкции церкви в её первоначальных формах и результаты проведённых реставрационных работ[3].

Современное состояние

Церковная община образовалась в 1991 году, в 1996 году настоятелем храма стал протоиерей Владимир Волгин. Храм был передан РПЦ 25 февраля 2005 года — в этот день отмечается память святителя Алексия, митрополита Московского, и Иверской иконы Божией Матери. В настоящее время (2014 год) ведутся работы по восстановлению храма[8].

Настоятель храма — протоиерей Дмитрий Рощин[12].

11 февраля 2016 года исполняющим обязанности настоятеля храма назначен иерей Андрей Щенников.

Архитектура

В настоящее время храм представляет собой комплекс объёмов, сложившийся в несколько этапов; формирование его завершилось к концу XVIII века. Ядром сооружения является одноглавый бесстолпный храм на подклете, возведённый предположительно в 1530-х годах. Размеры основного объёма — 8,2 х 8,29 м, вместе с апсидой длина составляет 13,3 м[13]. Изначально его обходила с трёх сторон (южной, западной, северной) галерея-гульбище[14][15]. Для московских приходских церквей той эпохи наличие подклета и гульбища было нехарактерным. Над западным фасадом возвышалась звонница[2].

С южной стороны к ней примыкает Никольский придел, построенный в XVII на месте галереи и перестроенный в 1739—1741 годах. С северной части располагается придел Рождества Иоанна Предтечи[8], с запада — церковный притвор и двухъярусная колокольня; все эти сооружения возведены в 1798 году[11]. В XVIII веке в храме появился ещё один придел — великомученицы Екатерины. Вертикальными доминантами всего сооружения выступают колокольня, а также барабаны храма и северного придела[2][8].

Основной объём имеет небольшие размеры, перекрыт крещатым сводом[источник не указан 1564 дня] и отличается от других храмов XVI века тем, что имеет двухчастный алтарь. Стены четверика были расчленены пилястрами на три прясла каждая. Средние части стен вынесены на полкирпича вперёд, поэтому в плане четверик имеет слегка крестообразную форму, в настоящее время это не так очевидно, так как скрыто за позднейшими пристройками. Прясла завершаются большими кокошниками килевидной формы, которые своими архивольтами «опираются» на капители пилястр. Кокошники северного и южного фасада соответствовали аркам гульбища. Над кокошниками прясел возвышается второй ряд из восьми кокошников. Кровлю, повторяющую форму крестового свода храма, венчает стройный барабан с главой в форме шлема[16].

Особенность храма, выделяющая его из ряда бесстолпных храмов — соответствие пилястр интерьера, разделяющих стены до уровня свода, фасадным пилястрам[17].

В XIX века потолок южного придела был разобран. В 1841 году в подклете южного придела была сооружена овальная колоннада. Позднее построена круговая колонная галерея при алтаре Николая Чудотворца. В середине столетия на своде и в нишах северного придела была выполнена стенопись, сохранившаяся до настоящего времени[8].

Примечания

  1. ↑ Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — Москва, 1980.
  2. 1 2 3 4 Памятники архитектуры Москвы. Белый город / Гл. ред. Макаревич Г. В. — М.: Искусство, 1989. — С. 46. — ISBN 5-210-02548-9.
  3. 1 2 Давид, 1975, с. 145.
  4. ↑ Предположение Михаила Александровского, которое поддерживал и Давид.
  5. ↑ «Старые конюшни» и «старый конюшенный двор» располагались в Кремле. В начале XVI века двор находился у Боровицких ворот, недалеко от строений, возведённых Алевизом.
  6. 1 2 3 Давид, 1975, с. 146.
  7. ↑ Копия с первого глазомерного плана города, обнаруженного в канцелярии Петра I.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Официальный сайт церкви  (рус.)  (Проверено 1 января 2011)
  9. 1 2 Давид, 1975, с. 149.
  10. Паламарчук П. Центр Москвы. — Ymca-Press, 1988.
  11. 1 2 Церковь Антипия на Колымажном дворе / П. Н. Шармин // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  12. ↑ Рощин Дмитрий Михайлович, протоиерей. Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 января 2016. Архивировано 29 января 2016 года.
  13. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 123.
  14. ↑ По результатам исследований, проведённых Л. А. Давидом
  15. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 146.
  16. ↑ Памятники архитектуры…, 1989, с. 46—47.
  17. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 386.

Литература

  • Баталов, А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996.
  • Давид, Л. А. Церковь Антипия у Государевых больших конюшен в Москве // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 1. — М, 1975.

Церковь во имя святого мученика Антипы, епископа Пергама в Колымажном дворе, Москве Стоковое Изображение

Крым, Россия, 02 мая 2017 г. Никто, церковная лавка у горного храма во имя Святой великомученицы Анастасии Сирмийской

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 года. Интерьер собора на Крови во имя всех святых на земле Российской в ​​

году.

Храм на Крови в честь Всех Святых, Сияющих на Земле Русской — место казни Императора Николая II

Церковь во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского в день колымажного двора, Москва

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 г.Знамя Храма в Храме на Крови в честь Всех Святых сияет в

г.

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 года. Интерьер собора на Крови во имя всех святых на земле Российской в ​​

году.

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 г. Копия иконы Богородицы «Знамение» Новгородская в мемориальной церкви

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 г.Феодорова икона Божией Матери в Храме на Крови во имя всех Святых в

г.

Россия, город Анапа, часовня во имя пророка Осии и музыкальный фонтан на площади Советов летом

Крым, Россия, 02 мая 2017 г. Никто, церковная лавка у горного храма во имя Святой великомученицы Анастасии Сирмийской

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 г.Венчание Венчание венчание в мемориальном Храме на Крови Всех Святых resp

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 года. Икона с членами Царской семьи в Храме на Крови во имя Всех Святых

Церковь во имя святителя Николая Мирликийского в Ликии Чудотворца в Храмовом комплексе Ганина Яма зимой. Россия, E

Церковь св.Николая в Екатеринбурге. Королевская улица, дом 8, Святой квартал, дом 1

.

Церковь во имя священномученика Антипы, епископа Пергамского в день Колымажный двор, Москва Стоковое Фото

Крым, Россия, 02 мая 2017 г. Никто, церковная лавка у горного храма во имя Святой великомученицы Анастасии Сирмийской

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 года. Феодоровская икона Божией Матери в Храме на Крови во имя всех Святых в т

Россия, город Анапа, часовня во имя пророка Осии и музыкальный фонтан на площади Советов летом

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 г.Знамя Храма в Храме на Крови в честь Всех Святых сияет в

г.

Церковь во имя святителя Николая Мирликийского в Ликии Чудотворца в Храмовом комплексе Ганина Яма зимой. Россия, E

Церковь Святого Николая в Екатеринбурге. Королевская улица, дом 8, Святой квартал, дом 1

Крым, Россия, 02 мая 2017 г.Никто, церковная лавка у горного храма во имя Святой великомученицы Анастасии Сирмийской

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 года. Икона с членами Царской семьи в Храме на Крови во имя Всех Святых

Церковь во имя святого мученика Антипы, епископа Пергамского в Колымажном дворе, Москва

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 г.Интерьер Храма на Крови во имя всех Святых на Земле Русской

г.

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 года. Интерьер собора на Крови во имя всех святых на земле Российской в ​​

году.

Храм на Крови в честь Всех Святых, Сияющих на Земле Русской — место казни Императора Николая II

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 г.Копия иконы Богородицы `Знамение` Знаменье Новгородской в ​​храме-памятнике

ЕКАТЕРИНБУРГ, РОССИЯ, 25 ноября 2018 года. Свадебная корона для венчания в мемориальном Храме на Крови в честь Всех Святых resp

.