Содержание

Церковь Варвары Великомученицы на Варварке В Москве


Одна из самых древних улиц Москвы, Варварка получила свое название от местной церкви. Уже в XV веке упомянута Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары. В начале XVI века она была разобрана и на ее месте построено каменное здание по проекту итальянца Алевиза Нового, создавшего в Кремле Архангельский собор, а за его пределами – более десятка каменных церквей. Одна из них сохранилась до наших дней практически в первозданном виде – это собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (другие церкви либо утрачены, либо значительно перестроены).


Каменная церковь на Варварке 1514 года постройки имела схожий облик – «восьмилистник» в плане, увенчанный одной мощной главой. Она была возведена по заказу купцов Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, живших в Зарядье. Церковь стояла практически без изменений до конца XVIII века, когда ее обветшавшее здание разобрали. Новый храм святой Варвары тоже строился на частные средства: храмоздателями стали майор Иван Барышников и купец I гильдии Николай Самгин. Работы начались в 1796 году, а освящение новой церкви состоялось в 1804 году.


Наиболее вероятным автором церкви святой Варвары считается архитектор Родион Казаков, мастер эпохи классицизма. Крестообразное в плане здание увенчано мощным куполом с маленькой главкой и отмечено четырехколонными портиками с севера и с юга, с запада к нему примыкает трехъярусная колокольня. Церковь поставлена на высокий мощный цоколь, но из-за перепада высот со стороны Варварки он не заметен: чтобы увидеть его, нужно обойти храм с севера.


В 1812 году Варварская церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена. 


Большие утраты произошли после революции. В 1932 году церковь святой Варвары была закрыта, вскоре улицу переименовали в честь Степана Разина. Храм лишился главы и верхнего яруса колокольни, изнутри его пространство было разгорожено на этажи для склада и контор, но все же здание устояло, несмотря на планы по его сносу.


В 1960-х годах параллельно со строительством в Зарядье здания гостиницы «Россия» были отреставрированы исторические памятники Варварки, в том числе и церковь святой Варвары, воссозданы ее глава и утраченная часть колокольни. Внутри расположился Совет Московского областного отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры.


В 1991 году храм был передан общине верующих, вскоре возобновлены богослужения на втором этаже. В 1993 году улица снова стала называться Варваркой. В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.


Проект реставрации 2014-2015 годов предусматривал восстановление облика храма, сложившегося к 1880-м годам. В ходе работ отреставрирована штукатурная поверхность фасадов и сохранившиеся элементы лепного декора фасадов – капители и пилястры коринфского ордера, ионические пилястры, розетки, цветы, полубалясины и карнизы. Утраченные декоративные элементы воссозданы по аналогам. Колористическое решение фасадов разработано на основании архивных и химико-технологических исследований – фасады выкрашены в насыщенный теплый розовый цвет, а лепной декор имеет табачный оттенок, поверх которого выполнены бликовка и золочение сусальным золотом на лак. 


На основании архивных данных и натурных  исследований на северном портике был раскрыт центральный дверной проем, воссозданы и установлены на сохранившиеся подставы входные металлические двери и белокаменная лестница. Современные металлические решетки заменили на выполненные по образцу сохранившейся в оконном проеме южного фасада решетки XVIII века. На основании архивных фотографий 1882 и 1931 годов были воссозданы завершение колокольни и кресты. 


В 2016 году храм стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации  «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».

☦Церковь Великомученицы Варвары на Варварке: история и фото.

Церковь Великомученицы Варвары построили в 1796-1804 годах на средства купца Самгина и дворянина Баранникова по проекту Родиона Казакова.

Мини-путеводитель по Китай-городу

При этом архитектор использовал фундамент и подклет более древнего храма, построенного еще в 1514 году Алевизом Фрязиным Новым. А его, скорее всего, поставили на месте деревянного храма.

Интересно, что на прежний храм деньги пожертвовали также купцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов. Тогда Варваринский храм получился ладным и крепким, но не соответствовал статусу места. Вот и решили в XIX веке перестроить церковь в стиле классицизм.

Легенда о Святой Варваре очень напоминает греческий миф о Данае и сказку о Рапунцель.

Что есть что в церкви

Варвара родилась в египетском городе Гелиополе и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Ее красота и богатство отца сделали ее самой желанной невестой в среде египетской аристократии, но Варвара была верна христианской вере и дала обет безбрачия. Чтобы оградить дочь от домогательств женихов, отец заточил ее в высокую башню.

При этом Варвара уговорила строителей вместо двух окон в башне сделать три — во славу Святой Троицы. Ее отец сообщил об этом префекту Египта, и тот подверг Варвару жестоким пыткам. После этого отец собственноручно отрубил дочери голову, но тут же сам оказался пораженным молнией.

Святая Варвара стала одной из немногих святых, почитаемых одновременно и католиками, и православными. В VI веке ее мощи перенесли в Константинополь. А в XII веке дочь византийского императора царевна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их во Владимирский собор Киева. Там они покоятся и сейчас. Но 3 частицы мощей великомученицы Варвары хранились и в Москве — в храме на Варварке. Да и в устройстве самой церкви есть намек на легенду — в башенке над главным куполом храма три окна.

Конечно, купцы неспроста почитали Святую Варвару. Считалось, что она защищает от внезапной смерти без причащения. А купцы ежедневно рисковали погибнуть от стихийных бедствий или разбойничьего ножа, так и не успев причаститься. Кстати, некоторое время рядом с церковью святой Варвары находился судебный приказ, откуда пошла поговорка «К Варваре на расправу».

В 1812 году французы использовали храм под конюшню. Из-за этого здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах.

После революции купеческое сословие рассеяли, приходская жизнь заглохла, и в 1930-х церковь закрыли. Тогда же сломали верх колокольни и сбили главу с крестом.

В храме разместились склады и конторы. Но старожилы вспоминали еще об устроенной прямо в здании бывшей церкви Святой Варвары частной закусочной. Подавали там только подогретую вареную колбасу и свиные уши. А места было так мало, что для того, чтобы кому-то выйти, всем обедающим приходилось вставать. Из-за этого закусочную прозвали «Автобусом у дяди Васи». Дядей Васей звали того повара, который варил уши с колбасой. Он же, кстати, был хозяином этого кафе.

От входной площадки (она же кухня) ответвлялся некий аппендикс: два метра в длину и метр в ширину. К стенке аппендикса прилажен был стол шириною полметра, а параллельно столу — скамья и вовсе узкая. Вот на этой скамье и сидели, тесно прижавшись друг к другу, едоки горячей колбасы (до революции такое варево называлось «колбасою по-извозчичьи») и таковых же свиных ушей. А если кто намеревался уйти, должны были вставать все посетители. За такое построение стола закусочная именовалась «автобус»… На грубом столе стояла керосинка, а на ней подогревались поочередно две кастрюли. В одной кипятилась нарезанная толстыми ломтями вареная колбаса, во второй же кастрюле плавали — опять-таки в кипятке — свиные уши… Хозяин заведения сам присматривал за варевом, сам отвешивал на всех порции колбасы и ушей, сам выдавал посетителям круглые булочки… А более никаких яств и питий не было.

Но в 1960-х годах церковь Святой Варвары отреставрировали. Сейчас храм действует.

Храм Святой Варвары на фотографиях разных лет:

А что вы можете рассказать о церкви Святой вмц Варвары?

Храм Великомученицы Варвары на Варварке

Храм Святой Великомученицы Варвары на Варварке — одна из древнейших и наиболее почитаемых православных церквей Москвы, относящаяся к Иверскому благочинию Московской городской епархии. Церковь расположена на улице Варварка вблизи Васильевского спуска в историческом Китай-городе.

 

Современное здание храма было построено в 1796-1801 годах по проекту архитектора Родиона Казакова и дошло до наших дней с незначительными перестройками.

 

Однокупольный храм выполнен в стиле классицизма. В плане он имеет форму креста, северную и южную стороны которого украшают торжественные четырёхколонные портики, а с запада к нему примыкает трёхъярусная колокольня. Здание увенчано мощным куполом с небольшой позолоченной главкой, его фасады украшают характерные для классицизма декоративные элементы, а также фасадная роспись (на стенах и барабане главы) и иконы. Привлекает внимание массивный и высокий белокаменный цоколь, на который поставлено здание храма: из-за перепада высот с Варварки его не видно, а вот со стороны парка «Зарядье» он занимает уже целый этаж.

 

 

История храма

Церковь Святой Варвары предположительно существовала ещё в 14 веке, но располагалась немного южнее современного здания. Любопытно, что именно по церкви улица Варварка получила своё имя. Место для размещения церкви было выбрано неслучайно: святая Варвара почиталась как покровительница торговли, а Китай-город в те годы был центром деловой активности Москвы.

 

Первое каменное здание храма было построено в 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового), средства на его строительство выделили проживавшие в Зарядье купцы Василий Бобр, Фёдор Вепрь и Юшка Урвихвост. Внешний облик нового храма был довольно торжественным: в плане он имел форму восьмилистника, увенчанного одной большой главой. В 1730 году здание пострадало при пожаре, но было восстановлено.

 

Однако, со временем храм обветшал, и на рубеже 18-19 веков на деньги московского купца первой гильдии Николая Самгина и майора артиллерии Ивана Барышникова было построено новое каменное здание храма в стиле классицизма по проекту архитектора Родиона Казакова. К сожалению, Варваринская церковь сильно пострадала в годы Отечественной войны: в 1812 году французы использовали её под конюшню, а после в ней произошёл пожар, но в 1820-х здание было полностью восстановлено.

 

Советский период круто изменил жизнь храма: в 1930-х годах его закрыли. Здание уцелело, но были снесены глава и верхний ярус колокольни. Внутренние помещения переоборудовали: в них разместился склад, а также конторы Совета Московского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. К счастью, при благоустройстве территории вокруг новой гостиницы «Россия», которую построили на территории Зарядья в 1960-х, церковь решили отреставрировать, и в 1965-1967 годах здание было восстановлено под руководством архитектора Георгия Макарова. Строители восстановили колокольню и главу храма, и он приобрёл свой прежний вид.

 

В 1991 году храм вернули Русской православной церкви, и в нём возобновились богослужения.

 

В 2006 году гостиница «Россия» была закрыта, и вплоть до 2010 года массивное здание постепенно разбирали. Позже было решено обустроить на месте снесённой гостиницы парк, и в сентябре 2017 года здесь открылся парк «Зарядье». Окружающие его постройки влились в ансамбль парка, и Варваринская церковь не стала исключением: под её стенами появилась уютная прогулочная аллея и новое озеленение.

 

 

Как добраться

Храм Варвары Великомученицы на Варварке находится по адресу: улица Варварка, дом 2 (в начале улицы, вблизи площади Васильевский Спуск и Красной площади).

 

Добраться до него можно пешком от станций метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Охотный Ряд» Сокольнической.

Церковь святой великомученицы Варвары / Православие.Ru

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится
близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке.
Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор
Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский
собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары
Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного.
В советское время с 1933 года улица носила имя Степана
Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его
везли на казнь к Васильевскому спуску.

А
еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в
Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В
честь славной победы над Мамаем повелел князь
основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках,
отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века
Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры,
была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского
города Илиополя. Во время гонений на христианство она
приняла святое крещение и была за это посажена под стражу
собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь
правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу
и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и
уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из
собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во
весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и
обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве
как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в
самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой
древности здесь, около кремлевской восточной стены,
селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела
оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный
в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу
так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще
несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала
официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения
здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана
Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский
торговый посад обнесли каменной крепостной стеной
Китай-города, также по проекту итальянского мастера
Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка
название – «Китай-город» –
произошло от связок – жердей, называвшихся кит,
использовавшихся при строительстве стены. Другая версия
связывает название «Китай» со словом
«средний», то есть расположенный между Кремлем
и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам
Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские,
Варварские – а те в свою очередь были названы по
стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни
вспыхнуло известное московское восстание во время страшной
эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли
дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского
государства – именно на Варварке находились палаты
бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал
только деловой частью города, чем-то вроде московского
Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив
почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши
дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок
в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с
самого начала своего появления именно благодаря торговле и
своей собственно торговой специализации. На территории
между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и
на месте гостинцы «Россия», находилось древнее
Зарядье, означавшее «за торговыми рядами»,
которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть
до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка
Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве
улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году.
И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди,
или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы,
занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными
старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор
Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные
братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и
дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля
в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин,
построивший кремлевский Архангельский собор, возвел
каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под
кремлевскими стенами строилась с явным участием и
одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы:
именно его имя до самой революции носил один из
китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский,
где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный
звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в
Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось
как «за торгом, против Панского двора» –
где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по
другой, недостоверной версии, – там, где проживали
просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары
Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного.
Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более
древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его
пределами, и значит, Варварскую церковь построили только
для кремлевского посада, заимевшего свой собственный
посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была
построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее
разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды,
каждый для особого товара. Названия некоторых из них до
сих пор сохранились в именах китайгородских переулков
– Рыбный, Ветошный… А были тут и серебряный, и
медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды.
Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это
считалось святотатством, – а только
«выменивали» и не торговались о цене. Если же
приобретавший икону считал назначенную цену слишком
высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это –
«божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить
торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и
приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки
под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой
и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор –
далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с
названием, произошедшим от слова «гость».
Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние
Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый
торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только
для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626
году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив
название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем
Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом
№4) – одно из древнейших гражданских сооружений
Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году
торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти
старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по
указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского
короля Карла I во время Английской революции
(«короля своего Карла до смерти убили»), купцы
покинули Россию, и Петр I открыл здесь
«цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ,
где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка
«Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была
разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее
недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком
особливо месте не соответствующей». К тому же в
1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого
была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь
освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор
артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н.
Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от
мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик
прославленного московского мастера, возвел прекрасное
здание Варварской церкви в стиле классицизма,
сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона
Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать
дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу
Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я
городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму
стали подражать в других постройках. Так, один помещик
построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской
церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был
перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор
Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском
проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в
Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу
столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и
перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых
рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу
еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только
оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары
прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу
знаменитое выражение «остатки сладки», а также
опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было
это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора
шел в конце трудового дня по улице, и его остановил
разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево
отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но
разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите,
сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не
выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой
остаток!». Однако остатков изюма оказалось много
– 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток,
как и положено быть остатку!» – оправдывался
продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о
продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то
товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не
было отбою… Отсюда и пошла поговорка –
«остатки сладки», видимо с намеком на вкус
того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное
правило – устраивать подобную распродажу остатков
товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на
Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие
Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной»
лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины
Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать
«литературными остатками», устроив…
распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним
хорошо посмеялись…

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством
юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы.
Объектом таких невинных развлечений были в основном
покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться,
купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам
посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или
зеленить будем?». Допустим, сговаривались
«краснить». Ни о чем не подозревающий
покупатель входит в лавку и просит показать материал
серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной
улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго
расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на
выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую
лавку, в третью… Везде повторяется та же история. В
итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него
проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и
табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой
мелочью приходилось посылать в «город», то
есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли
мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти
внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса,
личная помада, духи «Сирень» – прямо из
сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир
даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих
мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им
образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а
часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались
«площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и
питейные заведения. На углу с нынешним Никольским
переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом
«Ветошная истерия», искаженное от латинского
слова «аустерия» – так при Петре
называли трактиры, гостиницы и питейные дома.
«Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где
торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков
Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная
песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян,
мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на
Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит
милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры,
где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках
– для кипятка и для заварки. Один из самых известных
московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова
стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился
водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки.
Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время
использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично
разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с
крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание
храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20
века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье,
на месте которого построили гостиницу
«Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела
как памятник архитектуры и как определенная архитектурная
доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение
Всероссийского общества охраны памятников истории и
культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

Церковь св. великомученицы Варвары / Православие.Ru

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина — именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III — IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

Церковь св. великомученицы Варвары на Варварке Фото из книги Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». 1882-83гг.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название — «Китай-город» — произошло от связок — жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские — а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства — именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости — т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков — Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» — где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, — там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков — Рыбный, Ветошный… А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали — это считалось святотатством, — а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это — «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор — далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время — ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) — одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин — их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII — XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много — 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» — оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою… Отсюда и пошла поговорка — «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило — устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи — на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив… распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись…

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета — жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью… Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже — с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики — зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» — прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» — так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках — для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров — знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен — сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

Церковь св. великомученицы Варвары / Православие.Ru

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина — именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III — IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

Церковь св. великомученицы Варвары на Варварке Фото из книги Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». 1882-83гг.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название — «Китай-город» — произошло от связок — жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские — а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства — именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости — т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков — Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» — где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, — там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков — Рыбный, Ветошный… А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали — это считалось святотатством, — а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это — «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор — далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время — ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) — одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин — их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII — XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много — 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» — оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою… Отсюда и пошла поговорка — «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило — устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи — на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив… распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись…

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета — жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью… Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже — с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики — зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» — прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» — так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках — для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров — знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен — сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

МОСКОВСКИЙ ВАРВАРИНСКИЙ ХРАМ НА ВАРВАРКЕ

Московский храм Варвары на Варварке

Московский храм во имя святой великомученицы Варвары, на Варварке (Патриаршее подворье храмов Зарядья в Китай-городе, Московская епархия)

Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары упомянута в XV веке. Посвящение храма дало современное наименование всей улице, ранее называвшейся сходным образом – Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках.

Московский храм Варвары на Варварке

В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в 1514 году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено «за торгом, против Панского двора». Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность.

В 1737 году храм сильно пострадал от пожара и был восстановлен.

В 1795 году московский митрополит Платон (Левшин) приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная», из соображений ее несоответствия общему облику места.

В 1796-1804 годах на старом алевизовском фундаменте построен Варваринский храм по проекту Р. Р. Казакова.

В 1812 году церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена.

После Октябрьской революции 1917 года храм закрыли и лишили креста, верхней части колокольни, иконостаса, изнутри его пространство было разгорожено на этажи. В здании храма разместился склад. Позже его передали под конторские учреждения; к 1980 году в церкви помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Во время реставрации 1965-1967 годов под руководством архитектора Г.А. Макарова церкви был возвращен ее прежний облик.

В 1991 году храм был возвращен верующим.

В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.

Архитектура

Основной объем храма — крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая — за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма — сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма — не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации.

Красота этого храма – в тонкости пропорциональных соотношений и изяществе ордерного и декоративного убранства. В сохранившейся части интерьера большое впечатление производит купол, в котором серо-голубая живопись создает иллюзию перспективного сокращения и зрительно увеличивает объем. Стены отделаны искусственным мрамором теплых розово-желтых тонов. Настенные образа выполнены в XIX веке масляной живописью. В алтарной части сохранилась первоначальная мраморная резьба прекрасного художественного качества.

Литература

  • Елена Лебедева. «Церковь святой великомученицы Варвары»

Использованные материалы

  • Никита Брусиловский. «Церковь великомученицы Варвары на Варварке»
  • «Церковь Варвары Великомученицы на Варварке», страница сайта «Храмы России»

Церковь Варваров Великомученика, Москва Stock Photo

Туристы у храма Святой великомученицы Варвары на Варварке в Москве.

Церковь великомученика варваров у варвара в Москве, Россия, ночью

Москва, Россия, 20 ноября 2019 года. Церковь великомученицы Варвары осенью в ночное время. Варварка ул.Москва

Москва, Россия — 2 января 2019. Ночной городской пейзаж с храмом великомученицы Варвары

Храм Великомученика Варваров, на улице Варварка

Руины древней церкви Св. Варваров в городе Мельник

Церковь, в которой венчалась Оноре де Бальзак

Староанглийский двор, церковь св.Варвара в солнечный весенний день, Зарядье. Москва

Церковь Святой великомученицы Варвары построена в конце XVIII века, Россия.

Бердичев, Украина. Церковь Святой Варвары, место венчания французского писателя Оноре де Бальзака (1850 г.)

Церковь Святой великомученицы Варвары

Севилья — Фреска сцены Акт варварского короля Атиллы с папой св.Лев Великий перед стенами Рима

Католический витраж в церкви

.

Кто были варвары? | Живая наука

Варвары — слово, которое сегодня часто относится к нецивилизованным людям или злым людям и их злодеяниям — возникло в Древней Греции, и первоначально оно относилось только к людям, которые были из других городов или не говорили по-гречески.

Сегодня значение этого слова далеко от его первоначальных греческих корней. Наглядный пример — это выступление президента США Барака Обамы в Нью-Йорке в 2012 году.

«Когда маленького мальчика похищают, превращают в ребенка-солдата, заставляют убить или быть убитым — это рабство.Когда маленькая девочка продается бедной семьей — девочки возраста моих дочерей — сбегает из дома или соблазняется ложными обещаниями лучшей жизни, а затем сажается в бордель и подвергается пыткам, если она сопротивляется, — это рабство. Это варварское [курсив автора], и это зло, и ему нет места в цивилизованном мире », — сказал он.

Когда Обама использовал термин« варварский », он не имел в виду людей из-за пределов Нью-Йорка. Город или люди, не говорящие по-гречески, а скорее к злодеяниям в целом.Действительно, значение слова варвар кардинально изменилось со временем, и, фактически, это слово не всегда имело отрицательное значение для всех.

Греческое происхождение

Слово «варвар» происходит от древнегреческого слова βάρβάρος, которое использовалось 3200 лет назад, когда цивилизация, которую современные ученые называют «микенской», правила большей частью Греции, пишет Хуан Луис Гарсия Алонсо, классик профессор Университета Саламанки в статье, опубликованной в книге «Идентичность (и): мультикультурный и междисциплинарный подход» (Coimbra University Press, 2017).

Слово было написано на глиняных табличках, найденных в Пилосе, большом микенском городе на материковой части Греции. «В коллекции глиняных табличек Пилоса мы действительно находим это слово, которое, по всей видимости, просто применяется к людям из других городов», — писал Алонсо.

Ряд ученых утверждали, что «бар-бар» в слове «варвар» может быть попыткой имитировать заикающийся голос, который, по-видимому, может звучать у некоторых говорящих не на греческом языке, как для говорящего по-гречески.

Под «архаическим периодом [2700 лет назад] нет никаких сомнений в том, что одно из основных значений этого слова было лингвистическим: варвары были теми, кто не говорил по-гречески», — пишет Константинос Власопулос, профессор истории и археологии в Университет Крита, в его книге «Греки и варвары» (Cambridge University Press, 2013).

Люди, не говорящие по-гречески, могут быть дружелюбными или враждебными. Персы, вторгшиеся в Грецию, были названы «варварами» в описании Геродота (жившего в V веке до н. Э.) Их битвы против спартанских войск при Фермопилах.

Власопулос отмечает, что древние греки иногда использовали это слово в запутанной и противоречивой манере. Одна из их проблем заключалась в том, что между древними греками не существовало единого мнения о том, кто говорил по-гречески, а кто нет, по крайней мере, примерно до времен Александра Великого.«Существовало множество местных и региональных диалектов, которые были в большей или меньшей степени взаимно понятны», — пишет Власопулос.

Варвары и Рим

Значение слова «варвар» несколько изменится, когда римляне (многие из которых не говорили по-гречески) использовали это слово для обозначения всех иностранцев, особенно множества людей, которые вторгались на их границы. .

Эти варвары никогда не объединялись. Некоторые разграбили Римскую империю, а другие стали ее союзниками.Было множество групп, и их пристрастия со временем менялись.

«Рим активно боролся, среди прочего, с готами, вандалами, герулами, свевами, саксами, гепидами, а также с сарматами, аланами, гуннами, аварами, пиктами, карпами и исаврами», — пишет Вальтер Гоффарт, старший научный сотрудник преподаватель Йельского университета, в своей книге «Варварские приливы: эпоха миграции и поздняя Римская империя» (University of Pennsylvania Press, 2006). Одна из этих групп, байувари, иногда видоизменяла свои черепа, чтобы они имели яйцевидный вид.

Самым известным «варваром» этого периода, возможно, был гунн Аттила. Он правил огромной империей, которая контролировала другие варварские группы. В начале своего правления он вступил в союз с римлянами против бургундов (другой «варварской» группы). Позже он восстал против римлян и выступил против них во Франции. Затем римляне объединились с вестготами (также «варварами») и победили Аттилу.

Слово «варвар» не имело отрицательного значения для всех в Римской империи.Примерно в 440 году нашей эры христианский священник Сальвиан писал, что «почти все варвары, по крайней мере, те, кто принадлежит к одной расе и одному роду, любят друг друга, в то время как римляне преследуют друг друга».

Он отметил, что многие бедные римляне обращались за помощью к «варварам». «Они, несомненно, ищут римского человечности среди варваров, потому что они не могут выносить варварскую бесчеловечность среди римлян». (Перевод с сайта Fordham University)

Кто такой варвар?

Среди современных ученых и широкой публики определение варвара становится еще более запутанным и запутанным.

«Если есть одна общая черта цивилизаций, то это их идеологическая потребность защищаться не только от собственных врагов, но и от врагов цивилизаций,« варваров », — пишет Никола Ди Космо из Института. для углубленных исследований в своей книге «Древний Китай и его враги: рост кочевых сил в истории Восточной Азии» (Cambridge University Press, 2002). «Это противостояние между цивилизацией и ее врагами можно признать одной из великих постоянных тем, с которыми мы сталкиваемся в мировой истории.»

Например, китайцы использовали термины, которые иногда переводятся на английский как» варвары «, чтобы описать людей, против которых они сражались, таких как Йи.

Некоторые люди считают викингов» варварами «, даже несмотря на то, что у них была развитая техника плавания. это позволило им колонизировать Исландию и отправиться в Новый Свет.

Сегодня некоторые люди даже считают медицинские методы лечения, которые использовались в древние времена, как «варварские», хотя они используются и сегодня.

Для древних греков, варвар был человеком из другого города или не говорил по-гречески, независимо от того, были ли у этого человека хорошие или плохие намерения.Этот термин со временем изменился до такой степени, что древние греки, вероятно, не узнали бы его. Президентские спичратеры, обратите внимание.

.

варварских вторжений | Факты, история и значение

Варварские вторжения , движения германских народов, начавшиеся до 200 г. до н. Э. И продолжавшиеся до раннего средневековья, в процессе разрушили Западную Римскую империю. Вместе с переселениями славян эти события явились определяющими элементами расселения народов в современной Европе.

Варварские вторжения Encyclopdia Britannica, Inc.

Подробнее по этой теме

История Европы: миграция и вторжения варваров

Скитания германских народов, продолжавшиеся до раннего средневековья и разрушившие Западную Римскую империю, были совместными…

Германские народы произошли примерно в 1800 году до нашей эры в результате наложения людей боевых топоров из культуры шнуровой керамики средней Германии на население мегалитической культуры на восточном побережье Северного моря. В эпоху бронзы германские народы распространились по южной Скандинавии и глубже проникли в Германию между реками Везер и Висла. Контакт со Средиземным морем в эту эпоху осуществлялся посредством торговли янтарем, но в железном веке германские народы были отрезаны от Средиземного моря кельтами и иллирийцами.Германская культура пришла в упадок, а рост населения вместе с ухудшением климатических условий вынудил немцев искать новые земли дальше на юг.

В каком-то смысле Римская империя была уже «варварской» еще до того, как варварские вторжения начались всерьез. Земля, оставшаяся вакантной из-за сокращающегося римского населения, была колонизирована иммигрантами — немцами и другими — из-за границы. Римские легионы в основном набирались из немцев и других не римлян, некоторые из которых даже достигли императорского пурпура.Таким образом, в конце концов, римский император со своей стражей и своим домом, правивший империей, используемой для пополнения его казны, был практически неотличим от тех варварских вождей, с которыми он вступал в схватку.

Миграции германских народов никоим образом не были кочевыми и не проводились массово. Многие члены мигрирующих групп остались на своей первоначальной родине или поселились в точках на пути миграции. Еще до 200 г. до н. Э. Первые германские племена достигли нижнего Дуная, где им преградила путь Македонская династия Антигонидов.В конце II века до н. Э. Мигрирующие орды кимвров, тевтонцев и амбронов проникли на кельто-иллирийские земли и достигли окраин римской границы, появившись сначала в Каринтии (113 г. до н. Э.), Затем на юге Франции и, наконец, в Верхняя Италия. В 102 г. до н. Э. Римляне разгромили тевтонцев и в следующем году разгромили армию кимвров. Однако швабские племена продвинулись через центральную и южную Германию, а кельтское племя гельветов было вынуждено отступить в Галлию.Когда немцы под командованием Ариовиста переправились через верхний Рейн, Юлий Цезарь остановил их продвижение и начал римское контрнаступление. При императоре Августе римская граница была отодвинута до Рейна и Дуная.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Вскоре рост населения вынудил германские народы снова вступить в конфликт с Римом. Начиная с 150 г. н. Э. Волнения распространились среди племен на периферии Рима, и в результате войны между римлянами и маркоманами угрожали самой Италии.Марк Аврелий успешно остановил наступление германцев и провел кампанию по расширению северных границ Рима, но после его смерти эти усилия были прекращены. Почти сразу же его сын Коммод попытался договориться с немцами, и вскоре алеманы двинулись вверх по реке Майн и к 260 г. н. Э. Обосновались в Декумате Агри.

Марк Аврелий Марк Аврелий, бронзовая конная статуя на площади Пьяцца дель Кампидольо в Риме. Jupiterimages / Pixland / Getty Images Plus

Тем временем на восток готы проникли на Балканский полуостров и в Малую Азию до Кипра, но Клавдий II остановил их продвижение в Ниш в 269 году нашей эры.Обогащенные своими завоеваниями и завербованные в качестве имперских наемников, готы стали оседлым населением, а римляне покинули Дакию за Дунаем. Повсюду в пределах империи были укреплены города, даже сам Рим. Франки и саксы опустошали побережья северной Галлии и Британии, и в течение следующих трех столетий вторжения германских народов были бичом Западной империи.

вторжения варваров в Римскую империю Людовизи Боевой саркофаг, изображающий битву между римлянами и готами в середине III века нашей эры. Lanmas / Alamy

В 4 веке н. Э. Давление германского наступления все сильнее ощущалось на границах, что привело к смене правительства империи, которая должна была иметь заметные последствия. В мае 330 г. Константин I перенес столицу из Рима в Константинополь, но империя, от Стены Адриана до Тигра, продолжала успешно управляться из единого центра. Однако это продлилось недолго, поскольку возрастающие опасности извне империи сделали необходимым более тщательный надзор.

Скорость германских набегов резко возросла во время правления императора Валента и его преемников. Эти вторжения были двух типов: (1) миграции целых народов с их полностью сохранившимися немецкими патриархальными организациями, и (2) банды, большие или меньшие, эмигрантов в поисках земли для поселения, без племенной сплоченности, но организованные под руководством военных. начальники. Готы и вандалы, а затем бургунды и лангобарды принадлежали к первому типу; ко второму принадлежали франки, «свободные» люди с Саксонской равнины, и саксонские захватчики Британии.Это различие было жизненно важным. Готы, вандалы, бургунды и лангобарды так и не пустили корни в земле и по очереди уступили, в то время как франкские и саксонские иммигранты не только поддерживали себя, но и создали совершенно новое государство, основанное на независимости территориальной единицы, которое позже дальше должен был перерасти в феодализм.

Миграции и королевства готов в V и VI веках н. дополнительные столкновения с римлянами.В 378 году готы победили и убили Валента в битве под Адрианополем, но его преемник, Феодосий I, смог остановить германский прилив, хотя и временно. После смерти Феодосия в 395 году империя была разделена между императорами Востока и Запада, и императоры в Константинополе сделали все, что в их силах, чтобы отогнать любые потенциальные угрозы от своей столицы и направить их на земли Западной империи. В 406–407 гг. Германские и другие племена (вандалы, аланы, свебы и бургунды) из Силезии и даже дальше на восток пересекли Рейн в бегстве от гуннов и проникли до Испании.

Аланы вторгаются в Галлию Аланы с германскими вандалами и свебами вторгаются в Галлию (современная Франция). Коллекционер гравюр / Heritage-Images

Аларих, король вестготов, разграбил Рим в 410 году, что знаменует начало конца Западной империи. Вскоре после смерти Аларика в том же году готы перешли в Галлию и Испанию. В 429 году Гайзерих, король вандалов, перешел из Испании в римскую Африку и создал первое независимое немецкое королевство на римской земле.Вскоре вандалы зарекомендовали себя как великая военно-морская держава, которая некоторое время владела Средиземным морем и опустошала побережья Италии и Сицилии. Тем временем франки и бургунды вторгались в Германию и Галлию, а с 449 года саксы, англы и юты перешли с полуострова Ютландия и оккупировали Британию. Примерно в это же время гунны под командованием Аттилы начали значительную кампанию в Галлии. Римский полководец Флавий Аэций, правивший Западной империей во всем, кроме титула, заключил союз с вестготским королем Теодорихом I, и их объединенная армия нанесла серьезный удар гуннам в битве на Каталаунских равнинах (451 г.).

Аэций был убит императором Валентинианом III в сентябре 454 года, и это событие ознаменовало закат римской политической власти. Шесть месяцев спустя Валентиниан был убит двумя слугами Аэция, и трон Западной империи стал ставкой на козни немецких вождей Рицимера, Ореста и Одоакра, которые сохраняли реальный контроль через марионеточных императоров. В 476 году преемственность западных императоров закончилась с оккупацией Рима Одоакром, и эта дата традиционно считается концом Западной Римской империи.Римский сенат решил, что достаточно одного императора и что восточный император Зенон должен править всей империей.

Флавий Аэций Флавий Аэций. Древняя история для колледжей и средних школ: Часть II. Краткая история римского народа Уильям Ф. Аллен; Ginn & Company, Бостон, 1895.

Какое-то время Теодорих, король остготов, правил королевством, в которое входили Италия, Галлия и Испания. После его смерти в 526 году империя остготов была разрушена, и произошли изменения, которые привели к возникновению независимых германских королевств в Галлии и Испании.В Галлии Хлодвиг, король франков, уже установил свою власть, а в Испании вестготское королевство со столицей в Толедо теперь заявило о своей независимости.

Питер Фишер: Теодорик Великий Теодорик Великий, король остготов , бронзовая скульптура Питера Фишера Старшего, ок. 1513; в Хофкирхе (придворной церкви), Инсбрук, Австрия. Дадерот

При Юстиниане (527–565) Византийская империя, казалось, вернула себе средиземноморское господство, когда-то принадлежавшее Риму.Королевство вандалов в Африке было разрушено, а в 552 году византийский генерал Нарсес разрушил власть остготов в Италии. Экзархат Равенны был основан как продолжение византийской власти, остготы были вынуждены отказаться от юга Испании и персов остановили. Однако со смертью Юстиниана начались проблемы. В 568 году лангобарды под предводительством Альбоина появились в Италии, которую они захватили на юге до Тибра, основав свое королевство на руинах экзархата.В Азии император Ираклий в серии победоносных кампаний сломил персидскую власть и сумел даже расширить римское владычество, но Италия, за исключением самой Равенны и нескольких разбросанных прибрежных городов, с тех пор была потеряна для империи, которая теоретически все еще вошел в состав.

Прекращение византийского влияния в Италии привело к одному результату, важность которого невозможно переоценить: усиление политической власти папства. В начале VI века Рим при Теодорике все еще был городом Цезарей, и традиции его древней жизни не были нарушены.К концу века Рим при папе Григории Великом (590–604) стал папским городом. Наряду с городом папы предъявили права на политическое наследие цезарей; Великие средневековые папы в более прямом смысле слова, чем средневековые императоры, были представителями идеи римского имперского единства.

Св. Григорий I Св. Григорий I, гравюра на меди. © photos.com/Getty Images .

В ожидании варваров (2020)

Главная

Верхняя касса

Билеты и расписание сеансов

DVD и потоковое воспроизведение

ТВ

Новости

Что такое Tomatometer®?
Критики

ПОДПИСАТЬСЯ

|
АВТОРИЗОВАТЬСЯ

Фильмы / ТВ

    Знаменитости

      Результатов не найдено

      Посмотреть все

      • Дом
      • Касса
      • телевизор
      • DVD
      • БОЛЬШЕ

      • Новости
      • Моя учетная запись
      • ПОДПИСАТЬСЯ

        АВТОРИЗОВАТЬСЯ