Содержание

Храмы Серафимо–Дивеевского монастыря: подробный обзор

Поделитесь с родными и друзьями:

Дивеево – не только духовный центр православия, это жемчужина православной русской культуры. И когда глядишь на великолепие Дивеевских храмов и церквей, проникаешься величием этой красоты.

Кроме того, для удобства паломников в Дивеево расположено множество комфортабельных и недорогих отелей и гостиничных комплексов

Храмов в Дивеево много: от маленьких домовых церквей в служебных зданиях монастыря, куда закрыт вход мирским людям, до величественных соборов, вмещающих  под свои своды до 5 000 людей. И у каждой церкви своя история, своя архитектура, своя особая атмосфера, настраивающая на молитву. Приходя в эти храмы невозможно остаться равнодушным.

Храмовый комплекс в Дивеево

Казанская церковь

В то время, когда матушка Александра, послушавшись слова Матери Божией бывшего ей в ведении, пришла в село Дивеево, там была лишь деревянная церковь во имя архидиакона Стефана. Матушка пристроила к ней теплые пределы во имя Казанской иконы Божией Матери и в честь святителя Николая. Но вскоре ей было новое видение, и после горячих молитв матушка Александра приступила к строительству новой каменной Казанской церкви, а старую, но еще крепкую деревянную церковь перенесли в село Большое Череватово.

Строительство Казанской церкви началось в 1773 году, и матушка Александра лично принимала участие во всех работах. А когда каменную церковь закончили, она привезла точный список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Благодаря матушкиным хлопотам из Москвы был доставлен колокол в 76,5 пудов и разная церковная утварь. В 1780 г новая каменная церковь была освящена.

Центральный престол Казанского храма был посвящен Казанской иконе Богородицы. Левый предел был освящен в честь святителя Николая, а правый оставался какое-то время безымянным. И когда матушка Александра молилась о вразумлении то услышала голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана».

На момент строительства Казанская церковь не принадлежала монастырю и сестры обители часто называли ее приходской, но батюшка Серафим запрещал им так говорить. И предсказывал, что Казанская церковь со временем станет теплым монастырским собором.

Годы послереволюционных гонений не пощадили Казанскую церковь. В 1940 году храм превратили в склад, были разрушены купол и колокольня.

Интересно, что предсказание батюшки Серафима исполнилось именно в наши дни. В 1992 году светские власти отдали Казанскую церковь возрождающейся Дивеевской обители. В 2003 году начались восстановительные работы, и уже осенью этого же года состоялось торжественное водружение креста на вновь отстроенную колокольню.

Казанский храм в Серафимо-Дивеевском монастыре

К счастью, часть внутренней росписи Казанской церкви сохранилась до наших дней и ее сумели отреставрировать. Но появились и новые живописные композиции, воспевающие историю Дивеевской обители в красках.

Освящение главного престола было совершено 31 июля 2004 года.

На данный момент в храме покоятся мощи Дивеевских блаженных и святые останки преподобноисповедницы Матроны Дивеевской.

В Казанской церкви идут церковные службы (расписание необходимо уточнять в монастыре), на которое могут попасть все желающие. Если же богослужения нет, храм открыт с 8 до 17 часов для поклонения мощам.

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова был пристроен по повелению Царицы Небесной ко входу в Казанскую церковь. Получалось, что алтарь церкви Рождества Богородицы оказался на месте паперти Казанского храма. При жизни батюшка Серафим говорил о таком решении вот что: «Паперть эта достояна алтаря, ведь матушка Агафья Семеновна (мирское имя схимонахини Александры), стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее».

Строительство новой церкви возглавил Михаил Васильевич Мантуров, помещик, который будучи глубоко верующим человеком и учеником Серафима Саровского, не только непосредственно следил за работами, но жертвовал личные средства для этого.

Летом 1829 года церковь была построена, но не отделана внутри. Тем не менее, батюшка Серафим заповедал освятить ее непременно в праздник Преображения Господня, что и было выполнено в то же лето. Преподобный Серафим заповедал сестрам возжечь перед образом Спасителя в церкви Рождества Христова неугасимую свечу, что и было исполнено.

Неугасимая свеча горела в Рождественской церкви до самого закрытия монастыря. После долгих лет безбожной власти, когда храмы находились в запустении, Дивеевская обитель  была снова открыта. И тогда, в 1992 году в тогда еще полуразрушенном храме была вновь зажжена неугасимая свеча. А в 1993 году повторно освятили и сам храм Рождества Христова.

Доступ мирянам и экскурсиям в эту церковь закрыт.

Храм Рождества Богородицы

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря хранит много чудесных историй, порой не сразу понятных людям, далеким от глубокой духовной жизни. Почему нужно было поступать так, а не иначе?

Но случайностей в духовном мире не бывает, даже то, каких людей Господь избирает на то, или иное служение говорит о многом.

Михаил Васильевич Мантуров, помещик, возглавлявший строительство Рождественских храмов в Дивеево, был настолько глубоко и искренне верующим, что с благоговением выполнял все, что указывал батюшка Серафим.

Призвал как-то батюшка Михаила Васильевича и говорит: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви –то у нас с тобой и нет! А Царица –то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!» Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобой под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…».

Пришлось сделать подкоп, и он как раз пришелся по мерке, данной Михаилу Васильевичу батюшкой Серафимом. Чтобы удержать пологий свод потолка, требовалось поставить четыре каменных столба, о чем Михаил Васильевич и доложил батюшке. Отец Серафим преисполнился неизреченной радостью и в духовном восторге воскликнул: «Во-во, радость моя! Четыре столпа – четверо мощей…. Четыре столба – ведь это значит, четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая!»

Церковь была освящена в 1830 году, в праздник Рождества Богородицы. Повторно ее освящали в 1992 году, после возобновления монастырской жизни в Серафимо-Дивеевской обители.

В храме Рождества Богородицы горит неугасимая лампада, и день и ночь читается не усыпаемая псалтырь.

Здесь же находятся мощи первоначальницы обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы, монахини Елены. Лежат они в основании тех самых столбов. Доступ к мощам открыт ежедневно с 8 до 17 часов.

Колокольня

Долгое время в Дивеевском монастыре была простая звонница. А в 1893 году началось строительство колокольни по проекту архитектора А.К. Никитина.

Но вскоре обнаружился опасный наклон, и приостановили строительство. Но тщательно все исследовав, утвердили, что наклон колокольни вреда не принесет.

Достроенная колокольня имеет пят ярусов. Высота ее с кровлей и крестом – 70, 3 м. На ней были установлены часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

Колокольня в Дивеево

В советское время колокольню приспособили под телевизионный ретранслятор и гараж. На данный момент она полностью восстановлена.

Церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины

Церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины была устроена 1902 году в восточной части игуменского корпуса. Это старинное, двухэтажное здание голубого цвета слева от колокольни, как до революции, так и сейчас, служило административным корпусом.

В 1903 году Государь Император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима. В Дивеево по его просьбе была отслужена Литургия в храме св. равноапостольной Марии Магдалины.

После закрытия монастыря в 1927 году церковь подверглась разорению. После долгих лет запустения, в 1996 году сестры вновь открытой Дивеевской обители привели в порядок фасад Игуменского корпуса. На купол церкви водрузили крест.

Троицкий собор

Строительство Троицкого собора было, пожалуй, самым чудесным. Еще при своей жизни батюшка Серафим благословил Елену Васильевну Мантурову купить участок земли, а ее брату Михаилу Васильевичу, уже построившему Рождественские церкви, завещал ее хранить, несмотря ни на что. На земле этой следовало возвести пятиглавый собор, о котором Преподобный восклицал: «Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!»

Закладка собора состоялась на заповеданном батюшкой Серафимом месте в 1848 году, но само строительство началось лишь 1865. Средств было мало, так что пришлось на монастырской земле построить небольшой завод, и делать свой кирпич.

Автором проекта собора был архитектор А.И. Резанов, ученик К.Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве. И многие находят сходства Троицкого собора в Дивеево со знаменитым Московским храмом.

Свято-Троицкий храм Серафимо - Дивеевский монастырь

Во время строительства Троицкого собора в Дивеево было множество чудес. Зимой, когда храм был заколочен и пуст, внутри слышались звуки строящихся работ. Временам, вечерами и ночью над собором видели необыкновенный свет. А в 1875 году Преосвященным Иоаникием был освящен неотделанный внутри собор.

В 1880 году был освящен правый нижний предел в честь иконы Богородицы «Умиления». Верхний правый придел  во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, и верхний левый в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи  освятили 1884 году.

Левый нижний предел оставляли неосвященным 28 лет! И сразу после прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, 4 августа 1903 года предел был освящен в честь преподобного.

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и скончался батюшка Серафим. В наши дни в соборе находится копия этой иконы, тоже чудотворная, написанная вначале XX.

В 1927 году вместе с разгоном монастыря закрыли и Троицкий собор. А в октябре 1889 года этот храм был передан церковной общине. В 1990 году над собором водрузили крест, и в это время в чистом небе сияла радуга. Начиная с 1991 года, Богослужение в Троицком соборе совершается ежедневно. В этом же 1991 году в собор были перенесены вновь обретенные мощи батюшки Серафима, где они и покоятся ныне. Здесь же находятся и личные вещи святого старца, бережно сохраненные сестрами старого монастыря до наших дней и переданные в дар обители при ее повторном открытии.

Троицкий собор открыт ежедневно с раннего утра и до позднего вечера.

Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского

Справа от Троицкого и Преображенского соборов распложено здание желтого цвета – трапезные монастыря с храмом во имя святого благоверного князя Александра Невского. В старое время пищу разносили по корпусам, но батюшка Серафим пророчески говорил о будущей трапезе, хотя в его время там было сельское кладбище.

В конце XIX века началось строительство каменной трапезной. В восточной части здания находился храм, в западной части размещалась кухня, а сам трапезный зал вмещал 1600 человек.

В советское время здесь было все разорено, а само здание поделили между клубом, кинотеатром и библиотекой. Возвращали трапезный корпус монастырю частями, начиная с 1997 года и заканчивая 2000. Восстановительные работы приходилось тоже вести частями, но милостью Божией в ноябре 2000 года митрополитом Нижегородским и Арзамасским, был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Ныне трапезный корпус используется по назначению и здесь располагается несколько трапезных: сестринская, гостевая, рабочая.

В храме службы служатся редко и присутствуют на них только монашествующие.

Преображенский собор

Строительство нового собора предсказывал батюшка Серафим, и даже место определил: на одной линии с Троицким собором в конце Канавки. Но, из-за начавшейся в монастыре смуты, возникшей из-за Ивана Тихонова Толстошеева, рвавшегося к власти после кончины преподобного Серафима, строительство отложилось.

Новый собор заложили лишь в 1907 году. Расписывали его сестры монастыря, но благоустройство внутреннего убранства так и не успели завершить до революции. Все тяжелые безбожные годы новый собор простоял не освященным и поруганным: там был тир и гараж.

Когда в 1991 году вновь открыли Серафимо-Дивеевский монастырь, собор стали реставрировать, а в 1998 году его освятили.

Дивеево храм Преображения Господня

Преображенский собор имеет пять пределов. Главный в честь праздника Преображения Господня, правый нижний – в честь Архистратига Михаила и всех небесных сил. Левый нижний в честь всех святых. Верхние пределы: правый в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и левый в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Службы в Преображенском храме идут ежедневно.

С 8.00 до 17.00 (зимой до 16.00) часов здесь разливают масло от мощей преподобного Серафима, а в зимние время раздают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.

Храмы в ограде Канавки

Когда верующие благоговейно совершают моление на Канавке и их взору престает тихая и ухоженная монастырская территория, утопающая в цветах, то многие испытывают радость. И невольно взоры обращаются к красивым зданиям внутри ограды, над крышей которых видны маленькие купола. Не раз приходилось слышать от паломников вопрос: что там за церкви?

Огромное желтое относительно новое здание является монастырской больницей с домой церковью в честь  иконы Божией Матери «Целительница». Храм был освящен в 2008 году.

Удивительна внутренняя роспись церкви: она выполнена московскими художниками Максимом и Ириной Мироновыми на евангельские сюжеты. Но помимо них живописные истории повествуют о современных исцелениях на мощах батюшки Серафима, Канавке и источниках.

Храм могут посещать только монахини и медперсонал больницы.

Другое интересное бело-голубое здание – корпус старой монастырской богадельни. Здесь, в 1861 году для стареньких монахинь была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1927 году в Скорбященской церкви состоялась последняя перед закрытием монастыря литургия. Впоследствии храм был разрушен, а кельи использовались вместо квартир. После передачи здания монастырю, в 2003 году началась его реконструкция. Восстановленный храм был освящен в 2006 году.

По четвергам в церкви  «Всех скорбящих Радость» служиться Литургия, за которой причащаются старенькие и больные монахини, которые не могут самостоятельно добираться до центральных соборов. Здесь же совершаются постриги в монашество и отпевания усопших сестер. Доступ мирским людям, за исключением медперсонала, в домовую церковь богадельни закрыт.

Часовня Серафима Саровского в Дивеевском монастыре

В конце святой Канавки находится деревянная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Она была восстановлена по сохранившейся до наших дней фотографии. Сейчас, как и в позапрошлом веке в ней раздают сухарики батюшки Серафима. Их можно получить с 8.00 до 17.00 часов в летнее время. В зимнее время сухарики выдают в Преображенском соборе.

Благовещенский собор

Этого храма до революции на территории монастыря не было, решение о его возведение было принято в наше время, а закладка произошла 26 апреля 2012 года в конце Святой Канавки.

Строительство храма велось достаточно быстро, на данный момент он закончен, и хотя внутренняя отделка еще не завершена, освящен предел в честь Праздника Успения Божией Матери. Всего в Благовещенском соборе планируется сделать восемь пределов.

Новый храм в Дивеево

Примечательно, что поучаствовать в строительстве этого величественного собора могли все желающие. Есть такая старая традиция – пожертвования на «именной кирпичик». При покупке «кирпичика» выдавался билет (стоимость была разная, доступная всем категориям), где указывалось, что это «именной кирпичик», и в графе записывалось имя покупателя или его родственников (можно было покупать билеты в подарок). Имя, на которое приобретался «кирпичик» вносилось в специальную тетрадь.

Возможно, кто-то бы отнеся к этой традиции с недоверием, но автор статьи, как и многие местные жители лично видели целые поддоны кирпичей (еще даже не разгруженные с подставок) подписанные черным строительным маркером. На каждом кирпичике красовалось чье-то имя. Так эти проименнованые кирпичи и шли на возведение стен.

Сейчас, когда строительство собора завершено, можно приобрести билеты, вырученные средства с которых пойдут на внутреннюю отделку храма.

Казанская церковь на Казанском источнике

С нее возобновилась церковная жизнь в Дивеево. Это старое деревянное здание имеет непосредственное отношение к истории монастыря. До революции оно было свечной мастерской. Впоследствии его разобрали и перенесли на окраину села.

В 1989 году к срубу была пристроена алтарная часть, внутри соорудил иконостас и освятили церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. До открытия Троицкого собора здесь совершались богослужения по выходным дням и праздникам.

В наши дни в Казанской церкви на источнике служат в престольный праздник и на день памяти иконы «Живоносный источник» с крестным ходом на Казанский источник.

До появления в Дивеево приходского храма в Казанской церкви также совершались таинства венчания и крещения, потому что в монастырских храмах по уставу этого делать не положено. Сейчас и эти таинства совершаются в церкви крайне редко, но до сих пор здесь отпевают усопших работников монастыря (мирских людей). Если человек, работавший в монастыре, был одинок, или его семья бедствует, все расходы по отпеванию берет на себя монастырь.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

православные храмы, церкви и монастыри. Святцы

Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Дивеево

Серафимо-Дивеевский монастырь Дивеево — село в Нижегородской области, административный центр Дивеевского района и Дивеевского сельсовета. Основательницей монастыря считается матушка Александра (до монашеского пострига – Агафья Семеновна Мельгунова), которой после долгого молитвенного бдения в Киево-Печерской лавре явилась Богородица, указав на ее божественную миссию. Богоматерь велела матушке Александре идти на север России к святым местам. В 12-ти верстах от Сарова, в селе Дивеево матушке Александре вновь явилась Божия Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… — сказала Пресвятая Богородица. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной». Первые три удела Богоматери – Иверия, Святая гора Афон, Киево-Печерский монастырь, но Дивеево считается единственным местом, куда она является ежедневно. Дивеево прославилось делами и поучениями православного русского святого Серафима Саровского и его пророчествами о судьбах России. Одной из Дивеевских достопримечательноcтью является знаменитая Серафимова канавка. По преданию Серафима Саровского, сам антихрист в последние времена не сможет преодолеть ее. Святые источники в Дивеево В Дивеево 4 источника: Источник святой матушки Александры Источник Иверской иконы Богородицы — этот источник основательница монастыря мат. Александра выкопала сама. Источники расположены недалеко друг от друга находятся в 5-7 минут ходьбы от монастыря. Источник Казанской иконы Богородицы — самый древний из 4 источников в Дивеево. Источник святого Пантелеймона — расположен в всего нескольких метров от Казанского источника. Купальня над источником существенно больше чем купальня Казанского источника.   А также в Дивеевском районе: Источник Явления Божией Матери в Кремёнках. От Дивеево ходит рейсовый автобус. Источник Святаго Духа — добираться на машине. Источник Пресвятой Троицы — так же. Источник Архангела Михаила в Маёвке. Сайт:   http://www.diveevo.ru Серафимо-Дивеевский монастырь (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь) — женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной Удел Пресвятой Богородицы. Монастырь возник в половине XVIII века: около 1758 прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка. В 1773-1780 она устроила в Дивееве Казанскую церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. В 1788 местная помещица Жданова пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, на которой Мельгунова построила три кельи с общей оградой, где поселилась с тремя послушницами. В 1789 попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим, который в 1827 устроил ещё одну, отдельную общину вблизи первой, а в 1829 — двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова. По преставлении Серафима обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. В 1861 община получила статус монастыря. Огромный Троицкий собор сооружался с 1848 по 1875. К началу ХХ монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек. В 1919 монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября 1927 он был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пыталась сохранить часть дивеевских святынь. Игуменья Александра (Траковская; † февраль 1942) с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря; затем старшей сестрой стала Анна Ефимовна Баринова (в монашестве — Мария). Казанская церковь была закрыта в 1937.Возрождение началось 22 апреля 1989, когда была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери; в апреле 1990 был вновь освящён Троицкий собор. 21 июля 1991 состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря. 29 июля 1991 в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.   13(26) сентября 2000 были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских; 9(22) декабря 2000 состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. 3 декабря 2008 года архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь святых Царственных страстотерпцев освящен новый придел Казанской церкви. КУТУЗОВСКИЙ СКИТ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ Кутузовский скит — действующий православный скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Расположен в посёлке Кутузовка, в 80 км от Дивеево и является самым дальним от монастыря. Кутузовский скит передан Серафимо-Дивеевскому монастырю 25 декабря 1992 года. В скиту действует домовой храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Главный престол восстановленного каменного собора в честь Нерукотворного Образа Спасителя был освящён архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием 13 сентября 2006 года. 22 июня 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил правый придел собора Спаса Нерукотворного в честь Богоотцев Иоакима и Анны. 9 августа 2007 года Владыка совершил чин освящения левого престола собора в честь Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и святого Димитрия, святителя Ростовского. 22 мая 2010 года архиепископ Георгий вновь посетил скит и совершил Божественную литургию в храме Святителя Николая. Во время посещения 22 ноября 2010 года архиепископ Георгий особо отметил, что летом, когда бушевали лесные пожары, они обошли это место стороной. ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ТИХВИНСКАЯ В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Трехпрестольная двухэтажная деревянная зимняя церковь на каменном фундаменте. Построена на месте Мельничной общины внутри Святой Канавки. Приделы: Михайло-Архангельский и Всехсвятский, в 1850 в нижнем этаже устроен придел иконы Богоматери «Утоли Моя Печали». В 1927 закрыта, в здании устроена паровая мельница, в конце 1920-х церковь сгорела. ЧАСОВНЯ СЕРАФИМА САРОВСКОГО В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Деревянная четверогранная шатровая часовня. Построена на месте, где в 1826-1827 выстроили мельницу Дивеевской общины, а в 1895, после переноса мельницы, соорудили деревянную часовню. Старая часовня, крытая тесом, разрушена в сер. ХХ в., ее фундаменты обнаружены в 2003. Новая часовня освящена 31.08.2004 еп. Нижегородским Георгием. ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Домовая церковь при монастырской больнице, устроенной в здании бывшей школы, построенной в советское время на закрытом монастырском кладбище. После передачи здания монастырю (2004), северная пристройка была перестроена для устройства в ней больничной церкви. ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Однопрестольная домовая церковь при монастырской богадельне, внешне выделена главкой. ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Деревянная однопрестольная кладбищенская церковь, построена тщаянием монахини Дорофеей Каменской. В церкви использовался алтарь, принесенный из дальней пустыньки Серафима Саровского. В советское время закрыта, снесена. Старое кладбище упразднено, на его территории построено здание школы. ЧАСОВНЯ АЛЕКСАНДРЫ ДИВЕЕВСКОЙ В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ КАЗАНСКАЯ В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Каменная одноглавая церковь с трапезной и колокольней. Два придела — Никольский и Стефановский. Изначально построена как приходская. В конце 1920-х к паперти храма были пристроены две монастырские церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и Рождества Христова. После закрытия монастыря в церкви обретались монахини. Окончательно закрыта в 1937, задние перестроено (сломаны колокольня и завершения), использовалось как склад. Передана монастырю в 1992. Полностью восстановлена в 2003. ЦЕРКОВЬ МАРИИ МАГДАЛИНЫ В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Домовая церковь в старом игуменском корпусе монастыря. СОБОР БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Обширный храм на цокольном этаже, начатый постройкой в 2012 в восточной части монастыря, на территории Святой Канавки, в соответствии с пророчествами прп. Серафима Саровского. Однокупольная постройка, стилизованная в духе московских барочных построек 1-й пол. XVIII в. Молебен на начало строительства совершен 26.04.2012. ЧАСОВНЯ ПРИ ВОДОКАЧКЕ В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Кирпичная часовня при старой водокачке на источнике, построена в русском эклектичном стиле. Основной объем: восьмерик на четверике, увенчанный шатром. ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Домовая церковь в трапезном корпусе монастыря. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Однопрестольная монастырская церковь, пристроена с запада к приходской Казанской по указанию Серафима Саровского. В 1920-х закрыта. Вновь открыта в 1998, восстановлена. ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Однопрестольная церковь, устроена по указанию Серафима Саровского под Христорождественской церковью. В 1920-х закрыта. Вновь открыта в 1998, восстановлена. В советское время закрыта. Богослужения возобновлены после открытия монастыря в 1991. В 2000 в церкви устроены усыпальницы мощей преподобных Александры, Елены и Марфы Дивеевских. СОБОР ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ТРОИЦКОМ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОМ МОНАСТЫРЕ Каменная пятиглавая церковь с двумя приделами: Архангельским и Всесвятским. Построена в неорусском стиле по проекту архитектора А. Е. Антонова. В советское время закрыта, передана епархии в 1991.

Монастырь Серафима Саровского в Дивеево: чудеса на земле

Поделитесь с родными и друзьями:

Всемирно известную славу небольшому селу в Нижегородской области принес Серафимо–Дивеевский монастырь. Сюда со всех концов земли стекаются православные христиане, чтобы хоть раз посетить это святое место. И каждый из них душой чувствует, что Дивеево – место особенное. Сама Матерь Божия взяла эту землю под Свой Покров после Иверии, Афона и Киева.

Специально для наших читателей мы составили рейтинг недорогих отелей в Дивеево вблизи Серафимо-Дивеевского монастыря

Серафимо-Дивеевский монастырь создавался по особому благословению, и история его создания описана св. Серафимом Чичаговым в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Читаем также как лучше всего доехать до Дивеево

Главный монастырский комплекс состоит из нескольких соборов и колокольни. И в селе, где самые высокие здания ограничиваются 3 и – крайне редко – 4 этажами, вид центральной соборной площади впечатляет. Он живописен, и не зря фотографии и картины с видами монастыря так популярны в народе.

женский монастырь дивеево

В главном Троицком соборе покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Также в специальных столиках под стеклом оберегаются его вещи, сохранившиеся до наших дней. В Троицком и Преображенском  храмах (еще один великолепный собор) проходят ежедневные церковные службы.

В храме Рождества Богородицы находятся мощи преподобной матери Александры, первоосновательницы Дивеевской обители; инокини Елены и схимонахини Марфы. А в Казанской церкви покоятся святые останки Дивеевских блаженных – блж. Пелагеи, блж. Парасковьи, блж. Марии и новомучениц дивеевских.

С колокольни открывается величественный вид на окрестности села и звучит благовест. Колокольный звон разносится далеко и напоминает о молитве.

Канавка в Дивеево

Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивееве по особому пути, и тогда же он получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Святые говорили, что каждую ночь Матерь Божия молится на Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Прочесть эту молитву нужно 150 раз, и многие во время этого пути ощущают мир и покой.

За свою историю Канавка пережила строительство, разрушение и восстановление.

дивеево монастырь в нижнем новгороде

На данный момент это сооружение представляет собой канаву, имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал Канавки, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью

Святые источники

Дивеево богато и святыми источниками. Они находятся не только в самом селе, но и в его окрестностях. У каждого источника своя история возникновения. Вода в них не только чистая и вкусная, но и целебная. Люди окунаются в источниках с молитвой, набирают ее в емкости и увозят с собой. Есть множество записанных свидетельств исцеления от разных болезней.

источник серафима саровского дивеево

Игуменский корпус

Слева от колокольни расположен игуменский корпус. Место для игуменского корпуса было указано преподобным Серафимом по указаниям Пресвятой Девы.

По сути это административное здание, совмещенное с библиотекой. В нем также были расположены архиерейские и игуменские покои, кельи должностных лиц женского монастыря. Батюшка называл его «начальнический корпус».

Это довольно большое старинное двухэтажное здание в виде буквы «П». Два его крыла окружают внутренний двор. У построенного корпуса было 7 деревянных крылечек, 190 окон, и 48 печей. Была своя домовая церковь по имя Марии Магдалины. Такие вот масштабы!

Игуменский корпус интересен и в архитектурном отношении. Это замечательный дом в псевдорусском стиле. Особую выразительность фасаду придает необычное крыльцо. Оно вписано в двухэтажный эркер (выступающую часть здания), который завершается кокетливыми «кокошниками».

При советской власти корпус был разорен. В недавнее время проведены большие реставрационные работы.

Сегодня корпус выглядит очень домашним и уютным. Украшен в лучших традициях русских деревянных построек.

Двухэтажное здание голубого цвета чрезвычайно нарядно. По наличникам – белое резное деревянное кружево. Очень выразительны белые переплеты окон. Отреставрированный эркер выглядит просто как в сказке.

Храм также восстановлен и заново освящен. Но посторонних на службы не допускают.

Интересную историю церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины мы позже тоже расскажем.

Культурная жизнь монастыря

Наверное, странно касаться этой темы в рассказе о духовной обители. Но, тем не менее, здесь есть что сказать.

В Серафимо-Дивеевском монастыре есть своя типография, где печатают книги духовного содержания и журнал. Есть музей Паши Саровской – дивеевской блаженной. В холе игуменского корпуса выставлена экспозиция фотолетописи монастыря. При монастыре вот уже несколько десятилетий действует православная гимназия.

православная школа в Дивеево

Существует и культурно-просветительский центр, и своя библиотека. Есть свои гостиницы для паломников.

Монастырские скиты

Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.

На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.

дивеево скиты и подворья

Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.

Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь / Монастырский вестник

Храмы в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы

1828 —
1830 гг.

25 ноября 1825 года Царица Небесная явилась преподобному Серафиму
в Саровском лесу и повелела основать в селе Дивеево новую общину — для
девиц. Место указала на востоке, напротив алтаря Казанской церкви
и приказала соорудить для этой обители двухпрестольную церковь —
«в честь Рождества Сына Моего и Моего Рождества», — приложив новый храм
к паперти Казанской церкви на месте Своего явления матушке Александре.


В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» записано: «Зиждителем церкви, с благословения батюшки Серафима, был Михаил Васильевич Мантуров, муж богобоязненный и боголюбивый, весь горевший к Царице Небесной любовию. Исцелив его от смертельной болезни, в отблагодарение за то Богу, приказал ему батюшка, взяв на себя самопроизвольную нищету, продать все имение свое и на полученные за то деньги выстроить церковь для мельнично-девической общины. Тут же и занялся этим делом Михаил Васильевич».


Церковь Рождества Христова создавалась на средства человека, принявшего на себя добровольно подвиг нищеты. Отцу Серафиму предлагали несколько раз выстроить сестрам храм, но он отвергал приносимые деньги как «нечистые и не угодные Царице Небесной».


Проект первой монастырской церкви был заказан арзамасскому городовому архитектору Семену Ивановичу Соколову. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. После беседы с ним батюшка одобрил идею архитектора и сказал Мантурову: «Слушайся его во всем; у него ум светлый!»


Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась в 1828 году. Через год, летом 1829 года, строительство завершилось. Преподобный Серафима советовал освящение Рождественской церкви провести в день Преображения Господня и говорил, что если церковь не будет освящена в этот день, то так и останется не освященною вплоть до будущего года и опять же до праздника Преображения Господня, в который должна она быть освящена, потому что Господу так угодно. 6 августа 1829 года, в день Преображения Господня, церковь во имя Рождества Христова была освящена, несмотря на отсутствие иконостаса и неблагоустроенный вход. Освящение совершил настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря, первый уставщик епархии, архимандрит Иоаким, составивший на этот случай специальную службу.


Батюшка Серафим прислал для Рождественского храма иконы и церковные облачения, по его указанию из Москвы привезли священные сосуды, на Нижегородской ярмарке приобрели колокола. Звонница из одиннадцати колоколов была устроена в углублении стены паперти. Одна из серафимовских старец, монахиня Капитолина, говорила: «Колокола-то маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а звонят так звонко, точно музыка будто подобранная, и весело на душе как подымется этот сладкий серебряный звон их».


Двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах; небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления.


Вскоре после освящения храма Рождества Христова прп. Серафим призвал к себе М.В. Мантурова и сказал: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: „Сына Моего почтил, а Меня позабыл!“ Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…» Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то там и следует устраивать храм в честь Рождества Богоматери. Подкоп вышел как раз в раз по этой мерке. Но свод потолка был пологим и низким, и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Мантуров поехал за советом к прп. Серафиму, а тот «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: „Четыре столба — ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая“». В 2000 году здесь действительно устроена усыпальница для святых мощей прпп. жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены.


Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8 сентября храм освятил тот же настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший в Дивеево, несмотря на эпидемию холеры.


В церкви Рождества Богородицы иконостас был одноярусный. Он был подобен Христорождественскому, только окрашен в зеленый цвет. На Царских вратах помещалось Распятие.


Храм Рождества Христова был холодным, а храм Рождества Богородицы — теплый. В нижней церкви был очень нарядный пол из разноцветной керамической плитки, образующей живописный орнамент наподобие ковра.


После закрытия монастыря в церкви Рождества Христова размещалась сберкасса, в храме Рождества Богородицы — склад. Повторное освящение нижнего храма состоялось 21 октября 1992 года, верхнего — 1 июня 1993 года. В 1993 году в церкви Рождества Богородицы прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.


По заповеди прп. Серафима в церкви Рождества Христова постоянно горит восковая свеча перед образом Спасителя, в церкви Рождества Богородицы — лампада у храмовой иконы Рождества Богородицы и сестрами читается неусыпаемая Псалтирь.


Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Несмотря на то, что Рождественские храмы построены в стиле классицизма, они вместе с Казанской церковью, построенной в стиле русского барокко, создают впечатление целостного сооружения.


В 2008 году к Рождественским храмам были пристроены приделы с южной и северной сторон. Верхние освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии; нижние — в честь Архангела Михаила и Царственных мучеников. В алтарях нижних приделов под спудом, почти на первоначальном месте их захоронения, устроены могилы Михаила Васильевича Мантурова и духовника дивеевских сестер протоиерея Василия Садовского.


В алтаре церкви Рождества Христова сохранилась фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов, но современные росписи выполнены московским художником Дмитрием Трофимовым в ином — каноническом — стиле. Храм Рождества Богородицы расписан московским художником Константином Охотиным фресками, посвященными земной жизни Пресвятой Богородицы и истории Дивеевской обители. Приделы расписаны художниками нижегородской мастерской «Ковчег».



До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Монастырь в Дивеево история от основания до наших дней и обзор обители

Дивеевский монастырь удивителен и привлекателен для историков. Полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь. Православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви расположен в селе Дивеево Нижегородской области, в 180 км от Нижнего Новгорода, почитается как четвертый «земной удел Пресвятой Богородицы на Земле» после Иверии, Афона и Киева.

История возникновения монастыря

Обитель возникла во второй половине XVIII века. Основательница монастыря – дворянка Агафья Семеновна Мельгунова. Рано овдовевшая Агафья Семеновна поселилась с трехлетней дочерью в Киеве во Флоренском монастыре. Схоронив единственную дочь, приняла монашество под именем Александры.

Однажды монахиня Александра в видении получила благословение Царицы Небесной на странствия в поисках места для основания обители, «равной которой не было, нет и не будет никогда на всем свете». Так началась история Серафимо-Дивеевского монастыря.

Историческое фото

В селе Дивеево, где остановилась странница, Божья Матерь указывает, что место найдено. В 1767 году матушка Александра на собственные средства воздвигает на дивеевской земле каменную церковь во имя Казанской Божьей Матери взамен обветшавшего храма во имя Николая Чудотворца. Позднее здесь устраивают женскую общину. Матушка Александра построила рядом с церковью дом с надворными постройками, где поселилась с четырьмя послушницами. Община называлась Казанской, сестры жили по строгому уставу.

13 июня 1779 года после кончины основательницы обители попечение об общине принял Серафим Саровский, молодой иеродиакон. Мудрый и заботливый отец дивеевским сестрам отец Серафим совершил монашеский подвиг пустынножительства, молчальничества, стояния на камне, затвора. Он получил от Господа благодатные дары исцеления и прозорливости, придя «в меру мужа совершенна».

Дивеево в 19 веке

Царица Небесная благословила отца Серафима основать к востоку от Казанской церкви новую девичью общину, построить мельницу-питательницу и возвести два храма – в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг обители Богородица приказала ископать канавку и насыпать вал.

Так возникла девичья Мельничная община. Через преподобного Серафима Саровского в общину был дан устав, до того времени ни в одном монастыре несуществующий.

Через 9 лет после преставления преподобного Серафима в 1842 году обе общины объединились с наименованием Серафимо-Дивеевской. Казанская церковь с приделами начала существовать отдельно от новой общины. В 1861 году община получила статус монастыря. К началу XX века здесь проживало 270 монахинь и 1474 послушницы.

21 сентября 1927 года монастырь закрыли, а в 1937 году запретили службы в Казанской церкви. Даже в это время на праздник иконы Казанской Божьей Матери съезжались прихожане с окрестных сел и деревень и шли крестным ходом с иконой, заходя в дома местных жителей. В 1950-е годы у Казанской церкви разрушили верхние ярусы.

Возрождение обители

Возрождение монастыря началось в 1988 году с регистрации церковного прихода. В 2000 году Дивеевский монастырь Серафима Саровского начинает действовать, умножая силу Православия. 31 июля 2004 года в монастыре прошли торжества, посвященные 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

6 ноября 2011 года в монастырь доставили Пояс Пресвятой Богородицы. Крестным ходом святыню пронесли по Канавке, после чего ковчег установили под сенью в Преображенском соборе. К святыне приложились десятки тысяч человек.

Возражденная обитель

30 июля 1991 года в Троицком соборе установили раку с мощами Серафима Саровского, здесь же хранятся личные вещи преподобного. В Троицком соборе – икона Божьей Матери «Умиление», перед которой скончался отец Серафим.

Дивеево сегодня потрясает красотой, воодушевляет историей, присутствием благодати Святого Духа. Настоятельница монастыря игуменья Сергия отмечает, что здесь в духовном плане восстановлено все, как в старое время.

Отреставрированы церкви, отремонтированы монастырские здания, восстановлена Святая Канавка. Стараниями монахинь иконописной мастерской расписаны стены соборов. Построены новые здания церковные лавки, трапезные, корпуса для паломников.

Дивеево сегодня

Отец Серафим почитал земляные работы. Гектары монастырской земли украшены цветниками, фруктовыми деревьями, ягодными кустарниками. На огородах и в парниках – овощи на любой вкус.

Храмы и святыни

Центр духовной жизни Дивеево-Троицкий собор с главной святыней – святыми мощами преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре и на 19 его скитах и подворьях действует 36 храмов с 82 престолами, проживает 500 насельниц.

Троицкий собор

Все храмы:

  • Троицкий собор.
  • Спасо-Преображенский собор.
  • Казанская церковь.
  • Больничная церковь в честь иконы Божьей Матери «Целительница».
  • Домовая церковь во имя святой Марии Магдалины.
  • Большая церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости».
  • Трапезный храм во имя святого Александра Невского.

Внутри храма

Святыни монастыря:

  • Святая Канавка Царицы Небесной.
  • Чудотворная икона Божьей Матери «Умиление».
  • Святые мощи преподобного Серафима Саровского.
  • Святые мощи преподобных жен дивеевских Александры, Марфы, Елены.
  • Святые мощи блаженных жен дивеевских Пелагеи, Параскевы и Марии.
  • Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

Канавка Царицы Небесной

Святые источники Дивеево:

  • Источник в честь Казанской иконы Божьей Матери
  • Источник в честь святого Пантелеимона
  • Источник в честь иконы Божьей Матери «Умиление»
  • Источник матушки Александры
  • Источник в честь Иверской иконы Божьей Матери
  • Святой целебный источник преподобного Серафима Саровского

Святой целебный источник

Пять святых источников – на территории монастыря, шестой, преподобного Серафима Саровского, на берегу реки Сатис, с несколькими купелями, в 12 км от Дивеево. На берегу – раздевалки, каменные лестницы, ведущие с берега в воду. Перед источником – небольшая часовня.

Температура воды в источнике круглый год – +3+5 градусов. Паломники окунаются в воду по 3 раза в 3 подхода, погружаясь в воду с головой. Купание бодрит и поднимает настроение. В маленькой желтой часовенке во имя преподобного Серафима можно бесплатно взять такие сухарики, какие ел батюшка Серафим в дни отшельничества.

Канавка Божьей Матери

Пресвятая Богородица, явившись преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, указала обнести место канавой в 3 аршина (2 м 15 см) глубиной и валом такой же высоты. Копать канавку должны были только сестры общины, а миряне могли лишь насыпать вал.

Сестры медлили с исполнением, пока однажды ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сестры и упали к нему в ноги, а когда подняли взор, батюшки уже не было.

Именно это место, где батюшка выкопал аршин земли, считается началом Канавки. Серафим Саровский говорил: «Канавка – это стопочки Божьей Матери. Тут ее обошла сама Царица Небесная. Как антихрист придет, то везде пройдет, а Канавки этой не перескочит».

Работы по устройству Канавки завершились после смерти преподобного Серафима. У начала святой Канавки – Поклонный Крест. Во многих местах глубина Канавки достигала всего 1-2 аршина. Всего сестры прошли 777 м общей длины Канавки и сделали 6 из 7 сторон многоугольника, поэтому он оказался незамкнутым. Со временем уход за Канавкой прекратили, вал срыли, сделали переходы и провели коммуникации, запретив здесь молиться.

Канавка Божьей Матери

С 1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой: «Богородице Дево, радуйся!» По рассказам сестер, Канавку надо обойти 3 раза с молитвой, произнесенной 150 раз. Пятнадцать десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым Богородица Мария взошла во Святая Святых во время введения ее в храм. Внизу Канавки – садик из цветов и переплетенных дорожек.

Обитель – место паломничества, приезжать туда лучше в будни, когда нет церковных праздников. Поездки из Нижнего Новгорода в монастырь организуются 3 раза в неделю. Для священников гостиница на территории монастыря, для паломников – в соседнем поселке Северный на 460 мест.

Видео: дивное Дивеево

Канавка Божьей Матери Загрузка…

Ещё интересные сооружения

Троицкий собор – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

«Внутреннее устройство собора невольно восхищает взоры своей легкостью и чрезвычайной светлостью! При входе в собор всякий прежде всего видит прекрасные, блестящие золотом иконостасы с живописными в них иконами. Живописные иконы и священные изображения весьма симметрично размещены по столбам и по стенам всего собора. Вверху над головой возвышаются хоры: от задней стены по бокам стен они тянутся вплоть до иконос­таса; они окружены чугунной, по местам позолоченной, решеткой, которая служит перилами для хоров. Окруженные позо­лоченными по местам перилами, утверж­денные на чугунных, местами позолочен­ных, треугольных решетках, прекрасно ок­рашенные, хоры эти походят на прекрасный карниз, которым разделены стены собора на две половины – верх­нюю и нижнюю. Вверху на таком же рас­стоянии от хоров, на каком они помеще­ны от пола, находятся своды потолка в приделах, а в середине – в среднем ку­поле – высота собора простирается вверх еще на такую же высоту, какая существу­ет между полом и хорами церкви. Такое устройство хоров и сводов в соборе с самого низа и до верха уподобляет внутрен­ность собора небесному своду.

Громадный собор, застроенный эти­ми хорами, теряет свою внутреннюю громадность и становится весьма уют­ным и как будто небольшим здани­ем, в котором живопись, золото, худо­жественность и симметричность пора­жают взоры и предвосхищают ваше внимание, которое не знает, на чем остановиться. Красота внутренней от­делки и убранства этого храма неволь­но поражает всякого необычайною как бы роскошью, но, всмотревшись вни­мательно, еще более поражаешься тем, что вся эта, кажущаяся необычайной роскошь состоит не в обычно принятых, тяжелых украшениях из золота и сереб­ра, а в единой лишь труженической ра­боте сестер имеющего 800 обитатель­ниц монастыря, работе, состоящей в жи­вописи икон и священных изображений и в исполнении других различных ру­коделий.

Главный иконостас, средний, в честь Живоначальной Троицы, устроен весьма изящно. В нижнем ярусе, в середине, как обычно, имеет Царские врата, а по бокам врат местные иконы: Спасителя и Киево-Печерской Божией Матери. Над этим ярусом в иконостасе устроено еще два яруса, в которых размещаются
раз­ные иконы. Над Царскими вратами доверху помещаются только две
громад­ные, сравнительно с прочими, иконы: «Сошествие Святаго Духа на апостолов» и над ней вторая, такого же размера, – изоб­ражение Святаго Духа
в виде голубине, окруженного исходящим от Него сияни­ем. Над сей иконой вверху иконостаса поставлен небольшой позлащенный крест, немногим более обыкновенного бла­гословенного наперстного креста. Сим крестом увенчивается иконостас!»

Описание Троицкого собора 1886 года

Храм Живоначальной Троицы в Дивеево: история и обзор

Поделитесь с родными и друзьями:

Пятиглавый Свято-Троицкий собор выстроен во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. Он центр духовной жизни. Символ незыблемости монастыря, в котором Верховной Игуменией является Пресвятая Владычица Богородица. А основы монастырской жизни заложены преподобным Серафимом Саровским, по наказам Пречистой Девы.

В богословском учении Троица – три самостоятельные Ипостаси, Личности Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Это не три Бога, а единый Бог. Они существуют в полном единстве. Каждая Ипостась обладает всеми божественными совершенствами. Троица творит мир, промышляет о нем и освящает его.

Праздник «Троица» и его значение

Праздник «Троица» –  один из великих двенадцати праздников в Православии. Установлен в воспоминание о сошествии на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Потому еще называется «Пятидесятницей» и еще «Днем сошествия Святого Духа».

Когда на апостолов сошел Божественный Свет, простые рыбаки чудесным образом стали мудрыми богословами. Заговорили на всех языках мира. Этот Дар был им дан, чтобы проповедовать христианство. Апостолы почувствовали в себе силу и посвятили свои жизни проповеди учения Христа в разных землях. 

Праздник Святой Троицы называют днем рождения Церкви. В православных храмах совершается одно из самых красивых и торжественных богослужений. В этот день принято молиться о прощении грехов. И о спасении душ всех усопших.

Троицкий собор в Дивеево

Праздник Пятидесятницы престольный праздник в Свято-Троицком соборе. Перед иконой Отца и Сына, и Святого Духа молятся в трудные периоды жизни. Просят помощи в принятии важных решений, в преодолении жизненных испытаний, о наставлении на путь праведности и об очищении от грехов.

Церковь украшают молодыми зелеными ветвями, цветами, пол усыпают свежескошенными травами. Зелень, побывавшую на Троицу в церкви, хранят за иконами. Считают ее целебной и защитой от разных напастей.

Свято-Троицкий собор в Дивеево – история и день сегодняшний

Строительство Троицкого собора начато середине 19 века. Он заложен на месте, указанном батюшкой Серафимом по повелению Богоматери.

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Строился собор долго. До первого освящения около 30 лет. История собора непростая.

В ней были и периоды величия. И глумления во время построения «нового мира». И счастливое возрождение монастыря, а с ним и восстановление соборов. И радость от упокоения в нем мощей Святого Старца. Некоторые знаковые события в истории Троицкого собора отмечены чудесными явлениями.

Во время строительства, в темное время суток над собором сиял свет. А зимой, когда работы были приостановлены, внутри собора постоянно слышали звуки продолжающегося строительства.

В 19 веке на соборе воздвигали крест. И в это время в небе над ним летали три голубя и три журавля.

Число три символизирует Божественное триединство, три Ипостаси в Пресвятой Троице. Голубь – символ Духа Святого и милости Божией к человеческому роду. Журавль в христианской культуре – символ духовного возрождения души.

Когда уже в наше время собор передали церковной общине и вновь на храм водружали крест, в чистом безоблачном небе сияла яркая радуга. 

В Православии радуга – символ примирения человека с Богом. Символ того, что Бог знает, слышит и видит человека. Цвета радуги – это цвета Православия.

Собор не только красивое, но и грандиозное здание. Высота 54 метра, общая площадь около 1500 м2.

Троицкий храм в Дивеево и храм Христа Спасителя в Москве построены по проектам одного и того же архитектора. Сходство этих соборов сразу бросается в глаза.

Архитектура собора органично сочетает разные стили: классический, византийский и древнерусский. Служители церкви считают это неслучайным. Уникальный собор олицетворяет единение «всех языков» в Храме Божием во славу Творца.

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Над главным входом размещена дивная мозаичная икона «Троица». Сочные красивых оттенков цвета мозаики возможны благодаря использованию золота и драгоценных минералов: яшмы, лазурита, нефрита, бирюзы, тигрового глаза и многих других.

Красота внутреннего убранства собора поражает своим великолепием. Роспись выполнена художниками Троице-Сергиевской лавры.

Собор светится позолотой. Много икон в роскошных окладах, священных изображений. И в то же время, Троицкий собор душевно-теплый, радостный. В нем ощущаешь покой и умиротворение.

Ничто в церкви не бывает случайным, все прославляет Господа. Красота убранства призвана придать земному храму подобие образа небесного храма. Побудить дух человеческий вознестись к созерцанию бесконечной небесной красоты. 

Иконы Свято-Троицкого собора

Икона Божией матери «Умиление»

В Троицком, как и любом другом соборе, икон немало. Но самая заветная – икона Божией Матери «Умиление». По преданию Серафим Саровский нашел эту икону в лесу, когда неустанно там молился.

Отче Серафим называл этот образ «Радость всех радостей». Постоянно молился перед этой иконой. И ушел из мира в ночной молитве.

Елеем из лампады неугасимо горевшей перед иконой «Умиление» батюшка помазывал посетителей. Все укреплялись духом и в вере, а больные исцелялись.

Икона Умиление в Троицком храме в Дивеево

В соборе находится современная копия с оригинальной иконы батюшки Серафима, тоже чудотворная. Смысл названия «Умиление» чувство смирения, душевного участия. Лик Богородицы освещен внутренним светом. Она внимает молящимся и прислушивается к сокровенному голосу своего сердца. Икона «Умиление» почитается и католиками.

Существует и особая молитва Божией Матери перед ее образом «Умиление». Молясь у этой иконы просят об избавлении от телесных и душевных болезней детей и взрослых, о зачатии ребенка и удачных родах.

Параклис. Молебен Богородице

Нельзя не сказать об особом молебне перед иконой «Умиление». Каждое воскресенье перед иконой служится Паракслис – особое молебное пение. Молебен Пресвятой Богородице нараспев, по нотам.

Есть оригинальная, не похожая на другие, певческая техника. Такое пение называют знамённым, так как раньше вместо нот использовались специальные знаки – «знамёна». Саровский монастырь славился этим древним православным пением – знамённым распевом. Оно пришло на Русь из Византии, вместе с Крещением.

Преподобный Серафим любил петь по время работы. Его житие свидетельствует, что он знал много церковных песнопений. И будучи насельником Саровского монастыря, пел их именно знамённым распевом.

Преподобный заповедовал исполнять Параклис как в Саровской пустыне. То есть знамённым распевом. Вдумайтесь! Слушая Параклис, сквозь века мы прикасаемся ко времени Крещения Руси.

Икона Божией Матери Владимирской Оранской

Также в соборе находится чудотворная икона Божией Матери Владимирской Оранской. Она создана по образу иконы Владимирской Богоматери, которая является заступницей России. Образ Владимирской Богоматери находится в Успенском соборе московского Кремля.

А первая Владимирская Оранская икона была написана в 17 веке. Богородица указала место, где для иконы построили церковь: в лесу появился сияющий столб света. И позже в том месте, на нижегородской земле, обустроился Оранский Богородицкий мужской монастырь.

Перед иконой Владимирской Оранской молятся об исцелении от немоты, косноязычия, болезней конечностей, глаз, благополучии и укреплении семьи. Милосердная Заступница всем, кто взывает в ней с верой, подает помощь и утешение.

Икона преподобного Серафима Саровского

В центральной части собора находится икона батюшки Серафима. Иконы Серафима Саровского одни из тех немногих, которые писали на основе прижизненных портретов. На иконах преподобный точно такой, каким был при жизни.

Икона Серафима Саровского в Троицком храме в Дивеево

На иконе Троицкого монастыря Батюшка уже не молод. Правая рука прижата к сердцу – это знак духовной сосредоточенности, внутренней молитвы. Старец смотрит прямо на молящегося. Взгляд добрый, мудрый и прозорливый. Кажется, что душа каждого для него открытая книга.

К преподобному Серафиму Саровскому обращаются с многими молитвами. Просят направить на путь истинный, обрести душевную устойчивость, о замужестве и укреплении семейных уз, об исцелении и даже об успешном бизнесе.

Много чудес было явлено, многие по молитвам Батюшке исцелились. Но в бизнесе и торговле он помогает не всегда. Только чистым сердцем, тем, кто не отказывает в помощи ближнему и занимается благотворительностью.

Мощи преподобного Серафима Саровского – Великая Святыня Свято-Троицкого собора

Великая Святыня – мощи преподобного Серафима Саровского тоже покоятся в Свято-Троицком соборе. Рядом с мощами личные вещи преподобного. В лихие для церкви времена они были бережно сохранены, оставшимися в живых, сестрами монастыря. По многим свидетельствам благодать исходит не только от мощей, но и от вещей Святого.

В христианстве принято почитание мощей, останков людей, причисленных к лику святых. Согласно Отцам Церкви, мощи соединяют Земную Церковь с Небесной. Они носители благодати, сосуды Святого Духа.

Через целование честных останков верующие получают освящение. Дух Святой действует через вещи святых людей. Но надо помнить, что мощам и другим святыням не поклоняются, как Богу. Только почитают их, как вместилище Духа Святого.

Мощи Серафима Саровского помещены в раку. Рака Преподобного украшена литыми иконами. На крышке образ Саровского Старца в полный рост.

Рака – это красивый ларец, местохранилище останков святых, где они будут пребывать до Страшного Суда.

Над ракой воздвигнута дивной красоты сень – навес, поддерживаемый колоннами. Наличие раки и сени свидетельствует о глубоком почитании подвижника.

Современная сень точная копия той, что была в Саровском монастыре. Она прекрасна и величественна: высота более 8 метров, ширина более 3, а глубина 2,5 м. Навес опирается на четыре колонны индийского мрамора. Много икон тонкого письма. Под навесом лампады изумительной красоты. Ажурное литье и колонны позолочены.

Мощи преподобного Серафима Саровского в Троицком храме в Дивеево

Сень вся сияет, она праздничная, нарядная. В ней выражено представление человека о Божественной Славе. О причастности человека к Богу. Такой пример чудесного единения человека и Бога явил своей жизнью Преподобный Серафим Саровский.

Поклониться мощам можно в любой день. Каждый день у мощей преподобного совершается молебен с Акафистом.

Акафист – это молитва в форме церковного песнопения. Хвалебное пение с благодарственными словами, в этом случае преподобному Серафиму.

Первые акафисты созданы в 6 веке н.э. Интересно, что раз написанные, все акафисты дошли до наших дней без изменений. Во время пения Акафиста в храме снова становится явью связь времен. 

В саду за собором есть скульптура Святого Старца. Батюшка окружен зверями, птицами. Он умел общаться с животными, любил их. И они отвечали ему добром. Даже дикий медведь был послушен Серафиму Саровскому. Гостила у него и лисичка. А белки любили подолгу сидеть на его плечах.

Богослужение в Троицком соборе совершается каждый день. А на все большие праздники еще и торжественные богослужения. Он открыт ежедневно с раннего утра и до позднего вечера.

Следующая статья >

Дивеевский монастырь в Дивеево, Российская Федерация

Virtual Globetrotting

  • Главная
  • Карты
  • Коллекции
  • Блог
  • Игры
  • Форумы
  • Статистика

Войти
или
Завести аккаунт
к
Отправить карты

  • Просмотреть карты
      • По источнику
      • Google Maps
      • Google Maps Street View
      • Bing Maps
      • Bing Maps Birds Eye View
      • Популярные
      • Лучшие
      • Последние
      • Название
  • Здания

      • Здания
      • Замки
      • Колледжи / Университеты
      • Знаменитые архитекторы
      • Знаменитые дома
      • Исторические дома
      • Дворцы
      • Древние дома
      • 0003000300030003000300030003000300030003
      • Мосты
      • Купола
      • Индиан
      • Достопримечательности
      • Мемориалы
      • Памятники
      • Башни
      • Подробнее…
      • Развлечения
      • Amphitheatres
      • 0003000300030003
      • Развлечения
      • Amphitheatres
      • 000 Casinos
      • 9000 Карусель
      • Тематические парки
      • Аквапарки
      • Подробнее…
      • Спорт
      • Бейсбольные поля (профи)
      • Бейсбольные поля (прочие)
      • Баскетбол
      • Футбол (профи)
      • Футбол (Колледж)
      • 4
      • Теннисные стадионы
      • Футбольные стадионы
      • Подробнее…
      • Военные
      • Военные базы
      • Военные аэродромы
      • Военно-морские силы / береговая охрана
      • Военные связи
      • Зенитные ракетные комплексы
      • Ракетные площадки
      • Цензурированные изображения
      • Подробнее…
      • Транспорт
      • Воздушные порты
      • Автомобильные
      • Сухие доки
      • Порты
      • Маяки
      • Причалы
      • Железные дороги
      • 000

        000

      • Знаменитости

          • Развлечения
          • Актеры
          • Музыканты
          • Другое…
          • Бизнес
          • Бизнес
          • Правительство и политики
          • Прочее…
          • 83 Спорт
          • 83 Спорт

          • Баскетбол
          • Футбол
          • Гольф
          • Хоккей
          • Футбол
          • Теннис
          • Другое…
      • Street View

          • Искусство
          • Реклама / Вывески
          • Граффити
          • Фрески
          • Картины
          • Скульптура
          • Подробнее…
          • Здания
          • Замки
          • Правительство Розничная торговля / рестораны
          • Подробнее…
          • Развлечения
          • Придорожные аттракционы
          • Уличный театр
          • Тематические парки / цирки / ярмарки
          • Случайные объекты
          • Прочие…
          • События
          • 4
          • Строительство Катастрофы / катастрофы
          • Исторические
          • Люди делают дела
          • Другое…
          • Природа
          • Птицы / животные
          • Парки / детские площадки
          • Живописные
          • Погода
          • Другое
          • Погода
          • Легковые автомобили / грузовики
          • Пожарная служба / Полиция / Скорая помощь
          • Военные (активные)
          • Военные (на дисплее)
          • Подробнее…
      • Другое

          • События
          • Заброшенные
          • Несчастные случаи
          • В новостях
          • Военные
          • Места для съемок фильмов
          • Места убийств
          • Олимпийских объектов
          • Места для телепередач
          • Скульптура
          • Произведения искусства — Лэнд-Арт
          • Поля для гольфа
          • Лабиринты
          • Парки
          • Загрязнение
          • Гоночные трассы
          • Зоопарки
          • Подробнее…
          • 000
          • 000
          • 000 Географические
          • 000
          • 000
          • 000 Географические
          • 000
          • 000
          • 000 Экстремальные острова Горы
          • Парки
          • Реки
          • Вулканы
          • Водопады
          • Подробнее…
          • Транспорт
          • Air — Classic
          • Air — Истребители
          • Boneyards
          • 0003000300030003000300030003 Круизные корабли
          • 000300030003000300030004 Подводные лодки 900 04
          • Подробнее…
      • Мир
      • США
      • Карты /
      • Дивеевский монастырь

      .

      Спасо-Преображенский собор. запасное фото. Изображение синагоги

      Похожие изображения

      Спасо-Преображенский собор в Угличском кремле, Россия. Икона на потолке.

      Спасо-Преображенский собор и звонница

      Фрагмент купола часовни Преображения Иисуса, Зальцбургский собор

      Углич, Россия, собор Преображения Господня

      Осенняя панорама города Тольятти с видом на Спасо-Преображенский собор на фоне закатного неба и облаков.

      Вид на Спасо-Преображенский собор в Москве

      Вид с воздуха на Преображенский собор Угрешского монастыря

      Ограда Спасо-Преображенского собора

      Золотые купола Спасо-Преображенского собора

      Великолепный Спасо-Преображенский собор в летний ненастный вечер.Торжок Тверская область Россия.

      Спасо-Преображенский собор ночью. Житомир Житомир. Украина

      Спасо-Преображенский собор в Угличе

      Спасо-Преображенский собор в Выборге, Ленинградская область, Россия

      Спасо-Преображенский собор крупным планом в пасмурный июльский день. Торжок, Россия

      .

      Спасо-Преображенский собор. стоковое изображение. Изображение серафимдивеевского

      Похожие изображения

      Спасо-Преображенский собор в Угличском кремле, Россия. Икона на потолке.

      Спасо-Преображенский собор и звонница

      Фрагмент купола часовни Преображения Иисуса, Зальцбургский собор

      Углич, Россия, собор Преображения Господня

      Осенняя панорама города Тольятти с видом на Спасо-Преображенский собор на фоне закатного неба и облаков.

      Вид на Спасо-Преображенский собор в Москве

      Вид с воздуха на Преображенский собор Угрешского монастыря

      Ограда Спасо-Преображенского собора

      Золотые купола Спасо-Преображенского собора

      Великолепный Спасо-Преображенский собор в летний ненастный вечер.Торжок Тверская область Россия.

      Спасо-Преображенский собор ночью. Житомир Житомир. Украина

      Спасо-Преображенский собор в Угличе

      Спасо-Преображенский собор в Выборге, Ленинградская область, Россия

      Спасо-Преображенский собор крупным планом в пасмурный июльский день. Торжок, Россия

      .