Содержание

Что такое художественная литература? Определение, примеры произведений :: SYL.ru

Что такое художественная литература? О ней мы узнаем с раннего детства, когда мама читает на ночь сказку. Если задаться этим вопросом всерьез и поговорить о литературе в целом, о ее видах и жанрах, то, конечно, мы вспомним и о научной литературе, и о документальной прозе. Любой человек, даже не имеющий филологического образования, сможет отличить художественную литературу от других жанров. Как?

Художественная литература: определение

Для начала определим, что же такое художественная литература. Как говорят учебники и справочники, это вид искусства, который с помощью написанного слова выражает сознание общества, его суть, взгляды, настроение. Именно благодаря книгам мы узнаем, о чем думали люди в тот или иной временной отрезок, как жили, что чувствовали, как разговаривали, чего боялись, какие ценности у них были. Можно прочитать учебник истории и знать даты, но именно художественная литература детально опишет быт и жизнь людей.

Художественная литература: особенности

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое художественная литература, нужно знать, что все книги делятся на художественные и не художественные. В чем отличие? Приведем примеры предложений из художественной литературы.

«В ту же секунду, когда я решил для себя, что до смерти не хочу быть здесь, в двери за моей спиной загремел замок и появился уставший после ночного дежурства Фред. Он пялился на незнакомцев, наполнивших его дом ужасной вонищей и размотавших везде бумажные салфетки». Это отрывок из первой книги Дэнни Кинга «Дневник грабителя». Он показывает нам основные признаки художественной литературы — описание и действие. В художественной литературе всегда есть герой — будь даже это история, написанная от первого лица, где как будто сам автор влюбляется, грабит или путешествует. Ну и без описаний тоже никуда, иначе как нам понять, в какой именно среде действуют герои, что их окружает, куда они идут. Описание дает нам возможность представить, как выглядит герой, его одежда, его голос. И у нас формируется свое представление о герое: мы видим его таким, каким нам помогает увидеть его наше воображение в совокупности с желанием автора. Мы рисуем портрет, автор нам помогает. Вот что такое художественная литература.

Вымысел или правда?

К какому выводу мы приходим? Художественная литература — это вымысел, это придуманные автором герои, придуманные события, иногда и несуществующие места. Писателю предоставлена полная свобода действий — он может творить со своими героями что хочет: отправить в прошлое или будущее, на край земли, убить, воскресить, обидеться, украсть миллион в банке. Если копать глубже, то, конечно, все понимают, что у героев есть прототипы. Но зачастую они настолько далеки от книжных людей, что параллель провести практически невозможно. Автор может лишь позаимствовать манеру говорить, ходить, описать привычку. Бывает, что реальный человек толкает писателя на создание героя и книги. Так, Алиса Линделл сподвигла Льюиса Кэролла написать любимую книгу многих детей «Алиса в Стране чудес», а прообразом Питера Пэна стал один из сыновей Артура и Сильвии Дэвис, друзей Барри Джеймса. Даже в исторических романах границы вымысла и правды всегда размыты, что уж тогда говорить о фантастике? Если мы возьмем отрывок из новостной ленты, из газеты, мы будем знать, что это факты. Но если тот же отрывок мы прочитаем на первой странице романа, нам и в голову не придет поверить в реальность происходящего.

Какие цели преследует художественная литература?

Литература нас учит. Еще с детства стихи про Мойдодыра учат нас соблюдать гигиену, а повесть про Тома Сойера — что за проступком следует наказание. Чему литература учит взрослых? Например, смелости. Прочитайте сокровенную повесть Василя Быкова о двух партизанах — Сотникове и Рыбаке. Сотников, больной, изможденный тяжелой дорогой, искалеченный во время допросов, стойко держится до последнего и даже из страха смерти не выдает своих товарищей. Да и на примере Рыбака есть чему поучиться. Предавший своего товарища и самого себя, он переходит на сторону врага, о чем сожалеет позже, но путь назад отрезан, путь назад только через смерть. И, возможно, он больше наказан, чем повешенный товарищ. Все как из детства: без наказания нет проступка.

Итак, цели художественной литературы определены четко: показать на примере героев, как следует поступать и как не следует; рассказать о том времени и месте, где происходят события, и передать накопленный опыт следующему поколению.

De gustibus non est disputandum, или О вкусах не спорят

Помните, в конце каждого класса перед летними каникулами учитель давал нам список художественной литературы, книги из которого необходимо было прочитать к сентябрю? И многие мучились все лето, едва продвигаясь по этому списку. Действительно, читать то, что тебе не нравится, просто неинтересно. Каждый выбирает по себе — «один любит арбуз, другой свиной хрящик», как говорил Салтыков-Щедрин. Если человек говорит, что он не любит читать, он просто не нашел свою книгу. Кто-то любит путешествовать во времени с писателями-фантастами, кто-то преступления раскрывать в детективных романах, кто-то млеет от любовных сцен в романах. Нет единого рецепта, как нет и автора, который каждому бы нравился и каждым воспринимался одинаково, потому что художественную литературу мы воспринимаем субъективно, отталкиваясь от нашего возраста, социального положения, эмоциональной и нравственной составляющей.

Сколько людей — столько и мнений?

На вопрос о том, что такое художественная литература, можно ответить и так: это литература вне времени и мест. У нее нет четко ограниченных функций, как у словаря или инструкции к стиральной машине, но у нее более важная функция: она воспитывает, критикует, дает нам отдых от реальности. Книги художественной литературы неоднозначны, их нельзя интерпретировать одинаково — это не рецепт морковного пирога, когда десяток человек, шаг за шагом следующие указаниям, в итоге получат одинаковую выпечку. Здесь все сугубо индивидуально. Книга «Ковчег Шиндлера» автора Кенилли Томаса Майкла не может быть оценена одинаково: кто-то осудит немца, спасшего людей, кто-то будет этот образ хранить в сердце как образец достоинства и человеколюбия.

Примеры из художественной литературы в рецензии на ЕГЭ по русскому языку



1. «Слово о полку Игореве».

Князь Игорь, его брат Всеволод, Ярославна,
киевский князь Святослав и его «золотое слово»
о необходимости объединения русских княжеств
для защиты перед внешними врагами.

Проблематика: доблесть и мужество русских
воинов, защита своей земли, трагические
последствия междоусобиц русских князей,
верность, нежность русских женщин,
предопределённость событий (затмение солнца),
помощь природы русским людям.



2. Михаил Васильевич Ломоносов

Ода «На день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747

Проблематика: наука, постижение разумом тайн
природы, способность человека к творческому
преобразованию мира.



3. Гавриил Романович Державин



«Властителям и судиям»

Проблематика: сатирическое обличение
порочных вельмож, создание образа достойного
гражданина, утверждение идеала мудрого,
просвещённого правителя.



4. Денис Иванович Фонвизин



«Недоросль»

Госпожа Простакова, её муж, сын Митрофан, брат
Скотинин, учителя, кормилица, портной Тришка,
Софья, Милон, Стародум, Правдин.

Проблематика: крепостничество,
противостояние прогрессивно мыслящих дворян и
реакционных дворян-крепостников, воспитание и
образование детей, служение своему Отечеству,
невежество, бесчеловечность, способность
совершить подлый, бесчестный поступок, мудрость
и справедливость правителя.



5. Александр Сергееевич Грибоедов



Комедия «Горе от ума»

Фамусов, Чацкий, Софья, Молчалин, Скалозуб, Лиза,
Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Хлёстова,
Загорецкий, Репетилов.

Проблематика: борьба нового со старым,
противостояние вольнолюбивых, прогрессивно
мыслящих дворян реакционному лагерю
крепостников, отношение к крепостничеству,
карьеризму, преклонению перед общественным
мнением, оценка личности в зависимости от
богатства, чина, положения в обществе, соблюдение
внешних форм жизни, несмотря на их содержание,
карьеризм, мелочность интересов, духовная
пустота, идеал праздной жизни, отношение к
воспитанию, образованию молодёжи, смысл жизни,
нравственный выбор человека.



6. Александр Сергеевич Пушкин

Роман «Евгений Онегин»

Онегин, Татьяна Ларина, Ленский, Ольга

Проблематика: воспитание, образование
человека, социальная среда как основа
формирования характера, пути просвещённой
передовой дворянской интеллигенции,
противопоставление романтического и
реалистического восприятия жизни, внешняя и
внутренняя красота человека, глубина, сила и
искренность чувств, праздная жизнь и духовная
пустота представителей поместного дворянства, а
также московского барства, отношение к светским
предрассудкам, жизнь и смерть человека, выбор
между любовью и долгом, русский национальный
характер..

«Повести Белкина»

«Барышня-крестьянка» — Лиза Муромская,
Алексей Берестов, их отцы.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей,
любовь героев вопреки мнимым социальным
преградам, обман, заканчивающийся счастьем.

«Станционный смотритель» — Самсон Вырин,
дочь Дуня, гусар.

Проблематика: взаимоотношения отцов и детей,
социальное неравенство, судьба «маленького
человека», раскаяние, прощение.

«Дубровский»

Андрей Гаврилович Дубровский, сын Владимир,
Кирилла Петрович Троекуров, дочь Маша, князь
Верейский.

Проблематика: крестьянское восстание,
внутрисословный конфликт, самоуправство
помещиков, бюрократические злоупотребления
местных властей, любовь «благородного»
разбойника-мстителя.

«Пиковая дама»

Офицер Германн, старая графиня, воспитанница
Лизавета Ивановна.

Проблематика: неутолимая жажда денег, наживы,
обогащения как стремление к личной
независимости и власти, проникновение денежных
отношений во все сферы жизни общества, обличение
жестокого, хищного эгоизма и необычайного
честолюбия.

«Медный всадник»

Бедный чиновник Евгений, Петербургское
наводнение, памятник Петру I.

Проблематика: трагичность отношений
государственной власти и «маленького
человека», безжалостность стихии, Петербург как
«рукотворный» памятник Петру I , «Кумир на
бронзовом коне» как воплощение бесчеловечной
власти, карающей даже за робкий протест.

«Капитанская дочка»

Пётр Гринёв, Пугачёв, капитан Миронов, Маша,
Швабрин.

Проблематика: семьи Мироновых и Гринёвых как
воплощение честности, прямоты, простоты в быту,
чувства собственного достоинства

«Береги платье снову, а честь смолоду»,
противопоставление старинного «коренного
«дворянства (Гринёвы) «новой знати» (Швабрин),
черты национального характера в образе
Савельича, верность, преданность, любовь,
милосердие, прощение, причины, последствия
народной войны под предводительством Пугачёва.

7. Михаил Юрьевич Лермонтов

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова»

Царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич,
Калашников, Алёна Дмитриевна.

Проблематика: конфликт между
справедливостью, правдой-матушкой (Калашников) и
эгоизмом, необузданными страстями (Кирибеевич),
защита чести, права, достоинства человека в
условиях самодержавной власти.

Поэма «Мцыри»

Проблематика: протест против порабощающей
человека душной неволи, поэтизация борьбы,
призыв к свободе, утверждение любви к родине и
героического ей служения, страстная жажда жизни.

Роман «Герой нашего времени»

Печорин, Максим Максимыч, Бэла, Казбич,
ундина, Янко, слепой мальчик, старуха, Грушницкий,
княжна Мери, драгунский капитан, Вернер, Вулич.

Проблематика: герой и общество, «лишний
человек», «портрет, но не одного человека, а
портрет, составленный из пороков всего
поколения», трагическое мироощущение и
философские искания личности, осознание своего
места в мире, активная или пассивная жизненная
позиция, удачные или неудачные попытки
реализовать свои желания и таланты, проблемы
бытия — смерти, добра — зла, выбор цели жизни,
отношение человека к окружающим людям, любовь и
дружба, подлость и предательство,
ответственность человека за его поступки..



8. Николай Васильевич Гоголь

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Проблематика: красота духовной сущности
народа, характеры, духовные свойства, моральные
правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского
крестьянства, победа добра над злом, великодушия
над корыстолюбием, гуманизма над эгоизмом,
отваги над трусостью, энергии над ленью и
праздностью, благородства над низменностью и
подлостью, одухотворённой любовью над грубой
чувственностью; власть денег губительна, счастье
достигается не преступлением, а добром,
человеческие, земные силы побеждают дьявольские,
нарушение естественных, народно-нравственных
законов, предательство родины заслуживает самой
тягчайшей кары.



Повесть «Тарас Бульба»

Тарас, Остап, Андрий, Запорожская Сечь

Проблематика: героическая борьба украинского
народа за своё национальное освобождение,
вольнолюбивый характер казачества, утверждение
демократических основ Запорожской Сечи,
прославление её, чувства товарищества и
коллективизма, стремление запорожцев к воле и
свободе, их преданность отечеству, нравственный
выбор человека между долгом и любовью.

Повесть «Шинель»

Акакий Акакиевич Башмачкин, Значительное лицо

Проблематика: жизнь «маленького человека»,
духовное и физическое подавление, измельчание
человеческой личности в условиях
антагонистического общества.

Комедия «Ревизор»

Городничий, его жена, дочь, судья Ляпкин-Тяпкин,
попечитель богоугодных заведений Земляника,
смотритель училищ Хлопов, почмейстер ,
Добчинский и Бобчинский, Иван Александрович
Хлестаков.

Проблематика: социальная сущность, нравы и
быт дворянства, показанного в условиях уездного
города: злоупотребления чиновников
(взяточничество, казнокрадство, грубый произвол),
праздная жизнь помещиков, притеснения купцов со
стороны власти и их собственный обман
покупателей, тяжёлая жизнь мещан, обличение
бездельников, сплетников, лгунов, комический
характер любовной интриги.



Поэма «Мёртвые души»

Павел Иванович Чичиков, помещики Манилов,
Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин, чиновники
губернатор, прокурор. Председатель палаты,
полицмейстер, служащий канцелярии Иван
Антонович Кувшинное Рыло, «приятная дама» и
«дама приятная во всех отношениях».

Проблематика: противоречия современной
Гоголю действительности: исполинские духовные
силы народа и его закабалённость, состояние
помещичьего хозяйства, моральный облик
поместного и чиновного дворянства, судьба народа
в России, произведение как гениальная сатира на
крепостническую Русь: паразитизм существования
помещиков, полная внутренняя опустошённость,
безалаберное расточительство одних,
стяжательство других и полное вырождение
третьих, пошлость, узость интересов, нерадивость,
казнокрадство, взяточничество, полное
равнодушие к народным нуждам.

Как делать анализ художественного произведения?

Ученики 5−11 классов учатся делать анализ художественного произведения. В средних классах он имеет упрощённую форму, в старших — более сложную. Чтобы ты не путался и знал, как готовиться к уроку по литературе, мы решили подготовить универсальный план анализа произведения. Смотри на примере романа «Отцы и дети», как это нужно делать.

Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.

Смотри пример краткого анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенный на основе критики в учебнике 10 класса, материалов на сайтах literaguru.ru и obrazovaka.ru.

История создания произведения

Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.

Жанр произведения

Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.

Название произведения и его смысл

В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

Тема, идея и проблематика произведения

Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.

Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.

Система образов произведения

В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.

Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.

Композиция произведения

Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.

Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.

Особенности языка произведения

Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).

Анализ художественного произведения — непростое дело. В школе ты работаешь вместе с одноклассниками, поэтому важно иметь хоть какое-либо представление и мнение, чтобы участвовать в обсуждении произведения. Особенно ценятся высказывания твоей точки зрения. Начни свой ответ со слов: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению» и так далее. Так ты развиваешь умение выстраивать логические цепочки, красиво говорить и писать, что не раз пригодится в жизни.

Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

Виды художественной литературы

Определение понятия художественная литература

Замечание 1

Под термином «художественная литература» современные литераторы понимают вид искусства, в котором материалом для создания произведения является литературный язык и человеческая речь. Продуктом искусства художественной литературы является литературное произведение.

Этот вид искусства способен с помощью языка выражать мнения, взгляды и настроения как отдельной личности, так и обществ в целом. Книги дают нам возможность окунутся в мир других эпох, мы можем узнать и понять, как именно жили люди, какие у них были интересы, что они чувствовали, какими были их ценности и потребности. Основным ведущим признаком художественного произведения является описание действия. Действия всегда выполняются главным героем произведения. Обязательно в произведении присутствует описание: описание места действия событий, внешности героя, описание его характера, настроения и так далее. Таким способом у нас в голове возникает образ героя произведения, на создание этого образа оказывает влияние как сам автор произведения, так и наше собственное воображение и сознание.

Готовые работы на аналогичную тему

Художественная литература преследует очень важные цели. Она демонстрирует нам через своих героев каким образом следует поступать человеку в тех или иных ситуациях, она учит нас опыту, которого у нас пока еще нет.

Классификация видов художественной литературы

Художественную литературу можно классифицировать по родам и по структурному типу. По родам художественная литература делится на:

  • эпическую литературу
  • лирическую литературу
  • драматургическую литературу

По структуре вся художественная литература делится на две большие группы:

Эпическая литература

Эпическая литература повествует о событиях, которые предполагаемо имели место быть в прошлом. Этот вид литературы появился в далекие античные времена, уже тогда эпос определяли, как беспристрастный и объективный род литературы.

Эпическая литература имеет ряд определенных специфических характеристик:

  • широкий охват происходящих событий
  • раскрытье характеров героев
  • объективность повествования

Произведение эпического жанра имеют разный объем. Произведения могут быть как небольших размеров, так и достаточно крупными романами, и эпопеями из нескольких книг. Особое место в эпической литературе занимает образ самого рассказчика, от лица которого идет повествование, читатель может проследить его манеру рассказа, склад ума.

Эпос прибегает к использованию всего многообразия литературных средств. Эпические жанры в свою очередь подразделяются на крупные, средние и малые жанры. К крупным относятся:

  • эпопея
  • роман
  • поэма-эпопея

К средним относятся:

К малым жанрам относят:

  • рассказ
  • очерк
  • новеллу

Достаточно долгое время, примерно до 18 века главным жанром эпической литературы была поэма-эпопея. Этот жанр имеет ряд специфических черт:

  • сюжеты взяты из народных преданий
  • идеальные и обобщённые образы
  • речь отражает обобщённое народное сознание
  • стихотворная форма

Затем, в 18-19 веке, на смену поэме-эпопее приходит роман. Его особенности следующие:

  • сюжеты взяты из современности
  • индивидуальные образы
  • речь отражает дифференцированное общественное сознание
  • пишется в прозе

Драматургическая литература

Драма по сути является не только литературным родом, но также принадлежит и к театральному искусству. Это направление предназначено для игры на сцене, где чаще всего демонстрируются трагические эпизоды. Основное отличие драмы от других родов литературы заключается в том, что ее текст представлен в виде реплик, так же присутствуют авторские ремарки, все произведение поделено на действия и явления. К драматической литературе относят так же комедию, трагедию, драму, фарс, водевиль.

Первые намеки на драму можно заметить еще в первобытной литературе. Как вид поэзии раньше всех драма появилась в Индии и Древней Греции. Сюжеты греческой драмы были основаны на мифологии, а также бытовых ситуациях.

В 16 веке в Европе начинается возрождение греческой драмы. Европейцы старались подрожать греческой традиции, которая проявлялась в:

  • единстве времени и места
  • продолжительность действия изображаемых на сцене не более суток
  • 3-5 актов
  • не более 3-5 главных персонажей
  • главные герои – высшие представители общества

Позднее в структуру произведения начинают внедрять изменения.

Отличием драматической литературы от других видов художественной литературы так же заключается в наличии в драме строгой структуры. Текст драмы включает:

  • список действующих лиц
  • внешние ремарки
  • реплики
  • внутренние ремарки

Лирическая литература

Лирическая литература или лирика — это род литературы, который отражает личное чувство и настроение самого писателя. В лирическом произведение ведущая роль отдается эмоциональным переживаниям, иными словами лирический образ — это образ переживаний. Но, несмотря на имеющийся личностный характер, переживания, которые испытывает главный геро,й являются общественными и выходят за рамки личностного.

В лирической литературе сюжет выходит на второй план. Лирическое произведение обычно написано в настоящем времени. Лирическая поэзия по своей сути представляет переживание, эмоции и чувства которые главный герой или сам же писатель испытывает в данную минуту. Для лирики большое значение имеет интонация, ритм, паузы.

Основными лирическими жанрами являются романс, послание, элегия, ода, эпиграмма, идиллия.

Проза

Под прозой понимают такой вид литературного текста, в котором ритм не играет существенной роли, то есть он не внедряется в текст и не влияет на содержание. Прозаический текст используют в беллетристике, при написании романов, рассказов. Основным представителем прозаического текста является роман. Под романом понимают достаточно объемное произведение, в котором речь идет о длительном периоде жизни главного героя или главных героев, этот период описан достаточно подробно.

Поэзия

Под поэзией понимают такой способ организации речи, в котором преобладает ритмическая структура. Люди осознали особенность поэтической речи раньше, чем прозаической. Интересен этот вид был тем, что стихотворный ритм дает тексту некоторую музыкальность, а ритм в свою очередь влияет на смысл. Первые литературные произведения были именно поэтическими.

Художественный стиль: примеры текстов и речевых вариаций

Художественный стиль: примеры текстов

Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом, так и в копирайтинге в частности. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии. Итак, сегодня мы подробно и на наглядных примерах рассматриваем художественный стиль текстов и его применение в копирайтинге.

Особенности художественного стиля

Как уже было сказано выше, художественный стиль наиболее часто используется в художественной литературе: романах, новеллах, рассказах, повестях и прочих литературных жанрах. Этому стилю не присущи оценочные суждения, сухость и официальность, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Вместо этого для него характеры повествование и передача мельчайших деталей, чтобы сформировать в воображении читателя филигранную форму передаваемой мысли.

В контексте копирайтинга художественный стиль нашел новое воплощение в гипнотических текстах, которым на этом блоге посвящен целый раздел «Гипнотический копирайтинг». Именно элементы художественного стиля позволяют текстам воздействовать на лимбическую систему головного мозга читателя и запускать необходимые автору механизмы, благодаря которым достигается порой весьма любопытный эффект. Например, читатель не может оторваться от романа или у него возникает сексуальное влечение, а также другие реакции, о которых мы еще будем вести речь в последующих статьях.

Элементы художественного стиля

В любом художественном тексте присутствуют элементы, которые характерны для стиля его изложения. Для художественного стиля наиболее характерны:

  • Детализация
  • Передача чувств и эмоций автора
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
  • Аллегория
  • Использование элементов других стилей
  • Инверсия

Рассмотрим все эти элементы более подробно и на примерах.

1. Детализация в художественном тексте

Первое, что можно выделить во всех художественных текстах – это наличие подробностей, причем, практически ко всему.

Пример художественного стиля №1

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

2. Передача чувств и эмоций автора

Иногда в художественном тексте автор передает свои чувства и эмоции, чтобы сформировать у читателя нужное отношение к тем или иным описываемым объектам. Это отношение может быть как положительным, так и отрицательным.

Пример художественного стиля №2

Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни.

3. Эпитеты

Эпитеты наиболее характерны для художественных текстов, поскольку именно они отвечают за насыщенность лексики. Эпитеты могут быть выражены существительным, прилагательным, наречием или глаголом и чаще всего представляют собой связки слов, одно или несколько из которых дополняют другое.

Примеры эпитетов

  • Несказанно счастлива
  • Люто ненавидеть
  • Гул паровоза
  • Зверский аппетит
  • Волки сыты и т.д.

Пример художественного стиля №3 (с эпитетами)

Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным.

4. Метафоры

Метафоры – это слова или выражения в переносном значении. Нашли широкое распространение среди классиков русской художественной литературы.

Пример художественного стиля №4 (метафоры)

  • Веня готов был лопнуть от смеха.
  • Когда он ее увидел, через его тело прошел мощный электрический разряд.
  • Его грызла совесть, долго и коварно.
  • Когда она увидела цену, ее задушила жаба.
  • Настроение у него было ужасным, и на душе скребли кошки.
5. Сравнения

Художественный стиль не был бы самим собой, если бы в нем не было сравнений. Это один из тех элементов, которые вносят в тексты особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя.

Примеры сравнений

  • Голоден как волк.
  • Неприступен как стена.
  • Прекрасна, словно богиня.
  • Маркиза переполнял душевный подъем, и казалось, он готов тотчас взлететь, словно ракета земля-воздух.
  • Его мучила такая головная боль, будто его голова лежала между молотом и наковальней.
6. Аллегория

Аллегория – это представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа. Используется во многих стилях, но для художественного она особенно характерна.

Примеры аллегорий

  • Смерть – объятия Аида
  • Сон – царство Морфея
  • Неприступность – Форт Нокс
  • Правосудие – Фемида

И так далее. Как правило, аллегории представляют собой устойчивые словосочетания и неразрывно ассоциируются с соответствующими им абстрактными понятиями.

7. Использование элементов других стилей

Наиболее часто этот аспект проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа. В таких случаях, в зависимости от типа, персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным в этом случае является разговорный.

Пример художественного стиля №5

Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:

– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.
– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.
– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.
– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.
– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.

С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.

8. Инверсия

Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.

Примеры инверсии

  • Итак, звалась она Татьяной…
  • Мудрости потоки отрокам впитывать пора начать бы
  • Не к месту глупостью тягаться
Выводы

В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.

Мастера художественного жанра, чьи шедевры люди читают, не отрываясь, используют ряд гипнотических техник, которые более подробно будут раскрыты в последующих статьях. Подпишитесь на RSS или на email рассылку снизу, следуйте за блогом в твиттере, и Вы ни за что их не пропустите.

Что такое жанр в литературе, описание видов и примеры произведений

Литературный жанр — это группа литературных произведений, имеющая общие исторические тенденции развития и объединённая совокупностью свойств по своему содержанию и форме. Иногда этот термин путают с понятиями «вид» «форма». На сегодняшний день нет единой чёткой классификации жанров. Литературные произведения подразделяются по определённому количеству характерных признаков.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

  1. Часть жанров под влиянием культурных и социальных изменений стала стремительно деградировать или перемещаться на «литературную периферию», другие, напротив, стали занимать в литературе все более видное и достойное место.
  2. К примеру, на рубеже XVIII—XIX веков в России отмечался стремительный взлёт популярности такого жанра, как баллада. Однако этот взлёт был довольно кратковременным. При этом популярность другого жанра – романа – находится на высоком уровне на протяжении уже нескольких веков, хотя до этого упорно игнорировалась формальной поэтикой.
  3. С течением времени в литературе стало появляться всё больше произведений, определить жанр которых становится достаточно затруднительно. Иногда невозможно определить, является ли пьеса трагедией ил комедией, сложно сказать, к какому жанру относится то или иное стихотворение.
  4. В XX веке стала очевидной тенденция разделения массовой литературы и литературы, которая направлена на художественные поиски. В это время массовая литература ощутила особо острую потребность в возвращении к чётким жанровым границам. Такие произведения дают читателю возможность чётко и легко ориентироваться в направленности литературы и определяют некоторую степень его предсказуемости.
  5. В это время стали формироваться такие жанры, как научная фантастика, полицейский детективный роман, женский роман.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск, в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Это надо знать! Что такое анафора в литературе?

Какие литературные жанры существуют

Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.

Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров

по родам эпические басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея
лирические ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма
лиро-эпические баллада, поэма
драматические драма, комедия, трагедия
по содержанию комедия фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок
трагедия
драма
по форме видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч

Разделение жанров по содержанию

Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.

Комедия – разновидность литературы, которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:

  1. Водевиль.
  2. Фарс.
  3. Скетч.
  4. Интермедия.
  5. Пародия.
  6. Оперетта.

Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.

Трагедия — драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.

Драма – особый вид художественной литературы, где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.

Интересно знать: Что такое опера в музыке.

Наиболее известные прозаические жанры

К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.

Роман

Роман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX — начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.

Новелла

Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо. Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».

Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности — примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.

Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.

Характерными чертами новеллы являются:

  1. Максимальная краткость изложения.
  2. Острота и даже парадоксальность сюжета.
  3. Нейтральность стиля.
  4. Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
  5. Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.

Повесть

Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина.

Рассказ

Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу. Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.

Пьеса

Пьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.

В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.

Вся пьеса делится на большие части — акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.

Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).

Описание и примеры отдельных жанров

Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.

Поэма

Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи

В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:

  1. Дидактическая.
  2. Героическая.
  3. Бурлескная,
  4. Сатирическая.
  5. Ироническая.
  6. Романтическая.
  7. Лирико-драматическая.

Изначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.

Одновременно развивалась и романтическая поэма — «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.

С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).

В XIX—XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).

Эпос

Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.

Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.

Видения

Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица, якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.

  1. Уже в эпоху античности под видом реальных видений стали описываться вымышленные события в форме видений. Авторами первых видений были Цицерон, Плутарх, Платон.
  2. В Средние века жанр стал набирать обороты популярности, достигнув своих вершин у Данте в его «Божественной комедии», которая по своей форме представляет развёрнутое видение.
  3. Некоторое время видения были неотъемлемой частью церковной литературы большинства стран Европы. Редакторами таких видений всегда были представители духовенства, получив, таким образом, возможность выражать свои личные взгляды якобы от имени высших сил.
  4. Со временем в форму видений было вложено новое остросоциальное сатирическое содержание («Видении о Петре-пахаре» Ленглэнда,).

В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.

Культура чтения: как понимать сложные книги. Художественная литература

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Продолжаем говорить про культуру чтения. В прошлый раз мы разбирали, как читать нон-фикшн. В этой статье расскажем про художественную литературу: как правильно читать, на что обращать внимание и как критиковать.

 

Художка — это настроение

Источник

Главное различие между нон-фикшн литературой и художественной — в том, что первая обучает и сообщает, а вторая создает настроение. Из-за этих различий авторы по-разному используют литературный язык.

Автор художественного произведения стремится вложить в свои слова как можно больше скрытых смыслов, чтобы достичь богатства и силы образов.

Ученый же ценит в словах точность значений. Логика научного текста стремится к идеалу ясности и однозначности. Художественный текст основан скорее на подразумеваемом, чем на сказанном. Вот почему для качественного чтения художественной литературы абсолютно другие правила.

Правила чтения художественной литературы

Сформулировать правила для художественных книг попробовал американский философ и преподаватель Мортимер Адлер, автор книги «Как читать книги». Вот они.

1. Не пытайтесь найти «основную мысль»

Школьная привычка, от которой невероятно сложно избавиться, — везде искать «основную мысль». На самом деле, если вы прочитали хотя бы с десяток художественных текстов, то можете заметить: они не являются в первую очередь дидактическими. Ни одно великое произведение нельзя свести к подслащенной морали, как пытаются нас убедить. И если «Гроздья гнева» — это хорошая литература, она останется таковой, несмотря на отношение общества к тем идеям, которые она проповедует.

2. Не ищите термины, утверждения и аргументы

Все эти средства относятся к логике, а не к поэзии. Они свойственны научным текстам, но абсолютно чужеродны в том случае, если язык является средством выражения чего-то непередаваемого — то есть когда он используется творчески. Как говорит Марк Ван Дорен, «высказывание в поэзии и драме — одно из самых непостижимых средств».

3. Не оценивайте художественную литературу по стандартам правдивости

Ещё много веков назад Аристотель заметил, что «стандарт правильности не одинаков в поэзии и в политике», или, если на то пошло, — в физике и психологии. Искажение фактов и неточности недопустимы в нон-фикшне, а вот в художественной литературе вполне возможны, если рассказчику удастся сделать это правдоподобно.

Как анализировать художественные книги

Итак, вы открыли художественную книгу. Возможно, вы только начинаете её читать или уже закончили. Попробуйте разобрать текст следующим способом.

1. Определите жанр

Что перед вами: детектив, фэнтези, семейная сага? У каждого жанра есть свои законы, поэтому хорошо бы узнать, как автор с ними обращается: например, классический ли у него детектив, в стиле Агаты Кристи, или он напрочь нарушает все правила? Сейчас многие жанры мутируют, из-за чего появляются новые интересные гибриды. Так, например, возник автофикшн — в этом жанре написана «Сага об угре» Патрика Свенссона и «Прощание» Карла Уве Кнаусгора. Так что жанр — то, о чем важно помнить.

Сага об угре

2. Перескажите сюжет и суть

Источник

Важно сделать это с помощью одного-двух предложений. Иногда книга настолько запутанная и непоследовательная, что вы не можете понять её сюжет и разобраться со смыслом. А иногда вы — бац! — упустили что-то важное. Постарайтесь сформулировать содержание как можно яснее. Кстати, вот вам интересный пример: переводчик Анастасия Завозова каждый год составляет списки прочитанных ею книг и пишет краткую аннотацию к каждой (вот список за 2019 год). Получается очень метко и подробно.

3. Посмотрите на героев

Обратите внимание на то, как изображены герои: реалистично или же, наоборот, очень схематично, карикатурно или вопиюще неправдоподобно. Герои могут быть срисованы с реальных людей: это тоже дает пищу для размышлений. Например, автор книги «Запахи чужих домов» Бонни-Сью Хичкок родилась и выросла на Аляске, а затем перенесла персонажей в эту суровую местность.

А основой романа «Милый Эдвард», который написала Энн Наполитано, послужило крушение самолета 771 авиакомпании Afriqiyah Airways в 2010 году.

После неё единственным выжившим оказался девятилетний мальчик из Нидерландов: подобную историю Наполитано и рассказывает в своей книге. Разузнав реальную биографию персонажей, можно понять, как автор работает с материалом.

4. Рассмотрите художественный мир

Источник

Как мы уже говорили, главное в художественной книге — не факты, а настроение. Мир, который создает автор, должен быть максимально правдоподобный, даже если речь идет о магах, феях или инопланетянах. Не зря же эпопея о Гарри Поттере собрала столько фанатов: каждая деталь в ней выглядит логично. Попробуйте оценить, насколько вы прониклись Вселенной, созданной писателем.

5. Познакомьтесь с автором

Тут вроде бы все понятно: автор — личность ключевая для понимания книги. Это может быть дебютант или, наоборот, мастер, который уже не первый год в деле. Обратите внимание на биографию автора: возможно, она связана с темой книги. Например, книга «Замок из стекла» Джаннет Уоллс основана на реальных событиях, которые происходили в жизни автора. Это тоже влияет на восприятие текста.

6. Узнайте про перевод


Источник

Почему важно смотреть, кто переводил книгу? Потому что перед вами может быть отличный роман, который приятно читать, но который при этом ничуть не похож на оригинал. Так было, например, с романом Донны Тартт «Маленький друг», который в 90-е годы выглядел совершенно иначе, чем сейчас. Это был очень гладкий, приятный текст, который сыскал своих фанатов. Но когда его начали сопоставлять с оригиналом, оказалось, что Тартт создала совершенно другую книгу — неуютную, тяжелую — что видимо, сподвигло переводчика подредактрировать стиль.

А переводом книги «Пираты Ледового моря» занималась Ольга Мяэотс — литературный критик, переводчик с английского, шведского, немецкого и норвежского языков, заведующая отделом детской книги Библиотеки иностранной литературы имени Рудомино. Ольга сохранила скандинавский колорит, сделав его понятным и близким русским читателям. Так что гуглите имя человека, который переводил текст, и смотрите, с какими произведениями он работал.

7. Изучите стиль и ритм

Мы любим художку за язык, стиль, ритм — всё это помогает нам прочувствовать текст наиболее полно. Важно понимать, что язык — это инструмент, который автор использует целенаправленно. Например, нашумевший роман Салли Руни «Нормальные люди» написан максимально просто — языком онлайн-переписок, которые сегодня составляют большую часть нашей жизни. А вот роман «Воздух, которым ты дышишь» Франсиш ди Понтиш Пиблз о музыке и жаркой Бразилии звучит цветисто, напевно, будто мелодия — всё это работает для создания особой атмосферы.

8. Посмотрите на верстку, обложку и иллюстрации

Источник

Важные детали, которые часто упускает читатель. Обложка и иллюстрации — это не просто декоративные части, а важные смысловые штуки. Например, обложка нашего романа «Беспокойные» Лизы Ко очень понравилась самой писательнице, которая увидела в ней отражение того, что она хотела сказать в романе.

9. Определите структуру

Структура романа может быть разной: она может быть последовательной и рассказывать историю хронологически правильно. Иногда мы можем узнавать развязку в самом начале, а затем нам описывают предысторию. Бывает, что главы скачут хаотично: из прошлого — в будущее, а по дороге заворачивают ещё куда-то. Например, в романе «История пчел» Майи Лунде каждая глава переносит нас в определенную историческую эпоху, показывая тем самым, как события из прошлого влияют на наше будущее. А в книге «Милый Эдвард» повествование происходит в двух временах: до авиакатастрофы и после неё. И это тоже прием.

10. Изучите контекст

Романы выходят не просто так: иногда на это влияют исторические события, иногда — социальная повестка, порой — перемены в культурном мировоззрении. Поэтому выход каждой книги важно рассматривать в контексте: так становится понятнее, почему, к примеру, стало больше книг, написанных женщинами или популярность романов для подростков.

Как правильно критиковать: 5 важных вопросов

Вы прочитали книгу, проанализировали и поняли: нет, что-то не то. Как быть? Попробуйте вообразить себя критиком. К сожалению — или к счастью, — в мире не существует четко установленных и согласованных правил литературной критики. Есть лишь примерные схемы, которые можно легко видоизменять. Поэтому, чтобы составить критическое мнение о художественной литературе, лучше задайте себе несколько вопросов.

  1. Какие чувства пробуждает книга?
  2. Насколько она целостна: есть ли ощущение завершенности или остаются вопросы к автору?
  3. Насколько сложна структура?
  4. Обладает ли история художественной реалистичностью?
  5. Создается ли в книге новый мир, который вас притягивает и в котором вы видите жизнь во всей ее полноте?

Чем лучше вы сможете осознать причины собственного удовольствия или неудовольствия от чтения литературы, тем ближе подойдете к пониманию художественной ценности литературного произведения. Постепенно вы научитесь критиковать любой текст на высоком уровне.

И поймете, что хороший литературный вкус способен воспитать в себе любой, кто научился читать.

Кстати, если вы хотите не просто читать, но и круто рассказывать о прочитанном, приходите в нашу Школу книжного блогера. Она бесплатная. Научим рассказывать о книгах, делать атмосферные фото и продвигать свой книжный блог в Инстаграме. Поделимся тем, как сами в МИФе пишем о книгах, отдадим самое ценное: свой опыт и лайфхаки.

 

По материалам книги «Как читать книги»

Обложка отсюда

 

Примеры и определение художественной литературы

Определение художественной литературы

Этимологически слово фантастика произошло от латинского слова « fictus », что означает «формировать». Однако в литературе Мерриам Вебстер определяет это как «литературу в форме прозы, особенно романы, которые описывают воображаемые события и людей».

Фактически, это одна из двух областей литературы, а другая — научно-популярная. Эта конкретная отрасль литературы состоит из рассказов, романов и драм, основанных на выдуманных и сфабрикованных рассказах и персонажах.Художественная литература содержит определенные символические и тематические элементы, известные как «литературные достоинства». Другими словами, художественная литература рассказывает историю, цель которой — нечто большее, чем просто рассказ. В этой попытке он комментирует что-то важное, связанное с социальными, политическими или человеческими проблемами.

Художественная литература может быть основана на рассказах о реальных исторических событиях. Хотя вымышленные персонажи представлены в вымышленных декорациях в рассказах и романах, они могут иметь некоторое сходство с реальными событиями и персонажами из жизни.Писатели очень умело переделывают своих персонажей, когда берут их из реальной жизни.

Примеры художественной литературы в литературе

Пример № 1: Алиса в стране чудес (Льюис Кэррол)

Алиса в стране чудес Льюиса Кэрролла — хороший пример художественной литературы. История повествует о различных приключениях главной героини Алисы в вымышленной стране, полной невероятных существ и событий. Алисе предстоит пройти через определенные волшебные переживания в стране чудес.По сюжету, однажды, читая книгу, Алисе становится скучно, и она замечает белого кролика. Она следует за кроликом, когда тот входит в нору в земле.

Просматривая отверстие, Алиса теряет равновесие и падает внутрь. Она медленно плывет в отверстие и наблюдает за всем вокруг. Затем Алиса попадает в Страну чудес, где становится свидетелем ряда странных вещей. Вся эта волшебная сказка сфабрикована и выдумана, что делает ее хорошей фантастикой для удовольствия.

Пример № 2: Гордость и предубеждение (Джейн Остин)

Еще один обширный пример для изображения художественной литературы — Гордость и предубеждение Джейн Остин.Это один из самых известных английских романов. В отличие от предыдущего примера, этот сюжет разворачивается в реальной жизни. Все персонажи — люди, и в этом романе не происходит никаких волшебных или странных событий. Все персонажи и вся история — это вымышленное повествование, каждый элемент которого является продуктом воображения Джейн Остин. Она представляет не только проблемы современной жизни, с которыми сталкиваются семьи среднего класса, но и повседневные заботы простых людей. Роман представляет собой хорошую беллетристику реальной жизни девятнадцатого века.

Пример № 3: Гамлет (Уильям Шекспир)

Гамлет Уильяма Шекспира — еще один удачный пример художественной литературы. Сюжет пьесы разворачивается вокруг главного героя — принца Гамлета. Призрак отца сообщает ему, что его дядя убил его отца, короля Гамлета, и женился на его жене и матери Гамлета, королеве Гертруде. Призрак вызывает обещание от Гамлета, что он отомстит за свое убийство, убив убийцу. Это становится дилеммой Гамлета.Он клянется убить своего дядю, но откладывает это под тем или иным предлогом. В целом, история повествует об интригах и заговорах королевского замка Эльсинор в Дании. История может иметь некоторую связь с реальными жизненными событиями и персонажами, но все же это полностью сфабрикованная история, созданная Шекспиром для развлечения тогдашней аудитории Елизаветы.

Функция художественной литературы

Функция художественной литературы — развлекать, обучать и вдохновлять читателей и аудиторию. Литература в целом и художественная литература в частности способны охватить наши эмоции.Таким образом, художественная литература дает зрителям опыт, выходящий за рамки их повседневной жизни. Это дает им представление о жизни персонажей, их манерах, превратностях и событиях, связанных с ними. Он также используется, чтобы указать на недостатки и недостатки общества, расы и нации таким образом, чтобы он не касался границ критики или критики. Скорее, художественная литература указывает на недостатки, а затем предлагает решения как для отдельных людей, так и для народов. Подводя итог, можно сказать, что художественная литература также может дать выход нашим сдерживаемым эмоциям, таким как ненависть, гнев и неприязнь, но в очень легкой форме, без указания конкретных людей или групп.

.

6 элементов художественной литературы

Многие писатели пишут инстинктивно, благодаря знакомству с хорошими историями и большой практике. Однако есть инструменты, необходимые каждому писателю, чтобы сделать свой рассказ профессиональным и эффективным. Грамматика и орфография очевидны, но сегодня я говорю об элементах художественной литературы: персонаже, сюжете, месте действия, точке зрения, теме и стиле.

6 Elements of Fiction

6 Elements of Fiction

Элементы художественной литературы — важные инструменты для каждого писателя.

Первый элемент художественной литературы: Персонаж

Во многих смыслах персонажи являются основой всего произведения. Есть конфликт? Это повлияет на эмоциональное и психическое состояние ваших персонажей. Вы выбрали точку зрения? То есть вы следуете за конкретными персонажами, когда рассказываете историю. Ваши персонажи — это люди, через которых ваш читатель переживает сказку, и фокус в том, чтобы заставить этих вымышленных персонажей почувствовать себя полностью реальными.

  • Вам нужно знать их предысторию.Это не значит, что ваш читатель должен это знать, но ваше понимание истории вашего персонажа имеет решающее значение для того, как и почему ваш персонаж реагирует на вещи.
  • Вам понадобится хотя бы элементарное понимание психологии. Мы с вами читали книги, которые нас раздражали, потому что персонажи просто не чувствовали себя «настоящими». Часто это происходит из-за того, что игнорировалась основная психология, и персонажи вели себя бессмысленно для людей.
  • Вам необходимо понять силу дуги персонажа.Ваш персонаж не должен быть таким же в конце истории, как в начале. Они меняются, и их рост — ключевой аспект развития вашей истории.

Если ваши символы плоские, у ваших читателей будут проблемы e

.

Научная фантастика: определение и примеры

I. Что такое научная фантастика?

Научная фантастика , часто называемый « sci-fi », представляет собой жанр художественной литературы, содержание которой является образным, но основано на науке. Он в значительной степени опирается на научные факты, теории и принципы, которые поддерживают его сеттинг, персонажей, темы и сюжетные линии, что отличает его от фэнтези.

Итак, хотя сюжетные линии и элементы научно-фантастических рассказов вымышлены, с точки зрения науки они обычно возможны — или, по крайней мере, правдоподобны.

Хотя примеры научной фантастики можно найти еще в средние века, ее присутствие в литературе не было особенно значительным до конца 1800-х годов. Его истинная популярность как у писателей, так и у публики пришлась на рост технологий за последние 150 лет, с такими достижениями, как электричество, освоение космоса, медицинские достижения, промышленный рост и так далее. По мере развития науки и техники развивается жанр научной фантастики.

II.Пример научной фантастики

Прочтите следующий короткий отрывок:

Когда молодая девушка открыла окно, она увидела восходящие вдали луны Европа и Каллипсо. Промелькнула комета, за которой последовал след звездной пыли, озарив темное бесконечное пространство, окружавшее космический корабль; единственное место, которое она когда-либо знала как дом. Глядя на Юпитер, она мечтала о жизни, в которой она не застряла на орбите планеты, а жила на ней. Она представила себе шаг на сушу, настоящую землю, как в земных историях, о которых ей рассказывал ее отец.Она попыталась представить себе вкус свежего воздуха, ощущение прохладного соленого океана и шум ветра, шелестящего сквозь зеленые листья дерева. Но это были только фантазии, а не воспоминания. Она родилась на корабле, и, если они вскоре не найдут новую пригодную для жизни планету, она наверняка там тоже умрет.

В приведенном выше примере есть несколько основных характеристик, типичных для научной фантастики. Во-первых, действие происходит в будущем, когда люди перестанут жить на Земле. Во-вторых, это происходит на космическом корабле, вращающемся вокруг Юпитера.В-третьих, он содержит реальную научную информацию: Европа и Каллипсо — две луны Юпитера, и, поскольку Юпитер — планета, состоящая из газа, люди не могли бы там жить, что объясняет, почему корабль в настоящее время вращается вокруг планеты, а не приземляется. в теме.

III. Виды научной фантастики

Научная фантастика обычно бывает «жесткой» или «мягкой».

Тяжелая научная фантастика

Тяжелая научная фантастика строго следует научным фактам и принципам.Он в значительной степени ориентирован на естественные науки, такие как физика, астрономия, химия, астрофизика и т. Д. Интересно, что тяжелая научная фантастика часто пишется настоящими учеными и известна тем, что делает как точные, так и неточные предсказания будущих событий. Например, недавний фильм « Gravity», «», рассказывающий об астронавте, чей космический корабль был поврежден во время ремонта спутника, был известен своей научной точностью с точки зрения того, что на самом деле произойдет в космосе.

Мягкая научная фантастика

Мягкая научная фантастика характеризуется акцентом на социальных науках, таких как антропология, социология, психология, политика, другими словами, на науках о человеческом поведении.Итак, мягкие научно-фантастические рассказы в основном касаются возможных научных последствий человеческого поведения. Например, анимационный фильм Диснея « Wall-E » представляет собой апокалиптическую научно-фантастическую историю о конце жизни на Земле в результате пренебрежения человеком к природе.

По правде говоря, в большинстве произведений используется сочетание твердой и мягкой научной фантастики. Мягкая научная фантастика позволяет зрителям общаться на эмоциональном уровне, а научная фантастика добавляет реальные научные доказательства, чтобы они могли представить, что действие действительно происходит.Таким образом, их сочетание — лучший способ повествования, потому что он позволяет аудитории взаимодействовать с историей на двух уровнях. Научная фантастика также имеет, казалось бы, бесконечное количество поджанров, включая, помимо прочего, путешествия во времени, апокалипсис, утопию / антиутопию, альтернативную историю, космическую оперу и военную научную фантастику.

IV. Важность научной фантастики

Часто научная фантастика превращает реальные научные теории в полные истории о том, что возможно и / или вообразимо.Во многих историях используются неопровержимые факты и истины наук по адресу:

  • подсказывают, что действительно может случиться в будущем
  • , чтобы узнать, что может произойти, если произойдут определенные события или обстоятельства, или
  • предполагают последствия технологических и научных достижений и инноваций.

Исторически это была популярная форма не только для авторов, но и для ученых. За последние 150 лет научная фантастика превратилась в огромный жанр, особенно широко представленный в кино и на телевидении. Фактически, телеканал SciFi полностью посвящен научно-фантастическим СМИ.Это особенно увлекательный и умопомрачительный жанр для публики из-за его связи с реальностью.

V. Примеры научной фантастики в литературе

Пример 1

Определяющим жанром произведением научной фантастики является роман Герберта Уэллса « Война миров » 1898 года, повествующий о вторжении инопланетян в Соединенное Королевство, которое угрожает уничтожить человечество. Ниже приводится отрывок из предисловия к роману:

В последние годы девятнадцатого века никто бы не поверил, что за этим миром пристально и пристально наблюдают разумные существа, превосходящие человеческий, но столь же смертные, как его собственный; что, пока люди занимались своими различными проблемами, они изучались и изучались, возможно, почти так же пристально, как человек с микроскопом может исследовать преходящих существ, которые роятся и размножаются в капле воды.С бесконечным самодовольством люди ходили по этому земному шару по своим маленьким делам, безмятежные в своей уверенности в своей империи над материей … Никто не думал о более старых космических мирах как об источниках человеческой опасности.

Здесь рассказчик описывает времена, когда человечество было наивным. Он готовится к рассказу о том, как на Землю неожиданно напала инопланетная раса, и как они были совершенно неподготовлены и слишком горды, чтобы поверить, что какая-либо другая сила во Вселенной может им угрожать.Хотя это всего лишь рассказ, «Война миров » обращалась к научному вопросу и возможности, которая является загадкой для человечества.

Пример 2

Опубликованная в 1949 году книга Джорджа Оруэлла 1984 показывает будущее человечества в антиутопическом государстве. Действие происходит на территории нынешнего Соединенного Королевства и показывает, что общество находится под тираническим правлением правительства, население которого находится под постоянным наблюдением и угрозой тюремного заключения за неправильные мысли. На протяжении всего романа постоянно присутствует тема, которую наблюдает «Большой Брат».

Снаружи, даже через закрытое оконное стекло, мир казался холодным. Внизу в
году на улице маленькие вихри ветра кружили пыль и рваную бумагу, образуя спирали
, и хотя светило солнце, а небо было сурово-синим,
казался бесцветным ни в чем, за исключением плакатов, которые были наклеены повсюду. . Лицо черных усов смотрело вниз со всех углов. Один был прямо напротив дома. «БОЛЬШОЙ БРАТ
НАБЛЮДАЕТ НА ВАС», — говорилось в подписи, а темные глаза смотрели глубоко в глаза
Уинстона.

Этот отрывок описывает сеттинг рассказа — скучный, бесцветный и контролируемый — и намекает на статус общества. Вначале Уинстон — гражданин, который хочет бороться с системой, но в конце он становится жертвой тактики государственного контроля.

VI. Примеры научной фантастики в поп-культуре

Пример 1

Пожалуй, наиболее популярными и известными примерами научной фантастики в массовой культуре, особенно научной фантастики о «космической опере», являются легендарные фильмы Джорджа Лукаса «Звездные войны ». «Звездные войны» , пожалуй, один из самых больших (если не — самый крупный из ) поклонников всех времен; и его статус в мире научной фантастики просто эпичен. Этот знаменитый научно-фантастический сериал особенно уникален, потому что на самом деле он начинается в середине истории, с «Эпизода IV». Фактически, Эпизоды I, II, и III, были сняты только спустя почти 40 лет после дебюта первого фильма. В следующем клипе запечатлено хорошо известное начало первого фильма « Star Wars Episode IV: A New Hope », который теперь называется « Star Wars Opening Crawl».В нем также есть культовая песня «Звездные войны», которую сразу узнают как фанаты, так и не фанаты.

Так как первый фильм на самом деле является «Эпизодом IV», это вводное «ползание» излагает исключающую сюжетную линию и предоставляет зрителям (вымышленный) исторический контекст. Более поздние фильмы (Эпизоды I-III) действительно оживляют эту предысторию.

Пример 2

«Матрица » — это научно-фантастический боевик, который восхитил публику после своего выхода.Он рассказывает историю мира, в котором человеческое существование полностью контролируется, а жизнь на Земле на самом деле является лишь симуляцией, происходящей в нашем сознании. Это моделирование называется «Матрица». В следующем ролике зрители и главный герой точно узнают, что такое Земля, стоящая за симуляцией:

Здесь главный герой, Нео, получает информацию о том, что его жизнь — это иллюзия, и это почти больше, чем его разум может выдержать. В конце концов, ему дается выбор: продолжать жить в Матрице или жить в реальности и пытаться спасти человечество — задача, которая почти невыполнима, а иногда и ужасна.

VII. Связанные термины

Фэнтези

Фэнтези жанр фантастики, в котором основное внимание уделяется воображаемым элементам (фантастике). Это может означать магию, сверхъестественное, альтернативные миры, супергероев, монстров, пришельцев и так далее. Многие произведения научной фантастики включают элементы фантастики, такие как воображаемые миры, выдуманные существа из других галактик, паранормальные силы и т. Д .; так что два жанра имеют тенденцию пересекаться. Однако основное отличие состоит в том, что элементы фэнтези в научной фантастике всегда основаны на науке, в то время как фэнтези является строго образным.

Космическая опера

Космическая опера — одна из самых популярных форм научной фантастики, где вся история или большая часть истории происходит в космическом пространстве . Его название происходит от идеи телевизионной «мыльной оперы»; но к музыкальной опере это не имеет никакого отношения. Космические оперы обычно показывают конфликты в космосе с существами или обществами, обладающими передовыми технологиями или сверхъестественными способностями. Обычно космические оперы имеют тематику боевиков и приключений, в них представлены космические путешествия, межзвездные войны или герои, пытающиеся спасти вселенную (т.е. Звездные войны ).

VIII. Вывод

В заключение, научная фантастика — это жанр возможностей, воображения и инноваций, популярность которого возрастает по мере развития науки и технологий. Его авторы используют настоящую науку для создания вымышленных историй, которые исследуют возможное будущее человечества и Вселенной в образной и реалистичной манере.

.

Основы написания художественной литературы // Письменная лаборатория Purdue

Основы написания художественной литературы

Резюме:

В этом ресурсе обсуждаются некоторые термины и методы, которые могут быть полезны начинающим и средним писателям-фантастами, а также преподавателям, которые преподают художественную литературу на этих уровнях. Различие между начальным и средним уровнем письма проводится как для студентов, так и для преподавателей, а также перечислены многочисленные источники для получения дополнительной информации об инструментах художественной литературы и о том, как их использовать.Для инструкторов также предоставляется образец листа заданий. Этот ресурс охватывает основы сюжета, характера, темы, конфликта и точки зрения.

Участок

Сюжет — это то, что происходит в рассказе, но действие само по себе не составляет сюжета. Сюжет создается тем, как писатель осмысленно выстраивает и организует определенные действия. Сюжет можно рассматривать как цепную реакцию, в которой последовательность событий вызывает другие события.

При чтении художественного произведения имейте в виду, что автор выбрал одну линию действия из бесчисленных доступных ей возможностей действия.Попытка понять, почему автор предпочел одну линию действий другому, позволяет лучше понять, как работает сюжет в рассказе

Это не означает, что события происходят в хронологическом порядке; автор может представить линию действий, которая происходит после завершения рассказа, или она может представить читателю линию действий, которую еще предстоит определить. Авторы не могут представить все детали, связанные с действием, поэтому некоторые детали выдвигаются на первый план, а другие опускаются.

Автор наполняет рассказ смыслом подбором деталей. Причинно-следственная связь между одним событием и другим должна быть логичной и правдоподобной, потому что читатель потеряет интерес, если связь между событиями не покажется значительной. Как писали Клинт Брукс и Роберт Пенн Уоррен в книге Understanding Fiction , художественная литература является интерпретирующей: «Каждая история должна указывать на некую основу для отношений между ее частями, поскольку сама история — это особый способ писателя сказать, как вы можете понять человеческий смысл. опыт.”

Если последовательность событий просто рефлексивная, то сюжет не играет роли. Сюжет возникает, когда писатель исследует реакции человека на постоянно меняющиеся ситуации. Как любовь, тоска, сожаление и амбиции проявляются в рассказе? Это зависит от персонажа, которого создал писатель.

Поскольку сюжет зависит от персонажа, сюжет — это то, что персонаж делает. Сюжет также колеблется, так что в конце что-то улаживается или выходит из равновесия, или и то, и другое. Традиционно рассказ начинается с какого-то описания, которое затем приводит к осложнению.Сложность приводит к кризисной точке, когда что-то должно измениться. Это предпоследняя часть истории перед кульминацией или наиболее напряженным моментом истории.

В некоторых историях за кульминацией следует развязка или разрешение кульминации. Придание значимости событиям в сюжете начинается с создания четкой логики, связывающей события. Поскольку сюжет раскрывает какую-то человеческую ценность или какое-то представление о значении опыта, сюжет связан с темой.

Персонаж

Персонаж нельзя отделить от действия, поскольку мы приходим к пониманию персонажа по тому, что он делает.В рассказах сюжет управляется персонажами. Сюжет зависит от ситуаций персонажей и от того, как они на это реагируют. Действия, происходящие в сюжете, правдоподобны только в том случае, если персонаж правдоподобен. В большинстве традиционных художественных произведений персонажи делятся на следующие категории:

  • Главный герой : главный или центральный персонаж или герой (Гарри Поттер)
  • Антагонист : противник или враг главного героя (Темный лорд Волан-де-Морт)
  • Металлический персонаж : персонаж (и), который помогает читателям лучше понять другого персонажа, обычно главного героя.Например, в сериале о Гарри Поттере Гермиона и Рон — друзья Гарри, но они также помогают читателям лучше понять главного героя, Гарри. Рон и Гермиона представляют собой личности, которые во многих смыслах противоположны: Рон немного ленив и неуверенен; Гермиона целеустремленная и уверенная в себе. Гарри существует посередине, что иллюстрирует его внутренний конфликт и незрелость в начале серии книг.

Поскольку персонаж очень важен для сюжета и вымысла, писателю важно как можно лучше понимать своих персонажей.Хотя писатель должен знать все, что нужно знать о своем персонаже, он должен представлять свои знания о персонажах косвенно, через диалоги и действия. Тем не менее, иногда необходимо дать краткое изложение характеристик персонажа. Например, для персонажей, играющих второстепенные роли в истории, прямое описание черт характера не дает повествованию замедляться.

Сценаристы начального и среднего уровня часто довольствуются созданием типов, а не сильно индивидуализированных, заслуживающих доверия персонажей.Остерегайтесь создания персонажа, который будет неудачником с добрым сердцем, человеком из рабочего класса, попавшим в ловушку отношения жесткого парня, одинокой старушкой с собакой и т. Д. В то же время имейте в виду, что все хорошие персонажи , в некотором смысле, типы.

Часто на семинарах по творческому письму от начального до продвинутого уровня инструктор спрашивает: «Чья это история?» Это потому, что характер — самый важный аспект художественной литературы. На семинаре среднего уровня было бы полезнее представить историю, в которой сложнее выделить главного героя из состава.Это дает возможность писателям-фантастам среднего уровня действительно изучить характер и факторы, определяющие, что и для кого поставлено на карту.

Конфликт зависит от характера, потому что читателей интересуют результаты жизни людей, но они могут быть менее заинтересованы в том, что поставлено на карту для корпорации, банка или организации. Персонажи, конфликтующие друг с другом, составляют вымысел. Гипотетически персонаж может вступить в конфликт с внешней силой, такой как бедность или пожар.Но просто есть больше возможностей исследовать глубину и глубину отношений между людьми, потому что люди настолько сложны, что конфликт между персонажами часто размывается конфликтом персонажа с самим собой

Короткий рассказ, как и во всех литературных формах, включая поэзию и творческую научную литературу, зависит от частей стихотворения, рассказа или эссе, имеющих какой-то смысл в целом. Лучший пример в художественной литературе — это характер. Различные аспекты персонажа должны складываться в какое-то значимое, более широкое понимание персонажа.Если различные аспекты персонажа не складываются, он не правдоподобен. Это не значит, что ваши персонажи должны быть разумными. Возможно, у ваших персонажей вообще нет здравого смысла, но мы должны понять персонажа и понять, почему он такой. Мотивы и действия персонажа должны складываться, какими бы противоречивыми, маргинальными или иррациональными они ни были.

.