Житие святого Макария Великого, икона, в чем помогает молитва
Православная церковь почитает святых угодников и их труды. Одним из таких является Макарий Великий, который прославился чудесами и многими душеспасительными творениями. Иконе Макария Великого молятся многие православные. Можно читать молитвы святому за телесное и духовное очищение, для понимания священного Писания.
Упоминания в первоисточниках о Святом Макарии датируются 300 годами. Он жил в поселение Птинапор нижнего Египта. В юношеском возрасте женился по воле отца и матери, но скоро потерял жену и родителей. Тогда раздал имущество людям и направился в пустыню. Здесь у старца обучался плести корзины и слушал проповеди.
Через несколько лет он направился к Антонию, основателю египетского монашества, где стал прилежным учеником. Антоний Великий посоветовал отправиться Макарию в Скитскую пустыню, где он прославился как юноша-монах. В тридцать лет стал зрелым отшельником и исцелял больных. К нему приезжали издалека, чтобы услышать наставления и молитвы.
Когда монаху исполнилось сорок лет, его посвятили в сан священника. Также он стал руководить христианской общиной и часто посещал Святого Антония, у которого многому научился. Для жилища он вырыл глубокую нору и достиг такого общения с Господом, что мог воскрешать умерших.
Когда наступили времена императора Валентина, пострадал вместе с Макарием Александрийским от гонений и притеснений арианского епископа Луки. Их отправили на остров, где проживали поклонники языческой веры. Молебны двух святых отцов исцелили дочку местного колдуна, после этого все население приняло обряд Крещения. Когда епископ Лука узнал об этом, то разрешил им вернуться в родные места.
Святой больше шестидесяти лет жил в пустынном месте, где трудился, молился и умер в девяносто лет. Свои знания изложил в Богословских писаниях, которые состоят из 50 духовных бесед и 7 подвижнических слов:
За свою строгость и духовную чистоту святой получил второе имя «Великий», поэтому молитва помогает во многих житейских трудностях:
Единственный российский храм преподобного Макария Египетского находится в Санкт-Петербурге. Руководил строительством первой церкви в 1805 году зодчий Александр Штауберт.
За время советской власти храм был предан забвению. В помещении бывшей церкви был кинозал, затем спортзал, в результате был утрачен интерьер. Но в 2001 года приняли решение о реконструкции храма. На основании архивов восстановили внутреннее помещение и обстановку. Были изготовлены кресты с позолотой и отлиты колокола. Главный вход в здание украшает «Всевидящее око» в форме расходящихся линий. 2004 года Патриарх Московский Алексий второй освятил церковь.
Останки Святого хранятся в городе Амальфи Италия и в Египте в монастыре Абу-Макар, который напоминает средневековый замок. Находится к северо-западу от Каира и основан святым Макарием. В 1977 году археологами из Германии была найдена пещера Великого Святого.
В православной церкви определен день почитания святого — 1 февраля, когда проводят службу, молятся и читают акафист Макарию Великому Египетскому.
Акафист
Кондак №1
Избранная от рода Российскаго нести страдания и болезни всех, к тебе притекающих. Венцем славы от Господа увенчанная и яко имущая дерзновение перед Богом, испрашивати у Него исцеления недужным и утешения скорбящим. Восхваляем подвиги и страдания твоя, с любовию поем ти:
Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших.
Икос №1
Богом данная на страдания для искупления грехов наших, умудренная и благословенная на Подвиг Богородицею, образ смирения и терпения явила еси, Ревность по Бозе и силу молитв стяжавшая, от всех болезней страждущих исцеляющая. Мы же воспевая страдания твоя зовем ти:
Радуйся от младенческих лет Христа возлюбившая;
Радуйся «Богом данная» нареченная;
Радуйся на подвиг терпения страданий призванная;
Радуйся с верой и трудолюбием понесшая крест твой;
Радуйся с младенческих лет чудесами Христовыми укрепляемая;
Радуйся молитвеннице и страдалице наша перед Богом;
Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак №2
Видя Господь смирение благаго твоего сердца, в Подвиге смирения и терпения страданий из младенческих лет, дарова тебе Небесного покровителя. Мо-литвами твоими наши сердца верой и любовию к Богу воспламени творяще Ему ангельскую песнь: Аллилуйя.
Икос №2
Разумом свыше просвещаемая, блаженная мати Макарие, с младенчества сиодобилася еси явления преподобнаго Тихона Калужского, избраннаго Господом твоим Небесным покровителем, укрепляющим тя своими Святыми молитвами. Мы же с любовию взываем ти сице:
Радуйся благодатию Божиею измлада наделенная;
Радуйся богодухновенным словам Святаго Евангелия внимавшая;
Радуйся явления Святаго преподобнаго Тихона Калужскаго сподобившаяся;
Радуйся молитвенному подвигу им научаемая; Радуйся из детства всеми обижаемая;
Радуйся Царицею Небесною укрепляемая;
Радуйся блаженная старице мати Макарие, моляща-яся Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак №3
Силою божественною укрепляемая, Духом Его Святым питаемая, яко древле Царице Небесная удостоилася пребывания в алтаре у престола Божия, тако и ты, блаженная старице, еще в раннем отрочестве лишенная возможности ходити, терпя за сие обиду и поругание, была допущена Господом на пребывание в алтаре храма. Мы же чудящееся таковому Божествен-ному произволению поем Ему: Аллилуйя.
Икос №3
Имуще от Бога дар прозорливости и молитвенности, даром сим Божественным страдания других утоляющая, терпя за сие обиды и поругания, от Бога же любовь и укрепление.
Мы же вернии таковому к тебе Божию произволению дивящеся с любовию глаголем:
Радуйся, пророческим даром от Бога наделенная;
Радуйся в алтаре храма у престола быть удостоенная;
Радуйся Духом Его Святым питаемая;
Радуйся Словом Его поучаемая;
Радуйся Невестою Христовою нареченная;
Радуйся на служение людям сотворенная; Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении дущ наших.
Кондак №4
Буря радости и недоумения обыде мя, како возмогу нети житие блаженныя праведницы Материю Божиею измлада Матушкой называемой, Небесной стражей охра-няемой, Духом же Святым Престола Божьего сподобляемой, Святым Симеоном Богоприимцем от язв исцеляемой. Дивящиеся таковому Божию к тебе произволению поем Ему: Аллилуйя.
Икос №4
Слышавше от Господа о твоих, мати Макарие, особых небесных даровании и о твоем избранничестве отец Иоанн, осеняемый произволением Божиим внесе тя во алтарь, на удивление в храме находящихся. Мы же терпению и смирению твоему покланяемся. Сего ради приими от нас недостойных похвалы сия:
Радуйся в церкви иереем Божиим встречаемая;
Радуйся им во алтарь вносимая;
Радуйся Материю Божиею молитвам обучаемая;
Радуйся Богородицею Матушкой измлада нареченная;
Радуйся Небесной стражей охраняемая;
Радуйся Угодником Божиим Симеоном Богоприимцем исцеляемая;
Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак №5
Благодать Божия просия на тебе блаженная мати Макарие, егда осьми лет сущи ты уснула еси на четыренадесять дни и в сием сне Божественнем сподобилася видения Ангела Хранителя и райския обители.
Мы же радущеся таковому Божию о тебе произволению благодарственно зовем Богу: Аллилуйя.
Икос №5
Видевши обилие чудес на тя от Господа и Царицы Небесныя истекающия послужила еси Ему постом и молитвою и к страждущим явила еси велию любовь и милосердие. Мы же почитающе подвиги и страдания твоя, во младости волею Христа ради подъятые, умиленно вопием ти:
Радуйся лицезрения райских обителей Богом удостоенная;
Радуйся Ангелом Хранителем по тем светлым обителем пронесенная;
Радуйся чертог Самаго Христа узревшая;
Радуйся видения Архангелов Божиих сподобившаяся;
Радуйся Материю Божиею мученицей нареченная;
Радуйся от Бога наслаждения миром невидимым одаренная;
Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак №6
Бурею одержимии помышлений нечестивых, ближний твои оставиша тебе, о блаженная мати Макарие, умирати едину. Жителе же места того, уповая на Волю Божию приведоша тебе малыя чада своя. Ты же благодатию Божиею осеняемая упасла еси всех ихже даде тебе Господь на сохранение. Таяжде Сила Божия осени тя ко благочестию и научи тя славити Единаго Бога и воспевати Ему: Аллилуйя.
Икос №6
Имея неоскудное милосердие ко всякому человеку, наипаче же к болящим и сирым, блаженная мати Макарие, отроковицею сущи явилася еси добрая матерь чадом Божиим, оставленным на твое попечение, помози и нам, блаженная, прейти сие земное поприще во благом делании, да величая поем ти:
Радуйся блаженная мати Макарие мученице Христова;
Радуйся обращение людей в веру Православную совершавшая;
Радуйся жестокосердными покинутая;
Радуйся Царицею Небесною не оставленная;
Радуйся всех чад Божиих тебе врученных сохранившая;
Радуйся страданьми своими духовно возросшая;
Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак №7
Богосветлою звездою явилася еси блаженная мати Макарие, егда в Боготканную одежду послушницы Христовы со именем Тихона облеклася еси, духовно укрепльшеся прилепилася еси всем сердцем твоим к единому Богу. Тем же и мы вернии поем Ему: Аллилуйя.
Икос №7
Новое чудо показа Господь, егда облече тя блаженная мати Макарие во одежду Невесты Христовы и дарова ти благодать и силу болезни врачевати, духов злобы изгоняти, немоществующих укрепляти, подвизая к постническому и подвижническому подвигу Его ради. Тем же и нас грешных твоею молитвою исцели, да благодарственно воспоем ти:
Радуйся праведница от Бога нам ниспосланная;
Радуйся в Боготканную одежду облеченная;
Радуйся всем сердцем к Богу прилепившаяся;
Радуйся, от страстей земных благодатию Божиею освободившаяся;
Радуйся Словесам Божиим Царицею Небесною поучаемая;
Радуйся Материю Божиею охраняемая;
Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак №8
Хотящая от мира сего отрещися, смиренномудрием и состраданием побуждаемая воссияла еси, яко новое светило в земли Российстей, егда прияла, о блаженная мати Макарие, великий Ангельский чин — схиму, неся скорбящим — утешение, болящим — исцеление, немощствующим от духов злобы — избавление. Мы же стремящиися к тебе, яко источнику чудес с благодарностю возопиим Богу: Аллилуйя.
Икос №8
Возсия в тебе обильно благодать Божия о блаженная мати Макарие, егда ты чин Ангельский восприяв, избрана бысть бо Царицею Небесною на Подвиг страдания. Мы же, дивяся смирению твоему взываем ти сице:
Радуйся путь великаго Ангельскаго чина избравшая;
Радуйся обетом страдания высоту духа твоего показавшая;
Радуйся строгия молитвенныя правила и затворни-чество восприимшая;
Радуйся страдания Христовы возлюбившая;
Радуйся скорбь и боль России вместившая;
Радуйся смирением несмиренных просветившая;
Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак №9
Якоже свеща среди мрака безбожнаго возжжена была еси Господом, блаженная старице Макарие, поставленная на служение Богу и людем, любовь ко Господу и милосердие ко братием и сестрам нашим во страданиех и болезнех возгревающи. Да и мы твоим наказам внимающи воспоем Богу: Аллилуйя.
Икос №9
Воссияла еси паче Солнца добродетельми твоими в земли Российстой и была истинная матушка возлюбленным чадом милосердная и досточудная угоднице Божия, блаженная мати Макарие. Сердца же скорбящих и в нуждах приходящих к тебе чрез соприкосновение со благодатию приводила еси к Богу. Приими и нас, добрая мати, с любовию к тебе прибегающих и вопиющих сице:
Радуйся яко скорбящим и в бедах сущим мати и питательнице;
Радуйся обидимых защитительнице;
Радуйся душеполезными советы нам помогающая;
Радуйся праведнице от Бога нам ниспосланная;
Радуйся целительнице, недуги наша исцеляющая;
Радуйся Божия благодати целебоносный источниче;
Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак №10
Проповеднице Богоносная, блаженная мати Макарие непристанно боряся с силами тьмы, увещевала и утешала страждущих, болящих и скорбящих. Мы же укрепляемому тебе Богу воспоим: Аллилуйя.
Икос №10
Возсия в тебе, блаженная старице Макарие, обильно Божественный дар прозорливости, егда избра тя Господь на подвиг служения Ему, яко Своему Пророку от-крывая тебе прошлое и будущее в назидание, увещева-ние и утешение страждущих. Таковому Божию о тебе промыт л ению радующеся зовем ти:
Радуйся дар прозорливости Божественныя стяжавшая;
Радуйся скорби людския собравшая;
Радуйся свеща неугасимая в молитвах к Богу горя-щая;
Радуйся страдания людския зрящая;
Радуйся дерзновение пред Богом за страждущих явившая;
Радуйся болезни и скорби в себе вместившая;
Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак №11
Вce воинство Ангельское возрадовашеся, видя тя, блаженная старице Макарие, бессонныя ночи проводившую в непрестанных горячих молитвах к Богу, ими побеждающая миродержителя тьмы и прелести века сего, тем же воспоим к Богу: Аллилуйя.
Икос №11
Вития многовещанныя, о блаженная мати Макарие, не возмогут по достоянию восхвалити страдания твоя, за скорбящия и болящия притерпеваемыя, праведности твоея и святости твоего подвига. Мы же таковым дивящеся в немощи нашей малыя сия хваления приносим ти:
Радуйся Богу житием твоим угодившая;
Радуйся простой люд возлюбившая;
Радуйся за люди душу свою положившая;
Радуйся заповедь Божию о любви сохраншая;
Радуйся венец славы от Бога приявшая;
Радуйся в житии своем ближняго самоотверженно возлюбившая;
Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак №12
Благодать Божию источаеши, блаженная старице Макарие, на всех, чтущих твою память и прибегающих к заступлению и помощи твоея. Не лиши и нас, еще странствующих на земли, твоея помощи и заступления, источи от Бога благодать исцеления, да поем Ему: Аллилуйя.
Икос №12
Поюще многие твоя чудеса, блаженная мати Макарие, ублажаем твою праведную кончину, почитаем духовную память твою, яко многоценныя молитвенницы за люди российския. Восхваляем тя, блаженная мати, и всеусердно молим: Помози нам, о мати Макарие, своими святыми молитвами, да укрепит Господь волю нашу, дабы жити нам по заповедем Его и пребывати верными чадами в Церкви Православныя, в Нем же тобою утверждаеми зовем ти:
Радуйся праведности нас научающая;
Радуйся скорби и немощи наша врачующая;
Радуйся духовно укрепляющая;
Радуйся веру Православную утверждающая;
Радуйся Божия избраннице Отечества Российского;
Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших.
Кондак №13
О, блаженная мати Макарие, радосте наша, услыши ныне воспеваемое тебе хвалебное пение и моление, и твоим предстательством ко Господу вознеси ныне свою дерзновенную молитву о нас, многогрешных, испроси у Спасителя нашего и Господа Бога Иисуса Христа дух правыя веры и благочестия, дабы утвердил он нас в добродетели и милосердии, в терпении и смирении, да сподобимся в обители Его райския внити, славити Пресвятую Троицу святым пением Ему: Аллилуйя.
Молитва святому Макарию Великому
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.
Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.
Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святом Макарие Великом:
|
Святой Великий Макарий: житие, молитва и икона
Как часто православные люди, беря в руки готовый молитвослов, задаются вопросом, кто написал эту книжицу? Кто придумал сами молитвы? Почему именно эти молитвы вошли в число «утренних», а другие обозначаются как «вечерние» или «на всякую потребу»? И почему у одних молитв есть авторы, а другие их не имеют? И кто же он, святой Великий Макарий, чьи молитвы ежедневно читаются тысячами православных христиан?
День поминовения святого
1 февраля (19 января по старому стилю) в православных храмах прославляется имя святого Великого Макария. Все мужчины, чье имя Макар, могут праздновать в этот день свои именины. И хотя по православной традиции празднуется день святого не в день его рождения, а в день преставления перед Господом или в день его канонизации, не стоит воспринимать это негативно. Смерть для истинно верующего человека – это всего лишь переход из жизни временной в жизнь Вечную рядом с Господом и всеми святыми, заслужившими блаженство в Вечной жизни. Ведя христианскую жизнь и исполняя все заповеди, которые Господь дал людям с любовью, люди не боятся встречи с Богом после смерти. Душа боится смерти, зная, что там ее ждут немыслимые мучения. В то же время, даже такой Великий святой, как Макарий, не считал себя достойным Царствия Небесного. Его смирение было столь глубоким, что, даже умирая, он боялся поддаться искусам и не пройти испытания. Однако все по порядку.
Чудо рождения святого
Жизнь святого Макария Великого началась с самого настоящего чуда. Его родители жили в Египте, носили имена древних святых – Авраам и Сарра. Отец Макария был пресвитером. Сама атмосфера в доме была изначально исполнена глубокой веры. Долгие годы их брак оставался бесплодным. Решив, что так угодно Господу, супруги стали жить целомудренно, но расставаться не пожелали. Долгие годы их сожительство было духовным. Жизнь их состояла из благих дел, молитв, поста и почитания Господа.
Однако на селение, где они проживали, напали варвары. Грабеж и насилие, невиданные до того времени родителями Макария, так потрясло их, что они хотели покинуть пределы Египта. Но Аврааму во сне явился его праотец. Древний святой Патриарх Авраам выглядел, как старец в ослепительно белых одеждах, с седыми волосами и бородой. Он утешал и говорил будущему отцу Макария, что не стоит покидать Египет. Нужно переселиться в селение Птинапор, которое также находилось в Египте. Кроме того, Патриарх пообещал пресвитеру, что Господь благословит его жизнь рождением сына, несмотря на преклонный возраст родителей. Ведь когда-то давно сам Патриарх стал отцом, будучи глубоким старцем, как и его престарелая супруга Сарра. Проснувшись, Авраам поведал этот сон своей Сарре. Они настолько доверяли знамениям Божиим, что нисколько не усомнились в том, что сон был вещим. Они вознесли молитву Господу, переселились в Птинапор и там стали жить, как супруги.
Внезапно Авраам так сильно заболел, что слег и не мог даже двигаться. Все ждали его близкой смерти. Но однажды ночью ему снова приснился сон, в котором сам Ангел Господень, выйдя из алтаря, велел ему встать, так как вскоре у него родится сын. Этот ребенок станет сосудом Божественной благодати и проживет свою жизнь, словно ангел. Вскоре у них появился сын, которого они назвали Макарием, что значило «блаженный». Так свершилось чудо рождения Великого святого, которое предсказал во сне его отцу Святой Патриарх Авраам с Ангелом Господним. Случилось это около 300 года.
Божественное предопределение
Невозможно представить, что святость приходит к человеку сама по себе. Вот и для Макария Господь создавал все условия. Селение Птинапор не случайно было выбрано Богом для места переселения родителей Святого Макария. Оно находилось рядом с Нитрийской пустыней. Это обстоятельство помогло Макарию возлюбить жизнь пустынническую.
С самого детства Макарий отличался кротостью, смирением и повиновением своим родителям. Вскоре после вступления в отрочество мальчик увлекся изучением Святого Писания. Святой Великий Макарий лишь в одном старался отстоять свое мнение: родители уговаривали его вступить в брак, он же просил их не лишать его возможности посвятить себя чистой духовной девственной жизни. Настойчивость, с которой родители желали его женить, в конце концов, возымела свои плоды. Памятуя о заповеди любить и почитать своих родителей, святой Макарий поддался на их уговоры. Однако сначала он попросил Господа устроить так, чтобы этот брак не помешал его истинному предназначению.
После брачного пира святому пришлось слукавить и претвориться больным, чтобы не нарушить обета девства, которые он в сердце своем дал Господу. Вскоре один из его родственников собрался сходить в пустыню за селитрой и позвал с собой Макария. Его родители настояли, чтобы он пошел. Когда же путники пришли к Нитрийской горе, они легли отдохнуть. Во сне Макарию явился муж в блестящих одеждах и показал ему красоту пустыни, призывая оставить мир и удалиться в нее для дальнейшего служения Господу. Само это видение привело его в недоумение, так как в те времена о пустынниках ничего не было известно. Да и его супружеский и сыновий долг не позволяли ему так распорядиться своей жизнью. Однако, придя домой, он застал жену свою при смерти. Благодаря ему она отошла в мир иной нетронутой девственницей, что давало ей много шансов на спасение.
И все же, ее смерть сильно повлияла на святого. Для себя он решил помнить, что и его жизнь когда-то закончится, и ему придется держать ответ за свою земную жизнь. Он еще сильнее проникся любовью к целомудренной жизни, стал проводить все свободное время в храме, постоянно читал Святое Писание. Вскоре его родители умерли, так как были уже очень старыми людьми. Во время их болезней перед кончиной святой Макарий преданно ухаживал за ними, не ропща и не кляня свою судьбу. Схоронив родителей, он, наконец, мог исполнить предназначение, данное ему самим Господом – подобно Антонию Великому удалиться в пустыню для иноческой жизни.
Судьбоносная встреча
Но на подобный шаг святой Макарий решился не сразу. Вначале он долго печалился, что не осталось на этой земле у него никого из близких, с кем он мог бы посоветоваться, обсудить свою будущую жизнь, поведать о своих дальнейших планах.
Однако он уповал на Господа и продолжал традиции своих родителей, которые в дни поминовения святых устраивали пир, чтобы накормить нищих и странников. В такой день святой Макарий приготовил обед и пошел в храм. Там во время службы он увидел инока, который жил в пустыне недалеко от селения Птинапор. Никто прежде не видел его, так как сам пустынник избегал мира. Однако в этот день по Божескому промыслу он пришел в тот же храм, что и святой Макарий.
Вид пустынника очень поразил святого. Несмотря на долгий пост и суровые условия пустыни, которые сделали его лицо сухим и темным, весь его вид светился внутренним благолепием. Святой подошел к старцу и попросил его прибыть на его пир. Старец согласился. После вкушения трапезы святой Макарий снова приблизился к старцу и попросил принять назавтра его к себе в гости. Старец охотно согласился, исполняя волю Господа.
Первые поучения
На другой день святой Макарий пришел к старцу и попросил стать его учителем. Старец весь день рассказывал Макарию о трудностях жизни в одиночестве в пустыне. Ночью, когда святой Макарий уснул, старец стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему его предназначение в жизни этого юноши. Вскоре ему явился сон иноков, которые призывали спящего Макария встать и пополнить их ряды для служения Господу. Этот сон он рассказал утром святому Макарию, призывая его не медлить с решением оставить мир ради служения Богу.
Первые шаги к святому служению
Житие святого Макария Великого показывает, с чего начинается отказ от мирской суеты. В первую очередь святой избавился от всего имущества, которое оставили ему родители. Он раздал его нищим и нуждающимся, тем самым порвав самые прочные узы с миром, которые сам считал тяжким бременем. Не оставив себе ничего, даже самого необходимого, он как бы заново входил в эту жизнь, не привязанный к нему владением вещами.
Начало иночества
Святой Великий Макарий снова пришел к знакомому старцу и со смирением попросил его стать для него наставником. Старец, видя стремление юноши скорее приступить к служению, начал учить его основам иночества – молитвам, молчанию, рукоделию, которое поможет приобрести необходимое количество еды для пустынника, а также одинокому служению. Вскоре он переселил святого Макария в пещеру, которую выкопал специально для него. С той поры святой Макарий стал отшельником, который своей смиренной жизнью служил Господу. Чтобы добыть себе пропитание, он плел корзины. За малую плату их покупали жители близлежащих селений. Вскоре слава о святом отшельнике стала доходить до глав местной церкви.
Отказ от клирикального служения
Епископ местной церкви очень удивился, узнав, что в пустыне появился смиренный отшельник, который ведет богоугодную жизнь. Он призвал святого Макария, поговорил с ним и назначил его клириком в приходе Птинапора. Святой Макарий ссылался на свою молодость – в то время ему было сорок лет. Однако епископ решил, что молодость для него не может быть помехой и поставил его в должность собственной волей.
Это нарушало уже установившийся уклад жизни святого Макария. Ему пришлось бежать и поселиться в пустыне недалеко от другого селения. Здесь к нему в услужение пришел один из местных жителей, который стал служить святому тем, что продавал его корзины и покупал необходимую пищу для отшельника.
Искушения святого
Жизнь иноческая кажется мирянам простой и размеренной. Пост, молитва и труд – остальное по воле Господа. Однако именно иноки искушаются бесами сильнее всего. Житие святого Макария Великого содержит множество фактов, которые говорят о том, как часто и сильно святого искушал враг рода человеческого – Дьявол. Он одолевал святого греховными мыслями и бранной речью, пугал чудищами, которые являлись ему среди молитвы. При ночных бдениях потрясал его келью или вползал ядовитой змеей, чтобы отвлечь святого от молитвы. Но инок, помня о защите Господа, ограждал себя крестом и молитвой, против которых сам Дьявол был бессилен.
Клевета против святого
В ближайшем селении жили юноша и девушка, которые любили друг друга. Именно их избрал Дьявол своим орудием. Родители девушки были против их брака, так как юноша был бедным. Но вскоре их дочь оказалась беременной. Наученная Дьяволом и своим любовником, всю вину она свалила на святого Макария, представив его насильником. Люди в селении избили святого, проклиная его. Человек, который прислуживал ему, умолял людей не трогать святого, но его не слушали. Вскоре святой Макарий оказался близок к смерти, только тогда его оставили. Человек, прислуживавший ему, перенес его в келью и ухаживал за ним.
Как только святой пришел в себя, он стал усиленно работать, чтобы прокормить опозоренную девушку и ее нерожденное дитя. Когда же пришло ей время рожать, Господь наказал ее. В страшных болях и мучениях провела она несколько дней, пока не призналась, что оклеветала невинного. Люди хотели попросить у него прощения, но святой, не желая мирской славы, удалился в другие места.
Великий Макарий – ученик Великого Антония
В рассказах о святых Великий Макарий всегда идет своим путем, который еще до рождения назначил ему Господь. Три года он прожил в уединении в пещере Нитрийской горы, затем пошел к Антонию Великому, чтобы еще учиться у него пустыннической жизни. Великий Антоний с радостью принял нового ученика и поделился с ним всеми имеющимися у него знаниями. Долгое время они иночествовали вместе, однако вскоре святой Великий Макарий снова ушел в уединенное место, где продолжил свою незримую войну с бесами.
Однажды в пустыне святой Макарий нашел череп языческого жреца, который рассказал ему, какие тяжкие мучения испытывают те, кто умерли некрещенными, так как не знали Иисуса. Но еще сильнее страдают те, кто знал Его и отрекся.
Именно там появились на свет его молитвы, которые до сих пор защищают нас от бесов, постоянно атакующих православных христиан искушениями. Читая эти молитвы, вряд ли кто помнит, что их составил святой, которому сам Дьявол признался, что его смирение не позволяет сломить его дух.
Окончание великого пути
Святой Великий Макарий умер в возрасте 97 лет. Благодаря постоянному бдению его жизнь стала примером для многих христиан, как можно спасаться смирением. Сама его смерть – не просто переход в мир иной, а история победы над множеством бесов, которые плакали и стенали, пропуская его нетленную душу с ангелами к Господу. Все искушения и козни против святого разбились об его веру и смирение! Величие святого продолжало прирастать по мере того, как люди спасались, благодаря его святым молитвам. Также со временем появились молитвы, которые люди возносят самому святому, прося его заступничества перед Господом.
Святые молитвы
О чем молятся святому Макарию Великому? Во всем христианском мире он почитается, как святой, помогающий во всех возможных проблемах и обстоятельствах – телесных и духовных. Часто призывают его в помощи при бесновании родственников, так как сам он при жизни неоднократно вступал в схватку с Дьяволом и всегда выходил победителям. Но и в обычных житейских проблемах святой Макарий Великий придет на помощь при искренней молитве. Она содержит в себе очень верные слова. Утренняя молитва святого Макария Великого по своему объему невелика. Она также быстро запоминается.
Молитва 1-я, святого Макария Великого
Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Перевод: Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою; избавь меня от злого, коварного (название диавола по-церковнославянски), и пусть будет во мне воля Твоя; дай мне неосужденно (безнаказанно) открыть мои недостойные уста и восхвалить святое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.
В православных молитвословах в разделе «Утренние молитвы» она обозначена, как «Молитва 1-я святого Макария Великого». Всего их в утреннем блоке четыре. Молитва 5-я святого Макария Великого перенесена в блок молитв «Вечерних». Ее текст очень подходит для вечерней домашней исповеди.
Так как люди часто обращаются к святому со своими нуждами, существуют молитвы святому Макарию Великому на различные потребы. Самая часто читаемая молитва:
О преподобие отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжженые на рабов Божиих (имена) стрелы диавольскии, да не прикоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Образ святого
До Великой Октябрьской революции этот святой был почитаем в России. Но в последние годы его часто обходят вниманием, забывая, что сам враг рода человеческого признал перед ним свое поражение:
“Макарий! Из-за тебя я терплю великую скорбь, потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я, все, что делаешь ты, делаю. Ты постишься, – ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь, – и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня. Это смирение. Вот почему я и не могу бороться с тобою”.
К сожалению, не в каждом храме есть икона святого Макария Великого.
Икона Макарий Желтоводский и Унженский
Реставрация:
нет данных
Размер:
31,5 х 27,4
Автор:
Нет данных
Материал:
дерево, левкас, темпера
Персоналии:
Святая Троица, преподобный Макарий Желтоводский
Уточняющая датировка:
17 в. Конец
Век:
17
Страна:
Россия
Место хранения:
Государственный Исторический музей, Москва
Иконография, категория:
Святые
Тип изображения:
Ростовое
Вынужденный после нападения ордынцев покинуть обитель на Желтых водах преподобный Макарий уходит в костромские земли и основывает там, на реке Унже, монастырь, который называется первоначально «Макарьева новая пустынь Желтоводцкий монастырь».
Унженская обитель стала популярным местом паломничества после посещения ее первым царем династии Романовых в августе 1619 г. по обету, данному им во время восьмилетнего польского плена его отца, будущего патриарха Филарета Никитича Романова1. Спасение его из плена во многом связывалась с помощью преподобного Макария Унженского. Письма Филарета, которые он писал сыну во время его паломничества, служат главным документом, свидетельствующим о времени канонизации преподобного2. В конце августа 1619 г. Макарий был канонизирован к общероссийскому почитанию. Из местночтимого подвижника он стал одним из особо чтимых царской семьей святых. Это была первая канонизация после воцарения новой династии — культ, внимание к которому исходило прежде всего от патриарха. Главной святыней монастыря стала рака преподобного Макария, к которой стекались паломники, приносились благодарственные дары, рядом с которой возносились молитвы жаждущих исцеления.
Мощи основателя хранились под спудом до 1670 г. Согласно «Сказанию об обретении мощей», вошедшему в унженскую редакцию жития святого, в ходе строительных работ мощи были подняты, положены в новый гроб и поставлены в храме. Через четыре года мощи по указанию патриарха Иоакима вновь убрали под спуд. После революции останки святого изъяли из монастыря, и вплоть до 1990 г. они находились в Юрьевецком музее. В настоящее время реликвия возвращена в возобновленный Унженский монастырь, а часть главы святого с 2007 г. хранится в Желтоводской обители.
На публикуемой иконе преподобный Макарий представлен в молении Пресвятой Троице. В его правой руке — свиток с текстом: «[Се у] далих//ся бегая//и водвори//хся в пус//тыни чая //хъ Бога спса//ющаго мя//от малоду//шия и бу» (Пс. 54, 7—10). На поземе перед святым изображена характерная холмистая местность с рекой Унжей и густыми лесами, на заднем плане — город Унжа. На высоком берегу реки показан монастырь, за стенами которого различаются деревянные кельи, хозяйственные избы, а также пятиглавые храмы: Троицкий (1670) — в центре и Макарьевский (1675) — к юго-западу, Благовещенский с шатровой колокольней (1677—1680) — к юго-востоку. Известно, что в 1685 г. в монастыре была сооружена надвратная церковь, которая на иконе отсутствует. Следовательно, датировать образ можно концом 1670-х —началом 1680-х гг.
Дата, помещенная на иконе, — 7182 (т. е. 1674 г.), противоречит историческим реалиям, так как к тому времени в монастыре еще не был построен Благовещенский храм с колокольней; вероятно, она появилась при антикварной реставрации. Тем не менее похоже, что перед нами древнейший сохранившийся образ преподобного Макария с Троицким Унженским монастырем.
В конце XIX — начале XX в. икона прошла антикварную реставрацию, в ходе которой отдельные утраченные фрагменты живописи были реконструированы. Сохранившиеся участки прекрасной авторской живописи (лик святого, теплая охра подризника, темно-вишневая., с золотом холодного оттенка, мантия, светло-зеленая схима, сложная панорама монастыря и др.) позволяют предположить, что икона написана московским мастером. Тип лика преподобного, пропорции и рисунок фигуры отчасти напоминают Макария на иконе Симона Ушакова, написанной в 1661 г. и вложенной в Желтоводский монастырь преосвященным Иларионом Рязанским3.
Внизу на поземе, у ног святого, текст белилами: «Лет(а) 7182 июняв 20 йнь»
Происходит, возможно, из коллекции П.П. Шибанова
Поступила в 1926 г. из Государственного музейного фонда
Именины Макарий по церковному календарю, день ангела Макарий в 2020
Поиск по имени
Выберите ИмяАаронАбоАввакирАввакумАвгустаАвгустинАвдаАвделайАвдиесАвдиисусАвдийАвдикийАвдифаксАвдонАвельАвенирАверкийАвивАвимАвксентийАвксивийАвктАвраамАврамийАврикийАвтономАвудимАвундийАгавАгавваАгапийАгапионАгапитАгапияАгафангелАгафияАгафодорАгафоклияАгафонАгафоникАгафоникаАгафоподАгафопусАггейАглаидаАглаийАгнАгнияАгриппаАгриппинаАдамАдарнасеАдрианАетийАзаАзаданАзарияАзатАифалАкакийАкепсийАкепсимАкепсимаАкилаАкилинаАкиндинАксий (Астерий)АкутионАлбанАлевтинаАлександрАлександраАлексийАлимАлипийАллаАлонийАлфейАлфийАльвианАмандинАмвросийАммонАммонаАммонарияАммонафаАммонийАммунАмонАмонитАмосАмплийАмфианАмфилохийАнанияАнастасийАнастасияАнатолийАнатолияАнгелинаАнгелярАнгийАндрейАндроникАндропелагияАнектАнемподистАнианАникитаАнимаисаАнинАнисияАннаАнтилинАнтиохАнтипаАнтипатрАнтонийАнтонинАнтонинаАнувийАнфАнфимАнфирАнфисаАнфияАнфонАнфусаАпеллийАполлинарийАполлинарияАполлонАполлонийАполлосАпостолАпронианАпфияАргирАргираАрдалионАрефаАриаднаАрианАрийАрисАристархАристидАристионАристовулАристоклийАркадийАроносАрпилаАрсенийАрсенияАртемаАртемийАртемияАртемонАрхелайАрхелаяАрхилийАрхиппАрчилАсинкритАсирАскалонАскитреяАсклиадаАсклипиадАсклипиадаАсклипийАсклипиодотАсклипиодотаАстерийАстийАстионАсфеяАтталАттийАттикАфанасийАфанасияАфиногенАфинодорАфрАфраатАфриканАфродисийАффонийАхазАхаикАхилаАхиллаАхиллесАхиллийАхияАхметАцисклБиблиадаБидзинБландинаБогдан (см. Феодот)БоголепБонБорисБоянБранкоВавилаВадимВакхВалентВалентинВалентинаВалерианВалерийВалерияВаптосВарадатВаракВарахиилВарахийВарахисийВарварВарвараВарипсавВарлаамВарнаваВарсаваВарсимаВарсисВарсонофийВарсонофияВарулВарухВарфоломейВасилидВасилийВасилисаВасилискВасойВассВассаВассианВатаВауфаВафусийВахтисийВевеяВендимианВенедиктВенедимВенерийВениаминВераВеркВероникаВетранВианорВивианВикентийВикторВикторинВикторинаВикторияВилВириладВиринеяВисаВиссарионВитВиталийВитимийВифонийВладимирВладиславВласийВоифВонифатийВосваВриенаВсеволодВукашинВуколВячеславГаафаГаведдайГавинийГавриилГадГаианаГаианияГаийГайГалактионГалиГаликГалинаГалликанГамалиилГедеонГеласийГемеллГенефлийГеннадийГеновефаГеоргийГерасимГервасийГеркулинГерманГермогенГермогенаГеронтийГигантийГимнасийГлафираГлебГликерийГликерияГобронГолиндухаГоноратГораздГоргийГоргонийГоргонияГордианГордийГригорийГуделияГурийДавидДавиктДадаДалматДалматойДамараДамаскинДамианДанДанактДаниилДарияДасийДевораДенахисаДиадохДидимДийДикторинаДимДимитрианДимитрийДинараДиодорДиодотДиомидДионДионисийДиоскорДисанДисидерийДифилДовмонтДодоДоментианДометианДометийДомнДомнаДомникаДомнинДомнинаДонатДоримедонтДорофейДорофеяДосДосифейДосифеяДрагутинДраконаДросидаДукитийДуклидаДулаЕваЕвагрийЕвангелЕванфияЕварестЕввулЕввулаЕвгенийЕвгенияЕвграфЕвдемонЕвдокимЕвдокияЕвдоксийЕвдоксияЕвелпистЕвиласийЕвкарпийЕвклейЕвлалийЕвлалияЕвлампийЕвлампияЕвлогийЕвменийЕвникианЕвникияЕвноикЕводЕвплЕвпорЕвпраксияЕвпсихийЕвсевийЕвсевонЕвсигнийЕвстафийЕвстолияЕвстохийЕвстратийЕвсхимонЕвтихианЕвтихийЕвтихияЕвтропийЕвтропияЕвфалияЕвфимияЕвфрасийЕвфрасияЕвфросинЕвфросинияЕдесийЕзекияЕкатеринаЕкдикийЕкзуперанцийЕкзуперияЕксакустодианЕлеазарЕлевсиппЕлевферийЕлезвойЕленаЕлесаЕликонидаЕлимаЕлисаветаЕлисейЕлладийЕллийЕлпидийЕлпидифорЕмилианЕмилияЕннафаЕносЕнохЕпагафЕпафрасЕпафродитЕпенетЕпиктетЕпимахЕпиподийЕпистимияЕпифанийЕпихарияЕпполонийЕразмЕрастЕрмЕрмейЕрмийЕрмилЕрминингельдЕрмионияЕрмиппЕрмогенЕрмократЕрмолайЕросЕротиидаЕсияЕсперЕсфирьЕферийЕфивЕфимЕфремЗавулонЗакхейЗанифаЗахарияЗевинЗенонЗинаЗинаидаЗиновийЗиновияЗинонЗлатаЗоилЗоровавельЗосимаЗотикЗояИадорИаильИакинфИакисхолИаковИамвлихИаникитИаннуарийИарояИасонИафетИвистионИвхирионИгафраксИгнатийИгорьИегудиилИезекиильИераксИеремиилИеремийИеремияИерияИеронИеронимИерофейИерусалимаИессейИеффайИзяславИисусИларийИларионИларияИлианИлийИлиодорИлияИллирикИндикаИндисИннаИннокентийИоадИоакимИоаннИоаннаИоанникийИоанникияИоасафИовИовиллаИоильИонаИорданИосифИосияИотамИпатийИперехийИперихийИпомонаИпполитИраидаИраклемонИраклидИраклийИринаИринархИринейИринийИродионИронИсаакИсаакийИсаврИсаияИсеИсидорИсидораИсихийИскойИсмаилИссахарИстукарийИсхирионИувеналийИувентинИудаИудифьИулианИулийИулиттаИунияИустИустаИустинИустинаИустинианКаздояКайхосроКалисаКаллимахКаллиникКаллиникаКаллиопийКаллиопияКаллистКаллистаКаллистратКаллисфенияКалодотаКалуфКалюмниозКандидКанидКантидианКантидийКапикКапитолинаКапитонКарионКарпКартерийКасинияКассианКассияКастелКастинКасторКасторийКастрикийКастулКатерийКатунКвинтилианКелестинКелсийКенсоринКерканКеркираКесарийКесарьКетеваньКикилияКиндейКинтионКионКипрКиприанКиприанаКипринаКирКир-АннаКираКириакКириакияКириенаКирикКириллКириллаКиринКирионКирмидолКифаКлавдианКлавдийКлавдияКлеоникКлеопаКлеопатраКлиментКодратКоинтКомасийКоммодКондратКонкордийКонкордияКононКонстансКонстантинКонстанцийКоприйКоривКорнилийКорнутКоронатКосмаКрискентКрискентианКрискентияКриспКристинаКронидКронинКронионКсанфКсанфийКсанфиппаКсенияКсенофонтКуартКукшаКутонийКуфийЛаврЛаврентийЛазарьЛампадЛаодикийЛаргийЛарисаЛевЛевийЛевкийЛеонидЛеонидаЛеониллаЛеонтЛеонтийЛептинаЛиверийЛивияЛидияЛикарионЛимнийЛинЛисимахЛияЛоллийЛоллионЛонгинЛотЛуарсабЛукаЛукианЛукийЛукиллианЛукинаЛукияЛупЛуппЛюбовьЛюдинаЛюдмилаЛюциллаМаврМавраМаврикийМавсимаМагМагдалинаМагнМаиорМаирМакарийМакарияМакедонМакедонийМакедонияМакринаМакровийМаксианМаксимМаксимианМаксимилианМалМалахияМалфефаМалхМамантМамелхваМамикаМаммийМамфусаМанефаМануилМарМаргаритаМардарийМардонийМариавМариамМариамнаМарианМаринМаринаМариониллаМарияМаркМаркеллМаркеллаМаркеллинМаркеллинаМаркианМаркианаМаронМарсалийМартинМартинианМартирийМаруфМарфаМарциалМастридияМатвейМатойМатронаМатурМегефийМедимнМеладийМеланаМеланияМеласиппМелевсиппМелетийМелиссенМелитинаМелитонМелхиседекМемнонМеналапМенандрМенеяМенигнМеркурийМертийМесирМестМетрийМефодийМианМигдонийМилМилийМилицаМиллМимненосМинаМинеонМинодораМинсифейМираксМирианМиронМиропияМисаилМитридатМитродораМитрофанМихаилМихаилаМихейМнасенМодестМоикоМоисейМокийМолийМонагрейМосхианМстиславМстиславаМузаМукоМуринНавкратийНадеждаНазарийНанаНаркиссНарсаНаталийНаталияНаумНафанНафанаилНеадийНеанискНеархНектарийНемезийНеонНеониллаНеофитНеофитаНерангиосНердонНеставНесторНеффалимНикаНикандрНиканорНикитаНикифорНикодимНиколаНиколайНиконНикостратНиктополионНилНимфанНимфодораНинаНирейНирсаНисферойНитНифонтНойНонНоннаНунехияОлдаОлегОлимпОлимпиадаОлимпийОльгаОнисийОнисимОнисифорОнуфрийОптатОрОрентийОреозилаОрестОрионОропсОртисийОсияОстрихийПавелПавлаПавлинПавсикакийПавсилипПавсирийПаисийПактовийПаламонПалладийПалматПамваПамвонПамфалонПамфамирПамфилПанагиотПанкратийПансофийПансфенПантелеимонПантолеонПанфирийПанхарийПапаПапийПапилаПапилинПаппПаппийПарамонПараскеваПардПаригорийПарменПарменийПародПарсманПарфагапаПарфенийПасикратПассарионПатапийПатермуфийПатрикийПатрикияПатровПатроклПафнутийПахомийПелагияПелийПеонПергийПерегринПерпетуяПетрПетронийПетрониллаПетронияПиамаПигасийПиерийПименПиннаПиннуфрийПионийПиорПиррПистПитиримПитирунПлакиллаПлатонПлатонидаПлотинПолактияПолидорПолиевктПолиенПоликарпПоликсенияПолихронийПолувийПомпейПомпианПомпийПонтийПонтикПоплийПоплионПоплияПорфирийПотамияПотенцианаПотитПофинПрепедигнаПрилидианПримитивПрискПрискиллаПровПровийПрокессПроклПроклаПрокопийПрокулПроскудияПротПротасийПротерийПротионПротогенПротолеонПрохорПсойПудПуллийПульхерияПуплийРаавРавулаРажденРазумникРаисаРамазРафаилРафаилаРахильРеасРевеккаРевокатРигинРидораРиксРиммаРинРипсимияРодианРодионРодопианРоманРомилРостиславРувимРустикРуфРуфинРуфинаРуфьСавваСавватийСавелСаверийСавинСавинаСавинианСадокСаисСакердонСаламанСаломияСалонСамейСамонСампсонСамуилСанктСарапавонСарвилСарматСармеанСарраСасонийСатирСаторинСаторнийСаторнилСаторнинСатурСатурнинСветланаСвятославСевастианСевастианаСеверианСеверинСевирСевойСеияСекундСелафиилСелевкСелевкийСелинийСеннисСеннуфийСептеминСерапионСерафимСерафимаСерафионСергийСеридСивеифСивелСигицСидонияСикстСилаСиланСилуанСильванСильвестрСимСимеонСимонСимферусаСимфорианСимфронийСинесийСинклитикияСионийСираСисинийСисойСифСмарагдСнандулияСозонСозонтСократСоломонСоломонияСолохонСонирилСосаннаСосипатрСосипатраСоссийСосфен
Чудотворная икона Макария Желтоводского передана Церкви накануне дня памяти преподобного
Нижний Новгород, 8 августа 2005 г.
6 августа в Историко-архитектурном музее-заповеднике епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен преподобному Макарию Желтоводскому, после чего икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца работы Симона Ушакова была передана Нижегородской епархии, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии.
Впервые вопрос о передаче иконы был поставлен в 2003 году, но чтобы выполнить все формальности и получить все разрешения, потребовалось два года. На протяжении последних полутора лет велись дискуссии о самой возможности передачи иконы преподобного Макария Русской Православной Церкви.
Благодаря совместным усилиям аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе, федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по ПФО и Нижегородской епархии, были созданы необходимые условия для того, чтобы икона основателя обители заняла подобающее ей место в Архангельском соборе Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского женского монастыря.
После совершения молебна у чудотворной иконы Макария Желтоводского епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко ответили на вопросы журналистов.
«Христианская традиция православной Руси всегда начиналась с молитвы, – сказал епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. – Мы сегодня говорим о возрождении нашего отечества, духовного и материального. Преподобный Макарий сыграл в истории государства Российского немаловажную роль, и не только во время своей жизни.
Мы должны обретать историческую память. И то, что сегодня мы возвращаем святыню в монастырь, свидетельствует о том, что мы понимаем, как обустроить нашу жизнь и сохранить нашу богоспасаемую землю.
Хочется верить и надеяться, что нижегородцы и гости, приезжая в Макарьевский монастырь, получат Божие благословение во имя преподобного Макария».
Полномочный представитель президента РФ в ПФО Сергей Кириенко поблагодарил сотрудников историко-архитектурного музея и Росохранкультуры.
«У них была очень важная задача, – заявил полпред. – Эта икона – национальное достояние, и музей передал ее, имея гарантии ее сохранности. Все условия и требования сотрудников музея были выполнены совместно епархией и матушкой игуменией. Я рад, что накануне великого праздника мы передаем икону, и она будет доступна для поклонения».
По словам директора Росохранкультуры Дмитрия Мусина, передачей иконы создан прецедент. Мусин подчеркнул, что вся процедура была проведена в строгом соответствии с законом, и это стало примером энергичного взаимодействия светских и духовных властей.
7 августа Православная Церковь чтит память преподобного Макария Желтоводского. Божественную литургию в Троицком соборе Макарьевского монастыря служит епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
Здесь же, в Троицком соборе, находится и чудотворная икона преподобного Макария работы Симона Ушакова, переданная накануне из Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
На праздничных торжествах присутствуют: кандидат на пост губернатора Нижегородской области Валерий Шанцев, полномочный представитель президента РФ в ПФО Сергей Кириенко, руководители Приволжского федерального округа, Нижегородской области и Нижнего Новгорода, известный кинорежиссер и благодетель обители Никита Михалков.
За Божественной литургией епископ Георгий возложил на игумению Михаилу, настоятельницу обители, высокую награду – наперсный крест с украшениями.
На торжества в честь преподобного Макария Желтоводского приехало около пяти тысяч человек. В палаточном городке, расположенном около монастыря, разместились 350 паломников. Они прибыли из районов Нижегородской области, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, республики Марий Эл и Украины.
По прибытии в Макарьев, Сергей Кириенко и Валерий Шанцев осмотрели палаточный городок, присутствовали на Божественной литургии в Троицком соборе и участвовали в крестном ходе.
Крестный ход завершился торжественным многолетием, после которого епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий поздравил нижегородцев и гостей с праздником, а также поблагодарил представителей власти и благотворителей за заботу и содействие в возрождении святынь и духовности.
«Не так тяжело возрождать храмы, – отметил Владыка, – как возрождать души, восстанавливать монашескую жизнь. Сегодня у нас праздник, и мы все вместе будем возносить молитву преподобному Макарию Желтоводскому».
Сергей Кириенко, в свою очередь, выразил уверенность, что с возрождением Макарьевской обители будет крепнуть Нижегородская область и вся страна.
Полпред особо отметил значение возвращения в обитель чудотворной иконы преподобного Макария. «Все это еще раз показывает, насколько возрождается монастырь, возрождается всерьез и навсегда», – сказал он.
Валерий Шанцев, прибывший в Макарьев в качестве паломника, сказал: «Православие – наше богатство, наши корни. И все мы, русские люди, должны гордиться своей землей, своими обычаями, своей историей, потому что только это позволяет рассчитывать, что мы и впредь будем
7 Icon Macarius Photos — Бесплатные и лицензионные фотографии из Dreamstime
Икона Калязинский Чудотворец Макарий и Чудотворец Александр Свирский. Православная икона Макарий Калязинский чудотворец и Александр Свирский
Церковь Святого Макария село Чемал. Республика Алтай
село Чемал, Республика Алтай, Россия — 23 июля 2018 г. — Интерьер христианской часовни св.Макарий (Невский). Поселок Чемал, Республика Алтай, Россия — 23 июля
г.
Памятник преподобному Макарию Калязину, Россия. Памятник преподобному Макарию Калязину в Калязине, Россия
Белокаменная часовня у святого источника Макария Макария i. Белокаменная часовня у святого источника Макария преподобного Макария в городе Макарьев
Мозаика с митрополитом Московским Макарием на внешней стороне христианской церкви.Церковь Святой Троицы в Томске, Россия. Перевод: Святой Митрополит
Святой источник преподобного Макария близ села Каравайцево, Россия. Святой источник преподобного Макария у села Каравайцево Угличского района
.
Икона Макарий Чудотворец Калязин и Александр Свирский Чудотворец Stock Photo
Церковь Святого Макария село Чемал
Памятник преподобному Макарию Калязину, Россия
Белокаменная часовня у святого источника Макария Макария i
село Чемал, Республика Алтай, Россия — 23 июля 2018 г. — Интерьер христианской часовни св.Макарий (Невский)
Мозаика с митрополитом Московским Макарием на внешней стороне христианской церкви.
.
Преподобный Макарий Унжанский (Желтоводск)
Схема границ сцены:
- «Рождество Христово»;
- Родители приносят в Церковь своего плачущего младенца;
- Воспитание святого Макария;
- Святой Макарий постригся в монахи в Печерском монастыре Нижнего Новгорода;
- Отец Макария приходит в монастырь, но святитель не желает с ним встречаться;
- Спасаясь от славы, преподобный Макарий идет к реке Лух, где строит себе шалаш;
- Молитва святителя Макария в церкви;
- Татары разграбляют монастырь и берут в плен преподобного Макария;
- Основание Свято-Троицкого монастыря в Желтоводске;
- Святой Макарий строит в лесу храм и молится там;
- Святой Макарий приходит в Унжу;
- Успение святителя Макария.
На данном фрагменте расписанных вручную православных икон святых изображен преподобный Макарий (1349–1444), один из самых почитаемых русских святых и чудотворцев, основатель ряда монастырей в Нижегородской области, великий подвижник. известен своими работами среди черемисов, чувашей и татар. Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в благочестивой семье. Когда ему было 19 лет, он тайно покинул дом и постригся в монахи Печерского Вознесенского монастыря. Он проявил себя как строгий аскет, завоевав одобрение и уважение других монахов.
Выйдя из Печерского монастыря, Макарий направился к реке Лух, где вскоре основал Богоявленский монастырь. Затем он уехал в небольшое местечко, известное как Желтые Воды, где построил маленькую келью, а в 1434 году основал Свято-Троицкий монастырь (позже известный как Троицко-Желтоводский монастырь). В 1439 году монастырь был разграблен казанскими татарами, которые убили большую часть монахов и взяли в плен Макария. Святитель был освобожден только после того, как пообещал не восстанавливать монастырь на прежнем месте.После этого Макарий поднялся вверх по реке Унжа и основал новый женский монастырь, также освященный в честь Святой Троицы (Макарьев Унженский монастырь). Здесь Макарий уснул в Господе в 1444 году в возрасте 95 лет. До канонизации Патриархом Московским Филаретом в 1619 году святитель почитался на местах в Нижегородской, Галичской и Костромской областях. Его святые мощи были обретены в 1671 году при строительстве посвященной ему каменной церкви в Унжанском монастыре.Праздник святителя Макария отмечается 7 августа года года и 5 февраля года года в рамках Собора костромских святых.
Расписанные вручную православные иконы святого Макария получили широкое распространение в 17 — годах, после его канонизации. Иконы святого традиционно изображают его в монашеском облачении перед монастырем на Волге, с опущенным на плечи капюшоном и развернутым свитком с молитвой Святой Троице. Изображение монастыря на таких иконах Восточной Православной церкви Святого Макария достаточно символично, но все же основные постройки монастыря узнаваемы: Надвратная церковь Архангела Михаила (1670 г.), главный собор Святой Троицы (1658 г.) и церковь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней (1651 г.).Житийные пограничные сцены типичны для многих старинных русских икон святых: они содержат основные события жития святого, включая его рождение, постриг и канонизацию, а также основание им монастырей.
Стилистические черты данного произведения восточно-православных икон святых — стиль миниатюрной росписи, тонкая и довольно темная цветовая палитра, сухость золотой штриховки — весьма характерные элементы традиционалистского движения в русской иконографии от середины до третьей. четверть 19 — века, когда святые иконописцы следовали палехской религиозной иконописной традиции, но в крайне упрощенном виде.
.
Добавить комментарий