Содержание

Стефан Первомученик — житие, значение иконы и о чем молятся святому

Стефан Первомученик

Одним из самых почитаемых святых является Стефан Первомученик. Его называют так из-за того, что он был первым, кто пострадал за веру в Иисуса Христа и пошел по стопам самого Господа. Он первым поднялся на небо за Спасителем, и положил начало гонений христиан.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Житие Апостола

После вознесения Господа Иисуса Христа на небо апостолы начали свою ревную деятельность на земле. Они доносили Слово Божие до всех людей. Те же, слыша их, веровали, каялись и шли за ними. Апостолы объединяли вокруг себя всех в общины, которые славили Господа Бога, свято верили в Него и любили Его всем сердцем.

С каждым днем общины росли и росли, верующих становилось все больше. Апостолы понимали, что не могут уделять должное внимание и всем общинам и отдельно служению и распространению Слова Божьего на земле. Поэтому они решили избрать семь диаконов, которые будут следить за духовным состоянием общин, помогать вдовам, сиротам и всем нуждающимся. В эту «святую семерку» попал и Стефан Первомученик.

Об этом событии идет речь в Деянии Святых Апостолов, книге Нового Завета, которую написал один из евангелистов Лука.

Стефан Первомученик

Среди семи избранных молодой Стефан был одним из самых духовно богатых, насыщенных служителей Бога. Он имел горячее сердце, которое буквально пылало любовью к Господу. Стефан доказывал свою любовь не только словами, но и делами. Его называли «архидиаконом», намекая на то, что среди семи он был первым. Первым по вере. Помимо того, что он поддерживал христианскую общину, он так же как и апостолы, служил людям, проповедовал им об Иисусе Христе.

Благодаря ему, многие уверовали и спаслись. Но были и те, которым не нравились учения Стефана, ведь они не имели в себе ничего худого. Все, что говорил Стефан, не от него исходило, но от Духа Святого. Однажды, обозленные завистники подговорили людей, чтобы те сказали, что якобы слышали от Стефана слова-богохульства. Народ, послушав лжесвидетелей, притянул Первомученика к синедриону. На то время это был высший суд.

Его обвинили в непослушании и опровержении Закона Моисея. В вину поставили самый большой грех в глазах фарисеев, людей, которые проводили в церкви большую часть времени, но делали это перед людьми, а не перед Богом. Иисус посрамил их за это.

Все обвинения в свою сторону Стефан принял спокойно. Дух Святой пребывал в нем, и ему не нужно было думать, как оправдать себя перед синедрионом. Сын Божий говорил, что верующим в Него будет дано Защитника, Святого Духа, Который будет говорить мудростью за них. Молодой диакон вспомнил перед верховным судом историю еврейского народа, начиная с завета Господа с Авраамом.

И по мере того, как он говорил, он дошел до самого рождения Мессии. Стефан навел яркие примеры того, как часто евреи отказывались от руки Господа. Он вспоминал, что после спасения их от египетского рабства, они снова и снова оставляли Его, возведя себе новых богов.

Также было и с пророками, которых послал Бог. Начиная с Моисея, которому не поверили евреи даже после того, как он за своего убил египтянина, а посрамили за это. И заканчивая намеком на Иоанна Крестителя, который был послан пророчествовать о Сыне Божьем, но его не послушали и убили, отсекли голову.

Стефан Первомученик

Боялся ли Стефан, что с ним сделают также? Нет, он ожидал этого. И ясно дал понять судьям, что знает свою судьбу, но в нем нет страха.

Во время его проповеди, он как бы преобразился и принял ангельский вид. Он посмотрел на небо и увидел Сына одесную Отца. Стефан возрадовался и сказал о том, что он видит. Это еще больше взбесило судьей, и они сразу же приняли решение. Архидиакона вывели из здания и решили побить камнями.

Обозленные люди с удовольствием швыряли в него камни, а сам святой молился за них, прося у Господа прощение для сих грешников за то, что они делают. Это было настоящим проявлением любви. Слова, которые он сказал перед смертью, были очень похожи на слова Мессии, сказанные на кресте.

Интересно, что в тот момент, как Стефана били камнями, при одеждах преступников стоял Савл и спокойно наблюдал за этим. Это позже он стал одним из самых преданных Господу апостолом – Павлом, который также умер за веру в Сына Божьего. Он вспоминал Стефана и свою роль в его смерти и горько каялся в содеянном. В Деяниях говорится, что весь христианский мир плакал за первым умершим за веру в Иисуса – Стефаном.

Икона святому Стефану

На иконах первого святого мученика изображают молодым, так как он умер в возрасте 30 лет. В правой руке святого чаще всего находиться кадило, а в левой – Святое Письмо либо же храм.

Стефан Первомученик

Кроме того, Стефана Первомученика изображают с камнем на голове, передавая события его страшной смерти, и с пальмовой ветвью, как символом свободы.

О чем молятся Стефану Первомученику

Перед иконой Стефану Первомученику молятся о помощи заблудшим, отбившимся от стада овцам Христа, об исцелении духовных ран. Обращаются также к святому с молитвой покаяния.

Молитва Стефану Первомученику

Акафист Стефану Первомученику

День памяти святого

Первого мученика православные христиане почитают 9 января, а католики – 26 декабря.

Смерть Стефана Первомученика – это начало борьбы христиан за веру. Своей жизнью этот праведник доказал, что победить можно только имея в себе любовь.

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Апостол от 70-ти Стефа́н, первомученик, архидиакон

Апостол от 70-ти Стефан, первомученик

Кондак 1

Избранный от множества ученик Господа и Спаса нашего, яко исполненный веры, Духа Свята и премудрости, на служение вдовицам молитвою и возложением рук апостольских, явился еси первый во диаконех, и тако в сем чину Господу даже до смерти мученическия послужил еси, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас смертоносных бед и скорбей свобождай, да с любовию зовем ти:

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Икос 1

Ангелоподобная чистота твоя, серафимская любовь и вера в Господа Вседержителя соделаша тя, святе Стефане, сосудом избранным и жилищем Духа Всесвятаго; сего ради вси в Господа Иисуса Христа верующии дивляхуся святому житию твоему и возглашаху тебе со умилением сицевая:

Радуйся, истинный учениче Христов.

Радуйся, апостолом единонравный.

Радуйся, Духа Святаго исполненный.

Радуйся, благодатными дарованиями сияющий.

Радуйся, паче всего мирскаго Господа возлюбивый.

Радуйся, вся красная мира сего ради Господа оставивый.

Радуйся, Небесное Отечество взыскавый.

Радуйся, Ангелом собеседниче.

Радуйся, добрый воине Царя Небеснаго.

Радуйся, не обязавыйся куплями житейскими.

Радуйся, истинный Христов служителю.

Радуйся, от юности добрый и верный рабе Христов.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 2

Видел еси архиереев Анну и Каиафу, Иоанна и Александра, и прочия, елицы быша от рода архиерейскаго, на свой нечестивый суд апостолы Христовы позвавшия, и озлобление их на вся ученики Христа Господа ведал еси, Стефане; сего ради в сердце твоем готовился еси стопами апостолов шествовати, всякое безчестие за Господа приимати, и Тому во веки взывати: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богопросвещен имея, о, дивный первомучениче, светло уразумел еси, яко вера во Христа Господа зовет вся за имя Его безчестие и раны всякия от владык и князей мира сего носити, позор на сонмищах и соборищах терпети, и тако был еси предуготовлен всякое поношение за Христа радостно приимати. Сего ради восхваляем тя, глаголюще:

Радуйся, юным и чистым сердцем твоим Христа возлюбивый.

Радуйся, Того Единаго в житии твоем возжелавый.

Радуйся, ангельскую непорочность стяжавый.

Радуйся, скверн мира сего не приобщивыйся.

Радуйся, в молитве пламенный.

Радуйся, в скорбех терпеливый.

Радуйся, за имя Христово всякое гонение прияти себе уготовавый.

Радуйся, скорбьми многими путь в Царствие Небесное себе устроивый.

Радуйся, и нам в скорбех помогаяй.

Радуйся, от тяжких искушений нас свобождаяй.

Радуйся, престолу Господню предстояй.

Радуйся, молитвы о нас грешных Господеви приносяй.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 3

Силою свыше облечен, подвигом добрым подвизался еси во имя Господа, славный воине Христов Стефане, уготовляя себе быти мучеником за Христа Спасителя, Емуже из глубины сердца твоего выну взывал еси: Аллилуиа.

Икос 3

Имея богатство Божиих дарований, святе Стефане, всеми дарами Господу Христу работати восхотел еси, и всем верным ведом был еси, яко добрый ученик Христа и Его славных апостолов. За сие твое благое изволение ублажаем тя сице:

Радуйся, добрая лоза винограда Христова.

Радуйся, силою Христовою воистинну плодоносен явившийся.

Радуйся, Господа Христа путем шествовати восхотевый.

Радуйся, истине Христовой всего себе поработивый.

Радуйся, житию Христову подражавый.

Радуйся, глаголы Христовы в сердце твоем запечатлевый.

Радуйся, Духа Святаго жилище.

Радуйся, кладезю мудрости Божественныя.

Радуйся, яко из чрева твоего реки воды живы истекоша.

Радуйся, яко струи воды сия мнозем во спасение послужиша.

Радуйся, Божественныя премудрости исполненный.

Радуйся, устами твоими Бога во Святей Троице прославивый.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 4

Буря смущений порази юную Церковь Христову, егда бысть роптание еллинов ко евреем, яко презираеми бываху во вседневном служении вдовицы их. Ты же, святче Божий, веруя мудрости апостолов, усердно взывал еси к Богу чистыми устами своими: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша святии апостолы роптание еллинов, созвавша множество ученик, реша: «Не удобно есть нам, оставльше слово Божие, служити трапезам.» Верни же, зряще твою верность и любовь ко апостолом святым, единодушно возглашаху тебе, святе Стефане, сице:

Радуйся, добрый послушателю апостольских вещаний.

Радуйся, любовию ко апостольской проповеди дух твой окрыливый.

Радуйся, всякому слову апостольскому всеусердно внимавый.

Радуйся, апостолы, устроители Церкви Христовы, почитавый.

Радуйся, устами Христовыми апостолов именовавый.

Радуйся, таин Божиих строителей в них видевый.

Радуйся, яко самовидцы Слова и слуги Христовы тех быти веруяй.

Радуйся, никакоже противу апостольских вещаний глаголати дерзавый.

Радуйся, яко в руце апостолов Церковь Христова предана, вещавый.

Радуйся, Апостольскою сию именовавый.

Радуйся, столпе церковный.

Радуйся, церковная красото.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 5

Боготечныя звезды, святии апостоли, верующим во Христа рекоша: «Усмотрите, братие, мужи от вас свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, их же поставим над службою сею: мы же в молитве и служении слова пребудем». Сия слышав святый Стефан, всем сердцем радующеся, возопи премудрому Господу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша во Христа верующии Стефана – мужа исполнена премудрости, веры и Духа Святаго, перваго его нарекоша быти достойна службу диаконскую пред лицем апостолов исправляти, и возгласиша ему сицевая:

Радуйся, добрый сотрудниче духоносных апостолов.

Радуйся, житию их подражателю прилежный.

Радуйся, и еллинов и евреев единою и тоюжде любовию питавый.

Радуйся, о вдовицах мудре пекийся.

Радуйся, нищих кормителю.

Радуйся, любве Христовы живый проповедниче.

Радуйся, по слову Господа всем служити восхотевый.

Радуйся, нозе святых омывый.

Радуйся, сирых отец чадолюбивый.

Радуйся, нагих одеяние.

Радуйся, в печалех утешителю.

Радуйся, от напрасныя смерти избавителю.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 6

Проповедник словом и делом истины Христовы явился еси, святый первомучениче Стефане, егда святии апостолы помолившеся, возложиша руце свои на тя и на соизбранных с тобою, и слово Божие ростяше и умножашеся число ученик во Иерусалиме зело: мног же народ священников послушаху веры. Ты же с прочими диаконы радостно взывал еси Господу Христу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия паче солнца светлейше слово твоея проповеди, святый архидиаконе Стефане, ты бо, исполнь веры и силы, творил еси знамения и чудеса велия в людех, иже познавше тобою Христа распятаго возглашаху тебе благодарными усты со умилением похвалы сицевая:

Радуйся, огненный проповедниче Евангелия Христова.

Радуйся, чудес великих дивный совершителю.

Радуйся, иудейскаго зловерия обличителю.

Радуйся, таин Божиих мудрый изъяснителю.

Радуйся, Троице Пресвятей покланятися научивый.

Радуйся, серафимскую песнь во славу Святыя Троицы во уме, в сердце и устах твоих имевый.

Радуйся, Духа Святаго светильниче пресветлый.

Радуйся, тогожде Духа Святаго благодати новыя люди причастники сотворивый.

Радуйся, златословесный учителю.

Радуйся, неустанный проповедниче.

Радуйся, Царствия Божия достойный наследниче.

Радуйся, и нам молитвою твоею врата райская отверзающий.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 7

Хотя Христову истину явити всем иудеом, яко избранником Божиим от всея земли, имже и словеса Божия вверена быша, стязался еси, святый апостоле, с мужами от сонма Либертинска, и Киринейска, и Александрска, и от Киликии и Асии, побеждая их глаголами Духа и премудрости, вопиял еси источнику разума и премудрости, Спасителю мира победную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Новую благодать и силу в твоих премудрых словесах узреша и невозмогше противостати Христовой истине, великий первомучениче, врази твои подучиша мужи, глаголющия, яко слышаша от тебе глаголы хульныя на Моисея и на Бога изрекающа. Сподвигоша же на тя люди, и старцы и книжники и, нападше на тя, восхитиша и приведоша тя на сонмище свое нечестивое. Мы же, зряще тя на беззаконное судилище влекома, со слезами в похвалу сице тебе глаголем:

Радуйся, неустрашимый проведниче Христовой веры.

Радуйся, народ твой весь ко Христу привлещи желавый.

Радуйся, всякая лживая учения в народе израильском обличивый.

Радуйся, противящихся Божией истине к молчанию приведый.

Радуйся, яко ложная противу тебе свидетели обличивый.

Радуйся, яко влеком на судилище, радостно за Христа позор приимал еси.

Радуйся, яко за Господа Иисуса Христа безчестие терпел еси.

Радуйся, яко за имя Его пресвятое хулы, и клеветы, и всяк зол глагол приял еси.

Радуйся, мучениче Христов неодоленный.

Радуйся, врага спасения нашего низложивый.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 8

Странно бысть неверующим во Христа, злобы сатанинския служителем, юнаго и святаго Стефана на сонмище своем лукавом видети: вси бо сидящии в сонмищи узреша лице его, яко лице Ангела. Мы же верующе в Господа, достойне прославляющаго святыя Своя и, восхваляюще великаго апостола и первомученика, ангельским светом светло озареннаго, радостно вопием нашему Спасителю песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Весь любовию ко Христу Господу горя, не убоялся еси, первомучениче, лукаваго сонмища иудейскаго, словеса же Господа и Спасителя своего: «Егда приведут вы на соборища, и власти, и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете или что речете: Святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи», – памятуя, безбоязненно ожидал еси беззаконнаго судии злаго вопрошения. Сего ради и мы, созерцая лице твое, яко лице Ангела, своими нечистыми устами дерзаем тебе глаголати:

Радуйся, ангельским сиянием осиянный.

Радуйся, огнь благодати Божественныя яве восприявый.

Радуйся, мудрый исповедниче святаго Евангелия Христова.

Радуйся, провозвестниче несказанныя Божественныя благодати.

Радуйся, яко кроткий агнец волком на съедение отданный.

Радуйся, на сем судилище беззаконном безгрешному Агнцу Божию уподобивыйся.

Радуйся, сиянием лица твоего вся сидящия в сонмище осиявый.

Радуйся, ожесточение сердец их яве уразумевый.

Радуйся, мужественный рабе Христов.

Радуйся, похвало и главизно мучеников добропобедных.

Радуйся, крепкая надеждо к тебе прибегающих.

Радуйся, непостыдное упование правды ради гонимых.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 9

Всякое естество ангельское обрадовал еси, святый первомучениче, егда на лукавое вопрошание первосвященника не токмо не умолчал еси, но Духом Святым водимый, пламенное исповедание любве твоея к закону Божественному, в Ветхом Завете данному, изъяснил еси, пророка Моисея, закон и храм Иерусалимский восхваляя и вся верныя научая единому во обоих заветах Законодавцу Господу во веки воспевати: Аллилуиа.

Икос 9

Витий суемудренных суетным преданиям и злым измышлениям старцев, паче нежели закону Божию и Моисею веровавших, посрамил еси, святый апостоле, архидиаконе и мучениче Христов Стефане, вси бо сущии в сонмищи ясно уразумеша лжу глаголавших о тебе, яко ты словесы хульными Бога, Моисея, Закон и храм поносил еси: изрек бо еси в сонмищи словеса похвальныя и Божию закону в Ветхом Завете данному, и праведником, ради Господа в законе сени и писаний подвизавшимся. Научаемии тобою почитати словеса Завета Ветхаго, яко воистинну словеса Божия, а нечестия иудейскаго отвращатися, сице в похвалу тебе глаголем:

Радуйся, всех словес Завета Ветхаго почитателю.

Радуйся, яко сей завет ко Христу детоводящий мудре изъяснил еси.

Радуйся, доблести веры патриархов Авраама, Исаака и Иакова, яко рабов Божиих послушливых, показавый.

Радуйся, скорби Иосифа и мудрость его в Египте прославивый.

Радуйся, тяжкия и горькия работы фараоновы народа твоего в Египте живо описавый.

Радуйся, молитвы, труды и скорби пророка Моисея во избавление народа израильскаго достойно возвеличивый.

Радуйся, пророчество Моисея о Христе Господе лукавому сонмишу изъяснивый.

Радуйся, егоже восхождение на гору Синайскую и явления ему Господа красно возвестивый.

Радуйся, Моисеево послушание Господу в созидании скинии добре указавый.

Радуйся, Иисуса Навина и Давида труды честне изобразивый.

Радуйся, мудрость Соломонову воспевый.

Радуйся, добрый и послушный рабе Христов.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 10

Спасения всем сыновом Израилевым желая, ясно учил еси, святый первомучениче, всех сидящих в сонмищи, яко вси пророцы и праведницы словом и делом в Ветхом Завете о Христе Господе прорекоша и к вере во Христа Спасителя вся вел еси, да и вси израильтяне, и вси людие из глубины сердца своего возопиют ко Господу, нас ради на кресте распятому: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною крепкою во исповедании Христова Евангелия был еси, святый первомучениче и архидиаконе Стефане. Сего ради и в лукавом сонмищи тогожде Христа, яко Праведника, злонравными иудеями убиеннаго, безбоязненно проповедал еси и всех беззаконных убийц Господа – нечестие обличил еси. Таковому твоему великому дерзновению дивящеся, вси христианстии роди велегласно вохваляют тя:

Радуйся, беззаконнаго соборища иудейскаго явное обличение.

Радуйся, Христа Господа сему сонмищу проповедниче неустрашимый.

Радуйся, яко конец почитания храма Иерусалимскаго яве предрекл еси.

Радуйся, яко всех иудеев, во Христа неверующих, жестоковыйными именовал еси.

Радуйся, яко у тех же неверующих необрезанное сердце и необрезанная ушеса узрел еси.

Радуйся, и отцев их, и их самех, яко Духу Святому противящихся, гневно обличивый.

Радуйся, оных убийцами пророков наименовавый.

Радуйся, яко самех первых убийц Господа, Анну и Каиафу, на сем сонмищи явно обличил еси.

Радуйся, яко весь синедрион убийцами и предателями Господа дерзновенно наименовал еси.

Радуйся, грехов людских обличителю.

Радуйся, покаяния проповедниче.

Радуйся, братолюбия наставниче.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 11

Песни хвалебныя приими от убогих сердец наших и уст наших, дивный мучениче и апостоле Христов Стефане, исполнь бо Духа Святаго, воззрев на небо, видел еси славу Божию и Иисуса одесную Отца Своего стояща, и рекл еси: «Се вижу небеса отверста и Сына Человеча одесную стояща Бога». Таковому видению и гласу твоему дивящеся, радостно восписуем Господу, дающему сладость лицезрения Своего святым Своим: Аллилуиа.

Икос 11

Светоноснаго зрака твоего, небеснаго видения и гласа радостнаго, исповедающаго славу Господа, с небес сшедшаго во спасение рода человеческаго, не возмогше понести обличаемии тобою иудее, сердцами своими зле распыхахуся, зубы своими скрежетаху и устремившеся единодушно на тя, и извлекоша тя, блаженне Стефане, из сонмища вне же града поставивше, камением побиваху тя, злонравнии. Мы же, мучениче Христов преславный, с любовию провождающе тя на место блаженныя кончины твоея, прославляем мужество твое, велегласно глаголя:

Радуйся, первый в мученицех, кровию своею веру во Христа распятаго запечатлевый.

Радуйся, своею кровию землю освятивый.

Радуйся, яко и самих апостолов подвигом мученическим предварил еси.

Радуйся, яко за собою тысящи и тьмы тем мученик и мучениц за славное имя Христово привел еси.

Радуйся, яко за Господом Иисусом Христом безбоязненно шествовал еси и поношение Его славно понесл еси.

Радуйся, светом страданий твоих блистаяйся.

Радуйся, темже светом и нам путь ко Христу верно показующий.

Радуйся, светильниче пресветлый, Божиим несозданным светом озаренный.

Радуйся, тьму неверия и всякия нечистоты светом веры твоея разгоняющий.

Радуйся, светлых селений райских обитателю.

Радуйся, потемненныя и спящия совести нашея добрый пробудителю.

Радуйся, яко тобою благочестно имя Христово прославляется.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 12

Благодать Божия воистину спребываше тебе, славный апостоле и первомучениче Христов Стефане, крестную бо смерть на Голгофе Спаса Господа, в руце Отца Своего дух Свой предавшаго, воспоминая, молился и глаголал еси, камением от рук беззаконных побиваемь: «Господи Иисусе, приими дух мой». Молитву же Спасителя о распинателях своих в сердце своем нося, преклонь колена возопил еси гласом велиим: «Господи, не постави им греха сего». И с сею молитвою славное земное поприще твое скончал еси. Мы же, восхваляя таковое светлое успение твое, Господу Богу, давшему тебе благодать Сыну Божию в кончине твоей уподобитися, из глубины души вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще славное житие твое, восхваляюще апостольския труды твоя, умильно воспоминающе блаженную во Христе кончину твою, доблестный первомучениче Христов и архидиаконе Стефане, молим тя: дух непоколебимой веры правыя испроси нам от Господа и Спаса нашего, сердце чистое и сокрушенное да пребудет в нас выну, апостольскую ревность в проповеди Евангелия возгревай в нас, да тако будем готовы всякия скорби за Сладчайшаго Иисуса терпети, и тебе, славнаго первомученика, восхваляти сице:

Радуйся, великий Христов апостоле.

Радуйся, пастырем Церкви Христовы светлый образе.

Радуйся, верный Христов свидетелю.

Радуйся, славы Божия пламенный ревнителю.

Радуйся, добрый вдовиц питателю.

Радуйся, нещадный лицемерия искоренителю.

Радуйся, истины Христовы крепкий исповедниче.

Радуйся, в тяжких обидах наш твердый заступниче.

Радуйся, Христу Господу всего себе посвятивый.

Радуйся, в кончине твоей вседушно Христов ученик явивыйся.

Радуйся, страстотерпче незлобивый.

Радуйся, убийцам твоим милости Божией и прощения дивный ходатаю.

Радуйся, апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане.

Кондак 13

О, великий апостоле Христов, первомучениче и архидиаконе Стефане! Приими сие малое, в похвалу тебе составленное, моление наше и, яко велий ученик Сладчайшаго Сына Человеческаго, Спасителя нашего, святыми твоими молитвами споспешествуй и нам добрыми учениками Господа быти, да о Его вечной славе помышляюще, всякаго зла и в сей, и будущей жизни избегнем, и выну хвалебную песнь Ему да воспеваем: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О, великий первомучениче Христов, апостоле и архидиаконе Стефане! Тебе, яко верному Христову подражателю, приносим мы грешнии молитвы своя недостойныя, твоему милостивому предстательству о нас пред престолом Божиим тепле верующе. Ты, еще жив, печать Господа Иисуса Христа в себе всегда имел еси, не токмо своими добродетельми, знаменьми и чудесами, изобильно тобою совершаемыми, сию показуя, но явно на лице твоем, сияющем, яко лице Ангела, печать благодати Божия носил еси. Славу Божию и Сладчайшаго Иисуса, стояща одесную Бога, твоима телесныма очима узрел еси, Духом Святым осияваемый. Еще же печать Божества, в тебе пребывающую, явно показал еси всей вселенней, егда в смертный мученический час твой не токмо о всех людех, но и о вразех усердно молился еси, молитву Сына Божия на Кресте воспоминая. Сию печать Божества в себе богатоносиши, и скорбьми прибегающих к тебе видеши, и к престолу Божию молитву о сих усердно приносиши. Подаждь и нам, Боговидче преславный, Христа Спасителя нашего всем сердцем любити, волю Его вседушно исполняти, во имя Христово вся скорби с терпением носити, и не токмо о присных, но и о всех людех, и о вразех своих уседно молитися, да и наши грехи покрыет Господь твоими теплыми молитвами, наипаче же благодатию и человеколюбием и милосердием Своим: яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона святого мученика Стефана

В православии иконы являются главным священным атрибутом в доме. Это не украшения, а лучший способ связать свою жизнь с Богом и божественным началом.

Каждая икона имеет свой определенный смысл — отсылку к библейским событиям или же, например, напоминание о важности какого-то события, пророка или святого. Есть много икон, которые должны быть дома. Икона святого мученика Стефана — не исключение.

История и описание иконы

История иконы начинается с истории жизни самого мученика Стефана, именуемого также архидиаконом Стефаном. Этот человек стал одним из первых мучеников и святых, которые умерли от рук язычников после Рождества Христова.

Родился Стефан примерно в период с 33 по 36 годы нашей эры, то есть практически одновременно с Воскресением Господним. Как было сказано в святой книге деяний, Стефан пострадал от гонений на христиан, когда был одним из первых проповедников. Как гласят древние источники, его забросали камнями. К сожалению, не до конца известно, как именно все было. Кто-то считает, что его убили намеренно в ходе казни, а кто-то считает, будто то было дело рук толпы людей. Так или иначе, но важно лишь то, что Стефан нес слово Божье, за что и был убит разгневанными иноверцами.

Иконы с изображением святого стали появляться практически сразу. Конечно, с точки зрения истории все довольно относительно, однако прошло немало времени, прежде чем люди изменились и преобразились, перестав относиться к христианству как к вызову, как к попытке изменить их жизнь в худшую сторону.

На иконе Стефан изображается практически всегда с кадилом, в полный рост, но иногда его изображали лишь по пояс.

В чем помогает икона

Данный образ очень высоко ценится в христианстве и в православии в частности. Икона поддерживает в духовных поисках, помогает выгнать негатив из своей души, очистить сердце от скверны. Когда в жизни наступают плохие времена, то нужно просить святого Стефана о помощи. Когда вас не понимают или ложно осуждают, молитвы святому помогут смягчить гнев людей, обращенных против вас.

Молитва перед иконой святого Стефана

Вот одна из молитв Стефану:

«Святый Стефан архидиакон и преподобный служитель Отца нашего. Помоги нам преодолеть все невзгоды и трудности на жизненном пути, открой нам наш разум и помолись за нас Господу Отцу, Сыну и Святому Духу. Успокой сердце наше и дай нам понять смысл Божьего провидения, дай нам осознать всю силу веры в Него. Помоги нам открыть свои души и сердца озарить светом любви. Аминь».

Эта простая молитва помогает людям в борьбе с трудностями и обретении уверенности в завтрашнем дне. Читайте данную молитву каждый день.

Дата празднования

День памяти святого — 9 января. В день памяти не забудьте вспомнить о том, что слишком много погибло людей за Господа нашего, что многих из них никто не помнит и никто не знает. Память о деяниях и муках Стефана архидиакона напоминает нам о том, что нужно всегда идти со своей верой до самого конца, не сходя с пути истинного.

Где находится икона

Если вы сейчас хотите найти данную икону в храме, то сможете сделать это во многих церквях по всех нашей стране. Например, эта икона есть в Рождественском соборе, в церкви Покрова, в Сретенской церкви в городе Муроме Владимирской области, в церкви Михаила Архангела в Крымске Краснодарского края.

Следите за своей жизнью и за своим духовным миром. Ходите в церковь и не бойтесь проблем — бойтесь оставить их нерешенными. Бог поможет вам во всем, а такие иконы-обереги, как образ святого мученика Стефана, помогут вам выйти за пределы своей зоны комфорта. Недаром говорят, что эта икона помогает укрепить веру в Бога.

СТЕФАН ПЕРВОМУЧЕНИК — Древо

Первомученик и архидиакон Стефан

Стефан (ок. 4 — ок. 34), апостол от 70-ти, архидиакон, первомученик

Память 4 января в Соборе семидесяти апостолов, 2 августа в день перенесения мощей, 15 сентября в день обретения мощей, 27 декабря.

Святой Стефан, апостол от семидесяти, происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались «эллинистами», так как находились под большим влиянием греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. Служение и мученичество Стефана описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы VI-VIII.

После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Двенадцать апостолов предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Святые Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Филипп и Николай были посвящены во диаконов (что значит «помощники», «служители»), став ближайшими помощниками апостолов от двенадцати. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

Мученичество перводиакона Стефана

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой».

Так архидиакон Стефан в возрасте около 30 лет стал первым мучеником за Христа около 34 года. По выражению мученика III века Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

Часть главы первомученика и архидиакона Стефана. Монастырь Ватопед. Афон

Мощи и почитание

После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19) [1].

Десница святого первомученика и архидиакона Стефана. Свято-Троице-Сергиева Лавра. Серапионова палата

После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, его святое тело бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. 3, 1-21; Ин. 7, 50-52; Ин. 19, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.

Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана Киево-Печерская Лавра. Свято-Успенский собор. центральный придел

В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским [2]. С того времени от мощей начали совершаться исцеления. В церквях Святой Земли это перенесение мощей поминается 2 августа.

Около 428 года, при благоверном императоре Феодосии II Младшем, мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви во имя святого диакона Лаврентия, а по создании храма во имя первомученика Стефана перенесены туда 2 августа.

На начало XXI века значительная часть мощей святого Стефана пребывала в Греции, особенно в обителях Святой Горы Афон. В монастыре Ватопед находились части честной главы [3] и плеча [4] первомученика. Части десницы апостола — дар императора Феодосия Младшего — хранились в монастыре Констамонит, посвященном первомученику [5]. Другие небольшие частицы его мощей находились в афонских монастырях Зограф и Ставроникита [6]. Также в Греции, в Метеорском женском монастыре первомученика Стефана, находилась другая часть главы первомученика подаренная монастырю одним из представителей правящих домов Дунайских княжеств [7].

В Русской Православной Церкви также сохраняются части мощей святого. Частица десницы пребывается в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, а перст — в Киево-Печерской Лавре, в раке с изображением святого [8].

Среди чтимых икон святого известна чудотворная икона в Констамонитском монастыре датируемая VIII веком.

Молитвы

Величание

Величаем тя,/ страстотерпче святый Стефане,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа претерпел еси.

Тропарь, глас 4

Царским венцем венчася / твой верх от страданий, / яже претерпел еси по Христе Бозе, / мучеников первострадальче Стефане, / ты бо иудейское обличивый неистовство. / видел бо твоего Спаса одесную Отца, / Того убо моли о душах наших.

Ин тропарь, глас 3

Апостолом совсельник / и страдальцем первострадалец, / Христов служитель, прехвальне Стефане, / первее бо совершив мучения течение, / безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. / Темже яко апостола и страдальца верховнаго / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога / даровати нам велию милость.

Ин тропарь, глас 4

Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов и апостоле, и архидиаконе Стефане, / и мучителей обличил еси нечестие. / Камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, / и к Богу взывал еси вопия: / Господи, не постави им греха сего.

Кондак, глас 6

Первый сеялся еси на земли небесным Делателем, / всехвальне Стефане, / первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне, / первый от него победы венцем увязлся еси на небесех, / страдальцев начало, / венечниче мучеников, первострадальне.

Ин кондак, глас 1

Владыка вчера нам плотию прихождаше, / и раб днесь от плоти исхождаше; / вчера Царствуяй плотию родися, / днесь раб камением побивается: / Того ради и скончавается первомученик и божественный Стефан.

Использованные материалы


[1]  Свт. Амвросий Медиоланский видит в обращении Павла действие молитвы св. Стефана. См. его О покаянии две книги, кн. I, гл. 10, http://www.pagez.ru/lsn/0106.php

[2]  В энциклопедии Мертенса они названы Евсфон (Eusthonus) Севастийский и Елевфер (Eleutherus) Иерихонский, см. Mertens, А., Who was a Christian in the Holy Land, http://www.christusrex.org/www1/ofm/sbf/escurs/wwc/j.html. На http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm оба епископа названы именем Елевферий.

[3]  «Ватопед», Православная энциклопедия, т. 7, с. 307-331, http://www.pravenc.ru/text/149927.html

[4]  «Ватопедский, Монастырь, Святая Гора, Афон», сайт сервиса Go-Athos, http://go-athos.com/Монастыри-Скиты-Келии-Святая-Гора-Афон-В…tml

[5]  «Кастамонит», Православная энциклопедия, т. 31, с. 585-594, http://www.pravenc.ru/text/1681303.html

[6]  «Первомученик и архидиакон Стефан (†ок.34)», официальный сайт Мариупольского Свято-Троицкого храма Лампада, 14 августа 2018, http://lampada.in.ua/2018/08/pervomuchenik-arhidiakon-stefan/

[7]  В источнике указан «родственник румынского правителя Драгомита по имени Влахия Владислав». См. «Монастырь св. Первомученика Стефана», сайт Православные молитвы, 27 октября 2011, https://www.molitva.gr/2011/10/monastyr-sv-pervomuchenika-stefana/

[8]  «Перст первомученика и архидиакона Стефана — среди особо почитаемых святынь Киево-Печерской Лавры», Православная жизнь, 14 декабря 2017, https://pravlife.org/ru/content/perst-pervomuchenika-i-arhid…koy

Икона Стефан, первомученик и архидиакон


Размер:

96,8 х 63,8 см


Автор:

Нет данных


Материал:

Дерево, темпера


Персоналии:

Первомученик Стефан ( ВИС № 35 )


Уточняющая датировка:

13 в. Начало


Век:

13


Страна:

Египет


Место хранения:

Монастырь святой Екатерины на Синае


Иконография, категория:

Святые


Тип изображения:

Ростовое

Иконографическая справка



Святой первомученник Стефан прославлялся двояко. С одной стороны, он был самым первым христианским мучеником за веру, принявшим традиционную иудейскую казнь побиением камнями (Деян. VII, 58-60). С другой — св. Стефан как «муж исполненный веры и Духа Святого» (Деян. VI, 5) был избран главным среди семи первых диаконов, поставленных апостолами для служения. Стефан явился святым родоначальником всего чина диаконов. По представлениям византийцев, он вместе с Христом и апостолами совершает на небесах Божественную Литургию. На голове юного святого изображена тонзура и особая венцеобразная прическа, которые еще в ранневизантийское время воспринимались как знак принадлежности к священству. Таким же общим одеянием всех трех степеней священства был белый стихарь, который символизировал небесную чистоту. По толкованию, приписываемому Софронию Иерусалимскому, стихарь создает образ облаченных в белое ангелов. Наряду со стихарем изображается другая важнейшая отличительная особенность диакона, а именно орарь в виде белой ленты на левом плече, традиционно украшенной крестами и полосами. Возложением ораря у алтаря совершалось поставление диакона. Орарь не имел в Византии строго закрепленной символики. Исидор Пелусиот в V веке сравнивает его с полотенцем в руках Христа, омывающего ноги апостолам. В XII веке Феодор Вальсамон производит орарь от греческого глагола «видеть» и считает его указанием на обязанность диаконов наблюдать за всем в церкви. Два века спустя Симеон Солунский толкует орарь как знак славы Божией и благодати. Однако наиболее распространенным было понимание ораря как символического образа ангельского крыла: «Диаконы же, тонкими крыльями льняных орарей подобные служебным духам, по образу ангельских сил в изобилии имеют все, подаваемое для служения» (св. Герман Константинопольский).
В правой чуть согнутой руке св. Стефан держит кадило, которое отведено в сторону и, кажется, движется. Архидиакон показан участвующим в литургии и исполняющим одну из своих важнейших обязанностей — каждение в церкви и у алтаря, понимавшееся как знак «благоухания Святого Духа».
На синайской иконе св. Стефан показан именно в качестве архидиакона. Нет и намека на мученическую кончину, хотя надпись по сторонам от лика гласит «Святой Стефан Первомученик». Стихарь диакона на синайской иконе представлен несколько демонстративно — неестественно широким и длинным. Еще более необычной деталью является черная рубашка, видимая из-под стихаря у шеи и на рукаве св. Стефана, которая, по всей видимости, должна была подчеркнуть небесное происхождение стихаря архидиакона, цветовая символика которого приобретала в монастырской среде особый смысл. По утверждению византийских богословов, монахи «одеваются в черное, надеясь облечься в белое божественное одеяние славы и утешения в Господе нашем Иисусе Христе».
Примечательно, что св. Стефан показан в пространстве некоего сада, обозначенного поземом с золотыми растениями, — сдержанное указание на небесное «райское» богослужение. Самая интересная подробность синайской иконы — большой золотой ковчег в левой руке архидиакона. Смысл этого предмета, встречающегося во многих памятниках, не вполне понятен и объясняется исследователями по-разному.
Похожие ковчеги изображаются в руках ветхозаветных первосвященников, и тогда они, скорее всего, представляют собой сосуды для благовоний. Однако в руках архидиакона он, видимо, имеет другой смысл. Св. Стефан держит ковчег на специальном красном литургическом покрове с золотыми крестами, акцентирующем внимание на ковчеге и подчеркивающем его сакральный характер. Кроме большого плата под ковчег еще многозначительно подложен край ораря, во время литургии так носятся только Евангелие и евхаристические сосуды. Поэтому гораздо больше оснований думать, что ковчег изображает дарохранительницу, содержащую Преждеосвященные Святые Дары для причащения больных и умирающих. Согласно византийскому каноническому праву это причастие, в отсутствие священника, могло даваться диаконом, который в этот момент осуществлял высшие для своего чина священства функции. Ковчег подчеркивал непосредственное участие диакона в «служении таинств» и одновременно являлся образом всей Евхаристии. Во время литургии дарохранительницы, сделанные в символической форме Ковчега завета или храма, стояли на престолах, воплощая идею церкви и литургии. Знаменательно, что ковчеги в руках диаконов так же иногда изображаются в виде маленькой церкви с куполом и Крестом.
Монументальный характер синайской иконы св. Стефана позволяет думать, что образцом для иконописца послужили изображения святых диаконов в византийской храмовой декорации. С середины XI века они располагаются в ряду святых епископов в нижнем регистре алтарной апсиды. Образы диаконов с кадилами и дарохранительницами подчеркивали мысль об участии изображенных святых в небесной литургии, о мистической связи земной и небесной службы. Данный источник позволяет понять и сугубо литургическую интерпретацию образа Стефана Первомученика на синайской иконе.

Происхождение



Синай. Монастырь Св.Екатерины

Библиография

Стефан, первомученик — именины, даты памяти, иконы, молитвы.

Краткое житие первомученика и архидиакона Стефана

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших Крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея – фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион – высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал евангелист Лука в книге Деяний апостолов, главы 6-8.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом – одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян.22).

2/15 августа – Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана

Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана было около 428 года. После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян.5:34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин.3:1-21, 7:50-52, 19:38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший Святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима. В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.

Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.

Полное житие первомученика и архидиакона Стефана

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению , это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания», ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

Будучи исполнен Духа Святого, святой Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», – и затем радостно предал Христу свою чистую душу. Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли Святое Крещение.

См. также: в изложении свт. Димитрия Ростовского.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

 

 

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 30 Август 2020

    Дорогие братья и сестры!
    Начиная с 01 октября 2020 года возобновляется работа Воскресной школы нашего храма. Всем желающим записаться на обучение просим обратиться к директору Воскресной школы священнику Сергию Звереву.
    Тел.+7 (905) 588-46-00

  • 23 Июнь 2020

    Центр обучения добровольцев Молодежного отдела Московской городской епархии начинает набор в учебную группу по курсу » Богослужение и паломничество «. Набор в группу продолжается с 29 июня по 5 июля.

  • Все новости

мученика Стефана Нового с горы Авксентиос | Иконовед

Святой Стефан (справа) с другим защитником икон, преподобным Феодором Студитом

28 ноября, память святого исповедника и мученика Стефана «Нового» с горы Авксентий. Святой Стефан родился после многочисленных молитв за ребенка от своих благочестивых родителей Иоанна и Анны. Святой Стефан родился в Константинополе в 715 году и с ранних лет посвятил себя Богу. Во время иконоборческой полемики при императоре Льве Исаврианине (716-741) родители Стефана бежали от ереси, захватившей Константинополь, и поселились в Вифнии, отдав мальчика на попечение монахов горы Авксентиос (ныне гора Кайышдаг).

Стефан вскоре стал образцом послушания и был возведен в должность аббата. В то же время новый император Константин V оказался более жестоким иконоборцем, чем Лев, и к тому же ненавидел монашество из-за непримиримости монашеского почитания икон. В 754 г. он провел собор, объявивший почитание икон вне закона. Из-за того, что Стефан защищал почитание икон, император обвинил аббата в романе с монахиней по имени Анна и отправил его в ссылку, несмотря на то, что монахиня отрицала какие-либо проступки, вплоть до смерти под пытками.В ссылке святитель совершал исцеление через святые иконы и так отвратил от иконоборчества еще больше людей.

Разгневанный император перевез святого на остров Фарос для суда. Перед судьями Стефан смело и красноречиво отстаивал иконопочитание. Держа в руке монету с изображением лица императора, он спросил: «Если кто-нибудь попирает изображение императора, подлежит ли он наказанию?». Когда судьи ответили утвердительно, святой сказал, что еще большее наказание ждет любого, кто опозорит образ Царя Небесного и Его святых.При этом он плюнул на монету, бросил ее на землю и стал топтать ногами. Вытащив из суда, он был заключен в тюрьму еще на 11 месяцев. Позже, после очередного обмана со стороны императора Константина, святого Стефана выволокли из келлии, избили и забили камнями до смерти; таким образом, Стефан получил титул «Новый» после той же судьбы, что и первомученик Стефан. Год был 767.

Праздники, от души воспеваем с верой.
богоподобный Стефан, возлюбленный Троицы,
за то, что он почтил прекрасную икону Учителя и Его Матери.
Теперь давайте вместе радоваться и воззвать к Нему с любовью:
«Радуйся, всегда славный Отец».

(Кондак праздника)

+

Жизнь святого Стефана Нового (сайт OCA)

Житие преподобного Феодора Студита (отмечается 11 ноября)

+++++

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

.

Св. Стефан Младший, иконоборец

28 ноября 2015 г.
Палач

Это предполагаемая дата мученичества в 764 или, возможно, 765 году святого Стефана Младшего в Константинополе от руки императора-иконоборца.

История древних и «темных веков» обычно связана со всевозможными проблемами, возникающими из-за нехватки и предвзятости первоисточников. Византийский век иконоборческих споров — прекрасный тому пример.

В этот период примерно с 726 по 842 год империя была разорвана конфликтом между иконофилами или иконоборцами — сторонниками использования религиозных образов в христианском богослужении и их поклонения — и иконоборцами, которые ненавидели то же самое как форму кощунственного идолопоклонства.

Это было смертельно серьезное дело в том смысле, в каком может быть только византийский сектантский конфликт, но спор не касался строго определения библейского предписания в отношении гравированных изображений. Как объясняется в превосходном подкасте «История Византии» в своем эпизоде ​​с иконоборчеством *, он, вероятно, демонстрирует «реакцию всей империи на травму поражения» — поражение на поле боя растущих армий ислама и, как следствие, пошатнувшуюся уверенность в пользу Бога .(Жесткая линия ислама против идолопоклонства, конечно же, не может быть случайной.)

Но в потомстве мы низведены до этих грязных определителей, потому что как победившая сторона в споре иконоборцы писали историю. Это не моралистический удар: иконоборцы тоже сожгли участки врага, когда у них была возможность; если бы они в конце концов победили, они бы стерли фон, мотивацию и достижения своих соперников так же легко, как иконоборцы, и оставили бы тех, кто последовал за ними, читать между строк партизанской истории.В самом деле, недавняя работа Биссеры Пентчева «Иконы и сила : Богоматерь в Византии » даже утверждает, что легендарная центральная роль икон для византийской религиозности была изобретением пост-иконоборческой эпохи, с такими событиями, как спасение Константинополя иконой Марии во время осады Авар. 626 засыпаны, чтобы заменить оригинальный рассказ о Мариан реликвий , работающих божественного вмешательства.


Иконоборцы штукатурили икону.

Эпоха иконоборчества начинается в конце 720-х годов; по словам (иконописца, естественно) святого и историка Никифора, его непосредственным спусковым крючком было разрушительное извержение 726 г. греческого острова Тера (Санторини) — и испугавшись явного божественного гнева, «нечестивый император Лев [III] начал делать заявления о снятие святых и преподобных икон.Он якобы снял особо почитаемую икону Христа на Меловых воротах Константинополя.

Тем не менее, трудно точно определить, какую именно политику по борьбе с иконой провозгласил Лев, если она вообще существовала. (Греческий термин, обозначающий «заявления», можно понимать просто как «комментарии», а не «указы».) Сын Льва Константин V, сменивший пурпурный в 741 году, явно вносит явный имперский поворот против икон, поскольку «Он не может быть изображенным. Ибо то, что изображено в одном человеке, и тот, кто его ограничивает, ясно ограничивает божественную природу, которую невозможно ограничить.Константин созвал экуменический собор, который постановил, что он выступает против иконы, и приступил к удалению изображений из церквей.

Против этой кампании была настроена основная часть духовенства — церковь против государства — еще один возможный и трудно поддающийся измерению аспект всего спора, хотя способность Константина добиться согласия сотен епископов должна усложнить такое толкование.

Великим поборником и мучеником за иконоборческое положение в это время был св.Стивен Младший. Это «младший» по сравнению с первым святым Стефаном, первомучеником христианства.

Как и положено этой возвышенной компании, этому монаху и отшельнику его приверженцы приписывали сверхъестественную силу в споре о иконоборчестве.

Слепой от рождения человек посещает святого с мольбами о помощи. «Если ты имеешь веру в Бога, — отвечает он, — если ты поклоняешься Его образу, ты узришь свет и красоту сокровенных вещей.Едва были произнесены слова, как слепой возрадовался, созерцая свет. Женщина приводит к нему своего сына, «жестоко рассерженного дьяволом», и описывается печальная сцена. Стефан велит одному из учеников приложить крестное знамение ко всему пораженному телу. Святой взывает к Богу со многими слезами. Наконец, он в целости и сохранности доставляет мальчика своей матери, когда поклоняются образу Христа. Немощный солдат приходит с мольбой о помощи. Святитель предлагает ему поклониться изображениям Христа и Его Матери, и тотчас же он восстанавливается.Впоследствии солдат отказывается от поклонения изображениям перед Императором, который сразу же возводит его в ранг центуриона. Оставив имперское присутствие, он садился на коня; конь встает на дыбы, бросает его на землю и топчет до смерти. Такова жизнь младшего Стефана, связанная с трепетным восторгом от греческих и римских мартирологов. (Источник)

И так далее.

Согласно житиям, император много лет стремился уничтожить Стефана, постоянно разочаровываясь, даже до такой степени, что мучители Стефана в тюрьме, казалось, не могли его убить.«Никто не избавит меня от этого монаха?» Константин плачет, опережая Томаса Бекета на добрых четыре века. Его солдаты, наконец, забили до смерти упрямого священнослужителя 28 ноября 764 года. (Критику агиографии Стивена, включая дату смерти, которая оказывается сомнительной (неудивительно), см. В этом pdf).

Но не в первый раз имперское нововведение в теологии не смогло пережить покровительство своего правителя. После смерти Константина императрица Ирина ** восстановила иконостасы в пользу † — и подготовила почву (после некоторой икоты) для великого расцвета православных икон в грядущие века.

* Также см. Эпизод 75, в котором мы углубляемся в иконоборчество Константина.

** Тот факт, что у сохранившихся остатков Римской империи не было императора, а была только женщина-правительница, был частью обоснования западной церкви, короновавшей Карла Великого «императором Священной Римской империи». Эта пощечина Константинополю могла произойти из-за того, что папство, долгое время почтительно относившееся к Византии, наконец порвало с Востоком в середине VIII века… отчасти из-за иконоборчества.

† Император Лев V восстановил официальное иконоборчество в 813 году на следующий 29-летний период в качестве имперской политики до окончательного поражения движения.

В этот день ..

  • 1499: Эдвард, граф Уорик, последний претендент на Плантагенеты — 2019
  • 1857: два выживших члена партии Айкен — 2018
  • 1405: Асторре I Манфреди, бывший лорд Фаэнцы — 2017
  • 1798: Деннис Ньюджент, за изнасилование детей — 2016
  • 2006: Санджая Роуэн Кумара, с «признаками жизни» — 2014
  • 2008: Во Вейхан, шпион? — 2013
  • 1828: Гильдия Джеймса «Маленького Джима» — 2012
  • 1721: Картуш, французский бандит — 2011
  • 1783: Йоханна Катарина Хён, по голосованию Гете — 2010
  • 1871: Луи Россель, Теофиль Ферре и сержант Буржуа , Коммунары — 2009
  • 1950: Джеймс Корбитт, помощник палача — 2008
  • 1922: Шесть бывших государственных министров Греции — 2007

Запись в рубриках: Искусство и литература, Дубина, Византийская империя, Смертная казнь, Смертная казнь, Раннее Средневековье, Казнь, Бог, История, Мученики, Религиозные деятели, Пытки, Турция, Неопределенные даты

Теги: 764, христианство, константин v, константинополь, икона, иконоборчество, лев iii, 28 ноября, религия, ул.Стивен

.

Церковь Святого Стефана Мученика, Архиепископия Сиэтла

Мессы по выходным 10/03 и 10/04:
Мессы на открытом воздухе подошли к концу!

Регистрация на мессы в эти выходные будет открыта в среду в полдень.
Пожалуйста, проверьте тогда.

В эти выходные у святого Стефана Мученика будут мессы в субботу в 17:00, в воскресенье в 9:00 и в воскресенье в 11:00. Все массы будут в помещении.

Субботнее бдение в 17:00 будет проходить только в главном храме.
Воскресные мессы в 9 утра и 11 утра будут проводиться в главном храме, но также будут проводиться через видеотрансляцию внизу в общественном зале во время причастия.

Мы предлагаем воскресные видео-мессы в общественном зале, чтобы больше из вас могло принять участие в мессе с нашей приходской общиной и получить Святое Причастие. Вы выбираете, на что подписаться. Каждое пространство имеет свой собственный предел занятости, основанный на безопасном удалении. На нижнем этаже есть немного больше места, так как стулья расставлены по крайней мере на 6 футов во всех направлениях.

Благодарим вас за понимание этих необычных обстоятельств, поскольку мы работаем над максимальным увеличением числа людей, которым мы можем проводить мессу в соответствии с руководящими принципами штата и архиепископа во время этой пандемии.

Требуется предварительная регистрация.
Посещаемость ограничена
Наденьте маску
Расстояние 6 футов
Симптом Самопроверка ЗДЕСЬ

Ежедневная массажа в помещении за неделю с 28.09.20 по 10.03.20
зарегистрироваться: Нажмите ЗДЕСЬ

MW, 18:30
Чт — Пт — Сб в 8:30
M-9/28, T-9/29, W-9/30, Th-10/01, Fr-10/02, SA- 10/03

Для прямой трансляции (или записи) частной мессы с отцом Эдом или отцом Джокимом щелкните здесь

Расписание массовых потоков в прямом эфире:
Воскресенье 9:00
Понедельник — среда 6:30 PM
Четверг, пятница и суббота 8:30 AM

Здесь вы можете найти показаний для мессы.
Молитесь всем нашим приходом еженедельными молитвами правоверных.

.