Содержание

Причастие

2-3 февраля 2015 года на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем в Храме Христа Спасителя в Москве, был одобрен важнейший документ об участии православных христиан в Таинстве Причастия (Евхаристии).

Источник:  Патриархия. ру

 Документ Об участии верных в Евхаристии от 02.02.2015 года

Евхаристия — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину.

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово.

Таинство Евхаристии требует особого к нему приготовления. В Церкви само время — будь то время человеческой жизни или история всего человечества — есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни — ожидание и приготовление к Божественной литургии и соответственно к причащению, ради которого она и совершается.

 

Практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви менялась и приобретала различные формы.

Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности — и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор. 10, 16–17; Деян. 2, 46; Деян. 20, 7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований подвергался порицанию: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (правило святых Апостол 9). Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви.

Вместе с тем, количественный рост Церкви в III и особенно IV веках привел к переменам, в том числе в литургической жизни. С увеличением числа дней памяти мучеников и праздников евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них каждого христианина стало считаться многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).

Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме: «Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой — хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную. <…> Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 [89]). Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие — в том числе монашествующие — стали причащаться один-два раза в году: «Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды [в год], или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).

В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). Однако уже на рубеже IV–V веков некоторые христиане связывали причащение не только с соблюдением евхаристического воздержания перед литургией, но и, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста, со временем Великого поста. Сам святитель призывает к более частому причащению: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное. <…> [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? <…> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Таинам» (Беседы на Послание к Евреям 17. 4).

В Византии к XI–XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (глава 32), который, в отличие от греческого, говорит об обязательном семидневном посте перед причащением.

В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко святому причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Аще убо кроме постов четырех обычных приступити ко святому причащению восхотят, седмь дний прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию)».

На практике крайне строгий подход к подготовке ко святому причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против такой практики редкого причащения была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении… Того ради, аще который христианин покажется, что он весьма от святаго причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви».

В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре многодневных поста. Многие святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. По словам святителя Феофана, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении. Каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно».

Исповеднический подвиг Церкви в годы гонений ХХ века побудил многих священнослужителей и чад церковных переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения. В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: «Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них — и ежевоскресного признать приемлемым».

В настоящее время многие православные люди причащаются значительно чаще, чем большинство христиан в дореволюционной России. Однако практика частого причащения не может быть автоматически распространена на всех без исключения верующих, поскольку частота причащения напрямую зависит от духовно-нравственного состояния человека дабы, по слову Златоуста, верующие приступали ко причащению Святых Таин «с чистою совестью, насколько нам это возможно» (Против иудеев. Слово III. 4).

 

II.

Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.

Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием. При этом верующие могут исповедоваться у иных священников в случае невозможности исповедоваться у своего духовника. Если нет духовника, то верующему следует обращаться с вопросами, касающимися причащения, к священникам того храма, где он желает причаститься.

Как духовнику, руководствующемуся церковными постановлениями и нормами и на основании их наставляющему христианина, так и причастнику необходимо сознавать, что целью подготовки является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Таинах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния.

Памятуя о словах Спасителя, обличающего тех, кто возлагает на людей бремена тяжелые и неудобоносимые (см. Мф. 23, 4), духовникам следует осознавать, что неоправданная строгость, равно как и чрезмерное снисхождение способны воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред.

Подготовка монашествующих к участию в Таинстве Евхаристии осуществляется в соответствии с Положением о монастырях и монашестве и внутренними уставами монастырей.

 

  1. Практика приуготовительного постарегулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи и

Православный приход храма Иверской иконы Божией Матери » Причастие

Таинство Евхаристии

Таинство Евхаристии

Таинство Святой Евхаристии (Причащения) – самое главное Таинство Православной Церкви, когда под видом хлеба и вина верующие причащаются (вкушают) Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, отдавшего Свою жизнь «во искупление многих». Ради возможности причащаться мы принимаем Крещение, исповедуемся, постимся и молимся. Ради совершения Евхаристии во всех православных храмах служится Божественная литургия. Ради всех нас Господь Иисус Христос был распят и пролил Свою Кровь «во оставление грехов» человеческих.

Он заповедал всем нам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6. 54-56).

Обязательным условием для участия православного христианина в Таинстве Причащения является предварительное «говение» (подготовка), которое включает в себя общий минимум, необходимый для исполнения:

— пост (воздержание) перед Причастием (от одного до нескольких дней – в зависимости от личного желания и благословения духовника) – отказ от «скоромной» пищи (то есть не постной, как правило это мясные, молочные продукты и яйца), супружеское воздержание и умеренность в развлечениях.

— молитва (обязательное чтение «Правила ко Святому Причащению» по молитвослову, а так же дополнительных канонов и молитв – в зависимости от личного желания и благословения духовника) и посещение вечернего богослужения (если нет уважительной причины его не посещать).

— исповедь (либо накануне вечером – в тех храмах, где есть такая практика, либо в сам день причастия).

— отсутствие вражды с ближними (в случае если есть обида или ссора с кем-либо из близких – необходимо обязательно примириться, по слову Господа: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5. 23-24)).

В сам день Причастия (с полуночи и все утро) нельзя ничего есть, пить или курить (то есть причащаться следует натощак), и прийти в храм необходимо к началу Богослужения.

В нашем храме Божественная литургия совершается минимум два раза в неделю (во все воскресные дни обязательно, на неделе – во дни церковных праздников). Начало богослужения в седмичные дни – 8-00 (пожалуйста, смотрите расписание богослужений на нашем сайте), в воскресенье – в 10-00. Таинство Святого Причастия во всех храмах Русской Православной Церкви совершается бесплатно.

«Об участии верных в Евхаристии» (выдержки из Документа, одобренного на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2015 г.):

Евхаристия — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26. 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину.

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово.

Таинство Евхаристии требует особого к нему приготовления. В Церкви само время — будь то время человеческой жизни или история всего человечества — есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни — ожидание и приготовление к Божественной литургии и соответственно к причащению, ради которого она и совершается.

Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.

Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием. При этом верующие могут исповедоваться у иных священников в случае невозможности исповедоваться у своего духовника. Если нет духовника, то верующему следует обращаться с вопросами, касающимися причащения, к священникам того храма, где он желает причаститься.

Как духовнику, руководствующемуся церковными постановлениями и нормами и на основании их наставляющему христианина, так и причастнику необходимо сознавать, что целью подготовки является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Тайнах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния.

… Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника.

… Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия. Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.

Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.

… Приуготовляя себя к принятию Святых Христовых Таин за Божественной литургией чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.

По окончании Божественной литургии христианин должен выслушать в храме или прочесть благодарственные молитвы по святом Причащении. Христианину следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа в молитве за принятый дар, сохранять его в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.

Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» (1Кор. 11. 29-30).

Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.

… Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство,
которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе).

Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Ее продолжительность и содержание определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.

Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом, необходимо стремиться к причащению вместе с ними (при невозможности одновременно причащаться обоим родителям — поочередно). Практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению в сознании детей необходимости участия в Евхаристической трапезе.

Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвословия ко святому причащению, содержание и объем которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

Восприемники должны принимать всемерное участие в воспитании детей в благочестии, в том числе побуждая их регулярно причащаться Святых Христовых Таин и помогая родителям приводить их ко Святой Чаше.

«Человек перед Богом: Таинство Евхаристии» — фильм митрополита Илариона (Алфеева).

 

Православные богослужения таинства и обычаи (руководство для приходящего в Церковь)


ПРАВОСЛАВНЫЕ

БОГОСЛУЖЕНИЯ

ТАИНСТВА И ОБЫЧАИ

 

Белосток 1992


Для лучшего ознакомления с Преданием нашей Церкви передаем в Ваши руки
настоящую книгу. Она введет Вас в вопросы литургической жизни, которая являет
собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной Церкви.
Обилие православных Богослужений, глубина их символики, требуют объяснения для
более сознательного, активного и живого в них участия. Восприятию предлагаемой
совокупности тем послужат не столько тексты, сколько наглядные рисунки.

В 15 разделах мы рассматриваем такие вопросы, как крест и его символика,
понятие иконы, Церковь, Св. Таинства, священнодействия и некоторые православные
обычаи.

Горячо призываем Вас к усердному учению и восполнению своего знания, чтобы
благодаря ему еще более полюбить и активнее включиться в жизнь нашей
Православной Церкви.

Авторы


СОДЕРЖАНИЕ

Крест и его
символика
Крестное
знамение
Икона
Церковь
Алтарь
Таинства
Евхаристия — Св.
Причастие
Крещение и
Миропомазание
Покаяние —
Исповедь
Супружество —
Брак
Священство
Елеопомазание —
Соборование
Священнодействия
Отпевание
Православные
обычаи


КРЕСТ И ЕГО
СИМВОЛИКА

Апостол Павел пишет: „. .. слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для
нас, спасаемых, сила Божия» ( 1 Кор 1,18 ). Вот почему знак креста в жизни
православных христиан играет существенную роль.

Крестное знамение предваряет все молитвы, богослужения, Таинства и
священнодействия Православной Церкви.

Имеются различные формы креста: греческий равноконечный, латинский
четырехконечный, шестиконечный и восьмиконечный.

Формы креста:

— крест латинский четырехконечный

— крест шестиконечный

— крест греческий равноконечный

— крест восьмиконечный

Верхняя перекладина это — дощечка с надписью на трех языках;

нижняя перекладина это — подпорка под ноги.

На восьмиконечном кресте, на верхней перекладине надпись: „Иисус
Назарянин — Царь Иудейский», бывшая на Кресте Христовом.

Крест Христов находился на возвышенности, называемой Голгофой. В каждом
храме есть большой крест, символизирующий Голгофу. Он выглядит так, как
представлен на рисунке
слева.

Христианские СИМВОЛЫ

Рыба по-гречески ΙΧθVC,

что значит: „Иисус Христос -Сын Божий, Спаситель».

 

 

Корабль — Церковь, подобная кораблю, плывущему по бурным волнам к тихой
пристани.


КРЕСТНОЕ
ЗНАМЕНИЕ

Православно-верующие христиане осеняют себя крестным знамением перед
молитвой, войдя в храм, во время богослужения, до и после вкушения пищи, до и
после окончания работы. Крестное знамение свидетельствует о нашей вере в Иисуса
Христа и в Пресвятую Троицу, а также о подчинении Господней воле.

Преклонением во время молитвы головы и поклонами мы выражаем по отношению к
Богу свою покорность и повиновение Ему.




Крестное
знамение


1. Во имя Отца- лоб

2. и Сына — живот

3. и Святого — правое плечо

4. Духа — левое плечо

Аминь — произнося это слово, что значит -да будет так — опускаем
руку

и склоняем голову.

 

Так складываем пальцы для крестного знамения -они должны быть сложены,
согласно рисунку, вместе.

Три пальца символизируют Пресвятую Троицу: Бога Отца, Сына Божия и
Святого Духа.

Два пальца символизируют два естества в Иисусе Христе: Божеское и
человеческое.


ИКОНА

В храмах и в домах есть иконы. На них —
изображения Иисуса Христа, Божией Матери, Святых и священных библейских
событий.

Слово „икона» значит „образ». Согласно древней традиции, иконы пишут
(изображают красками) на доске.

Воздаем почтение не самой иконе, а изображенному на ней лицу. Перед иконами
творим поклоны, возжигаем свечи и фимиам. Иконы вещают нам о Боге и о Его
присутствии.

Икона, силой своей неземной красоты, ведет к познанию Бога, является
источником благодати и устремляет к изображенным на ней лицам благочестивые,
молитвенные мысли.

Новонаписанные иконы должны быть освящены.

Икона в углу комнаты, с полотенцем и
лампадой.

Икона в автомашине.

Икона трехчастная (триптих).
Икона нагрудная.


ЦЕРКОВЬ

 

Храм существовал уже в Ветхом Завете. Для
прославления Бога создают храмы и христиане. Храм является местом собрания
верующих на молитву, особенно же на божественную Литургию.

Православный храм называется церковью и отличается рядом характерных для него
черт, как например иконостас — состоящая из икон стена, отделяющая алтарь от
средней (внутренней) части церкви. Алтарь всегда обращен к востоку, так как с
востока пришло спасение, с востока вместе с солнцем приходят свет и животворное
тепло, верующие же от алтаря получают в таинствах освящение и духовные
силы.

Купол церкви символизирует пылающую
свечу, пламенность молитвы и наше устремление к Богу.

Церковь состоит из трех
частей:

1. Притвор

2. Средняя (внутренняя) часть церкви.

3. Алтарь.

4. Солея.

5. Амвон.

Как вести себя в церкви?



1. Войдя в церковь, осеняем себя крестным знамением.

2. Приобретаем свечи как дар Богу и жертву на
Церковь.

 

3. Прикладываемся к находящейся на аналое, посредине церкви, иконе.

4. Ставим свечи.

Иконостас

1. Икона Тайной Вечери.  

2-3. Царские врата:
(2. Икона Благовещения — Богородицы и Архангел Гавриила.
3. Иконы 4-х
Евангелистов).

4. Икона Спасителя.

5. Икона Божией Матери.

6. Диаконские врата.

7. Храмовая икона.

8. Иные иконы.

9. Иконы двунадесятых праздников.

10. Иконы апостолов.

11. Иконы пророков.

12. Иконы ветхозаветных патриархов и праотцев.

13. Крест. 


АЛТАРЬ

Церковь отчасти напоминает ветхозаветный храм. В ней три части:

1. Алтарь с престолом и жертвенником;

2. Средняя (внутренняя) часть, предназначенная для молящихся;

3. Притвор, в древности предназначенный для оглашаемых, кающихся и отлученных
от причастия.

Алтарь от средней части церкви отделяет иконостас. В алтарь могут входить
лишь священнослужители и лица мужеского пола, участвующие в Богослужениях.

Алтарь

1. Престол.

2. Жертвенник.

3. Запрестольная икона и горнее место.

4. Иконостас.

5. Солея.

6. Амвон — центральная часть солеи.

 

Престол

1. Пелена, покрывающая престол.

2. Св. Евангелие.

3. Антиминс.

4. Напрестольный крест.

5. Дарохранительница.

6. Крестильный ящик.

7. Семисвечник.

8. Евхаристический платок для отирания уст после св. причастия.

Честные мощи под
престолом

В каждой церкви, в кресте под престолом, находятся мощи
святых.

 

Жертвенник

1.
Св. чаша — потир.

2. Дискос.

3. Пять просфор.

4. Большой воздух-покровец.

5. Копие.

6. Лжица.

7. Блюдце.

8. Два малых воздушка-покровца.

9. Звездица.

10. Ковшик.

11. Помянники, заздравные и заупокойные записки. 12. Икона.

 

Проскомидия

(первая часть божественной Литургии)

Расположение частиц на дискосе

1. Из первой просфоры вынимается шестигранная часть — АГНЕЦ.

2. Из второй вынимается частица в честь Божией Матери.

3. Из третьей вынимается 9 частиц в честь святых.

4. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых.

5. Из пятой вынимаются частицы за умерших.

 

 

1. Потир-чаша.

2. Дискос.

3. Звездица.

4. Малые покровцы.

5. Большой покровец-воздух.

 

Кадило

 

 

 

 

1. Подставка

2. Ладан

3. Уголек

4. Кадильный фимиам

Агнец

Частица А погружается в
чашу.

Частицей Б причащаются
священнослужители.

Частицами В и Г
причащаются миряне.


ТАИНСТВА

Св. Таинства установил сам Иисус Христос: „Итак идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел
вам» (Мф 28,19-20). Этими словами Иисус Христос ясно указал нам на то, что кроме
Таинства Крещения Он установил также и остальные Таинства. Всех Таинств семь:
Таинство Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причастия, Брака, Священства и
Елеопомазания.

Св. Таинства (греч. mysterion ) это видимые знаки, посредством которых
невидимо нисходит на человека благодать Св. Духа — спасающая сила Божия. Все
Таинства тесно связаны с Таинством Причастия.

Крещение и Миропомазание вводят
нас в Церковь: мы становимся христианами и можем приступать ко св.
Причастию.

В таинстве Покаяния прощаются нам наши грехи.

Принимая Причастие, мы соединяемся со Христом и становимся участниками вечной
жизни.

Таинство Священства дает возможность совершать Таинства.

В Таинстве Брака преподается благословение на супружескую семейную жизнь.

В Таинстве Елеопомазания Церковь молится о прощении грехов и о возвращении
больных к здоровью.


ЕВХАРИСТИЯ — СВ.
ПРИЧАСТИЕ

Таинство св. Причастия установил Иисус Христос на Тайной Вечери, в
присутствии Своих учеников (Мф 26,26-28).

„И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая
ученикам, сказал: „Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив,
подал им и сказал: пейте от нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за
многих изливаемая во оставление грехов» ( также Мр 14, 22-26, Лк 22, 15-20).

На литургии, во время евхаристического канона с призыванием Святого Духа (
греч. epiklesis), хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Принимая
св. Причастие, мы соединяемся со Христом, Христос пребывает с нами и нас
благословляет.

Христос сказал: „Ядущий Мою Плоть и
пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нём» (Ин 6, 56).

1. Малый вход.

2. Чтец читает Апостола.

3. Священнослужитель читает Евангелие.

4. Великий вход

Священнослужитель переносит с жертвенника на престол дары (св. чашу и
дискос).

5. Исповедание
веры

Верующие все вместе поют „Верую…»

6. Анафора (возношение) -Евхаристический Канон

Священнослужитель произносит слова Иисуса Христа:

„Приимите, ядите…», „Пейте от нея вси…»

-Затем говорит: „И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего.
Аминь».

-„А еже в чаше сей, честную Кровь Христа Твоего. Аминь». — „Преложив Духом
Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь».

 

7. Всеобщее пение Молитвы Господней „Отче наш».

8. Приготовление ко св. Причастию.

 

9. Причащение:

— Крестимся и в уме повторяем за священнослужителем слова молитвы
„Верую, Господи. ..»

— К св. чаше подходим со скрещенными

— правая на левой — на груди руками.

— Принимаем Тело и Кровь Христовы.

— Целуем св. чашу.

Верующие принимают св. Причастие.

После Причастия потребляем кусочек просфоры и запиваем.

По окончании Божественной Литургии все верующие целуют крест.


КРЕЩЕНИЕ И
МИРОПОМАЗАНИЕ

Крещение установил Господь Иисус Христос: «Итак идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28, 19). Крестясь, мы
становимся христианами, рождаемся для новой духовной жизни, приобретаем звание
Христовых учеников.

В таинстве Миропомазания получаем благодать Св. Духа, становимся Божиим
храмом.

1. Столик.

2. Евангелие.

3. Требник.

4. Крест.

5. Крестильный крестик.

6. Белая крестильная рубашка.

Купель.

Белая крестильная рубашка -символ духовного возрождения и
чистоты.

Помазание

1. Стручец для елея.

2. Елей (масло).

3. Миро.

4. Губка.

5. Ножницы.

6. Стручец для
мира.

 Крещение ребенка

Священнослужитель трижды погружает дитя в
воду, произнося слова: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца — Аминь и Сына —
Аминь и Святого Духа — Аминь». После крещения дитя вытирают досуха, а затем
следует таинство Миропомазания.

Миропомазание

Священнослужитель помазывает св. миром главнейшие части тела — чело,
глаза, уши, ноздри, уста, грудь, руки и ноги — при каждом помазании
повторяя слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь». После этого, в знак
душевной чистоты, дитя облачается в белую
одежду.


ПОКАЯНИЕ —
ИСПОВЕДЬ

Таинство Покаяния установил Иисус Христос затем, чтобы мы, сознаваясь в своих
грехах и покаявшись, получили прощение: «Приимите Духа Святого: кому простите
грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 22-23).

Сам Иисус Христос прощал грехи: «Прощаются тебе грехи» (Лк 7, 48). Призывал
нас к хранению чистоты, чтобы мы избегали зла: «Не греши больше» (Ин 5,14).

В таинстве Покаяния исповеданные
нами грехи прощаются и оставляются Самим Богом

1. Подходим к священнослужителю при аналое, на котором находятся Крест
и Евангелие.

2. Перед исповедью священнослужитель читает начальные и другие
молитвы.

3. После этого мы исповедуем Богу свои грехи, сердечно сокрушаясь о
них.

4. С сокрушенным сердцем слушаем наставление.

5. Священнослужитель полагает нам на голову епитрахиль, читает
разрешительную молитву.


СУПРУЖЕСТВО —
БРАК

Мужчина и женщина решают совершать жизненный путь, полный скорбей и радостей,
вместе. В начале этого пути Св. Церковь испрашивает у Господа благословения,
чтобы они в согласии, управляемые Церковью, создавали настоящую христианскую
семью.

Обряд таинства Бракосочетания состоит из обручения и венчания.

1.
Евангелие

2. Крест

3. Венчальные кольца

4. Венцы

5. Сосуд с вином

6. Свечи

Таинство Брака

1. В притворе церкви

— обручение

— вход жениха и невесты — чтение молитвы

— обмен колец

 

2. Вхождение в церковь

Жених и невеста выражают обоюдное согласие на брачный союз.

3. Венчание

Священнослужитель возлагает на
брачущихся венцы.

— Чтение Апостола и
Евангелия

— Совместное потребление вина

— Снятие венцов

Возложив венцы, священнослужитель, благословляя брачущихся,
провозглашает тайносовершительные слова: «Господи Боже наш, славой и
честью венчай их».

Хождение вокруг
аналоя


СВЯЩЕНСТВО

Верховный Пастырь ИИСУС
ХРИСТОС

Священство было
установлено в Ветхом Завете Самим Богом (Исх. 28, 1-41).

В Новом Завете священство установил
Иисус Христос, призвав Апостолов и доверив им исполнение пастырских
обязанностей. Апостолы передавали власть своим преемникам: епископам и
пресвитерам посредством молитвы и возложения рук. Так совершалось
посвящение во все три степени священства: епископа, пресвитера и
диакона.

Каждый священнослужитель -пастырь является нашим отцом, который молится
за нас, крестит, исповедает, преподает нам св. Таинства и благословение.
Учит нас также о Боге и в тяжёлых минутах жизни помогает. Мы также должны
вспоминать наших пастырей в молитвах.

Православный
епископ


ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ
-СОБОРОВАНИЕ

«Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся
над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак 5, 14). Апостол Иаков говорит о
практике Церкви апостольских времен. Также и ныне Церковь продолжает молиться о
телесном и духовном здоровье своих чад.

Это Таинство можно совершать равно в церкви, как и на дому. По церковным
правилам елеопомазание должно совершаться над больными, но не как над
умершими.

7 свечек

7 стручков для помазания

лампада

крест

Евангелие

7 чтений Апостола

7 чтений Евангелия

7 помазаний

Чтение
Апостола и Евангелия
Положение Евангелия на главу
болящего

Различные одежды

Степени
священства:
1. Диакон

2. Священник

3. Епископ

  Диаконское
облачение

Диакон во время Божественной Литургии

Облачение священника

1. Подризник

2. Епитрахиль

3. Набедренник

4. Пояс

5. Поручи

6. Фелонь — риза

 

Облачение
епископа

 

 

1. Палица -духовный меч

2. Саккос

3. Омофор

4. Митра

5. Жезл


СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ

Священнодействия — это не только благословения и
освящение отдельных предметов (икон, овощей, воды, домов и т.п.), но также
молитвенное

священноделание во всякой нужде и в
различных обстоятельствах, что находит свое выражение в содержании
Требника, исключая чинопоследование совершения св.
Таинств.

Священник благословляет

крестное знамение сложение рук при испрошении благословения освящение иконы и
дома

Сочельник (предпразднество).

В канун больших праздников освящаются хлебы, пшеница, вино и
елей.

— Освящая какой-либо предмет, окропляем его св.
водой

Что освящаем?


ОТПЕВАНИЕ

После смерти Церковь молится о вечном упокоении отшедшего к Богу,
своему Создателю, человека. Погребальный обряд совершается в церкви, после
чего покойника провожаем на кладбище. Не ленясь, мы часто молимся за
умерших. Верим, что они также молятся за нас.

Отпевание совершается в церкви. Сообщество
верующих прощается со своим членом. Участники отпевания, семья и близкие,
в знак того, что умерший отходит в страну вечного света, держат в руках
возженные свечи.

Богослужение в память усопшего называется Панихидой и совершается в 3,
9, 40 день и в годовщину после смерти, а также в день Ангела усопшего и в
любое время.


ПРАВОСЛАВНЫЕ
ОБЫЧАИ

Существует много обычаев, связанных с церковными праздниками. Укажем на
несколько из них: освящение пальм или верб, крашение яиц и освящение пищи. О
иных обычаях расскажут вам ваши родители и законоучители.

Вербное Воскресение

В память входа Иисуса Христа в Иерусалим, приносим с собой для
освящения пальмы или ветви
вербы.

Пасхальные яйца

Яйца красим в память того случая, когда яйцо, показанное Марией
Магдалиной цезарю Тиверию, изменило свой цвет.

ХВ — Христос Воскресе!

 

 

 

Освящение пищи

На Пасху освящаем пищу, славя Бога за Его благодеяния. Читая молитву,
священнослужитель молит Бога призреть на дары и освятить их, как некогда
призрел на дары Авраама и Авеля.

 

ИКОНА, перед которой мы крестимся, молимся и которую целуем, ведет нас
к познанию Бога.


девять самых странных сюжетов православных икон — Нож

Святой с собачьей головой

Святой Христофор существует и в православии, и в католичестве, причем в нескольких ипостасях, но нас интересует только святой с собачьей головой. По одному из преданий, Христофор был родом из страны кинокефалов; их упоминает еще древнегреческий историк Геродот, рассказывая о Карфагене: «…рогатые ослы, собакоголовые люди». По другой версии, симпатичного богобоязненного юношу так донимали женщины, что он выпросил у Господа голову пса, чтобы те отстали — «Красавицу и чудовище» тогда еще не создали, и девочки собакоголовых не любили. Есть и версия, по которой голова собаки символизирует мерзкий характер Христофора до крещения: мол, язычником он был груб и свиреп. В любом случае в формате иконы святой с собачьей головой выглядит сногсшибательно.

В русской традиции он формально не запрещался, но ощущался каким-то… сомнительным, даже иногда подвергался редактуре: на части икон и фресок у Христофора обычная человеческая голова, написанная поверх собачьей. Чтобы прочувствовать мощь святого Христофора, можно упороться романом Алексея Иванова «Псоглавцы».

Богоматерь с тремя руками

Тип образа Богоматери — Одигитрия, «Путеводительница». Правая рука младенца Иисуса благословляет, левая — держит свиток. У Богоматери на одной руке сын, вторая указывает на него, а третья — просто лежит. Технически говоря, это рука не Марии, а преподобного Иоанна Дамаскина. После долгой молитвы Богоматерь вернула Иоанну отсеченную несправедливо (но это длинная история) кисть руки, а в благодарность тот прикрепил к иконе Богоматери в районе живота изваяние руки из серебра. Кстати, традиция эта вполне себе античная: больные несли в асклепионы — храмы бога Асклепия — мраморные ноги, золотые уши и вотивы.

Позже икона, прозванная «Троеручицей», оказалась в Хилендарском монастыре на Афоне и даже одно время работала там игуменом. Копии с нее — списки — стали распространяться по православному миру, но в традиции постепенно третья рука от элемента оклада мигрировала в рисунок и стала частью самой Богоматери, укрытой тем же мафорием.

Расчленение младенца

Младенец Иисус, лежащий на блюде или в чаше, — это Агнец, готовый к закланию, или буквальная иллюстрация к Литургии, во время которой совершается причастие: хлеб с вином освящен и употреблен, потому как «сие есть тело Мое… сие есть кровь Моя». На иконах Мелисмос тело Младенца иногда изображено не просто на блюде, но расчлененным — символизм настолько прямолинейный, что глазки вываливаются: это ровно тот момент, когда перед разделением просфор произносят «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй». А в самом хардкорном варианте это взрослый карлик, которому отрезали руки и ноги. Такая история.

Иоанн Креститель подглядывает за родителями

Икона «Зачатие Иоанна Крестителя» опирается на текст Евангелия от Луки (Лк.1:5 — 25, 57, 65). Слева изображена первая встреча святого Захарии и Елизаветы, будущих родителей Иоанна Предтечи, а справа стоит… взрослый Иоанн Предтеча. Вроде как «Назад в будущее», но с верой и благодатью. Впрочем, для иконографии это норма: она закономерно предпочитает символизм. Например, там, где смысл композиции — образ церкви, Иоанн Богослов отображается старцем даже среди апостолов, хотя все они были плюс-минус ровесниками — Иоанн просто прожил дольше всех.

Иоанн Креститель выгуливает в пустыне свою голову

Еще один Иоанн Креститель, только теперь он — Ангел пустыни. Сформировался иконографический тип в конце XIII века, а распространился шире всего в древнерусском искусстве XVI–XVII веков.

Елизавета Шошина, художник-реставратор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: «Это эзотерическая составляющая образа Иоанна Крестителя. Святой имеет широкие ангельские крылья — символ чистоты его бытия. Сформирована иконография на основе отрывка из Евангелия от Луки, где Христос говорит: „Сей есть, о Котором написано: Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицеем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою“».

В руках у «Иоанна Предтечи — Ангела пустыни» может быть блюдо или с Младенцем Иисусом, или с собственной Иоанновой отрубленной головой — как мы помним, Саломея владела искусством особо убедительного танца. По-прежнему причинно-следственные связи — ничто, символизм — все. К тому же голова святого в его руках — наглядное напоминание о мученичестве. Похожие «напоминалки» можно встретить на иконах других святых, а клейма-комиксы на некоторых житийных иконах состоят из сцен жестоких мучений чуть более чем полностью (смотри «великомученик Георгий» и его пытки).

Иисус качает на руках свою мать

Сюжет «Успение Пресвятой Богородицы» основан не на Евангелиях, а на апокрифах и посвящен смерти Богоматери.

Елизавета Шошина: «Внизу на ложе лежит тело умершей Богоматери, вокруг нее скорбящие апостолы — это земной мир. В верхней части за одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу; эта часть изображения есть божественный, небесный мир. В руках он держит душу своей матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя. Очень трогательный момент: Христос прижимает к груди пречистую душу Богоматери, своего прародителя, и сейчас забирает ее к себе в небесные чертоги».

Прекраснее, чем сами иконы, могут быть только мелкие детали, которые нужно еще увидеть и понять. Например, на некоторых вариантах «Успения» на краю смертного одра Богоматери висят кисти рук, под ними стоит грустный человек, поднимая культи в обрубленных рукавах.

Это иудейский священник Афония, пытавшийся опрокинуть смертное ложе Марии — за это ангел отрубил ему руки, отчего священник раскаялся и стал христианином. А на иконе «Суд Пилата» в Музее имени Андрея Рублева ножка трона Пилата соскальзывает со ступеньки; так автор дает понять, что суд этот — неправедный.

Иисус в аду

В священных текстах сюжет «Сошествие Иисуса Христа в ад» упоминается вскользь, зато в апокрифах тема раскрыта как следует — например, в «Евангелии от Никодима». Считается, что после распятия Иисус спустился в ад, разнес его ворота и освободил оттуда Адама, Еву, праведников. Иногда на иконе этого сюжета можно насладиться полным собранием хороших людей из обоих Заветов: прародители Христа, царь Давид и царь Соломон, а также Иоанн Предтеча, Авель, все в разных интересных шапочках… Часто Иисус стоит на кресте, но это не тот самый — его личный крест, а обломки адских ворот. Изображены, разумеется, на иконе и бездны ада, черные, как душа Ирода.

Иисус — хмурый тинейджер

Это симпатичный портрет Иисуса лет двенадцати от роду, почти тинейджера. Такой маленький, а природа уже божественная. Название «Спас Эммануил» (в переводе «с нами Бог») пошло от книги Исаии в Ветхом Завете. Большелобый неулыбчивый ребенок, Спас Эммануил чаще появляется на иконах с другими сюжетами — хотя бы медальоном на груди Матери, Богородицы Оранты, — чем в одиночку. Но дети на иконах всегда вызывают грусть, тем более дети, которых ждет трагическая смерть и казнь позорная; все-таки Библия — это такая книга… ну, не о детях и не для детей.

Запрещенный Синодом мутант

Эту икону запретил Синод! Такого вы еще не видели!

Смесоипостасная «Святая Троица» — еще одна икона странная и прекрасная. Это Троица в буквальном смысле: трехликая, на одной не слишком худой шее и в одном облачении. По существу этот образ оказался еретическим: Отец, Сын и Святой Дух — то есть три ипостаси — смешаны, отсюда и «смесоипостасная». Поэтому в XVIII веке был запрещен Синодом к божьей матери. «Смесоипостасная Троица» довольно редко встречается (и слава богу). Ненамного лучше разрешенная «Троица Новозаветная Отечество»: на коленях у Бога-Отца сидит Спас Эммануил, у него на коленях — сфера с голубем – Святым Духом, смахивающая на ведро, — а всё вместе это выглядит как «Сходили на Птичий рынок».

По бокам — святые столпники Даниил и Симеон — наполовину люди, наполовину столбы; под ногами — «престолы», ангельские чины, поддерживающие трон, — изображаются они как красные глазастые и крылатые колеса. А над троном болтаются неприветливые шестикрылые серафимы. Словом, икона со своей атмосферой. Что за пластиковый стаканчик в руке у Отца и что в подобной таре дают на вынос, выяснить не удалось.

Иконография Страстной Седмицы | Cathedédrale Alexandre Nevsky de Paris

На Страстной седмице Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя: Его деяния и беседы с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение.

Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Печская патриархия. XIV в.

Великий Понедельник. Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.

Великий Вторник. Притча о десяти девах. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия

Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска

Великий Вторник. Притча о злых виноградарях. Книжная миниатюра XI в.

Великая Среда. Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.

Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Роспись церкви Панагии Асину в Никитари, Кипр. 1105 г.

Великий Четверг. Умовение ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Великий Четверг. Господь объясняет смысл умовения ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Великий Четверг. Тайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Великий Четверг. Тайная Вечеря. Икона монастыря Ватопед, Афон

Великий Четверг. Тайная Вечеря. Мозаика собора св. Марка, Венеция

Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска монастыря Ставроникита, Афон

Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва

Великий Четверг. Причащение апостолов. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия

Великий Четверг. Причащение апостолов. Фреска в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь, Москва

Великий Четверг. Моление о Чаше. Мозаика собора св. Марка, Венеция

Великая Пятница. Моление о Чаше. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Великая Пятница. Иуда приводит стражников ко Христу. Армянская книжная миниатюра XIII в.

Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра

Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.

Великая Пятница. Христос на допросе у Анны. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.

Великая Пятница. Христос на допросе у первосвященника Каиафы. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.

Великая Пятница. Христос перед Пилатом. VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия

Великая Пятница. Христос перед Пилатом. Фреска работы Феофана Критского, монастырь Ставроникита, Афон

Великая Пятница. Христос перед Иродом. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.

Великая Пятница. Иудеи требуют смерти Христу: «Да будет распят!». VI в. Миниатюра Евангелия из Россано. Музей в Россано, Италия

Великая Пятница. Уничижение Христа. Фреска Старо-Нагорично, Македония. XII-XIV в.

Великая Пятница. Смерть Иуды. Капитель церкви св. Лазаря, Франция. XII в.

Великая Пятница. Крестный путь Спасителя. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.

Великая Пятница. Симон Киринейский помогает Господу нести Крест. Кипрская фреска

Великая Пятница. Господь шествует на страдания. Фреска монастыря Ставроникита, Афон

Великая Пятница. Восхождение на Крест. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Великая Пятница. Пригвождение ко Кресту. Фреска монастыря Дионисиат, Афон

Великая Пятница. Распятие Христа и гибель Иуды. Слоновая кость. Британский музей. 420-430 гг.

Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай

Великая Пятница. Распятие. Пещерная церковь, Каппадокия. XI в.

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

Великая Пятница. Смерть Христа. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в.

Великая Пятница. Снятие со Креста. Армянская книжная миниатюра XIII в.

Великая Пятница. Снятие со Креста. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.

Великая Пятница. Снятие со Креста. Книжная миниатюра

Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.

Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Грачаница

Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря в Нерези, Македония, XII в.

Великая Пятница. Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Великая Пятница. Положение во гроб. Кипрская фреска

Великая Суббота. Оборотная сторона двусторонней иконы с образом Богоматери Одигитрии. Кастория, Археологический музей

Великая Суббота. Христос в окружении ангельских сил. Плащаница из монастыря Преображения Господня, Метеоры, Греция. XIV в.

Причастие в церкви, что надо читать, кто может причащаться

Первое Богослужение людей началось в раю. В то время первые люди прославляли Бога, его мудрость и могущество, явленных им в сотворении мира и заботе о людях. После того как люди согрешили в раю и были изгнаны на землю, им пришлось еще больше молиться, умоляя Бога о своем спасении. Кроме молитв, после грехопадения, Богом было установлено жертвоприношение.

Суть жертвы, дать понять людям, что все, что они имеют, им не принадлежит, а принадлежит Богу. Молитвы и жертвоприношения, напоминают людям, что Бог слушает их молитвы ради той, главной жертвы, которую принес за всех людей в мире Сын Божий.

Первоначально Богослужения проходили в свободной форме. Не было храмов и священнослужителей. Люди читали молитвы и приносили свои жертвы в любых, удобных для этого местах. Молитвы читали своими словами, которые им говорило сердце.

Во времена пророка Моисея, по велению Божиему, был построен первый ветхозаветный храм, названный скиния, и были избраны первые священники. В этом храме можно было читать молитвы и приносить жертвы, которые были определены на разные случаи также были распределены годовые праздники (Пасха, Пятидесятница, Новолетие и другие).

Когда на землю пришел Сын Божий, он проповедовал молиться Богу, на всяком месте, но посещал ветхозаветный храм и заботился о порядке в храме. Также потом поступали и апостолы, до тех пор, пока не начались гонения на христиан.

Во времена апостолов появляются особые места, где проходили Богослужения, и совершалось таинство Причащения. Перед тем как причащаться люди каялись в своих грехах. Окончательно порядок Богослужения установлен приемниками апостолов и соблюдается в Православной церкви до сих пор.

Служение или служба Богу заключается в чтении молитв, пении песнопений и обрядов, которые совершаются по особому чину (порядку) священником.

Во время Богослужения православные христиане входят в общение с Богом через таинства, совершаемые в церкви.

Таинства в православной церкви

Таинство — это такое действие, которое под видимой стороной показывает душе верующего человека невидимую благодать Бога. Всего в православной церкви установлено семь таинств:

  1. Крещение
  2. Миропомазание
  3. Евхаристия (причащение)
  4. Покаяние
  5. Священство
  6. Брак
  7. Елеосвящение

Таинство Крещения

При проведении таинства Крещения уничтожаются все грехи, совершенные человеком до крещения. Если крестят младенца, то с него снимается первородный грех. Таинство Крещения установлено после Воскресения Христова, когда Господь явился своим ученикам и сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28,19 — 20).

Таинство Миропомазания

Таинство миропомазания происходит сразу, после того как, человека окрестили. Миро освящается епископом, как высшим приемником апостолов. Через помазание тела святым елеем, Святой Дух освящает ум, мысли, чувства, желания и поведение человека. Через миропомазания на человека изливаются дары Святого Духа.

Таинство Евхаристии (Причащения)

Таинство Причащения или Евхаристия (благодарение). Это таинство, в котором хлеб и вино таинственным образом превращаются Святым Духом в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Таинство Евхаристии установил сам Иисус Христос, во время тайной вечери. Преломив и благословив хлеб, он, раздал его ученикам сказав: «примите, едите: сие есть Тело Мое», после этого взяв чашу, сказал им: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая в оставление грехов» (Мф. 26, 26 – 28) Это было первое причастие на земле. «Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь» – произносится в церкви на литургии преждеосвященных даров.

Таинство Покаяния

Таинство покаяния или таинство исповеди, дано человеку, что он посредством раскаяния исповедал свои грехи перед Богом, очистился от грехов и снова стал чистым и невинным, как после крещения. Грехи являются духовными болезнями человека. Признание их вслух, перед священником уничтожает гордыню, а это главный источник грехов и уничтожает уныние, безнадежность своего исправления и спасения.

Таинство Священства

Таинство священства – это когда посредством возложения рук епископа на голову избранного человека и чтения определенных молитв, на этого человека нисходит Божественная Благодать, освящающая его содействующая в служении.

Таинство Брака

В таинстве брака, призывается Божия помощь для молодой семьи. Чтобы люди, решившие вступить в брак, устроили свою семейную жизнь правильно, верно воспитывали детей и были примером благочестия для окружающих. Переносить в терпении возможные скорби и лишения, быть поддержкой друг для друга. Таинство брака освятил сам Господь, когда пришел на празднование брака в Кане Галилейской. Там было совершено первое чудо, Господь по просьбе своей матери Девы Марии превратил воду в вино. Семья считается малой церковью.

Таинство Елеосвящения

Таинство елеосвящения по-другому называется соборованием. Таинство заключается в помазании тела елеем и призвания, на болящего человека Божией благодати. Совершается обычно собором из семи пресвитеров, но можно совершать соборование и меньшим числом священнослужителей, даже одним иереем.

Порядок богослужения в церкви

Существуют три круга богослужений, совершаемых в церкви:

  • Суточный круг – это девять богослужений совершающиеся за один день (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой и девятый часы, Божественная литургия).
  • Недельный круг – это богослужения, которые совершаются семь дней недели и каждый день отмечают какое-либо событие или праздник.
  • Годовой круг – это порядок служб на год с праздниками и постами.

Кто может причащаться в церкви

Ко всем церковным таинствам, кроме таинства крещения, допускаются только крещенные в православной церкви люди.

Причащаться необходимо хотя бы на все главные, церковные праздники.

Настоящую христианскую жизнь может вести только тот, в ком есть вера Христова и кто старается жить по вере, соблюдая правила данные Господом. Своими добрыми делами, исполняя волю Бога. Добрые дела это выражения нашей любви, а любовь это и есть основа всей христианской жизни. Вера без любви – мертва и поэтому не может привести к жизни вечной.

Как можно отличить добрые дела от злых дел? Для этого людям дан Божий закон внутри человека – это совесть и внешний – Заповеди Божие. Заповеди Божии были даны в ветхозаветные времена, в пустыне, на Синайской горе, Бог показал свое присутствие в облаке и огне и передал свой закон через Моисея. В этом законе на каменных досках (скрижалях) были записаны десять заповедей.

Заповеди Божии:

  • Первая заповедь говорит нам о том, что мы должны верить только в единого Бога.
  • Вторая заповедь запрещает идолопоклонство, «не делай себе кумира» – говорится во второй заповеди.
  • Третья заповедь запрещает напрасно, в пустых разговорах, называть имя Господа.
  • Четвертая заповедь учит помнить о субботе, с момента Воскресения Иисуса Христа, этот день – воскресенье. Воскресенье нужно посвящать богослужению .
  • Пятая заповедь говорит о почтении к родителям и заботе о них.
  • Шестая заповедь запрещает убийство, а также духовное убийство, различные соблазны и неверие.
  • Седьмая заповедь запрещает беспорядочные телесные отношения между людьми. Это можно только в законном, благословлённом церковью браке.
  • Восьмая заповедь запрещает воровство.
  • Девятая заповедь предупреждает о том, что нельзя лгать и клеветать.
  • Десятая заповедь запрещает зависть.

Подготовка к таинству причастия

Таинство святого причащения происходит на литургии. Божественная литургия — это общее богослужение, вовремя литургии люди благодарят Бога за спасение рода человеческого от грехов. Обычно перед литургией происходит таинство исповеди. Но в некоторых храмах перед литургией бывает только общая исповедь, она подходит только тем, кто не более месяца назад приходил на исповедь индивидуальную. Исповедаться также можно во время всенощного бдения, которое происходит вечером накануне литургии. Без исповеди к причастию подходить нельзя. Только маленькие дети возрастом до семи лет причащаются без исповедания грехов.

Чтобы правильно исповедаться, нужно внимательно обдумать свои грехи. Чтобы понимать свои грехи необходимо знать заповеди Божии.

Во время подготовки к таинству исповеди и причастия важно примириться со всеми, не держать ни на кого зла. За три дня до исповеди и причастия, нужно начать поститься. Во время поста не употребляют в пищу мясные, рыбные и молочные продукты, яйца и мясо птицы. Постной пищей тоже не стоит увлекаться. Еда должна быть простая и в минимальном количестве. А также важен и духовный пост. Лучше воздерживаться в эти дни от пустых разговоров, просмотра увеселительных передач, походов кино и прочих развлечений, так как необходимо разобраться в себе, своих грехах.

Во время подготовки к исповеди и причастию нужно обязательно со вниманием прочитывать утренние молитвенное правило и вечерние молитвенное правило, используя молитвослов. В течение трех дней поста необходимо прочитать три канона:

  1. Покаянный канон Господу нашему Иисусу Христу.
  2. Молебный канон Пресвятой Богородице
  3. Канон Ангелу Хранителю.

Непосредственно утром, перед тем как идти на причастие надо прочитать утренние молитвы и молитвы называемые Последование ко Святому Причащению. Начиная с двенадцати ночи, перед причастием надо отказаться от еды и питья. Послабления поста возможны только для младенцев, беременных и кормящих женщин, болеющие люди освобождаются от поста с благословения священника.

Как причащаются в церкви

В день причастия желательно пораньше прийти в церковь. Тот, кто не смог исповедаться вечером, на всенощном бдении, тому нужно исповедаться перед литургией, если правила храма это позволяют. Перед исповедью надо обязательно простить в сердце всех своих обидчиков и примириться с ними.

Во время причастия надо подойти к священнику сложив крестообразно руки на груди и сказать свое церковное имя, после принятия причастия следует поцеловать чашу со Святыми Дарами и отойти к столику, где выдают просфору и так называемую «теплоту», которую надо выпить. Ни в коем случае нельзя креститься перед Чашей со Святыми Дарами, чтобы случайно не уронить ее.

Сразу после причастия уходить из храма нельзя. Нужно отстоять службу до конца, прослушать проповедь священника. В конце богослужения подойти к священнику и поцеловать крест и только после этого покинуть храм. После причастия надо стараться хотя бы в течение этого дня вести себя благопристойно, стараться не злиться и не ругаться, а хранить в себе Святое Причастие. Лучше всего в этот день почитать библию или жития святых, провести этот день в тишине и спокойствии.