Содержание

Дивеево — село в России, история, Дивеевский монастырь, как доехать

Дивеево — село на юге Нижегородской области, известное благодаря Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. Расположено в 180 километрах от Нижнего Новгорода, в 65 километрах от Арзамаса, в 12 километрах от Сарова, почти на границе с Мордовией.

Село было основано в 1559 году, по последним официальным данным в нем проживает около 6,5 тысяч человек.

Это место почитается православными паломниками как святая обитель преподобного Серафима Саровского. На территории монастыря действует несколько храмов, есть гостиничный комплекс (паломнический центр), в селе пять источников с купальнями.

Серафимо-Дивеевский монастырь считается четвертым уделом Пресвятой Богородицы, то есть одним их четырех мест на земле, которые Богородица взяла под свое покровительство — сюда она приходит ежедневно.

Видеосюжет

Краткая история

Первое упоминание о селе Дивеево в письменных источниках относится к 1653 году. Первые владельцы села, Дивеевы, происходили из татар.

Во второй половине 18 века на месте будущего монастыря под руководством преподобной Александры (Агафьи Мельгуновой) началось строительство Казанской церкви, при которой образовалась община. После смерти матушки Александры настоятелем обители по ее просьбе стал преподобный Серафим Саровский. При нем в 1829-1830 годах было построено два Рождественских храма — Рождества Христова и Рождества Богородицы.

В 1861 году указом Святейшего Синода Серафимо-Дивеевская община получила статус монастыря. Вплоть до 1927 года монастырь активно развивался и застраивался. Был возведен Троицкий собор (главный храм), Преображенский собор, Трапезный корпус,Игуменский корпус, колокольня.

В 1927 году монастырь был закрыт, и монашеская жизнь в нем возобновилась только летом 1991 года, когда в храм были перенесены мощи преподобного Серафима.

В 2012 году в Серафимо-Дивеевском монастыре заложен новый — Благовещенский собор, в настоящее время он уже построен, ведутся отделочные работы (2016 год).

Сейчас это действующий женский монастырь, он открыт для посещений ежедневно с 5 утра до 22 часов.

Инфраструктура села Дивеево с каждым годом расширяется — появляются новые гостиницы, магазины, службы такси.

Дивеевский монастырь | Путешествия по городам России и зарубежья

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь считается четвёртым и единственным в России (после Иверии (современная Грузия), Святой горы Афон (на севере Восточной Греции) и Киево-Печерской лавры (Украина))  «земным Уделом Пресвятой Богородицы».

Место туристически-популярно по нескольким причинам:
1) Красота самого монастыря
2) Мощи преподобного Серафима Саровского
3) Канавка Божией Матери
4) Святые источники

Основательницей Дивеевской монашеской общины была матушка Александра (в миру — Агафья Семёновна Мельгунова)

Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Её отец рано умер, и мать выдала свою ещё юную дочь за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Но судьба распорядилась так, что Агафья недолго была замужем, супруг её скончался, и она осталась одна с маленькой дочкой и обширным поместьем в 700 душ крестьян. По примеру жены родного дяди её мужа Агафья со своей дочерью отправилась в Киев, где приняла монашество в Киево-Флоровском монастыре и взяла имя Александра.

Как-то во время ночной молитвы к Александре явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все Великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, в путь твой, и благодать Божия, непрестанно да будут с тобою!» (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

Посоветовавшись со старцами, монахиня отправилась в путь из Киева на север России. И вот, не доходя 12 верст до г. Сарова, она решает отдохнуть в селе Дивеево. Усевшись на лужайке у западной стены небольшой деревянной Стефановской церкви, Александра задремала, и снова ей явилась Пресвятая Богородица: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это.» (из летописи Серафимо–Дивеевского монастыря)

С тех пор  произошло много событий: Александра похоронила свою 10-летнюю дочь, продала все свои Рязанские имения и переехала в Дивеевское село. В 1767 г. она начала строительство Казанской каменной церкви в том самом месте, где явилась ей Пресвятая Богородица. Строительство шло в трудное для России время и заняло более 10-ти лет — вплоть до 1780 г. Изначально Казанская церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сёстрам так её называть, говоря, что в будущем она станет монастырским собором. В 1829 г. к Казанской церкви был пристроен храм Рождества Христова так, что алтарь Рождественской церкви оказался на паперти (на крыльце) Казанской. Теперь этот белокаменный собор каждый посетитель видит самым первым при посещении монастыря.

В 1788 г. матушка Александра получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажень земли рядом с храмом, где построила три кельи с надворными строениями. Через год в 1789-ом матушки Александры не стало, и шествие над общиной взял иеродиакон (монах в чине диакона) Серафим, ранее служивший тут послушником и монахом. Великая старица мать Александра с особенным уважением обращалась к Серафиму, провидя в нем исполнителя начатого ею Божьего дела. Именно ему Пресвятая Дева Мария указала создать особую общину из восьми девиц, которых сама выбрала и назвала по именам. Так, в 1826 г. рядом с Казанской, была устроена Мельничная община, а в 1829 г., как было написано ранее, к Казанской церкви пристроили Храм Рождества Христова. Земля, на которой располагалась новая община, принадлежала Баташёвым, но в 1830 г. одна из наследниц этой земли уступает 400 кв. сажень Дивеевской общине. В 1842 г. обе общины объединились в Серафимо-Дивеевскую. А в 1861 г. община получила статус монастыря, коим является по сей день.

В монастыре действуют свои несложные правила, о которых лучше знать заранее. Первое правило: мужчина всегда и везде первый. При входе на территорию монастыря (в ворота) первыми проходят мужчины, за ними заходят женщины. Стоя у мощей Серафима Саровского женщины безоговорочно пропускают вперед любого подошедшего без очереди мужчину, даже незнакомого. Если вы пришли парой, то в храме женщина стоит за плечом мужчины (за мужем). Это нам объяснили тем, что в Иисус в каждом мужчине, а все женщины — жены Божьи.

Второе правило: дересскод. Как и в любом подобном месте следует заранее позаботиться о соответствующей одежде, особенно в наши дни это касается девушек, которые в холодное время предпочтут платью брюки, а в теплую погоду не берут с собой шарфики и платки. За неподобающий вид вас могут попросить покинуть территорию храма или даже всего монастыря. Но не отчаивайтесь, у входа стоит множество палаток, где недорого продаются и платочки, и юбочки, и пустые банки для набора воды из источника, и свечи, и сувениры.

Проходим вглубь монастыря через арку в колокольне.

Колокольню начали строить в 1893 г., а первые колокола подняли в 1901 г. Колокольня состоит из 5-ти ярусов, по бокам примыкают трехэтажные корпуса для проживания сестёр обители.

Сразу напротив колокольни расположился Троицкий собор, первый камень которого был заложен в 1848 г. К началу XX в. нём проживало 270 монахинь и 1474 послушницы при населении села Дивеево 520 человек.

На воротах золотые изображения Божией Матери и Серафима Саровского.

Сейчас в Троицком соборе находятся мощи преподобного Серафима Саровского, ради чего люди отстаивают огромную очередь, начинающуюся еще на улице с левой стороны от собора.

Рядом находится ларек, где продают свечи и прочую атрибутику, но все это лучше купить за воротами монастыря, по более приемлемым ценам.

Соборная площадь украшена обильной клумбой с кустами всевозможных роз, прогуливаясь вокруг которой можно наблюдать почти все постройки монастыря.

Красиво! И даже не верится, что в настоящий момент находишься в самом обычном Русском селе с покосившимися от старости деревянными домами. Помимо цветов клумба украшена маленькими ангелочками.

В 2012-ом году на этом месте для всех гостей монастыря была поставлена Водосвятная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Теперь каждый желающий может попить или набрать с собой воды.

Сразу за Водосвятной часовней виднеется Трапезный Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1907 г. Строительство закончилось через 9 лет. Внутри собора бесплатно разливают масло из лампады преподобного Серафима Саровского, там же можно купить пустой бутылёчек.

Благовещенский собор — самый молодой из всей тройки соборов.  Его строительство началось по завету преподобного Серафима, который говорил, что должен быть в обители ещё один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором, в конце Святой Канавки. Строительство началось в 2012 г. и вот-вот должна закончиться отделка.

Габариты храма измеряются не в метрах, а в поясах Пресвятой Богородицы, длина которого составляет 1,2 м. Так, высота храма 50 поясов, а ширина — 20. Можете пересчитать. 😉 Благовещенский собор действительно отличается от всех остальных, за его основу взят храм московского Заиконоспасского монастыря по стилю близкому к барокко.

Маленький садик с фигурками — ещё одно украшение монастыря, где каждый турист норовит залезть на камушек и сфотографироваться.

У сестёр же есть своё укромное местечко для уединения и отдыха, скрытое от посторонних ног за высоким забором.

Напротив Благовещенского собора стоит небольшой фонтанчик с тремя ангелами, который так и называется «Ангелы». Одна девочка спросила: «Мама, а в центре наша Земля?» Очень прозорливый ребёнок. 🙂

Канавка Божией Матери в Дивеевском монастыре

Ещё одна особенность Дивеевского монастыре — Канавка Божией Матери. Когда Пресвятая Богородица явилась к преподобному Серафиму с повелением создать Мельничную общину, она указала обнести это место канавой в 3 аршина (2 м. 15 см.) глубиной и валом такой же высоты. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли лишь помогать носить землю и насыпать вал. Сёстры медлили начать наказ батюшки, до тех пор, пока как-то ночью не увидели, как преподобный Серафим в белом балахоне сам начал копать Канавку. Выбежали сёстры и упали к нему в ноги, а когда подняли свой взор, батюшки уже не было. Именно с этого места, где батюшка Серафим выкопал аршин земли, и считается начало Канавки. Как говорил он сам: «Канавка – это стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!»

Работы завершились уже после смерти преподобного Серафима.  Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера. Хоть батюшка Серафим и говорил: «Эту канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила» (напомню — 1,2 м.), всего сёстры прокопали 777 метров из общей длины, при этом сделали лишь 6 из 7 сторон многоугольника, так что в реальности он оказался не замкнутым.

По рассказам сестер Канавку нужно пройти 3 раза, читая молитву «Богородице Дево, радуйся» 150 раз. 15 десятков молитв символизируют 15 ступеней, по которым трехлетняя Богородица Мария взошла во Святая святых Иерусалимского храма.

Начало Святой Канавки.

Тут же возникает третье правило: тишина на Канавке. Если вы не читаете молитву, то ходите по Канавке молча (хотя бы ради того, чтобы не мешать другим), наслаждайтесь великолепными видами или подумайте о чем-нибудь — столь длинный путь позволяет это сделать.

Внизу Канавки сёстры сделали красивый садик цветов и переплетённых дорожек.

В монастыре есть свой яблоневый сад. Ветви деревьев ломаются под весом яблок!

Идём дальше по Канавке.

Больничная церковь в честь иконы божией матери «Целительница»

На этом повороте тропа сходит вниз, дальше Святая Канавка ремонтируется: кладётся плитка, стелится газон.

У сестёр не только яблоневый сад, но и маленькие парнички.

И вновь дорога поднялась к Канавке, где видно последний поворот.

Маленькая желтая деревянная часовенка — часовня во имя преподобного Серафима, где бесплатно можно взять сухариков, которые кушал сам батюшка Серафим в дни своего отшельничества и кормил ими приходящих к нему зверей.

Справа на фотографии девушка в красной куртке набирает землю, как написано, из Святой Канавки. Нам рассказали, что эту землю потом используют как оберег, хранят дома в мешочке или на работе.

Небольшие мешочки и для сухариков, и для земельки можно тут же купить в ларьке.

«Не отходя от кассы» расскажу о четвёртом правиле: с экскурсоводом вход запрещён.  На территории монастыря есть свои экскурсоводы, разумеется, за некоторую плату. За соблюдением этого правила пристально следят и, как рычажок управления толпой, используют фразы типа: «Этот грех останется на вас.» К сожалению, такая «мода» начала распространяться во многих туристических местах России.

Святой целебный источник в честь преподобного Серафима Саровского.

После посещения Серафимо-Дивеевского монастыря, можно съездить к святым источникам. Всего их в Дивеево 6 штук,  но мы побывали лишь на одном.

Источник находится в 12 км. от Дивеево на берегу реки Сатис. Самый большой среди всех остальных, с несколькими купелями, раздельными раздевалками и каменными лестницами, ведущими с берега в воду.

Существует несколько историй происхождения родника. Рассказывают, что солдатам, которые несли службу в Саровском лесу, на границе охраняемой зоны (Саров до сих пор является закрытым городом), явился старец. Пограничники рассказали ему, что им очень хочется пить, в ответ старичок ударил посохом, и с того места забила вода.

По другой истории мимо реки шел солдат с оторванными миной руками, он очень хотел пить, но крутые берега не позволяли ему подойти к воде. И тогда перед ним явился старец и спросил: «Что ты бегаешь тут, как белка?» Солдат ответил: «Очень хочу пить, а рук нет. Может, ты меня напоишь?» На что старец сказал: «Ты эту землю защищал, вот пусть она тебя сама и поит.» Ударил посохом о землю и оттуда пошла вода.

Перед источником стоит небольшая часовенка.

Температура воды в источнике круглый год колеблется от +3 до +5 градусов. В закрытых купелях окунаются нагишом (будьте осторожны, там скользкие ступеньки), а с берега заходят в х/б сорочках. Сорочки можно купить на подъезде к источнику. Окунаются в три подхода по три раза, погружаясь в воду с головой.

Нам очень повезло, весь день небо было хмурое, а к приезду на источник выглянуло долгожданное солнышко и ветер даже ветер стих!

Для боязливых малышей поставлены горки. По личному опыту скажу — купание очень бодрит, приводит в тонус и поднимает настроение на весь оставшийся путь домой. Всем приятных купаний 🙂

Монастырь Дивеева Серафима Саровского : Labuda.blog

Часто путают монастырь в Дивеево с Серафимо-Саровской пустынью. Обе эти монашеские обители связаны с именем одного и того же великого святого русской земли. Между тем, первый монастырь является мужским монастырем, а Дивеево (Серафим Саровский был попечителем его) — женским. К тому же, одна из названных обителей находится в Тамбовской губернии, а вторая — в Нижегородской. История этого оплота монашества началась в городе Киеве, в Киево-Печерской женской лавре.

Начало истории монастыря

В XVIII веке жила одна монахиня, которая происходила из знатного рода. Она посвятила себя Богу после того, как в молодом возрасте трагически погиб ее супруг. Матушке Александре (такое имя получила она при постриге) однажды во сне было чудесное явление. Она увидела Божью Матерь, которая сказала ей, что жизненный путь монахине суждено закончить не в Киевской лавре, а в другом монастыре. Эту обитель ей самой суждено будет основать на том месте, которое укажет Богородица. Монахиня, следуя традиции, спросила о значении этого сна у нескольких старцев. Они пришли к согласному выводу, что явление Пресвятой Девы было истинным. Поэтому они благословили рабу божию Александру на долгий путь, который повелела ей проделать Дева Мария.

От маленькой церкви до большой обители

Она долго странствовала по России, оставаясь на ночлег в различных монастырях, пока, наконец, Божья Матерь не явилась ей вновь и не сказала, чтобы та закончила свои скитания по свету и основала монастырь там, где она в данный момент находилась. Этим местом была небольшая церковь, в селе Дивеево. Монахиня построила каменный храм на свои деньги неподалеку от этого единственного в селе деревянного собора. Это было первое задание будущего монастыря Серафима Саровского в Дивеево. Божья Матерь говорила Александре, что данная обитель скоро станет третьей по значимости женской общиной во всём православном мире. Считается, что теперь монастырь Серафима Саровского в Дивеево занимает четвертое место после Киевской лавры, Афона и ещё двух других. Это предсказывал старец, когда запрещал сестрам называть сельский деревянный храм приходской церковью.

Большой собор

Серафим Саровский о храме в Дивеево говорил, что он станет монастырским собором, какого еще не было на свете. Старец взял шефство над новой общиной. Среди всех настоятельниц обители особо выделялась третья по счёту. Она отличалась своей строгостью в соблюдении монастырского устава для себя и для всех сестёр. Сам Серафим Саровский, в Дивееве находясь, высоко оценил ее монашеский подвиг. Он отзывался о ней, как о непреклонной служительнице Господа. Только после смерти Серафима Саровского в XIX веке монастырь получил официальный статус. Вскоре стал строиться новый собор, который был назван Троицким и возводился более 25 лет. Проект его разработал архитектор, который занимался проектированием храма Христа Спасителя в столице России.

Расцвет монастыря

Одним из благотворителей, которые сидели много для монастыря в этот период, был человек, который написал биографию преподобного Серафима Саровского, являлся его частым собеседником и записал духовные наставления старца. Особенностью этой монашеской обители было наличие каменной мельницы, на которой трудились сёстры, населявшие монастырь. К концу XIX века число монахинь увеличилось примерно до восьмисот человек, послушниц было вдвое больше. При этом население села Дивеево было значительно меньше, чем количество человек, живших в стенах монастыря. После Октябрьской революции обитель претерпела такие же невзгоды, как и многие другие религиозные заведения.

Тяжёлые времена

Хотя сразу после Великой Октябрьской революции монастырь Серафима Саровского в Дивеево еще некоторое время благополучно существовал под видом трудовой колонии, которая была зарегистрирована в 1919 году, уже менее чем через 10 лет, в 1927, он был закрыт. Монахиням пришлось разойтись по разным обителям, которые ещё были на тот момент действующими. Многие сёстры Монастыря Серафима Саровского в Дивеево нашли приют в Тамбовском монастыре, куда попало множество монахинь со всей России. В 1937 году была закрыта и Казанская церковь, бывшая когда-то первым храмом монастыря. Единственной монахиней, которая благодаря своему долгожительству увидела монастырь возрожденным в 90-е годы XX века, была матушка Серафима. Она передала обители личные вещи, принадлежавшие святому преподобному Серафиму Саровскому. Возрождаться монастырь Серафима Саровского в Дивеево стал в конце восьмидесятых годов XX века. Первым событием из череды многих действий по восстановлению обители было строительство новой церкви на основе выкупленного у одного из сельчан дома, который в прошлом принадлежал священнику. Этот дом был перестроен в деревянный собор.

Возрождение общины

При освящении храма в него была торжественно внесена икона Серафима Саровского, которая изображала преподобного в полный рост, и на которой был помещен один из предметов священнической одежды святого. Вскоре приходу был передан и Троицкий храм, который уцелел в советские годы, но использовался не по назначению. Он был восстановлен и освящён в день памяти последнего Дивеевского священника.

Мощи Серафима Саровского в Дивеево и канонизация местных святых

В начале девяностых годов было принято решение о воссоздании женского монастыря. Вскоре были доставлены в Дивеево мощи Серафима Саровского, которые за несколько лет до этого нашли в музее атеизма в Санкт-Петербурге.

В девяностые годы монастырю были переданы все храмы, которые принадлежали ему в прошлом. Начались восстановительные работы. В начале нового тысячелетия канонизировали трёх Дивеевских монахинь, в числе которых была и матушка Александра, основательница обители.

В 2003 году, в дни празднования 100-летнего юбилея со дня прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, на территории монастыря был проведён крестный ход с мощами, а также торжественные службы патриархом Алексием Вторым. На них также присутствовал нынешний владыка Кирилл. Всего с 1988 года в монастыре восстановлено и построено семь новых церквей. Главным храмом, как и в былые времена, остаётся Троицкий собор, в котором проходят все праздничные службы, и где находятся мощи Серафима Саровского в Дивеево. В других храмах лавры также находятся мощи некоторых святых сестёр этой общины.

Святая канавка

Еще одной святыней Дивеево является Канавка Пресвятой Богородицы. Известно, что создание этого сооружения было завещано Серафиму Саровскому, святой Богородицей в начале XIX века.

По наставлению Божьей Матери канавку, то есть ров глубиной до 2 метров, должны были копать только сестры, жившие в монастыре. Местные жители и священники могли только убирать землю и помогать подносить орудия труда. В некоторые праздничные дни по этой канавке совершался крестный ход. В советское время ров был засыпан по приказу правительства. Молебны на его территории запрещались. Со времени начала восстановления монастыря стали вестись переговоры и о возрождении Святой Канавки Пресвятой Богородицы.

В начале двухтысячных годов были предприняты работы по нахождению действительного места ее расположения и реставрации этой святыни. В нескольких местах возле канавки были установлены поклонные кресты. Одной из многочисленных святынь монастыря является также икона Умиление Божьей Матери, которая до привезения на территорию монастыря после смерти преподобного Серафима Саровского, находилась в Саровской пустыни. Перед ней молился сам святой старец. Перед этим же образом он и скончался. По его завещанию икона была перенесена в Дивеевскую обитель и помещена в домовом храме. В Троицком соборе монастыря находится чудотворный список с этой иконы.

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Также в монастырских землях расположены несколько родников, самый старый из которых называется Казанским и расположен возле одноименного собора. Наиболее почитаемый из них — источник Серафима Саровского в Дивеево находится на окраине монастырских земель. В годы советской власти многие из этих источников были засыпаны, но потом вновь обретены. Недалеко от родника святого Серафима построены две часовни.

Одна была освящена в 1993 году Алексием Вторым, а вторая создавалась в течение нескольких лет и открылась в начале двухтысячных годов. Возле источника святого источника Серафима Саровского в Дивеево после постройки двух часовен были организованы и два места для окунания в воду. Известны многочисленные случаи исцеления людей после посещения этого родника. Одно из мест для окунания называется Купелью Серафима Саровского в Дивеево.

В конце двухтысячных годов на территорию обители был привезён колокол, который приобрел сам преподобный на Нижегородской ярмарке. На нем выбито имя покупателя. Эта святыня весит один пуд. Вследствие повреждения, а именно, трещины в корпусе, в данный момент колокол не действует. Его готовят для экспозиции местного музея.

Монашеская келья и портрет

В новом веке монастырь пополнился еще одной святыней, портретом первой настоятельницы монастыря и его основательницы преподобной Александры, который принадлежит кистям монахинь монастыря, живших в нём в XIX веке. После закрытия лавры в годы советской власти картина хранилась у сестер. Обнаружен же портрет был в одной из антикварных лавок Нижнего Новгорода и выкуплен благотворителями. При передаче дарители упомянули, что в биографии каждого из них был эпизод, связанный с данным монастырем. Считается что в былые времена, то есть до закрытия лавры после Великой Октябрьской революции, картина изменяла свой оттенок согласно характеру посетителя, который приходил за советом к настоятельнице монастыря. В настоящее время полотно проходит реставрацию. После завершения работ оно будет помещено в одном из храмов монастыря, где есть придел, посвящённый святой Александре. Несколько лет назад для посетителей был открыт дом, который служил кельей монахине Параскеве Ивановне, которая прославлена в лике святых и считается блаженной. В этой постройке расположены три зала, один из которых посвящен непосредственно святой, которой принадлежал домик, а также нескольким другим монахиням, жившим в этом монастыре.

Следующий зал назван в честь преподобного Серафима Саровского, где находится экспозиция, воссоздающая фрагмент кельи святого, с мебелью, которая принадлежала старцу при его жизни. Еще один зал посвящен посещению императором Николаем Вторым монастыря.

Несмотря на то, что многие слышали о монастыре Серафима Саровского в Дивеево, как доехать до него, знают не все.

Путь в Дивеево

Добираться на общественном транспорте до обители лучше всего так. Следует сначала доехать до города Арзамаса. А как доехать в Дивеево, в Серафимо-Саровский монастырь из Арзамаса? В данном населённом пункте существуют два вокзала. Нужно сесть на поезд до Дивеева на вокзале, который носит номер 2. Этот маршрут ходит через каждые два часа. Обратно в Арзамас можно уехать в семь вечера. Приезжать в монастырь лучше всего к вечернему богослужению в храме Серафима Саровского в Дивеево, которое начинается в пять часов.

Перед прибытием необходимо заранее сообщить время и дату своего прибытия в специальный паломнический центр, который действует на территории монастыря. После вечерней службы для половников устраивается трапеза, попасть на которую можно по специальным талонам, которые выдаются в центре. После ужина желающие могут совершить крестный ход, который проводится монахинями монастыря ежедневно по Священной Канавке.

Во время этого шествия сестры несут перед собой икону Умиление Божьей Матери. Следует помнить, что все посетители должны при себе иметь паспорт с печатью о прописке. На территории монастыря существует гостиница для священнослужителей, миряне же могут разместиться в той, которая находится в селе Дивеево. Следует помнить, что обитель открыта в ночные часы только в дни памяти святого преподобного.

Для желающих посетить родник

Как доехать к источнику Серафима Саровского в Дивеево?

Ежедневно от паломнического центра отправляется автобус к целебному роднику. В теплое время года таких рейсов бывает до трех в сутки. Источники, которые находятся на территории Дивеевского монастыря, можно посетить самостоятельно, также разрешается помолиться в пяти храмах.

В паломническом центре есть возможность заказать экскурсию по монашеской обители, которая проводится в течение часа. Посетителям следует помнить, что на территории монастыря действуют правила, которые сходны с общими церковными положениями о том, как нужно одеваться на богослужениях. Нельзя носить одежду выше колен, также недопустимы открытые локти. Женщины должны быть в платках. Паломники, которые желают пробыть в Дивеево более одних суток, могут посетить с экскурсиями несколько близлежащих монастырей. В настоящее время ежегодно обитель посещают тысячи туристов. В монастыре постоянно живут около 400 монахинь. Главному храму монастыря, Троицкому собору, присвоен статус памятника архитектуры. Лавра несколько раз посещалась президентом Российской Федерации, а также другими высокопоставленными лицами. В обитель входят более 20 монашеских скитов, а также подворий.

В каждом из них действует как минимум одна церковь, которая была восстановлена или построена после распада Советского Союза. Во многих подворьях есть почитаемые в православном мире иконы либо мощи святых. В главном храме обители постоянно находятся останки преподобного Серафима Саровского. Частица их прибывает также в одном из подворий, в его главной церкви. Это святыня в дни празднования 100-летия прославления святого Серафима в лике святых земли русской совершила путешествие в Курск, на родину преподобного. Она пробыла в течение некоторого времени в храме, построенном родителями его, а также в церкви, где он был крещен. Возле первого из упомянутых соборов, была открыта часовня, сделанная из дерева, которая освящена в честь святого Серафима Саровского.

О преподобном старце

Следует напомнить некоторые факты из жизни Святого Серафима, чье имя нераздельно связано с монастырем, о котором идет речь в данной главе.

Святой происходил из знатного купеческого рода. Как уже упоминалось, преподобный родился в Курске. Его отец был человеком религиозным, часто посещал церковь и жертвовал много денег на храмы. Многие соборы были возведены под его началом, так как одной из сфер его деятельности было строительство. Мать святого тоже была очень набожна и много занималась благотворительностью. Глава семьи умер в достаточно молодом возрасте. Его жене пришлось одной воспитывать троих детей и доводить до конца дело, начатое мужем, строительство храма в честь святого Сергия. Преподобный с детства чувствовал свое особое назначение в этом мире. Ему нравилось посещать церковь, читать духовные книги. В раннем возрасте он упал с колокольни возводимого родителями храма. Однако мальчик остался цел и невредим и тут же встал на ноги и пошел.

Серафим (в миру Прохор) серьёзно заболел в десять лет. Но чудесным образом исцелился, когда мать поднесла его к иконе, которую проносили возле дома во время крестного хода.

В зрелом возрасте он принял на себя подвиг затворничества. Несколько лет Серафим жил в уединении в лесу, где по преданию ветви деревьев преграждали путь незваным гостям к его жилищу. Когда какому-нибудь страннику всё же удавалось пробраться в это место и увидеть Серафима, то святой ложился на землю лицом вниз и оставался в таком положении, пока человек не удалялся. В течение долгого времени он совершал подвиг столпничества. То есть преподобный проводил большую часть суток, стоя на камне и вознося молитвы Всевышнему. В это время его руки были постоянно воздеты к небесам.

Однажды шайка разбойников забрела в этот лес. Увидев Серафима Саровского, они потребовали от него денег. Он сказал им: «Делайте то, зачем пришли». Услышав это, они жестоко избили его. После разбойники вошли в его жилище, но не нашли там желанных денег. Увидев в какой бедности он жил, они устыдились и ушли. Серафим Саровский, собрав остаток сил, смог добраться до монастыря, где он провел в больнице долгое время. После этого случая святой на всю жизнь остался горбатым. Однако разбойников, которые избили его, и которых в скором времени поймали, он попросил не наказывать. После выхода из больницы он остался в монастыре, но принял обет молчания. Через некоторое время отец Серафим получил знак от Господа Бога, что ему нужно стать старцем. То есть он должен был принимать посетителей монастыря, выслушивать их вопросы и отвечать на них, давая духовные наставления. Но даже выступая в роли духовного наставника для многих людей, во время бесед с ними он был проявлял смирение. Старец всегда просил своих учеников садиться на возвышении, при беседе с ним, в то время как он сам становился на колени. Себя он называл не иначе как убогим Серафимом . Ко всем посетителям он обращался, называя их «Радость моя».

В течении всей жизни преподобного Пречистая Дева часто являлась ему, предвещая исцеления от болезней и напутствуя его на пути духовного развития. Однажды Серафим Саровский увидел Пречистую Деву в окружении святых. Царица Небесная указала на него перстом и сказала: «Этот от нашего рода».

Музей истории Дивеевского монастыря ХХ века — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Еще один экспонат посвящен святым дивеевским монахиням: преподобным мученикам, сестрам Тестовым Пелагии и Марфе, и преподобной духовнице Матроне (Власовой). По словам одного из современных греческих священников, протопресвитера Феодосия Марцукоса, протосингела митрополии Никополиса и Превезы, «святость — это безграничное принятие воли Бога на всех этапах жизни и в любой момент. «Точное и тщательное следование устроению Господа; принятие, как будто руками Христа, любых, даже самых тяжелых обстоятельств; терпеливое терпение всех невзгод ради Господа, вознагражденное добродетелями кротости и смирения : все эти сокровища христианского духа явились в житиях дивеевских новомучеников и исповедников.

Сестры отбыли длительные сроки в концлагерях. Монахиня Матрона провела целых 17 лет, а Пелагея и Марфа умерли в лагерях. .Однако санитары их лагеря оставили в личном деле положительные личные характеристики: «Выполняет качественную работу, выполняет суточную норму работы». Так было вне зависимости от их тяжелых недугов и невыносимо тяжелых условий жизни. Строгая монашеская школа, полученная в Дивееве, оставила неизгладимый эффект: к послушаниям всегда относились с должным усердием и считали неприличным отказываться от них. В экспозиции музея представлены святыни, личные вещи монахинь, монастырская одежда и обувь.Среди экспонатов — хорошо сохранившееся пальто преподобной исповедницы Матроны, ее рукоделие, а также пара ботинок, с любовью изготовленных дивеевскими мастерицами.

Блаженные женщины, юродивые Дивеевские, разделили с монахинями тяжелый крест изгнания из их любимой обители. Тем не менее, несмотря на то, что они были включены в мирскую жизнь, они никогда не прекращали оказывать духовное руководство как монахиням, так и мирянам. Святая блаженная Параскеви Дивеевская (паша Саровская), предсказавшая в 1903 г. грядущую трагедию Императорской Семье, не дожила до закрытия своего монастыря.При этом блаженный старец странно и невнятно кричал на монахинь, подходящих или входивших в ее домик: «Прочь, жулики! Это приёмная банка!» После закрытия монастыря дом Паши, который когда-то посещали тысячи людей всех сословий и рангов, в том числе и будущие святые, действительно превратился в сберегательную кассу на долгие годы. В нынешнем музее представлены вывески советских времен, которые были обнаружены на чердаке дома при повторном открытии монастыря: «Сэкономленный пенни — это заработанный пенни» и другие плакаты, характерные для того времени.

В музее представлены личные вещи и фотографии блаженных Дивеевских женщин Марии (Фединой) и Анны (Бобковой). Посетители имеют возможность ознакомиться с допросом блаженной Марии Ивановны вместе с рукописной записью, добавленной в конце дела следователем: «Судя по внешнему виду и чертам лица, она просто сумасшедшая и эксцентричная монахиня. Она не может добавить что-нибудь еще к сказанному выше, где она подписывает, приложив отпечаток большого пальца «.

BBC — История — Обзор: Викторианская Британия, 1837 г.

Ирландия

Бедствия, вызванные голодом в Килраше, Ирландия, в 1849 году.
©

Население Соединенного Королевства на момент присоединения Виктории в 1837 году составляло около 25 человек.5 миллионов, восемь миллионов из которых жили в Ирландии. На момент ее смерти в 1901 году их число выросло до 41 миллиона.

Однако за этими цифрами скрывается огромный контраст. В то время как население Англии и Уэльса увеличилось примерно на 116% (с 15 миллионов до 32,5 миллионов), население Ирландии сократилось почти вдвое (с 8 миллионов до 4,5 миллионов), при этом численность населения сокращалась каждое десятилетие правления.

Этот резкий контраст объясняется двумя взаимосвязанными факторами. Ирландия, за исключением протестантского северо-востока вокруг Белфаста, не пережила промышленной революции в викторианскую эпоху.

Он также пережил опустошительный голод 1845–1847 гг., Вызванный неурожаем картофеля среди крестьянского населения, существование которого опасно зависело от одного источника пищи.

Ирландия потеряла более одного миллиона человек в результате разрушительного голода в 1840-х годах. За следующие полвека он потерял гораздо больше из-за неуклонной эмиграции в Великобританию, Америку и Австралию.

Эта тикающая демографическая бомба замедленного действия имела далеко идущие последствия.Большое количество ирландских католиков — как тех, кто остался, так и тех, кто уехал — обвиняли британское правительство в голоде и видели в нем окончательное доказательство того, что Акт об унии был уловкой, от которой выиграла Великобритания и от которой Ирландия продолжала страдать.

Голод погасил всякую реальную надежду на то, что ирландцы, как и шотландцы столетием ранее, смогут осознать экономические, коммерческие и культурные преимущества политического союза с более крупным и более процветающим национальным партнером.

Неизбежно, что кампании «самоуправления» росли как по количеству, так и по насилию во второй половине правления Виктории. Это также сильно повлияло на британскую политику.

«Ирландский вопрос» доминировал на последнем этапе карьеры Уильяма Гладстона, вероятно, самого способного — и, безусловно, ее самого целеустремленного — премьер-министра.

Раскол его Либеральной партии по вопросу о самоуправлении в Ирландии в 1886 г. положил начало долгому процессу маргинализации политической партии, которая доминировала на большей части правления королевы.В Ирландии не было бы самоуправления при жизни Виктории, но оно определяло политическую повестку дня в отличие от любого другого вопроса.

Политика

Что, наконец, о викторианской политической структуре? Нетрудно заметить, что это было далеко не демократично.

В начале правления Виктории примерно пятая часть взрослых мужчин имела право голоса. Эта доля увеличилась благодаря законам о парламентской реформе, принятым в 1867 и 1884 годах, до одной трети и двух третей соответственно.

Ни одна женщина не могла законно голосовать на парламентских выборах до 18 лет после смерти Виктории, а сама королева не была суфражисткой. Однако с 1870-х годов женщины играли все более влиятельную роль как в школах, избираемых на местном уровне, и в советах по делам бедных, так и в местных органах власти.

Если не демократично, то политическая система становилась все более представительной. К 1901 году мало кто утверждал — как это часто утверждалось против чартистов в 1830-х и 1840-х годах — что позволить рабочим голосовать означало бы уступить власть невежественному, бессмысленному и недостойному большинству.

Викторианские политики все больше учились «доверять людям». Они также отметили, сколько людей из «низшего сословия» могут помочь себе экономически, одновременно улучшая свое образование.

Викторианский самоучка рабочего класса становился все более значимой фигурой. Его скромные успехи позволили его «лучшим» утверждать, что Британия была особенно развитой, возможно, даже божественно привилегированной нацией.

Британии удалось модернизировать свою политическую систему, не поддавшись политическим революциям, поразившим практически всех ее европейских конкурентов.

Качество политических дебатов в викторианской Великобритании в газетах и ​​в обеих палатах парламента также было очень высоким. Борьба за политическое превосходство между Уильямом Гладстоном и Бенджамином Дизраэли в конце 1860-х и 1870-х годах представляет собой, пожалуй, самую изощренную политическую дуэль в истории страны.

Таким образом, в викторианскую эпоху Соединенное Королевство можно было с полным основанием считать мировой сверхдержавой. Однако Германия и Соединенные Штаты уже начали превосходить свои промышленные возможности, и наращивание военно-морского флота Германии вскоре станет серьезным вызовом давнему господству Великобритании.

На внутреннем фронте страна только начинала бороться с повсеместной бедностью, в то время как более половины взрослого населения оставалось без права голоса. Викторианское превосходство к 1901 году было лишь поверхностным.

Петра | История, карта, местоположение и факты

Петра , арабский Багра , древний город, центр арабского королевства в эллинистические и римские времена, руины которого находятся на юго-западе Иордании. Город был построен на террасе, которую с востока на запад пересекала Вади Муса (Долина Моисея) — одно из мест, где, согласно преданию, вождь израильтян Моисей ударил по скале, и из нее хлынула вода.Долина окружена скалами из песчаника с прожилками красного и пурпурного, варьирующимися до бледно-желтого, и по этой причине английский библеист XIX века Джон Уильям Бургон назвал Петру «розово-красным городом, наполовину древним, как время». Современный город Вади-Муса, расположенный рядом с древним городом, в основном обслуживает постоянный поток туристов, которые продолжают посещать это место.

Британская викторина

Ближний Восток: факт или вымысел?

Очень ли высок уровень грамотности в Афганистане? Йемен получил свое название от арабского слова, означающего «север»? Рассортируйте факты в этой викторине о Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока.

Греческое имя Петра («Скала»), вероятно, заменило библейское имя Села. В Петре были обнаружены останки периодов палеолита и неолита, и известно, что эдомиты населяли эту территорию около 1200 г. до н. Э. Спустя столетия набатейцы, арабское племя, заняли его и сделали столицей своего королевства. В 312 г. до н. Э. Регион подвергся нападению сил Селевкидов, которым не удалось захватить город. При набатейском правлении Петра процветала как центр торговли пряностями, в которую входили такие разрозненные области, как Китай, Египет, Греция и Индия, и население города увеличилось до 10 000–30 000 человек.

Когда набатейцы потерпели поражение от римлян в 106 году н. Э., Петра стала частью римской провинции Аравия, но продолжала процветать, пока изменение торговых путей не привело к постепенному упадку ее торговли. После землетрясения (не первого), разрушившего город в 551 году, значительная жилая площадь, похоже, исчезла. Исламское вторжение произошло в 7 веке, и форпост крестоносцев свидетельствует о деятельности там в 12 веке. После крестовых походов этот город был неизвестен западному миру, пока в 1812 году его не открыл швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт.

Раскопки 1958 года, проведенные от имени Британской школы археологии в Иерусалиме, а затем и Американского центра восточных исследований, значительно расширили знания о Петре. К руинам обычно подступают с востока по узкому ущелью, известному как Сик (Вади ас-Сик). Одним из первых мест, которые можно увидеть с Сика, является Хазна («Сокровищница»), которая на самом деле представляет собой большую гробницу. Аль-Дайр («Монастырь») — один из самых известных высеченных в скалах памятников Петры; это недостроенный фасад гробницы, который в византийские времена использовался как церковь.Многие гробницы Петры имеют сложные фасады и в настоящее время используются как жилища. Высокое место жертвоприношений, культовый алтарь библейских времен, хорошо сохранился. Чтобы прокормить многочисленное население древнего города, его жители поддерживали обширную гидрологическую систему, включая плотины, цистерны, высеченные в скале водные каналы и керамические трубы. Раскопки, начатые в 1993 году, выявили еще несколько храмов и памятников, которые дают представление о политических, социальных и религиозных традициях древнего города.Руины уязвимы для наводнений и других природных явлений, а увеличение потока туристов также повредило памятники. В 1985 году Петра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. См. Также Искусство и архитектура Ирана: Петра и Пальмира.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Краткая история брака | История

Союз мужчины и женщины, признанный авторитетом или церемонией, так же стара, как сама цивилизация, и брак в том или ином виде встречается практически в каждом обществе.Но на протяжении веков брак принимал разные формы.

Ранние браки возникли из-за потребности древних обществ обеспечить безопасную среду для размножения, передачи прав собственности и защиты родословных. Древнееврейский закон требовал, чтобы мужчина стал мужем вдовы умершего брата.

Но даже в те ранние времена брак во многом был связан с любовью и желанием, поскольку он был социальной и экономической стабильностью.Считается, что по своей округлости обручальное кольцо, обычай, восходящий к Древнему Риму, олицетворяет вечность и вечный союз. Когда-то считалось, что от безымянного пальца левой руки к сердцу идет вена или нерв.

Многие другие современные брачные традиции берут свое начало в эти древние времена. Говорят, что молодожены способствуют фертильности, выпивая медовый напиток из меда во время определенных лунных фаз, и именно эта традиция является источником слова «медовый месяц».

Понимание брака сильно различается от культуры к культуре. В некоторых культурах институт рассматривался как эндогамный (мужчины должны были вступать в брак в рамках своей социальной группы, семьи, клана или племени), экзогамный (женитьба за пределами географического региона или социальной группы) или полигамный (позволяющий мужчинам жениться более чем на одной невесте) .

Полигамия была официально запрещена к концу существования Римской империи законами, запрещающими прелюбодеяние, блуд и другие отношения, выходящие за рамки моногамного завета на всю жизнь.Здесь были посеяны семена современного брака, которые распространились на современный западный мир.

В европейских странах брак традиционно считался гражданским институтом. Около 5-го века великие христианские богословы, такие как Августин, писали о браке, и христианская церковь заинтересовалась этой церемонией.

Именно в этот момент христиане начали заключать браки со служителями на христианских собраниях, но именно в 12 веке Римско-католическая церковь официально определила брак как таинство, санкционированное Богом.

В католицизме до сих пор считается, что таинство брака заключается между Богом, мужчиной и женщиной, в то время как Реформация шестнадцатого века н.э. переоценила брак как просто пожизненный и моногамный завет между мужчиной и женщиной. .

В викторианскую эпоху романтическая любовь стала рассматриваться как основное требование брака, а ритуалы ухаживания стали еще более формальными. Заинтересованный джентльмен не мог просто подойти к девушке и начать разговор.Он должен был быть официально представлен, и только по прошествии некоторого времени считалось уместным, чтобы мужчина поговорил с дамой или чтобы пара увидела вместе.

После официального представления, если джентльмен желал проводить женщину домой с вечеринки, он предъявлял ей свою карточку, и в конце вечера женщина рассматривала свои варианты и выбирала, кто будет ее сопровождающим! Затем она уведомляла счастливого джентльмена, давая ему свою карточку с просьбой сопроводить ее домой.

Практически все ухаживания проходили в доме девочки, всегда под присмотром бдительных родителей.Если ухаживание продолжится, пара может выйти на крыльцо. Пары также редко видели друг друга без сопровождающего, и предложения руки и сердца делались часто.

Развод существует примерно столько же, сколько и брак, поэтому, хотя у нас было много практики в моногамии, мы все еще не очень в этом хороши!

Древние греки широко разрешали развод, но даже в этом случае лицо, просящее о разводе, должно было подать прошение в суд, который определил, были ли приведенные причины достаточными.В отличие от этого развод был редкостью в раннеримской культуре. Однако по мере роста могущества и авторитета империи гражданское право приняло идею о том, что муж или жена могут отказаться от брака по своему желанию.

На протяжении последней тысячи лет развод, как правило, не одобрялся, и с первых лет христианской эпохи единственным «правильным» способом расторжения брака было расторжение брака — статус, который предоставлялся только церковью. Конечно, один британский король изменил все это в шестнадцатом веке, имея, возможно, самый известный развод в британской истории.

В 1533 году Генрих VIII разорвал связи Англии с католической церковью и навсегда изменил лицо нашей страны исключительно потому, что он хотел развестись с Екатериной Арагонской и жениться на Анне Болейн.

Во многих частях Европы и Америки XVI и XVII веков широко использовалась концепция «связывания». Этот процесс позволял ухаживающим парам спать на одной кровати, полностью одетой с «доской для связывания», разделяющей их. Это позволило паре поговорить и познакомиться друг с другом в безопасных пределах дома девушки.

В некоторых частях Европы 18 века бисквит или буханка хлеба ломалась над головой невесты, когда она выходила из церкви. Незамужние гости бросались за кусками, и они клали их себе под подушки, чтобы помочь собственному состоянию в браке. Считается, что традиция иметь свадебный торт восходит к этому странному обычаю.

Религия в англосаксонских королевствах

От язычества до христианства мы исследуем религии англосаксонской Англии.

Германские переселенцы, поселившиеся в Британии в V веке, были язычниками. С конца шестого века миссионеры из Рима и Ирландии обратили правителей англосаксонских королевств в религию — христианство, зародившуюся на Ближнем Востоке.
Обращение в христианство оказало огромное социальное и культурное влияние на англосаксонскую Англию. С этой религией пришла грамотность и написание книг и документов. Подавляющее большинство рукописей, которые сохранились с этого периода, были сделаны церковниками и женщинами и хранились в библиотеках монастырей и соборов.

Англосаксонское язычество

Первые носители английского языка были язычниками, которые поклонялись множеству различных богов и сверхъестественных сил. Об англосаксонских языческих обычаях известно немного, и доказательства приходится собирать по кусочкам из топонимов и археологических данных. Насколько нам известно, англосаксонские язычники не полагались на письменные тексты. Те писания, которые действительно описывают языческие обычаи в ранних англосаксонских королевствах, были написаны церковными деятелями, такими как Беда (умер в 735 г.).Описания Бедой храмов, священников и различных языческих богов, похоже, основаны на греко-римской мифологии, а не на непосредственном опыте англосаксонского язычества.

Обращение в христианство

Христианство пришло в Британию в римский период. Первым британцем, которого сочли святым, был Албан, римский солдат, замученный около 303 года. После затмения римского правления англоязычные язычники стали доминировать на юге и востоке Британии, но общины романо-британских христиан выжили, особенно в Запад.Среди них были святой Патрик, который родился на юго-западе Британии в конце четвертого или начале пятого века, и Гилдас, который, вероятно, написал «Руины Британии» в шестом веке. По словам Гильдаса, бритты потерпели поражение от англосаксов, потому что их лидеры не были достаточно набожными.

Правители англосаксов начали принимать христианство с конца шестого века. Этот процесс обращения является предметом книги Беда «Церковная история английского народа ».Папа Григорий I (590–604) послал группу миссионеров в англосаксонские королевства во главе с Августином, который стал первым архиепископом Кентерберийским. Они прибыли в Кент в 597 году и обратили короля Этельберта (умер в 616 году) и его двор.

ирландских миссионера также помогли обратить англосаксов в христианство. В 635 году король Нортумбрии Освальд (умер в 642 г.) пригласил ирландского монаха Эйдана (умер в 651 г.) стать епископом в его королевстве. Эйдан жил в монастыре на Ионе, у побережья Шотландии, который был основан святым Колумбой.В Нортумбрии Эйдан основал монастырь на приливном острове Линдисфарн, недалеко от королевского центра в Бамбурге.

Это ирландское влияние можно увидеть в «островной» культурной зоне, которая возникла на севере Великобритании и Ирландии. Металлические изделия и рукописи, созданные в этих регионах, используют схожие художественные мотивы и сценарии. Одними из самых ярких примеров этого «островного» стиля являются страницы с абстрактным декором, которые можно найти в таких книгах Евангелий, как Книга Дарроу, Евангелия Линдисфарна и Евангелия Ото-Корпуса.

.