Манифест об учреждении законосовещательной Государственной думы

НАЧАЛО РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

В обстановке развития революции император Николай II должен был спешить с выполнением обещаний, возвещенных в рескрипте министру внутренних дел А.Г.Булыгину. 6 августа 1905 г. был издан Манифест о созыве представительного органа — Государственной думы. Последняя получала совещательные права, и власть императора, таким образом, по-прежнему оставалась неограниченной. Выборы в Думу предполагалось сделать многостепенными. Все избиратели делились на три курии: землевладельческую (преимущественно — помещики), городскую (крупные городские собственники) и крестьянскую. Депутаты Думы должны были выбираться губернскими избирательными собраниями, членами которых являлись выборщики, представлявшие соответствующие курии. Широкие слои населения (женщины, рабочие, учащиеся, военнослужащие и др.) избирательных прав не получали.

Обещание созвать Государственную думу являлось бесспорно уступкой со стороны самодержавия, но уступкой весьма скромной и запоздалой. Дальнейшие события сорвали созыв «Булыгинской Думы». В октябре 1905 г. разразилась Всероссийская политическая стачка, в которой участвовало около 2 млн. человек. В рядах забастовщиков, требовавших свержения самодержавия и созыва Учредительного собрания, оказались не только рабочие, но и служащие, интеллигенты. Вся жизнь страны была парализована. Не имевшая в своем распоряжении достаточного количества надежных войск власть попала в критическое положение, теряя контроль над ситуацией. В правящих кругах усиливались колебания. Репрессивные меры не давали эффекта. В этих условиях роль спасителя династии сыграл С.Ю. Витте, пребывавший (после отставки в 1903 г. с поста министра финансов) в опале. Выход из сложившейся ситуации С.Ю.Витте видел в либеральных реформах, способных привлечь на сторону самодержавия оппозицию. 17 октября 1905 г. Николай II подписал после долгих колебаний Манифест, составленный в духе программы С.Ю.Витте. Этот акт обещал даровать населению демократические свободы, предоставить Думе законодательные права, расширить круг лиц, имевших возможность участвовать в выборах депутатов. 19 октября 1905 г. именным указом был реорганизован существующий еще с 1857 г., но крайне редко собиравшийся Совет министров. Он превратился в постоянно действующее высшее учреждение — в правительство Российской империи. Руководство Советом было возложено на особое должностное лицо — председателя Совета министров, призванного играть роль главы правительства. Первым председателем Совета министров стал С.Ю.Витте.

Таким образом, «Булыгинская дума» существовала только как идея, а реакция на нее стала основанием для последующих преобразований.

По материалам кн.: История России от древнейших времен до начала XX в. Под. ред. И.Я.Фроянова.

http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob/1905bulygduma.php

ИЗБИРАТЕЛИ И ПОРЯДОК ВЫБОРОВ

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою написано: «Быть по сему»

Положение

I. Общие положения

1. Выборы в Государственную думу производятся: а) по губерниям и областям и б) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Астрахани, Баку, Варшаве, Вильне, Воронежу, Екатеринославу, Иркутску, Казани, Киеву, Кишеневу, Курску, Лодзи, Нижнему Новгороду, Одессе, Орлу, Риге, Ростову-на-Дону, совместно с Нахичеванью, Самаре, Саратову, Ташкенту, Тифлису, Туле, Харькову и Ярославлю.

Примечание: Выборы в Государственную думу от губерний Царства Польского, областей Уральской и Тургайской и губерний и областей Сибирских, генерал-губернаторств Степного и Туркестанского и наместничества Кавказского, а также выборы от кочевых инородцев производятся на основании особых правил.

2. Число членов Государственной думы по губерниям, областям и городам устанавливается приложенным к сей статье расписанием.

3. Избрание членов Государственной думы по губерниям и областям (ст. 1, п. а) производится губернским избирательным собранием. Собрание это образуется под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей и в) уполномоченных от волостей и станиц.

4. Общее число выборщиков по каждой губернии или области, а равно распределение их между уездами и съездами устанавливается приложенным к сей статье расписанием.

5. Избрание членов Государственной думы от указанных в пункте б статьи 1 городов производится избирательным собранием, образуемым под председательством городского головы или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых: в столицах — в числе ста шестидесяти, а в остальных городах — в числе восьмидесяти.

6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.

7. Кроме указанных в предшедшей (6) статье лиц, в выборах не участвуют также: а) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного чрез обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; б) отрешенные по судебным приговорам от должности — в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; в) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте а или влекущих за собой отрешение от должности; г) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее; д) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастною; е) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат и ж) осужденные за уклонение от воинской повинности.

8. Не принимают участия в выборах: а) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники — в пределах подведомственных им местностей и б) лица, занимающие полицейские должности — в губернии или городе, по которым производятся выборы.

Из «Высочайше утвержденного положения о выборах в Государственную Думу» от 6(19) августа 1905 г.

БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА – КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПРОЕКТ

В начале июля в Москве собрался четвертый земский съезд. На нем впервые в лице кн. Н. Ф. Касаткина-Ростовского, избранного курским земством, раздался голос правых. Но огромное большинство съезда было настроено еще левее, чем прежде. То, что было известно о «Булыгинском проекте», не удовлетворяло конституционные круги. Июньские вспышки не смутили земцев, а скорее убедили их в необходимости принять более резкий тон. «На реформу рассчитывать нечего, — говорил И. И. Петрункевич. — Мы можем рассчитывать на себя и на народ. Скажем же это народу. Не надо туманностей… Революция — факт. Мы должны ее отклонить от кровавых форм… Идти с петициями надо не к Царю, а к народу». (Это заявление вызвало демонстративный уход со съезда трех правых делегатов.)

Съезд постановил обратиться с воззванием к народу и решил уполномочить свое бюро «в случае надобности входить в соглашение с другими организациями». Эта краткая формула вызвала больше всего прений и прошла только 76 голосами против 52. Она открывала возможность соглашений между земской организацией и другими, открыто революционными силами, в первую очередь Союзом союзов.

Государь был возмущен и встревожен такими решениями, принятыми через какой-нибудь месяц после приема делегации — после так лояльно и искренне звучавшей речи кн. Трубецкого. Он поручил сенатору Постовскому запросить руководителей земских съездов — как понимать такое противоречие между словами и делами? Запрошенные лица доказывали, что никакого противоречия нет, что обращение к народу — только «новый шаг на прежнем пути»; а фактически руководившая июльским съездом группа «земцев-конституционалистов» прямо постановила: «Посылка депутации 6 июня представляется не актом земских конституционалистов, а актом коалиционного съезда, и результат ее ни в чем не связывает нас».

Таким образом, когда государь захотел снестись с «земскими людьми», которые приходили к нему с хорошими словами, — вдруг оказалось, что обращаться не к кому. Это оставило горький след в его душе и создало в нем убеждение, что на эти крути «положиться нельзя». Между тем, сознательной неискренности тут не было ни с чьей стороны: земские съезды не были организованной силой; они бывали только орудием других, более сплоченных групп, и прежде всего «Союза освобождения».

18 июля в Петергофе начались совещания по поводу проекта Государственной думы. В них участвовало несколько десятков человек — великие князья, министры, наиболее видные члены Гос. совета, несколько сенаторов, а также известный историк проф. В. О. Ключевский. Председательствовал государь. Когда статья была достаточно обсуждена, государь объявлял, утверждает ли он ее или нет; это заменяло голосование.

Наибольшие споры вызвала статья, по которой проекты, отвергнутые Гос. думой, не могли представляться на утверждение государя: в этом усмотрели ограничение царской власти; статья была изменена.

Во время прений об избирательном законе некоторые члены совещания настаивали на том, чтобы можно было избирать и неграмотных, которые — элемент благонадежный и говорят «эпическим языком», — на что министр финансов В. Н. Коковцов с присущим ему сухим юмором заметил: «Не следует слишком увлекаться желанием выслушивать в Думе эпические речи неграмотных стариков… Они будут только пересказывать эпическим слогом то, что расскажут им другие». Требование грамотности для депутатов было сохранено.

Проект, обсуждавшийся в Петергофе с 19 по 26 июля, был затем опубликован в день Преображения и получил прозвание «закон 6 августа» или «Булыгинская Дума». Он устанавливал совещательное народное представительство, имеющее право обсуждать проекты законов и государственную роспись, задавать вопросы правительству и указывать на незаконные действия властей путем непосредственного доклада своего председателя государю. Наряду с Думой сохранялся существующий Государственный совет как учреждение, имеющее опыт в разработке законов. Государь мог издавать законы и вопреки заключениям Думы и Совета; но обсуждение проектов в двух «палатах» давало возможность выяснить отношение общества, и можно было ожидать, что без серьезных оснований монарх едва ли стал бы действовать против ясно выраженного мнения выборных от населения.

Избирательный закон был всецело основан на идее лояльности крестьянства. Все крестьяне, а также землевладельцы могли участвовать в избрании выборщиков, которые затем сходились для выбора депутатов. В городах, наоборот, избирательное право было очень ограниченным; голосовать могли только домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Рабочие и интеллигенция были почти совершенно исключены.

«Привлекши без всякого ценза огромную крестьянскую массу к выборам в Думу, — писало «Освобождение», — самодержавная бюрократия признала, что народное представительство в России может быть основано только на демократической основе…»

Закон 6 августа не вызвал восторга почти ни в ком: большинство общества не мирилось с совещательным характером Гос. думы, а в дворянских кругах были недовольны отказом от сословного начала при выборах и преобладанием крестьянских выборщиков. Некоторые правые круги были также недовольны тем, что евреи допускались к выборам на общем основании.

Государь надеялся, что крестьянская Дума будет соответствовать тому истинному облику русского народа, в который он продолжал глубоко верить.

С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-210-35.html

РЕАКЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Приехав после этого в Москву, я очутился перед подготовкой патриотической демонстрации иного рода, способной действительно выразить, если не «народное», то национальное негодование. В Москве заседала как раз тогда небольшая группа земского меньшинства для выяснения своего отношения к предстоявшим выборам в «Булыгинскую» Думу. Представитель большинства земских съездов, Ф. А. Головин от имени бюро съездов предложил Д. Н. Шипову, отложив на этот раз, в виду серьезности момента, разделявшие «земцев» разногласия, собраться вместе на общий («коалиционный») съезд 24 мая. Не без колебаний, это предложение было принято, хотя тотчас же обнаружились глубокие разногласия относительно цели объединения. Меньшинство шло на съезд с целью «поддержать власть» в трудную минуту. Большинство хотело добиться от власти «изменения государственного строя». В этом духе был составлен и проект «адреса-петиции» для представления царю.

Из воспоминаний П.Н. Милюкова.

ЛЕНИН О БОЙКОТЕ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

…Ясно, что наша тактика должна состоять в настоящий момент, во-первых, в поддержке идеи бойкота. Самый вопрос об этом бойкоте есть вопрос внутри буржуазной демократии. Рабочий класс тут прямо не заинтересован, но он безусловно заинтересован в поддержке той части буржуазной демократии, которая революционнее, он заинтересован в расширении политической агитации и обострении ее. Бойкот Думы — есть усиленное обращение буржуазии к народу, развитие ее агитации, увеличение числа поводов для нашей агитации, углубление политического кризиса, т. е. источника революционного движения. Участие либеральной буржуазии в Думе — есть ослабление ее агитации в настоящем, обращение ее более к царю, чем к народу, приближение контрреволюционной сделки между царем и буржуазией.

Манифест об учреждении в России Государственной думы. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 19 августа /6 августа по ст.ст./ 1905 г. император Николай II подписал Манифест об учреждении в России Государственной думы — высшего законосовещательного представительного органа. Манифестом провозглашалось «призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». В тот же день император подписал Положение о выборах депутатов.

Согласно Манифесту, Дума должна была осуществлять предварительную разработку и обсуждение законодательных инициатив, затем передавать их в Государственный совет, который в свою очередь отправлял законопроекты на утверждение царя.

На фоне усиления революционных настроений и начавшейся в октябре 1905 г. Всероссийской политической стачки 17 октября того же года Николай II был вынужден подписать новый Манифест об усовершенствовании государственного порядка. Документ расширил полномочия Думы, придав ей законодательные функции. Манифест провозглашал, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы», а также предоставлял право депутатам «участвовать в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей».

Госдума стала нижней палатой парламента. Функции верхней палаты были возложены на назначаемый императором Государственный совет, который одобрял или отклонял принятые Думой законы. К ведению нижней палаты относилось принятие законов, внесенных правительством, и утверждение части государственного бюджета. Право менять основные государственные акты она не имела.

27 апреля 1906 г. состоялось торжественное открытие первой российской Думы. С 1906 г. по 1917 г. она избиралась четырежды: в 1906, 1907 (дважды) и в 1912 гг. Дважды досрочно распускалась по решению императора в 1906 и 1907 гг. Общее число депутатов составляло в разные годы от 442 до 524 человек. Последнее в истории императорской России заседание Думы состоялось накануне Февральской революции 25 февраля 1917 г. Полномочия депутатов были прекращены Временным правительством 6 октября 1917 г.

После свержения монархии в 1917 г. Временное правительство предприняло попытку создания нового парламента. В ноябре 1917 г. в России прошли выборы в Учредительное собрание. Но уже 6 января 1918 г. оно было разогнано большевиками. После Октябрьской революции 1917 г. высшим органом государственной власти РСФСР был Всероссийский съезд Советов. В 1936 г. на смену ему пришел двухпалатный Верховный Совет, состоявший из Совета Союза и Совета национальностей.

В 1988 г. был принят закон о проведении выборов нового высшего органа госвласти — Съезда народных депутатов СССР (избран 1989 г.), а в 1989 г. — о выборах Съезда народных депутатов РСФСР (1990). 12 июня 1990 г. народные депутаты РСФСР приняли Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. В перерыве между съездами действовали Верховные Советы СССР и РСФСР. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР (с 26 декабря 1991 г. — РФ) были распущенны 21 сентября 1993 г. указом президента РФ Бориса Ельцина.

Новый российский парламент был образован после принятия конституции 12 декабря 1993 г. Представительным и законодательным органом РФ стало Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Госдума в составе 450 депутатов формируется путем общенациональных прямых выборов и представляет население страны в целом.

К ведению Думы относится принятие федеральных и федеральных конституционных законов, выражение согласия президенту РФ на назначение председателя правительства и решение вопроса о доверии правительству РФ, выдвижение обвинений против главы государства для отрешения его от должности, заслушивание ежегодных отчетов правительства РФ о результатах деятельности, назначение и освобождение от должности председателя Центробанка, Уполномоченного по правам человека, главы Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, объявление амнистии.

Первые в новейшей истории России выборы в Госдуму состоялись 12 декабря 1993 г. Позднее, выборы депутатов проходили 17 декабря 1995 г., 19 декабря 1999 г., 7 декабря 2003 г., 2 декабря 2007 г. и 4 декабря 2011 г. Выборы палаты седьмого созыва состоятся в третье воскресенье сентября 2016 г.

Дума первого созыва избиралась сроком на два года, срок полномочий четырех следующих созывов составил четыре года, а действующий шестой созыв избран на пять лет. С 2011 г. пост председателя Государственной думы занимает Сергей Нарышкин.

Манифест об учреждении Государственной думы — Документ


Манифест об учреждении Государственной Думы 1905 года, августа 6


Объявляем всем Нашим верным подданным:


Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением Царя с народом и народа с Царем. Согласие и единение Царя и народа великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, и является доныне залогом ее единства, независимости и целости, материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем.


В манифесте Нашем, данном 26 февраля 1903 года, призывали Мы к тесному единению всех верных сынов отечества для усовершенствования государственного порядка установлением прочного строя в местной жизни. И тогда озабочивала Нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни. О сем не переставали мыслить Самодержавные Цари, Наши предшественники.


Ныне настало время, следуя благим начинаниям Их, призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.


В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили Положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин.


О порядке участия в Государственной думе выборных от Великого княжества Финляндского по вопросам общих для империи и сего края узаконений будет Нами указано особо.


Вместе с сим повелели Мы министру внутренних дел безотлагательно представить Нам к утверждению Правила о приведении в действие Положения о выборах в Государственную думу с таким расчетом, чтобы члены от 50 губерний и области Войска Донского могли явиться в Думу не позднее половины января 1906 г.


Мы сохраняем всецело за Собою заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной думы, и когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее Учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания.


Питаем уверенность, что избранные доверием всего населения люди, призываемые ныне к совместной законодательной работе с правительством, покажут себя пред всею Россией достойными того Царского доверия, коим они призваны к сему великому делу, и в полном согласии с прочими государственными установлениями и с властями, от нас поставленными, окажут Нам полезное и ревностное содействие в трудах Наших на благо общей Нашей Матери России, к утверждению единства, безопасности и величия государства и народного порядка и благоденствия.


Призывая благословение Господне на труды учреждаемого Нами государственного установления, Мы с непоколебимою верою в милость Божию и в непреложность великих исторических судеб, предопределенных Божественным промыслом дорогому Нашему отечеству, твердо уповаем, что с помощью Всемогущего Бога и единодушными усилиями всех своих сынов Россия выйдет с торжеством из постигших ее ныне тяжких испытаний и возродится в запечатленных тысячелетнею ее историей могуществе, величии и славе.


Дан в Петергофе, в 6-й день августа, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же Нашего в одиннадцатое.


На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано:


НИКОЛАЙ

Манифест об учреждении Государственной Думы — Викитека

ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ от 6 августа 1905 г.

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ
МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ,
ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ
и прочая, и прочая, и прочая
Объявляем всем нашим верноподданным:

Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением царя с народом и народа с царем. Согласие и единение царя и народа — великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, является и доныне залогом ее единства, независимости и целости материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем.

В манифесте нашем, данном 26 февраля 1903 г., призывали мы к тесному единению всех верных сынов Отечества для усовершенствования государственного порядка установлением прочного строя в местной жизни. И тогда озабочивала нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни. О сем не переставали мыслить самодержавные цари, наши предшественники.

Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.

В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин.

О порядке участия в Государственной думе выборных от великого княжества Финляндского по вопросам общих для империи и сего края узаконений будет нами указано особо.

Вместе с сим повелели мы министру внутренних дел безотлагательно представить нам к утверждению правила о приведении в действие положения о выборах в Государственную думу, с таким расчетом, чтобы члены от 50 губерний и области Войска Донского могли явиться в Думу не позднее половины января 1906 года.

Мы сохраняем всецело за собой заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной думы, и когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания.

Питаем уверенность, что избранные доверием всего населения люди, призываемые ныне к совместной законодательной работе с правительством, покажут себя перед всей Россией достойными того царского доверия, коим они призваны к сему великому делу, и в полном согласии с прочими государственными установлениями и с властями, от нас поставленными, окажут нам полезное и ревностное содействие в трудах наших на благо общей нашей матери России, к утверждению единства, безопасности и величия государства и народного порядка и благоденствия.

Призывая благословение господне на труды учреждаемого нами государственного установления, мы с непоколебимой верой в милость божию и в непреложность великих исторических судеб, предопределенных божественным промыслом дорогому нашему отечеству, твердо уповаем, что с помощью всемогущего бога и единодушными усилиями всех своих сынов, Россия выйдет с торжеством из постигших ее ныне тяжких испытаний и возродится в запечатленных тысячелетней ее историей могущества, величии и славе.

Дан в Петергофе, в 6-й день августа, в лето от рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего в одиннадцатое.

Манифест Николая II об учреждении Государственной Думы в России (Булыгинская дума)

6 (19) августа 1905 г. император Николай II подписал манифест об учреждении в России Государственной Думы — высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. В тот же день было опубликовано «Положение о выборах в Государственную Думу».

Началом разработки проекта стало обращение 31 января (13 февраля) 1905 г. министра земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолова к императору Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. По данному вопросу в феврале дважды собирался Совет министров, но решение так и не было принято. Вскоре на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина был дан рескрипт, поручавший ему председательство в Особом совещании для разработки проекта положения о Государственной думе. По имени своего создателя этот проект получил название Булыгинской думы.

Подготовленный в Министерстве внутренних дел проект обсуждался на совещаниях у императора в Новом Петергофе при участии великих князей, членов Государственного Совета и министров.

Дума должна была быть созвана не позднее середины января 1906 г. Согласно проекту, она получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчёт государственного контроля и давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет, откуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение». Дума должна была избираться на 5 лет. Большинство населения не имело избирательных прав, в том числе лица моложе 25-ти лет, рабочие, женщины, учащиеся, военнослужащие, иностранные подданные, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники и полицейские чины в пределах подведомственных им местностей. Выборы проводились по губерниям и областям, а также отдельно по столицам и 23-м крупным городам. Для крестьян предполагалось установить четырёхстепенные, а для помещиков и буржуазии — двухстепенные выборы; 42% выборщиков должны были избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% — съездами уездных землевладельцев, и 24% — съездами городских избирателей.

Избрание членов Государственной Думы должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей под председательством губернского предводителя дворянства или собранием городских избирателей под председательством городского головы.

Члены Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) призывали рабочих и крестьян к активному бойкоту Булыгинской думы и использовали свою агитационную кампанию для подготовки вооружённого восстания. Созыв Булыгинской думы был сорван в результате революционных событий в октябре 1905 г., вынудивших российского императора издать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» о создании Государственной Думы с законодательными полномочиями.

Лит.: Аврех А. Я. Булыгинская дума // Большая советская энциклопедия. Т. 4. М., 1971; Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: Реформы и революция. Спб., 1991; Государственная дума в России. Сб. документов и материалов М., 1957; Ленин В. И. Бойкот булыгинской Думы и восстание // В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 11; Осипов С. В. Булыгинская дума: Борьба вокруг создания народного представительного учреждения : дис. … к. и. н. М., 1997; Осипов С. В. Первые шаги российского парламентаризма: борьба за народное представительство в 1904-05 гг. Ульяновск, 2006; Петергофские совещания о проекте Государственной думы: Какую Думу хотели дать народу Николай II и его министры. Пг., 1917.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 25 (1905). СПб., 1908. № 26803. С. 754-755; № 26656. С. 637-638; № 26661. С. 640-645.

Манифест об учреждении Государственной Думы. 6 августа 1905 г.

Печатается с сайта «Демократия.Ру» http://www.democracy.ru/library/publications/voter/special/el_history

Объявляем всем Нашим верным подданным: Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением Царя с народом и народа с Царем. Согласие и единение Царя и народа великая нравственная сила, созидавшая Россию в течение веков, отстоявшая ее от всяких бед и напастей, и является доныне залогом ее единства, независимости и целости, материального благосостояния и развития духовного в настоящем и будущем. 
 

В манифесте Нашем, данном 26 февраля 1903 года, призывали Мы к тесному единению всех верных сынов отечества для усовершенствования государственного порядка установлением прочного строя в местной жизни. И тогда озабочивала Нас мысль о согласовании выборных общественных учреждений с правительственными властями и об искоренении разлада между ними, столь пагубно отражающегося на правильном течении государственной жизни. О сем не переставали мыслить Самодержавные Цари, Наши предшественники. 
 

Ныне настало время, следуя благим начинаниям Их, призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.

В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили Положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин.

О порядке участия в Государственной думе выборных от Великого княжества Финляндского по вопросам общих для империи и сего края узаконений будет Нами указано особо.

Вместе с сим повелели Мы министру внутренних дел безотлагательно представить Нам к утверждению Правила о приведении в действие Положения о выборах в Государственную думу с таким расчетом, чтобы члены от 50 губерний и области Войска Донского могли явиться в Думу не позднее половины января 1906 г.

Мы сохраняем всецело за Собою заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной думы, и когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее Учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания.

Питаем уверенность, что избранные доверием всего населения люди, призываемые ныне к совместной законодательной работе с правительством, покажут себя пред всею Россией достойными того Царского доверия, коим они призваны к сему великому делу, и в полном согласии с прочими государственными установлениями и с властями, от нас поставленными, окажут Нам полезное и ревностное содействие в трудах Наших на благо общей Нашей Матери России, к утверждению единства, безопасности и величия государства и народного порядка и благоденствия.

Призывая благословение Господне на труды учреждаемого Нами государственного установления, Мы с непоколебимою верою в милость Божию и в непреложность великих исторических судеб, предопределенных Божественным промыслом дорогому Нашему отечеству, твердо уповаем, что с помощью Всемогущего Бога и единодушными усилиями всех своих сынов Россия выйдет с торжеством из постигших ее ныне тяжких испытаний и возродится в запечатленных тысячелетнею ее историей могуществе, величии и славе.

Дан в Петергофе, в 6-й день августа, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же Нашего в одиннадцатое.

На подлинном Собственною Его императорского величества рукою подписано: 
«НИКОЛАЙ»
 


Выверено по изданию: Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XХV. Отд-ние 1-е.–СПб., 1908.–Ст. 26656.–С. 637-638

6 августа 1905 г. — Закон об учреждении законосовещательной Государственной думы

Государственная дума Российской империи — законосовещательный, позже — законодательный представительный орган Российской империи. Она являлась нижней палатой парламента, верхней был Государственный совет. Всего было 4 созыва Государственной думы.

До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.

Манифестом от 6 августа 1905 года император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным, обсужденные на Петергофском совещании под председательством Николая II и утверждённые царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Манифест 20 февраля 1906 года дополнительно определил способы законодательного взаимодействия органов высшей власти; фактически он преобразовал Государственный совет Российской империи в подобие верхней палаты парламента. В апреле 1906 года была создана Библиотека Государственной Думы, которая проработала до 1918 года, когда декретом Совнаркома канцелярия Государственной Думы и все структуры, составлявшие её аппарат, в том числе и библиотека, были упразднены. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

Комиссия Государственной Думы направила письмо Председателю Бундестага Германии о парламентском контроле за расследованием дела Навального

Комиссия по расследованию иностранного вмешательства во внутренние дела России направила письмо Председателю Бундестага Федеративной Республики Германия.
Вольфганг Шойбле о российско-германском парламентском контроле над расследованием инцидента с блогером Алексеем Навальным. Все члены комиссии, в том числе ее председатель Василий Пискарёв

Пискарев
Василий Иванович

, подписал письмо.

Комиссия, как подчеркивается в документе, »заявляет, что массовая кампания, развернутая западными СМИ и рядом немецких политиков в связи с предполагаемым отравлением
блогера Алексея Навального российскими властями было преднамеренно и
предназначены для усиления конфронтации и подрыва развития Россия-Германия
сотрудничества ».

Депутаты Государственной Думы отметили
эффективное межпарламентское сотрудничество с депутатами Бундестага и «готовность и дальше развивать такое сотрудничество.» «В этом
В связи с этим мы предлагаем создать совместную комиссию или рабочую группу, которая
состоят из членов Бундестага и Государственной Думы для осуществления
парламентский контроль за расследованием инцидента с Алексеем
Навального », — говорится в письме.

«Мы надеемся, что немецкий
парламентарии примут все необходимые меры, чтобы побудить власти Федеративной Республики Германия провести независимое расследование на территории.
своей страны и сотрудничать с Россией, будучи прозрачными в этом вопросе », — подчеркнул
депутаты российского парламента.

.

Дума | Определение, факты и история

Дума , полностью на русском языке Государственная Дума («Государственное собрание») , выборный законодательный орган, который вместе с Государственным советом составлял законодательный орган Российской империи с 1906 года до его роспуска в то время Мартовской революции 1917 г. Дума является нижней палатой российского парламента, а Государственный совет — верхней палатой. Как традиционный институт Дума (что означает «совещание») имела прецеденты в некоторых совещательных и совещательных советах досоветской России, особенно в боярских думах (существовавших с 10 по 17 века) и городских думах (1785–1917). ).Однако Государственная Дума, или Государственная Дума, была первой реальной попыткой парламентского правления в России.

Дума; Русская революция Толпы собираются у Думы в Санкт-Петербурге в первые дни русской революции 1917 года. Encyclopædia Britannica, Inc.

Британская викторина

Мировые организации: факт или вымысел?

Коммунистические страны не могут вступать в ООН.

Созданная в результате революции 1905 года Дума была учреждена царем Николаем II в его Октябрьском манифесте (30 октября 1905 года), который обещал, что это будет представительное собрание и что его одобрение будет необходимо для принятия законодательства. . Но Основные законы, принятые в апреле 1906 г., перед заседанием Первой Думы (май 1906 г.), лишили ее контроля над государственными министрами и частями государственного бюджета и ограничили ее способность эффективно инициировать законодательную деятельность.

Собрались четыре Думы (10 мая — 21 июля 1906 года; 5 марта — 16 июня 1907 года; 14 ноября 1907 года — 22 июня 1912 года; и 28 ноября 1912 года — 11 марта 1917 года). Они редко пользовались доверием или сотрудничеством со стороны министров или императора, который сохранял за собой право управлять декретом, когда Дума не заседала. Первые два Дюма избирались косвенно (за исключением пяти крупных городов) по системе, которая давала чрезмерное представительство крестьянству, которое правительство ожидало консервативного. Тем не менее в Думе доминировали группы либеральной и социалистической оппозиции, требовавшие обширных реформ.Оба Дюма были быстро распущены царем.

В 1907 году в результате фактического государственного переворота премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин ограничил право голоса, чтобы уменьшить представительство радикальных групп и групп национальных меньшинств. Третья Дума, избранная на этой основе, была консервативной. В целом он поддерживал правительственные аграрные реформы и военную реорганизацию; и, хотя он критиковал бюрократические злоупотребления и правительственных советников, он пережил свой полный пятилетний срок.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

Четвертая Дума тоже была консервативной. Но по мере развития Первой мировой войны правительство становилось все более недовольным некомпетентностью и халатностью, особенно в вопросах снабжения армии. К весне 1915 года Дума превратилась в очаг оппозиции имперскому режиму. В начале мартовской революции 1917 года он учредил Временный комитет Думы, который сформировал первое Временное правительство и принял отречение Николая II.

После распада Советского Союза в 1991 году Российская Федерация в 1993 году заменила свою старую конституцию советской эпохи новым документом, который возродил название «Государственная Дума» для нижней палаты вновь созданного Федерального собрания, или российского национального государства. парламент.(В состав Совета Федерации входила верхняя палата.) Возрожденная Дума состояла из 450 депутатов, избранных всеобщим голосованием на четырехлетний срок. Половина депутатов Думы была избрана по пропорциональному представительству, а другая половина — по одномандатным округам. Возрожденная Дума была главной законодательной палатой и принимала закон большинством голосов. Федеральное собрание может отменить президентское вето на такой закон большинством в две трети голосов. Дума также имела право утверждать премьер-министра и других высокопоставленных правительственных чиновников, назначенных президентом.

.

Государственная Дума | Статья о Государственной Думе по «Вольному словарю

в России» (1906–17). представительный законодательный институт с ограниченными полномочиями, созданный самодержавием под воздействием Революции 1905–07 годов с целью укрепления союза с буржуазией и начала развития буржуазной монархии при сохранении тотальной политической власти царизма.

Первая Государственная Дума (27 апреля — 8 июля 1906 года; одно заседание) . Октябрьская всероссийская политическая забастовка 1905 г. вытеснила совещательную Булыгинскую думу и вынудила Николая II издать Манифест от октября.17. 1905 г., обещавший «прочные основы гражданских свобод» и созыв Законодательной Государственной Думы, в выборах которой участвовали все слои населения. Закон о выборах в Государственную Думу был издан 11 декабря 1905 года. Сохранив непрямую систему выборов, установленную для Булыгинской Думы, закон добавил рабочий избирательный орган к уже существующим помещичьим, городским и крестьянским. ‘избирательные органы и несколько расширили состав избирателей в городском избирательном органе.На выборах в рабочую избирательную комиссию право голоса допускалось только мужчинам, работавшим на предприятиях, в которых работало не менее 50 человек. Эти и другие ограничения лишили права голоса около 2 миллионов рабочих-мужчин. Выборы не были всеобщими, поскольку женщины, юноши до 25 лет. мужчины, находящиеся на действительной военной службе, и ряд национальных меньшинств были лишены права голоса. С одним избирателем на 2000 жителей в избирательном корпусе землевладельцев, один на 4000 в городском избирательном органе, один на 30 000 в крестьянском избирательном корпусе и один на 90 000 в избирательном корпусе рабочих, выборы не были равноправными.Выборы не были прямыми (двухэтапные и для рабочих и крестьян трех- и четырехэтапные выборы).

Хотя царизм признавал законодательные полномочия Государственной думы, он стремился всячески их ограничить. Манифестом от 20 февраля 1906 г. высший законодательно-совещательный институт Российской империи — Государственный совет, существовавший с 1810 по 1917 г., — был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной Думы. .Было разъяснено, что Госдума не имеет права изменять основные законы государства. Значительная часть госбюджета была выведена из-под ведения Государственной Думы. Согласно новой редакции основных законов государства (23 апреля 1906 г.), император сохранил за собой всю полноту власти управлять страной через подчиненные только ему министерства, а также право руководить внешней политикой и контролировать армию. и флот. В перерывах между заседаниями Думы император мог издавать законы, которые впоследствии лишь формально утверждались Государственной Думой (ст.87). Все эти меры превратили Государственную думу в практически бессильный орган.

Партия большевиков призвала массы бойкотировать Государственную Думу. Однако, поскольку он был объявлен в то время, когда революционное движение начало приходить в упадок, бойкот провалился. Выборы в Государственную Думу прошли в феврале и марте 1906 г. в атмосфере государственных репрессий. В Первую Думу, состоящую из 478 человек, вошли 179 конституционных демократов (кадетов), 63 автономиста (члены Польского кружка и украинских, эстонских, латышских, литовских и других буржуазно-националистических групп), 16 октябристов, 105 депутатов, не связанных ни с одним из них. партия, 97 трудовиков (группа трудящихся) и 18 социал-демократов.

Социал-демократы были избраны в Государственную Думу «беспартийным путем». Они избирались преимущественно крестьянскими и городскими выборщиками, что привело к преобладанию меньшевиков среди депутатов-социал-демократов. Социал-демократы вошли во фракцию трудовиков. Однако по решению IV съезда РСДРП в июне социал-демократы выделились в самостоятельную фракцию. Председателем Государственной Думы был кадет С. А. Муромцев.

Центральной проблемой Государственной Думы был аграрный вопрос.Кадеты надеялись вести крестьянство под знаменем «принудительного отчуждения» дворянской земли. 8 мая они внесли подписанный 42 депутатами законопроект, который предлагал крестьянам земельные наделы из государственных, монастырских, церковных и удельных земель и владений, находящихся в ведении Императорского придворного министерства, а также частичное отчуждение дворянских земель для выкупа по принципу « просто цена ». Накануне созыва Государственной Думы правительство уже приняло решение о роспуске Думы, если рассматривало вопрос о принудительном отчуждении.23 мая трудовики представили свой аграрный законопроект (законопроект № 104), требуя отчуждения дворянских и иных частных помещичьих владений, превышающих «рабочую норму», создания «общенационального земельного фонда» и введение уравнительного землепользования по «рабочей норме». Несмотря на колебания трудовиков в вопросе искупления и утопичность их аргументов о «трудовом принципе» как основе развития социализма, их закон был революционным, требовавшим резкого разрыва дворянства с помещичьей собственностью.8 июня 1906 года 33 депутата внесли еще один проект аграрного закона, отражавший взгляды эсеров. Законопроект требовал немедленной отмены частной собственности на землю, обобществления земли и уравнивания землевладения. Госдума отказалась обсуждать законопроект о 33-м. Социал-демократическая фракция проголосовала за аграрный законопроект, предложенный трудовиками. В то же время социал-демократическая фракция под влиянием меньшевиков допустила ряд принципиальных ошибок.(Например, они приняли предложенную меньшевиками декларацию о признании Думы «центром общенационального движения» и поддержали кадетский лозунг «ответственного министерства».)

С усилением класса Борьба вне Думы, царское правительство считало опасным продолжение существования Государственной Думы. 20 июня правительство приняло декларацию, в которой категорически поддерживало неприкосновенность помещичьей собственности на землю, а 9 июля был опубликован царский манифест о роспуске Думы.

Вторая Государственная Дума (20 февраля — 2 июня 1907 года; одно заседание) . Хотя вторая Дума была созвана в то время, когда революция шла на спад, она была более левой, чем первая Дума. Из 158 депутатов в Государственной Думе было 65 социал-демократов, 37 эсеров, 16 народных социалистов, 104 трудовика, 98 кадетов (почти вдвое меньше, чем в I Думе), 54 правых и октябристов, 76 автономистов, 50 депутатов, не связанных с любая партия, 17 из которых принадлежали к отряду казаков, и один депутат от Партии демократических реформ.Председателем Государственной Думы был кадет Ф. А. Головин.

Продвигая лозунг «береги Думу», кадеты пытались сформировать большинство, добавив к своему блоку депутатов трудовиков левого крыла и октябристов правого, Польского Круга, мусульманских и казачьих групп. Во имя «осторожности» кадеты отказались от лозунга «ответственного министерства» и изменили свои программные требования. Они сняли с обсуждения такие вопросы, как смертная казнь и политическая амнистия, и добились утверждения бюджета Государственной Думы в принципе, укрепив тем самым доверие западноевропейских кредиторов России к царизму.

Аграрный вопрос оставался центральным для Думы. Правые и октябристы отстояли Столыпинский указ от 9 ноября 1906 г. (Столыпинская аграрная реформа). Кадеты значительно сократили свой аграрный закон, сведя к минимуму элемент принудительного отчуждения земли за выкуп. Трудовики занимали в аграрном вопросе ту же революционную позицию, которую они занимали в Первой Государственной Думе; но при решении других вопросов они колебались между позициями революционных социал-демократов и кадетов.Эсеры представили законопроект о социализации земли, а фракция социал-демократов представила законопроект о муниципализации земли. Большевики поддержали программу национализации всей земли.

Линия социал-демократической фракции определялась меньшевистским большинством. Из 54 депутатов-социал-демократов с решающим голосом 36 меньшевиков и 18 большевиков. (Остальные 11 депутатов-социал-демократов не были избраны по партийным спискам и имели совещательные голоса.) Меньшевики достигли большинства в социал-демократической фракции Думы, потому что значительное их количество, в том числе и группа депутатов с Кавказа, которую возглавлял лидер фракции И.Г. Церетели, были избраны голосами мелких депутатов. буржуазия. Отказавшись от бойкота Государственной Думы, большевики решили использовать Думу как трибуну в интересах революции. В Государственной Думе большевики присоединились к трудовикам в поддержке тактики «левого блока», а меньшевики призвали к сотрудничеству с кадетами.Преобладание меньшевиков привело социал-демократическую фракцию к серьезным политическим просчетам по важнейшим программным и тактическим вопросам.

Вопрос о борьбе меньшевиков и большевиков внутри фракции социал-демократов был поднят на V (Лондонском) съезде РСДРП. Угрожая выйти из фракции и вызвать раскол, меньшевики требовали одобрения деятельности фракции и признания ее независимости от ЦК.На съезде восторжествовала большевистская точка зрения. Однако фракция социал-демократов не смогла воспользоваться директивами съезда, поскольку правительство приняло решение о роспуске Государственной Думы. Провокационное обвинение фракции социал-демократов в причастности к военному заговору было сфабриковано охранкой (царской тайной полицией) и послужило поводом для роспуска Думы. В ночь на 3 июня члены социал-демократической фракции были арестованы, а затем предстали перед судом.3 июня вторая Государственная дума была распущена, и был опубликован новый избирательный закон (государственный переворот 3 июня).

Третья Государственная Дума (1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г.; пять заседаний) . Закон от 3 июня коренным образом перераспределил количество избирателей в пользу помещиков и крупной буржуазии. (Они получили две трети от общего числа выборщиков, тогда как рабочие и крестьяне остались примерно с четвертью выборщиков.) Право рабочих и крестьянских выборщиков избирать число выделенных им депутатов из числа среди своих членов был переведен в губернское избирательное собрание в целом, где обычно преобладали помещики и буржуазия.Городские избирательные органы были разделены на две части, первая из которых состояла из крупной буржуазии, а вторая — из мелкой буржуазии и городской интеллигенции. Резко сократилось представительство народов приграничных национальных территорий и народов Средней Азии. Якутия и некоторые регионы других национальностей были полностью исключены из выборов. Общее количество депутатов сокращено до 442 человек.

Выборы прошли осенью 1907 года. На первом заседании III Государственной Думы было 50 крайне правых.97 Умеренных правых и националистов, 154 октябриста и связанных с ними депутатов, 28 прогрессистов. 54 кадета, восемь депутатов от мусульманской группы, семь от литовско-белорусской группы. 11 из Польского круга. 14 трудовиков и 19 социал-демократов. Председателем Государственной Думы был октябрист Н. А. Хомяков. В марте 1910 г. его сменил А. И. Гучков, сменивший в 1911 г. октябрист М. В. Родзянко. Ни одна фракция не имела большинства мест в Думе; Таким образом, исход голосования в Думе зависел от октябристов.сменившего кадетов в партии центра. Если октябристы голосовали вместе с правыми партиями, то они составляли правое октябрьское большинство в количестве около 300 депутатов. Если голосовали вместе с прогрессистами и кадетами, октябристы составляли октябристско-кадетское большинство из более чем 250 членов. Эта важнейшая характеристика III Государственной Думы отражала новую царскую политику думского бонапартизма. С помощью бонапартистской политики предложения кулаков, с одной стороны, и маневрирования между дворянством и буржуазией в Государственной думе, с другой, царизм стремился обеспечить преобразование абсолютной монархии в буржуазную, которая сохраняла бы политический авторитет государства. царь и доходы и привилегии шляхты.

Революционное настроение в массах сохранилось, несмотря на разгул реакции, и в 1912 году это настроение вылилось в новый подъем революционного движения. Царизм отказывался от реформ, опасаясь, что они ускорят революцию. Опасаясь революции, либералы были неспособны бороться с царизмом. В результате Госдума открыто приняла реакционные законопроекты и механически перевернула многочисленные мелкие законопроекты, получившие название «законодательная вермишель». Государственная Дума провела только одну важную реформу.Закон от 14 июня 1910 г. еще более усилил насильственные, антикрестьянские черты Указа от 9 ноября 1906 г., направленного на разграбление общинных земель в пользу кулака.

Не были проведены минимальные политические и административные реформы, необходимые для продвижения царизма в сторону буржуазной монархии. Таким образом, как «конституционное прикрытие» царизма. Государственная Дума обанкротилась. В. И. Ленин писал: «Самодержавие предотвратило свое падение, организовав такую ​​Думу вовремя; но не укрепилось от этого, а, наоборот, продвинулось вперед в своем упадке» (Полн.собр. соч ., 5 изд., т. 17, стр. 401).

Бессилие Думы привело к склокам и взаимному разоблачению между фракциями контрреволюционного большинства. Кризис Третьей Государственной Думы начался с первых дней ее существования. Думская политика октябристов и кадетов, основанная на подчинении октябристам и П. А. Столыпину. не смогли. Положение крестьянских депутатов способствовало углублению кризиса. В аграрном вопросе революционно-демократические позиции заняли не только трудовики, но и крестьяне, входившие в правые фракции.Хотя они также голосовали за декрет от 9 ноября 1906 г., крестьянские депутаты внесли свой аграрный закон, фактически требовавший отмены дворянского помещичьего землевладения. Несмотря на колебания между кадетами и социал-демократами, трудовики выражали в своих действиях революционные настроения крестьянства, несовместимость его интересов с самодержавием и черносотенной Думой.

Активность социал-демократической фракции сыграла важную роль в кризисе III Думы.Из шести депутатов, избранных от рабочего избирательного корпуса, четверо были большевиками (Н. Г. Полетаев, М. В. Захаров, С. А. Воронин, П. И. Сурков). К большевикам присоединились депутаты 1. Покровский П. и Предкалн А.И. Под влиянием меньшевистского большинства социал-демократическая фракция допустила ряд серьезных ошибок в начале работы III Государственной Думы. Например, при обсуждении правительственной декларации от 16 ноября 1907 г. социал-демократическая фракция выступила с заявлением, не имевшим классово-социалистического содержания, и изменила требования программы-минимум РСДРП.Начиная со второго заседания Думы активизировалась фракция социал-демократов. С уходом оппортунистических элементов ее численность сократилась с 19 до 14 членов, а роль большевистской секции под руководством Полетаева возросла. Критика и помощь Ленина сыграли решающую роль в улучшении работы фракции, члены которой выступали по бюджетным вопросам и по таким вопросам, как религия, национальность и внешняя политика, разоблачая антинародную политику царизма и власти. Дума.Заняв последовательную социал-демократическую позицию при обсуждении Декрета 9 ноября 1906 г., депутаты потребовали конфискации всех помещичьих владений. Депутаты-социал-демократы также внесли ряд вопросов, имевших большое агитационное значение. (Среди них были запросы о преследовании профсоюзов, судебном процессе над социал-демократической фракцией II Думы и расстреле в Лене в 1912 году.) Пролетариат поддержал законопроекты, внесенные социал-демократической фракцией о восьмичасовом рабочем дне и свобода профсоюзов, а также позиция социал-демократических депутатов при обсуждении законопроектов о страховании.Социал-демократы внесли в законопроекты 162 поправки, и все они были отклонены большинством Государственной Думы.

Государственная Дума четвертого созыва (Ноябрь 1912 г. — 6 октября [19] 1917 г., пять заседаний) . Заседание Государственной Думы четвертого созыва во время предвоенной мировой войны 1914–18. и революционный кризис, завершившийся свержением царизма. Выборы в Государственную Думу IV созыва прошли в сентябре и октябре 1912 года. Царизму удалось сохранить два большинства в Государственной Думе IV: право октябристское большинство в 283 голоса и октябристско-кадетское большинство в 226 голосов.Среди 442 депутатов Государственной Думы четвертого созыва было 120 националистов и умеренных правых. 98 октябристов. 65 правых, 59 кадетов, 48 прогрессистов, 21 депутат от трех национальностей (польско-литовско-белорусская группа, польский кружок и мусульманская группа), 14 социал-демократов (шесть большевиков, семь меньшевиков и один депутат, не участвовавший в выборах). имеют полные права члена фракции, примкнувшего к меньшевикам), десяти трудовиков и семи депутатов, не имеющих партийной принадлежности.Председателем Госдумы был октябрист М. В. Родзянко. Октябристы сохранили свою роль партии центра. Четвертая Дума характеризовалась ростом прогрессивной фракции, которая занимала промежуточное положение между октябристами и кадетами. По словам Ленина, прогрессисты были «помесью октябристов и кадетов» ( Полн. Собр. Соч. ., 5 изд., Т. 22, с. 327). Кадеты баллотировались на выборы под лживым лозунгом «спасения конституции», чтобы переманить массы на свою сторону и заблокировать подъем революционного движения.Однако они потерпели поражение. Меньшевики выдвинули лозунг «вырвать Думу из рук реакционеров», что объективно означало переход гегемонии к либералам. Большевики уравновесили меньшевистский лозунг девизом «вырвать демократическое движение из рук либералов». которая основывалась на убеждении, что «только демократическое движение, которое перестало быть зависимым от либералов , способно фактически подорвать реакцию» ( там же, .. п. 334). Избирательная программа большевиков, разработанная Лениным, объясняла безнадежность реформ и выдвигала в качестве ближайшей задачи свержение царизма и создание демократической республики силами пролетариата и крестьянства. ( См. БОЛЬШЕВИЧСКАЯ ФРАКЦИЯ ЧЕТВЕРТОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ .)

Революционный подъём и вызванное им обострение противоречий между царизмом и буржуазией привело к полному законодательному параличу Четвертой Государственной Думы.Правительство завалило Госдуму так называемой законодательной вермишелью. В ходе первой и второй сессий (1912–14) в Думу было внесено более 2 тысяч мелких законопроектов. В то же время многие законодательные акты были приняты без участия Думы. Октябристы и кадеты голосовали вместе в IV Думе чаще, чем в III Думе. Октябристско-кадетское большинство выступило в голосах против правительства и в попытках «самостоятельной» законодательной инициативы.Однако большинство не имело практического значения, поскольку законопроекты задерживались в комитетах или убивались Государственным советом.

С началом Первой мировой войны заседания Думы созывались нерегулярно, и основные законодательные акты вводились правительством без Государственной Думы. 26 июля 1914 г. состоялось однодневное внеочередное заседание Государственной Думы, на котором Дума проголосовала за военные кредиты, продемонстрировав «национальное единство» буржуазии и помещиков в вопросах империалистической внешней политики.Социал-демократическая фракция выступила против присвоения военных кредитов. Очередная (третья) сессия Государственной Думы IV созыва была созвана 27 января 1915 г. для принятия бюджета. Поражения царских войск весной и летом 1915 года и бурный рост революционного движения нарушили «единство» царя и Государственной думы. Четвертая сессия Государственной Думы открылась 19 июля 1915 года. Крайние правые полностью поддержали заявление правительства. Однако другие буржуазно-помещичьи фракции, от националистов до кадетов, критиковали правительство и требовали создания кабинета, пользующегося «доверием страны».«Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций в Госдуме и часть фракций в Госсовете.

Переговоры между различными фракциями привели к подписанию 22 августа официального соглашения о создании Прогрессивного блока (236 депутатов). Правые и националисты остались вне блока. Трудовики и меньшевики не входили в блок, а фактически поддерживали его. Создание Прогрессивного блока представляло собой полный провал политики бонапартизма.и это была последняя попытка буржуазии заставить царизм провести минимальные либеральные реформы, чтобы предотвратить надвигающуюся революцию. Страх перед революцией определил тактику блока и чрезвычайно узкий и ограниченный характер его программы, которая состояла из требований создания «правительства общественного доверия». частичная амнистия за политические и религиозные преступления, отмена некоторых ограничений прав национальных меньшинств и восстановление профсоюзной деятельности.Однако даже эта программа оказалась для царизма неприемлемой. 3 сентября 1915 года Государственная Дума была распущена на каникулы.

Роспуск Думы стал свидетельством «кризиса элиты» и одним из самых ярких проявлений революционного кризиса в России. Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с царизмом. Члены Государственной Думы активно взаимодействовали с правительством, участвуя в работе «специальных конференций».Заседания Государственной Думы возобновились 9 февраля 1916 года. Только крайне обострение политической ситуации в стране осенью 1916 года заставило буржуазию занять более решительный тон. Пятое заседание Государственной Думы, открывшееся 1 ноября 1916 г., приступило к обсуждению общего положения в стране. «Прогрессивный биок» потребовал отставки председателя Совета министров — открытого германофила Б. В. Штьюрмера. 10 ноября. Штюрмер был отправлен в отставку. Новый глава правительства.А. Ф. Трепов. внес в Госдуму несколько частных законопроектов. В ответ Дума и Госсовет выразили недоверие правительству. тем самым демонстрируя полную изоляцию царя и правительства.

16 декабря 1916 г. Дума была распущена. Когда он возобновил свои заседания 14 февраля 1917 г., представители буржуазных партий при поддержке меньшевиков и эсеров попытались организовать демонстрацию в Таврическом дворце под лозунгом доверия Государственной Думе.Однако забастовки и демонстрации рабочих в Петрограде носили революционный характер. Указ от 25 февраля 1917 прервал заседание Государственной Думы. Хотя больше не встречал. Дума продолжала существовать формально и влиять на развитие событий.

27 февраля (12 марта). в разгар Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. был создан Контрреволюционный Временный комитет Государственной Думы 1917 г. 2 (15) марта Временный комитет в результате переговоров с меньшевистско-эсеровским исполкомом Петроградского Совета сформировал буржуазно-помещичье Временное правительство.В последующий период деятельность Государственной Думы состояла из закрытых заседаний. Государственная Дума открыто выступала против Советов, а ее члены вдохновляли и участвовали в контрреволюционных заговорах. Под давлением масс и в связи с началом выборов в Учредительное собрание Временное правительство 6 (19) октября окончательно распустило Государственную думу. 1917 г. Великая Октябрьская социалистическая революция навсегда упразднила Государственную Думу, а декрет Совета Народных Комиссаров от 12 декабря 1917 г.18 (31). 1917 г. упразднены канцелярии Государственной думы и Временного комитета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ленин. V. I. Полн. собр. соч ., 5 изд .. тт. 11–17, 19–35.
КПСС в резолюциях и решениях с проездов, конференций, и пленумов ЦК . 7-е изд., Часть I. Москва. 1953. Страницы 92–94. 100–101, 114–16, 127–28, 137, 141–43, 157–58. 161–62, 166–68, 173–78, 182–84. 186. 198–201. 223–25. 248, 273–76. 278–82. 294–95. 312–14.
История КПСС .тт. 2–3. Москва. 1966–67.
Законодательные акты переходного времени 1904–1908 гг. . Санкт-Петербург, 1909.
Государственная Дума: Стенографические отчеты. Созыв 1–4 . Санкт-Петербург. 1906–17.
Государственная Дума в России: Сб. документов и материалов . Составитель Ф. И. Калинычев. Москва. 1957.
Witte, S.Iu. Воспоминания . тт. 1–3. Москва. 1960.
Черменский. Е. Д. Буржуазия и царизм в революции 1905–07 гг. .Москва-Ленинград. 1939.
Сидельников. С. М. Образование и деятельность первой Государственной думы . Москва. 1962.
«Воспоминания Ф. А. Головина о И. И. Государственной Думе». Исторический архив , 1959. №№. 4–6.
«Разгон 11 Государственной думы». Красный архив , 1930, вып. 6.
Аврех. A. la. «Вопрос о западном земстве и банкротстве Столыпина». В коллекции Исторические записки . т. 70. Москва. 1961.
Аврех, А.Я. Царизм и трелеииунская система . Москва, 1966.
Аврех, А.Я. Столыпин и Третья Дума . М., 1968.
Грунт, А. Прогрессивный блок. Вопросы истории . 1945. №№ 3–4.
Дьякин В.С. Русская буржуазия и царизм в год \ первой мировой войны (1914–1917) . Ленинград, 1967.

А. И А . А ВРЕХ (Вторая и Третья Дума) и А. И А . G RUNT (Первая и Четвертая Дума)

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979).© 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.

Комитеты и комиссии

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума формирует комитеты и комиссии из числа членов палаты. Согласно Положению Государственной Думы комитеты формируются по принципу пропорционального представительства фракций. Комитет может сформировать подкомитет в рамках своей основной деятельности. Комиссии Государственной Думы создаются на срок не более срока созыва самой Государственной Думы.

Комитеты

  • Комитет по контролю и регулированию

  • Комитет по экологии и охране окружающей среды

  • Комитет по экономической политике, промышленности, инновациям и предпринимательству

  • Комитет по образованию и науке

  • Комитет природных ресурсов, собственности и земли

  • Комитет по государственному строительству и законодательству

  • Комитет по транспорту и строительству

  • Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам

  • Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам

  • Комитет Государственной Думы по культуре

  • Комитет Государственной Думы по обороне

  • Комитет Государственной Думы по энергетике

  • Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

  • Комитет Государственной Думы по финансовому рынку

  • Комитет Государственной Думы по охране здоровья

  • Комитет Государственной Думы по жилищной политике и коммунальному хозяйству

  • Комитет Государственной Думы по информационной политике, технологиям и связи

  • Комитет Государственной Думы по международным делам

  • Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей

  • Комитет Государственной Думы по делам национальностей

  • Комитет Государственной Думы по вопросам общественных объединений и религиозных организаций

  • Комитет Государственной Думы по вопросам Содружества Независимых Государств и контактам с земляком

  • Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов

  • Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи

  • Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока

  • Комитет Государственной Думы по безопасности и борьбе с коррупцией

Список комиссий

  • Счетная комиссия Государственной Думы

  • Комиссия Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации

  • Комиссия Государственной Думы по рассмотрению расходов федерального бюджета на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность

.