Содержание

Какие бывают иконографические типы иконы Христа

Какие бывают иконографические типы иконы Христа 05.03.2018 14:46

Изображение Христа имеет крестчатый нимб. Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как «облако», «туман», «ореол». Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: «И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце » (Мф.17.2). Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога «Я есмь Сущий» (Исх.3.14), сказанные Моисею. Обычно Богочеловека Христа изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).  Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя.  Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком его особой мессианской роли. 

Рассмотрим иконографические типы иконы Христа:

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа «Спас на убрусе» лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа: одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. В первой повествуется о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла лик Спасителя своим платком, когда он нес на Голгофу крест. И чудесным образом лик Христа запечатлелся на ткани (потому существуют западные изображения Христа на плате, где Он изображен в терновом венце, с кровавыми подтеками, со скорбным и мученическим выражением, часто с закрытыми глазами). Вторая история приводит нас в восточный город Эдессу, где царем был Авгарь. Заболев проказой, царь долго и тщетно ищет того, кто бы мог его вылечить. Услышав о Христе, он посылает к нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести чистый плат, Спаситель прикладывает свой лик к ткани, и его образ нерукотворно запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись, тут же получает исцеление от страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню.

Появление иконы «Спас на чрепии« объясняется следующим преданием. Царь Авгарь установил Нерукотворный Образ в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, вернулся в язычество. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Эдессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ. Но при этом увидел, что изображение Спасителя отпечатлелось на черепице, где был скрыт Нерукотворный Образ (отсюда и название «Спас на чрепие»). После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Обе святыни — Спас на убрусе и Спас на чрепии –утеряны.

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель (Пантократор) — это икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. Обычно фреска или мозаика «Пантократор» находится в центральной купольной части церкви. На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие. Различаются несколько вариантов композиций — изображение фигуры в рост, поясное изображение (огрудное) и оплечное.

Спас на Престоле

Фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии как зеркальные по отношению друг к другу.

Спас в силах

Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов, разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого). Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» Лук.2.42). Эммануил переводится как «с нами Бог». У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил»(Ис.7.14).

Христос Ветхий Деньми

Спаситель изображен по видению пророка Даниила в облике седовласого старца, Ветхого днями: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан.7.9). Также в Книге Откровений мы читаем: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел… подобного Сыну Человеческому, глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр.1.12-14). Широта употребления этого образа ограничена его эсхатологической тематикой (т.е. темой конца мира и Второго Пришествия). По этой причине он не встречается в моленных иконах. Преимущественная сфера бытования — храмовые росписи. 


Православная иконография Иисуса Христа — это… Что такое Православная иконография Иисуса Христа?

Православная иконография Иисуса Христа (христологический ряд) включает многочисленные варианты изображения Христа в православном искусстве. Основными типами являются Пантократор и Спас Нерукотворный.

Название Икона Описание
Ангел Великого совета Ангел Великого совета — одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис.9:6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций («Сотворение мира», «И почил Бог в день седьмый…» и других)[1], оказало влияние на сложение в рус. искусстве XVI в. иконографии Иисуса Христа «Благое Молчание».
Благое Молчание
(Спас Благое Молчание, Ангел Благого Молчания)
Иван Дьяконов (?). Икона из местного ряда центрального иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле. Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа, представляющий Его в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб еще не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде(единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа).Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества.
Великий Архиерей Спас Великий Архиерей  — символическое изображение Христа в образе священника. Библейским источником иконографии служит, по всей видимости, 109 псалом: «Ты еси иерей вовек по чину Мелхиседека…» (Пс. 109, 4).

  • «Ты еси иерей во век» — вариант иконы Троицы Новозаветной «Христос Распятый Серафим», названной по тому же псалму
  • Ты еси иерей во век

Ветхий денми Христос Ветхий денми (Ветхий днями) — изображение Иисуса Христа в облике седовласого старца. Одежды традиционны для икон Христа, нимб обычно кресчатый.

Эпитет «Ветхий деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила Бог описывается в виде старца — «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна»  (Дан.7:9). Понимание библейского Ветхого денми как Бога-Отца, первого Лица Святой Троицы, приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы, как Отечество и Сопрестолие. Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества (Быт 3: 8; 32: 24-28; Исх 6: 1, 33: 23; Дан 7: 9, 13 и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого денми.

Первые изображения Христа Ветхого денми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век).

Всевидящее Око
Деисус Икона или группа икон, имеющая в центре Христа Пантократора, а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционных жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисусного чина — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.

Ангельский деисус — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует достаточно спорное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы[2].

  • Ангельский деисус (со Спасом Эммануилом)

Добрый Пастырь Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя. Иисус изображается виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи (Лк.15:3-7).

Была распространена в раннехристианском искусстве, затем сошла на нет. В иконописи появляется в регионах, находящихся под западным влиянием.

Древо Иессеево Икона Древо Иессеево часто представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах.
Единородный Сыне и Слове Божий Фактически — Новозаветная Троица. В центре иконы изображены мир разума и духовный мир Земли с твердью. Образ мира разума — Премудрость или Свет Разума со свитками Истины, управляющая человеческими душами. Выше изображен Господь Бог Творец и Созидатель Земли и Неба. В Его нимбе видим два квадрата, образ полноты знаний духовного мира и мира разума. Управляют днем и ночью на Земле Солнце и Луна. Слева виден Дворец Царствия Небесного. Ниже изгнанные из рая в Змея лукавого владения Адама и Еву за первородный грех — нарушение первой заповеди Господа Бога: не ешь плодов с дерева добра и зал, смертию умрешь. Образ смерти — ад, где предстоит вечное пребывание грешным душам в адских мучениях.
Лоза Истинная
(Виноградная лоза)
Спас Лоза Истинная — редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь»  (Ин.15:1), «Аз есмь лоза, вы же гроздие»  (Ин.15:5). В ранних вариантах (XV век) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается «Αμπελος», что, собственно и означает «виноградная лоза».
Недреманное Око Спас Недреманное Око (Христос Анапесон) — особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад.

Иконография складывается на основе некоторых ветхозаветных пророчеств, сравнивающих Христа со львом (Быт.49:8-9, Откр.5:5 и др.). Льву приписывался ряд фантастических свойств (среди которых сон с открытыми глазами), символически истолковывавшихся, как прообразы спасительной смерти и Воскресения Христа.

В византийском искусстве иконография использовалась преимущественно в стенописи, на Руси с XIV века одинаково часто и в монументальном искусстве, и в иконописи.

Не рыдай Мене, Мати Не рыдай Мене, Мати… — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Происхождение честных древ Животворящего Креста Развитие иллюстрации к 11-му кондаку Акафиста Богоматери «Пение всякое побеждается». Смысл данного сюжета связан с цельбоносным «Спасовым источником» у монастыря Всемилостивого Спаса при городской стене Константинополя, куда на праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня направлялся крестный ход из Софии Константинопольской с частицей Истинного Креста, постоянно хранившейся в императорских покоях[3].
София Премудрость Божия
  • Премудрость созда Себе дом

Спас Вседержитель
(Пантократор)
Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκράτωρ — всевластный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Существует несколько подтипов:

  • Спас в силах. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма — «Сил Небесных».
  • Спас на престоле
  • Психосостер (Душеспаситель)
  • Елеемон (Милующий)
  • Спас на престоле

Спас оплечный (Спас оглавный) Источником иконографии послужила часто используемая в искусстве раннего Средневековья композиционная формула, заключающая оплечное изображение Спасителя или святого в медальоне.
Спас в рост
  • Спас Всемилостивый (икона)
  • Спас Смоленский (Спас с припадающими, проскинесис) — иконография Спасителя, изображающая Иисуса Христа в рост с Евангелием в руке и припадающими святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским.
  • Спас Смоленский

Спас Нерукотворный
(Нерукотворенный Убрус Господень)
Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик. Изображение обычно оглавно. Два основных варианта:

  • на убрусе (плате)
  • или чрепии, на керамиде (черепице, кирпичной кладке — «Чрепие», Святая Керамида, Керамидион).
  • На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа — «Спас Мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.
Спас Эммануил Спас Эммануил, Еммануил — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф.1:21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.
Царь Иудейский Христос Царь Иудейский — композиция католического происхождения, представляющая Христа в терновом венце и багрянице. Изображение чаще всего поколенное, руки Спасителя связаны, в правой руке трость. (См. также Ecce homo и Муж скорбей).

Источник названия и иконографии — евангельская сцена поругания Христа римскими солдатами (Мф. 27, 27-30).

  • Спас Полуночный (Христос в темнице) — западная иконография

Царь Славы
(Христос во гробе)
Иконографический композиция, представляющая поясное изображение Христа, обнаженного по пояс, с низко опущенной головой.
Царь царем и Предста Царица Царь царем (Царь царей) — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр.19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (1Тим.6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей»[4].

  • Отрыгну сердце мое слово благо

Церковь Христова
  • Апостольская проповедь

Хвалите Господа с небес сложная иконографическая композиция, иллюстрирующая 148-й псалом. Верхняя часть посвящена воспеванию небес, в центре которой — Христос, восседающий на престоле в окружении ангелов. Ниже размещены группы пророков, апостолов, святителей и все праведные народы, внизу — реальные и мифические звери.
Христос Агнец Божий
(Се Агнец)
Христос Халки, Христос Халкит Христос Халки (Христос Халке) — иконографический образ Христа, в котором за Его головой изображён крест, а нимб отсутствует. (По другой версии — Спас в рост)

5 самых древних изображений Иисуса Христа — Альтернативный взгляд Salik.biz

Иконография Христа хорошо известна: неруктворный Спас, Пантократор, Христос на руках Марии… Неканонические изображения церковью табуированы. Пожалуйста, рисуйте Христа, но это будет не религиозная, а светская живопись. И эти светские изображения подчас интереснее канонических именно из-за того, что представляют нам различные версии образа Спасителя.

Но еще интереснее проследить, как менялось изображение <непознаваемого> бога в веках. Для этого, прежде всего, нужно взглянуть самые древние его изображения. Точнее сказать, на самые древние из дошедших до нас…

— Salik.biz

Базилика Санта-Сабина

Церковь находится в Риме. Сейчас это главный храм ордена доминиканцев. Была построена церковь в 432 году. По типу это – классический образец непритязательной позднеримской базилики. Нам же особенно интересно то, что с V века сохранились деревянные двери храма. На дверях вырезаны различные сцены из Библии. Тут-то мы и встречаем образ Христа.

Часовня архиепископа в Равенна

Рекламное видео:

В настоящее время Равенна входит в в церковную область Эмилия-Романья. В часовне V века хранится мозаика с изображением Христа, который стоит ногами на льве и змее. Сюжет восходит к Псалмам – к обещанию Спасителя «Вы растопчите льва и змею». Христос здесь изображен молодым и безбородым юношей.

Изображение из Сирии

Это одно из древнейших изображений Христа. Его относят примерно к 230 году. Сюжет взят из Нового Завета.

Друзья парализованного человека срывают крышу дома, в котором находится Спаситель. Они опускают больного внутрь прямо на кровати. ”Вставай, бери свою постель и иди домой”, — говорит ему Христос.

Церковь Св. Марии в Хинтоне

А эта мозаика была создана в IV веке. Это – напольная мозаика. Она была изготовлена для большой усадьбы в Британии. Удивительно, что здесь переплетены и христианские, и языческие символы! Греческий герой Беллерофонт сидит верхом на крылатом Пегасе, а в центре — гладко выбритое лицо Христа. Мы знаем, что это Христос, поскольку за его головой изображены греческие литеры «ки» и «ро» — первые буквы имени Христа. Соединённые вместе, эти буквы образуют «хризму» — распространенный символ христианства того времени.

Рим, настенное граффити

А это изображение уникально не только своим возрастом, но и тем, что это, видимо, древнейшая (из дошедших до нас) пародия на Христа. Можно сказать, что это богохульное изображение. Этот рисунок-граффити был найден на одной из стен в Риме. Сейчас это граффити хранится в Антикварном музее Палатина. На рисунке человек поклоняется распятию, но вот распята там фигура с головой осла! Это изображение сопровождается надписью «Алексаменос поклоняется Богу своему».

Как выглядел настоящий Иисус Христос. Люди рады, что узнали его

Люди увидели реалистичное фото Иисуса Христа и впервые узнали его. Так вот что было не так с привычными иконами

Нидерландский фотограф создал снимок Иисуса Христа при помощи нейросети, и пользователи твиттера не могут оторваться от него. Многие из них впервые поняли, что их смущало в обычных иконах. А арабские комментаторы торжествуют: человек на фото помогает им отстоять свою точку зрения.

Фотограф из Нидерландов Бас Утервик в своём творчестве совмещает искусство и технологии. С помощью сервиса-нейросети Artbreeder мужчина восстанавливает черты лица исторических личностей и создаёт реалистичные портреты, больше похожие на настоящие фотографии.

Люди увидели реалистичное фото Иисуса Христа и впервые узнали его. Так вот что было не так с привычными иконами

Девушка с фаюмского погребального портрета (Римский Египет, I — III вв.)

В июле 2020 года работы Утервика были особенно популярны в соцсетях — самой красивой люди признали фотографию Винсента Ван Гога, сделанную на основе автопортретов художника.

Работы Утервика — творческая обработка данных, извлечённых из художественных работ и исторических источников. Нидерландец призывает не считать их на сто процентов достоверными изображениями.

Читайте на Medialeaks
«Этого в школе не объясняют». Чему учить ребенка, чтобы вырастить счастливого взрослого?

Я считаю свою работу скорее художественной интерпретацией, нежели научной или исторически точной.

Но одно из изображений, созданных Утервиком, всё равно вызвало у пользователей твиттера бурную дискуссию. Речь идёт о портрете Иисуса Христа, созданном с учётом внешности людей, живших на территории современного Израиля в начале нашей эры.

В понедельник, 31 августа, Омар Сакр — австралийский мусульманский поэт турецко-ливанского происхождения — опубликовал эту работу Утервика на своей странице. Всего за сутки его твит набрал 180 тысяч лайков и больше 20 тысяч ретвитов.

В комментариях тут же отыскали мужчину, который очень похож на такого Христа. Это американский актёр Ави Нэш, известный по роли Сиддика в «Ходячих мертвецах».

Как написал автор твита, такой портрет Иисуса  — повод посмеяться над христианами, верящими в превосходство белой расы.

Гассан Хейдж, профессор антропологии университета Мельбурна, предложил комментаторам подумать о том, сколько людей по всему миру выглядят так же, как Иисус Утервика — и подвергаются преследованиям. А Сакр напомнил: многих из них преследуют именно христиане.

Не обошлось и без шуток о том, что такого Иисуса точно не пустили бы в США.

Пользователи твиттера с интересом рассматривают портрет и признаются, что рады его существованию. Внешность Христа на обычных иконах и раньше вызывала у них вопросы, поэтому для многих это первое убедительное изображение исторического Иисуса.

Люди увидели реалистичное фото Иисуса Христа и впервые узнали его. Так вот что было не так с привычными иконами

Католическое изображение Иисуса Христа

О том, что многие христиане зря считали Иисуса белым, даже делают мемы.

Впрочем, в комментариях нашлись и люди, для которых Иисус никогда не был таким уж белым.

Христиане всегда рисовали Сына Божьего, корректируя его внешность по-своему. Ещё в начале 2000-х годов учёные пришли к выводу, что настоящий исторический Иисус, скорее всего, был низкорослым, смуглолицым, темноглазым и кудрявым брюнетом — как и всё местное население Галилеи и Иудеи.

Люди увидели реалистичное фото Иисуса Христа и впервые узнали его. Так вот что было не так с привычными иконами

Одна из реконструкций внешности Христа

Но на одном из самых ранних изображений римской эпохи Христос — безбородый стриженый юноша в тунике и плаще и похож скорее на римлянина, чем на еврея. Из-за моды на бритое лицо борода далеко не сразу стала неотъемлемым признаком Иисуса.

Люди увидели реалистичное фото Иисуса Христа и впервые узнали его. Так вот что было не так с привычными иконами

Изображение IV века в городе Дура-Европос, Сирия

В наши дни Христа продолжают изображать по-разному. Например, в Китае он может выглядеть так:

Люди увидели реалистичное фото Иисуса Христа и впервые узнали его. Так вот что было не так с привычными иконами

А на Гаити так:

Люди увидели реалистичное фото Иисуса Христа и впервые узнали его. Так вот что было не так с привычными иконами

В одном из главных кафедральных соборов Англии теперь тоже есть темнокожий Иисус Христос. Его нарисовали с ямайского мужчины, и выглядит он весьма непривычно. Впрочем, возмутились по этому поводу в основном русскоязычные пользователи интернета.

Кстати, если у вас дома есть изображения Христа, стоит присмотреться к ним повнимательнее. Дело не во внешности, а в цене: они могут стоить больше, чем вы думаете. Так, одна старушка решила проверить, что за икона висит у неё над печкой — и разбогатела на шесть миллионов евро.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 30 Август 2020

    Дорогие братья и сестры!
    Начиная с 01 октября 2020 года возобновляется работа Воскресной школы нашего храма. Всем желающим записаться на обучение просим обратиться к директору Воскресной школы священнику Сергию Звереву.
    Тел.+7 (905) 588-46-00

  • 23 Июнь 2020

    Центр обучения добровольцев Молодежного отдела Московской городской епархии начинает набор в учебную группу по курсу » Богослужение и паломничество «. Набор в группу продолжается с 29 июня по 5 июля.

  • Все новости

«Темнокожий и мускулистый». Как на самом деле выглядел Иисус Христос

https://ria.ru/20181118/1533002829.html

«Темнокожий и мускулистый». Как на самом деле выглядел Иисус Христос

Археологи обнаружили один из древнейших портретов Иисуса Христа, который расходится с наиболее известными его изображениями. На самом деле то, как он выглядел,… РИА Новости, 18.11.2018

2018-11-18T08:00

2018-11-18T08:00

2018-11-19T18:11

израиль

аналитика — религия и мировоззрение

религия и мировоззрение

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/153297/76/1532977691_0:0:7243:4075_1400x0_80_0_0_1b755802e51bbb4acb22198b0591b9f8.jpg

<strong>МОСКВА, 18 ноя&nbsp;&mdash; РИА Новости, Антон Скрипунов.</strong> Археологи <a href=»https://ria.ru/science/20181116/1532942656.html» target=»_blank»>обнаружили один из&nbsp;древнейших портретов Иисуса Христа</a>, который расходится с&nbsp;наиболее известными его изображениями. На самом деле то, как&nbsp;он выглядел,&nbsp;&mdash; большая загадка для&nbsp;ученых и&nbsp;верующих. Что об&nbsp;этом говорит наука и&nbsp;как менялись представления о&nbsp;внешности Спасителя,&nbsp;&mdash; в&nbsp;материале РИА Новости.Необычный портрет»Найденное изображение&nbsp;&mdash; очень важное открытие. Оно относится к&nbsp;типу иконографической модели Христа с&nbsp;короткими волосами, которая была особенно распространена в&nbsp;Египте и&nbsp;Сиро-Палестине, но&nbsp;исчезла из&nbsp;византийского искусства более позднего периода»,&nbsp;&mdash; заявляют археологи в&nbsp;своей научной статье.Обнаруженный израильскими археологами «портрет» VI века&nbsp;&mdash; очень нетипичный. Христос на&nbsp;нем изображен без&nbsp;бороды.»Волосы короткие и&nbsp;вьющиеся, лицо продолговатое, большие глаза и&nbsp;удлиненный нос»,&nbsp;&mdash; так, по&nbsp;словам ученых, представляли Христа ранние христиане.Но почему никто не&nbsp;знал наверняка, каким он был? Библия оставила ученым большую загадку.»В канонических Евангелиях нет описания внешности Иисуса Христа&hellip;. Просто сложилась определенная традиция его изображения на&nbsp;иконах, а&nbsp;письменных свидетельств того, как&nbsp;он выглядел, нет»,&nbsp;&mdash; рассказал РИА Новости библеист Андрей Десницкий.Отсюда парадокс: в&nbsp;разных регионах Иисуса Христа изображали по-разному. Например, в&nbsp;Эфиопии, где христианская община одна из&nbsp;самых древних в&nbsp;мире, он на&nbsp;иконах&nbsp;&mdash; темнокожий. А на&nbsp;древнейших изображениях в&nbsp;римских катакомбах или&nbsp;византийских базиликах Иисус Христос предстает юношей&nbsp;&mdash; как&nbsp;на знаменитой мозаике VII века в&nbsp;Равенне.»Это эллинистическое влияние&nbsp;&mdash;в&nbsp;Древней Греции и&nbsp;Риме богов изображали юными и&nbsp;прекрасными. Но так продолжалось лишь до&nbsp;VII века, когда Вселенский собор постановил изображать Христа в&nbsp;его историческом воплощении, а&nbsp;не в&nbsp;аллегорическом образе юноши или&nbsp;агнца»,&nbsp;&mdash; объясняет корреспонденту РИА Новости искусствовед Ирина Языкова.»Кудряв и&nbsp;коренаст»Канонический образ Христа, который можно сегодня увидеть на&nbsp;иконах, сложился только к&nbsp;VI веку. Одним из&nbsp;образцов, как&nbsp;утверждает Языкова, стала икона из&nbsp;Синайского монастыря.»Такое изображение Христа еще называют иудео-эллинистическим, потому что оно опиралось на&nbsp;античный канон гармоничного, красивого лица и&nbsp;в то же время пыталось передать ближневосточные черты. Но специально его еврейское происхождение никто не&nbsp;подчеркивал. Наоборот, иконописцы показывали, что это&nbsp;&mdash; универсальный человек»,&nbsp;&mdash; говорит искусствовед.А вот в&nbsp;XXI веке этническая принадлежность Иисуса стала очень важна, правда, только для&nbsp;ученых. Судебный антрополог из&nbsp;Манчестерского университета Ричард Нив попытался восстановить облик жителя Палестины I века нашей эры, чтобы хоть как-то приблизиться к&nbsp;разгадке тайны внешности Спасителя. Эксперт провел рентгеновский анализ трех черепов той эпохи, найденных при&nbsp;раскопках в&nbsp;окрестностях Иерусалима. Кроме того, он обратился к&nbsp;рисункам того времени. Результат получился, мягко говоря, неожиданным.Скорее всего, у&nbsp;Христа, как&nbsp;предполагает Нив, были короткие черные кудрявые волосы. С большой долей вероятности глаза у&nbsp;него были темными. По иудейской традиции, Иисус носил бороду. Возможно, он был невысок,&nbsp;&mdash; рост среднего семитского мужчины I века нашей эры, судя по&nbsp;найденным скелетам, не&nbsp;превышал 165 сантиметров. А так как&nbsp;Христос, по&nbsp;Евангелию, был сыном плотника и, скорее всего, сам плотничал, то он был широкоплечим и&nbsp;мускулистым, предполагает Ричард Нив.Споры о&nbsp;лицеСудя по&nbsp;сделанному Нивом описанию, внешне Иисус Христос ничем не&nbsp;выделялся. Любопытно, что церковные авторитеты говорили об&nbsp;этом еще во&nbsp;II веке нашей эры.Именно с&nbsp;этого времени в&nbsp;христианской среде начался спор о&nbsp;том, как&nbsp;выглядел Спаситель.Одни богословы утверждали, что внешне он был невзрачным, ссылаясь на&nbsp;фразу из&nbsp;ветхозаветной книги пророка Исайи: «Он был презрен и&nbsp;умален пред людьми, муж скорбей и&nbsp;изведавший болезни, и&nbsp;мы отвращали от&nbsp;Него лицо свое». Другие же отстаивали гипотезу о&nbsp;его красоте. «Если бы Он не&nbsp;имел в&nbsp;лице и&nbsp;во взоре чего-то небесного, апостолы никогда не&nbsp;последовали бы за&nbsp;Ним тотчас»,&nbsp;&mdash; писал в&nbsp;IV веке блаженный Иероним.Однако никто из&nbsp;них не&nbsp;знал точного ответа. Дело в&nbsp;том, что все описания основывались исключительно на&nbsp;устном предании, замечает доцент кафедры Библеистики Богословского факультета ПСТГУ священник Константин Польсков.»Мы не&nbsp;можем утверждать, что даже встречающиеся в&nbsp;катакомбах изображения Христа первых веков нашей эры являются фотографическими. Это все же некое предание, осмысленное христианской общиной»,&nbsp;&mdash; поясняет он в&nbsp;беседе с&nbsp;РИА Новости.Единственный вариантВпрочем, у&nbsp;ученых есть ключ к&nbsp;разгадке этой тайны. В 1976 году профессор Лос-Аламосской национальной лаборатории (США) Джон Джексон реконструировал облик Христа на&nbsp;основе Туринской плащаницы.А в&nbsp;2018 году специалисты Университета Падуи при&nbsp;помощи новейших технологий создали трехмерное изображение Христа на&nbsp;основе оставшегося на&nbsp;ткани плащаницы отпечатка тела.»Согласно нашим исследованиям, Иисус был человеком необычайной красоты: высокий, но&nbsp;очень сильный. Ростом был почти 180 сантиметров, на&nbsp;15 сантиметров выше среднего. У его лица было царственное, величественное выражение»,&nbsp;&mdash; заявил в&nbsp;интервью <a rel=»nofollow» href=»https://www.lastampa.it/2018/03/20/cronaca/una-statua-restituisce-le-fattezze-delluomo-della-sindone-hqN5guzFKnxuNbAtowgkHL/pagina.html» target=»_blank»>La Stampa</a> профессор Джулио Фанти, возглавивший исследование плащаницы.Однако наука до&nbsp;сих не&nbsp;подтвердила, является ли Туринская плащаница тем самым куском ткани, в&nbsp;который было обернуто тело Спасителя после его смерти. На данный момент в&nbsp;ее подлинность можно только верить, отмечает отец Константин Польсков.»В этом смысле ответ на&nbsp;вопрос, можно ли точно восстановить исторический портрет Христа, скорее отрицательный»,&nbsp;&mdash; заключает богослов.

https://ria.ru/20180107/1511976124.html

https://ria.ru/20180526/1521416352.html

42

израиль

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/153297/76/1532977691_391:0:6835:4833_1400x0_80_0_0_cba4cbaa20392972d119e38d54c6923e.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

израиль, аналитика — религия и мировоззрение

МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости, Антон Скрипунов. Археологи обнаружили один из древнейших портретов Иисуса Христа, который расходится с наиболее известными его изображениями. На самом деле то, как он выглядел, — большая загадка для ученых и верующих. Что об этом говорит наука и как менялись представления о внешности Спасителя, — в материале РИА Новости.

Необычный портрет

«Найденное изображение — очень важное открытие. Оно относится к типу иконографической модели Христа с короткими волосами, которая была особенно распространена в Египте и Сиро-Палестине, но исчезла из византийского искусства более позднего периода», — заявляют археологи в своей научной статье.

Обнаруженный израильскими археологами «портрет» VI века — очень нетипичный. Христос на нем изображен без бороды.

«Волосы короткие и вьющиеся, лицо продолговатое, большие глаза и удлиненный нос», — так, по словам ученых, представляли Христа ранние христиане.

Но почему никто не знал наверняка, каким он был? Библия оставила ученым большую загадку.

7 января 2018, 08:00Религия и мировоззрениеРождество: почему для науки Иисус Христос — реальный персонаж

«В канонических Евангелиях нет описания внешности Иисуса Христа…. Просто сложилась определенная традиция его изображения на иконах, а письменных свидетельств того, как он выглядел, нет», — рассказал РИА Новости библеист Андрей Десницкий.

Отсюда парадокс: в разных регионах Иисуса Христа изображали по-разному. Например, в Эфиопии, где христианская община одна из самых древних в мире, он на иконах — темнокожий. А на древнейших изображениях в римских катакомбах или византийских базиликах Иисус Христос предстает юношей — как на знаменитой мозаике VII века в Равенне.

«Это эллинистическое влияние —в Древней Греции и Риме богов изображали юными и прекрасными. Но так продолжалось лишь до VII века, когда Вселенский собор постановил изображать Христа в его историческом воплощении, а не в аллегорическом образе юноши или агнца», — объясняет корреспонденту РИА Новости искусствовед Ирина Языкова.

«Кудряв и коренаст»

Канонический образ Христа, который можно сегодня увидеть на иконах, сложился только к VI веку. Одним из образцов, как утверждает Языкова, стала икона из Синайского монастыря.

«Такое изображение Христа еще называют иудео-эллинистическим, потому что оно опиралось на античный канон гармоничного, красивого лица и в то же время пыталось передать ближневосточные черты. Но специально его еврейское происхождение никто не подчеркивал. Наоборот, иконописцы показывали, что это — универсальный человек», — говорит искусствовед.

А вот в XXI веке этническая принадлежность Иисуса стала очень важна, правда, только для ученых. Судебный антрополог из Манчестерского университета Ричард Нив попытался восстановить облик жителя Палестины I века нашей эры, чтобы хоть как-то приблизиться к разгадке тайны внешности Спасителя. Эксперт провел рентгеновский анализ трех черепов той эпохи, найденных при раскопках в окрестностях Иерусалима. Кроме того, он обратился к рисункам того времени. Результат получился, мягко говоря, неожиданным.

Скорее всего, у Христа, как предполагает Нив, были короткие черные кудрявые волосы. С большой долей вероятности глаза у него были темными. По иудейской традиции, Иисус носил бороду. Возможно, он был невысок, — рост среднего семитского мужчины I века нашей эры, судя по найденным скелетам, не превышал 165 сантиметров. А так как Христос, по Евангелию, был сыном плотника и, скорее всего, сам плотничал, то он был широкоплечим и мускулистым, предполагает Ричард Нив.

Споры о лице

Судя по сделанному Нивом описанию, внешне Иисус Христос ничем не выделялся. Любопытно, что церковные авторитеты говорили об этом еще во II веке нашей эры.

Именно с этого времени в христианской среде начался спор о том, как выглядел Спаситель.

Одни богословы утверждали, что внешне он был невзрачным, ссылаясь на фразу из ветхозаветной книги пророка Исайи: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое». Другие же отстаивали гипотезу о его красоте. «Если бы Он не имел в лице и во взоре чего-то небесного, апостолы никогда не последовали бы за Ним тотчас», — писал в IV веке блаженный Иероним.

Однако никто из них не знал точного ответа. Дело в том, что все описания основывались исключительно на устном предании, замечает доцент кафедры Библеистики Богословского факультета ПСТГУ священник Константин Польсков.

«Мы не можем утверждать, что даже встречающиеся в катакомбах изображения Христа первых веков нашей эры являются фотографическими. Это все же некое предание, осмысленное христианской общиной», — поясняет он в беседе с РИА Новости.

Единственный вариант

Впрочем, у ученых есть ключ к разгадке этой тайны. В 1976 году профессор Лос-Аламосской национальной лаборатории (США) Джон Джексон реконструировал облик Христа на основе Туринской плащаницы.

А в 2018 году специалисты Университета Падуи при помощи новейших технологий создали трехмерное изображение Христа на основе оставшегося на ткани плащаницы отпечатка тела.

26 мая 2018, 08:00Религия и мировоззрениеЗагадки Туринской плащаницы: ученые готовят сенсацию»Согласно нашим исследованиям, Иисус был человеком необычайной красоты: высокий, но очень сильный. Ростом был почти 180 сантиметров, на 15 сантиметров выше среднего. У его лица было царственное, величественное выражение», — заявил в интервью La Stampa профессор Джулио Фанти, возглавивший исследование плащаницы.

Однако наука до сих не подтвердила, является ли Туринская плащаница тем самым куском ткани, в который было обернуто тело Спасителя после его смерти. На данный момент в ее подлинность можно только верить, отмечает отец Константин Польсков.

«В этом смысле ответ на вопрос, можно ли точно восстановить исторический портрет Христа, скорее отрицательный», — заключает богослов.

Образ, созданный Самим Христом. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым

Почему икона Спаса Нерукотворного была серьезным аргументом в споре иконопочитателей с иконоборцами, кто автор новгородской иконы XII века, в которой соединились две важнейшие богословские идеи, почему на обороте иконы автор изобразил Поклонение Кресту и каково было ее значение в пространстве древнерусского храма?

Продолжаем серию рассказов Алексея Лидова, искусствоведа, византолога, академика Российской академии художеств, о знаменитых древнерусских иконах. 

Икона «Спас Нерукотворный» c Поклонением Кресту на обороте, XII век

Это одна из самых ранних и наиболее важных икон с изображением «Святого Мандилиона», или в славянском именовании «Святого Убруса», не только в русской, но и во всей византийской традиции. Сейчас она в экспозиции древнейших домонгольских икон в Государственной Третьяковской галерее. 

Уникальный образ Спаса Нерукотворного был написан в XII веке для одной из новгородских церквей как процессионная икона, которая выносилась в особых литургических действах. Тогда верующие могли видеть одновременно две стороны образа, где помимо основного лика на обороте было редкое изображение «Поклонение Кресту». Через сопоставление двух образов раскрывался главный богословский смысл двусторонней иконы: «Святой Убрус» с нерукотворным земным портретом Христа воспринимался как важнейшее подтверждение Воплощения на земле Второго Лица Святой Троицы, и в образе Поклонения Кресту на обороте недвусмысленно звучала тема Искупительной Жертвы, принесенной именно на этом кресте Распятия. Две важнейшие богословские идеи, игравшие ключевую роль в христианском богослужении, соединялись в одной двусторонней иконе.

Спас Нерукотворный. Вторая половина XII в.

Аргумент в борьбе с иконоборцами 

Помещенный на лицевой стороне образ Спаса Нерукотворного в греческом мире назывался «Агион Мандилион», и его можно назвать протоиконой, поскольку он дал начало всей традиции иконописания. Название иконографии говорит само за себя – образ возник нерукотворно, как чудо, сотворенное Самим Христом. Когда в VIII веке подняло голову иконоборчество и некоторые византийские императоры вместе со своим церковным окружением стремились отказаться от поклонения иконам, существование этого образа стало одним из главных аргументов иконопочитателей. 

С этой иконой связана знаменитая легенда о царе Авгаре. Это был первый земной правитель из далекого восточного царства в городе Эдесса (сейчас на территории Турции), который уверовал в Христа, согласно преданию, еще во времена Его земной жизни. Однажды Авгарь заболел и послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его, а также попросил посланника, умевшего рисовать, сделать портрет Христа. Но как ни старался художник, ничего у него не получалось. Тогда Христос велел принести воды и полотенце, умыл лицо и вытер его полотенцем, на котором отобразился Его лик. Этот плат, как Свое благословение, Он послал царю Авгарю. Царь исцелился, а плат стал главной христианской реликвией города.

«Царь Авгарь с Нерукотворным образом Христа». X в. Монастырь Святой Екатерины на Синае

Кроме иконографии Мандилиона, изображения Спаса Нерукотворного на плате (убрусе), существует еще «Керамидион» («Святое Чрепие») – изображение образа на черепице. Чудотворная копия возникла, когда спрятанный и заложенный черепицей образ чудесным образом проявился на этой керамической плите. 

Уже в X веке, в 944 году, Мандилион – одна из самых важных реликвий всего христианского мира – был выкуплен за огромные средства у мусульманских правителей Эдессы императором Константином Багрянородным и был торжественно доставлен в Константинополь. Перенесение Эдесского образа Спаса Нерукотворного в Константинополь в 944 году стало важным христианским праздником, который отмечают на следующий день после Успения Богоматери.

Образ Христа из пустыни Негев – что значит эта сенсация и при чем тут Зевс

В византийской традиции это не просто икона, а основополагающий образ, возникший без вмешательства человеческих рук. Многовековая традиция иконописания ведет свою историю именно от этого великого чуда, уподоблявшего каждого иконописца Христу и делавшего его труд священным занятием.

На эдесском Плате, реликвии, хранившейся до разграбления города крестоносцами в императорской церкви Богоматери Фаросской, образ Христа был почти неразличим. На новгородской иконе он представлен кристаллически ясно, занимая практически все пространство почти квадратной доски. При этом Лик вписан в идеальный круг крещатого нимба, делающего образ в целом похожим на эмблему – не случайно это наиболее часто воспроизводимое изображение данного иконографического типа. 

Все второстепенные детали, включая изображение ткани плата и даже надписание образа, отсутствуют, хотя вероятно, что надпись была на позолоченном окладе, от которого остались только следы маленьких гвоздиков, которыми тонкие пластины оклада крепились к доске. Интересно, что и на реликвии Плата в византийской столице лик Христа был обложен золотыми пластинами, о чем нам сообщают поздние инвентарные описи. 

Уникальное космическое действо

Сцена Поклонения Кресту во многих отношениях уникальна, в том числе потому, что Поклонение представлено как некое небесное, космическое действо. В верхней части показан ряд ангельских сил – херувимы и серафимы в руках держат рипиды – опахала, которые с древних времен используются при совершении Евхаристии. В данном случае рипиды в руках ангельских сил указывают: перед нами изображено некое священнодействие, где серафимы сослужат Христу. 

Прославление креста (оборотная сторона иконы Спас Нерукотворный)

В сознании подготовленного зрителя возникает пространство алтаря. Точнее, самого престола, над которым сослужащие диаконы обычно и держат свои рипиды. Все ангельские силы подписаны: «шестокрылые херувимы», «многоочитые серафимы» – образы, восходящие к ветхозаветным видениям, когда Господь является боговидцам и пророкам в окружении ангельских сил, мистические крылья которых покрыты многочисленными глазами (что можно увидеть и на нашей иконе). Космический характер действа подчеркивают и два медальона по сторонам от Креста, в которых изображены персонификации солнца и луны, с соответствующими подписями. Они восходят к еще древнеримским прообразам, известным по монетам и другим изображениям. Золотое солнце и красная луна обозначают день и ночь, и вместе указывают на вневременной характер происходящего.

Ниже по сторонам Креста Распятия, с образом горы Голгофы и Черепом Адама в пещере у подножия, показаны крупные фигуры архангелов Гавриила и Михаила, держащих в руках орудия мучений Христа – Копие, пронзившее Его бок, и Трость с губкой, пропитанной уксусом. Руки архангелов покровенны, то есть покрыты их плащами, потому что они держат священные предметы, прикасавшиеся к Телу Христову. В центре Креста на средокрестье, как главная реликвия, показан Терновый венец – парадоксальный знак царственности Спасителя мира, принесшего Искупительную Жертву на кресте Распятия. 

Примечательно и изображение самого Креста, части которого соединены акцентированными белыми гвоздями. Очевидно, создатель иконографии хочет напомнить о еще двух важнейших реликвиях Страстей Христовых – «Честном Древе», разделенном после обретения Креста святой Еленой между Римом, Константинополем и Иерусалимом, и гвоздях Распятия, пользовавшихся широкой известностью во всем христианском мире.

Пространство константинопольской церкви в Новгороде

Такое собрание важнейших реликвий Страстей привело некоторых моих западных коллег к любопытному заключению, что здесь, на обороте иконы, представлена не просто сцена Поклонения Кресту, но воссоздано пространство византийской императорской церкви Богоматери Фаросской в Константинополе, где хранились важнейшие реликвии Страстей Господних. 

Это была маленькая, драгоценно украшенная церковь в центре Большого дворца, рядом с императорскими покоями, где на протяжении нескольких столетий собирали важнейшие реликвии, связанные именно с Искупительной Жертвой и Страстями Христовыми. Заметим, что это имело глобальный религиозно-политический смысл. Обладание важнейшими реликвиями Страстей было самым ярким подтверждением духовной силы и символом власти над всем христианским миром. В этой связи интересно, что в Византии (именно в Византии, а не, скажем, в Сербии или Древней Руси) не было распространено паломничество в Иерусалим. 

Золотое свечение, пурпурная пряжа и предвидение Жертвы. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым

Известны византийские тексты, которые говорят: зачем вам идти в Иерусалим, где ничего нет, идите в наш новый Иерусалим, в церковь Богоматери Фаросской, где вы можете приложиться к важнейшим реликвиям, которых нет в городе, захваченном мусульманами. 

Идея, что художник пытался воспроизвести именно пространство Фаросской церкви, не доказуема, хотя и может быть принята как остроумная гипотеза. При этом, несомненно, художник предпринимает попытку создать новую икону из собирания в ней всех важнейших святынь, связанных со Страстями Господними. И, вполне вероятно, образ Фаросской церкви как важнейшего христианского храма мог возникать в литургии новгородской церкви. Не исключено, что икона была написана для храма Спаса на Нередице, согласно летописи, расписанной в 1199 г. Потому мы можем, как я сделал в одной из своих работ, додумать ее литургическое бытование внутри пространства этого храма. Мы знаем, что эта икона использовалась в процессиях вокруг алтаря, по храму и вокруг храма, и также находилась в пространстве, где в подкупольной зоне размещалось два образа Спаса Нерукотворного, показанные напротив друг друга.

В целом ряде других византийских храмов эта традиция возникает в XI веке, когда под куполом, на внешних сторонах восточной и западной арки появляются изображения Мандилиона и Керамидиона. По моей гипотезе, такое расположение, скорее всего, связано с тем, что эти две реликвии именно таким образом были показаны в церкви Богоматери Фаросской. Расположение святынь в константинопольской церкви нам известно из уникального описания одного крестоносца, который участвовал в захвате Константинополя в 1204 году и написал, что эти реликвии висели в драгоценных ковчегах на цепях, как раз под восточной и западной подкупольными арками. Вероятно, что расположение таким же образом Мандилиона и Керамидиона уподобляло каждый храм византийскому Иерусалиму – церкви Богоматери Фаросской. 

Спас Нерукотворный на убрусе. Церковь Спаса на Нередице, Новгород, XII век

Если наша логика верна, то мы можем прочитать глубокий смысл этой двусторонней иконы, где как раз Спас Нерукотворный изображен на лицевой стороне – важнейшая святыня из церкви Богоматери Фаросской, которую дополняют святыни Страстей Христовых на обратной стороне. Когда с этой процессионной иконой в конце XII века внутри пространства храма ходили верующие, также это пространство включало в себя образы Мандилиона и Керамидиона на подкупольных арках, то получалась духовная связь с византийским Иерусалимом, образы актуализировались и приобретали особое литургическое звучание.

Спас Нерукотворный на чрепии. Церковь Спаса На Нередице XII век

В поисках мастера

Глубина замысла не оставляет сомнения, что двусторонняя икона задумана выдающимся иконографом. При этом живопись на двух сторонах удивляет разницей манер исполнения. Обе характерны для конца XII века, но контрастируют между собой. Лик Христа написан в идеально-гладкой манере с доминирующей правильной геометрией всех основных форм. 

Алексей Лидов

Тип лица характерен для комниновского периода византийской иконописи (от имени основной правящей императорской династии XI-XII веков), с аскетичным обликом, удлиненным овалом, тонкими чертами лица, заостренным носом, артикулированным рисунком глаз и бровей. Обращает на себя внимание почти орнаментальная раздваивающаяся борода и прочерченные золотыми линиями волосы, уложенные в идеально правильную прическу. При сравнении с собственно византийскими, в первую очередь константинопольскими, образами возникает впечатление некоторой нарочитости художественного решения, негреческой декоративности всех форм, что говорит скорее о древнерусском, чем византийском вкусе. 

Это древнерусское начало в изображении на обороте выражено гораздо ярче. С большой вероятностью этот образ писал местный новгородский мастер. На новгородское происхождение мастера указывают также и характерные особенности надписей, отсылающих нас к новгородскому диалекту – например, написание «ц» вместо «ч» и ряд других деталей. Обращает на себя внимание назидательная конкретность образов и упрощенно-экспрессивный стиль, чуждый константинопольских изысков и рассчитанный, при всем выдающемся мастерстве исполнителя, на яркость и доходчивость. 

Этому стилю можно найти аналогии в росписи церкви Спаса на Нередице 1199 г., над которой трудился целый ряд совершенно разных по своим эстетическим установкам художников (примеры их искусства сохранились до сегодняшнего дня только в небольших фрагментах, а до гибели во время Великой Отечественной войны эти образы можно было увидеть в идеальной полноте). С большой вероятностью один из мастеров, работавших в церкви Спаса на Нередице в 1199 году, был автором и оборота иконы конца XII века. Нельзя исключить, что этим мастером мог быть иконописец Олисей Гречин, усадьбу которого около сорока лет назад раскопала Новгородская экспедиция. При этом была обнаружена целая серия связанных с ним уникальных берестяных грамот. 

Святая Земля в храме – и можно ли ходить ногами по образам

Однако в гипотезах и предположениях надо быть осторожными. Мы, честно говоря, до сих пор не очень понимаем, как существовала художественная среда в Новгороде и что из себя представлял этот мастер, о жизни которого мы знаем больше, чем о любом другом средневековом художнике: археологи раскопали его усадьбу, нашли берестяные грамоты, написанные его рукой, нашли письма к нему, в том числе с уникальными заказами на иконы. 

Прозвище мастера – Гречин (грек) – явно указывает на его связь с Византией. Опять-таки, не очень понятно, в чем эта связь заключалась. Вполне объяснимо желание исследователей, которые хотят связать эту икону «Спас Нерукотворный и Поклонение Кресту» именно с творчеством Олисея Гречина, обрести редкого мастера с точно известным произведением. Но данных, прямо подтверждающих это, у нас нет, и мне кажется, лучше оставить версию на уровне предположения и гипотезы, чем дальше умножать догадки там, где пока нет неопровержимых доказательств и несомненных фактов. 

На данный момент мы можем быть уверены в том, что эта икона Спаса Нерукотворного с Поклонением Кресту на обороте относится к концу XII века, происходит из Новгорода и с большой вероятностью мастер или мастера, написавшие эту икону, – выдающиеся художники своего времени, принимавшие участие в росписи церкви Спаса на Нередице. 

Главное – до нас дошел уникальный во многих отношениях памятник. Важный и с точки зрения художественного совершенства, поскольку, на мой взгляд, это самый совершенный образ Спаса Нерукотворного во всем византийском искусстве. Кроме того, это памятник с уникальной иконографической программой, которая, по всей видимости, связана с совершенно конкретным сакральным пространством и играла в этом пространстве принципиально важную роль.

Вот 10 древнейших изображений Христа

Искусство — это удивительный способ, с помощью которого мы можем лучше молиться и созерцать глубины христианства. Хотя есть много знакомых примеров современного христианского искусства, рассмотрение самых первых изображений Христа в искусстве позволяет нам увидеть, как Христос воспринимался ранней церковью. Понимание этих древнейших изображений Иисуса помогает нам увидеть, что Христос открывает Себя Своей Церкви множеством способов, что позволяет нам приблизиться к Нему в нашем понимании Его присутствия в мире.

Это изображение, датируемое третьим веком, является одним из старейших известных изображений Христа, которому поклонялись волхвы. Структура этого изображения, где каждый из трех волхвов в очереди, ожидающих передать свои дары Младенцу Иисусу, стала привычной структурой в изображениях Поклонения волхвов на протяжении веков. Отлитый из саркофага, найденного в Катакомбах Присциллы, его смелые мазки выходят далеко за рамки своего времени с точки зрения художественного стиля. Катакомбы Присциллы, расположенные в Риме, использовались для христианских захоронений со второго по четвертый века и примечательны тем, что здесь были похоронены по крайней мере два папы, помимо многих святых христианских мучеников.(Здесь также были найдены останки святой Филомены.) В этой катакомбе также хранятся многие другие произведения раннехристианского искусства, от изображений Благовещения до Христа как Доброго Пастыря.

Это изображение Христа как Доброго Пастыря было найдено в Катакомбах Каллиста, обширных катакомбах и могильниках, снова расположенных в Риме. Это потолочная фреска III века, на которой изображен молодой Христос, несущий агнца. Хотя христианство использовало образ Доброго Пастыря для описания взаимоотношений Христа с его стадом или его Церковью, образ человека, несущего либо ягненка, либо теленка, является древним.Это был популярный мотив в греческой скульптуре, известный как москофор, или «несущий тельца». То, что этот мотив соответствует христианским темам, отражает тот факт, что Церковь пронизывает культуру, и ее послание остается вне времени на протяжении веков.

«Исцеление паралитического», фреска, найденная в церкви Дура-Европос III века в Сирии, является одним из многих раннехристианских изображений, на которых изображены чудеса, совершенные Иисусом. Церковь Дура-Европос — самая ранняя из известных христианских домашних церквей, то есть это была просто резиденция, которая была преобразована в обстановку, подходящую для христианского богослужения.Фрески были взяты из комнаты, которая служила баптистерием, что подводит нас к вдохновляющей идее о том, что крещение — это вид чуда, который служит параллелью исцелению парализованного, поскольку крещение поднимает душу из разбитого состояния в состояние исцеления. целиком. Это изображение Христа, вероятно, напоминает слова Евангелия от Иоанна, в котором Иисус исцеляет человека, который не мог ходить в течение тридцати восьми лет, сказав слова: «Встань, возьми свою постель и ходи».

Эта фреска третьего века, на которой Иисус воскресил своего друга Лазаря из мертвых, была найдена в катакомбах Каллиста, тех же самых катакомбах, в которых обитают ранние изображения Христа, такие как Добрый Пастырь.Хотя это не признано одним из старейших изображений Христа, это первое известное изображение Лазаря, особенно в его состоянии воскресения. В раннехристианские времена было популярно показывать Иисуса в роли чудотворца, поскольку знание Иисуса как чудотворца было подходящим путем к познанию его как спасителя.

На этой фреске четвертого века из катакомб христианских мучеников Марцеллина и Петра изображен Христос между двумя учениками Петром и Павлом.У их ног стоят четыре мученика Горгоний и Марцеллин, Петр и Тибуртий, разделенные на две группы Агнцем Божьим. Святые Марцеллин и Петр были, соответственно, священником и экзорцистом. Наши сведения о них взяты из Martyrologium Hieronymianum , влиятельного списка христианских мучеников, приписываемого святому Иерониму. Из-за их присутствия в этом уважаемом списке их гробница широко почиталась даже в седьмом веке. Этот образ Христа показывает, что мученики, которые добровольно отдали свою жизнь за Христа и Его Церковь, действительно являются Его учениками и должны почитаться за их святость и невероятную жертву.

Эта икона Христа Вседержителя, датируемая VI веком и предположительно созданная в Константинополе, является одной из старейших сохранившихся византийских икон и известна как первое изображение Христа Вседержителя. «Вседержитель» — это термин, пришедший из греческого языка и означающий «всемогущий» или «правитель мира», и связан с идеями Христа, поддерживающего мир в его движении и всемогущего над ним. Это красивое и интригующее изображение, поскольку очевидно, что две стороны лица Христа асимметричны и на самом деле совершенно разные.Многие предполагают, что эта конкретная икона призвана символизировать двойственность личности Христа, а именно его человечность и его божественность. Говорят, что левая сторона его лица представляет его человечность, а правая — его божественность. Расположенная в монастыре Святой Екатерины в пустыне Синай, эта икона пережила эпоху иконоборчества (когда религиозные изображения воспринимались как еретические) и в настоящее время находится в монастыре вместе с более чем 2000 других произведений искусства.

Это нетрадиционное изображение Христа шестого века, на котором он представлен как древняя военная фигура, такая как генерал или император, представляет собой мозаику на стенах архиепископской капеллы в Равенне, Италия.Это богатое символизмом изображение показывает Христа, наступающего одновременно на змею и льва и держащего книгу, в которой написаны латинские слова « ego sum via, veritas et vita » или «Я есмь путь, истина и жизнь ». Присутствие льва и змеи, скорее всего, является отсылкой к Псалму 91, в котором написано, что молодой лев и змей будут попраны ногами, что означает окончательную победу Христа над сатаной. Здесь интересно отметить, как художник может изображать Христа разными способами.Рассмотрение многочисленных изображений Христа в искусстве, от Доброго Пастыря до Чудотворца и Воинствующего Христа, как здесь изображено, — это наводящий на размышления и молитвенный способ вспомнить многие грани человечности и божественности Бога.

Эта красивая мозаика с изображением воскресшего Христа находится в церкви Святых Космы и Дамиана в Риме. Здание, включенное в состав древнеримского Форума, стало церковью в 527 году. В нем хранятся известные произведения искусства, которые считаются шедеврами VI и VII веков.Эта мозаика изображает Христа со святыми Петром и Павлом по бокам. Святой Петр справа от Христа представляет Святых Косму и Феодора, а Святой Павел слева от Христа представляет Святых Дамиана и Папу Феликса IV, который был папой во время освящения церкви. Это изображение примечательно тем, что представляет несколько экзотическое изображение Христа и его окружения, учитывая яркость цветов и присутствие пальм (также напоминающих вход Христа в Иерусалим в Вербное воскресенье).Стадо ягнят у его ног указывает на царствование Христа и любовь к Его Церкви.

Эта картина, изображающая Мадонну с младенцем, возникла в Саккаре, Египет. Подобные изображения были нарисованы по всему монастырю Святого Иеремии в Саккаре на восточных стенах, и эти расписные ниши были предназначены для помощи монахам в их молитвах и созерцании. Это изображение стало привычным для католиков, но, поскольку оно датируется шестым или седьмым веками, оно было одним из первых, кто изображал Младенца Иисуса с его матерью таким образом.Мы видим, несмотря на отсутствие некоторых мест на фреске, что Христос держит свою мать обеими руками, показывая его мягкий характер и непосредственность своего отношения к Марии. Видение близости матери и сына здесь позволяет нам задуматься о том, как нам легче стать ближе к Иисусу: через его мать, которую Он так сильно любил.

В Санта-Костанце, церкви в Риме, построенной в четвертом веке, находится мозаика с изображением Христа и Святого Петра, который приближается к Христу в явной мольбе.Это изображение является одним из первых, изображающих Христа таким образом: он восседает как царь или император, одетый в королевские и экзотические одежды, и видно, как он передает святому Петру ключи от своего небесного царства. С Христом, сидящим на сфере, готовом символе мира, мы видим, что этот образ предназначен для описания передачи Христом своей власти на земле человеку. Тема Христа, дающего человеку возможность управлять землей, отражена в некоторых других мозаиках Санта-Костанцы, которые были построены где-то между пятым и седьмым веками.Изображение Христа в отдельной апсиде показывает, как Христос передает свиток закона Петру и Павлу. Эти мозаики напоминают о высшей власти и царстве Христа, заставляя зрителя рассматривать его скромное положение как члена Тела Христова.

Какой ваш любимый образ Христа? Делитесь в комментариях!

.

Доказательство того, что Иисус черный! Археологические свидетельства и история иконоборчества

Образ Христа из Библии. Позвольте Библии говорить, потому что я говорю не об этом. Это то, о чем говорит Библия, и это можно легко доказать, если вы проведете свое исследование и знаете настоящую историю.

Revelations 1: 1 Откровение Иисуса Христа, которое Бог дал Ему, чтобы показать его слугам то, что должно скоро произойти; и он послал и обозначил это через своего ангела своему слуге Иоанну:

Итак, вот откровение Иисуса Христа из Библии.

Revelations 1: 10 Я был в Духе в день Господень и услышал позади себя громкий голос, подобный трубе,

11 говоря: Я Альфа и Омега, первый и последний; и: что ты видишь, напиши в книгу и пошли ее семи церквям, находящимся в Азии; до Ефеса, Смирны, Пергама, Фиатиры, Сард, Филадельфии и Лаодикии.

Итак, Иоанн в это время был на острове, и он услышал, как кто-то говорил с ним сзади и велел ему написать все, что он видел, и разослать это семи церквям.

Revelations 1: 12 И я повернулся, чтобы увидеть голос, говоривший со мной. И, обратившись, увидел семь золотых светильников;

Итак, Джону пришлось ФИЗИЧЕСКИ ОБРАТИТЬСЯ, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает. Я подчеркиваю это потому, что многие люди утверждают, что у него было видение. Нет, не был. Итак, когда он повернулся, он увидел семь подсвечников, которые говорят о Меноре.

Revelations 1: 13 И посреди семи светильников один, подобный Сыну Человеческому, одетый в одежду до ног, и опоясанный вокруг пап золотым поясом.

Итак, он увидел человека (который есть Христос согласно стиху 1), стоящего за Менорой, и он был одет в священническую одежду, достигал его ног и имел золотой пояс.

Revelations 1: 14 Его голова и волосы были белы, как шерсть, белы, как снег; и его глаза были как пламя огня;

Итак, дамы и господа, у Христа из Библии белые шерстяные волосы. Когда вы просматриваете словарь 1950-х годов, который можете найти в библиотеке, слово Woolly используется для описания негроидных волос.Сейчас они вытащили это из словаря, хм, интересно, почему. Но давайте все равно поищем в словаре.

Шерстистый : — покрыт густыми, часто спутанными или вьющимися волосками; «Шерстистые барашки»

Вот отрывок из книги

Циклопедия анатомии и физиологии, Том 4

Под редакцией Роберта Бентли Тодда: стр. 1338, строки 12 и 13, первая колонка:

«Только африканские и океанические негры характеризуются« пушистыми »волосами»;

Итак, у Христа из Библии, настоящего, были белые пушистые волосы.Его голова, означающая волосы на голове, и волосы, означающие его бороду, были белыми и пушистыми. Но как насчет его глаз? Что это значит, как пламя огня? Его глаза были красными людьми. Он пил вино, помнишь? Я знаю, что все вы знали или, по крайней мере, видели в СМИ стереотипного богатого итальянца, который выпивает чашку вина за обедом. Через некоторое время ваши глаза начинают краснеть, если вы пьете его ежедневно, как это делают эти стереотипные итальянцы. Это тоже было предсказано с самого начала.

Genesis 49: 10 Не отступит от Иуды скипетр и законодатель от ног его, доколе не придет Силом; и ему будет собрание народа.

11 привяжет жеребенка своего к виноградной лозе и осленка своего к виноградной лозе; он омыл одежду свою в вине и одежду свою в крови винограда:

12 Его глаза будут красны от вина, и его зубы белы от молока.

Итак, очевидно, что Шайло — это Христос. Его глаза будут красными от вина, а его зубы белыми от молока. Итак, мы знаем, что у Христа были белые пушистые волосы и ярко-красные глаза.

Revelations 1: 15 И ноги его подобны чистой меди, как если бы они горели в печи; и его голос — как шум вод многих.

Итак, его ноги были как медь. Какого цвета латунь? Я говорю о чистой латуни, а не о смеси металлов. Это красновато-коричневый цвет. Что же происходит с медью, когда она проходит через огонь? Он становится гладким, блестящим и более темным, насыщенным коричневым. Посмотрите на картинку ниже. Кроме того, его голос звучал как вода, когда-либо уходившая на Ниагрский водопад? Представьте себе такой мощный голос Христа.

Итак, у нас есть описание темнокожего, белого, пушистого, красноглазого человека. Это НИЧЕГО похоже на Чезаре Борджиа.Думаю, нет. Возможно, вы не уверены. Хорошо, что Библия — это повторяющаяся книга. Давайте посмотрим, что пророк Даниил увидел в одном из своих видений.

Daniel 10: 4 И в двадцать четвертый день первого месяца, когда я был на берегу великой реки, которая есть Хиддекель;

5 И взглянул я, и увидел, и вот некий человек, одетый в льняную одежду, чья чресла опоясаны чистым золотом из Уфаза:

Итак, Даниил был на берегу реки Хиддекель во время нашего апреля.Откуда мы знаем, что это был апрель? Даниил был израильтянином из колена Иудина, первый месяц для израильтян — месяц Авив. Давайте посмотрим, что ученые сказали об этом в компактном библейском словаре Зондервана.

Abib: (â’bíb кукурузный початок) Имя первого месяца года до изгнания (Исх. 13: 4; 23:15; 34:18). После ссылки название было изменено на Нисан. Это было примерно на время нашего марта и начало апреля.

Почему время неточное? Потому что израильтяне считают свои месяцы по новолуниям.Итак, Даниил взглянул и увидел этого человека, одетого в льняную одежду, и снова у него был этот золотой пояс.

Даниил 10: 6 Его тело также было подобно бериллу, и его лицо было подобно молнии, и его глаза были подобны огненным светильникам, и его руки и ноги были подобны цвету цвета на полированной латуни, и голос Его слов подобны гласу множества.

Берилл — драгоценный камень зеленого цвета. Его тело было похоже на берилл, потому что его льняная одежда была зеленой и блестящей.Имейте в виду, что он идет со всей славой, поэтому его появление — молнии. Очень-очень ярко. И снова его глаза были подобны огненным лампам, они были красными и сияющими. Это круто, потому что говорится, что его ноги и руки были цвета полированной латуни. Чтобы отполировать латунь, ее нужно пропустить через огонь. Это означает, что Христос был темным и сияющим.

Это истинное описание Христа, о котором говорит Библия.

Но давайте коснемся самого Бога. Отец Христа.

.