Содержание

«Хочу понимать литературу»: с чего начать?

Если вам всегда хотелось профессионально разбираться в литературе и понимать, как автор выстраивает свое произведение, то эта подборка для вас. Журналист и преподаватель Виктория Одиссонова готовит школьников к ЕГЭ по литературе и знает, какие книги точно помогут читать осмысленно.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются не только выпускники школ перед ЕГЭ по литературе, но и взрослые читатели, – как понимать то, что ты читаешь? И возможно ли вообще вникнуть в авторский замысел без многих лет обучения на филфаке?

К счастью, да. И именно в последние годы стало появляться все больше книг, доступно и интересно объясняющих те «сложности» и тезисы, которые годами нас заставляли зубрить в школе, а затем и в университете. Конечно, ничто не заменит полноценного филологического образования, однако этих книг вполне может хватить на начальном этапе. Если вы хотите осмысленно читать, то вам подойдут эти рекомендации. Кстати, любители кино их тоже оценят.

 

 

«Искусство чтения: как понимать книги» Томаса Фостера и «Как читать книги» Мортимера Адлера 

 

    

 

Универсальный рецепт в одной книге. Бывает ли такое? Скорее, уже не одно десятилетие подобную книгу пытаются написать. Конечно, попытка вместить весь секрет анализа литературы в одну книгу кажется весьма наивной, но почему хотя бы с этого не начать?

Книги Фостера и Адлера вышли со сходными названиями и перерывом в почти 40 лет. В этом смысле Адлер, конечно же, первопроходец по составлению универсальных рецептов. В 1966 году он предпринял попытку написать книгу, объясняющую основные запросы к литературоведам: как формируется читательская любовь к той или иной книге и как за текстом научиться видеть больше, чем текст?

Фостер основное внимание уделяет деталям в литературе: как научиться видеть символы, аллюзии и мотивы и понимать, что вообще они обозначают. Каждый блок книги преподавателя литературы одного из американских университетов выстроен как диалог с собственными студентами: очень живо и довольно просто.

 

 

«Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг», «Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе» Галины Юзефович

 

    

 

Многие больше все же прислушиваются к конкретным советам: а что читать? И на что обратить внимание в этом прочитанном? В таком случае можно смело искать рецензии или даже целые сборники с ними.

Например, у одного из самых популярных российских литературных критиков, обозревателя «Медузы» Галины Юзефович уже выходил сборник рецензий и рекомендаций по книгам «Удивительные приключения рыбы-лоцмана». В новой книге «Таинственная карта» собраны рецензии по абсолютно, казалось бы, разножанровым произведениям, выходившим в последние годы: начиная от всеми известного Пелевина, романам которого отведена аж целая глава, и заканчивая современной фантастикой и переводной литературой малоизвестных у нас, но от этого ничуть не менее интересных авторов (Йон Линдквист, Джон Краули и другие). Рассказ про каждого писателя содержит ответ на главный вопрос: «Как современная литература отражает наше время сегодня?» 

 

 

«Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла, «Путешествие писателя» Кристофера Воглера

    

«Тысячеликий герой» – это книга американского исследователя мифологии, написанная в 1949 году, однако наибольшей популярностью она стала пользоваться в последние десятилетия (в 2011 году журнал Time наконец-то внес ее в список самых влиятельных книг).

Если вы хотите как-то обобщить предыдущий читательский опыт, объяснить многие подмечаемые вами сюжетные закономерности, то Кэмпбелл пишет именно об этом. Ведь большинство мифов и сказаний имеют в своей основе схожие истории и «путешествия» в них, по сути, одних и тех же героев. Подобное явление он назвал «мономифом», а все путешествие героя расписал поэтапно, тем самым подарив миру учебник, объединяющий в себе многие психологические (Фрейд, Юнг) и этнографические (Фрэзер, Боас) исследования.

Тем, кому Кэмпбелл может показаться немного устаревшим, лучше начать с Воглера. Ведь именно вдохновившись «Тысячеликим героем» американский продюсер Кристофер Воглер написал свою «методичку» для сценаристов и писателей.

Так что если вам кажется, что сюжеты книг начали повторяться, а каждая серия «Звездных войн» так или иначе сделана по одной «кальке», то вам не кажется: режиссер Джордж Лукас активно использовал наработки Кэмпбелла в своих фильмах, а уже книга Воглера стала настоящим учебником для написания «продаваемых» сюжетов фильмов и книг.

 

 

«Лекции по русской литературе», «Лекции по зарубежной литературе» Владимира Набокова

    
Для того чтобы лучше понимать современных авторов, попробуйте сначала понять писателей прошлого.

Однако если вам не хочется тратить свое время на детальное изучение жизни каждого, то попробуйте все и сразу, например, лекции по литературе. Среди самых известных сборников по теме стоит отметить, конечно же, ставшие уже классикой набоковские лекции по русской и зарубежной литературе, читаемые когда-то знаменитым писателем в Корнелльском университете американским студентам.

Особое внимание в своих лекциях автор популярной и по сей день «Лолиты» уделяет именно классикам литературы, чьи художественные приемы во многом влияли на всю последующую литературу. Так что если вы давно хотели разобраться, откуда же берутся все эти истории со злыми двойниками и при чем здесь вообще Стивенсон, то вам точно стоит прочесть Набокова.

 

 

«Лекции по русской литературе XX века» Дмитрия Быкова

 

Начать ориентироваться по писателям XX века поможет быковский многотомник. Дмитрий Быков не только известный автор и журналист. Многие знают и любят его педагогические проекты: лекции по литературе он читает то школьникам, то для широкой аудитории в лектории «Прямой речи». Был у него и проект для телеканала «Дождь» – «Сто лекций» о русской литературе XX века. 

В своем четырехтомнике (в некоторых изданиях встречается версия в двух томах) на каждый год прошлого столетия Быков выбрал по одному выходившему в это время значимому произведению, так что есть отличная возможность и вспомнить Булгакова с Есениным со школьной программы, и даже убедиться, что Стругацкие тоже уже стали в один ряд с классиками (а ведь не так уж много времени прошло).

Кстати, для особо въедливых читателей, знакомых с классикой, в книге есть и рецензии на произведения менее известных сегодня авторов, например, того же Юрия Домбровского, чье имя советская литература всеми силами пыталась забыть.

 

«Исповедь литературоведа. Как понимать книги от Достоевского до Кинга» Николая Жаринова 

 

Существует ряд книг, где литераторы и журналисты просто признаются в любви своим же книжным полкам. Возможно, это не много добавит ценности вашей способности глубоко и полноценно анализировать текст, однако сможет стать неплохой мотивацией для того, чтобы пересмотреть отношение к уже прочитанному.

Так, Жаринов, которого можно скорее назвать литературным блогером (у него свой канал на YouTube), чем просто литературным критиком, рассказывает про свой персональный опыт «проживания» классической литературы. Во многом он, конечно же, критикует современное образование, которое предлагает детям в 15–16 лет понимать психологизм Достоевского и тонкий юмор Чехова, и на собственном опыте объясняет, как возвращался к прочтению этих произведений спустя много лет, чтобы наконец-то в них разобраться.

 

 

«Камасутра книжника. Уроки чтения» Александра Гениса

 

 

Александр Генис – журналист, писатель и литературовед, который уже много лет живет в Америке. Однако в своем романе он возвращается ко многим классическим произведениям русской литературы. Если вам нравится следовать за самим витиеватым и забирающим вас в плен слогом автора, то книга Гениса вам точно понравится: его извилистые размышления соседствуют с краткими советами по существу. Задаваясь вопросом, как же все-таки читать классиков, он отвечает: «Толстого – порциями, Достоевского – залпом».

Почти любое произведение важно пробовать «переложить» на себя и свой опыт – это на примере собственного «читательского» мастерства и объясняет Генис. Именно это мастерство, по его убеждению, «шлифуется всю жизнь», но апогея так и не достигает, ведь истинная цель нашей читательского опыта – это получение настоящего удовольствия.

Так что читайте, не бойтесь что-то не понять или не заметить и получайте удовольствие от самого процесса!

18 онлайн-курсов, лекций и книг по литературе

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Литература может быть интересной. Да-да, даже школьная программа! Выбрали онлайн-лекции и книги, которые помогут полюбить Толстого и Пушкина, научат придумывать истории и писать сочинения.

Лекции и онлайн-курсы

Подборка видео- и аудиоматериалов, которые помогут полюбить и понять школьную программу по литературе.

Как работает литература

Лекции Александра Жолковского, в которых раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Толстого, Чехова — и художественного творчества вообще.

«Беседы о русской культуре» Юрия Лотмана

Юрий Михайлович Лотман — легенда, услышать или прочитать которого должен каждый, кто интересуется русской литературой и культурой. Лекции можно найти на книжных полках, но видео, в котором Лотман рассказывает о дореволюционном российском мире, производят гораздо большее впечатление. Да, выглядят они немного «ретро», но смысл от этого не теряется.

Русская литература XX века

Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры.

Лекции Дмитрия Быкова

Подборка лекций Дмитрия Быкова: выступления в Московском институте открытого образования, открытые уроки, лекторий «Прямая речь», записи программ в эфире «Эха Москвы». Живые и необыкновенно интересные рассказы о творчестве Пастернака, Горького, Маяковского, Ахматовой.

Литературоведение

Проект «Audeamus» задумывался как платформа дистанционного обучения, но сейчас работает скорее как архив аудиокурсов. Здесь можно найти качественные лекции по мистицизму в русской литературе Серебряного века, современной поэзии, русскому фольклору и истории отечественной журналистики.

6 доказательств того, что литература полезна в обычной жизни
Интерьер с читающей женщиной. Картина Карла Холсё. Дания, до 1935 года

Доктор филологических наук Сергей Зенкин объясняет пользу литературы на примере шести понятий из теории. Вдохновляющая статья, после которой захочется взять книжку.

Как читать русскую литературу

Инструкции по написанию «Евгения Онегина», романов Достоевского и рассказов Чехова, а также лекции Игоря Пильщикова о том, почему мы не понимаем классиков.

Лев Толстой против всех
Источник

Аудиолекции о жизни и смерти великого русского писателя, а также его смешные выражения, мудрые мысли, личные вещи и тест на литературное чутье.

Как определить стихотворный размер
Источник

Если вам знакомы слова «ямб», «хорей», «силлабо-тонический» и «стопа», село открывайте эту лекцию. Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам опре­делить раз­мер стихотворения, если это задали на дом.

Мир Булгакова

Аудиолекции Мариэтты Чудаковой о «Мастере и Маргарите», игра в персонажей Булгакова, а также удивительная статистика, рекомендации фильмов и рассказов и другие материалы о русском классике.

Книги

Подборка книг, которые помогут развить слог, письменные навыки и научат выражать свои мысли. Книги на любой возраст.

«Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами»… Эта книжка — творческий «тренажер» для отработки писательского мастерства. Она придется очень кстати всем, кто хочет развить воображение и научиться емко излагать мысли. На ее страницах — 642 начала историй — веселых, смешных, грустных, фантастических и даже немного странных… Их нужно развить и превратить в законченные рассказы.

Если ваш ребенок хочет стать писателем, журналистом, поэтом, критиком, блогером или сценаристом, любит выдумывать и рассказывать захватывающие истории, книга «Как писать крутые тексты» поможет отточить талант и сделать следующий шаг в мастерстве. Книга будет полезна всем детям, которые хотят лучше изучить школьный предмет «русский язык».

Творческий блокнот, который помогает подросткам понять себя, задуматься о важных вещах и записывать интересные мысли на бумаге. Ваш ребёнок сможет составить список желаний, узнать о себе по своему почерку, побороть страхи и познакомиться с собой в будущем. Книга вдохновит будущих писателей, художников, коллекционеров, изобретателей и исследователей открывать свои таланты и развивать их.

Чтобы научить ребенка любить книги и смотреть вглубь каждой, есть волшебный инструмент — читательский дневник. Не тот, который заставляют вести в школе. Другой. «Читательский дневник» Марты Райцес. В нём можно записывать свои впечатления и понравившиеся цитаты, рисовать любимых героев, составлять словарь непонятных слов, придумывать кроссворд или интеллект-карту… Дневник поможет развить писательское мастерство, расширит кругозор, привьет любовь к литературе и чтению.

Эта книга научит вашего ребенка превращать выдуманные истории в захватывающие рассказы и позволит ему почувствовать себя настоящим писателем! Самое интересное, что в альбоме сразу можно потренироваться и записать свои рассказы. Здесь есть «заготовки» для ужастика с привидениями, триллера с участием акулы, шпионского детектива, леденящей кровь истории про заброшенную хижину в лесу…

Чтобы стать поэтом, нужны не только талант и особый, поэтический взгляд на мир. Любой поэт должен знать правила стихосложения и уметь использовать литературные приемы. В этом самоучителе собраны занимательные уроки стихосложения, которые объяснят вашему ребенку, что такое рифма и размер, строка и строфа, как строки собираются в стихотворения и как помочь им зазвучать красиво. Выполняя несложные, интересные задания, ребенок научится чувствовать ритм и слышать музыку стиха. И это поможет ему стать настоящим поэтом!

Дети любят выдумывать разные истории. Но чтобы стать настоящим писателем, мало придумать интересный сюжет — нужно уметь его записать. На страницах этой книги Луи Стоуэлл делится с начинающими авторами секретами писательского мастерства и объясняет, как создавать захватывающие рассказы! Маленькие писатели попробуют свои силы в разных жанрах — дневниковые записки школьника, детективная история о загадочном убийстве, комикс о пиратах, рассказ в стиле фэнтези о пришельце и даже сценарий для фильма.

Необычный графический роман про девочку Вишенку, которая хочет стать писателем. . По совету писательницы мадам Дежарден она начинает вести дневник, ведь писатель должен уметь выстраивать историю, собирать факты, брать интервью, а главное — наблюдать. Кроме потрясающих акварельных кадров в комиксе есть дневниковые записи самой Вишенки, ее рисунки и фотографии. Все это создает неповторимую личную историю и дает возможность взглянуть на мир глазами 10-летнего начинающего писателя.

Обложка поста отсюда

Подготовка к ЕГЭ по Литературе с нуля. Лучшие советы репетиторов

Автор статьи Т. В. Воронцова

Первое, что необходимо при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля — это знание текстов. Надо очень много читать.

Литература – предмет накопительный, можно сказать, археологичный. Например, программа для студентов русского отделения журфака МГУ рассчитана так, что они читают по 6-7 часов каждый день, в течение пяти лет. И если ты не накопил этого ресурса в большом количестве, то просто не будешь знать, на что опираться.

На ЕГЭ по литературе, в отличие от математики, нет единственно правильных ответов на вопросы. Тебе может казаться, что твой ответ прекрасен, — а он окажется бессодержательным. Значит, надо не просто читать. Надо знать, на что направить фокус внимания. Надо получать обратную связь любым способом.

Как же готовиться к ЕГЭ по литературе с нуля?

Литература базируется на знании текстов. Если готовишься к ЕГЭ по литературе, тебе нужно хотя бы два года. Если хочешь успеть за год, у тебя должны быть “начитаны” все основные тексты.

И при этом важно не просто “ознакомиться с сюжетом”, но и запомнить все детали и структуру произведения.

Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:

Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»?
Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).

Сколько частей в «Обломове»?
Ответ: Четыре! Как времен года.

Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»

Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.

Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала — предисловие к роману. Потом — первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».

Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм — хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” — гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.

Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет. Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.

Дальше, надо помнить и не путать имена персонажей, место действия, детали биографий героев. Давайте проверим себя:

Как звали Базарова?
Ответ: Евгений Васильевич.
Как звали Печорина?
Ответ: Григорий Александрович.
Как звали по отчеству Татьяну Ларину?
Ответ: Татьяна Дмитриевна.
Как называлась крепость, где происходили основные события в «Капитанской дочке»?
Ответ: Крепость называлась Белогорская. Выпускники пишут то “Белгородская”, то “Белозерская” и теряют баллы. Это типичные ошибки на ЕГЭ.
Где живут родители Петруши в той же “Капитанской дочке”?
Ответ: В деревне в Симбирской губернии.
Какой город осаждается?
Ответ: Оренбург.

И это только первый шаг в подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Второе, что необходимо, — аналитический склад ума. У ЕГЭ по литературе есть своя специфика. Нужно понимать, что есть некий алгоритм, или технология.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за год?

Да, за год можно успеть, если у вас очень хороший тайм-менеджмент. Это действительно значит, что надо каждый день хотя бы час уделять этой работе. Буквально ставить таймер. Честно проверять то, что написали, по критериям. Показывать стороннему наблюдателю — например, школьному учителю или репетитору.

На первом этапе мы изучаем тексты. На втором — пишем варианты ЕГЭ и проверяем по всем критериям.

В этом году издательство “Феникс” выпустило мою книгу “Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. В ней я подробно рассказываю о подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

12 книг по филологии,
которые научат
понимать литературу

Зубря одно за другим стихотворения и не понимая их смысла, школьник навсегда теряет интерес к художественному слову. А школьные, да и многие университетские учебники по литературе навевают скуку ещё до того, как успеваешь их открыть. Помочь в усвоении русской классики могут книги виднейших филологов XX века. Сборник трудов Гаспарова позволит понять поэзию, а книга Вайля и Гениса «Родная речь» докажет, что курс литературы может быть по-настоящему интересным. Эти и другие полезные книги по филологии для школьников, студентов и даже преподавателей — в подборке Bookworm Adventure.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Михаил Гаспаров «Избранные труды. Том II: О стихах»

Автору приходилось читать университетский курс анализа поэтического текста. Он состоял из серии монографических анализов отдельных стихотворений — от более простых к более сложным. В каждом стихотворении он начинал с самого очевидного и заканчивал порой неожиданно широкими выводами. С таких разборов и начинается книга: Пушкин, Фет, Лермонтов, юмористический А. К. Толстой, безвестный Усов и другие. Несколько статей посвящены проблеме поэтического перевода. Потом тексты и темы становятся труднее: «Поэма воздуха» Цветаевой, Мандельштам, поздний Брюсов, Хлебников и Лившиц, М. Кузьмин. Общие черты элегий Пушкина в противоположность элегиям Баратынского, стилистика Маяковского в противоположность стилистике Пастернака. Автор — не критик, а исследователь. Здесь нет оценок, только объективный анализ, часто с цифрами, а это порой не менее интересно.


Ефим Эткинд «Разговор о стихах»

Книга известного литературоведа Ефима Эткинда посвящена законам поэзии. В ней идёт речь о слове и контексте, о метафоре и рифме, о ритме и разнообразных его формах, о стилях и литературных направлениях. Это теория, но живая, одухотворённая личностью автора, который беседует с читателем на равных, так как проходит с ним один путь — путь постижения законов искусства.


Юрий Лотман «Структура художественного текста. Анализ поэтического текста»

В издание включены две монографии, составляющие важнейшую часть научного наследия всемирно известного российского филолога, основоположника отечественной семиотики Юрия Лотмана. Художественный текст как результат столкновения нескольких принципиально различных языков и конфликта между ними.; как «сложно построенный смысл», где план содержания и план выражения способны к множественным взаимным перекодировкам; и как структура, способная не только хранить и передавать информацию, но и генерировать новые смыслы, вступая в сложные игровые соотношения с другими текстами и с памятью аудитории. Эти ключевые теоретические положения книги «Структура художественного текста» (1970) получили многоплановое развитие в более поздних работах автора и в трудах учёных московско-тартуской семиотической школы. Преломлением этих идей в стиховедческую плоскость стала книга «Анализ поэтического текста» (1972), которая содержит разбор конкретных произведений русских поэтов (от Батюшкова до Заболоцкого) с точки зрения их художественной структуры.


Энциклопедический словарь юного литературоведа

Словарь в доступной и занимательной форме знакомит читателей с основами литературоведения — науки о развитии литературы, её родах и жанрах, направлениях и методах. А также с важнейшими проблемами теории и истории литературы, литературной критики, с принципами и приёмами анализа поэтических и прозаических произведений, с литературоведческой терминологией, крупнейшими представителями русского и советского литературоведения. Словарь призван воспитывать у учащихся осознанный интерес к литературе — отечественной и мировой. Научить самостоятельному анализу художественных произведений, их пониманию и оценке. Для школьников среднего и старшего возраста.


Наталия Николина «Филологический анализ текста»

Учебное пособие знакомит студентов с различными приёмами анализа текста и разными жанрами и формирует у них представление об основных понятиях современной лингвистической поэтики. Теоретические понятия раскрываются на конкретном материале. Для анализа привлекаются художественные произведения русских писателей XIX–XX веков. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Кроме того, может быть интересна преподавателям средних школ и колледжей.


Борис Томашевский «Теория литературы. Поэтика»

Предлагаемая книга — переиздание известного учебника, вышедшего последний раз в 1931 году. По мнению специалистов, этот учебник до сих пор остаётся одним из лучших руководств по теоретической поэтике. Рассчитан на студентов и преподавателей русской литературы гуманитарных вузов.


Юрий Лотман «Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства»

Как и многим выдающимся учёным, Лотману было трудно оставаться в рамках одной научной дисциплины. Его исследования были посвящены не только литературе XVIII и XIX веков, но и истории русской общественной мысли, теории искусства, культурологии. В конце 1980-х годов он читал на телевидении лекции о быте и традициях русского дворянства. Эти телепередачи собирали у экранов миллионы зрителей. На основе телевизионного цикла лекций учёным и была создана книга «Беседы о русской культуре». Она погружает читателя в эпоху XVIII — начала XIX века, которая представлена через реалии повседневной жизни: табель о рангах, домашнее образование, великосветский бал, дуэль, карточная игра и другие. Благодаря разнообразию привлечённых документальных источников, широте обобщений и доступности изложения это исследование до сих пор остаётся популярным.


Юрий Федосюк «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века»

Без преувеличения можно сказать, что представляемая книга Юрия Федосюка (1920–1993) — явление уникальное. На протяжении десятилетий исследовательской работы автор собрал колоссальный материал, отражающий в забытых или непонятных современному читателю словах материальную и духовную культуру русского народа. Примеры, взятые из широко известных произведений русских писателей-классиков, охватывают литературу XVIII–XX веков. Книга адресована школьникам, студентам, преподавателям и всем, кто любит отечественную словесность.


Юрий Лотман «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь»

Книга, предназначенная учителю-словеснику, познакомит с методами анализа литературного текста и покажет образцы применения этих методов к изучению произведений Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Литературоведческий анализ даётся на материале как включённых в школьную программу произведений, так и непрограммных. Работа будет способствовать повышению филологической культуры читателей.


Петр Вайль, Александр Генис «Родная речь. Уроки изящной словесности»

«Читать главные книги русской литературы — как пересматривать заново свою биографию. Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря нему… Мы растём вместе с книгами — они растут в нас. И когда-то настаёт пора бунта против вложенного ещё в детстве отношения к классике», — написали Петр Вайль и Александр Генис в предисловии к самому первому изданию своей «Родной речи».

Авторы, эмигрировавшие из СССР, создали книгу, которая вскоре стала настоящим, пусть и немного шутливым, памятником советскому школьному учебнику литературы. Мы ещё не забыли, как успешно эти учебники навеки отбивали у школьников всякий вкус к чтению, прививая им стойкое отвращение к русской классике. Авторы «Родной речи» попытались снова пробудить у детей и их родителей интерес к отечественной изящной словесности. Похоже, попытка увенчалась полным успехом. Остроумный и увлекательный «антиучебник» Вайля и Гениса уже много лет помогает выпускникам и абитуриентам сдавать экзамены по русской литературе.


Михаил Гаспаров «Русский стих начала XX века в комментариях»

Антология экспериментального русского стиха от глубокого знатока русской поэзии Гаспарова содержит ценнейший стиховедческий материал, который откроет читателю много неизведанного. Композиция книги — от «стихотворений в прозе» к верлибру, или «свободному стиху», от ритмической и рифмованной прозы к белому и полурифмованному стиху и так далее. Включение ритмики, метрики, строфики помогает созданию стройной стиховедческой картины. Книгу завершают предельно сжатые, оригинальные справки об авторах.


Владислав Холшевников «Основы стиховедения. Русское стихосложение»

Автор учебного пособия — профессор филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Владислав Холшевников (1910–2000). В основу книги положен курс лекций по теории литературы, читавшийся автором на протяжении 40 лет в университете. Стиховед с мировым именем, блестящий специалист по истории и теории литературы Холшевников исправлял и дополнял каждое следующее издание в соответствии с достижениями современного стиховедения и собственными научными исследованиями. Это позволило книге стать классическим учебником по основам стиховедения. Настоящее издание исправлено и дополнено автором. Для студентов филологических факультетов университетов, преподавателей русского языка и литературы, а также для всех интересующихся русским стихом.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

11 телеграм-каналов для любителей книг

Почему лучше читать книги на бумаге

4 совета для тех, кто не может заставить себя читать книги

5 интересных способов сделать уроки литературы менее скучными

Лев Николаевич Толстой очень любил детей. Но наверняка писать конспекты и заучивать даты ему не нравилось так же сильно, как и современным школьникам. Учительница литературы Татьяна Наумова рассказывает, как вывести учеников из состояния скуки и добавить в изучение классики немного праздника и блёсток.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Когда я посмотрела фильм «Величайший шоумен», он вверг меня в пучину профессионального кризиса. Нет, вовсе не потому, что я осознала, что всю жизнь мечтала укрощать львов.

Фильм рассказывает про человека, который создаёт цирк своей мечты. И он великолепен. Блеск, золото, огни, концентрат счастья! А в учительской работе всегда нарушен баланс между этим праздником и буднями. Ты ходишь на работу и гораздо чаще, чем удачное жонглирование, наблюдаешь, что шарики валятся на пол, слон сбежал и топчет кого-то в углу, а тигры просто ковыряются в мясе, а не стремятся прыгать по тумбам.

Речь, конечно, пойдёт не о тиграх и не о выступлениях. Она о том хрупком ощущении праздника, которое часто теряется за чередой обязательных заданий, и о том, как его вернуть. Понятно, что перечень моих приёмов очень краткий. И очень примерный. Каждый из нас делает это по-своему. Просто так здорово и важно, что мы всё время чему-то учимся и открываем новое. И иногда выходим из класса с чувством, как будто нас осыпали блёстками и дали сладкую вату.

1. Проводите нетипичные контрольные

Например, всем нужно писать контрольные. Но они неинтересные. Мне кажется, что вид листа с заданиями — это вообще очень гнетуще. Ты смотришь на лист, лист глядит на тебя. Вы оба придавлены объёмом и ожиданиями.

А если разрезать лист по заданиям? Сделать не n вопросов на одном большом листе, а маленькие листочки с одним заданием? Можно эти листочки начать чем-нибудь подбадривающим: «Задание 6?! Ты уже тут — и так быстро! Отличный результат». Ученик получает листочек с заданием только после выполнения предыдущего. Задания, разумеется, идут от простого к сложному, поэтому скорость выполнения достаточно высокая, у ребенка ощущение успеха, несмотря на передвижения по классу, атмосфера рабочая и сосредоточенная.

Лучшей частью этой контрольной я считаю последнее задание. Просто написать на листочке: «Задание № 8. Отличная работа! Спасибо за контрольную! Отдыхай». Меня очень тронуло, что дети после контрольной попросили оставить листочки себе. Мы ведь очень часто забываем, что после любой сложной работы ждём похвалы и одобрения и контрольная не исключение. Понятно, что ещё будут результаты и комментарии, но ведь человек старался и делал, и так важно отметить его труд.


2. Создавайте карты произведений

Хорошим (хотя и требующим некоторой подготовки) способом проведения урока я считаю рисование карт. Множество произведений школьной программы строятся по принципу road movie — перемещение из точки А в точку Б. Возможно, автор даже хотел им что-то сказать! Но запомнить это трудно, особенно если сейчас автор описывает ту берёзку, которую упоминал 30 страниц назад. Но ведь есть вариант взять ватман и составить карту передвижений героев.

В зависимости от количества детей в классе можно либо работать по группам (у каждой свой кусочек текста, она его досконально изучила и готова блеснуть), либо рисовать всем вместе. Каждому важен свой кусочек, поэтому подробная проработка важных эпизодов присутствует. Да и рисовать интересней, чем писать: «Пётр Андреевич Гринёв вместе со своим слугой приезжают в Белогорскую крепость. Белогорская крепость выглядит так…»

Мне очень нравится, что в картинках (даже если с рисованием не очень) проявляется личное отношение к произведению

Если герой мерзкий, то он и нарисован примерно никак. А если речь идёт о пушистом олене, то видно, что он заслужил 20 минут проработки великолепных рогов.

Карта может существовать в различных плоскостях и быть как настольным, так и настенным произведением. Понятно, что тут речь идёт о тонком балансе между детскими интересами и изучением текста. Но его можно найти, и это, как правило, не вызывает сложностей.


3. Рисуйте комиксы

Комиксы захватили мир. Мне кажется, нам следует смириться, что все эти великолепные книги, где картинок больше, чем текста, будут становиться всё популярнее.

У комикса есть важное достоинство: он вычленяет основное и дополняет это диалогами/монологами/размышлениями. Очень часто ребёнку на странице кажется важным либо абсолютно всё, либо совсем ничего. Тут комиксы и становятся отличным учебным материалом.

Представьте, что вам нужно нарисовать страницу из «Заячьих лап». Текст у Паустовского достаточно сложный и плотный, но ты же художник! Что ты выберешь для 4–6 квадратиков на листе? Да, надо уместить текст. Да, придётся перечитать страницу несколько раз, потому что если добавить цвет, то нужно точно помнить, что там было написано на вывеске и в каком доме жил доктор. Да, это, вообще-то, серьёзная и важная работа. Кажется ли она такой? Нет, потому что ты рисуешь комикс. Официально! И тебя за это ещё и похвалят!


4. Пишите иллюстрированные конспекты

Сложно переоценить важность конспекта, потому что это трудоёмкий, но очень эффективный способ для запоминания. Понятно, что если мы работаем с длинными текстами или с набором теоретических понятий, то нужно всё это разложить в голове. Желательно — надолго. Желательно — с наименьшим количеством страданий.

Я думаю, что никто из нас не стремится сделать из детей таких механических людей, которые выдают тонны информации, не вникнув в неё. Она требует освоения и присвоения. Я считаю необычайно важным момент, когда ребёнок находит в материале что-то своё. Оно может быть разным, но это искра, из которой потом всё разгорится (а заодно и запомнится). Понятно, что мы сейчас опять говорим об эпохе визуального. А плотный лист текста не выглядит симпатичным и лёгким. Поэтому что? Добавим иллюстративности.


5. Делайте интеллект-карты

Интеллект-карты — это вид записи информации, когда мы располагаем её от к центра к краям. Чем ближе к краю, тем больше она дробится. Этот способ позволяет делать записи более схематично и подстраивать их под себя.

Работа над ними не скучная, потому что мы широко используем ассоциации, громко спорим и ищем вместе. Я схематично делаю некий костяк. Но в лучшие дни мои скелеты сильно меняются, а иногда вообще отвергаются, потому что ученики нашли свой способ: «Татьяна Сергеевна, но так лучше!»

Я очень люблю, когда роль руководства ослабевает и мы вместе ищем способ, как сделать лучше. Мне кажется, это бесценно — работать над интересной вещью с интересными людьми.

Иллюстрации: Shutterstock (Eugene Ivanov)

Как стать писателем: с чего начать

Друзья, сегодня вы узнаете, как стать писателем: с чего начать и куда отправлять пробные работы. А также вы узнаете, какими качествами должен обладать автор, чтобы преуспеть в писательском деле.

В дополнение к этой статье рекомендую ознакомиться с лучшими советами для начинающих писателей, а также узнать, какие есть шпаргалки для писателей.

А теперь приступим!

КАК СТАТЬ АВТОРОМ

Как стать писателем

Писателями не рождаются

Прежде чем начать, хочу затронуть важный вопрос, который беспокоит многих начинающих авторов: «писателями рождаются или становятся?»

Чтобы ответить на этот вопрос, я приведу пример из другой сферы: часто бывает, что человек всю жизнь не интересовался чтением книг, но в один день решил прочитать какое-то произведение, и «влюбился» в него. И с тех пор начинает читать всё подряд.

Так же и с писательством: некоторым нравится сочинять истории с ранних лет, в то время как другим неизвестны собственные склонности аж до зрелого возраста. Хотя, если быть точнее, они известны, просто многие не верят в собственные силы и предпочитают отвергать свои таланты.

Могу привести себя в пример: мне с ранних лет нравилось читать. Я один из тех людей, кто любил «поглощать» все произведения, что попадутся под руку. Я не занимался писательством тогда, но знал, что у меня развита фантазия + умею писать грамотно. Но я отрицал свои склонности, потому что не верил, что писатели могут зарабатывать. А также боялся конкуренции и прочих надуманных вещей. Кстати, основные писательские страхи я перечислил в бесплатной книге «15 главных страхов писателя. И как их преодолеть».

Но вернёмся к теме: да, есть люди, у которых врождённый писательский талант. Но вместо того, чтобы рассуждать по этому поводу, давайте узнаем, что думает Стивен Кинг:

«Талант сам по себе — дешевле поваренной соли. Преуспевшего человека от талантливого отличает только одно — уйма упорного труда».

Думаю, смысл понятен — даже наличие таланта не делает никого писателем. Так что писателями становятся! Просто пишите каждый день и вы обойдёте любого талантливого лентяя.

Качества, необходимые писателю
  • Трудолюбие. Чтобы создавать произведения, нужно «пахать».
  • Креативность. Если у вас проблемы с генерацией идей, то облегчить работу могут различные генераторы идей для сюжета.
  • Грамотность. Несмотря на то что исправлением ошибок в тексте занимается корректор, вы не должны полностью на него полагаться. Лучше используйте этот сервис и запоминайте, какие ошибки вы чаще всего допускаете, чтобы больше их не совершать.
  • Усидчивость. Чтобы написать роман, потребуется провести немало часов за компьютером.
  • Дисциплинированность. Бывают дни, когда вообще ничего не хочется делать. В подобных случаях самодисциплина помогает писать. Ведь если работать только тогда, когда есть желание, то за всю жизнь вы вряд ли напишете даже один роман.
  • Желание постоянно развиваться. Есть писатели, которые застряли в прошлом. Они изучили то, что было актуально на тот момент, и решили больше не развиваться. Так делать нельзя. Постоянно совершенствуйте писательские навыки и ищите новые источники знаний! Моя книга «Продвинутый писатель» даст вам сразу 100 таких источников.

 

КАК СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ: С ЧЕГО НАЧАТЬ

Как стать писателем: с чего начать

1. Определитесь с жанром

Нужно определиться, в каком жанре вы хотите работать. Это вовсе не значит, что нужно ограничить себя одним жанром до конца жизни, но и постоянно «скакать» с одного на другой тоже нельзя, особенно начинающему автору — это несерьёзный подход, который лишит вас чёткой целевой аудитории.

Если не знаете, какой жанр выбрать, то вот решение: откройте список книг по жанрам и изучите аннотации самых популярных произведений из каждой категории. Какие описания кажутся вам наиболее привлекательными? Описания детективов? Или, может, любовных романов?

А теперь выпишите жанры этих «цепляющих» произведений. В идеале 2–4 варианта. И напишите по одному рассказу в каждом выбранном жанре. Какой рассказ вам больше всего понравилось сочинять?

Вот вы и определились!

2. Подберите для себя удобный график работы

Определитесь с тем, как часто и во сколько вы будете заниматься писательством. И сколько времени минимум будете тратить на это.

Желательно писать регулярно, а также садиться за работу в одно и то же время. Писать по 8 часов в день не нужно, особенно поначалу, иначе есть риск быстро «перегореть». Начинайте с малого, не торопитесь!

И дайте себе обещание, например: «Я буду садиться за работу каждый день в 18:00 и писать минимум по 30 минут в день. Можно и больше, но никак не меньше».

3. Постоянно развивайтесь

Перечитывайте и анализируйте любимые произведения. Чем именно они вам так нравятся? Выписывайте причины. А также выделяйте моменты, которые кажутся вам наиболее удачными. В общем, смотрите на текст глазами писателя, а не читателя.

Но не ограничивайтесь одним жанром — изучайте произведения разных жанров. Возможно, так вы найдёте вдохновение там, где изначально не планировали.

А также ищите писательские ресурсы, которые упростят вам работу. Я перечислил лучшие из них в своей бесплатной книге: «Список полезных ресурсов для писателей».

4. Будьте всегда начеку

Установите на телефон приложение для создания заметок вроде Evernote, либо используйте встроенный диктофон, и будьте всегда начеку — ведь вдохновение повсюду, нужно только быть внимательным(-ой).

И обязательно сразу записывайте возникшие идеи, иначе есть риск их забыть. Часто начинающие писатели думают что-то вроде: «Да я точно не забуду это, через 5 минут домой приду и запишу». А через 5 минут идея «канула в Лету».

Кстати, помимо Evernote, есть ещё много других полезных приложений для писателей. Их вы можете найти в моей статье: «Приложения для написания книги: Топ-10».

Пишущая машинка

5. Пишите!

Самый важный, но при этом самый сложный пункт списка: «Как стать писателем: с чего начать».

Многие из вас знают, каково это — писать тогда, когда нет вдохновения. Либо выслушивать от всех вокруг фразы вроде: «Зачем ты этой ерундой занимаешься? Лучше учись/работай/женись/выходи на улицу чаще!». Этот список можно продолжать до бесконечности.

Просто знайте, что вы не одиноки в этом плане. Многие успешные писатели сталкивались с подобными проблемами. И они смогли преодолеть их, благодаря упорству. Поэтому пишите, несмотря ни на что, и тогда успех вам гарантирован!

Но перед тем как начать «творить», изучите эту статью. В ней описан пошаговый план написания книги.

6. Доводите начатое до конца

Знаете, сколько в мире незаконченных произведений? Больше, чем вы можете себе представить. Так вот, давайте стремиться к тому, чтобы ваши произведения не пополнили этот список.

Всегда доводите начатое до конца, даже если в процессе написания книги вам стало казаться, что идея для сюжета не такая уж и удачная!

Завершив произведение, вы повысите свою «писательскую самооценку» и докажете, что вы — упорный человек!

7. Станьте частью профессионального сообщества

Ищите единомышленников на форумах/в писательских группах в соц. сетях (например, в группе «Академия Писателей» ВКонтакте). И обменивайтесь с ними идеями, знаниями, а также просите оценивать ваши произведения, и оценивайте «творения» других авторов. Взгляд со стороны очень важен потому, что собственные ошибки всегда сложнее заметить. Только не рассказывайте другим писателям свои лучшие идеи для сюжетов.

Важно: всегда давайте другим авторам только конструктивную критику! И только если они сами об этом попросят! Не скатывайтесь до уровня тех людей, которые любят критиковать всех вокруг просто потому, что сами ничего не добились в сфере писательства, и пытаются из-за этого «топить» коллег. Будьте выше этого!

8. Зарабатывайте

Я всегда говорю это, и скажу ещё раз: писатель должен зарабатывать! Даже если сейчас вы учитесь и вам помогают родители, то в будущем вам нужно будет как-то зарабатывать на жизнь. Так почему бы не получать доход именно от любимого дела?

Да, многие считают, что сочинительством не прокормить себя, но это заблуждение. Скачайте мою бесплатную книгу «Обеспеченный писатель», и вы сами убедитесь, что благодаря писательским навыкам можно зарабатывать!

Итак, мы разобрали по шагам, как стать писателем: с чего начать. Теперь давайте узнаем, куда отправлять свои готовые произведения!

 

КАК СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ И КУДА ОТПРАВЛЯТЬ ПРОБНЫЕ РАБОТЫ

Как стать писателем и куда отправлять пробные работы

Вариант №1: Издательства

Я уверен, что вы, как и любой другой писатель, хотите увидеть своё произведение на полке книжного магазина, и получить за него гонорар. Но для того чтобы воплотить эту задумку в реальность, нужно изучить условия рассмотрения рукописей на сайте каждого интересующего вас издательства! Например, вот условия издательства «Эксмо» — https://eksmo.ru/izdat-knigu/

И если вы не будете соблюдать требования издательств, то вашу заявку просто не станут рассматривать.

Так что перейдите на сайт нужного издательства и найдите там раздел с информацией для новых авторов (обычно он либо в верхнем меню, либо в самом низу сайта) и ознакомьтесь с ним. Пример:

Как стать писателем и куда отправлять пробные работы

И всегда рассылайте рукопись сразу в несколько подходящих издательств! Тогда шансы на издание вашего произведения повысятся.

А также настоятельно рекомендую изучить статью: «Как издать свою книгу за счёт издательства». Тогда у вас отпадёт много вопросов.

Вариант №2: Самиздат

Второй пункт списка: «Как стать писателем и куда отправлять пробные работы» — самиздат.

Вы можете бесплатно выкладывать свои произведения в электронном виде на множестве сайтов вроде: proza.ru, yapishu.net и samlib.ru.

А если хотите выкладывать платные произведения, то вам подойдёт Литнет, к примеру. Здесь вы будете получать определённый процент от продажи книг, остальную же часть забирает сайт:

Как стать писателем и куда отправлять пробные работы - Литнет

Вариант №3: Автоматическая издательская система

Благодаря сервису Ridero вы можете создать как электронную, так и бумажную версию книги. А готовый вариант можно получить в виде отпечатанного тиража, либо выставить на продажу в книжные интернет-магазины:

Сервис Ridero

Все подробности вы можете узнать на их сайте: ridero.ru/about.html

 


Итак, теперь вы знаете, как стать писателем: с чего начать и куда отправлять пробные работы.

Дополнительно рекомендую вам ознакомиться с подборкой лучших сайтов для писателей.

На этом всё!

Чтобы не потерять статью, сделайте репост в соц. сети!

И напишите в комментариях: знаете ли вы другие способы, как стать хорошим писателем?

До новых встреч!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Тест на писательские способности
Георгий Кесов

Писатель, блогер. Создатель проекта «Академия Писателей».
Моя цель — помогать авторам осваивать литературное мастерство. Благодаря обучающим материалам на сайте вы поймёте, с чего начать творческий путь и какие ресурсы использовать, чтобы упростить работу. А также узнаете, как написать и издать книгу, как зарабатывать писательством, и многое другое!

Георгий КесовТест на писательские способности

Как чтение русской классики изменит вас и вашу жизнь? | Культура

Вот, к примеру, была у меня одноклассница, легкомысленная, ветреная простушка и сплетница. Через 5 лет я встретила мудрую девушку, филолога, вежливую, сдержанную и деликатно краткую в своих ёмких выражениях. Человек изменился в корне, и это, действительно, огромная редкость. Потому так и восхищает.

Что же способно изменить человека полностью? Усовершенствовать его суть, облагородить поведение и поступки?

В данной статье я буду опираться, прежде всего, на свой читательский и исследовательский опыт, на то, как и почему русская литература изменила мою жизнь.

Ничто не влияло на мой человеческий, духовный, коммуникационный прогресс так эффективно, быстро и мощно, как углублённое изучение русской литературы XVIII−XX веков.

Некоторые произведения даются трудно. «Мёртвые души» Гоголя я изучала несколько дней, временами было нудно. Но, «одолев» эту книгу, я поразилась тому, насколько проще я могу излагать мысли на письме и в устной речи, насколько мудрее я, без лишней скромности, стала в общении с людьми, насколько изменился мой взгляд на этот мир.

И. Е. Репин, «Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ»», 1909 г.И. Е. Репин, «Гоголь сжигает второй том „Мёртвых душ“», 1909 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Почему прочтение книги великого писателя так повлияло на меня?

Мы — это наши мысли. Наши мысли даже больше, чем мы; они — наша суть. Раньше мои размышления, в большинстве своём, были глупые и низкие, иногда чёрные и подлые. Человек самостоятельно, просто потому что он так захотел, не в состоянии повлиять на ход своего мышления. Просто взять и начать думать о высоком и добром, а не о пошлом и мерзком — невозможно. В этом была моя проблема. В этом, я уверена, проблема многих. Книги наполнят вас. Сами того не замечая, невольно, вы начнёте думать о серьёзных, достойных вещах, областях.

Я никогда особо не думала о смерти. Я никогда не думала, зачем я живу и что я оставлю в этом мире после себя. Я никогда не думала о той боли, которую я принесла другим людям, какие следы и шрамы я оставила на сердцах других. Я думала о том, как бы сбросить пару лишних килограммов и привлечь нового симпатичного знакомого, какая Машка гадина и как бы сдать уже, наконец, поганый курсач.

Мысли глубокие, весомые стали появляться в моей голове после прочтения великих книг, литературных памятников. Книги влияли на моё подсознание. Даже те, которые я находила скучными, перекраивали его основы, меняли сам «фундамент».

Почему же именно русская классическая литература? Как известно, многие русские классики грешили подражательством и заимствованием. Не логичнее ли тогда рассуждать о пользе чтения литературы вообще?

Как чтение русской классики изменит вас и вашу жизнь?Фото: PourquoiPas, pixabay.com

У меня всегда были проблемы с принятием моей Родины. Я мечтала о загранице, в особенности об Америке. Ничего не зная о жизни в ней. Я не могу сказать, что когда-либо ненавидела Россию, но я не понимала и не принимала её. Потому что я не знала её (важно подметить, что я родилась и выросла в Санкт-Петербурге). Благодаря подробному изучению русской литературы, я полюбила русский слог, мелодичность моего языка, я прочувствовала русский дух, узнала его истоки.

Русская литература способна пробудить в человеке любовь к Родине, к России, могу утверждать. И это приносит невообразимое спокойствие в жизнь, умиротворение. Ты больше не смотришь завистливо «на соседа», мечтая сбежать. Ты любишь искренне и всецело свой край, зная, каких великих людей он взрастил, какие произведения были написаны под впечатлением от его красот, что творилось и свершалось на этих обширных землях.

Возможно, сейчас у нашей страны непростые времена, но русская литература помогает осознать весь тяжкий путь Руси, победы и падения, посмотреть и осознать, через что она прошла. Какая же великая и уникальная страна! Нет такой другой, нет на неё похожей.

Прошу прощения за мой патриотический пафос! Итак, подведём итоги.

Как чтение русской классики изменит вас и вашу жизнь?Фото: IGORN, ru.wikipedia.org

Как же чтение книг русской классики способно изменить вас, а следовательно, и вашу жизнь к лучшему?

  • Вы узнаете Россию с лучшей, настоящей стороны, скорее всего полюбите её.
  • Вы перестанете воспринимать окружающий мир поверхностно.
  • Вы станете спокойнее, мудрее, так как суета окружающего мира больше не будет так сильно беспокоить вас.
  • Вы станете интересным собеседником.
  • Вы станете добрее и милосерднее, мораль великих произведений не пройдёт мимо вашего ума.
  • Вы станете лучшей версией себя.

Читайте и меняйтесь в лучшую сторону!

Открывая русскую литературу — ОБЩИЕ ТЕМЫ: Какие книги подходят тем, кто изучает русский язык? Показывается 1-8 из 8

  • Домой
  • Мои книги
  • Обзор ▾
    • Рекомендации
    • Choice Awards
    • Жанры
    • Подарки
    • Новые выпуски
    • Списки
    • Изучить
    • Новости и интервью
    • 4

        26 Жанры
      • Бизнес
      • Детский
      • Кристиан
      • Классика
      • Комиксы
      • Поваренные книги
      • Электронные книги
      • Фэнтези
      • Художественная литература
      • Графические романы
      • Историческая фантастика
      • История
      • Ужасы Музыкальные истории
      • Тайна
      • Документальная литература
      • Поэзия
      • Психология
      • Романтика
      • Наука
      • Научная фантастика
      • Самопомощь
      • Спорт
      • Триллер
      • Путешествия
      • Молодёжь

      1 Больше жанров 025

    • Сообщество ▾
      • Группы
      • Обсуждения
      • Цитаты
      • Задать вопрос автору
    • Войти
    • Присоединиться

    Зарегистрироваться

    • 9025 Профиль

    • Друзья

    .

    Начало изучения русского языка

    Ключ к изучению любого языка — это полностью погрузиться в язык. По возможности старайтесь заниматься понемногу каждый день.
    Даже если вы просматриваете только одно или два слова в день.
    Если вы хотите начать, можете сразу перейти к Уроку 1.
    На этой странице вы найдете несколько советов, которые помогут вам выучить русский язык.

    Что мы предлагаем

    1 — Бесплатные уроки со звуком. Начните с урока 1.

    2 — Бесплатные видео, которые помогут вам учиться.Посетите нас на YouTube. Убедитесь, что вы подписались!

    3 — Бесплатный справочник по русской грамматике.

    4 — Страница Facebook, которая поможет вам быть в курсе последних событий на нашем сайте.

    5 — Форумы, которые помогут вам выучить и обсудить русский язык.

    И многое другое, не забудьте осмотреться! Все бесплатно!

    О русском языке

    Некоторые говорят, что русский язык трудно выучить. Это не совсем так, выучить русский язык не сложнее, чем другие языки.Основная трудность для многих — изучение новой структуры грамматики. Если вы раньше изучали другие языки, вы уже знакомы с некоторыми из этих грамматических понятий, такими как пол и падежи.

    На самом деле, есть много вещей, которые облегчают изучение русского языка, чем другие языки. Главное — использовать эти вещи в своих интересах. Вот несколько вещей, которые делают русский язык проще.

    1. Выучив алфавит, вы сможете довольно точно произносить почти все слова.В русском языке произношение обычно довольно ясно по письменной форме слова.

    2. В русском языке не используются сложные конструкции предложений, такие как английский. Обычно вы можете сказать именно то, что хотите, всего несколькими словами. Например, по-английски, чтобы быть вежливыми, мы бы сказали что-то вроде «пожалуйста, передай мне соль», однако по-русски они сказали бы что-то попроще, например, «дайте соль, пожалуйста». Такой прямой разговор может показаться даже непривычным для носителя английского языка, однако это совершенно нормально, просто добавьте слово «пожалуйста», чтобы быть вежливым.Это позволяет легко говорить то, что вы хотите, по-русски, и, вероятно, это будет правильно. Меньше слов также облегчает слушание людей, так как вы можете просто выбрать важные слова.

    3. В русском языке используется падежная система. Вместо того чтобы иметь строгий порядок слов в предложениях, как в английском, вам просто нужно изменить концы существительных. Это делает русский язык очень выразительным, потому что вы можете подчеркнуть какую-то мысль, изменив порядок слов в предложении. Это также помогает понять, что люди пытаются сказать.

    4. Русский артикли не употребляет. (Подобно «а» и «the»)

    5. В русском языке меньше времен, чем в английском. Русский не беспокоит разницу между «я бегал», «я бегал» и т. Д.

    Советы, которые помогут вам выучить русский

    Мы рекомендуем вам попробовать погрузиться в язык. Добавьте этот сайт в закладки и по возможности возьмите новый урок. Вот еще несколько идей, которые могут вам помочь.

    1. Вы должны попрактиковаться в письме и говорении по-русски.Даже если вы говорите только с собой. Это поможет ему остаться в вашей памяти.

    2. После того, как вы закончите урок, повторите его вечером. Если вы пересмотрите что-то в тот же день, у вас больше шансов запомнить это. Особенно, если вы делаете это перед сном.

    3. В течение дня, когда вы говорите что-то по-английски, старайтесь думать, как бы вы сказали это по-русски.

    4. Попробуйте распечатать уроки и поместить их в таких местах, где вы будете их видеть, например в туалете, в душе (где не промокнет) или на рабочем месте на работе.

    5. Держите записи урока при себе. Просматривайте их, когда вам скучно или вы чего-то ждете. Например, в поезде или в чьей-то машине.
    Можно даже попробовать сделать небольшие карточки с русским словом на одной стороне и английским — на другой. Держите их в кармане и при первой возможности проверьте себя на нескольких словах.

    6. Важно выучить слово или фразу с «русского на английский», а также «с английского на русский». Так вы запомните, как это сказать, а не просто узнаете, когда услышите.

    7. Самое главное, когда появляется возможность: Практика! Никогда не бойтесь ошибаться. Все делают! Больше всего учатся люди, которые делают больше всего ошибок. Всегда пытайтесь объяснить, чего вы хотите, даже если на это нужно время. Найдите даже русских, которые не говорят по-английски, и попытайтесь с ними поговорить. У вас может не быть возможности тренироваться дома, поэтому, если вы поедете в Россию, тренируйтесь как можно больше.

    8. Присоединяйтесь к нашему разделу форумов и попрактикуйтесь в написании текстов на русском языке. Чтобы выучить русский язык, вы должны практиковаться.В частности, вы должны попрактиковаться в письме и устной речи, чтобы научиться выражать свои мысли. В противном случае улучшится только ваше чтение. Вы должны писать и говорить!

    Удачи!

    Если вы хотите узнать больше о русском языке, вы можете ознакомиться с одним из наших продвинутых уроков, где русский язык обсуждает носитель русского языка. Но не волнуйтесь, он также переведен на английский. Вы также можете нажать кнопку воспроизведения, чтобы послушать, как это звучит.Когда вы будете готовы начать изучать русский язык, просто вернитесь к уроку 1.
    (Ссылка: Статья: Русский язык)

    Урок 1 — Русский алфавит
    Меню уроков
    Дом

    .