Содержание

Жемчужина Патриарха. Памяти Патриарха Пимена

Сегодня исполняется 22 года со дня кончины Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Каким он был как церковный иерарх, можно узнать из многих источников. Каким он был как человек, знают те, кто близко с ним общался. В нашем материале — воспоминания архиепископа Филарета (Карагодина), бывшего иподиакона Патриарха Пимена.

Архиепископ Филарет (Карагодин), в настоящее время на покое, родился в 1946 году в Одессе в семье священника. В годы обучения в Московской Духовной Академии нес иподиаконское послушание у Святейшего Патриарха Пимена и был регентом алтарного духовенства на Патриарших богослужениях. Был правящим архиереем Астраханской, Майкопской, Пензенской епархий. С 1992 по 1995 годы был ректором Московских Духовных Академии и семинарии. О Патриархе Пимене с ним беседует студент III курса МДА Александр Вишневский.

— Владыка, расскажите, каким остался в Вашем сердце образ Святейшего Патриарха Пимена?

— Я был студентом первого курса Московской Духовной Академии, куда я поступил в 1971 году по окончании Одесской Духовной Семинарии, когда меня назначили в число иподиаконов Святейшего Патриарха Пимена. Мы были первым набором иподиаконов к новому Патриарху, конечно, у нас были и промахи, Патриарх и поругивал нас, достаточно поругивал.

Первое впечатление было, конечно, что Патриарх очень строгий человек, что к нему страшно подойти. Но, по мере участия в его богослужениях, близкого нахождения рядом с Патриархом, а нужно сказать, что Патриарх Пимен часто служил – до него Патриархи служили по двунадесятым праздникам, а он служил все воскресные и праздничные службы, сформировался уже другой взгляд, и для меня он сегодня понятный и конкретный: что Святейший свое избрание воспринимал как Волю Божию, и отозвался на нее послушанием, и эта монашеская струнка крепко чувствовалась у него во всем.

Святейший Патриарх Пимен

Но что мне кажется самым главным в его личности – это молитвенное стояние за Церковь, он был молитвенник. Он был молитвенно глубоко сосредоточенным человеком. Это чувствовалось – он с детства был воспитан в вере, потом Троице-Сергиева Лавра, Параклит, Гефсиманский скит. На нем была печать всей довоенной жизни, начиная от Революции – он же все это видел…

И когда я находился рядом с Патриархом, я часто себя ловил на мысли: «Это же человек, на котором лежит печать тех поколений, которые прошли мучительные для Церкви годы». Хотя они ведь и спасительные… Знаете, мне не нравится, когда сейчас часто выступают и поливают грязью те времена: вот преследовали, гнали Церковь – особенно часто политики за это хватаются. Но, с другой стороны – это же было мученичество – «Блаженни есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради» (Мф.5, 11-12).

Правда всегда является антиподом зла, обмана, лжи – они не терпят друг друга. Зло нападает, раздражается, а правда – как гранитный камень, она крепко стоит, она никому не навязывает себя, но она, несомненно, колет глаза – это нужно понимать. И поэтому я часто ловил себя на мысли, что это человек, который видел Патриарха Тихона, который общался со всеми послереволюционными архиереями, который видел отца Кронида – наместника Троице-Сергиевой Лавры, о котором он часто выражался в превосходных словах, отмечая кротость, любвеобильность отца Кронида.

Патриарх сам был, своего рода, «посланием из прошлого». Но, еще раз повторяю – я считаю неправильным, когда постоянно и в нашей среде разговоров только что о гонениях, о преследованиях Советского периода… Христианство, во-первых – это радость о Христе. Это прежде всего. Но радость, которая перемежается и со скорбями. Радость – она сильнее. И как я часто говорил студентам, что самое сильное оружие человека – парадоксально – смирение… Бывает, внешне христианин терпит поражение, а нравственно – это победа. Это не диалектика, а правда жизни. И в Патриархе это чувствовалось.

Даже бывали случаи, что он поругает, сильно поругает – нам часто доставалось. Но начиналась Литургия, он преображался буквально – и как будто этого всего и не было. Да, в этом отношении он был отходчивым человеком. Чувствовалось, что это был монах, это был молитвенник, это был Патриарх, который находился в особых условиях жизни.

Хочу напомнить, о чем часто говорил покойный Патриарх Алексий II – часть общества любит осуждать 30-е годы, «Декларацию» Митрополита Сергия. А ведь Митрополит Сергий как-то с оказией передал письмо, через надежные руки, епископату Русской Зарубежной Церкви . И там были такие интересные слова, которые, может быть, и поясняют это время в истории Церкви: «Когда вы поносите Советскую власть, вы забываете, что я нахожусь в одной клетке со львом». Так вот в моем понимании Патриарх Пимен – это человек, который все это прошел, все это видел – конечно, поэтому он был крайне молчаливым. Позднее мы стали понимать, почему.

Только когда мы ездили в Одессу на отдых, то там можно было его разговорить, потому что он там был свободнее, без груза обязанностей, без Патриархии, и там можно было увидеть Патриарха другим, совершенно другим. Я коснусь и своей личной жизни, как-то мы возвращались со Святейшим с отдыха из Одессы в Москву – это было перед IV курсом Академии. Я уже получил тогда у мамы благословение на монашество. В дороге мы дежурили в соседнем с Патриархом купе поезда, и я решил использовать этот момент, набрался смелости и сказал Святейшему о своем намерении, попросив его благословения на переход в Троице-Сергиеву Лавру.

И на мое удивление этот вроде бы строгий, неразговорчивый человек поднялся, неспешно благословил меня и обнял – и знаете, я просто оторопел – да кто я такой был, мальчишка, студент… Да никто! А это ведь сам Патриарх. Видите, есть и другая сторона, которую знают только очень близкие к Патриарху люди – хотя я не отношу себя к таким людям…

Положение Патриарха Пимена можно охарактеризовать как положение человека в золотой клетке – его выступления подвергались строгой цензуре, его передвижения были ограничены. Но я не стал бы из этого делать какую-то фатальность, ой, как плохо, как тяжело было. Это была реальность, в которой мы жили. Ну что роптать? И как один архиерей однажды поделился со мной: «Знаете, владыка, вроде и тяжело было в то время, а мы ведь были крепче». Вообще Церковь по природе своей гонима, вспомните апостола Павла. Потому что зло не терпит истины, не терпит добра.

— Владыка, что запомнилось Вам из богослужений Святейшего, из старых традиций, возможно, уже забытых в наше время?

— Да, я бы сказал, что многое сегодня забывается… Первое, что нужно отметить – Патриарх был превосходным священнослужителем. Его очень любили москвичи. У него был превосходный голос, глубоко церковный, не артистический. Знаете, иногда слушаешь диаконов, и такое впечатление, что он не Евангелие читает, а себя показывает, о чем Патриарх Пимен, как раз, однажды очень мудро заметил: «У кого голосок, у того и бесок».

У Патриарха на службах все было равномерно – не быстро и не медленно, все очень четко, он приезжал в 9:30 в Собор (входные читались у Престола, торжественные встречи были редко, он не любил этого, он любил скромность, был очень скромным человеком), а в 11:40 он уже выходил к машине. Это при том, что после Литургии всегда читалась молитва Казанской Божией Матери, как святыне Собора, и святителю Алексию, митрополиту Московскому.

Да, Святейший был и прекрасным знатоком Устава, и прекрасным певцом – это был музыкально одаренный человек. Что говорить, ведь он был регентом, прекрасно знал московские напевы. Никогда не забуду (где-то эти записи, наверное, сохранились – архимандрит Трифон (Кревский) почти все службы Патриарха записывал на магнитофон) – как он на Литургии Преждеосвященных Даров сам пел в алтаре несколько раз «Да исправится», замечательно пел.

На богослужениях он был строг, не любил пауз – все должно было быть органично. Я был регентом алтарного духовенства, и когда на Литургии после Малого входа на «и ныне» мы пели кондак, то на первых порах меня не устраивала тональность, и я перезадавал тон, возникала некоторая пауза. Святейший меня подозвал и сказал: «Ты пой в тон с хором, подстраивайся». И с тех пор я всегда пел в тон с хором, за исключением каких-то особых нотных кондаков.

Патриарх любил пение, и нас поощрял к этому – мы даже разучили с иподиаконами и духовенством «Приидите поклонимся» С.В.Рахманинова и часто пели на Патриарших Всенощных. Мы очень много пели: в Посту и «Чертог Твой», и «Се Жених». На праздник Похвалы Божией Матери он меня однажды подзывает и говорит: «Видишь, лежат синие книжечки с Акафистом, раздай их духовенству и будем петь нараспев Акафист». Я говорю: «Ваше Святейшество, а как?» — «Ну как? – Будем петь». И все прошло настолько торжественно, пели на 3 хора: Правый хор, левый хор и духовенство.

Святейший Патриарх Пимен

Что бы еще хотел отметить, и что особенно любили москвичи – Патриарх очень членораздельно все читал, произносил возгласы – все буквально ложилось на душу. Я уже не говорю о том, как он прекрасно читал Великий Покаянный канон – сейчас эти аудиозаписи тоже изданы: во всех уголках Собора все было слышно, читал с таким глубоким смыслом, мне кажется, никто так больше не читал. В нем была живая Традиция.

Святейшего везде любили – и в Псково-Печерском монастыре, и в Лавре, и в Москве, и в Одессе. Искренне любили. Очередь, чтобы попасть на Патриаршее пасхальное богослужение в Елоховском соборе, начиналась у Казанского вокзала. Были барьеры милиции, и люди стояли в очереди целый день, чтобы попасть на ночную службу. Елоховский собор и другие храмы на Патриарших богослужениях всегда были битком набиты людьми – на помазании мы буквально вытаскивали людей из толпы – они просто сплошной стеной стояли, перекреститься было нельзя.

Особенно тепло Святейшего встречали в Одессе: одесситы очень горячий народ, эмоциональный – с какой любовью они стремились получить его благословение! Я шел впереди и видел, как Святейший улыбается необычно, как-то ласково. Обычно он сдерживался, а здесь такая широкая улыбка. У меня даже фотография сохранилась, на которой видна эта его добрая улыбка. Его редко таким можно было увидеть, обычно он суровый был – воин… А здесь чувствовалось, что Одесса ему многое напоминает.

Он с особой любовью относился к одесситам. Помню, я как-то спросил его: «Ваше Святейшество, как Вы относитесь к Одессе?» — «А мне нравится здесь, и одесситы нравятся». Я говорю: «Ну, а чего они нравятся?» — «А они не в бровь, а в глаз скажут тебе, не злобно, а просто скажут». Он это отметил тогда. И в Одессе действительно так.

Что касается богослужебного репертуара – мне кажется, сейчас уходит классический, напетый репертуар. Появляются какие-то неизвестные авторы, напевы, не очень, прямо сказать, интересные произведения. Это, конечно, дело вкуса – но сегодня утрачен вкус. У Патриарха же Пимена был превосходный музыкальный вкус – он в этом отношении и архимандрита Матфея наставлял, когда приезжал в Лавру, и отец Матфей очень любил эти замечания, они были для него ценны. Патриарх очень любил лаврские подобны, лаврские распевы, и всегда отца Матфея за это благодарил.

Понимаете, в чем была жемчужина Патриарха? Ведь он все слышал, что пелось еще в то время! Я не буду называть этого регента и этот хор, чтобы никого не обижать, но как-то в поезде, когда мы ехали в Одессу, я спросил Святейшего: «Ваше Святейшество, Вы еще до Революции слышали хора Данилина, Смоленского, все выдающиеся хоры. Как Вы считаете, в наше время есть что-то похожее?» И я ему назвал одного регента и один храм, этот хор лучший был в Москве. Патриарх ответил: «Нет, это все далеко не то…»

И тогда я говорю: «А из того, что есть, Вы можете назвать что-то, хоть отдаленно напоминающее дореволюционные хоры?» И он мне сказал, что еще будучи митрополитом Крутицким он приехал в Почаевскую Лавру – этот хор был небоподобный! И еще один хор он назвал – это в Луцке, на Волыни. Я сам был в Луцке – даже и сейчас там действительно, замечательный хор. Это действительно «поющий» хор.

Как это объяснить? Знаете, есть такой пианист Мацуев – ну это технарь… Его называют «гладиатор на рояле» — там нет смысла того, что играется, там не чувствуется души. Вот Почаев и Луцк – эти два хора выделил Патриарх Пимен. Украина вообще она певучая – юг, погода другая, климат ласковее, темперамент у людей другой – здесь-то суровость такая, север…

А что касается хора Успенского Одесского собора, то здесь я попадал несколько в неловкое положение, потому что регент художественного правого Митрополичьего хора, Николай Георгиевич Вирановский – это мой учитель по семинарии, преподавал у нас церковное пение. И когда Святейший приезжал, то Николай Георгиевич всегда меня донимал: что Патриарх любит, какую Херувимскую спеть, какую Милость Мира. Но Святейший всегда благодарил наш одесский хор.

Мне кажется, здесь в какой-то степени была и его ностальгия. Потому что Патриарх Пимен рукополагался в сан епископа в Одесском Кафедральном соборе, с этим хором, знал его. А в те времена хор был еще больше и лучше, потому что он доходил по численности до 80 человек. Одесса музыкальный город – филармония, консерватория, театры, музыкальные училища – там выбор прекрасный. И тогда почитали за счастье петь в кафедральном хоре.

Пели там преподаватели консерватории – уже это одно говорит об уровне хора. И Святейшему нравилось служить в Одессе, это было видно, хотя, в Одессе, в отличие от Москвы, все было немного более помпезно. Вообще в Одессе очень интересные традиции – там же были архипастырями Никанор (Бровкович) , Иннокентий (Борисов) , Димитрий (Муретов) , очень высококультурные, одаренные архиереи, хорошие писатели, гимнотворцы – сочиняли службы, акафисты. И в Одессе при кафедральном соборе ключарем велся особый журнал – на каждой архиерейской службе отмечалось, какие в этот раз были особенности, цвета облачений, какие-то распоряжения архиерея, репертуар хоров. И видимо оттуда Святейший завел потом и в Москве, что ему всегда перед службой подавался лист с репертуаром Всенощного бдения и репертуаром Божественной Литургии.

Также в Одессе на Патриаршей даче в число наших послушаний входило и петь за Литургиями в крестовом храме преподобных Сергия и Никона Радонежских. Святейший иногда служил там иерейским чином, и, что интересно – в священническом облачении. Жалею, что мы не сфотографировали тогда его, но это нужно было видеть – Патриарх, и в священническом облачении.

У Святейшего была превосходная память, многое он знал наизусть, например, Троицкий отпуст. Проповеди его были лаконичны, немногословны, емки – но в них было все. Он говорил доходчиво, ясно и понятно. В немногом он умел сказать о главном. Часто замечаешь, что некоторые проповедники говорят, говорят – и народ даже устает от этого многословия. У Патриарха в этом отношении было, чему поучиться.

Помню, как в Одессе, когда он служил на праздник Преображения, а это на Украине такой очень веселый, красивый праздник, с освящением плодов – и Патриарх очень хорошо сказал, что «не забывайте, что та красота, которую мы принесли в храм освящать, она должна нас навлекать на мысль, что мы должны преображать и свою душу, чтобы она блистала своей красотой перед Богом».

У Патриарха было очень интересное лицо, очень живое, но когда ему, например, что-то не нравилось из того, что пел хор, то оно становилось таким ничего не выражающим, и так же было и на приемах иностранных делегаций.

Да, Святейший Патриарх Пимен был глубоко верующим и православным человеком. Но, знаете, он был не из тех людей, которые на каждом углу бьют себя в грудь: вот, надо защищать Православие… В нем не было фанатизма, но по всему было видно, что он своей жизнью, своей молитвой свидетельствовал о Православии. И многое он делал именно этой своей незримой для посторонних глаз молитвой.

Нужно свидетельствовать о Православии, а не орать об этом на каждом перекрестке, или, как сейчас, напрашиваться на какие-то муки – это патология духовной жизни. Так никогда себя святые не вели. Себя они не защищали, а защищали истину Христову – и тут они могли сказать крепко и твердо. В Святейшем глубоко проявлялся дух кротости и смирения, это был человек, полностью преданный Воле Божией, чувствовалось, что он живо ощущал Промысл Божий. Он это не говорил, не выражал, но во всех его действиях и поступках это было видно.

Было приятно слышать, как ныне здравствующий Патриарх Кирилл тепло говорил о Патриархе Пимене, когда я был приглашен в Софрино на открытие памятника Святейшему Патриарху Пимену. Я считаю, это правильно, это по его заслугам – потому что при нем было образовано Софрино, тот завод, который сейчас разросся, стал большим, и его директор Пархаев Евгений Алексеевич тоже был назначен Патриархом Пименом. Это огромная заслуга Святейшего.

Он был глубоко церковный человек, деятельный, энергичный, но, надо понимать, что он жил и действовал в рамках условий той жизни. Но не надо нагонять истерию: вот гонения, гонения. Вообще гонениями не нужно козырять. То, что мы перетерпели тайно, то Господь воздаст явно. А если мы хотим, чтобы нас еще и при этой жизни все прославляли – это дорога в никуда. И Святейший был обычный живой человек, который нес тяготу патриаршего служения – мы же не канонизируем его. Но мне кажется, что его облик, его образ может быть полезен для современного пастыря. Его личность поучительна во всех отношениях.

Я бы посоветовал всем студентам духовных учебных заведений почитать сборники его слов и речей, особенно его выступления в Московской Духовной Академии, где он с преподавателями и студентами очень дельно говорил. В моей памяти остались такие слова, которые он говорил в актовом зале Московской Духовной Академии: «Слово Божие постигается и понимается в меру нашей веры и духовной жизни». Он всегда подчеркивал значение духовной жизни для пастыря.

Из иподиаконского корпуса Святейшего Патриарха Пимена вышло нас 12 архиереев, и мы иногда встречаемся, опускаемся в крипту под Успенским собором Лавры, служим литию. И многие делятся своими размышлениями и говорят: если бы не школа Патриарха Пимена, мы бы не стали тем, чем мы есть. То есть, став архиереями, мы просто не знали бы, что делать. Мы ведь видели, как он работал, это было перед нашими глазами: его корректность, его скромность, его талант. Он, несомненно, был талантливым человеком. И блажен человек, который мог это заметить и понять.

Александр Вишневский и архиепископ Филарет (Карагодин)

Патриарх Пимен был последним Патриархом Советского периода, когда уже началась перестройка, пошли другие формации, другие обстоятельства, более свободные для Церкви. Но не нужно думать, что он во всем слушался властей или был слабовольным человеком.

Помню одно из Пасхальных богослужений в Елоховском соборе. По обе стороны от солеи отодвигали народ метра на три, ставили заграждения, там стояли послы, журналисты, операторы со своей техникой. И вот зашли мы с Крестного хода, встали на кафедру, началась пасхальная Заутреня. И как они включили все эти свои прожектора, софиты – невозможно было стоять, прямо на Патриарха светили.

И тут Святейший подзывает отца Матфея Стаднюка: «Отец Матфей, уберите их отсюда». Отец Матфей ему объясняет: «Ваше Святейшество, Вы знаете, это же иностранные корреспонденты, они имеют лицензию, нельзя, может быть скандал». А Святейший ему: «Уберите их! Если Вы их не уберете вон отсюда, то я разоблачусь и уйду в алтарь». И все, их оттуда прямо мигом сдуло. Понятно, что Патриарх был не против них как таковых – но это ведь Пасха, все устремлено к радости духовной. А тут они стоят, заняли почти всю солею, это просто невозможно было – лезут и лезут.

Ладно, когда еще протокольная съемка, минут 5, а они же всю службу хотели снимать. И я считаю, что это неправильно, когда из богослужения делают фотосессию. Ну снимите вы 2-3 минуты, потом возьмите после службы интервью – и этого хватит. А сейчас вообще – «Тебе поем», а они лезут со своими фотоаппаратами. Или просто бестактно – люди стоят, молятся, а они камерами и фотоаппаратами прямо в народ, снимают их. При Святейшем Патриархе Пимене об этом и разговоров не было – в алтаре не снимали. В алтаре снимали, если только какие-то официальные визиты Предстоятелей Поместных Церквей, тут уж некуда деваться, помню, например, приезжал архиепископ Кипрский Макариос – но он был одновременно архиепископ Кипра и президент.

— Что Вы можете рассказать о взаимоотношениях Патриарха с Советом по делам религий?

— Глаза, которые это лучше меня видели, к сожалению, уже ушли в Вечность – это келейник Патриарха епископ Сергий (Соколов), очень хороший человек, сын священника, в мою бытность ректора МДА он был инспектором семинарии. Вот он видел очень многое. Лично я в Совете никогда с Патриархом не был. Но я помню хорошо Куроедова, он бывал на приемах, которые устраивались в Патриархии и которые мы, как иподиаконы Патриарха, обслуживали. Он часто приезжал на такие узкие приемы. И я многократно слышал, как он за обедом тепло передавал поклон и теплые слова от Алексея Николаевича Косыгина .

Косыгин как-то очень доброжелательно относился к Патриарху. Даже машину для Патриарха делали через Косыгина. Еще был случай, когда за обедом Куроедов заявил: «Ваше Святейшество, можно бы расширить количество поступающих в семинарию и академию, чтобы больше было священнослужителей». А Святейший сидит, молчит. Куроедов опять: «Ваше Святейшество, можно бы расширить количество поступающих в семинарию». И Святейший ему: «Ну, это вопрос к преосвященному владыке Алексию». В то время председателем Учебного комитета был владыка Алексий (Ридигер). Но это было уже в эпоху некоторого потепления отношений.

Когда назначен был председателем Совета Христораднов, Патриарх был уже болен, тяжело передвигался. По протоколу нужно было познакомиться с новым уполномоченным, и стали договариваться с Христорадновым, приглашать его в Чистый переулок, но он заупрямился и сказал: нет, пусть Патриарх сам ко мне приедет. Ему тактично сказали, что, знаете, Патриарх уже в возрасте, ему трудно передвигаться. Но уполномоченный настоял на своем. Это мне рассказывал покойный владыка Сергий. И Патриарх поехал с постоянными членами Синода на эту встречу.

Сели за стол, и Патриарх Пимен ни одного слова не произнес – говорили митрополиты, а Патриарх молчал. Это не значит, что он был в отключке – у него с ногами было плохо, а так он все прекрасно понимал, что происходило. Он намеренно это делал, давая понять, что он Патриарх, и с Патриархом так не поступают. Ведь мог бы чиновник со здоровыми ногами, со служебной машиной приехать в Патриархию, это было бы и для Патриарха удобно. Вот было и так. Что Вы думаете, Председатель Совета по делам религий хотел нас понять? У него, как у чиновника, просто была установка, которую он и выполнял.

Но в основном все эти встречи с чиновниками были официальными, те, на которых я присутствовал в Патриархии. Святейший в конце всегда благодарил их за внимание, но это была обычная форма приличия и дипломатии. Не все было гладко и хорошо. Хотя, по апостолу Павлу: «За все благодарите» (1 Фес. 5, 16). Ведь и апостолы, когда были взяты под стражу и их избили, шли и благодарили Бога. И когда к нам плохо относятся — это значит, что мы на правильном пути находимся.

Радикализм, на который нас сейчас зачастую толкают – это опасный путь. Ведь, посмотрите, Христос не только пострадал, но и оставил нам образ христианской жизни. И когда Его били, плевали, унижали – Он ни слова не говорил. Это очень тонкая вещь. Ведь что Он сказал Пилату: «Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше». (Ин. 19: 11) А у нас хотят все сделать или белым, или черным, или кого-то во святые сразу, или все демонизировать. Но жизнь – она тоньше и сложнее. Нужно было находить какие-то возможности сосуществования Церкви и государства, не забывая, что есть материя, а есть дух. Церковь занимается своим делом, а власть занимается своим делом.

Мне рассказывали, что как-то в Священном Синоде шло обсуждение кандидатуры одного будущего архиерея, была бурная полемика, а Патриарх Пимен сидел, молчал, молчал, а потом говорит: «Ну что вы спорите? Разве вы не знаете, что Совет по делам религий уже решил, а нам только подписать осталось». Нельзя говорить, что все решал Совет – но были и такие моменты.

Мне кажется, Святейший Патриарх Пимен в этом отношении напоминает святителя Филарета (Дроздова). Некоторым тоже не нравилось, что он некоторые вещи не делал, а он говорил: «А зачем делать, если ничего из этого не получится».

Мы не вправе судить Святейшего Патриарха Пимена за те или иные уступки власти – время было особое. Хочется ответить на претензии некоторых современных его критиков словами Шота Руставелли: «Каждый мнит себя стратегом видя бой со стороны».

Посмотрите, как обошлись в то время с владыкой Ташкентским Гермогеном , сослав его в белорусский монастырь за то, что он не закрыл ни одного храма при Хрущеве. Конечно, и Патриарх, и архиереи боялись – ведь не так давно еще расстреливали. Это же живые люди, всем свойственен страх смерти. Или кода митрополита Сергия (Страгородского) Сталин в 1943 году вызвал ночью в Кремль , то он написал завещание и попрощался со всеми, думая, что его снова посадят. А там получился иной поворот.

Трудно судить о том времени. И нельзя забывать, что председатели Совета по делам религий с Патриархом говорили довольно властно, они просто ставили определенные вопросы: «да» или «нет». Или как-то Патриарх собрался в Почаев, мы порадовались, стали собираться, но что-то все поездка откладывалась. А потом Патриарху позвонили из Совета по делам религий и «посоветовали» не ехать туда.

Ему доставалось сполна. Я бы сказал, он стоически все это переносил – как мальчик для битья. Но он стоял и стоял. Вглядитесь в фотографии Патриарха Пимена: даже на тех, где он еще маленький, с мамой, на лице у него какая-то решительность, твердость во взгляде. На лице было написано: «Мою веру не трогайте». Поэтому, характеризуя Патриарха Пимена, повторюсь, что это был прекрасный пример, как человек в стесненных условиях своим обликом, своей жизнью и верой показывал образец жизни во Христе. Кто хотел его слышать, тот слышал.

— Владыка, что Вам запомнилось из моментов неформального общения со Святейшим Патриархом?

— Помню, в первый год моего иподиаконства, это было под Новый год, мы отслужили молебен в Елоховском соборе, и потом я остался дежурить в Патриархии. Вдруг нам говорят: Патриарх приглашает. Что там такое, думаю? А Святейший позвал нас на трапезу, предложил шампанское, мы очень тепло поговорили.

Еще помню, мы, иподиаконы, пели в Лавре в Крестовом храме праведного Филарета Милостивого – Святейший сам не выходил, а просто открывал дверь и слушал службу. И однажды ко мне наш старший иподиакон, отец Антоний, подходит и говорит: «Сегодня будешь петь один». Я: «Как это один?» — «А вот так, Патриарх тебе благословил одному петь». Не знаю, этого ли добивался Святейший, или другого, но мы на минут 40 раньше закончили – потому что напевы-то все были обиходные.

Касперовская икона Божией Матери из Свято-Успенского Одесского кафедрального собора

Святейший ко мне хорошо относился, по-доброму. Я это чувствовал и сам, и потом мне уже об этом говорил Николай Семенович Капчук: «Владыка, а Вас любил Патриарх Пимен». Хотя я не отношу себя к людям, близким Патриарху. У меня такой характер, что я никогда не пытаюсь близко войти куда-то. Самая лучшая позиция: не близко, и не далеко. Потом, я всегда чувствовал эту дистанцию, для меня всегда Патриарх был человеком особым, к которому я относился с особым трепетом.

Еще один случай описан и в книге владыки Сергия (Соколова), когда я после своей архиерейской хиротонии приехал к Патриарху Пимену взять благословение на кафедру. Он был уже тяжело болен. И думаю, нужно какой-то дар Святейшему, но что ему подарить, он человек уже больной, что бы ему такое подарить? И тогда я отыскал икону Касперовской Богоматери, нашей одесской святыни, и думал, что это ему было бы приятно, потому что он рукополагался у этой иконы. Он очень чтил Касперовскую икону, всегда особо прикладывался к ней в одесском соборе, в проповедях часто говорил об этом образе.

С этим образом я пришел в Патриархию, преподнес ему этот образ, сделал земной поклон и говорю: «Ваше Святейшество, благословите и помолитесь». Он поднялся, улыбнулся, благословил, сказал мне несколько напутственных слов. А я был назначен в Астрахань, и Святейший мне говорит: «Что, владыка, на икру собрался?» Мы посидели, поговорили, мне Святейший подарил архиерейский жезл, я его храню как память. Это была моя последняя встреча cо Святейшим. И как пишет в своей книге владыка Сергий, «по лицу Патриарха было видно, что ему приятно видеть своего бывшего иподиакона в архиерейском достоинстве».

Я по сей день с благодарной памятью молюсь о Святейшем Патриархе Пимене, потому что такое маленькое мое присутствие при нем мне очень многое дало. Часто в трудных обстоятельствах я вспоминал Патриарха и представлял, как бы он поступил на моем месте. Потому что он был великий христианин, глубоко духовная личность, человек, целиком преданный Церкви и подневольно несущий на себе иго Патриаршества. Это уже история.

Читайте также:

Патриарх Пимен — светлый пастырь

Крест Патриарха

Смерти нет. Памяти Святейшего Патриарха Пимена

ПИМЕН. Герои Пушкина

ПИМЕН — монах-летописец, персонаж, в своем монологе задающий точку зрения вечности, без которой высокая трагедия невозможна; носитель позиции, независимой ни от власти, ни от толпы. Связан с образом «идеального» летописца Авраамия Палицына из 10—11-го томов «Истории государства Российского» H. М. Карамзина; в какой-то мере — и с «культурной маской» самого Карамзина.

Пимен появляется в единственной сцене — «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». 1603 год. Летописец завершает «труд, завещанный от Бога»; рядом спит келейник Пимена, инок Григорий, будущий Лжедимитрий. Некогда Пимен участвовал в истории — воевал «под башнями Казани», «рать Литвы при Шуйском отражал», видел роскошь двора Иоанна Грозного. Теперь он отрешен от быстротекущей современности. Первым поняв причину Смуты — цареубийство, общенародное нарушение законов Божеских и человеческих («Владыкою себе цареубийцу / Мы нарекли <…>»), он раскрывает смысл происходящего не современникам, но потомкам:

<…> Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

<…>

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду —

И пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет.

Время, в котором, как в некоем физиологическом растворе, живет мысль Пимена, не есть настоящее, не есть прошлое, не есть даже собственно будущее, — хотя о каждом из этих измерений временного потока в его монологе сказано достаточно, особенно о минувшем. Его «внутреннее время» вненаходимо, внеположно Истории, очищено от страдательного залога; оно «безмолвно и покойно». Это время не протекшее, но постоянно протекающее, «объемлющее живо»; это время, совершающееся здесь и сейчас, но посвященное воспоминаниям; оно всегда возможно и никогда не будет дано. Именно поэтому Пимен уходит в свой труд ночью, когда итог одному дню с его бурями подведен, а начало другому дню не положено; когда История не прекращается, но как бы замирает; и недаром «последнее сказанье» должно быть завершено до наступления утра: «…близок день, лампада догорает <…>».

Но — и тут Пушкин как бы испытывает своего мудрого героя — рядом с Пименом дремлет тот, кто как раз и явится расплатой; тот, с кем будет связан ход ближайшей русской истории, — Отрепьев. И летописец, проникший мыслью в тайный ход вещей, не только не провидит в Григории лицо историческое; он не только невольно указывает новоначальному иноку на открывшуюся «царскую вакансию», но и поручает ему свой труд:

Брат Григорий,

Ты грамотой свой разум просветил,

Тебе свой труд передаю <…>

Очевидно, не случайно Пушкин вводит в монолог Пимена упоминание о «многострадальном Кирилле», который некогда жил в той же келье и говорил правду в лицо Иоанну Грозному; недаром вкладывает в уста Григория реплику:

Я угадать хотел, о чем он пишет?

<…>

Так точно дьяк, в приказах поседелый,

Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Не ведая ни жалости, ни гнева.

А в уста Бориса — слова:

В прежни годы,

Когда бедой отечеству грозило,

Отшельники на битву сами шли.

(Именно так будет решен образ Авраамия Палицына в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский»; вообще присутствие монаха-летописца в наборе персонажей исторического романа о Смуте станет почти обязательным.)

Пимен не только не идет на битву; он не идет и в толпу народную; его знание о добре и зле — инакое, иноческое. В смысловой структуре драмы его образ контрастно соотнесен с образом Юродивого Николки.

Воспоминания патриарха Пимена?: diak_kuraev — LiveJournal

Вот меня часто обвиняют в том, что я будто бы сотрудничал с советской властью. А я хочу спросить обвиняющих – а по чем вы судите? Я что, доносы на кого-то писал, комментарии к статьям Ленина издавал, с орденом Красной звезды по коридорам патриархии ходил?

За мою жизнь я допустил всего три ключевых ошибки. Три. И ни одна из них не связана напрямую с советской властью.

Первая ошибка – это когда я в пятнадцать лет постриг принял. Монашество в подростковом возрасте не может научить ровно ничему. Да-да, я помню все эти примеры из святоотеческой литературы об Иоанне Предтече и Сергии Радонежском – но я не такой как они, мне до них далеко. В итоге, молодости нормальной – с книгами, театром, кинематографом – у меня не было. А 1920-е были богаты на это дело. Короче говоря, много я пропустил.

Вторая ошибка – это когда я был вынужден служить в советской армии. Если бы капелланом – то и ладно, а то ж приходилось и оружие в руках держать, а шла Великая отечественная…

И третья ошибка, эта самая сложная. После войны, в 1946-м, меня назначили штатным священником в Благовещенский собор в Муроме. И был у меня дьякон – дореволюционной закалки старик, 1870-х годов рождения – о. Евграфий Силуэтов. Службу он служил невнятно, постоянно опаздывал, да еще и был толстый. Сам не понимаю, как он в те годы умудрялся и колбасу доставать, и сыр, и консервы. Я ему раз замечание сделал, второй – никакого результата. А мне ж только 36, молодой еще, реформ хочется, рвения много. Пошел я к о. Евграфию домой – поговорить с ним по-семейному в присутствии его, значит, дражайшей супруги. Прихожу, мне наливают стакан чаю, подают печенье галетное 1-й сорт (такое я только в 1944-м ел, когда Красная армия прорвала чехословацкий фронт и нас начали чуточку лучше кормить, чтобы мы не сильно на европейские радости засматривались). Ну и я начинаю – так и так, внятнее произносите возгласы, не опаздывайте, сбросьте лишний вес. Цитирую Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, что-то там из беседы Серафима Саровского с Мотовиловым. Отец диакон слушает внимательно, а потом говорит – а вот вы, о. Пимен, сами себе противоречите. Вы меня, значит, отцами стращаете, а я сам в молодости прислуживал преподобному Никону Оптинскому и от него знаю, как должен себя вести. Главное, говорил мне преп. Никон, не возгласы и не живот – а понимание того, что дать тарелку горячего супа бомжу голодному – это благодатно, а по четыре часа на дню читать Псалтырь в стену – это путь в психиатрическую лечебницу. Болезненный был для меня урок, но я за него очень благодарен о. Евграфию.

***

Кто знает — что это за текст? Степень подлинности? Где он весь?

«Пимен является убеждённым реакционером-клерикалом и ненавистником Годунова»

Не стерпела Ефросинья Андреевна, педагог старой закалки, и влепила Николке «кол».

— Ты что же, шельмец, написал?! — грозно вопрошает Пантелеич. А Николка потирает больные места и хнычет:

— Это я из интернета взял. Хотелось чего-то оригинального, чтобы «пятёрку» получить, а то из века в век одно и то же про Пимена пишут.
— Я тебе дам по помойкам шарить! — грозно говорит ему Пантелеич.

— Я не на помойке это нашёл, — хнычет Николка. — Это три американки, авторитетные пушкинистки, между прочим, написали, а у нас их перевели и в Питере в издательстве «Академический тупик» пропечатали.

И показывает положительную рецензию на эти опусы в «Зависимой газете»

Ахнул Пантелеич и, как стоял, так на стул и упал.

А потом рассказал это мне. Залез я в интернет, нашёл эти книжки и подтвердил, что Николку можно считать невинно репрессированным, потому что именно так учат заморского и нашего читателя те американки, что у себя в авторитете ходят.

И нашла их Америка не на помойке, а в самых престижных своих университетах. И в те же самые университеты работать направила, чтоб учить своих единоплеменников понимать «тёмную русскую душу».

И вот, что я подумал. Ежели у них суперэлита с такими мозгами, то чего же эти советники своим начальникам и правителям насоветовать могут? Ведь это жуть какая-то, не имеющая к реальности никакого отношения. И с таким-то серым веществом в черепной коробке они ещё и внешней политикой «на русском направлении» занимаются…

Страшно мне стало. Мы–то полагаем, что Америка придуряется, а она всерьез так думает.
И вспомнил я фразу одной популярной декадентки: «Как страшно жить!»

Рассказал я всё это участковому Ёлкину, а он возьми да и накатай в ФСБ бумагу с просьбой разобраться с издательством «Академический тупик» и сурово покарать виновных в дебилизации нашего юношества.
Ждём ответа.

Давно сидим, давно ждём.

Модалов — выводы о прошлом | Грамматика — от среднего до выше среднего

Посмотрите на эти примеры, чтобы увидеть, как должно , могло , май , могло , не могло и не могло использовались в прошлом.

Землетрясение? Должно быть, это было ужасно!
Мы не знаем наверняка, что Алекс сломал журнальный столик. Возможно, это была собака.
Как она провалила экзамен? Она не могла много учиться.

Попробуйте это упражнение, чтобы проверить свою грамматику.

Грамматический тест 1

Модалы — удержание (прошедшее): тест по грамматике 1

Прочтите объяснение, чтобы узнать больше.

Грамматика

Мы можем использовать модальные глаголы для дедукции — угадывать, истинно ли что-то, используя доступную информацию. Выбранный нами модальный глагол показывает, насколько мы уверены в возможности. Эта страница посвящена выводам о прошлом.

должно быть

Мы используем , должно иметь + причастие прошедшего времени, когда мы уверены в том, что произошло.

Кто рассказал газетам о планах премьер-министра? Должно быть, это был кто-то из его близких.
У вора, должно быть, был ключ. Дверь была заперта и ничего не сломалось.
Ой, хорошо! У нас есть молоко. Мо, должно быть, вчера купил.

может иметь / может иметь

Мы можем использовать , может иметь или может иметь + причастие прошедшего времени, когда мы думаем, что что-то произошло.

Я думаю, что оставил кондиционер включенным. Вы можете проверить?
Полиция считает, что подозреваемый мог покинуть страну по поддельному паспорту.

Может иметь более формально, чем может иметь . Может иметь , также возможно в этом контексте, но менее распространено.

не может иметь / не может

Мы используем , не может иметь , а не может иметь + причастие прошедшего времени, когда мы думаем, что что-то не могло произойти.

Она не могла туда поехать. Ключи от машины все еще здесь.
Я думал, что видел Аднана сегодня утром, но это не мог быть он — он на этой неделе в Греции.

Сделайте это упражнение, чтобы еще раз проверить свою грамматику.

Грамматический тест 2

Модалы — удержание (прошедшее): тест по грамматике 2

Прошлые привычки — «привык», «хотел бы» и прошлое простое | Грамматика — от среднего до выше среднего

Посмотрите на эти примеры, чтобы увидеть, как использовалось для , будет и используются прошедшее простое.

Раньше они жили в Лондоне.
Не любила оливки раньше.
Мы всегда ездили отдыхать на море.
Но в один отпуск мы вместо этого поехали в горы.

Попробуйте это упражнение, чтобы проверить свою грамматику.

Грамматический тест 1

Прошлые привычки: тест по грамматике 1

Грамматика

Когда мы говорим о вещах прошлого, которые больше не соответствуют действительности, мы можем делать это по-разному.

Используется для + инфинитив

Мы можем использовать , использованные для , чтобы говорить о прошлых состояниях, которые больше не соответствуют действительности.

Когда я был ребенком, мы жили в Нью-Йорке.
Раньше там не было супермаркета. Когда он открылся?
У вас был сад?

Мы также можем использовать , используемое для , чтобы говорить о прошлых привычках (повторяющихся прошлых действиях), которых больше не происходит.

Я ходил плавать каждый четверг, когда был в школе.
Раньше она курила, но бросила несколько лет назад.

используется с + инфинитивом не следует путать с , чтобы привыкнуть к + -ing , который имеет другое значение. Разница описана здесь.

Будет

Мы можем использовать , , чтобы говорить о повторяющихся прошлых действиях, которые больше не происходят.

Каждую субботу я отправлялся в длительную велопрогулку.
Мой отец читал мне удивительные сказки каждую ночь перед сном.

будет для прошлых привычек немного более формально, чем раньше. Часто используется в рассказах. Обычно мы не используем отрицательную форму или вопросительную форму будет в отношении прошлых привычек. Обратите внимание, что обычно мы не можем использовать , , чтобы говорить о прошлых состояниях.

Прошлое простое

Мы всегда можем использовать простое прошлое как альтернативу , используемому для , или будет , чтобы говорить о прошлых состояниях или привычках.Основное отличие состоит в том, что простое прошедшее время не подчеркивает повторяющийся или непрерывный характер действия или ситуации. Кроме того, из прошлого не так ясно, что это уже не так.

Каждое лето мы ходили на один и тот же пляж.
Каждое лето мы ходили на один и тот же пляж.
Каждое лето мы ходили на один и тот же пляж.

Если что-то произошло только один раз, мы должны использовать прошедшее простое.

Я был в Египте в 2014 году.

Сделайте это упражнение, чтобы еще раз проверить свою грамматику.

Грамматический тест 2

Прошлые привычки: тест по грамматике 2

Прошлое — как и когда его использовать?

  • Прошлые простые и законченные действия
  • Прошлое простое, чтобы говорить о состояниях
  • Как сделать прошлое простым
  • Как сделать прошлое простым отрицательным
  • Как задавать вопросы в прошлом простым

Прошлое Простое И завершенные действия

Простое прошедшее — это время в английском языке, используемом для разговора о вещах, которые произошли или существовали раньше.Прошлое простое используется, чтобы говорить о завершенных действиях, и важно понимать идею завершенного. Например: Мой лучший друг посетил меня в Дубае на прошлой неделе . Здесь действие, которое посещают, — это простое прошлое, которое говорит нам, что моего лучшего друга больше нет в Дубае.

Другой пример законченных действий Действия с использованием прошедшего простого

Вчера я купил новый компьютер .

I посетил Испания в 2014 году.

Простое прошлое говорит нам, что вы говорите о том, что уже произошло, и подчеркивает, что действие завершено.

На прошлой неделе я опаздывал на работу , поэтому мой начальник предупредил меня о ..

Простое прошлое, чтобы говорить о состоянии

Мы также можем использовать простое прошлое, чтобы поговорить о прошлом состоянии . Когда мы говорим о состоянии бытия, мы говорим не о действии, а о том, как кто-то себя чувствует, обычно физически. Чтобы выразить то, что мы чувствуем, нам обычно нужно использовать прилагательное, существительное, предложную фразу. В большинстве случаев мы используем глагол to be in the past simple simple, чтобы выразить чувства человека.

Питер был счастлив получить известие от своих родителей.

Свадьба Джули была лучшим днем ​​в ее жизни.

Прежде чем я расскажу о том, как сделать прошедшее простым, вам нужно понять, что в прошлом простом у нас есть два типа глаголов: правильные и неправильные. Правильные глаголы достаточно просты в использовании, поскольку они следуют одному образцу и оканчиваются на -ed в прошлом простом. Однако неправильное слово может быть очень запутанным и трудным для изучения для тех, для кого английский язык не является родным, так как вам нужно выучить полный список неправильных глаголов, чтобы правильно использовать прошедшее простое.Щелкните ЗДЕСЬ, чтобы загрузить список неправильных глаголов. Я рекомендую вам попробовать учить 3 неправильных глагола в день.

Как сделать прошлое простым

Для обычных глаголов добавьте -ed к основной форме глагола (или просто -d , если корневая форма уже оканчивается на e):

Остаться → Оставайтесь ed

Hate → Hate d

Listen → Listen ed

Push → Push ed

Love → Love d

Для неправильных глаголов все немного сложнее, как я уже упоминал выше, потому что вам нужно запомнить их все.И, как следует из названия, неправильные глаголы не всегда следуют шаблону, из-за чего их иногда трудно запомнить. Щелкните ЗДЕСЬ, чтобы загрузить список неправильных глаголов.

Иногда прошедшее простое некоторых неправильных глаголов выглядит точно так же, как и корневая форма:

Put → Put

Cut → Cut

Set → Set

Cost → Cost

Hit → Hit

Для других неправильные глаголы, в том числе глагол быть , простая форма прошедшего времени немного сложнее и менее логична:

См. → Пила

Построить → Построить

Вперед → Пошла

Сделать → Сделал

Возвышение → Роза

Be → Was / Were

Одна из хороших черт прошедшего простого по сравнению с другими языками заключается в том, что прошедшая простая версия глагола не нуждается в изменении в зависимости от подлежащего, это то же самое все предметы.Например:

I спица / You спица / He спица / She спица / We спица / Они спица

Как вы можете видеть выше, простое прошлое не меняется в соответствии с предмет. Единственным исключением из этого правила является глагол «быть».

Я был / Он был / Она был / Это был

Вы были / Они были

Я был опоздал на работу и поэтому были моими друзьями.

Как сделать прошлое простым отрицательным

Когда дело доходит до упрощения отрицательной формы прошедшего времени, нам очень повезло, поскольку оно всегда одно и то же, за исключением глагола быть.

Структура отрицательной формы прошедшего простого одинакова как для правильных, так и для неправильных глаголов, поэтому это упрощает задачу для всех.

Структура:

Тема + не + инфинитив или основная форма .

Пример: На прошлой неделе я не ходил за покупками.

(Вы также можете использовать сокращение не было вместо не .)

Единственным исключением является глагол to be.

Субъект + был / не был + прилагательное / существительное

Пример: Прошлой ночью я не был голоден.

Чтобы глагол был , вам не нужны вспомогательные и .

Как задать вопрос в прошлом простом

Задать простой вопрос в прошлом не так уж и сложно.Как и в отрицательной форме, структура вопросов одинакова как для правильных, так и для неправильных глаголов, за исключением глагола быть.

Структура:

Did + subject + инфинитив / основная форма

Пример: Вам понравился отпуск?

Вопросы в прошедшем простом случае для глагола быть немного отличаются.

Структура:

Был / был + субъект

Пример: Вы были рады видеть свою семью?

Итак, поехали все! Краткое объяснение прошлого простого для вас и того, как его использовать.Моя следующая статья будет о том, как использовать прошедшее непрерывное.

Если у вас есть какие-либо вопросы о прошедшем простоте, не стесняйтесь оставлять комментарии ниже, и я буду рад вам помочь.

Также помните, что если вы находитесь в Дубае и хотите выучить английский язык, Speak Language Institute — безусловно, лучшее место для вас. Наши учителя замечательные, и мы делаем обучение увлекательным. Так что приходите к нам!

СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ СПИСОК НЕРЕГУЛЯРНЫХ ГЛАГОЛОВ ЗДЕСЬ

Джейк

Джейк работает в сфере образования более 15 лет.Он начинал как преподаватель английского языка и преподавал английский во Франции, Омане и ОАЭ. В 2014 году он был частью первоначальной команды, создавшей Speak Language Institute.

Упражнение 1

Past Simple используется для обозначения:
1) отдельных завершенных действий
Sony и Philips изобрели компакт-диск в начале 1980-х годов.
2) повторяющиеся или привычные действия в прошлом
Мы много переезжали, когда я был ребенком.
3) Общие истины о прошлом
Ранние часы обычно были очень ненадежными.
4) постоянные ситуации и состояния в прошлом
Были ли у древних египтян более развитые технологии, чем у других цивилизаций?
5) два действия, которые произошли одновременно в прошлом
День был довольно загруженным. Она составила отчет, а он разработал презентацию.

Прошедшее непрерывное используется для обозначения:
1) действий, выполняемых в какой-то момент в прошлом
Вы болтали с Мэттом онлайн в полночь прошлой ночью?
2) временные / меняющиеся ситуации
В то время я работал в крупной компании по разработке программного обеспечения в Калифорнии.
Мне не нравился мой интернет-провайдер, поэтому я решил сменить его.

3) выполняются два действия одновременно
Пока я играл в компьютерную игру, мой брат делал уроки.
4) чтобы звучать вежливо и более условно
Мне было интересно, могу ли я задать вам этот вопрос.
5) прошлые договоренности
Он уезжал той ночью.
6) раздражающие или забавные прошлые привычки
В юности Тина всегда разбирала вещи, чтобы посмотреть, как они работают.
7) служить фоном для единственного прошлого действия.
Мы говорили о MP3, когда Андреа упомянула свой новый музыкальный сайт.

Используется для + инфинитива
1) прошлые действия, которые больше не происходят
Вы использовали для получения бесплатного молока в школе?
2) бывшие государства, которые больше не существуют
Литва раньше была частью Советского Союза.
would + инфинитив
1) прошлые действия, которых больше нет
Каждую субботу мы вставали рано.

Past Perfect Simple используется для обозначения:
1) действий / ситуаций, которые произошли перед другим прошлым действием или до указанного времени в прошлом
Был ли у вас компьютер задолго до того, как он сломался?
К третьему месяцу повстанцы захватили большую часть провинции.

2) действия, которые заканчивались в прошлом и результат которых был виден в прошлом.
Я победил Джейсона на турнире International Captain, потому что я много играл с моим братом.

Past Perfect Continuous используется для обозначения:
1) акцент на продолжительности действия, которое началось и закончилось в прошлом перед другим прошлым действием
Она писала компьютерные игры более десяти лет, прежде чем она наконец-то был хит.
2) действия / ситуации, которые длились какое-то время в прошлом и результат которых был виден в прошлом.
Озеро было близко к точке прорыва, так как в течение нескольких недель шел сильный дождь.

Прошедшее простое время

Совет по правописанию

Правильные глаголы в прошедшем простом случае

  • Добавлен к большинству глаголов.Ex. поговорить> поговорили, трудоустроили> занялись
  • Если короткий глагол оканчивается на гласный-согласный-согласный, удвойте последнюю букву и добавьте ed. Ex. stop> stop, top> topped
    Однако не удваивайте последнюю букву, если глагол оканчивается на w, x или y. Ex. играть> играть, микшировать> смешивать.
  • В более длинных словах, если последний слог глагола оканчивается на согласный-гласный-согласный и этот слог подчеркнут, удвойте последний согласный звук и затем добавьте ed. Ex. предпочитают> предпочтительный
    Однако не удваивайте последнюю букву, если первый слог подчеркнут.Ex. введите> введено
  • Если глагол заканчивается на e, просто добавьте d. Ex. создать> создать, жить> жить
  • Если глагол оканчивается на согласную + y, измените y на i и добавьте ed. Ex. попробуй> попробовал

Прошедшее простое время довольно прямолинейно. Основная проблема — это правила написания, которые вы найдете ниже.

Мы используем простое прошедшее время для описания действия, которое началось в прошлом и закончилось в прошлом. Это могло быть что-то, что произошло двадцать лет назад, или что-то, что произошло две минуты назад.Началось. Это остановилось. Это конец.

  1. Я вчера посетил клиента в Лондоне.
  2. Она спланировала мероприятие сама.

Наиболее распространенные выражения времени, используемые для прошедшего простого: вчера, неделя (месяц, год) назад, последняя (месяц, год, выходные, понедельник) ночь, позавчера, два дня (месяцы, годы) назад. . Выражение времени появляется либо в начале, либо в конце предложения, но никогда в середине предложения.

Простое прошлое

Тема Глагол + d, ed, ied
или неправильная форма (V2)
Остальная часть приговора
I / He / She / It You / We / They прошел в магазин вчера
спали поздно вечером в субботу

Прошлое простое обычно образуется добавлением d, ed или ied к основной форме глагола, однако в английском языке есть много неправильных глаголов, которые принимают совершенно другую форму в прошедшем времени.Некоторые называют это формой глагола V2. Лучшее, что можно сделать, — это попытаться запомнить их.

Отрицательные предложения в прошедшем простом времени

Совет по правописанию

При сокращении 3-го лица (он, она, оно) отрицательное, просто удалите o в not и добавьте апостроф (‘)
не> не

Чтобы создать отрицательное предложение в простом прошедшем времени, используйте didn’t (не) + основную форму глагола.

Примечание. Сохраните длинные формы (без них) на случай, если вы захотите выделить их.Говоря, делайте ударение на «не».

Тема didn’t + глагол в основной форме Остальная часть приговора
I / He / She / It You / We / They не ходил в магазин вчера
не спал поздно вечером в субботу
  1. Я, , вчера не разговаривал с Джоном, .
  2. He не украл этих идей у ​​компании.
  3. Вы не показали мне фотографий со свадьбы.
  4. Рон не подписывал документ.

Да / Нет Вопросы в прошлом Simple

Чтобы создать вопрос, на который будет дан ответ «да» или «нет», начните вопрос с «Сделано», затем добавьте тему (человек или предмет, выполняющий действие), за которым следует основная форма глагола, и только затем добавьте остальную часть приговор.

Вспомогательный глагол Тема глагол в основной форме остаток предложения
Сделал Я / ты / мы / они ходьба в магазин вчера
он / она / оно сон поздно вечером в субботу
  1. Вы просили Тину пойти с вами на свидание?
  2. служащих остались снова допоздна вчера вечером?
  3. Роб вчера выполнил свое задание?

Wh-Вопросы в прошлом Simple

Wh- вопросы — это вопросы, ответы на которые требуют дополнительной информации.Типичные слова — что, где, когда, почему, кто, как, сколько, сколько.

Чтобы создать белый вопрос, начните с белого слова, затем добавьте «сделал» (или «не» для отрицательного вопроса), затем тему (человек или объект, выполняющий действие), а затем базовую форму глагол и только потом добавить остальную часть предложения.

Wh-слово вспомогательный глагол предмет глагол в основной форме остаток предложения
Что сделал Я / ты / мы / они
он / она / оно
продам дом
Почему не спасение мне
  1. Когда вы купили тот свитер?
  2. Почему вышел из строя компьютер ?
  3. Сколько времени поездка заняла ?
  4. Почему вы, , не рассказали мне об аварии?

Вопросы по тегам в прошлом Simple

Вопросы с тегами — это короткие вопросы, которые помечаются в конце предложения.Они используются только для того, чтобы убедиться, что человек, с которым вы разговариваете, понял, что вы имели в виду, или чтобы подчеркнуть то, что вы сказали.

Они образуются либо путем использования положительного предложения в прошедшем простом, а затем добавления didn’t, местоимения (I, you, we, they, he, she, it) и вопросительного знака.

  1. Джон забил гол, не так ли ?
  2. Их собаки лаяли всю ночь, не так ли ?

Вы также можете добавить положительный тег, когда используете отрицательное предложение.

  1. Кейт не выносила мусор, она ?
  2. Девочки не переписали на экзамене, сделали ?

Как правило: когда предложение положительное, тег отрицательный.
Если предложение отрицательное, тег положительный.

Упражнения с прошедшим простым временем

Введите правильную форму глагола в прошедшем простом, как в примерах.

  1. Дэвид видел своего профессора истории в супермаркете два дня назад.(см.)
  2. Я не знал вашего адреса электронной почты, поэтому вместо этого позвонил. (не знаю / телефон)
  3. Вы получили сообщение, которое я оставил позавчера?
  1. Я _______ отличная книга на прошлой неделе. (читать)
  2. _______ Адам ______ куртка, которую он _______ на вечеринке? (найти / оставить)
  3. Почему _______ ты __________ для меня вчера вечером в баре? (не ждать)
  4. Я _________ больше часа, но ты никогда не __________! (ждать / показать)
  5. Мои друзья _________ в Нью-Дели через Мумбаи неделю назад.(летать)
  6. Тереза ​​___________ последний поезд, _______________? (улов)
  7. Вчера вечером закат _________ прекрасный. (быть)
  8. _______ они _________ крайний срок клиента вчера? (встретить)
  9. Когда _____ он ___________ из мединститута? (выпускник)
  10. Элла ___________, чтобы схватить вас, но вы ________ дома. (пытаться / не быть)

Ответы:

  1. читать
  2. Нашли / нашли / оставили
  3. не ждал / не ждал
  4. ждали / показали
  5. вылетел
  6. поймала / нет
  7. было
  8. Встречал / встречал
  9. окончил / закончил
  10. пробовали / не пробовали

Примеры — Прошлое простое

Положительно

  1. Вчера я был у клиента в Лондоне.
  2. Она спланировала мероприятие сама.

Отрицательный

  1. Я вчера не разговаривал с Джоном.
  2. Он не украл эти идеи у компании.
  3. Вы не показали мне фотографии со свадьбы.
  4. Рон не подписывал документ.

Да / Нет Вопросы

  1. Вы просили Тину пойти с вами на свидание?
  2. Сотрудники снова задерживались допоздна вчера вечером?
  3. Роб вчера выполнил задание?

Вт · ч-вопросы

  1. Когда ты купил этот свитер?
  2. Почему сломался компьютер?
  3. Сколько времени заняла поездка на поезде?
  4. Почему вы мне не рассказали об аварии?

Вопросы по тегам

  1. Джон забил гол, не так ли?
  2. Их собаки лаяли всю ночь, не так ли?
  3. Кейт ведь не выносила мусорное ведро?
  4. Девочки не копировали на экзамене?

IELTS Writing Task 2 Образец 714

IELTS Writing Task 2 Пример 714 — Изучение прошлого не имеет большого значения в современном мире

Подробности
Последнее обновление: пятница, 28 апреля 2017 г. 17:41
Написано IELTS Mentor
Хиты: 41799

IELTS Writing Task 2 / IELTS Essay:

На это задание нужно потратить около 40 минут.

Напишите на следующую тему:

Для некоторых людей изучение прошлого не имеет большого значения в современном мире. Как вы думаете, почему важно познать прошлое? Что будет, если детей не будут учить истории?

Обоснуйте свой ответ и включите соответствующие примеры из ваших собственных знаний или опыта.

Напишите не менее 250 слов.

Образец ответа 1:
Некоторые люди придают мало значения изучению истории, поскольку это мелочь и, по их мнению, не имеет никакого значения в современном обществе.Другие люди, наоборот, считают, что прошлое играет важную роль в понимании нашей современной жизни и принятии важных решений на будущее. Итак, в этом эссе я рассмотрю обе точки зрения и выскажу свое собственное утверждение по этому поводу, а также последствия, если мы не будем учить наших детей истории.

В современном мире нельзя отрицать, что изучение прошлого может быть невероятно ценным с точки зрения понимания проблем современного мира. Там поговорка, что предполагает, что «история повторяется», по этой причине, если мы углубимся в историю, исследовать его, не оставляя детали позади, мы будем иметь больше возможностей, чтобы предвидеть предстоящие проблемы и не вызывает сомнений, что проблемы будут решены очень легко.Человеческие конфликты, изобретения и социальные проблемы во все времена очень похожи, и это делает изучение прошлого таким важным. Без изучения прошлого мы не можем понять, почему одна цивилизация процветала среди других и почему были уничтожены нации. Эти знания могут дать нам такую ​​мудрость, которая поможет нам двигаться дальше.

История имеет большое значение в нашей жизни, несмотря на то, что есть люди, которые думают, что прошлое бесполезно и нет смысла изучать историю.Однако несомненно верно, что того, кто погрузился в историю, ждет явное будущее. Таким образом, преподавание истории детям необходимо рассматривать всесторонне. Потому что, если детей не учат истории, будут последствия. Например, незнание прошлого своей страны привело бы к трагическим последствиям для общества.

В заключение, изучение и изучение прошлого имеет фундаментальную ценность в современном мире, и нельзя отрицать, что последствия для детей, которых не учат истории, будут более катастрофичными, чем кто-либо может представить.

[Автор — Эльдар Рехимли]

Образец ответа 2:
Изучение истории может не иметь большого или незначительного значения для некоторых людей в наши дни, но историю и прошлое нельзя игнорировать. Настоящее построено на столпах прошлого, и только извлечение уроков из прошлого может дать нам верное направление в будущее. С моей точки зрения, тому, что произошло в прошлом, нужно научиться принимать правильные решения. Если новые поколения не будут учить истории, они не будут уважать прошлую борьбу или славу страны и, следовательно, не станут такими гражданами, какими мы хотим их видеть.

Изучение прошлого — это знание, которое нам необходимо, чтобы узнать о добре и зле. Это дает нам возможность принять правильное решение на будущее. Если кто-то не узнает прошлую историю, он никогда не будет уважать страну, человечество и мир. Он просто станет эгоистичным гражданином, который даже не будет уважать богатые традиции страны. Для него все было бы как автоматизированная и запрограммированная система. Благодаря изучению истории дети должны познакомиться со своей страной, культурой и традициями.Мы надеемся, что это станет первым шагом на пути к формированию у самих учащихся национальной души. Если дети не знают истории своей страны, они не будут знать, как строить нацию. Например, если дети вырастут, не узнав прошлого своей страны, и станут будущими политиками, они никогда не осознают потребности своей страны и не смогут принять правильное решение.

Во-вторых, студенты, изучающие историю, поймут, как их предки выжили, чтобы обрести независимость своей страны.Таким образом, исходя из этого понимания, у детей может быть хорошая мотивация развивать свои способности, чтобы внести свой вклад в строительство своей страны; физически и психически. Студенты, не обладающие этой способностью, обычно мало что сделают для своей нации. Например, дети, которые долгое время живут в другой стране и не узнают об истории Индонезии, как правило, никогда не вернутся, чтобы построить Индонезию, даже если индонезийское общество нуждается в их вкладе.

В заключение, по указанным выше причинам, изучение истории необходимо учащимся, чтобы сформировать свою национальность и мотивировать их вносить вклад в развитие своей страны.Изучение прошлого — это первый шаг к построению лучшего будущего.

[Автор — Шинта Сари]

Образец ответа 3:
Многие люди утверждают, что изучение истории имеет много важных ценностей в современной жизни, в то время как другие придерживаются противоположного взгляда на это. На мой взгляд, сама цель уроков истории в школах — рассказать ученикам, каким был мир в прошлом и как построить лучшее будущее на уроках, которые нам преподносит история.Изучая и наблюдая за историей, студенты могут извлечь уроки из прошлых событий наших прошлых поколений, и их эксперименты, ошибки, успех, преданность делу, образ жизни, борьба и храбрость могут научить нас заранее быть готовыми к трудностям жизни.

Прошлое всегда содержало бесценные прозрения великих королей, мыслителей и воинов, таких как Наполеон, Ницше и Ашилль. Примеры, взятые из их слов и действий, являются отличным источником для тех, кто увлечен поиском идей и подсказок о том, как выжить и преуспеть.Более того, как сказал бывший президент моей страны Хайдар А., «тот, кто не знает своего прошлого, тоже не имеет будущего» — следовательно, если дети, которые учатся на всех этапах школы, не поощряются учителями истории к попыткам получить наблюдения и представления людей прошлого, их жизненный прогресс не ожидается столь же успешным, как у тех, кто это делает. Более того, если человек не интересуется историей в школе и уезжает за границу, как он может представить себя патриотом? Они не могут говорить ни о чем, через что прошла их страна и народ.Будущее написано в прошлом, и знания о прошлом могут побудить нас сделать лучшее будущее. Как мы можем понять потери или потери, если не оглядываться на крупные войны в истории?

Подводя итоги, история принадлежит самому сообществу, и поэтому люди обязаны передать ее следующему поколению.