Содержание

что такое? Успение Пресвятой Богородицы

Заглянув в церковный календарь 28 августа, можно заметить эту дату выделенной цветом. Посмотрев описание, легко узнать, что отмечается день Успения Богородицы, но что означает слово «успение»? Что такое смерть и воскрешение души? Пожалуй, многие не знают ответа на это, как и саму историю праздника. Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

Церковные предания

Из слов Святого Писания можно узнать, что, Богородица после вознесения её сына Иисуса Христа на небо осталась на попечении у святого Иоанна Богослова.

Многие церковные предания по-разному объясняют Успение, что такое воскрешение души, возникновение празднования смерти. Обычаи и правила празднования Успения мало освещены в писаниях, как и все основные моменты конца земного пути Божьей Матери.

Также из всей священной истории Нового Завета каждый знает, как высоко чтилась Матерь Господа среди апостолов, когда пребывала с ними в Иерусалиме.

К сожалению, до нас дошло очень мало рукописей того времени. В основном эти творения были собраны в Святом Евангелие и Новом Завете.

Благодаря новым археологическим устройствам после многочисленных раскопок в Иерусалиме все-таки были найдены творения святого Иоанна Богослова.

В этих документах упоминается о жизни Божьей Матери, показывается само её Успение, что такое это за событие для народа и вся история того периода.

В этом апокрифе (тайная написанная история, которая не вошла в канон Библии) говорится, что после массовых гонений царя Ирода Агриппы на Церковь, Богородица вместе с Иоанном Богословом переехали на время в город Эфес.

Когда гонения были прекращены, Богородица вместе с Иоанном вернулась в Иерусалим, где поселилась в его доме на горе Сион.

История возникновения праздника

Как гласит предание, когда однажды Божья Матерь пошла на Елеонскую гору молиться, ей там повстречался архангел Гавриил, в руках которого была ветка райской пальмы. Он благовествовал Деве Марии, что спустя три дня она преставится на Небеса, Господь вознесёт её, свою родную матерь, в Царство Небесное, в котором она будет находиться с ним вечно.

По возвращении в дом Богородица поведала святому Иоанну о встрече с Архангелом Гавриилом и будущей своей кончине.

В своем завещании она просила похоронить её в Гефсимании, рядом с родителями и её оброчником, праведником Иосифом.

Кроме того, в завещании было указано отдать две её ризы нищим девушкам, которые прислуживали у неё с большой привязанностью и усердным трудом.

Представление Девы Марии Господу

Само представление Пресвятой Богородицы должно было наступить на 15 день августа в третьем часу дня. В это время в храме зажгли свечи, а Мария лежала на украшенном красивом одре. В одно мгновение в Храм залило море света, в котором явился сам Иисус Христос с ангелами, архангелами и всеми небесными силами, и подошёл он к Деве Марии.

Увидев Сына, Пресвятая Дева радостно молвила ему, и Господь с трепетом и гордостью принял её к себе, и она, услышав его одобрение, отдала пречистую душу Своему единственному Сыну.

Согласно церковным верованиям, по смерти Богоматери апостолы положили её тело в гробницу и завалили вход в нее большим камнем. Спустя три дня после смерти к ним присоединился апостол Фома, который слёзно просился и молил дать шанс попрощаться с Пресвятой Девой Марией. По его просьбе апостолы отвалили камень и вошли с ним в пещеру, но каково было их удивление, когда они застали только одеяние Девы, а её самой там не было, а из самой пещеры доносился приятный свежий запах трав.

Празднование в храмах

С давних времён было заведено отмечать этот праздник с утренней службой, на которую верующие приносили семена злаков на освещение и благословение. Происходило это после ночной службы с восходом солнца.

В народе Пресвятую Богородицу называют Госпожию и от этого праздник Успения носит ещё одно название Госпожина дня, Госпожинок. Среди народа принято праздник Рождества Богородицы называть Второй Пречистой, а Успение Пресвятой — Первой Пречистой.

Отмечали этот праздник великим пиром, с домашним сваренным пивом, сладкими блюдами и пирогами.

Итак, одним из великих и последних из двунадесятых праздников церковного календаря в августе является Успение Пресвятой Богородицы.

Духовное значение торжества

Такое явление, как смерть, всегда вызывало страх, колебания, удивление и трепет в душе каждого человека.

На пути к вечному житию каждому требуется пройти путь обучения, переживания и радости в обычной мирской жизни. Именно праведность сегодняшней жизни, наши поступки и деяния оказывают влияние на будущую вечную жизнь в покое и счастье. Это понятие смерти является основой христианской веры.

Если вспомнить Святое Писание, то смерть является не чем-то благородным, а наоборот, процессом грехопадения, непослушания души человеческой воле Божьей.

По учению Церкви, понятие смерти и есть Успение. Что такое смерть и зачем она нужна? Можно с уверенность сказать, что наш Творец вовсе не хотел человеческой смерти, но люди сами себе её предрекли постоянными грехопадениями и непослушаниями.

Но даже в такой ситуации перед нами открываются ворота в Рай, где будут находиться рядом с Творцом те, кто по сей день не нарушает законы Божьи, кто постоянно стремится делать хорошее и приносить радость и помощь окружающим.

Празднование смерти Девы Марии

На иконах, где изображено Успение Богородицы, рядом с её ложем всегда возвышается Христос, в руках которого маленькая фигурка младенца, символизирующая душу умершей Богородицы. Эта детская фигурка и есть прообраз перерождения Души после смерти, которую пришёл принять её Сын.

Исторические сведения

В письменах, где говорится о литургийных практиках древнегреческой Церкви, первые ссылки на Успение Богородицы появились в конце VI столетия.

Правивший в те времена император Маврикий сделал этот день общецерковным. В большинстве церквей этот день отмечали 18 января, но по мнению некоторых специалистов, которые изучают письменность того периода, именно Маврикий перенёс его празднование на август, на День Победы над персами.

Он приходится как раз на окончание Успенского поста, который длился с 1 по 15 августа по старому стилю и с 14 по 28 по новому стилю, а непосредственно 28 — Успение.

Подготовительный период и само празднование

Как говорилось ранее, праздник Успения начинается с очень сурового двухнедельного поста. Это один из четырех годовых постов, и считается он одним из самых древних и строгих. Даже рыбу вкушать разрешено один раз за весь пост и в определённый день.

Священнослужители проводят празднование в голубых одеждах. Церковная литургия начинается с вечера и длится всю ночь, а с самого утра служится уже сама литургия Успения. На третий день выносится плащаница, символизирующая одеяние Девы Марии, подобная плащанице Христа. Единственным отличием здесь является изображение на ней Богоматери, лежащей в гробу.

По обычаю Церкви на утренней литургии перед захоронением плащаницы читаются похвальные молебны, поётся кондак и тропарь, а затем следует торжественный ход с плащаницей вокруг храма.

Как видно из всего рассказанного, значение праздника очень велико. Из его истории можно сделать вывод, что праведный путь жизни всегда вознаграждается нашим Творцом. Все невероятные чудеса вознесения дают надежду каждому верующему обрести вечную жизнь после смерти.

Во всех прописанных канонах и стихирах праздника подчёркивается величие и радость Успения Богородицы. Здесь нету места скорби и горести о смерти, но есть великое счастье победы над ней.

Весь день 28 августа (Успение) люди проводят в молитве и радости, вкушая приготовленные блюда за семейным столом после длительной ночной литургии

Почему у праздника Успения так много названий

https://ria.ru/20200828/uspenie-1576402159.html

Почему у праздника Успения так много названий

Православные христиане отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Этот праздник популярен у многих народов и в разных регионах мира называется по-разному. С чем это РИА Новости, 28.08.2020

2020-08-28T08:00

2020-08-28T08:00

2020-08-28T08:00

религия и мировоззрение

успение пресвятой богородицы

аналитика — религия и мировоззрение

русская православная церковь

иерусалим

испания

армения

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn21.img.ria.ru/images/92386/51/923865128_0:231:600:569_1400x0_80_0_0_7988eedfc9049cef2a01a3edafe659f2.jpg

<strong>МОСКВА, 28 авг — РИА Новости</strong>. Православные христиане отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Этот праздник популярен у многих народов и в разных регионах мира называется по-разному. С чем это связано и каков главный смысл торжества — в материале РИА Новости.Известное преданиеНа самом деле, первые четыре века христианство не знало о празднике Успения Богоматери. Более того, об этом событии ничего не сказано в Новом Завете. Вообще, Деве Марии там посвящено совсем немного строк.Зато из поколения в поколение верующие передавали друг другу историю ее жизни после вознесения Спасителя. Согласно преданию, Богородица жила в Иерусалиме и часто молилась на Голгофе, где распяли ее Сына, и у гроба, где Он воскрес. Незадолго до смерти ей явился архангел Гавриил — тот самый, что много лет назад возвестил о грядущем рождении Мессии.»Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время», — сказал ей архангел.В подтверждение своих слов вручил Божией Матери пальмовую ветвь из райского сада и повелел нести ее перед процессией в день погребения.Когда приблизился смертный час Богородицы, в Иерусалиме оказались апостолы. Их, согласно преданию, чудесным образом «восхитили ангелы и на облаках перенесли» в город из тех краев, где они проповедовали.Ученики сильно удивились и спрашивали друг друга, для чего их собрали здесь. Тогда Богоматерь объяснила, что они должны похоронить ее.»Господь, — говорила Она, обращаясь к ним, — привел вас сюда для утешения Моей души, которой предстоит, как требует того смертная природа, скорое разлучение с телом: уже приблизилось предопределенное Мне Моим Создателем время», — таковы, по преданию, были ее слова.Когда Матерь Божия скончалась, в горнице «заблистал несказанный свет»: Господь явился, чтобы забрать ее душу в рай. После этого ученики торжественной процессией перенесли тело Богородицы в Гефсиманский сад и положили в пещеру. Именно так в те времена хоронили людей в Иудее.»Поздний» праздникЭта история широко известна среди христиан. Вот только несколько столетий верующие спорили, кем была Богородица на самом деле.На этом фоне появились многочисленные еретические течения, которые занижали ее роль в истории христианства и спасения людей, грехи которых ее Божественный Сын искупил страданиями и смертью на кресте. Конец спорам положили третий и четвертый Вселенские соборы — в Эфесе в 431 году и в Халкидоне двадцать лет спустя.Именно тогда сформулировали догмат о Богородице. Через некоторое время на общецерковном уровне установили праздники в ее честь. Успение (этот древнерусский синоним смерти происходит от обозначений сна — «спать, уснуть») было одним из последних — его начали отмечать в VI веке. Но в церковном календаре этот праздник очень важный. А все потому, что верующие разных культур задолго до богословских споров особо почитали Деву Марию. Об этом свидетельствует тот факт, что ее иконы появились уже в IV столетии.Особое отношение к ней народов привело к тому, что и праздник Успения стал отмечаться под разными названиями. В Византии и Армении он был известен как «День памяти Богородицы». В Западной Европе — «Взятие на небо Марии». А в Египте — «Смерть и воскресение Богоматери».»Первая из простых смертных»Полюбился праздник и христианам на Руси. Наши предки тоже дали ему имя: «Богородичная Пасха».»Это чисто народное название праздника. Его мы отмечаем в том же ключе, что и праздник Пасхи, — смерть и воскресение Христа. Хотя догмата о телесном воскресении Богоматери нет», — объясняет известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.О воскресении Богородицы верующим известно тоже из предания. На ее погребении не присутствовал один из апостолов — Фома. Когда он прибыл в Иерусалим, ученики рассказали о чудесах, которыми сопровождалась кончина Марии. А он усомнился в их словах, точно так же, как некогда не поверил вести о воскресении Спасителя. Он пошел помолиться у гробницы Богородицы, и, отвалив камень от пещеры, не обнаружил ее тела. Это произошло на третий день после ее успения.»Христос — Богочеловек, который воскрес из мертвых. И тем самым Он спас всех нас от смерти. А Богородица — первая воскресшая из людей», — говорит отец Максим.Поэтому праздник так значим для верующих: Бог на примере Своей Матери показал людям, что их ждет в будущем. По христианскому вероучению, перед концом земной истории все воскреснут. И предстанут перед Богом на Страшном суде, где будут держать ответ за все свои поступки.Праведникам, согласно христианским догматам, уготована вечная жизнь. Именно о ней и напоминает праздник Успения, даже его церковнославянское название говорит о «сне». То есть смерть — лишь сон, после которого человек просыпается в новой реальности, в «жизни вечной».»Царствует с Богом»Именно такой посыл, пожалуй, и сделал праздник Успения одним из самых популярных у христиан. Его широко отмечают по всему миру: в Испании католики устраивают трехдневную фиесту, в Армении украшают свои дома, в России собираются за праздничным столом.Кроме того, Успению посвящено множество храмов. На Руси их в разы больше, чем, например, в честь «праздника праздников» — Пасхи Христовой — или во имя Пресвятой Троицы.По словам священнослужителя, чаще всего молятся именно Богородице. Хотя с точки зрения канонов в молитве Богу посредники не нужны.»Матерь Божия каждым верующим христианином ощущается как его собственная мать и заступница. И она в этом плане ближе, к ней обратиться проще: она поймет и заступится. Для простого человека это важные вещи. Хотя догматического объяснения этому нет», — отмечает отец Максим.Восприятие Богоматери как «главной заступницы» в Церкви связывают и с тем, что, согласно вероучению, она «стоит ко Христу ближе всех». То есть «соцарствует» с Ним.

https://ria.ru/20200814/1575760157.html

5

иерусалим

испания

армения

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/92386/51/923865128_0:233:600:683_1400x0_80_0_0_0397cd8b49ebc0cf5a322eb53cf2f14e.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

успение пресвятой богородицы, аналитика — религия и мировоззрение, русская православная церковь, иерусалим, испания, армения, общество

МОСКВА, 28 авг — РИА Новости. Православные христиане отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Этот праздник популярен у многих народов и в разных регионах мира называется по-разному. С чем это связано и каков главный смысл торжества — в материале РИА Новости.

Известное предание

На самом деле, первые четыре века христианство не знало о празднике Успения Богоматери. Более того, об этом событии ничего не сказано в Новом Завете. Вообще, Деве Марии там посвящено совсем немного строк.

Зато из поколения в поколение верующие передавали друг другу историю ее жизни после вознесения Спасителя. Согласно преданию, Богородица жила в Иерусалиме и часто молилась на Голгофе, где распяли ее Сына, и у гроба, где Он воскрес. Незадолго до смерти ей явился архангел Гавриил — тот самый, что много лет назад возвестил о грядущем рождении Мессии.

«Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время», — сказал ей архангел.

В подтверждение своих слов вручил Божией Матери пальмовую ветвь из райского сада и повелел нести ее перед процессией в день погребения.

Когда приблизился смертный час Богородицы, в Иерусалиме оказались апостолы. Их, согласно преданию, чудесным образом «восхитили ангелы и на облаках перенесли» в город из тех краев, где они проповедовали.

Ученики сильно удивились и спрашивали друг друга, для чего их собрали здесь. Тогда Богоматерь объяснила, что они должны похоронить ее.

«Господь, — говорила Она, обращаясь к ним, — привел вас сюда для утешения Моей души, которой предстоит, как требует того смертная природа, скорое разлучение с телом: уже приблизилось предопределенное Мне Моим Создателем время», — таковы, по преданию, были ее слова.

Когда Матерь Божия скончалась, в горнице «заблистал несказанный свет»: Господь явился, чтобы забрать ее душу в рай. После этого ученики торжественной процессией перенесли тело Богородицы в Гефсиманский сад и положили в пещеру. Именно так в те времена хоронили людей в Иудее.

«Поздний» праздник

Эта история широко известна среди христиан. Вот только несколько столетий верующие спорили, кем была Богородица на самом деле.

На этом фоне появились многочисленные еретические течения, которые занижали ее роль в истории христианства и спасения людей, грехи которых ее Божественный Сын искупил страданиями и смертью на кресте. Конец спорам положили третий и четвертый Вселенские соборы — в Эфесе в 431 году и в Халкидоне двадцать лет спустя.

Именно тогда сформулировали догмат о Богородице. Через некоторое время на общецерковном уровне установили праздники в ее честь. Успение (этот древнерусский синоним смерти происходит от обозначений сна — «спать, уснуть») было одним из последних — его начали отмечать в VI веке. Но в церковном календаре этот праздник очень важный.

А все потому, что верующие разных культур задолго до богословских споров особо почитали Деву Марию. Об этом свидетельствует тот факт, что ее иконы появились уже в IV столетии.

Особое отношение к ней народов привело к тому, что и праздник Успения стал отмечаться под разными названиями. В Византии и Армении он был известен как «День памяти Богородицы». В Западной Европе — «Взятие на небо Марии». А в Египте — «Смерть и воскресение Богоматери».

«Первая из простых смертных»

Полюбился праздник и христианам на Руси. Наши предки тоже дали ему имя: «Богородичная Пасха».

«Это чисто народное название праздника. Его мы отмечаем в том же ключе, что и праздник Пасхи, — смерть и воскресение Христа. Хотя догмата о телесном воскресении Богоматери нет», — объясняет известный церковный публицист протоиерей Максим Первозванский.

О воскресении Богородицы верующим известно тоже из предания. На ее погребении не присутствовал один из апостолов — Фома. Когда он прибыл в Иерусалим, ученики рассказали о чудесах, которыми сопровождалась кончина Марии. А он усомнился в их словах, точно так же, как некогда не поверил вести о воскресении Спасителя.

Он пошел помолиться у гробницы Богородицы, и, отвалив камень от пещеры, не обнаружил ее тела. Это произошло на третий день после ее успения.

«Христос — Богочеловек, который воскрес из мертвых. И тем самым Он спас всех нас от смерти. А Богородица — первая воскресшая из людей», — говорит отец Максим.

Поэтому праздник так значим для верующих: Бог на примере Своей Матери показал людям, что их ждет в будущем. По христианскому вероучению, перед концом земной истории все воскреснут. И предстанут перед Богом на Страшном суде, где будут держать ответ за все свои поступки.

Праведникам, согласно христианским догматам, уготована вечная жизнь. Именно о ней и напоминает праздник Успения, даже его церковнославянское название говорит о «сне». То есть смерть — лишь сон, после которого человек просыпается в новой реальности, в «жизни вечной».

«Царствует с Богом»

Именно такой посыл, пожалуй, и сделал праздник Успения одним из самых популярных у христиан. Его широко отмечают по всему миру: в Испании католики устраивают трехдневную фиесту, в Армении украшают свои дома, в России собираются за праздничным столом.

Кроме того, Успению посвящено множество храмов. На Руси их в разы больше, чем, например, в честь «праздника праздников» — Пасхи Христовой — или во имя Пресвятой Троицы.

По словам священнослужителя, чаще всего молятся именно Богородице. Хотя с точки зрения канонов в молитве Богу посредники не нужны.

«Матерь Божия каждым верующим христианином ощущается как его собственная мать и заступница. И она в этом плане ближе, к ней обратиться проще: она поймет и заступится. Для простого человека это важные вещи. Хотя догматического объяснения этому нет», — отмечает отец Максим.

Восприятие Богоматери как «главной заступницы» в Церкви связывают и с тем, что, согласно вероучению, она «стоит ко Христу ближе всех». То есть «соцарствует» с Ним.

14 августа, 08:00Религия и мировоззрениеПочему Успенский пост — самый строгий

Почему православные празднуют Успение Пресвятой Богородицы — Российская газета

В среду, 28 августа, православные отмечают великий праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Успение — древнерусское слово, означающее засыпание, сон, а в случае с Божьей Матери — смерть, кончину, причем по отношению к Богородице слово «Успение» пишется с заглавной буквы.

Но почему же христиане превращают событие смерти Богородицы в праздник? Во-первых, потому что Христос победил смерть, даровав каждому путь спасения, и поэтому самый большой праздник христиан — Пасха, Светлое Христово Воскресение. А во-вторых, сам переход Марии, Матери Божьей, из земной жизни в мир небесный происходил необычно. Это как раз и было Успение, есть еще один вариант этого слова — Усыпание. Не смерть, а сон. Отсюда двоякое настроение праздника: с одной стороны, горечь и печаль, неизменные при расставании, а с другой стороны — радость. Потому что, перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, Она усыновила всех нас — объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью, как Покровом.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы наши предки почитали настолько важным, что в народе его называли Богородичной Пасхой. Считалось, что это праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский собор в Кремле. Огромное количество церквей России было освящено в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы — русские помнили милостивую защиту Богородицы в дни бедствий, и уповали на то, что и дальше Божья Матерь не оставит страну.

Как и всем большим церковным праздникам, дню Успения Пресвятой Богородицы предшествовал пост, двухнедельный строгий Успенский пост, который сегодня закончился, и который должен был духовно подготовить верующих к самому празднику.

Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Из Книги Деяний видно, что после Вознесении Господа на Небо, Богородица жила в Гефсимании, в доме апостола евангелиста Иоанна. Там она и скончалась. Когда на третий день после Ее успения, апостолы открыли гроб, то увидели в нем только погребальные пелены. На иконе праздника Успения над почившей во гробе Богородицей — почившей, но не умершей, изображен Христос. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимает на Свои руки маленькую, хрупкую и чистую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. И это еще раз подчеркивает, что праздником Успения мы отмечем не смерть, а рождение в жизнь вечную.

«Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а Успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? — спрашивает святой праведный Иоанн Кронштадтский, и отвечает: — То, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать — этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти».

Образ Пресвятой Богородицы одновременно и близок нам, и непостижим в своей высоте. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет — мы говорим: «Пресвятая Дева Мария».

Богородица, усыновившая при кресте Своего Сына все человечество, простирает Свой покров над каждым. У поэта Семена Липкина есть удивительный стих-прозрение, как раз об этом.

Успение Пресвятой Богородицы. Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

«Когда мне в городе родном

В Успенской церкви, за углом,

Явилась Ты в году двадцатом,

Почудилось, что Ты пришла

Из украинского села

С ребенком, в голоде зачатом.

Когда царицей золотой

Ты воссияла красотой

На стеклах Шартрского собора,

Глядел я на Твои черты

И думал: понимала ль Ты,

Что Сын Твой распят будет скоро?

Когда Казанскою была,

По озеру не уплыла,

Где сталкивался лед с волнами,

А над Невою фронтовой

Вы оба — Ты и Мальчик Твой —

Блокадный хлеб делили с нами.

Когда Сикстинскою была,

Казалось нам, что два крыла

Есть у Тебя, незримых людям,

И Ты навстречу нам летишь

И Свой полет не прекратишь,

Пока мы есть, пока мы будем».

А другой поэт, Михаил Лермонтов, называл Божью Матерь «Теплой Заступницей мира холодного».

Успение — это… Что такое Успение?

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы — праздник православной и католической церкви, в православии принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется православной и католической церковью 15 августа, однако Русской, Грузинской, Сербской и Иерусалимской православными церквами, Украинской греко-католической церковью и некоторыми другими юрисдикциями — по юлианскому календарю, что до конца XXI века соответствует 28 августа в григорианском календаре. Посвящён Успению — праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию, в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Её пречистого тела.

Праздник Успения восходит к первым векам христианства и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже празднуется повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами.

Новозаветная история

Согласно Нового Завета, после Вознесения Иисуса Мария, согласно завещанию Сына, оставалась на попечении апостола Иоанна и пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян.1:14). Когда проходил праздник Пятидесятницы, Мария, как и остальные апостолы, получила дар святого духа (Деян.2:1-14). Канонические тексты не сообщают ничего о смерти Богородицы.

Небиблейские свидетельства

Церковный историк Никифор Каллист (14-й век) подробно изложил предание, которое передаёт обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II веке.

Никифор Каллист писал о том, что многие из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Матери Божией. Из дома Она выходила только в церковь и всегда в сопровождении близких. Нередко Она приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и поведал о скором Её переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Пресвятая Богородица рассказала об этом Иосифу из Аримафеи как о благой вести, потому что скоро Она должна была увидеть Своего Сына. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран стали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Она сообщила им, что скоро покинет их. Во время беседы с Апостолами пред Ней чудным образом предстал Апостол Павел со своими учениками. Наступил час, когда должно было свершиться Успение Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и сошёл сам Христос, окружённый Ангелами и Архангелами. Видевших это охватил священный трепет. Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея». Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.

Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

Погребение

Святые Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию, где были гробницы родителей и мужа Девы Марии. Над процессией появилось облако света, и послышались звуки небесной музыки. О погребальном шествии донесли первосвященникам. Послали стражу, чтобы разогнать процессию, но облако спустилось к земле и закрыло её от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой.[1] Афония ужаснулся и раскаялся, он получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые Апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

Чудо воскресения

Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования

Апостол Фома был единственным из апостолов, кто не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришёл в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Её исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня за трапезой им явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с Вами во все дни». В ответ Апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Согласно католической традиции, за этим последовало:

Богослужебное почитание

В православии праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднества. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1(14) по 14(27) августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы).

Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую, как царица, на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним; Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.

Храмы, построенные в память об Успении Богородицы

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

Почему мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы 28 августа?

В Евангелии ничего не говорится об Успении Пресвятой Богородицы, мы знаем об этом событии только из церковного Предания. Но и в Предании не указаны подробности, например, точный день, когда это произошло. Откуда же взялась дата празднования Успения — 28 (15 по старому стилю) августа?

28 (15) августа: «День Марии Богородицы»

Облачное Успение (икона Десятинного монастыря),  к. XII — н. XIII вв.

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, как возникали церковные праздники. В первую очередь христиане стали праздновать дни, связанные с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Прежде всего — дни Его Воскресения из мертвых (Пасха) и Рождества, которое в древней Церкви называлось Богоявлением, то есть днем явления Бога в мир, и входило в единый праздничный цикл с Крещением Господним.

Читайте также: Что такое переходящие и непереходящие праздники? И как определяются их даты?

А вот праздники, посвященные Богородице, возникли позже. Ведь и почитание Пресвятой Девы Марии установилось в Церкви не сразу. Только в 431 году на III Вселенском Соборе в городе Эфесе епископы христианских общин окончательно согласились, что Деву Марию следует почитать как Богородицу, то есть удостоившуюся стать Родительницей не просто человека Иисуса, но воплотившегося Бога. С тех пор и можно говорить об общецерковном почитании Божией Матери.

В это время никто уже, конечно, не помнил и не знал обстоятельств Ее жизни. Сохранялись разве что отдельные предания, жившие в Поместных Церквах, которые высоко чтили Богородицу и прежде.

В их числе была Иерусалимская Церковь, колыбель всего христианского мира. Здесь еще в IV веке существовал особый день, посвященный Богородице, — 28 (15) августа.

В одном из древнейших дошедших до нас сборников богослужебных библейских чтений — древне-армянском Лекционарии, созданном еще до отделения армян от единой Церкви (то есть до середины V века), 15 августа обозначено как «день Марии Богородицы». Этот армянский Лекционарий — перевод еще более древнего иерусалимского сборника богослужебных чтений. Так что это именно Иерусалимская Церковь выбрала 15 августа для празднования памяти Богородицы.

Ее примеру последовала и Церковь Константинополя, столицы Византийской империи. 28 (15) августа праздновал день Богородицы один из самых знаменитых константинопольских храмов — Влахернский, тот самый, где Божия Матерь некогда распростерла покров над христианами, молившимися о снятии вражеской осады. Об этом свидетельствует «Стишной пролог» — древний календарь дней памяти святых (месяцеслов), составленный в стихотворной форме. Кстати, Влахернский храм и сам был посвящен Деве Марии; в середине V века византийская императрица Пульхерия даже велела положить здесь Ее ризу.

Рождество в конце лета?

Что же именно праздновали древние Церкви Иерусалима и Константинополя 28 (15) августа? Событие с непонятным на первый взгляд названием: «стояние на третьей миле от Вифлеема».

Судя по всему, христиане вспоминали одну из остановок на пути Богородицы, носившей под сердцем Младенца, и праведного Иосифа Обручника из Иерусалима в Вифлеем. В Евангелиях этой истории нет, но она описана в одном из древних христианских — Протоевангелии Иакова. Из этого же памятника, кстати, Церковь почерпнула сведения о двух других событиях, положивших основу праздникам Рождества Богородицы и Введения Ее во храм.

Протоевангелие Иакова повествует, как Иосиф и Мария идут в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения. Пройдя три мили, Иосиф обернулся и увидел, что лицо Марии печально, а затем оглянулся еще и увидел ее радостной. «Перед моими глазами два народа, — объяснила обрученная ему Дева. — Один плачет и рыдает, другой радуется и веселится».

Когда же они прошли полпути, Мария просила Иосифа помочь Ей сойти с осла на землю, ибо «То, что в Ней, заставляло Ее идти пешком». Стало ясно: приближается час Рождества Младенца. Тогда Иосиф укрыл Марию в пещере, а сам отправился на поиски женщины, которая могла бы принять роды, — и вдруг начались чудеса: «Я, Иосиф, шел и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие (пищу) не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось». Когда же Иосиф вновь оказался у пещеры, то, как говорится в апокрифе, вначале увидел у ее входа сияющее облако, а затем в пещере засиял свет, невыносимый для глаз, и явился Младенец.

Головы Богородицы и Иоанна Богослова, апостола, которому Иисус Христо поручил заботиться о Богородице. Фрагмент иконы «Облачное Успение»

Получается, что, вспоминая «стояние на третьей миле от Вифлеема», христиане Палестины и Константинополя по сути праздновали Рождество Христово, только акцент переносили на почитание Его Матери.

Другие христианские Церкви (к примеру, копты) отмечали очень похожий праздник в честь Богородицы сразу после Рождества Спасителя, в конце декабря. Да и в Православной Церкви следующий за Рождеством день, 26 декабря (8 января по новому стилю), именуется Собором Пресвятой Богородицы и посвящен Ее чествованию.

Какая из дат, претендующих быть днем Рождества Христова, — декабрьская или августовская — ближе к истине, нам теперь уже не разобраться. Не так уж это и принципиально: даты всех праздников, связанных с евангельскими событиями, более или менее условны, ведь никто специально не запоминал, в какой день Христос крестился во Иордане или преобразился на горе Фавор. Относительно точно можно установить только дату Его распятия (и, значит, Воскресения) — благодаря указанию апостола Иоанна, что суд над Христом состоялся накануне ветхозаветной Пасхи (Ин 19:14). Пасху иудеи всегда праздновали в один и тот же день, или, точнее, ночь — с 14-го на 15-й день месяца нисана, который выпадает на конец марта — начало апреля…

Что же до Рождества Христова, здесь важна не дата, а сам факт: Бог пришел в сотворенный Им мир.

При чем тут Успение?

Какое отношение всё это имеет к Успению Богородицы? Как ни странно, прямое. Дело в том, что к VI–VII веку, когда праздник Успения уже вошел в круг самых значительных, христиане разных Церквей — и восточных, и западных — даты Рождества Спасителя и Успения Богородицы стали сближать. Где-то — например, в римской Церкви — кончину Пресвятой Богородицы взялись праздновать 18 января (а 14 августа — отдельно — взятие Ее на небо).

А в Константинополе император Маврикий в 595 году волевым решением «назначил» дату празднования Успения на 28 (15) августа — в честь одержанной им в этот день победы над персами. По всей видимости, он просто утвердил традицию празднования Успения, которая существовала и раньше.

В верхней части иконы, по сторонам от смертного одра Девы Марии, изображены апостолы, прилетевшие со всех концов света «как на облаках» проститься с Богородицей. Иконографический сюжет с летящими апостолами известен из апокрифических источников и появляется в иконописи с XI века. Фрагмент иконы «Облачное Успение»

Можно ли считать это делом случая? Или в памяти христиан действительно сохранилось какое-то древнее предание о том, что Богородица преставилась в тот же самый день, когда родился Христос? Последнее маловероятно, учитывая, что в памяти Церкви не сохранились ни точная дата Рождества, ни какие-либо обстоятельства ухода Богородицы из земной жизни: всё, что мы знаем о Ее Успении, позаимствовано из апокрифической литературы…

Вероятнее всего, 28 (15) августа не является точной датой преставления Божией Матери, как и 7 января (25 декабря) не есть доподлинно известный день Рождества Христова, как и 19 (6) августа — не точная дата Преображения Христова…

И тем не менее, решение Церкви соединить день прославления Богородицы с празднованием Ее Успения кажется абсолютно естественным и логичным!

Важнейшее событие в жизни христианина, с точки зрения Церкви, — его встреча со Христом, переход из жизни временной в жизнь вечную. Недаром дни памяти большинства святых совпадают с днями их смерти или, лучше сказать, успения: ведь земную смерть христианин воспринимает как сон, от которого усопший пробудится в день всеобщего воскресения. Не случайно, наверное, и переход Богородицы в жизнь вечную стал праздноваться в тот самый день, который Церковь уже предназначила для прославления Богородицы. Ведь то, как, по церковному Преданию, Она оставила землю — на руках у Христа, — есть наилучшее свидетельство Ее близости к Богу, а стало быть — и святости.

|Читайте также: Почему Богородица почитается Церковью выше, чем все святые?

Успение Пресвятой Богородицы: праздник надежды | Общество

События праздника

Удивительно многогранное и глубокое слово «успение» — говорит о смерти как о сне и соединяет в себе мир, блаженство, успокоение, радость и надежду на пробуждение.

Описание событий, которым посвящен праздник Успения Богоматери, можно без труда найти в многочисленных книгах и статьях. Если опустить разночтения и разного рода подробности, то кончина и погребение Богородицы произошли следующим образом. Последние годы жизни Дева Мария пребывала в Иерусалиме. Дни и ночи она проводила в молитве, нередко приходила для этого к местам распятия и погребения ее Сына. В одно из таких посещений пред ней предстал архангел Гавриил, тот самый, что возвестил ей радостную весть о рождении Иисуса – Спасителя мира. В этот раз он открыл Марии ее скорую кончину.

Богородица открыла это некоторым ученикам Иисуса и Иосифу из Аримафеи – праведному человеку, который снял с креста ее Сына и похоронил Его. Божья Матерь молилась, чтобы Господь перед смертью привел к ней апостолов. Чудесным образом апостолы буквально «слетелись», чтобы послужить Ей. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и устроили ее погребение.

И Богоматерь и апостолы пребывали вместе в молитве, ожидая пришествия Сына Божия. Внезапно верх помещения, где они собрались, как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы – Христос, окруженный множеством ангелов. Без всякой боли и телесного страдания, как в приятном сне, Пресвятая Дева почила, предав свою душу в руки Своего Сына и Бога.

Оплакав разлуку, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков с другими из числа двенадцати апостолов понесли на плечах одр, на котором лежало тело Богоматери. В Гефсимании – место в Иерусалиме у подножья Елеонской горы, где любил уединяться Иисус – шествие остановилось, чтобы отдать последнее целование телу Пресвятой Девы. В этот миг раздалось радостное ангельское пение и многие больные получили исцеление. К вечеру тело положили в погребальную пещерку и закрыли вход большим камнем.

На третий день для опоздавшего апостола Фомы гробницу открыли: тела Богоматери там не оказалось, остались только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание. В этот же день, во время вечерней трапезы, апостолы услышали ангельское пение и увидели в воздухе стоящую Богоматерь, сияющую и окруженную ангелами.

Нельзя точно сказать в каком возрасте и когда почила Богородица. Вероятно, это были 50-е годы первого столетия. Ей было около 70 лет.

Когда и как появился этот праздник?

Современному человеку трудно объяснить смыл и значение Успения Богоматери. Первая и главная трудность состоит в том, что в отличие от событий из жизни Иисуса Христа, записанных его современниками – евангелистами (евангельские повествования появились в середине, второй половине I века), описание жизни Богоматери основаны на преданиях, зафиксированных спустя несколько столетий после Ее жизни.

Из Нового завета мы знаем лишь, что Мария Матерь Господа Иисуса Христа после Его смерти и воскресения пребывала с апостолами – учениками своего Сына. Она жила у одного из них – Иоанна, известного ныне как апостол Иоанн Богослов. Иными словами, Библия ничего не говорит о времени и обстоятельствах смерти и погребения Пресвятой Богородицы. Первые письменные упоминания об этом встречаются в трудах церковных писателей IV века без каких-либо подробностей. Дошедшие до нас церковные календари (месяцесловы) первых веков содержат праздники в честь многих святых мучеников, но праздников в честь Девы Марии там нет. Общецерковное празднование Успения Богородицы началось лишь в VII веке, а события смерти и погребения, в том виде, как мы их знаем, собраны и изложены только к XIV веку константинопольским монахом Никифором Каллистом.

Но именно тот факт, что несколько первых столетий христианства имя и личность Богородицы оставались в тени, в том числе и в Евангельских повествованиях и в писаниях апостольских, дает нам возможность понять значение и смысл богородичных праздников и прежде всего Успения Пресвятой Богородицы.

Дело в том, что первые столетия христиан были временем испытания Церкви, временем гонений. Христиане равно чтили всех умерших членов Церкви, тех, кто приобщился Телу Христову. Особо они выделяли лишь мучеников – истинных свидетелей о Христе, тех, кто во время гонений не отрекся от Бога, а доказал свою веру ценой собственной жизни. Мученики выбрали смерть, чтобы обрести истинную жизнь, жизнь со Христом Богом. Такое свидетельство сильнее всякой проповеди содействовало становлению Церкви и обращению людей ко Христу.

Лишь в начале IV века христианство получило право на открытое существование в Римской империи. Эпоха мучеников, эпоха живого свидетельства закончилась.

Для Церкви началась эпоха философского, культурного и даже политического осмысления, когда необходимо было не только выразить и объяснить свою веру на языке понятном римскому миру, но и создать педагогику веры. Для того времени очень важно было доказать богочеловечество Господа Иисуса Христа, только так можно было объяснить непризрачность и абсолютную реальность как Его рождения, так и страданий, смерти и воскресения. Евангелие ясно говорило о Христе, как о Сыне Божьем, который родился человеком, и не перестал быть Богом. Но жизненно важное для христианской Церкви философское, богословское учение о Христе нуждалось не только в логическом обосновании, но и в раскрытии педагогическом и мистическом. Именно личность Марии Матери Иисуса смогла дать христианам необходимую опору.

Судите сами. Мы можем быть уверены в человечестве Христа, если доподлинно знаем, что у него есть мать – настоящая женщина, родословная которой известна от евангелистов. Почитание Девы Марии Матери Иисуса как Богородицы, как той, от кого родился Сын Божий Христос Спаситель, как нельзя лучше помогает христианам не столько даже понять, сколько принять, прочувствовать веру в богочеловечество Христа.

Предание иерусалимской общины и последующее его развитие дало многообразный материал для описания самых разных событий из жизни Девы Марии. Можно по-разному относиться к тем или иным подробностям, можно долго говорить о достоверности того или иного факта. В данном случае – это не столь важно, ибо речь идет о педагогике, о попытке выразить куда более важную правду об Иисусе Христе и его Матери, чем, к примеру, ответ на вопрос о том, как на самом деле собрались апостолы к ее смертному одру. Главное – эти праздники фокусируют внимание на ключевых событиях жизни Девы Марии, событиях, которые позволяют увидеть в ней Богородицу, Богоматерь: рождество, введение во храм (посвящение Богу), благовещение (принятие вести от ангела о рождении Иисуса), рождение Сына и успение.

Что же главное в празднике Успения Пресвятой Богородицы?

Мне очень близки и понятны слова об Успении Пресвятой Богородицы, сказанные известным православным богословом и проповедником прошлого века протопресвитером Александром Шмеманом.

В празднике Успения Церковь поминает смерть Той, чей Сын победил смерть, воскрес из мертвых и даровал тем, кто верует в Него, обещание последнего воскресения и торжества жизни неумирающей. Вспомним, что в момент смерти Богородица предала душу свою в руки Сына Своего Господа Иисуса Христа и Он принял ее. Вспомним и повествование, что на третий день апостолы не нашли тела Богородицы в гробнице. Таким образом, мы видим смерть и то, что уже совершилось в этой смерти: разлука и соединение, печаль и радость, и в пределе, на последней глубине — не смерть, а жизнь, жизнь с Богом лицом к Лицу. «По рождестве Дева, и по смерти — жива», — поет Церковь в день Успения Пресвятой Богородицы и прибавляет: «в рождестве Ты сохранила девство, а в успении мира не оставила…»

Для Богородицы смерть стала радостной встречей. И для христиан в празднике Успения — вся тайна смерти раскрывается как радостная тайна. Если смерть для многих — это ужас и горе разлуки, нисхождение в страшное одиночество и тьму, то всего этого нет в смерти Девы Марии. Ее смерть, как и вся жизнь, — только встреча, только любовь, только приближение к немеркнущему теплому свету вечности и вхождение в него. И это уже начало общего воскресения, это надежда христиан, это воочию увиденное будущее.

 

Смотрите также:

Успение Пресвятой Богородицы: смысл и история праздника

+
A

У православных христиан завершается Успенский пост

28 августа в Православной церкви завершается Успенский пост. В этот день верующие отмечают один из двунадесятых (главных) праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Это — день смерти Марии, матери Христа. Слово «успение» переводится со старославянского как «мирная кончина» или «сон». Успение Богоматери символизирует переход в вечную жизнь, соединение со Спасителем. 

В православных храмах по всей России и за рубежом утром пройдут литургии — торжественные службы. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершит богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска.

28 августа в Православной церкви завершается Успенский пост. В этот день верующие отмечают один из двунадесятых (главных) праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Это — день смерти Марии, матери Христа. Слово «успение» переводится со старославянского как «мирная кончина» или «сон». Успение Богоматери символизирует переход в вечную жизнь, соединение со Спасителем. 

В православных храмах по всей России и за рубежом утром пройдут литургии — торжественные службы. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершит богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска.

Любопытно, что ни одно из четырех Евангелий не содержит описания смерти Богоматери. Там вообще нет никакой информации о том, что было с Марией после Вознесения Иисуса. Некоторые сведения о ее земной жизни и смерти можно найти только в апокрифах. Это неканонические религиозные тексты. Они не входят в Библию.

Впервые Успение Пресвятой Богородицы упоминается в произведениях, датированных I веком нашей эры. Более полное жизнеописание Девы Марии появляется только в VIII столетии.

Согласно источникам, к Марии во время молитвы явился архангел Гавриил и сообщил, что скоро она предстанет перед Всевышним. Богоматерь собрала к себе в Иерусалим своих близких и всех учеников Христа — апостолов. Простилась с ними и через три дня скончалась. 

Апостолы стали свидетелями кончины Святой Девы. Христос в окружении множества ангелов явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай.

Тело же Ее апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф. 

На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не нашли. В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».

Успение — последний двунадесятый праздник церковного года. Новолетие отмечается 14 сентября, так что первым праздником года оказывается Рождество Богородицы (21 сентября), а последним — Ее Успение. 

Фото: pixabay.com

На Руси особо почитают Божью Матерь. Она считается покровительницей нашей страны. Бóльшая часть храмов на территории России освящается в честь праздника Успения. Первый Успенский собор был построен во Владимире в 1158–1160 годах. В 1326 году был заложен Успенский собор Московского Кремля, ставший усыпальницей Московских Патриархов. В других городах Успенские церкви и соборы возводились в основном по подобию московского.

Как делать предположения | Ресурсы Wyzant

Роль предположений состоит в том, чтобы упростить проблему, чтобы мы могли решить ее быстрее — иногда, чтобы решить ее, точка. Вы, скорее всего, сделаете это для исследовательской работы, и вам придется представить их заранее, потому что они влияют на все остальное, что вы пишете. Предположения — это признак того, что мы не знаем всего и хотим двигаться вперед, основываясь на том, что мы знаем. Например, в бизнес-плане вы оцениваете, сколько стоит ваша компания сейчас (и в этом случае ваши предположения объясняют, откуда берется стоимость) и сколько вы, скажем, заработаете в первый год своей деятельности (ваши предположения говорят, где продажи поступают с)

Лучшие предположения либо верны, либо они вас не убивают (т.е. оставьте свою аудиторию издевающейся над вашей глупостью). Худшие предположения — это те, которые вы используете снова и снова, пока не используете их автоматически (то есть предположения о политических оппонентах, которые, должно быть, ошибаются, потому что, ну, они противники, понимаете?). В деловом мире неверные предположения приводят к потере клиентов, упущенным возможностям, жалобам, юридическим проблемам, негативным кампаниям в социальных сетях и насмешкам над видео на YouTube.

Как делать предположения

— понять, что возможно, а что невозможно физически или по-человечески (например,г. вы не можете стать невидимым, телепортироваться и т. д., поэтому не делайте предположений, которые призывают других делать то же самое)

— поймите, что то, что хорошо работало в прошлом, не обязательно должно хорошо работать здесь и сейчас

— четко понимать, как другие варианты могут стоить слишком дорого, занимать слишком много времени, нарушать законы или нарушать отношения

— поймите, что ваша точка зрения может не устраивать всех, и поищите другие точки зрения, если можете

— будьте готовы к новой информации, которая может изменить ваши результирующие действия (например,г. то, что вы проигнорировали, что действительно нельзя игнорировать)

Когда они у вас есть, вы должны их записать, что дает читателям свободу не соглашаться и даже насмехаться. Это лучше в долгосрочной перспективе, чем делать предположения, никому не рассказывать, а потом обнаруживать, что они ошибаются, вместе с публичным разоблачением (и, возможно, даже с юридическими проблемами). (Это отличная причина, чтобы другие рассмотрели вашу работу, прежде чем вы ее сдадите.) Подсказка: читатели, скорее всего, будут издеваться, если

— среди ваших предположений чего-то не хватает («происходит чудо»)

— что-то не так и они это знают (особенно если это незаконно, аморально или что-то сломается)

— у вас заканчиваются деньги, люди или материалы до того, как работа будет выполнена

С другой стороны, если они не будут не согласны с вашими предположениями, вы обнаружите, что они, скорее всего, согласятся со всем, что вы хотите сказать.

Если читатели не поймут, что вы говорите, предположения не будут иметь значения так или иначе. Но если вы умеете писать ясно, вы можете помочь читателям к

.

— перечисление всех допущений вместе

— повторение каждого (и любых определений), поскольку вы должны относиться к нему

Итог: все равно сделаете. Так что делайте это правильно, делайте это полностью, просмотрите и запишите все!

.

Научитесь использовать лучшие методы создания идей: бросайте вызов предположениям

Есть много способов, которыми мы застреваем в образцах мышления и действий, что затрудняет инновации. Не так давно большинство людей предполагало, что люди никогда не смогут летать. Сегодня мы летаем на воздушных шарах, самолетах и ​​космических кораблях. Легко продолжать делать вещи так, как они делали всегда, и чувствовать себя комфортно с такими вещами. Изменения могут быть пугающими, и с ними сложно справиться, хотя нам нужно становиться все более комфортно, учитывая быстро меняющуюся среду, в которой мы находимся.

Ускоренный характер изменений означает, что мы больше не можем позволить себе роскошь сохранять вещи такими, какие они есть. Мы должны смотреть на то, как мы смотрим на вещи, как на один из из множества возможных способов, и учитывать, могут ли предположения, которые мы делаем о том, как все должно быть и как они должны работать, быть тем, что препятствует желаемым позитивным изменениям. Традиция может дать нашему виду основу, но у нее есть отвратительная привычка возводить стены то тут, то там.

Зачем ставить под сомнение предположения?

Некоторые из наиболее устоявшихся характеристик продуктов, услуг, бизнес-моделей, среды и практически любых других конструктивных элементов могут быть изменены в любой момент времени.Не так давно следующие вопросы заставляли задуматься, и некоторые назвали их совершенно глупыми: Всегда ли у дверей должны быть ручки? Должны ли краны всегда управляться вручную? Действительно ли для телефонов нужен кабель? Обязательно ли у автомобилей иметь водителя и рулевое колесо?

Новые рубежи инноваций разрушают наши представления о том, как все должно быть, и придумывают разрушительные способы достижения одних и тех же целей способами, которые мы никогда не считали возможными.Иногда это полностью меняет концепцию достижения этой цели.

Дизайн-мышление отмечает такие приемы создания идей, как сложные предположения, наихудшие возможные идеи и SCAMPER, которые помогают нам, дизайнерам, проявлять творческий подход и использовать свое воображение, подвергая сомнению статус-кво. Совсем не глупо задавать так называемые глупые вопросы, которые помогают нам бросить вызов статус-кво. Эти техники мышления представляют собой техники нестандартного мышления, которые помогают нам отстраниться, взглянуть на общую картину и понять концепции.Эти методы помогают нам сосредоточиться на тех частях, которые, возможно, были упущены. Они помогают нам оспаривать наши предположения и искать альтернативы. Процесс дизайн-мышления помогает нам не заблудиться в космосе, постоянно помогая нам сосредоточиться на наших пользователях, их потребностях и наших представлениях о них, которые мы извлекли из исследований на этапе сопереживания и наших определений, которые мы синтезировали Фаза определения дизайн-мышления.

«Я все время встречаю людей, которые быстро находят решения и не подвергают сомнению предположения — инженеров, бизнесменов и да, дизайнеров (и студентов-дизайнеров).Эти встречи заставили меня пересмотреть свои взгляды. Я наблюдал за студентами-дизайнерами, которые действовали бездумно, просто выполняя задания в соответствии с представленными. Без творчества, без воображения, без вопросов. Дизайн-мышление не в этом. В результате я изменил свое мнение: дизайн-мышление действительно особенное ».
— Дон Норман в переосмыслении дизайн-мышления

Когда

  • Отойдите от задачи, которую вы решаете, и задайте несколько важных вопросов о ваших предположениях о продукте, услуге или ситуации, в которой вы пытаетесь внедрить инновации.
  • Сложные предположения, когда вы застреваете в текущих парадигмах мышления или когда у вас заканчиваются идеи, особенно эффективны. Следовательно, это хорошо для перезагрузки сеанса пометки.
  • «Являются ли характеристики, которые мы принимаем как должное в этих вещах , на самом деле важных аспекта, или они таковы потому, что все мы привыкли к ?» «Действительно ли люди всегда должны носить одинаковые носки на и ногах? — или даже одинаковую обувь, если на то пошло? А носки вообще нужны?
  • Такие вопросы могут показаться глупыми, и многие из тех, кто нарушает предположения, могут действительно оказаться глупыми, пока вы не придумаете что-то, что действительно заставит всю команду сесть прямо и сказать: «Эй, зачем звонить это ‘Ã ¢ €’¦? Что, если это действительно’ XYZ ‘? »
  • Вы должны задать несколько глупых вопросов, прежде чем дойдете до проницательных, как любит говорить Дон Норман.Однако дело не в том, что какие-либо вопросы на самом деле тупые; просто нужно немного поэкспериментировать, прежде чем другой, но жизнеспособный способ взглянуть на вещи возьмет верх.

Как

1. Перечислить допущения:

Помните, что все — перспектива. Одна-единственная «правда» не существует. Даже это утверждение является перспективой или убеждением. Типичные допущения включают:

  • То, что что-то сделать невозможно — особенно в рамках ограничений, таких как время и стоимость.
  • Это что-то работает из-за определенных правил или условий.
  • Люди верят, думают или нуждаются в определенных вещах.

2. Проблемные предположения: Предположим, что вы можете преодолеть и оспорить все предположения.

  • Задайте такие вопросы:
    ‘Как это может быть не правдой?’
  • ‘Что, если бы мы могли сделать это вдвое больше за половину времени?’

3. Найдите способы воплотить вызов в реальность: Настоящая задача состоит в том, чтобы воплотить его в жизнь.Снова воспользуйтесь тем же принципом.

Хотите узнать, как начать работу с методом допущений задачи? Затем скачайте и распечатайте наш шаблон предположений для задач:

Получите бесплатный шаблон для «Предположений задачи»

На заметку

Некоторые из наиболее устоявшихся характеристик продуктов, услуг, бизнес-моделей, среды и почти любых других конструктивных элементов могут быть изменены в любой момент времени.Методика «Вызовите предположения» поможет вам вводить новшества и генерировать новые идеи, оспаривая допущения в ваших проектах, услугах и проблемах, которые больше не должны быть единственной «истиной». Перспективизм — это термин, введенный Фридрихом Ницше при разработке философского взгляда на то, что все идеи происходят с определенных точек зрения.

«Поскольку слово« знание »имеет какое-либо значение, мир познаваем; но это интерпретируемый иначе, это не имеет никакого смысла, но имеет бесчисленное множество значений.«Перспективизм». Это наши потребности интерпретируют мир; наши побуждения и их «за» и «против». Каждое побуждение — это своего рода страсть к правлению; у каждого есть своя точка зрения, которую он хотел бы заставить все другие побуждения принять как норму ».
— Фридрих Ницше, Воля к власти, §481 (1883–1888)

Ссылки и где узнать больше

Изображение героя: Автор / Правообладатель: Мойан Бренн. Условия авторских прав и лицензия: CC BY 2.O

Брайан Маттимор. Штормеры идей: как руководить и вдохновлять на творческие прорывы , 2012.

Дон Норман. Переосмысление дизайнерского мышления, 2013:
http://www.core77.com/posts/24579/rethinking-design-thinking-24579

Преодоление предположений:
http: //creatingminds.org/tools/assuming_busting ….

Фридрих Ницше, Воля к власти , §481 перевод Вальтера Кауфманна

.

Как предварительно продумать предположения в GMAT Critical Reasoning

Аргумент:

 В своем годовом отчете Comscore предположил, что iPhone
доля рынка смартфонов в США упала с 18% в 2012 г.
до 12% в 2013 г. Автор отчета пришел к выводу, что
в 2013 году было продано меньше iPhone, чем в 2012 году. 

Если бы вышеупомянутый вопрос был предположением, могли бы вы распознать предположение, сделанное автором отчета, даже за до , когда вы увидели варианты ответа? Ваша первая реакция может быть такой: как это возможно и почему мне нужно тратить на это время? Давайте сначала разберемся с частью как.Это действительно выполнимо, если вы заранее обдумываете, обдумываете, прежде чем переходить к вариантам ответа, допущению одним из следующих двух способов:

Логический прыжок

Как правило, в аргументах предположения (и аргументах других связанных категорий — усиление, ослабление и т. Д.) Автор аргумента дает информацию об одной вещи в посылке (ах), но в конечном итоге делает вывод о другом в заключении. По сути, он совершает логический скачок .Это скачок, который вам необходимо идентифицировать, так как правильное предположение , скорее всего, затронет этот скачок , связывая два элемента — один в посылке (ах) с элементом в заключении. Причина этого проста: предположение — это часть новой информации, которая необходима для того, чтобы заключение было достоверным, и поэтому, если между двумя элементами не установлена ​​связь, аргумент автора не имеет смысла.

Соответственно, в текущем аргументе, если вы заметили, предпосылка говорит о падении доли рынка, в то время как заключение говорит о падении реальных цифр .Вам необходимо определить и понять эту ссылку, чтобы прийти к правильному предположению, сделанному автором отчета.

Нарушение выводов

Отклонение от вывода скоро станет личным фаворитом, если вам нравится играть роль адвоката дьявола. Все, что вам здесь нужно, — это подумать о сценариях, при которых вывод больше не будет действительным. Теперь вы можете спросить, почему мы думаем о таких сценариях, когда предположение фактически делает возможным, чтобы аргумент был действительным.Ответ на этот вопрос состоит в том, что вы, по сути, , приходите к предположению в обратном порядке . Вы сначала думаете о такой ситуации, при которой вывод нарушается, а затем отрицаете возможность такой ситуации. Когда вы это сделаете, вы придете к правильному предположению, поскольку опровергает ситуацию, которая может разрушить вывод — это работа предположения.

Соответственно, в данном аргументе можно сказать, что . Что, если бы больше iPhone было продано в 2013 году, несмотря на меньшую долю рынка, которую компания имела в году? Например, что, если бы весь рынок испытал значительный бум количества проданных смартфонов в 2013 году? В этой ситуации вполне возможно, что, несмотря на сравнительно меньшую долю, компания продала больше телефонов, поскольку общее количество смартфонов, проданных на рынке, значительно увеличилось. Теперь вы предполагаете, что такой ситуации не было.

Теперь, когда вы обладаете вышеуказанными знаниями, мы можем перейти к вопросу «почему» — зачем вам тратить время на предварительное обдумывание предположений? Доказательство в пудинге. Взгляните на три варианта ниже и определите правильное предположение для аргумента:

 В своем годовом отчете Comscore предположил, что iPhone
доля рынка смартфонов в США упала с 18% в 2012 г.
до 12% в 2013 г.Таким образом, автор отчета пришел к выводу, что
в 2013 году было продано меньше iPhone, чем в 2012 году. 
  1. Повышение продажной цены iPhone в 2013 году не привело к снижению его рыночной доли.
  2. В 2013 году не произошло значительного увеличения количества проданных смартфонов по сравнению с 2012 годом.
  3. Количество проданных смартфонов в 2012 и 2013 годах осталось прежним.

Поскольку вы проделали всю эту работу в предварительном размышлении, правильный выбор, должно быть, бросился вам в глаза.Не так ли? Благодаря логическому анализу скачков вы знаете, что нам нужно найти связь между долей рынка и фактическими цифрами. Какой выбор решает это? Нарушая маршрут вывода, вы знаете, что правильный выбор исключает ситуацию, в которой даже при падении доли рынка количество проданных iPhone могло увеличиться. Какой выбор делает это? Это действительно вариант Б. На то, чтобы ответить на этот вопрос, вам потребовалось бы менее 15 секунд. Это то, что делает при предварительном размышлении .Он снабжает вас правильным арсеналом, чтобы атаковать варианты ответа и каждый раз выходить победителем, и это тоже в кратчайшие сроки !

Теперь, хотя вы знаете правильный ответ, вы должны знать, почему другие варианты неверны. Соответственно давайте взглянем на Choice C . На первый взгляд этот выбор может показаться хорошим претендентом, поскольку он подтверждает вывод, говоря нам, что, поскольку соответствующий размер рынка не изменился, падение доли рынка означало бы сокращение количества телефонов, проданных компания.Однако действительно ли требуется это утверждение для того, чтобы заключение было верным? Теперь у вас может возникнуть соблазн сказать здесь «да», если вы не обращаете внимания на одно из основных качеств любого предположения — то, что должно быть истинным условием . Чтобы понять, удовлетворяет ли вариант C критерию, попробуйте отрицать его — если вывод нарушен отрицательной версией варианта C, тогда вариант C является предположением; в противном случае это не так. Отрицая это, мы приходим к следующему утверждению: Количество проданных смартфонов в 2012 и 2013 годах НЕ осталось прежним .О чем на самом деле говорит нам это утверждение? Знаем ли мы, что в 2013 году количество проданных смартфонов увеличилось или уменьшилось? Нет, мы вообще ничего не можем сказать. Даже если мы примем как должное (ради обсуждения), что он увеличился, знаем ли мы, что это увеличение было достаточно значительным, чтобы, несмотря на падение доли рынка, компания могла продать больше телефонов? Итак, видите ли, мы не можем точно определить, какое влияние это отрицаемое утверждение оказывает на вывод. Ключевым моментом здесь является то, что предположение должно быть точно сформулировано, иначе оно не может быть истинным утверждением (и, следовательно, его отрицание не нарушает вывода).

Переход к варианту A — он отсутствует, поскольку в нем говорится об исключении причины предполагаемого снижения количества проданных iPhone. Автор отчета вообще не комментирует, что могло вызвать снижение, и, следовательно, это совершенно неуместно.

.

3 Обучение и передача | Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа: расширенное издание

исследований концептуальной репрезентации включают Браун (1986), Бассок и Холиоук (1989а, б) и Сингли и Андерсон (1989). Будут ли студенты переходить из одной области в другую — например, формул расстояния от физики к формально эквивалентным задачам биологического роста, — зависит от того, воспринимают ли они рост как непрерывный (успешный перенос) или дискретный (неудачный перенос) (Bassok and Olseth , 1995).

Сингли и Андерсон (1989) утверждают, что переход между задачами является функцией степени, в которой задачи разделяют когнитивных элементов. Эта гипотеза также была выдвинута на очень раннем этапе развития исследований по переносу идентичных элементов, упомянутых ранее (Thorndike and Woodworth, 1901; Woodworth, 1938), но ее было трудно проверить экспериментально, пока не появился способ идентифицировать компоненты задачи. Кроме того, современные теоретики включают когнитивные представления и стратегии как «элементы», которые различаются в зависимости от задачи (Singley and Anderson, 1989).

Сингли и Андерсон обучали студентов нескольким текстовым редакторам, один за другим, и стремились спрогнозировать перенос, определяемый как экономия времени на изучение нового редактора, когда он не был обучен первым. Они обнаружили, что студенты быстрее осваивают последующие текстовые редакторы и что количество процедурных элементов, совместно используемых двумя текстовыми редакторами, предсказывает объем этой передачи. Фактически, произошел большой переход между редакторами, которые сильно различались по структуре поверхности, но имели общие абстрактные структуры.Сингли и Андерсон также обнаружили, что аналогичные принципы управляют передачей математической компетенции между несколькими областями, когда они рассматривали передачу декларативных, а также процедурных знаний.

Исследование Бидермана и Шиффрара (1987) является ярким примером преимуществ абстрактного обучения. Они изучали задачу, которую обычно трудно освоить в ролях учеников: как обследовать суточных цыплят, чтобы определить их пол. Бидерман и Шиффрар обнаружили, что двадцать минут инструкций по абстрактным принципам помогли новичкам значительно улучшить свои навыки (см. Также Anderson et al., 1996). Научные исследования, как правило, убедительно подтверждают преимущества помощи учащимся в представлении своего опыта на уровнях абстракции, выходящих за рамки специфики конкретных контекстов и примеров (Национальный исследовательский совет, 1994). Примеры включают алгебру (Singley and Anderson, 1989), компьютерные языковые задания (Klahr and Carver, 1988), моторные навыки (например, метание дротиков, Judd, 1908), рассуждения по аналогии (Gick and Holyoak, 1983) и визуальное обучение (например, , определение пола цыплят, Biederman and Shiffrar, 1987).

Исследования показывают, что абстрактные представления не остаются изолированными экземплярами событий, а становятся компонентами более крупных связанных событий, схем (Holyoak, 1984; Novick and Holyoak, 1991). Репрезентации знаний создаются благодаря множеству возможностей для наблюдения сходств и различий в различных событиях. Схемы позиционируются как особо im-

.