Содержание

Византия и Русь — культурная взаимосвязь

Византия и Русь — культурная взаимосвязь | historbook.ru.




Портал о истории

 

 




Большое влияние на развивающееся русское государство, а в особенности на его культуру, оказала великая Византия.

Византийская империя просуществовала с 4 по 15 вв. н.э. Так же она вошла в историю как Восточная Римская империя. Столицей её был город Константинополь (ныне Стамбул). Основу среди населения этого государства составляли греки.
В годы своего высшего могущества при императоре Юстинеане Великом в 6 веке Византийская империя занимала следующие территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Палестина, Северная Африка, Апенинский полуостров, часть Пиринеев, вся территория современной Греции, часть Сирии. Византия была центром христианской ортодоксальной веры, т.е. православной церкви. В Византийской империи, особенно в Константинополе, было очень много замечательных храмов, в которых находились прекрасные фрески, иконы и мозаики. Новые территории византийцы покоряли не только с помощью завоеваний, но и сильным культурным воздействием. Они так же отличалась умением прекрасно вести дипломатию.

О прекрасном искусстве Византийской империи

Главная особенность византийской культуры состояла в том, что в её основе лежала христианская религия. Наиболее известные произведения искусства погибшей империи – это храмы, иконы, фрески, мозаики.
Наиболее удачным типом храма Восточной Римской империи стала укороченная базилика, ориентированная алтарём на восток и увенчанная куполом. Данный тип храма был наиболее распространён в восточной части Византии. Эту технологию выбрали и для самого великого произведения византийского зодчества – собора Святой Софии. Строили его мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, которые к тому же были и замечательными учёными и при постройке этого сооружения использовали работы Архимеда. Шедевром их архитектурной мысли стала гигантская полусфера главного купола. Она поддерживается пространственным «скелетом» многочисленных арок и сводов, несущих основную нагрузку. К главному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, а к ним – малые полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока её не принимают на себя специальные колонные пилоны, завершающие опорный «скелет» постройки. Главный собор Византийской империи внутри украшали сверкающие мозаики, а в куполе «парил» гигантский мозаичный крест.

Одним из самых великих достижений византийского искусства являются иконы. Греческие иконописцы обнаружили, что уплощение фигур и сведение их к простым силуэтам, делает персонажи бестелесными, подобными ангелам. Византийцы отказались от многопланового пейзажа и пришли к решению сделать фон в виде своеобразных знаков архитектурного ландшафта или пейзажа, или в виде чистой однотонной плоскости. Эту плоскость они покрывали золотом. На иконах они изображали Иесуса Христа, Богородицу или святых, которым молились.

Византийское искусство передало в наследие человечеству неоценимое: храмы, фрески, мозаики, иконы и другие богатства. Византийцы также оставили в наследство своё превосходное умение возведения храмов, иконописания, вышивания. Многие из них перебрались частью в Италию, частью на Русь. Вклад Византии в мировую культуру очень велик.

Культурное влияние Византии на Русь

Киевская Русь имела морскую границу с Византией через Чёрное море. Поэтому нашим предкам приходилось нередко контактировать с богатым южным соседом. На первых порах русские князья нередко воевали с Византией (Олег, Игорь, Святослав). Русы нередко делали набеги на Византию, которой иногда даже приходилось откупаться от них, когда они воевали против нескольких народов. По настоящему греки стали считаться с русами, когда те уничтожили Хазарский Каганат, который был врагом Константинополя.

Русы и греки не только воевали между собой, но и торговали. Византия оказывала культурное и религиозное влияние на Русь, отправляла туда своих миссионеров. В результате чего, когда Русь ещё была языческая её жители принимали православие, например княгиня Ольга. В 988 г. Киевский князь Владимир принял решение сделать Русь полностью православной. Поначалу крещение шло тяжело, много язычников, не желавших принимать христианство, было убито. Но принятие православия имело большое значение для Руси. Русь возвысилась в культурном плане, улучшились отношения с Византией, сами Русы со временем перестали вести себя как разбойники, совершавшие набеги на другие земли, что им в свою очередь разрешали делать их языческие боги.

Византия помогала Руси стать православным государством. Константинополь отправлял своих священников на Русь, назначал митрополита для русской церкви, отправлял туда иконы. Часть жителей Византийской империи переехало жить на Русь. Русские строили храмы по греческому образцу. Наши предки получали от Византии православные иконы. Благодаря чему Русь очень возвысилась в культурном и религиозном отношении. Византийское искусство
сыграло в этом плане большую роль.

После захвата османами Константинополя в 1453 г. пала Византия. Часть произведений византийского искусства было вывезено в Московию. Весьма символичной стала женитьба московского великого князя Ивана III на греческой принцессе Софье Палеолог — дочери последнего императора Восточной Римской империи. Много греков перебралось жить на Русь. В связи с чем правоприемницей Византии, как главы православной веры стала Россия. И по сей день наша страна исполняет эту функцию. Нередко русские цари вступали в войну с турками для освобождения Царьграда. К сожалению у них это не получилось, но они смогли избавить от османского ига православные страны, которые когда-то входили в состав Византийской империи, такие как Греция, Сербия, Болгария, Босния, Румыния и др.
В России много замечательных храмов, соборов, церквей и монастырей, в которых висят очень красивые иконы. Вклад Византии в русскую и в мировую культуру сложно переоценить.

Copyright © historbook 2009-2020

[email protected]

ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ НА РУССКУЮ КУЛЬТУРУ — Студопедия

Византия — (Восточная Римская империя, Византийская империя), государство периода IV-XV веков, образованное при распаде Римской империи, в её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица- Константинополь, Население- греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующий язык- греческий. В IX- начале VII веков в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII века рабовладения). Особенности византийского феодализма: сохранившиеся в раннее средневековье города как центры ремесла и торговли, централизованный государственный аппарат и налоговая система, отсутствие сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассальной системы, непрочность торгово-ремесленных корпораций, сельской общины. Наибольшего территориального расширения Византия достигла в VI веке при Юстиниане I. Завоевание в период VII-IX веков арабов, славян, лангобардов свели её территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. Захват в 1204 году участниками 4-го крестового похода Константинополя привёл к падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на не завоеванной крестоносцами территории- греческих государств (Никейской, Трапезундской империй, Эпирского государства). Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261 году. Взятие в 1453 году Константинополя турецкими войсками положило конец Византийской Империи. (справка из советского энциклопедического словаря)



В эпоху раннего средневековья Византийская империя, наследница и преемница греческой культуры и государственно-правовой организации Римской империи, была наиболее культурным, наиболее сильным и наиболее экономически развитым европейским государством. Вполне естественно, что её влияние было определяющим на достаточно большом отрезке русской истории.

С глубокой древности славяне торговали с Византией, используя великий водный путь волхвов — Днепр — так называемый «из варяг в греки». Вывозили мёд, меха, воск, рабов, а из Византии везли предметы роскоши, искусства, бытовые изделия, ткани, а с появлением письменности — и книги. На этом пути возникают многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород Великий, Псков и другие. Одновременно с этим русские князья совершали военные походы на Царьград (Константинополь), которые заканчивались подписанием мирных договоров. Так, в 907 году, Великий князь Олег осаждает Царьград, после чего следует мир с греками, после него Игорь, сын Рюрика, идёт походом на Византию в 941-945 годах, а в 946 году заключает с ней договоры о мире, торговле и взаимной военной помощи. Сын Игоря Святослав в 970 году помогает византийскому императору в войне против Дунайской Болгарии.


Но основное влияние Византии на славянский мир осуществлялось посредством его христианизации. Она же послужила идеологической основой для объединения славянских племён в единое русское государство.

Влияние пришедшего из Византии христианства на русских славян началось задолго до эпохи Владимира Святого. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-х гг. IX века и что первая русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в 867 г. в Тьмуторокани.

В Киевскую Русь христианство проникло уже впервой половине Х века. Из договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских варягов было много христиан, и что в Киеве была христианская церковь св. Ильи. После смерти Игоря его вдова и правительница государства великая княгиня Ольга сама приняла христианство (около 955 г.), и некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру.

Внук Ольги Владимир Святославич, занявший киевский престол в 980 г. после своего старшего брата Ярополка, погибшего в междоусобной войне, первоначально был ревностным язычником. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиры языческих богов, которым киевляне приносили жертвы, иногда даже человеческие. По рассказу летописи, многие религиозные посольства посещали двор киевского князя и предлагали ему принять их веру: «немцы» (католики) от папы, болгары (мусульмане), хозарские евреи, наконец греческий «философ», проповедь которого произвела на Владимира особенно сильное впечатление. Вскоре после этого Владимир, по совету своей дружины, послал своих послов для испытания вер в различных странах. По возвращении послов Владимир снова собрал бояр и «старцев» и предложил послам рассказать о том, что они видели в разных странах; послы с особым восторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении в константинопольском кафедральном храме св. Софии. Владимир, по совету бояр, решил принять греческое христианство и вскоре крестился сам и крестил киевлян. Подробности этого великого события не вполне ясны. Бесспорны главные факты: поход Владимира на греческий город Корсунь (Херсонес) в Крыму; крещение его (в 988 или 989 году) и женитьба его на греческой царевне Анне. Возвратившись в Киев с греческим и южнославянским (болгарским) духовенством, Владимир крестил киевлян на берегах Днепра и его притока Почайны и сделал христианство господствующей религией своего государства. Кумиры старых богов были ниспровергнуты и затем сожжены или брошены, были построены христианские церкви. Первоначально христианство распространялось преимущественно по линии Днепра- Волхова; есть известие, что в Новгороде новая вера встретила сопротивление язычества, которое было подавлено силою. К востоку от великого водного пути, в области Оки и верхней Волги, христианство распространялось медленно, и в Ростовской земле проповедники новой веры долго встречали ожесточенное сопротивление язычников.

Проникая постепенно в душу и в быт русского общества, христианство, с его учением о любви и милосердии, производило глубокую нравственную перемену. Перемена эта прежде всего сказалась в самом княжеском роде, точнее в лучших его представителях. Сам Владимир, бывший в молодости развратным и жестоким, совершенно переродился после крещения.

С особой силой и яркостью проявился новый дух христианской любви и смирения в поведении любимого сына Владимира — Бориса: смерть отца застала его в главе войска, возвращавшегося из похода против печенегов; он имел полную возможность вооруженной рукой захватить киевский трон, и дружина советовала ему это сделать, но он ответил, что не может «поднять руку» на своего старшего брата Святополка. Но хищному и жестокому Святополку христианское учение осталось чуждым, и он приказал убить своих братьев. Князья-мученики Борис и Глеб стали первыми канонизированными святыми национальной русской церкви и остались в памяти князей и народа примером и символом христианского смирения и братолюбия.

Занявший киевский престол после победы над Святополком Ярослав Мудрый был ревностным строителем церквей и насадителем христианского просвещения. Следует также упомянуть, что при Ярославе Мудром началась, а при его сыновьях продолжилась запись норм обычного русского права (с добавлением позднейших княжеских законодательных постановлений), которая образовала впоследствии юридический сборник, известный под названием «Русской Правды».

Внук Ярослава Мудрого знаменитый Владимир Мономах (занимавший киевский великокняжеский престол в 1113-1125 г.) является воплощением идеала христианского князя киевской эпохи. Его усилия были постоянно направлены к тому, чтобы защитить землю Русскую от нападений внешних врагов (половцев), установить мир и согласие между князьями и защитить слабых от притеснения их сильными. Он оставил для своих детей свое знаменитое «Поучение», сохраненное нашей летописью. Владимир ознаменовал своё княжение некоторыми мерами в области социального законодательства, именно им законом был установлен максимальный оборот по займам, а также было запрещено обращение в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. Эти примеры явно подтверждают влияние византийского законодательства на русское законотворчество.

Исключительно важным и плодотворным было культурное влияние церкви на Руси. Церковь явилась на Русь со славянским богослужебным языком, близким и понятным всему народу. Она принесла на Русь письменность, основанную на славянском (церковнославянском) алфавите, составленном святыми братьями — просветителями славян — Кириллом и Мефодием во второй половине IX века. Поэтому византийское христианство могло на Руси очень скоро укорениться, срастись с душой русского народа, сделаться его национальной религией. Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская (или древнеболгарская) письменность послужила основой для развития русской письменности и для выработки древнерусского литературного языка, и таким образом церковь заложила основы национальной русской культуры.

Настоящими центрами, носителями и рассадниками древнерусского просвещения становятся монастыри, и особенно знаменитый Киево-Печерский монастырь, основанный св. Антонием и приведенный св. Феодосием в состояние стройной внешней организации и высокого духовного совершенства (во второй половине XI века). Благочестивые иноки-книголюбы собирали, переписывали и переводили (с греческого) книги самого разнообразного содержания: книги Священного Писания и богослужебные книги, разного рода сборники, поучения, сказания, жития святых (которые сделались любимым чтением грамотного древнерусского человека). В Печерском монастыре, возникло и русское летописание: первым летописцем, по преданию, был Нестор (живший во 2-й половине XI века), а составителем первого летописного свода был игумен одного киевского монастыря Сильвестр (начало XII века). Их преемники продолжали в течение многих веков дело записи достопамятных событий, совершавшихся из года в год (отсюда название — «летописи»), и, сохранив для нас исторические события далекого прошлого, оказали этим огромную услугу русской исторической науке и развитию русского национального самосознания.

В монастырях и при епископских кафедрах собирались большие библиотеки рукописных книг. Огромное большинство этих книг погибло впоследствии в результате междоусобных войн и вражеских нашествий (особенно во время страшного татарского погрома), а также в результате частых пожаров и небрежного хранения, но сохранившиеся малые остатки книжных богатств и краткие заметки летописей дают возможность составить приблизительное понятие о том громадном количестве рукописных книг, которое было создано и которое читалось древнерусскими «книголюбами».

Что касается конкретных результатов в различных областях культуры, то следует отметить, что под византийским влиянием культура Киевской Руси за короткий период достигла уровня передовых стран Европы. Русское художественное ремесло славилось во всем мире. «Кузнецы по злату и серебру» создавали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Мечи, доспехи, ювелирные изделия пользовались спросом на Руси и за ее пределами.

До Х в. в Киевской Руси преобладали традиции деревянного зодчества. После принятия христианства возводятся каменные храмы по византийскому крестово-купольному образцу (храм святой Софии в Киеве). Большую роль играла отделка и окраска здания. С XII в. появляются храмы башеннообразной формы с элементами романского стиля — декоративной резьбой по камню (Дмитриевский собор во Владимире). Храмы украшались монументальной живописью: фреской, мозаикой, иконописью. Византийская техника возводилась в канон и строго оберегалась церковью. Торжественное плоское изображение ликов святых на стенах храма было созвучно архитектурному замыслу. Качественный скачок в развитии культуры обусловлен появлением письменности. Создание славянской азбуки связывают с именами братьев-монахов Кирилла и Мефодия. Более ранний алфавит (глаголица) был вытеснен у южных и восточных славян кириллицей.

Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание — ежегодные записи событий по летам. Сюда же включались сказания, библейские сюжеты, тексты дипломатических документов. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. История Русской земли и история княжеской власти — ведущая тема летописи. Местные летописцы Новгорода, Пскова, Владимира сосредоточивали внимание на локальных событиях, рассматривают историю своих земель как продолжение истории Русского государства. Появляются родовые княжеские летописи, исторические повести об отношениях между князьями.

Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц. Учили письму, счету, богословию. Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печорском монастыре. Наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика. Преподавание велось на родном языке.

«Книжными мужами» были Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах и др.

Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях. Новгородские берестяные грамоты, найденные археологами, доказывают наличие грамотности среди простых горожан. Ремесленники оставляли надписи на своих изделиях.

Образованность ценилась высоко: «именье книг паче злата». В XII в. возникло ремесло «книжных описателей». При монастырях создавались библиотеки: древнейшими из сохранившихся книг являются два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Большинство же памятников до-монгольской культуры Киевской Руси погибло в многочисленных иноземных нашествиях и феодальных войнах.

В заключение следует подробней рассказать в сфере излагаемой темы о некоторых важных особенностях деятельности русской церкви как «проводника» христианства. По своему положению она являлась митрополией византийской церкви, главой которой был константинопольский патриарх. Он назначал на Руси митрополита; вначале это были греки, и лишь при московских царях русская церковь стала избирать своего митрополита, а в XVI веке и своего патриарха. Это означало её полную независимость. Церковными административно — территориальными единицами были епархии с городским центром. Ими руководили епископы, которые подчинялись митрополиту. В основном русская церковь была создана по образу византийской.

Первая вступительная задача новоустроенной русской церкви состояла в том, чтобы водворить в языческой душе русского человека новую христианскую веру. На Руси в первое время после принятия христианства, люди, привыкая к христианскому Богу, вместе с тем благоговейно чтили и свои прежние святыни. С утратой сознательной веры в прадедовских богов окончился первый период чистого двоеверия. Но христианству рано еще было торжествовать полную победу. В народном веросознании после утраты особых языческих богов оставалась еще нетронутой целая обширная область язычества. Это весь тесно сросшийся с народным бытом культ языческий с системой годовых праздников, со множеством поэтически-символических обрядов. Медленность успехов в этом миссионерском деле церкви зависела от скудости просветительных средств, находившихся в ее распоряжении: за исключением исключений не было народных школ, не было книг, не было учителей. Источники очень мало сообщают о характере религиозности простого народа, но достаточно говорят о русских князьях и вообще об аристократическом меньшинстве, наиболее просвещенном и наиболее прочно «христианизованном». Набожность, измеряемая усердием к молитве домашней и общественной, к строению и благоустроению церквей и к некоторым другим делам внешнего благочестия, повидимому сразу же сделалась довольно характерной чертой всех русских людей, хорошо усвоивших новую религию. Усердие к построению храмов весьма рекомендует набожность древнерусских князей. Некоторые историки, поражаясь числом 600 церквей, сгоревших в 1124 г. в Киеве, заключают отсюда о беспримерной ревности князей к строительству храмов.

Таким образом, русская церковь за время киевского периода успела создать общий тип русского человека, искренно привязанного к христианской религии, с усердием исполняющего дела внешнего богопочитания, но еще мало богословски сознающего основы исповедуемой им религии и, конечно, еще довольно густо опутанного старыми языческими суевериями. Перевоспитывая «догматическое» сознание масс, церковь перевоспитывала и их личную и общественную мораль. И в этой, может быть, труднейшей области ее достижения довольно велики. Церковь раскрыла для него понятие греха и указала его даже в малейших, ни для кого невидимых движениях человеческого сердца, а над всем внутренним миром человека и над всеми частностями его внешнего поведения поставила Бога, как бдительного Судию. Мысль о неизбежном божественном суде производила необыкновенно сильное впечатление на пугливое воображение язычника и отрезвляющим образом влияла на его нравственное поведение. Церковь, кроме прямых нравственно-воспитательных влияний на совесть каждого отдельного ее члена, известна и своим мощным преобразующим влиянием на нравственность общественную, в связи с универсальным воздействием ее на всю жизнь человечества, на всю цивилизацию и культуру. Великодушно призванная княжеской властью к содействию в гражданском законодательстве и вообще в строении земли русской, церковная иерархия тем самым поставлена выла в наилучшие условия для христианизации русского общества. И она действительно успела провести в законодательство и жизнь несколько благодетельных влияний.

Так прежде всего обстояло дело с переустройством древнерусской языческой семьи на новых началах. Церковь уничтожила многоженство и приступила к устроению положения женщины, как жены и матери, согласно с духом христианской семьи. В борьбе с принципиальным предубеждением русских людей против человеческих прав женщины церковь привнесла в законодательство о браке и семье целый ряд целесообразных предписаний. Для возвышения нравственного достоинства выходящей замуж девицы прежде всего необходимо было признать за ней свободную личную волю, свободное произволение на брак. И церковь положительно восстает против языческого умыкания невест, заменяя его свободным сговором, закрепляемым обручением. Личная свобода женщины, гарантированная церковными законами в момент заключения брака, под воздействием той же церкви расширялась и в сфере взаимных отношений мужа и жены. В языческую пору русской жизни жена составляла полную принадлежность мужа, его рабыню. Между тем, идеал христианской семьи требовал для жены положения свободной советницы мужа. Чтобы превратить жену из имущества мужа в его советницу, нужно было ее самое сделать субъектом имущественного права. Этим утверждалась ее личная свобода и известная степень гражданского равноправия с мужем. Но несомненно, что только с принесением византийского Номоканона, ясно проводящего этот принцип раздельности, русская женщина окончательно приобрела указанную частичную имущественно-юридическую эмансипацию. Церковь и наблюдала за раздельностью имущества супругов: по уставам первых князей она разбирала тяжбы между мужем и женой «о животе», то есть об имуществе. Начало особого имущества полагалось приданым, и Слово Даниила Заточника говорит о приданом, как уже установившемся факте русской жизни.

Наконец, в случае смерти мужа, церковь, опираясь на независимое имущественное положение (жены) вдовы, старалась укрепить ее авторитет, как наследницы семейного главенства мужа и воспитательницы своих детей: второй брак такой вдовой детной матери не одобрялся, как измена высокой обязанности вдовы — быть исключительно преданной строению и воспитанию осиротевшей семьи. Русская Правда выделяет детной вдове известную часть из имущества мужа только под условием невступления ее во второй брак, мотивируя свое постановление таким выражением: «обругала убо первого мужа вторым браком», что представляет довольно близкий перевод одной фразы из византийских законов, т. е. свидетельствует о проведении этого закона представителями церкви.

Таким образом церковь систематически содействовала возвышению женщины, как полноправной личности, и тем возвышала нравственную атмосферу всей русской семьи.

К чести русской церкви следует сказать, что она даже за краткий сравнительно период (киевский) своего существования успела не только провести в гражданское законодательство несколько новых положительных норм, но и сумела ослабить и переработать сообразно со своим духом такого рода отрицательные установления русского права, которые прочно срослись с основами государственной и общественной жизни и однако противны были христианским началам, а именно: ростовщичество и холопство. Церковь, не призванная в данной сфере к прямой законодательной деятельности, проявила здесь свое влияние косвенным путем. Она боролась против зла своим духовным оружием — словом обличения и наставления, направленным к совести отдельных граждан, как членов церкви. Древнерусские поучения и духовнические наставления полны резких порицаний ростовщиков и рабовладельцев. Русская Правда устанавливает законный размер годового роста в 50%. При Владимире Мономахе действие этой статьи было сильно ограничено: было дозволено брать такой процент только в течение двух лет. Когда, таким образом, взятый процент сравнивался с суммой долга, то кредитор не имел уже права брать каких-либо дальнейших процентов и ждал только возвращения занятой суммы. Если же он осмеливался взять 50%-ный рост в третий раз, то, по закону, лишался права требовать уплаты самого долга. Помимо внутреннего характера такого узаконения, явно обличающего в себе христианские побуждения, для него действительно находится прямой источник в византийском «Прохироне».

Крупную победу одержала церковь и в борьбе с холопством. Особенную крепость институту рабства придавала его неделимость, т. е. отсутствие в нем переходных ступеней от безусловной зависимости раба от владельца — к условной и ослабленной. В греко-римском мире рабство крепко было своей неделимостью, между тем на Руси появилось именно такое разнообразие степеней в сословии холопов, облегчившее разложение и уничтожение холопства. Холопская неволя таяла под действием церковной исповеди и духовного завещания. Рабовладелец добровольно, ради спасения души, смягчал свои права или даже поступался ими в пользу холопа. Личные проявления человеколюбия входили в привычки и нравы, которые потом облекались в юридические нормы. Таким путем церковь, соображаясь с положениями византийского законодательства и свободно применяя их к условиям русской жизни, повлияла на установление в русском гражданском праве изучаемого периода нескольких случаев обязательного дарового отпуска холопов на волю: 1) раба, прижившая детей с своим господином, обязательно освобождалась после его смерти вместе с прижитыми детьми, при чем в Церковном Уставе кн. Всеволода заповедуется даже выдавать таким детям часть из имущества прижившего их господина; 2) свободный человек, совершивший насилие над чужой рабой, этим самым подпадал под обязательство сделать ее свободной, т. е. обязывался выкупить ее на волю; 3) холоп или раба, которым причинено увечье по вине их господина, выходили на волю. Кроме этих случаев церковь всячески старалась облегчить холопам возможность выкупа на волю. Итак, русская церковь, выполняя свое высокое назначение, перевоспитывая своих членов духовно и нравственно, не ограничилась при этом только влияниями на их индивидуальный душевный строй, но содействовала и переустройству общего гражданского порядка на христианских началах. Русская церковь, перевоспитывая русский народ в духе нового, ею дарованного ему православного миросозерцания, тем выполняла свое прямое назначение, свою апостольскую миссию. Но универсальный, по существу теократический характер христианского миросозерцания глубоко влиял решительно на все стороны русского бытия.

Прежде всего церковь воспитала и укрепила своей санкцией авторитет государственной власти и возвысила назначение самого государства. Насадила просвещение, потому что книжность, искусства и науки — естественные спутники церкви.

Церковь принесла, неведомую русским язычникам, идею богоустановленной власти. Из идеи божественного происхождения и авторитета власти делалось два вывода. Во-первых, если дарование власти дело Промысла, то добиваться ее насильно нельзя. Во-вторых, богоустановленностью предопределяется и санкционируется и качество власти, каково бы оно ни было. О хороших властителях не возникает сомнения: они воздвигаются Промыслом на благо людей, но и худые имеют также свое назначение свыше: они попускаются Богом в наказание за наши грехи. По отношению к самой власти из той же идеи делался вывод об ее ответственности не только пред людьми, но и перед Богом.

Просвещение — не случайный результат влияния церкви; оно неизбежный ее спутник, хотя этим еще не предопределяется высота его уровня. Св. Владимир, когда вводил на Руси христианство, то вместе с переменой веры более всего заботился о превращении своего народа в просвещенную, культурную и блестящую нацию по подобию Византии. Владимир ведет с греками войну, добивается их союза, родства с императорами и только тогда крестит свой народ. Для одной перемены веры это было бы излишне: иерархия, хотя и не высшего ранга, охотно бы явилась из Греции, церковная утварь и разные другие драгоценности могли быть куплены за деньги. Но Владимир хотел не того. Ему было нужно, чтобы греки, породнившись с ним, преодолели отвращение к русским, как к варварам, перестали скупиться — уделить нам часть своих культурных благ, возымели усердие учить нас наукам и искусствам, открыли нам, так сказать, «профессиональную тайну» своей образованности. Из Корсуня Владимир, вместе с церковными святынями, перевозит в Киев и несколько бронзовых статуй, торопясь видеть свою столицу похожей на просвещенную царицу Босфора. Как только произошло крещение киевлян, Владимир немедленно задался целью дать настоящее просвещение детям высшего сословия. Он надеялся, что младшее поколение аристократии, пройдя полный цикл наук, необходимых для образованного человека того времени, будет надежным проводником просвещения и для всего русского народа.

Следы первоначального, введенного Владимиром систематического школьного образования, очень заметны и несомненны в первой половине киевского периода. Не все княжеские и боярские дети были ленивы, бездарны, не все, с другой стороны, греки-учителя покинули русскую страну и уехали домой; были лица, усвоившие греческую школьную науку; были и учителя, оставившие по себе преемников по профессии. Только этим и можно объяснить себе появление в до-монгольскую эпоху у нас таких сравнительно совершенных в формальном отношении литературных произведений, каких не имеем за все московское время. Такие произведения, как «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Слово о полку Игореве», Слова и молитвы Кирилла Туровского. Из летописи известно, что в Смоленске, равно как и в Киеве, русские книжники знали и язык греческий. Следовательно, учителя греческого языка и связанной с ним литературы еще долгое время после князя Владимира существовали в больших и богатых городах. Знакомства русских до-монгольских книжников с греческой школьной мудростью, с греческими школьными направлениями богословской мысли предполагало еще в половине XII в. присутствие на Руси учителей-греков, это видно и из факта появления у нас во второй половине XII века такого выдающегося по литературному образованию писателя, как Кирилл епископ Туровский. Усилия св. Владимира по водворению у нас настоящего греческого просвещения, хотя и не увенчались полным успехом, но не исчезли бесплодно и дали свой естественный результат, свой отголосок на протяжении почти всего до-монгольского периода. Если принять все это во внимание и поставить рядом такие выдающиеся литературные произведения, как «Слово» Иллариона, «Слово о полку Игореве», Слова Кирилла Туровского, подобных которым не было во всей московской литературе, то приходится признать, что в до-монгольское время у нас была не одна грамотность, а и настоящая школьная образованность.

Влияние Византийской культуры | Образовательная социальная сеть

Слайд 1

Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси

Слайд 2

Крещение Руси В 988-989 гг. князь Владимир провел вторую религиозную реформу. В качестве новой религии и было принято христианство. В результате посещения русскими посольствами разных государств, бесед с проповедниками мусульманства из Волжской Болгарии, иудейства из Хазарии, католичества «из немцев» и православие из Византии князь Владимир якобы выбрал православие. Летописец в «Повести временных лет» объясняет выбор новой веры по византийскому образцу красотой византийского богослужения, поразившей русских послов: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как сказать об этом, знаем только, что пребывает там бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет горького, так и мы не можем уже пребывать в язычестве». Красота византийского богослужения, и ее эстетический эффект заставили русских послов предпочесть христианскую веру византийского образца.

Слайд 3

Музыкальная культура Древняя Русь восприняла от Византии музыкальную культуру практически. До нас не дошли никакие музыкально – теоретические труды, отражавшие теорию византийской музыки. Практическое освоение музыкальных жанров Византии на Руси шло параллельно с овладением всеми тремя видами нотации, и в этом процессе, несомненно, должна оказывать воздействие русская национальная струя, возможно идущая от ритуальной языческой культуры. Древняя Русь восприняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением как непосредственный источник, из которого развилась новая струя музыки, противопоставившая себя исконным народным жанрам.

Слайд 4

Письменность Во второй половине I Х создается славянская письменность на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Братья Кирилл и Мефодий прибыли из Византии в Великоморавскую державу по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 году. Договор 911 года между Олегом и Византией уже был написан на двух языках — греческом и славянском . О довольно широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют летописи и археологические находки, относящиеся к Х I веку, а так же многочисленные новгородские берестяные грамоты.

Слайд 5

Архитектура Под большим воздействием церкви находился другой вид древнего искусства — архитектура. С приходом на Русь христианства широко начинается строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Византийское зодчество не могло бы привиться на русской почве ранее I Х века, т.е. ранее принятия христианства на Руси, оно было чуждо и враждебно стране, где еще только слагалось классовое общество и государство. Конечно и теперь развитость социальных отношений Византии и Руси не совпадала – в Византии это было сложившееся феодальное общество, а на Руси – период сложения раннего феодального государства .

Слайд 6

Иконопись В области Станковой живописи первым толчком влияния византийской живописи был привоз на Русь икон. Иконы эти на Руси копировали, им подражали. Когда позднее кроме греческих икон на Русь стали привозить иконы из других православных стран, стало возможным отметить влияние живописи и этих стран. Христианство – это религия откровения. И многое объясняется в ней небесным дарованием. Не случайно одним из главных праздников является сошествие святого духа на апостолов, в результате которого они просвятились и получили дар свыше. Моменты дарования свыше, откровения запечатлены на древних иконах.

Слайд 7

Использованные материалы http://ua.coolreferat.com mages.yandex.ru

Слайд 8

Презентацию подготовила ученица 6-б класса Утемова Анастасия

Влияние культуры Византии на Древнерусскую культуру. — Мегаобучалка

Русско-византийское взаимодействие началось с крещения Руси. Начальной ситуацией ознаменовался страстный порыв к другому культурному миру, накопленные которым культурные сокровища казались светом, исходящим из сверкающего центра[1].

Влияние Византии на Русь можно представить в 2 этапа: X – XII , XIV – XV . Сотрудничество Руси и Византии начинается с IX в. Знаменитый торговый путь «Изваряг в греки», проходивший по Руси, способствовал сближению 2-х стран, вызывая интерес у славянских народов[2]. Первые князья совершали походы в Византию, вели торговлю[3].

Ольга приняла христианство. Владимир по Византийскому образцу крестился сам и «крестил» Русь, женился на византийской принцессе. Вместе с христианством Древняя Русь получила из Византии и идею монархической власти, которая быстро вошла в политическое самосознание[4]. Эпоха крещения Руси совпала с периодом становления ее государственности. Войдя в состав христианской цивилизации Россия открыла для себя путь к усвоению религиозно-нравственных ценностей, естественнонаучных знаний, накопленных Византией. Русь приняла христианство в форме православия и отстранилась от Западной Европы.

Русь усваивала плоды Византийской цивилизации посредственно . Византийское влияния расширялось на литературу, искусство, политическую и богословскую мысль. По византийскому образцу велись богослужение в русских церквях, иконы создавались по византийским образцам (влияние Византии продолжалось и после падения Константинополя), строились церкви, соборы, храмы. Через византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями культуры античной.

После свержения монголо-татарского ига вновь усиливается интерес к культуре Византии. XVII в. – реформа Никона. Приведение канонов русской церкви с образцом Византийской. Запрет икон невизантийского письма…

С давних времен славяне торговали с Византией, при помощи использования великого водного пути волхвов — Днепра — «из варяг в греки». Вывозился мёд, мех, воск, рабы, а из Византии привозились предметы роскоши, искусства, бытовые изделия, ткани, а при появлении письменности — и книги. На этом пути возникали многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород Великий, Псков и другие. Одновременно с этим русскими князьями совершались военные походы на Царьград (Константинополь), которые оканчивались подписанием мирных договоров. Так, в 907 году, Великий князь Олег осаждает Царьград, после чего следует мир с греками, после него Игорь, сын Рюрика, идёт походом на Византию в 941-945 годах, а в 946 году заключает с ней договоры о мире, торговле и взаимной военной помощи. Сын Игоря Святослав в 970 году помогает византийскому императору в войне против Дунайской Болгарии.

Также тесной связью Руси и Византии было – купечество. Русские купцы в больших количествах приезжали в Константинополь начиная с десятого века, и для них выделяли постоянную штаб квартиру в одном из пригородов Царьграда. О русской торговле с Византией в одиннадцатом и двенадцатом веках прямых свидетельств меньше, но в летописях этого периода по разным поводам упоминаются русские купцы, «торгующие с Грецией» (гречники).

  1. Влияние Византии на развитие русской культуры

Огромное влияние Византия оказала так же на русскую культуру. Эстетика Византии не смогла не затронуть музыку Киевской Руси, что на многие лета определило путь развития русской музыки. Церковное пение, которое услышали русские послы в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того сладостной красотой. Если народная песнь сопровождала жизнь человека, глубоко входила в его быт, труд, отдых, от колыбельных до похоронных плачей, то церковная музыка выполняла иную задачу. «Всякое ныне житейское отложим попечение» — эти слова Херувимской песни из Летургии говорят о том, что музыка направлена на абстрагирование. Необходимо забыть все заботы, сосредоточиться на неземных, нездешних образах[5].

Музыкальное искусство непосредственно Византии уходит корнями в Персию, местами является родичем коптской, еврейской, армянской песенности, а также относится к позднегреческому и римскому мелосу. Развивая контакты с другими народами музыка Византии обрела элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной культуры[6]. Литературные источники упоминают о странствующих певцах-музыкантах. Светская музыка, которая звучала при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый деспотизм».

Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией). Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать «вторым Римом», т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи[7].

Большой толчок в развитии получили приветственные возгласы-славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Они часто сопровождались органом и трубами. Была известна инструментальная музыка (ансамблевая) цимбалистов и трубачей[

Презентация куроку МХК «Влияние византийского стиля на русскую культуру».

Инфоурок

ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация куроку МХК «Влияние византийского стиля на русскую культуру».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация по теме: «Влияние византийского стиля на русскую культуру » . Подготовила ученица 10 Б класса Сокасян Мария

2 слайд

Описание слайда:

Византия и Древняя Русь Русь усвоила очень много из византийской культуры. Огромнейшим значением было принятие христианства. В презентации представлены отдельные элементы влияния Византии, так и сравнение двух великих культур.

3 слайд

Описание слайда:

Первый образец византийского стиля в архитектуре, купольная базилика во имя Св. Софии

4 слайд

Описание слайда:

Форма византийского крестово-купольного храма

5 слайд

Описание слайда:

Византийское оформление храма

6 слайд

Описание слайда:

Русско-византийский храм

7 слайд

Описание слайда:

Древнерусские мозаики

8 слайд

Описание слайда:

Византийские мозаики

9 слайд

Описание слайда:

Византийские иконы XIII века. единственная житийная икона святого Пантелеимона Икона Святой Григорий Палама

10 слайд

Описание слайда:

Древнерусское искусство. Иконопись..  Архангел Гавриил

11 слайд

Описание слайда:

Владимирская икона Божьей матери

12 слайд

Описание слайда:

Византийские украшения

13 слайд

Описание слайда:

Древнерусские украшения

14 слайд

Описание слайда:

Византийская одежда

15 слайд

Описание слайда:

Древнерусская одежда

16 слайд

Описание слайда:

Древнерусская одежда знати.

17 слайд

Описание слайда:

Спасибо за внимание!!!

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1440966

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Культура Киевской Руси . Византийское влияние

Культура Киевской Руси тесно связана с принятием Христианства. Крещение в 988 году считается поворотным пунктом в истории племен Восточных славян. Вместе с религией восточнославянские племена восприняли и византийскую письменность, навыки строительства из камня, канонические устои иконописи, отдельные образцы прикладного искусства. Культура Киевской Руси – это, прежде всего культура, демократического городского общества под превосходным управлением.

Наивысший расцвет государства пришелся на 11 век. В это столетие население страны стало составлять порядка семи-восьми миллионов человек. Смоленск, Новгород, Киев стали самыми развитыми городскими центрами. Самым большим и населенным государством в Европе тогда считалась Киевская Русь.

Культура Византии способствовала приобщению российского государства к культуре эллинизма и через нее – к основам культуры Ближнего Востока, Запада, Древнего Египта. Однако ученые все еще ведут споры и неоднозначно характеризуют византийское влияние на развитие страны. При этом многие настаивают, что именно Византия способствовала пониманию христианства в качестве высшего религиозного закона и системы мировоззрения. Таким образом, приняв Православие, российский народ черпал нравственные и религиозные устои и принципы из первоисточника.

Взаимоотношения с Византией продолжались длительный период. В течение столетий культура Киевской Руси, система образования в государстве формировались по византийскому примеру. Принятие Христианства также осуществлялось по его образцу.

Необходимо отметить, что исторический выбор Православия правившего Русью князя Владимира не был случайным. Различные религиозные посольства приезжали к правителю с предложениями принять их веру. Однако после того как вернулись посланные Владимиром в разные страны гонцы и рассказывали о христианском богослужении с особым восторгом, князь отдал предпочтение именно Христианству. Обусловлено это было не только красотой церемонии богослужения, но и рядом социально-политических причин.

Культура Киевской Руси находилась под перекрестным влиянием различных цивилизаций. Это объяснялось расположением государства между Западом и Востоком. Древнее государство было связано многообразными политическими и торговыми отношениями с Центральной и Западной Европой с одной стороны, а с другой – с Азиатским Востоком и Византией. Киевская Русь с самого 10-го века оказалась в центре проходящих транзитных рыночных путей. Они соединяли ее южных, восточных и западных соседей.

Несмотря на территориальную близость западноевропейских стран, основной обмен людьми и идеями шел в южном и северном направлениях. Именно поэтому в восточнославянские земли Христианство начало проникать задолго до официального его утверждения.

С принятием Православия получило распространение и образование. Обучение проводилось в монастырских, городских, церковных и светских школах.

Художественная культура Киевской Руси представлена мозаикой и фреской. Кроме того, наивысшее развитие получил религиозный жанр – иконопись. Самостоятельность это искусство приобрело в 14-15 веках. В эту эпоху творили такие мастера, как Рублев и Грек. Иконопись и мозаика вплоть до 18 века являлись практически единственными формами художественного самовыражения русского народа.

Система храмовой живописи берет свое начало в 11 веке. Сохранилась она в изображениях в Софийском соборе. В 12 веке славу приобрел Алимпий (русский мастер-иконописец). Ему приписано авторство над большой поразительной красоты иконой «Ярославская Оранта» («Богоматерь Великая Панагия»).

Выражавший дух времени Рюриковичей стиль стал для Киевской Руси таким же первым, как и для Западной Европы романский.

Эссе по христианской художественной культуре «Какие традиции византийской культуры воплотились в художественной культуре Древней Руси?» (8 класс)

Какие традиции византийской культуры воплотились в художественной культуре Древней Руси? В чем Вы видите уникальность и своеобразие древнерусского искусства?

Изначально стоит сказать о том, что, несомненно, византийская культура повлияла на ход развития культуры тогда ещё развивающегося молодого русского государства. Как же это произошло?

Конечно же, не стоит игнорировать географическое положение. Чёрное море – вот тот источник связи Византии и Руси, хоть изначально этот источник служил средством для ведения войны между русами и византийцами. Война же – это ещё не всё. Не обошлось дело и без торговли. Где торговля – там и миссионеры со своим культурным и религиозным влиянием. Что же послужило результатом? Киевская Русь принимает православие, возвышается в культурном плане, улучшает отношения с Византийской империей. Русь уже имела предпосылки и уже подготовленную почву, чтобы быстро освоить наследие Византии.

Возвышение в культурном плане выражалось в различном: это и получение православных икон от Византийского государства, и приток населения. Часть людей всё же была культурно обогащённой и внесла свой вклад в развитие искусства страны. Каждый человек с высокоразвитым и достаточно требовательным чувством возвышенного с умением использовал культурную системность, которую создала Византия. Языческая Русь сама по себе имела развитую художественную культуру. Это не могло не поспособствовать плодотворному сотрудничеству русских и византийских мастеров.

Последние в свою очередь смогли построить на Руси первые храмы из камня, украсить интерьер мозаиками и расписать фресками. Первые образцы живописного искусства – иконы и миниатюры манускриптов – были привезены из Константинополя в Киев и другие города. Изобразительное искусство стало той областью, где гармоничная античность и ощущение меры стали гордостью русской церковной росписи, вошли в его пласты.

Но в чём уникальность и своеобразие древнерусского искусства? Видимо, это выражается в том, что искусство древней Руси носило истинно религиозный, христианский и православный характер. При этом символизм древнерусского искусства вытекает из его религиозного начала и потому только обобщенными понятиями обозначает мир сам по себе. Также памятники древнерусского искусства особенны тем, что содержали в себе функциональность искусства. Хотя византийские традиции древности так беспрекословно сплелись с русскими народными воедино в их добрых и жизнелюбивых устремлениях, культура Руси значительно более демократизирована, нежели византийская. Во-первых, нет строгих и суровых черт. Во-вторых, наблюдается отсутствие пассивной созерцательности, которая так свойственна христианству Востока. Теперь можно наблюдать эмоциональность и лиричность подхода к религии. Ослабляется аскетичность, если сравнивать с канонами Византии, но есть усиление яркости красок, которые по-своему насыщенны и непередаваемы, смягчается ритмичность черт и приобретается своеобразная умилённость на ликах икон вместо суровости иконописи Византии. Божество становится доверительным и интимным.

Культура Византии кажется сейчас тем самым победоносным факелом, который стоит во главе традиций Античности и культур Востока, а этот самый факел подхватывает в своё время древнерусская культура. И хоть византийское влияние и было сильным, культура Руси стала ярчайшим и самобытнейшим явлением. Наследие Византии – это не только достояние русов, но и материал, служащий глубокому творческому претворению. Это претворение полностью подчинено тем самым важным целям молодого христианства Руси.

Древняя Русь — с 7 по 13 век

Племена восточных славян — древних предков русских — оккупировали Восточно-Европейскую долину около 7 века.

Славяне были лишь одним из нескольких племен, населявших долину, но постепенно они становились доминирующей силой.

Русские или Русь были одним из меньших славянских племен, но каким-то образом это название было применено позже к большему количеству людей, которые поселились в районе между Балтийским, Белым, Каспийским и Черным морями.

Виктор Васнецов «Три богатыря» 1898 — конец XIX века Размышления о русских героических сказках

Русы приписывали природе сверхъестественные силы, и все боги, в которых они верили, были названы в честь солнца, воды, земли …

Была очень сильная связь с землей и природой, и это все еще можно увидеть в русском языке: есть много слов, чтобы описать леса, поля, небо, воду и т. Д.

Первое известное восточнославянское государство возникло в 862 году в долине Днепра.

Князь Рюрик скандинавского происхождения основал государство со столицей в городе Киеве, поэтому страна получила название Киевская Русь.

Другими крупными городами славян были Суздаль, Чернигов, Ростов, Владимир, Новгород.

Киевская Русь вскоре объединила большую часть восточнославянских земель.

Существуют различные свидетельства того, как Рюрик стал князем этой области.

Но общее мнение таково, что несколько племен, населявших территорию России от Ладожского озера (на севере) до Новгорода, постоянно враждовали и приглашали Рюрика заключить мирный договор и править вновь основанным государством.

Династия Рюриковичей продолжала править расширяющимся Российским государством вплоть до 16 века.

В 869 г. правитель Киевской Руси князь Владимир принял христианство как доминирующую религию государства.

Русь переняли христианство от Византии, и с их религией мы переняли большую часть их культуры.

Некоторые историки считают, что отсутствие личной свободы, господства государства и абсолютной власти лидеров частично является результатом влияния Византии.

К сожалению, Киевская Русь оставалась единой всего два столетия.

Правящий клан быстро рос, и каждый князь хотел захватить свою часть земли.

Более того, областные центры стали достаточно мощными, чтобы претендовать на независимость от Киева.

Итак, окончательно Киевская Русь превратилась в массу независимых и агрессивных княжеств.

Самыми могущественными из них были Владимирское княжество, Галичина и Новгородская республика.

.

МЕДИЦИНА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ. МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ РОССИИ (IX XIV вв.

гг.)

Рассказ

Древнейшее государство
восточные славяне, известные в истории как Киевская Русь, сформировались в первые
половина 9 века.

К этому времени раннефеодальные
отношения сложились в России. Древние славянские города Киев, Смоленск,
Полоцк, Чернигов, Псков, Новгород (см. Рис.62) стали крупными центрами
ремесло и торговля. Важнейшей торговой артерией Древней Руси была
великий путь от варягов до греков, связавший Русь с
Скандинавия и Византия.

Важное событие в
истории России было принятие христианства в качестве государственной религии в
988. Лрий Князь Владимир (978-1015). Этот серьезный политический акт не был
случайное событие: возникновение социального неравенства и формирование
классы явились объективными историческими предпосылками замены языческих
политеизм с монотеизмом.Христианство на Руси известно с
IX век. Многие люди, близкие к князю Игорю (912–945), были христианами. В
княгиня Ольга после того, как его жена Ольга (945-969) посетила Константинополь и была
крестился, став первым христианским монархом на Руси. Большое значение
для распространения идей христианства в Киевской Руси были ее
давние связи с Болгарией — посредник в передаче
культура, письменность и религиозная литература.К концу X в. Киев
Русь уже вступила во взаимодействие с византийской экономикой и
Христианская культура.

Принятие
Христианство со стороны Киевской Руси имело важные политические последствия. Это
способствовали укреплению феодализма, централизации
государство и его сближение с европейскими христианскими странами (Византия,
Болгария, Чехия, Франция, Англия, Германия, Грузия, Армения,
и т.п.), чему также способствовали династические браки. Эти связи имеют
благотворно влияет на развитие древнерусской культуры, образования
и наука.

Истоки культуры
Киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен,
который с развитием государственности достиг высокого уровня, а позже был
обогащенный влиянием византийской культуры. Через Болгарию и
Византия, древние и раннесредневековые рукописи прибыли на Русь.Oни
были переведены на славянский монахами — наиболее образованными людьми этого
время. (Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр.) Написано на
пергамент в эпоху Киевской Руси, эти книги сохранились до наших дней.

Первая библиотека в
Древнерусское государство было создано в 1037 году князем Ярославом Мудрым (1019-1054).
— третий старший сын князя Владимира. Он был размещен в Софии.
Кафедральный собор, возведенный в Киеве в 1036 году по повелению Ярослава Мудрого,
увековечить победу над печенегами на месте победного
боевой.Ярослав всячески способствовал распространению грамотности в
Россия, переписывание книг и их перевод на славянский язык.
Сам он знал 5 иностранных языков и книги приледы и
почитая (их) часто днем ​​и ночью. Его внучка Янка Всеволодовна
в 1086 г. организовал первую женскую школу при Андреевском монастыре. Под
Ярослава Мудрого, Киевское государство добилось широкого международного признания. В
Тогда митрополит Иларион писал о киевских князьях: «Они
были хозяевами не в плохой стране, а в русской, известной и
слышно во всех частях земли.«

Древнерусское государство
просуществовал три века. После смерти последнего киевского князя Мстислава
Владимирович (11251132) сын Владимира Мономаха, распался
на несколько вотчин. Начался период феодальной раздробленности, который
способствовали потере политической независимости русских земель как
результат нашествия монголо-татарских орд под предводительством
Батый хан (1208-1255), внук Чингисхана.

Развитие исцеления

В России народная медицина
давно сложился. Народных целителей называют лекарями. О них говорят в
Русская правда, старейший из дошедших до нас российских законов,
который был составлен Ярославом Мудрым (в первой четверти одиннадцатого
века) и впоследствии неоднократно копировалась и дополнялась. Русская
«Правда» законодательно установила оплату труда медперсонала: согласно
по законам того времени лицо, причинившее вред здоровью другого
человек должен был заплатить штраф в государственную казну и передать потерпевшему деньги в
оплатить лечение.

целителей прошли
медицинские знания и секреты из поколения в поколение, от отца к
сын в так называемых «семейных школах».

Лекарства из растений
были очень популярны: полынь, крапива, подорожник, розмарин, злобный
ненавистник. (Бодяги), липовый цвет, листья березы, кора ясеня, ягоды можжевельника,
а также лук, чеснок, хрен, березовый сок и многие другие народные
лечебные инструменты.

Среди препаратов животного происхождения
происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и
оленьи рога.

Нашли свое место в
народные целебные и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе,
камень хризолит, растертый в порошок, был проглочен. Чтобы облегчить роды,
женщины носили украшения из фургона. Лечебные свойства уксуса и
сульфат меди, скипидар и селитра, серный камень и мышьяк, серебро,
были известны ртуть, сурьма и другие минералы. Русские люди давно знали
также о лечебных свойствах «кислой воды».»Его древнее название
Сохранившийся до наших дней нарзан означает богатырь-вода.

Впоследствии
опыт традиционной медицины обобщен многочисленными травниками и
врачей (рис. 66), которые по большей части были составлены после
принятие христианства в России и распространение грамотности. К сожалению,
многие рукописные медицинские книги погибли во время войн и других бедствий. Немного
До наших дней дошло более 250 древнерусских травников и целителей.Oни
содержат описания многочисленных традиционных методов русского исцеления как
со времен христианской Руси, 6авле и Киева, а позже — Новгорода,
Смоленск, Львов. Монастырская больница Киево-Печерской Лавры, первая
Русский монастырь, основанный в первой половине 11 века, широко пользовался
известен. в окрестностях Киева и получил свое название от пещеры (Печерская), в
который первоначально заселили монахи.

Со всей России
раненые и больные разными недугами ходили в Киево-Печерскую Лавру, а
многие нашли там исцеление.\ v.4), который пил массы ирландцев, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.)
ближайший ученик преподобного Антония.

Агапит исцелил бесплатно и
остановился на самых темных работах, было бы «терпимо и тепло по отношению к
ему, сделать все, что в его силах, чтобы вылечить пациента и не заботиться о
личное обогащение или профессиональное тщеславие ».

В то же время исцеление
в Древней Руси не было церковной монополии: вместе с монастырем там
была также более древняя народная (мирская) медицина.Однако на данном этапе
истории, языческие целители (волшебники, волшебники, волшебники и ведьмы) были
объявлялись слугами дьявола и, как правило, преследовались.

Таким образом, Киево-Печерский
Патерик содержит первые конкретные сведения о медицинской этике в
Древняя Русь: целитель должен быть образцом благотворительности до
самопожертвование, ради пациента выровнять болезнь по пульсу и
внешне, за счет больного, пользовался большой популярностью в народе.И в
княжеский двор в Чернигове в XII в. служил известным целителем
Петр Сирийский (т.е. сирийский). Целители широко использовали опыт
традиционная медицина в своей практике.

Старый русский мона-стир
больницы были также центрами просвещения: преподавали медицину, собирали
Греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей
с греческого и латинского: монахи дополнили их своими знаниями, основанными
по опыту русско-народного целительства.

Один из самых популярных
книги XI в. был «Изборник Святослава». Перевод с
Греком в Болгарии, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076) за сына
Ярослав Мудрый князь Святослав, от которого и получил свое имя. Изборник,
по своему содержанию выходила за рамки первоначальной задачи — связать общественные отношения в
Россия с нормами новой христианской мора-н — и приобрела
особенности энциклопедии. Здесь также описаны некоторые заболевания, соответствующие
время об их причинах, лечении и профилактике, дает советы по
жизнеспособность (например, крепость овощей велика, или
питье безмерного само по себе является бешенством) и содержат рекомендации.тело
чистить, систематически мыть, совершать омовения.

В Изборнике говорится о
резельники (хирурги), которые могут разрезать ткани, ампутировать конечности, других больных или: мертвых
части тела, сделать лечебное прижигание раскаленным железом, обработать
поврежденное место с помощью трав и мазей. Описаны. Чистящие ножи для
рассечение и медицинские точилки. В то же время в Изборнике есть
неизлечимы болезни, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусском
литература XII века. есть информация о женщинах-врачах,
бабушки-косторезы, умело выполнявшие массаж, о привлечении
женщины ухаживают за больными.

В части развития
санитарии, Древнерусское государство XIV веков. впереди
Западной Европы. Во время археологических раскопок древнего Новгорода,
были обнаружены документы, относящиеся к 1346, в которых сообщалось о существовании
больницы для мирных жителей Новгорода и алхимиков, которые были задействованы
при приготовлении лекарств.

На территории древнего
Новгород, многоярусные (до 30 этажей) деревянные тротуары, созданные в г.
Открыты и исследованы 10-11 вв., Более 2100 построек с
были обнаружены предметы гигиены, керамические и деревянные водосборные бассейны и
были обнаружены дренажные системы — одна из старейших в Северной Европе (
Рис.68). Отметим, что в Германии водопровод был построен в XV в.
века, а первые мостовые были заложены в XIV веке.

Неотъемлемая часть
лечебно-оздоровительным бытом Древней Руси была русская баня (рис.
69), который издавна считался отличным лечебным средством. Баня была
самая чистая комната в поместье. Поэтому наряду с его прямым
назначения, баня также использовалась как место, где принимали роды,
Проведена первая помощь новорожденному, уменьшены растяжения и кровотечения.
были выполнены, массаж и горшки были поставлены, холодные и суставные
болезни лечили, натирали лечебными мазями от кожных болезней.

Первое описание
Русская баня содержится в летописях Нестора (XI в.). Века
позже известный русский акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812)
писал (а): Русская баня до сих пор для многих считается незаменимым средством
болезни. В медицинской науке нет такого лекарства, которому были бы равны
к энергетической … ванне »(1783).

В средние века, Европа
был ареной разрушительных эпидемий.Наряду с многочисленными описаниями
болезни князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр,
духовенства) русские летописи содержат устрашающие изображения больших
эпидемии чумы и других заразных болезней, которые в России были
называется «мор», «дебилы» или «общие»
болезней ». Так, в 1092 г. в Киеве« много людей умерло от различных болезней.
болезней ». В центральной части России летом 6738 (1230)
… было море в Смоленске, Риши 4 бедняжки на двоих положили бы 16000,
и в третьем 7000, а в четвертом 9000.Но злу было два года. В
этим же летом было в Новгороде море: от радости (голода). И
другие люди режут своего брата и яд. Гибель! тысячи
Смоленчане свидетельствуют, что болезнь была крайне заразной и
сопровождается высокой летальностью. Летопись также говорит о великих
море на море 1417 г .: .. море было страшным для жителей Великого Новгорода
и е Пскове, и в Ладозе, и в России.

Было общее мнение
среди людей, что я обычная причуда, возникающая из естественного
силы, изменение положения звезд, гнев богов, изменения
-: — лет.В русских народных сказках м * изображалась в образе грозной женщины.
рост с распущенными волосами? с белой одеждой, холера — в образе зла
старуха с искаженным лицом. Непонимание того, что грязь
а бедность — это социальная опасность, приведшая к несоблюдению правил
гигиена, обострила эпидемию: последовал голод. В попытке остановить
общая болезнь народа пошла на самые отчаянные меры. За
Например, когда в Новгороде в XIV в.Вспыхнула чума, Go-eohanes
построил церковь Андрея Стратилата за 24 часа, которая сохранилась до
этот день. Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасли.
людей от бедствий — эпидемии в Европе в то время унесли десятки
тысяч человеческих жизней.

Наибольшее количество
Эпидемия на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240-1480).

Монголо-татарское иго
грабили и опустошали русские земли, а также государства Центрального
Азия и Кавказ.Непрекращающаяся борьба русского народа заставила
завоевателям отказаться от идеи создания собственных
органы управления в России. Россия сохранила государственность, но на длительный срок
угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему
отставание русских земель в своем освоении от стран
Западная Европа.

Один из центров Россия
медицина
тогда был монастырь Кирилло-Бело-Зер, основанный в
1397 г. и не подверглась вражескому вторжению.В стенах монастыря на
начало XV века. Преподобный Кирилл Белозерский (13371427)
перевел с греческого Галиново на Гиппократа (Галенс комментирует
Собрание Гиппократа). При монастыре было несколько больниц. Один
из них в настоящее время отреставрированы и охраняются государством как архитектурные
памятник.

В XIII XIV вв.
на Русских землях укрепились новые города: Тверь, Нижний Новгород, Москва,
Коломна, Кострома и др.Москва стала главой союза русских
земли.

.

17 вещей, которые вы должны знать о русской культуре

1. Россия огромна.

Фактически, это самая большая страна в мире, ее площадь составляет 6 592 800 квадратных миль. Естественно, что с таким размером можно встретить самых разных русских, не имея возможности различить общие черты. Так что это не просто введение, это факт 1 о русской культуре. Уважайте разнообразие, это огромное место, где живет много разных людей.Неудивительно, что фраза «широкая русская душа» существует — так много нужно сказать, узнать и, самое главное, почувствовать о том, что такое русские.

2. Тем не менее, есть русский характер, и некоторые традиции и черты, которые вы заметите у подавляющего большинства россиян. Для простоты они разделены на категории.

Взаимоотношения в русской культуре

3. Что касается романтических отношений, русские девушки обычно очень традиционны и ориентированы на семью, как и большинство женщин из Восточной Европы.

Многие люди все еще выходят замуж в очень раннем возрасте, и большое внимание уделяется скорейшим родам. Для женщин особенно важно иметь детей, пока они еще молоды и плодородны. По этой причине русские дамы (как и украинские женщины) не подходят для краткосрочных отношений и однодневных отношений — с раннего детства они ценят стабильные долгосрочные отношения и создание семьи.

4.Пары с разницей в возрасте — это норма в России.

Фактически, статистика показывает, что в большинстве браков существует определенная разница в возрасте между партнерами, причем жена обычно моложе. Многие русские девушки предпочитают встречаться с мужчинами постарше и активно их преследуют, так как они считаются более стабильными как в финансовом, так и в психологическом плане. В отношении женщин, имеющих романтические отношения с более молодыми парнями, по-прежнему существует много стигмы — это воспринимается как неестественное и отчаянное в русской культуре.

5. Группы друзей довольно тесно связаны, и люди обычно не хотят заводить новых друзей.

Не поймите меня неправильно, русские очень вежливые и практичные, но они не так быстро подберутся к новому знакомому. В то же время они очень интересуются людьми из разных культур, поэтому ваш статус иностранца часто помогает вам заводить друзей. Они любят знакомить других со своими русскими традициями и образом жизни и очень гордятся тем, что делает русскую культуру уникальной.

Вечеринки и гостеприимство

6. Несмотря на то, что русские не торопятся, прежде чем стать другом, русские очень общительные люди и любят принимать гостей даже без особого повода.

Приходя в гости к кому-нибудь домой, будь то ужин, послеобеденный кофе или домашняя вечеринка, никогда не приходите с пустыми руками. Хозяева наверняка позаботились о том, чтобы еды и напитков было много — оставлять гостей хотя бы без перекуса считается невероятно грубым.

Вот почему в знак признательности за их усилия вы также должны что-то принести. Пусть повод станет вашим проводником в этом. Например, если вы собираетесь выпить перед напитком, принесите напиток (бутылка пива или водки подойдет) или закуску для вечеринки, например чипсы. Если вас пригласили на ужин, гораздо лучше подойдут вино, хороший десерт, сыр или другой деликатес. Не забудьте принести сладости детям, которые там могут быть.

Подробнее: Трудно ли учить русский язык?

7.Это немного стереотип, что русские вечеринки становятся очень дикими, очень быстрыми.

Хотя это может быть правдой, а может и нет, пьянство в России — это большое дело. Водка, что неудивительно, является предпочтительным напитком, и все тосты являются тостами снизу вверх. Не думайте, что вы можете перепить русского. Скорее всего, у вас не получится, и весь этот опыт может привести вас к токсикологии.

Традиции и верования русской культуры

8. Религия имеет значение, и даже неверующие уважают церковь.

Это может стать неожиданностью, особенно для страны, где атеизм был правилом более 50 лет. Однако сегодня большинство россиян, даже если они не практикуют активно, считают себя православными христианами. Русская Православная Церковь обладает огромной властью над сердцами нации, и даже космические корабли крестятся перед взлетом.

PS: Санкт-Петербург, несомненно, один из красивейших городов планеты. Ознакомьтесь с этим руководством для эмигрантов в Санкт-Петербурге.Петербург.

9. Рождество не всегда бывает 25 декабря. Странно, правда?

Что ж, православные россияне придерживаются юлианского календаря, согласно которому Рождество приходится на 7 января. Другие религиозные праздники также переносятся, поэтому не удивляйтесь, если кто-то скажет вам, что они отмечают не так, как вы этого ожидаете.

10. Перед религиозными праздниками бывает пост.

Для православных христиан это означает исключение продуктов животного происхождения из своего рациона на несколько недель перед большим праздником, например Рождеством.Но пост — это не временное веганство, ведь в определенные дни разрешено есть рыбу, а креветки, икра, креветки и другие деликатесы из морепродуктов разрешены в течение всего поста. Кроме того, мед — это нормально. Так что это странный вид еды на растительной основе в религиозных целях. В нем сказано, что ограничение того, что вы потребляете, помогает сосредоточиться на духовной подготовке к празднику. Вы увидите множество продуктов, отмеченных как подходящие для людей, соблюдающих пост. Это широко распространенная традиция, которая доказывает, насколько россияне по-прежнему уважают православное учение.

11. Русские уважают религиозные праздники, но их любимый праздник — нерелигиозный Новый год.

Он отмечается шумными вечеринками, большим количеством выпивки, танцев и фейерверком в полночь. Довольно стандартно, правда? Одна симпатичная и неожиданная вещь: дети действительно получают подарки в канун Рождества И Нового года.

Русский аналог Деда Мороза — Дед Мороз (Дед Мороз), которому обычно помогает Белоснежка. Эту женщину не следует путать с той, которая жила с семью гномами, хотя у них одно и то же имя.Говорят, что она внучка Деда Мороза, и о ней тоже есть отдельная сказка.

12. Второй по популярности праздник опять же, не религиозный, а День Победы.

День победы Советского Союза над фашистской Германией отмечается 9 мая. Ежегодно в Москве, как и в других городах страны, проходит грандиозный военный парад. Для местных жителей эта демонстрация военной мощи — напоминание о славном прошлом и источник национальной гордости в русской культуре.Подобный праздник — День защитника Отечества — отмечают люди, которые воевали и продолжают сражаться за Россию.

13. Русские суеверны до такой степени, что некоторые их верования превращаются в простые социальные нормы.

Одна очень распространенная традиция — сидеть в тишине перед отъездом в дальнее путешествие. Большинство российских семей так и поступают — пройдя через хаос упаковки, проверки, не забыто ли что-нибудь и подготовки дома к более длительному отсутствию, они молча сидят на диване несколько минут.Невыполнение этого считается плохим предзнаменованием.

Еда

14. Блины — это потрясающе аппетитный способ проникнуться русской кухней.

Эти крошечные пористые блинчики одинаково хорошо сочетаются с шоколадной пастой и икрой. Собственно, ни в коем случае нельзя пропустить блины с икрой — они являются идеальным нейтральным фоном для крепкого вкуса икры.

15. Гречневая каша — еще один основной продукт русской диеты, более известный как каша.

Зерна гречки кипятят в воде или молоке, если вы хотите по вкусу, а затем подают с маслом и разными начинками. На завтрак русские готовят его с молоком и добавляют много сахара, чтобы подсластить, а если они используют его в качестве гарнира к чему-нибудь пикантному, то топят его маслом и сметаной. Хотя сливочное масло — не самая здоровая пища в мире, гречка — тоже. Он не только богат белком и микроэлементами, но и насыщает вас на более долгие часы, чем кукурузные хлопья, к которым вы, возможно, привыкли.

16. Еще одно блюдо, которое нельзя пропустить, и все — пельмени.

На самом деле нет хорошего объяснения того, почему именно вареное тесто с мясной начинкой такое потрясающее на вкус, но это так. Обычно они лучше в ресторанах, где повара сами готовят тесто, но даже если вы видите их в морозильной камере супермаркета, попробуйте. Просто прокипятите их несколько минут и подавайте со сметаной (вы заметите, что многие русские блюда подают со сметаной).

17. Как пить водку в русской культуре.

Теперь, когда мы упомянули, что россияне употребляют непристойное количество алкоголя (до такой степени, что алкоголизм и связанные с ним проблемы становятся большой проблемой в российском обществе), давайте узнаем, как именно они пьют. В первую очередь не с основным блюдом, а с закуской или салатом. Есть целый ряд блюд, закусок, приготовленных специально к водке. Соленья, икра и салат из свеклы (винегрет) — это лишь некоторые из них.В любом случае помните, что употребление алкоголя в русской культуре — это разговор и общение, и ваша печень будет вам благодарна, если вы попытаетесь потреблять ответственно.

Это может быть неуместный заключительный абзац, поскольку последним пунктом в списке была водка, но я хотел бы отметить, что еще многое предстоит узнать о русской культуре. Например, русская литература очень богата, красива и оказала огромное влияние на европейскую литературу в целом. То же самое и с российским кино, музыкой и исполнительским искусством.

К сожалению, многое из этого остается малоизвестным людям с Запада. Поэтому я призываю вас попробовать и ощутить эти особенности русской культуры, даже если вы делаете это со стаканом ледяной водки в руке.

-EET

PS: Если вам интересно познакомиться с русскими девушками, это отличное место для начала.

.

Культура России

Русский и другие языки

Самый распространенный язык в России — русский язык. Однако число говорящих еще на восьми языках превышает миллион человек каждый. Республики в составе Российской Федерации могут иметь свои государственные языки и, как правило, пользуются этим правом.

Несмотря на усилия по сохранению и развитию местных языков, все еще существует тенденция к языковому сдвигу, когда фактически родным языком нерусских граждан является русский, а поверхностное знание родного языка (языка своей этнической группы). ) становится не более чем маркером этнической принадлежности.

Русская литература

Русская литература отражала не только эстетические, нравственные и духовные ценности и идеи. По мнению ведущих русских мыслителей, литература также стала философией России.

До 18 века светской литературы в России практически не существовало. Есть несколько памятников древнерусской литературы религиозного или летописного характера: «Повесть временных лет», «Сказка о полку Игореве», «Молитва Даниила Изгнанника», «Житие Александра Невского».Народное искусство того периода представлено сказками.

В XVIII веке в России появилось много светских писателей и поэтов: поэты Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Гавриил Державин, Михаил Ломоносов; писатели Николай Карамзин, Александр Радищев; драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин.

Самые известные поэты России: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Александр Блок, Сергей Есенин, Анна Ахматова, Владимир Маяковский и многие другие.

Самыми известными писателями России являются Федор Достоевский, Лев Толстой, Иван Бунин, Владимир Набоков, Иван Тургенев, Антон Чехов и многие другие.

Русская живопись

Первые реалистические портреты появляются в России в 17 веке. В середине — конце 18 века в России появились художники Левицкий и Боровиковский. Выдающиеся художники первой половины 19 века: Кипренский, Брюллов, Иванов.

Во второй половине 19 века было основано творческое объединение русских художников «Товарищество передвижных художественных выставок» («Передвижники»), в которое вошли такие великие художники, как Васнецов, Крамской, Шишкин, Куинджи, Суриков, Репин, Саврасов. .

На рубеже 19-20 веков действовало объединение «Мир искусства». Его участниками или художниками, близкими к движению, были Михаил Врубель, Кузьма Петров-Водкин, Николай Рерих, Исаак Левитан.

В конце 19 — начале 20 века Россия стала одним из центров авангардного искусства: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Марк Шагал, Павел Филонов.

Сегодня в России много художественных музеев и галерей. Самые известные — Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге.Петербург.

Другие черты русской культуры

Русская классическая музыка известна наследием таких великих композиторов, как Петр Чайковский, Михаил Глинка, Римский-Корсаков, Николай Андреевич, содружества композиторов «Могучий букет», Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского. Наиболее известные советские композиторы — Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Альфред Шнитке.

Русское театральное искусство — одно из самых перспективных в мире.В России есть театры с мировой известностью, такие как Мариинский театр, Большой и Малый театры.

В России развито и популярно цирковое искусство. Среди известных артистов цирка — клоуны Юрий Никулин, Олег Попов; иллюзионисты Эмиль Кио и Игорь Кио, тренеры Владимир Дуров, братья Эдгард и Аскольд Запашные.

Фильмы производства России и стран-предшественников — лауреаты крупнейших международных кинофестивалей, таких как Берлин, Канны, Венеция, Москва.

Советская анимация известна во всем мире. На самых известных студиях СССР и России («Союзмультфильм», «Центрнаучфильм», «Киевнаучфильм») были сняты тысячи мультфильмов. В 2003 году в Токио лучшим мультфильмом всех времен был признан мультфильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане».

Отдельно стоит упомянуть такой символ русской культуры, как «матрешка» — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся аналогичные куклы меньшего размера.

Русская кухня

Кухня России, как и культура России, состоит из двух частей. Первая и самая значимая его часть — русская кухня, основанная на славянских традициях, а также традициях, заимствованных у других народов, со временем вошедших в состав Российского государства.

Вторая часть кухни России относится к национальным традициям народов и национальностей, проживающих в стране. Кухня каждого народа имеет свои уникальные блюда и способы их приготовления, основанные на местных продуктах и ​​приготовленные с помощью оригинальной кухонной утвари.

Самые известные блюда кухни России — борщ, винегрет, пироги, блины, щи, квас, морс и другие.

.