Содержание

Обязанности детей. Традиции православного воспитания

Обязанности детей

Священное Писание, или Библия, указывает всем, что «Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою» (Сир. 3, 6). Родительское благословение – это величайшее наследство для детей, и они должны стараться получить его. Приходит время подставить своим старым родителям плечо и позаботиться о них, с благодарностью вспоминая то, что родители делали и чем жертвовали ради своих детей. Те, кто забывает своих родителей, будут судимы Богом как несправедливые и неблагодарные люди.

Какое благословение будут иметь семьи, где мать оставили умирать, забрав себе ее имущество и не дав порадоваться своим внукам? Человек, заботящийся о своих родителях, имеет большое благословение от Бога.

Благословение матери – это особенно великое дело, это самое большое богатство. Все у такого человека ладится – дети здоровы, на работе все хорошо.

Если хотите в жизни вашей благополучия, то старайтесь жить согласно заповедям Божиим, а не простым обычаям человеческим. Главная же заповедь в обетовании: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». Неуместные выходки или вспышки перед родителями ни в коем случае неизвинительны. Между людьми бытует мудрое слово: яйца курицу не учат.

Родители – старшие, дети – младшие. Именно поэтому никогда дети не должны держать зло на своих родителей. Самый тяжкий грех – оскорблять их, поднимать руку на родителей, злословить.

Юному возрасту прежде нужно научиться обуздать себя, быть сдержанным на язык. И вообще благонравным и скромным поведением и обращением с другими отражать от себя всякие противозаконные и богопротивные мысли. Если люди смотрят только на лицо, то Бог взирает на сердце; и от него зависит участь наша, как в настоящей, так и в будущей жизни.

О почтении к старшим сказано в Писании: «Старцу пакости не твори». Тем более дети обязаны почитать своих родителей, стараясь успокоить их, заботиться и всячески выказывать свою любовь. Вспомним, что дети в прошлом веке всегда обращались к родителям на «вы». «Вы, мама, вы, папа», – так подчеркивалось уважение к родителям. Родители для детей были самым высоким авторитетом, их почитали и уважали, кем и какими бы они ни были.

Долг детей – проявлять всякую благодарность родителям, ведь от них они получили жизнь. Они должны проявлять ее в том, что во всяких нуждах помогать, в старости не оставлять без попечения и заботы. Об этом говорит Священное Писание. В Притчах мы читаем: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; не пренебрегай матери твоей, когда и она состарится». Наше современное общество превращается и уподобляется диким зверям, чудовищам жестоким – ведь сколько родителей терпят от своих собственных детей различные унижения: их сдают в дома престарелых, притесняют, оскорбляют… или просто не замечают.

Помнится, несколько лет назад родители знаменитого путешественника, не будем называть его имени, через газету разыскивали своего сына. Он преодолевал трудности, переплывал на плоту моря-океаны, устанавливал мировые рекорды, а своих родителей не видел, не замечал – просто не приезжал лет 10–15. Каким же он предстает перед нами – героем или ничтожным человеком, забывшим о своих старых, немощных родителях?

Вспоминается и такой случай: в нашем доме жили родители-алкоголики. Бедный их сын, лет 10, он часто ходил голодный, в морозы без зимней одежды, часто бывал битым пьяными родителями. Все соседи подкармливали его чем могли, и добились, чтобы алкоголиков – маму и папу – лишили родительских прав. Мальчика отправили в детский дом, но он убежал и пришел опять к себе домой, к своим родителям. Для всех казалось непонятным – там должно быть ему лучше. Когда его спросили, почему он вернулся, мальчик ответил: «Я люблю их».

За неисполнение духовных законов нашей жизни – Заповедей – Господь жестоко наказывает, если не жестокосердных детей, то их будущее поколение.

Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им и утешать их во всем, повествует нам настольная книга на Руси – «Домострой».

Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им Божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними будете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет вовеки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать – тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется праведным перед Богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: «Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы Господней». Он назвал нечестивыми тех, кто обесчесит своих родителей. И еще сказал: «Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери, – пусть склюют его вороны и сожрут орлы!»

Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей, и в день печали спасет их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое. Утешающий мать свою творит волю Божью и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, успокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», – этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его. (Домострой. С. 47–49).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ДОМОСТРОЮ















ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?












⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6Следующая ⇒

В Домострое нашли отражение многие реалии жизни средневековой Руси — идеологические, социальные, политические, бытовые, но при всей сво­ей многогранности этот источник может быть использован с известной долей осторожности.

В частности, он не может дать сколько-нибудь одно­значного ответа на вопрос о правах женщины на Руси XVI—XVII вв. в связи с тем, что его автор (или авторы) не знают современного разделения на «права» и «обязан­ности». У членов семьи, по Домострою, нет прав (как нет их вообще у христианина; есть только обязанности перед Богом). Это относится не только к женщине, но и к муж­чине — главе дома, так что если бы исследователь задал­ся целью изучить права мужчины того времени, он был бы вынужден сделать вывод о закабалении мужчины семьей. И если Домострой, по выражению его исследователя И. Е. Забелина, «не оставляет невинного удовольствия для женщины», то он точно так же не оставляет его и для мужчины, последовательно изгоняя из быта любые игро­вые проявления, будь то языческие игрища или игры типа шахмат, относя все это к сфере бесовского. Единственный признаваемый вид праздника — пир — и тот рассматри­вается не с точки зрения удовольствия или отдыха, а с точ­ки зрения забот хозяина дома по его устроению и заботы о его «благолепии»1. Главная добродетель по Домострою — труд физический и нравственный.

При всем своем стремлении дать христианскую нор­му семейной жизни, Домострой не является норматив­ным документом в буквальном смысле этого слова: он ус­танавливает норму не юридическую, а нравственную (часто обосновывая ее соображениями практическими, доказывая, что жить правильно — и богоугодно, и вы­годно).

 

«Дом» и «семья» в Домострое

На вопрос о том, существовала ли для русского за­житочного горожанина XVI в. сфера жизни, отличная от публичной, закрытая, Домострой, с моей точки зрения, отвечает утвердительно. Более того, она имеет зримую границу — высокий забор вокруг усадьбы, состоящей из жилых и хозяйственных построек, сада и огорода. Ко­нечно, в такой усадьбе жила не малая семья, а сообщест­во, включавшее «домочадцев» и слуг, что создавало осо­бую малую публичность уже внутри границы забора.



О существовании близкого круга людей яркое свиде­тельство дано в Измарагде: «Се бо лицемерие есть. Еже чюжих наделяти сироты, а род или челядь нази и боси и голодни. И когда же душами их опечалишса телесного неисправя, каковыми Божий страх приведши я, а телес­ными недостатки оскорбляя их»2. И уже совсем прямо: «Не презри первее домашняя своя и род ево и бес печа­ли сотвори и». Таким образом, «домашние», включаю­щие «род» и «челядь», — это первый круг человека, и забота о них — его первая обязанность, причем прежде чем заботится о душе своих домочадцев, хозяин обязан подумать об их «телесных» нуждах.

О том, кто такие «домочадцы» и каков их вероятный статус, Сильвестр пишет в Домострое так: «А ныне до­мочадцы наши все свободны, живут у нас по своей воле, видел сам, чадо мое, многих ничтожных, сирот и рабов и убогих, мужского пола и женского, и в Новгороде, и здесь, в Москве, которых вскормил и вспоил до совер­шеннолетия, обучил тому, кто чего достоин. А мать твоя многих девиц и вдов, нищих и убогих, воспитала и, наде­лив приданым, замуж выдала, а мужской пол поженили у добрых людей, и все те, дал Бог, свободны, своими доб­рыми домами живут, многие в священническом и дьякон­ском чине, и в дьяках и подьячих и во всех чинах: кто к чему склонен и в чем Бог благоволил»3.

Называет он домочадцев еще «скормленники и послуживцы». (Отметим, что Сильвестр считает необходи­мым напомнить сыну не только о своих хлопотах по обу­стройству домочадцев, но и о стараниях и заботах своей жены, которая самостоятельно опекала «пустошных», т. е. бездомных девиц и вдов.) «Домочадцы» — это «ча­да (дети) дома» — люди, зависимые от хозяина дома ли­бо по причине несовершеннолетия, либо по своей неспо­собности к самостоятельной жизни в силу физического недуга, бедности, или оказавшиеся в кабале как должники. И хотя пути поступления в эту категорию были различ­ны, всех «домочадцев» объединяет свойство, на которое обратил внимание еще И. Е. Забелин, писавший о том, что «целостной личностью» в Домострое оказывается лишь хозяин, «государь» дома, «все остальное имеет зна­чение неполноты, неоконченности, вообще значение дет­ства»4. Слуги, «челядь», судя по тексту нашего источни­ка, входят в понятие «домочадцы», но не покрывают его. Именно по отношению к челяди в Домострое употребля­ется термин «семья». В главе «Наказ от государя ключ­нику, как еду постную и мясную варить и кормить семью в мясоед и в пост» сказано, «какое питье носить для го­сударя и государыни, и для семьи и для гостя»5; и далее в этой же главе говорится: «Наказ государя или государы­ни, как варить для семей челяди и для нищих скоромную и постную еду»6.




Как видно из приведенного выше отрывка из посла­ния Сильвестра к сыну, статус домочадца не обязательно был пожизненным. Из «домочадцев» можно было пе­рейти и в священники, и в дьяки, и в торговцы. Человек мог жениться (выйти замуж), обзавестись своим домом и стать даже своего дома «государем», и, если верить Сильвестру, своим свободным положением его домочад­цы были обязаны ему. Что же до челяди, то она остава­лась челядью и в случае женитьбы (замужества).

При этом статус женатого человека в Домострое вы­ше, чем статус холостого, называемого «молодым челове­ком», которого легко обидеть, и «одиноким человеком», к которому предъявляются менее высокие требования по организации домашнего быта и «представительства». Более того: «А коли одинокий человек, а не богатый, но запасливый»7.

О доме, по Домострою, судят не только по хозяину, главе, но и по слугам, и «вежливый» слуга — «похвала» государю и государыне8.

Дом стремится оградить себя от вмешательства из­вне тем, что представляет себя окружающим наиболее благополучной своей стороной. Это находит выражение и в заботе об одежде хозяина и «домочадцев». Одежда подразделяется на «ходильную», «страдную» и «луч­шее», и даются прямые указания в ее употреблении: «А всем дворовым людям наказ: всегда что делают в ветшаном платье, а как пред государем и при людех — в чи­стом во вседневном платейцы, а в праздники и при добрыхъ людех или с государем или с государынею где быти, ино в лучшем платьи»9. Так же и государыне надлежит переодеваться в лучшее платье для приема гостей или по­хода в гости.

Домашнее сообщество стремилось оградить себя от вмешательства сплетен и пересудов в свою внутреннюю жизнь. В сплетнях того времени существовала своя иерархия. Слуги чаще говорили о жизни хозяев, а потому Домострой специально останавливается на том, что по­сланный с поручением слуга или сын не должны говорить о делах дома. А для того чтобы легче было избежать рас­спросов, сами не должны ни расспрашивать, ни слушать: «А слугам своим приказать с людьми не сплетничать, и где в людех были и видели что нехорошее — о том дома не говорить, а чего дома делается, того в людех не рас­сказывать, а о чем начнуть спрашивать — не отвечать, не знать и не ведать. Поскорее развяжешься, да и домой, да говори о деле, а иных вестей не приноси, тогда между государями никакой ссоры не будет».

Отметим, что в данном случае речь идет не о клеве­те или лжи, а о любой передаче информации, в том числе и точной. Указана и причина неодобрительного к ним от­ношения — слухи могут быть причиной ссоры с соседя­ми или внутри семьи, а кроме того, и способом челяди ма­нипулировать своими хозяевами, приобретая таким образом влияние на внутрисемейные отношения. Отсюда и советы «государыне» не слушать «робу или холопа».

Предметом пересудов у хозяек чаще всего бывали семейные обстоятельства более высокопоставленных се­мей, а потому добронравная хозяйка должна была ска­зать любознательной собеседнице: «Не ведаю аз ничего того и не слыхала, и сама о ненадобном не спрашиваю, ни о княгинех, ни о боярынях, ни о суседах не пересу­жаю»11. Интерес русских горожан к пересудам и сплет­ням подметил еще В. И. Жмакин. Существование же их подогревалось интересом к внутренней жизни семьи, за­крытой, а потому еще более интересной. Само наличие сплетен свидетельствует о существовании приватного и интереса к нему. Тот же Жмакин показал, что пересуды не только удовлетворяют праздное любопытство (или сенсорный голод), но и используются для компромета­ции неугодных12.

Самое страшное наказание (вслед за Божиим судом, разумеется), известное автору Домостроя, — «от людей смех и осуждение», что свидетельствует о зависимости семьи от равного социального окружения, с одной сторо­ны, и о стремлении сохранить семейные отношения в тай­не, точнее, продемонстрировать «обществу» самые благополучные семейные обстоятельства, выделить тем са­мым сферу «приватного» — с другой.

Наказанием оказывается «позор»: буквальный пере­вод этого слова — «всеобщее обозрение». С одной сто­роны, это свидетельство независимости от коллектива, с другой — безусловно, признание наличия «сокровенно­го» в человеке. И особая роль в публичности наказания принадлежит смеху. Смех, как известно, многофункцио­нален, и одна из его функций — снижение уровня вос­приятия. Тот, кто оказался предметом публичного осме­яния, может считать (по всей видимости, и считал), что его личный статус публично снижен, пусть только вре­менно.

Закрытая целостность дома и его благополучие под­вергаются и более серьезным испытаниям. В одной из ре­дакций нашего памятника (в переложении на современ­ный русский) они описаны так: «Много слышно о бабах потворенных [знахарках, сводницах. — Л. Н.], что обо­крав государя с государыней, а также многие женки и девки, с чужими мужиками убегают, а когда принесут ему [мужику], что украли, он ее или убьет или утопит. Или жонка или девка по воду пойдут или белье полоскать, а там с мужиком и сговорятся, но это заметно, посколь не со своим мужем разговаривает, а бабе проще. Назовется она торговкою и предлагает товар для государыни, когда же слуги попросят у нее товар, чтобы показать хозяйке она скажет, что товар есть, но не при себе, и исчезнет дня на два, а потом как бы случайно покажется тем слугам на глаза и назовет несколько имен почтенных государынь, у которых она якобы в чести, слуги же зазовут ее к своей хозяйке». Так действуют сводницы и ворожеи. Чтобы избежать подобной опасности, «государыне» не следует слишком часто беседовать со слугами, а слуги бы, в свою очередь, «з дурными речми к государыне не приходили и волхвов с корениями и с зелием, кто тем промышляет, с теми бы отнюд не зналися и государем своим про тех не сказывали»13. Таким образом, по мысли автора, лучший способ избежать соблазна — не знать о нем.

Эта бытовая зарисовка — единственная в дошедшей до нас редакции Домостроя. Можно предположить, что в первоначальном варианте их было больше и они после­довательно убирались из текста по мере того, как его стиль приближался к нормативно-нравоучительному. Возможно также, что этот фрагмент из основного текста принадлежит перу самого Сильвестра — во всяком слу­чае, заключительная часть его «Послания к сыну», оче­видно, с ним перекликается: «…и волхвов и кудесников и всякого чарования не знала бы [жена. — Л. Н.] и в домы не пущали ни мужиков, ни женок»14.

Из приведенной зарисовки видно, как тесно, по представлениям Домостроя, связаны между собой все члены домашнего сообщества: доверчивость и уступчи­вость слуг ведут к их гибели, нанося в то же самое время имущественный ущерб всему дому. А желание слуги уго­дить хозяйке и развлечь ее может быть опасно и для че­сти хозяина дома. От опасностей подобного рода можно защититься с помощью сужения контактов с «чужими», за чем надлежит также следить «государю», хотя умный слуга и сам способен охранить хозяев от опасностей тако­го рода.

Вторжение извне Домострой воспринимает не толь­ко как опасность, но и как преступление, на которое может отважиться только безнравственный человек, вор и убийца. Сужать круг общения для того, чтобы оберечь дом от чужих — врагов, не значит, по Домострою, пре­кратить контакты вообще. Общение с людьми, как бы мы сказали, «своего круга» может быть и полезным в том числе и для хозяйки дома, если она использует это обще­ние для того, чтобы перенимать у своей гостьи доброе и полезное (как лучше вести хозяйство, разбираться со слугами, рукодельничать и т. п.). Во время подобных ви­зитов «государыня» демонстрирует и свои добродетели, как бы предъявляя их миру соседей и «добрых» или «знаемых» людей. К таким же демонстрациям своего благополучия и благопристойности относятся, по мысли автора Домостроя, праздники и семейные пиры, в кото­рых принимали участие и домочадцы. «Пир с благодаре­нием», т. е. приглашением на семейное торжество свя­щенников и монахов, устраивался довольно часто и был и богоугодным делом, и формой «предъявления» себя об­ществу, и удовольствием. Поводом к празднованию бы­ли «именины, свадба, или родины, или крестины, или о родителех память»15. (Не являясь предметом особого рассмотрения, удовольствия в Домострое все же присут­ствуют. К ним отнесены удовольствие от вкусной и раз­нообразной еды, от хорошо сделанной вещи, от «устроя в доме», куда «как в рай войти», наконец, от почета и ува­жения со стороны соседей и «людей знаемых».)

 

 

Семейная иерархия

Внутрисемейные отношения в Домострое выража­ются прежде всего через организацию семейного домашнего обихода с разграничением функций между членами семьи.

Обязанность главы семьи («государя») — забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духов­ном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоде­лием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспи­танием и обучением дочерей (обучение сыновей — обя­занность отца). Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и на­едине.

Жена, так же как и муж, имеет право отдавать при­казания ключнику и слугам; однако, отправляясь в гости или принимая гостей, она должна спрашивать у мужа со­вета, как и о чем с ними говорить. Кроме того, она не должна «слушать холопа или робу», которые, как мы ви­дели, по мнению автора Домостроя, часто оказываются сводниками.

О том, какую роль могла играть женщина в семье, интересные свидетельства дают покаянные книги, осо­бенно та из них, которая названа «Вопрос женам властетельскимъ»16. На исповеди властетельских жен надлежа­ло спрашивать: не велела ли своему отцу, или брату, или мужу осудить на смерть невиновного или в суде обвинить невиновного за взятку; не мучила ли челядь без вины и не морила ли челядь голодом или холодом; не била ли бере­менную рабу так, что у той случился выкидыш; не зани­малась ли ростовщичеством; не продавала ли холопов в гневе; не ревновала ли мужа своего к рабыням; не изме­няла ли мужу со своим рабом; не замышляла ли чего против мужа; не велела ли мужу бить и наказывать невин­ную челядь, не имела ли злого умысла с мужем на госу­даря или о сдаче города врагам. Весьма знаменательно то, что исповедующего в данном случае не смущает сам факт влияния женщины на мужа, отца, брата — его вол­нует только то, насколько женщина в своих действиях руководствуется соображениями справедливости, чест­ности и чести. В любом случае эти вопросы обращены к женщине влиятельной и сильной и плохо сочетаются с распространенным представлением о русской знатной женщине как бесправной «теремной затворнице».

То отношение к женщине, точнее, к жене, которое как тенденция присутствует в Домострое в более позднее время, ярко проявится в «Завещании отеческом» Посошкова: «А без совета, наипаче безъ женняго, отнюдъ ничего не твори, — советует он сыну, — понеже она отъ Самого Бога дана тебе не ради порабощения или токмо послужения, но ради самые помощи, и приялъ ты ее отъ Святыя Церкве, за благословениемъ презвитерскимъ и в соединение Бог соединил васъ, дву человековъ, во едино­го. И посему, — продолжает Посошков, — аще кто будетъ жену ничтожить и претворять ю въ рабий образъ, и той будетъ Богу противно чинити: Богь ее нарекъ по­мощницею, а не работницею, и не просто помощницею, но подобною»17. Таким образом, мы можем заключить, что отношение к жене колебалось в достаточно широких пределах — от жестокого избиения, против которого восстает автор Домостроя, до признания женщины, же­ны, «подобною мужу», что при серьезном отношении к слову «подобный» у христианина звучит отнюдь не уни­чижительно. Конечно, по отдельным высказываниям трудно судить о преобладании того или иного стереотипа поведения по отношению к жене в обществе; но из самого факта, что и в Домострое, и у И. Т. Посошкова говорит­ся о необходимости уважительного отношения к жене, следует, что такой тип поведения не был единственным. Важно отметить, что он был не только возможен, но и предпочтителен с точки зрения русских моралистов.

В Домострое неоднократно декларируется полное послушание жены воле мужа, но в описании жизненных реалий роль жены выглядит иначе. «Добрая жена благо­разумным своим промыслом и мужним наказанием и доб­рым подвигом своих трудов» со слугами, если что сдела­ет лишнего, «ино и продаст, ино што надобе купить, ино того у мужа не просить»18. Работу мастериц также кон­тролировала сама государыня, она же могла их поощрить и приглашением к господской трапезе.

Жена в Домострое является регулятором эмоцио­нальных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «госуда­рем», она же отвечает и за семейную благотворитель­ность (нищелюбие и странноприимство) — важный фак­тор духовной жизни, проявления которой одобрялись Церковью и обществом.

Женоненавистнические мотивы имели достаточно широкое хождение на Руси. Но существовало и отноше­ние, подобное тому, которое выразил митрополит Дани­ил. Его отношение к женщине нельзя назвать женонена­вистническим, и в этом, вероятно, он отражает взгляды определенной части современного ему общества: он не ненавидит женщину, он просто не рассматривает ее как нечто самостоятельное; женщина у него всегда присутствует в соотнесении с мужчиной — мужем, отцом, свя­щенником и т. д.

В Домострое, создавая идеал домашней жизни, со­ставитель заботился и о создании образа идеальной же­ны. Правда, в данном случае он совершенно не оригина­лен, поскольку использует текст, включенный еще в «Повесть временных лет» из Притчей Соломоновых (см. Притч. 31,13—22): «Обретши волну и лен, творит благопотребна рукама своима, бысть яко корабль куплю деющ: издалече збирающ все богатство. И восстает из нощи, даст брашно дому и дело рабыням. От плода ру­кою своею насадит стяжания много. Препоясавши креп­ко чресла своя, утвердит мышца своя на дело. И чад сво­их поучает, також и рабынь и не угасает светильник ея во всю нощь: руце свои простирает на полезная, локти же свои утверждат на вретено. Милость же простирает убогу, плод же даст нищим — не печется о дому своем муж ея. Жены ради доброй блажен есть муж и число дней его сугубо, жена бо мужа своего честнее творяще»19.

Источником высокой оценки роли жены и матери в Домострое является представление о браке как о христи­анском таинстве. Девственное состояние в том же Домо­строе оценивается как более высокое, но и брак остается Божественным установлением, которому надлежит сле­довать, «телесную чистоту» храня.

Воспитанию детей в Домострое посвящены четыре главы. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что вопросы регулирования рождаемости и детской смертности совершенно выпадают из поля зрения автора, точнее, относятся им к ведению Сил Небесных. Но смерть ребенка — горе, и он стремится утешить родителей, потерявших ребенка: «Аще которое чадо Бог возь­мет в покаянии и с причастием, то от родитель бескверная жертва Богу приносится и премилости просити и ос­тавление грехов о родителех своих»20. Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естест­венное, так же как и забота об их телесном благополучии; менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. В памятнике говорится о «воспитании», «наказании» и «поучении» детей, где «воспитанием» на­зывается забота об их физическом развитии, «наказани­ем» — забота о нравственном воспитании, а «поучение» чаще обозначает заботу о развитии религиозном.

Автор предлагает при воспитании детей учитывать их возрастные и психологические особенности, а также имущественные возможности «дома»: «И по времени и по детем смотря и по возрасту учити их рукоделию, кто чему достоин, каков кому просуг даст Бог»21.

Статьи о воспитании детей содержатся и в Измарагде: речь идет о воспитании через телесные наказания. Статья, озаглавленная как «Слово от притчи о наказании к родителем» гласит: «Аще ли не слушают тебе твои де­ти, то не пощади и 6 ран или 12 сыну и дщери, аще ли ви­на зла, то 20 ран плетью наказайте»22. Следующая ста­тья, приписываемая Иоанну Златоусту — «Како иметь челядь», советует и слуг бить 6,10, в крайнем случае 20 раз .23

Насколько все эти статьи о физическом наказании детей, жен и слуг можно действительно отнести к текс­там Иоанна Златоуста, показывает отрывок из реально­го текста Хрисостома, приведенный в статье Р. Ягодича: «Никакой порок не бывает так велик, чтобы побудить вас избивать женщин! Благовоспитанному мужчине не подобает поднимать руку даже на служанку и подвергать ее побоям. Большим позором считается для мужчины из­бить рабыню, но еще большим — поднять руку на сво­бодную женщину»24.

Конечно же, дети играли. Свидетельство тому со­хранилось и в Домострое, который советует следить за тем, чтобы «робята» не заигрывались с лошадьми, когда гонят их на водопой. В данном случае запрет на игру мо­тивировался соображениями не воспитательными, а вполне меркантильными — заботой о сохранности ло­шадей. Отметим, что это единственный в нашем памят­нике случай употребления слова «робята», что представ­ляется неслучайным, поскольку Домострой очень точен в своей лексике, и слово «работа» употребляется только для обозначения тяжелого, унизительного или прямо подневольного труда. И то, что дети, или «чада» назва­ны здесь «робятами», свидетельствует о том, что речь идет о детях челяди.

Домострой советует: «не смейся к нему [ребенку. — Л. Н.] игры творя»25. Объяснение причин осуждения смеха во время игры с ребенком, вероятно, присутствует у Посошкова, который в своем «Завещании отеческом» рассказывает о том, что родителям доставляет удоволь­ствие с малых лет приучать ребенка к непочтительным формам поведения: отцу нравится учить ребенка бить в игре мать по лицу, а матери — таскать отца за бороду26. Возможно, именно такие игры и связанный с ними смех и осуждаются в Домострое.

Забота родителей в отношении дочерей — обучение их «вежеству», сохранение их целомудрия («девства») и сбор приданого, которое «разсудной отец» начинает копить сразу же после рождения дочери и в случае ее смер­ти отдает на помин души. При выборе мужа рекоменду­ется особое внимание обращать на то, чтобы муж был «в версту», т. е. имел примерно равное социальное и иму­щественное положение. Следует отметить, что в этом со­вете содержится забота не только о жене, но и о муже, так как в случае социального или имущественного пре­восходства жена имела значительно больше шансов пре­вратиться в ту «злую жену», которую так красочно опи­сывал еще Даниил Заточник.

Главная обязанность детей — любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Исток этой обязанности — и духовный, и практический, и эмоциональный, особенно в отношениях с матерью: «Не можеши бо ее родити и тако ею болети, яко она о тебе»27. В Стоглаве глава о взаимоотношениях родителей и детей названа иначе, чем в Домострое. В Домострое есть главы «Како дети учити и страхомъ спасати» — о воспитании детей, и «Како детемъ отца и мати любити и беречи и повиноватися имъ и покоити их во всемъ». В Стоглаве две эти темы объединены в одну гла­ву, которая названа «О наказании чад своих» (глава 36). Выражения, в которых составлены указания об отноше­ниях к родителям, в Стоглаве и Домострое во многом по­хожи и восходят к главе Измарагда «Слово святых отецъ како детем чтити родителя своя», а оттуда — к тексту Священного Писания: «Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мк. 7, 10; см. также Исх. 20,12; 21,17. Стоглав, с. 299; Домострой, с. 88).

Однако Стоглав в данном случае лаконичнее Домостроя и не утверждает то, что Домострой: «Отчее благословение домъ утвердит, и материя молитва оть напасти избавит»29. Как видим, Домострой и в этом случае пишет о своеобраз­ной выгодности на этот раз родительской любви.

Если жена в семейной иерархии занимает место, близкое к главе дома (например, она вместе с мужем принимает гостей), то хозяйские дети по своему положе­нию ближе к слугам; они, в частности, могут использо­ваться в роли посыльных наравне со слугами.

Обязанности духовного и нравственного наставниче­ства не снимались с отца и после достижения сыном совер­шеннолетия. Напомним, что Сильвестр пишет наставление своему сыну Анфиму не только женатому, но и состоявше­му на царской службе. Воспитанию детей отводилось в «книжной» среде важное место, о чем свидетельствует, например, такой текст: «Если ты хорошо воспитаешь сво­их детей, а те своих, то до пришествия Христа пройдет твое воспитание, и ты за все это получишь награду как по­ложивший начало и корень доброму плоду». Да и сам До­мострой написан с целью наставить сына на путь правед­ный, выполнив тем самым долг перед Господом30.

 

Психология отношений

«Домашняя порядня» и «домовный обиход» обозна­чают в Домострое совокупность занятий по обеспечению домашнего мира, быта. Человеческие отношения же под­разумеваются под словосочетанием «дела, нравы и обы­чаи», что включает в себя поведенческие стереотипы, привычные реакции и представления о них.

Слово «нрав», как известно, в русском языке имеет минимум два сильно отличающихся друг от друга значе­ния: «нравы» («нравственность») — это представления о границах допустимого и хорошего в отношениях между людьми, а «норов» — способность выразить свои по­требности и желания в активной форме. (Иван Грозный, выбирая невесту, боялся, что у них будут «норовы роз­ные», т. е. не совпадут представления о границах воз­можного в проявлении желаний и внутренние установки.) В Домострое это слово имеет и еще одно значение: «уноровить» — поступить сообразно с желаниями и пред­ставлениями другого человека (так, жене рекомендует­ся «мужу уноровить»). Под «нравами и обычаями» Домостроя можно, вероятно, подразумевать современ­ные «быт и нравы», в то время как «делами» называют­ся не только поступки, но и эмоции и черты характера: «Кто чародейством и зелием и корением и травами на смерть или на потворство окормляет, или бесовскими словами и четаньями и кудесом чарует на всякое зло и на прелюбодейство, или кто клянется именем Божиим лож­но, или клевещет на друга в тех во всех делах и в обычеех и нравех [подчеркнуто мною. — Л. Н.] встает в человецех гордость, ненависть, злопамячение, гнев, вражда, обида, лжа, татьба, клятва, срамословие и скверносло­вие, и чарование и волхование, смех, кощуны, объядение, пияньство безвременное и всякая злая дела, и всякий блуд и всякая нечистота. И благий человеколюбец Бог, не терпя в человецех таких злых нравов и обычаев и вся­ких неподобных дел»31. Или другой пример: «Всякие не­подобные дела: блуд, нечистота, сквернословие и срамо­словие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство»32.

Все человеческие поступки, по Домострою, делятся на «доброе дело» и «злое дело». Среди добрых дел осо­бенно чтутся «труды праведные», под которыми подра­зумевается деятельность «правою силою» на собственное благо (точнее, благо дома), соотнесенная с христиански­ми представлениями. В отличие от автора более поздней поговорки «От трудов праведных не жди палат камен­ных», автор Домостроя хотя и знает уже о существова­нии «домов каменных», уверен, что праведные труды мо­гут принести и праведное «стяжание» или «имение», но не «богатство». По Домострою, нормой оказывается умеренная достаточность как в имущественном, так и в эмоциональном планах; избыток имущественный ликви­дируется через благотворительность и нищелюбие, кото­рым следует заниматься «по силе»: хотя дань христиан­ской жертвенности («сам займи, а страждущему дай») отдается, но у Сильвестра это скорее риторическая фигу­ра, нежели практическая установка. Нищелюбие же по­лезно по основаниям и нравственным (среди людей «сла­вен будешь»), и духовным: Богу угодишь, во-первых, и «будет кому молить за тебя пред Господом», во-вторых.

Интересный материал о характере межличностных отношений дает пресловутая глава о наказаниях. Отме­тим, что в тексте памятника она названа «Как избная порядня устроити хорошо и чисто» («Как порядок в избе навести хорошо и чисто»). И говорится в ней, в частно­сти, о том, что «в устрой как в рай войти»33.

В этой главе, во-первых, бить рекомендуется только за вину и ослушание «великое и страшное» и при отсут­ствии раскаяния, а во-вторых, осуждаются те, кто «с сердца и с кручины бьет», т. е. те, кто вымещает на близких свое раздражение или досаду. Это любопытный материал и характеристика желательных эмоциональных отношений в семье. Наказывать следует наедине (что от­носит наказание к сфере не только личного, но и тайно­го), «с любовью», а наказав, «примолвить» и «пожало­вать»; главное же, чтобы после наказания «гнева не было». Это высказывание представляется особенно ин­тересным в связи с тем, что гнев и его проявления имеют обычно прямое, непосредственное выражение, что отра­зилось в ветхозаветном «око за око», в то время как су­ществует и «отложенный гнев» — обида, которая редко выражается сразу и адекватно. Обиженный как правило ждет случая выместить свой гнев на обидчике, накапли­вая раздражение по мере ожидания, и выражает его кос­венным путем (скорее, «зуб за око»). Домострой призы­вает строить отношения так, чтобы не было не только обиды, но и гнева.

Автор этих рекомендаций (возможно, это и Силь­вестр; во всяком случае, в «Послании к сыну» содержат­ся сходные вещи — бить за большую вину, наедине и потом «примолвить»)34 явно считается с чувствами «дру­гого», пусть и виновного. При этом Сильвестр призыва­ет сына к «чистосердечию» в отношениях с близкими, имея в виду именно открытое, но находящееся под кон­тролем рассудка проявление как положительных, так и отрицательных эмоций.

Искушение определить возможный тип психологи­ческих отношений, который демонстрирует Домострой явно и скрыто, ненамеренно, одолевало многих исследо­вателей этого памятника от Забелина до Колесова. Усто­ять перед этим искушением тем труднее, что источников, позволяющих глубоко проанализировать психологию от­ношений в средневековой Руси, очень немного.

В настоящее время можно считать доказанным, что как определенные черты личности, так и стили мышления (или познания) и стереотипы (паттерны) реагирования и поведения передаются от поколения к поколению, и ре­шающее значение здесь имеют первые годы жизни ребенка, когда воздействие на личность не осознается; в дальнейшем оно трансформируется в автоматизм восприя­тия и реагирования. И поскольку возможность созна­тельной оценки значимости и адекватности реакций крайне ограничена (ведь речь идет о том возрасте, о ко­тором человек практически ничего не помнит), то они воспринимаются как само собой разумеющиеся, т. е. ес­тественные и единственно правильные. Говоря иными словами, стереотипы реагирования и поведения составля­ют важную часть ментальности.

В процессе становления личности (в данном случае употребление данного термина представляется оправдан­ным, если под личностью понимать индивидуальность, т. е. врожденные качества человека, проявляющиеся и трансформирующиеся в процессе взаимодействия с соци­альной средой) огромную роль играют механизмы обще­ния с близкими, членами семьи. Именно в процессе об­щения с ними у человека вырабатывается самооценка и способы реагирования на мир. Уровень самооценки же является одним из основных условий активной и гармо­ничной деятельности человека в мире.

Как высокая, так и низкая самооценка препятствуют нормальному развитию личности и адекватному восприя­тию действительности. Основным способом воспитания устойчивой высокой самооценки считается проявление любви к ребенку.

Если рассматривать с этой точки зрения «Послание к сыну» Сильвестра, то можно отметить, что в нем вербализированное чувство любви проявилось уже в обра­щении «милое мое чадо дорогое». Сильвестр не скрыва­ет и того, что именно отеческая любовь побуждает его заниматься воспитанием сына. Важна в данном случае и открытая ориентация на благополучную, успешную жизнь как свою, так и сына, уверенность в том, что он «успешности» достоин. Такие условия воспитания и ус­тановки, как вербальные, так и не вербальные, конечно, могли привести к воспитанию личности с высоким уров­нем самооценки, ориентированной на жизненный успех. Другое дело, в чем жизненный успех виделся человеку того времени и того круга. Сильвестр достаточно четко формулирует жизненные цели — достаток, известность у людей высокого социального круга, уважаемое занятие или дело, которое достаток обеспечивает, мир и взаимное уважение в семье.

На жизненный успех сына ориентированы и советы, каким путем добиваться успешности. Главное здесь, по мнению Сильвестра, состоит в том, чтобы выбирать та­кие способы, которые позволили бы и сохранить само­уважение, и добиться желаемых результатов.

Он советует быть гостеприимным (не скрывая при этом, что гостеприимство выгодно) — но не пресмы­каться, щедрым — но не тратить деньги зря, уважать интересы других людей — но не в ущерб своим собст­венным. Не скрывает он и того факта, что личное бла­гополучие и самоуважение — цель его деятельности до благотворительности включительно. Подобные уста­новки Сильвестра во многом перекликаются с современ­ными психологическими представлениями и психотера­певтическими техниками.

Несколько иначе обстоит дело с основным текстом Домостроя. Отметим и то, что стабильное помещение «Послания» Сильвестра в конце текста заставляет мно­гие установки относить и к нему, — так сказать, рассма­тривать «Послание» в отраженном свете.

Основной текст Домостроя гораздо авторитарнее и строже «Послания». Это сказывается и в безличности его предписаний («А сам государь по вся дни бы»), и в их скрупулезности. Именно скрупулезность перечисле­ний всех блюд, одежд, посуды и т. д. создает ощущение стремления к мелочной регламентации. Такое же впечат­ление создают и схожие, но не повторяющие друг друга полностью сюжеты статей: в одном случае — как беречь «обрезки» и остатки от шитья хозяйке, а в другом — «об­резки» и остатки в скорняжном деле хозяину и т. п. По­добная скрупулезность наводит также на мысль, что мы имеем дело с так называемым эпилептоидным типом психики, для которого характерна смена периодов неко­торой заторможенности периодами бурной, взрывной ак­тивности.

Жесткость установок основного текста создается так­же непосредственно перечислением телесных и иных на­казаний жены, детей, слуг. Как авторитарный восприни­мается и совет не смеяться (не выражать радость и удовольствие), играя с детьми. В любом случае здесь чет­ко продемонстрировано стремление сохранить господст­вующее положение главы семьи с помощью строгости.

Безличная манера предписаний изредка сменяется личными обращениями: «Да наипаче тебе самому госу­дарю наказывати людей своих» (гл. 26) или «Чада, по­слушайте заповеди Господни» (гл. 22). Однако даже подобный намек на личное обращение и возможность диалога, скорее всего, результат неполной переработки текстов — источников Домостроя, и эти детали не меня­ют общей картины непреложности и категоричности предписаний.




Читайте также:







«Домострой»: погружение в текст. Восхождение к смыслу «Наказывай…

?

LiveJournal

  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • iOS & Android
  • Disable ads

Login

  • Login
  • CREATE BLOG

    Join

  • English

    (en)

    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Насколько строгим должен быть родитель? Как установить дисциплину в семье

Содержание:

В последние недели многие родители почувствовали: если не установить дисциплину, дети в буквальном смысле слова сядут им на голову, и о продуктивной работе из дома можно будет забыть. Как эффективнее всего управлять поведением ребенка? Обычно родители выбирают один из трех вариантов: вести себя строго, вести себя мягко и сотрудничать. Плохо ли быть мягким родителем? А строгим? И чему придется научиться, чтобы внедрить в жизнь семьи метод сотрудничества?

Строгие родители – страдают отношения

Вести себя строго — возможно, самый распространенный подход, касающийся дисциплины. Речь идет о навязывании воли взрослого человека ребенку. Например, вы настаиваете на том, чтобы малыш прибирался в комнате, и наказываете его, если он этого не делает.

Никому не нравится делать то, что решили за него другие, и ваш сын или дочь не исключение. Некоторые дети более покладисты, но уж точно не все. Такая расстановка сил ведет в тупик, к унижению и злости.

Опасность в том, что вы показываете пример того, как «быть правым», «быть жестким», и то, как вы сами плохо справляетесь с фрустрацией. Выдвигая настойчивые требования к своим отпрыскам, вы неосознанно учите их всегда настаивать на своей правоте, быть негибкими и нетерпимыми.

Затем вы попадаете в замкнутый круг взаимной неуступчивости, безвыходных ситуаций и разборок, либо все кончается отказом от общения. В долгосрочной перспективе это не лучший способ достижения спокойных отношений. Конечно, время от времени можно прикрикнуть: «Игрушки по местам, немедленно!», но пусть это будет исключение, а не обычная ваша манера общения.

Проявляя властность в общении с детьми, вы подвергаете риску их будущие отношения с руководством. Либо они будут сопротивляться любому сотрудничеству с властями, либо не смогут занять лидерские позиции, либо вы вырастите диктатора.

Итак, постоянное навязывание малышу своей воли — не лучший способ воспитания нравственного человека, готового сотрудничать с другими, и не годится для выстраивания хороших отношений с ним.

Мягкие родители – дети идут вразнос

Быть слишком мягким означает не устанавливать никаких норм для сына или дочери и не показывать, чего вы от них ожидаете. Часто такое отсутствие обозначенных родителями границ — либо их протест против чрезмерно опекающего, тревожного стиля воспитания, либо реакция на собственное детство под пятой авторитарных родителей.

Есть дети, способные самостоятельно установить стандарты и критерии своего поведения, но не все так могут. Ребенок, не понимающий, чего от него ждут, часто испытывает растерянность и неуверенность. Бывает, что из-за нежелания повторять модели воспитания наших родителей нас заносит в противоположном направлении, и мы вовсе не устанавливаем границ для ребенка.

Если хорошенько подумать, то становится понятно, что это реакция на прошлое, на поведение наших родителей, а не на ситуацию, с которой мы имеем дело сейчас, в настоящем.

Однако быть мягким вовсе не плохо. Часто это лучший выход. Порой разумно отказаться от своих требований к малышу, потому что он к ним еще не готов.

Например, для вашего старшего уборка не представляет труда, а вот его младший брат весь изноется, пока закончит. Вместо того чтобы устраивать битву, да еще такую, в которой не может быть победителей, а результатом станет лишь разрушение доброжелательного отношения друг к другу, примите как факт: малыш еще не готов делать то, чего вы от него хотите. Это означает — не настаивать на уборке игрушек.

Нет, это не равноценно тому, что вы уступили или сдались. Вы сознательно отложили выстраивание границ. Проявление мягкости может быть хорошим кратковременным решением, до тех пор пока ребенок не научится сотрудничать.

Учимся говорить с ребенком по-новому

Метод сотрудничества заключается в том, что вы и ваш ребенок объединяете усилия, чтобы решить проблему. При этом вы выполняете скорее роль советчика, чем диктатора. Это мой любимый подход, поскольку он подразумевает совместный поиск решения задачи.

Итак, что же такое метод сотрудничества и как он работает?

  1. Обозначьте проблему используя я-сообщение: «Мне нужно, чтобы в твоей комнате было чисто, и я бы хотела, чтобы ты в ней прибрался».
  2. Выясните, какие чувства выражает поведение ребенка. Ему, возможно, понадобится в этом ваша помощь. Например: «Тебе кажется несправедливым, что приходится убираться в комнате, когда у твоей подружки там вечно беспорядок?»; «Ты уже устал, и тебе кажется, что это никогда не кончится?».
  3. Валидируйте эти чувства. «Я понимаю, это кажется несправедливым» или «Поначалу любая большая работа кажется бесконечной».
  4. Устройте мозговой штурм в поисках решения. «Тем не менее мне нужно, чтобы в комнате было чисто. Какой самый легкий способ этого добиться?»
  5. Действуйте по плану, повторяя отдельные шаги столько раз, сколько понадобится.

И не судите своего ребенка.

Вторая стадия может оказаться очень коварной, поскольку у вас внутри все протестует против озвучивания того, что вы никоим образом не одобряете. Но не признавая чувств, которые вам не нравятся, вы добиваетесь только того, что дети в них упорствуют. Поскольку малыш еще не может выразить словами все, что он чувствует, возможно, придется использовать варианты ответов с множественным выбором, чтобы выяснить, какие эмоции таятся за проблемой, как в примере выше.

Определившись с чувствами ребенка, следует переформулировать проблему. Вариант: «В твоей комнате полный бардак, и если ты немедленно не приберешься, я выброшу все твои игрушки» ни на что не годен. Это угрозы и культивация чувства стыда, которые только усиливают сопротивление. Вместо этого проявите эмпатию.

Да, требуется практика, и часто кажется, что это противоречит здравому смыслу. Но у ваших детей нет другого способа научиться уважать чувства других, кроме наглядного примера уважения их собственных чувств.

Когда вы вместе ищете решение проблемы, важно отдать ребенку ведущую роль и не отмахиваться от вариантов, которые он предлагает. Он может заявить что-то вроде: «Можно оставить все как есть». Тогда попробуйте ответить: «Ну да, можно. Тебе, конечно, понравилось бы такое решение, но мне — нет. Мало того, что мне неуютно, когда игрушки валяются на полу, так я еще не представляю, как мыть пол в твоей комнате или раскладывать на полках чистую одежду, если к шкафу не пройти. Давай придумаем что-нибудь еще. Ты не торопись, подумай хорошенько».

Главное не умничать, предлагая варианты, иначе вы лишите малыша веры в свои силы.

«Я могу сейчас расставить игрушки по местам, потом отдохну, и ты поможешь разложить одежду, потому что мне трудно ее аккуратно складывать».

«Хорошо, меня устраивает. Позови меня, когда нужно будет складывать, и мы вместе попробуем придумать, как это лучше сделать».

Метод сотрудничества может показаться вам слишком затянутым. Однако важно помнить, что, помимо убранной комнаты, вы получаете отношения, в которых открыто выражаете свои чувства, а еще учитесь искать компромиссы и решать проблемы. Настоящий труд по воспитанию детей заключается не в уборке комнаты, а в том, чтобы быть рядом и помогать им развиваться.

Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей

Энциклопедия МИП » Семейное право » Алименты » Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей

До того момента, как ребенку не исполнится 18 лет, все расходы на его содержание ложатся на родителей.

В соответствии с действующими принципами и нормами права, в обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей входит не только обеспечивать духовное, физическое и интеллектуальное развитие своих детей, но и содержать их в материальном плане. До того момента, как ребенку не исполнится 18 лет, все расходы на его содержание ложатся на родителей.

Конституционные обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей

Материальное обеспечение ребенка всем необходимым — основные обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей. Данная норма также нашла свое отражение в главных законодательных положениях нашей страны.

В частности, в соответствии со ст.80 СК РФ обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей являются традиционными, и потому государство отмечает преимущество данного обязательства. Данная обязанность означает, что до того момента, как ребенку не выполнится 18 лет, и он не станет формально совершеннолетним, его родители обязаны обеспечить его потребности в питании, отдыхе, лечении, развлечениях и одежде. При этом данная обязанность является добровольной, что означает, что на родителей никто не оказывает давления и принуждения.

Стоит отметить, что порядок и форму содержания ребенка определяют сами родители. К примеру, между ними может быть заключено соглашение о материальном обеспечении ребенка с указанием конкретных сумм, которые будут выделены ему на обеспечение всех основополагающих потребностей.

Помимо семейного законодательства, обязанность по обеспечению детей также закреплена в Конституции РФ. Ст.38 ч.2 прямо указывает на обязанность родителей заботиться о собственных детях, и обеспечивать их всем необходимым, в том числе и в материальном плане. При этом стоит обратить внимание на то, что государство контролирует, как родители исполняют свои обязательства перед детьми, и в случае нарушения прав ребенка, жестко реагирует на конкретные факты.

Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

Обязанности родителей по содержанию несочершеннолетних детей регламентируются в соответствии с основными законодательными актами и нормативами нашей страны. Соответствующие положения имеются как в Семейном Кодексе, так и в Конституции. При этом предусмотрено, что все обязанности по содержанию ребенка ложатся на его родителей в равных объемах, и при этом ни один из родителей не имеет права освобождать от данного обязательства второго.
Что касается порядка и формы предоставления содержания ребенку, то они определяются самостоятельно родителями. В частности, между ними может быть заключено соглашение об уплате алиментных выплат, регламентируемое главой 16 СК РФ.

Подобные договоренности не могут быть устными, и потому подлежат обязательному заверению у нотариуса и составлению в письменной форме. Если же в какой-то момент один из родителей начинает игнорировать возложенные на него обязательства, то в таком случае соглашение может быть признано ничтожным, а второй родитель получит необходимые обстоятельства для обращения в судебные инстанции.

Кроме того, соглашение может прекратить свое действие в том случае, если будет установлено, что оно каким-то образом нарушает права ребенка и не соответствует его интересам.

Стоит также отдельно выделить обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей. Если ребенок имеет ограничения в осуществлении трудовой деятельности по достижению им 18-летнего возраста, то его материальное обеспечении не остается на попечении его родителей. Также материальное обеспечение после совершеннолетия ребенка будет возложено на его родителей в тех случаях, когда он находится на обучении стационарного дневного типа.

Нарушения родителями норм содержания детей

Ст.60 СК РФ предусматривает, что каждый ребенок имеет право на достойное содержание со стороны своих родителей или опекунов. Но к сожалению, далеко не всегда родители заботятся о своих детях в материальном плане.

Особенно это касается тех ситуаций, когда родители ребенка находятся в разводе, и один из них выплачивает алименты в соответствии с заключенными в процессе развода соглашениями.

После того, как родители разрывают свои отношения, они по-прежнему обязаны обеспечивать материально своего ребенка. Но, как показывает практика, чаще всего те родители, которые не проживают со своими детьми и на которых возложена обязанность по алиментным платежам, нарушают права своего ребенка и игнорируют возложенные на них обязательства.

При столкновении с отказом (прямым или формальным) второго родителя на содержание ребенка, первый родитель имеет право обратиться в суд за помощью. В соответствии с нормами, действующими в отношении прав ребенка, суд начнет производство, в процессе которого будет вынесен вердикт, обязующий родителей выплатить всю задолженность по алиментам. Если после вынесения вердикта ситуация не поменяется, то в таком случае против нарушителя могут быть применены гражданские и уголовные механизмы регулирования ответственности родителей перед детьми.

Отказ родителей в содержании детей

Одной из основополагающих обязанностей родителей касательно их детей является их обеспечение на материальном уровне. И даже если родители фактически не проживают вместе, и между ними нет никаких отношений, то это не должно сказываться на содержании детей.

В соответствии с основными государственными нормами, основанием для алиментной обязанности родителей может выступать:

  • Наличие между ребенком и его родителями родственной связи, которая подтверждена в установленном законом порядке;
  • Если между родителями заключены договоренности по алиментам, заверенные и подтвержденные ими обоими и завизированные нотариусом;
  • Если ребенок не достиг совершеннолетия. В таком случае он будет признан нетрудоспособным, и вся материальная подоплека его содержания будет являться обязанностью его родителей.

Отказаться от содержания ребенка родители не имеют никаких прав. Единственное исключение будет сделано в том случае, если в процессе судебных разбирательств, будет установлено, что у ребенка имеется другой биологический родитель.

При этом, закон не дает возможности родителям отказаться от содержания детей даже в тех ситуациях, когда они не имеют постоянного дохода. Если же алименты не будут поступать, то суд имеет право ограничить права родителя по отношению к ребенку, и может привлечь его к гражданской или уголовной ответственности.

Соглашение родителей об уплате алиментов

Говоря об алиментных платежах, многие люди представляют себе длительные судебные тяжбы, которые сопровождаются большими нервными и финансовыми затратами. В некоторых ситуациях это полностью соответствует действительности.

Но если родители не желают подобного развития событий, то в таком случае они имеют возможность мирно договориться между собой, и установить основные правила по материальном обеспечению ребенка.

Речь идет об алиментном соглашении. В соответствии с требованиями закона, между родителями ребенка может быть заключен договор, в котором будут прописан порядок выплаты ребенку алиментных платежей. Единственное условие заключается в том, что данное соглашение должно быть добровольным, и иметь регистрацию в нотариальной конторе.

При этом стоит отметить, что договор может регулировать не только финансовую сторону вопроса. В нем могут быть пункты, предусматривающие порядок общения второго родителя с ребенком, а также способы контроля за тем, чтобы алименты дошли до ребенка и были потрачены на его нужды в соответствии с его потребностями.


Опыт нашей команды по воспитанию и содержанию детей более 20 лет. Руководитель практики Захарова Е.А.
Записаться на удаленную консультацию

Ваши права, если есть дети

Когда рождается ребенок, у его родителей появляется много обязанностей: кормить, лечить, учить, воспитывать, обеспечивать. От родителей везде что-то требуют: сдайте деньги в школе, платите алименты, следите за детьми на детской площадке, отвечайте за причиненный ими ущерб.

Екатерина Мирошкина

пользуется родительскими правами

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Но у мамы с папой есть и права, которые помогут защитить интересы семьи, лучше обеспечить ребенка, сэкономить деньги и получить прибавку к бюджету от государства.

Равные права с другим родителем

Основание. СК РФ ст. 61

Как это работает. Когда рождается ребенок, у родителей появляются родительские права. Они закончатся, когда ребенок станет совершеннолетним или полностью дееспособным. Эти права одинаковые у матери и отца. Нет такого права, которое есть у матери, но отец по отношению к ребенку его не имеет. При этом родители могут быть женаты, в разводе или вообще не в браке и у них даже разные семьи. Права все равно равные, если только их не ограничил суд.

Единственное условие: оба родителя должны быть указаны в свидетельстве о рождении. Биологического отцовства для прав недостаточно: они появятся у того, кто записан в документах. Если отца формально как бы нет, то и родительских прав у него нет: он не может запретить ребенку выезд за границу, решать вопросы по месту жительства или получать информацию в поликлинике.

См. также: Познакомьтесь с отцом, который ушел в декрет

Право установить отцовство без согласия мужчины

Основание. СК РФ ст. 49, ст. 52

Как это работает. При рождении ребенка женщине выдают справку, что она его мать. Мужчина не становится отцом автоматически. Если он в браке с родившей женщиной, тогда его признают отцом без спроса. А если не в браке, запись в свидетельство о рождении внесут только с его согласия или со слов матери, но это почти ничего не значит.

Юридическую силу имеет такое отцовство, которое установили официально — добровольно или через суд. Тогда у мужчины появятся права и обязанности по отношению к ребенку. Если женщина сама вписала любого мужчину в свидетельство о рождении, это еще не значит, что у него появились права и обязанности по отношению к ребенку. Они появятся только в том случае, если будет решение суда: вот этот мужчина — отец этого ребенка. Или мужчина сам согласится, чтобы его признали отцом, и подтвердит это в загсе.

Бывает, что мужчина не согласен устанавливать отцовство, тогда женщина может сама с этим разобраться. Нужно подать иск в суд: истец — мать ребенка, ответчик — предполагаемый отец.

Там могут назначить генетическую экспертизу, а могут обойтись и без нее: доказательствами станут совместные фотографии, показания свидетелей, переписка и что угодно еще. Например, мужчина отказывается от отцовства, но женщина приносит в суд фотографии за три года совместной жизни, где они вместе на праздниках, в отпуске, в кругу семьи. Еще приходят свидетели — родственники и соседи, которые подтверждают, что мужчина несколько лет жил с этой женщиной, в том числе во время беременности. И у женщины есть переписка, где они обсуждают роды, посещения врачей, покупки для ребенка. Все это подойдет, чтобы доказать отцовство даже без экспертизы.

Если мужчина откажется от генетической экспертизы, его все равно могут признать отцом. Если суд так решит, на этом основании можно внести запись об отцовстве в свидетельство о рождении. Срока давности по таким делам нет: отцовство могут признать хоть через десять лет после рождения ребенка.

Например, женщина с мужчиной жили как муж и жена, но без регистрации брака. Она родила ребенка, а мужчина отказался его признавать. В свидетельстве о рождении пришлось поставить прочерк. Но женщина идет в суд, чтобы официально установить отцовство и требовать алименты. Если она докажет, что ее бывший сожитель — отец ребенка, в свидетельство о рождении внесут запись, а мужчина получит права и обязанности по отношению к этому ребенку. Даже если он этого не хотел.

У мужчины есть право оспорить отцовство. Это нужно, например, чтобы не платить алименты чужому ребенку. И чтобы ребенок потом не смог претендовать на наследство.

Оспорить отцовство может как тот, кого суд признал отцом юридически, так и тот, кто считает себя настоящим отцом и хочет числиться в документах ребенка. И даже сам ребенок после 18 лет. Но у мужчины ничего не выйдет с оспариванием своего отцовства, если выяснится, что он не отец, но сам знал об этом и согласился на запись в документах.

См. также: Права супругов в браке

Право представлять интересы ребенка без специальных полномочий

Основание. СК РФ ст. 64, КоАП РФ ст. 25.3, УПК РФ ст. 45

Как это работает. Родители — это законные представители ребенка. Если женщина и мужчина вписаны в свидетельство о рождении, значит, они могут защищать и представлять интересы ребенка везде, где это нужно: в школе, больнице, на улице, в суде или Росреестре. Родителям не нужен для этого специальный документ, подтверждающий полномочия, то есть доверенность. Они просто показывают свидетельство о рождении и могут делать все, что нужно в интересах сына или дочери: получить в подарок квартиру, открыть вклад или дать согласие на операцию.

Это не значит, что родители могут так же легко продать долю ребенка в квартире или снять деньги со вклада на его имя. Тут интерес ребенка уже под вопросом и придется получать разрешение органов опеки. А вот прийти за таким разрешением могут сами родители без доверенности.

См. также: Кто отвечает за проделки ребенка

Право воспитывать ребенка и выбирать учебные заведения

Основание. Конституция РФ ст. 38, СК РФ ст. 63, ст. 65

Как это работает. Родители имеют право воспитывать своего ребенка, заботиться о нем, общаться с ним и решать вопросы по поводу обучения. Право на воспитание — это личное право, его нельзя передать по доверенности или по наследству. Воспитывать может именно родитель. В законе нет конкретных требований, как нужно воспитывать детей. Установили только ограничения по поводу жестокости, грубости и унижения достоинства.

Отец и мать имеют одинаковые права на воспитание, но при этом у них могут быть разные взгляды. Договариваться нужно мирно. Если не получается, придется идти в органы опеки или суд.

Вопросы с образованием — это где, в какой форме и чему будет учиться ребенок. Здесь так же, как с воспитанием: права равные, решать полюбовно, а если не выйдет, поможет суд. Например, мама хочет, чтобы ребенок занимался танцами, — имеет право. А папа мечтает, чтобы он был футболистом, — тоже имеет право. Мама не может запретить папе водить ребенка на футбол, но и отец не может запретить ей водить ребенка на танцы.

Бабушки, дедушки, тети, дяди и другие родственники по умолчанию не имеют права воспитывать ребенка. Даже если у дяди ученая степень в области педагогики, он может давать советы, но воспитывают именно родители. Если бабушка считает, что родители зря закаляют ребенка и спорт ему во вред, родители не обязаны слушать бабушку. Право на воспитание не передается.

В семейном кодексе написано, что в вопросах образования нужно учитывать мнение детей. Но это формальность, потому что механизма, как именно это учитывать, не существует. Если ребенок не хочет ходить в детский сад и учиться в школе, а родители его заставляют, это в интересах ребенка.

См. также:

Право определять место жительства ребенка

Основание. СК РФ ст. 65

Как это работает. Место жительства ребенка до 14 лет — это место жительства одного из родителей. Если родители живут вместе, то и дети с ними. Если раздельно, тогда родители могут договориться, где будет жить ребенок — с мамой или папой. Иначе вопросы с проживанием придется решать в суде. Когда ребенку исполнится 10 лет, учтут его мнение. Но оно не будет решающим. Суд примет во внимание и другие факторы: привязанность, отношения в семье, режим работы, доход, условия в квартире.

Вопрос по поводу места житель

Должны ли родители играть роль в решении будущего своего ребенка?

  • Мысли отлично подходят для детей, поскольку они их собственные.

    У детей есть много собственных интересов и мыслей, которые они хотят выразить, выбрав то, что им больше всего нравится, и в которых они хорошо разбираются в потоке или карьере. Они очень осведомлены о себе. Когда родители выбирают, дети не играют никакой роли в своей жизни. Большинство из них ненавидят свою работу. Любовь к своей работе позволяет им расти лучше в своей жизни.Дети могут спросить \ сказать родителям, что «я возьму эту работу», и если родители позволят, это будет хорошо.
    СПАСИБО.

  • Нет, родители не должны играть роль в принятии решений о будущем своих детей.

    Родители часто хотят, чтобы их дети были похожи на них, или не делают что-то, потому что у них никогда не было возможности сделать это. Это не жизнь родителей, это жизнь ребенка. Ребенок должен научиться принимать собственные решения в жизни, а затем разбираться с последствиями.Родителям нужно немного расслабиться и позволить своим детям жить своей жизнью. Если они довольны тем, что решают в отношении своего будущего, то это все, что имеет значение.

  • У ребенка свои решения

    Хорошо, хотя бы у родителей должно быть слово, но они не должны просто планировать будущее своего ребенка, не заботясь о том, чтобы ребенок сказал свое будущее. Если ребенку это не нравится, он не будет сильно стараться и в итоге потерпит неудачу и ничего не останется в жизни …
    СПАСИБО.

  • Так воспитывать детей нельзя.

    Хорошо, допустим, ты хочешь поступить в колледж. Ваши родители хотят выбрать для вас хороший вариант, например, Гарвардский университет. Однако вы хотите другой колледж, отличный от того, который они хотят. Когда вы им об этом скажете, они откажутся, и это плохо для человека, желающего поступить в колледж, тем более что он должен быть взрослым, который может принимать собственные решения. Представьте, что каждый аспект вашей жизни был решен вашими родителями, включая ваш дом, вашего мужа / жену и почти все остальное! Разве это не было бы ужасно?

  • Мы вправе решать

    Родителям нужно понимать, а не приказывать, им нужно проявлять терпение, а не самоуверенность, они должны играть не решающую роль, а активную и поддерживающую роль.Им нужно высиживать яйцо, а не разбивать его.
    Им не следует сравнивать своего ребенка с другими, поскольку их ребенок является своим, а у других — своим.
    Мы уважаем их эмоции, но не можем быть эмоциями в самих себе …

  • Вы не осмелитесь всю их жизнь

    Серьезно, вы не можете спланировать всю их жизнь для них. Поступая так, вы практически разрушаете их жизнь. Что делать, если вас больше нет рядом с ними? Никто из нас не может жить вечно. Вы должны позволить им принимать собственные решения, чтобы они могли быть независимыми, когда станут старше.

  • Потому что у их ребенка своя жизнь

    Я против, потому что некоторые родители плохо относятся к своему ребенку. В детстве некоторые родители хотели стать учителем, врачом, бизнесменом, архитектором и т. Д. Но в их возрасте они не могут стать ничем. Поэтому, когда их ребенок вырастет, они хотят, чтобы его / ее ребенок стал таким, каким они хотят. Тогда у его / ее ребенка есть свои мечты о своем будущем

  • Это выбор ребенка

    Это выбор детей в отношении того, чем они хотят заниматься в своей жизни, дети часто совершают плохие поступки, такие как алкоголь несовершеннолетними и незаконные наркотики, потому что у них не было свободы и они никогда в жизни не хорошо проводили время.У этих детей не было детства, и они пытаются жить им в будущем, когда будут развлечься разными вещами.

  • Это моя жизнь! У них своя жизнь!

    Есть причина, по которой люди размножаются, и она не в том, чтобы иметь собственных маленьких миньонов, как в Sims. Каждый из нас рожден ИНДИВИДУАЛЬНЫМ и БЕСПЛАТНЫМ! Свобода не означает, что вы имеете право владеть своей собственностью, а также своим соседом и его собственностью. Это означает, что каждый человек рождается свободным и равным, с правом владеть своей СОБСТВЕННОЙ собственностью, защищенной данными правами.Родители не имеют права говорить своим детям, что они ДОЛЖНЫ вырасти, чтобы стать врачом! Что, если они юридически слепые !? Ожидается, что они все еще будут делать операцию на сердце? Все, кто голосует за то, чтобы взрослые могли диктовать жизнь своим детям, уже жили своей. Это несправедливо и фактически приведет к негодованию. Родители имеют право вмешиваться, когда дети выходят из-под контроля (ругательства, алкоголь, наркотики, курение, причинение себе вреда и т. Д.), Но, честно говоря, ключевым моментом здесь является индивидуальность.Родители должны правильно воспитывать своих детей (ходить в церковь), любить их безоговорочно и наказывать, когда это необходимо, но они не должны позволять своей силе ударить по голове. Например, когда у 16-летней девочки есть парень, родители не имеют права разлучать их ТОЛЬКО потому, что он им не нравится. Это отношения девушки, к которым они не имеют никакого отношения без разрешения. У них есть право сесть с девушкой и спокойно объяснить, почему они так себя чувствуют (или объяснить, что хотят защитить ее), но она превращается в женщину, и именно она выйдет за них замуж.С кем встречаться — это ее выбор. Самая большая проблема с родителями сейчас заключается в том, что они либо слишком контролируют, что свидетельствует о нулевом уважении к детям и принимает их такими, какие они есть, либо им все равно. В обоих случаях ребенок действительно чувствует, что ничего из того, что он делает, никогда не бывает достаточно хорошим. Я не прошу людей быть идеальными родителями, я просто прошу вас понять, что вы НЕ всегда знаете, что лучше. Вы тоже люди, вы делаете ошибки! Пожалуйста, подумайте о том, как вы относитесь к своим детям, потому что, когда им исполнится 18 лет и они уедут, они могут ненавидеть вас всю оставшуюся жизнь.Я знаю, что большинство из вас не заботится о «справедливости», потому что «жизнь несправедлива», но означает ли это, что к этому нужно прибавлять? В самом деле? Вы, ребята, не понимаете. Вы выросли в другое время, чем мы. Наши жизни разные и разные. Ваши дети хотят поговорить с вами о своей жизни, но вы продолжаете отталкивать их, когда даже не задумываетесь о том, что они чувствуют. Я не говорю, что давайте делать все, что они хотят, и растить ребят, я говорю, перестаньте диктовать и слушайте! Мы просто хотим, чтобы нас услышали и приняли! Примите то, что у нас есть право жить так, как мы хотим, когда дело доходит до этого!

  • Не далеко

    Как скоро стать бывшим мужем женщины…Девушка, которую всю жизнь контролировали, я должен сказать, это определенно не помогло ей, только смутило и заставило ее стыдиться выбора, к которому она чувствовала себя вынужденным. Она недовольна своей жизнью, потому что это не ее, просто продолжение ее родителей.

  • Конвенция о правах ребенка: детская версия


    Конвенция о правах ребенка: детская версия

    1. Определение ребенка

    Ребенком считается любое лицо младше 18 лет.

    2. Отсутствие дискриминации

    Все дети имеют все эти права, независимо от того, кто они, где они живут, на каком языке говорят, какая у них религия, что они думают, как они выглядят, мальчик или девочка, есть ли у них инвалидность. , если они богаты или бедны, и независимо от того, кем являются их родители или семьи, или что их родители или семьи верят или делают. Ни один ребенок не должен подвергаться несправедливому обращению ни по какой причине.

    3. Наилучшие интересы ребенка

    Когда взрослые принимают решения, они должны думать о том, как их решения повлияют на детей.Все взрослые должны делать то, что лучше для детей. Правительствам следует следить за тем, чтобы дети находились под защитой и присматривали за ними со стороны родителей или других людей, когда это необходимо. Правительствам следует следить за тем, чтобы люди и учреждения, ответственные за присмотр за детьми, работали хорошо.

    4. Оформление прав

    Правительства должны сделать все возможное, чтобы каждый ребенок в их странах мог пользоваться всеми правами, закрепленными в этой Конвенции.

    5.Семейное руководство по мере развития детей

    Правительствам следует позволить семьям и общинам направлять своих детей, чтобы по мере взросления они научились использовать свои права наилучшим образом. Чем больше вырастут дети, тем меньше им понадобится наставлений.

    6. Выживание и развитие в жизни

    Каждый ребенок имеет право на жизнь. Правительства должны позаботиться о том, чтобы дети выживали и развивались наилучшим образом.

    7. Имя и национальность

    Дети должны быть зарегистрированы при рождении и иметь официально признанное государством имя.Дети должны иметь гражданство (принадлежать к стране). По возможности дети должны знать своих родителей и заботиться о них.

    8. Идентификационный номер

    Дети имеют право на свою личность — официальную запись о том, кем они являются, включая их имя, национальность и семейные отношения. Никто не должен отнимать у них это, но если это произойдет, правительства должны помочь детям быстро вернуть себе идентичность.

    9. Сохранение семей

    Детей нельзя разлучать с родителями un

    Подростки и молодые люди должны делить домашнюю работу наравне со своими родителями.Ты согласен?

    На уроке английского вы говорили о том, насколько подростки и молодые люди должны помогать по дому.

    Теперь ваш учитель английского попросил вас написать эссе.

    Напишите эссе, используя всех заметок, и аргументируйте свою точку зрения.

    Эссе, вопрос

    Подростки и молодые люди должны делить домашнюю работу наравне со своими родителями. Ты согласен?

    Банкноты

    Написать о:

    1. у кого больше времени на работу по дому
    2. Кто лучше работает по дому
    3. ……… (ваша идея)

    Напишите эссе

    Эссе написала Екатерина Соснихина

    В большинстве семей родители обычно выполняли большую часть работы по дому.В наши дни современные родители предпочитают делить стирку, мыть посуду и так далее поровну. среди них и их детей, а не делать все самостоятельно. Я полностью согласен с тем, что каждый должен получать свою справедливую долю по ряду причин.

    Во-первых, считается, что у подростков больше свободного времени, чем у взрослых, поэтому молодежи следует отдавать большую часть работы по дому. Тем не менее, большинство подростков планируют свое свободное время для выполнения домашних заданий или курсов, таким образом, разделение домашних дел может дать им больше свободы для развития своих навыков в сферах, которые им нравятся.