Содержание

Вавилонская башня | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Вавилонская башня — гигантское строение, возведенное царем Нимродом и имевшее целью бунт против Б-га. Чтобы этот замысел не осуществился, Вс-вышний смешал языки и рассеял по свету строителей Вавилонской башни. Место, где строилась башня, получило название Бавель (русск. Вавилон) — от слова «балаль»«перемешал». Поколение строителей Вавилонской башни стали называть «поколением Раскола» — «дор афлага». История строительства Вавилонской башни и смешения языков рассказана в главе Ноах, в начале книги Берешит (Бытие) (Берешит 11:1-9).

Оглавление





Начало строительства Вавилонской башни [↑]

Инициатором строительства Вавилонской башни был царь Нимрод, который к тому времени подчинил себе весь мир и, ощутив всю полноту неограниченной власти, начал бунтовать против Б-га. В недельной главе «Ноах» первой книги Пятикнижия (книга Берешит) сообщается о том, что Нимрод «стал богатырем на земле. Он был богатырем в ловле перед Г-сподом» (Берешит, 10:8). Раши объясняет эти слова так: Нимрод начал подстрекать весь мир к бунту против Вс-вышнего, призывая строить Вавилонскую башню. Он расставлял сети своими речами и ловил в них людей. «Перед Г-сподом» означает «намеренно гневил Б-га», «признавая Его, делал наперекор».

В 1996 году (1764 г. до н.э.) по призыву Нимрода его подданные поселились в долине Шинар и начали строить башню «вершиной до неба». За неимением другого строительного материала, они стали делать кирпичи из глины и обжигать их в печи (Берешит, 11:2-3). Башня росла быстро, в ее строительстве участвовало 600 тысяч человек — почти все тогдашнее население земли. Только Ноах (Ной), его сын Шем, правнук Шема Эвер, сын Шема Ашур, а также праотец Авраам (тогда его еще звали Аврам) не приняли в этом участия.

Для каких целей она строилась? [↑]

В то время люди жили в согласии друг с другом. Их объединял общий язык (святой язык иврит) — язык, данный самим Б-гом Первому человеку. У них были общие ценности: все они хотели жить в безопасности — без войн, без каких бы то ни было катаклизмов (например, еще одного Потопа), стремились создать благополучное общество во главе с сильным правителем. При этом их общей целью было утвердить величие человеческого рода, добиться «независимости» от Создателя мира.

Для этого и понадобилась Башня. Одни предполагали, взобравшись на нее, спастись от Потопа. Другие считали, что жизнь всего человечества в одном месте поможет избежать войн. Третьи собирались установить на вершине Башни идолов, поклоняться им и управлять миром без помощи Б-га. Четвертые пошли еще дальше: они хотели вложить в руки идола меч, чтобы таким образом угрожать Б-гу. Среди строителей были и такие, кто вообще не допускал возможности Высшего управления миром. По их мнению, Потоп был всего лишь природным явлением, случающимся раз в 1656 лет (такой срок прошел от Сотворения мира до Потопа). Чтобы этого больше не случилось, они хотели подпереть небесный свод высокой башней.

Неосуществленный замысел [↑]

Строители Башни, восставая против Б-га, хотели прославить самих себя, «сделать себе имя» (Берешит, 11:4). К, казалось бы, разумным целям (обеспечение безопасности, достижение единства и благополучия в обществе) они шли принципиально неверным путем. Поэтому они не только не достигли того, чего хотели, но и пришли к противоположным результатам.

Чем дальше продвигалось строительство, тем меньше ценилась человеческая жизнь. Все плакали от огорчения, когда вниз падал кирпич, но никто не обращал внимания на разбивавшегося насмерть человека. А после того, как Вс-вышний, наказав их, «смешал» языки, они начали ссориться и убивать друг друга. Не только работать, но и жить вместе стало невозможно, и люди «рассеялись по земле».

Как были наказаны строители? [↑]

Строителям Вавилонской башни было послано несколько наказаний:

  1. Смешение языков

  2. Рассеяние по всей земле

  3. Уничтожение их же собственными руками

  4. Превращение в обезьян и слонов

1. Смешение языков [↑]

В недельной главе Ноах читаем: «И сошел Г-сподь увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Г-сподь: Вот народ один, и язык один у всех их, и такое стали делать… Давайте низойдем и смешаем там их язык, так что они не поймут (более) один речь другого» (Берешит, 11:5-7).

До Вавилонской башни существовал один общий язык — святой язык (иврит). Кроме того, у каждой народности был свой собственный язык. В период строительства люди общались только на иврите и были как «один народ». Но это преимущество было использовано не по назначению — не для служения Б-гу, а для противоположной цели. Поэтому Вс-вышний заставил их забыть иврит, и они начали говорить каждый на своем языке.

Место, где строилась Башня, а впоследствии город и вся империя Нимрода получили название Бавель (Вавилон) — от слова «балаль», то есть «перемешал». Это слово также связано с понятием «бильбуль» — путаница. Поколение раскола находилось в состоянии духовного тумана, потеряло ориентиры и ясное осознание Истины.

2. Рассеяние по всей земле [↑]

Люди поколения раскола поселились в одном месте. Кроме строительства Башни, в этом был еще один смысл — нарушить повеление Вс-вышнего расселяться по всей земле, данное после Потопа (Берешит,9:1).

Комментаторы объясняют, что, когда злодеи собираются вместе, это опасно и для мира, и для них самих. Рассеяние злодеев, наоборот, полезно для всех. (Для праведников эти вещи меняются местами).

Поэтому Б-г рассеял строителей Вавилонской башни: каждый вернулся в ту страну, из которой вышел.

3. Уничтожение [↑]

Строительство Башни кончилось тем, что люди стали убивать друг друга. По некоторым мнениям, при этом погибла половина человечества. Так злодеи были наказаны своими собственными руками.

4. Превращение в обезьян и слонов [↑]

Мидраш рассказывает о том, что часть строителей превратилась в обезьян и слонов. Эти существа похожи на человека: обезьяны копируют и передразнивают людей, слоны понимают человеческую речь. В «Шульхан арухе» приводится благословение, которое говорится при виде этих животных: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, изменяющий творения». Таково было еще одно наказание, определенное поколению раскола.

Поколение Потопа и поколение Раскола: провинность и наказание [↑]

Люди поколения Потопа были убийцами, грабителями и насильниками, но не восставали против Б-га. Поколение Раскола, наоборот, стремилось подорвать самые основы мироздания. Почему же оно не было полностью уничтожено, как поколение Потопа?

Комментаторы отвечают на этот вопрос так. Люди поколения Раскола изначально относились друг к другу дружелюбно — ратовали за объединение, были против войны. Вс-вышнему же настолько дороги мирные отношения, что Он отнесся к ним милосердно.

Разрушение Вавилонской башни [↑]

После того, как строительство Вавилонской башни было прекращено, она не просуществовала долго. Нижняя ее треть ушла в землю, верхняя была сожжена небесным огнем. Осталась лишь середина — напоминание о безумной дерзости человека. В основании эта постройка простиралась на 240 километров (три дня пешего пути), а ее высота равнялась 2000 локтей (примерно 1200 метров). Как говорит Мидраш, стоявшему на вершине развалин самые большие пальмы казались величиной с кузнечиков.

Находки археологов [↑]

По мнению историков, то, что осталось от Вавилонской башни, было разрушено еще в древности при попытках завоевания Вавилона. В частности, это было сделано ассирийским царем Санхеривом. Были и попытки восстановления Башни — например, при Навухаднецаре.

На территории современного Ирака, южнее Багдада, археологами были найдены глиняные кирпичи, обожженные огнем страшной силы, объяснить которую с точки зрения законов природы невозможно. По-видимому, в этом месте и находилась Вавилонская башня.

КАК вы считаете,за что были наказаны строители Вавилонской башни?Какой поучительный смысл заложен в этой библейской легенде?

Французское искусство XVII в. имеет в своей основе традиции французского Возрождения. Живопись и графика Фуке и Клуэ, скульптуры Гужона и Пилона, замки времени Франциска I, дворец Фонтебло и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня — на всем этом лежит печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чув­ства изящного,— т. е. того, чему суждено в полной мере воплотить­ся в XVII в. в философии Декарта, в драматургии Корнеля и Расина, в живописи Пуссена и Лоррена.

В литературе становление классицистического направления свя­зано с именем Пьера Корнеля, великого поэта и создателя фран­цузского театра. В 1635 г. в Париже организуется Академия лите­ратуры, и классицизм становится официальным направлением, господствующим литературным течением, признанным при дворе.

В сфере изобразительного искусства процесс формирования классицизма был не таким единым.

В зодчестве первом намечаются черты нового стиля, хотя они и не складываются окончательно. В Люксембургском дворце, постро­енном для вдовы Генриха IV, регентши Марии Медичи (1615— 1621), Саломоном де Бросом, многое взято от готики и Ренессанса, однако фасад уже членится ордером, что будет характерно для классицизма. «Мэзон-Лафит» Франсуа Мансара (1642—1650) при всей сложности объемов являет собой единое целое, ясную, тяго­теющую к классицистическим нормам конструкцию.

В живописи и графике обстановка была сложнее, ибо здесь переплелись влияния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. На французскую живопись первой половины века имели влияние и кавараджизм, и реалистическое искусство Голландии. Во всяком случае, творчество замечательного рисовальщика и гравера Жака Калло (1593—1635), завершавшего свое образование в Италии и вернувшегося в родную Лотарингию только в 1621 г., явно испытало заметное влияние марьеризма, особенно в ранний италь­янский период. В его офортах, изображающих быт самых разных слоев от придворных до актеров, бродяг и нищих, есть изощренность в рисунке, изысканность линейного ритма, но пространство излишне усложнено, композиция перегружена фигурами. Исследователи даже подсчитали, что в одной из сцен ярмарки он изобразил 1138 персонажей. Поразительный и безжалостный наблюдатель, Калло умел схватить одну, но самую характерную деталь и довести ее до гротеска. По возвращении на родину (Калло жил не в Париже, а в Нанси) мастер создал свои самые знаменитые произведения —две серии офортов «Бедствия войны» (речь идет о 30-летней войне) — беспощадные картины смерти, насилия, мародерства (офорт «Де­рево с повешенными»), —все исполнено рукой очень большого мастера. Но верно замечено, что принцип панорамности, взгляд как бы сверху или издалека на этих маленьких, ничтожных людей сообщает его композициям черты холодности и хроникерской безжалостности (Е. Прус).

На творчестве живописцев братьев Ленен особенно Луи Ленена отчетливо прослеживается влияние голландского искусства. Луи Ленен (1593—1648) изображает крестьян без пасторальности, без сельской экзотики, не впадая в слащавость и умиление. В живописи Ленена нет, конечно, следов социальной критики, но его герои полны внутреннего достоинства и благородства, как персонажи жанровых картин молодого Веласкеса. Бытовое подано Лененом возвышенно («Посещение бабушки», «Крестьянская трапеза»). Воз­вышен сам художественный строй его картин. В них нет повество­вательности, иллюстративности, композиция строго продумана и статична, детали тщательно выверены и отобраны ради выявления прежде всего этической, нравственной основы произведения. Боль­шое значение в картинах Ленена имеет пейзаж («Семейство молоч­ницы»).

В последнее время все чаще в искусствоведческой литературе название направления, к которому принадлежит Луи Ленен, опре­деляется термином «живопись реального мира». К этому же направ­лению относится творчество художника Жоржа де Латура (1593— 1652). В своих первых работах на жанровые темы Латур выступает как художник, близкий к Караваджо («Шулер», «Гадалка»). Уже в ранних работах проявляется одно из важнейших качеств Латура: неисчерпаемое разнообразие его образов, великолепие колорита, умение в жанровой живописи создать образы монументально-зна­чительные.

Вторая половина 30-х —40-е годы —время творческой зрело­сти Латура. Он меньше обращается в этот период к жанровым сюжетам, пишет в основном картины религиозные. Темы Священ­ного Писания дают художнику возможность раскрыть языком жи­вописи самые значительные проблемы: жизнь, рождение, смирение, сострадание, смерть.

Тайны Вавилонской башни | Тайная доктрина

Творение человеческое
За все свое существование человек-строитель возвел на земле неимоверное количество башен, дошедших до нас и не дошедших, круглых и многоярусных, монолитных и ажурных. Но самой интересной, самой загадочной из башен остается древняя Вавилонская, предание о которой записано в Библии (Бытие, XI). Несмотря на то что в богословских работах легенда не оспаривается, как и то, что в ней рассказывается, ее охотно изучают, находят в ней загадки, ищут на них ответы, все это складывается в гипотезы, в которых иногда от самой башни не остается «камня на камне», так безобразно к ней относятся. Или легенда служит негативным фоном в статьях о гипотетических цивилизациях. Все же чаще рассматривают серьезные вопросы. Ради чего, например, она строилась, чему должна была служить?
Во все времена был популярен интригующий вопрос: как выглядела Вавилонская башня? Вернее, как могла выглядеть, поскольку была она недостроена, и неизвестно, на каком этапе строительства работа была прервана. На полотнах религиозного характера она чаще изображалась почти законченной, сейчас бы сказали, только крышу поднять — и все готово. На самом деле могло быть иначе, поэтому нет смысла говорить, оборвалось строительство на третьем ярусе или на девятом. Был бы ее проект! А в то, что проект сохранился, исследователи охотно верят. Вавилонская башня в законченном виде, как и подобает проекту, якобы изображена на клинописных табличках, найденных среди руин Вавилона. Это сооружение многоярусное, составленное из нескольких башен, окрашенных в яркие цвета, на самой вершине увенчанное золотыми рогами. Эдакий символ Золотого Тельца, символа эпохи жертвенности богов на алтаре кровожадных идолов.
Вид башни данного проекта однако совершенно не совпадает с ее изображениями на рисунках и на полотнах художников, где строители создают ее ярусы-ступени по спирали. Вавилонский недострой больше смахивает на зиккурат, причем не анатолийского стиля, а майянского. Сторонников версии о башне-зиккурате среди мирян и богословов большинство, хотя же нельзя сказать, что этот проект принят за истину.
Зиккураты — своего рода пирамиды с усеченными вершинами, там обязательно находилось святилище. Сооружения этого типа громоздкие, величественные, на их строительство требуется свой материал. Зиккураты возводились из кубических или овальных глыб, нагроможденных друг на друга.
А какой строительный материал использовался для Вавилонской башни? Библейское предание называет глину, кирпич и земляную смолу, т.е. материалы, совершенно непригодные для возведения зиккурата. Но вполне подходящий для строительства башни типа «перст».
Согласно утверждению христианских клириков, руины Вавилонской башни находились недалеко от Вавилона, в Сеннарской долине, которую еще называли «Сеннарской страной». Башня там стояла на высоком холме и представляла собой Перст Указующий, т.е. ее проект имел вид строения, которое мы знаем как колонноподобное. Между прочим, в Библии особо подчеркивается, что в Сеннарской долине камней, плит, глыб, необходимых для строительства башни, не хватало, поэтому брали земляную смолу, глину, отливали кирпич. Строили, разумеется, колонноподобную башню. В Библейской энциклопедии (изд. 1891 г.), что интересно, можно найти ссылки на некое древнее предание, в котором говорится, что Вавилонскую башню строили из плит, т.е. как зиккурат. Само это древнее (добиблейское) предание не сохранилось, но если оно называет стройматериал, совершенно не совпадающий с тем, что описан в Библии, то наверняка в том предании речь шла о другом местонахождении Вавилонской башни?
Или мы упираемся в предположение, что легендарных башен было две? Допустим, одна из них в Сеннарской долине, которую строили из кирпича и глины, в виде Перста. А добиблейская легенда рассказывала о башне, выглядевшей как зиккурат. И находился сей объект в таком месте, где можно было добывать камни и глыбы в неограниченном количестве, что нехарактерно для Сеннарской долины.
Разработок на эти темы нам не встречалось, поэтому мы начали рассматривать тайны Вавилонского недостроя, что говорится, с нуля.

И Творение Божественное
С Вавилонским недостроем соотносится понятие «Столпотворение». Понятие образное и смысл у него глубокий философский. С одной стороны, связано с культовым ритуалом Стояния столбом человека или множества людей. «Столпиться» раньше означало собраться большим числом и стоять тесно, один к одному. Можно взявшись за руки или вскинувши руки к небу, можно просто плечом к плечу, сами понимаете, сколько можно философствовать по поводу подобных обрядов, ритуалов, медитаций. Никогда столпотворение не обозначало бестолковое, беспорядочное стечение людей, тем паче орущих и дерущихся. Это сейчас само слово «столпотворение» понимают вульгарно и неграмотно (даже в учебных пособиях!), выводят от понятия «толпа людей». Надо сказать, что «столпотворение» двусложное слово, делится по смыслу на «столп» и «творение». Это Творение Столпа, что соотносится перво-наперво с творением Вавилонской башни именно как столпа, а по отношению к людям, собранным вместе, оно вторично и совершенно не связано с вульгаризмом «толпиться толпой», хотя такое понятие сравнивается с библейским «смешением единого народа». Увы, это грубейшая ошибка, ставшая нормой. Парадокс! Спотыкаясь об эту ошибку, исследователи, не важно, какого они ранга и сана, говорят, что Вавилонскую башню в Сеннарской долине строили в виде столпа, и в этом якобы весь секрет понятия «столпотворение». Все, однако, не так просто!
В раннем христианстве столпом называли вертикальный поток света или поток дождя, изливающийся из облака. В языческом (ведийском) православии облака, предвещавшие перемену погоды, обожествляли, называли Божественным провидением, в преданиях — Облоком. Если сквозь Облок, слепившийся в человеческую фигуру, огромную, движущуюся и меняющую очертания (по таким признакам гадали), проходили два солнечных потока, окрашенные в синий почти черный цвет, Облок называли «синей мглой». Он якобы сопровождал злого колдуна (или чужого Змея). Если столпы светились красным, розовым, золотым светом, то это считалось свитой своего доброго Змия (в христианстве Ангела на огненных ногах).
Все мы частенько наблюдаем на открытом горизонте, как из грозовых облаков вдалеке нисходят сплошные росчерки идущего дождя или бьет на землю поток света. Это явление природа рисует косыми, наклонными столпами, вроде как подпирающими небо. Никто не станет отрицать, что такое прекрасное явление природы как творение столпов посредством игры света и воды — прерогатива Божественная, Высшая.
По образу и подобию Творения столпов Небесами люди стали творить свои деяния: ритуалы и материальные объекты. В полной мере это касается творения Вавилонской башни. Если предположить, что ее проект был уподоблен Божественному столпу, то понятно, почему люди отступились от своей затеи. Создать нечто похожее на поток света, дождя, словом, на столп, соединяющий небо и землю, и, согласно его природе, наклонное, — затея невыполнимая или трудно выполнимая. Известные на сегодня наклонные башни не превышают ста метров в высоту. Знаменитая Пизанская компанилла составляет 54,5 м, башня Азинелли — 97,6 м. Вавилонское же чудо задумывалось выше 100 м. Геродот, по крайней мере, говорит о ее высоте в 123 метра, причем так и непонятно, какого типа строение имеется в виду: колонноподобное (Перст) или зиккурат?
Сооружение, называемое Творением Столпа, обязательно должно быть «падающим», и в этом загадка его руин, что археологически не подтверждено. Ближе всего к правдивости изображения проекта башни Творения столпа стоят картины тех художников, кто рисовал ее как недострой, принимавший наклонный вид, например, у голландца Питера Брейгеля.

Исход их — смешение
Как-то негласно утвердилось мнение, что относительно народа-строителя Вавилонской башни все ясно. Да и что там загадочного? Все исследователи в один голос повторяют: речь в библейской легенде ведется о едином народе Земли, говорившем на едином языке, и этот язык следует считать праязыком человечества. Богословы, правда, не любят рассуждать на эту тему, в отличие от ученых-профи, а эниологи свидетельство о едином языке относят к доисторическим временам, что тоже не делает честь этой загадке Вавилонской башни.
Мы считаем, что относительно единого народа-строителя Вавилонской башни рано ставить точку, ее мы превращаем в большой вопрос: о каком-таком народе идет речь в легенде?
Будем внимательны, поскольку наша ключевая позиция в этом вопросе зиждется на интересном моменте, что упускают из виду исследователи библейских тайн. А именно, в некоторых переводах Библии на старославянском, на русском языках, в работах мирских научно-популярных пересказ предания подается с неодинаковой интерпретацией сюжета о «едином народе». Мы проследили моменты несовпадения на примерах из некоторых источников, а обобщающие сведения, как вывод, предлагаем рассматривать с нами как первый и второй альтернативные варианты «библейского предания»
По отдельности изучая оба варианта, мы будем постоянно подводить вас к предчувствию феномена Вавилонского недостроя, а именно: были на земле две такие башни, находившиеся в разных местах, овеянные духом своих преданий, одно из которых, более древнее, послужило основой для возникновения библейской легенды. Два этих разных строительных объекта древности объединяет лейтмотив «единый язык человечества», на котором говорило население допотопной ойкумены. Допотопной, заметьте!
Итак, рассматриваем первый альтернативный вариант библейской легенды, где образ народа-строителя башни показан как все население, сосредоточенное после Потопа в бассейне рек Тигра и Евфрата.
От хорошей сытой жизни это население якобы зазналось и вздумало возвести себе город, которому не было бы равных. Строительство начали с отдельно стоящей на холме башни. Запланировали ее до небес, тем самым утверждая человеческую гордыню и называя башню знаком, неким маяком для всего народа, чтобы он не потерялся на огромной Земле. Бог Яхве, усмотрев в деятельности счастливых людей некую для себя угрозу, разрушил планы строителей. В гневе смешал единый язык человечества. Перестав понимать друг друга, люди в смятении стали жестикулировать, издавая нечленораздельные звуки-слоги, потом оставили орудия труда, груды строительного материала и разбрелись кто куда.
Вы сто раз читали эту легенду, натыкаясь на странные несуразные моменты и все пропускали мимо ушей, это ж Библия! Ну и что? Ведь не боги горшки обжигают. Библию писали люди, такие же смертные, как и мы. Они бездумно писали и переписывали, а мы бездумно читаем и перечитываем.
Например, если говорится о времени после Потопа, то какая может быть сытая и счастливая жизнь у людей, переживших страшное наводнение? Земные катаклизмы никогда уюта и радости не приносили, что-то напутали библейские редакторы. Может, дело было все-таки до Потопа? В это охотнее верится. А если вспомнить легенды о блаженных, счастливых предках, какими справедливыми и благородными они были, пока не познали вкуса власти и золота, то согласишься не с Библией, а, например, с Платоном, «отцом Атлантиды».
Допотопный мотивчик резонирует с мотивчиком послепотопным: боязнью людей потеряться на огромной Земле. Миф об исходе человека исторического из Месопотамии сочинили, вероятнее всего, после очередного локального наводнения, случившегося, согласно научным данным, в середине 2-го тыс. до н.э. Передняя и Малая Азия тогда сильно пострадали от взрыва вулканов Санторин и Эркийяс, что вызвало потоп. Те события слились с событиями легендарного Всемирного Потопа, о котором уже тогда знали не больше нашего. У людей, спасшихся как Ной, сложилось впечатление, что они остались одни на белом свете.
Синдром потерянных — это следствие шока, что настигает человека в любом случае, как бы он ни был подготовлен к удару стихии. Выжить — вовсе не значит перевести дух. Впереди осознание одиночества. Прерваны разного рода связи с единоплеменниками, погибли сородичи, друзья, даже враги. Куда идти, кого искать? Земля стала огромна, заблудиться на ней легко. Этот мотив звучит в эсхатологических мифах народов Земли и также главенствует в библейском предании.
Отметим еще одно выпадение из здравого смысла. Если народ «бассейна рек Тигра и Евфрата» вздумал возвести город, которому не было бы равных, значит, великолепные города уже существовали (допустим, Троя), а строителям захотелось что-то в стиле «модерн»? Например, башни-маяка, причем наклонной, по образу и подобию Божественного столпа, соединяющего небо и землю, а кажется, что наклонная башня упирается в облака. Вот такая она «башня до небес», недострой которой оставил на месте «груды материала» — свидетельство того, что башня, если и поднялась на девять ярусов, тут же и рухнула. Но кто это видел? По всей видимости, видели только гору каменных глыб — заготовки грандиозного проекта, которому не суждено было сбыться.
Не первична в легенде и идея расселения людей по всей Земле из одного центра, как пишут, из Месопотамии. До этого было расселение потомков Адама и Евы, расселение потомков Ноя, если опираться на библейские истории, а если на исторические данные, то расселение индроевропейских народов, начавшееся в незапамятные времена, происходило периодически. И всему этому может служить остаточное слово «смешение»: смешение народа, смешение языка. Но мы напрочь не понимаем библейской мудрости: как можно смешать единый народ, единый язык? Смешивают разные компоненты, а не одинаковые. Или ученые отмахиваются от этой стилистической ошибки, полагая, что Библия — тетрадка первоклассника?
«Смешение» (так обычно переводят «Вавилон») взято за основу объяснения не самого названия города, а его народонаселения. Оно, как известно из курса истории, было многонациональным, разноязыким. В те времена считалось феноменом совместное житие в одном месте тьмы разных народов — вот это можно назвать смешением рас и языков. Что касается Вавилона, то его название переводится по-другому, но на данный счет профдешифровок нет.
Итак, рассмотрев первый альтернативный вариант библейского предания, самый известный и всегда трактуемый, который заканчивается рассеиванием людей и «смешением» единого языка, переходим ко второму альтернативному варианту. В нем рассказ на ту же тему выглядит несколько иначе, в духе чисто христианских устоев.

Эффект Хамова колена
В этом варианте фигурирует конкретный народ-строитель башни — потомки Хама, среднего сына Ноя.
Библия рассказывает, как сын оскорбил отца непочтительным отношением, за что был Ноем проклят во всем своем Хамовом колене, от рода до рода, от века до века, и не просто проклят, но унижен приговором быть рабом у своих братьев.
Согласно тогдашней морали, ослушников наказывали строго, а в Библии зафиксировано наказание и вовсе бесчеловечное. Карать проклятием род, свой или чужой, было принято повсеместно у народов Земли, и чего больше в идее проклятия — действительно ненависти или традиции наказания, определить никто не пробовал, наверное, по той же причине боязни самого упоминания слова «проклятие» и его магического воздействия. Но права русская пословица «не так страшен черт, как его малюют». Проклятием, разумеется, можно навредить, затормозить развитие организма, но убить, уничтожить вид (род, семью) невозможно, и вот об этом знатоки магии не должны забывать и не запугивать своих пациентов. Обычно проклинающий и проклятый меняются местами и это явление мы увидим на примере жизни и развития народов Хамова колена.
Дальше продолжаем по легенде. Помня о родовом проклятии, народ хананейский взялся строить высокую башню в пределах будущего Вавилона. Причиной, побудившей их к столь решительному шагу, называют все тот же известный мотив эсхатологических мифов — боязнь потеряться на огромной Земле, боязнь быть рассеянными. Причем в данном варианте добавлено конкретное: боязнь быть взятыми в рабство. Здесь присутствует интересный момент: строители башни наперед знают, что им грозит «господне наказание» в виде рассеивания, смешения, а это значит — данный вариант легенды не оригинален, вторичен. Правда, есть в нем свои, оригинальные акценты. Например, потомки Хама хотели сделать башню не просто маяком, но центром средоточия всех племен, символом их равенства. Замечательный поворот сюжета, но очень хитро подогнанный под идею наказуемости.
Осужденные родовым проклятием на вечное рабство у потомков Сима и Иафета, хананеи предлагают им равенство и единство, т.е. занимают позицию революционеров-социалистов. В библейские времена, когда рабство было узаконено, считалось нормой бытия, призывы к свободе и равенству выглядели кощунством, насмешкой над богом Яхве. Вот и придумали, что этот бог рассеял дерзких, смешав их язык. А какой язык был у тех, кому определили прозябать рабами? Помните из книг по истории, раба называли говорящим орудием или мычащим, а чаще всего бессловесным. Раб не имел права на собственную речь, а это значит, что потомки Хама наказывались не «смешением единого языка», а лишением родной речи. Говоря об этом, нельзя забывать, составители Библии сюжет древней легенды о Вавилонской башне подгоняли под мышление истинных христиан-работорговцев, рабовладельцев. Итак, их бог Яхве рассеял строителей башни — никакого равенства, никакого центра-маяка. Нет «сытой жизни — нет и гордыни, все занимают места по-христиански: каждому — свое».
А мы-то думаем, откуда это революционеры взяли для своего гимна зовущие на смертный бой с тиранами слова «Вставай, ПРОКЛЯТЬЕМ заклейменный, весь мир голодных и РАБОВ»? Оказывается, от пионеров «возмущенного разума», от потомков Хама! Не верите, что они действительно возмутители рабовладельческих христианских устоев, каббалистский девиз которых «люби своего ближнего, он бьет тебя по щеке, подставляй другую»? Тогда почитайте в Библии, где на головы потомков Хама сыпались не только проклятия, но и призывы от имени бога Яхве расправиться с ними, «..всех хананеев надо было истребить» (Исх. ХХIII, 32, ХХХIV). Видать, коммунистическим идеям столько же лет, сколько и рабству, и едва возникнув, общечеловеческие устремления к свободе и равенству попали в разряд греховных, предавались проклятию и запрещались. А вы говорите, геноцид это — язва современности, а то, что записано в Библии, призывы истребить под корень народ Хамова колена, это не геноцид, пусть и не состоявшийся, но ведь заявленный?
Так что навороченное вокруг проклятия Ноя остается в Библии как образец межродовой ненависти и вражды. Истинно же Высшее, Божественное, в Купели которого создается и протекает история человечества, предопределило потомкам Хама лучшую долю! Эффект Хамова колена как раз и состоит в том, что вопреки проклятию «от века и до века» хананеи с самого начала послепотопных времен стали в авангарде прогрессивного развития цивилизации Древнего мира. Они, а не потомки Сима, возглавили культуры тогдашнего периода, причем в течение нескольких тысячелетий и до сих пор здравствуют в своих потомках. Чтобы полнее уяснить себе Истину Божественного в противоборстве с человеческим проклятием, назовем самых великих из хананейских народов.
Перво-наперво — египтяне, ведущие свой род, согласно Библии, от Мицраима, сына Хама. Египетская культура, как известно, стояла у истоков истории Древнего мира, разнообразным ее достоянием земляне пользуются и поныне. Исследованиям древнеегипетских тайн во всех областях знаний конца нет и пока не предвидится, как нет смысла умалчивать, что Египет и пирамиды — визитная карточка планеты Земля.
Другие хананеи — ассирийцы, строители Дамаска, Ниневии, того же «города городов» Вавилона, непревзойденные архитекторы, инженеры, прорицатели, врачи, мужественные воины и талантливые полководцы. Ассирия, несмотря на мрачную славу «кровавой империи», первое в мире объединенное из племен государство, жившее по Закону железного порядка. Без такого порядка, будем откровенны, любое государство уподобляется колоссу на глиняных ногах.
Назовем еще одних хананеян — финикийцев, кого знают как первых опытных мореплавателей, ходивших в Тихий океан, в Индийский, в Атлантический. Отлично оснащенные их триеры достигали берегов Исландии, Америки. Финикийцы также известны как создатели стекла, зеркал, льняного текстиля и, разумеется, алфавита, благодаря своему великому сыну Кадму, по имени которого он известен как «кадмийский алфавит». Он лег в основу греческой грамоты, а потом и кириллицы.
Вот и получается, пока потомки Хама созидали и процветали, потомки Сима, ведя кочевой образ жизни, силу ума направляли на то, чтобы опорочить в веках имя Хама. Нарицательное, оно звучит обидно, наглых мы, не задумываясь, обзываем хамами. Но уж совсем не сравнивая с образом великого хананеянина, имя которого в русской транскрипции читается не Хам, а Сам. Сам, он «самотний», самостоятельный, самодостаточный. Со временем, кажется, это хорошо уразумели составители канонических книг и решили «обелить» незаслуженно проклятых.
Хроника Г. Аматрола, например, финикийцев, вавилонян и ассирийцев относит к потомкам Сима (следует читать — Сама). Также поступает Хронограф (в редакции В.М. Истрина), называя ассирийцев семитами, а потомками Хама, кого б вы думали? Эфиопов!
Хотя смешного ничего нет. Понятие «хам» стало своего рода синонимом «арапа». Им ссудили «Хамово колено» вместе с родовым проклятием, что обязывало эфиопов быть рабами у белых господ. Как говорится, было бы рабство — кандидатура найдется.
Сравнивая альтернативные варианты одной легенды, приходишь к выводу, что вариант «эффекта Хамова колена» — самая поздняя библейская интерпретация и в принципе ее можно соотнести с первым вариантом, но с условием. «Единый народ» этого варианта есть не кто иной, как народ Хамова колена из второго варианта. Эти два условия легко объединимы. Потомков Хама можно считать единым народом, строившим Вавилонскую башню, как само этим единым народом можно назвать Хамово колено.
Вроде бы все ясно. Тогда зависают важные вопросы: время строительства Вавилонский башни и явление единого языка человечества, — сие не вписывается в рамки эффекта Хамова колена. А почему, расскажем в следующей части.

Тамара и Виктор Плак
с. Абрикосовка, АР Крым

За что были наказаны строители вавилонской башни?

Toggle navigation

Ответ

  • Имя пользователя или адрес электронной почты

  • Пароль

  • Запомнить

  • Вход

  • Регистрация
    |
    Я забыл свой пароль
  • Все задания и ответы
  • Популярное
  • Метки
  • Разделы
  • Задать вопрос
  • Ответ
  • Другие предметы
  • За что были наказаны строители вавилонской башни?
  • Ответ
  • Другие предметы
  • За что были наказаны строители вавилонской башни?

0 рейтинг

Вавилонская башня — Проба пера — LiveJournal

Что-то меня пробило на башни. Второго дня читал книжку г-на Мальцева Сергея Александровича «Невидимая битва» 2003 года издания. Нашёл много занятного и даже немного по-гуглил дополнительно. Как результат, получился маленький постик про «бабилонскую вашню»

Был на земле огромный город, город больших грешников. Люди в нем задумали построить башню до небес как символ своего величия и могущества. Но Бог наказал их за гордыню, помрачил умы строителей и сделал так, что они утеряли свой первоначальный единый язык и вместо него стали говорить на множестве новых языков, навсегда лишившись возможности понимать друг друга.

Отчего и стал называться город Вавилоном — от слова «бабель», «бормотание».
Легенда эта из Библии.

Еще Вольтер удивлялся, почему принято переводить слово Вавилон (Babylon) как «смешение языков», «бормотание»: «Так как ba обозначает «отца» во всех восточных языках, а bel — это «Бог», то следовательно Вавилон следует читать как град Бога».
Каждый житель Вавилона, каждый странник, хоть раз побывавший в нем, знал, что название, как и десятки храмов города, были посвящены Меродаху, Богу Мудрости, называвшемуся еще Бэлом, и Нево …

Интересный факт — по словам Цицерона, история, которую вели многие поколения вавилонских жрецов, охватывала гигантский период времени в 470000 лет. И ни один из их клинописных текстов не упоминал ни о каком вавилонском «смешении языков».
Под катом много букв и картинковО знаменитой башне рассказ самого ее строителя — царя Невоходоносора — в переводе Жюля Опперта и Джорджа Смита звучит так:
 

«Я, Невоходоносор, царь Вавилона, слуга Предвечного Единого… Высший Монарх, который превозносит Нево, Спасителя, Мудреца… Я, сын Невопаласора, царь Вавилонии.
Великий Господь Меродах породил меня и повелел восстановить его обитель. Нево, который наблюдает за небесными и земными воинствами, вооружил мою руку скипетром правосудия…»
«…Эта пирамида является великим храмом Неба и Земли, жилищем Учителя Богов — Меродаха. Святилище в ней, которое я воссоздал из чистого золота, — это место отдыха Его Владычества
…Семиэтажную Башню, вечный Дом, который я вновь отстроил и восстановил, я отделал полированными плитами из кедра и кипариса, и завершил его великолепие золотом, серебром и другими металлами…»

Зиккурат представлял собой семь квадратных башен, помещенных пирамидально одна на другую. Наверху находилось святилище с золотым ложем для бога, куда вела широкая каменная лестница.
Ныне руины храма можно увидеть на левом берегу Евфрата в ста пятидесяти километрах к юго-западу от современного Багдада.

Согласно расчетам археологов он имел высоту 90 метров, а периметр основания около 360 метров….
На этом месте мну не сдержался и ломанулся с рулеткой замерять, а за одно ещё и гуглить про замеры других опытных исследователей.
Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй — 18, третий и пятый — по 6 метров, седьмой — святилище бога Мардука — был высотой в 15 метров.

Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия — «сковорода») на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом.

Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.
Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела восемь ярусов, ширина самого нижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше.

Трудно не верить Кольдевею, человеку ученому и добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа. Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой.

На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку (у Мальцева Меродах )

 

Сейчас его развалины не превышают и половины былой высоты. Храм разрушен и в некоторых деталях библейская легенда о Вавилонской башне права: неоднократно разрушавшийся и восстанавливавшийся храм бога Меродаха был уничтожен некими мощными силами. На обрушившихся стенах здания видны уже знакомые нам следы воздействия чудовищной температуры.

Как пишут в своих отчетах археологи, огонь «раскалил и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалив весь остов башни, сплавившейся от жара в плотную массу, подобную расплавленному стеклу».
 

Предмет гордости Невоходоноссора, дело его жизни, некогда превратился в спекшиеся руины. Притом обожженные кирпичи расплавлены с разных направлений снаружи стен и, кроме того, внутри развалин.
Это означает, что по башне были нанесены неоднократные поражающие и «добивающие» удары, словно кто-то очень не хотел, чтобы она когда-нибудь снова была восстановлена.

По библейской легенде у патриарха Авраама было 318 «обрезанных», то есть
прошедших религиозное посвящение слуг. Если в эти же ветхозаветные времена мы
перенесемся из Междуречья за Средиземное море и еще дальше, за Атлантический
океан, то на американском континенте у ацтеков увидим 318 каменных ниш,
симметрично украшающих лестницу их семиэтажной пирамиды Папантла. Эти числовые
величины — 7 этажей пирамид ацтеков и пирамиды Невоходоносора, и 318 элементов —
намеки, которые указывают нам на существовавшую когда-то единую древнюю науку,
после гибели Атлантиды сделавшуюся тайным достоянием избранных.

Не уверен, что всё написанное правда… но весьма занятно.

Использованные материалы:
Мальцев Сергей Александрович «Невидимая битва» 2003.
http://www.sunhome.ru/journal/1277
http://demiart.ru/forum/journal_uploads2/j86509_1261306231.jpg
http://s59.radikal.ru/i166/0911/75/728a72848524.jpghttp://religionart.narod.ru/gal9/44-12.jpg
http://keep4u.ru/imgs/b/080427/62/6255eac9a0457cd484.jpg
http://s50.radikal.ru/i127/0910/38/24fb64e161ad.jpg

 

 

Религия и вера Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Вопрос, на который вы прочитаете ответ, задал 10-летний ребенок. Но точно также он регулярно возникает и у взрослых людей, читающих Священное Писание.

Отвечает протоиерей Димитрий Юревич, зав. кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Павловске.

В этом вопросе, если приглядеться, содержатся два вопроса. Первый— это о чем, собственно, говорится в 11-й главе книги Бытия, в чем главный смысл истории про Вавилонскую башню. А второй — это как современное языкознание представляет себе развитие языков.

Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший. 

Начнем с того, что же, собственно, случилось в те древние времена в городе Вавилон, в долине Сеннаар, в Месопотамии. Об этом мы читаем в первых девяти стихах 11-й главы книги Бытия. А как нам понять, что именно в этих девяти стихах самое главное? Оказывается, вовсе не смешение языков. Самое главное — то, что стоит в центре повествования. Это слова

«И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие».

Почему же именно эти слова мы должны считать самыми главными? А потому, что в этих девяти стихах использован прием, очень характерный и для Библии, и вообще для литературы Ближнего востока. Прием этот называется хиазм, и заключается он в том, что самое главное говорится в середине текста, а то, что идет раньше и позже, только поясняет это самое главное. Причем поясняет как бы параллельно, то есть начало текста и его конец похожи, чуть по-разному они говорят об одном и том же.

Так вот, попробуем понять смысл всей этой истории. Во- первых, что же такое они, вавилоняне, строили? Что это за башня до небес? Сейчас, благодаря археологическим открытиям, мы понимаем, что речь идет о зиккурате. Зиккураты — это ступенчатые пирамиды, которые строились в городах Месопотамии начиная с V тысячелетия до Рождества Христова. На сегодняшний день найдено 30 зиккуратов, самому древнему более шести тысяч лет, а самому «молодому» около 2300 лет.

Во-вторых, зачем древние обитатели Месопотамии строили эти зиккураты? С самого начала историки понимали, что у зиккуратов было какое-то религиозное назначение. А какое именно — узнали уже в XX веке, когда смогли прочитать вавилонские тексты, относящиеся к более позднему времени, чем Вавилонская башня, а именно — к первому тысячелетию до Рождества Христова. Оказалось, что каждый зиккурат имел свое название, и судя по этим названиям, считался лестницей от земли до неба, по этой лестнице должны были сходить вниз языческие боги. Один зиккурат так и назывался «Лестница от земли до неба», другой назывался «Основание неба и земли».

Говоря современным языком, зиккурат считался порталом для перехода из нашего мира в иной мир, где обитают боги. Вот этот иной мир и назывался «небом», а вовсе не обычное небо, где плывут облака. И вот жители Вавилона (а кстати, само название Вавилон переводится как «врата богов») решили построить портал к языческим богам. И это было бы очень плохо, потому что если бы они такой портал построили, это привело бы к тому, что язычество в Месопотамии восторжествовало. А торжество язычества в тот момент помешает распространению истинного знания о Боге, которое сохранилось от Адама. Но результат оказался совершенно неожиданным для вавилонян.

Они-то думали, что через построенную ими башню-зиккурат к ним сойдут языческие боги (то есть, как мы, христиане, понимаем, демоны, которые притворяются богами), а вместо этого к ним сходит истинный Бог. И сходит именно для того, чтобы воспрепятствовать их попыткам установить контакт с демонами. Вот что главное.

А смешение языков — это лишь конкретный способ им воспрепятствовать. Вавилоняне перестали друг друга понимать, поэтому строительство башни и города прекратилось. А теперь разберемся с тем, чем было это «смешение языков», и для этого воспользуемся таким разделом науки, как историческое языкознание. Оно изучает, как меняются разные языки со временем и как влияют друг на друга. Так вот, все современные языки группируются по так называемым языковым семьям. Их несколько. Например, все славянские языки, романские, германские относятся к индоевропейской семье. А есть еще афро-азиатская языковая семья, есть китайско- тибетская, и другие. Встает вопрос: а может, все языки внутри той или иной языковой семьи имеют общего предка? Этот общий предок называется праязык. И действительно, для индоевропейской языковой семьи такой праязык удалось реконструировать, сравнивая между собой разные языки внутри семьи и зная закономерности, по которым любой язык меняется с течением времени.

Но тут возникает вопрос: если такие праязыки возможны внутри языковых семей, то, может быть, существовал такой праязык вообще для всей Земли?

Сразу скажу: окончательного ответа на этот вопрос нет. Одни ученые считают, что такой праязык был, другие в этом сомневаются. Вроде бы что-то общее есть и между разными языковыми семьями, но вдруг такое сходство объясняется другими причинами? Могут же быть и случайные совпадения. Например, в таких очень непохожих друг на друга языках, как английский и персидский, слово «плохой» звучит одинаково: «бэд». Так вот, зная все это, задумаемся, что же именно случилось тогда в Вавилоне? Если тогда люди на всей Земле говорили на одном и том же языке (как об этом говорится в начале 11 главы книги Бытия: «На всей земле был один язык и одно наречие»), то «смешение языков» — это разделение на разные языковые семьи? Или просто возникли разные диалекты одного и того же языка? То есть из единого языка образовалась одна языковая семья? Скорее всего, дело было именно так. То, что случилось в Вавилоне, было локальным событием, оно не затрагивало все континенты земного шара. Потому что задача-то какая была? Воспрепятствовать развитию данного города, Вавилона. Для этого вовсе не обязательно влиять на языки жителей Америки или Австралии. То есть общий для всех вавилонян язык распался на разные диалекты, в чем-то похожие, но все-таки понять друг друга стало уже очень трудно. Представьте группу людей, где кто-то владеет только русским языком, кто-то украинским, кто-то сербским, кто-то болгарским. Это всё славянские языки, в них много общего, но если люди и будут друг друга понимать, то едва- едва. И все-таки вопрос остается: а на каком же именно языке говорили вавилоняне до того, как Господь сошел с неба? И более того, на каком языке говорили Адам и Ева? Ведь они же говорили на каком-то конкретном языке…

Некоторые христианские и иудейские богословы утверждают, будто этим языком был древнееврейский. Обосновывают свою мысль тем, что сами слова «Адам» и «Ева» — это слова древнееврейского языка. Но с точки зрения современной науки это совершенно невозможно. Дело в том, что любой язык развивается и меняется, не существует застывших языков (если, конечно, не брать «мертвые» языки, то есть те, на которых уже вообще давно никто не говорит). И тот язык, на котором говорили Адам и Ева, тоже должен был развиваться, и в своем развитии он никак не мог совпасть ни с одним из современных языков, да и с древнееврейским тоже. Между прочим, древнееврейский язык тоже менялся со временем, что видно и по книгам Ветхого Завета. Самые ранние его книги, то есть Пятикнижие Моисеево, написанное в XV-XIV веках до Рождества Христова, по лексике и грамматике очень заметно отличается от, например, пророческих книг, написанных в первом тысячелетии до Рождества Христова. Отсюда вывод: ни один из древних и тем более современных языков не мог быть тем языком, на котором говорили Адам и Ева. Может быть, они говорили на праязыке, родоначальнике всех более поздних языков. Но доказать, что праязык действительно существовал, наука пока не в состоянии.

Вавилонская башня | История, краткое содержание, значение и факты

Вавилонская башня , в библейской литературе, сооружение, построенное в земле Сеннаар (Вавилония) спустя некоторое время после Потопа. История его создания, данная в Бытие 11: 1–9, кажется, попыткой объяснить существование различных человеческих языков. Согласно Книге Бытия, вавилоняне хотели сделать себе имя, построив могучий город и башню, «с вершиной в небесах». Бог сорвал работу, так запутав язык рабочих, что они больше не могли понимать друг друга.Город так и не был достроен, и люди рассредоточились по всему лицу земли.

Питер Брейгель Старший: Вавилонская башня Вавилонская башня , картина маслом Питера Брейгеля Старшего, 1563 г .; в Художественно-историческом музее, Вена. Предоставлено Художественно-историческим музеем, Вена

Британская викторина

Знакомство с персонажем

В какой из этих работ Люси Вестенра является персонажем?

Миф мог быть вдохновлен вавилонским храмом-башней к северу от храма Мардука, который на вавилонском назывался Баб-илу («Врата Бога»), на иврите от Вавилона или Бавеля.Сходство в произношении Babel и balal («сбивать с толку») привело к игре слов в Бытие 11: 9: «Поэтому имя его и было названо Вавилон, потому что там Господь смешал язык всей земли».

.

Что случилось с Вавилонской башней?

Что случилось с Вавилонской башней?

Что случилось с Вавилонской башней?

Статья «Brass Tacks» в журнале Focus.

(Июнь 98)

В Книге Бытия записаны рассуждения строителей Вавилонской башни.

в следующих словах: «И сказали: пойдем, построим себе город,

и башня, вершина которой находится на небесах; давайте сделаем себе имя, чтобы

мы рассеяны по лицу всей земли »(Быт.11: 4).

Когда Земля начала заселяться в поколениях, последовавших за Потопом,

Широкая равнина Шинар была сценой зловещего проекта, который

Препятствие требовало вмешательства Самого Бога. В том, что известно

нас, как Вавилонию (современный Ирак), в нижней Месопотамии, были начаты работы по строительству

город и башня, которые принесут мировую славу своим строителям и сохранят

их империя цела. Отчет об этом событии находится в Быт.11: 1-9.

Бог сказал, что строительство города и башни в Сеннаре все еще продолжается,

«Действительно, люди едины, и все они говорят на одном языке, и это то, что они

начать делать; теперь ничто из того, что они предлагают сделать, не будет скрыто от них.

Пойдем, спустимся и смешаем их язык, чтобы они не

понимать речь друг друга »(Быт. 11: 6,7). Это сделано, завершение

проект был невозможен, потому что строители не могли общаться.Работа

был приостановлен, и незавершенный город стал называться «Вавилон» (буквально,

«Спутанность сознания»). Первоначальное намерение Бога по рассеянию человечества

затем было выполнено в силу необходимости, поскольку различные языковые группы

разделены на разные регионы и сформировали различные цивилизации.

Но что было не так с «Вавилонской башней», что Бог предотвратил ее существование

законченный? Чем именно был недоволен Бог? Конечно, дело не только в

высота самой башни, как многие из нас предполагали в детстве.Было ли это

а не гордость и дух человеческой автономии, лежавшие в основе

схема? Планы относительно Вавилона были сформулированы не для прославления Творца, а для

возвысить строителей и помочь им нарушить божественный приказ

рассредоточиться по миру (Быт. 9: 1). Намерение было, как сказал Кеннет Тейлор

предлагает воздвигнуть «гордый, вечный памятник себе». Если когда-либо был план

«отпрыск амбиций» (Томас Уайтлоу), Бабель был им.И это просто было

не воля Бога на этом раннем этапе истории позволять такому человеческому

самовозвеличивание для достижения своей реализации.

Священное Писание об этом событии служит предупреждением против духа

Вавилон, где бы и когда бы он ни был — и это не требует

особенно проницательный наблюдатель, чтобы заметить его преобладание в нашей собственной цивилизации

сегодня. Гуманистический образ мышления, который является нашим основным способом мышления в

Уэста — это именно та наглость, которую осуждали в Вавилоне.Наше виртуальное обожествление человека явно происходило за счет наших

прославление Создателя человека. Правильная ориентация человечества на Бога

был отклонен как устаревший, и вместо него мы заменили поклонение

о «высоких достижениях человеческого духа». Мы исключили Бога из

каждый проект, который для нас очень важен, и мы разработали

цивилизация, основанная на принципах человеческого самоуправления и

самодостаточность.

Стремясь «сделать себе имя», мы в современной человеческой семье

возвышали себя таким образом, что Вавилон казался детской забавой. Тем не менее, Бог

по-прежнему способны удивить тех, кто осмеливается создавать свою судьбу. Пока

Своим терпением и долготерпением Он может отложить начало Своего суда,

придет время, позже, если не раньше, когда амбициозная гордость человечества будет

смиренный. «Ибо написано:« Живу Я, — говорит Господь, — всякое колено преклонится.

Мне, и всякий язык исповедуется Богу »(Рим.14:11). Если мы страдаем от

то же самое, что было не так в Вавилоне, нам нужно покаяться, пока не стало слишком поздно.

Гэри Генри

Из дополнительных файлов 7.11; Ноябрь 2000

The Expository Files

http://www.bible.ca/

.

Почему была построена Вавилонская башня?

Один из самых противоречивых эпизодов, записанных в Библии, — это смешение языков в Вавилоне (Бытие 11: 1–9). Как и другие события, описанные в первых одиннадцати главах Книги Бытия, неверующие считают его мифом. Тем не менее, в Писании нет намека на то, что это событие следует понимать иначе, как буквально происходящее. Фактически, этот эпизод объясняет, как и почему развивались разные языки.

На восток

Книга Бытия подчеркивает, что, двигаясь на восток, человек удаляется от Бога.Мы видим это в Эдемском саду, во время Ноева Потопа, а теперь и в Вавилонской башне. Это также будет видно позже в Бытии, когда Лот отделился от Авраама и пошел в Содом. Когда человечество покидает область Божьего благословения, оно отправляется в места, которые причиняют ему проблемы.

Не выполнили приказ

Потомки Ноя не повиновались повелению Бога наполнять землю. Вместо того, чтобы распространяться, как повелел Бог, они поселились в земле Сеннаар — плодородной земле, орошаемой реками Тигр и Евфрат.Когда люди достигли этой равнины в Вавилоне, они начали масштабный строительный проект. Город был построен вопреки повелению Божьему. Строительство города установило бы единый фронт против Бога, предотвращая рассеяние. Эти потомки Ноя не повиновались призыву Бога.

Сделайте имя

Эти конкретные потомки Сима хотели сделать себе имя вместо того, чтобы прославлять Бога. В этом разделе Священного Писания есть игра слов на иврите по отношению к названию слова.Строители, потомки Сима (на иврите поддельный ) хотели сделать себе имя (на иврите поддельное ). Вместо того, чтобы делать имя, они в конечном итоге рассеяны, и имя их города (стих 9) будет Вавилон (путаница). Тот факт, что они хотели сделать себе имя, будет противопоставлен описанию Авраама в следующей главе, где Сам Бог дает имя Аврааму.

Зачем строить башню?

Поселившись, они построили Вавилонскую башню как памятник своему величию — чтобы сделать себе имя.Хотя Писание не дает нам точной причины, почему они построили эту башню, есть несколько возможных причин.

1. Защита от другого Потопа

Согласно традиционному представлению, башня была построена людьми, чтобы защитить себя от другого Потопа. Фраза, вершина которой достигает небес, является образным выражением большой высоты. Башня была построена достаточно высоко, чтобы люди могли отомстить Богу, если Он снова попытается утопить жителей земли.Проблема с этой точкой зрения состоит в том, что Бог ясно обещал не посылать еще один Потоп (Бытие 8: 21-22; 9:11). Кроме того, зачем строить башню на равнине, если цель была слишком высокой для паводковых вод?

2. Башня, чтобы достичь Бога

Некоторые критики этого рассказа считают, что люди строили башню, пытаясь достичь Бога. Это потому, что древние верили, что небеса находятся прямо над землей, и если они построят башню достаточно высокой, они смогут достичь присутствия Бога.Если бы они построили эту гигантскую башню, они могли бы подумать, что ее вершины пробили бы свод над ними. С этой точки зрения они могли установить свое собственное значение в глазах человечества и Бога. В тексте нет ничего, что поддерживало бы мнение, будто люди думали, что могут достичь присутствия Бога, построив башню.

3.Зиккурат

Распространено мнение, что люди строили зиккурат — башню, построенную для поклонения небесам.Это означало, что люди практиковали искусство астрологии, а не поклонялись Богу. Тем не менее, на иврите слово «башня» переводится как « migdol », что означает просто «башня». Кроме того, этот отрывок не учит, что башня была предназначена для поклонения.

4. Предотвратить рассеяние

Мы знаем, что строители хотели сделать себе имя, а не повиноваться Божьей заповеди плодиться и размножаться. Поэтому они попытались воздвигнуть памятник своему величию.Монумент должен был стать центром их собственной славы, славы и амбиций. Они хотели одно единое правительство, которое бы властвовало над всеми, вопреки повелениям Бога.

Само Писание поддерживает это как правильный способ понять, почему они построили башню. Дело в том, что люди хотели сделать себе имя, а не прославлять Бога.

Они сказали: пойдем, построим город и башню, вершина которой на небе; сделаем себе имя, чтобы не рассеяться по лицу всей земли (Бытие 11: 4).

Краткое содержание

Вавилонская башня была построена потомками Ноя, чтобы люди не рассеялись. Это было сделано в нарушение Божьей заповеди. Башня символизировала их собственные усилия по заселению земли, а не засыпать землю, как велит Бог.

.

Вавилонская башня — еврейская история

Чувство народа

Ближе к концу жизни Фалека произошло нечто, изменившее общественную жизнь всех людей на земле.

После Потопа человек снова начал размножаться и наполнять землю. Все они говорили на одном языке и хорошо понимали друг друга. Поколения людей
до Потопа интересовались только собой; они думали о
себя как сверхлюдей и жили каждый для себя одного; они использовали насилие
и силы против своих более слабых соседей, не обращая внимания на законы и правила.Новое поколение человечества было другим. Они подчеркнули противоположный кодекс
живые. Человек не считал для себя самого; он считался только частью
сообщества, и ему пришлось подчинить свои интересы интересам группы. Имел
они ограничились такой общественной жизнью, все могло бы быть хорошо.
Но они перестарались. Огромная сила, выросшая из их организации
и добрая воля сделала их гордыми, и их гордость заставила их восстать против Б-га.

Они решили построить башню, которая должна была достичь небес, чтобы сделать их
равны Б-гу, и в то же время, чтобы они могли оставаться
вместе. Этот символ их божественной силы, как они думали, должен был быть построен
в долине Страны Сияния.

Их наказание

Б-г решил уничтожить их высокомерие, уничтожив их способность
понимают друг друга. Поэтому он запутал людей, разделив их
на семьдесят разных народов и племен, каждое со своим языком,
(отсюда и название Вавилон, что означает «беспорядок»).

Когда это случилось, от проекта Башни пришлось отказаться. Различные
группы мигрировали в разных направлениях и расселились во всех частях света.
Сама Башня частично сгорела, а частично поглотила земля.

Нимрод

Но даже это суровое наказание не вернуло людей к путям
Б-г. Во времена Нимрода, внука Хама, злоба
народ чрезвычайно увеличился.Нимрод унаследовал одежду Адама,
сделан из кожи Змея, и он был непобедим. Все животные
мира повиновались ему, и цари признали его правление. Он объявил себя
бог, и изображения его лица были показаны по всей стране. Люди должны были служить
ему и приносить ему подношения.

Именно в этот век идолопоклонства на горизонте появилась новая звезда —
единственная сияющая звезда в темном небе.

.