Содержание

Десятинная церковь в Киеве (989-969) — история строительства, интересные факты, фото

Большинство архитектурных памятников напрямую связаны с различными важными событиями. Десятинная церковь в Киеве — это первый христианский храм древней Руси, сделанный из камня. Собор Пресвятой Богородицы был построен в скором времени после крещения князя Владимира. Сооружение было самым большим и величественным на тот момент.

Описание архитектурного шедевра

Для строительства Десятинной церкви князем Владимиром были приглашены лучшие мастера из Византии. Вместе с ними пришла мода на подражание византийским храмам, то есть на возведение крестово-купольных построек. Шестиярусный собор украшали 5 куполов, а также галереи с 3 сторон, в которых находились различные помещения.

При раскопках первой каменной церкви на Руси археологи находили элементы, которые свидетельствовали о довольно богатом внутреннем убранстве. Например, к ним можно отнести:

  1. Части фресок.
  2. Куски мрамора.
  3. Отдельные элементы мозаики.
  4. Яшму.
  5. Порфир.
  6. Ценные породы дерева.

Внутри церкви было большое количество старинных икон, крестов, а также сосудов из Херсонеса. В качестве подарка Владимир передал мощи святого Климента — христианского великомученика и проповедника I века н. э.

Десятичная церковь ещё называется храмом Успения Пресвятой Богородицы (официальное название). О монастыре упоминается в различных старинных документах, рукописях и архивах. Несмотря на огромное количество разных источников, ни в одном из них нет изображения, показывающего внешний вид церкви, поэтому можно только предполагать, какой она была, основываясь на археологических находках. Большинство историков и археологов считают, что церковь Успения Пресвятой Богородицы (989−996) полностью соответствовала архитектурным взглядам византийских мастеров.

Также учёные предполагают, что рядом с основным зданием были покои киевской знати, а также дворец князя. Довольно близко находился международный рынок, который располагался на площади под названием Бабий торжок.

Интересные факты и теории

Сейчас есть несколько интересных теорий, которые связаны с церковью. Одна из них рассказывает о кафедральном соборе как о символе православного мира. Если верить этим источникам, в то время святое церковное строение имело важнейшее значение и занимало особое место в культуре древних славян.

Оно находилось на киевской горе, откуда хорошо было видно Подол, Лукьяновку, Левый берег, Львовскую площадь, а также другие интересные места современного Киева.

Точно известно, что Десятинная церковь была посвящена Пресвятой Богородице, но невозможно сказать дате смерти (Успению) или рождения (Рождеству). Название Десятинная появилось из-за того, что князь тратил десятую часть всех доходов на её строительство и содержание.

Другие интересные факты:

  1. В народе храм святой Богородицы называли «мраморным». Всё дело в том, что фасады были покрыты многочисленными мраморными элементами, а полы — геометрическими рисунками из отдельных разноцветных мраморных кусков.
  2. Основан собор «на крови» русских мучеников. Первыми стали Иоанн и его отец Фёдор. Это было родовое захоронение.
  3. Десятинной храм стал последним пристанищем для князя Владимира и его жены Анны. Сюда же заложили чудотворные мощи княгини Ольги.
  4. Пётр Могила посадил липу в память о возрождении церкви. Она растёт по сей день.

Большинство историков уверены, что первая каменная церковь является монументальным сооружением, которое способствовало развитию христианской религии. Это было началом массового перехода от язычества к православию.

Технология строительства

Принято считать, что храм раньше имел впечатляющие размеры. При этом он выступал в роли композиционного центра всего города.

Сооружение возведено по византийской технологии. Главный её принцип заключается в перекрытии свободного пространства здания сводами.

Определённые нюансы, например, применяемые материалы, кирпичная кладка фундамента наталкивают на мысль, что для строительства привлекались самые умелые византийские мастера. Также на некоторых кирпичах нанесены кириллические буквы, что может свидетельствовать об участии в возведении южных славян. Историки считают болгар наиболее вероятными кандидатами.

К большому сожалению, от величественного храма ничего не осталось, только картинка. Учёные смогли найти лишь небольшие части фундамента этой церкви.

Исторические сведения о происхождении

Главный исторический документ, который называется «Повесть временных лет», кратко говорит о том, что князь Владимир решил возвести храм Пресвятой Богородицы в 989 году. Точно никто не может сказать, когда началось строительство и почему она так названа, но все историки берут за основу 990 или 991 год. В 996 году произошло освящение новой церкви. Некоторые свидетельства указывают, что собор возведён на месте, где язычники казнили первомучеников Иоанна и Фёдора.

Через 40 лет князь Ярослав Мудрый построил Собор Святой Софии или Софийский Собо

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы.

Первый каменный христианский храм на Руси, построенный в Киеве в 989-996 годах.

Создан по за­ка­зу Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча ви­зан­тий­ски­ми, ве­ро­ят­но сто­лич­ны­ми, мас­те­ра­ми на мес­те язы­че­ско­го кур­ган­но­го мо­гиль­ни­ка. До ос­вя­ще­ния Со­фий­ско­го со­бо­ра (1037) — ка­фед­раль­ный со­бор. На­зва­ние по­лу­чи­ла от де­ся­ти­ны, на­зна­чен­ной князем Вла­ди­ми­ром на её со­дер­жа­ние.

Из­на­чаль­ный про­ект Десятинной церкви в про­цес­се за­ло­же­ния фун­да­мен­тов был из­ме­нён: вме­сто ку­поль­ной ба­зи­ли­ки был со­ору­жён трёх­не­фный кре­сто­во-ку­поль­ный храм (42 × 34 м) с боль­шим под­ку­поль­ным квад­ра­том (7 × 6,5 м) и нар­тек­сом, ок­ру­жён­ный от­кры­ты­ми двухъ­я­рус­ны­ми га­ле­рея­ми. В XI веке га­ле­реи бы­ли за­кры­ты плин­фой, в XII веке, по­сле зем­ле­тря­се­ния, пе­ре­ло­же­ны отдельные уча­ст­ки фун­да­мен­тов и стен, при­стро­ен но­вый при­твор.

Ин­терь­ер Десятинной церкви ук­ра­ша­ли мо­за­ич­ные кар­ти­ны и фре­ски, ка­мен­ные рез­ные пли­ты, мра­мор­ные ко­лон­ны, фраг­мент релье­фа с из­об­ра­же­ни­ем Бо­го­ма­те­ри с Хрис­том (хра­нят­ся в Му­зее ис­то­рии Ук­раи­ны и за­по­вед­ни­ке «Со­фия Ки­ев­ская»). Пол по­кры­ва­ли мо­заи­ки из мра­мо­ра и смаль­ты, мра­мор­ные и пи­ро­фи­ли­то­вые пли­ты, в га­ле­ре­ях — по­лив­ные плит­ки. Сна­ру­жи сте­ны Десятинной церкви бы­ли ош­ту­ка­ту­ре­ны, име­ли греческие над­пи­си; кры­шу по­кры­ва­ли лис­ты свин­ца, су­ще­ст­во­ва­ли ке­ра­мические во­до­сто­ки. Ут­варь, де­та­ли уб­ран­ст­ва церк­ви, мо­щи святого Кли­мен­та I бы­ли дос­тав­ле­ны из Ви­зан­тии и ча­стью вы­ве­зе­ны ки­ев­ским князем Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем из Хар­со­на (Хер­со­не­са). В Десятинной церкви на­хо­ди­лись мра­мор­ные сар­ко­фа­ги Вла­ди­ми­ра и его же­ны Ан­ны, бы­ли пе­ре­не­се­ны ос­тан­ки князей Оль­ги, Яро­пол­ка Свя­то­сла­ви­ча, Оле­га Свя­то­сла­ви­ча, позд­нее по­хо­ро­не­ны кня­зья Изя­слав Яро­сла­вич и Рос­ти­слав Мсти­сла­вич (ки­ев­ский князь в 1159-1161, 1161-1167).

В 1240 году, во вре­мя штур­ма Кие­ва вой­ска­ми Ба­тыя, Десятинная церковь ста­ла по­след­ним убе­жи­щем ки­ев­лян, не вы­дер­жа­ла ско­п­ле­ния лю­дей на вто­ром яру­се и рух­ну­ла. На мес­те Дестяинной церкви бы­ла по­став­ле­на де­ревянная церковь «Ни­ко­лы Де­ся­тин­но­го», ра­зо­бран­ная в 1636 году по рас­по­ря­же­нию митрополита Пет­ра Мо­ги­лы. В 1654 году ос­вя­щён но­вый ка­мен­ный храм Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы, по­стро­ен­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­хра­нив­шей­ся юго-западной час­ти Десятинной церкви, в 1828 году ра­зо­бран при строи­тель­ст­ве но­вой Десятинной церкви в «рус­ско-ви­зан­тий­ском» сти­ле по про­ек­ту В.П. Ста­со­ва (1828-1842; про­су­ще­ст­во­ва­ла до 1936).

Современные пред­став­ле­ния о древнерусской Десятинной церкви сфор­ми­ро­ва­ны в основном на ос­но­ва­нии ар­хео­ло­гических ис­сле­до­ва­ний митрополита Ев­ге­ния (Бол­хо­ви­ти­но­ва), К.А. Лох­виц­ко­го, Н.Е. Ефи­мо­ва (1823-1826), Д.В. Ми­лее­ва (1908-1914), М.К. Кар­ге­ра (1938-1939), Г.Ю. Ива­ки­на и О.М. Ио­ан­не­ся­на (2005-2006). Со­стоя­ние ос­тат­ков фун­да­мен­тов не­удов­ле­тво­ри­тель­но для вос­соз­да­ния точ­но­го ар­хитектурного об­ли­ка церк­ви.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

КИЕВСКИЙ ДЕСЯТИННЫЙ ХРАМ — Древо

Киевский храм Рождества Богородицы (Десятинный). На заднем плане — Андреевская церковь. Фотография, июль 2010

Киевский Десятинный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря Украинской Православной Церкви

По преданию, Десятинная церковь была построена на месте двора первых православных киевских мучеников — Феодора варяга и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году, еще до Крещения великого князя Владимира Святославича. «В лето 6497 (989 г. н.э.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и послав, приведе мастеры от Грек» («Повесть временных лет»). В 991-996 годах византийцы построили каменный храм, который до постройки Софийского собора был кафедральным храмом Киевских архиереев. Святой Владимир определил десятую часть «от имущества своего» на содержание храма и духовенства, отчего церковь стала называться Десятинной. Здесь покоились мощи святых Ольги и Владимира, мучеников Феодора и Иоанна, принесённые равноапостольным Владимиром из Херсонеса глава священномученика Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы [1], а также чудотворная икона Божией Матери.

Первый раз Десятинная церковь была разрушена в декабре 1240 года во время штурма Киева войсками монгольского хана Батыя. Развалины церкви стояли под открытым небом в течение четырех веков.

В 1636 году святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, разобрал деревянный храм святителя Николая (построенный на руинах в XV веке) и благословил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находившуюся у ворот Киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». Новый храм был устроен в юго-западном углу первоначального, при его возведении частично использовали остатки древних стен. Другая же часть развалин по-прежнему оставалась под открытым небом. В 1654 году новую Десятинную церковь освятили в честь Рождества Богородицы.

Эту вторую церковь разобрали в связи с началом строительства 2 августа 1828 года новой Десятинной церкви. 4 её престола были посвящены: Рождеству Богородицы, равноапостольному великому князю Владимиру, святителю Николаю и апостолам Петру и Павлу. Освятил храм 15 июля 1842 года святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский.

В 1929 году церковь была закрыта, а в 1936 году разобрана на кирпичи.

22 апреля 2006 года, в Великую Субботу, возле раскопок фундамента первой Десятинной церкви, была установлена церковь-палатка. На следующий день, 23 апреля, на Пасху, состоялось первое богослужение.

1 июня 2007 года храм-палатку сменил деревянный храм, который 25 июля того же года освятил митрополит Владимир (Сабодан).

9 июля 2009 на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря.

Настоятели

Использованные материалы

  • Кандий, Александр, свящ., Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель, Киев, 2009, с. 15.


[1]  «Священномученик Климент, папа Римский», страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?svt=nov25-kliment.

12 мая в истории. Десятинная церковь в Киеве

12 мая. Десятинная церковь в Киеве

В этот день 12 мая 996 года в Киеве освящена первая на Руси каменная церковь – Десятинная.

Церковь в честь Пресвятой Богородицы

Храм этот был построен по указанию святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Владимир Святославич построил церковь в честь Пресвятой Богородицы, о чем сохранилась запись в «Повести Временных лет» Нестора:

«В лето 6497… Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек»

Святой равноапостольный князь Владимир

Самый большой собор того времени был возведен недалеко от княжеского жилища. Почему тут? По преданию Владимир повелел заложить церковь на месте гибели первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Еще до крещения Руси в 983 году они были принесены в жертву языческим богам, которым в то время поклонялись. А история состояла вот в чем.

Мученики Феодор варяг и сын его Иоанн

Будущий креститель сел на Киевский престол, видимо, в 978 году. Сначала он попытался обновить языческий культ. В столице по его указанию построили капище, которое украшали знаменитые славянские идолы вроде перуна, велеса, стрибога… Капище стало местом для жертвоприношений. А кто будет дарован кровавым богам, решал жребий. В 983 году он пал на юного Иоанна, сына православного киевлянина из варяг по имени Феодор. Отец отказался выдать язычникам своего юного сына со словами: «Если ваши боги всемогущи, пусть сами придут и возьмут моего сына». Разъяренная толпа разрушила дом и убила отца и сына. Весть о мученической смерти христиан мгновенно облетела Киев и достигла ушей Владимира. Он был поражен храбростью и стойкостью Феодора и его сына. Есть предположение, что именно эта стойкость двух христиан впервые заставила задуматься Владимира, правильный ли выбор он делает в жизни.

Мученики Феодор варяг и сын его Иоанн

Возведение Десятинной церкви

В 988 году князь Киевский крестил Русь, а спустя 8 лет, уже христианин, на месте гибели Феодора и его сына построил Десятинную церковь. Храм возводили византийские зодчие из тонких кирпичей, так называемые плинфы. До того церкви в этих землях были только из дерева. Состоял храм из шести ярусов с 25-ю куполами. Благодаря данным летописей и поздним раскопкам мы теперь знаем, что церковь украшали кресты, мозаики, иконы, драгоценные сосуды из Корсуни, крымского города, ранее взятого Владимиром. Оттуда же князь, видимо, привез священнослужителей. При отделке активно использовали мраморные панели, поэтому современники часто называли церковь мраморной.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве

Ничего подобного раньше на Руси не строили, зато строили в Константинополе. Возможно, за образец для киевского храма была взята церковь Феотокос Фарос, которая входила в дворцовый комплекс византийского императора. А образец выбрала Анна, жена Владимира, которая являлась сестрой византийского императора Василия II.

На поддержание церкви и митрополии князь Владимир выделил десятую часть своих доходов, отсюда и пошло название – Десятинная церковь. Храму суждено было стать усыпальницей. В нем были похоронены останки князей Олега и Ярополка, родных братьев Владимира. Нашла свой покой в церкви и первая христианская правительница Руси – святая равноапостольная княгиня Ольга. Самому Владимиру и его жене Анне также суждено было упокоиться в Десятинной церкви.

Святой князь Владимир и святая княгиня Ольга

Во время нашествия татар

Храм пережил своих создателей только лишь на два века. Символично, он создавался как маяк цивилизации, культуры и православия. Пали же его стены 7 декабря 1240 года, когда войска хана Батыя взяли Киев. Несколько тысяч последних защитников города, во главе с воеводой Дмитрием, заперлись в каменном храме, когда стены обвалились. В ту же секунду время Киевской Руси, можно сказать, окончательно ушло в прошлое. Несколько столетий никто даже не пытался восстановить то, что было, по одному меткому выражению, «матерью церквей русских».

Десятинная церковь в Киеве

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера

фото, история, архитектура, интересные факты :: SYL.ru

Существует множество архитектурных памятников с интересной историей. Многие из них связаны с определенными историческими событиями. Ярким примером является Десятинная церковь в Киеве. Чем она интересна, как возникла и с какими событиями была связана — об этом в статье.

Знакомство с архитектурным шедевром

Одно из особенных памятных мест, расположенных в самом сердце Киева, — Десятинная церковь. Ее еще называют храмом Успения Пресвятой Богородицы. Она стала одним из первых каменных зданий в городе, о которых осталось много литературных очерков. О ней упоминалось в архивах, в старинных рукописях и прочих документах.

Невзирая на большое количество источников, ни один из них не содержит четких изображений, как изначально выглядела самая старая церковь на Руси. Лишь по ряду археологических находок, найденных в различные периоды, можно предположить, какой она была. Например, фрагмент входа и части здания был изображен на одном из рисунков 1826 года. Однако, по мнению ученых, изображенные на картинке руины являются лишь копией рисунка, оставленного голландским живописцем, каллиграфом и рисовальщиком Абрахамом Ван Вестерфельдом.

Предположительное описание здания

Как уже отмечалось, достоверных фотографий и рисунков с изображением церкви, обнаружено не было. В итоге, основываясь на различных источниках и археологических находках, можно лишь предположить, какой она была. Так, многие археологи и историки считают, что данная церковь представляла собой крестово-купольное здание на четырех опорах. Архитектура Десятинной церкви, по их мнению, полностью соответствовала архитектурной модели византийского искусства.

Предположительно рядом с многокупольным культовым зданием были расположены хоромы киевской знати, дворы и княжеский дворец. Также относительно недалеко находилась площадь, которая имела название Бабин торжок. По некоторым данным, именно здесь некогда велась активная международная торговля.

Что было внутри помещения?

Внутри этот уникальный храм был украшен изысканными мозаиками, фресками, различными архитектурными деталями из ценных пород камня (порфира, мрамора и др.). Исследователи обнаружили на ее территории ряд княжеских саркофагов, части мраморных колон, карнизов, мозаичных полов, обломки штукатурки и многое другое.

Судя по сохранившимся до наших дней частям и элементам, данная церковь была выдающейся, изысканной и утонченной. Этим она и привлекала внимание современников.

Интересные теории и предположения

В настоящий момент существует несколько интересных теорий, связанных с Десятинной церковью. Одна из них повествует о соборе как о монументальном сооружении, некогда построенным князем Владимиром Святославичем. Согласно этим источникам, на тот момент здание имело важнейшее политическое и историческое значение для культуры древних славян. Оно располагалось на Старокиевской горе, в том месте, откуда хорошо видны Левый берег, Лукьяновка, Подол, Львовская площадь и другие интересные места современной столицы Украины.

Многие историки считают, что Десятинная церковь является первым свидетельством укоренения христианской религии на Руси. В ее стенах находились старинные христианские иконы, сосуды из Корсуня и кресты. А одним из священников храма стал Анастас Корсунянин. Именно он одним из первых представителей христианской церкви стал брать с верующих церковную десятину.

Свое название церковь получила благодаря князю Владимиру Святославичу. На ее содержание он регулярно тратил десятую часть дохода (десятину). Отсюда и название.

Исторические сведения о происхождении храма

По разным архивным источникам, Десятинная церковь Богородицы или храм Богородицы был возведен в 996 году. По некоторым сведениям, собор основан на месте казни язычниками первомучеников Феодора и сына его Иоанна.

Строительство шло долго. Но спустя время здание наконец-то было построено. Однако в своем первозданном виде оно просуществовало недолго. Уже в 1169-м году храм подвергся вероломному нападению и был разграблен войсками князя Мстислава Андреевича. В 1203-м история повторилась, но уже с войсками Рюрика Ростиславича.

История Десятинной церкви полна фактов нападений, грабежей и даже разрушений. Так, в 13-м веке здание подверглось не только вероломному нападению и банальному грабежу со стороны войска Хана Батыя. Как оказалось, завоевателям показалось того мало. В итоге они разрушили храм при помощи тяжелых стенобитных орудий.

Дальнейшая судьба церкви

Некоторое время церковь так и оставалась в руинах. Позже на ее месте воздвигли небольшую поминальную церковь. По некоторым данным, строительство проходило под эгидой митрополита Петра Могилы в 1630 году. Ближе к 1842 году была проведена реконструкция здания. Его переименовали в храм Успения Богородицы.

При советской власти храм подлежал обязательному снесению. В 1928 году здание, как и многие другие культурные и архитектурные памятники, было разрушено. А уже в 1936 году его фундамент в буквальном смысле разобрали по кирпичикам. Как видите, по ряду причин самое старое каменное здание не сохранилось до нашего времени.

Строительство нового современного храма

Разрушение храма стало настоящей трагедией для многих верующих, почитателей истории и любителей архитектурного искусства. В итоге общими силами в 2006 году на месте руин церкви был построен храм-скиния. Однако законность этого строительства вызвала ряд споров и скандалов. В итоге новому зданию удалось просуществовать всего год. В 2007 году его снесли. А на его месте была возведена деревянная церковь, которая в этом же году была освящена Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.

В 2009 году на территории церкви был открыт мужской монастырь. Ровно через год планировалось возвести еще один храм, максимально приближенный к первоначальной Десятинной церкви в Киеве. Фото и макеты будущего здания уже находились в разработке. Однако одобрения данная идея так и не получила.

Святые мощи и захоронения

Помимо своего первостепенного значения, Десятинная церковь использовалась как усыпальница. Так, на ее территории были захоронены мощи святого великомученика Климента. Здесь же нашла свой покой и супруга князя – Анна. Она умерла в 1011 году. Ровно через 4 года ушел из жизни и сам Владимир. Его останки были захоронены подле супруги. Позднее в усыпальницу перенесли и останки княгини Ольги.

Некоторое время спустя княжеские останки были перепрятаны. Однако по какой-то причине они были потеряны и не возвращены в усыпальницу Десятинной церкви в Киеве. Куда они делись, до сих пор остается загадкой.

Несколько сведений о строительстве храма

Десятинная или как ее еще называют Мраморная церковь (из-за большого количества мраморной отделки) является довольно крупной функциональной постройкой. При ее строительстве использовались такие материалы, как кирпич, гранит, кварцит и другие.

В качестве так называемого «вяжущего» раствора применялась «цемянка» — смесь толченой керамики с известью. Ее применение позволяло создавать достаточно крупные, надежные и долговечные здания, сооружения.

По какой технологии строилось здание?

Считается, что данное сооружение некогда имело солидные размеры. При этом оно являлось неким композиционным центром в архитектурном ансамбле «града Владимира». Данное монументальное культовое здание было построено по так называемой «византийской» технологии. Ее принцип сводится к перекрытию свободного пространства здания сводами.

Какие мастера участвовали в проекте?

Основываясь на характерных нюансах кирпичной кладки фундамента, используемых строительных материалах и многих других данных, можно сделать вывод о том, что ее возведением занимались византийские мастера самой высокой квалификации. Следует упомянуть и о том, что на отдельных кирпичах есть кириллических буквы, что говорит о том, что при ее строительстве также работали южные славяне (предположительно болгары).

Что осталось от храма?

К глубокому сожалению, Десятинная церковь практически не сохранилась до наших дней. Археологами были обнаружены лишь определенные фрагменты фундамента данного храма. Их и могут видеть туристы, посещая данную историческую местность.

Интересные факты о храме

В 1996 году выпущены 2 юбилейные монеты с изображением храма. Одна из них выполнена из серебра высшей пробы, другая из медно-никелевого сплава. На обеих монетах изображена Десятинная церковь. Фото этих монет можно увидеть в школьных учебниках и других книгах по истории Украины. В центре таких монет находится сам храм. А под ним красуется надпись «Духовные ценности Украины».

Архитектурные штудии. Начало: Десятинная церковь в Киеве — 988 ( ?)

Когда идет речь о самом раннем этапе истории христианской Руси, историку приходится смириться с тем, что известно о нем из письменных источников очень и очень мало.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Руины Десятинной церкви. Гравюра 1826 года, копия более древнего изображения

Представьте себе, от времени Крещения до времени создания «Повести временных лет» прошло больше 120 лет. Недаром уже к тому времени спорили, где крестился сам князь Владимир Святославич – кто говорил — в Корсуни, кто – в Киеве, а кто – еще где.

Первый собор христианской Руси

То же самое относится и к главному собору Киевской Руси – Десятинной церкви. С момента гибели этого памятника прошло уже почти восемь веков, но и по сей день о ней идут споры.
Впрочем, справедливости ради следует отметить: Десятинная церковь не была ни первым храмом Киева, ни первым собором Киева, ни первым каменным храмом Киева, ни даже первой постройкой Владимира после Крещения. Источники прямо называют церковь Ильи на Подоле еще до крещения Руси, и говорят, что храм тот был соборным. А, значит, были и другие. Михаил Каргер упоминал, что он нашел его остатки при раскопках киевского Подола, и говорит, что храм был каменным. Но особо внятных сведений по этой постройке не существует.
После крещения Владимир поставил несколько деревянных храмов, в том числе и Васильевских (в честь своего крестильного имени), а потом затеял строительство главного храма своей страны.
Во всех древних источниках написано, что храм получил посвящение Богородице, но не говорится, какое. Успения? Рождества? Положения Риз?

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Освящение Десятинной церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

Этого мы не знаем. Более того, нам точно неизвестен даже год закладки храма. Разные летописи называют 989, 990 и 991 годы. Так что же нам известно достоверно?

Сведения о Десятинной церкви

Храм был освящен в 996 году, на этой дате сходятся все источники. Точно знаем, что сразу же он получил название Десятинной церкви – на содержание ее Владимир выделил одну десятую от доходов княжеской казны.

Потом в храме были похоронены кости братьев Владимира – Ярополка и Олега, павших в борьбе за княжеский престол (и, надо сказать, Ярополк погиб не без участия будущего крестителя Руси). При этом с останками князей была проделана уникальная процедура: они были крещены.

Захоронили в Десятинной церкви и первого христианского правителя Руси – Ольгу. При раскопках был найден мраморный саркофаг – считается, что именно в нем упокоилась святая равноапостольная княгиня.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Саркофаг Ольги (?)

В 1039 году Десятинную церковь освятили заново. Почему? Неизвестно. Может, ее достраивали, может, случился пожар. В любом случае, дальше о ней сведений очень мало – около 1037 года в Киеве воздвигли новый «главный собор» — сохранившуюся до сих пор Софию Киевскую, и центр духовной жизни Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром переместился сюда.

Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда он был разрушен при взятии Киева войсками Батыя: рухнула — то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Неизвестный святой. Фрагмент фрески Десятинной Церкви

Руины стояли четыре века, до тех пор, как в 1630−1640−х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу руин древнего храма маленькую церковь.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Десятинная церковь Петра Могилы

Храм простоял до 1828 года, когда вместо него на бОльшей территории древней церкви построили новую по проекту архитектора В. П. Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 году их вел археолог К. Н. Лохвицкий, но даже в то время качество его работы признали ужасным, поэтому в 1826 году Лохвицкого сменил архитектор Н. Е. Ефимов.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Десятинная церковь В.П.Стасова, прозванная «чернильницей»

В 1908—1911 годах те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д. Милеев, раскопки которого в 1912—1914 годах продолжил его ученик П. Вельмин. В 1938—1939 годах, после сноса церкви Стасова, не раскопанное Милеевым и Вельминым изучил М. К. Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.

Но даже эти раскопки оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили большую часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка его реконструкций, не говоря уже о попытках реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Варианты реконструкции внешнего облика Десятинной церкви

Храм был довольно большой: размеры (по фундаментам, без апсид) — 35 х 37 м. Он выстроен из плинфы — древнего тонкого кирпича— плиток размерами 31 х 31 х 2,5 см). Вот такой вот образец древнерусского зодчества.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Фрагмент пола Десятинной церкви

Кстати, немного о самом слове «зодчество». В Древней Руси под этим словом подразумевали только каменное строительство. «Здати» — строить, создавать, «здо» — глина, из которой изготовляли плинфу. Таким образом, «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины», если вспомнить, как (согласно Ветхому Завету) творили человека.

Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа» — то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постАви» — деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют и в России и на Украине – оксюморон.
Казалось бы, после раскопок Каргера и музеефикации “плана” церкви, можно ставить точку – очень много неясного, но откуда взять новые данные?

Новые открытия

Тем не менее, оказалось, что есть откуда. В начале XXI века у властей Украины неоднократно возникала идея восстановить Десятинную церковь. Непонятно, конечно, что именно собирались восстанавливать и в каком виде, но в любом случае, это инициировало новые раскопки.

С 2005 года фундаменты храма снова полностью раскопали российские и украинские археологи (руководили раскопками выдающиеся археологи Глеб Ивакин (Киев) и Олег Иоаннесян (Санкт-Петербург, Эрмитаж). На этот раз раскопки провели максимально тщательно, не торопясь, фиксируя каждый камень. Как рассказывал Иоаннесян, все потому, что денег давали мало, то и дело раскопки вставали – и было время внимательно изучить результат.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Раскопки Ивакина/Иоаннесяна

Археологи пришли к выводу, что он на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.
Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989—996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили галереями(по крайней мере частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки поменялись.
Сначала, как и считалось до сих пор, храм начали строить как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд и дворцовых построек.

Но Десятинная церковь – главный храм нового христианского государства. Он должен был быть большой. Своих мастеров-архитекторов, разумеется на Руси не было, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий.
Уже начав строительство, зодчие поняли, что такого размера крестово-купольные своды им не дадутся, и выстроили более простую в работе и привычную им базилику. Археологи даже установили очень интересный факт: строителям даже пришлось разобрать часть уже построенного здания — в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что результаты Ивакина и Иоаннесяна до сих пор дискутируются.

Что почитать о Десятинной церкви

Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961, с.170−174
Ивакин Г.Ю., Пуцко В.Г. Импостная капитель из киевских находок. – Советская археология, 1980, № 1., с. 293−299
Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М. О новых раскопках Десятинной церкви// Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М.,2008. Т.1, с 12−19
Каргер М.К. Археологические исследования древнего Киева. Киев., 1950, с. 45−140
Каргер М.К. Древний Киев. М.; Л., 1961, т.2, с.9−59
Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х – начала XII в. М.,
Корзухина Г.Ф. К реконструкции Десятинной церкви. – Советская археология, 1957, №2, с.78
Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников (Свод археологических источников, вып. Е1−47). Л., 1982. С. 7 (№1)
Холостенко М.В. З iсторiï зодчества древньоï Русi Х ст.// Археологiя. К. Наукова думка. 1965, т.19, с. 72

Пост — несколько отредактированная статья, написанная для портала pravoslavie.ru

Десятинная церковь Достопримечательности — Киев, которого нет — Десятинная церковь

Десятинная церковь. Вид с Подола. Фотография 1980-го года

 

     История Десятинной церкви. Согласно летописям и данным историков, сооружение церкви началось в конце 980-х годов и было завершено в 996-м году, во времена правления князя Владимира Святославовича.   Церковь имела типичный экстерьер в Византийском архитектурном стиле, интерьер был богато украшен фресками и мозаиками. Десятинная церковь в Киеве была построена недалеко от, предполагаемого месторасположения детинца – княжеского дворца и сопутствующих строений.  Название «десятинная» получила в связи с тем, что князь Владимир выделил на строение церкви десятую часть своих доходов. Также, черковь именовали, как «мраморную» в связи с обилием мрамора в интерьере храма, кроме того, в древних летописях Десятинная церковь фигурирует, как церковь Пресвятой Богородицы.

     Десятинная церковь была освящена дважды – первый раз сразу же после завершения строительства, второй раз – в 1039-м году, во времена правления Ярослава Мудрого.   В Десятинном храме был захоронен князь Владимир с его женой, братья князя Владимира, с Вышгорода были перенесены останки княгини Ольги. 

Десятинная церковь на старинной фотографии 1880-го года

 

    Первая незначительная реконструкция Десятинной церкви проходила во второй половине 12-го века. В 1240-м году Десятинная церковь была практически полностью разрушена вошедшими в Киев ордами Хана Батыя и с этим событиям связана еще одна трагическая история Киева.  Во время жестокой резни в Киеве, устроенной татаро-монголами, множество киевлян попыталось укрыться в Десятинной Церкви и на ее сводах. Под натиском людей церковь не выдержала и рухнула, погребя под собой киевлян.

Десятинная церковь на дореволюционной открытке

 

    Уже в конце 17-го века начались первые археологические раскопки Десятинного храма, за инициативы митрополита Петра Могилы. Тогда были найдены гробницы с мощами Владимира Великого и его супруги, и Петр Могила завещал после смерти 1000 золотых на восстановление Десятиной церкви.  Большинство остатков фундамента храма, а также план его постройки, как и часть внутренних фресок и мозаик, были найдены в первой половине 19-го столетия.

     Первый храм появился на месте бывшей Десятинной церкви в 1635-м году, инициатором возведения которого был Петр Могила. Это была маленькая церквушка, именовавшаяся, как Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.  После многочисленных археологических раскопок в начале 19-о века, было принято решения полностью отстроить Десятинную церковь в Киеве, на месте ее старого фундамента. Первый камень в строительство нового храма заложили в августе 1828-го года, а завершено оно было в 1842-м году. Десятинная церковь была отстроена согласно старым планам, но ее облик лишь частично отвечал виду первоначальной церкви. Новая Десятинная церковь была сооружена в византийско-московском стиле. Этот храм был полностью уничтожен коммунистами в 1928-м году, оставив нам опять лишь фундамент храма.

Фотография Десятинной церкви 1912-го года

 

     На сегодняшний день уже несколько лет ведутся споры о новом сооружении и возрождении славы Десятинной церкви.  Представители Украинской Православной церкви Московского патриархата неоднократно намеревались возвести на бывшем фундаменте Десятинной церкви Киева новый храм, но эта идея не имела поддержки как со стороны археологов, так и общественности. 

Фундамент Десятинной церкви на Старокиевской горе

 

Киев | Достопримечательности, факты и история

План города

Граница города охватывает территорию в 300 квадратных миль (780 квадратных километров) по обоим берегам Днепра. Он разделен на несколько административных отделений. Центром Киева является район древнего Верхнего города, венчающий высокие обрывы Днепра. Несмотря на то, что в основном это послевоенная застройка, этот центральный район сохраняет свой старый уличный узор, и большинство уцелевших исторических и архитектурных памятников находится там.Первым среди них является собор Святой Софии, ныне музей. Он был построен в 11 веке и остается, несмотря на некоторые изменения в стиле барокко в 18 веке, одним из лучших и красивейших образцов раннерусско-византийской церковной архитектуры. Он имеет неф, четыре нефа и венчает пять куполов. Интерьер великолепно украшен фресками и мозаикой; в нем находится могила Ярослава I, великого князя Киевского, во время правления которого был построен собор.

Панорамный вид Киева Панорамный вид Киева, Украина. © komyvgory / iStock.com
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Рядом находится церковь Святого Андрея в стиле барокко, спроектированная Бартоломео Растрелли и построенная в середине 18 века; его расположение на гребне крутого склона к реке делает его яркой достопримечательностью. К другим историческим реликвиям в центральной части относятся руины Золотых ворот, также построенных в 11 веке во времена правления Ярослава; Заборовские ворота, построенные в 1746–1748 гг .; и остатки Десятинной церкви, или Десятинной церкви, построенной в 989–996 годах великим князем Владимиром (Владимиром I).

Андреевская церковь, Киев Андреевская церковь (слева), Киев, Украина. Shostal Associates

На территории бывшего Старого города и в непосредственной близости от нее находится множество городских музеев, театров, общественных зданий, а также основных магазинов. Ось центра — улица, известная как Крещатик, которая проходит по дну небольшой долины, стороны которой частично озеленены террасированными садами, чередующимися с высокими современными офисными и жилыми домами.Зелень садов, деревья вдоль улицы, площади, которые она пересекает, — все это в сочетании с разноцветными кирпичами, красным и серым гранитом и декоративной керамической плиткой придает Крещатику привлекательный и красочный вид, которым так восхищаются киевляне. Пожалуй, самая заметная общественная площадь на Крещатике — Майдан Незалежности («Площадь Независимости»). Он служил центром протестного движения Майдана (также называемого Евромайданом), которое привело к украинскому президенту. Смещение Виктора Януковича в феврале 2014 года.Среди важных зданий на улице — здание городского совета, где проводят свои собрания избранные депутаты.

Площадь Независимости в Киеве Майдан Незалежности («Площадь Независимости») в Киеве, Украина. © joyt / iStock.com

Крещатик под прямым углом пересекает широкий, обсаженный тополями бульвар Тараса Шевченко, на котором стоит университет с эффектными красными стенами. Здесь также находится собор Святого Владимира (до сих пор используется как церковь), построенный в 1862–96 годах в византийском стиле и содержащий впечатляющие картины Виктора Васнецова, Михаила Врубеля и других художников.Среди множества статуй в центре Киева примечательны статуи, посвященные вождю казаков Богдану Хмельницкому и украинскому поэту Тарасу Шевченко.

К северу от старого центра находится бывший торговый и еврейский квартал Подол с прямоугольным узором улиц и старинной купеческой торговой биржей, Дом контрактов, построенный в 1817 году. Также к северу от старого центра находится речной порт. К югу от центра расположен Печерский район, вдоль берега реки. В этом районе находятся многие из основных зданий украинского правительства, в том числе дворец со стеклянным куполом, построенный в 1936–39 гг., В котором находится Верховный совет, и 10-этажный блок, в котором находится Кабинет министров.Рядом находится красивый Мариинский дворец, построенный в 1747–1755 годах для царицы Елизаветы , реконструированный в 1870 году и ныне используемый для правительственных приемов.

В южной части этого района находится Киево-Печерская лавра (пещерный монастырь), основанная в середине 11 века, один из самых известных и важных монастырей в истории региона. Именно в лавре монах Нестор помог составить самую раннюю сохранившуюся летопись восточнославянского государства Русь.Успенский собор (в стенах монастыря), взорванный в 1941 году при неизвестных обстоятельствах, был полностью восстановлен. Сохранилась Троицкая церковь того же периода. Также в стенах находятся Церковь Всех Святых 17-го века и впечатляющая колокольня 18-го века, возвышающаяся на 315 футов (96 метров). Важной особенностью монастыря является система катакомб под ним, в которых захоронены мумифицированные тела ранних монахов и святых, включая Нестора. Хотя это музей, открытый для публики, Киево-Печерская Лавра до сих пор используется как монастырь.К югу от лавры находится еще один монастырь, Выдубицкий, датируемый 11 веком; он тоже был сильно поврежден во время Второй мировой войны, но позже был восстановлен.

Выдубицкий монастырь, Киев Выдубицкий монастырь в Киеве, Украина. Adstock РФ

Вдоль крутого берега реки, выходящего на Верхний город и Печерский район, разбит красивый ландшафтный парк с видом на Днепр. Парк с прекрасными видами является одной из самых ярких черт города.В нем есть театр под открытым небом, спортивный стадион и ресторан, а фуникулер поднимается на 300-футовый (90-метровый) склон. Также в парке много памятников. С северной стороны возвышается статуя великого князя Владимира, принесшего на Русь христианство. Памятник отмечает место, где в 988 году киевляне массово крестились. Южный конец, называемый Парком Славы, имеет гранитный обелиск высотой 85 футов (26 метров), возвышающийся над могилой Неизвестного солдата, и мемориальный сад.Также в парке находится могила генерала Николая Ватутина, командующего советскими войсками, освободившими Киев в 1943 году, и ротонда на предполагаемой могиле вождя ранних варяжских (викингов) Аскольда.

Днепр в Киеве Статуя Великого князя Владимира (Владимира I) с видом на Днепр в Киеве, Украина. Фотобиблиотека Дж. Аллана Кэш

Вокруг этих центральных районов Киева тянутся обширные пригороды с заводами и жилые кварталы.Поскольку в период правления Иосифа Сталина жилищному строительству не уделялось первоочередного внимания, большая часть этих пригородов была построена после смерти советского лидера в 1953 году. Районы, известные как микрорайоны, состоят из групп многоквартирных домов, в которых проживает от 2500 до 5000 человек. , наряду с основными услугами, местными магазинами, поликлиникой, кинотеатром и начальной школой. С конца 1960-х годов жилые дома обычно были от 12 до 20 этажей и были сборными. В большинстве квартир всего две или три комнаты, и поэтому плотность населения в новых жилых комплексах высока, как и в старых центральных районах.Растущее количество частных автомобилей создает проблемы с предоставлением гаражных мест в этих новых районах. Особенностью развития после Великой Отечественной войны стало быстрое распространение города на невысоком левом (восточном) берегу Днепра, ранее практически лишенном заселения. Левый берег связан с основной частью Киева железнодорожным мостом и внушительной ул. Автомобильный мост имени О. Патона, протяженностью 4920 футов (1500 метров) и названный в честь его проектировщика.

Между соседними единицами большие площади парков и зеленых насаждений.К ним относятся большие ботанические сады Национальной академии наук Украины и меньшие университетские ботанические сады (основанные в середине XIX века). На окраине города есть несколько лесных участков, которые используются для отдыха. На юге расположен Голосеевский парк, в котором преобладают лиственные деревья, а на севере — почти 10 000 акров (4450 га) лесопарка Пуща-Водица, в основном покрытого хвойными породами. Сочетание ряда факторов делает Киев привлекательным городским центром — это место с резко контрастирующим рельефом и широким видом на Днепр, обилие зелени в городе и вокруг него, а также множество зданий, представляющих исторический интерес и красоту.

.

Киевская Русь | историческое государство

Киевская Русь , первое восточнославянское государство. Своего расцвета он достиг в начале-середине 11 века.

Киевская Русь Киевская Русь в XI веке. Британская энциклопедия, Inc.

Подробнее по этой теме

Украина: Киевская (Киевская) Русь

Становление Киевского государства, начавшееся в середине IX века, роль варягов (викингов) в этом процессе и название…

Теория викингов Археологи ищут доказательства в поддержку теории викингов (или «норманистов»), которая утверждает, что русы изначально были викингами; теория частично основана на The Russian Primary Chronicle , составленном Нестором. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц Посмотрите все видео к этой статье

И происхождение Киевского государства, и название Русь, которое стало применяться к нему, остаются предметом споров среди историков.Согласно традиционному описанию, представленному в г. Русская Первичная летопись , он был основан викингом Олегом, правителем Новгорода примерно с 879 г. В 882 г. он захватил Смоленск и Киев, а также последний город из-за его стратегического положения на Днепре. Река, ставшая столицей Киевской Руси. Расширяя свое правление, Олег объединил местные славянские и финские племена, победил хазар, а в 911 году заключил торговые соглашения с Константинополем.

Преемник Олега, Игорь, считается основателем династии Рюриковичей, но он был менее способным правителем, чем Олег, и договор, который он заключил с Константинополем в 945 году, содержал менее благоприятные условия, чем те, которые были достигнуты. в 911 г.Византийский император Константин VII Порфирогенит в своих трудах описал торговые обычаи Киевской Руси того времени. Зимой киевские князья совершали обходы между соседними племенами для сбора дани, которая состояла из меха, денег и рабов. С наступлением весны они погрузили свои товары в небольшие лодки и переправили их по Днепру в колонне, чтобы предотвратить нападения кочевых степных племен. Их конечным пунктом назначения был Константинополь, где их права торговли были строго определены договором.Сын Игоря Святослав был последним из киевских князей, который придерживался скандинавских традиций, и с восхождением Владимира I (Владимира) в 980 году линия Рюриковичей была основательно славонизирована. Однако он все еще сохранял связи с другими частями Европы и управлял большой территорией, простирающейся от северных озер до степей и от тогда еще неопределенной польской границы до Волги и Кавказа.

Владимир I Владимир I, памятник в Киеве, Украина. © Сергей Камшилин / Shutterstock.com

Правление Владимира ознаменовало начало золотого века Киевской Руси, но блеск этой эпохи опирался на неустойчивую основу, поскольку связь между государством и подчиненными ему народами оставалась слабой. Единственным звеном, объединяющим покоренные племена, была власть великого князя Киевского. Люди платили дань уважения сборщикам налогов принца, но в остальном они были предоставлены почти полностью самим себе и, таким образом, смогли сохранить свои традиционные структуры и привычки. Одним из важнейших событий во время правления Владимира стало принятие им православной веры в 988 году.Обращение в христианство было рождено договором с византийским императором Василием II, который обещал руку своей сестры в браке в обмен на военную помощь и принятие христианства Киевским государством. После подавления традиционных религиозных обрядов в Киеве и Новгороде византийский обряд распространился во владениях Владимира. Хотя религия пришла из Константинополя, богослужение было на местном языке, так как Библия была переведена на старославянский язык миссионерами Святыми Кириллом и Мефодием в IX веке.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Период братоубийственной неопределенности последовал за смертью Владимира в 1015 году, когда старший выживший сын Владимира, Святополк Проклятый, убил трех своих братьев и захватил власть в Киеве. Его оставшийся брат — Ярослав, наместник Новгорода — при активной поддержке новгородцев и с помощью наемников-варягов (викингов) победил Святополка и стал великим князем Киевским в 1019 году.При Ярославе Киев стал главным политическим и культурным центром Восточной Европы. Ярослав украсил свою столицу собором Святой Софии, храмом в византийском стиле, который стоит до сих пор, и он поощрял рост монастыря на Печерске при Антонии Киевском. Ярослав также собирал книги и переводил их. Пытаясь предотвратить семейное кровопролитие, предшествовавшее его приходу к власти, Ярослав ввел порядок наследования, предусматривающий привилегированное старшинство, но считал, что территория Киевской Руси в целом принадлежит семье.Этот указ не имел длительного действия, и после смерти Ярослава в 1054 году его сыновья разделили империю на враждующие фракции. Титул великого князя Киева утратил свое значение, а монгольское завоевание 13 века окончательно положило конец власти Киева. Остатки Киевского государства сохранились в западных княжествах Галиции и Волыни, но к 14 веку эти территории были поглощены Польшей и Литвой соответственно.

Софийский собор в Киеве Собор Св.София, Киев, Украина. © Дмитрий Королов / Shutterstock.com .

Десятина — Вопросы и ответы

Вопрос

Почему ПЦА и некоторые другие церковные лидеры продвигают 10% -ную десятину?

Причина, по которой я спрашиваю об этом, заключается в том, что хотя во времена Ветхого Завета требовалось 10%, так же как и побивание камнями за прелюбодеяние и другие правила, которым мы сейчас не следуем. Как определить, что сегодня действительно, а что нет?


Ответ

Десятина, как вы правильно заметили, — это ветхозаветное предписание откладывать 10% всего имущества на работу Господа.Многие христиане, как православные, так и неправославные, стремятся достичь этого уровня даяния, даже несмотря на то, что он берет свое начало в Ветхом Завете, и есть те, кто сказал бы, что новозаветная максима заключалась бы в признании того, что все, что у нас есть, на самом деле Господа и что мы должны вернуть Ему все, что у нас есть, или, по крайней мере, первую часть наших сокровищ.

Два замечания к вашим комментариям:

Несмотря на то, что существует множество приходов и епархий, которые поощряют людей отдавать десятину, ПЦА никогда не издавало официального постановления по этому поводу.Был опубликован ряд учебных материалов по управлению, в которых упоминается десятина как метод раздачи, но эти материалы в первую очередь побуждают людей откладывать «первую часть» своих ресурсов на работу Господа.

Несмотря на то, что десятина взята из Ветхого Завета, ее не следует рассматривать как нечто такое, что не следует практиковать, например забивание камнями. Можно ли также рекомендовать христианам игнорировать 10 заповедей, потому что они находятся в Ветхом, а не в Новом Завете? Иисус Христос пришел исполнить закон, а не отменить его.То, что стоило спасти от Ветхого Завета, было включено в Новый.

Если посмотреть на реальность некоторых наших приходов — особенно с 50 членами или меньше, — десятина может быть разумным средством для поддержания приходов надлежащим финансированием и, в некоторых случаях, жизни. Позиция «я дам доллар на неделю» в небольшом приходе гарантирует, что не будет достаточно средств, чтобы держать двери открытыми, не говоря уже о поддержке священника.

Важно не процентное соотношение или происхождение максимы, а, скорее, то, что человек отдаёт первые и лучшие из своих ресурсов работе Церкви — в честности и из чувства благодарности. Богу за Его многочисленные благословения.Помните: вдова, которая дала всего две монеты, была благословлена, потому что она отдала Богу все, что у нее было. Она превысила десятину на 90%!

.

Ярослав Мудрый | князь Киевский

Ярослав Мудрый , также называемый Ярослав I, Русский Ярослав Мудрый , (родился 980 — умер 2 февраля 1054 года), великий князь Киевский с 1019 по 1054 год.

Сын великий князь Владимир, он был наместником Новгорода на момент смерти своего отца в 1015 году. Тогда его старший выживший брат Святополк Проклятый убил троих других своих братьев и захватил власть в Киеве. Ярослав при активной поддержке новгородцев и помощи варяжских (викингов) наемников победил Святополка и в 1019 году стал великим князем Киевским.

Ярослав начал консолидацию Киевского государства через культурные и административные улучшения, а также через военные кампании. Он способствовал распространению христианства в Киевском государстве, собрал большую коллекцию книг и нанял многих писцов для перевода греческих религиозных текстов на славянский язык. Он основал церкви и монастыри и издал законы, регулирующие правовое положение христианской церкви и права духовенства. С помощью византийских архитекторов и мастеров Ярослав укрепил и украсил Киев по византийскому образцу.Он построил величественный собор Святой Софии и знаменитые Золотые ворота Киевской крепости. При Ярославе началась кодификация правовых обычаев и княжеских постановлений, и эта работа послужила основой для кодекса законов, получившего название «Русская правда».

Ярослав вел активную внешнюю политику, и его войска одержали несколько заметных военных побед. Он отвоевал Галицию у поляков, решительно победил кочевых печенегов на южной границе Киевского государства и расширил киевские владения в Прибалтике, подавив литовцев, эстонцев и финские племена.Однако его военная кампания против Константинополя в 1043 году окончилась неудачей.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Торговля с Востоком и Западом играла важную роль в Киевской Руси XI века, и Ярослав поддерживал дипломатические отношения с европейскими государствами. Его дочери Елизавета, Анна и Анастасия были замужем за Харальдом III из Норвегии, Генрихом I из Франции и Андреем I.

В своем завещании Ярослав стремился предотвратить борьбу за власть между своими пятью сыновьями, разделив между ними свою империю и приказав четырем младшим сыновьям подчиняться старшему, Изяславу, который должен был стать преемником его отца в качестве великого князя Киева.Этот совет не имел длительного эффекта, и после смерти Ярослава началась гражданская война.

.