Содержание

Васнецов «бой пересвета с челубеем» описание картины, анализ, сочинение

Куликовская битва заняла значительное место в борьбе татаро-монгольского ига и русского народа. Победа русичей не привела к полной ликвидации монголо-татарского ига на Руси, но был нанесён сильнейший удар по господству и силе Золотой Орды. Что в дальнейшем привело к её распаду.

Куликовская битва состоялась в 1380 году. Перед битвой, русское войско расположилось тылом к месту впадения реки Непрядва в реку Дон. Это сделано для защиты, от возможной атаки конницы монголов, сзади. Войско русичей выстроилось по схеме «Ромб». Средней величины полк ставился впереди, для принятия главного удара.

По бокам войска, выставлено по одному полку, за которыми была размещена конница. Сзади передового полка размещался задний полк. Численность воинов в нём была самой большой. В лесу был спрятан полк резерва. Войско монголов построилось по стандартной, для них, схеме.

Впереди конница, для прямой стремительной атаки, на которую возлагалась надежда на победу, сзади пехота.

Картинка Павла Рыженко «Атака Засадного полка»:

Куликовская битва началась поединком Пересвета и Челубея. Александр Пересвет — легендарный воин. Погиб во время поединка с представителем монголо-татарского войска Челубеем.

Челубей — обладал огромной силой, прошел специальный курс военной выучки, считался лучшим воином в поединках один против одного, на копьях. Был приглашен в монгольское войско для битвы с представителем русичей. Челубей, для побед в поединках, использовал маленькую хитрость.

Он использовал копьё длиннее, чем противники (примерно на 1 метр). Эта хитрость давала возможность Челубею достать копьём противника раньше, тем самим, убивая и оставаясь в живых самому. Пересвет, перед поединком, снял кольчугу, чтобы она не сковывала его действия.

Этот факт и предопределил исход поединка. Копьё Челубея вонзилось глубоко в русича, не задержанное кольчугой. И русское копьё смогло, сократив расстояние, достать и убить Челубея.

Васнецов В. М. Поединок Пересвета с Челубеем. 1914

Дмитрий Донской, Пересвет и Челубей (убиты) на поле Куликовом

Илья Глазунов, «Поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем)», 1979

На иллюстрации — «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова.

На полотне картины изображён исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом.

Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Сам Авилов в книге «Беседы по искусству в начальной школе» так описывает картину:

«Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине.

Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря.

У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем.

Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской.

В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка…»

Справка: Челубей (в некоторых источниках Челибей,Темир-Мирза либо Таврул, ? — 8 сентября 1380) — тюркский богатырь из войска темника Мамая. Известно, что он участвовал в Куликовской битве. Перед началом битвы сражался с богатырём Пересветом, назван печенегом, но точных сведений об этом нет.

Имя Челубей тюркского происхождения судя по составу и звучанию. Cогласно преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Челубей вышел на поединок перед основной битвой первым, а против него вышел Пересвет. Оба воина погибли в этом бою, одновременно пронзив друг друга копьями.

Справка: Александр Пересве́т (? — 8 сентября 1380) — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением татарского богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви причислен к лику святых.

На фото: теплоход «Александр Пересвет» на Волге

Вообще же, конечно, тема боя «Пересвет vs Челубей» очень сочная, поэтому встречается в работах художников довольно часто. Вот еще парочка примеров.

Маврикий Якоби, «Бой между Пересветом и Челубеем перед Куликовской битвой», 1938:

Александр Ганненко – современный барельеф:

  • И вот еще интересно сравнить: картина-фантазия американского художника Пола Кейна (Paul Kane):
  • Кстати, по легенде, картина «Смерть Омоксесисиксани (Большого Змея), вождя черноногих» написана в 1856 году – за два года до реальной смерти изображенного на ней вождя Большого Змея. Но в официальных источниках датой написания указывается именно 1858 год…
  • На ту же тему, интересно — картина Талгата Тлеубаева «Поединок Абилмансура с Чарышем»
  • Ну и еще такой, современный компьютерно-игровой вариант «поединка Пересвета с Челубеем» (арт по игре «Аллоды онлайн»).
  • Куликовская битва, конечно, продолжилась после схватки богатырей. Александр Бубнов, «Утро на Куликовом поле»:
  • С картинами закончим другим событием – художник Виктор Васнецов, «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880:

Источник: http://DvoeBorstvo.ru/post390585641/

Презентация — Защитники земли Русской

Слайды и текст этой презентации

В. М. Васнецов «Богатыри»

Нашествие монголо-татар1237 год – монгольский хан Батый собрал огромную армию.Александр Невский1240 год – Александр Ярославович сокрушил шведов на Неве.

Ледовое побоище

Ледовое побоище

Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!
Александр Невский

«Да как я скажу: братья, ударим вместе! А сам лицо своё начну скрывать. Я хочу как словом, так и делом наперёд всем быть».Куликово поле8 сентября 1380 года

М.И. Авилов. «Бой Пересвета с Челубеем»

Русь великая одолела рать татарскую
на поле Куликовом, на реке Непрядве.

Куликовская битва нанесла Золотой Орде сильный удар, но свергнуто иго монголо-татарских ханов было только через 100 лет, в 1480 году.Дмитрий ДонскойПётр IСоздал регулярную армию нашего Отечества. «Тяжело в ученье, легко в бою» «Воюй не числом, а уменьем» «Дело мастера боится»Александр Васильевич СуворовМихаил Илларионович Кутузов12 июня началась Отечественная война 1812 года.

Бородинское сражение

1812 год. Наполеон под Москвой

Партизанская война

Особенно прославился отряд Дениса Давыдова

Первая Мировая война1914 годПервые победы Красной гвардии1918 год

22 июня 1941 года

Брестская крепость

Мужественному защитнику Брестской крепости Петру Михайловичу Гаврилову присвоено звание Героя Советского Союза.

«Умрём, но не уйдём» «Товарищи, отомстите за нас!»
Брестская крепость

Весь народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками.

Битва под Москвой

Подвиг Севастополя

Непокорённый Ленинград

Сталинградская битва

Курская дуга

Битва за Новороссийск

Партизанская война

Никто не забыт, ничто не забыто!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Викторина

Кому принадлежит крылатая фраза: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Александр НевскийКогда и где происходило Ледовое побоище? 5 апреля 1242 г. На льду Чудского озера Какое событие положило конец татаро-монгольскому игу? Куликовская битва 8 сентября 1380 г. Кем была создана регулярная русская армия? Пётр IКому из русских полководцев принадлежат слова: «Тяжело в ученье, легко в бою»? Александр Васильевич СуворовВ каком году началась война с наполеоновской армией? 12 июня 1812 годаКогда началась Великая Отечественная война? 22 июня 1941 годаКто из защитников Брестской крепости получил звание Героя Советского Союза? Майор Гаврилов

Источник: https://lusana.ru/presentation/5922

Кем были Пересвет и Челубей, схватившиеся в смертельном поединке на Куликовом поле

Я пишу о людях, образ которых так или иначе показан в изобразительном искусстве. Эта статья — о воинах, чьи имена известны всем с детства, из уроков истории — Пересвете и Челубее.

Они сошлись на Куликовом поле во время той битвы, которую потом назвали ключевой для истории Руси. Тогда русские войска под руководством Дмитрия Донского нанесли поражение войску хана Мамая.

Исходным моментом той битвы и был бой Пересвета и Челубея. Так что же известно об этих людях?

Михаил Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Знакомая еще из школьных учебников картина Михаила Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» в романтизированном ключе показывает знаменитый бой. Оба коня вздыбились и стоят на задних ногах, оба воина, вооруженные копьями, направляют друг на друга свое оружие. По обе стороны от бойцов стоят войска в ожидании исхода битвы. Ведь и их жизнь зависит от того, как она закончится.

Картина полна динамики, и художник показывает сражающихся как равных и достойных противников. Видно, что оба готовы стоять до конца, как и случилось.

Легенда о том, что Пересвет вышел на бой без доспехов и щита, защищенный только силой молитвы и схимой с крестами, конечно, всего лишь легенда, призванная утвердить православные идеи.

Каким бы ни был человек верующим, на смертельный бой он выходит максимально экипированным. На картине оба воина в полном боевом облачении.

В.М. Васнецов «Пересвет и Челубей на Куликовом поле»

На картине В. Васнецова Пересвет в кольчуге и со щитом, на белом коне, а Челубей весь в красном и на красном коне. Здесь меньше динамики, меньше страсти, чем на картине Авилова, изображение выглядит более статично и декоративно.

А на поле же происходило вот что: Челубей ударил первым и попал Пересвету под левую пазуху, одновременно тот ударил противника в щит и проткнул его насквозь, смертельно ранив Челубея.

Оба воина упали на землю и скончались. По сути, это была классическая боевая ничья, после которой началась общая сеча.

Есть легенда, что Пересвета конь довез до своих, и, значит, бой закончился победой русского воина. Однако ж, логика… мда.

Как бы то ни было, начался бой. Мамай сосредоточил силы на левом фланге и стал добиваться успеха, но тут на помощь русским пришел засадный полк, смял конницу ордынцев с тыла, и это все решило. Войско Мамая бежало. Безусловная победа!

Не знаю художника. «Бой Пересвета с Челубеем»

Но вернемся к Пересвету и Челубею. Что известно об эти людях?

Александр Пересвет был монахом Троице-Сергиевского монастыря.

Из довольно скудной информации о нем в летописях (не считая легенд, придуманных задним числом), можно сделать вывод, что он был боярского происхождения и имел неплохой боевой опыт. Неизвестно, по какой причине, но решил принять постриг.

То ли по каким-то личным обстоятельствам жизни, то ли таков был результат его духовных исканий. Но факт тот, что он стал иноком в монастыря, руководимого Сергием Радонежским.

Перед большой битвой с Мамаем Дмитрий Донской приехал к Сергию за благословением, и тот его благословил. Пересвет и другой инок, Осляба, узнав о грядущей битве, не могли сдержать желание участвовать в нем. Сергий Радонежский разрешил им это, так оба монаха оказались в войсках Дмитрия Донского.

Видимо, Пересвет действительно был очень опытным воином, ведь другого на бой с Челубеем не выставили бы.

Гравюра неизвестного мне художника XIX в. «Дмитрий Донской и убитые Пересвет и Челубей на Куликовском поле»

О Челубее известно, в основном, из «Сказания о Мамаевом побоище». Поскольку это произведение художественное, то, разумеется, всевозможные преувеличения и выдумки закономерны.

Если отбросить легендарные подробности типа того, что он владел какими-то тибетскими боевыми искусствами и мистическими качествами, ясно одно — Челубей был прекрасным воином, опытным и сильным.

Вероятно, лучшим в армии Мамая. Поэтому именно он вышел на поединок.

Кстати, есть версия, что никакого поединка Пересвета с Челубеем не было вовсе, что это поздняя выдумка ради драматизации сюжета. Все возможно.

Однако реальный воин Пересвет точно существовал (как и Осляба). Был ли он иноком — вопрос. Но воином точно был хорошим.

В одной из летописей о Пересвете говорится как об участнике битвы, именно битвы, а не поединка, то есть он был жив во время общей сечи.

  • Короче, в этой истории много темного.
  • Почитайте еще на моем канале:
  • Драматичная любовь двух поэтов: Ахматова и Гумилев
  • Таинственный автор «Илиады» и «Одиссеи»: а был ли Гомер?
  • На канале мужа:
  • Трагедия Ахилла: герой, носивший собственную смерть на пятке

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b50b7ab0bbe7f00a89636c9/5d072aa54077f40d648bcca6

Cекрет Куликовской битвы: кто такие Пересвет и Ослябя на самом деле

МОСКВА, 21 сен — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России сегодня отмечается День воинской славы — в память победы в Куликовской битве 1380 года.

Пожалуй, самые известные ее участники после Дмитрия Донского — прославленные Церковью в лике святых братья-монахи Пересвет и Ослябя.

О том, почему знаменитые герои вызывают ожесточенные споры у историков, — в материале РИА Новости.

«Один из них выжил»

Казалось бы, этот хорошо знакомый со школьной скамьи исторический эпизод изучен вдоль и поперек. Преподобный Сергий Радонежский дает Дмитрию Донскому для воодушевления войска двух иноков — и один из них, Александр Пересвет, выходит на поединок с могучим богатырем Челубеем из стана Мамая. В сражении оба падают замертво. А брат Пересвета Ослябя гибнет в разгар жестокой сечи.

Но именно в таком изложении описанные события вряд ли были знакомы современникам битвы. «Сказание о Мамаевом побоище» с этой версией датируется гораздо более поздними десятилетиями (не ранее XV века).

«При изучении жизни Пересвета и Осляби историки сталкиваются со многими сложностями.

Достоверно известно только, что они действительно существовали — летописные источники упоминают о братьях как о брянских боярах, перешедших на службу к московскому князю Дмитрию», — объясняет РИА Новости заместитель директора по науке Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Наумов.

Все остальное — предмет ожесточенных споров между историками. Например, некоторые не уверены, был ли вообще бой Пересвета с Челубеем. Сторонники этой версии ссылаются на запрет дуэльных поединков и проявления личной храбрости в славившейся своей жесткой дисциплиной золотоордынской армии.

Есть сомнения у специалистов и в гибели обоих монахов. Дело в том, что в Синодике, поминальном списке воинов, павших на Куликовом поле, значится только имя Александра Пересвета. Ослябя, судя по всему, остался жив.

«Он упоминается в документах 90-х годов XIV века как один из членов свиты митрополита Московского Киприана», — уточняет Наумов.

Кроме того, по словам историка, его звали Родион Ослябя. А в монашестве он уже принял имя Андрей.

Воеводы в рясах

Но главная загадка — сам монашеский постриг Пересвета и Осляби. В советское время атеистическая пропаганда утверждала, что воины-монахи на Куликовом поле — не более чем выдумка церковников. Да и сегодня историки говорят об этом осторожно, слишком уж много в этой истории белых пятен.

Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», к моменту битвы Пересвет и Ослябя были схимниками, то есть перешли на высшую ступень монашества. Это следует из описания приезда Дмитрия Донского за благословением к Сергию Радонежскому.

«И дал он (преподобный Сергий. — Прим. ред.) им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя», — повествует «Сказание». Правда, до сих пор непонятно, что имел в виду автор: то ли преподобный постриг их в схиму прямо на глазах у князя, то ли они к тому моменту уже были схимниками.

А вот в «Задонщине», поэтическом повествовании о Куликовской битве, созданном в конце XIV века, герои битвы упоминаются как «чернецы», то есть обычные монахи.

Но почему же князь Дмитрий просит преподобного Сергия отпустить с собой именно их?

«Видимо, у Дмитрия Донского не хватало военачальников среднего звена — грубо говоря, бояр. Поэтому бывшие бояре Пересвет и Ослябя и появились в числе воинов. А раз сам игумен Сергий их благословил, значит, они имели право брать в руки оружие и надевать доспехи», — подчеркивает Наумов.

Где их родина

Пожилой монах со щитом и копьем в руках — в таком образе увековечен Пересвет в Брянске. По общепринятой версии, он, как и Ослябя, родился именно здесь. Однако некоторые историки склонны в этом сомневаться, как и в том, что они были братьями.

Поэтому за право именоваться родиной героев с Брянской областью может поспорить соседняя Калужская. В летописях Ослябя именуется «боярином Любецким», и ряд ученых уверены, что речь идет о некогда богатом городе Любутске в 70 километрах от современной Калуги.

«В XIV-XV веках это был один из крупнейших городов бассейна Оки», — рассказывает РИА Новости научный сотрудник отдела археологии и древней истории Калужского областного краеведческого музея Игорь Болдин.

А на противоположном берегу Оки, по его словам, могла находиться упоминаемая в летописях «купля Пересветова», то есть земля, приобретенная либо самим Пересветом, либо его предками.

Игорь Болдин руководит раскопками Любутска с 1995 года. Возможно, удастся найти и археологические свидетельства пребывания здесь знаменитых воинов.

«Но пока что мы черпаем всю информацию из письменных источников, а они нередко противоречат друг другу», — сетует он.

Из Родиона в Андреи

Впрочем, несмотря на то, что биографии Пересвета и Осляби изобилуют белыми пятнами, через пару столетий после Куликовской битвы их стали почитать как святых.

В одном из месяцесловов (церковных календарей) середины XVII века записано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иже на Мамаеве побоищи убиени быша».

Ближе к XVIII столетию в календарях монашеское имя Осляби Родион меняется на Андрея.

В XX веке монахи-воины стали местночтимыми святыми. А совсем недавно, в 2016 году, Архиерейский собор Русской православной церкви возвел их почитание на общецерковный уровень.

«В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих — с глубокой древности.

Оно выходит за пределы одной епархии», — объяснил мотивы их канонизации глава соответствующей Синодальной комиссии епископ Троицкий Панкратий.

Так почему же их объявили святыми? За защиту страны и своей веры, объясняет РИА Новости член комиссии РПЦ по канонизации, церковный историк протоиерей Владислав Цыпин.

«Они отличились в битве на Куликовом поле. Причем это сражение не было какой-то рядовой схваткой, коих значится много в истории, оно имело и религиозный характер. Речь шла о защите православной Руси от угрозы нового разорения. Это исключительно важное событие нашего прошлого, повлиявшее и на жизнь Русской церкви», — подчеркивает историк.

Источник: https://ria.ru/20190921/1558943006.html

Александр Пересвет – «днесь и воин, и раб Христов» (сочинение)

  •        Климовская средняя общеобразовательная школа № 3 Брянской области
  • На конкурс сочинений «Герой Куликовской
  •  битвы в истории Российского государства»
  • Александр Пересвет –
  •  «днесь и воин, и раб Христов»
  • сочинение
  •      Рыженкова Ольга Михайловна,
  • 13 лет, ученица 8 «Б» класса КСОШ №3;
  • Руководитель: Рыженкова Ася Евгеньевна,
  • учитель русского языка и литературы
  •                   высшей квалификационной категории
  • МОУ Климовской средней                                              
  • общеобразовательной школы №3                                          
  • Климово
  • 2010
  • …Пересвета-чернеца, брянского боярина, на место суда
  •  привели. И сказал Пересвет-чернец великому князю
  • Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам убитыми быть,
  • нежели в плен попасть к поганым татарам!»
  • Поскакивает Пересвет на своем борзом коне,
  •  золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат
  • посечены у Дона великого на берегу…        
  • «Задонщина»

       Александр Пересвет — легендарный монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря.  Имя этого героя Куликовской битвы свято хранит в памяти Русь православная, земля Брянская. Причислен он  к лику святых, мощи его покоятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. День памяти отмечается 8 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших.

      Не ведал и не гадал бывший брянский боярин, по происхождению любечанин, отличавшийся храбростью и воинским искусством, что прославится он в веках. «Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел».

Участвовал он в ряде походов и боёв И отрекся он от мира после битвы на реке Вожи. Есть предание, что Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, а позже попал в Троице-Сергиевский монастырь и к роковому для Руси 1380-му году уже был его послушником.

По законам православной церкви, ни священник, ни, тем более, монах не имели права ни при каких обстоятельствах брать в руки оружие и принимать участие в боевых действиях.

Что же заставило Пересвета ослушаться закона Божьего? О чем молился инок Александр в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского? И куда, помолясь, ушёл он, оставив свой яблоневый посох, взяв вместо него оружие?

      А ушел он защищать Святую Русь, страну свою, землю свою. Ибо «подули сильные ветры с моря к устьям Дона и Днепра, принесли грозные тучи на Русскую землю… То не серые волки…- пришли поганые татары, хотят пройти войной всю Русскую землю». И призвала земля русская всех сынов своих на защиту.

И отправился пресветлый князь Дмитрий Донской к преподобному Сергию Радонежскому за благословением. И благословил праведник и чудотворец русское воинство: «Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». И  надежду вселил во всех ратников.

Но не  только благословение было дано Дмитрию Донскому, но и два инока княжеского рода вышли из стен Троице-Сергиевского монастыря с князем в ратный поход. Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском искусстве.

Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались. Но не просто монахами Александром Пересветом и Андреем Ослябей были они – сам преподобный Сергий  постриг их, на святое дело отправляя, в Великую Схиму, в высший ангельский чин.

 И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя.

         «Быть стуку и грому великому на речке Непрядве,… покрыться трупами человеческими полю Куликову, потечь кровью Непрядве-реке!» В восьмой день сентября года 1380-го поле Куликово стало после драматических событий и обильно пролитой русской крови первым Полем Славы на все времена. Отливали начищенные кольчуги.

Окрест доносился храп и ржание понукаемых коней, слышались клики всадников, рвущихся в бой… Темные полчища врага ползли, как тень, с обеих сторон. Нашей рати меньше гораздо. Уже близко сходятся сильные полки…

И не знал, и не ведал Александр Пересвет, что будет бой этот для него последним, что увековечат потомки день и год его смерти, не зная года рождения.

      Выехал злой печенег из великого полку татарского, показывая силу и мужество свои на виду у всех. Пяти сажен высота его и трех сажен ширина его была.

Злодей грозно потрясал оружием пред русскими рядами, и был он всем «страшен зело, и никтоже смеяше противу его изыти». Похвалялся пред русскими войсками  Челубей (Темир-мурза) силой своей непомерной и ловкостью.

Вызывал Темир-мурза на единоборство кого-либо из русских воинов, на традиционный «поединок богатырей».  И никто не мог противостоять грозному татарскому богатырю:

  1. Челубей — знаменитый воин,
  2. Великанистый весельчак.
  3. Знает силу свою, спокоен.
  4. Ждёт, найдётся ли здесь смельчак.
  5. Невозможностью каждый связан,
  6. В ожидании изнемог.
  7. Вдруг послышалось рядом с князем:

«Не смущайтесь. Велик наш Бог».

       Это выступил из Передового полка князя Владимира Всеволожского монах– инок Александр Пересвет, слывущий умением уставлять полки. Не вступал он в борьбу с самонадеянной гордостью, не похвалялся перед врагом своей крепостью и силой, лишь произнес: «Этот человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться».

  • Мрак уныния свет разрезал,
  • Александр Пересвет.
  • Голос мужественный и трезвый,
  • Ни сомнений, ни страха нет…
  •        По обычаю христианскому простился инок Пересвет со всеми и просил Андрея Осляблю и других воинов молиться за него.

       И выпала честь Пересвету начать Куликовскую битву. Сел он на своего коня и, копьем вооруженный, устремился на татарина. Хитер был Челубей, мастер конных поединков: копьё его было на метр длиннее обычного.

Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побежденным и выпадал из седла.  Но и Пересвет умом недюжинным наделен был.

Неспроста русский витязь снял перед поединком с себя боевые доспехи: вместо шлема и брони на нем была лишь Великая Схима — накидка монашеская с изображением креста, которую получил он в дар от Сергия Радонежского: Сделал он это, словно предвидя, что суждено ему пасть от руки «поганого татарина». Но знал он и то, что копье противника, пройдя сквозь тело его на большой скорости, не успеет вышибить его из седла и тогда он сможет нанести удар сам…

         Взвились на дыбы могучие кони двух воинов. Столкнулись всадники, копья ударили в щиты. Звон стали разнесся по полю. Щиты не выдержали такого натиска, копья проткнули их и вонзились в тела богатырей.

Подался назад Челубей от удара копья русского богатыря. Полетел с его бритой головы красный малахай. Подался и Пересвет. Всю силу свою могучую вложил он в длинное копье.

Сшиблись богатыри с силой страшною, что орудия переломались, пробили они друг друга копьями насквозь – и оба упали на землю замертво:

  1. Раз-бег, в один миг
  2. У-дар, вскрик.
  3. У-пал Челубей, у-пал Пересвет и оба коня.
  4. Никто ничего не успел понять…

       Есть немало легенд о том, что, даже будучи мертвым, Пересвет «одолел» ненавистного врага. Так одно предание гласит, что оба воина упали замертво, но наш Пересвет оказался сверху.

Другое упоминает, что на землю упал лишь Челубей, а инок Пересвет, получив рану смертельную, продолжал в седле оставаться, ибо копье ударило прямо в крест, смог сам до строя доехать и только там умер…

Выиграл Мурза Челубей триста поединков, но с духовным богатырем он справиться не смог.

  • …Так противник в начале битвы
  • Разменял своего ферзя
  • На фигуру поменьше весом,
  • Духом – выше во много раз.
  • Принял инок удар железом
  • За десятки любых из нас!

         Загорелся для Александра Пересвета «невечереющий день в вечном царствии Христовом». И тут, на поле на Куликовом, свершился его последний подвиг, к которому он шел всю свою жизнь.

Ибо погиб Александр Пересвет, но многие русские воины избежали смерти от руки Темир-мурзы, убитого в поединке.

После окончания битвы великий князь Дмитрий, нашедши на поле погибшего Пересвета, обратился к своим спутникам со словами: «Братия, видите ли сего чиноначалника? Тои бо победи подобна себе, от него же было пити многим людем горкую чашу». 

Многим чаша такая. Многим

Литься впредь на Руси слезам.

С Богом, братие! С Богом! С Богом!

Время храбрость показать!

       И был бой Пересвета с Челубеем знаком для русских воинов, что битва будет тяжелой, но победа будет за православными.

И «преодолела слава русская хулу поганых… Уже поганые оружие свое побросали, а головы свои склонили под мечи русские… О горький час! О година крови исполнена!» Но Куликовская битва духовно возродила Русь, укрепила веру в национальное самосознание.

Ибо ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы…, а вернулись единым русским народом!

      Величается Отечество наше за великий сонм людей Божиих, сынов света духовного. И среди них — монахи-воины, соединившие в своем житии два подвига воедино, став преподобномучениками.

Имена их светятся на скрижалях родной истории ярко, подобно неугасимым лампадам.

Одно из этих имен – имя моего славного земляка Александра Пересвета! Высится памятник ему на Покровской горе в родном его Дебрянеске.

Днесь — и воин, и раб Христов.

«Слава русским воителям, Пересвету хороброму и брату его Ослябе – героям Куликовской битвы!»

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/07/20/aleksandr-peresvet-dnes-i-voin-i-rab-khristov-sochinenie

Читать онлайн Русская история: мифы и факты. От рождения славян до покорения Сибири страница 41. Большая и бесплатная библиотека

Куликовская битва как утверждающий миф. «Сказание» оказало огромное, если не исключительное влияние на создание национального мифа о битве на Куликовом поле. С момента появления повесть имела литературный успех. 150 списков XVI — XVIII вв. означают, что «Сказание» были любимым чтением — его читали и переписывали.

Повлияло оно и на устное творчество. Появились былина «Илья Муромец и Мамай» и сказка «Про Мамая безбожного». В 60-70-х гг. XVI в. «Сказание» было включено в Лицевой летописный свод Никоновской летописи, созданной для официального церковного толкования исторических событий. Там есть и замечательная миниатюра — «Бой Пересвета с Челубеем».

В дальнейшем Никоновскую летопись использовал Н.М. Карамзин, введя таким образом «Сказание» в русскую историографию. В соответствии со «Сказанием» излагает историю Куликовской битвы С.М. Соловьёв.

Важную роль в приобретении Куликовской битвой по «Сказанию» статуса государственного мифа сыграло православное духовенство, одобрившее трактовку роли церкви в победе православных христиан над «безбожными агарянами».

Куликовская битва имела особое значение для национального самосознания. Наиболее четко эту мысль выразил Л.Н.Гумилёв:

«Этническое значение происшедшего в 1380 г. на Куликовом поле оказалось колоссальным.

Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах.

И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность — Московская Русь — стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения».

Сказанное нельзя понимать буквально: разобщенность ещё сохранялась — после славной победы через два года был погром Москвы Тохтамышем, и никто не пришел москвичам на помощь. Но в долговременном плане слова Гумилёва справедливы.

Консолидация русских земель вокруг Московского княжества продолжалась, и со второй половине XV в. молодому народу и государству уже требовался национальный исторический миф, причем не времен Киевской Руси, а из нынешней жизни — миф Московской Руси.

Таким мифом стала битва на Куликовом поле в изложении «Сказания о Мамаевом побоище».

Битва на Куликовом поле была глубоко почитаема царями. Икона Богоматери Донской, пред образом которой, по преданию, молился перед битвой князь Дмитрий, пользовалась особой любовью. Перед ее образом молился Иван IV, отправляясь войной на Казань (1574).

Он же взял икону в Полоцкий поход (1563). Царь Фёдор перенес икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Когда полчища крымского хана осаждали Москву в 1591 г., царь Фёдор всю ночь молился перед иконой. В 1592 г.

в честь чудесного избавления от татар он основал Донской монастырь.

Известно, что Пётр I посещал Куликово поле и велел пронумеровать и сберечь древние дубы дубравы, откуда, по преданию, пошел в атаку засадный полк. На Куликовом поле был установлен памятник по проекту А.П.

Брюллова — 29-метровая чугунная колонна с золоченым куполом и крестом (1850), храмы Рождества Богородицы (1894) и Сергия Радонежского (1917). В Старое Симоново, где возле храма Пресвятой Богородицы, по преданию, были захоронены Пересвет и Ослябя, совершали паломничества русские цари.

В 1509 г. на месте деревянной церкви строится каменный храм, перестроенный в XIX в. архитектором К.А. Тоном. Екатерина II после коронации посетила Старое Симоново и выделила значительные средства монастырю.

К 500-летию Куликовской битвы на могилах Пересвета и Осляби было установлено чугунное надгробие каслинского литья и состоялось паломничество царской семьи к месту погребения.

Начиная с XVIII в. писатели и художники посвящают свои произведения Куликовской битве. А.М. Матвеев пишет картину «Куликовская битва» (1735), М.В. Ломоносов создает трагедию «Тамира и Селим» (1750), О.А. Кипренский пишет картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805). На сцене Александрийского театра ставят драму В.А.

Александровича-Озерова «Дмитрий Донской» (1807). Широкую популярность битва на Куликовом поле приобрела благодаря «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьёва. В 1850 г. по заказу Николая I А.

Ивон создал огромное полотно «Куликовская битва», в настоящее время украшающее залы Большого Кремлёвского дворца.

Куликовскую битву почитали и среди демократически настроенной части российского общества XIX в. Для многих Куликовская битва являлась примером освободительной борьбы против угнетения. В.О. Ключевский пишет о моральном значении битвы:

«Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями».

К теме битвы обращаются русские художники рубежа XIX — XX вв. А.Н. Новоскольцев пишет картину «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем», В.М. Васнецов — «Пересвети Ослябя», «Поединок Пересвета с Челубеем». А.А. Блок создает стихотворный цикл «На поле Куликовом» (1908). Цикл не только о славном прошлом, но провидение кровавого будущего России:

И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль…И нет конца! Мелькают версты, кручи…Останови!Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Большевики, пришедшие к власти в 1917 г., никаких симпатий к памяти о Куликовской битве не испытывали. В этой памяти, на их взгляд, сочеталось религиозное мракобесие, прославление самодержавия и великодержавный русский национализм.

Соответственно относились и к памятникам — Троице-Сергиева лавра была закрыта, гробница с мощами святого Сергия и гробница Дмитрия Донского в Архангельском соборе в Кремле вскрыты для досмотра, в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, месте почитания могил Пересвета и Осляби, разместили станки завода «Динамо*. На I Всероссийской конференции историков-марксистов (январь 1929 г.) запретили употреблять выражение русская история. Глава историков-марксистов М.Н. Покровский тогда объявил: «Самое название «русская история» насыщено великодержавным шовинизмом… Термин «русская история» есть контрреволюционный термин».

В 1934 г. «школу Покровского» официально осудили, после чего было восстановлено изучение истории «старой России». Смягчилось и отношение к Куликовской битве. После нападения Гитлера на СССР Сталин решительно повернулся в сторону русского патриотизма. Тогда, принимая парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.

, он произнес знаменитую речь, где были слова: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Дмитрий Донской и с ним Куликовская битва вновь обрели статус государственного мифа.

Последствия не замедлили себя ждать. Ю. А. Шапорин получает в 1941 г. Сталинскую премию за кантату «На поле Куликовом» (1939), СП. Бородина награждают в 1942 г. Сталинской премией за роман «Дмитрий Донской» (1941), М.И. Авилову в 1946 г. дают Сталинскую премию за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943).

К сожалению, не был отмечен наградой Ф.П. Челунин, создавший замечательную палехскую миниатюру под тем же названием (1945). В последующие десятилетия появляются многочисленные картины на тему Куликовской битвы. Среди них выделяются работы А.П. Бубнова, И.С. Глазунова, Е.И. Данилевского, П.Д. Корина, В.П.

Криворучко, Ю.П. Кугача, А.И. Плотнова, С.Н. Присекина, Ю.М. Ракши, М.И. Самсонова. Публикуются романы Ю.М. Лощица «Дмитрий Донской» (1980), Ф.Ф. Шахмагонова «Ликуя и скорбя» (1980), Д. Баташова «Отречение» (1990). О Куликовской битве пишут поэты — С.В. Викулов, Н.К. Старшинов, священник В. Сидоров, В.В.

Сорокин и многие другие.

600-летие Куликовской битвы пышно отметили в Советском Союзе в 1980 г. Откликнулась на юбилей и Русская Православная Церковь — в 1988 г. (спустя 600 лет после смерти) князь Дмитрий Иванович был причислен к лику святых.

Казалось, примирение советской идеологии и русского религиозно-национального мифа состоялось. Но была в этом примирении односторонность, заквашенная на старых марксистских дрожжах.

Замалчивалось влияние церкви как объединяющего начала, сплотившего в одно целое рати враждовавших княжеств и отдавшей их на день битвы во власть недавнего обидчика московского князя.

Преуменьшалась решающая роль прекрасно вооруженных и обученных конных дружин — тех самых феодалов из курсов истории.

На первое место выводилось народное — «крестьянское» — ополчение хотя на самом деле пешее ополчение состояло не из крестьян в лаптях и с дрекольем, а из одетых в кольчуги горожан, сильных дисциплиной и взаимной спайкой. Историки здесь ни при чем, речь идет об официальной трактовке мифа.

Советские историки и филологи добросовестно изучили все связанное с Куликовской битвой, и их работы имеют тот знак качества, который во многом был утрачен в десятилетие, последовавшее за распадом СССР.

Источник: https://dom-knig.com/read_223077-41

М.И. Авилов «Поединок на Куликовом поле»: описание картины

Картина была написана художником во время Великой Отечественной войны (в 1943 г.). Этот год является трагическим и переломным для нашей страны. Поединок между Челубеем и Пересветом также был важным в исходе Куликовской битвы. Этот бой укрепил дух русских полков. В схватке погибли оба воина, но победа была одержана нашим богатырем. Пересвет сумел доехать на уцелевшем коне до русского войска, стоявшего позади. А Челубей после мощного удара копьем упал с коня и так и остался лежать, истекая кровью.

Картина «Поединок на Куликовом поле» находится в Государственном русском музее, который вы можете увидеть на фото выше.

Биография художника

М.И. Авилов – народный художник РСФСР, имеет множество наград, его картины участвовали в выставках в Академии художеств Общества им. А.И. Куинджи. Наиболее известное полотно, которое написал художник Авилов, носит название «Поединок на Куликовом поле». Картина принесла живописцу большой успех, благодаря ей он стал лауреатом Сталинской премии I степени.

Авилов преподавал в Институте им. И.Е. Репина (Академия художеств в Санкт-Петербурге, в то время – в Ленинграде), создавал плакаты и иллюстрации для русской классической литературы.

Каждая картина этого художника наполнена особенной атмосферой. Авилов работал в батальных жанрах (баталия – сцена сражений), преимущественно изображал на своих полотнах знаменательные исторические события Руси и СССР (времена гражданской войны). Художник черпал вдохновение для своих полотен из его современности, а теперь, в наше время, эти картины использутся в качестве иллюстраций для учебников по истории.

Художник Авилов, «Поединок на Куликовом поле»: описание картины

На картине мы с первого взгляда узнаем легендарного русского богатыря Пересвета (художник изобразил его слева). Он облачен в снаряжение русского воина: поблескивающий на солнце шлем, русская рубаха, а поверх нее надета кольчуга с металлическими пластинами, которые крепились в качестве дополнительной защиты. Но это не спасет богатыря. Пересвет погибнет вместе со своим противником Челубеем. Также мы видим, что на русском воине надеты не лапти, а кожаные сапоги. Это говорит нам, что Пересвет – человек богатый или знатного рода.

Что еще изобразил Авилов? «Поединок на Куликовом поле» (картина) представляет нашему взгляду и отрицательного героя «рассказа» — татарского богатыря Челубея. Художник подробно расписал все зло (для нас это татаро-монгольское иго) в одном лице воина-татарина. На картине этого воина мы увидим справа. Красный малахай на бритой голове уже говорит нам, что это не русский воин, а татарин, наш враг. Обе фигуры (Пересвет и Челубей) запечатлены в самом центре полотна. Они динамичны, изображены крупно, и все это выделяет их на общем плане. Талантливый художник — М. Авилов. «Поединок на Куликовом поле» (описание картины представлено в нашей статье) — исторически значимая работа.

Описание действий

В центре картины Пересвет бьет острием копья, от Челубея идет встречный удар. Оружие обоих воинов врезается в щиты, но пробивает их насквозь и вонзается в тела, прорвав кольчугу. Разъяренные лошади встали на дыбы. Красный малахай слетает с головы Челубея. Вот-вот упадет и он сам. Раненный Пересвет продолжает держаться на коне.

Замечательную работу создал М. Авилов — «Поединок на Куликовом поле». Картина, описание которой мы проводим, поражает своей реальностью.

Задний план

Краски, которыми художник расписывал героев полотна, более яркие и насыщенные, чем задний план. Описание войска татар выглядит так: полки расположены справа, со стороны Челубея, и они выражают беспокойство. Татары уже предугадывают исход поединка. Он будет точно не в их пользу. Воин, который стоит ближе к нам, не может стоять на месте и спокойно наблюдать, он внимательно следит за всем, что происходит в поединке. И вот, увидя, как копье пронзает Челубея, он с беспокойством подается вперед.

Русское же войско менее взволновано. Наши воины уверены в силах Пересвета, но они не менее беспокоятся об исходе битвы. До мелочей все изобразил Авилов. «Поединок на Куликовом поле» — картина (описание ее еще не окончено), которая не может оставить равнодушным никого.

Впереди на белом коне восседает князь Дмитрий Донской. Наши воины изображены на дальнем плане и небольшими фигурами, поэтому невозможно рассмотреть эмоции на их лицах.

Так представил Авилов поединок на Куликовом поле. Описание события, которому посвящена картина, позволит вам больше узнать о Куликовской битве. Бой между Пересветом и Челубеем известен большинсту людей во многом благодаря художнику М.И. Авилову.

Примечания к статье

Мы должны гордиться тем, что создал это полотно наш художник — М.И. Авилов. «Поединок на Куликовом поле» (описание картины отсылает нас к далеким событиям) — удивительная работа.

Живописец изобразил на своем полотне легендарное историческое событие Руси. Делая подробное описание, мы невольно начинаем углубляться в историю, стараясь рассказать о полотне, которое написал Авилов — «Поединок на Куликовом поле». Описание картины может заполнить целую главу в учебнике по истории.

Заключение

Мы рассмотрели работу, которую создал М.И. Авилов — «Поединок на Куликовом поле». Описание этой картины расширяет знания о нашей стране, о ее героях и их подвигах. Во всем своем величии здесь представлен дух русского народа, который свергает иго татаро-монголов. Один мощный удар копьем решает судьбу всей Руси. Теперь больше не будет гнета, обычные люди продолжат мирную жизнь, не боясь, что в любое время могут нагрянуть татарские воины и уничтожить их семьи. Богатырь Пересвет в битве с Челубеем погибает, но оставляет о себе вечную память.

На фото выше представлен монумент, посвященный Куликовской битве.

Благодаря картине художника Авилова многие из нас знают о том, какой подвиг совершил Пересвет и что вообще когда-то состоялась битва на Куликовом поле.

Правда о схватке Пересвета и Челубея. То, что не написано в житиях.

В Троице-Сергиеве лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь.

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета – монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем – это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии – Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира – демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом – чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов – в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога – непобедимы.

Епископ Митрофан (Баданин)

Интервью с владыкой Митрофаном читайте здесь

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)11

Грозный Челубей – посвященный воин темного тибетского культа «бон»! — Мономах

Сегодня мало кто представляет, с какой грозной и страшной силой пришлось сразиться на Куликовом поле схимонаху Александру Пересвету, благославленному на бой самим прп. Сергием Радонежским.

Любимый батыр Мамая печенег Челубей, или Темир-Мурза, был не просто искусным воином. Он был… адептом мистического культа, который в разных источниках именуется по-разному — «бон-по», «бон(г)-по», иногда даже «бон(ч)-по». Челубей прошел в этой религии до высшей степени посвящения. Считалось, что он владел теми мистическими способностями, которые сегодня лишь искусственно, на уровне трюков воспроизводятся в фильмах о восточных единоборствах: мог на расстоянии наносить энергетические удары; владел телепортацией – способен был исчезать в одном месте и мгновенно появляться в другом; летал чудесным образом по воздуху…  Именно эти навыки позволили ему одержать неслыханное количество побед — примерно в трехстах поединках!

Вот как описывается он в одном из летописных документов: «Подобен он был древнему Голиафу: пять сажен высота его, а трех сажен ширина его».

Тогда-то и выехал схимонах Александр Пересвет, который ценой своей жизни остановил этого непобедимого доселе воина: «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. И упали оба с коней на землю, и скончались». И воскликнули все единогласно: «С нами Бог!» («Сказание о Мамаевом побоище»).

Интересно, что, как сообщил в беседе с одним журналистом настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове (где сейчас покоятся мощи преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби), протоиерей Владимир Силовьев, адепты учения «бон(г)-по»  приезжали в Россию специально для того, чтобы выяснить, почему их «великий предшественник Челубей» проиграл знаменитую схватку. В частности, они побывали в Троице-Сергиевой лавре, пытаясь понять, каким образом кресты монашеской схимы и молитвы к «русскому Богу» лишили Челубея его магических способностей, которые он так и не смог продемонстрировать в поединке…

Однако не следует думать, что все было так просто. Есть основания предполагать, что прп. Сергий, отличавшийся, помимо прочих духовных достоинств, и даром прозорливости (известно, например, что, находясь в своей Лавре, за сотни километров от Куликова поля, он с момента начала битвы быстро собрал братию монастыря на панихиду, и в то время, когда наши предки рубились в этой исторической схватке, святой, буквально, видя отлетавшие на Небеса души воинов, вслух перечислял их имена – для того, чтобы монахи соборно тут же молились об их упокоении!), — так вот, прп. Сергий, видимо, был отнюдь не уверен в исходе первого поединка с Челубеем: и именно поэтому послал не одного, а ДВОИХ воинов-схимников, чтобы, в случае возможной неудачи, на бой с Челубеем выехал второй монах. Настолько серьезной темной силой обладал Челубей! Не случайно, ведь он победил до этого в почти в 300 (!) поединках!

Древнейшая религия планеты

Сегодня из одного современного источника в другой заимствуется ошибочное мнение, что «бон(г)-по» якобы является одной из сект буддизма. На самом деле, это не так. Религия «бон», как считают некоторые исследователи, — одна из самых древних (если не самой древней) на Земле, и зародилась она задолго Буддизма. Ей около… 18 тысяч лет! В Тибет она пришла из Центральной Азии или Ирана. В отношении названия этой религии возможно уточнение — «бонпо» (один из вариантов перевода — «обращённый бон»).

Сам культ «бон» — довольно темный и загадочный. Известно о нем мало. Но даже такие люди, как Рерихи и Блаватская, имеющие, мягко говоря, очень сложные отношения с Православием, признаются в отвращении к нему, называя его в своих работах и письмах «черной верой» и отмечая практикующиеся в нем «самого низкого типа шаманизм», «грубую некромантию и тантризм», «колдовство» и «черную магию».

На сайте Индостан. Ру можно прочитать, что «само слово бон происходит от юн-друн-ги-бон, что означает «проговаривать магические заклинания», или «повторять секретные формулы»…

По мнению авторов статьи, размещенной на этом сайте: «Религия бон часто неверно (интересно, почему неверно? – ред.) описывается как сочетание шаманистских верований, фетишизма и демонологии». Однако при этом они сами тут же подтверждают: «Священнослужитель бона являлся магом и некромантом, в практику которого входило пение магических заклинаний. Он исполнял непонятные для непосвященных танцы и бесстрашно вступал в схватки с невидимыми демонами, окружавшими его…

Священники бон не давали обет безбрачия, и, тем не менее, они часто были затворниками, носили прическу из спутанных нестриженых волос и жили в полном одиночестве в чаще джунглей или высоко в горах…

Спектр функций бонского священнослужителя был чрезвычайно широк: он выступал одновременно магом и некромантом, шаманом и волшебником. Он попадал во власть богов, и через него божества проявляли себя в этом мире (что это за «боги» и «божества», понять, думаю, несложно – ред)…»

Очень интересен и другой отрывок: «Жертвенная молитва, используемая в поздней Ваджраяне и имеющая, возможно, бонское происхождение, хорошо передает дух самой религии бон: «О, вы, все духи, демоны, оборотни, привидения, злобные сущности, духи безумия и эпилепсии, мужские и женские небесные покровители, а также все другие, примите эту жертву и да будет между нами соглашение, и пусть благодать и защита исходят от этого соглашения».

Обряд жертвоприношения сопровождался суровым предупреждением для простолюдинов: «Если вы осмелитесь нарушить заключенное соглашение, то будете разрублены и выброшены, как эти животные, приносимые в жертву! Поэтому будьте едиными в своих помыслах и преданны богам небесным и земным, чтобы они могли увидеть ваши чистые помыслы!»

Далее еще интереснее: «Священники бон использовали знак свастики (по-тибетски юн-друнг) как магическое орудие величайшей силы. Это слово используется также в качестве титула основателя религии. Свастика (санскр. «эмблема счастья»), появление которой окутано тайной.

Теперь очень важное: говоря о свастике в разных религиозных традициях, следует отметить одну особенность: в традиции бон она «вращается» слева направо, то есть является правосторонней, в отличие от левосторонней свастики буддизма, символизирующей процесс «вращения» справа налево. Эта деталь объясняется характерной чертой бон: делать многие вещи в обратном порядке (обходить ступы по левой стороне, вращать молитвенные барабаны в обратную сторону и произносить мантры наоборот…)»

Последняя деталь очень характерна, вообще,  для всех демонских, темных сил. Сатанисты тоже всегда совершали ритуалы, извращенные подобным же образом: с перевернутыми крестами, прочтением обратных молитв, совершением противоположных по смыслу «священнодействий».

В связи с приведенной цитатой, уместно также вспомнить и другое: эмблемой нацисткой Германии была как раз … правосторонняя свастика! Видите, какие подробности начинают проявляться, и странным образом увязываться?! Кроме того, известно, что при взятии Берлина и самого рейхстага советские солдаты обнаружили около 1000 странных трупов в военной форме без знаков различия с характерным для Тибета  чертами лица. Долгое время считалось, что это – посланцы Далай-ламы, с которым контактировали знаменитые экспедиции СС под руководством Эрнста Шеффера и с которым у руководство Третьего Рейха была даже налажена радиосвязь. Однако теперь, с большой долей уверенности, можно предполагать, что это были все-таки не буддисты, а как раз адепты религии «бон» — те же духовные наследники Челубея, у которого на щите и амуниции, скорее всего, были изображения… правосторонней («бонской» или нацистской) свастики!

Если предположение верно, то как же все, однако, переплелось в нашей истории! Потомки Пересвета и Челубея через много веков, за тысячи километров от Куликова поля снова сошлись в кровавом и очень принципиальном духовном поединке — не на жизнь, а на смерть…

 

Культ «бон» и Буддизм: друзья или враги?

Надо признать, что Буддизм – довольно миролюбивая религия. Несмотря даже на известный во всем мире феномен монастыря Шаолинь: буддистские монахи в нем оттачивают боевые искусства отнюдь не для банального мордобоя — высшим совершенством у них считается не победа в бою, а доведение ситуации до такого развития, когда отпадает сама необходимость в схватке. При этом, однако, монах должен оставаться подготовленным к ней лучше, чем возможный противник – и духовно, и физически. Не случайно, агрессивный «бон» и миролюбивый Буддизм на протяжении всего своего сосуществования в Тибете никогда не были, мягко говоря, дружественными друг другу… Как бы это не пытались представить сегодня некоторые авторы наших дней.

Опровергает последних и тот же Ю.Н. Рерих, сын Н. К. Рериха и известный советский востоковед, который в одной из своих работ «По тропам срединной Азии» прямо писал, что «ночь, проведенная в монастыре бон-по, может принести несчастье», а почти негроидного вида наставник монастыря «бон» однажды прямо спросил его с нескрываемым удивлением, как, мол, вы, изучающие доктрины Буддизма, можете интересоваться их, «бонскими» писаниями, добавив при этом, что две эти доктрины не могут идти вместе, так как одна исключает другую. Далее Ю.Н.Рерих в своем труде уточняет, что, например, ламаистские монголы имеют большую антипатию к бон-по вере, которая известна им под названием Кхара-ном, «Черная вера» (гл. XVI).

 

«Бон» и руководство Третьего Рейха

То, что в руководстве нацисткой Германии знали очень подробно о религии «бон» от Эрнста Шеффера, вряд ли можно сомневаться.

Последний проявил просто недюжинные способности исследователя и путешественника. Он и его команда совершили немыслимое — стали одними из первых европейцев, проникшими (и не один раз) в закрытый для иностранцев Тибет.

Достаточно вспомнить, что тот же Рерих, также двигавшийся со стороны Китая и примерно в те же самые времена, так и не смог этого сделать. Его экспедиция, дожидаясь разрешения на посещение Лхасы, чуть не погибла от голода и холода на плато, в предгорьях Тибета – но так и не дождалась!

Зная о способностях и активности Эрнста Шеффера (получившего от самого рейхсфюрера СС Гиммлера задание максимально полно исследовать Тибет), нетрудно предположить, что он, несомненно, очень заинтересовался духовной практикой неизвестной для него религии, которую и сегодня исповедуют, по некоторым данным, до двух третей тибетцев. На документальных кадрах кинохроники, запечатленной Шеффером, можно видеть похожего на шамана человека, совершающего некий обряд с выпученными, экзальтированными глазами, который мало напоминает буддистского ламу, но зато очень похож, по словесным описаниям, на жреца культа «бон».

Алексей Анатольевич Чеверда

 

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле Википедия

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, который, согласно литературному произведению XV века, предшествовал Куликовской битве. Однако, в тексте «Задонщины» (конец XIV — начала XV века) можно видеть, что Пересвет, был жив в разгар Куликовской битвы, ибо он на поле «поскакивает на своём добром коне, а злачёным доспехом посвельчивает», когда уже «иные лежат посечены»[1]. В Сказании… оба воина погибли в поединке, однако победа осталась за Пересветом, так как его конь смог довезти воина до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Описание картины

Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской. В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка[2].

Примечания

Ссылки

Убил ли Пересвет Челубея? — lovelyman111 — LiveJournal

?

LiveJournal

  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • iOS & Android
  • Disable ads

Login

  • Login
  • CREATE BLOG

    Join

  • English

    (en)

    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

методов передержки | Как фотографы используют передержку

Слишком много света, если допустить во время экспонирования, может привести к получению слишком яркого снимка, который часто называют переэкспонированной фотографией.

Экспозиция — это творческий выбор, который вы делаете для достижения определенной цели, а это означает, что нет правильной экспозиции, а значит, и переэкспонирования или недоэкспонирования. Этот термин применяется только к вашей работе или цели, которую вы хотите достичь с помощью этих фотографий.

Давайте попробуем понять, что на самом деле создает недоэкспонированные или переэкспонированные фотографии.

Фотограф полностью контролирует, сколько света действительно может попасть на датчик при открытии затвора. Вы можете контролировать количество света, попадающего на датчик камеры, изменяя настройку ISO, настройку диафрагмы и выдержку. Эти три настройки и то, как они используются вместе, создают вашу настройку экспозиции.

НАСТРОЙКА ОТВЕРСТИЯ

Передержку можно получить, установив меньшее значение диафрагмы на диафрагму.Это расширит диафрагму на объективе, и это позволит некоторому свету проходить через объектив на датчик камеры.

НАСТРОЙКА СКОРОСТИ ЗАДВИЖКИ

Увеличение скорости затвора сокращает время, в течение которого затвор фактически открыт. Использование более короткой выдержки уменьшит количество света, попадающего на датчик, и в результате вы получите более темное изображение. Таким образом, необходимо уменьшить выдержку, чтобы получить передержанный снимок.

НАСТРОЙКА ISO

При уменьшении ISO изображения станут темнее.Кроме того, уменьшая настройку ISO, вы уменьшаете количество шума на изображении. Как правило, цифровые зеркальные камеры (и большинство мыльниц) обеспечивают низкое значение ISO 100. Другие камеры могут опускаться до ISO 50. Помните, что при уменьшении ISO снижается чувствительность сенсора к свету. При съемке с низкими настройками ISO потребуется гораздо больше света, чтобы получить хорошо сбалансированное изображение.

Изображение предоставлено l i g h t p o e t

Увеличилось количество случаев применения переэкспонированных фотографий в средствах массовой информации.Вы можете часто сталкиваться с рекламой определенных продуктов, в которых использовалась обработка передержки на своих креативах для создания впечатляющей визуальной коммуникации.

Бренды

по уходу за кожей часто использовали эту обработку, чтобы выявить функциональные преимущества своих продуктов, и это относится и к брендам фитнеса.

Изображение Mooshny

Изображение Mooshny

Креативщики для вечеринок тоже использовали передержку в качестве объявлений, особенно те, которые посвящены пляжам.

Изображение yulianas

Также можно встретить оформление альбомов / музыкальный брендинг с использованием двойной экспозиции.

Глядя на применение этой техники в средствах массовой информации, можно быть уверенным, что эта техника, будучи относительно новой, может найти свое применение в различных формах искусства и останется здесь надолго. Простота достижения такого эффекта в сочетании с той ценностью, которую он добавляет к передаче сообщений об определенном визуальном материале, — еще одна причина, по которой обработка двойной экспозиции всегда будет приоритетом художника.

Как искать кисти и краски Vermeer

В одном из квестов Genshin Impact игроки собирают краски и кисти для озадаченного художника, но вскоре все усложняется.

При запуске Genshin Impact нужно принять во внимание многое. В большом, ярком мире, наполненном вещами для исследования, игроки могут идти в любом направлении и находить что-нибудь интересное. Но, пожалуй, лучший способ начать работу в Genshin Impact — это найти квесты и, по сути, никогда не останавливаться.

Это потому, что есть много квестов, многие из которых исследуют укромные уголки мира Genshin Impact .Хотя сначала лучше придерживаться основного сюжетного квеста, есть и другие квесты, ожидающие более опытных игроков. Один из них — бассейн Лухуа, который не только красив, но и скрывает секрет. Там есть художник, у которого проблемы с принадлежностями для рисования, и ему нужна помощь игрока. Вот как это сделать.

СВЯЗАННЫЙ: Сравнение Genshin Impact с Zelda: Breath of the Wild Does it a Disservice

Шаг 1: бассейн Лухуа

Весь квест сосредоточен вокруг бассейна Лухуа в Лиюэ, большом озере с несколькими круглыми руинами в нем.Игроки найдут Винир, NPC, который дает квест, прямо поблизости. Он художник, который пытается запечатлеть красоту озера, но, к сожалению, он потерял свое оборудование для рисования. Имейте в виду, что рекомендуемый уровень для этого квеста — 30. Обязательно повышайте уровень и повышайте ранг приключения, прежде чем пытаться выполнить квест.

Шаг 2. Поиск расходных материалов

На самом деле игроки могут найти здесь только две вещи: кисть Вермеера и его краски.К сожалению, ему как-то удалось их потерять на совершенно противоположных берегах озера. Расстояние достаточно велико, чтобы раздражать, но быстрое перемещение G Enshin Impact может помочь. Кисть находится в некоторых руинах, на участке с видом на озеро, в чем-то похожем на кемпинг. На земле в углу разрушенной стены есть светящееся пятно. Это кисть.

Затем перейдите через озеро на вершину холма.Вас встретит аналогичный кемпинг с книгами, разложенными стопками. Краски есть, прямо под краем обрыва. Оба этих места показаны на картине Вернера, что может помочь при поиске точных мест.

Шаг 3: Статуи

Краска — это не конец квеста.После этого игроки должны найти особый камень у берегов Бассейна. После нахождения этот камень (плюс еще один от Вернира) нужно поместить на две статуи. Как только это будет сделано, игрокам нужно будет использовать навык гео, чтобы открыть секретный проход. Поскольку игрокам рекомендуется перебросить своего начального персонажа, чтобы получить навыки анемо, обязательно принесите на место персонажа с силой гео.

Шаг 4: Битва

Все это приводит к битве против трех Магов Бездны, у каждого из которых свой элемент.Обязательно изучите матчи стихий против боссов, и игроки должны быть готовы к игре.

Genshin Impact доступен на ПК, PS4 и мобильных устройствах, а версия Switch находится в разработке

БОЛЬШЕ: Genshin Impact: Как исследовать и разблокировать Tri Seal

Чего ожидать от God of War Ragnarok Sequel

«Черный квадрат» Малевича

«Черный квадрат» на выставке 0,10 в Петрограде | via Wikimedia Commons

Хотя Черный квадрат киевского художника Казимира Малевича считается центральным элементом современного российского искусства, он также является одним из самых спорных.Некоторым зрителям это кажется картиной, которую четырехлетний ребенок мог бы нарисовать линейкой. Возможно, это правильно, но по правде говоря, за темной поверхностью картины скрывается гораздо больше, что можно лучше всего понять с некоторыми базовыми знаниями.

Художник Казимир Малевич постоянно искал правильную форму художественного выражения, проходя через различные направления современного искусства, от импрессионизма до кубизма. В конце концов Малевич стал частью футуристического движения, которое процветало в России в начале 20 века.Художники, поэты и музыканты отвергали прошлое — все устоявшиеся системы в западном мире. Они чувствовали, что их страна стоит на пороге революции, полной смены общественного строя. Как и его коллеги-футуристы, Малевич перестал искать ответы в прошлом; вместо этого он все отрицал и придумал новую художественную систему.

Малевич (в центре) с коллегами-футуристами через Wikimedia Commons

В 1915 году Малевич начинает работу над первой картиной «Черный квадрат », а в последующие десять лет завершает еще три варианта картины.Впервые работа была представлена ​​в 1915 году на «Последней футуристической выставке живописи 0,10 », где в углу комнаты висела картина Малевича « Квадрат », похожая на русскую икону. Малевич объявил, что этот новый стиль живописи будет называться супрематизмом и будет управляться простыми геометрическими формами. Визуальное изображение объекта не считалось важным, главное — художественное чувство.

«Черный квадрат» на выставке 0,10 в Петрограде через Wikimedia Commons

Теперь, хотя важны были чувства, а не визуальное выражение, изображение Черный квадрат не так просто в сам.На завершение первой версии Малевичу потребовались месяцы. Квадрат на самом деле не квадрат. После тщательного изучения становится очевидно, что квадрат не идеален и не был завершен линейкой или какими-либо другими инструментами. Это тоже была не первая идея художника для этой работы. Экспертный анализ выявил, что под слоем темного цвета скрываются еще две красочные картины. Вот почему самая ранняя версия черного квадрата сейчас начинает отслаиваться — слой краски слишком толстый.

Печально известный «Черный квадрат» через Wikimedia Commons

Хотя Малевич и некоторые из его учеников были единственными последователями супрематических движений, Черный квадрат стал культовым. Нет точной интерпретации того, что это на самом деле означает. Некоторые говорят, что это был символический конец всему предшествующему искусству и «эпицентр» для грядущих движений. Некоторые называют его революционным символом, предвестником социалистической революции 1917 года в России. Как бы то ни было, Черный квадрат сохраняет свое место в центре истории современного искусства России.

Есть четыре версии «Черный квадрат» , завершенные Малевичем, и все они размещены в России. Первую, датированную 1915 годом, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Версия 1923 года находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Версия 1929 года находится в Новой Третьяковской галерее также в Москве. Окончательный вариант, датированный концом 1920-х — началом 1930-х годов, находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

ответов на доисторические наскальные рисунки, на создание которых потребовалось до 20000 лет

На создание доисторических наскальных рисунков ушло до 20000 лет

Микеланджело, возможно, потратил четыре долгих года, чтобы нарисовать свою фреску на потолке Сикстинской капеллы, но его самые ранние предшественники потратили значительно больше времени на совершенствование своих собственных шедевров.Ученые обнаружили, что на создание доисторических наскальных рисунков уходило до 20000 лет. Вместо того, чтобы создаваться за один сеанс, как раньше думали археологи, многие из произведений, обнаруженных в Европе, были созданы сотнями поколений, которые дополняли, обновляли и закрашивали оригинальные произведения искусства.

До сих пор было чрезвычайно сложно определить, когда были созданы доисторические наскальные рисунки и резьба, но новаторская техника позволяет исследователям впервые точно датировать наскальное искусство и показать, как эти работы создавались на протяжении тысяч лет.Эксперты теперь надеются, что этот метод даст ценную информацию о том, как развивалась и менялась ранняя человеческая культура, когда первые современные люди переселились по Европе около 40 тысяч лет назад.

Доктор Алистер Пайк, археолог из Бристольского университета, который руководит исследованием, сказал: Искусство дает нам действительно сокровенное окно в умы людей, которые его создали, но мы не знаем, какими именно людьми они были. мы не знаем точно, когда это искусство было создано. Если мы сможем датировать искусство, тогда мы сможем связать это с артефактами, которые мы находим в земле, и начать связывать символические мысли этих людей с тем, где, когда и как они жили.’

Сотни пещер были обнаружены по всей Европе со сложной доисторической росписью и резьбой на стенах. Считается, что рисунки, на которых часто изображены сцены с животными, были созданы около 40 000 лет назад — спустя некоторое время после того, как люди начали перемещаться из южной Европы в северную Европу во время последнего ледникового периода.

Традиционные методы датирования основывались на углеродном датировании древесного угля и других пигментов, использованных в картинах, но это может быть неточно, поскольку дает только дату создания древесного угля, а не дату создания работы.«Когда вы заходите в эти пещеры сегодня, на земле все еще лежит древесный уголь, поэтому художники в то время могли использовать старый древесный уголь, а не делать его свежим сами», — объяснил доктор Пайк.

«Если бы это было так, то дата для картины была бы очень неправильной. Взятие образцов для датировки углерода также означает уничтожение части этих драгоценных картин, потому что вам нужно удалить немного пигмента. Что касается резных фигурок, то датировать их практически невозможно, так как в них нет органических пигментов, содержащих углерод.’

Ученые использовали свою технику, чтобы датировать серию известных палеолитических картин в пещере Альтамира на севере Испании. Известные как «Сикстинская капелла палеолита», сложные работы были построены примерно 14 000 лет назад. Но в исследовании, опубликованном на новом веб-сайте Planet Earth Совета по исследованиям окружающей среды, доктор Пайк обнаружил, что возраст некоторых картин составляет от 25 000 до 35 000 лет. Самым молодым картинам в пещере было 11000 лет.Доктор Пайк сказал: «Мы обнаружили, что большинство этих пещер не было написано за один присест, но роспись охватывала до 20000 лет. Это противоречит тому, что обнаружили археологи, проводившие раскопки в пещерах. Вероятно, люди не жили в пещерах, которые они нарисовали. Кажется, пещеры, в которых они жили, были где-то в другом месте, и в раскрашенных пещерах было что-то особенное ».

Доктор Пайк и его команда смогли датировать картины, используя метод, известный как датирование по урановым сериям, которое первоначально было разработано геологами для датирования таких горных образований, как сталактиты и сталагмиты в пещерах.Поскольку вода просачивается через пещеру, она несет чрезвычайно низкие уровни растворенного радиоактивного урана вместе с минеральным карбонатом кальция. Со временем небольшие количества карбоната кальция осаждаются, образуя твердый слой на полотнах, и этот слой также задерживает уран. Из-за своих радиоактивных свойств уран медленно распадается, превращаясь в другой элемент, известный как торий. Сравнив соотношение урана и тория в тонких слоях наскальных рисунков, исследователи смогли вычислить возраст картин.

Исследователи также применили свою технику к гравюрам, найденным на скалах вокруг скал Кресвелл в Дербишире, которые являются единственными образцами пещерного искусства в Британии. Они доказали, что гравюры были сделаны не менее 12000 лет назад. Профессор Пабло Ариас, эксперт по пещерному искусству палеолита из Университета Кантабрии, Испания, сказал: «Примерно десять лет назад датировать пещерное искусство можно было только по стилю фигур, но эта новая техника разработана Бристольским университетом. позволяет точно заключить эту дату в квадратные скобки.Мы хотим изучить, как люди того времени вели себя и как они себя чувствовали, а искусство палеолита дает нам возможность взглянуть на тип символов, которые были важны для них, поэтому нам нужно знать, когда люди, которые создавали это искусство, на самом деле жили.